Образ Маши Мироновой в повести «Капитанская дочка. Урок русской литературы по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка". Маша Миронова, ее преданность и верность любимому человеку Первая встреча маши мироновой и петра гринева


Настроение сейчас - среднее

Я тут наваляла сочинение по Капитанской дочке:) берите кому надо!))

Во имя любви.

Роман "Капитанская дочка" повествует о драматических событиях 70-х годов 18 века, когда недовольство крестьян и жителей окраин России вылилось в войну под предводительством Емельяна Пугачева. Первоначально Пушкин хотел написать роман, посвященный только пугачевскому движению,но цензура навряд ли пропустила бы его. Поэтому основной сюжетной линией становится любовь молодого дворянина Петра Гринева к дочери капитана Белогорской крепости Маше Мироновой.

В "Капитанской дочке" одновременно развивается несколько сюжетных линий. Одна из них-история любви Петра Гринева и Маши Мироновой. Эта любовная линия продолжается на всем протяжении романа. Сначала Петр отнесся к Маше отрицательно из-за того, что Швабрин описал ее "совершенною дурочкою". Но затем Петр знакомится с ней ближе и обнаруживает, что она "благородна и чувствительна". Он влюбляется в нее, и она тоже отвечает ему взаимностью.

Гринев очень сильно любит Машу и ради нее готов на многое. Он доказывает это не один раз. Когда Швабрин унижает Машу, Гринев ссорится с ним и даже стреляется. Когда перед Петром стоит выбор: подчиниться решению генерала и остаться в осажденном городе или откликнуться на отчаянный крик Маши "вы один у меня покровитель,заступитесь за меня,бедную!", Гринев уезжает из Оренбурга, чтобы спасти ее. Во время суда, рискуя жизнью,он не считает возможным назвать имя Маши,боясь,что она будет подвергнута унизительному допросу-"мне пришло в голову,что если я назову ее, то комиссия потребует ее к ответу; и мысль впутать ее между гнусными изветами злодеев и ее самую привести на очную ставку...".

Но и любовь Маши к Гриневу глубока и лишена каких-либо эгоистических побуждений. Она не хочет выходить за него замуж без родительского согласия,думая,что в противном случае у Петра "не будет счастия".Из робкой "трусихи" она,по воле обстоятельств, перерождается в решительную и стойкую героиню,сумевшую добиться торжества справедливости. Она едет ко двору императрицы, чтобы спасти своего возлюбленного, отстоять свое право на счастье. Маша смогла доказать невиновность Гринева,в ерность его данной присяге. Когда Швабрин ранит Гринева Маша выхаживает его-"Марья Ивановна от меня не отходила". Таким образом Маша спасет Гринева от позора,гибели и ссылки так же,как он спас ее от позора и гибели.

Для Петра Гринева и Маши Мироновой все заканчивается благополучно, и мы видим, что никакие превратности судьбы никогда не смогут сломить человека, если он настроен бороться за свои принципы,идеалы,любовь. Беспринципного и бесчестного человека,которому неведома чувство долга, часто ожидает участь остаться наедине со своими гадкими поступками,низостью,подлостью,без друзей,любимых и просто близких людей.

Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» раскрывает множество тем. Одной из важнейших считается тема любви. В центре повествования взаимные чувства молодого дворянина Петра Гринева и капитанской дочки Маши Мироновой.

Первая встреча Петра и Маши

Маша Миронова представляет собой идеал А.С. Пушкина, выражающий силу духа, честь и достоинство, умение отстоять свою любовь, пожертвовать ради чувств многим. Именно благодаря ей Петр обретает истинное мужество, закаляется его характер, воспитываются качества настоящего мужчины.

При первой встрече в Белогорской крепости девушка не произвела на Гринева большого впечатления, она показалась молодому человеку простушкой, тем более что его приятель Швабрин отзывался о ней весьма нелестно.

Внутренний мир капитанской дочки

Но очень скоро Петр понимает, что Маша девушка глубокая, начитанная, чувствительная. Между молодыми людьми рождается чувство, которое незаметно перерастает в настоящую, всепобеждающую любовь, способную преодолеть все трудности, встречающиеся на ее пути.

Испытания на пути героев

Впервые стойкость и рассудительность характера Маша выказывает, когда не соглашается венчаться с Петей без благословения родителей возлюбленного, ведь без этого простое человеческое счастье будет невозможным. Ради счастья Гринева она готова даже на отказ от свадьбы.

Второе тяжелое испытание выпадает на долю девушки во время захвата крепости мятежниками Пугачева. Она лишается обоих родителей, остается в окружении врагов одна. В одиночестве она выдерживает шантаж и давление Швабрина, предпочитая хранить верность своему возлюбленному. Ничто – ни голод, ни угрозы, ни тяжелая болезнь – не могут заставить ее выйти замуж за другого, презренного ею человека.

Счастливый финал

Петр Гринев находит возможность спасти девушку. Становится очевидным, что они будут вместе навсегда, что они предназначены друг другу судьбой. Тогда родители юноши принимают ее как родную, распознав глубины ее души, внутреннее достоинство. Ведь именно она спасает его от клеветы и расправы перед судом.

Так они спасают друг друга. На мой взгляд, они выполняют роль ангела-хранителя один для другого. Думаю, для Пушкина отношения Маши и Гринева – идеал взаимоотношений между мужчиной и женщиной, во главе которых стоят любовь, взаимоуважение и абсолютная преданность.

Юный герой «Капитанской дочки» Пётр Гринёв полюбил Машу Миронову и не смалодушничал, когда нужно было вызволить её из беды: рискуя жизнью, отправился в стан мятежников, к самому предводителю восстания.

Оказавшись под следствием, он не назвал имени возлюбленной, что могло облегчить его участь, он думал не о себе, а о том, как уберечь сироту от испытаний и тревог. А ведь Петруше к началу событий всего 16 лет! Возраст сегодняшнего старшеклассника. Способен ли современный ровесник Петра Гринёва на такие поступки и действия?

Зададимся этим вопросом вместе с учащимися и попросим их задуматься о том, откуда у юного героя силы и твёрдость, что является их основой.

«Силу, мужество и стойкость рождает любовь», — говорят восьмиклассники. Конечно! Но это может произойти только тогда, когда в человеке есть крепкий нравственный стержень, твёрдые убеждения, иначе ему не справиться с испытаниями. А нравственный стержень закладывается в ребёнке родителями, их собственным примером.

Не случайно эпиграфом к 1-й главе «Капитанской дочки», В которой мы знакомимся с Петрушей, являются слова: «Да кто его отец?» Значит, для Пушкина очень значимо, кто воспитал молодого героя, что дал ему родной дом (и тут уместно вспомнить «любовь к родному пепелищу»).

Автор говорит об отце Гринёва скупо, но наставление, которое даёт Андрей Петрович сыну перед отправкой на службу, ясно рисует нам образ отставного майора: «Служи честно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отворачивайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Какие слова в этом наставлении ключевые?

Честь и честность.

Честь и честность — слова одного корня. На честного человека всегда можно положиться: он не обманет, не предаст и не свернёт с пути ради собственной выгоды, потому что в его душе силён голос совести; он умеет отвечать за свои поступки. Значит, это самое важное в жизни, сточки зрения отца Гринёва. Именно его слова стали эпиграфом ко всему произведению.

Можно ли назвать Петра достойным сыном своего отца? Верен ли он его завету?

Да, Пётр твёрдо усвоил уроки отца и нигде не изменил своей чести, не покривил душой, не пошёл против совести. И это в 16лет! Какую нравственную силу нужно иметь!

Маша — достойная подруга Гринёва. Она тоже умеет беречь свою честь и быть верной и
самоотверженной. Попробуйте это доказать.

Маша отказывается выходить замуж за Гринёва без благословения его родителей, она не хочет быть причиной несчастья любимого человека, который из-за неё потеряет связь с родными. Девушка с твёрдостью отказывается от своего счастья, если оно будет основано на несчастье других: «Нет, Пётр Андреич … я не выйду за тебя без благословения твоих родителей. Без их благословения не будет тебе счастья. Покоримся воле Божией, Коли найдёшь себе суженую, коли полюбишь другую — Бог с тобою … »

Она бесприданница, живёт в глуши, но, несмотря на это, наотрез отказалась выходить замуж за Швабрина, потому что не любит его. Даже под страхом смерти она стоит на своём: «Я лучше решилась умереть, и умру, если меня не избавят».

Откуда у неё эта нравственная стойкость?

Конечно, от родителей, которые тоже превыше всего ценили в жизни честь и совесть и предпочли принять смерть, чем служить самозванцу Пугачёву. Родители привили ей не только кротость и смирение (вспомним, как она реагирует на отказ отца Гринёва дать благословение сыну на брак с ней), но и научили следовать голосу совести, уважать себя и быть честной во всём.

Отношение родителей другу к другу показало ей пример любви, верности и преданности. И она, «трусиха», застенчивая и робкая девушка, осмелилась ехать к самой государыне, чтобы просить о милости для Гринёва! Любовь придала ей силы и мужество, верность любимому человеку вела её за собой. Вот почему она смогла преодолеть все испытания, посланные судьбой, спасти своего любимого и добиться счастья.

Пушкин назвал повесть «Капитанская дочка», хотя повествование ведётся от лица Гринёва и он главный участник всех событий. Почему? И почему уж тогда не «Маша Миронова», а «Капитанская дочка»? Что важно для автора?

С Машей Мироновой и Емельяном Пугачёвым связаны все перипетии судьбы Гринёва, они посланы ему судьбой как испытание на нравственную стойкость. Пугачёв, хоть и играет одну из главных ролей в произведении, не может быть для Пушкина мерилом достоинства человека, воплощением идеала.

При всём сочувствии предводителю народного бунта словами Гринёва автор дал ему оценку: «жить убийством и разбоем значит по мне клевать мертвечину».

С Машей Мироновой связаны основные сюжетные ходы произведения, из-за неё Гринёву приходится совершать рискованные поступки, иногда скрывать что-то в целях её безопасности и спасения. Но Маша везде и всегда одна и та же: скромная, стойкая, верная, честная, самоотверженная.

Она капитанская дочка, достойная дочь своего отца-человека, который своей храбростью и преданностью Отчизне заслужил звание офицера (вероятно, он не был дворянином и звание получил только за службу, о чём свидетельствует висящий в его доме «диплом офицерский за стеклом и в рамке») и погиб тоже с честью, отказавшись подчиняться Пугачёву.

И называя повесть «Капитанская дочка», Пушкин утверждает и идеал русского человека, русской женщины, и важность родительского воспитания, и преемственность поколений. Обратим внимание на финал произведения: «Вскоре потом Пётр Андреевич женился на Марье Ивановне. Потомство их благоденствует в Симбирской губернии.

В тридцати верстах от *** находится село, принадлежащее десятерым помещикам. В одном из барских флигелей показывают собственноручное письмо Екатерины II за стеклом и в рамке. Оно писано к отцу Петра Андреевича и содержит оправдание его сына и похвалы уму и сердцу дочери капитана Миронова».

Как дополняет этот финал наше представление о героях Пушкина?

Они остались такими же простыми, небогатыми людьми, какими были их родители (одним селом владеют 10 помещиков!), и так же, как родители, гордятся верностью своему долгу и чести (письмо императрицы сменило офицерский диплом Ивана Игнатьича и так же красуется в рамке на стене). Надо полагать, их дети, как и они сами в своё время, взяли от родителей всё лучшее: «потомство их благоденствует» при видимой бедности — значит, не гонится за богатством, а довольствуется тем, что имеет. И в этом вся суть настоящего русского человека, которую очень хорошо обозначила Светлана Сырнева в стихотворении «Капитанская дочка»:

Не отрёкся от первой любви,
Верен Родине был и присяге
И оставил записки свои
На старинной бумаге
Пётр Гринёв. Он как будто и жил
По чужой, не по собственной воле,
Старомодно свой век отслужил
В допотопном камзоле.
Он от жизни не взял ничего,
В стороне от событий старея …

Да, жили герои не по своей воле, а по Божией, следовали христианским заповедям, не поступались своей честью, любили и умели быть благодарными.

Пётр Вяземский, друг поэта, считал Машу Миронову другой Татьяной Лариной, которую Пушкин назвал «милым идеалом». Почему?

Об этом уместно порассуждать при изучении романа «Евгений Онегин». В чём же сходство этих пушкинских героинь?

Маша Миронова – простая лихая и скромная деревенская девушка. Вспомним слова Татьяны о себе: «А мы … Ничем мы не блестим, / Хоть вам и рады простодушно … » Они будто и о Маше … Живущая в российской глубинке, в заброшенной Белогорской крепости, среди солдат-инвалидов и простых крестьян, она наверняка не читала французских любовных романов, а просто, как все девушки, мечтала о семейном счастье, хотя особо и не надеялась на него: откуда взяться жениху в такой глуши, да ещё и для бесприданницы?! Но Господь послал ей Петра Гринева.

УРОК РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В 8 КЛАССЕ

Тема: А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Маша Миронова, ее преданность и верность любимому человеку

Цель: продолжить работу над содержанием повести, развивать навыки работы с произведением, совершенствовать умение определять основную мысль произведения и видеть ее отражение в названии, а также навыки анализа отдельного эпизода. Продолжить работу над формированием навыков характеризовать литературных героев. Развивать умения брать участие в коллективном обсуждении, дискуссии, высказываться. Способствовать формированию у учащихся качеств характера, присущих положительным героям.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, репродукция одного из портретов Екатерины II кисти В.Боровиковского, рисунок С.Герасимова, 1951г.

На журнальном столе фотовыставка (45 листов) «А.С. Пушкин»; А.Сахаров, С.Троицкий «Живое слово в истории»; В.И. Буганов «Емельян Пугачев»; библиографический словарь «Русские писатели»; «100 великих имен» - «А.С. Пушкин», «Екатерина II », творческие работы учащихся.

На доске запись «Можно ли отнести эпиграф «Береги честь смолоду» к Маше Мироновой?». «Почему А.С.Пушкин дал название своему творению «Капитанская дочка»? Согласны ли вы с авторским вариантом?».

На каждой парте, у каждого ученика, план характеристики литературного произведения, черновик.

Мебель расположена в форме «Дискуссионный клуб» (способствует индивидуальной работе, групповой, работе в парах, дискуссии).

Тип урока: комбинированный.

Урок-исследование.

Ход урока

I . Организационный этап.

1. Объявление темы, цели, программы урока.

II . Проверка домашнего задания.

1. Работа по карточкам.

    Что такое историческая повесть? Докажите, что «Капитанская дочка» - историческая повесть. Можете воспользоваться картой.

    Как погибли комендант с женой?

    Почему Пугачев не казнил Гринева?

    За кого выдавал себя Пугачев?

    Почему Гринев был арестован и предстал перед военным судом?

    Какова роль эпиграфов к главам? В частности, «Береги честь смолоду»?

2. Индивидуально.

    Чтение письменного сочинения-рассуждения (миниатюры) «Что привлекает меня в образе Гринева?»

    Чтение наизусть отрывка из повести.

3. Итог проверки домашнего задания.

III . Работа над темой урока.

1. Вступительное слово учителя.

Конечно же, привлекает наше внимание героиня Маша Миронова, дочь коменданта Белогорской крепости. Я для себя отметила на предыдущих уроках вашу симпатию к ней.

В результате исследования текста нам необходимо набрать материал для устного сочинения-характеристики, что будет вашим домашним заданием. Перед вами план. Прошу на черновиках делать заметки. Я ожидаю от вас в конце урока наброски, черновой вариант характеристики. Напоминаю, что нужно говорить доказательно, аргументировано.

2. Аналитическая беседа по содержанию.

    Итак, какая же она, Маша Миронова? Какой мы видим героиню впервые? Нарисуйте ее портрет. Что значит нарисовать портрет? Как сложились ее отношения с молодыми людьми: Швабриным и Гриневым? Почему? (Диалог Марьи Ивановны и Петра Гринева).

    Гринева полюбил Машу и предложил ей руку и сердце. Согласилась ли она? При каком условии? О какой черте характера это свидетельствует? (Воспитанности, деликатности).

    Как разворачиваются события в крепости? Почему девушка не уехала? Почему отец приказал надеть на дочь сарафан?

Физкультминутка

    Как сложилась жизнь Маши в крепости, занятой восставшими? Выборочное чтение.

    И снова Швабрин, но уже на стороне мятежников. Вот оно спасение! Стоит согласиться стать его женой?! (Преданность и верность любимому человеку).

    Где мы находим Машу после подавления мятежа? Куда занесла судьба героиню? Как ей живется в доме родителей любимого? (Умение находить общий язык, почтительное уважение к старшим).

    Что тревожит Машу? Какая мысль не покидает ее? И на что она решается. (Прошение у государыни милости к своему жениху).

    Воспроизведем эпизод встречи с императрицей (инсценированный диалог).

    Как вы считаете, догадывалась ли она, что говорила с императрицей? (Деликатность, женская интуиция, умение оценить ситуацию).

3. Обобщение и выводы.

    Какая же она, Маша Миронова? Какими качествами характера обладает? Перечислим, что мы записали.

    Я назову некоторые. Если вы не согласны – уберите лишнее. Маша Миронова – скромная, решительная, эгоистичная, самостоятельная, ограниченная (узкий кругозор, с небольшими познаниями, с узкими интересами…).

4. Устное сочинение-характеристика, составленное учащимися.

5. Прием «Микрофон».

    Можно ли отнести эпиграф «Береги честь смолоду» к Маше Мироновой? Докажите. (Верная слову, преданная, настоящая дочь своих родителей, пронесшая чувство любви не замаранным).

    Какое впечатление произвела на вас Маша в начале произведения и как раскрывается ее характер в любви к Гриневу?

    Повесть называется «Капитанская дочка». Согласны ли вы с авторским вариантом?

Слово учителя

Это один из прекраснейших женских образов в классической литературе… Достойная дочь своих родителей. Гуманная, преданная, искренняя, ей чужда пошлость, обладающая чувством достоинства, умеющая ради любимого человека совершить поступок. Мы встретимся еще с интересными женскими образами в литературе.

>Сочинения по произведению Капитанская дочка

Сочинение на тему: Любовь Гринёва к Маше

В повести Александра Сергеевича Пушкина "Капитанская дочка" затрагивается не только тема чести и верности, тема крестьянского восстания, но и тема любви главного героя.

Семнадцатилетний Пётр Гринёв приезжает служить в Белогорскую крепость, где комендантом был капитан Иван Кузьмич Миронов. Миронов жил постоянно в крепости с женой и дочерью Машей . При первой встречи с дочерью Миронова Пётр увидел девушку "лет осьмнадцати, круглолицую, румяную, с светло - русыми волосами, гладко зачёсанными за уши", она не произвела на него большого впечатления, потому что Швабрин назвал её полной дурочкой, а её мать сказала, что Маша глупая трусиха, от залпов орудий, чуть не упала в обморок. Но со временем, Гринёв понял, что Маша очень скромная, искренняя и благоразумная девушка, своей простотой и душевностью, она покорила сердце Петра. он написал для неё стихи и решил показать Швабрину, но тот только рассмеялся и посоветовал купить для неё пару серёжек, тогда он сразу добьётся благосклонности. Пётр, как человек чести не мог терпеть таких разговоров в сторону девушки и вызвал Швабрина на дуэль, которая закончилась его ранением. Пока он лежал раненый, Маша ухаживала за ним, не отходила от него ни на шаг. Пётр понял, что сильно её полюбил и признался в своих чувствах, Маша ответила ему взаимностью и сказала, что родители будут рады её счастью. Но их планам на счастливое замужество не суждено было сбыться. перед ними возникло много трудностей.

Сначала отец Петра не разрешил ему жениться, а Маша не могла выйти замуж без благословения родителей, потом Емельян Пугачёв захватил крепость и убил родителей Маши. Гринёву пришлось покинуть крепость, а Маша после пережитого ужаса слегла в горячке. Уже в Оренбурге Гринёв получил письмо от Маши, в котором она писала, что Швабрин держит её под замком на воде и хлебе, таким образом заставляя выйти за него замуж. она просила у Петра помощи. Генерал не захотел вести своих солдат на освобождение Белогорской крепости, и Пётр отправился один спасать Машу, так как он не мог оставить свою возлюбленную в беде. По дороге он встретил Пугачёва и рассказал о своей беде, Емельян пообещал спасти сироту. Когда они приехали в крепость, то Пугачёв узнал от Швабрина, что Маша дочь капитана, который не захотел переходить на их сторону и был за это убит. Пугачёв всё равно помиловал Машу, но она даже не знала, как принять такое освобождение, ведь Пугачёв был убийцей её родителей. Пётр отправляет Машу к своим родителям, а сам остаётся служить дальше, но скоро Пугачёва поймали и казалось бы, что теперь никто не сможет помешать их счастью, но Петра арестовывают, как сообщника Емельяна. И здесь открывается твёрдость характера Маши и её целеустремлённость. Она доказывает свою любовь к Петру, отправляется к императрице, чтоб добиться освобождения Петра, и у неё всё получается.