Презентация подготовка к егэ по литературе. Рекомендации для подготовки выпускников к егэ по литературе. Подготовка к ЕГЭ

Слайд 2

Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ ЕГЭ

1.1 Художественная литература как искусство слова. 1.2 Фольклор. Жанры фольклора. 1.3 Художественный образ. Художественное время и пространство. 1.4 Содержание и форма. Поэтика. 1.5 Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика. 1.6 Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм.

Слайд 3

1.7 Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.

Слайд 4

1.8 Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Антитеза. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Портрет. Пейзаж. Говорящая фамилия. Ремарка. «Вечные темы» и «вечные образы» в литературе. Пафос. Фабула. Речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь. Сказ.

Слайд 5

1.9 Деталь. Символ. Подтекст. 1.10 Психологизм. Народность. Историзм. 1.11 Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск. 1.12 Язык художественного произведения. Риторический вопрос. Афоризм.Инверсия. Повтор. Анафора. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение), метонимия. Гипербола. Аллегория. Звукопись: аллитерация, ассонанс.

Слайд 6

1.13 Стиль. 1.14 Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр. 1.15 Литературная критика.

Слайд 7

Литературные роды и жанры

Эпос- один из трех основных родов литературы, в отличие от лирики и драмы выдвигающий на первый план объективное изображение действительности, авторское описание событий, развертывающихся в пространстве и во времени, повествование о различных явлениях жизни, людях, их судьбах, характерах, поступках и т. д. Особую роль в произведениях эпических жанров играет носитель повествования (автор-повествователь или рассказчик), сообщающий о событиях, их развитии, о персонажах, об их жизни, при этом отделяющий себя от изображаемого.

Слайд 8

Эпос В зависимости от временного охвата событий различают крупные жанры эпоса - эпопея, роман, эпическая поэма, или поэма-эпопея; средние - повесть и малые - рассказ, новелла, очерк. К эпическому роду относят также некоторые жанры устного народного творчества: сказку, былину, басню.

Слайд 9

Роман

РОМАН - (от франц. roman - первоначально: произведение, написанное на одном из романских (т. е. современных, живых) языков, в противоположность написанному на латыни) - жанр эпоса: большое эпическое произведение, в котором всесторонне изображается жизнь людей в определенный период времени или в течение целой человеческой жизни. Характерные свойства романа: многолинейность сюжета, охватывающего судьбы ряда действующих лиц; наличие системы равнозначных персонажей; охват большого круга жизненных явлений, постановка общественно значимых проблем; значительная временная протяженность действия.

Слайд 10

Условно типологию романа можно представить следующим образом: по темам различаются автобиографический, документальный, политический, социальный; философский, интеллектуальный; эротический, женский, семейно-бытовой; исторический; авантюрный, фантастический; сатирический; сентиментальный и др. Р. По структурным признакам: Р. в стихах, Р.-путешествие, Р.-памфлет, Р.-притча, Р.-фельетон и др. Нередко определение соотносит Р. с эпохой, в которую господствовал тот или иной тип Р.: античный, рыцарский, просветительский, викторианский, готический, модернистский и т. д. Кроме того, выделяется Р.-эпопея - произведение, в центре художественного внимания которого находится судьба народа, а не отдельного человека (Л.Н. Толстой "Война и мир", М.А. Шолохов "Тихий Дон"). Особый тип Р. – полифонический.

Слайд 11

Повесть

ПОВЕСТЬ - средний (между рассказом и романом) эпический жанр, в котором представлен ряд эпизодов из жизни героя (героев). По объему П. больше рассказа и шире изображает действительность, рисуя цепь эпизодов, составляющих определенный период жизни главного персонажа, в ней больше событий и действующих лиц, однако, в отличие от романа, как правило, одна сюжетная линия.

Слайд 12

Рассказ

РАССКАЗ - малый эпический жанр: прозаическое произведение небольшого объема, в котором, как правило, изображаются одно или несколько событий жизни героя. Круг действующих лиц в рассказе ограничен, описываемое действие непродолжительно по времени. Иногда в произведении этого жанра может присутствовать рассказчик. Мастерами рассказа были А.П. Чехов, В.В. Набоков, А.П. Платонов, К.Г. Паустовский, О.П. Казаков, В.М. Шукшин.

Слайд 13

Очерк

ОЧЕРК - эпический жанр: прозаическое произведение, основанное на фактах, документах, личных впечатлениях автора, то есть, в отличие от собственно рассказа, лишенное элементов вымысла. Для жанра О. характерны также свободное построение и открытость авторской позиции. В зависимости от степени фактографичности различаются публицистико-документальный и художественный О. В публицистико-документальном очерке документальность является его специфическим жанровым признаком. Предметами изображения в художественном О. обычно становятся быт, уклад жизни, нравы той или иной среды (нравоописательный О.), ее типичные представители или яркие, выдающиеся, колоритные личности. К художественным относят так называемый "физиологический" О. (с преобладанием описания), очерки-биографии, путевые, сатирические О.

Слайд 14

Притча

ПРИТЧА - Жанр эпоса: небольшое повествовательное произведение назидательного характера, содержащее религиозное или моральное поучение в иносказательной (аллегорической) форме. Близка к басне, но отличается от нее широтой обобщения, значимостью заключенной в П. идеи. В П. нет обрисовки характеров, указаний на место и время действия, показа явлений в развитии: ее цель не изображение событий, а сообщение о них. П. часто используется с целью прямого наставления, поэтому включает объяснение аллегории

Слайд 15

Поэма

ПОЭМА - (от греч. poiema - творение) - лиро-эпический жанр: крупное или среднее по объему стихотворное произведение (стихотворная повесть, роман в стихах), основными чертами которого являются наличие сюжета (как в эпосе) и образа лирического героя (как в лирике): например: Дж. Байрон "Паломничество Чайльд-Гарольда", А.С. Пушкин "Медный всадник", А. Ахматова "Поэма без героя" и др. Первоначально, в античную эпоху, основу содержания поэмы составляли героические и мифологические сюжеты, однако с течением времени ее жанровое содержание расширилось: поэмами стали называть не только стихотворный текст героического, исторического, лирического или сатирического характера, но и прозаическое произведение, автор которого стремился подчеркнуть масштабность художественного замысла (например: Н.В. Гоголь «Мертвые души»).

Слайд 16

Баллада

БАЛЛАДА - (от франц. ballade - танцевальная песня) - жанр лиро-эпической поэзии: повествовательная песня или стихотворение относительно небольшого объема, с динамичным развитием сюжета, основой которого является необычайный случай. Часто в балладе присутствует элемент загадочного, фантастического, необъяснимого, недоговоренного, даже трагически неразрешимого. По происхождению баллады связаны с преданиями, народными легендами, соединяют черты рассказа и песни. Баллада - один из главных жанров в поэзии сентиментализма и романтизма. Например: баллады В.А. Жуковского, М.Ю. Лермонтова.

Слайд 17

Литературные роды и жанры

Лирика - (от греч. lyricos - поющийся под звуки лиры) - один из трех основных родов литературы, выдвигающий на первый план субъективное изображение действительности: отдельных состояний, мыслей, чувств, впечатлений автора, вызванных теми или иными обстоятельствами, впечатлениями. В Л. жизнь отражена в переживаниях поэта (или лирического героя): о ней не повествуется, а создается образ-переживание. Важнейшим свойством Л. является способность передавать единичное (чувство, состояние) как всеобщее. Характерные особенности лирики: стихотворная форма, ритм, отсутствие фабулы, небольшой размер.

Слайд 18

Тематически (условно) различают лирику пейзажную, дружескую, любовную, политическую, философскую и т. д. К жанрам лирики обычно относят оду, элегию, эпиграмму, послание, гимн и др.

Слайд 19

Сонет

СОНЕТ - (от итал. sonette - песенка) - стихотворная форма: стихотворение из 14-ти строк, состоящее из двух четверостиший (катренов) и двух трехстиший (терцетов). Возник в Сицилии в XIII в., позднее к этой форме обращались Ф. Петрарка, Данте, У. Шекспир и др. Первый русский сонет принадлежит В.К. Тредиаковскому. В ХХ в. сонет стал популярным жанром философской и любовной лирики. Изысканной поэтической формой считается венок сонетов - поэма из пятнадцати сонетов, связанных между собой таким образом, что последний стих предыдущего сонета повторяется в первой строке следующего, а завершающий произведение сонет (магистральный, т. е. основной) состоит из первых строк всех предшествующих, например, "Венок сонетов" В. Солоухина ("Венок сонетов - давняя мечта...").

Слайд 20

Элегия

ЭЛЕГИЯ - (греч. elegeia

Слайд 21

Послание

ПОСЛАНИЕ - поэтический жанр: стихотворное письмо, произведение, написанное в форме обращения к кому-либо и содержащее призывы, просьбы, пожелания и т. п. ("К Чаадаеву", "Послание Цензору" А.С. Пушкина; "Послание пролетарским поэтам" В.В. Маяковского). Различают лирические, дружеские, сатирические, публицистические и т. д. послания.

Слайд 22

Ода

ОДА - (от греч. oide - песня) - жанр лирики, торжественное стихотворение восторженного характера, призванное воспеть какого-либо человека, явление или событие. Например: М.В. Ломоносов "Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747года".

Слайд 23

Эпиграмма

ЭПИГРАММА - (от греч. epigramma - надпись) - короткое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или содержащее отклик на злободневные события общественной жизни, например Э. Д. Д. Минаева "Боборыкину в роли Чацкого":Карету мне, карету! ("Горе от ума", акт IV)На сцене видя пьесу эту,Я об одном лишь плакал факте,Что Боборыкину каретуНе предложили в первом акте.1864

Слайд 24

Литературные роды и жанры

Драма - (от греч. drama - действие)1) Один из трех основных родов литературы, отражающий жизнь в действиях, совершающихся в настоящем. К драматическому роду относятся трагедии, комедии, собственно драмы, мелодрамы и водевили.2) Драма в узком смысле слова - один из ведущих жанров драматургии; литературное произведение, написанное в форме диалога действующих лиц. Предназначается для исполнения на сцене. Ориентирована на зрелищную выразительность. Взаимоотношения людей, возникающие между ними конфликты раскрываются через поступки героев и получают воплощение в монолого-диалогической форме. В отличие от трагедии, драма не завершается катарсисом.

Слайд 25

Комедия

КОМЕДИЯ - (от греч. от komos - веселая толпа

Слайд 26

Трагедия

ТРАГЕДИЯ - (от греч. tragodia - козлиная песнь

Слайд 27

Тема и идея

Тема - (от греч. thema - то, что положено в основу) - предмет изображения в художественном произведении: круг жизненных явлений и событий, о которых пишет автор. Под темой понимают не то, что непосредственно изображено в произведении, а то, что "прочитывается" за событиями, конфликтом, взаимоотношениями героев и т. п. Например, тема романа И.С. Тургенева "Отцы и дети" - не конфликт поколений, персонифицированный в образах Базарова и Кирсановых, а исследование нового человеческого типа (нигилиста), появившегося в русской жизни в 40-х - 50-х гг. XIX в. Этой же теме посвящен роман Н.С. Лескова "Некуда".

Слайд 28

Идея - от греч. idea - идея, понятие, первообраз, представление) - главная мысль, лежащая в основе художественного произведения. Идея реализуется через всю систему образов, раскрывается во всей художественной структуре произведения и таким образом дает представление об авторском отношении к изображенному.

Слайд 29

Проблема

ПРОБЛЕМА - (греч. problema - задача, задание) - вопрос, поставленный в художественном произведении и требующий разрешения. Проблема может разрешаться или остаться неразрешенной. Одна и та же тема может послужить основой для постановки различных проблем (нравственных, философских, этических, эстетических, религиозных и т. д.).

Слайд 30

Проблематика

ПРОБЛЕМАТИКА - совокупность поставленных автором в произведении проблем, которые могут носить самостоятельный характер или подчиняться главной проблеме. Виды П. в художественном произведении: социально-политическая, нравственно-этическая, национально-историческая, философская и др.

Слайд 31

Сюжет

СЮЖЕТ - (от франц. sujet - предмет) - событие или совокупность событий в эпических и драматических произведениях, развитие которых позволяет писателю раскрыть характеры героев и суть изображаемых явлений в соответствии с авторским замыслом. В основе сюжета лежит конфликт. В сюжете обычно выделяют такие структурные элементы, как завязка, развитие действия, кульминация и развязка. По замечанию С.И. Кормилова, сюжет можно назвать "образом события или цепи событий", в то время как фабула составляет событийную основу повествования и может быть коротко пересказана.

Слайд 32

Фабула

ФАБУЛА - (от лат. fabula - рассказ, повествование) - цепь, череда событий в эпическом или драматическом произведении, положенная в основу сюжета. В отличие от сюжета Ф. можно кратко пересказать. "Ф. - это то, что было на самом деле, сюжет - то, как узнал об этом читатель" (Б.М. Томашевский). Кроме того, одна и та же Ф. может стать основой для множества различных сюжетов (например, история о мнимом ревизоре была использована не только Н.В. Гоголем, но и другими авторами).

Слайд 33

Композиция

КОМПОЗИЦИЯ - (от лат. compositio - составление, соединение, сложение) - построение художественного произведения: расположение и взаимосвязь его частей, образов, эпизодов в соответствии с содержанием, жанровой формой и замыслом автора. В самом общем виде выделяют линейную (например, роман И.А. Гончарова "Обыкновенная история"), инверсионную (например, рассказ И.А. Бунина "Легкое дыхание"), кольцевую (например, рассказ В. Набокова "Круг") и др. композицию.

Слайд 34

Стадии развития действия

ЭКСПОЗИЦИЯ - (от лат. expositio - изложение) - часть литературного произведения, обычно предшествующая завязке (см.) и содержащая сведения о персонажах, месте и времени действия, описание обстоятельств, имевших место до его начала. Однако не во всех произведениях есть Э., кроме того, она, в соответствии с замыслом автора, может располагаться и после завязки, то есть в середине или конце текста (например, биография Чичикова в одиннадцатой главе "Мертвых душ" Н.В. Гоголя). Различают собственно Э., рисующую обстоятельства, предшествующие началу действия (например, первая часть романа И.А. Гончарова "Обломов", начальные главы романа И.С. Тургенева "Накануне" и др.), и Э. героя, раскрывающую становление характера главного действующего лица (первая глава романа "Евгений Онегин", глава "Сержант гвардии" в повести "Капитанская дочка" А.С. Пушкина).

Слайд 35

ЗАВЯЗКА - элемент сюжета; событие, послужившее началом возникновения и развития конфликта в художественном произведении; эпизод, определяющий все последующее развертывание действия. В "Ревизоре" Н.В. Гоголя, например, З. является сообщение городничего о приезде ревизора. КУЛЬМИНАЦИЯ - (от лат. culmen - вершина) - структурный элемент сюжета: вершина конфликта, момент наивысшего напряжения действия, предельного обострения противоречий. К. раскрывает основную проблему произведения и характеры героев наиболее полно, после нее действие обычно ослабевает. Предшествует развязке. В произведениях с множеством сюжетных линий возможно наличие не одной, а нескольких кульминаций.

Слайд 36

РАЗВЯЗКА- структурный элемент сюжета: заключительный эпизод в развитии действия, где описывается разрешение конфликта художественного произведения, дается указание на возможные пути его решения или обнаруживается его принципиальная неразрешимость. ЭПИЛОГ - (от греч. epilogos - послесловие) - часть текста художественного произведения, выходящая за границы сюжета: рассказ автора о том, что произошло с действующими лицами после развязки сюжетного действия, о дальнейшей судьбе героев.

Слайд 37

Лирическое отступление

ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ - внесюжетный элемент произведения: непосредственное авторское рассуждение, размышление, высказывание, выражающее отношение к изображаемому или имеющее к нему косвенное отношение (лирические отступления в "Евгении Онегине" А.С. Пушкина). Намеренное отступление автора от сюжета повествования может принимать форму воспоминаний, обращений автора к читателям (лирическое отступление в 6 главе "Мертвых душ" Н.В. Гоголя).

Слайд 38

Конфликт

КОНФЛИКТ - (от лат. conflictus - столкновение) - острое столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и жизненных принципов, положенное в основу действия художественного произведения. Конфликт выражается в противоборстве, противоречии, столкновении между героями, группами героев, героем и обществом или во внутренней борьбе героя с самим собой. Развитие конфликта приводит в движение сюжетное действие. Конфликт может быть разрешимым или неразрешимым (трагический конфликт), явным или скрытым, внешним (прямые столкновения характеров) или внутренним (противоборство в душе героя).

Слайд 39

Автор

АВТОР - (от лат. au(c)tor - создатель) - следует разграничивать понятия: биографический автор, писатель (А.С. Пушкин, 1799 - 1837); автор - создатель (творец) произведения литературы, чьи представления о мире и человеке отражаются во всей структуре создаваемого им произведения (А.С. Пушкин, автор романа "Евгений Онегин"); автор - образ, персонаж, действующее лицо художественного произведения, рассматриваемое в ряду других персонажей; может быть предельно сближен с биографическим А. или намеренно отдален от него (образ автора в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин"); автор - "знак художественной системы" (определение Г. Гуковского).

Слайд 40

Персонаж

ПЕРСОНАЖ - (фр. personnage, от лат. persona - лицо, личность) - общее название любого действующего лица литературного произведения. Персонажи подразделяются на главных, второстепенных, эпизодических, внесценических (в пьесах). Иногда термин персонаж употребляется по отношению не к главным, а к второстепенным действующим лицам.

Слайд 41

Характер

ХАРАКТЕР ЛИТЕРАТУРНЫЙ - (от греч. character - черта, особенность) - художественный образ человека, в котором, в отличие от типа, преобладают индивидуальные черты, социальная, бытовая, психологическая обусловленность свойств личности, проявляющихся в тех или иных обстоятельствах, причем индивидуальное может раскрываться на фоне типического и наоборот (например, Гамлет У. Шекспира - типичный человек конца эпохи Возрождения, но в то же время носитель присущих только ему качеств личности).

Слайд 42

Тип

ТИП - (от греч. typos - образец) - художественный образ человека, в индивидуальных чертах и поведении которого воплощены свойства, присущие людям той или иной эпохи, социальной среды, общественной группы, национальности и т. п. Как вид художественного обобщения типизация характерна прежде всего для реализма. Например, русской литературой XIX в. были открыты типы маленького человека (Самсон Вырин в "Станционном смотрителе" А.С. Пушкина, Акакий Акакиевич Башмачкин в "Шинели" Н.В. Гоголя), лишнего человека (Евгений Онегин в одноименном романе А.С. Пушкина, Печорин в "Герое нашего времени" М.Ю. Лермонтова, Рудин в одноименном романе И.С. Тургенева (которому и принадлежит определение, впервые появившееся в "Дневнике лишнего человека") и др.

Слайд 43

Лирический герой

ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ - наделенный устойчивыми чертами личности, неповторимостью облика, индивидуальной судьбой условный образ человека, который говорит о себе "Я" в лирическом стихотворении; один из способов выражения авторского сознания в лирическом произведении. Лирический герой (термин введен Ю. Тыняновым) не тождествен образу автора - создателя произведения. Духовный опыт автора, система его миропонимания и мирочувствования отражаются в лирическом произведении не прямо, а опосредованно, через внутренний мир, переживания, душевные состояния, манеру речевого самовыражения лирического героя.

Слайд 44

Портрет

ПОРТРЕТ - (фр. portrait - портрет, изображение) - одно из средств создания образа: изображение внешности героя литературного произведения как способ его характеристики. Может включать описание наружности, действий и состояний героя (так называемый динамический портрет, рисующий выражение лица, глаз, мимику, жесты, позу), а также черт, сформированных средой или являющихся отражением индивидуальности персонажа: одежды, манеры поведения. Особый тип описания - психологический портрет - позволяет автору раскрыть характер, внутренний мир и душевные переживания героя. Например, психологическим является портрет Печорина в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени", портреты героев Ф.М. Достоевского.

Слайд 45

Пейзаж

ПЕЙЗАЖ - (от фр. paysage, от pays - страна, местность) - описание природы как части реальной обстановки, в которой разворачивается действие, картина природы. Пейзаж может подчеркивать или передавать душевное состояние персонажей, при этом внутреннее состояние человека уподобляется или противопоставляется жизни природы.

Слайд 46

В зависимости от предмета изображения, стиля и художественного метода пейзаж выполняет в произведении различные функции, например: сентименталистская литература неукоснительно изображает героев на лоне прекрасной, умиротворенной природы, в романтическом произведении пейзаж, как правило, становится отражением бурных страстей героев, отсюда - традиционные для романтизма составляющие изображаемого природного мира: море, горы, небо, степь и т. п. Пейзаж может выполнять и социальную функцию (например, 3 гл. романа И.С. Тургенева "Отцы и дети", роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"). В лирике пейзаж обычно имеет самостоятельное значение и отражает восприятие природы лирическим героем или лирическим субъектом.

Слайд 47

Ремарка

РЕМАРКА - (от франц. remargue - замечание, примечание, пояснение) - дающееся, как правило, в скобках пояснение автора к тексту пьесы. В Р., предпосланных тексту в целом, акту, явлению, эпизоду или реплике, сообщается о месте и времени действия, обстановке, прошлом героев, их психологическом состоянии, темпе речи, жестах, интонации и т. п. Часто Р. открывает авторскую оценку происходящего (например, в пьесе М. Горького "На дне": "Подвал, похожий на пещеру. Потолок - тяжелые, каменные своды..."). Для многих пьес ХХ в. характерна так называемая развернутая (тяготеющая к повествованию) Р.

Слайд 48

Пафос

ПАФОС - (от греч. pathos - страсть, чувство) - эмоционально-оценочное отношение писателя к изображаемой им действительности, эмоциональный настрой произведения, определяющий его общую тональность. Различают виды пафоса: героический, трагический, комический.

Слайд 49

Сказ

СКАЗ -1. Тип повествования, основанный на стилизации речи того героя, который выступает в роли рассказчика. Повествование в С. ведется от лица героя (персонажа), в присущей именно ему речевой манере, и имитирует живую разговорную речь со всеми характерными для устной формы речи особенностями (спонтанность речи, нередко - употребление разговорной и просторечной лексики и фразеологии, использование диалектизмов, профессионализмов, жаргонизмов, неполных предложений). Примерами С. в русской литературе являются "Вечера на хуторе близ Диканьки" Н.В. Гоголя, "Левша", "Очарованный странник" Н.С. Лескова, сказы П. Бажова, многие рассказы М. Зощенко. 2. Повествовательный жанр, произведение в форме сказа.

Слайд 50

Внутренний монолог

ВНУТРЕННИЙ МОНОЛОГ - художественный прием психологизма: воспроизведение речи действующего лица, обращенной к самому себе и не произнесенной вслух. Широко используется в художественных произведениях для того, чтобы раскрыть внутренние переживания героя, воссоздать его внутренний мир. Внутренний монолог имитирует устную речь персонажа, непосредственно рождающуюся в данный момент времени, поэтому часто имеет нелинейный характер: он отражает душевное состояние персонажа как поток чувств, образов, воспоминаний, в котором могут отсутствовать логика, смысловая и синтаксическая упорядоченность.

Слайд 51

Деталь

ДЕТАЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ - (от франц. detail - подробность, мелочь, частность) - одно из средств создания образа: выделенный автором элемент художественного образа, несущий значительную смысловую и эмоциональную нагрузку в произведении. Д. х. может воспроизводить черты быта, обстановки, пейзажа, портрета (портретная детализация), интерьера, действия или состояния (психологическая детализация), речи героя (речевая детализация) и т. п.; она используется, чтобы наглядно представить и охарактеризовать героев и окружающую их среду. Стремление автора к детализации продиктовано, как правило, задачей достижения исчерпывающей полноты изображения.

Слайд 52

Символ

СИМВОЛ - (от греч. symbolon - знак, опознавательная примета) - универсальная эстетическая категория, особый художественный образ-знак. В отличие от знака-символа, содержащего недвусмысленное, практическое значение (например, в математике), метафоры и аллегории, символ имеет не одно или несколько, а неисчерпаемое множество значений и обладает необыкновенной смысловой емкостью.

Слайд 53

Подтекст

ПОДТЕКСТ - скрытый смысл высказывания, не высказанное прямо, но вытекающее из ситуации, отдельных деталей, реплик, диалогов героев внутреннее содержание речи. Подтекст не совпадет с прямым смыслом высказывания, с тем, что говорят действующие лица, но позволяет понять, что они чувствуют. В художественном произведении подтекст часто раскрывает отношение автора к действующим лицам, их взаимоотношениям, происходящим событиям. Примерами мастерского использования подтекста являются пьесы А.П. Чехова, рассказы И.А. Бунина (например "Холодная осень"), стихотворение М. Цветаевой "Тоска по Родине!.. Давно..." .

Слайд 54

Психологизм

ПСИХОЛОГИЗМ - (от греч. psyche - душа и logos - понятие, слово) - способ изображения душевной жизни человека в художественном произведении: воссоздание внутренней жизни персонажа, ее динамики, смены душевных состояний, анализ свойств личности героя. Психологизм может быть явным - открытым (непосредственное воспроизведение внутренней речи героя или образов, возникающих в его воображении, сознании, памяти, например, "диалектика души" в произведениях Л.Н. Толстого) и неявным - скрытым, уведенным в «подтекст» (например, "тайная психология" в романах Тургенева, где внутреннее состояние персонажей раскрывается благодаря выразительным жестам, особенностям речи, мимики).

Слайд 55

Трагическое

ТРАГИЧЕСКОЕ - (от греч. tragodia - козлиная песнь

Слайд 56

Комическое

КОМИЧЕСКОЕ - (от греч. komikos - смешной, веселый) - эстетическая категория, отражающая противоречия действительности и содержащая их критическую оценку. В основе комического - противоречие, несоответствие безобразного и прекрасного, ничтожного и возвышенного, реального и идеального и т. п. Виды комического: юмор, ирония, сатира, сарказм, гротеск.

Слайд 57

Сатира

САТИРА - (от лат. satura - смесь, мешанина, всякая всячина) - Вид комического: способ проявления комического в искусстве, заключающийся в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными. С. - наиболее острая форма обличения действительности. Если юмор - осмеяние "частного", то С., как правило, - осмеяние "общего", обличение социально-нравственных пороков и недостатков (например, "Путешествия Гулливера" Дж. Свифта). Сатирическое начало может присутствовать в произведениях любых жанров: комедиях, фарсах, литературной и народной песенной лирике, рассказах, повестях, романах, анекдотах, пословицах и т. д.

Слайд 58

Юмор

ЮМОР - (от англ. humour - комизм, причуда, нрав

Слайд 59

Сарказм

САРКАЗМ - (от греч. sarkasmos (буквально "рву мясо") - издевательство) - вид комического: злая, язвительная насмешка, издевка, содержащая уничтожающую оценку лица, предмета или явления, высшая степень проявления иронии. Сущность иронии заключается в иносказании, тонком намеке, для С. же характерна крайняя степень эмоциональной открытости, пафос отрицания, переходящий в негодование.

Слайд 60

Гротеск

ГРОТЕСК - (от итал. grottesco - причудливый) - вид комического: нарушающее границы правдоподобия изображение людей, предметов или явлений в фантастически преувеличенном, уродливо-комическом виде. Гротеск основан на совмещении реального и нереального, ужасного и смешного, трагического и комического, безобразного и прекрасного. Отличается от прочих разновидностей комического тем, что смешное в нем не отделяется от страшного, что позволяет автору в конкретной картине показать противоречия жизни и создать остросатирический образ. Примерами произведений, в которых для создания сатирического образа широко используется Г., могут служить "Нос" Н.В. Гоголя, "История одного города", "Как один мужик двух генералов прокормил" М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Слайд 61

Реминисценция

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ - (от позднелат. reminiscentia - воспоминание) - неявная отсылка к другому тексту, наводящая на воспоминание о нем и рассчитанная на ассоциации читателей; воспроизведение автором в художественном тексте отдельных элементов своего более раннего (автореминисценция) или чужого произведения при помощи цитат (часто скрытых) , заимствования образов, ритмико-синтаксических ходов и т. д.

Слайд 62

Задания

  • Слайд 63

    1. Укажите название средства художественной выразительности, которое использует Тютчев

    Ущерб, изнеможенье – и на всем Та кроткая улыбка увяданья, Что в существе разумном мы зовем Божественной стыдливостью страданья.

    Компоненты учебных пособийКОМПОНЕНТЫ УЧЕБНЫХ
    ПОСОБИЙ
    методические рекомендации для учащихся по
    подготовке к ЕГЭ;
    особенности типов заданий;
    тренировочные задания из открытых
    вариантов КИМ;
    тренировочные варианты ЕГЭ;
    критерии проверки и оценки выполнений
    заданий С1, С2, С3, С4, С5­1 – С5­3;
    Список художественных текстов для
    обязательного чтения.

    Проблема

    ПРОБЛЕМА
    Отсутствие достаточной
    методической помощи в решении
    трудностей при подготовке к ЕГЭ

    Цель

    ЦЕЛЬ
    Создание рекомендаций
    (шпаргалок) для подготовки
    выпускников к экзамену по
    литературе в формате ЕГЭ

    Задачи

    ЗАДАЧИ
    проанализировать существующую литературу
    по проблеме;
    изучить структуру КИМов и критерии
    проверки и оценки работы;
    составить словарик литературоведческих
    терминов;
    проанализировать список художественных
    текстов и разделить весь материал на блоки;
    познакомиться с алгоритмами и памятками
    анализа эпического, драматического и
    лирического произведений;
    изучить подробнее рекомендации к созданию
    сочинений (часть С5);
    познакомиться с рекомендациями психологов
    при подготовке к ЕГЭ.

    ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАСТРОЙКА.
    Подготовка к экзамену:
    Подготовьте место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно
    расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т. п.
    Введите в интерьер комнаты жёлтый и фиолетовый цвета. Для этого
    достаточно картинки или эстампа в этих тонах.
    Составьте план занятий. Для начала определите: кто вы – «сова» или
    «жаворонок», и в зависимости от этого максимально используйте
    утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки,
    необходимо чётко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не
    вообще: «немного позанимаюсь», а какие именно разделы и темы.
    Начните с самого трудного раздела, с того материала, который знаете
    хуже всего. Но если Вам трудно «раскачаться», можно начать с того
    материала, который наиболее интересен и приятен.
    Чередуйте занятия и отдых: 40 минут занятий, затем 10минут –
    перерыв. Во время перерыва можно помыть посуду, полить цветы,
    сделать зарядку, принять душ.
    Выполняйте как можно больше различных опубликованных текстов по
    этому предмету. Эти тренировки ознакомят Вас с конструкциями
    текстовых занятий.
    Тренируйтесь с секундомером в руках, засекайте время выполнения
    тестов (на 1 задание в части А в среднем должно уходить не более 2
    минут).
    Готовясь к экзаменам, мысленно рисуйте себе картину триумфа.
    Никогда не думайте о том, что не справишься с заданием.
    Оставьте один день перед экзаменом на то, чтобы ещё раз повторить
    самые трудные вопросы.

    Распределение материала

    РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА

    Теория

    ТЕОРИЯ

    Теория

    ТЕОРИЯ

    Историко-литературный контекст

    ИСТОРИКО­ЛИТЕРАТУРНЫЙ
    КОНТЕКСТ
    Жизненные моменты авторов произведений,
    напрямую связанных с конкретным
    произведением;
    Влияние общественной жизни на замысел
    произведения;
    Отражение времени;
    Подражание историческим лицам.

    Произведения

    ПРОИЗВЕДЕНИЯ

    Подготовка к ЕГЭ

    ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

    Часть 1: Работа с текстом. Анализ эпизода.

    ЧАСТЬ 1: РАБОТА С ТЕКСТОМ.
    АНАЛИЗ ЭПИЗОДА.
    1. Установите границы эпизода (временные,
    пространственные, текстовые).
    2. Определить основной смысл эпизода, если надо, дать ему
    название.
    3. Решить, какие персонажи являются основными
    носителями смысла в эпизоде.
    4. Проследить смену настроений, чувств героев, авторскую
    мотивировку их поступков.
    5. Увидеть, какие художественные средства использует автор
    для раскрытия основного смысла эпизода (пейзаж,
    портрет, описание, авторские характеристики, диалоги и
    т.д.).
    6. Понять, какова логика раскрытия эпизода.
    7. Ощутить, какие речевые выразительные средства
    помогают создать эмоциональную атмосферу эпизода.
    8. Установить, какова роль эпизода в произведении, как он
    «сцеплен» с другими эпизодами, со всеми произведениями в
    целом (с идеей, проблемами, темой произведения).

    Примерный план анализа эпизода

    ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН АНАЛИЗА
    ЭПИЗОДА
    Место эпизода в развитии сюжета и композиции
    произведения;
    Речевой строй (описание, повествование,
    рассуждение, наличие авторских отступлений);
    Какие события происходят в эпизоде, кто в них
    участвует, какие стороны характера героев
    раскрываются;
    Как и с какой целью использует автор детали
    предметной изобразительности;
    Какие изобразительно­выразительные средства
    художественной речи использует писатель, с какой
    целью;
    Каков эмоциональный пафос эпизода и как он
    создается;
    Тема и проблема произведения, которое получили
    здесь своё развитие, значение эпизода для
    раскрытия идеи произведений, выражения
    авторской позиции.

    Часть 2: Анализ стихотворения.

    ЧАСТЬ 2: АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ.
    Автор, заглавие;
    Жанр стихотворения (сонет, элегия, исповедь,
    миниатюра, письмо);
    Основная тема (любовь, дружба, подвиг, одиночество,
    поэт и поэзия);
    Сюжет, композиция, проблема;
    Мотив создания: что послужило источником написания,
    вдохновения;
    Лирический герой;
    Место автора в произведении;
    Эмоции, чувства, возникающие при чтении
    стихотворения;
    Художественные средства (портретные зарисовки;
    речевые характеристики; пейзаж, его роль; сон; письма;
    диалоги; монологи);
    Языковые средства (фонетические, лексические, тропы,
    морфологические, синтаксические);
    Ваше мнение.

    Часть 3: Написание литературного сочинения.

    ЧАСТЬ 3: НАПИСАНИЕ
    ЛИТЕРАТУРНОГО СОЧИНЕНИЯ.
    Как писать сочинение?
    Композиция сочинения:

    Вступление
    Основная часть
    Заключение

    Вступление

    ВСТУПЛЕНИЕ
    Вступление – вводит в тему, дает
    предварительные, общие сведения о той проблеме,
    которая стоит за предложенной темой.
    Во вступлении может:
    содержаться ответ на заданный по теме вопрос;
    представлено ваше мнение, если в названии есть
    отсылка к мнению пишущего («как вы понимаете
    смысл названия…»);
    содержаться факт из биографии автора или
    охарактеризован исторический период, если эти
    сведения имеют важное значение для
    последующего анализа текста;
    сформулировано ваше понимание
    литературоведческих терминов, если они
    использованы в названии темы («тема судьбы»,
    «образ героя»…).

    Основная часть

    ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
    Основная часть: представляет собой анализ
    литературного произведения в соответствии с
    заданной темой.
    В основной части следует избегать:
    Пересказа литературного произведения;
    Изложение сведений, не имеющих прямого
    отношения к теме;
    В основной части необходимо
    продемонстрировать знание литературного
    материала, умение логично, аргументировано
    и стилистически правильно, грамотно
    излагать свои мысли.
    Основная часть – это проверка того, насколько
    верно понята тема.

    Заключение

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    Заключение: подведение итога, обобщение
    сказанного, завершение текста, ещё раз обращение
    внимания на самое главное.
    Заключительная часть должна быть:
    Короткой, но емкой;
    Органически связана с предыдущим изложением.

    В заключении может быть выражено отношение
    пишущего к произведению, его героям, проблеме.
    Оно должно быть изложено корректно, без
    чрезмерных восторженных оценок, иметь четко
    выраженный определенный смысл и быть
    подготовлено материалом основной части.

    Критерии оценок.

    КРИТЕРИИ ОЦЕНОК.
    Оценка выполнения заданий С1 и С3
    Экзаменуемый обнаруживает понимание специфики задания:
    аргументированно отвечает на вопрос, выдвигая необходимые
    3
    тезисы, приводя развивающие их доводы и делая соответствующие
    выводы, фактические ошибки в ответе отсутствуют.
    Оценка выполнения заданий С2 и С4
    Экзаменуемый обнаруживает понимание специфики задания: отвечает
    на вопрос,
    требующий привлечения литературного контекста, то есть называет не
    менее двух произведений одного или разных писателей, в творчестве
    которых нашла отражение указанная проблема или названный мотив,
    художественный прием и т.д. (2 и более позиций сопоставления), и дает
    содержательное обоснование для сопоставления, приводя необходимые
    аргументы; фактические ошибки в ответе отсутствуют.
    3

    Критерии оценки задания С5

    КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗАДАНИЯ С5
    1. Глубина и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в
    вопросе
    Экзаменуемый обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе;
    формулирует свое мнение с учетом позиции автора, выдвигая необходимые тезисы,
    приводя развивающие их доводы и аргументы и делая соответствующие выводы;
    демонстрирует знание проблематики произведения и умение обосновывать суждения;
    фактические ошибки отсутствуют.
    баллы
    3
    2. Уровень владения теоретико – литературными знаниями.
    3
    Экзаменуемый обнаруживает высокий уровень владения теоретико – литературными
    знаниями, уместно применяя соответствующие литературоведческие термины при
    анализе литературного материала и объясняя функции тех или иных литературных
    приемов.
    3
    3. Обоснованность привлечения текста произведения.
    3
    Текст рассматриваемого произведения привлекается обоснованно и достаточно
    разносторонне (цитаты с комментариями к ним, краткий пересказ содержания,
    необходимый для доказательства суждений, обращение к микротемам текста и их
    интерпретация, разного рода ссылки на изображенное в произведении и т.п.).
    3
    4. Последовательность и логичность изложения.
    3
    Части высказывания логически связаны, мысль развивается от части к части, нет
    нарушений последовательности внутри смысловых частей высказывания и
    необоснованных повторов.
    3
    5. Следование нормам речи.
    3
    Максимальный балл
    15

    Трудности

    ТРУДНОСТИ
    Психологические: тревожность, растерянность,
    отсутствие четкости структурированности
    мышления и т.п.;
    Недостаток информационной базы;
    Большой объем материала;
    Отсутствие необходимой практики в
    написании сочинения на уроках литературы;
    Малое количество репетиционных экзаменов в
    формате ЕГЭ.

    Проблемы и их решения

    ПРОБЛЕМЫ И ИХ РЕШЕНИЯ
    Большой объем материала

    Читательский дневник

    Читательский дневник

    ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК
    Имя
    писателя
    Иван
    Алексеевич
    Бунин
    Название
    произведе
    ния
    « Деревня »
    Имена и
    главные
    герои
    Тихон и
    Кузьма
    Красовы;
    Молодая;
    Дениска;
    Серый
    Темы, идеи, проблемы
    Проблема «русской души» и
    «национального характера».
    Автор показывает на примере
    судеб двух братьев трагическую
    предрешенность судьбы русского
    народа, которая сочетает в себе
    талантливость, наивность и
    милосердие с непрактичностью,
    неумением приложить свои силы
    к делу и жестокостью.

    10.11.2019 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

    20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

    20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

    20.10.2019 - Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.

    29.09.2019 - За все годы работы нашего сайта самым популярным стал материал с Форума, посвященный сочинениям по сборнику И.П.Цыбулько 2019 года. Его посмотрели более 183 тыс. человек. Ссылка >>

    22.09.2019 - Друзья, обратите внимание на то, что тексты изложений на ОГЭ 2020 года останутся прежними

    15.09.2019 - На форуме сайте начал работу мастер-класс по подготовке к Итоговому сочинению по направлению " Гордость и смирение"

    10.03.2019 - На форуме сайта завершена работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ И.П.Цыбулько.

    07.01.2019 - Уважаемые посетители! В ВИП-разделе сайта мы открыли новый подраздел, который заинтересует тех из вас, кто спешит проверить (дописать, вычистить) свое сочинение. Мы постараемся проверять быстро (в течение 3-4 часов).

    16.09.2017 - Сборник рассказов И.Курамшиной "Сыновний долг", в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>

    09.05.2017 - Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей!

    16.04.2017 - В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц!

    16.04.2017 - На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ.

    25.02 2017 - На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБ З. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.

    28.01.2017 - На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ, написанные в двух вариантах >>

    28.01.2017 - Друзья, на Книжной полке сайта появились интересные произведения Л.Улицкой и А.Масс.

    22.01.2017 - Ребята, оформив подписку в ВИП-разделе в сего на 3 дня, вы можете написать с нашими консультантами три УНИКАЛЬНЫХ сочинений на ваш выбор по текстам Открытого банка. Спешите в ВИП-раздел ! Количество участников ограничено.

    15.01.2017 - ВАЖНО!!! На сайте размещены

    Электронный образовательный ресурс, содержащий примерные вопросы, контексты и обоснования для сопоставления по следующим темам «Человек и природа в русской литературе; тема дуэли в русской литературе; образ города в русской литературе; мотив сна в русской литературе; тема отечественной истории в русской литературе.» Данный материал поможет выпускникам подготовиться к выполнению задания 9 (С2) в ЕГЭ по литературе. Презентацию можно использовать как на учебных занятиях, так и при самостоятельной подготовке к экзамену.

    Электронный образовательный ресурс, содержащий примерные вопросы, контексты и обоснования для сопоставления по следующим темам "Тема "отцов и детей" в русской литературе; тема творчества в русской литературе; человек и война в русской литературе; сатирические образы в русской литературе." Данный материал поможет выпускникам подготовиться к выполнению задания 9 (С2) в ЕГЭ по литературе. Презентацию можно использовать как на учебных занятиях, так и при самостоятельной подготовке к экзамену.

    Целевая аудитория: для 11 класса

    Электронный образовательный ресурс, содержащий примерные вопросы, контексты и обоснования для сопоставления по теме "Типы проблемных героев в русской литературе". Данный материал поможет выпускникам подготовиться к выполнению задания 9 (С2) в ЕГЭ по литературе. Презентацию можно использовать как на учебных занятиях, так и при самостоятельной подготовке к экзамену.

    Целевая аудитория: для 11 класса

    Презентация "Готовимся к ЕГЭ. Литературные роды. Жанры литературы" будет полезна выпускникам, готовящимся к экзамену по предмету, а также учителям, преподающим в 9-11 классах. В работе содержатся следующие материалы:
    - определения литературных родов
    - определения жанров
    - тренировочные работы по определению жанров литературного произведения.

    Целевая аудитория: для 11 класса

    Контрольно-диагностическая работа по литературе для учащихся 11 класса состоит из 2 частей. Часть 1 включает в себя 15 вопросов(А1-А15) с выбором ответа, часть 2 состоит из 5 вопросов, на которые необходимо дать краткие ответы. Также в конце работы представлены ключи (правильные ответы). Данный вид работы может проводиться в конце 11 класса как итоговая заключительная контрольная по литературе.

    Типовые тестовые задания по литературе содержат 10 вариантов заданий II части (анализ лирического произведения), составленных в соответствии с требованиями Единого государственного экзамена в 2011 году. Предложенные варианты заданий ранее нигде не публиковались. В пособии даны ответы на все варианты тестов.
    Пособие предназначено учителям-словесникам для подготовки учащихся к экзамену в формате ЕГЭ, а также старшеклассникам и абитуриентам - для самоподготовки и самопроверки.

    ▫ Предновогодние дни - это время, когда ты можешь попросить у своего Ангела-Хранителя все, чего желаешь всем сердцем: Счастье, Надежду, Удачу, Любовь.... ... Но самое главное - когда желания начнут сбываться, не забудь сказать своему Ангелу СПАСИБО, и тогда его драгоценный подарок будет украшать твою жизнь весь следующий год! Олег Рой
    ▫ 6571236-a151550 Спасибо, Ирина Федоровна! Волшебно! С наступающим Вас! `Скорей,- мы говорим,- скорей!` И звонко в тишине холодной захлопнулись поочередно двенадцать маленьких дверей... И удалившихся не жаль нам: да позабудутся они! Прошли те медленные дни в однообразии печальном. А те, другие, что вошли в полуоткрывшиеся двери, те не печали, не потери, а только радость принесли. Но светлые дары до срока они, туманные, таят, столпились и во мгле стоят, нам улыбаясь издалека... Владимир Набоков 1 января 1919
    ▫ 6478421-a151550
    ▫ `Тихо на мягких лапах, путая в снегу следы, уходит год. Закрашивает белой краской яркие впечатления. Но они не тускнеют, нет. Просто ещё чуть - чуть и всё это вдруг станет называться - прошлое. То, что прошло, прошлогоднее. Ещё чуть-чуть... и вновь перед тобой белоснежно чистый лист. Хочешь пиши, хочешь рисуй, хочешь мечтай. Строй планы, иди вперёд. Ещё чуть-чуть... И вновь потекут в копилку жизни и белые снегопады, и звонкие капели, и майская черёмуха, и сладкая земляника, яблочные ароматы сменит золотой листопад... Снова, снова, снова.. Только не пропусти, только твори, только люби, только живи.. Ещё чуть-чуть....Новый год на пороге!` Анна Корягова И наверное, самым главным мерилом нашей жизни остается - сколько в нас любви. Сколько мы ее в себе собрали и накопили - благодаря и вопреки. Ведь главное волшебство Нового года и Рождества в том, чтобы объединять сердца людей. Отдадимся доверчиво их чарам, их волшебной и целительной магии! Галиночка! Спасибо, что ты есть! С НАСТУПАЮЩИМ!
    ▫ `Всё-таки нет лучшего праздника, чем Новый год. И пусть кто-то считает его большевистским эрзацем Рождества, по мне этот суррогат куда приятнее оригинала. Все его квази-традиции, те самые советские ритуалы, которые подменили собой ритуалы христианские, мне кажутся не кондовыми, а милыми и трогательными может быть, потому что я и сам - один из детей ушедшей эпохи. Новый год хорош именно своей бессмысленностью, своим отказом от любых корней - этнических или религиозных. Это праздник ни о чём, и потому - для всех. Привязанный только к пустой календарной дате, лишённой исторического, нравственного или любого другого значения, он может искренне отмечаться и православными, и буддистами, и русскими, и татарами. Вот истинный день межкультурного, межнационального примирения` ... Дмитрий Глуховский, Сумерки 2007 Понравилась тема! Спасибо, Алексей Алексеевич! С наступающим Вас! Здоровья, творческого духа!