Месяц мавлид. Значение слова мавлид. Мужские и женские имена на буквы — Р

"Рабби - уль - авваль» - это долгожданный и в тоже время священный месяц мавлида. Мусульмане всей планеты восхваляют Великого Пророка Мухаммада. В этот месяц читается священная книга для каждого мусульманина - Коран, с родными и близкими делятся рассказами о жизни Пророка.

Как только вступил в свою силу этот священный месяц, у каждого мусульманина в доме начинается проведение торжеств, в которых происходит возвеличение Пророка Мухаммада. Теперь изучим мавлид, что такое?

Какова цель мавлида

Главной целью мавлида является увеличение кругозора и знаний о бытие Пророка Мухаммада. Они усиливают уважение каждого верующего и истинного мусульманина к нему, а уже как следствие, одаряет чистой любовью к Аллаху. Также прочтение мавлидов - это выражение бесконечной благодарности к Богу, только за то, что каждый мусульманин является последователем Великого Пророка и участником религиозного общества или уммы. Из статьи можно точно узнать, что такое мавлид.

История возникновения

Празднование во имя Великого Пророка называют мавлидом. Он отмечается каждый год в 12 день месяца "рабби-уль-авваль" в соответствии с исламским календарем (Луны). Мавлид имеет статус государственного праздника во всех странах Ислама. Из-за глобальной миграции жителей мусульманских стран в Западную Европу этот праздник в некоторых странах принят официальным. Например, исламские организации женщин в Англии или Дании устраивают обширные собрания. Как известно из истории, мавлиды были придуманы фатимидскими халифами. Они разделили их на несколько типов:

Мавлид Мухаммада; "Али"; "Фатимы"; "Хасана"; "Хусейна"; "Правящего халифа или шайтана". Вот мы и разобрались в том, что такое мавлид, и как он возник.

Мавлиды и слова Божьи

Прошло немало столетий с тех пор, как отдал Аллаху свою душу Пророк Мухаммад, но даже после его кончины в течение нескольких столетий дата его рождения не считалась праздником. Позднее эти традиции пустили корни в общину мусульман. Он был введен на государственный уровень в двенадцатом веке, возле современной Сирии. В тот период календари действовали только Григорианские. Из всех праздников Ислама мавлид является самым молодым и именно поэтому имеет множество противников.

Кто «за» празднование мавлида

Для сторонников этого восхитительного праздника основанием для его проведения является всего два ультиматума:

  • Пиршество означает любовь и уважение к Мухаммаду, которые исходят из великого количества хадисов: «Клянусь Тем, в Чьей Власти душа моя, не уверует никто из Вас, пока не станет любить меня больше, чем любит своего отца и своих детей».
  • Этот праздник позволяет проявить уважение к Мухаммаду. Другими словами, весь мир ислама радуется появлению Мухаммада на свет.

Именно это главные факты, которые объясняют, что такое мавлид в истоке своего значения как праздник:

  • Передерживание поста по понедельникам месяца Рабби.
  • Пророк Мухаммад являлся покровителем людей с творческим талантом, так без его внимания не оставались поэты, которые воспевали его в своих стихах.
  • Высокую оценку в исламской вере благодаря этому празднику получили современные собрания мусульман и подача милостыни.
  • Мавлид - это достаточно свободный праздник, при его проведении дозволено мусульманам многое.
  • Тексты мавлид сегодня можно найти, как в переводе на различные языки, так и на арабском, аварском и так далее.

Мусульмане против мавлида

Для противников праздника он новый, нарушает все каноны исламской религии. Основным условием «против», они уверены в этом, является то, что ни в одной мусульманской религиозной книге нет даже малейшего упоминания на этот праздник. Про него отсутствуют каноны и нет никаких предписаний, как должен проводится мавлид.

Изречения противников мавлида подтверждаются хадисом, в котором Аиши говорит о том, что посланник Аллаха скажет, что все новое будет отвергнуто в исламской религии. Иными словами, что каждый, кто сделает по-своему без великих на то указаний, получит отвержение от праведных мусульман и самой верой.

По основам иных хадисов, также можно сказать, что существует отказ от мавлида и есть подтверждение этого: «Вот мое учение для вас: страшитесь Аллаха, который может все и настолько велик! Его нужно слушать и повиноваться, даже если повелевать вами будет невольник. Поистине, тот из вас, кто проживет (долгую жизнь), увидит много раздоров, и поэтому вам следует придерживаться моей сунны и сунны праведных халифов, ведомых истинным путем, ни в чем, не отступая от этого и полностью избегая новшеств, ибо каждое нововведение есть заблуждение».

Также есть и иные причины, которые выдвигают противники празднования Мавлида:

  • Мавлид - подобие Христианского Рождества Христова. Хотя сам же Мухаммед когда-то сказал: «Не из нас тот, кто уподобляется не мусульманам. Не уподобляйтесь иудаизму и христианству. Иудеи приветствуют друг друга, делая знак пальцами, а люди христианской веры делают знак кистью».
  • В одном месте находятся чуждые друг другу мужчины и женщины, что по исламской вере не допустимо.
  • Музыка запрещена многими богословами мусульман.
  • Так как празднование мавлида длится до позднего вечера или практически до ночи, то многие мусульмане пропускают время утреннего намаза.
  • Большинство рассказов о Мухаммаде не правдивы или преувеличены.
  • Слова самого пророка: «Не нужно превозносить меня, как это сделали в христианстве с Исой ибн Марьям, я всего лишь раб Аллаха. Так говорите: раб Аллаха и Его Посланник».

Современные традиции празднования мавлида с детьми

Мавлид - это праздник, который особенно любят маленькие мусульмане. Для их веселья проводится множество интересных и веселых конкурсов, концертов и мастер - классов. Также детишки учат наизусть стихотворения о Пророке Мухаммаде и рассказывают их взрослым, а те, в свою очередь, награждают малышей сладостями.

Девочкам - мусульманкам вручается леденец из сахарного песка в виде маленькой девочки с веером в руках, которые спрятаны сзади. Такая фигурка носит название «Невеста пророка». Мальчикам вручается леденец в форме воина с саблей в руках над головой.

Что еще празднуют

Мавлид можно назвать двойным праздником. Во время него отмечают не только появление Пророка Мухаммада на свет, но и представление его перед Аллахом. Существует факт, что сам Мухаммад почитал свою дату рождения и благодарил Бога за то, что тот дал ему возможность рассказывать о самой истинной вере во всем мире.

Что допустимо при праздновании

При праздновании этого мусульманского праздника читаются не только мавлиды, но и нашиды. Последние - это песнопения мусульман, которые воспеваются только в религиозном русле и исключительно мужскими и детскими голосами. Мавлид на арабском языке звучит красиво и празднично.

В наше время нашиды являются отдельным видом искусства и для музыкального аккомпанемента взяты такие инструменты как тамбурин и дафф. Особенно популярными являются мавлиды и нашиды на аварском языке. Но опять же, вернемся к богословам исламской религии, они выступают против какой-либо музыки и песнопений на празднике.

Мавлид - это достаточно молодой праздник из исламского мира. Но он приносит радость и детям, и взрослым. Позволяет мусульманскому народу объединиться и завести знакомства. Красота и мелодичность, вера и любовь к Пророку Мухаммаду. Здесь все пропитано именно этим и нет никаких намеков на агрессию и ненависть.

Особенную популярность в наше время получило чтение мавлид на аварском языке. Это просто удивительно, но даже в Западной Европе очень многие из проживающих там мусульман предпочитают эту версию исполнения песен.

“…А так же то, что изобрели некоторые люди, либо уподобляясь христианам в праздновании дня рождения Исы (мир ему), либо из любви к Пророку(да благословит его Аллах и приветствует) и возвеличивая его. Может быть Аллах даст им воздаяние, за эту любовь и “иджтихад” , но не за новшество, которое они ввели, взяв день рождение Пророка праздником, тогда как ученые разногласят в этом дне (т.е. нет точного мнения по поводу дня его рождения). Поистине этого не делали Салафы, в то время как это было возможно для них, и ничего им не мешало, если бы в этом было благо. Если бы это было абсолютным, либо преимущественным благом, то Салафы да будет доволен ими Аллах, более достойны, чем мы в этом, т.к. они были более сильны любовью к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и возвеличивании его, и они были к благому более устремленные, чем мы.

И поистине, совершенство любви к нему, и возвеличивание его, в следовании за ним и подчинении ему, в оживлении Сунны его в скрытом и во внешнем, в распространении того, с чем он пришел, и усердие в этом сердцем, рукой и языком; это и есть путь “первых опередивших” из мухаджиров и ансаров, и тех, кто за ними последовал с искренностью”.

وكذلك ما يحدثه بعض الناس إما مضاهاة للنصارى في ميلاد عيسى عليه السلام وإما محبة للنبي صلى الله عليه وسلم وتعظيما له والله قد يثيبهم على هذه المحبة والاجتهاد لا على البدع من اتخاذ مولد النبي صلى الله عليه وسلم عيدا مع اختلاف الناس في مولده فإن هذا لم يفعله السلف مع قيام المقتضى له وعدم المانع منه ولو كان هذا خيرا محضا أو راجحا لكان السلف رضي الله عنهم أحق به منا فإنهم كانوا أشد محبة لرسول الله صلى الله عليه وسلم وتعظيما له منا وهم على الخير أحرص وإنما كمال محبته وتعظيمه في متابعته وطاعته واتباع أمره وإحياء سنته باطنا وظاهرا ونشر ما بعث به والجهاد على ذلك بالقلب واليد واللسان فإن هذه هي طريقة السابقين الأولين من المهاجرين والأنصار والذين اتبعوهم بإحسان

“Икьтида ас-Сиротоль мустакьим” стр. 404.

Люди по-разному понимают слово «мавлид» и вкладывают в него разный смысл. Тот «мавлид», о котором пойдет речь, означает совершение особенных религиозных обрядов в течение ночи на 12 число лунного месяца Раби-аль-авваль. Среди этих обрядов наиболее распространено поверье, что нужно собраться после ночного намаза в мечети или в доме одного из мусульман, затем всю ночь совершать молитвы, всем вместе читать специальные мольбы или избранные аяты из Корана, слушать песни, стихи и салаваты, посвященные Пророку Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха.

Действительно, ничего из указанных мероприятий мусульмане не дожны совершать ни в 12-ую, ни в любую другую ночь месяца Раби аль-авваль. Объясним, почему.

Во-первых , о праздновании мавлида ничего не сказано в Коране и ничего в Сунне. Кроме того, ни от одного сподвижника, а также их учеников-табиев не рассказывается ничего, что указывало бы на то, что они праздновали в месяце Раби-аль-авваль день рождения Пророка, мир ему и благословение Аллаха, или каким-либо образом отмечали этот месяц. И здесь нужно вспомнить все то, что мы говорили ранее о необходимости следования Корану и Сунне, сверяя это с практикой ранних мусульман. Разве их религия не была права? Как могли они не знать о том, что мавлид, оказывается, это величайший мусульманский праздник? Если бы в праздновании мавлида действительно была награда-саваб, разве они не стремились бы участвовать в этом празднике? И если мы ответим на эти вопросы, что религия ранних мусульман была абсолютно права, что они лучше нас знали, когда и какие религиозные праздники нужно проводить, и если бы они знали о том, что в Исламе существует праздник под названием «Мавлид», то опередили бы нас в стремлении заработать награду-саваб за его совершение, тогда мы должны сказать, что и у поздних мусульман не должно быть таких мероприятий. Правильно сказал имам Малик (основатель маликитского мазхаба): «Все, что для ранних мусульман не являлось частью религии, не должно считаться таковым и сегодня» («Аль-Игтисам», 1/64).

Во-вторых, что известно о празднике мавлид в традиционном для России ханафитском мазхабе? Ответ прост: ничего. Ни имам Абу Ханифа, ни его ближайшие ученики ничего не сказали, что мусульманам следует проводить мавлид. В наше время большинство книг ранних ханафитских имамов переизданы, а некоторые даже переведены на русский язык. В частности, в вопросах вероучения это книги «аль-Фикх аль-Акбар» и «Акида ат-Тахавийя», а в области религиозной практики это «Подарок факыхам» и работа нашего современника «Ханафитский фикх в новом обличье». В этих книгах, а также остальных источниках ханафитского мазхаба, мы узнаем, что в Исламе существует праздник Разговения (Ийд аль-Фитр), праздник Жертвоприношения (Ийд аль-Адха), то, что пятничную молитву иногда называют Праздником. Но ничего не говорится о том, что в Исламе есть праздник под названием Мавлид.

В-третьих, откуда же повелось празднование дня рождения Пророка, мир ему и благословение Аллаха? Мусульманские историки единогласно утверждают, что первыми поступать так начали шииты во времена существования Убайдитского (Фатимидского) государства. В частности аль-Макризи в «Аль-Хутат» сказал: «Фатимидские правители ввели множество праздников, среди которых были и день рождения Пророка, и день рождения Али ибн Абу Талиба. Помимо них также отмечались дни Хасана и Хусейна, день Фатымы и т.д.». Затем, когда султан Салахуддин аль-Айюби (герой сражений с крестоносцами) разгромил фатимидов и изгнал их из Египта, все те праздники были отменены. Однако спустя некоторое время султан аль-Музаффар Абу Саид Кукабри, бывший наместником города Эрбиль (на территории Ирака), увидев, что некоторые люди продолжают тайно проводить этот праздник в своих домах, решил отменить запрет и сделать его общим праздником. Он велел поставить шатры, в которых в течение всего месяца Раби аль-авваль раздавали продукты и подарки. Так этот праздник стал отмечаться ежегодно, о чем свидетельствуют такие историки, как Ибн Касир (сконч. в 774 г.х.), аль-Калякшанди (821 г.х.), аль-Макризи (845 г.х.). Стоит отметить, что события эти произошли в 6-ом веке по хиджре, то есть через шесть столетий после Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Вот по этой причине мы не находим упоминания о мавлиде ни в Коране, ни в Сунне, ни в практике ранних мусульман из числа сподвижников и имамов-основателей мазхабов.

В-четвертых, как отреагировали мусульманские ученые на появление этого ежегодного праздника? Нужно сказать, что некоторые великие ученые (среди которых Ибн Хаджар (852 г.х.), ас-Сахави (902 г.х.), ас-Суюти (911 г.х.)) одобрили это празднование. Однако их решение было основано на убеждении о том, что новшества в религии бывают двух видов — одобряемые и порицаемые. Эти ученые прямо указывали, что мавлид — это новшество, которого не было у праведных предшественников, однако это новшество они по своему рассуждению считали одобряемым и потому разрешали его. Так, Ибн Хаджар сказал: «В основе мавлида Пророка — нововведение, так как в первые три века Ислама саляфы не праздновали его. Однако этот праздник вбирает в себя столь много позитивного, что мы относим его к одобряемому нововведению (бида хасана) ».

И здесь следует несколько слов сказать о том, что является порицаемым новшеством. Таковым считается новшество, касающееся религии, ее вероучения или религиозных обрядов. Иными словами, такие современные новинки, как телефоны, автомобили и т.п. не считается по Исламу осуждаемым новшеством, потому что никак не затрагивает основ нашей религии. Все эти новинки считаются разрешенными. Но совсем другое дело — новшества, «покушающиеся» на целостность Ислама, его неизменность, пытающиеся исказить учение Ислама. К таким порицаемым новшествам относятся, к примеру, отрицание того, что Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, является последним пророком или вера в то, что Коран был искажен после смерти Пророка и т.д.

Увидев, что мавлид все сильнее стал укореняться в религиозной обрядности мусульман, то есть, стал напрямую затрагивать религию и вероучение, а помимо позитивного на нем стало происходить и много негативного, некоторые ученые отказались считать его «одобряемым новшеством».

Так, например, Ибн аль-Хадж (737 г.х.), ученый из маликитского мазхаба, сказал: «В числе того, что было привнесено в религию из новшеств — это мероприятия мавлида в месяце Раби аль-авваль, хотя его сторонники считают эти мероприятия наилучшим поклонением. На самом же деле, в них присутствует много нововведений и совершается много запретного» (Мадхаль, 1/480).

А вот что сказал по поводу мавлида известный в свое время ученый из ханафитского мазхаба Мухаммад Анвар-шах аль-Кашмири (1352 г.х.) из Индии: «Упомянутый нами хафиз Ибн Дихья — это автор книги «Ат-Танвир…», написанной им в поддержку мавлида. Но нужно сказать, что маулид распространился только около 600-го года в эпоху султана города Эрбиль. Однако этот маулид не имеет никакого основания в пречистом Шариате! Так что не гоже такому ученому, хафизу, знатоку хадисов писать книги об этом новшестве (бид’а)» (Аль-Урф аш-шазий шарх сунан ат-тирмизи, 2/37).

Обратите внимание, что ханафитский ученый оценил маулид как новшество (бид’а).

Кроме того, возвеличивать Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и проявлять свою любовь к нему можно и другими способами, а именно — изучать его Сунну и жизненный путь, знать его религию, как он поклонялся, как жил и т.д. То же самое касается и произнесения салаватов для Пророка, мир ему и благословение Аллаха, не следует ограничиваться только одной ночью, а нужно ежедневно совершать все положенные намазы, ведь в каждом намазе мы читаем салават для Пророка. Поэтому все мы знаем, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, родился в месяце Раби аль-авваль, однако радоваться его рождению мы должны не лишь один день в году, а ежедневно. Очевидно, что последнее является более сильным доказательством нашей любви к Пророку Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха.

История праздника

Впервые Мавлид начали праздновать по указанию правителя сирийской местности Ирбиль в XII веке. Для проведения первого мавлида он собрал известных ученых и праведных суфиев, хорошо знающих Хадисы .

Традиции проведения праздника

На Мавлиде читают шахадат, истигфар («Астагфируллах»), аяты и суры Корана , зикр , салават , стихотворные повествования о рождении Посланника Аллаха, его жизни и пророческой миссии (такое стихотворное повествование тоже называется Мавлид), слушают рассказы (часто в поэтической форме и в виде многоголосного, преимущественно мужского, пения) . На Мавлиде также выражают радость по случаю рождения пророка Мухаммада , радость Милости Всевышнего Аллаха, сделавшего нас из уммы Мухаммада, читают дуа (молитвы), раздают садака , ведут благочестивые разговоры .

Мавлид проходит следующим образом: люди собираются для чтения отдельных сур Корана, о знаменательных событиях, происшедших во времена Пророка Мухаммада, мир ему, угощают людей, пришедших на мавлид. Среди этих людей могут быть родственники, друзья, соседи, а также те, кто с чистым намерением хочет поддержать устроителей мавлида. За это мусульмане получают небесную награду - сауаб - за совместное поминание благородных деяний Пророка, мир ему, и возвеличивание Всевышнего. Согласно нормам шариата , при проведении Мавлида категорически не допустимо нахождение в одной комнате мужчин и женщин (между ними должна быть преграда, закрывающая обзор, женщины не поднимают голос, не шумят) , нельзя вести ненужные разговоры, особенно об отсутствующих, нарушать другие требования шариата .

Богословие и мавлид

При жизни пророка Мухаммада Мавлиды не проводились (точнее, все, что входит в Мавлид, при жизни Пророка совершали, но термин «Мавлид» при этом не применялся), и, основываясь на этом, некоторые люди в последнее время стали отрицать Мавлид. Однако, впоследствии данная традиция укоренилась в исламском обществе. Однако, существует и современная критика проведения данного празднества.

Сторонники проведения праздника

Празднование Маулида сильно распространено как в арабских странах, так и на постсоветском пространстве. Сторонники празднования Маулида опираются на два известных мнения. Первое из них - празднование Маулида из любви к пророку Мухаммаду, сходящее из множества его хадисов, один из которых приведен ниже.

Основными объяснениями своих действий, как правило, являются следующие мнения:

Такие выдающиеся исламские ученые, как имам хафиз ибн Хаджар Аскаляни и имам Суюти, говорили о дозволенности мавлида .

Противники проведения праздника

У ряда верующих существует мнение, что Маулид является недозволенным нововведением в исламе, и празднование этого праздника ими не только порицается, но и запрещается. Их мнение основано на толковании хадисов о недозволенности нововведений, приводимых со слов пророка Мухаммада, в том числе:

Ученый-богослов Муиззутдин Хасан Хуарзими писал в своей книге Аль-Кауль Му’тамад:

Ученый-богослов Аллама Анвар Шах аль-Кашмири писал относительно введения этого праздника в ислам:

Дни празднования Маулида по григорианскому календарю

Примечания

Ссылки

  • Статья Мавлид и его достоинства на сайте islamdag.ru
  • Статья Фетва имама ас-Суюти о законности мавлида на сайте darulfikr.ru
  • Статья Мавлид на сайте k-muhammad.ru
  • Статья Праздник: Мавлид - день рождения пророка Мухаммада на сайте religion.ng.ru
  • Статья Мавлид - День Рождения Пророка Мухаммада на сайте gov.cap.ru
  • Статья Мавлид - салаваты посвященные Пророку Мухаммаду на сайте whyislam.ru

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Маулид" в других словарях:

    Рождение, время рождения, место рождения. Название праздника посвященного рождению пророка Мухаммада, который отмечается ежегодно 12 Раби (I). Согласно наиболее распространенной версии пророк родился в этот день в год Слона (См. Асхаб аль Филь).… … Ислам. Энциклопедический словарь.

    - (маулид ан наби), в исламе праздник рождества пророка Мухаммеда … Современная энциклопедия

    Маулид - (маулид ан наби), в исламе праздник рождества пророка Мухаммеда. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Сущ., кол во синонимов: 2 праздник (133) рождение (27) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    МАУЛИД - см. МАУЛИД – перевод Маулид – Пехуымпар Мæхæмæты райгуырæн бон. Пысылмон дин чи кæны, уыдонæй Пехуымпар Мæхæмæты чи нæ зоны, ахæм нæ разындзæн. Hæ райгуырды мæй нымад у кадджын бæрæгбоныл, вæййы раби аль аввалы мæйы дыууадæсæмы. Араббæгтæ ацы… …

    Маулют, мавлют, мулид, маулюд (арабский рождение), мусульманский религиозный праздник день рождения пророка Мухаммеда. Установлен в 10 11 веках. Отмечается 12 го числа раби аль авваль (3 го месяца) мусульманского лунного календаря … Большая советская энциклопедия

    Ислам · Пророки … Википедия

    МАУЛИД – перевод - см. МАУЛИД Маулид – праздник по случаю дня рождения пророка Мухаммеда, отмечаемый 12 го числа месяца раби аль аввал. Поскольку точная дата рождения Мухаммеда не известна, Муалид был приурочен ко дню его смерти. Рождество Мухаммеда стали отмечать… … Словарь по этнографии и мифологии осетин

    Мусульманский праздник Маулид ан-Наби – Рождение Пророка Мухаммада - Мусульманская община мира отмечает день рождения Пророка Мухаммеда 12 числа третьего месяца исламского лунного календаря - раби аль авваль. По григорианскому календарю в 2010 году день рождения Пророка приходится на 26 февраля. Однако само… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Рождение Пророка - мусульманский праздник Маулид ан-Наби - Мусульманская община мира отмечает в четверг день рождения пророка Мухаммеда, в ОАЭ и многих других странах день "благословенной годовщины" объявлен выходным. Мухаммед, которого Аллах избрал своим посланником и пророком, родился в Мекке … Энциклопедия ньюсмейкеров

Книги

  • Ал-Маулид ал-набауий ал-шариф. Торжественное повествование о благородном Рождестве Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует , Ал-Сиййид Зайн ал-Дин Джафар ибн Хасан ибн Абд ал-Карим ал-Барзанджи. Предлагаем Вашему вниманию книгу Маулида. В мусульманской среде данным термином обозначают день рождения Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует; произведение, повествующее…

Мавлид - праздник, отмечаемый в ряде мусульманских государств и регионов, посвящённый дню рождения Пророка Мухаммада (с.г.в.).

Известно, что Посланник Аллаха (с.г.в.) родился двенадцатого числа месяца Раби уль-Авваль (в 2019 году эта дата наступит с заходом солнца 8 ноября) , однако традиционно Мавлид празднуется в течение всего этого месяца, именуемого месяцем Пророка (с.г.в.), или даже по его окончании.

Празднование Мавлида происходит, преимущественно, в мечетях, где собирается большое количество верующих. На подобных мероприятиях, как правило, читается Священный Коран, мусульмане слушают проповеди, посвящённые Посланнику Господа (с.г.в.), его качествам и т.д. Основной целью праздника является выражение благодарности Всевышнему за то, что Он ниспослал в качестве милости всему человечеству Своего Посланника (с.г.в.).

В мусульманском мире традиция празднования Мавлида ведёт свою историю с XII столетия, когда впервые день рождения Пророка Мухаммада (с.г.в.) отметили в иракской провинции Эрбиль по указу местного правителя Музафауддина Заинуддина.

Следует отметить, что относительно дозволенности празднования дня рождения Посланника Всевышнего (с.г.в.) мнения мусульманских богословов расходятся. Как утверждает одна часть учёных, это не только дозволенное, но и богоугодное деяние, способное принести награду мусульманам. Другие же богословы считают, что отмечать Мавлид есть нововведение, не имеющее никакого отношения к Заключительному Божьему посланнику (с.г.в.), а значит, его празднование запретно.

Доводы сторонников Мавлида

Те, кто выступает за проведение мавлидов, обосновывают необходимость подобных мероприятий выражением любви к Посланнику Аллаха (с.г.в.) и в качестве подтверждения приводят хадис, в котором говорится следующее: «Не уверует никто из вас до тех пор, пока не станет любить меня больше, чем отца и детей» (аль-Бухари, Муслим).

Во-вторых, сторонники Мавлида утверждают, что сам Пророк (с.г.в.) возносил благодарность Создателю за то, что Тот сотворил его, и держал уразу по понедельникам, поскольку Мухаммад (с.г.в.) появился на свет именно в этот день.

В-третьих, на Мавлид собирается джамаат верующих людей, искренне любящих своего Пророка (с.г.в.) и желающих оказаться с ним рядом в Судный день. В одном из хадисов, передаваемом со слов Анаса ибн Малика, рассказывается история, как некто спросил у Божьего Посланника (с.г.в.), когда наступит День Великого суда. Тот задал встречный вопрос: «А что ты для него приготовил?» В ответ на это тот человек сказал: «Ничего, кроме того, что я люблю Творца и Его Посланника (с.г.в.)». После чего Мухаммад (с.г.в.) успокоил его: «В тот день ты будешь с теми, кого любил» (аль-Бухари и Муслим).

В-четвёртых, такого рода мероприятия ведут к распространению новых знаний о жизни Заключительного Божьего посланника (с.г.в.), о его достойных качествах и атрибутах, что, в свою очередь, способствует усилению любви к Пророку (с.г.в.). Благодаря этому верующий может лучше узнать и следовать примеру Мухаммада (с.г.в.), так как в Книге Всевышнего сказано:

«В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас…» (33:21)

В-пятых, в рамках Мавлида верующие совершают коллективное поклонение Аллаху, которое в разы больше вознаграждается по сравнению с поклонением индивидуальным. Исходя из хадиса, известно, что один лучше, чем намаз индивидуальный в 27 раз (аль-Бухари).

В-шестых, как склонны считать сторонники Мавлида, то обстоятельство, что он не праздновался при жизни Пророка (с.г.в.) вовсе не указывает на его запретность, поскольку в XXI столетии существует немало вещей и мероприятий, коих не было во времена Пророка (с.г.в.), но при этом они являются дозволенными.

Доводы противников

Основополагающим доводом стороны противников Мавлида Пророка (с.г.в.) является то, что он является нововведением (бид’а, бидгатом). В качестве подтверждения данной позиции они утверждают, что о праздновании дня рождения Посланника Аллаха (с.г.в.) не сказано ни в Коране, ни в Благочестивой сунне. Кроме того, подобной практики не существовало и во времена сподвижников Мухаммада (с.г.в.), что, в свою очередь, ещё раз указывает нам на то, что Мавлид - это нововведение. А Посланник Господа (с.г.в.) говорил: «Худшие деяния - это новоизобретённые, а каждое такое деяние - это нововведение, а каждое нововведение - это заблуждение, а всякое заблуждение в Огне» (хадис приводят Муслим и Насаи).

Во-вторых, противники Мавлида приводят хадис Пророка (с.г.в.), гласящий: «Поистине, Аллах заменил их (праздники) двумя лучшими днями: Днём разговения и Днём жертвоприношения» (Абу Дауд). Соответственно, как утверждают противники, в исламе существуют лишь эти , и в их число Мавлид не входит, а значит, его празднование запрещено.

В-третьих, противники рассматривают Мавлид в качестве акта подражания христианам, которые отмечают Рождество Христово, в то время как Посланник Господа миров (с.г.в.) призывал не совершать подобного. Так, в хадисах приводятся следующие высказывания Пророка Мухаммада (с.г.в.): «Не уподобляйтесь иудеям и христианам» (ат-Тирмизи); «Тот, кто уподобляется какому-либо народу, тот - из них» (Абу Дауд, Ахмад).

В-четвёртых, противники говорят, что на мавлидах правоверные занимаются чрезмерным прославлением Пророка Мухаммада (с.г.в.), хотя сам он категорически запрещал это делать. В одном из хадисов сказано: «Не превозносите меня, как это сделали христиане с Исой ибн Марьям (а.с.), я всего лишь раб Аллаха» (аль-Бухари).

В-пятых, некоторые выступают против мавлидов по причине имеющейся практики игры на , а также различного рода песнопений, которые, по мнению части мусульман, являются харамом.

В-шестых, противники подвергают критике использование, как они считают, ложных или сомнительных хадисов во время проповедей на мавлидах, в которых говорится о том, что якобы сам Пророк (с.г.в.) отмечал свой день рождения.

Из Священного Корана , в мечетях собираются люди, поются религиозные песнопения (нашиды), делаются выступления ученых.

Мавлид - это мероприятие, проводимое мусульманами в честь рождения пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Мавлид проводится в месяце Раби-уль-Авваль, в котором он родился. Но Мавлид можно провести и в другое время. На Мавлиде читают шахадат, истигфар («Астагфируллаh»), аяты и суры Корана, зикр, салават, стихотворные повествования о рождении Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), его жизни и пророческой миссии (такое стихотворное повествование тоже называется Мавлид). На Мавлиде также выражают радость по случаю рождения пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), радость Милости Всевышнего Аллаха, сделавшего нас из уммы Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), читают дуа (молитвы), раздают садака, ведут благочестивые разговоры. При проведении Мавлида категорически не допустимо нахождение в одной комнате мужчин и женщин (между ними должна быть преграда, закрывающая обзор, женщины не поднимают голос, не шумят), нельзя вести ненужные разговоры, особенно об отсутствующих, нарушать другие требования Шариата. При жизни Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) Мавлиды не проводились (точнее, все, что входит в Мавлид, при жизни Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) совершали, но термин «Мавлид» при этом не применялся), и основываясь на этом, некоторые люди в последнее время стали отрицать Мавлид. Но все признанные и известные мусульманские алимы, знавшие намного лучше тонкости и глубину нашей религии, в течение многих веков без всяких сомнений одобряли и проводили Мавлиды. Для этого было много причин. Вот некоторые из них:
1. Проявлять любовь к пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует), а значит и радоваться его рождению, велит нам Всевышний Аллах.
2. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ценил свое рождение (в частности, он соблюдал пост по понедельникам, так как родился он в понедельник), благодарил Всевышнего Аллаха за то, что Он создал его и дал жизнь, восхвалял Его за это благо.
3. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) награждал поэтов, воспевающих его в своих произведениях, одобрял это.
4. Мавлид - это собрание мусульман для выражения радости по случаю рождения Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и любви к нему. В хадисе сказано, что каждый окажется рядом с тем, кого любит.
5. Пение Мавлида (стихотворных повествований о рождении Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), о его жизни и пророческой миссии) способствует получению знаний о Пророке (да благословит его Аллах и приветствует), а тому, кто имеет такое знание, напоминает об этом еще раз, и это вызывает переживания, способствующие усилению любви к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует).
6. В нашей религии высоко ценится собрание мусульман для совместного ибадата, изучения религии, раздача милостыни (садака). 7. Не все, чего не делал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), является запретным и нежелательным. Например, при его жизни не был собран Коран в одной книге, не были собраны в книгах хадисы, не были сформированы отдельные исламские науки, не было исламских книг, учебных заведений, не было исламских проповедей по радио и телевидению и т. д. Тем не менее это не только не запретно, но и желательно, высокочтимо.

Дни празднования Маулида по григорианскому календарю

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Тепловые трубки
  • Пионер-4

Смотреть что такое "Мавлид" в других словарях:

    мавлид - [مولد] а 1. ҷои валодат, ҷои таваллуд, зодгоҳ 2. замони таваллуд, мавлуд … Фарҳанги тафсирии забони тоҷикӣ