Презентация по литературному чтению "евгений чарушин - детям". Познавательное занятие в подготовительной группе "Эти забавные животные" по произведениям Е.И. Чарушина Чарушин евгений в начальной школе

Чарушин Евгений Иванович

Выполнила:

студентка 2б гр.,

Устьянцева Ксения




Любимым чтением Жени Чарушина были книги о жизни животных.

Однажды отец подарил ему на день рождения 7 тяжелых фолиантов. Это была книга А. Э. Брема «Жизнь животных».

Самая дорогая для Чарушина книга. Ее он берег и перечитывал всю жизнь.


Родился на Урале, в Вятке в семье архитектора Ивана Аполлоновича Чарушина.

После окончания средней школы, где он учился вместе с Юрием Васнецовым, был призван в Красную Армию.

Вернулся домой и решил учиться на профессионального художника.

1922 – 1927 гг

Поступил на живописный факультет в Петербургскую Академию художеств (ВХУТЕИН).

При помощи С.Я.Маршака, он начал сам писать книги.


Известный художник и писатель, художник – анималист, иллюстратор.

Книги:

"Волчишко и другие«(1931), "Васька«(1934),

«Про сороку»(1936)

«Птенцы»(1930), «Облава»(1931),

«Цыплячий город»(1931), «Джунгли - птичий рай» (1931),

«Животные жарких стран» (1935).



Чарушин писал о зверях, птицах, об охоте, о детях.

Герои добры, обаятельны.

Они легко входят в сказочный мир.

Художник любил изображать звериных детенышей - пушистых, мягких и еще совсем беспомощных.



В начальной школе изучается:

1 класс – «Почему Тюпу прозвали Тюпой»;

«Кролик».

2 класс – «Страшный рассказ».

4 класс – «Кабан».





Вывод: Мир животных посреди первозданной природы – родина Чарушина. Он всю жизнь рассказывал о ней и рисовал этот дивный исчезнувший мир, пытаясь сохранить и передать детям его душу.

С огромным уважением относился к своим читателям. Его радовало, что звери, которых он рисовал, нравятся не критикам и редакторам, а именно малышам. Рассматривая чарушинские книги, смело можно сказать, что и тексты, и иллюстрации к ним отражают единый, цельный внутренний мир их создателя. Его рассказы и рисунки строги, лаконичны, познавательны и понятны даже маленькому ребёнку.

Иллюстрируем по-своему, сами

Эрудиты_ с/п «Пугачёвская НОШ» МОУ «Антоновская СОШ»_ 4 этап


Тараник Марга-

рита (уголь)

С

О

В

А

У совы перья мягкие, крылья неслышные, не свистят, не

шумят; когти у совы кривые, острые, никто из таких ког-

тей не вырвется…


Тараник Маргарита (ПАСТЕЛЬ)

ДЯТЕЛ

Кто это барабанит в лесу так громко? Что

это за барабанщик такой? Да вот он – пёст-

рый и шапка красная… Нашёл местечко,

где под корой червяк…


МЕДВЕДЬ

Сидит медведь-сладко-

ежка, ест малину.

Не по одной ягодке сры-

вает, а весь куст целиком

обсасывает – одни голые

веточки остаются.

Ну и жадный же ты, миш-

ка! Ну и прожорливый!

Тараник Маргарита (АКВАРЕЛЬ)


СЛОН

Стоит слон, будто серая гора высится: ноги, как брёвна, уши, как

два паруса, длинные клыки кривые и крепкие. Вытянул слон хобот,

вырвал из земли куст, сунул его целиком в рот и стал жевать.


ЗАЯЦ

Шуба у зайки тёплая-тёплая, белая-белая.

Сидит зайка – ветки обдирает, горькую кору гложет.

Тёплого лета ждёт.


ЛИСА

Лак для ногтей

Лисичка зимой мышкует – мышей ловит. Она встала на пенёк, чтобы


Калябин Владислав

(коричневая и красная губ-

ная помада, чёрная тушь для

Ё Ж

Ходили ребята по лесу, нашли под кустом ежа.

Попробуй-ка возьми его руками – везде иголки торчат!


ВОЛК

Волк-разбойник на охоту вышел.

Вы, собаки, громче лайте – волка пугайте!


ЛЕВ

Лев всех сильней, всех страшней. Грива у него густая, когти острые, зубы у него крепкие.


Морж толстый, тяжё-

лый. Будто громадный

кожаный мешок с жи-

Два здоровенных бе-

лых клыка торчат у не-

го из щетинистых усов.

Вместо ног у моржа ла-

сты. Ими, как вёслами,

воду загребает.

МОРЖ

Наместников Евгений (ЧЁРНАЯ И БЕЛАЯ ТУШЬ, ПАЛОЧКА)


Стоит на поляне старое-престарое дерево. Одна ветка

вокруг ствола несколько раз обернулась, как змея.

А это и вправду не ветка, а настоящая змея – сильный и

страшный удав.

ЗМЕЯ УДАВ


Мартышка

Это весёлый, смешной зверёк,

Будто маленький хвостатый че-

Мордочка сморщенная, как у ста-

рушки. Ручки тоже совсем чело-

веческие. А ноги – совсем, как

Руки, с длинными пальцами.

Наместников Евгений (АКВАРЕЛЬ)


Детские годы Родился будущий писатель и художник в Вятке в семье губернского архитектора. В формировании личности мальчика огромную роль сыграла мать. Вместе с ней он ходил в лес, приносил оттуда различные интересные растения, превращая затем небольшой сад у дома в настоящее чудо. Сколько разных животных перебывало в их деревенском двухэтажном доме! А хотелось еще и еще ну, хотя бы жирафа или тапира. БЛАГОДАРЯ МОЕМУ ДЕТСТВУ!»


Чарушин рос, по собственному определению, "с карандашом и кистью в руках". Лет в четырнадцать Чарушин своими друзьями организовал союз поэтов и художников с веселым неуклюжим названием "Сопохуд" (Союз поэтов и художников). Правда, с поэзией у него не заладилось. Другое дело рисунки. Чарушин рос, по собственному определению,"с карандашом и кистью в руках". А на рисунках его чаще всего были все те же собаки, медведи и прочие замечательные звери.


Годы учебы Очень рано почувствовал будущий писатель желание сохранить убегающий миг увиденного- "на помощь пришло рисование... Художник во мне родился все-таки раньше, чем писатель. Нужные слова пришли позже". Ничего удивительного не было в том, что, окончив школу, Евгений Чарушин поступил в Петроградскую Академию художеств, которую закончил в 1926г. по живописному факультету.


В годы войны Чарушин жил в родном Кирове. Рисовал плакаты, оформлял спектакли в Кировском театре драмы. А еще расписал один из детских садов города, превратив его в настоящее сказочное царство. В 1945 году Евгений Иванович вернулся в Ленинград. И снова работал над книгами и рисунками. Уже известный художник- иллюстратор он пробовал себя в скульптуре. И чарушинский фарфоровый заяц с морковкой был таким же теплым, мягким и как нарисованные "зверенки". ТВОРЧЕСТВО В ГОДЫ ВОЙНЫ


Чарушин Е.- ХУДОЖНИК Его влекло тогда многое: музыка и поэзия, театр и живопись. А за постоянную страсть к изобретательству друзья наградили молодого художника прозвищем "Евгеша-изобретатель". Вместе с этими друзьями "Евгеша" отправлялся в необыкновенные экзотические путешествия по Алтаю или просто на охоту, на рыбалку в недалекие леса.


Иллюстрации Чарушина И, конечно, рисовал. Одну работу приобрела даже Третьяковская галерея. В 1928 г. выходит первая книга с иллюстрациями Чарушина (рассказ В.Бианки " Мурзук"). За ней последовал ряд других, среди которых были две собственные книжки- картинки "Вольные птицы" и "Разные звери".


Е.И.Чарушин - писатель и художник Его первой собственной книжкой со словами стал рассказ "Щур" (1930). Чарушин стремился "понимать животное понимать его движения и мимику". И передавать это в рисунке и слове. В его рассказах нет сказочного вымысла. Животные не делают того, что им не свойственно. Но книги от этого не становятся менее интересными.




Художник, который рисует животных, называется анималист. Чарушин был прекрасным анималистом. Он, по сути, создал новый тип анималистической книги для детей (маленький рассказ о маленьком животном для маленьких детей), Художник наблюдал за животными, часто бывал в зоопарке и выполнял множество рисунков с натуры. ХУДОЖНИК - АНИМАЛИСТ



Немаловажным условием в работе по ознакомлению дошкольников с творчеством Чарушина Е.И., является привлечение родителей.

Анкетирование родителей.

Выявить, читают ли родители детям книги, что предпочитают слушать дети.

«Круглый стол» с участием родителей и детей.

Обсудить цели и задачи. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации ознакомления детей с творчеством Е.И.Чарушина.

Подбор библиотеки.

Развивать у детей интерес к произведениям Е.И. Чарушина.

Акция «Подари книгу детскому саду»(произведения о природе).

Пополнить библиотеку книгами о природе. Продолжать формировать у родителей и детей желание принимать участие в проведении мероприятий.

Оформление родительского уголка «Мир Чарушина»: размещение статей, рекомендации по теме проекта. (в виде настенной газеты).

Просвещать родителей.

Подбор наглядно- дидактических пособий, демонстр. материала для занятий, наборов игрушек животных, птиц, насекомых.

Создавать условия для демонстрации произведений Е. И. Чарушина.

Составление карточек (загадки, пословицы, поговорки, народные приметы, наблюдения).

Формировать поисковую деятельность при работе с литературой.

Создание уголка развивающих игр, мини-викторин, кроссвордов, загадок.

Способствовать расширению кругозора детей, развитию познавательного интереса.