Мегалитические сооружения: типы и виды. Мегалиты. Мегалиты это дольмены, менгиры, кромлехи. Мегалиты России, Сибири и мира, фото, история, описание Самые знаменитые мегалиты менгиры дольмены кромлехи

Дольмены, менгиры, кромлехи…

Каждый, кто интересуется археологией или просто всем древним и загадочным, обязательно встречался с этими странными терминами. Это названия самых разнообразных древних сооружений из камня, разбросанных по всему свету и окутанных ореолом таинственности. Менгир – это обычно отдельно стоящий камень со следами обработки, иногда каким-то образом ориентированный или отмечающий определенное направление. Кромлех – это круг стоящих камней, разной степени сохранности и с различной ориентацией. То же значение имеет термин «хендж». Дольмен представляет собой нечто вроде каменного домика. Всех их объединяет название «мегалиты», что переводится просто как «большие камни». В этот класс попадают также длинные каменные ряды, в том числе в виде лабиринтов, трилиты – сооружения из трех камней, образующих подобие буквы «П», и так называемые жертвенные камни – неправильной формы валуны с выемками чашеобразной формы.

Такие археологические памятники распространены очень широко, буквально повсеместно: от Британских островов и наших Соловков – до Африки и Австралии, от французской Бретани – до Кореи. Время их возникновения современная наука относит, в большинстве случаев, к IV–VI тысячелетиям до н. э. Это так называемая эпоха неолита, конец каменного – начало бронзового века. Назначение сооружений – исполнение религиозных ритуалов или создание астрономической обсерватории или календаря в камне. Или все это вместе. Возводили их преимущественно первобытнообщинные племена, занятые охотой, рыболовством и примитивным сельским хозяйством – для отправления культа умерших, жертвоприношений и корректировки календаря. Такова сегодня точка зрения официальной науки.

Из книги Обновление от 30 августа 2003 года автора Пятибрат Владимир

Дольмены Богатырские хатыКое-где по миру, продолжали сохраняться очаги света и в первую очередь, на Кавказе, в Тартарии – центре разрушенного Словянского Мира. Из-за военных бактерий и вирусов, оставшиеся в живых «джентльмены» (джины-эльфы), утратили способность к

Из книги Места силы автора Комлев Михаил Сергеевич

Анапа. Дольмены Что такое дольмены, людям неизвестно до сих пор. Паломники со всего мира прилетают сюда, чтобы зарядиться особым потоком энергии. Считается, что дольмены являются местом силы. Дольмены сложены из каменных плит определенной формы. Вес одной плиты может

Из книги Тайны древних цивилизаций. Том 2 [Сборник статей] автора Коллектив авторов

Из книги Таинственные места России автора Шнуровозова Татьяна Владимировна

Из книги Коды новой реальности. Путеводитель по местам силы автора Фад Роман Алексеевич

Дольмены Краснодарского края С момента открытия дольменов на территории Краснодарского края прошло уже более 200 лет. В далеком 1793 г. первые дольмены были обнаружены неподалеку от станицы Фонталовской на Таманском полуострове русским ученым П. С. Палласом. Он счел их

Из книги Проклятия древних цивилизаций. Что сбывается, что должно произойти автора Бардина Елена

Дольмены Цербелевой поляны Остатки дольменов нередки в Мезмайском сельском округе. Они встречаются на Цербелевой поляне, напротив села Хамышки, на правом высоком берегу верховьев реки Курджипс, по старому лесному волоку в сторону станицы Темнолесской (поляны Полгоры) и

Из книги Путешествие души автора Шереметева Галина Борисовна

2.6. Дольмены и их тайны Многие слышали про такие сооружения, как дольмены. Но мало кто знает, кем и зачем они создавались. На этот вопрос нет точного ответа и поныне. Их создатели исчезли, не оставив после себя никаких других следов.Ученые считают, что примерный возраст этих

Из книги автора

Дольмены От язычества Руси остались места силы. На многих из них построены христианские церкви и храмы. С одним из таких мест мне довелось познакомиться в Краснодарском крае. Ранее я уже слышала о дольменах. Рассказывали, что так, достигнув духовной силы, уходили из жизни

Мегалитические сооружения появились и широко распространились в эпоху бронзы. К мегалитам можно отнести такие сооружения:

  • менгиры;
  • дольмены;
  • алиньеманы;
  • кромлехи;
  • крытые проходы;
  • и другие постройки из крупных каменных глыб и плит.

Мегалитические сооружения можно встретить в любом уголке земного шара: на Кавказе, в Крыму, в Западной и Северной Европе (Англия, Франция, Дания, Голландия), в Индии, Иране, на Балканском полуострове, в Северной Африке и других странах.

Рисунок 1. Мегалитические сооружения. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

История появления мегалитических сооружений и виды

Появление различных видов мегалитических сооружений зачастую связывают с культами почитания предков, солнца или огня, тотема. Масштабная работа по обработке и перемещению каменных глыб производилась при помощи огромного количества людей при первобытной общине организации труда. Самыми распространенными памятниками такого типа являются дольмены.

Определение 1

Дольмены – это погребальные сооружения, которые состоят из нескольких плит, расположенных вертикально, и накрытых горизонтальной плитой.

В весе плиты достигали нескольких десятков тонн. Изначально дольмены достигали в длину двух метров, высота их не превышала 150 сантиметров. Однако со временем им размер их становился больше, подход к ним был устроен в виде каменной галереи. Протяженность таких галерей могла достигать 20 метров. Другим видом мегалитических сооружений являются менгиры.

Определение 2

Менгиры – это вертикально установленные каменные столбы, которые имеют округлое сечение, высоту до 20 метров, вес порядка 300 тонн.

Менгиры находятся вблизи дольменов, поэтому существует предположение, что связывают их погребальные обряды. Менгиры часто можно встретить в виде небольших групп, которые расположены параллельными рядами. Бывает, что протяженность таких рядов достигает 30 километров.

В качестве примера можно привести Карнак в Бретани, где количество менгиров достигает 3000. Считается, что каждый менгир – это памятник усопшему человеку.

Замечание 1

Менгиры возникли не из-за жизненной необходимости, когда человеку нужно было строить жилище или склады. В создание менгиров была заложена идея, которая не связана с борьбой за существование. Но, несмотря на это, были приложены немалые усилия для того, чтобы добыть, доставить и водрузить эти глыбы, которые достигали внушительных размеров и немалого веса.

Факт столь стремительного распространения данного вида мегалитических сооружений указывает на то, что менгиры были неким выражением идей, которые были одинаковыми для людей той эпохи, независимо от них фактического местонахождения.

Эти камни не случайно имели огромные размеры и вес. Если учитывать их историческую взаимосвязь с последующими сооружениями, которые обладали архитектурными чертами, то менгир – это надгробный монумент или памятник, что подобен по своей мемориальной колонне, а вот дольмен – это склеп, гробница или саркофаг. Кромлех в Стоунхендже – это уже, своего рода, храм, пусть и весьма примитивный.

Определение 3

Кромлехи – это крупные группы менгиров, которые располагаются замкнутыми кругами. Иногда круги состоят из нескольких рядов вертикально расположенных камней.

В качестве примера сложного мегалитического сооружения можно привести Стоунхендж. Это круг диаметром 30 метров, который состоит из вертикально поставленных камней. Сверху они перекрыты горизонтальными плитами. В средине сооружения размещены два кольца невысоких камней, а между ними располагается третье кольцо из попарно составленных высоких глыб. В центре расположен одиночный камень, который предположительно считается алтарем. Стоунхендж – это известное мегалитическое сооружение, в котором уже имеются такие архитектурные элементы, как центр, ритм, симметрия.

В этом типе можно увидеть сооружение, в котором техническая задача отыскала не только определенный вид решения, но и получила эстетическое воплощение, что свидетельствует об овладении архитектором чувством ритма, пространства, формы, масштаба и пропорций. Другие мегалиты такими качествами не обладают, поскольку по всем вышеуказанным признаками все они ближе к аморфным природным созданиям, нежели к произведению человеческих рук.

Несмотря на это, кромлех, что расположен в Стоунхендже, также нельзя назвать архитектурным сооружением. Он излишне массивен, по отношению к горизонталям, его вертикали слишком тяжелые. Техничность облика в данном случае преобладает над его художественной композицией. Точно так же, как и во всех других сооружениях, что предшествовали формированию кромлеха:

  • землянки;
  • полуземлянки;
  • шалаши;
  • наземные глинобитные сооружения, что имели утилитарное назначение.

Художественная форма возникла лишь тогда, когда утилитарная форма достигла совершенства. Так же была на завершительном этапе бронзового периода, когда активно возникают ремесла и художественная промышленность.

Огромное количество мегалитических сооружений собрано на Кавказе. Тут широкое распространение получили каменные аллеи, которые в Армении получили название каменное войско. Также встречаются каменные изображения рыб, что были олицетворением божества плодородия.

Волшебная архитектура мегалитических сооружений

Истоки архитектуры свое начало берут еще со времен позднего неолита. Тогда камень уже использовался для создания монументальных сооружений. Все мегалиты древности можно разделить на две большие группы:

  • Древние архитектурные сооружения доисторических обществ: кромлехи, менгиры, дольмена, храмы Мальты. Для постройки таких сооружений использовались практически необработанные камни. Культуры, которые применяли такие сооружения, называются мегалитические. К данной культуре также можно отнести лабиринты из небольших камней, а также отдельные каменные глыбы с петроглифами. Также к мегалитической архитектуре можно отнести дольмены корейской знати и гробницы японских императоров.
  • Мегалитические сооружения более развитой архитектуры. Это сооружения из крупных каменных глыб, которые имеют правильную геометрическую форму. Подобная мегалитическая архитектура характерна для ранних держав, которые не строились в поздние времена. Сюда можно отнести памятники Средиземноморья: мегалитические сооружения микенской цивилизации, пирамиды в Египте, храмовая гора, что расположена в Иерусалиме.

Самые красивые мегалитические сооружения в мире

Гёбекли-Тепе, Турция. Комплекс, что расположена на Армянском нагорье. Данное мегалитическое сооружение считается самым древним в мире. По историческим данным, оно было сформировано в X–IX тысячелетием до нашей эры. Люди в то время занимались собирательством и охотой. Форма этого мегалитического храма напоминает окружности, которых насчитывается более 20 штук. По словам специалистов, этот архитектурный комплекс намеренно был засыпан песком. Его высота достигала 15 метров, а диаметр – 300 метров.

Мегалиты в Карнаке (Бретань) Франция. Многие мегалитические сооружения были представлены в виде церемониальных центров, в которых проводились культу по захоронению мертвых. Сюда можно отнести комплекс мегалитов в Карнаке (Бретань), что расположен во Франции. Он насчитывает около 3000 камней. Мегалиты достигали высоты 4 метров, они были расставлены в виде аллеи, ряды шли параллельно друг другу. Этот архитектурный комплекс можно датировать V–IV тысячелетием до нашей эры. Ходили легенды, что Мерлин приказал, чтобы шеренги римских легионеров окаменели.

Рисунок 8. Мегалиты в Карнаке (Бретань), Франция. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Обсерватория Набты, Нубия , что расположена в Сахаре. Некоторые мегалитические сооружения использовались ранее для определения астрономических событий (равноденствие и солнцестояние). В то время в нубийской пустыне в районе Набта-Плайя было найдено мегалитическое сооружение, которое использовалось для астрономических целей. Благодаря специальному расположению мегалитов можно было определить день летнего солнцестояния. Археологи полагают, что люди тогда жили сезонно, только лишь, когда была вода в озере. Именно поэтому они нуждались в календаре.

Стоунхендж, Великобритания, Солсбери . Стоунхендж – это мегалитическое сооружение, которое представлено в виде 82 колонн, 30 каменных блоков и пяти огромных трилитов. Вес колонн достигает 5 тонн, каменные блоки – 25 тонн, а огромные камни имеют вес 50 тонн. Сложенные блоки формируют арки, которые ранее указывали на стороны света. По мнению ученых, это сооружение было возведено в 3100 году до нашей эры. Древний монолит был не только лунным и солнечным календарем, но и был точной копией солнечной системы в поперечном разрезе.

Рисунок 9. Стоунхендж, Великобритания, Солсбери. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Сравнивая математические параметры геометрических фигур кромлеха, удалось установить, что все они отражают параметры различных планет солнечной системы, а также моделируют орбиты их вращения. Удивительно то, что Стоунхендж – это отображение 12 планет солнечной системы, хотя на сегодняшний день считается, что их всего 9. Астрономы уже давно считают, что существует еще две планеты за внешней орбитой Плутона, а пояс астероидов – это останки ранее существовавшей 12-ой планеты. Как же об этом могли знать древние строители кромлеха?

Существует еще одна интересная версия о предназначении Стоунхенджа. Во время раскопки тропы, по которой производились ритуальные процессии, в очередной раз подтверждают гипотезу о том, что кромлех был выстроен вдоль рельефа ледникового периода. Это место было особенным: природный ландшафт был расположен вдоль оси солнцестояния, соединяя небо и землю.

Кромлех Броугар или Храм Солнца, Оркнейские острова . Изначально это сооружение имело 60 элементов, но на сегодняшний день сохранились лишь 27 скал. Место, где расположен кромлех, ритуальное. Она «нашпигована» различными курганами и захоронениями. Все памятники тут объединены в единый архитектурный комплекс, который сохранен ЮНЕСКО. На сегодняшний день на островах проводятся археологические раскопки.

Храмы Джгантия в Шаре . Он расположен в центральной части острова Гозо и является одной из важнейших мировых достопримечательностей. Мегалитическое сооружение представлено в виде двух отдельных храмов, каждый из которых имеет вогнутый фасад. Перед входом расположена платформа из каменных блоков. Самый древний храм архитектурного комплекса состоит из нескольких полукруглых комнат, что расположены в форме трилистника.

Рисунок 10. Храмы Джгантия в Шаре. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Ученые полагают, что такая троичность – это символ прошлого, настоящего и будущего. По версии историков, храмовый комплекс – это святилище для поклонников богини плодородия. Однако существует версия, что храм Джгантия – это гробница, ведь население мегалитической эпохи соблюдали традиции. Они почитали предков и возводили гробницы, а уже позже эти места становились святилищами, на которых поклонялись богам.

2 856

Как известно, еще нет окончательного и достоверного вывода о том, с какой целью создавались эти мегалиты, однако некоторые ученые сходятся в одном: дольмены являются вариантами гробниц. Не выяснено также, почему для захоронения мегалитостроителям нужно было тратить столько сил и энергии на постройку именно дольменов, когда для этого можно было соорудить более подходящие и менее трудоемкие конструкции.

В отдельных мегалитах ученые находили останки (необязательно целиком) приблизительно 16 людей. Встречались случаи кремации. Различные способы захоронения указывают на особенности культур народов.

На Кавказе, как правило, в долинах рек, на небольших площадях встречаются практически все типы захоронений. Это объясняется тем, что нередко происходили перезахоронения в разные временные периоды. Кстати, это разрешалось не только на Кавказе, но и в странах Европы.
Существуют дольмены, в которых следов захоронения просто нет. Отдельные мегалиты были заполнены различными продуктами. А в одном из них, находящимся на реке Аше, в долине, ученые обнаружили кучу собачьих лап.

Однако при всех существующих различиях параметры сооружений практически не изменяются. Тот факт, что на дольменах практически отсутствуют рисунки или украшения, указывает на то, что постройки вряд ли были гробницами. А наличие на некоторых выпуклых знаков, для изображения которых мегалитостроителям приходилось снимать слой камня со всей поверхности плиты, говорит о том, что буквы и рисунки отсутствуют на дольменах не потому, что их не умели делать. Просто в этом не было нужды.

Далее нужно обратить внимание на затраты труда, связанные с постройкой мегалитов.
Исследователи относят постройку дольменов к бронзовой эпохе (3-6 тысяч лет назад). В те времена существовали родовые общины и кочевые племена. Следует отметить, что климатические условия Кавказа делают это место не таким благоприятным, как, например, Египет или Греция. Дольмены, как правило, строились в горных районах, где иногда выпадает снег, а в некоторых местностях он не тает в течение всей зимы. Естественно, пищу здесь не так легко добыть, поскольку о вкусных сочных плодах, которые в любой момент можно сорвать с дерева, не может быть и речи.

Во времена постройки дольменов жизнь людей, населяющих территорию современного Кавказа, едва ли была легче, чем сейчас. Скорее наоборот.
Однако местные жители вместо того, чтобы добывать себе пропитание, тратили огромное количество сил и времени на строительство каменных сооружений непонятного назначения. И это нельзя назвать единичным случаем дольменов строилось очень много, их и сейчас находят все больше и больше.
Можно, конечно, предположить, что строительством мегалитов занимались большие группы людей, однако в этом случае сразу же возникает правомерный вопрос: где же тогда следы крупных поселений, городов, крепостей и т. д.?

Выходит, что народ, способный создавать мегалиты сооружения, строительство которых требует немалых знаний, навыков и опыта, вместе с тем не имел больших каменных домов и храмов.
В районе станицы Даховской на реке Белой ученые обнаружили поселение, по многим признакам принадлежащее культуре мегалитостроителей. Помимо этого, в долине реке Фарса при раскопках находили множество памятников разных эпох.
До сегодняшнего дня исследователи не могут выявить, по какому принципу располагаются дольмены. Многие сооружения ориентированы примерно по линии стока воды. Однако существуют и дольмены, направленные в склон, и мегалиты, направление которых совершенно не поддается никакому определению — они «смотрят» непонятно куда.

Сегодня ведутся научные работы по измерению дольменов относительно их ориентации на различные фазы солнцестояния. Михаил Кудин и Никита Кондряков по отдельным дольменам, расположенным в верховьях ручья Неожиданного, уже опубликовали результаты своих исследований. Интересны работы Т. В. Федуновой по измерению мегалита в Гузерипле.

Смысл разрабатываемой теории в том, что в определенный день (например, день равноденствия или солнцестояния) первый луч солнца устремляется прямо в отверстие дольмена. У сооружения в Гузерипле внутри находится специальный камень, на который падают лучи восходящего солнца. Ориентация дольменов целиком подчинена месторасположению хребтов, окружающих долины.
Однако исследования в этой области проводятся относительно недавно, результатов пока немного, поэтому невозможно с полной уверенностью утверждать что-то определенное по поводу направления мегалитов.

Научную работу исследователей в этой области сильно тормозят природные факторы: это и густо поросшие лесом склоны, и довольно суровый климат. Еще усложняется все тем, что любые измерения можно проводить только в том случае, если позволят облака. Принимая во внимание, что равноденствие и солнцестояние случаются не так часто, можно предположить, что к окончательным выводам ученые придут еще не скоро.
Следует еще заметить, что различные природные воздействия — такие, как землетрясения, рост деревьев и т. д., а также не всегда благотворное влияние человека изменили первоначальную направленность многих дольменов. Некоторые археологи все же склоны думать, что эта закономерность, то есть фактор ориентации мегалитов, скорее всего вторична. Вероятность того, что люди строили дольмены только ради солярных наблюдений или как солнечные обсерватории, довольно мала, поскольку фиксировать направление, можно было бы просто поставив два камня так, как это сделано в менгирах. Также очень маловероятно, что люди тратили столько сил и времени для постройки мегалитов, которые позволили бы облегчить определение ориентации.

Сам способ построения дольменов также остается невыясненным. Конечно же, сложно поставить друг на друга две большие каменные глыбы, однако дело совсем не в этом. Двое американцев уже доказали, что эту операцию можно провести без помощи современных инструментов и не больше, чем за два часа. Главный вопрос состоит в том, как люди доставляли огромные валуны и скалы за многие километры, ведь нередко им приходилось преодолевать расстояние больше чем в пятнадцать километров. Причем нужно заметить, что происходило это в горной, густо заселенной местности, где даже с гораздо более легким грузом совсем не просто передвигаться.

Изумляет и качество подгонки строительного материала. Как же древние люди, не обладая и сотой долей современных средств, безупречно подгоняли друг к другу многотонные плиты, при этом соблюдая практически абсолютно точные пропорции, несмотря на то, что обработка внутренних невидимых поверхностей была довольно грубой, а все работы производились каменными инструментами?

В середине XX века группа исследователей захотела из Эшери доставить для Сухумского музея один из дольменов. Решили выбрать небольшой по размеру мегалит. К нему был подведен подъемный кран, но сколько бы ни прикрепляли стальной трос к покровной плите, сдвинуть с места многотонную конструкцию не удавалось. Пришлось прибегнуть к помощи второго подъемного крана. Совместными усилиями обоих кранов дольмен сумели оторвать от земли, но очень скоро поняли, что водрузить его на грузовик невозможно. Некоторое время спустя, когда прибыла более мощная машина, дольмен по частям перевезли в Сухуми.

В городе ученые столкнулись с гораздо более трудной задачей: сборкой конструкции заново. Все усилия людей не увенчались успехом, это удалось осуществить лишь частично. Когда покровную плиту опустили на четыре стены, ее не удалось развернуть таким образом, чтобы их края вошли в пазы, расположенные на внутренней поверхности крыши. Между стенами и кровлей остался большой зазор, хотя первоначально плиты были пригнаны друг к другу так плотно, что между ними невозможно было поместить даже лезвие ножа.

Некоторые исследователи считают мегалиты излучателями ультразвука. Но такую интерпретацию дольменов можно отнести лишь к постройкам из песчаника. А как же тогда быть с дольменами, построенными из известняка (но не на Кавказе) или из гранита (в районе вершины Разрубленный курган), наконец, с подкурганными мегалитами?
Значит, можно сделать следующий вывод: классифицировать дольмены по их ориентации либо способу постройки пока невозможно — для этого слишком мало информации, люди только начинают приподнимать завесу, скрывающую от нас тайны дольменов.

Поэтому пока ученые разделяют мегалиты самым примитивным способом — по их внешнему виду.
Чаще остальных встречаются плиточные дольмены. Эти мегалиты могут располагаться в любом месте Кавказа, где вообще имеются дольмены.
Конструкция состоит из каменного стола, на который обычно устанавливались две боковые плиты-стены, а в пазы между ними вставлялись еще две плиты — передняя и задняя; все сооружение покрывалось крышей, которая иногда могла иметь пазы разных типов.

Иногда боковые стены и крыши у некоторых мегалитов выступали вперед, образуя портал. Часто для того, чтобы сильнее прижать стены, по бокам дольменов ставились необработанные плиты или просто камни. С этой же целью нередко задняя часть дольменов врывалась в склон. Иногда передней стене мегалитов придавали выпуклую линзообразную форму, так, например, выглядит дольмен под Геленджиком в Широкой Щели.

Мегалиты бассейна реки Пшада рядом с Геленджиком, по мнению ученых, сооружены со строительной точки зрения наиболее качественно и надежно. У этого мегалита боковые стены образуют наклон, создавая ложное впечатление свода.
На фасаде сооружения делался проем, который закрывался каменной пробкой. Обычно он имел округлую форму, однако нередко встречаются дольмены с полуэллипсовидными, треугольными с округленными краями и квадратными отверстиями. Некоторые мегалиты строились вообще без отверстий. Такие сооружения можно считать дольменами лишь условно, да и то только в тех случаях, когда они располагаются среди других дольменов (например, группа мегалитов на хребте Нихетх).

Встречаются конструкции, обладающие галереями-порталами, сделанными из отдельных плит. Такие дольмены обнаружены в Солох-ауле, в урочище Три Дуба.
Если в Европе подобные галереи довольно длинные, то на Кавказе они представляют собой короткие вариации, состоящие из одной секции, к сожалению, все они уже полуразрушены.

Следующий тип строений — это мегалиты, состоящие из отдельных блоков-кирпичей достаточно большого размера сверху накрытые плитой, так же как и обыкновенные, плиточные дольмены. Такой вариант называется составным. Эти сооружения чаще всего округлой формы, блоки таких мегалитов имеют чуть закругленную форму (например, группа дольменов в долине реки Жане, группа Псынако-2 и некоторые другие).
Существуют и прямоугольные составные дольмены, построенные из Г-образных тщательно подобранных блоков, как, например, дольмен на горе Нексис.

Исследователями также найдено немало мегалитов переходных типов, имеющих черты как плиточных, так и составных сооружений. В таких дольменах цельной является только фасадная стена, а все остальные сооружены из блоков (одно из таких строений найдено в Сочи). Другие дольмены (к примеру, в Гузерипле в верховье реки Белой) сложены до половины как плиточные — фасадная часть, а другая половина подобных сооружений сложена из блоков разного размера, которые к тому же плохо обработаны.

В скалистых местностях, дольмены вытачивались прямо в скалах. Много подобных построек ученые обнаружили южнее Пшады. Естественно, это одновременно и красивый, и не слишком сложный вариант постройки мегалитов. На Пшаде найдено три дольмена, построенных таким способом, а в окрестностях города Сочи, в долинах рек Цусхвадж, Шахе такие сооружения составляют большинство. Однако дальше на юге, в Абхазии, их совсем нет.

Каким же способом велось строительство таких мегалитов? Сначала в вершине скалы вытачивали камеру, которая могла иметь какую угодно форму, часто она представляла собой ложный свод. Сверху все сооружение накрывали крышей. В передней части скалы проделывали отверстие, которое впоследствии затыкали каменной пробкой. Дольмены, построенные таким образом, исследователи называют корытообразными.

Лицевая часть мегалита могла быть обработана самыми различными способами. Иногда она представляла собой имитацию передней части обычного плиточного дольмена. Сходство можно обнаружить в характерных выступах передней стены, которые похожи на боковые стены плиточного дольмена, выступающие вперед. Это говорит о том, что корытообразные дольмены возникли гораздо позже плиточных. Но следует заметить, что существуют и такие корытообразные дольмены, в которых нет совершенно ничего общего с плиточными (к примеру, мегалит на ручье Виноградном в долине реки Цусхвадж, а также пирамидальный дольмен в Мамедовой Щели). Нередко бывает так, что портальный элемент мегалита намного больше размера внутренней камеры.

Археологи обнаружили большую группу сооружений, которые впоследствии стали считаться специалистами ложнопортальными. На фасадной стене этих конструкций на месте отверстия, заткнутого каменной пробкой, вытачивалась выпуклость, имитирующая такое отверстие. Лицевая сторона подобных дольменов зачастую была превосходно обработана, а корытообразные постройки имели портальные выступы. Отверстия в этих мегалитах вырезались сзади.

Ложнопортальные мегалиты, которые созданы по классическим схемам плиточных дольменов, обнаружены в верховьях ручья Неожиданного близ Лазоревского. Как правило, ложнопортальные мегалиты строились по той же схеме, что и корытообразные дольмены. Однако существуют и исключения. Например, у дольмена, находящегося рядом с поселком Марьино в долине реки Псезуапсе, отверстие сделано в боковой стене.
Отдельные корытообразные дольмены обрабатывались со всех сторон до придания сооружению прямоугольной формы. Этим как бы имитировались плиточные конструкции (как, например, мегалит в поселке Каменный Карьер рядом с Туапсе).

Случалось, что дольменам придавалась округлая форма (аул Шхафит на реке Аше, поселок Пшада, Волчьи ворота). Однако у многих мегалитов обтачивалась только переднюю часть, при этом большая часть скалы оставалась нетронутой.

Исследователи обнаружили на Кавказе два мегалита, которые характеризуются как корытообразные наоборот. Это значит, что в скальном выступе сначала вытачивалась камера, вырезалось отверстие, и только после проделанных операций сооружение переворачивалось и ставилось на каменный пол. Но следует уточнить, что достоверный пример такого рода мегалита имеется только один. Это дольмен, находящийся в долине реки Аше. По поводу другого перевернутого дольмена, обнаруженного на реке Пшенахо (Псынако-3), нужно сказать, что, по утверждению местных жителей, первоначально он имел крышу, как и все обычные мегалиты, но какой-то бульдозерист перевернул и скинул его вниз.

Существует еще один тип дольмена, который представлен на Кавказе, правда, в единственном экземпляре. Он представляет собой самый настоящий монолит. Для сооружения такого мегалита в одной скале через отверстие вытачивалась вся камера, после чего его затыкали каменной пробкой. До недавнего времени существовало три таких строения, но, к сожалению, два из них подверглись разрушению ради хозяйственных нужд. Сейчас существует лишь один великолепный образец монолитного дольмена, он располагается на Кавказе, на реке Годлик в районе поселка Волконка.

Ученым так еще и не удалось разработать четкую классификацию, поскольку имеют место многочисленные отступления и переходные вариации мегалитических конструкций.
Есть данные (к сожалению, пока непроверенные), что в долине реки Цусхвадж находится двухкамерный мегалит, построенный по принципу корытообразного дольмена и имеющий два отверстия.
Кроме того, на сооружении, расположенном в той же долине на ручье Виноградном, обнаружены два отверстия, причем одно из отверстий выдолблено в плите, которая является крышей. К слову, на Пшаде имеются развалины плиточного дольмена также с отверстием, проделанным в крыше.

Близ станицы Новосвободной исследователи обнаружили многогранный корытообразный мегалит. В той же местности, но в другой крупной группе мегалитов существуют два дольмена, связанные между собой подземным переходом (Богатырская дорога на реке Фарс). Однако необходимо заметить что, к большому сожалению ученых, эти дольмены, как и многие другие мегалиты, были разворочены трактором.

Еще одна разновидность дольменов — подкурганные. Это комплекс Псынако-1, найденный на реке Пшенахо рядом со станицей Анастасиевкой — дольмен с дромосом (узким подземным проходом).
Мегалит создан следующим образом: плиточный дольмен очень аккуратно обложили маленькими камнями, а сверху засыпали глиной, ко входу проведена подземная галерея, стены и потолок которой изготовлены из небольших каменных плит, имеющих неправильную форму (скорее всего первоначально она была иной). Псынако-1 достигает пяти метров в высоту и обложен кромлехом — каменной оградой.

Данный курган был найден археологом Туапсинского краеведческого музея М. К. Тешевым. Долгая работа бульдозеристов была по заслугам вознаграждена: внутри кургана оказался дольмен. По результатам исследований этой мегалитической конструкции, комплекс на реке Пшенахо справедливо можно поставить на один уровень с самыми значительными западноевропейскими сооружениями подобного рода.
Первым, кто начал изучать ориентацию дольменов относительно положения Солнца, был М. К. Тешев. Археолог из Туапсе проследил взаимосвязь между положением Солнца в небе над долиной и обнаруженными вокруг кургана каменными лучами.

Но ученый не успел завершить исследования. Сейчас мегалитический комплекс на реке Пшенахо представляет собой развороченную груду камней, по которой невозможно ничего определить.

В районе Архипо-Осиповки был обнаружен другой подкурганный комплекс с подземным ходом в виде галереи. Этот мегалит не является плиточным. Его стены выложены маленькими камнями, имеющими плоскую форму. Лишь лицевая часть дольмена с проделанным в ней отверстием состоит из цельной плиты. Раскопки этого сооружения в настоящее время проводит археолог из Москвы Б. В. Мелешко.

Существуют дольмены, находящиеся внутри каменных башен, они обнаружены в районе Васильевки (долина Озерейки близ Новороссийска). Возможно эти комплексы первоначально были просто засыпаны землей. Хотя эта версия, пока не находит подтверждения, поскольку во многих случаях структура окружающей местности исключает подобную возможность.
Отдельные дольмены строились на специальных насыпях. Чаще всего такие мегалиты попадаются в верховьях ручья Неожиданного под Лазоревским и долины Аше и группы над поселками Бзыч на реке Шахе.

Нередко мегалитостроители окружали дольмены каменными оградами, называемыми кромлехами. Интересны кромлехи в виде насыпей из камней, находящихся вокруг дольменов и имеющие округлую форму (комплекса Псынако-2).
Здесь ясно вырисовываются расходящиеся лучи, которые были выложены мелкими камнями. То, что кромлехи очень хорошо сохранились, наводит на мысль, что они были сделаны позднее, чем сами дольмены.

Попадаются также и классические кромлехи, составленные из плохо обработанных или необработанных вертикально поставленных камней (например, мегалит в районе ручья Неожиданного или в Гузерипле и др.).
Существуют и дольмены, имеющие небольшие дворики, словно продолжающие сооружение. Для создания этих двориков использовались хорошо обработанные кирпичи каменные блоки.

Пример такого строения представляет собой плиточный мегалит в Джубге. Дворик этого дольмена, вымощен из двух рядов огромных блоков. Вход в него врыт в землю и идет через передний ряд. Судя по всему, первоначально этот дворик имел эллипсовидную форму

Страной мегалитов можно назвать Бретань. Именно из слов бретонского языка, в конце XVII в., и были составлены названия основных типов мегалитических построек (дольмен: daol - стол, men - камень; менгир: men - камень, hir - длинный; кромлех: кromm - закругленный, lec"h - место). Культовые камни в мифологии северо-запада // www.perpettum.narod.ru/essari.htm В Бретани эпоха мегалитического строительства началась около 5000 до н.э. и завершилась около 2500 до н.э. Строители мегалитов не являлись автохтонным населением Арморики. Они пришли с берегов Средиземноморья, постепенно продвигаясь на северо-запад от южного и западного берегов Иберийского полуострова, густо заселив сначала берег Морбиана, между реками Вилен и Этель, а затем и другие земли нынешней Бретани, поднявшись вглубь полуострова по рекам и продвигаясь вдоль побережья.

Дольмены

Дольмены, обычно представляют собой "ящики", составленные из каменных плит, к которым присоединятся, иногда, длинные или короткие галереи. Они являлись коллективными погребальными камерами, о чем свидетельствуют останки костей и вотивные клады (керамика, украшения, топоры из полированного камня). Речь идет о следах захоронений, в основном коллективных, небольших или колоссальных, первоначально покрытых камнями (каирны) или землей (курганы), и, несомненно, снабженных дополнительными конструкциями из дерева. Дольмены могли быть как отдельностоящими сооружениями, так и входить в состав более сложных конструкций.

Вариации дольменов очень многочисленны, и их архитектура изменялась с течением времени. Наиболее древние, были большого размера, но погребальные камеры в них были сокращены; это позволяет предположить, что они были предназначены для некоторых, наиболее значительных деятелей племени. Со временем, объем дольменов сократился, в то время как размеры погребальных камер выросли, и они стали настоящими коллективными могилами. В местечке Шоссе-Тиранкур (Chaussйe-Tirancourt), в Парижском Бассейне, во время исследования подобного захоронения, археологи обнаружили около 250 скелетов. К сожалению, кислотность почвы часто приводит к уничтожению костей. В бронзовом веке, захоронения снова становятся индивидуальными. Позже, во времена римского владычества, некоторые дольмены были приспособлены для удовлетворения религиозных нужд завоевателей, о чем говорят найденные в них многочисленные терракотовые статуэтки римских божеств.

Менгиры

Менгир это вертикально врытый в землю каменный столб. Их высота варьируется от 0,80 метров до 20. Менгиры стоящие отдельно, являются обычно самыми высокими. "Рекордсменом", был Men-er-Hroech (Камень Фей), из Локмариакера (Морбиан), который был разрушен около 1727 г. Самый большой осколок его равнялся 12 м., а в целом виде, он достигал 20 м. в высоту, при приблизительном весе в 350 т. В настоящее время, все самые крупные менгиры находятся в Бретани:

Менгир в Керлоас (Финистер) - 12 м.

Менгир в Каелонан (Кот-д`Армор) - 11,20 м.

Менгир в Пергаль (Кот-д`Армор) - 10,30 м. Хокинс Дж. Кроме Стоунхенджа. М., 1975. С. 63

Существуют, также, менгиры, выстроенные в линию, иногда в несколько параллельных рядов. Самый грандиозный ансамбль такого рода, находится в Карнаке, и насчитывает около 3000 менгиров. Он, безусловно, является наиболее знаменитым мегалитическим ансамблем Бретани и одним из двух (наряду со Стоунхенджем) в мире.

Предназначение менгиров, которые не являются надгробными памятниками, остается загадкой. Из-за отсутствия инструкции по употреблению, оставленной строителями для будущих поколений, археологи осторожно манипулируют несколькими гипотезами. Эти гипотезы, не исключающие друг друга, варьируются в каждом конкретном случае и зависят от самых разных факторов: менгиры изолированные или нет; ряды камней составлены из одного ряда или нескольких, более или менее параллельных; менгиры ориентированные читаемым способом, и т.д. Некоторые могли отмечать территорию, указывать на могилы, или относится к культу вод.

Но гипотеза наиболее часто высказываемая, относится к нескольким большим, сориентированным между востоком и западом рядам камней. Есть предположение, что это атрибуты cолярно-лунного культа, вкупе с сельскохозяйственными методами и астрономическими наблюдениями, и собиравшие возле себя, большие скопления людей, например во время зимнего и летнего cолнцестояний. «Направление некоторых блоков согласно привилегированным направлениям, поддается анализу, - подчеркивает Мишель Ле Гоффи, бретонский археолог, - и когда случаи повторяются, иногда по четко отслеживаемой системе, с полным правом можно думать, что это не случайно. Это почти точно во многих случаях, как в Сен-Жюст и в Карнаке. Но сомнения будут существовать всегда, из-за отсутствия прямых доказательств. Археологические находки среди рядов камней - действительно очень туманны, было найдено немного глиняной посуды и обработанных кремней, но остатки ритуальных костров, датирующихся тем же временем, что и возведение мегалитов, позволяют думать, что они находились вне зоны проживания». Культовые камни в мифологии северо-запада // www.perpettum.narod.ru/essari.htm

Кромлехи

В качестве примера кромлеха можно привести такую общеизвестную постройку как Стоунхенж.

Кромлехами, называют ансамбли менгиров стоящих, чаще всего, кругом или полукружьем и соединенных каменными плитами, лежащими сверху, однако встречаются менгиры, собранные в прямоугольник. На маленьком островке Эр Ланник (Er Lannic), в заливе Морбиана, располагается "двойной кромлех" (в форме двух соприкасающихся кругов).

Кем были строители мегалитов? Их нельзя назвать, но можно с большей или меньшей степенью точности, обрисовать их образ жизни.

В период регионального неолита (4500-2500 до н.э.), произошло радикальное изменение в способе жизни людей. Освоив азы сельского хозяйства и разведение скота, они переходят в этот период к "производительной" стадии (сельское хозяйство - разведение скота). Это изменение приводят людей к оседлому образу жизни и к развитию таких технологий как гончарное дело, ткачество, обработка камня.

Для чего эти народы воздвигали камни? Опыт показывает, что в каждой эпохе люди находили им какое-либо применение, в зависимости от временного контекста и личной фантазии. Люди эпохи бронзы устраивали могилы в дольменах и в рядах менгиров. Галлы, галло-римское население и крестьяне Средних веков, были, вероятно, восхищены возможностью использовать такие красивые камни, в укреплении или строительстве домов. Даже христианство, стремящееся к искоренению языческих культов, сделало это не самым радикальным способом, состоявшим в разрушении мегалитов, вместо этого многочисленные камни были "христианизированы", путем переделывания их в кресты, как в менгир Сен-Узе в Племёр-Боду (Pleumeur-Bodou), департамент Кот-д`Армор. Ну а американские "Джи-Ай" в 1945 собирались использовать ряды карнакских камней как противотанковую защиту от немцев.

Менгиры Дольмены Кромлехи - от самих слов веет чем-то каменным и очень старым. Провожая нас в бретонский городок Локмариакер, друзья напутствовали:

Городок, конечно, маленький, но скучать вам не придется - вокруг одни дольмены и менгиры. Будет чем заняться.

Действительно, буквально на каждом шагу, стоило только выйти из города (а он заканчивался, не успев начаться), мы обнаруживали огромные камни: некоторые стояли, как столбы, другие громоздились один на другом, как гигантские столы, а из третьих были сложены целые галереи. Об этих камнях на протяжении веков, если не тысячелетий, слагались легенды и, что самое забавное, слагаются и до сих пор, правда, под видом ничем не подтверждаемых якобы научных гипотез.

Менгиры Дольмены Кромлехи - послания?

Долгое время считайтесь, что все эти сооружения (они встречаются в Западной Европе, а также кое-где на Кавказе) возвели кельты - суровый и воинственный народ. Камни эти, мол, служили храмами под открытым небом, и друиды, жрецы кельтов, совершали возле них кровавые жертвоприношения.

Что ж, многие и до сих пор так считают, хотя доказано, что загадочные камни стоят на земле уже более трех тысяч лет, а некоторые еще постарше - археологи называют дату 4800 лет до нашей эры. А множество племен, которых мы называем кельтами, появилось гораздо позже - в середине первого тысячелетия до нашей эры. К тому же, если говорить о тех гигантских камнях, которые находятся на территории Великобритании и Франции, то их, скорее всего, действительно использовали друиды, пришедшие на смену неизвестным нам более древним жрецам; ведь эти сооружения строились как языческие капища, а свято место пусто не бывает, и каждая новая религия использует его по-своему. Только вот ведь незадача: на Кавказе, например, друидов и в помине не было, откуда же там взялись такие камни? Впрочем, в фантастических и ненаучно-популярных книжках можно встретить самые неожиданные объяснения всему. Например, что друиды - это засланные к нам инопланетяне или чудом выжившие жители Атлантиды. Если так, то все возможно...

Но настоящие ученые мужественно признаются в собственном неведении: мы не знаем, говорят они, как назывались народы, построившие эти сооружения, не знаем. для чего и как эти постройки использовались. Мы только можем установить их возраст и предположить, что они как-то связаны с культовыми действами. Это не так интересно, как гипотезы романтиков-псевдоученых. но. по крайней мере, честно.

На самом деле никто даже толком не знает, как правильно назвать эти памятники глубокой старины. Стоячие камни принято называть менгирами. Те, которые похожи на столы, - дольменами. Камни, расположенные по кругу, как английский Стоунхендж, кромлехами. В любом путеводителе написано, что эти слова - бретонские, первое означает "длинный камень", второе "стол-камень", а третье "закругленное место". Это так и не так. Да, слово "менгир" пришло во французский язык. а вслед за ним и во все другие из бретонского. Но в бретонском языке такого слова нет, а стоячий камень обозначают совсем другим словом "пельван" - "столбкамень". Как же так получилось? Дело вот в чем: когда ученые, да и просто любители древностей, впервые заинтересовались этими диковинными сооружениями (а было это еще в начале XIX века). они решили выспросить у местного населения, как эти странные штуки называются. Местное население по-французски в те времена изъяснялось с трудом.

Так что с самого начала пошли сплошные недоразумения и недопонимания между носителями местной традиции и исследователями.

Дальше - больше. Те "новые легенды", которые создавали в своих произведениях писатели-романтики - про друидов и певцов-бардов, черпавших свое вдохновение в тени менгиров, ничего не имеют общего с теми преданиями, которые из уст в уста передавали бретонские крестьяне. Крестьяне просто верили в то, что камни эти волшебные. Да и как иначе, ведь сначала они служили язычникам, а когда в Бретань пришло христианство, старые камни не исчезли вместе со старой религией. Первые священники были умными людьми и понимали, что раз местные жители привыкли поклоняться камням-идолам на протяжении не одной тысячи лет, глупо, а то и опасно пытаться в одночасье убедить их в том, что это - грех. И вместо того, чтобы бороться с языческими камнями, священники решили их "приручить", как когда-то уже не раз делали жрецы других религий. Стали же священными источники, почитавшиеся волшебными еще в древности. Чаще всего достаточно было высечь на вершине менгира крест. Иногда даже и этого не делали: просто какая-нибудь старинная церемония с шествием к камню превращалась в крестный ход. И волки сыты, и овцы целы. А что народ рассказывает о странных камнях сказки и легенды - так это естественно.

Особым почитанием всегда была окружена аллея из дольменов, которая находится в Верхней , неподалеку от местечка Эссе называемая "камни фей". Говорят, что для того, чтобы ее построить, знаменитый Мерлин силой своего волшебства перенес тяжелые камни издалека. Что интересно, археологи с удивлением подтверждают: многотонные плиты, из которых сложена аллея, действительно проделали многокилометровый путь, прежде чем их установили около Эссе. Только вот как это делали? И кому, а главное, зачем это понадобилось?

По другой легенде, эту каменную аллею построили феи. Каждая из них должна была за один раз принести три огромных камня для постройки - по одному в каждой руке и один на голове. И горе той фее, которая не удержит хотя бы один камень. Уронив его на землю, она уже не сможет поднять его и продолжать путь - ей приходилось возвращаться и начинать все сначала.

Говорят, что те, кто построил эту аллею, не прочь пошутить с людьми и сейчас. Многие пытаются сосчитать, сколько же камней в постройке, и каждый называет свое число - кто сорок два камня, кто - сорок три, а кто и сорок пять. Даже если один и тот же человек возьмется пересчитывать их по несколько раз, у него ничего не получится каждый раз число камней будет разным. "С дьявольской силой не шути, - говорили в старину, - никто и никогда не мог сосчитать эти камни. Дьявола не перехитришь".

Но влюбленные верили, что феи помогут им выбрать свою судьбу. В старые времена юноши и девушки приходили в ночь новолуния к аллее старинных камней. Юноша обходил их справа, а девушка - слева. Сделав полный круг, они встречались. Если оба насчитали одинаковое число камней, то их союз должен был быть счастливым. Если кто-то из них насчитывал на один или два камня больше - то судьба им предстояла далеко не безоблачная, но, в общем-то, счастливая. Ну а если разница между двумя числами оказывалась слишком большая, то о свадьбе, по поверьям, лучше было и не думать. Впрочем, влюбленных не останавливали даже предостережения фей.

О менгирах тоже ходили легенды. В старину верили, что под стоячими камнями хранятся клады. Например, под менгиром близ города Фужер. Рассказывали, что каждый год в ночь под Рождество к камню прилетает дрозд и приподнимает его, так что можно увидеть лежащие на земле луидоры. Но если ктонибудь захочет воспользоваться этим моментом и выхватить деньги, то огромный менгир раздавит его своей тяжестью.

А есть еще менгиры, которые в рождественскую ночь, пока в церквях служат мессу, сами идут к ручью на водопой, а потом возвращаются на свое место. Горе тому, кто окажется на дороге камня, который несется с огромной скоростью и может сокрушить все на своем пути. Однако, как гласят предания, находятся любители рискнуть: ведь в яме, оставленной отлучившимся менгиром, запросто может оказаться сокровище. Если успеть его забрать, пока менгиры на водопое, остаток жизни проживешь безбедно. Правда, выжить мало кому удавалось: разгневанный менгир обычно гнался за вором, как разъяренный бык, и сминал беднягу в лепешку.

Мы, конечно, не собирались искать сокровища, тем более, что до Рождества было еще далеко. Просто было любопытно посмотреть на камни, о которых столько говорят и пишут. Первым делом мы отправились в небольшой музей под открытым небом, где за скромную плату можно было лицезреть самый большой менгир Бретани - 20 метров в длину, весящий примерно 280 тонн. Правда, гигант не стоял, как положено порядочному менгиру, а лежал на земле, расколотый на несколько частей. Случилось это, скорее всего еще в древности, а от чего - никто не знает. Может быть, древних строителей подвела гигантомания, и они просто не смогли установить чудо-камень и уронили его. Возможно, камень все же постоял какое-то время, но потом обрушился из-за землетрясения. Местные жители утверждают, что его разбила молния. Кто знает, как было на самом деле?

Кстати, далеко не все менгиры и дольмены гигантские. Однажды, еще в студенческие годы (я училась в бретонском городе Ренн), со мной произошел забавный случай. Это было в городке Пон-Лаббе, куда нас с подругой пригласил однокурсник, уроженец этого городка. В числе прочих достопримечательностей он решил показать нам целую поляну дольменов. Мы дружно погрузились в его старенький "форд" и проехали расстояние, которое вполне смогли бы осилить пешком. Выйдя из машины, я начала недоуменно оглядываться: а где же обещанные дольмены?

Да вот же они, - подсказали мне. - посмотри вокруг.

И действительно, полянка была усеяна дольменами. Маленькими: самый высокий доходил мне до колена. Я невольно рассмеялась, однако мой гид стал защищать карликовые дольмены, утверждая, что они не менее древние, чем те многометровые гиганты, которые так любят показывать туристам. Этого я отрицать не стала, но все же полянка произвела на меня несколько гнетущее впечатление и вовсе не из-за размера дольменов. Вспомнились московские лесопарки после майских праздников: под дольменами валялись фантики, окурки и несметное количество пустых бутылок, говоривших о том, что здесь регулярно совершались отнюдь не ритуальные возлияния.

Да, - вздохнул мой провожатый, - не берегут у нас дольмены с менгирами, не берегут... Это еще ничего, это убрать можно, а вот лет двадцать-тридцать назад у нас насмотрелись фильмов про вашу целину и тоже принялись объединять мелкие поля, уничтожать межи... Под горячую руку и менгиры подворачивались: представь себе, стоит посреди поля менгир, вроде никому не мешает. В список памятников не занесен по причине маленького роста. Конечно, можно каждый раз аккуратно объезжать его на тракторе, только это и времени требует, и внимания, и лишней траты топлива. А как же экономия? Вот и выкорчевывали менгиры, о которых ученые и не слышали. Сколько таких камней пропало, никто не знает.

Большим менгирам с дольменами действительно повезло. Их усиленно охраняет государство. В Локмариакере вплотную к ним не подойдешь: они огорожены веревочками, и десятки посетителей бродят толпами по узким дорожкам, глазея направо и налево. За пределами города, правда, есть подземные галереи, по которым можно свободно полазить. Около каждой установлен указатель и панно, объясняющее историю памятника на четырех языках: французском, бретонском, английском и немецком.

Самой красивой мне показалась галерея в местечке Керере, у мыса Керпенхир, километрах в двух от Локмариакера. Мы отправились туда с утра пораньше, чтобы насладиться красотой древнего памятника, не сталкиваясь лбами с себе подобными. Снаружи вид не ахти какой: каменные плиты на вершине небольшого холма, некое подобие норы, у входа в которую небольшой - чуть выше человеческого роста - менгир. Спускаемся в галерею. Пахнет солью и сыростью не мудрено, ведь море совсем рядом. Идти приходится на четвереньках: за несколько тысячелетий огромные плиты успели основательно врасти в землю. Хотя, скорее всего, изначально своды галереи и не были очень высокими; люди были гораздо меньше: вспомните хотя бы рыцарские доспехи в музеях в них влезет не каждый тринадцатилетний мальчик. Что уж говорить про людей пятитысячелетней давности! Имто, наверное, такие галереи казались высокими и просторными. Как бы то ни было, но нам, людям двадцатого века, приходится беречь головы. В полный рост можно распрямиться только в конце галереи, в маленьком зале. И то если рост у вас не выше среднего.

На панно, установленном неподалеку, нарисован план галереи и обозначены две плиты, на которых высечены загадочные рисунки. Однако увидеть их невозможно: в галерее царит мрак, и только изредка кое-где сквозь щель между потолочными плитами пробивается лучик солнца. Пробираться приходится на ощупь, отчего галерея кажется еще более таинственной: неожиданно поворачивает, так же неожиданно оканчивается. Однако нащупать плиты с рисунками мне удалось. Более того, удалось их сфотографировать со вспышкой. И только когда фотографии были готовы, мы смогли узреть послание, оставленное нам древними художниками.

Что обозначают орнаменты из галереи Керере - неизвестно, однако один из них очень напоминает традиционный мотив бретонской вышивки. Надо полагать, что местные кустари испокон веков повторяли орнамент, когда-то увиденный при свете факела в подземных галереях. Рассказывают удивительные вещи: например, на одной из плит дольмена в Локмариакере изображена половина какого-то животного. Вторая половина находится на плите дольмена острова Гавриниз (что в переводе с бретонскою значит "Козий остров"), отстоящего от Локмариакера на четыре километра. Ученые предполагают, что это две части одной, когда-то расколовшейся четырнадцатиметровой каменной стелы, которую поделили между собой два храма. Только неизвестно, на чем можно было вести такую тяжесть по морю до самого острова Гавриниз?

После кромешной темноты летнее солнце ослепляет. Такое впечатление, что мы совершили путешествие во тьму веков - в буквальном смысле этого слова...

Анна Мурадова