Образ обломова основные черты характера. Роман "Обломов". Характеристика героев произведения. Положительные черты Обломова

(16 )

Характеристика Ильи Ильича Обломова весьма неоднозначна. Гончаров создал его сложным и таинственным. Обломов отделяет себя от внешнего мира, отгораживается от него. Даже его жилье мало похоже на обитаемое.

С раннего детства он видел подобный пример у своих родных, которые также отгораживались от внешнего мира и оберегали его. В его родном доме было не принято работать. Когда он, будучи еще ребенком, играл с крестьянскими детьми в снежки, то его потом несколько дней отогревали. В Обломовке с опаской относились ко всему новому – даже письмо, пришедшее от соседа, в котором тот просил рецепт пива, боялись открывать три дня.

Но Илья Ильич с радостью вспоминает свое детство. Он боготворит природу Обломовки, хотя это обычная деревня, ничем особо не примечательная. Он воспитан деревенской природой. Эта природа привила ему поэтичность и любовь к красоте.

Илья Ильич ничего не делает, только все время на что-то жалуется и занимается словоблудием. Он ленив, ничего не делает сам и ничего не ждет от других. Он принимает жизнь такой как она есть и не пытается ничего в ней изменить.

Когда к нему приходят люди и рассказывают про свою жизнь, он чувствует, что в суете жизни они забывают о том, что они напрасно растрачивают жизнь… А ему не нужно суетиться, действовать, не надо никому и ничего доказывать. Илья Ильич просто живет и наслаждается жизнью.

Его трудно представить в движении, он выглядит смешно. В покое, лежа на диване, он естественен. Выглядит непринужденно — это его стихия, его природа.

Подведем итоги прочитанного:

  1. Внешность Ильи Обломова. Илья Ильич — молодой мужчина 33 лет приятной внешности, среднего роста, полноватый. Мягкость выражения лица выдавали в нем человека слабохарактерного и ленивого.
  2. Семейное положение. В начале романа Обломов не женат, живёт со своим слугой Захаром. В конце романа женится и счастлив в браке.
  3. Описание жилища. Илья живёт в Петербурге в квартире на Гороховой улице. Квартира запущена, в ней редко пробирается слуга Захар, который также ленив, как и хозяин. В квартире особое место занимает диван, на котором круглые сутки лежит Обломов.
  4. Поведение, поступки героя. Илья Ильич сложно назвать деятельным человеком. Только его другу Штольцу удаётся вывести Обломова из дремы. Главный герой лежит на диване и только мечтает, что скоро встанет с него и займется делами. Он не может решить даже насущные проблемы. Его имение пришло в упадок и не приносит денег, поэтому Обломову даже нечем заплатить за квартиру.
  5. Отношение автора к герою. Гончаров с симпатией относится к Обломову, он считает его добрым, душевным человеком. В то же время он сочувствует ему: жаль, что молодой, способный, не глупый человек потерял всякий интерес к жизни.
  6. Моё отношение к Илье Обломову. На мой взгляд, он слишком ленив и безволен, поэтому не может вызывать уважения. Местами он меня просто бесит, хочется подойти и встряхнуть его. Мне не нравятся люди, которые так бездарно проживают свою жизнь. Возможно я так остро реагируют на этого героя, потому что чувствую такие же недостатки в себе.

Роман Гончарова «Обломов» был написан в период перехода российского общества от устаревших, домостроевских традиций и ценностей к новым, просветительским взглядам и идеям. Наиболее сложным и тяжелым данный процесс стал для представителей помещичьего социального класса, так как требовал практически полного отказа от привычного уклада жизни и был связан с необходимостью подстраиваться под новые, более динамичные и быстро меняющиеся условия. И если часть общества легко адаптировалась к обновленным обстоятельствам, то для других процесс перехода оказался очень тяжелым, так как был по сути своей противопоставлен привычному укладу жизни их родителей, дедов и прадедов. Представителем именно таких помещиков, не сумевших изменяться вместе с миром, подстраиваясь под него, в романе является Илья Ильич Обломов. По сюжету произведения герой родился в далекой от столицы России деревне – Обломовке, где получил классическое помещичье, домостроевское воспитание, которое и сформировало многие основные черты характера Обломова – безвольность, апатичность, безинициативность, лень, нежелание работать и ожидание, что кто-то все сделает за него. Чрезмерная опека родителей, постоянные запреты, умиротворяюще-ленивая атмосфера Обломовки привели к деформации характера любопытного и активного мальчика, сделав его интровертным, склонным к эскапизму и не умеющим преодолевать даже самые незначительные трудности.

Противоречивость характера Обломова в романе «Обломов»

Отрицательная сторона характера Обломова

В романе Илья Ильич ничего не решает сам, надеясь на помощь со стороны – Захара, который принесет ему еду или одежду, Штольца, способного решить проблемы в Обломовке, Тарантьева, который хоть и обманет, но сам разберется в интересующей Обломова ситуации и т. д. Герою не интересна реальная жизнь, она вызывает у него скуку и усталость, тогда как истинный покой и удовлетворение он находит в придуманном им самим мире иллюзий. Проводя все дни, лежа на диване, Обломов строит несбыточные планы об обустройстве Обломовки и своей счастливой семейной жизни, во многом похожей на спокойную, однообразную атмосферу его детства. Все его мечты направлены в прошлое, даже то будущее, которое он сам себе рисует, – отголоски далекого прошлого, которое более невозможно вернуть.

Казалось бы, ленивый, живущий в неубранной квартире, герой-увалень не может вызывать симпатии и расположения у читателя, особенно на фоне деятельного, активного, целеустремленного друга Ильи Ильича – Штольца. Однако истинная сущность Обломова раскрывается постепенно, что позволяет увидеть всю многогранность и внутренний нереализованный потенциал героя. Еще в детстве окруженный тихой природой, заботой и контролем родителей, тонко чувствующий, мечтательный Илья был лишен самого важного – познания мира через его противоположности – красоту и уродство, победы и поражения, необходимость что-то сделать и радость обретенного собственным трудом. С малых лет герой имел все, что ему нужно – услужливые дворовые по первому зову выполняли распоряжения, а родители всячески баловали сына. Оказавшись вне родительского гнездышка, Обломов, не готовый к реальному миру, продолжает ожидать, что все вокруг будут относиться к нему так же тепло и приветливо, как и в родной Обломовке. Однако его надежды были разрушены уже в первые дни на службе, где никому не было до него дела, а каждый был только за себя. Лишенный воли к жизни, умения бороться за свое место под солнцем и настойчивости, Обломов уже после случайной ошибки сам уходит со службы, боясь наказания начальства. Первая же неудача становится для героя последней – больше он не хочет двигаться вперед, прячась от реального, «жестокого» мира в своих мечтах.

Положительные сторона характера Обломова

Человеком, который мог вытащить Обломова из этого пассивного, приводящего к деградации личности состояния, являлся Андрей Иванович Штольц. Пожалуй, Штольц выступает в романе единственным персонажем, который досконально видел не только отрицательные, но и положительные черты Обломова: душевность, доброту, умение прочувствовать и понять проблемы другого человека, внутреннее спокойствие и простоту. Именно к Илье Ильичу Штольц приходил в тяжелые моменты, когда ему нужна была поддержка и понимание. Голубиная нежность, чувственность и искренность Обломова раскрываются и во время отношений с Ольгой. Илья Ильич первым осознает, что не подходит активной, целеустремленной Ильинской, не желающей посвящать себя «обломовским» ценностям, – это выдает в нем тонкого психолога. Обломов готов отказаться от собственной любви, так как понимает, что не сможет дать Ольге то счастье, о котором она мечтает.

Характер и судьба Обломова тесно связаны – его безволие, неумение бороться за свое счастье вместе с душевной добротой и мягкостью приводят к трагичным последствиям – боязни трудностей и огорчений реальности, а также полному уходу героя в умиротворяющий, спокойный, чудесный мир иллюзий.

Национальный характер в романе «Обломов»

Образ Обломова романе Гончарова – это отражение национального российского характера, его неоднозначности и многогранности. Илья Ильич – это тот самый архетипичный Емеля-дурачок на печи, о котором герою в детстве рассказывала няня. Как и персонаж сказки, Обломов верит в чудо, которое должно произойти с ним само собою: появится благосклонная жар-птица или добрая волшебница, которая заберет его в прекрасный мир медовых и молочных рек. И избранником волшебницы должен быть не яркий, работящий, активный герой, а обязательно «тихий, безобидный», «какой-то лентяй, которого все обижают».

Беспрекословная вера в чудо, в сказку, в возможность невозможного – главная черта не только Ильи Ильича, но и любого русского человека, взрощенного на народных сказках и преданиях. Попадая на благодатную почву, эта вера становится основой жизни человека, подменяя реальность иллюзией, как это случилось у Ильи Ильича: «сказка у него смешалась с жизнью, и он бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка».

В финале романа Обломов, казалось бы, обретает то «обломовское» счастье, о котором давно мечтал – спокойную, монотонную жизнь без стрессов, заботливую добрую жену, устроенный быт и сына. Однако Илья Ильич не возвращается в реальный мир, он остается в своих иллюзиях, которые становятся для него важнее и значимее, чем реальное счастье рядом с обожающей его женщиной. В сказках герой должен выдержать три испытания, после чего его будет ожидать исполнение всех желаний, в противном случае героя ожидает гибель. Илья Ильич не проходит ни одного испытания, пасуя сначала перед неудачей на службе, а затем перед необходимостью измениться ради Ольги. Описывая жизнь Обломова, автор словно иронизирует по поводу чрезмерной веры героя в несбыточное чудо, за которое не нужно бороться.

Заключение

Одновременно простота и сложность характера Обломова, неоднозначность самого персонажа, анализ его положительных и отрицательных сторон, позволяют увидеть в Илье Ильиче вечный образ нереализованной личности «не своего времени» – «лишнего человека», не сумевшего обрести собственное место в реальной жизни, а потому ушедшего в мир иллюзий. Однако причина тому, как подчеркивает Гончаров, не в фатальном стечении обстоятельств либо тяжелой судьбе героя, а неправильном воспитании чуткого и мягкого по характеру Обломова. Выращенный как «комнатное растение», Илья Ильич оказался неприспособленным к достаточно жесткой для его утонченной натуры реальности, заменив ее миром собственных грез.

Тест по произведению

Цели урока : помочь учащимся осмыслить образы главных героев с точки зрения социальной и общечеловеческой, нравственной; развивать навыки работы с критической литературой.

Оборудование: индивидуальные карточки с заданиями, видеофильм «Несколько дней из жизни Обломова».

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Общая характеристика романа; проверка знания текста; беседа по анкете «Первое впечатление о романе».

II. Запись темы урока, эпиграфа

…капитальная вещь, какой равных давно не было. Скажите Гончарову, что я в восторге от Обломова, перечитываю его еще раз. Но что приятнее ему будет - это то, что Обломов имеет успех не случайный, не с треском, а здоровый, капитальный и не временной в настоящей публике.

Л. Толстой

Пока останется хоть один русский, - до тех пор будут помнить «Обломова».

И. С. Тургенев

III. Слово учителя

«Едва мимоходом напьюсь чаю, как беру сигару - и к ней: сижу в ее комнате, иду в парк, забираюсь в уединенные аллеи, не надышусь, не нагляжусь. У меня есть соперник: он хотя и моложе меня, но неповоротливее, и я надеюсь их скоро развести. Тогда уеду с ней во Франкфурт, потом в Швейцарию, или прямо в Париж...»

Такое необычайное письмо получил от Гончарова его друг Лоховский летом 1857 г. из Мариенбада. Вы заинтригованы. Заинтригован был и Лоховский. А оказалось, что речь идет о главной героине нового романа Ольге Ильинской. Это и был знаменитый «Обломов». Летом 1857 г. в Мариенбаде Гончаров читал его И. С. Тургеневу и А. Фету. И грянул успех, который Л. Н. Толстой уверенно назовет «капитальным».

Чем же интересен для нас образ главного героя романа? Жизнь и судьба Ильи Ильича Обломова заставляет размышлять о сложнейших вопросах свободы воли и необходимости жить «как нужно» или «как хочу»?; о том, в какой мере пагубно насилие над человеческой личностью (даже с установкой «во благо»). Как же должна быть устроена жизнь, чтобы не погибал в ней человек, не прятался от нее, не съеживался от ее прикосновений? В чем залог полноценного, деятельного бытия? Или жизнь и угасание Обломова - это допустимый, возможный, законный ее вариант? Роман не дает прямых ответов на эти вопросы. Но подробный и неторопливый рассказ о жизни человеческой будит сознание, тревожит чувства. Можно вспомнить по этому поводу замечательную лермонтовскую фразу: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее истории целого народа...» Давайте пристально всмотримся, не отвлекаясь на событийный ряд, в Обломова, в Штольца, Ольгу, Захара, Пшеницыну.



IV. Работа с текстом романа

Обсуждение в группах и выступление по вопросам домашнего задания по I части с зачитыванием и комментированием необходимого текста. (Вопросы № 1-6).

Задания:

1 ряд: Рассказать и проанализировать историю жизни И. И. Обломова по следующему плану:

а) образ главного героя: основные черты характера, формирование характера, его детство (коротко), день Обломова (коротко), роль деталей в обрисовке образа главного героя;

б) жизненные идеалы героя;

г) Захар и Обломов;

д) обломовские черты в Захаре.

Почему обломовская лесть не производит на нас впечатления пошлости?

Каковы основные факторы, оказавшие влияние на формирование характера Обломова?

Что общего у Обломова с «лишними людьми» (Онегиным, Печориным)?

Можем ли мы сказать, что Обломов - характер типический. Ему подобные были до Обломова и после него? Прав ли Обломов, говоря: «Имя нам - легион»?

Как же нам понять сочетания в Обломове такого противоречия: с одной стороны, стремление жить, с другой стороны, боязнь жить; с третьей стороны, «мне давно совестно жить на свете»? Выделить привлекательные черты характера героя, его слабости, символы.

(Привлекательные черты: мягкость, простота, великодушие, доброта... Слабости: апатия, лень, отсутствие цели жизни и интереса к жизни, равнодушие к себе, дорожит только своим спокойствием, не подготовлен и не приспособлен к жизни... Символы: большой диван, удобный халат, мягкие туфли).

2 ряд: Рассказать и проанализировать материал об Андрее Штольце по следующему плану:

а) характеристика Штольца;

б) деятельность Штольца, его идейная позиция;

г) выявить - Штольц - антипод Обломова или его двойник;

д) выделить привлекательные черты и слабости этого героя.



В чем видит Гончаров ограниченность Штольца?

Почему Гончаров и критики считали, что образ А. Штольца не удался автору? Согласны ли вы с этим?

А. П. Чехов (1889 г.) писал: «Штольц не внушает мне никакого доверия. Автор говорит, что это великолепный малый, а я не верю. Это продувная бестия, думающая о себе очень хорошо и собою довольная...» Поделитесь своими мыслями по поводу этого высказывания Чехова.

(Привлекательные черты: для Штольца смысл жизни в труде; необычайно работоспособен и предприимчив. Гончаров любуется его кипучей энергией (участник компании, ведущий дела с заграницей, изъездил Россию вдоль и поперек). Сила, спокойствие, энергия у него в лице; он против спячки, за просвещение. Слабости: в Штольце нет поэзии, мечты, не имеет программы общественного служения. В нем нашли свое отражение определенные тенденции русской жизни - стремление к личной независимости, это буржуазный делец. К обломовщине относится снисходительно, считая ее временной болезнью общества).

Выявить сходства и различия между Обломовым и Штольцем и заполнить таблицу:

После этого учащиеся должны обобщить данные и сделать выводы.

Примерный ответ-вывод учащихся:

Образы этих героев в романе противопоставлены по всем пунктам, но не строго. Оба героя являются личностями, внутренний мир которых нельзя рассматривать, исходя только из диаметральных различий их мироощущения. Можно отметить несколько сходных черт в характерах Обломова и Штольца: способность на глубокие искренние чувства, светлые воспоминания о детстве и привязанность к матери.

3 ряд: Рассказать и проанализировать материал по образу Ольги Ильинской, используя вопросы:

Каков характер и идеалы Ольги?

Почему Ольга полюбила Обломова?

Является ли Ольга Ильинская положительной героиней?

Расскажите историю любви Ольги и Обломова. Заполните таблицу цитатами из романа:

Роман согрет двумя историями любви. Равная ли это любовь- любовь Агафьи Матвеевны и любовь Ольги?

Брак Штольца и Ольги. Счастливый ли он?

(Привлекательные черты Ольги: неудовлетворенность собой и жизнью, стремление к активной деятельности, отсутствие жеманства, простота, естественность, продуманное ведение борьбы с обломовскими привычками (добродушная насмешка над ленью, пение, чтение, беседа по прочитанному, прогулки). Деятельная, страстная натура, много сделала чтобы перевоспитать Обломова, спасти его от лени и апатии. Образом этой женщины Гончаров решал проблему равенства женщины. Целеустремленная, волевая девушка стоит в ряду лучших героинь русской литературы: стремится приносить пользу людям, обществу, свободна от личных стремлений.)

Разделы: Литература

Тип урока: сообщение новых знаний

Цели урока:

Образовательные

  • познакомить студентов с жизнью и творчеством И.А. Гончарова;
  • проследить за работой писателя над романом "Обломов";
  • познакомить студентов с главными героями романа;
  • раскрыть понятие "обломовщина".

Развивающие

  • развивать умения работать с текстом;
  • совершенствовать речевую практику студентов;
  • формировать своеобразие мышления студентов;
  • развивать эмоционально-нравственную и духовную сферу личности.

Воспитательные

  • повышать общий интеллектуальный уровень студентов;
  • формировать современное мировоззрение;
  • формировать у студентов собственное мнение и творческое отношение к изучаемому роману.

Материально-техническое оснащение: компьютер, проектор, презентация, видеофильм "Несколько дней из жизни Обломова", художественная и справочная литература, карточки-информаторы, анкета, тест.

Методы: стимулирования интереса к учебе, создание эмоционально- нравственной атмосферы, словесные, наглядные, проблемные.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя о теме урока, цели.

Знакомство с биографией И.А.Гончарова. (Доклад обучающегося о жизни и творчестве И.А.Гончарова).

2. Работа над лексикой.

С данными словами составить словосочетания и определить главное и зависимое слово:

Путешествие (кругосветное путешествие, увлекательное путешествие);

Традиция (следовать традиции, традиции русской классики);

Романтик (мечтательный романтик, восторженность романтика);

Действия (действия романа, задумчивые действия);

Внимание (внимание писателя, сосредоточенное внимание);

Творчество (дух творчества, творчество поэта);

Замысел (первоначальный замысел, изменение замысла);

Воплощение (достойное воплощения, форма воплощения);

Слово учителя. Как Гончаров работал над романом <<Обломов>>.

3. Коллективная работа с текстом.

А теперь обратимся к роману "Обломов". Отберем в тексте слова и словосочетания с отрицательными местоимениями:

  • ничего не совершал,
  • ни с кем не хотел встречаться,
  • ничто не мешает думать лежа,
  • ни у кого не бывал,
  • никто не знал и не видел,
  • ни о чем не тревожился,
  • ни на что не понадобился.

Это все о об Илье Ильиче Обломове, главном герое романа. Теперь обратимся к истории печальной и сложной. Попробуем в ней разобраться. Знакомясь с Обломовым, мы сразу обратили внимание на халат и диван как непременные атрибуты его существования (Включить фрагмент фильма "Несколько дней из жизни Обломова"). Но если бы все свелось только к дивану и халату, то все было бы слишком просто. Очевидно, в халате привольно телу и душе, он олицетворяет личную независимость(вспомните, кстати, почему Обломов ушел в отставку после двух лет службы).

Откроем роман "Обломов". Прочитаем строки:

":поэты задели его за живое: он стал юношей, как все. Для него настал счастливый, никому не изменяющий, всем улыбающийся момент жизни, расцветания сил, надежд на бытие, желания блага, доблести, деятельности, эпоха сильного биения сердца, пульса, трепета, восторженных речей и сладких слез. Ум и сердце просветлели, он стряхнул дремоту, душа запросила деятельности:

Освободясь от деловых забот, Обломов любил уходить в себя и жить в созданном им мире. Ему доступны были наслаждения высоких помыслов; он не чужд былвсеобщих человеческих скорбей. Он горько в глубине души плакал в иную пору, испытывал безвестные, безыменные страдания, и тоску, и стремление куда-то вдаль, туда, вероятно, в тот мир, куда увлекал его, бывало, Штольц:

Сладкие слезы потекут по щекам его:

Случается и то, что он исполниться презрением к людскому пороку, ко лжи, к левеете, к разлитому в мире злу и разгорится желанием указать человеку на его язвы, и вдруг загораются в нем мысли, ходят и гуляют в голове, как волны в море, потом вырастают в намерения, зажгут всю кровь в нем, задвигаются мускулы его, напрягутся жилы, намерения преображаются в стремления: он, движимый нравственною силою, в одну минуту быстро изменит две- три позы, с блистающими глазами привстанет до половины на постели, протянет руку и вдохновенно озирается кругом: Вот, вот стремление осуществится, обратится в подвиг:и тогда, Господи! Каких чудес, каких благих последствий могли бы ожидать от такого высокого усилия!"

Спорный вопрос, не правда ли? Отметим вот что: два ряда слов, такие разные по эмоциональному звучанию, значению, заложенному в них. В самом деле: с одной стороны- наслаждения высоких помыслов горько плакал:над бедствиями человечество; испытывал тоску, и стремление, страдания, исполнялся презрением к людскому пороку; желание указать: на язвы; загораются мысли, вырастают в намерения, которые преображаются в стремления:

Какой высокий порыв! Мысли - желания - намерения - стремления!

Работа по группам. Беседа с 1-ой группой (1-я часть романа)

Какой вопрос Обломова становится центром анализа романа?

("Или я не понял этой жизни, или она никуда не годится!" Вопрос альтернативный, одна из позиций отрицает другую. Так как это вопрос самого героя произведения, следовательно, чтобы ответить на него, необходимо понять самого героя изнутри, что не просто, тем более что Обломову противостоит Штольц со своей оценкой - " Обломовщина!")

Вчитаемся в 1-ю главу и найдем особенности. (Среди потока визитеров недвижим один Обломов. Каждому он говорит фактически одну фразу: "Не подходите, не подходите - вы с холода". Заходящему к нему знакомому Обломов сообщает о своих невзгодах, но его никто не слышит так, как того ждет он сам.)

Центральными вопросами этой части становятся вопросы Ильи: "Где же тут человек?" и "Когда же жить?"

Каким предстает вам герой в 1- ой части романа? (Ответы могут быть разными. Выслушиваем каждого студента.)

Беседа со 2-й группой (2-я часть романа).

Как с появление Штольца развивается конфликт произведения?

Продолжается ли жизнь, описанная в 1-й части романа, или описывается другая жизнь?

Студенты зачитывают эпизоды, которые подтверждают ответы на вопросы.

Обучающие записывают слова Штольца об обломовщине в тетрадках. Зачитывают.

Учитель подводит итог: Главный герой не хочет и не умеет действовать. Фантазировать- единственное, излюбленное занятие Ильи Ильича, которому он придается с тем же усердием, с каким лежит на диване в халате и главный предмет его мечты- он сам, его жизнь.

В конце 4-й главы (2-й части) Штольц в который раз повторяет свой диагноз "Обломовщина, обломовщина! - сказал Штольц, смеясь: пожелал Обломову спокойной ночи и пошел спать.- Теперь или никогда - помни! - прибавил он, обернувшись к Обломову, и затворил за собой дверь"

Найдите подтверждение этому в 5-й главе (2-я часть) романа.("Что ему делать теперь? Идти в перед или остаться? Этот обломовский вопрос был для него глубже гамлетовского", и далее: "Теперь или никогда!" - "Быть или не быть!" Это противоборство и разноплановые оценки Обломова Штольца позволяют поставить вопрос: кто же Обломов: философ, поэт? Чтобы ответить на вопрос, обратимся опять к диалогу Обломова со Штольцем, к тому фрагменту, где Обломов описывает свой идеал жизни. Итак: "заря пробужденности" или "обломовщина"? И тут выступают на поверхность те ассоциации, которыми насытил Гончаров роман.

Вспомните эпизод, где в разговоре со Штольцем Обломов, измученный светской жизнью, навязанной ему другом, воодушевленно рассказывает о своем идеале жизни. ("Ты слышишь: ноты, книги, рояль, изящная мебель?" И далее, заканчивая почти поэтический рассказ об идеальной жизни, Обломов продолжает: "Сыро в поле: темно; туман, как опрокинутое море, висит над рожью; лошади вздрагивают плечом и бьют копытами: пора домой. В доме уже засветились огни, на кухне стучат в пятеро ножей: сковорода грибов, котлеты, ягоды: тут музыка: Casta diva! Casta diva! - запел Обломов. - Не могу равнодушно вспомнить Casta diva!- сказал он, пропев начало каватины. - Как выплакивает сердце эта женщина! Какая грусть заложена в эти звуки!.. И никто не знает ничего вокруг: Она одна: Тайна тяготит ее; она вверяет ее луне:")

Учитель подводит итог:

Размышления Обломова об идеале жизни " разыгрываются в упоительную мечту о том, как он, приведя имение в порядок и женившись, заживет в деревне помещиком, в кругу семьи, родных, друзей. Жизнь будет нескончаемым праздником, будет вечное веселье, сладкая лень:"

На наш взгляд, что должен был понять Обломов в жизни?

Именно музыка помогла ему постичь и смысл жизни и любовь. Музыка приводит его в необыкновенное состояние, оттого что найдена душа.

Душа его подобна струнам, но какая музыка на них будет сыграна завтра?

Когда проходит эта тяжесть? (Тяжесть проходит лишь тогда, когда Ольга поет или играет: "Они оба, снаружи неподвижные, разрывались внутренним огнем, дрожали одиноким трепетом; в глазах стояли слезы, вызванные одиноким настроением:У него на лице сияла заря пробужденного со дна души восставшего счастья")

Проходит музыка, и тускнеет образ героя.

5. Итак, с помощью карточек- информаторов перечислите привлекательные черты Обломова и Штольца их слабости и символы.

Учитель подводит итог: Образы героев противопоставлены, оба героя являются личностями, оба способны на искренние чувства, светлые воспоминания о детстве.

Можем ли мы сказать, что Обломов- характер типический?

Прав ли Обломов говоря: "Имя нам- легион"?

В чем же корни " обломовщины"?

Вот и все. Теперь можно говорить не только о том, что такое "обломовщина", но и о том, кто такой Обломов. И еще о том, что роман Гончарова удивительно современен.

6. Рефлексия. Анкета "Кем вам приходится Обломов"?

Итак, как у вас обстоят дела с обломовщиной? В некоторых из нас он живет как у себя дома, другие борются с ним и даже побеждают, третьи вообще не желают с ним водиться. Сейчас мы узнаем, кем он приходится вам. Если вы согласны с утверждениями, начислите себе по 2 балла за каждое.

  1. В выходной день я люблю вздремнуть после обеда.
  2. На пляже я предпочитаю нежиться на солнце, нежели играть подвижные игры.
  3. Ничего не случится, если я доделаю начатую работу завтра.
  4. Я часто снимаю ботинки, не развязывая шнурки.
  5. Мой любимый цвет - синий.
  6. В школе я учился очень нестабильно.
  7. Мне часто в работе не хватает терпения.
  8. В любой работе лучше что-то недоделать, чем сделать лишнее.
  9. Я ярко выраженная сова.
  10. Я всегда откладываю работу на самый последний момент.

0-6: Вам неведома лень, Обломов вам не друг, не сват и не брат. Вы очень трудолюбивы, и в конце концов у вас все получится. Главное для вас - хороший план действий.

8-12: В вашей душе просматривается зародыш обломовщины. Он сидит в вас, живет своей размеренной стабильной жизнью, и если вы не объявите ему борьбу, то он может заполонить всю вашу душу. Твердо скажите себе: " Делу время - потехе час" - и вознаграждайте себя за каждое сделанное вовремя дело.

14-20: Ну и ленивы же вы! Возможно, самому Обломову до вас расти и расти. Так можно всю жизнь на печи проспать. Срочно объявляйте войну лени, лучше всего начинать с утренней гимнастики, и весь день пойдет бордо по маслу.

7. Экспресс- опрос. (Один студент зачитывает вопрос, а другой отвечает).

1) В каком городе родился И.А.Гончаров?

2) Как называют альманах, где И.А.Гончаров дебютировал как русский поэт?

3) В каком сборнике журнала появляется глава из будущего романа "Сон Обломова"?

4) Редактором какой газеты в 1862 году становится И.А.Гончаров?

5) Какие романы И.А.Гончарова вы знаете?

6) Назовите имя слуги И.И.Обломова?

7) На ком женился Илья Ильич Обломов?

8) Нравится ли вам образ Ольги Ильинской? Обоснуйте свой ответ.

9) Хотел ли ты быть таким как Штольц? Обоснуй ответ.

10) С каким городом можно сравнить Обломовку?

11) Какой эпизод из романа "Обломов" запомнился больше сего? Почему?

8. Итог урока:

Как вы понимаете эпиграф к сегодняшнему уроку?

В чем же состоит противоречивость характера главного героя романа И.Гончарова?

Вывод учителя.

9. Домашнее задание.

1-й ряд. Выписать тезисы "Обломов" в оценке Добролюбова.

2-й ряд. Выписать тезисы "Обломов" в оценке Дружинина.

3-й ряд. Выписать тезисы Лихачева "О национальном характере русских".

Один из крупнейших русских писателей XIX века Иван Александрович Гончаров – автор широко известных романов: «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв».

Особенно популярен роман Гончарова «Обломов» . Хотя он был напечатан более ста лет назад (в 1859 году), он и сегодня читается с большим интересом, как яркое художественное изображение затхлой помещичьей жизни. В нем запечатлен типический литературный образ огромной впечатляющей силы - образ Ильи Ильича Обломова.

Замечательный русский критик Н. А. Добролюбов в своей статье «Что такое обломовщина?», выясняя историческое значение романа Гончарова, установил те черты, которыми отмечается это болезненное явление в общественной жизни и в личности человека.

Характер Обломова

Основные черты характера Обломова - слабость воли, пассивное, безучастное отношение к окружающей действительности, склонность к чисто созерцательной жизни, беспечность и лень. Нарицательное имя «Обломов» вошло в употребление для обозначения человека крайне бездеятельного, флегматичного и пассивного.

Излюбленное времяпрепровождение Обломова - лежанье в постели. «Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслажденьем, как у лентяя, - это было его нормальным состоянием. Когда он был дома - а он был почти всегда дома - он всё лежал, и всё постоянно в одной комнате». В кабинете Обломова господствовали запущенность и небрежность. Если бы не лежащая на столе неубранная от вечернего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой да не прислоненная к постели трубка или не сам хозяин, лежащий в постели, «то можно было бы подумать, что тут никто не живет, - так всё запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия».

Обломову лень вставать, лень одеваться, лень даже сосредоточить на чем-нибудь свои мысли.

Живя вялой, созерцательной жизнью, Илья Ильич не прочь иногда и помечтать, но его мечты бесплодны и безответственны. Так мечтает он, неподвижный увалень, сделаться знаменитым полководцем, наподобие Наполеона, или великим художником, или писателем, перед которым все преклоняются. Ни к чему эти мечты не приводили - они лишь одно из проявлений праздного препровождения времени.

Типично для характера Обломова и состояние апатии. Он боится жизни, старается отгородить себя от жизненных впечатлений. Он с усилием и мольбой говорит: «Жизнь трогает». Вместе с тем Обломову глубоко присуще барство. Как-то его слуга Захар заикнулся о том, что «другие ведут иную жизнь». Обломов так ответил на этот упрек:

«Другой работает без устали, бегает, суетится… Не поработает, так не поест… А я?.. Да разве я мечусь, разве я работаю?.. Мало ем, что ли?.. Разве недостает мне чего-нибудь? Кажется, подать, сделать есть кому: я ни разу не натянул себе чулок на ноги, как живу, слава богу! Стану ли я беспокоиться? Из чего мне?»

Почему Обломов стал “обломовым”. Детство в Обломовке

Обломов не родился таким никчемным бездельником, каким он представлен в романе. Все его отрицательные черты характера - продукт удручающих условий жизни и воспитания в детстве.

В главе «Сон Обломова» Гончаров показывает, почему Обломов стал “обломовым” . А ведь каким активным, пытливым и любознательным был маленький Илюша Обломов и как эти черты угашались в уродливой обстановке Обломовки:

«Смотрит ребенок и наблюдает острым и переимчивым взглядом, как и что делают взрослые, чему посвящают они утро. Ни одна мелочь, ни одна черта не ускользает от пытливого внимания ребенка, неизгладимо врезывается в душу картина домашнего быта, напитывается мягкий ум живыми примерами и бессознательно чертит программу своей жизни по жизни, его окружающей».

Но как однообразны и нудны картины домашнего быта в Обломовке! Вся жизнь состояла в том, что люди по многу раз в сутки ели, спали до одурения, а в свободное от еды и спанья время слонялись без дела.

Илюша - живой, подвижной ребенок, ему хочется побегать, понаблюдать, но его естественной детской пытливости ставятся преграды.

«- Пойдем, мама, гулять, - говорит Илюша.
- Что ты, бог с тобой! Теперь гулять, - отвечает она, - сыро, ножки простудишь; и страшно: в лесу теперь леший ходит, он уносит маленьких детей…»

Илюшу всячески оберегали от труда, создавали у ребенка барственное состояние, приучали к бездеятельности. «Захочет ли чего-нибудь Илья Ильич, ему стоит только мигнуть - уж трое-четверо слуг кидаются исполнять его желание; уронит ли он что-нибудь, достать ли ему нужно вещь, да не достанет, - принести ли что, сбегать ли зачем; ему иногда, как резвому мальчику, так и хочется броситься и переделать все самому, а тут вдруг отец и мать да три тетки в пять голосов и закричат:

«Зачем? Куда? А Васька, а Ванька, а Захарка на что? Эй! Васька! Ванька! Захарка! Чего вы смотрите, разини? Вот я вас!..»

И не удастся никак Илье Ильичу сделать что-нибудь самому для себя».

На образование Илюши родители смотрели только как на неизбежное зло. Не уважение к знаниям, не потребность в них пробуждали они в сердце ребенка, а скорее отвращение, и всячески старались «облегчить» мальчику это трудное дело; под разными предлогами не посылали Илюшу к учителю: то под предлогом нездоровья, то ввиду предстоящих чьих-либо именин и даже в тех случаях, когда собирались печь блины.

Бесследно для умственного и нравственного развития Обломова прошли и годы его обучения в университете; ничего не вышло у этого не приученного к труду человека со службой; не оказали на него глубокого воздействия ни умный и энергичный друг Штольц, ни любимая девушка Ольга, которая поставила целью вернуть Обломова к деятельной жизни.

Расставаясь со своим другом, Штольц сказал: «Прощай, старая Обломовка, ты отжила свой век» . Эти слова относятся к царской дореформенной России, но и в условиях новой жизни еще очень много сохранилось источников, питавших обломовщину.

Обломов сегодня, в современном мире

Нет сегодня, в современном мире Обломовки, нет и обломовых в той резко выраженной и крайней форме, в какой она показана Гончаровым. Но при всем этом и у нас время от времени встречаются проявления обломовщины как пережитка прошлого. Их корни надо искать в первую очередь в неправильных условиях семейного воспитания некоторых детей, родители которых, обычно не отдавая себе в этом отчета, способствуют появлению у своих детой обломовских настроений и обломовского поведения.

И в современном мире уществуют семьи, где любовь к детям проявляется в предоставлении им таких удобств, при которых дети, насколько это возможно, освобождаются от труда. Некоторые дети обнаруживают черты обломовской слабохарактерности только по отношению к отдельным видам деятельности: к умственному или, напротив, к физическому труду. А меж тем, без сочетания умственного труда с физическим развитие идет односторонне. Эта односторонность может привести к общей вялости и апатии.

Обломовщина - резкое выражение слабохарактерности. Чтобы ее предупредить, необходимо воспитывать у детей те волевые черты характера, которые исключают пассивность ж апатию. К таким чертам прежде всего относится целеустремленность. Человек с сильным характером обладает чертами волевой активности: решительностью, смелостью, инициативностью. Особенно важна для сильного характера настойчивость, проявляющаяся в преодолении препятствий, в борьбе с трудностями. Сильные характеры формируются в борьбе. Обломов был освобожден от всяких усилий, жизнь в его глазах разделялась на две половины: «одна состояла из труда и скуки - это у него были синонимы; другая из покоя и мирного веселья». Не приученные к трудовому усилию, дети, подобно Обломову, склонны отождествлять труд со скукой и искать покоя и мирного веселья.

Полезно перечитать замечательный роман «Обломов», чтобы, проникнувшись чувством отвращения к обломовщине и ее корням, внимательно следить, нет ли ее пережитков в современном мире - пусть не в резкой, а подчас, замаскированной форме, и принять все меры к тому, чтобы преодолевать эти пережитки.

По материалам журнала “Семья и школа”, 1963 год