Мастерская петра фоменко. Театр “Мастерская Петра Фоменко” Мастерская петра фоменко актерский состав

Это был настоящий бум: в первой половине 90-х на студенческие спектакли курса Петра Наумовича Фоменко в ГИТИСе ломилась вся Москва. Они были настолько хороши, что на основе курса вскоре создали театр. Со своими дипломными постановками недавние выпускники объехали весь мир. С тех пор прошла почти четверть века, но на спектакли легендарных "фоменок" до сих пор не достать билетов.

Звезды

Еще в 90-е молодые актеры с того самого курса стали активно сниматься в кино - и вскоре о них узнали не только театралы Москвы и Питера, но и вся страна. Сестры Полина и Ксения Кутеповы, Галина Тюнина, Карэн Бадалов, Кирилл Пирогов, Мадлен Джабраилова и сегодня звезды этой труппы. Потом по-явились фильмы Алексея Учителя и Сергея Урсуляка, се-риалы "Ликвидация" и "Оттепель" - и огромную популярность обрели снимавшиеся в них Полина Агуреева и Евгений Цыганов. А Ирина Горбачева стала звездой благодаря своим видеоскетчам в "Инстаграме", где у нее 1,8 миллиона подписчиков.

Ирина Горбачева и Юрий Буторин в шекспировском "Сне в летнюю ночь" в постановке Ивана Поповски. Спектакль можно увидеть 20, 23, 26, 27 апреля

Молодая команда

Последние десять лет в театре набирают стажеров, есть и экспериментальное направление, в рамках которого каждый из членов труппы может показать свою работу на "вечере проб и ошибок". Все это помогло "Мастерской" обрести новое дыхание. Из стажерских работ вырос, например, спектакль "Рыжий", в основе которого стихи екатеринбургского поэта Бориса Рыжего, трагически погибшего в 26 лет. Премьеры же этого сезона - спектакли в духе историй плаща и шпаги, где молодость и темперамент стажеров выгодно оттенены романтическим сюжетом. В декабре вышли "Испанцы в Дании" Мериме в постановке Кирилла Пирогова, а в мае художественный руководитель театра Евгений Каменькович выпустит "Капитана Фракасса" Готье.

Спектакль "Рыжий" — музыкальное путешествие из Екатеринбурга в Свердловск на стихи Бориса Рыжего; режиссер — Юрий Буторин. Спектакль можно увидеть 23 мая

Искренность

Здесь особая манера игры. Идет она от режиссуры Петра Фоменко, в спектаклях которого органично сочетаются легкость и грусть, понимание пленительности жизни и ее глубокого драматизма. Взгляд мэтра на своих учеников был полон нежности - и актеры очаровывали обаянием, живостью исполнения. Между сценой и залом и сегодня нет психологической "четвертой стены": кажется, на подмостках те же молодые люди, что ходят по улицам города и сидят в кафе, - умные, свободные, интеллигентные. По-хорошему свои.

Яркая подача

У "фоменок" есть вкус к визуальным эффектам. Главным специалистом по театральной магии считается режиссер Иван Поповски: на его "Алису в Зазеркалье", где по небу плывут слоны, а на сцене вдруг возникает гладь озера, и сегодня попасть непросто. Еще сложнее - на "Сон в летнюю ночь": билеты разлетаются в первый же день продаж. Новая эффектная постановка вышла в "Мастерской" недавно: французский режиссер Кристоф Рок поставил "Амфитриона" Мольера. В огромном зеркале, подвешенном над сценой, отражается множество горящих свечей и рыжие волосы сестер Кутеповых в ролях жены главного героя Алкмены и ее служанки. Смотрится красиво!

Александр Мичков и Полина Айрапетова (на фото — в спектакле "Испанцы в Дании") — одни из самых ярких молодых артистов "Мастерской". Спектакль можно увидеть 13, 14, 19, 24 апреля

Репертуар

Здесь идет то, что практически нигде не увидишь. Не то чтобы этот принцип спе-циально ставился во главу угла - так получилось само, очень уж много людей реализует в этих стенах свои идеи. Интеллектуальный выбор отличает Евгения Каменьковича - это он поставил спектакль "Самое важное" по сложнейшему роману Михаила Шишкина "Венерин волос", он замахнулся на "Улисса" Джойса и на пьесу Фридриха Горенштейна "Волемир", которая прежде никогда не шла. Да и недавние "Испанцы в Дании" - исключительная редкость на нашей сцене. Так что здесь можно не только увидеть хороший спектакль, но и расширить свой кругозор.

Евгений Цыганов и Полина Агуреева в спектакле Петра Фоменко "Одна абсолютно счастливая деревня". Спектакль можно увидеть 30 апреля Текст: Александра Машукова

«СОН в летнюю ночь», или «Не любите, граждане! И дольше проживёте».
6 января 2017, когда в Москве свирепствовали морозы за 20 градусов, мы с предвкушением чуда поехали в Театр Фоменко на Кутузовском. Надо сказать, что нашему появлению на спектакле препятствовала не только погода, но и несовершенства транспортной системы столицы. Так, например, маршрут, который нам выдал гаджет, оказался неверным, и мы не смогли съехать с третьего кольца и оказаться на набережной Шевченко. Долгие блуждания по Кутузовскому туда и обратно в попытке развернуться привели к опозданию в театр, но не тотальному.
Мы первый акт сидели на балконе, и в этом оказалось счастье, потому что когда во 2-ом акте мы пересели в партер, то чары окончательно развеялись. Чары, в общем-то, развеялись ещё в первом акте, когда мы стали свидетелями слабой актерской игры.

Герои комедии Шекспира, а именно, две молодые пары, чьи любовные страдания и составляют основной романтический сюжет пьесы, оказались издали совершенно неразличимы. Если бы не разные имена, то было бы сложно распознать Елену от Гермии, а Лисандра от Деметрия. Если бы не активное передвижение актёров по сцене, то было бы откровенно скучно смотреть на них. Впрочем, может быть, такова была задумка режиссера – сделать влюбленных почти одинаковыми, чтобы их «любовь» приобрела условный характер заразного душевного заболевания человека: «любил» одну, потом переключился на другую, такую же – поменял шило на мыло и сам не понял зачем.

Но что касается Оберона/Тезея, и Титании/Ипполиты, то с ними проблема та же – актеры просто переодеваются и прогуливаются по сцене. Единственно, кому удается быть интересными, – это Пирам (Казаков) и Фисба (Пирогов). Этот комический дуэт «взрывает» зрительный зал, оправдывая жанр не только театрального действа, но и зрительские надежды. Остальные персонажи – просто переодетые москвичи начала ХХ1 века.
Театр переживания требует актёрских затрат(эмоционально-интеллектуальных), Театр представления требует филигранно точной пластики и жеста, характерности или типажа. Данный спектакль, как мне не жаль, в полной мере не относится ни к одному из способов театрального действа. Отсюда, слабость и невнятность актерского существования на сцене - не спасает ни молодой задор, ни опыт известных лиц.
Единственное, помимо Пирама и Фисбы, что вызывает восхищение – это постановочные трюки. Великолепно «живут» на сцене: тончайший огромный полог, занавеси, музыка и свет. Музыканты наверху, в колокольчиках, действуют просто магически. Это удивительно и завораживает.

Если же говорить о смыслах постановки, то она откровенно издевается над влюбленными и любовью, представляя это чувство как влияние на людей каких-то невидимых манипуляторов.
И то верно: Лисандр и Деметрий легко меняют объекты своего страстного чувства, даже Титания готова отдаться ослу, а уж Пирам и Фисба – вообще, жертвы безумной любви, готовы уничтожить себя из-за невнятных свидетельств ложной гибели одного из влюбленных (испачканный кровью шарф Фисбы подвигает Пирама на самоубийство).
И вся эта череда нелепостей – результат странного чувства, которое способны испытывать люди. В финале, когда после представленного ремесленниками действа с чередой самоубийств из-за любви, зритель уже умирает от хохота, совершенно неважно, что там происходит с Тезеем, Ипполитой, Деметрием и др. Так что смысл спектакля очевиден – глупо из-за непонятной болезни (любви) рисковать статусом, благополучием и прочими благами Жизни.

Если же говорить всерьез, то статья Аникста о комедии Шекспира сейчас воспринимается анахронизмом. О каком «романтическом чувстве», «побеждающем все преграды», может идти здесь речь? Тем более в наше время власти Золотого Тельца?!
Ведь Оберон манипулирует Титанией; Деметрий, как и Лисандр, легко меняет возлюбленных, становясь жертвой проделок Робина. А трагическая история влюбленных Пирама и Фисбы высмеяна в пьесе Шекспира довольно жестоко. Нет. Любовь в комедии «Сон в летнюю ночь» – это странная и непредсказуемая игра случая, которая чревата заблуждениями, а то и безумием, это манипуляции неведомых сил над слабой человеческой природой.
Так что, если бы к замечательным сценическим эффектам этого спектакля прибавить более энергозатратную и осмысленную игру актёров, или хотя бы более индивидуализированную и наработанную пластику и жест, то было бы намного занятнее смотреть это действо. Появились бы контрасты историй влюбленных афинян, царя эльфов и розыгрыша ремесленников. А так всё сливается в какую-то вялотекущую насмешку над всеми влюбленными планеты Земля.
Отдельно надо похвалить публику, пришедшую в театр! Какие у нас замечательные зрители – сами платят и сами готовы смеяться малейшему жесту. Кажется, покажи им просто пальчик, а они уже дофантазируют всё остальное и самым лучшим образом.

1. ФОМЕНКО Анатолий Тимофеевич (род. 1945), математик, академик РАН (1994). Труды по многомерному вариационному исчислению, дифференциальной геометрии и топологии. Государственная премия Российской Федерации 1996). Один из авторов книг,… … Русская история

Фоменко П. Н. - ФОМÉНКО Пётр Наумович (р. 1932), режиссёр, педагог, нар. арт. Рос. Федерации (1993). В 1972–75 в Ленингр. т ре комедии (с 1977 гл. реж.), с 1982 в Моск. т ре им. Вл. Маяковского, с 1989 в Т ре им. Евг. Вахтангова. Для режиссёрской манеры Ф.… … Биографический словарь

- «МАСТЕРСКАЯ ПЕТРА ФОМЕНКО» (Московский театр «Мастерская Петра Фоменко»), основана в 1993 на базе выпускного курса ГИТИСА (ныне РАТИ). Художественный руководитель П. Н. Фоменко (см. ФОМЕНКО Петр Наумович). С мастером также работают режиссеры: Е.… … Энциклопедический словарь

- (р. 13.07.1932, Москва), режиссер, сценарист, актер. Народный артист России (1993). Приз «Хрустальная Турандот» (1992, за спектакли «Без вины виноватые» в театре Вахтангова и «Волки и овцы» РАТИ); Лауреат премии «Московские сезоны» (1993, за… … Энциклопедия кино

Фоменко, Пётр Наумович - Фоменко, Петр Наумович ФОМЕНКО Петр Наумович (родился в 1932), режиссер, педагог. Ставил спектакли в различных театрах Москвы. В 1972 75 в Ленинградском театре комедии, с 1977 главный режиссер; с 1982 в Московском театре имени Вл. Маяковского, с… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Петр Наумович (родился в 1932), режиссер, педагог. Ставил спектакли в различных театрах Москвы. В 1972 75 в Ленинградском театре комедии, с 1977 главный режиссер; с 1982 в Московском театре имени Вл. Маяковского, с 1989 в Театре имени Евг.… … Современная энциклопедия

- (р. 1932) российский режиссер, педагог, народный артист России (1993). В 1972 75 в Ленинградском театре комедии (с 1977 главный режиссер), с 1982 в Московском театре им. Маяковского, с 1989 в Московском театре им. Евгения Вахтангова. Среди… … Большой Энциклопедический словарь

Пётр Наумович Фоменко Имя при рождении: Пётр Наумович Фоменко … Википедия

Пётр Фоменко [[Изображение:‎|200px|Фото]] Имя при рождении: Пётр Наумович Фоменко Дата рождения: 13 июля 1932 (76 лет)(19320713) Место рождения: Москва … Википедия

Книги

  • В кварталах дальних и печальных... , Борис Рыжий. Борис Рыжий родился поэтом. За его короткую поэтическую жизнь на свет появилось более 1000 стихотворений. В сборнике "В кварталах дальних и печальных" представлены стихи 1992-2001 годов.…
  • Петр Фоменко. Энергия заблуждения , Н. Колесова. Петр Наумович Фоменко - из породы титанов. Создатель собственного театра, жившийпо своим законам - вопреки ударам судьбы, идеологическому прессингу, гонениям. Он всегда оставался верным себе.…

Официальной датой рождения театра «Мастерская П. Фоменко» принято считать 1993 год, когда Мэром Москвы было подписано постановление об учреждении муниципального театра под руководством Петра Наумовича Фоменко. Однако сами «фоменки» ведут отсчет своей биографии с июля 1988 года. Тогда Петр Фоменко набрал вторую группу своей учебной мастерской на режиссерском факультете Российской Академии Театрального Искусства (ГИТИС).
Название для театра возникло само собой: просто слово «мастерская», коим в ГИТИСе именуется каждый курс, из прозвища стало именем. Так родился Московский театр «Мастерская Петра Фоменко», где помимо самого художественного руководителя ставили и ставят спектакли режиссеры Сергей Женовач, Евгений Каменькович, Иван Поповски, Николай Дручек. Театр регулярно пополняется учениками мастера. В 1997 году постановлением Правительства Москвы театру было передано в хозяйственное ведение помещение. После ремонта и реконструкции, 13 января 2000 года, состоялось торжественное открытие нового театрального здания.
Московский театр «Мастерская П. Фоменко» неоднократно был отмечен различными наградами и премиями: премией им. Станиславского (2000), национальной театральной премии «Золотая Маска» (2001, 2002), премией им. Товстоногова (2001), премией «Триумф» (2001). Получал призы и награды на различных театральных фестивалях: международном фестивале «Херсонесские игры» (1993), международном театральном фестивале «Контакт» в Польше (1993, 1996), белградском фестивале BITEF (1997), вологодском фестивале «Голоса истории» (2001).
Театр принимал участие в программах различных российских и международных фестивалей, в том числе Международном Чеховском фестивале (1998), Рождественском фестивале в Новосибирске (1997, 2001), вологодском фестивале «Голоса истории» (2001), севастопольском фестивале «Херсонесские игры» (1993), польском фестивале «Контакт» (1993, 1996), венецианском Бьеннале (1995), фестивале в Авиньоне (1997), белградском фестивале BITEF (1997), боннском театральном Бьеннале (1997), Осеннем парижском (1998, 2002, 2003) и Осеннем мадридском (2002, 2003) фестивалях. Много и успешно гастролировал по городам России, Европы, Латинской Америки, США и Японии.