«После бала» Л. Толстого. Презентация по литературе на тему: "Л.Н. Биография.Рассказ "После бала" Анализ рассказа после бала толстого презентация

Слайд 1

Л.Н.Толстой «После бала»

Слайд 2

История создания
В основе рассказа «После бала» лежит действительное событие, о котором Толстой узнал, когда студентом жил вместе с братьями в Казани. Его брат Сергей Николаевич полюбил дочь местного воинского начальника Л.П. Корейша и собирался на ней жениться. Но после того как Сергей Николаевич увидел жестокое наказание, которым командовал отец любимой девушки, он пережил сильное потрясение. Он перестал бывать в доме Корейша и отказался от мысли о женитьбе.

Слайд 3

Основа произведения
Эта история так прочно жила в памяти Толстого, что много лет спустя он описал ее в рассказе «После бала». Интересно отметить, что рассказ сначала назывался «Дочь и отец», потом - «А вы говорите» и, наконец, - «После бала».

Слайд 4

Полковник на балу
Полковника на балу Л.Н. Толстой показывает как человека всеми уважаемого. «Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик... Сложен он был прекрасно, с широкой небогато украшенной орденами, выпячивающейся грудью, с сильными плечами и длинными, стройными ногами», - так описывает полковника Иван Васильевич.

Слайд 5

Характер полковника
Весь бал Варенькин отец держался на высоте. Его манеры были налицо. Хоть немного и неуклюже танцевал полковник мазурку, его чувство собственного достоинства прикрывало все недостатки. Ласковая, неторопливая речь подчеркивала аристократическую сущность полковника и вызывала еще больше восхищения. Не скрывал Петр Владиславович свою заботу и нежное отношение к дочери. «С некоторым усилием приподнявшись, он нежно, мило обхватил дочь руками за уши и, поцеловав в лоб, подвел ее ко мне, думая, что я танцую с ней»,

Слайд 6

Сцена после бала
Вторая часть рассказа… Другая музыка… Другие люди… И самое главное - другой полковник. Всё изменяется так же, как африканские саванны в сезон засухи… Полковник предстаёт перед нами избивающим бессильного и невинного солдата, беспомощного пленного. Вместо танцевальных па мы видим безграничную ненависть полковника к кавказцам, безжалостные удары палок и прутьев, человека-исполнителя. Тем не менее, не кажется, что полковник - двуликий Янус, в обеих ситуациях он искренен и верен своему дому. Нельзя также считать его абсолютно бесчеловечным, стыд и неловкость перед Иваном Васильевичем - этому подтверждение. Всё это были «деревянные» (палочные) цепи николаевского времени.

Слайд 7

полковник
На лице не осталось ни одной милой, добродушной черты. Не осталось ничего от полковника, который был на балу, а появился новый, грозный и жестокий.

Слайд 8

В своем рассказе Л.Н. Толстой обвиняет в лицемерии полковника общество. Мы не можем сказать, что поведение Петра Владиславовича на балу, его манеры, отношение к дочери фальшивы. Окружающие относятся к полковнику с уважением, и эти чувства взаимны. Совсем другое дело после бала. Не будь такой жестокости и несправедливости с николаевской России, не было бы жестокости и гнева в сердце полковника.

Слайд 9

Человек и общество
Толстой хочет убедить нас в том, что поведение человека зависит от общества, а общество- это мы. И мы должны стараться не провоцировать окружающих нас людей на поведение, подобное поведению полковника после бала.

Cлайд 1

Cлайд 2

Цели урока Подвести учащихся к пониманию замысла автора и определить роль авторского начала в повествовании, Раскрыть своеобразие композиции рассказа, Обратить внимание на роль языковых средств и приемов в рассказе, символов и деталей в создании портретных характеристик персонажей, в способе выражения авторской мысли, Сформулировать обращение Толстого к читателю рассказа, используя дневниковые записи писателя.

Cлайд 3

«Счастье наше, дружок, как вода в бредне: тянешь – надулось, а вытащишь – ничего нету» (Толстой «Война и мир») «…дела рождаются из мыслей» (Толстой) «Писать надо только тогда, когда каждый раз, что обмакиваешь перо, оставляешь в чернильнице кусок мяса» (А. Б. Гольденвейзер «Вблизи Толстого». Запись слов Толстого)

Cлайд 4

«Все великие перемены в жизни одного человека, а также и всего человечества, начинаются и совершаются в мысли. Для того, чтобы могла произойти перемена чувств и поступков, должна произойти прежде всего перемена мысли… Плоды рождаются из семени. Также дела рождаются из мыслей.» («Путь жизни»)

Cлайд 5

Cлайд 6

История написания рассказа Рассказ написан 75-летним писателем в один день (1903 г.), при этом произведение было опубликовано посмертно, в 1911 году. Произведение написано по просьбе известного еврейского писателя Шолом-Алейхема для литературного сборника, средства которого будут направлены в пользу пострадавших от Кинешемского погрома евреев. Автор пишет о событии, которое произошло в 40-е годы 19 века, таким образом, дистанция между временем событий и повествования составляет 35 лет. В 1895 году Толстой пишет: «И вот прошло 75 лет… Очевидно, совершилась страшная перемена в среде так называемого высшего русского общества…которое считает необходимым подвергать отвратительному, грубому и глупому сечению»

Cлайд 7

Мазурка – легкомысленный беспечный танец. На балу царят праздное веселье, личное счастье. Главный герой влюблен: он любит Вареньку, ее отца, он любит весь мир.

Cлайд 8

Ощущение счастья предчувствие чего-то неотвратимого, страшного «В душе у меня все пело и изредка слышался мотив мазурки» визгливая флейта и барабанная устрашающая дробь Свеча, с которой встретил крепостной лакей Петруша туман, в котором Иван Васильевич прошел более «ста шагов»

Cлайд 9

Писатель давал возможность потерявшему от счастья голову влюбленному подумать, останься он в комнате «при свече», но Иван Васильевич снова ушел от реального восприятия жизни, словно, туман «шагнул». Эти 100 шагов перевернут, переменят его жизнь: он очнется, «прозреет», т.е. начнет видеть очевидное –страшное истинное лицо жизни. Герой будет слышать не только голос своего влюбленного сердца, но и «расслышит» всхлип наказываемого солдата: «Братцы, помилосердствуйте». События первой части рассказа происходят в последний день масленицы – прощеное воскресенье, а избиение татарина – в первый день Великого поста, когда предписывалось особенно внимательно наблюдать за собой: не обидел ли кого ненароком.

Cлайд 10

Автор явственно противопоставляет два слова: «человек» и «военный». Почему писатель избегает называть человеком отца Вареньки? Толстой рассказывает о страшном наказании человека человеком, при котором палач лишается права называться человеком Антитеза отражает противоречие в социальной жизни России: народа(армии) и власти, угнетающей, подавляющей, расправляющейся с ним при помощи шпицрутенов. Идея рассказа состоит в том, что наказание не соответствует «преступлению». Толстой подчеркивает, что наказание может быть преступнее самого «преступления», и протестует против этого.

Cлайд 11

Почему писатель так подробно рассказывает, как дергалось тело от ударов, как падало то назад, то вперед, как шлепали ноги по талому снегу, как досталось от полковника тому, кто слабо ударил по человеку? Толстой был противником насилия, но демонстрировал все ужасы насилия, чтобы остановить зло в чьей-либо душе, пока еще можно остановить. «В мире есть зло», - своим рассказом напоминает Толстой. В мире есть наказания, которые равны преступлению. Но другого мира и другой жизни у человека нет.

Cлайд 12

Иван Васильевич досадует на самого себя спустя столько лет, потому что дрогнул, потому что закон разрешал такие бесчинства, потому что бороться с насилием в одиночку невозможно. Рассказ переполнен болью за несовершенство мира, в котором вынужден жить человек, часто смиряя и подавляя в себе честные проявления совести. Из современной жизни Владимир Савельевич Генгут, писатель 20 века, в 80-е годы ехал в автобусе в Медведково и увидел, как местная шпана задирает, бьет и издевается над пассажирами – высокий, тонкий, интеллигентный Генгут строго и твердо потребовал прекратить безобразия, и уж его-то подростки били с особенным удовольствием… Как изменился герой после этого случая?

Cлайд 13

Не исключено, что Варенька могла быть доброй и нежной при жестоком отце как своего рода компенсация, противовес. Но у Толстого все сложнее. Добро накапливается в недрах семьи. Иван Васильевич не захотел иметь ничего общего не с Варенькой даже, а со всей ее семьей. Значит, поступок одного бросает тень на всю семью.

Cлайд 14

Умение любить людей – секрет успеха его жизни Из современной жизни Под Ужгородом есть местечко Невицкое – и туда ежегодно приезжал неизвестный человек, который построил деревянный мостик через горный ручей, сделал костровые площадки, поставил художественно выполненные указатели и скворечники, сделал фундаменты для палаток… Надежда Григорьевна Баукова-Юшина, жена заместителя министра, член родительского комитета школы №578, после войны покупала в школьном буфете по 4 копейки пирожки с повидлом и раздавала их голодной безотцовщине. Имея два высших образования, воспитала сына, золотого медалиста и помогла сотням ребят, занимаясь с ними математикой, которая так трудно давалась детям после войны, помогая им закончить школу… Десять лет пенсионер в городе Казани во дворе дома заливал каток и тренировал местных мальчишек, хотя многие над ним смеялись и уверяли, что у него ничего не получится. Теперь его мальчишки сражаются за первенство среди дворовых команд…

Cлайд 15

Cлайд 16

Использованная литература Трунцева Т. Н. «После бала Л. Н. Толстого». Харченко В. К. «После бала»: скрытые смыслы. Лизинский В. М. Этические и культурологические проповеди на каждую неделю.

Урок литературы. 8 класс

Мысль Толстого, что нельзя быть счастливым, если рядом с тобой много горя и страданий; На свой талант он смотрел не как на средство достижения личных целей, а как на оружие, данное ему свыше для служению человечеству; Вся его жизнь – это и есть служение человечеству. Толстой в многочисленных статьях и художественных произведениях борется с существующим злом и неправдой, обличает насилие и деспотизм власти, протестует против совершающихся войн, называя войну «самым ужасным злодеянием, какое только может совершить человек»; Толстой призывал каждого человека к нравственному обновлению, к борьбе со своими недостатками, к созданию своей нравственной ответственности за все свои поступки.

Имя автора, Л. Н. Толстого, нам уже хорошо известно. Давайте Лев Толстой прожил долгую жизнь, скончался на восемьдесят немного поговорим об этом человеке. Что вы о нем знаете? третьем году; У Толстого появилось сознание нравственной незаконности своего положения помещика среди нищеты окружающих его бедняков. Многое испытал в своей жизни. Был и студентом Казанского университета, и военным, причем подвергался смертельной опасности на Кавказе и в Севастополе; был путешественником, и педагогом, и общественным деятелем, и философом; Граф Толстой любил сам принимать участие в крестьянском труде (пахал сам землю, сажал сады и леса); Очень активный, энергичный, любил жизнь во всех проявлениях. В 67 лет выучился кататься на велосипеде, на коньках. Толстой был неутомимый ходок в прогулках, превосходно ездил верхом, отлично плавал; Задумывался о серьезных проблемах бытия: о смысле жизни, о смерти, о добре и зле;

С усадьбой Ясная Поляна связана вся жизнь писателя Ясная Поляна при жизни писателя Ясная Поляна в наши дни

Первоначально рассказ имел несколько черновых названий: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «А вы говорите…». Как вы думаете, почему писатель остановился на названии «После бала»? Вспомним слова героя рассказа, Ивана Васильевича: «Вся жизнь переменилась от одной ночи, или, скорее, утра». Главное в рассказе то, что произошло рано утром, после бала: повествователь увидел, как истязают солдата, причем командовал казнью отец его возлюбленной.

Какие события описаны в рассказе?

Работа в группах Задание: провести наблюдения над текстом, выбрать ключевые слова, фразы из эпизодов. «На балу» ­ первая группа, «После бала» ­ вторая группа.

Какие выводы можно сделать из этих наблюдений? Эпизод бала и события после бала противопоставлены друг другу. Контрастное изображение героев, обстоятельств, событий – это важный прием для постижения идеи рассказа. Эти эпизоды органически связаны друг с другом. Контраст помог показать перелом в душе героя. Срывается маска с внешне благополучной, нарядной действительности. Чем более праздничным, роскошным представлял герой себе мир вначале, тем неожиданнее, трагичнее, горше оказалось его прозрение.

Теперь более внимательно посмотрим на рассказчика, от чьего лица ведется повествование. Что это за человек, какие проблемы волнуют его, о чем он думает? Почему автор «доверяет» рассказ о событии именно Ивану Васильевичу? Человек думающий, размышляющий о жизни. Героя волнуют нравственные и общественные проблемы. Человек не равнодушный, с совестью. Отношение автора к рассказчику выражено прямой оценкой одного из слушателей: « Ну, это мы знаем, как вы никуда не годитесь…Сколько бы людей никуда не годилось, кабы вас не было».

Почему Иван Васильевич не вмешался в происходящее? Он не может представить, чтобы дурное, злое, отвратительное дело вершилось с такой легкостью и уверенностью без серьезного основания: «…они знали что­то такое, чего я не знал». О чем случай с солдатом заставил задуматься Ивана Васильевича? О чем он «старался узнать» ? Герою важно знать, каковы моральные принципы общества, критерии оценки добра и зла, на чем держится армия, офицером которой он мечтал быть. Общественная мораль, основанная на жестокости и насилии, противоречит нравственным представлениям Ивана Васильевича. Как изменилась жизнь Ивана Васильевича после случая с татарином? Он отказался от карьеры военного. Герой выбирает путь « неучастия во лжи», в жестокости. Это путь нравственного самосовершенствования, внутреннего противостояния общественному злу. И любовь героя пошла на убыль.

Л.Н. Толстой. Биография.

Рассказ «После бала».

(8 класс)

учитель русского языка и литературы

ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ ».


Цели урока:

  • расширить представление учащихся о жизни и творчестве Л.Н.Толстова;
  • рассмотреть сюжет и композицию произведения;
  • дать представление о контрасте как художественном приёме, на котором строится произведение;
  • определить социально-нравственные проблемы данного произведения.

Вы начать урок готовы? Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать!

Добрый день!


Лев Николаевич Толстой

в юности,

зрелости,

старости


Родился Лев Николаевич Толстой (28 августа) 9 сентября 1828 года в имении Ясная Поляна Тульской губернии, в дворянской семье

Ясная Поляна.

Здесь прошло все детство Толстого, его трех братьев и младшей сестры, здесь писатель прожил большую часть своей жизни.


Княжна Мария Николаевна Волконская(1790-1830).Мать Л.Толстого.

  • Матери своей я совершенно не помню. Мне было полтора года, когда она скончалась… всё, что я знаю о ней, всё прекрасно…
  • Л.Толстой «Воспоминания»

Граф Николай Ильич Толстой(1795-1837).Отец Л. Толстого.

  • Первое место…занимает, хотя и не по влиянию на меня, но по моему чувству к нему,… мой отец.

Л.Толстой «Воспоминания»


Когда Лёвушке было 2 года, умерла мать. Самым близким человеком стала дальняя родственница бабушки Пелагеи Николаевны, Татьяна Александровна Ергольская.


Детские воспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными: семейные предания, первые впечатления от жизни дворянской усадьбы служили богатым материалом для его произведений, отразились в автобиографической повести «Детство».


Отрочество и юность

  • Толстому было 13 лет, семья переехала в Казань.
  • Два с половиной года он готовился к поступлению в университет.

УЧЁБА

В1844 году Л.Толстой поступает в Казанский Университет. Год он посещает занятия на философском факультете (отделение арабско-турецкой словесности) и два года на юридическом.

В 1847 году Л.Н.Толстой оставил Университет.


Кавказ

  • В 1851 старший брат Николай, офицер действующей армии, уговорил Толстого ехать вместе на Кавказ. Почти три года Лев Николаевич Толстой прожил в казачьей станице на берегу Терека, участвуя в военных действиях (сначала добровольно, потом был принят на службу).


Стела в память участника обороны Севастополя 1854-1855 гг. Л. Н. Толстого

у четвёртого бастиона

Л. Н. Толстой

Впечатления писателя от Кавказской войны отразились в рассказах "Набег" (1853), "Рубка леса" (1855), "Разжалованный" (1856), в повести "Казаки" (1852-1863).

На Кавказе была завершена повесть "Детство» и в 1852 г. напечатана в журнале "Современник".


Литературная деятельность первой половины 1850-х гг.

1852 год – повесть «Детство», напечатана в «Современнике», позднее в нём опубликованы «Отрочество» (1854) и

«Юность»(1856).

В 1855 году Л.Толстой закончил работу над «Севастопольскими рассказами»


Педагогическая деятельность

Ещё в 1849 году Л.Н.Толстой начал занятия с крестьянскими детьми.

В 1859 году открыл в Ясной Поляне школу.

В 1872 году Л.Толстой написал «Азбуку», которая при жизни писателя издавалась 28 раз.


Л.Н. Толстой открыл 26 народных школ, где обучалось 9 000 ребят.


Он издавал педагогический журнал «Ясная Поляна» в 1862 году и писал поучительные сказки и рассказы для детей.

Л. Н. Толстой с детьми крестьян Ясной Поляны.

Фотография 1908 года


СОФЬЯ АНДРЕЕВНА БЕРС

В 1862 году

Л. Толстой женился на дочери врача.


«С семьей граф Л. Н. Толстой не любил расставаться ни на один день, всегда сетовал на неотложные поездки и торопился как можно скорее вернуться домой».

За 17 лет супружества у них родилось 13 детей.

Л. Н. Толстой с женой и детьми. 1887 год


Поздней осенью 1910 г. 82-летний Толстой, сопровождаемый лишь личным врачом Д. П. Маковицким, покинул Ясную Поляну. Дорога оказалась для него непосильной: в пути Толстой заболел и вынужден был сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции Астапово. Здесь, в доме начальника станции он провел последние семь дней своей жизни. За сообщениями о здоровье Толстого, который к этому времени приобрел уже мировую известность следила вся Россия.

В ожидании известий о состоянии здоровья писателя

Общий вид станции Астапово.


Счастье всего человечества

не стоит слезы одного

обиженного ребёнка.

Л.Н.Толстой




Севастопольские

рассказы



Сообщение темы урока

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с рассказом

Л.Н.Толстого «После бала».


История создания рассказа

Л. Н. Толстой написал рассказ «После бала» в 1903 году, когда ему было далеко за 70 лет.

Рассказ впервые был напечатан в посмертном собрании сочинений Толстого.

В рассказе описаны 40-ые годы XIX -го века.

Об этом времени писатель вспоминал в статье «Николай Палкин», написанной ещё в 1886 году (статья была запрещена в России).

В основу рассказа легла история, произошедшая с братом писателя - Сергеем Николаевичем.


История создания рассказа

Известно, что в основу рассказа легла история, которая произошла со старшим братом писателя - Сергеем Николаевичем.


Рассказ – это эпический жанр.

Основу рассказа обычно

составляет одно событие или

происшествие, хотя могут быть и более

объемные темы, охватывающие длительные

отрезки времени, даже всю жизнь героя.

Как правило, одна сюжетная линия.


В рассказе выделяются

следующие основные части:

после бала

заключение

набалу


Композиция произведения

В произведении выделяются 4 части:

1) Диалог Ивана Васильевича и компании молодых людей.

2) Сцена бала.

3) Сцена экзекуции.

4) Заканчивается рассказ репликой Ивана Васильевича.

Одной из композиционных особенностей рассказа «После бала» является наличие двух рассказчиков.


В рассказе выделяются

следующие основные части:

после бала

заключение

вступление

на балу

Рассказ, таким образом, заключён в "раму".

Этот композиционный приём называется

"рассказ в рассказе",

потому что произведение написано писателем так, что обо всех событиях мы узнаём от рассказчика


  • Какие события описаны в рассказе?

бал у губернаторского предводителя

Сцена наказания




Анализ первой части. «Бал».

Выписать из двух частей

текста ключевые выражения,

обозначающие цвета (1гр.),

звуки (2 гр.),

описание полковника (3 гр),

психологическое состояние героя

(4 гр.).

Отметить, какие языковые

средства использованы.


Анализ первой части «Бал».

  • Варенька в белом платье, в белы х перчатках, в белых башмачках. Белый цвет- олицетворение чистоты, света, радости. Использованы яркие средства выразительности- эпитеты: бал чудесный , зала прекрасная , буфет великолепный и т.д.
  • Звучала изящная мазурка, задорная полька, веселый кадриль, нежный, плавный вальс.
  • Отец Вареньки - красивый, статный, высокий, свежий, с радостной улыбкой ; гостей восхищают обаятельность и учтивость полковника. выразительные глаголы: умиляли сапоги, выделывал красивые и быстрые па.
  • Иван Васильевич «обнимал в то время весь мир своей любовью», « был счастлив, блажен, был добр. « Я был не я, какое-то неземное существо, не знающее зла и способное только на добро. Я любил и хозяйку…и ее мужа, и даже инженера Анисимова.»

Анализ второй части. «Наказание солдата».


«Наказание солдата».

  • Краски резко меняются:пейзаж весеннего утра не радует, сначала в конце поля видно что-то большое, черное , потом солдаты в черных мундирах, спина солдата описывается как «что-то пестрое, мокрое, красное , неестественное». Выразительны глаголы, причастия, деепричастия: « оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат», «сморщенное от страдания лицо», толкали, тянули, всхлипывал, дергаясь всем телом, опрокидываясь назад и т.п.
  • Мелодия неприятная, визгливая, «какая-то другая, жесткая, нехорошая».
  • Полковник шел твердой, подрагивающей походкой, «..сильной рукой бьет по лицу слабого солдата». Средства выразительности-антонимы: спотыкающийся, корчившийся от боли солдат и высокая, статная фигура полковника.
  • Состояние И.В. передается словами «И мне казалось, что меня вот-вот вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища»

На балу:

бал чудесный , зала прекрасная, буфет великолепный

Кадрили, вальсы, польки

хозяева бала

добродушный старичок, богач -хлебосол ,

Варенька

жена его добродушная

в белом платье, в белых перчатках, в белых башмачках, у неё сияющее разрумянившееся лицо и ласковые милые глаза

полковник

, с белыми усами , белыми бакенбардами, с блестящими глазами

Иван Васильевич


Экзекуция - наказание, распространённое в первой половине XIX века в армии во время царствования Николая І. Провинившегося солдата прогоняли сквозь строй, избивая палками или прутьями.

Словарная работа:

Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,


Экзекуция (телесное наказание) :

Что-то музыка

Много чёрных людей, в чёрных мундирах,

наказываемый

Оголённый по пояс, спина его- что-то

полковник

Высокий военный, шёл твёрдой подрагивающей походкой

Иван Васильевич

Было стыдно , опустил глаза , на сердце была почти


Наблюдения над героями

герой

на балу

Иван Васильевич

после бала

Доволен, счастлив, блажен, добр.

Полковник

Красивый, статный, высокий, свежий , с белыми усами , белыми бакенбардами, с блестящими глазами

Было стыдно , опустил глаза , на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска.

Высокий военный, шёл твёрдой подрагивающей походкой.

Контраст и в системе образов.


бал чудесный , зала прекрасная, буфет великолепный

Кадрили, вальсы, польки

экзекуция

звуки

добродушный старичок, богач -хлебосол ,

Что-то большое, чёрное, жёсткое, нехорошая музыка

жена его добродушная

хозяева бала

в белом платье, в белых перчатках, в белых башмачках, у неё сияющее разрумянившееся лицо и ласковые милые глаза

Неприятная, визгливая мелодия

Варенька-

Красивый, статный, высокий, свежий , с белыми усами , белыми бакенбардами, с блестящими глазами

Много чёрных людей, в чёрных мундирах,

наказуемый

Оголённый по пояс, спина его- что-то пёстрое, мокрое, красное, неестественное

полковник

Доволен, счастлив, блажен, добр,

Иван Васильевич

Высокий военный, шёл твёрдой подрагивающей походкой

Было стыдно , опустил глаза , на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска


Наблюдение над языковыми средствами

улица

звуки

звуки

хозяева бала

солдаты

Варенька

наказываемый

полковник

полковник

Иван Васильевич

Иван Васильевич


в композиции рассказа

в композиции рассказа

в описаниях

в системе

в системе

в языковых средствах

в языковых средствах

контраст


Полковник

На какие выводы о душевных качествах полковника наталкивают наблюдения над его отношением к дочери на балу?

Какие качества его натуры проявляются в сцене на плацу?

В чём корень этих противоречий, по мнению Толстого?


Иван Васильевич

Каким предстаёт Иван Васильевич в характеристике своих собеседников?

Какую роль в жизненной судьбе Ивана Васильевича сыграл «случай»?

Как характеризует героя его решение не служить в военной службе и нигде не служить?


«Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал».

Молодой человек понял, что он не может изменить мир, но может изменить себя в этом мире. Вот почему он оставил мечты о военной службе.

Иван Васильевич знал и понимал несравнимо больше того, что полковнику просто недоступно. Он был и остался искренним, чистым и светлым человеком.


Контрастное изображение героев,

их психологического состояния,

обстановки,

в которой они действуют,

позволяет писателю

выявить существо их характеров и

то же время обнажить социальные

противоречия в царской России.

ВЫВОД:


Произведение заставляет задуматься о:

А) личной ответственности человека за жизнь общества;

Б) судьбе полковника;

В) любви Ивана Васильевича.


  • Выразил отношение к жестокости обращения с солдатами.
  • Социальной несправедливости: Почему одни живут беззаботной жизнью, а другие влачат нищенское существование.
  • Проблемы чести, долга, совести.

Викторина по рассказу

С кем танцевала мазурку Варенька?

С инженером Анисимовым


Что осталось у Ивана Васильевича после бала в память о Вареньке?

Её перчатка, пёрышко от её веера.


«В душе у меня всё время пело и изредка слышался мотив мазурки. Но это была какая-то другая, жёсткая, нехорошая музыка.» Что это была за музыка?

Звуки флейты и барабана


Какой художественный приём положен в основу композиции рассказа «После бала»?

Контраста (антитезы)


С помощью какой художественной детали Л.Н. Толстой доказывает искренность чувства полковника к дочери?

«Чтобы вывозить и одевать любимую дочь, он не покупает модных сапог, а носит домодельные »


С каким императором проводится параллель

при описании полковника ?

с Николаем Первым


За что наказывали солдата ?

За побег


За что бил по лицу полковник малорослого слабосильного солдата ?

«.. за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина»


Домашняя работа

  • Прочитать рассказ

Л.Н. Толстого «После бала».

  • Отметить особенности
  • Ответить на вопрос №4 (стр.40 учебника), использовав дополнительную литературу об исторической эпохе

РЕФЛЕКСИЯ

- хорошо усвоил

- отлично усвоил и могу применить на практике

- усвоил хорошо, но

есть вопросы

- многое непонятно.


Л.Н.Толстой «После бала» Писателя всю жизнь волновала мысль о бесправии русского солдата. Еще в 1855 году он работал над проектом переформирования армии, в котором выступал против варварского наказания – прогнания сквозь строй. Но рассказ После бала выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с солдатами, он ставит широкие гуманистические проблемы, такие, как долг, честь, совесть, гуманность.


История создания рассказа. Рассказ основан на реальных фактах, произошедших в юности с братом Л.Н.Толстого Сергеем. «Варвара Андреевна Корейш… была дочерью воинского начальника в Казани Андрея Петровича Корейша. Лев Николаевич знал и ее, и отца. Чувство Сергея Николаевича (брата Л.Н.Толстого) к этой девушке угасло после того, как он, весело танцевавший с ней мазурку, на другое утро увидел, как ее отец распоряжался прогнанием сквозь строй бежавшего из казармы солдата. Случай этот, без сомнения, тогда же стал известен Л.Н.Толстому, который через пятьдесят с лишним лет воспользовался им для своего рассказа «После бала»


1. Как вы думаете, почему этот случай так повлиял на чувства брата Л.Н.Толстого? 2. Почему, на ваш взгляд, писатель обратился к этому эпизоду из жизни брата спустя пятьдесят с лишним лет? 1. Возможно, он впервые столкнулся с настоящей жестокостью в жизни. 2. На закате жизни происходит осмысление всего того, что произошло. Прожив долгую жизнь, Толстой увидел, что казалось бы единичный случай, произошедший с братом в молодости, очень показателен: люди, совершая насилие, не задумываются о последствиях. И поэтому писатель, увидев много насилия в жизни, вновь обращается к этой теме в поздний период творчества.


Особенности жанра. Жанр – разновидность, тип повествования. Жанры бывают: -эпическими (роман, повесть, рассказ, сказка и др.); - лирическими (стихотворения, элегия, сонет, послание и др.); - лиро-эпическими (поэма, баллада); - драматическими (комедия, трагедия, драма, водевиль и др.)






Признаки, по которым сопоставляются сцены из рассказа Слова и выражения, употребляемые в сцене описания бала Слова и выражения, употребляемые в сцене описания наказания солдата Слова, обозначающие цвет Слова, обозначающие звуки музыки Слова, обозначающие чувства Слова, обозначающие действия, движения


Какой принцип использует Л.Н.Толстой для построения своего рассказа? Рассказ Л.Н.Толстого «После бала» строится по принципу контраста (антитезы, противопоставления): сцена бала, музыка, чувства, испытываемые героем на балу, контрастируют с тем, что услышал, увидел Иван Васильевич после бала.




Анализ литературного героя. Литературный герой – художественный образ, персонаж, созданный воображением писателя. 1. Назовите героев рассказа Л.Н.Толстого «После бала» 2. Образ полковника: -описание внешности, портрет; -характер; -поступки, поведение героя на балу и в сцене избиения солдата; 3. В чем особенность характера полковника?




1. О чем случай с солдатом заставил задуматься Ивана Васильевича? О чем он «старался узнать»? 2. Как изменилась жизнь Ивана Васильевича после случая с татарином? 1. Герою важно знать, каковы моральные принципы общества, критерии оценки добра и зла, на чем держится армия, офицером которой он мечтал быть. Общественная мораль, основанная на жестокости и насилии, противоречат нравственным представлениям Ивана Васильевича. 2. Он отказался от карьеры. Герой выбирает путь «неучастия во лжи». Это путь нравственного самоусовершенствования, внутреннего противостояния общественному злу.


По Толстому, «нравственность не может быть ни на чем ином основана, кроме как на сознании себя духовным существом, единым со всеми другими существами и со всем. Ели человек не духовное, а телесное существо, он неизбежно живет только для себя, а жизнь для себя и нравственность несовместимы».


Список используемых источников %E9 Т.Ф.Курдюмова. Литература 8 класс /учебник-хрестоматия/. Москва «Дрофа», 2000 Б.И.Турьянская. Литература 8 класс. Урок за уроком. Москва «Русское слово», 2001 Н.А.Миронова. Тематическое и поурочное планирование 8 класс. Москва «Просвещение», 2003