Проблема правильного чтения аргументы. Аргументы на тему "Литература, чтение, книги" к сочинению ЕГЭ. Проблемы: роль чтения, литературы, выбор книг, влияние книг на человека, восприятие языка. Пилюля для «веры в чудо»

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


(1)Известно, что молодёжь овладевает теперь скоростным методом чтения. (2)Моя дочь читает в восемь раз быстрее, чем я. (З)Есть у меня ещё одна знакомая, которая привыкла читать, что называется, по диагонали и ведь успевает схватить основное содержание, информацию, содержащуюся на таким методом прочитанных страницах. (4)Переспрашиваю, экзаменую - схватила. (5)И вот даю для эксперимента Аксакова.

(6) Наблюдаю: вот сейчас должна перелистнуться страница, потом другая.

(7) Скоростной метод чтения. (8)Нет, страница не перелистывается. (9)Страница читается медленно, с прочитыванием каждой строки, каждого слова. (10)Только время от времени слышатся восклицания:

Какая прелесть, какое очарование! (11)Слушай, да он волшебник, кудесник!

(12)В первые пятнадцать довоенных лет моей жизни, живя в деревне, учась в средней школе, и я как-то не удосужился прочитать Аксакова. (13)Возможно, и не было его в скудной школьной библиотеке, да очерёдность... (14)Надо прочитать Пушкина с Лермонтовым, Гоголя с Тургеневым, Некрасова с Гончаровым, хотя бы «Сон Обломова» в пределах школьной программы. (15)Да ещё (уже без школьной рекомендации) - «Три мушкетёра», «Отверженные», «Собор Парижской богоматери», «Человек, который смеётся», «Таинственный остров», «Всадник без головы», «Последний из могикан»... (16)Да ещё весь Джек Лондон, да ещё «Борьба миров» и «Человек-невидимка»... (17)Не дошёл черёд до Аксакова. (18)В институтской программе Аксакова тоже не было. (19)Но он существовал, пока ещё не читанный. (20)Во время студенческой прогулки могли забрести в Абрамцево, в бывшее именьице Аксакова, связанное мемориально с крупнейшими деятелями отечественной культуры, как-то: Васнецов, Врубель, Серов, Коровин, Поленов, Нестеров.

(21)Но однажды, когда освободилось два часа дневного времени, по какому-то наитию я взял да и пошёл на детский утренний спектакль (пятнадцать шагов от ворот института до входных театральных дверей), а давали в то утро «Аленький цветочек» Аксакова. (22)Там, в сказке, девице- красавице, чтоб перенестись с места на место за тридевять земель, надо было надевать золотое колечко на мизинец правой руки, мне же и колечка не потребовалось. (23)Дело не в театральном представлении. (24)Не первый же раз пришёл я в театр! (25)Да шастали и по киношкам, где тоже ведь можно перенестись на время бог знает куда. (26)Дело всё было в атмосфере сказки, в той ласковой русскости, в которую я погрузился и которая тотчас пробудила в душе добрые и светлые чувства. (27)Так резок был контраст, так велико расстояние от атмосферы до атмосферы, от климата до климата, от чувств до чувств, что сидел не дыша, заворожённый, ошеломлённый, ошарашенный, чувствуя, как чем-то тёплым и светлым омывается душа.

(28)Если бы меня попросили назвать главное качество аксаковских книг, притом одно, я назвал бы душевное здоровье, которое невольно переливается в читающего эти книги. (29)Отступают на второй план суета, нервозность, всякая мелочность, торопливость, мельтешение - всё, что мешает нам взглянуть вокруг ясными и спокойными глазами. (З0)Если каждый из нас попытается присмотреться внимательно к своему собственному чувству родной земли, то он обнаружит, что это чувство в нём не стихийно, что оно организованно и культурно, ибо оно питалось не только стихийным созерцанием природы как таковой, но воспитывалось всем предыдущим искусством, всей предыдущей культурой.

(31)Любовь к родной земле воспитывали в нас Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Фет, Тургенев, А. К. Толстой, Некрасов, Лев Толстой, Блок, Есенин, Левитан, Поленов, Саврасов, Нестеров, Куинджи, Шишкин... (32)Так что же, разве на последнее место мы поставим в этих рядах (а они многочисленны) имя Сергея Тимофеевича Аксакова?

(По В. Солоухину)

Владимир Алексеевич Солоухин (1924-1997 гг.) - русский советский писатель и поэт, видный представитель «деревенской прозы».

Пояснение.

Проблемы:

1. Проблема выбора метода чтения. (Какой метод чтения следует предпочесть?)

2. Проблема определения круга чтения. (Какие книги составляют круг чтения человека? Какие книги важно прочитать каждому человеку?)

3. Проблема влияния книг Аксакова на формирование личности человека. (Как влияет творчество Аксакова на мировоззрение человека, на формирование его личности?)

4. Проблема влияния русской культуры на человека (Какие чувства пробуждает в человеке знакомство с русской культурой?)

5. Проблема выбора между кино, театром и книгой. (Что важнее: чтение книги или просмотр кинофильма, спектакля?)

1. Выбор метода чтения зависит от выбора книги, которую читает человек. Есть книги, которые можно читать методом скорочтения, чтобы быстро «схватить» необходимую информацию. Но книги, относящиеся к русской классической литературе, например книги Аксакова, надо читать медленно, с наслаждением.

2. Часто выбор книг определён программой школы или института, и это, конечно, очень хорошие книги, однако выбор произведений для чтения может быть и случаен, определён жизненными обстоятельствами. Очень важно, чтобы человек, хотя 6ы и случайно, встретился с лучшими произведениями русской литературы, среди которых, конечно, и книги Аксакова.

3. Творчество Сергея Тимофеевича Аксакова, сегодня недостаточно известное читателям, самоценно, для каждого человека знакомство с этим писателем необходимо, так как его книги, сказки, например «Аленький цветочек», формируют «душевное здоровье», пробуждают любовь к Отечеству.

4. Русская культура формирует личность человека, его мировосприятие, пробуждает добрые и светлые чувства, любовь к Отечеству.

5. Чтение книг не исключает просмотра кинофильмов, спектакля, нужно только выбирать для чтения лучшие книги, смотреть спектакли, поставленные на основе этих книг, пробуждающих в человеке добрые чувства.

Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное .

Федор Михайлович Достоевский


Летние каникулы в полном разгаре, а в школе и сейчас много учащихся: кто на практику приходит, кто на дневную тематическую и спортивную площадки, а кто - то и на работу. Со всеми беседую о том, что читают, какая книга понравилась, чем запомнилась.... Интересы очень разные, но понимаю, как же наши дети мало читают. Решила побеседовать с родителями, которые приходят в школу в связи с миграционными процессами. Чтение? Да. Но отношение разное. Я приятно было удивлена, что большинство родителей смело назвали автора и название последней прочитанной книги (большинство читают или слушают, используя современные гаджеты), рассказали о героях книги, об отношении к ним и о проблеме, поднятой в произведении. В.Гюго, Т. Драйзер, А.П. Чехов, С. Майер, Л.Н. Толстой, А. Дюма, Х. Муракми, Х. Ли, Джон Рональд Руэл Толкин, Р.Бредбери, Габриель Гарсиа Маркес, В. Набоков, Ф. Достоевский, братья Стругатские - это далеко неполный перечень авторов, которых в последнее время прочитали родители. А одна родительница в ответ на вопросы предложила пройти мне тест

«К какому типа читателей ты относишься?» Я с удовольствием откликнулась на ее предложение. Оказывается, что я - читатель вдумчивый. Со многим я согласилась: ч тение для меня – совершенно особенный мир! Я с удовольствием погружаюсь в интересную книгу, могу представить себя на месте героев. Очень люблю пометки на полях, выписываю яркие цитаты. Возможно, я веду читательский дневник (нет, это уже не про меня), или оставляю рецензии на прочитанное на книжных форумах (пытаюсь). Практически что-то всегда читаю, а иногда и не одну книгу (Не люблю читать сразу несколько книг, а настольных у меня много). Я не могу воспринимать книгу на ходу, быстро, с экрана ноутбука или смартфона. Я - ярая сторонница бумажных книг, однако признаю, что новомодные электронные книги очень удобны. Я - прилежная читательница, а регулярное чтение развивает воображение, укрепляет грамотность и наполняет новой информацией (Грамотность? Ой, тут уж так: как век живи, век учись).

Кстати, несколько слов о пользе чтения. Этот процесс способствует активной работе обоих полушарий головного мозга. Непосредственно при чтении работает левое полушарие, а вот когда человек начинает рисовать в своем воображении сюжет происходящего в книге, журнале, газете и т.д., то начинает работать праве полушарие. Совместная деятельность полушарий позволяет не только получать удовольствие от чтения, но и развивать способности своего мозга.


Для подтверждения пользы и необходимости чтения книг Шведская академия детской книги выявила 17 аргументов в пользу чтения:


1. Книги – приносят радость и удовольствие. Это и развлечение и приключение. Они способны заставить нас испытывать сильнейшие эмоции: плакать, смеяться, злиться, сопереживать. Книга может также утешить или подсказать выход из трудной ситуации.

2. Книги развивают и обогащают нашу речь, расширяют наш словарный запас.

3. Книги пробуждают фантазию и учат нас мыслить образами.

4. Книги вызывают у нас новые вопросы, над которыми стоит задуматься и поразмышлять.

5. Книги способствуют развитию нашего мышления. Из них мы узнаем новые понятия, которые помогают нам мыслить, и новые идеи.

6. Книги расширяют горизонт нашего мира. Из них мы узнаем о других странах и народах, о природе, технике, истории – обо всем на свете, что нам интересно.

7. Книги учат нас сопереживанию. Они позволяют нам почувствовать себя в положении другого человека и понять, какие чувства испытывают люди, попадая в ту или иную ситуацию.

8. Книги побуждают нас задуматься о том, где правда и где кривда, что верно и что ошибочно, что хорошо, а что плохо.

9. Книги поясняют нам, как устроен мир и как в нем все взаимосвязано.

10. Книги учат нас смотреть на проблему с разных сторон, дают понять, что на один вопрос может существовать несколько ответов.

11. Книги помогают нам понять себя. Человек обычно более уверен в себе, когда понимает, что есть люди, которые думают и чувствуют так же.

12. Книги открывают нам, что все люди разные. Ведь читая книги, написанные в разные эпохи и о разных культурах, человек становиться терпимее, учится преодолевать предрассудки.

13. Книги – лучшее средство от одиночества. Их можно читать, где угодно и когда угодно. Даже если на покупку книг не хватает денег, их можно взять в библиотеке бесплатно.

14. Книги являются частью культурного наследия. Они дарят нам общность впечатлений и знаний.

15. Книги служат мостом между поколениями. Хорошую детскую книжку хочется читать вслух ребенку. Такое чтение приносит радость и детям и взрослым.

16. Книги обогащают культурную среду. Они являются важным предметом культурного экспорта и представляет нашу страну за рубежом.

17. Книги для детей - это первая встреча с литературой, знакомство с бесконечным миром, который остается с нами на всю жизнь.

Проблема чтения книг: аргументы из художественной литературы Временами создается впечатление, что книги может постигнуть участь старых магнитофонных кассет или компьютерных дискет. Вот уже больше десятилетия прошло, как они утратили свою значимость. Возможно не сейчас, но когда-то в далеком будущем книги утратят свой первобытный смысл, а реальность превратится в бездушный, механизированный и автоматизированный организм. И если ребром стоит проблема чтения книг, аргументы из литературы и жизни лучше всего осветят этот вопрос. Как все начиналось Когда возникает проблема чтения книг, аргументы из литературы не всегда дают исчерпывающий ответ на этот вопрос, зато они затрагивают его со всех сторон. Книги в жизни человека появились еще в V веке. Это были свитки папируса, которые соединялись вместе. Спустя два столетия листы пергамента начали сшивать, образуя тем самым прообраз первых книг. Достоверно неизвестно, кто и когда решил записать информацию, но благодаря этому благородному порыву появилась письменность, а со временем и книги. В Средневековье умение читать считалось привилегией знатных людей. А иметь в своем доме книгу могла только самая обеспеченная семья. Когда в обиход была введена бумага, цена книг несколько снизилась, они стали более доступными, но все еще оставались ценным приобретением. Во времена Второй мировой редко у кого в доме были книги. Как подмечает В. Лакшин в своих работах: «в те времена читать книгу было счастьем». Он рассказывает, как ребята 10 лет зачитывались Тургеневым и Достоевским. Не пренебрегали они и трудами Шиллера, самой популярной работой которого на то время было «Коварство и любовь». И, наконец, век цифровых технологий. Урбанизация и механизация общества отодвигают книгу на второй план. Молодые люди мало читают, особенно художественную литературу (в частности классиков), ведь сейчас большинство выдающихся произведений экранизированы – посмотреть фильм намного быстрее и интереснее. Влияние книги на человека Максим Горький когда-то сказал: «Книгу стоит любить, она облегчит жизнь». И нередко книги становятся основными факторами, которые формируют личность человека. Если рассматривается в этом контексте проблема чтения книг, аргументы из художественной литературы очень хорошо ее осветят. К примеру, можно вспомнить Татьяну Ларину из «Евгения Онегина». Она зачитывалась произведениями эпохи романтизма, наделила Онегина качествами, которыми тот никогда не обладал, а когда поняла, что к чему, то даже не разочаровалась. Из-за своего увлечения она постоянно находится в каком-то возвышенном состоянии, отрицает суету и мелочность бренного мира, ее идеалы во многом обозначились благодаря книгам, поэтому она так отличается от своих сверстников. Влияние книг на становление человеческой личности прослеживается и в работе Достоевского «Преступление и наказание». Стоит вспомнить тот момент, где Соня Мармеладова читает отрывок из Библии. Проникнувшись идеей о безграничном божьем милосердии, Раскольников, находясь в Остроге, читает именно ее. Книга – последнее пристанище И как бы положительно ни влияла книга на человека, какими бы ни были аргументы, проблема чтения книг всегда существовала в обществе. Сейчас это проблема «нечтения», а раньше – отсутствия книг. В тяжелые времена, когда в руках человека появлялась книга, он буквально оживал на глазах. Пробежав глазами по первым строкам, человек словно исчезал в другом мире. Стоит вспомнить рассказ А. Приставкина «Рогожский рынок». Военная Москва. Каждый пытается выжить, как может. Главный герой истории сумел продать связку дров и теперь хочет купить картошки. Вот только, поддавшись уговорам калеки, приобретает книгу. Понимая, что сделанного не воротить, он начинает неохотно перелистывать страницы «Евгения Онегина» и увлекшись не замечает, как стихает шум рыночной площади, а сам он мысленно переносится в мир, где кружат балы, льется шампанское и есть настоящая свобода. Книга подарила ему чувство восторга и надежду на лучшее. Интересно, сможет ли повлиять подобным образом на человека картошка? Пилюля для «веры в чудо» И если поднимать вопрос: «Проблема чтения книг», аргументы из литературы открывают еще одну ее грань. А именно – веру в чудо. Книга заставляет не только отвлечься от реальности, но и поверить в то, что все будет хорошо. Стоит вспомнить рассказ К. Паустовского «Сказочник». Время, когда происходят события, - начало ХХ века. Главному герою в канун Рождества дарят сборник сказок Андерсена, он так увлекся чтением, что задремал под елкой и увидел во сне известного сказочника. Герой благодарен Андерсену за то, что тот появился в такой нелегкий период и заставил поверить в чудо. Он оживил надежду на то, что все будет хорошо, и показал истинную красоту жизни, ее величие и быстротечность, которым стоит радоваться каждый день. Проблема чтения книг: аргументы из жизни Но стоит вернуться к современности. Проблема чтения книг, аргументы которой представлены выше, еще не исчерпана. Сегодня люди действительно стали меньше читать. Несколько десятилетий назад, когда еще существовал Советский Союз, его жители считались самой читающей нацией в мире. В каждом доме имелось собрание книг, а в библиотеках стояли очереди. В частности это было спровоцировано модой и отсутствием иных способов для развлечения, но читали тогда определенно больше. Да и отношение к книгам было другое. Сейчас частенько можно увидеть возле мусорного бака аккуратно связанную стопочку книг. Она, конечно, быстро исчезает оттуда, но факты говорят за себя: выбросить книги, могут ли быть весомее аргументы? Проблема чтения книг в наше время состоит не в том, что люди не читают совсем, а скорее в том, что они «поглощают» слишком много информации. Если раньше детям просто читали сказки, то сейчас мамы и бабушки ищут в Сети советы о том, как правильно прочитать сказку, какая сказка будет хорошей, а какая плохой. Все книги теперь можно найти в электронном формате. Но это не влияет на то, что читать стали меньше. Сейчас люди просто потребляют информацию, поверхностно просматривая контент, а старые, добрые книги, которые чаруют своим слогом, остаются в тени - на них нет времени. Антиутопия Вот такая она, проблема чтения книг в современном обществе. Аргументы на этот счет можно привести из произведения Рея Бредбери. Он описывает мир, где нет книг. Также в этом мире нет места конфликтам, преступлениям и человечности. Откуда же им взяться, если никто не читает? Следовательно, ничто не провоцирует создание мыслительного процесса. Один из моментов, который врезается в память, - это разговор главного героя со своей женой. Автор пишет, что она сутками сидела в комнате с большими голограммными экранами и общалась с несуществующими родственниками. И на все вопросы мужа говорила только о том, что нужно приобрести еще один экран, так как все «родственники» не помещаются. Утопия это или же проклятие? Пусть каждый решит самостоятельно. Животворная литература Очень часто литературные критики называют хорошие произведения «живыми книгами». Современное поколение редко увлекается чтением, а если и читает что-то, то в основном книги-однодневки. Простой сюжет, незамысловатый слог, минимум сложной информации или фактов – отличное трио, чтобы скоротать поездку на работу. Но после такой литературы сложно взять в руки произведения Толстого, Гоголя или Стендаля. Ведь здесь вся информация представлена в сложном формате – отточенный литературный слог, подтекст, сложное хитросплетение предложений, а главное - тема, которая всегда вызывает желание подумать. Итак, проблема чтения книг… Аргументы можно приводить бесконечно по любому вопросу. Но главная проблема современности – это изящная «мутация». Вирус, при котором читатели превратились в потребителей информации: им не важен изящный слог, выводы или вступление, они желают знать ответ на конкретный вопрос. И книги, что трансформировались в разряд контента. Их могут скачать или просмотреть, но к вдумчивому чтению дело доходит редко.

Раскрывая проблему выбора книг для чтения, автор опирается на собственные размышления, свой читательский опыт. Писательница выводит три закона чтения. Первый закон – нет книг, которые читать рано. Второй – есть книги, которые читать поздно. Третий – именно в отрочестве нужно составить список книг для чтения. Суть каждого закона критик поясняет. Для каждого человека существуют разные возрастные границы для прочтения той или иной книги.

Но есть произведения, которые мы должны прочитать только в детстве, например, «Приключения Тома Сойера». М.О.Чудакова убеждена, что не нужно тратить время на чтение «пустых, попавших случайно под руку или просто модных» книг.

С мнением автора невозможно не согласиться. В мире существует много печатной продукции, и чтобы сделать правильный выбор, нужно иметь компас в этом книжном море. Таким компасом является список книг, необходимых для прочтения. Ведь у нас не так уж и много времени, чтобы тратить его на бесполезные книги.

Обратимся к литературным примерам. Вспомним роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Его героиня Татьяна Ларина читает сентиментальные романы англичанина Ричардсона и француза Руссо, которые заменяли ей всё: в них она находила свой идеал, пищу сердцу и уму, по ним составила своё представление о будущем кумире своей души. Другой герой романа Евгений Онегин читал английского экономиста Адама Смита и отвергал древнегреческих поэтов Гомера и Феокрита, очевидно, следуя моде. Чтобы преодолеть духовный кризис, Онегин обращается к чтению, уставив рядами книг полку, но не смог выбрать ту, которая помогла бы ему найти смысл жизни.

Проблема выбора произведений для чтения раскрывается и в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». Нигилист Евгений Базаров признаёт только одну книгу – «Материя и сила», написанную вульгарным материалистом Бюхнером. С изумлением будущий лекарь узнаёт о том, что отец его друга Аркадия Николай Петрович Кирсанов читает Пушкина. Базаров убеждён, что старшему Кирсанову пора бросить «эту ерунду», так как время романтиков давно прошло. Отрицание искусства обедняет личность Базарова.

Подведём итоги. Мы убедились, что правильный выбор книг играет важную роль в формировании личности, в развитии мировоззрения, и поэтому нужно серьёзно относиться к выбору произведений для чтения.

Текст из ЕГЭ

(10) «Бескорыстному» чтению научил меня в школе мой учитель литературы. (11)Я учился в годы, когда учителя часто вынуждены были отсутствовать на уроках – то они рыли окопы под Ленинградом, то должны были помочь какой-либо фабрике, то просто болели. (12)Леонид Владимирович (так звали моего учителя литературы) часто приходил в класс, когда другой учитель отсутствовал, непринужденно садился на учительский столик и, вынимая из портфеля книжки, предлагал нам что-нибудь почитать. (13) Мы знали уже, как он умел прочесть, как он умел объяснить прочитанное, посмеяться вместе с нами, восхититься чем-то, удивиться искусству писателя и порадоваться предстоящему. (14)Так мы прослушали многие места из «Войны и мира», «Капитанской дочки», несколько рассказов Мопассана, былину о Соловье Будимировиче, другую былину о Добрыне Никитиче, повесть о Горе-Злосчастии, басни Крылова, оды Державина и многое, многое другое. (15)Я до сих пор люблю то, что слушал тогда в детстве. (16)А дома отец и мать любили читать вечерами. (17)Читали для себя, а некоторые понравившиеся места читали и для нас. (18)Помню, как читали Лескова, Мамина-Сибиряка, исторические романы – все, что нравилось им и постепенно начинало нравиться и нам. (19) «Незаинтересованное», но интересное чтение – вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека.

(20)Умейте читать не только для школьных ответов и не только потому, что ту или иную вещь читают сейчас все – она модная. (21)Умейте читать с интересом и не торопясь. (22)Почему телевизор частично вытесняет сейчас книгу? (23)Да потому, что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало, он вас отвлекает от забот, он вам диктует – как смотреть и что смотреть. (24) Но постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете тоже, сядьте с книгой поудобнее, и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи. (25)Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. (26)Но я говорю: смотрите с выбором. (27)Тратьте свое время на то, что достойно этой траты. (28)Читайте же больше и читайте с величайшим выбором. (29)Определите сами свой выбор, сообразуясь с тем, какую роль приобрела выбранная вами книга в истории человеческой культуры, чтобы стать классикой. (30)Это значит, что в ней что-то существенное есть. (31)А может быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас? (32)Классическое произведение – то, которое выдержало испытание временем. (33)С ним вы не потеряете своего времени. (34)Но классика не может дать ответ на все вопросы сегодняшнего дня. (35)Поэтому надо читать и современную литературу. (36)Только не бросайтесь на каждую модную книгу. (37) Не будьте суетны. (38)Ведь суетность заставляет человека безрассудно тратить самый большой и самый драгоценный капитал, каким он обладает, – свое время.

(По Д.С. Лихачеву)

Вступление

Чтение – источник знаний. С помощью чтения мы можем получить информацию из далекого прошлого, почувствовать внутреннее состояние поэта или писателя, создающего высокохудожественные произведения.

В последнее время книгу сильно вытесняют новейшие технологии – все чаще можно увидеть людей с планшетами и телефонами. Но ощущение, когда ты полностью погружаешься в написанное, вдыхаешь запах бумаги, переживаешь вместе с героями все их горести и радости – не сравнимо ни с чем.

Проблема

Д.С. Лихачев заявляет проблему отношения к чтению, которое становится все менее значимым для современных людей. Речь идет именно о чтении художественных произведений.

Комментарий

Автор говорит, что нет ничего прекраснее, чем неторопливое чтение литературных произведений. Литература вбирает в себя невероятный опыт людей в различных ситуациях. Она помогает разобраться в людях, понять мотивации окружающих, душу человека, она делает нас мудрее.

Осознать всю пользу процесса можно только при внимательном чтении, дающем возможность присмотреться к деталям. Если не получилось правильно прочесть книгу, то стоит перечитать ее несколько раз.

В жизни каждого человека должна быть произведение, к которому он будет обращаться в периоды трудностей и сомнений, которое он будет цитировать, находясь в шумных компаниях для всеобщего увеселения или разряжения атмосферы.

Чтение стоит выбирать только по собственному вкусу, не опираясь на моду, чтобы не потерять ценное время.

Автор вспоминает своего учителя литературы, который научил своих учеников таинству чтения, подарил радость общения с книгой. Это был особенно ценный опыт, так как обучение его происходило в годы войны, и учитель вынужден был часто отсутствовать на уроках из-за сооружения окопов или работе на фабрике. Произведения, прочитанное на уроках Леонида Владимировича, стали любимыми для автора на всю жизнь.

Немалую роль в формировании любви к чтению играют родители, которые своим примером должны показывать ребенку отношение к книге, перечитывать интересные моменты вместе, обсуждать.

Для тех, кто совершенно не знает, что ему почитать, автор рекомендует обратиться к классике, которая выдержала испытание временем и не может быть бесполезной. Для осознания современной действительности стоит читать и современных авторов.

Авторская позиция

Д.С. Лихачев призывает быть внимательными при чтении, не растрачиваться на мнение толпы, не гнаться за модой. Главное – чтение должно вызывать приятные ощущения, поэтому важно принять удобную позу, выбрать время, когда никто не будет вас тревожить и вам некуда будет спешить. Только тогда вы сможете получить истинные знания и эмоции.

Своя позиция

Аргумент №1

В романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» главная героиня Татьяна увлечена чтением. Она читает романы, которые любила ее мать, увлекается сентиментальными произведениями. Не меньше ее интересуют философские труды. После знакомства с Евгением Онегиным, Татьяну начинают привлекать более серьезные произведения Руссо и Байрона.

Проводя долгие зимние вечера за неспешным чтением, девушка получает столько эмоций и впечатлений, сколько, наверное, не получаем мы после просмотра самого захватывающего фильма.

Аргумент №2

Еще одна героиня русской литературы – Соня Мармеладова из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» тоже ставит чтение во главу своей жизни. Ее любимая книга – Библия. К ней она обращается в моменты сомнений и душевных переживаний.

Когда она читает легенду о воскрешении Лазаря для Раскольникова, она настолько вникает в чтение, что дрожь пронизывает всю ее плоть. После ее чтения и Раскольников начинает о многом задумываться.

Заключение

Чтение невозможно чем-то заменить. Ни просмотр фильмов, ни прослушивание аудиокниг, ни тем более пересказ произведения не смогут в полной мере дать представление о содержимом книги.