Педагогический проект "Театральное творчество как способ социализации личности ребёнка". проект на тему. Введение в теорию театральной педагогики Концепция детской театральной педагогики

Театральное искусство в общеобразовательной школе

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 172

педагог дополнительного образования Матвеева Е.А.

Система образования призвана передавать человеку знания предыдущих поколений, при этом формировать высокий уровень нравственности, воспитывать молодежь в понимании того, что опасно для их духовно-нравственной жизни, а что полезно.

И если главная задача школ– дать каждому обучающемуся фундаментальные знания по всем предметам гуманитарного и естественно-научного цикла, то дополнительное образование, является средством выявления, поддержки и развития творческого потенциала учеников, оно также способствует духовно-нравственному воспитанию личности. Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. И здесь очень важен тандем образовательной школы и дополнительного образования. В нашей школе такой тандем существует.

Школьный театр. Для кого-то это звучит слишком громко и пафосно, для кого-то – несерьёзно, для кого-то – просто смешно. Для меня – это попытка реализовать свои внутренние творческие возможности, а возможно, даже – дело всей жизни. В жизни каждому из нас дается возможность поверить в чудо, хотя до сих пор и бытует утверждение: «Чудеса случаются только в детстве». Позволю себе с этим не согласиться. А разве жизнь – это не чудо? А разве наши дети – это не чудо? А их театральные (пусть даже непрофессиональные) постановки – разве это не чудо? А то, что в каждой роли, сыгранной ребенком на сцене, обнажена частица его души, – разве это не чудо? Да это и есть оно, это самое чудо!

Как известно, лучший способ воспитать детей хорошими – помочь им стать счастливыми. Только таким детям можно доверить созидание нового, более гуманного общества в будущем. Ребенок приходит в школьный театр с ощущением праздника – ему так хочется приобщиться к волнующему, немного таинственному и волшебному театральному действу.

Школьный Театр – дело веселое, прежде всего, ибо именно здесь есть место эксперименту, “капустнику”, самодеятельному творчеству, в лучшем понимании этого выражения. В атмосфере Школьного Театра рождаются свои поэты, драматурги, художники.

Действительно, когда мы работали над оформлением спектаклей: «Волшебный сад» , «День рожденье кота Леопольда» « , Гуси-лебеди» у нас появились свои художники-оформители. Готовясь к выступлению агитбригад- появились свои драматурги и поэты. Ибо главная черта подобного вида искусства – свободное творчество по велению души.

Особо надо сказать о том, что метод обучения предполагает создание особенного нравственного климата в группах. В них нет ни отличников, – ни отстающих. Отличительная черта метода в том, что дети сами анализируют свою работу и работу своих товарищей. Именно не оценивают, а анализируют. В такой атмосфере легче всего дают всходы ростки коллективизма, терпимости друг к другу, уважения. Развитие логического мышления идет рука об руку с формированием навыков ораторского искусства и сценической речи.

В программе обучения спектаклю отводится важное место. Наличие нескольких групп (по возрасту) позволяет подойти к его созданию не торопясь, проведя все необходимые занятия, подготовившись к нему внутренне и в постановочном смысле. Речь идет о том, что младший и средний классы не должны быть нацелены на быстрый сценический результат в виде спектакля. Для старшего он становится также не самоцелью, а итогом педагогического процесса, точнее его частью. С момента премьеры работа внутри спектакля не прекращается, он входит в репертуар Школьного Театра, через который должны пройти все ученики. Младшие должны не только смотреть эти спектакли, но и могут участвовать в небольших эпизодах или массовых сценах. Таким образом, спектакль становится не только делом старшего класса, а общим детищем всех участников Школьного Театра.

Оптимальное количество учеников в каждой группе– 12-15 ребят. Это дает возможность сформировать “мини-труппу” с двумя составами на случай пропусков и болезней, с одной стороны, и уделить максимум внимания каждому ученику, с другой. И если три года назад у нас было всего 3 театральные группы, то сегодня уже 12! Это говорит о возросшем интересе к нашему общему делу.

Принципиальным для Школьного Театра является наличие постоянно действующей сцены со своим репертуаром. Подчеркнем, дети, закончившие обучение, не “выкидываются” на улицу, но продолжают сценическую жизнь на этой площадке, участвуя в текущем репертуаре и создании новых спектаклей. Допустимо и крайне желательно привлечение подростков, ранее не обучавшихся в Школьном Театре, к участию в этой работе. Они попадают под сильное влияние “бывалых” артистов, в атмосферу духовной работы. И не беда, если будет “текучесть” таких “кадров”.

Начинающие актеры становятся настоящими героями школьной жизни. Атмосфера радости и стихия игры объединяют детей. И вот искреннее желание установить контакт с каждым ребенком, несмотря на то, какой у него имеется «послужной список», нашло живой отклик в детских сердцах! Многие ребята заинтересовались театром, и мы начали свое восхождение к вершинам театрального Олимпа, увлечения, первые театральные опыты, первые аплодисменты.

Проведя мониторинг уже после первого года обучения мы отметили:

В течение учебного года у воспитанников значительно улучшились межличностные и межгрупповые отношения. Сформировался коллектив единомышленников, развился устойчивый интерес к театрализованной деятельности. Дети стали креативнее мыслить, фантазировать.

Хочется отметить, что с появлением театра практически все мероприятия в школе проходят с участием студийцев. Будь то районный конкурс «Светофорчик», «Агитбригада», конкурсы чтецов или День учителя. Участвуем в районных, городских, областных театральных конкурсах и фестивалях.

2 место на районном конкурсе «Любовь моя театр!» в 2012 г.

Награждены дипломом на V 11 городском театральном фестивале «Шанс» 2011 г.

Диплом министерства образования нижегородской области за участие в финале 4 областного конкурса детских и молодежных театральных коллективов «Театр – страна настоящего»

Приз за лучшую женскую роль в спектакле «Кошкин дом» на районном фестивале «Любовь моя театр» в 2014 году.

Но главное не дипломы и грамоты, а работа над спектаклем, где сам спектакль не самоцель, а повод для того чтобы развиваться. И, конечно же, какой театр без зрителя!

Один раз, показав спектакль в школе, он не умирает. Мы активно гастролируем по садикам.В репертуаре уже 6 спектаклей. Нас уже многие знают в ближайших детских комбинатах.

Для себя же я определила следующее: в таком творческом коллективе воспитывается культура, правильное отношение к историческому наследию, миру, людям, создается определенный образ жизни в целом, и в то же время происходит самоутверждение, так как каждый ребенок имеет возможность проявить свою индивидуальность. В школьной среде через искусство театра возможно утверждение идеалов добра, любви, верности, справедливости, уважения традиций и самое главное – радости познания жизни. Ребята не только участвуют в работе над спектаклем, но и размышляют над ним, как будто постигая что-то сакральное. Силой своего таланта дети воссоздают волшебный мир спектакля, в котором любят и страдают, совершает благородные и добрые поступки, открывая двери в чудо, идет потайными тропами вечно разный, но всегда не забываемый герой.

Наш детский театр-студия «Горизонт» – это мегаполис в миниатюре. Это единство непохожих, особенных, в чем-то даже уникальных личностей.

Это интернациональное сообщество. На его территории «возводится» особое поликультурное пространство, открывающее широкий простор для осуществления воспитания ребенка на основе общечеловеческих ценностей. Осуществляя свое движение на пути постижения искусства сцены, школьный театр стремится к Миру, Добру, Любви! С неподдельной радостью и почти священным трепетом выходит ребенок на сцену школьного театра. И пусть он облачен в самодельный кафтан или смешную шапочку и нет у него профессиональных костюмов– главное, что он искренен и правдив!

Любой психолог подтвердит, что театрализация и инсценирование используются в качестве арттерапевтических методик. А раз искусство полезно для развития коммуникативности, восстановления и сохранения психического здоровья детей - значит, оно способствует становлению духовного здоровья нации.

Театральное искусство нацелено на то, чтобы воспитывать, на то, чтобы на примере героев спектаклей направлять юного зрителя сделать собственную самооценку: так ли правильно я живу и поступаю.

В заключении мне хочется сказать следующее. Как то я читала доклад в НИРО для учителей начальной школы на тему «Роль театрализованной деятельности в начальной школе». И там, рассказывая учителям о том, как мы гастролируем по садикам, мне задали следующий вопрос « А вы что, спектакли бесплатно показываете?». «Да» -ответила я, мельком заметив улыбку на лице педагога. Наверное, это понятно, что в наше время волонтерством занимаются люди не от мира сего. Но, дорогие мои, видели бы вы благодарные лица наших зрителей, восторженные лица наших актеров! Ребята чувствовали свою нужность и значимость. Это дорогого стоит.

Пройдут годы, много лет. Маленький человек станет взрослым, многое узнает о жизни. И среди самых дорогих воспоминаний детства останутся моменты, наполненные неотразимым очарованием первого школьного спектакля и ролью, которую ему довелось играть в этом спектакле.

Билет №11. Понятие «Театральная педагогика».

Театральная педагогика – это вовлечение детей в активное речевое общение, это разнообразная гамма эмоциональных переживаний, это целый мир, где раскрепощается интеллект ребенка.

Постановка спектаклей – это не только игра и развлечение, это один из главных методов стимулирования творческой активности детей и повышения мотивации речевого общения. Дети узнают, что актеры в своей работе пользуются инструментами, которые им дала природа: телом, движением, речью, жестом, мимикой… Дети очень стараются сыграть доверенную роль как можно правдоподобней, а это является еще одним стимулом для развития речи.

Введение театральной деятельности в учебный процесс предполагает её использование не как средство развлечения, а как метод стимулирования творческой активности детей, где педагог ориентирован на личность ребёнка в целом, а не только на его функции как ученика.

театральная деятельность позволяет формировать опыт нравственного поведения и умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Занятия театральной деятельностью ликвидируют болезненные переживания, связанные с дефектами речи, укрепляют психическое здоровье, способствуют улучшению социальной адаптации.



Театральная педагогика ставит акцент на процессе обучения актеров роботе в труппе театра, а так же, на расширение творческого диапазона актеров, как среднего, так и старшего поколения. На практике воспитательная работа, преподавателей театрального искусства, направлена на развитие двух важных качеств в обучаемых: художественность и эстетизм. При этом считается, что нельзя исключить ни одного, из вышеперечисленных качеств, отдав приоритет другому, потому что, в итоге, это приведет к краху татрального искусства. Для детей до 12 лет будет полезным участие в пьесах кукольного театра, что позволит ребенку побыть не только актером, но и режиссером постановщиком. Педагог сможет рассмотреть в ребенке присущие творческие таланты. После участия в кукольном театре, детей вполне сможет заинтересовать театр драматический.

Театральная педагогика как универсальное средство воспитания Человека.

Театральная педагогика используется в учебной деятельности со времен Античности. Школа и театр очень похожи. И театр, и школа создают модели мира, это маленькие планеты, где люди (мы с вами) и наши дети- ученики, живем – общаемся, взаимодействуем, работаем, ссоримся, достигаем определенных результатов.

У детей нет жизненного опыта, их круг общения, в основном, их же сверстники с подобным жизненным опытом, а наша цель, цель школы – выпустить социально-адаптированную личность, всесторонне развитую и гармоничную. И я, как учитель русского языка и литературы, организатор внеклассной деятельности, методом проб и ошибок, нашла оптимальный способ социального адаптирования детей – моделирование жизненных ситуаций, в которых может оказаться выпускник, выйдя из школы, в урочной и внеурочной деятельности, используя методы и приемы театральной педагогики.
Об эффективности ее использования в учебной деятельности говорили и советские педагоги – Макаренко, Луначарский, Выготский. Огромен интерес к этой педагогике и сегодня. Пример – ежегодные муниципальные, областные, международные Фестивали школьных театров, успешными участниками которых мы являемся. И это - сильная мотивация для учащихся.
Преимущества: владение живой разговорной речью, телом и мимикой,развитие эмоциональности, чувств, сопереживания, умение чувствовать ситуацию и выходить из нее, воспитание вкуса и чувства мера, публичности, умение владеть аудиторией, взаимодействие с окружающими, сохраняя индивидуальность, погружение в другую эпоху и предлагаемые обстоятельства, успешность здесь и сейчас – универсальное средство для воспитания Человека.

Специфика театрального искусства такова, что с первой минуты общения до итоговой (выпуск спектакля) педагог оказывает непосредственное влияние на развитие, воспитание и формирование личности обучающегося. Выбор упражнений, заданий, тем для этюдов, беседы, другие формы и методы обучения направлены на развитие личности в целом. У пианиста есть рояль, у скрипача скрипка, а у актера «инструмент» он сам. Как будет «настроен» этот «инструмент», зависит от личности самого педагога. Учащийся может «зазвучать», а может и остаться надолго «закрытым» для педагога. Огромное значение имеют интерес и любовь педагога к детям, его увлеченность педагогической работой, психолого-педагогическая зоркость и наблюдательность, педагогический такт, педагогическое воображение, организаторские способности, справедливость, общительность, требовательность, выдержка, профессиональная работоспособность. Чтобы овладеть перечисленными выше качествами, необходимо изучить, освоить закономерности и механизмы педагогического процесса в театральной деятельности. Это позволит каждую тему или раздел, расчленять на составные элементы, осмысливать каждую часть в связи с целым, находить основную педагогическую проблему и способы ее оптимального решения. Необходимо опираться в своей деятельности на научную теорию. По театральному искусству их не так много в отличии от педагогики. Но нужно иметь в виду, любая научная теория это совокупность законов и правил, а практика всегда конкретна и сиюминутна. К тому же применение на практике теории требует уже некоторых навыков теоретического мышления, которыми педагог не всегда располагает. Педагогическая деятельность это целостный процесс, опирающийся на личный актерский и жизненный опыт, педагогические методики, психологию, философию и др., тогда как знания педагога чаще всего как бы разложены «по полочкам», т.е. не доведены до уровня обобщенных знаний, необходимых для управления педагогическим процессом. Это приводит к тому, что педагог, занимающийся театральной деятельностью не под влиянием теории, а на основе поверхностных представлений о педагогической деятельности в театре оказывается беспомощным в профессиональном смысле. Главным становится развлекательность, тогда как на первом месте должно быть формирование моральных и ценностных ориентации, осознание общественного долга и гражданской ответственности.

Театральная деятельность - деятельность коллективная. Без взаимопонимающего педагогического коллектива хорошего результата не будет. Именно театральная деятельность вынуждает работать только с единомышленниками. Педагог-хореограф, педагог - по сценической речи, по сценическому движению, по вокалу объединяются в образовательном процессе и при работе над сценическим воплощением драматургического материала обязаны работать по единым правилам, быть единомышленниками.

Авторитетные психологические труды, посвященные анализу педагогики детского театра нам не известны. Отчасти этого вопроса касались авторы, анализирующие театральную педагогику в высших учебных заведениях (см. предыдущую главу). Поэтому мы коснемся лишь наиболее бесспорных моментов и попробуем взглянуть на педагогику детского театра с позиций теории учебных задач, изложенной в .

Продолжая идеи предыдущего параграфа, отметим, что на сегодняшний день стиль преподавания в детском театре также представляет собой эклектическое сочетание целого ряда взрослых профессиональных методик, интуитивных прозрений режиссера, оккультных приемов и нарождающейся методики детской театральной педагогики. Ведь последняя активно начала складываться гораздо позже, чем взрослая. Мы говорим «активно», имея ввиду следующее. Действительно, дети выходили на сцену уже в Древней Греции, в средневековом религиозном театре, в шекспировскую эпоху. Но есть качественная разница между воспитательными, любительскими, ритуальными постановками и широким интенсивным движением, ставящим перед собой эстетические цели .

Анализируя доступную литературу, посвященную детской театральной педагогике , мы видим проблемы, пришедшие сюда из взрослой учебной практики. Безусловно, детская театральная педагогика полна интересными находками, но стройной системы, «науки», включающей, по аналогии с музыкальной педагогикой, свои «сольфеджио», «гаммы», «аккорды», «гармонию», «полифонию» (о чем говорил К. Станиславский) - нет. Авторы обращаются к неодинаковым по своим концептуальным основаниям школам, трактуют по-своему, делятся интересными тренингами, выхваченными из разных контекстов.

Существует обманчивое ощущение, что актеру следует загримироваться, выучить роль и этого достаточно, чтобы выйти на сцену потрясать сердца. Об этом много говорил М. Энтин - педагог, драматург, режиссер, который много лет сотрудничал с харьковским детским театральным сообществом «Солнце». «Если ребенку-скрипачу нужно долго заниматься, чтобы предстать перед публикой, то демократичный театр позволяет испытать радости сценического творчества уже на самых ранних этапах обучения» .

Применив к данной ситуации задачный подход, мы можем утверждать, что в театральной педагогике находится в зачаточном состоянии система критериальных задач . Напомним, что основанием для применения термина «критериальная задача» служит то, что «успешное решение таких задач выступает в качестве критерия достижения целей обучения (разумеется, при условии, что последние адекватно представлены в системе критериальных задач)» . Если критериальная задача актера-ребенка - сыграть роль (в смысле пройти спектакль от начала до конца), то в ситуации любительского коллектива она достижима и безо всяких педагогических и эстетических теорий. Для этого достаточно выучить текст роли и без запинки произносить его в ходе представления. А доброжелательная публика, состоящая из родителей и друзей, обязательно устроит бурные овации в финале. Если же наша критериальная задача - перевоплощение и проникновение в образ, построение логики сквозного действия и сверхзадачи - то мы сразу попадаем в область споров и интерпретаций этих терминов, которая не дает возможности договориться представителям разных школ. Ситуацию, пожалуй, можно сравнить с тем положением, которая сегодняшняя психология занимает между другими, более «взрослыми» науками: «правильнее было бы говорить не об одной науке психологии, а о комплексе развивающихся психологических наук» - утверждает Р. Немов .

Продолжая рассматривать театральную педагогику с точки зрения теории задач, укажем, что в рамках ее не разработана цепочка дидактических задач , направленных «на достижение в конкретных условиях учебного процесса не только цели, «находящейся в ближайшей перспективе», но и некоторой иерархической системы целей» . Также расплывчата и система проверочных задач с помощью которых выясняется, в какой мере достигнуты цели обучения. Как мы выяснили выше, выход на сцену и доведение спектакля до конца - не есть подтверждение компетентности актера.

Мы не встречали серьезных разработок в области театральной педагогики, учитывающих возрастные особенности детей. Работы по возрастной психологии Л. Выготского, Д. Эльконина, Э. Эриксона, Ж. Пиаже, похоже, не известны театральным режиссерам-педагогам. Не понятно, как учитывать возраст детей, выбирая формы работы, репертуар, что делать, если коллектив разновозрастный (а таких большинство).

Детский театр - это целый ряд социальных процессов (по терминологии Г. Вильсона ), это работа с родителями, администраторами, публикой, поездки, конкурсы. Не всем режиссерам даны от природы такт и дипломатизм, отсюда ряд вопросов, выходящих за пределы профессиональной сценической работы - постановок и тренингов, но решать их необходимо, поскольку они являются неотъемлемой частью учебного процесса.

Не рассматриваются вопросы, касающиеся построения здорового психологического климата среди педагогов, работающих в одном детском театре. Практика показывает, что в ситуации небольшого, «семейного» творческого коллектива любой психологический диссонанс может оказаться ощутимым. Разрешить его - значит оптимально распределить роли и ответственность между педагогами и даже - сохранить коллектив в период творческого кризиса.

Целый ряд режиссеров и их воспитанников заражены так называемой (в среде педагогов) «звездной болезнью». Сущность ее заключается в том, что основным побуждением к творческой работе становится самоутверждение на фоне своих коллег - взрослых и юных. Успех, воспаленное честолюбие, самовозвышение (используя терминологию Ш. Шварца) становятся доминирующими стимулами юного артиста и его педагога. Выше (параграф 2.2.2) эта проблема уже обсуждалась. Были высказаны предположения, что такая ориентация детей и взрослых может рассматриваться - в контексте ранних научных представлений А. Адлера - как проявление комплекса неполноценности и его гиперкомпенсации . С точки зрения А. Маслоу «звездную болезнь» можно трактовать как неудовлетворенную жажду (потребность) признания - что, с точки зрения ученого, испытывает личность на определенном «этаже» (уровне) иерархии человеческих потребностей («пирамида потребностей А. Маслоу») . В. Франкл полагал, что адлеровский принцип могущества, проявляющийся в комплексе превосходства, является ведущим принципом поведения подростка, в то время как стремление к смыслу является ведущим принципом поведения зрелой личности взрослого человека .

На практике «звездная болезнь» сопровождается болезненным эгоцентризмом, преувеличенной демонстративностью артистов, забвением ценностных и смысловых ориентиров, без которых невозможна художественная деятельность: самореализация, художественное осмысление действительности, поиск вдохновения и катарсиса (анализ таких ориентиров был предпринят в 1 главе исследования). Последствия такой «болезни» - деформации личностного и профессионального театрального развития.

Необходимо остановиться на психолого-педагогических проблемах, возникающих на «ролевых играх». Так называют театрализованные действа, разыгрываемые на лоне природы, построенные на материале известных в молодежной среде литературных произведений («Властелин колец», «Хроники Нарнии», др.). Участвуют в них чаще всего старшие школьники, студенты училищ и первых курсов институтов. На слеты, порой, съезжаются команды из разных городов, даже из разных республик. Артисты тщательно подготавливаются к действам, шьют костюмы, делают амуницию. Руководят ролевыми играми чаще взрослые не профессионалы, искренно влюбленные в такие формы творческого самовыражения детей и взрослых, но не имеющие достаточной квалификации, чтобы проводить их. Не отрицая положительных сторон этих любительских представлений (о которых мы будем говорить в 3.2.4), отметим, что отсутствие профессиональных театральных знаний (а иногда и педагогического опыта) у организаторов таких действ вызывает тревогу за судьбу юных актеров. Выше отмечалось, что воздействия на психику ребенка в процессе театральной деятельности могут быть очень глубокими и даже вредоносными (см. выводы параграфа 3.1.1). Существует проблема травматизма детей - когда разыгрываются баталии или сцены с «рыцарскими боями». Порой игра для некоторых команд заканчивается бурными вакханалиями под открытым небом.

Следующая психолого-педагогическая проблема детского театра - проявления богемности в учебном процессе, что, как правило, идет от взрослого преподавателя. Буквальный перевод этого слова с французского означает «цыганщина». Это «лица так называемых свободных профессий - актеры, музыканты, художники - ведущий легкомысленный, беспорядочный образ жизни; узкий индивидуализм и распущенность - их характерные особенности» . Действительно, раскрепощенная атмосфера профессионального творческого коллектива провоцирует некоторые вольности, которые могут находиться на границе этических норм. Но перенесение элементов взрослой артистической жизни в детскую театральную среду требует особой тактичности и осторожности. Недопустимы с нашей точки зрения (а также педагогических и правовых нормативов) злоупотребление студийцами возбудительными средствами (крепкий чай, кофе) - «для куражу»; акцентирование детской эротичности, вульгарность и развязанность юных актеров на сцене; распущенность и безответственность руководителей, отсутствии должной дисциплины в коллективе.

Богема - это сложное и неоднозначное явление. Так, теоретик экзистенциализма П. Тиллих полагает, что «Поздний романтизм, богема и романтический натурализм проложили путь сегодняшнему экзистенциализму - наиболее радикальной форме мужества быть собой» . Ученый связывает богему с признанием в себе демонического начала, отрицанием Бога и опорой на «волю к жизни» - в духе Ф. Ницше (там же, гл. 5 «Мужество и индивидуализация»). По-видимому, не случайно пересечение экзистенциализма, философии Ф. Ницше Особое место в 1 главе данного исследования отведено дионисийскому началу как краеугольному камню, на котором зиждется театральная деятельность., диалогически-ориентированной педагогики, детского театра и богемы в нашем анализе. Становление гуманистической педагогики - это сложный и противоречивый процесс. Результаты его могут быть драматичными и непредсказуемыми. Представим себе аутентичность как беспредел театральных деятелей, понимающих свободу как «волю» (по терминологии Г. Балла), пролагающих путь дионисийским безумиям, «узкому индивидуализму» и «распущенности» - и это все в учебном классе. Представляется более перспективным путь, намеченный самим Ф. Ницше - разумное сочетание «дионисийского» и «аполлонического» начал, необходимого для «поступательного продвижения искусства», о чем было сказано в философском разделе 1 главы. Теперь еще добавим - и «сократического» начала, так как именно сократическим пафосом проникнуты поиски психологов, пытающихся заложить краеугольные камни в методику взрослой театральной педагогики (С. Гиппиус, П. Ершов, П. Симонов).

Следующий аспект проблемы взаимоотношений детей-актеров и режиссеров-педагогов - экспериментаторство последних, ведущее порой к деформациям психики воспитанников. В ситуации, когда методика преподавания театральных дисциплин находится в зачаточном состоянии, у некоторых преподавателей возникает соблазн создать свою собственную психотехнику или опробовать на детях «особо перспективную» взрослую театральную школу. Так, режиссеры харьковского детского театрального сообщества отмечали пагубные последствия применения в детском коллективе «Полет» методики Е. Гротовского, которая создавалась для взрослых актеров на базе восточных философско-религиозных учений и эзотерических практик. Результатом этого стало расформирование данного коллектива администрацией детского внешкольного заведения и переход его в другую организацию.

Исходя из вышесказанного, сделаем вывод: психолого-педагогические принципы детского театра переживают первоначальные этапы своего становления. Отсюда «болезни роста» коллективов, эклектика в работе режиссеров и опора их более на собственный педагогический творческий поиск, чем на апробированную систему подготовки актера.

Наблюдая за детьми, я всегда понимала, что материал только тогда воспринимается и запоминается детьми, когда дети и я прожили этот урок. Я постоянно чувствовала, что мне чего-то не хватает. И вот однажды ко мне в руки попала книга

Театральная педагогика предполагает изменение роли учителя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Наблюдая за детьми, я всегда понимала, что материал только тогда воспринимается и запоминается детьми, когда дети и я прожили этот урок. Я постоянно чувствовала, что мне чего-то не хватает. И вот однажды ко мне в руки попала книга В.А. Ильева “Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока”.

Театр и школьный урок! Как совместить эти два понятия?! “Театральная педагогика – дает пример воспитания не только актера, но и человека – творца вообще, она помогает “выпрямить” человека: увлечь, повлиять на него, преобразить” – эти слова из книги запомнились мне больше всего. И мне захотелось попробовать! Но это оказалось достаточно сложно.

Театральная педагогика предполагает изменение роли учителя. Ребенок, как и взрослый, нуждается в живом, чувствующем, удивляющемся, страдающем и радующемся собеседнике. Ребенку должно быть интересно, иначе контакт с ним никогда не будет в полном смысле диалогичен. Иначе и знание, которое педагог передает ребенку, будет последнему неинтересно, а следовательно, понизится мотивация к изучению английского языка.

“Учитель – зеркало, а не позер перед ним. Он улавливает образы, которыми пытается себя выразить сам ребенок” (П.М.Ершов, А.П.Ершова, В.М.Букатов “Общение на уроке, или режиссура поведения учителя”)

Как важно учителю увидеть в ребенке не только существо способное впитывать все знания, которые ему предоставляются, но и личность – мыслящую, рассуждающую, спорящую, инициативную; личность, которая уже накопила немалый эмоциональный и социальный опыт!

Учитывая особенности детей младшего школьного возраста, а я работаю в основном с детьми начальной школы, имея опыт работы с драматизацией, я остановилась на использовании нескольких приемов данной технологии : выразительное чтение, инсценировка, этюд, ролевая игра.

Театральная педагогика создает максимальные условия для свободного эмоционального контакта, раскованности, взаимного доверия и творческой атмосферы. Этому способствует технология игры, главная задача которой, понять жизнь, уметь решать вопросы жизни с помощью игры. Л.С. Выготский называет игру зоной ближайшего развития человека (Выготский Л.С. “Развитие высших психических функций” М.1960). Одной из разновидностей игры в театральной педагогике является этюд.

Владение этим элементом техники, техники контактного взаимодействия, позволяет выстроить режиссерское действие школьного урока. Содержание, цели этюдов в педагогической практике учителя отличается от содержания, цели этюдов в актерской профессии только тем, что все происходит в обстоятельствах школьного урока. К составным частям этюда относятся – цель этюда, то, какого результата хочет добиться учитель от учеников. Событие – то, что должно произойти в умах и сердцах учеников в процессе проживания предложенной учителем ситуации . Действие – то, какие поступки предпринимает учитель для достижения цели. Импровизационное самочувствие включение новых и случайно возникших обстоятельств.

Существует несколько видов этюдов: одиночный этюд на эмоциональное воспоминание, на физическое самочувствие; одиночный или парный этюд на действие с воображаемыми предметами; групповые этюды, имеющие разнообразные методические цели; этюд на освоение способов словесного воздействия. Использование в работе учителя педагогических этюдов тренирует не только умение уловить внутреннюю коллизию той или иной педагогической ситуации, но и его умение организовать режиссерское действие урока, направить учащихся в русло нужного темпоритма, найти выразительные точки в событиях урока и его финале.

Одним из примеров группового этюда является инсценировка. Упражнения типа “читайте по ролям, инсценируйте рассказ (текст, историю, сказку)” занимают прочное место в арсенале методических приемов, используемых на уроке иностранного языка. Именно поэтому с этого приема мои ученики и я начали познавать театральное искусство. Для того, чтобы инсценировка была более зрелищной и запоминающейся, я использую на своих уроках маски, шапочки с надписями, картинки, рисунки, куклы. Инсценировка всегда у нас начинается с перевоплощения в того героя, которого ребенок будет играть. Для этого я использую различные игры (одиночные этюды ).

Например, “Magic mirror” В классе стоит большое зеркало, ребенок закрывает глаза, учитель превращается в волшебницу и произносит слова “Tickary – pickary – bickary – dum ”, при этом надевая маску на ребенка. Ребенок открывает глаза, смотрит в зеркало и говорит, имитируя движениями и голосом того животного, в которого он превратился, кем он стал, используя ранее изученную лексику: “I am a snake”.

“Magic bag” Ребенок достает из волшебного мешочка, не глядя в него, маску или шапочку, или игрушку и играет роль того персонажа, маску которого он достал.

Перед тем как приступить к инсценировке на уроке, отрабатывается лексика из диалога с помощью разных упражнений:

– Представьте, что на улице идет дождь (при этом я включаю пленку со звуками дождя). Дождик смыл слова с афиши. Давайте восстановим текст афиши.

– Одеваю маску Незнайки и говорю “I am Neznayka today”. Помогите мне составить выражения для нашей инсценировки.

– Либо говорю “I am a silly chicken” и одеваю маску цыпленка, помогите мне, пожалуйста, составить рассказ из разных предложений.

Затем мы читаем составленный рассказ по ролям и инсценируем его. Я стараюсь сделать так, чтобы успешный ребенок и менее успешный поработали вместе. Время от времени я считаю целесообразным давать более сложные роли ученикам, занимающим в жизни положение ведомых, дабы они почувствовали уверенность в себе и осознали свою значимость в группе.

Для учащихся третьих классов, которые уже могут читать, я использую прием “выразительного чтения” (одиночный этюд). Но это чтение тоже необычное! Я предлагаю моим детям прочитать тот или иной текст, стихотворение от лица, например, великана или лилипута, Буратино или Мальвины, или любого другого сказочного героя. До этого, мы отработали лексику по темам “Внешность” и “Черты характера”. Мы описывали этих героев и рассказывали про них.

Иногда я предлагаю ребятам самим провести физкультурную минутку от лица кого – либо. Получается великолепно!

Ролевая игра – это еще один прием театральной педагогики (парный или групповой этюды). Ролевая игра – это речевая, игровая и учебная деятельность одновременно. Она обладает большими обучающими возможностями.

Ролевая игра имеет образовательное значение. Дети, хотя и в элементарной форме, знакомятся с технологией театра. Для организации игры нам приходится заботиться о реквизите. Само же перевоплощение способствует расширению психологического диапазона, пониманию других людей.

Ролевую игру можно расценивать как самую точную модель общения, так как она переплетает речевое и неречевое поведение партнеров.

Ролевая игра способствует расширению ассоциативной базы при усвоении языкового материала, так как учебная ситуация строится по типу театральных пьес, что предполагает описание обстановки, характера действующих лиц и отношений между ними

Ролевая игра обладает большими возможностями мотивационно-побудительного плана.

Она способствует расширению сферы общения. Это предполагает предварительное усвоение языкового материала в тренировочных упражнениях и развитие соответствующих навыков, которые позволят учащимся сосредоточиться на содержательной стороне высказывания. К распределению ролей я подхожу очень ответственно. Приходится учитывать интересы, темперамент, взаимоотношения между учащимися в группе, индивидуальные особенности каждого ученика. В своей практике я использую ряд упражнений для подготовки ролевой игры.

“Разогревающие” упражнения пантомимического характера

– представьте, что вы пробираетесь по джунглям;
– покажите классу, как вы пытаетесь съесть лимон;
– покажите классу, какое животное вы бы хотели иметь дома;
– покажите классу, что вы чувствуете, когда обнаруживаете, что забыли дома учебник и так далее.

Далее я усложняю ситуацию и прошу ребят “превратиться” в то животное, которое они показывали и рассказать о нем или рассказать о том, что у него есть в портфеле, кроме забытого учебника, рассказать о том, что они любят покушать на завтрак, обед и ужин.

После рассказов, я прошу ребят задать вопросы “актеру”. Для этого у меня есть сигнальные карточки. Для учащихся второго класса – это карточки со словами “Can”, “have”, “do”. Для учащихся третьего класса – “who”, “what”, “where”.

После “разогревающих” упражнений я перехожу к проблемным ситуациям, в которых ученикам предлагается решить ту или иную задачу. Например, твой друг пригласил тебя в гости, а у тебя в гостях другие друзья. Ты не хочешь обидеть друга. Для детей менее успешных по предмету, я предлагаю карточки – опоры с ранее изученной лексикой по теме.

I am so sorry, but I…

Would you like….?

I want to invite (see) you…

May I…?

Play football

Play computer games

Play chess

На начальном этапе обучения английскому языку я использую контролируемую ролевую игру, которая может быть построена на основе диалога или текста. Учащиеся знакомятся с базовым диалогом и отрабатывают его. Затем мы прорабатываем нормы речевого этикета и необходимую лексику. После этого, я предлагаю ребятам составить свой вариант диалога, опираясь на прочитанный.

Ролевая игра на основе текста – более сложная работа. Например, прочитав текст про Кролика и выполнив задания к нему, предлагаемые авторами учебника “Enjoy English 1”, я прошу одного из учеников сыграть роль Кролика, а другим ученикам взять у него интервью. Причем “репортеры” могут задавать вопросы не только те, на которые есть ответы в тексте, но и любые другие. Ученик, исполняющий роль персонажа может проявлять свою фантазию при ответах на вопросы.

Ролевую игру в “репортера”, я провожу практически с первых уроков. Как только мы научились спрашивать о том, как кого зовут, откуда кто и сколько кому лет, “репортер” становиться популярной игрой моих учеников.

В старших классах свободная ролевая игра более популярна, чем контролируемая. При ее проведении сами учащиеся выбирают лексику, которую они будут использовать, и как будет развиваться действие. Учитель дает тему игры. Класс делится на 2 группы, которые сами составляют различные ситуации и распределяют роли.

Изучая тему “Спорт”, я предлагаю ученикам организовать пресс – конференцию с известными спортсменами по теме “Профессиональный спорт вреден для здоровья”. В течение 10 минут две группы работают над предложенной ситуацией, обсуждают ее, распределяют роли. Далее начинается сама игра, действие которой идет импровизированно.

При изучении темы “Животные” я провожу ролевую иргу по теме “Экзотические животные в семье: за и против”. Предлагаю следующие роли: амбициозный бизнесмен, соседи этого бизнесмена, ветеринар, защитник животных, журналист. Дети могут в процессе обсуждения и подготовки предлагать другие роли. При необходимости я заранее готовлю карточки – опоры.

Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что использование ролевых игр на уроках помогает сохранить интерес к английскому языку на всех этапах изучения, способствует созданию благоприятного психологического климата, повышает эффективность учебного процесса, учащиеся овладевают видами речевой деятельности как средством общения.

Уроки – спектакли – это сочетание нескольких приемов театральной педагогики на одном уроке. (Приложение 1)

Урок – спектакль должен иметь законченное режиссерское действие, иметь цепь событий, от исходного до главного, действие его должно развиваться импровизированно. Очень удачно такие уроки идут как уроки обобщения по пройденной теме. Во втором классе (учебник “Enjoy English 1” автор М.З. Биболнтова и др.) уроки – спектакли я провожу по темам: “Мой любимый сказочный герой”, “Праздник алфавита”, “Путешествие с Мэри Поппинс”.

В третьем классе (учебник “Enjoy English 2” автор М.З. Биболнтова и др.) такие уроки проходят по темам: “В гостях у Винни-Пуха”, “Кто живет в сказках?”.

Для начала мне хочется сказать несколько слов, о том, как строится урок (какова режиссура урока), с точки зрения театральной педагогики.

– Сверхзадача урока (ради чего? то есть, во имя чего ставится сегодня спектакль)
– Факты: исходное событие (изучаемый материал), основное событие, центральное событие (кульминационное событие), главное событие (последнее событие, после которого уже ничего не происходит)

Факты и события – этапы развития сквозного режиссерского действия урока.

Сквозное действие – это реальная, конкретная борьба, происходящая на глазах зрителей.

При проведении урока с использованием элементов театральной педагогики я придерживаюсь определенных методических принципов, таких как:

  1. Педагог активно воздействует на внимание, воображение и мысль учащихся.
  2. Класс примет соучастие в уроке – спектакле, если учитель будет органично воздействовать на мысли и чувства учащихся с помощью правды и веры в предлагаемые обстоятельства.
  3. Контрастность в подборе и выполнении упражнений. Принцип контрастности развивает эмоциональность и способность быстро менять темпоритм поведения.
  4. Комплексность задач в уроке и в каждом упражнении. Комплексные упражнения всегда активно тренируют слух, память, воображение и мышление, обучают умению в ограниченные отрезки времени выполнять различные по содержанию действия.
  5. Подлинность и непрерывность педагогических действий. Очень важно, чтобы педагог сам жил подлинно: смотрел и видел; слушал и слышал; сосредотачивал внимание; увлекательно и лаконично ставил задачи; вовремя реагировал на верные и продуктивные действия своих учеников; заражал эмоционально своих воспитанников.

Итак, хочется еще раз подчеркнуть, что использование элементов театральной педагогики, позволяет целостно развивать личность с одновременным включением интеллекта, чувства и действия, помогает сделать процесс обучения привлекательным и радостным. Кроме того, использование различных приемов данной технологии в изучении английского языка способствует освоению коммуникативной культуры: помимо языковых форм дети учатся постигать внешнее и внутреннее содержание образа, развивают способность к обоюдному пониманию и уважению, приобретают социальную компетенцию, обогащают словарный запас.

Список литературы:

  1. Гербач Е.М. Театральный проект в обучении иностранному языку на начальном этапе. / Иностранные языки в школе, 2006 №4.
  2. Гиппиус С.В. Гимнастика чувств./ М., 1967.
  3. Ершов П.М., Ершова А.П., Букатов В.М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. / М., 1998.
  4. Ильев В.А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока. / М., 1993.
  5. Канн – Калик В.А. Учителю о педагогическом общении./М., 1987.
  6. Коменский Я.А. Открытая дверь языков./ М., 1975.
  7. Полякова Т.Н. Театр в изучении немецкого языка. / Санкт-Петербург, 2007.
  8. Кнебель М.О. Поэзия педагогики. /М., 1984.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Студентка второго курса магистратуры

факультета «Театральное искусство»

ГБО УВО РК КУКИиТ

Полякова Елена

Научный руководитель: доцент кафедры

театрального искусства,

кандидат искусствоведения Узунова Л.В.

Театр - это сценическое действие, возникающее в процессе игры актёра перед публикой. С самого своего возникновения театр играет педагогическую функцию. Он берет свои истоки в Древней Греции, где всех свободных граждан пускали на представления для того. Чтобы они могли развиваться. Театр учил находить выход из сложившихся жизненных ситуаций. Например, трагедии Эсхила, Еврипида мобилизировали в человеке лучшие душевные качества и моральные силы: мужество, стойкость, личное достоинство, высоту духа, готовность к самопожертвованию ради возвышенной цели, открывали для искусства уникальные и безграничные нравственно-эстетические возможности, и прежде всего, формировали в человеке Человека. Комедии Аристофана высмеивали недостойное эллина поведение. Смотря комедии, греки смеялись над жадностью или чрезмерным тщеславием. Аристофан обращается к гражданским чувствам и патриотической гордости зрителей.

В свою очередь, педагогика - наука о воспитании человека, раскрывающая его сущность, закономерности воспитания и развития личности, процесс образования и обучения. И театр и педагогика возникли примерно в одно и то же время в Древней Греции. Не кажется ли удивительным, что сами боги подсказывали о неразрывной взаимосвязи этих двух понятий?

Сегодня театральная педагогика - это путь развития личности в процессе образования и обучения через процесс игры, или сценическое действие. И задача педагога состоит в том, чтобы для каждого ребенка найти такой способ общения, который помог бы ему стать целостной личностью даже в этом не целостном мире . Если мир был бы идеален. То он давно бы уподобился модели Жан Жака Руссо (идеальный человек в идеальном обществе). Как известно, эта модель была подвергнута сомнениям и недоверию еще Екатериной II.Все мы понимаем, что мир дуалистичен и никуда от этого не деться. Мы, педагоги-воспитатели, театральные деятели, творческие люди можем способствовать моделированию отношений доброго и злого в человеческой личности. Мы можем повлиять, чтобы творчество в ребенке, в человеке получило именно добрую направленность. И это можно координировать с помощью театральной педагогики. Мы можем и обязаны использовать методы театрализации, чтобы не прерывать процесс социализации, заниматься патриотическим воспитанием подрастающего уже в новых условиях поколения, переориентировать их и помочь найти новую культуру новой страны. Ведь надо помнить о непостижимой врожденной предрасположенности ребёнка к игре и творчеству и об удивительной гибкости детского мозга. Ребёнка нужно воспитывать во всём многообразии его способностей, соприкасаясь сразу со всеми его качествами. Поэтому, как один из путей развития через призму целостного обучения - видится аспект театрального искусства, или форма театральной педагогики, которая, несомненно, помогает выбрать морально-нравственный ориентир.

Основные принципы этой науки как одной из самых творческих по своей природе совпадают с культуротворческими принципами. Поскольку роль театральной педагогики заключается в том, чтобы раскрыть и сформировать развитую гармоничную личность ученика, театральный педагог стремится сконструировать систему взаимоотношений таким образом, чтобы организовать доступные условия для эмоционального проявления, раскованности, взаимного доверия и творческой атмосферы .

Целью моего доклада являетсяосмысление средств и методов театральной педагогики как инновационной модели воспитания нравственной личности ребенка.

На мой взгляд, на современном этапе существует целая проблематика использования театральной педагогики в образовательном процессе, отсутствие методик применения театральных технологий в социально-гуманитарных дисциплинах на разных ступенях освоения учебного материала в различных типах образовательных учреждений, проблема подготовки квалифицированных специалистов (педагогов - режиссеров) для образовательных и культурно-досуговых детских учреждений.

А теперь, окунемся немного в историю. Основоположниками театральной педагогики в России были такие видные деятели театра как Михаил Семенович Щепкин, Денис Васильевич Давыдов, театральный режиссер и педагог Александр Павлович Ленский. Качественно новый этап в театральной педагогике привнес с собой МХАТ и прежде всего его основатели К.С. Станиславский и Владимир Иванович Немирович - Данченко. Многие актеры и режиссеры этого театра стали видными театральными педагогами. Собственно с них начинается театральная педагогическая традиция, которая существует по сей день в наших вузах. Всем театральным педагогам известны два самых популярных сборника упражнений для работы с учениками актерских школ. Это знаменитая книга Сергея Васильевича Гиппиус “Гимнастика чувств” и книга Лидии Павловны Новицкой “Тренинг и муштра”. Так же замечательные работы князя Сергея Волконского, Михаила Чехова, Петра Ершова, Марии Кнебель и многих других .

Традиции школьного театра в России были заложены в конце XVII века. Известно, что в середине XVIII столетия в Петербургском сухопутном шляхетском корпусе даже отводились специальные часы для “обучения трагедиям”. Воспитанники корпуса - будущие офицеры русской армии - разыгрывали пьесы отечественных и зарубежных авторов.

В конце XVIII столетия в России зарождается и детский домашний театр, создателем которого являлся известный русский просветитель и талантливый педагог Андрей Тимофеевич Болотов. Его перу принадлежали первые в России пьесы для детей - “Честохвал”, “Награжденная добродетель”, “Несчастные сироты”.

В первой половине XIX века театральные ученические коллективы получают широкое распространение в гимназиях, причем не только в столичных, но и в провинциальных. Из биографии Н.В. Гоголя, например, хорошо известно, что учась в Нежинской гимназии будущий писатель не только успешно выступал на любительской сцене, но и руководил театральными постановками, писал декорации к спектаклям .

И действительно, синтетический характер театрального искусства является эффективным и уникальным средством художественно-эстетического воспитания учащихся. Здесь ребенок может проявить себя и как художник, и как музыкант, вокалист или талантливый организатор. И любое творчество поможет самобытно и ярко раскрыть природу личности ребенка-творца с учетом его психолого-возрастных особенностей.

И стоит отметить, что на сегодняшний день театральная педагогика выходит за рамки только детских и юношеских театральных коллективов. По мнению крупнейшего отечественного педагога С.Т. Шацкого в образовательном процессе она представлена следующими направлениями:

1. Адресованное детям профессиональное искусство с присущими ему общекультурными ценностями. В этом направлении эстетического воспитания решается проблема формирования и развития зрительской культуры школьников. театральный педагогика инновация нравственность

2. Детский любительский театр, существующий внутри школы или вне ее, который имеет своеобразные этапы художественно-педагогического развития детей.

3. Театр как учебный предмет, позволяющий реализовать идеи комплекса искусств и применять актерский тренинг в целях развития социальной компетентности учеников .

Но, к сожалению, как я уже говорила, существует проблема, что театр - это единственный вид искусства в школе, который в последнее время был лишен профессиональных специалистов. С появлением театральных классов, факультативов, внедрением театральной педагогики в общеобразовательные процессы, стало видно, что школьное образовательное учреждение не сможет обойтись без профессионала, умеющего работать не только с детьми в области театрального искусства, но и с учителями школ в области театральной педагогики. Деятельность педагога-режиссера определяется его позицией, которая постепенно развивается от позиции педагога-организатора в начале и до соратника-консультанта на более высоком уровне развития коллектива, представляя в каждый момент, определенный синтез разных позиций . И так, в постоянных спорах, кем должен быть руководитель школьного театра: педагогом или режиссером, как использовать театральные процессы в образовательных целях, обосновано ли применение театральных средств для усвоения учебного материалы и рождается инновационная модель воспитания личности с использованием театрально-педагогических технологий. В современной модели театральной педагогики уже сегодня можно выделить:

Приёмы развития мыслительных процессов:

- театральные упражнения,

Сюжетно-ролевые игры,

Движения под музыку, приемы игры на музыкальных инструментах,

Сценические этюды,

Дыхательные упражнения, артикуляционные упражнения,

Музыкально-ритмические игры,

Упражнения на развитие мимики и пантомимики,

Игра в теневой театр, игры - драматизации с пальчиками и т.д.

Основные принципы театральной педагогики:

Принцип коррекционно-компенсирующей направленности обучения и воспитания: построение образовательного процесса на основе максимального использования сохранных анализаторов, функций и систем организма.

Принцип социально - адаптирующей направленности обучения: преодоление «социального выпадения» и формирование психологической подготовленности воспитанника к жизни в окружающей социокультурной среде .

Театральные технологии пытаются использовать не только в работе непосредственно детских и юношеских театральных коллективах, но и процессе освоения программного материала в разных типах образовательных учреждений. Например, элементы этнопедагогики на уроках русского языка и литературы в школе, организация и проведение обрядов праздника «Масленица» в плане занятий по «народоведению», «истории религий», «истории культуры» в колледжах и ВУЗах, реконструкция исторических событий на уроках «истории» в старших классах, инсценировка русских народных сказок и былин. Использование средств и методов театральной педагогики поможет педагогам выявлять и подчеркивать индивидуальность, неповторимость и единственность человеческой личности, причем независимо от того, где эта личность находиться: на сценической площадке или же в зрительном зале . Кроме того, театр может быть уроком и увлекательной игрой, средством погружения в другую эпоху и открытием новых, непознанных и неизвестных граней современности. Театральное искусство дает возможность усваивать не только в теоретическом аспекте, но и в практике нравственные и научные истины, учит быть самим собой, перевоплощаться в героя и проживать разнообразное множество жизней, духовных коллизий, познавать культуры и традиции других народов.

Таким образом, театральная педагогика как инновационная модель воспитания личности ребенка сегодняшнего дня находится в стадии становления, а исследования в области современных методов и технологий театральной педагогики в образовательном процессе еще не закончены и находятся в стадии эксперимента в творческой деятельности учителя.

Список используемой литературы

1. Данилов С.С. Очерки по истории русского драматического театра. - М.- Л, 1948. С.278.

2. Гиппиус С.В. Актерский тренинг - М. 1967г.

3. Ершов П.М., Ершова А.П., Букатов В.М. Общение на уроке или режиссура поведения учителя - М. 1993г.

4. Ильев В.А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока - М. 1993г.

5. Никитина А.Б. Театр, где играют дети: Учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001г.

6. Узунова Л.В. Этнокультурологические аспекты методов воспитания в этнопедагогике//н.ж. Культура народов Причерноморья, №189 - Симферополь, 2010г. - С.64-70

7. Шацкий С.Т. Бодрая жизнь. // Педагогич. сочинения. В 4 т Т. 1 - М, 1962.С 386-390.

8. Статья «Театральная педагогика К.С. Станиславского в современной школе». Точка доступа: http://knowledge.allbest.ru/culture/2c0b65625b3bd79b4d43b88421306c27_0.html

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Ознакомление с историческими корнями современной педагогики; теория образования, обучения и воспитания. Общенаучная характеристика и категории. Рассмотрение образования как категории педагогики. Педагогический процесс и целеполагание в дисциплине.

    презентация , добавлен 25.09.2014

    Театральная педагогика как наиболее гармоничное средство социальной адаптации ребенка. Значение театральных занятий в развитии школьников на примере театра-студии "Шанс" Полянской школы-интерната, результаты исследования адаптации ребенка в коллективе.

    дипломная работа , добавлен 28.10.2010

    Формирование гармоничной личности, помощь детям в раскрытии их скрытых способностей, преодоление неуспеваемости в обучении. Развитие мелкой моторики и координации движений с использованием методов театральной педагогики. Структурные компоненты занятий.

    отчет по практике , добавлен 17.10.2010

    Понятие, сущность и цель современного образования. Структура и содержание образования. Обучение как целенаправленный процесс развития личности. Роль обучения и воспитания в развитии личности. Педагогические закономерности формирования личности.

    курсовая работа , добавлен 23.02.2012

    Сущность обучения и воспитания как главного объекта изучения педагогики. Формы обучения и воспитания как предмет изучения педагогики. Образование как реальный целостный педагогический процесс. Воспитание и обучение как способы педагогического процесса.

    контрольная работа , добавлен 22.02.2012

    Эмоциональное раскрепощение ребёнка, снятие зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению - через игру, фантазирование, сочинительство. Тембральный диапазон, мимика и жесты, пальчиковая гимнастика. Методы театральной педагогики.

    отчет по практике , добавлен 16.10.2010

    Педагогика как наука и практика. Этапы развития научно–педагогического знания. Отрасли педагогики. Функции и цели современного образования в России. Теоретико-методологические основы педагогики, роль воспитания. Теория и содержание системы обучения.

    презентация , добавлен 04.11.2012

    Понятие о методах и средствах воспитания. Система общих методов воспитания. Классификация методов воспитания. Выбор педагогических методов воспитания. Методы организации деятельности. Актуальность воспитания с учетом педагогики и современного общества.

    контрольная работа , добавлен 14.12.2007

    Изучение предмета, основных категорий педагогики. Особенности развития, воспитания, формирования личности. Характеристика личностно-ориентированного подход к организации педагогического процесса и изучению образования личности, педагогический мониторинг.

    учебное пособие , добавлен 22.02.2010

    Нормативно-правовые документы по организации театральной деятельности в советский период. Понятие театральной педагогики. Театральная деятельность с детьми в системе дополнительного образования в СССР и современной России. Методы и приемы работ с детьми.