Почему стоит прочитать комедию недоросль. Недоросль Д. И. Фонвизина - комедия воспитания. Актуальность проблемы образования

В комедии «Недоросль» Д.И.Фонвизин ставит одну из важнейших проблем общества: воспитание и образование подрастающего поколения. В пьесе карикатурно изображается "воспитательный процесс" в семье помещиков Простаковых. Сатирически изображая нравы поместных дворян, показывая их полное невежество в том, как они готовят детей к жизни и деятельности в обществе, писатель добивался осуждения подобного подхода к воспитанию. Мать Митрофана вынуждена (кроме главной заботы - о питании своего сыночка) демонстрировать исполнение указа об образовании дворянских детей, хотя по своей воле никогда не стала бы принуждать любимое дитя к «бесполезному учению».

Автор сатирически изображает уроки Митрофана по математике, географии, русскому языку. Его учителями были дьячок Кутейкин, отставной сержант Цыфиркин и немец Вральман, которые недалеко ушли от нанявших их помещиков. Во время урока «арихметики», когда учитель предложил решить задачу на деление, мать советует сыну ни с кем не делиться, ничего не отдавать, а всё забирать себе. И география, по мнению Простаковой, барину не нужна, потому что есть извозчики, которые довезут, куда надо.

Особым комизмом проникнута сцена «экзамена», в которой Митрофан проявил все свои познания. Он стремился убедить «комиссию», как «далеко ушёл» в изучении, например, русского языка. И потому искренне уверял, что слово «дверь» может быть и существительным и прилагательным, в зависимости от места нахождения. Таких результатов Митрофан добился, благодаря матушке, во всём потакавшей ленивому сыночку, который привык делать только то, что нравилось: есть, спать, лазать на голубятню и видеть от всех окружающих беспрекословное подчинение, исполнение его желаний. В круг интересов учёба не входила.

В тех условиях, какие отображены в комедии, дети не могли сильно отличаться от родителей, так как невежественные люди не способны воспитать в своих отпрысках тягу к знаниям, стремление стать образованными и интеллигентными гражданами, которые сознательно готовились бы к служению Отечеству. Отец и мать Митрофана даже читать не умеют, и дядюшка «отроду ничего не читывал»: «Бог... избавил этой скуки». Жизненные интересы этих помещиков чрезвычайно сужены: удовлетворение потребностей, страсть к наживе, стремление устроить брак по расчёту, а не по любви (за счёт приданого Софьи Скотинин хотел бы «прикупить ещё свинок»). У них отсутствуют понятия о долге и чести, зато безмерно развито желание властвовать. Простакова груба, жестока, бесчеловечна по отношению к крепостным крестьянам. «Скот, воровская харя» и другие ругательства являются наградой, а платой за труд были «пять тумаков в день да пять рублей за год». Таким же хозяином станет и Митрофан, который с детства научен жестокому обращению с крепостными. Он и учителей считает слугами, желая от них подчинения его барской воле.

Госпожа Простакова в умственном отношении «слишком проста» и «деликатности не обучена». Все вопросы решает руганью и кулаками. Её брат, Скотинин, принадлежит к той группе людей, которые по образу и подобию своему близки животным. Например, Скотинин говорит: «Митрофан любит свиней для того, что он мой племянник. Да отчего же я к свиньям-то так сильно пристрастился?» На это высказывание господин Простаков ему отвечает: «И тут есть же какое-нибудь сходство». Действительно, сын Простаковых Митрофан во многом похож на мать и дядю. Например, он не испытывает стремления к знаниям, зато много ест, и в свои шестнадцать лет имеет довольно избыточный вес. Матушка заявляет портному, что дитя у неё «деликатного сложения». О потребностях Митрофана сообщает няня Еремеевна: «Пять булочек скушать изволил до завтрака».

Целью Д.И. Фонвизина было не только высмеивание, обличение нравов поместного дворянства, но и сатирическое изображение действующих порядков в обществе, в государстве. Деспотизм уничтожает человечность в человеке. Писатель обосновывает свои выводы о необходимости отмены крепостного права, показав, как по-своему понимали некоторые помещики «Указ о вольности дворянской», другие царские указы, поддерживающие крепостников. Особенности жизни и быта поместных дворян в том, что они за добродетель принимают распущенность нравов, так как обладают беспредельной властью, поэтому и процветали в их обществе грубость, беззаконие, безнравственность.

Комедия «Недоросль» направлена на обличение пороков общества. Сатирически изображая нравы помещиков, их «методы воспитания», Фонвизин добивался выводов о том, какими не должны быть люди, как нельзя воспитывать детей, чтобы не появлялись среди дворян новые «митрофанушки». Жизненные принципы Митрофана прямо противоположны убеждениям просвещённого человека. Автор произведения создавал не положительный, а отрицательный образ. Он хотел показать «злонравия достойные плоды», поэтому отобразил худшие стороны помещичьей жизни, злонравие крепостников, а также высветил пороки воспитания младшего поколения.

Помещица Простакова воспитывала сына по своему образу и подобию (как её когда-то растили родители) и прививала ему те качества, которые считала нужными, поэтому Митрофан в шестнадцать лет уже определил для себя цели и приоритеты, и они таковы:
– не хочет учиться;
– работа или служба не прельщают, лучше голубей гонять на голубятне;
– еда для него стала важнейшим из удовольствий, и ежедневное переедание – норма;
– алчность, жадность, скупость – качества, помогающие достичь полного благополучия;
– грубость, жестокость и бесчеловечность – необходимые принципы помещика-крепостника;
– коварство, интриги, обман, мошенничество – привычные средства в борьбе за собственные интересы;
– умение приспосабливаться, то есть угодничать перед представителями власти и проявлять беззаконие с людьми бесправными, – одно из условий привольной жизни.

На каждый из этих «принципов» в комедии «Недоросль» есть свои примеры. Автор хотел высмеять, обличить низкие нравы многих помещиков, поэтому в создании образов использовал такие приёмы, как сатира, ирония, гипербола. Например, Митрофан жалуется матери, что его заморили голодом: «С утра ничего не ел, только пять булочек», а вчера вечером «вовсе не ужинал – только солонины ломтика три, да подовых (булочек) пять-шесть». Также с сарказмом и неприязнью сообщает автор о «тяге к знаниям» у Митрофана, который собирается устроить «таску» старой няне за то, что она просит его поучиться немного. И на уроки он соглашается пойти только при выполнении поставленных им условий: «... чтоб это было в последний раз и чтоб сегодня же быть сговору» (о женитьбе).

Госпожа Простакова беззастенчиво лжёт Правдину, что сын её «из-за книги не встаёт по суткам». И Митрофан пользуется вседозволенностью, слепой любовью матери, он хорошо усвоил, как надо добиваться исполнения своих желаний. Этот недоросль своеволен, груб, жесток не только по отношению к няне или другим крепостным крестьянам, но даже по отношению к матери, для которой он главная отрада. «Да отвяжись, матушка, как навязалась!» – отталкивает сыночек маменьку, когда она пытается найти у него поддержку.

Вывод Стародума, сделанный в финале пьесы («Вот злонравия достойные плоды!»), возвращает зрителей и читателей к предыдущим фактам, которые объясняют и наглядно показывают, как формируются в обществе персонажи, подобные недорослю Митрофану и его матери.

Решение Правдина отправить Митрофанушку на службу дворянский сын воспринимает беспрекословно. Но возникает вопрос, на который нет ответа в комедии, хотя он подразумевается: «Разве может Митрофан принести пользу на службе Отечеству?» Конечно, нет. Для того и создал Д.И.Фонвизин свою комедию, чтобы показать обществу, какие «недоросли» воспитываются помещиками и в чьих руках может оказаться будущее России.

Ш. Валентина , учени ца 8 класса Б

МАОУ гимназия №6 г. Томска, учитель

Трушина Ольга Витальевна

Томск-2016

Содержание:

    введение (обоснование темы, цели и задачи исследования);

    основная часть;

    заключение с результатами вывода;

    список используемой литературы;

приложение

Введение

Тема: Постановки комедии Фонвизина "Недоросль": история и современность

Актуальность работы заключается в том, что комедия «Недоросль» на протяжении более 200 лет - одна из самых репертуарных пьес русского театра. Сколько известных режиссеров, артистов было воспитано на этом произведении. Ушли в прошлое монархия, крепостное право, но пьеса напоминает людям (зрителям) о вечных ценностях. Вопросы воспитания гражданина, образования, отношения к власти, деньгам важны и сегодня. Трудно представить драматический театр, который ни разу не обращался бы к Фонвизину, не предлагал бы свою версию постановки. Я занимаюсь в театральной студии «Синтез», и я думаю, что мы тоже поставим эту пьесу. Интересно узнать, какие театральные постановки предлагают театры страны современным зрителям

Цель работы: доказать, что комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль» интересна театральному зрителю на протяжении более двух веков.

Задачи:

Узнать историю первой постановки пьесы;

Пронализировать театральные постановки комедии «Недоросль», сравнить с текстом пьесы;

Проследить, какие тенденции характерны для современного театра, который ставит в репертуар комедию «Недоросль».

Практическая значимость : данная работа может быть полезна на уроках литературы для более глубокого понимания текста пьесы, для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по литературе, для возможной реализации театральной постановки комедии «Недоросль» в студии «Синтез»

Над комедией «Недоросль» Фонвизин Денис Иванович работал примерно 3 года. Он написал ее в 1781 году, когда в России господствовали идеи просвещенной монархии. Эти идеи имели широкое распространение, так как их поддерживала сама Екатерина II . Будучи дворянином, Фонвизин имел возможность наблюдать за сторонниками этих идей, их мыслей и заблуждений, и отразил всех в своей комедии «Недоросль».

Новаторство Фонвизина как драматурга:

1.Положено начало русской реалистической драматургии;

2.определена зависимость характера человека от окружающей среды и обстоятельств;

3.показаны типические явления русской жизни и созданы типические образы;

4.доказана связь между крепостничеством и нравственным обликом дворянства;

5.предсказано опасное влияние денег на человека.

Первая постановка.

Путь комедии на сцену был очень сложным. Сначала ее запретили ставить в Петербурге, а потом и в Москве. Однако, чуть позже, разрешение на постановку было дано. Премьера состоялась 24 сентября в 1782 году в Петербурге в театре Карла Книппера. Денис Фонвизин сам участвовал в постановке этого спектакля, сам назначал на роли актеров. Постановка произвела ошеломляющее впечатление. Люди восторгались смелым произведением автора, ведь никто и никогда не создавал произведения, где столь открыто критиковались бы основы государственного устройства. Особое внимание досталось монологам Стародума (актер Иван Афанасьевич Дмитревский), монологи произносились медленно, на низких нотах. Фонвизин писал: «Успех был полный». По легенде, Григорий Потемкин, посмотрев комедию, сказал автору: «Умри, Денис, лучше не напишешь». Но Екатерина II была оскорблена высмеиванием государственных устоев, в кругу придворных императрица как бы в шутку пожаловалась: «Уж и господин Фонвизин хочет учить меня царствовать». Позднее она пресекала все возможности издания работ Фонвизина.

Но несмотря на жестокую реакцию Екатерины II , постановка стала весьма популярна в России. В Москве комедия была поставлена 14 мая 1783 года в театре Московского университета, а затем состоялось уже 8 спектаклей. Провинциальные театры Харькова, Полтавы, Казани тоже успешно ставили новую пьесу.

Но находились утонченные зрители, презрительно относящиеся к пьесе. Л.И.Кулакова в монографии «Д.И.Фонвизин. Биография писателя» приводит пример: «Уже в начале 19 века один из журналов писал, что картины, изображенные в комедии, ничего не дают людям «лучшего тона» и «больше всего нравятся мещанству и народу». В угоду особам «лучшего тона» режиссеры сокращали речи положительных персонажей и калечили язык Простаковой.» (стр.109)

В 19 веке «Недоросль» идет по 5-10 раз в год. В период 1813-1827 г.г. в Москве комедия ставилась 27 раз, а в Петербурге-14. Именно благодаря героям Фонвизина игра русских актеров приобретает правдивые, жизненно достоверные черты, начинает формироваться реалистический метод актерской игры. Особенно это проявилось в творчестве великого Михаила Семеновича Щепкина (1788-1863), который переиграл все роли в «Недоросли». Большой любовью у зрителей пользовался В.И. Живокини (1805-1874), актер разрушал границы зала и сцены, мог обращаться к суфлеру, импровизировать, за спиной партнера мимикой доигрывать роль. Это был один из лучших митрофанушек 19 века.

Герои комедии «Недоросль»

В пьесе 13 героев: дворяне, помещики, крепостные, разночинцы. Есть главные герои, второстепенные и внесценические персонажи.
Каждый герой имеет свою речевую характеристику.

Кутейкин, недоучившийся семинарист в речи использует церковнославянизмы: «Дому владыке мир и многая лета с чады и домочадцы».

Цыфиркин, бывший солдат, говорит по-военному четко: «Желаем вашему благородию здравствовать сто лет, двадцать, да еще».

Язык положительных героев книжный, наполнен общественной лексикой и старославянизмами. В современных постановках именно монологи Стародума и Правдина больше всего сокращают.

К примеру, эти слова были убраны из постановки Малого театра:
Стародум: «Люди забывают долг повиновения, видя в самом господине своем раба гнусных страстей его.
Правдин: «…из собственного подвига сердца моего, не оставлю замечать тех злонравных невежд, которые над людьми своими полную власть, употребляют ее во зло бесчеловечно».

Зато речь отрицательных героев в постановках не сокращается.

Просторечья, ругательные слова более, чем за 200 лет не изменились. «Я братец с тобою лаяться не стану. Отроду, батюшка, ни с кем не бранивалась. У меня такой нрав.»

Именно речь отрицательных героев ушла в народ, стала пословицами и поговорками:
«Не хочу учиться, хочу жениться» (Митрофанушка)
«Белены объелся» (Митрофанушка)
«Ученье-вздор» (Скотинин)
«По добру, по здорову» (Скотинин)

Постановка Малого театра.

Премьера спектакля состоялась 6 января 1986 года, и с тех пор он прочно вошел в репертуар Малого театра. За это время ни один раз сменился актерский состав, но одно неизменно – классическое прочтение пьесы Фонвизина. Конечно, если придирчиво сверять все реплики и монологи героев, то увидим: все-таки кое-что было отредактировано. Действие 1,явл 1- исключено рассуждение Правдина о повелении «объехать здешний округ…»

Действие 3,явл.2-исключены слова Стародума: «Оставлять богатство детям! В голове нет. Умны будут, без него обойдутся; а глупому сыну не в помощь богатство. Видал я молодцов в золотых кафтанах, да с свинцовой головой…»

Вот сегодня эти слова звучат актуальнее, чем в 80-е годы 20 века, когда ставили спектакль.

Действие 4, явл.1-исключен диалог Стародума и Софьи о чтении. Не устарела мысль Стародума о западных авторах: «Мне случилось читать из них все, что переведено на русский язык. Они, правда, искореняют сильно предрассудки, да воротят с корня добродетель». В этом же явлении сокращены и другие монологи Стародума: «Без благонравия умный человек – чудовище», «Подумай, что такое должность? Это священный обет…»

Действие 5, явл.1- исключены слова о воспитании: «Мы видим все несчастные следствия дурного воспитания. Но что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды родители еще платят деньги невеждам-учителям?»

Остальной текст актеры произносят слово в слово. Но, благодаря прекрасному актерскому мастерству, спектакль смотрят и в 21 веке. Это подтверждают и отзывы зрителей.

Этот спектакль Малого театра представляет собой классическую постановку, "вслед за автором", никаких шуток, кроме тех, что есть в комедии, никаких новомодных режиссерских нововведений, все строго по тексту. Очень боялась, как такой сложный (даже на слух) текст удержит внимание зрителя, однако артисты старой школы справились замечательно.

Вчера были с дочкой 12 лет и ее подружкой на спектакле "Недоросль". На входе увидев целые классы детей лет 13-14, я сразу подумала, что спектакль может быть испорчен. А услышав, как они стали визжать, кричать и хлопать, как на футболе, подтвердили мои худшие опасения.

Но через десять минут дети были полностью захвачены спектаклем.
Несмотря на то, что язык устаревший, дети все понимали и были поглощены действием.
Замечательный спектакль и чудесная игра актеров. Изумительные декорации и костюмы, как же приятно видеть такую постановку! А как она современна без всяких потуг и претензий!
Очень рекомендую сходить!

Мы сидели во втором ряду партера. Подростки вокруг были серьёзные, не шумели

В зале преобладают школьники, ведь это произведение включено в программу по литературе. Малый театр славится своими постановками классики, поэтому понятен такой ажиотаж – зал полон. Надо отдать должное подросткам – смотрели с удовольствием, в тишине, почти без шуршаний и переговоров. (с сайта .)

В версии Малого театра есть интересные режиссерские и актерские находки.

Например, в действии 3, в конце явления 8 Вральман открыто заигрывает с Простаковой. «Поти, моя матушка! Салетна птиса! С ним тфои гласа натопно.»

Действие 4, явление 7. Диалог Стародума и Скотинина неожиданным серьезным откровением обоих:

Стародум. Ты меня счастливее. Меня трогают люди.

Скотинин. А меня так свиньи.

Действие 5, явление 4. Сорвался план похищения Софьи. Простакова вот-вот начнет расправляться с крепостными. От ее угроз становится страшно. Даже современный подросток понимает, что такое произвол помещицы и как велика ее власть над крепостными людьми: «Ну! Теперь-то дам я зорю канальям своим людям. Теперь-то я всех переберу поодиночке. Теперь-то допытаюсь, кто из рук ее выпустил. Нет, мошенники! Нет, воры! Век не прощу, не прощу этой насмешки!»

Мне понравилась мысль Афанасия Ивановича Кочеткова, первого исполнителя роли Стародума в этой постановке, о том, что « в нашей смутной реальности почти невозможно предугадать, чем, когда и как именно отзовется в зрителе заложенная в основу классического произведения мораль.»

«Музыкальные спектакли

Но как ни странно, все меньше театров выбирают классическую постановку комедии. Когда-то в 1969 году пьеса была переложена на музыку известным композитором Юлием Кимом. А, режиссер Юлий Эйдлин поставил оперу «Недоросль». Авторы сохранили все сюжетные линии. Как говорят режиссеры, они создали народную оперу, в которой есть пародия, юмор, «яркие музыкальные номера».

Сегодня этот спектакль можно посмотреть в Ставропольском академическом театре драмы им. М.Ю. Лермонтова.


Режиссер Михаил Ковальчук в интервью(«Ставропольская правда» 2014 г.) делился своими находками:
«Будет много неожиданного, например музыкальный номер Скотинина в стиле гавота»
Или Стародум, этакий свободный мужчина при деньгах… его номер в стиле старинного романса.

Благодаря музыкальный обработке комедия стала более современной, доступной.»
Источник: www . stavteatr . ru

По этому же пути пошли и в Вологодском ТЮЗе.

Дидактический сюжет «Недоросля» превратили в занимательную сатирическую историю, освободились от «громоздкости и нравоучительности», сохранив основной конфликт между невежеством, бездуховностью и добродетелью, украшенной рассудком просвещения (

Комедия Дениса Фонвизина «Недоросль» – одно из самых ярких произведений русского классицизма. Вопросы, на которых автор заостряет внимание в пьесе, будоражат умы зрителей и читателей даже в наше время – спустя более трех веков с момента ее написания. Созданное Фонвизиным произведение трудно сравнивать с традиционными классицистическими комедиями, ведь ироничный фарс, осмеяние пороков общества, злободневные темы в пьесе выглядят так же смешно, как и трагично. Используя приемы контраста, осмеяния, иронии драматург подводит читателя к глубоким смыслу и сути «Недоросля».

Идейный смысл комедии «Недоросль»

На первый взгляд произведение является обычной бытовой пьесой – центральный сюжет «Недоросля» линеен и завязывается вокруг замужества Софьи. Девушка в раннем возрасте лишилась родителей и теперь живет на попечении помещицкой семьи Простаковых. Простакова, желая избавиться от «лишнего рта» решает выдать Софью без ее согласия замуж за своего брата – Скотинина. Однако новость, что девушка стала наследницей огромного состояния, а со дня на день приезжает ее дядя, меняет планы Простаковой. Женщина отказывает Скотинину, предлагая в роли нового жениха своего сына-недоросля Митрофана. К счастью, Стародум, дядя Софьи, оказывается разумным человеком, который разоблачает интересы Скотинина и Простаковой, поддерживая желание девушки выйти замуж за своего возлюбленного Милона.

Даже по краткому описанию «Недоросля» становится понятно, что сюжет пьесы вполне вписывается в каноны классицистических комедий. Однако произведение дополняет второстепенная сюжетная линия, связанная с Митрофаном – глупым, избалованным, ленивым, жадным и жестоким юношей, сыном Простаковых. Несмотря на столь негативную характеристику, он является самым комичным персонажем пьесы – наиболее смешные сцены произведения связаны именно с его обучением. Вообще, в «Недоросли» есть только два, смешных персонажа, – Митрофан и Скотинин. Они веселят своей глупостью, непониманием, когда лучше помолчать, вместо того, чтобы говорить несуразные вещи.

«Недоросль» по праву можно назвать пьесой воспитания – так как родственные связи в произведении определяют характер и склонности человека. Однако, если Скотинин и Митрофан похожи даже в любви к свиньям, чем также вызывают смех, то над Простаковой смеяться не хочется. Деспотичная, жестокая и грубая к своим крестьянам и родственникам, женщина не находит отрады ни в своем «беспросветном дураке»-муже, ни в сыне, которого слепо любит. Даже ее высказывания о том, как нужно правильно считать (сцена урока Цыфиркина) забавны, но скорей осмеивают нравы старого дворянства, нежели ее саму. По активности и влиятельности в пьесе ее можно сравнить с Правдиным, однако если мужчина отстаивает гуманистические, высокоморальные идеалы, то Простакова является носителем «своей», помещицкой морали, предписывающей наибольшую ценность денег и чинов перед жизнью ее крепостных, честным именем, образованием и добродетелью.

Основной смысл «Недоросля» состоит именно в этом противопоставлении двух радиально противоположных взглядов – новых, гуманных, просветительских и устаревших, помещицких. Фонвизин акцентирует внимание не только на отрицательном начале последних, но и на необходимости изменения взглядов старого дворянства, иначе «плоды злонравия» будут неизбежны. Автор подчеркивает, что истоки этого злонравия в самом воспитании – Простакова и Скотинин переняли свои взгляды от родителей и передали их Митрофану так же, как в Софье были заложены основы гуманизма еще ее родителями.

Суть комедии «Недоросль»

Суть «Недоросля» вытекает из идейного смысла комедии – воспитание должно быть правильным и прививать высокие идеалы. По традициям классицизма фамилии героев во многом дополняют характеристику персонажей и дополнительно раскрывают задумку автора. Фонвизин не просто так дал Скотинину такую фамилию. Кроме того, вспомним, что Простакова только от мужа получила другу фамилию, она также Скотинина. Митрофан – сын Скотининой. И персонажи действительно напоминают животных – они неграмотны, глупы, привыкли искать только собственную выгоду, ради которой готовы на все (то есть у них полностью отсутствует такая черта как принципиальность и собственное достоинство). Примечателен так же тот момент, что Митрофана обучают люди низших сословий, фактически слуги. В деревне Простаковой слуги ухаживают за скотом, таким образом юношу с самого детства воспитывают не как достойного дворянина, а, в лучшем случае, как слугу.

Фонвизин не только обнажает невежество «Скотининых», противопоставляя их с носителями высоких человеческих идеалов – Правдина, Стародума, Софьи, Милона, но и акцентирует внимание на несостоятельности традиционного воспитания и образования, подчеркивая необходимость личностного развития. Именно в этом кроется суть произведения. Фонвизин считал, что как только каждый «Митрофан» получит правильное воспитание и достойное образование, российское общество изменится и станет лучше. В наши дни комедия «Недоросль» – напоминание каждому читателю о высших человеческих идеалах и необходимости каждый день совершенствоваться, чтобы не стать похожим на «Митрофана».

Тест по произведению

Недоросль - во времена Фонвизина так называли дворянских детей, не получивших минимального образования. Искоренить безграмотность в «благородном сословии» попытался ещё Петр Первый, в 1714 году издавший указ, приказывающий дворянским детям учить хотя бы грамоту, арифметику и закон Божий. Тем, кто не осилил этого минимума, запрещалось жениться и занимать высокие государственные посты.

Современное ироничное значение слова «недоросль» появилось именно благодаря комедии Дениса Ивановича. Она была создана в 1782 году, во времена Екатерины Второй, которая вошла в историю как великая просветительница. Несмотря на петровский указ, вопрос образования и воспитания дворянства всё ещё стоял в ту эпоху очень остро. Именно ему, в основном, посвящено произведение.

Автору удалось ярко и иронично показать начало этого исторического процесса - облагораживание и окультуривание русского дворянства. В лице недалёкой и жестокой помещицы Простаковой, её бесхребетного мужа и скучающего сына Фонвизин отображает целую эпоху, когда главными заботами помещиков были лишь деньги и бездумная власть.

Тема воспитания и образования, поднятая писателем, остаётся актуальной и сегодня. В наше время школьное образование стало общепринятой нормой, а доступ к практически любой информации можно получить с мобильного телефона. Но многие подростки по-прежнему не заинтересованы в познании мира. При изобилии и доступности развлекательных телепередач, игр и соцсетей, интерес к реальным знаниям сохраняется у меньшинства.

Проблемы лени и отсутствия любознательности могут определяться и воспитанием. Как раз такой случай показывает нам «Недоросль». У Митрофана нет такого обилия развлечений, как у современных подростков, но учёбы он упорно избегает…

Госпожа Простакова действует, на первый взгляд, непоследовательно: нанимает для своего сына трёх учителей, но в течение трёх лет не делает ничего, чтобы мальчик всё-таки начал заниматься. Но учителя для неё - просто вопрос престижа, как купленные дипломы и сертификаты в современном мире. Сама безграмотная, женщина то и дело с презрением отзывается о науке и уверена, что Митрофанушка прекрасно проживёт без неё. Это и есть настоящая причина того, что юноша не научился читать за годы учёбы: он убеждён матерью, что это скучно и бесполезно. Главное, чему учит его мать - эгоизм: «Нашед деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми». В семье Митрофана нет примера даже уважительного отношения к людям: Простакова ни в грош не ставит не только крепостных, но даже равных по происхождению: своего мужа и потенциальную невестку Софью. Любезна она лишь с теми, от кого желает получить выгоду. К сожалению, такое поведение и сегодня показывают люди, которым дана власть над другими, пусть и небольшая. В скучной жизни малообразованного человека унижение более слабых - одно из любимых развлечений.
И мы видим, что Митрофанушка хорошо усвоил урок, научившись беззастенчиво заискивать перед своим «начальством»: «ты так устала, колотя батюшку».

Чрезмерная опека и потакание капризам детей приводит всё к тем же результатам, что и двести лет назад. Подростки теряют интерес к жизни, при этом остаются неприспособленными к труду и здоровым взаимовыгодным отношениям с другими людьми. При этом родители всё хотят, чтобы их отпрыски были успешны в жизни, но до последнего надеются, что всё решится само собой: «Как кому счастье на роду написано, братец. Из нашей же фамилии Простаковых, смотри-тка, на боку лежа, летят себе в чины. Чем же плоше их Митрофанушка?».

Деньги - ещё одна вечная тема в литературе. Именно денежный вопрос составляет главную интригу комедии. Борьба Простаковой и Скотинина за приданое Софьи, о которой девушка не подозревает до последнего момента, дарит читателю несколько комических моментов.

В своём произведении Фонвизин осуждает общество, воспитывающее людей с низким уровнем гражданской ответственности. Когда такие личности становятся частью государственной системы, государство не может процветать. С сожалением приходится признать, что именно эта проблема всё ещё наиболее актуальна в нашей стране. Создаётся
впечатление, что большинство государственных постов по-прежнему занимают «Простаковы», хоть и более образованные, но столь же жадные и равнодушные к людям и миру.