Отцы и дети отношение базарова к дружбе. Темы сочинений направление отцы и дети с примерами сочинений и литературой. Lхххviii. весы поэзии

"Нас не так мало, как вы полагаете", - говорит Базаров Павлу Петровичу. Но в романе "Отцы и дети" Базаров одинок, и в этом более всего сказывается недооценка Тургеневым силы и широты революционно-демократического движения. В России в это время уже выросло целое поколение демократов-разночинцев, учеников Чернышевского, Добролюбова, Писарева. А кто единомышленники Базарова? Он говорит нередко "мы", но писатель ни разу не упомянул о ком-либо из истинных соратников своего героя. Зато в романе много его мнимых учеников и последователей. Это прежде всего "мякенький либеральный барич" Аркадий, который легко расстается с лагерем "детей" и переходит в лагерь "отцов". Увлечение Аркадия Базаровым - не более чем дань молодости. О глубоком различии между ними уже в начале романа Тургенев ясно говорит одной фразой: "Аркадий сибаритствовал, Базаров работал".
Можно ли взаимоотношения Аркадия и Базарова назвать настоящей дружбой? Может ли быть дружба без глубокого взаимопонимания, может ли она быть основана на подражании одного другому, на слепом преклонении? Умный, проницательный человек, Евгений Базаров хотел перевоспитать Аркадия, сделать его "своим", но очень скоро убедился, что это невозможно. "Э-э! Да ты, я вижу, точно намерен пойти по стопам дядюшки, - прозорливо замечает Базаров. - Ты нежная душа, размазня, где тебе ненавидеть!.." И все же по-человечески Базарову тяжело расставаться с Аркадием. Он был искренне привязан к юноше. Горько терять не только друзей, но и тех, кого мы хотели бы сделать своими друзьями.
В душе Базарова борются различные чувства, он произносит тепло, по-дружески: "Прощай, брат!" Но тут же, словно спохватившись, боясь "рассиропиться", обращается к Аркадию по-иному: "Прощайте, синьор!"
В романе Аркадий - лучший из "учеников" Базарова. Другие его "последователи" изображены резко сатирически. Подобно тому как Репе-тилов вульгаризировал и опошлял идеи декабристов, Ситников и Кукши-на опошляют передовые идеи шестидесятников. Они видят в передовых идеях только одно - отрицание всех старых нравственных норм, нигилизм - и с восторгом следуют этой новой "моде".
Одинок Базаров не только в дружбе, но и в любви. В своем горьком чувстве к Одинцовой он раскрывается как натура сильная, страстная, глубокая. И здесь проявляется его превосходство над окружающими людьми. Унизительной и бесплодной была романтическая любовь Павла Петровича к княгине Р. Легким сентиментальным увлечением было чувство Аркадия к Одинцовой, любовь же его к Кате - едва ли не результат только подчинения слабой натуры более сильной. А отношение братьев.Кирсановых к Фенечке? Сам Павел Петрович в бреду восклицает: "Ах, как я люблю это пустое существо!"
По-другому любит Базаров.
Его взгляды на женщину, на любовь иногда называют циничными. Так ли это на самом деле? В его отношении, например, к Фенечке больше человечности и уважения, чем в нелепой страсти к ней Павла Петровича. Недаром и Фенечка почувствовала доверие к Базарову. "В ее глазах он и доктор был отличный и человек простой".
До встречи с Одинцовой Базаров, очевидно, не знал настоящей любви. Его первые слова об Одинцовой грубы. Но эту грубость, вызванную более всего отвращением к "красивым" словам, не следует путать с цинизмом и пошлостью. Циничным было отношение к Одинцовой губернского "света", который преследовал ее грязными сплетнями. Базаров сразу увидел в Одинцовой человека незаурядного, почувствовал к ней невольное уважение и выделил из круга губернских дам: "На остальных баб не похожа". Развязность и "ломание" Базарова в разговоре с новой знакомой были свидетельством его смущения и даже робости. Умная Одинцова все поняла, "и это ей даже польстило. Одно пошлое ее отталкивало,
а в пошлости никто бы не упрекнул Базарова".
Одинцова во многом достойна Базарова. И это тоже возвышает его. Если бы он полюбил пустую, ничтожную женщину, его чувство не вызывало бы уважения. Базаров охотно высказывает Одинцовой свои взгляды, видит в ней умную, понимающую собеседницу. В его разговорах с ней нет злости, сарказма, преувеличенно резких суждений, как в спорах с Кирсановым.
Фон, на котором происходит объяснение Базарова с Одинцовой, - поэтическая картина летней ночи. Природа рисуется в восприятии Базарова. Это на него глянула темная, мягкая ночь, это ему ночная свежесть казалась "раздражительной", это ему слышалось таинственное шептание. Базарову, материалисту, ученому-биологу, шелест листьев, ночные шорохи кажутся таинственными! Романтическое чувство высокой любви озаряет новым светом окружающий мир. Но сдается ли Базаров? Изменяет ли своим убеждениям? Нет, просто он становится духовно богаче, чувства его становятся глубже.
В сценах объяснения Базарова с Одинцовой покоряет его суровая прямота, честность, отсутствие какой бы то ни было рисовки. Прямо, без обиняков, называет он ее аристократкой, осуждает в ней то, что ему чуждо. На вопрос Одинцовой, смог ли бы он отдаться полностью чувству любви, он честно отвечает: "не знаю, хвастаться не хочу". А между тем мы видим, что он способен на большое чувство. Условие "жизнь за жизнь" кажется ему справедливым. Но из его слов Одинцова могла заключить, что этот человек, как бы он ни любил, не пожертвует во имя любви своими убеждениями. Не это ли отпугнуло Одинцову? Ведь ее убеждения в корне расходились с базаровскими. И если для него убеждения дороже любви, то для нее дороже любви покой и комфорт. Ь любви Базарова к Одинцовой проявляется его мужественность, решительность.
Некоторые критики, писавшие о романе "Отцы и дети", утверждали, что в истории любви Базарова к Одинцовой Тургенев развенчивает своего героя. Так ли это? Нет, Тургенев лишь спорит со взглядами Базарова, показывает несостоятельность его "антиромантических" убеждений, но вместе с тем история любви Базарова раскрывает замечательные качества его личности, делает его еще более привлекательным, показывает, насколько он выше "уездных аристократов", в том числе умной и обаятельной, но душевно холодной и эгоистичной Одинцовой.

И.С. Тургенев, как будто определяя ценность своих героев, неоднократно подвергал их «испытанию любовью». Обрисовывая могущественную личность нигилиста Базарова , писатель не мог изменить своим художественным принципам. Но как мало похож Базаров на романтичных героев-любовников! Всё, что относится к сфере чувств, он презрительно величает «романтизмом» и откидывает как неприемлемое. Да и о женщине говорит нарочито грубо или прагматично: «Нравится тебе женщина, - пытайся добиться толка, а нельзя - ну, не надо, отвернись, не только света, что в окне». Это один из «принципов» Базарова.

Но что за женщины встречались на его пути? Могла ли обмануть его ум или чувства Кукушина , мог ли он всерьёз влюбиться в Фенечку? Нет. Но вот на его пути возникла Одинцова, женщина, которая не только вынудила восхищаться ею, но и дала повод уважать себя. Базаров увидел в ней ровню себе, возможно, поэтому и дал волю чувствам, ранее ему не свойственным. Он полюбил эту женщину искренне, запретив себе анализировать ее характер. Но она пренебрегает его любовью.

Холодный интерес и надменность руководили этой женщиной, ведь это так приятно - увидеть у своих ног человека действительно стоящего. Базаров сразу же уезжает, и это полностью согласно его принципу. Но все же приезжает к Одинцовой ещё два раза. Почему? Он тешил себя иллюзией, что все ещё может измениться. Этого не случилось, но Базаров все же приехал не зря: он сделал открытие о характере Одинцовой. Высказываясь о возможности помолвки Аркадия и Кати, он сказал, что это партия со всех сторон хороша, потому как состояние Кирсановых достаточно велико, и Одинцова после этих слов внезапно покраснела.

А Базарова озарило: он тешил себя надеждой зря, она не только не любит его, возможно, вообще не способна любить, а покраснела из-за того, что тайный центр ее души - деньги, но ни за что не хотела Анна Сергеевна, чтоб это понял Базаров. Они на самом деле хорошо понимали друг друга и без слов. Вот почему, когда Базаров прощался с Одинцовой, и та протянула ему руку, он ответил: «Нет, - сказал он и отступил на шаг назад. - Человек я бедный, но милостыню до этого времени не принимал. Прощайте-с, и будьте здоровы».

В этом весь Базаров: сильный, гордый, независимый. Он не желал, чтобы любимая женщина увидела его слабым, не жалости он достоин, а любви. Мысль о том, что Одинцова вынудила его изменить одному из принципов, не давала покоя герою. Невнимательность привела его к ранению, что оказалось фатальным.

Его любовь превозносила и самого Базарова, и Одинцову, что показала себя не той женщиной, которая способна полюбить. Не столько милосердие руководило ею, когда она приехала к умирающему Базарову, сколько желание подняться в своих глазах. Базаров, который любит её так же сильно, как и раньше, требуете присутствия, чтобы даже в последние минуты жизни доказать и себе, и ей, что ничто не может его сломить, что он верный себе даже сейчас. Это была их своеобразная дуэль , после которой Базаров остался непобеждённым.

«Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет», - говорит он Одинцовой, полностью оценив её великодушный поцелуй в лоб, покрытый потом. Она рисковала ради него? Кто знает, но ясно одно: никто не увидел Базарова слабым, проигравшим. В этом последнем поступке проявилась сила его характера, истинная ценность его личности.

Все люди разные, и каждый понимает любовь и дружбу по-своему. Для одних найти любимого человека есть цель и смысл жизни, а дружба - неотъемлемое условие их счастливого су­ществования. Эти люди составляют большинство. Другие счи­тают любовь выдумкой, «белибердой, непростительной дурью»; в дружбе ищут единомышленника, борца, а не человека, с кото­рым можно пооткровенничать на личные темы. Таких людей гораздо меньше, и именно к их числу относится Евгений Васи­льевич Базаров.

Его единственный друг Аркадий в начале романа пред­ставляется читателю наивным, сформировавшимся юнцом. Он привязался к Базарову всей душой и сердцем, буквально обожествляет его, ловит каждое его слово. Базаров чувствует это и хочет воспитать из Аркадия человека, подобного себе, то есть отрицающего современный общественный строй и желающего принести некую новую практическую пользу России.

Поддерживать дружеские отношения с Базаровым хочет не только Аркадий, но и так называемые, «дворяне-прогрессис­ты» - Ситников и Кукшина. Они считают себя современными молодыми людьми и боятся отстать от моды. А так как ниги­лизм в данном случае представляется им последним веянием моды, то они принимают его, но принимают фрагментарно и весьма поверхностно: они неряшливы в одежде и разговоре, отрицают то, о чем не имеют ни малейшего представления. Ба­заров прекрасно понимает, что эти люди неумны и непостоян­ны, и потому он не принимает их дружбы.

При этом он все свои надежды возлагает на молодого Кир­санова. Он хочет видеть в нем своего последователя, единомы­шленника. Базаров и Аркадий часто беседуют, многое обсуж­дают. Аркадий внушил себе, что согласен с Базаровым во всем, что будто бы разделяет все его взгляды. Однако со вре­менем все чаще между ними возникают разногласия. Аркадий осознает, что не может принять все суждения Базарова. В ча­стности, он не может отрицать красоту природы и ценность искусства. Базаров считает, что «природа - это не храм, а мастерская и человек в ней - работник». Аркадий же счи­тает, что природой надо наслаждаться и из этого наслаждения черпать силы для работы.

Базаров смеется над «стареньким романтиком» Николаем Петровичем, когда тот играет на вио­лончели, - Аркадий даже не улыбается базаровской шутке, но, несмотря на первые возникшие разногласия, продолжает любить и уважать своего «учителя». Базаров не хочет заме­чать перемену в друге, а женитьба Аркадия совершенно выво­дит Евгения из равновесия.

И тогда Базаров решает расстаться с Аркадием, расстаться навсегда. Он считает, что Аркадий не оправдал его надежд, что подвел его. Базарову горько это осознавать и нелегко от­речься от друга, но он решается на этот шаг. Уезжает Евгений с такими словами: «...ты поступил умно; для нашей горькой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор, для на­шего дела это не годится... Ты славный малый; но ты все-таки мякенький, либеральный барич». Аркадий не хочет расста­ваться с Базаровым, он пытается остановить друга, но тот не­поколебим в своем жестоком решении. Итак, первая потеря Базарова - это потеря друга. Но одиноким остался он и в любви.

Любовь - чувство безусловно романтическое, а так как ни­гилизм отвергает все, что не приносит практической пользы, то отвергает и любовь. Поначалу Базаров воспринимает любовь только с физиологической стороны: «Нравится тебе женщи­на - старайся добиться толку, а нельзя - ну, не надо, отвер­нись: земля не клином сошлась».

Однако любовь к Одинцовой врывается в его сердце внезап­но, вопреки рассудку и отнюдь не радуя его своим появлением. Еще на балу Одинцова привлекла внимание Базарова. «Это что за фигура? На остальных особ не похожа», - интересуется он с преувеличенной небрежностью. Анна Сергеевна показалась ему очень красивой и интересной молодой женщиной. Он с лю­бопытством принимает ее приглашение погостить в ее имении Никольском. Базаров и Одинцова проводят вместе много време­ни: гуляют, беседуют, спорят, - словом, узнают друг друга. И в обоих происходит перемена. Базаров буквально поразил во­ображение Одинцовой, она о нем много думала, ей было по-на­стоящему интересно в его обществе. «Она как будто хотела и его испытать, и себя изведать».

А что происходит в душе Базарова? Он по-настоящему влюбился! Это же подлинная трагедия для нигилиста! Рушат­ся все его теории. И он старается оттолкнуть от себя это на­вязчивое, неприятное чувство, «с негодованием сознает ро­мантика в самом себе». А Анна Сергеевна приглашает его на уединенные прогулки в саду, вызывает на откровенный разго­вор. Она добивается признания в любви. Базаров не верит в ее любовь, но в его душе теплится надежда на взаимность, и он забывает обо всем на свете, хочет лишь быть с любимой, никогда не расставаться с ней. Но «Одинцовой стало страшно и жалко его», и она принимает решение: «Нет, Бог знает, куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете».

Итак, Евгений отвергнут. Это вторая потеря - потеря лю­бимой женщины. Базаров очень тяжело переживает эту поте­рю. Он уезжает домой, лихорадочно ищет себе занятие и на­конец успокаивается своей привычной работой. Но Базарову с Одинцовой суждена была еще одна, на этот раз последняя, встреча. Базаров, смертельно больной, посылает нарочного к Одинцовой: «Скажи, что кланяться велел, больше ничего не нужно». На самом деле он надеется увидеть любимую, услы­шать ее голос. И Анна Сергеевна приезжает к нему и даже привозит с собой доктора. Однако приезжает она не из любви к Базарову. Она не бросилась к нему со слезами, как броса­ются к любимому человеку, «она просто испугалась каким-то холодным и томительным испугом». Базаров понял ее: «Ну, спасибо. Это по-царски. Говорят, цари тоже посещают умира­ющих».

Он дождался своей недосягаемой любимой, и на ее руках умирает Евгений Васильевич Базаров. Умирает человеком сильным, волевым, не отказавшимся от своих суждений, не от­чаявшимся, однако одиноким и отвергнутым всеми, кроме ро­дителей.

Все люди разные, и каждый понима-ет любовь и дружбу по-своему. Для одних найти любимого человека есть цель и смысл жизни, а дружба — не-отъемлемое условие их счастливого существования. Эти люди составляют большинство. Другие считают любовь выдумкой, «белибердой, непрости-тельной дурью»; в дружбе ищут едино-мышленника, борца, а не человека, с которым можно пооткровенничать на личные темы. Таких людей гораздо меньше, и именно к их числу относит-ся Евгений Васильевич Базаров.

Его единственный друг Аркадий в на-чале романа представляется читателю наивным, несформировавшимся юн-цом. Он привязался к Базарову всей душой и сердцем, буквально обоже-ствляет его, ловит каждое его слово. Базаров чувствует это и хочет воспи-тать из Аркадия человека, подобного себе, то есть отрицающего современ-ный общественный строй и желающе-го принести некую новую практичес-кую пользу России.

Поддерживать дружеские отношения с Базаровым хочет не только Аркадий, но и так называемые, «дворяне-про-грессисты» — Ситников и Кукшина. Они считают себя современными мо-лодыми людьми и боятся отстать от моды. А так как нигилизм в данном случае представляется им последним веянием моды, то они принимают его, но принимают фрагментарно и весьма поверхностно: они неряшливы в одеж-де и разговоре, отрицают то, о чем не имеют ни малейшего представления. Базаров прекрасно понимает, что эти люди неумны и непостоянны, и потому он не принимает их дружбы.

При этом он все свои надежды возла-гает на молодого Кирсанова. Он хочет видеть в нем своего последователя, единомышленника. Базаров и Аркадий часто беседуют, многое обсуждают. Аркадий внушил себе, что согласен с Базаровым во всем, что будто бы раз-деляет все его взгляды. Однако со вре-менем все чаще между ними возникают разногласия. Аркадий осознает, что не может принять все суждения Базарова. В частности, он не может отрицать кра-соту природы и ценность искусства. Базаров считает, что «природа — это не храм, а мастерская и человек в ней — работник». Аркадий же считает, что природой надо наслаждаться и из этого наслаждения черпать силы для работы. Базаров смеется над «стареньким ро-мантиком» Николаем Петровичем, ког-да тот играет на виолончели, — Арка-дий даже не улыбается базаровской шутке, но, несмотря на первые возник-шие разногласия, продолжает любить и уважать своего «учителя». Базаров не хочет замечать перемену в друге, а же-нитьба Аркадия совершенно выводит Евгения из равновесия.

И тогда Базаров решает расстаться с Аркадием, расстаться навсегда. Он счи-тает, что Аркадий не оправдал его на-дежд, что подвел его. Базарову горько это осознавать и нелегко отречься от друга, но он решается на этот шаг. Уез-жает Евгений с такими словами: «...ты поступил умно; для нашей горькой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор, для нашего дела это не годится... Ты славный ма-лый; но ты все-таки мякенький, либе-ральный барич». Аркадий не хочет рас-ставаться с Базаровым, он пытается ос-тановить друга, но тот непоколебим в своем жестоком решении. Итак, первая потеря Базарова — это потеря друга. Но одиноким остался он и в любви.

Любовь — чувство безусловно ро-мантическое, а так как нигилизм от-вергает все, что не приносит практи-ческой пользы, то отвергает и любовь. Поначалу Базаров воспринимает лю-бовь только с физиологической сторо-ны: «Нравится тебе женщина — ста-райся добиться толку, а нельзя — ну, не надо, отвернись: земля не клином сошлась».

Однако любовь к Одинцовой врыва-ется в его сердце внезапно, вопреки рассудку и отнюдь не радуя его своим появлением. Еще на балу Одинцова привлекла внимание Базарова. «Это что за фигура? На остальных особ не похожа», — интересуется он с преуве-личенной небрежностью. Анна Серге-евна показалась ему очень красивой и интересной молодой женщиной. Он с любопытством принимает ее при-глашение погостить в ее имении Ни-кольском. Базаров и Одинцова прово-дят вместе много времени: гуляют, беседуют, спорят, — словом, узнают друг друга. И в обоих происходит пе-ремена. Базаров буквально поразил воображение Одинцовой, она о нем много думала, ей было по-настояще-му интересно в его обществе. «Она как будто хотела и его испытать, и се-бя изведать».

А что происходит в душе Базарова? Он по-настоящему влюбился! Это же подлинная трагедия для нигилиста! Рушатся все его теории. И он стара-ется оттолкнуть от себя э т о навязчи-вое, неприятное чувство, «с негодо-ванием сознает романтика в самом себе». Анна Сергеевна приглашает его на уединенные прогулки в саду, вызывает на откровенный разговор. Она добивается признания в любви. Базаров не верит в ее любовь, но в его душе теплится надежда на взаим-ность, и он забывает обо всем на све-те, хочет лишь быть с любимой, никог-да не расставаться с ней. Но «Один-цовой стало страшно и жалко его», и она принимает решение: «Нет, Бог знает, куда бы это повело, этим нель-зя шутить, спокойствие все-таки луч-ше всего на свете».

Итак, Евгений отвергнут. Это вторая потеря — потеря любимой женщины. Базаров очень тяжело переживает эту потерю. Он уезжает домой, лихо-радочно ищет себе занятие и наконец успокаивается своей привычной рабо-той. Но Базарову с Одинцовой суждена была еще одна, на этот раз послед-няя, встреча. Базаров, смертельно больной, посылает нарочного к Один-цовой: «Скажи, что кланяться велел, больше ничего не нужно». На самом деле он надеется увидеть любимую, услышать ее голос. И Анна Сергеевна приезжает к нему и даже привозит с собой доктора. Однако приезжает она не из любви к Базарову. Она не бросилась к нему со слезами, как бро-саются к любимому человеку, «она просто испугалась каким-то холодным и томительным испугом». Базаров по-нял ее: «Ну, спасибо. Это по - царски. Говорят, цари тоже посещают умирающих».

Он дождался своей недосягаемой лю-бимой, и на ее руках умирает Евгений Васильевич Базаров. Умирает челове-ком сильным, волевым, не отказавшимся от своих суждений, не отчаявшимся, однако одиноким и отвергну-тым всеми, кроме родителей.

"Нас не так мало, как вы полагаете", - говорит Базаров Павлу Петровичу. Но в романе "Отцы и дети" Базаров одинок, и в этом более всего сказывается недооценка Тургеневым силы и широты революционно-демократического движения. В России в это время уже выросло целое поколение демократов-разночинцев, учеников Чернышевского, Добролюбова, Писарева. А кто единомышленники Базарова? Он говорит нередко "мы", но писатель ни разу не упомянул о ком-либо из истинных соратников своего героя. Зато в романе много его мнимых учеников и последователей. Это прежде всего "мякенький либеральный барич" Аркадий, который легко расстается с лагерем "детей" и переходит в лагерь "отцов". Увлечение Аркадия Базаровым - не более чем дань молодости. О глубоком различии между ними уже в начале романа Тургенев ясно говорит одной фразой: "Аркадий сибаритствовал, Базаров работал".
Можно ли взаимоотношения Аркадия и Базарова назвать настоящей дружбой? Может ли быть дружба без глубокого взаимопонимания, может ли она быть основана на подражании одного другому, на слепом преклонении?
Умный, проницательный человек, Евгений Базаров хотел перевоспитать Аркадия, сделать его "своим", но очень скоро убедился, что это невозможно. "Э-э! Да ты, я вижу, точно намерен пойти по стопам дядюшки, - прозорливо замечает Базаров. - Ты нежная душа, размазня, где тебе ненавидеть!.." И все же по-человечески Базарову тяжело расставаться с Аркадием. Он был искренне привязан к юноше. Горько терять не только друзей, но и тех, кого мы хотели бы сделать своими друзьями.
В душе Базарова борются различные чувства, он произносит тепло, по-дружески: "Прощай, брат!" Но тут же, словно спохватившись, боясь "рассиропиться", обращается к Аркадию по-иному: "Прощайте, синьор!"
В романе Аркадий - лучший из "учеников" Базарова. Другие его "последователи" изображены резко сатирически. Подобно тому как Репе-тилов вульгаризировал и опошлял идеи декабристов, Ситников и Кукшина опошляют передовые идеи шестидесятников. Они видят в передовых идеях только одно - отрицание всех старых нравственных норм, нигилизм - и с восторгом следуют этой новой "моде".
Одинок Базаров не только в дружбе, но и в любви. В своем горьком чувстве к Одинцовой он раскрывается как натура сильная, страстная, глубокая. И здесь проявляется его превосходство над окружающими людьми. Унизительной и бесплодной была романтическая любовь Павла Петровича к княгине Р. Легким сентиментальным увлечением было чувство Аркадия к Одинцовой, любовь же его к Кате - едва ли не результат только подчинения слабой натуры более сильной. А отношение братьев.Кирсановых к Фенечке? Сам Павел Петрович в бреду восклицает: "Ах, как я люблю это пустое существо!"
По-другому любит Базаров.
Его взгляды на женщину, на любовь иногда называют циничными. Так ли это на самом деле? В его отношении, например, к Фенечке больше человечности и уважения, чем в нелепой страсти к ней Павла Петровича. Недаром и Фенечка почувствовала доверие к Базарову. "В ее глазах он и доктор был отличный и человек простой".
До встречи с Одинцовой Базаров, очевидно, не знал настоящей любви. Его первые слова об Одинцовой грубы. Но эту грубость, вызванную более всего отвращением к "красивым" словам, не следует путать с цинизмом и пошлостью. Циничным было отношение к Одинцовой губернского "света", который преследовал ее грязными сплетнями. Базаров сразу увидел в Одинцовой человека незаурядного, почувствовал к ней невольное уважение и выделил из круга губернских дам: "На остальных баб не похожа". Развязность и "ломание" Базарова в разговоре с новой знакомой были свидетельством его смущения и даже робости. Умная Одинцова все поняла, "и это ей даже польстило. Одно пошлое ее отталкивало,
а в пошлости никто бы не упрекнул Базарова".
Одинцова во многом достойна Базарова. И это тоже возвышает его. Если бы он полюбил пустую, ничтожную женщину, его чувство не вызывало бы уважения. Базаров охотно высказывает Одинцовой свои взгляды, видит в ней умную, понимающую собеседницу. В его разговорах с ней нет злости, сарказма, преувеличенно резких суждений, как в спорах с Кирсановым.
Фон, на котором происходит объяснение Базарова с Одинцовой, - поэтическая картина летней ночи. Природа рисуется в восприятии Базарова. Это на него глянула темная, мягкая ночь, это ему ночная свежесть казалась "раздражительной", это ему слышалось таинственное шептание. Базарову, материалисту, ученому-биологу, шелест листьев, ночные шорохи кажутся таинственными! Романтическое чувство высокой любви озаряет новым светом окружающий мир. Но сдается ли Базаров? Изменяет ли своим убеждениям? Нет, просто он становится духовно богаче, чувства его становятся глубже.
В сценах объяснения Базарова с Одинцовой покоряет его суровая прямота, честность, отсутствие какой бы то ни было рисовки. Прямо, без обиняков, называет он ее аристократкой, осуждает в ней то, что ему чуждо. На вопрос Одинцовой, смог ли бы он отдаться полностью чувству любви, он честно отвечает: "не знаю, хвастаться не хочу". А между тем мы видим, что он способен на большое чувство. Условие "жизнь за жизнь" кажется ему справедливым. Но из его слов Одинцова могла заключить, что этот человек, как бы он ни любил, не пожертвует во имя любви своими убеждениями. Не это ли отпугнуло Одинцову? Ведь ее убеждения в корне расходились с базаровскими. И если для него убеждения дороже любви, то для нее дороже любви покой и комфорт. В любви Базарова к Одинцовой проявляется его мужественность, решительность.
Некоторые критики, писавшие о романе "Отцы и дети", утверждали, что в истории любви Базарова к Одинцовой Тургенев развенчивает своего героя. Так ли это? Нет, Тургенев лишь спорит со взглядами Базарова, показывает несостоятельность его "антиромантических" убеждений, но вместе с тем история любви Базарова раскрывает замечательные качества его личности, делает его еще более привлекательным, показывает, насколько он выше "уездных аристократов", в том числе умной и обаятельной, но душевно холодной и эгоистичной Одинцовой.