Публикации. Дуэт преодоления. Алла Иошпе и Стахан Рахимов: «Нас потому и не забыли, что мы всю жизнь поем вместе» Tашкентцы Искусство Алла иошпе семья дети

Регулярная исправленная статья
Алла Яковлевна Иошпе (Йошпе)
фото
Поют Алла Иошпе и Стахан Рахимов
Дата рождения
Место рождения
Страны
Профессия
Жанр
Награды
Сайт Аллы Иошпе и Стахана Рахимова

А́лла Я́ковлевна Ио́шпе (Йо́шпе) (род. 13.06.1937 г.) - советская и российская эстрадная певица, народная артистка России (2002).

Выступает в дуэте с мужем С.М. Рахимовым. Исполнительница песен на идише и еврейских песен на русском языке.

Биография

Алла Йошпе родилась в 1937 г. на Украине в еврейской семье. В возрасте 10 лет она тяжело заболела - поранила ногу, начался сепсис. Ампуации удалось избежать, но проблемы с ногой остались на всю жизнь. Она мечтала стать артисткой, но окончила философский факультет МГУ, и даже защитила кандидатскую диссертацию на тему «Скорость произвольных двигательных реакций в норме и при лобных опухолях мозга». Обучение она совмещала с участием в качестве солистки в эстрадно-симфоническом оркестре Университета.

В 1960 г. на конкурсе художественной самодеятельности вузов Москвы произошла судьбоносная встреча. Заключительный концерт проходил в Колонном зале Дома Союзов. За кулисами все безумно нервничали. Не волновался только один человек - симпатичный узбек. Это был Стахан Рахимов . На том конкурсе они разделили первую премию, он проводил её домой. Так начался их роман. На тот момент они оба уже имели свои семьи, но любовь оказалась сильнее. На свадьбу друзья подарили им крошечный самовар со словами: «Разделить, разрубить можно всё, даже подушку. А этот самоварчик при всём желании разделить невозможно. Так будьте навеки вместе!»

Они пели вместе, их популярность росла… Но беда подкатилась как снежный ком. В конце 1970-х гг. стало ухудшаться здоровье Аллы Яковлевны. Сделанные операции не помогали. Обещали помочь в зарубежной клинике, но в Министерстве здравоохранения им отказали. И тогда в 1979 г. Алла Йошпе и Стахан Рахимов решили подать документы на выезд в Израиль . Реакция властей последовала незамедилительно: Аллу и Стахана не только не выпустили из страны, но объявили их врагами Родины и запретили выступать на сцене. Все их записи на радио и телевидении были размагничены. Последующее десятилетие Рахимов и Йошпе провели практически «под домашним арестом». Им угрожали, постоянно вызывали на Лубянку, ичключили из института их дочь. В один из дней Алла и Стахан написали сто писем во все столичные издания:

Часто из телефонов-автоматов им звонили какие-то незнакомые люди, говорили: «Ребята, мы с вами, держитесь!» А знакомые - приходили в гости, приносили еду: торты, конфеты, салаты. Конечно, просили спеть.

Стахан Мамаджанович Рахимов - советский и российский эстрадный певец, Народный артист РФ.

Стахан Рахимов родился в 1937 году в Андижане, УзССР, узбек. Его мать, в будущем известная певица, народная артистка Узбекской ССР Шаходат Рахимова происходила из богатой семьи. Однако, когда пришло время выходить замуж, она сбежала в театр, о котором мечтала всю жизнь. Никто не помнит, что стало с почти выплаченным калымом, но разразившийся тогда скандал, кажется, навеки сохранился в местных эпических сказаниях.

Первые публичные выступления Стахана Рахимова начались в три года. Няня заметила, что мальчик всё время что-то напевает: то материнские узбекские мелодии, то нянькины русские, то какие-то свои. И стала брать его с собой в магазины, на рынок, в парикмахерскую. Ребёнок «выступал», получал награды и первые заслуженные аплодисменты. А в пять лет Стахан «вышел» на настоящую сцену. Его мать была тогда солисткой Ташкентского музыкального театра драмы, где играла все заглавные роли. Мальчик в полном смысле слова рос за кулисами, а когда в одном из спектаклей героиню «убивали», он с воплем «мама!» бросился на сцену. Успех его в этот вечер был огромным. Когда Шаходат послали в Москву, в консерваторию, на повышение квалификации, она взяла Стахана с собой. Здесь он окончил школу и стал студентом Московского энергетического института.

В 1960 году, участвуя в финале конкурса вузовской самодеятельности он встретил свою любовь - Аллу Йошпе. У обоих на тот момент уже были семьи, и все же оба, потрясенные голосом другого, почти сразу поняли: «Мы не можем не петь вместе. Мы не можем не жить вместе. Это исключено»

С 1963 года дуэт вышел на профессиональную эстрадную сцену, где им неизменно способствовал успех. Они стали знаменитыми, с гастролями объездили почти всю огромную советскую страну и полмира в придачу. А потом вдруг исчезли...

В 1970-х гг. внезапно ухудшилось здоровье Аллы Яковлевны, сделанные операции не помогали... Им взялись помочь за границей, но в Министерстве здравоохранения им отказали.

И тогда в 1979 году они решились подать документы на выезд в Израиль.
Реакция властей последовала незамедилительно: Аллу и Стахана не только не выпустили из страны, но объявили их врагами Родины и запретили выступать на сцене. Все их записи на радио и телевидении были размагничены. Последующее десятилетие Рахимов и Йошпе провели практически «под домашним арестом». Им угрожали, постоянно вызывали на Лубянку, исключили из института их дочь. В один из дней Алла и Стахан написали сто писем во все столичные издания: «Мы не уехали, мы живы, мы здесь. Нам не дают работать...» Часто из телефонов-автоматов им звонили какие-то незнакомые люди, говорили: «Ребята, мы с вами, держитесь!» А знакомые - приходили в гости, приносили еду: торты, конфеты, салаты. Конечно, просили спеть.

И вскоре по Москве распространились слухи: Йошпе и Рахимов устраивают домашние концерты. Действительно, каждую субботу в их доме стали собираться люди. Свой «домашний театр» они назвали «Музыка в отказе». Его эмблемой стала картина одного запрещенного художника: две птицы, на клювы которых навешен амбарный замок.

И только в конце 1980-х годов занавес молчания стал приоткрываться. Им разрешили петь в маленьких райцентрах, а потом и на главных эстрадах страны.

Сейчас Аллу Йошпе и Стахана Рахимова можно увидеть на телевидении и радио, на концертных площадках России и зарубежья.

В 2002 году А. Я. Йошпе и С. М. Рахимов стали народными артистами России.

Советская и российская эстрадная певица.

Заслуженная артистка Росси (1995)
Народная артистка России (2002)

Алла Йошпе родилась в 1937 году на Украине в еврейской семье. В возрасте 10 лет она тяжело заболела - поранила ногу, начался сепсис. Ампутации удалось избежать, но проблемы с ногой остались на всю жизнь. Она мечтала стать артисткой, но окончила философский факультет МГУ, и даже защитила кандидатскую диссертацию на тему «Скорость произвольных двигательных реакций в норме и при лобных опухолях мозга». Обучение она совмещала с участием в качестве солистки в эстрадно-симфоническом оркестре Университета.

В 1960 году на конкурсе художественной самодеятельности вузов Москвы произошла судьбоносная встреча. Заключительный концерт проходил в Колонном зале Дома Союзов. За кулисами все безумно нервничали. Не волновался только один человек - симпатичный узбек. Это был Стахан Рахимов. На том конкурсе они разделили первую премию, он проводил её домой. Так начался их роман. На тот момент они оба уже имели свои семьи, но любовь оказалась сильнее. На свадьбу друзья подарили им крошечный самовар со словами: «Разделить, разрубить можно всё, даже подушку. А этот самоварчик при всём желании разделить невозможно. Так будьте навеки вместе!»

Они пели вместе, их популярность росла… Но беда подкатилась как снежный ком. В конце 1970-х годов стало ухудшаться здоровье Аллы Яковлевны. Сделанные операции не помогали. Обещали помочь в зарубежной клинике, но в Министерстве здравоохранения им отказали. И тогда в 1979 году Алла Йошпе и Стахан Рахимов решили подать документы на выезд в Израиль. Реакция властей последовала незамедилительно: Аллу и Стахана не только не выпустили из страны, но объявили их врагами Родины и запретили выступать на сцене. Все их записи на радио и телевидении были размагничены. Последующее десятилетие Рахимов и Йошпе провели практически «под домашним арестом». Им угрожали, постоянно вызывали на Лубянку, исключили из института их дочь. В один из дней Алла и Стахан написали сто писем во все столичные издания:

Мы не уехали, мы живы, мы здесь. Нам не дают работать...

Часто из телефонов-автоматов им звонили какие-то незнакомые люди, говорили: «Ребята, мы с вами, держитесь!» А знакомые - приходили в гости, приносили еду: торты, конфеты, салаты. Конечно, просили спеть.

И вскоре по Москве распространились слухи: Йошпе и Рахимов устраивают домашние концерты. Действительно, каждую субботу в их доме стали собираться люди. Свой «домашний театр» они назвали «Музыка в отказе». Его эмблемой стала картина одного запрещенного художника: две птицы, на клювы которых навешен амбарный замок.

И только в конце 1980-х годов занавес молчания стал приоткрываться. Им разрешили петь в маленьких райцентрах, а потом и на главных эстрадах страны.

Сейчас Аллу Йошпе и Стахана Рахимова можно увидеть на телевидении и радио, на концертных площадках России и зарубежья.

Почему Аллу Иошпе медики не лечили, а предложили сделать ампутацию ноги, чем грозила друзьям дружба с опальным дуэтом и почему в годы забвения от них отворачивались самые близкие? Кто уговаривал Стахана Рахимова бросить жену и начать сольную карьеру? О любви и предательстве, о славе и забвении репортеру рассказали заслуженные артисты России Алла Иошпе и Стахан Рахимов.

На лестничной площадке нас встречает радушный хозяин Стахан Рахимов. Артист проводит в гостиную, в полутемной комнате у торшера в мягком кресле сидит красивая женщина.

Я узнаю эти яркие глаза, кокетливую улыбку. Алла Иошпе отвечает на приветствие, ее голос ничуть не изменился. Невысокая, стройная, с царственной посадкой головы, ноги прикрыты теплым клетчатым пледом. Алла Яковлевна не показывает виду, но ей трудно передвигаться.

– Помню: лежу на диване бледненькая, худенькая, с аккуратно заплетенными косичками, смотрю на гостей своей 17-летней сестры Фаины и мысленно танцую вместе с ними фокстрот, – вспоминает она. – Два шага вперед, два в сторону. Музыка уводит вдаль, я делаю большой шаг и вскрикиваю от боли. Нога не дает мне покоя. Ни днем, ни ночью!

Алла Яковлевна вспоминает рассказ родителей: 13 июня 1937 года – счастливейший день, родилась дочка! Кто бы мог подумать, что выступающие венки на крохотной ножке принесут в жизнь девочки страдания. Коварная болезнь затаилась, проявлялась иногда, после насыщенного играми и беготней дня колено распухало и болело. Девочка на это не обращала внимания. Без нее не обходилась ни одна игра!

– Мне было десять лет, я у бабушки на Украине, вместе с ребятами босиком бегаем по кукурузному полю. В мою ногу вонзилась заноза, которая внесла в сосуды инфекцию, вызвала сепсис. Отечественные антибиотики не помогали, импортные даже за большие деньги достать сложно.

Родители продали все, что можно! Мама плакала, обивала пороги чиновников, выпрашивая еще хоть одну ампулу. Я дома горю в огне и умираю от заражения. Ногу надо ампутировать решают медики. На такую операцию моя мама не дает согласия. Как это – девочка и без ножки? Это же приговор!

А потом я пошла на поправку, без ампутации. Наверное, Бог услышал слезные молитвы моей мамы и послал спасение, – рассказывает Иошпе.

Трудно поверить, что маленькая Алла с таким диагнозом, при котором другие даже не встают с постели, успевала все – учиться, петь, играть в театре.

– В нашей школе учились только девочки, я еще плохо ходила, и в школу меня водила мама. Я висела на ней, и мы ковыляли. Но в школе мне будто становилось лучше. А в восьмом классе мы пригласили в школу мальчиков из соседней школы. Волнующее событие.

Я встала пораньше, пока сестра Фаина спала, надела ее пальто – зеленое, с меховой опушкой, – в нем я неотразима. И убежала. Гуляю весь день по улицам, домой не иду, а то Фаина отнимет пальто. Захожу в парикмахерскую и делаю первый раз маникюр, ведь сегодня я буду петь. Для мальчиков!

Мама и бабушка говорили, что на сцене я хорошею. Смеялись: лежит, ну прямо умирает – зеленая, замерзшая, ничего не ест… а выходит на сцену – и ничего у нее не болит. Глаза светятся и горят, как прожекторы!

Алла Яковлевна увлеченно рассказывает, а Стахан Мамеджанович слушает ее завороженно, как я, словно никогда не слышал эту историю.

– Я тогда пятнадцатилетней девочкой на этом празднике встретила своего будущего мужа – Володьку! Через восемь лет мы поженились.

Жили у его родителей, дом был небольшой, но многокомнатный. В одной комнате жил старший брат Роберт с женой. Во второй – другой его брат, Аллан – тот самый Аллан Чумак, в третьей – мы. Потом у нас родилась дочка Танечка. Она у нас врач, а ее сын, наш внук Костя, сейчас в Лондоне. Хороший такой мальчик.

Ему уже двадцать восемь… Володя поддерживал все мои начинания. Он замечательный семьянин, добрый человек. Я ему благодарна за все.

– Стахан Рахимович, а вы кому благодарны?

– Маме. Она была редкая красавица и умница, актриса Андижанского театра – Шаходат Рахимова. Когда был маленький, любил ходить на работу к маме в Ташкентский театр музыкальной драмы.

Там, за кулисами, пересмотрел весь репертуар.

История рождения Стахана Рахимова покрыта тайной. В городе ходили слухи, что красавица Шаходат Рахимова родила сына от хозяина республики – секретаря ЦК Узбекистана Усмана Юсупова, который приезжал в город во главе высокой делегации.

Эту информацию известный артист никак не комментирует. Но поговаривают, что именно Юсупов помог артистке получить трехкомнатную квартиру в центре Ташкента.

– А вы знаете, что имя Устахан в переводе на русский значит «мастер мастеров», – вступает в разговор Алла Яковлевна, – знаете, какой он мастер! Вот этот столик он сам отреставрировал, такой рукастый. Еще занимается резьбой по дереву. Идите, он вам все покажет.

Алла Яковлевна к экскурсии по дому не присоединилась. Больная нога не позволяет ей много ходить. Она копит силы для концерта, ведь перед зрителями на концерте, посвященном 50-летнему юбилею дуэта, она должна быть во всеоружии. Наша встреча состоялась накануне.

– Вот этот стол, как и многие вещи, я купил в советское время в комиссионке. Денег у нас было мало, а эта старая мебель стоила копейки, все покупали модное ДСП и избавлялись от громоздких столов, шкафов, кресел.

А я реставрировал. Зеркало для спальной комнаты специально заказывал, а потом сам придумал ему раму. А в этом серванте поделки из самшита – это дерево такое, растет в Средней Азии.

– А вы помните, как впервые увидели Аллу?

– Конечно, худенькая как тростинка. На ней скромное белое платьице.

– Это мне мама сшила из занавески – другой подходящей материи в доме не нашлось.

– Помню, когда она пела, вытягивалась, как струнка вверх, к небу, – нежно глядя на жену, говорит Стахан Рахимов. – Я понял: она чувствует музыку, как я. Кстати, до выхода на сцену она подходила ко мне. И как большая артистка сделала замечание.

– Конечно, – смеется Алла Иошпе, – кругом вокалисты, а этот нахал сидит и дымит! А это губительно для связок!

– Алла заканчивала первое отделение, я второе. И почему-то загадал: если она дождется моего выступления, то… Она дождалась, я увидел ее и спрятал обручальное кольцо в карман… Домой мы шли вместе – долго, пешком. От Колонного зала до Малой Бронной. И говорили, говорили. А потом она позвала меня на юбилейный концерт своего оркестра. Я взял такси у ее дома, и мы сначала поехали в кафе.

– Пили шампанское, которое он взял в долг, оставив в кафе свои часы. А потом было мое выступление. Спела «Царевну Несмеяну», «Купите фиалки». А потом «Песню о Тбилиси» почему-то.

– Я тогда только вернулся с гастролей в Тбилиси и знал эту же песню, но на грузинском языке. Поэтому встал и принялся петь вторым голосом. Мы пели так, словно всю жизнь репетировали. Так родилась наша первая песня.

– Мы жили в квартирке на Васильевском острове. Там зародилась наша любовь и пришло понимание: мы должны быть вместе – всегда! Но нужно было решить семейные проблемы. Я же была несвободна.

Алла ехала домой, думая, как же сказать Володе, что ее сердце принадлежит другому мужчине и она ничего не может с собой поделать.

– Я ушла, забрала с собой дочку Танечку. Володя крепко страдал, но иначе я не могла.

Потом будут шутить: узбек и еврейка – они, если честно, не пара. И действительно, сначала было сложно. Восточный мужчина и избалованная москвичка не всегда уступали друг другу.

– У меня весь бок был синий, – в шутку жалуется артистка. – Придем в гости, разговариваем.

Кто-то мне улыбается. А я кокетливая, общительная. Мой Узбек щиплет меня и шепчет: «Смотри на меня». Он меня тоже заставлял ревновать.

Однажды в Праге идем по мощенной булыжниками улочке, а перед нами красотка в мини, на каблучках. А я в длинной юбке, с больной ногой. Сравнение не в мою пользу, думаю, а он смотрит на нее. А потом говорит: «Бедная, ножки, как спички. И по таким камням»…

Иногда Стахан уезжал в Ташкент, я была спокойна: у него там живет мама. Но однажды он вернулся и признался: «У меня есть семья и дочь». Я заплакала. Очень переживала, да и сейчас тоже. Знаю, Наташа хорошая женщина, хоть я с ней и незнакома. Понимаю, как ей было больно.

– Мы с Наташей познакомились в Москве, будучи студентами, поженились, – рассказывает Рахимов. – Потом поехали к маме. В Ташкенте тепло, много фруктов и овощей.

Да и мама во всем помогала. Наташу оставил там, а сам вернулся в Москву – учиться. Но семейная жизнь на два города не сложилась. К жене и новорожденной дочке Лолочке приезжал редко. Наташа безумно ревновала меня к сцене и особенно к поклонницам.

Каждая встреча превращалась в скандал. Однажды ушел из дома. Сейчас мы общаемся, недавно ездил в гости, повидал всех – Наташу, Лолу, внуков.

Стахан и Алла были признанными звездами в Советском Союзе. На всех концертах – аншлаг! Вот только в один номер в гостинице артистов не заселяли.

– Это моя жена, доказывал я. (Стахан Рахимович усмехается.) Но администраторы мне не верили, ведь в паспорте нет штампа.

Однажды он сказал ей как бы между прочим: «Кстати, нам надо бы пожениться». Расписались мимолетом. А потом пришла беда.

Наверное, от нервных нагрузок болезнь Аллы вернулась с новой силой. Медики предложили операцию, но сделать ее можно только в Израиле.

Пара подала документы на выезд из страны. И подписала себе приговор. Им отказали да еще и выступать запретили! Травля, как инфекция, распространилась на всех родных, в Ташкенте от переживаний умерла мама Стахана. Друзья уговаривали его бросить Аллу, но он на предательство не способен.

Алла всю боль выражала в стихах и в книге, которую писала. Стахан старался прокормить семью.

Каждые полгода они подавали документы в ОВИР и получали отказы. Дочку отчислили из института – неблагонадежная.

– К нам приходили знаменитый пианист Владимир Фельцман, профессор Александр Лернер, альтист Лёша Дьячков и его жена Фира. Володя играл классику, мы пели.

А потом появился наш театр «Музыка в отказе». Раз месяц к нам в квартиру приходили по 60–70 человек, и все не с пустыми руками – несли фрукты, пирожки, продукты, хотя мы ничего не просили. Мы пели, а под окнами милиционеры.

Иногда у нас выступал и Савелий Крамаров, его тоже не выпускали, – рассказывает Иошпе. – Мы написали письма в газеты: если не выпускаете – дайте работать.

Сработало. Позволили выступать. Начали выступать в глубинке. Песен нам, бывшим врагам народа, никто не писал.

Алла начала писать сама. Люди по сарафанному радио узнавали: будет концерт Аллы и Стахана, в залах не было свободных мест.

…Супруги улыбаются друг другу, а потом Алла протягивает руки к Стахану: «Поцелуй меня, солнышко». Я смотрю на эту пару и понимаю: они больше, чем муж и жена, они – отражение друг друга.

Свою любовь они пронесли через годы лишений и боли.Их никто и ничто не сломило.

Они выстрадали право снова петь и дарить людям свои песни. И снова они выйдут и споют о любви, о которой знают не понаслышке.

Лия Разанова

Советская и российская эстрадная певица

Заслуженная артистка Росси (1995) Народная артистка России (2002) Алла Йошпе родилась в 1937 году на Украине в еврейской семье. В возрасте 10 лет она тяжело заболела - поранила ногу, начался сепсис. Ампутации удалось избежать, но проблемы с ногой остались на всю жизнь. Она мечтала стать артисткой, но окончила философский факультет МГУ, и даже защитила кандидатскую диссертацию на тему «Скорость произвольных двигательных реакций в норме и при лобных опухолях мозга». Обучение она совмещала с участием в качестве солистки в эстрадно-симфоническом оркестре Университета

В 1960 году на конкурсе художественной самодеятельности вузов Москвы произошла судьбоносная встреча. Заключительный концерт проходил в Колонном зале Дома Союзов. За кулисами все безумно нервничали. Не волновался только один человек - симпатичный узбек. Это был Стахан Рахимов. На том конкурсе они разделили первую премию, он проводил её домой. Так начался их роман. На тот момент они оба уже имели свои семьи, но любовь оказалась сильнее. На свадьбу друзья подарили им крошечный самовар со словами: «Разделить, разрубить можно всё, даже подушку. А этот самоварчик при всём желании разделить невозможно. Так будьте навеки вместе!» Они пели вместе, их популярность росла… Но беда подкатилась как снежный ком. В конце 1970-х годов стало ухудшаться здоровье Аллы Яковлевны. Сделанные операции не помогали. Обещали помочь в зарубежной клинике, но в Министерстве здравоохранения им отказали. И тогда в 1979 году Алла Йошпе и Стахан Рахимов решили подать документы на выезд в Израиль. Реакция властей последовала незамедилительно: Аллу и Стахана не только не выпустили из страны, но объявили их врагами Родины и запретили выступать на сцене. Все их записи на радио и телевидении были размагничены. Последующее десятилетие Рахимов и Йошпе провели практически «под домашним арестом». Им угрожали, постоянно вызывали на Лубянку, исключили из института их дочь. В один из дней Алла и Стахан написали сто писем во все столичные издания: Мы не уехали, мы живы, мы здесь. Нам не дают работать... Часто из телефонов-автоматов им звонили какие-то незнакомые люди, говорили: «Ребята, мы с вами, держитесь!» А знакомые - приходили в гости, приносили еду: торты, конфеты, салаты. Конечно, просили спеть

И вскоре по Москве распространились слухи: Йошпе и Рахимов устраивают домашние концерты. Действительно, каждую субботу в их доме стали собираться люди. Свой «домашний театр» они назвали «Музыка в отказе». Его эмблемой стала картина одного запрещенного художника: две птицы, на клювы которых навешен амбарный замок

И только в конце 1980-х годов занавес молчания стал приоткрываться. Им разрешили петь в маленьких райцентрах, а потом и на главных эстрадах страны

Сейчас Аллу Йошпе и Стахана Рахимова можно увидеть на телевидении и радио, на концертных площадках России и зарубежья

В 2002 году А. Я. Йошпе и С. М. Рахимов стали народными артистами России.

алла бузикова 2016-09-07 08:03:48

Я заворожена этими прекрасными певцами у которых голоса льются как бальзам на душу и рада за них что смогли перенести травлю властей.


[Ответить] [Ответить с цитатой] [Отменить ответ]