Конфликт начальника с сотрудником что делать. Конфликт с начальником

Профессиональные конфликты - неизбежное зло. Нам приходится отстаивать свою точку зрения, указывать другим на их ошибки, добиваться своего в условиях нехватки времени или ресурсов. Иногда это сложно и даже болезненно, особенно если не все участники конфликта готовы соблюдать трудовую этику.

В рабочей обстановке конфронтация - часть производственного процесса, и чаще всего локальные стычки проходят быстро и вполне корректно: обе стороны понимают свою роль и ориентируются на результат. Как следствие, трудовые конфликты уже содержат в себе зерно компромисса, который нужно просто найти. Но иногда нам приходится столкнуться с теми, кто «играет грязно», используя в рабочей ситуации методы бытового скандала: переход на личности, завуалированные или прямые оскорбления и подмену понятий. Делает все, чтобы превратить конструктивную беседу в бытовую свару. В чем же причины возникновения такого рода конфликтов?

Что отстаивает агрессор

«Добровольно вступающий в конфликтную коммуникацию человек, как правило, уже переживал чувство униженности», - говорит психолог Анатолий Добин. Такое чувство, к сожалению, переживал практически каждый, но для некоторых людей опыт унижения оказывается разрушительным. Например, если он получен в детстве, от значимых для ребенка людей.

«Таким людям, - продолжает Анатолий Добин, - свойственны подозрительность и стремление постоянно контролировать свое окружение. Их цель - не допустить повторения унижения своей личности». К сожалению, это проявляется как обидчивость и склонность видеть нападение там, где его нет. Когда к такому человеку приходят с рабочими предложениями, он может принять их за попытку принизить его как личность и профессионала.

Налицо конфликт, но не интересов, а представлений о ситуации. В то время как один из участников производственного конфликта считает, что речь идет о рабочих моментах, которые нужно обсудить и двигаться дальше, другой полагает, что его честь и достоинство в опасности, а потому необходимо немедленно их отстоять. Унизив чужое достоинство.

Цель агрессора - задеть, найти чувствительную струну собеседника

В ход идут гендерные стереотипы («женщины ничего не соображают»), оскорбления по признаку возраста («молода еще мне указывать»), намеки на некомпетентность («понабрали по объявлению») или чью-то протекцию («папочка пристроил»). Это может быть прямо и грубо или завуалированно, но от этого не менее оскорбительно. Для агрессора нет запретных тем, и рано или поздно он добивается своего: задев чувствительную струну, окончательно перетаскивает своего собеседника из рабочей ситуации в бытовой конфликт.

Стоит хоть раз ответить на оскорбление оскорблением или даже просто показать, что слова вас задели, и агрессор может праздновать победу: рабочая тема забыта, результат не достигнут, зато потрепаны нервы и унижено человеческое достоинство.

Есть только один способ выйти из подобной ситуации с честью: не входить в нее. Однако речь не идет об избегании конфронтации. Путь решения профессионального конфликта - в последовательном стремлении удержать ситуацию в рамках рабочих переговоров. Пусть другой старается обидеть вас или задеть, вы должны добиться результата, и только это имеет значение. В первую очередь для этого необходимо держать себя в руках.

Как избежать конфликта

«Если вы потеряли контроль над собой - вы потеряли все, - говорит психолог Роберт Бейкел из Университета Торонто. - Манипулятивное поведение направлено на то, чтобы вызвать у вас эмоциональную реакцию, заставить вас вести себя агрессивно или, напротив, защищаться. Если мы теряем самообладание, мы делаем именно то, чего от нас хотят манипуляторы. И проигрываем, поскольку вступаем в игру, выиграть в которой невозможно. Самоконтроль обязателен, и это именно контроль поведения. Вы можете разозлиться или расстроиться, если таков ваш выбор, но за поведением своим нужно следить».

Доктор Бейкел предлагает несколько простых правил, следуя которым вежливый, воспитанный, социализованный человек может выйти победителем из трудового конфликта с агрессивным манипулятором.

Не спешите отвечать. Прежде чем вступать в конфликт на работе, подумайте, как можно разобраться с ситуацией, испытывая и вызывая минимум неприятных эмоций. Только потом действуйте.

Да, это означает, что вы должны позаботиться не только о своих чувствах, но и о чувствах вашего собеседника. Помнить, что он человек, пусть и ведет себя неподобающе. Что ему тоже может быть больно. Более того, ему больно прямо сейчас, и пусть не вы тому виной, в вашей власти не усугублять его страдания.

Обратите внимание на скорость и громкость своей речи. Возбужденный человек склонен говорить все быстрее и громче, заставляя собеседника также повышать голос. Чем быстрее речь, тем меньше в ней мысли и тем выше вероятность, что будет сказано нечто непоправимое. Не спешите. Взвешивайте свои слова.

Если возможно - возьмите тайм-аут. Это не означает, что вам нужно уклониться от конфликта, скорее - отложить его. Если вы видите, что ваш противник кипит от негативных эмоций, предложите ему перенести беседу. «Я не готова говорить с вами об этом сейчас. Давайте назначим встречу на завтра». Таким образом вы получите время на подготовку, а ваш противник - время остыть. Кроме того, поскольку конфликт происходит в коллективе и на глазах коллег, возможно, кто-то из них использует свое влияние, чтобы успокоить агрессора.

Не рискуйте. Иногда нам кажется, что одним метким ударом - например, хорошей шуткой или особенно убийственным аргументом - можно положить конец конфронтации. Но то, что так хорошо срабатывает в ситкомах, крайне редко работает в жизни. Будьте корректны и не пытайтесь закончить все одним махом.

Ориентируйтесь на результат . Мы получаем то, на чем сосредоточены. Если некто ведет себя агрессивно и провоцирует вас на конфликт, вы можете сконцентрироваться на оскорблениях, и тогда их станет только больше. А можно перевести беседу в конструктивное русло, оставляя провокации и оскорбления за кадром. И это приводит нас к главной рекомендации.

Слова, которые помогут в конфронтации

  • «Да». Даже аргументы против нужно начинать со слова «да» - человеку свойственно успокаиваться, когда с ним соглашаются.
  • «Мы». Не «мы против вас», а «мы с вами». Попробуйте включить себя и другого участника конфликта в одну социальную группу: люди проще встают на сторону представителей «своего племени».
  • «Я понимаю, что вы расстроены» - в ответ на все попытки оскорбить вас. Так вы одновременно отвергаете оскорбление и даруете за него прощение.
  • «Это действительно нелегко» и прочие фразы, которые покажут: вы осознаете, что вашему противнику живется несладко, но ситуация требует дополнительных усилий.
  • «Я вас услышал/а» - почти запрещенный прием. Употреблять только в том случае, если негативная аргументация пошла по кругу, и круг это третий.
  • «Давайте оба возьмем тайм-аут и встретимся через час (в три, завтра в десять)» - если вы понимаете, что собеседник под натиском эмоций утратил связь с реальностью.

Не хватайте «приманку». «Приманка» - это слова, у которых нет иной цели, кроме как заставить вас потерять самообладание, контроль над собой и над ходом беседы. Выйдя из себя, вы отдаете бразды правления в руки человека, который не склонен блюсти ваши интересы. Все ругательства, все оскорбления, все сексистские, расистские замечания суть «приманки», призванные отвлечь нас от сути рабочего конфликта. Ответ на них прост: «Я понимаю, что вы расстроены, но работа должна быть сделана».

Не поддавайтесь. Не отвечайте ударом на удар. Не подавайте виду, что вы вообще заметили этот удар. Все, что нужно, - это гнуть свою линию.

Да, это сложно. Человек, который сейчас пытается причинить вам боль, может быть жестоким. Но только вам решать, увенчаются ли его попытки успехом. Только вам решать, будет ли вам действительно больно. Кстати, боль утихнет, как только вы добьетесь своего: например, обещания выполнить работу к среде, предоставить техническую поддержку или дать финансирование. Результат - удивительный лекарь для израненной души, и только он, по большому счету имеет значение. Конечно, если речь идет о работе, а не о любви.

Конфликты на работе – ситуация типичная, от которой никто не застрахован. На деле, хотя бы раз за всю свою карьерную жизнь сотрудник компании становится: либо участником конфликтной ситуации, либо её очевидцем.

В большинстве случаев работник, попавший под магическое действие «столкновения взглядов», даже не пытается уйти от накала страстей. А напротив – действует импульсивно: такое поведение просто не может окончиться благополучно.

О том, как разрешить конфликтные нюансы, какие средства и методики советуют применять психологи, — узнайте из нашего материала.

Причины разногласий

К сожалению, бесконфликтная жизнь – как в формате личных взаимоотношений, так и в деловой среде – практически невозможна. Первоисточники всех проблем заключаются в самих людях: в их взглядах и потребностях, ценностях и привычках.

Одни с жаром бросаются в омут коммуникационной войны, пытаясь остаться единственными «правдообладателями», другие – пытаются миновать бурю, избежав, но не погасив конфликт на работе.

Как им это удаётся? Прежде всего мудрые люди стремятся узнать причину конфликта, а затем «выстраивают» оптимальную цепочку того, как себя вести в отдельной ситуации.

Рассмотрим основные причины «рабочих» конфликтов:

  1. Элементарная психологическая несовместимость сотрудников, работающих над одним делом: например, холерики и меланхолики.
  2. Некомпетентное распределение рабочих функций : перекладывание прямых полномочий и обязанностей на плечи коллеги может привести к серьёзным разногласиям.
  3. Наличие межличностных отношений в трудовом коллективе : участник конфликта, поддерживаемый большей частью коллег, ведёт себя уверенней и агрессивней по отношению к своему оппоненту. Одобрение и поддержка товарищей стимулирует продолжение «столкновенческих» рецидивов: конфликтная ситуация на работе станет в этом случае обычным делом.
  4. Стандартное недопонимание : виной тому – типичные речевые и социальные барьеры. Конфликт растёт на плодотворной почве болезненной разницы в социальном положении: профессору с присущим ему форматом мышления и профессиональным опытом довольно сложно объяснить мысль простому рабочему.

Нейтрализуйте!

Ссоры между сотрудниками были и будут, — это необходимо понимать. Однако стоит осознавать следующее: либо неприятное событие полностью завладевает вами, либо вы сами управляете ситуацией.

Если на работе конфликт с коллегой продолжается не первый месяц, и вы не знаете, как его ликвидировать, постарайтесь применить следующие методы нейтрализации оппонентов:

  • Осознание того, что произошло, — это первое и основное действие, которое следует совершить в конфликтной ситуации. Оценивайте событие рационально и хладнокровно. Если хватит уровня и навыков, постарайтесь с достоинством уйти от ссоры: говорите медленно и спокойно.
  • Срыв шаблона . Если раздор произошёл с начальством, для нейтрализации вышестоящего оппонента используйте хитрый метод сенсорного переключения: нечаянно уроните карандаш, покашляйте, скажите что-нибудь не связанное с конфликтом. В этом случае агрессия вас не достигнет.
  • Атака вопросами и «соглашательство» . Конфликт случился непосредственно с руководителем компании? В таком случае методом оправданных соглашений и уточняющих вопросов, заданных спокойным тоном, постарайтесь выяснить, в чём именно вы допустили оплошность. Попросите начальника «без криков» разъяснить ситуацию.
  • Комплиментарность . Советуйтесь с настроенным против вас человеком, взывайте к его компетенции и профессиональным навыкам, игнорируя – в хорошем смысле – возможные нападки с его стороны.
  • Техника снайпера . Как уладить конфликт на работе, если вас пытается задирать коллега? Просто не воспринимайте его провокации, а когда он попытается настоять на своей точке зрения, равнодушно переспросите последнюю фразу, ссылаясь на то, что «не расслышали её». Это, как правило, отвлекает оппонента и снижает степень агрессии.
  • Конструктивный диалог – самый цивилизованный метод общения. Пригласите сотрудника, испытывающего к вам неприязнь, на чашечку кофе и спокойно расспросите его по поводу причин его негативного отношения к вам.

Усмиряйте и предупреждайте!

Вам попался вспыльчивый и придирчивый руководитель? Даже не пытайтесь «наставить его на путь истинный»! Человек этот устоявшийся, со своими «тараканами» и внутренними комплексами. Лучше увольтесь.

Если же тёплое рабочее «гнёздышко» покидать вы не намерены, тогда придётся приспосабливаться. Постарайтесь предупреждать конфликты с коллегами и начальством. Будьте в курсе ситуации: придя в рабочий коллектив впервые, постарайтесь выявить все созданные коалиции и их неформальных лидеров.

Если на работе конфликт с начальством: молитва и некоторые мудрые методики помогут вам его ликвидировать. С агрессивным руководством рекомендуется быть круглосуточно во всеоружии. Начинайте готовиться к рабочим будням ещё дома: мысленно прочитайте молитву своему Ангелу, а на работе – усмиряющее прошение пророку Давиду об укрощении гнева.

Дополненный образ

  • Уверенная и спокойная интонация: выдержанный тон.
  • Средний тембр голоса и плавный речевой темп.
  • Взгляд между бровями: обезоруживает противника и подавляет агрессивный настрой.
  • Прямая расслабленная спина: придаст уверенности.

Помните, что переживать из-за конфликтов не стоит, их надо решать! Либо его можно уладить мирно, сохраняя свои нервы и здоровье, либо, если же нет другого варианта, можно всегда найти новое место работы! Заботьтесь о себе и сохраняйте свое и чужое душевное спокойствие!

The Village с помощью экспертов продолжает находить ответы на рабочие вопросы. На этот раз собрали разные мнения о том, как разрешить конфликт с руководством, случившийся на почве разногласий в работе или просто из-за несовпадения характеров.

Елена Яхонтова

профессор Высшей школы корпоративного управления, доктор социологических наук

Споры и конфликты с начальником не на производственные темы никогда не украшают работника. Поэтому первое, что нужно сделать, это извиниться за глупость. В этом случае есть шанс нормально продолжать работу и хорошо расстаться при увольнении.

Начальники бывают и умными и глупыми. Они тоже люди и нередко сами провоцируют подчинённых на споры и конфликты. Подчинённое положение сотрудника обязывает его к повышенному благоразумию и осознанию последствий, особенно когда на рынке труда найти хорошую работу крайне сложно. Вдвойне надо быть осторожным, имея дело с глупым руководителем. Универсальное правило и одновременно народная мудрость – «молчание - золото». В ответ на провокации лучше промолчать, чем вступать в бессмысленнее споры.

Что касается производственных споров, то их вести лучше в форме дискуссий, то есть ориентируясь на уважение к точке зрения собеседника и на поиск истины, а не только стремясь доказать свою правоту. Однако вести дискуссии можно преимущественно с умными руководителями.
К глупым всё равно придётся приспосабливаться и решать деловые вопросы, уклоняясь от бессмысленных диалогов.

Ирина Петрова

директор по персоналу Coca-Cola HBC Россия

Чтобы после конфликта с начальством не хотелось уволиться, учитесь строить эффективные рабочие отношения. Часто конфликты по рабочим вопросам происходят из-за того, что ожидания сторон не совпадают. Самый простой способ этого избежать – проговорить с руководителем, что вы ждёте друг от друга, договориться о картине успеха «на берегу», до начала проекта или задания. Главное, чтобы сотрудник не боялся быть инициатором разговоров с начальником и сам проявлял инициативу получить обратную связь, не дожидаясь окончания проекта. Так повышается вероятность того, что итоговый результат работы устроит всех, а если что-то пойдет не так, вы сможете вовремя исправить ситуацию. По итогам проекта важно конструктивно обсудить, над чем стоит еще поработать, чтобы в будущем улучшить результаты.

Кроме того, бывает так, что причина рабочих конфликтов вовсе не в руководителе, а в самом сотруднике. Чтобы посмотреть на себя со стороны, сотрудник может пройти оценку «360 градусов» и получить полную и анонимную обратную связь не только от начальника, но и от коллег из разных отделов, с которыми он взаимодействует в рабочем процессе. Результаты могут быть очень неожиданными. Этот инструмент помогает работнику обратить внимание на зоны для развития и вовремя пересмотреть свое поведение, если это необходимо.

Ещё одним эффективным методом решения конфликтной ситуации с начальством является коучинговая сессия. Сотрудник приходит на беседу с сертифицированным коучем и обсуждает сложившуюся ситуацию. Говорит в основном сам сотрудник, описывает проблему и причины, по которым, с его точки зрения, она могла возникнуть. Коуч лишь задает уточняющие и направляющие вопросы. Отвечая на них, человек самостоятельно находит пути выхода из сложной ситуации, подчас нестандартные.

Анастасия Данкова

тренер тренинговой компании OD&M кадрового холдинга Gi Group

Общий язык на работе с кем бы то ни было – это, наверное, самый главный фактор, по которому сотрудники оценивают собственное удовольствие от работы (профессиональную составляющую сейчас оставляем за скобками). Однако это всегда результат ежедневной кропотливой работы всех участников процесса. Поэтому первый и основной рецепт разрешения спора с коллегой или начальником – не доводить дело до конфликта.

Спор – это столкновение мнений, суждений, гипотез, словом, нескольких рациональных точек зрения.
А конфликт – это столкновение самолюбий, амбиций, то есть эмоций. Следовательно, любую точку зрения можно аргументировать, перевести собственные желания на бизнес-язык, использовать стандартные техники переговоров и даже работы с негативом. И, как и в переговорах, стоит придерживаться стратегии «win-win», чтобы не задеть ничьего самолюбия даже случайно.

Если же речь идет о недовольстве вышестоящего начальства, то лично я бы посоветовала сначала соблюсти субординацию и постараться решить вопрос через линейного руководителя или, если это невозможно, запросила у непосредственного начальника разрешение на обращение к большому боссу напрямую. Разумеется,
к такому разговору нужно готовиться – продумать линию поведения, возможные вопросы и свои ответы на них.

Часто источниками конфликта бывает не суть высказывания, а его форма. То есть будь то же самое пожелание озвучено с нейтральной интонацией и в спокойных выражениях, оно было бы тут же принято к исполнению, возможно, даже с благодарностью. Но как только подключаются эмоции, «какое право он имел право разговаривать со мной в таком ключе!», то на этом заканчивается возможность решения самой ситуации.

Возьмите паузу, выдохните и спокойно оцените последствия. Очень может быть, что вторая сторона сама сожалеет о своей несдержанности, и тоже лелеет свое самолюбие и не идёт первой на мировую. Начните разговор сами. Лично мне в таких ситуациях сильно помогало высказывание «Прав не тот, кто прав, а кто первым прекратил конфликт». Худой мир всегда лучше доброй ссоры.

Кирилл Маментьев

адвокатское бюро "Маментьев, Татаринова
и партнеры"

Отношения между работником и работодателем в любой момент могут измениться, даже если вы самый успешный и полезный винтик в глобальном механизме. В любом случае трудовое законодательство в большей степени стоит на защите прав и интересов работника, а манипуляция с необдуманным увольнением, как правило, перерастает в судебный процесс, где работодатель может уверенно проиграть.

Я знаю, что в большинстве конфликтных случаев всегда можно договориться, работодатель всегда заинтересован тихо и без последствий расстаться с нежелательным персонажем, но всему помехой может стать упёртая уверенность в своей правоте и тогда без суда не обойтись. Работнику, у которого сложилась конфликтная ситуация, необходимо проконсультироваться с юристом и в дальнейшем при милом общении со своим начальством указать на свою юридическую грамотность, это всегда помогает. Если вы не находите общий язык с непосредственным руководителем, то займитесь работой,
а не попытками выглядеть лучше или вовсе начать играть несвойственную вам роль всеугодливого шута, будьте самим собой.

А вот в случае с конфликтом не на рабочую тему сложнее, так как в коллективе слухи рождаются, приумножаются и переворачиваются с ног на голову. Есть несколько советов, которые работают как швейцарские часы: не злоупотреблять алкоголем на корпоративах, не заводить интимных отношений с коллегами и следить за тем, о чем и как вы говорите окружающим. Если соблюдать эти три правила, 90% проблем с начальством вы точно избежите.

обложка: Даша Кошкина

От конфликтной ситуации на работе не застрахован никто. Любой работник хотя бы раз сам был участником такого конфликта, или наблюдал его со стороны. Далеко не все задумываются над тем, как уладить конфликт на работе, и предпочитают действовать импульсивно. Но такие знания необходимо получить каждому работнику: когда-нибудь они пригодятся.

Как не допустить рабочего конфликта

Для начала приведем несколько правил, придерживаясь которых, вы с большой вероятностью сможете избежать конфликтных ситуаций на работе.

  1. Правильно выбирайте место работы. Многие конфликты возникают по причине того, что работника не устраивает маленькая зарплата, отсутствие карьерного роста и так далее. Когда вы находитесь на этапе собеседования в компанию, надо хорошо разузнать все существенные для вас моменты. По крайней мере, о возможности карьерного роста точно можно разузнать.
  2. Знайте свои обязанности. Конфликты часто возникают, когда работник неправильно понимает свои должностные обязанности. Или кто-то из коллег нагло пытается спихнуть на него свою работу. Поэтому свои рабочие обязанности надо хорошо уяснить. Как правило, на всех должностях есть должностная инструкция и безусловно, её надо придерживаться. Но, как говорится, «хочешь всех разозлить - действуй в рамках инструкции». Поэтому не исключается периодическая помощь коллегам в их работе, периодическое выполнение просьб начальства «сделать то, что в прямые обязанности не входит». Здесь важно не допустить, чтобы вам сели на шею и уметь мягко отказывать.
  3. Умейте слушать чужие точки зрения. Нередко конфликты возникают из-за несовпадения точек зрения коллег по тому или иному рабочему вопросу. Важно уметь выслушать того,чье мнение отлично от вашего.
  4. Не давайте повода для конфликта: исключите опоздания, грубость, хамство со своей стороны.
  5. Не участвуйте в сплетнях. От сплетен может родиться самый неприятный конфликт - межличностный. В отличие от рабочего, преодолеть его куда сложнее. Если вы не будете сплетничать на работе, то снизите вероятность межличностного конфликта в разы.

Если все-таки конфликт случился, попробуйте выполнить нижеследующие рекомендации.

Конфликт с коллегой

Зачастую конфликт с коллегой оканчивается взаимной отчужденностью. Это не так страшно, ведь работа создана для того, чтобы работать, а не чтобы заводить друзей-приятелей. Гораздо страшнее, когда вам начинают грубить, хамить, и даже подставлять вас. В таком случае:

  1. Не пытайтесь отплатить той же монетой. Холодной вежливости будет достаточно. С другой стороны, это не значит, что нужно терпеть прямые оскорбления. Если коллега переходит все границы, вам нужно спокойно ответить что-то вроде: «Извините, Мария Ивановна, я не могу продолжить с вами беседовать в подобном тоне. Я готова продолжить после ваших извинений». Подобная фраза поставит обидчика в тупик, так как го оскорбления нацелены вызвать у вас эмоции.
  2. Не обсуждайте с коллегами произошедшее. Работа есть работа, и даже коллега, которого вы считали приятелем, может оказаться отнюдь не таким.
  3. Не реагируйте слишком эмоционально. Сложно удержать в себе эмоции, но вы старайтесь. Что же теперь, из-за каждого дурака рыдать и увольняться? Если вы чувствуете, что сейчас заплачете или совершите необдуманный поступок - выйдите из кабинета на нейтральную территорию. Например, в туалет. Успокойтесь.
  4. Поговорите с начальством. Это на случай, когда над вами кто-то из коллег в открытую издевается или начинает подставлять. Не бойтесь, что вас посчитают доносчиком. Здесь важно правильно преподнести информацию. Например, начать с того, как вам дорога ваша работа, и вы очень расстроены, что из-за разногласий в коллективе ваша производительность труда может снизиться.

Если вы работаете в крупной компании, то в ней может быть специальная служба по урегулированию конфликтов - комплаенс. Узнайте о её наличии и, если что, обращайтесь туда.

Конфликт с начальником

При конфликте с начальником все немного сложнее. Как только вы поняли, что произошел конфликт (допустим на вас грубо наорал начальник), не пытайтесь возражать и орать в ответ. Не пытайтесь доказать начальнику, что вы на самом деле хороший работник и зря он так с вами. Выслушайте все до конца и молча уходите (дверью не хлопать). Проанализируйте ситуацию. Возможно, то вы и правда где-то допустили оплошность.

Основные признаки, по которым можно определить правоту начальства:

  1. Критикуется исключительно ваша работа, а не ваша личность;
  2. Вам регулярно делали замечания по одному и тому же недочету в работе (например по срокам выполнения работы);
  3. Вам высказывали недовольство вашей работой другие коллеги;
  4. Начальник недоволен, так как ваши действия приводят к негативным последствиям для фирмы (например она получает штрафы за просрочку вашей работы);
  5. Вас ругают не при всех коллегах, а только с глазу на глаз.

Если вы сами виноваты, то позже зайдите к начальнику и скажите, что свои ошибки вы поняли, и постараетесь впредь их не совершать. По возможности предложите варианты решения проблемы. Уясните критерии оценки работы. При необходимости попросите помощи, если что-то не понимаете в работе.

Но бывает и так, что вам попало от начальства незаслуженно. Вполне может быть, начальник просто был не в духе. Особенно если конфликт произошел у вас впервые. Поэтому если вы зайдете через некоторое время после конфликта и скажете что-то вроде «Иван Иванович, вы не могли бы еще раз высказать претензии к моей работе?», может оказаться, что никаких претензий и нет.

Может случиться и так, что вы просто не нравитесь начальству. Об этом может свидетельствовать следующее:

  1. Подвергается критике не только и не столько ваша работа, а ваша личность. Например, вы не так говорите, не так выглядите, и так далее.
  2. В голосе начальника чувствуется презрение; вы чувствуете, как от замечаний вам начальник получает удовольствие.
  3. Недовольство вам высказывается регулярно, но по разным поводам и в разное время.
  4. Начальник кричит на вас при коллегах.
  5. Начальник никак не может адекватно сказать, по каким критериям он оценивает работу.

Выйти из такой ситуации непросто. Главное - не стать вечной жертвой. Попытайтесь пресекать попытки критики вашей личности. И главное - всегда сохраняйте спокойствие. Отвечая агрессией на агрессию, вы даете повод начальнику снова и снова на вас кричать. Старайтесь почаще уточнять границы участка вашей работы, ваши обязанности, критерии оценки работы, сроки выполнения работы.

Если выйти из конфликта никак не удается, можно привлечь к делу начальство своего босса. Но такое бывает только в крупных фирмах. Если у вас в фирме такого нет - что же, вероятно, придется искать новое место работы. Не нервничать ведь всю жизнь из-за начальника-самодура.

Видео

Видеоматериалы помогут вам понять, как улаживать рабочие конфликты.

09:50 14.12.2015

Любой конфликт на работе можно нейтрализовать с помощью определенных речевых техник, которые не только погасят негатив, но и приведут к плодотворному сотрудничеству. Техники для решения конфликтных ситуаций предлагает психолог Марина Препотенская.

Жизнь без конфликтов, увы, невозможна: в деловой сфере, в быту, личных отношениях. Конфликт (в переводе с латинского - "столкновение") практически неизбежен между людьми и его причина - в часто взаимно противоположных, несовместимых, потребностях, целях, установках, ценностях…

Кто-то с жаром ввязывается в коммуникационную войну и всеми силами пытается доказать правоту и победить в конфликте. Кто-то старается обходить острые углы и искренне недоумевает, почему конфликт не гаснет. А кто-то спокойно нейтрализует проблему, не усугубляя ее и не тратя попусту энергии, сил, здоровья.

Нам следует принять как данность: конфликты были, есть и будут, но либо они управляют нами, либо мы управляем ими.

В противном случаедаже незначительный ситуативный конфликт может перерасти в затяжную войну, ежедневно отравляющую жизнь... Чаще всего конфликт проявляется в речевой агрессии, поскольку переживания и эмоции - это всегда сильный мышечный зажим, и прежде всего в области гортани.

Как следствие - крик, неадекватная реакция, сильный стресс, эмоциональное вовлечение в конфликт все большего числа людей.

Научись устранять конфликты с помощью несложных ситуативных речевых техник. По отношению к начальнику и коллеге такого же ранга стратегии выбираются разные, но действовать нужно исключительно по ситуации. Запомни предложенные способы.

Нейтрализуй!

  • Осознание конфликта: первый и самый главный этап нейтрализации. Научись рационально оценивать ситуацию. В тот момент, когда ты осознаешь, что назревает именно конфликт, ни в коем случае не подключай эмоции, уйди с линии атаки. Если позволяет ситуация, выйди на какое-то время из помещения, даже если ты в кабинете начальника. Если позволяет этикет, можешь спокойно добавить: "Извините, я в таком тоне не разговариваю" или "Поговорим, когда Вы успокоитесь, извините". Пройдись по коридору, если есть возможность, умойся холодной водой - чтобы нейтрализовать агрессию внутри себя, хотя бы на пару минут переключись на ряд отвлеченных физических действий.

​​

  • Разрыв шаблона: е сли коллега или начальник человек проявляет по отношению к тебе агрессию, воспользуйся несложной манипуляцией сенсорного переключения. "Случайно" урони ручку, закашляйся, можешь сказать что-то абсолютно отвлеченное, например: "У нас так душно в помещении…" Так агрессия не достигает цели.
  • Соглашайся и... атакуй вопросами! Это один из способов срыва конфликтного шаблона, когда в твой адрес из уст начальства сыплются обвинения, и, увы, не беспочвенно. Соглашайся по всем статьям (здесь важно не переиграть и контролировать свои эмоции). А затем… попроси о помощи. Говори: "Мне тяжело, потому что…", "Я очень переживаю, подскажите, что мне нужно исправить", "дайте совет" и т.д. Задавай уточняющие открытые вопросы, которые требуют развернутого ответа, - они спасают ситуацию.
  • Комплиментарность творит чудеса. Человек по тем или иным причинам настроен против тебя? Советуйся с ним по рабочим вопросам, взывая к его компетенции, профессионализму (поищи все его сильные стороны). Вполне возможно, совсем скоро инцидент будет исчерпан.
  • Техника снайпера: сделай вид, что не расслышала и равнодушно переспроси. Используй в том случае, если кто-то из коллег тебя нарочно провоцирует и откровенно задевает какими-то фразами. Как правило, человек начинает теряться. Говори: "Вот видите, Вы даже не можете четко сформулировать претензии, объяснить. Когда у вас найдутся слова, тогда и поговорим тет-а-тет".
  • Время пить чай! Действительно, многие конфликты и вправду можно свести на нет с помощью беседы за чашкой чая. С коллегой, которая, по твоему мнению, питает к тебе неприязнь, лучше всего поговорить начистоту и задать ряд вопросов. К примеру: "Что во мне вас раздражает? Голос? Манера говорить? Одежда? Вес? Давайте разберемся". Так конфликт переводится в конструктивное русло и,по мнению психологов, - это самый цивилизованный способ поведения. В той ситуации, если мы чувствуем, что к нам питают неприязнь, полезно найти удобный момент и поговорить по душам. Чаще всего так конфликты полностью себя исчерпывают, а мы в некоторых случаях еще и учимся анализировать свои ошибки.


  • Бей врага его же оружием. Ты можешь взорваться в ответ и одержать видимую победу. Но результат будет один: вместо нейтрализации - хроническая затяжная война: вряд ли тебе стоит тратить на это время и силы. Их можно направить на разрешение конфликта.

Не провоцируй и предупреждай!

Не секрет, что часто мы сами виноваты в конфликтах. К примеру, ты не успела в срок сдать важный отчет. В таком случае лучше всего в начале дня подойти к начальнику и сказать: "Я понимаю, что может произойти конфликт, но у меня произошла такая-то ситуация". И объяснить причины.

Такая риторика может предупредить начало "войны". Поскольку причина каждого конфликта - какой-либо инцидент или раздражающий фактор, старайся разобраться, что происходит, и в любых ситуациях (будь то отношения с руководством, "рядовыми" сотрудниками или подчиненными) придерживайся золотого правила конфликтологии "Я-утверждение".

  • Вместо того, чтобы обвинять, передавай свои чувства. Например, говори: "Я чувствую дискомфорт" вместо: "Вы придираетесь ко мне, вы мне мешаете, вы сплетничаете и т.п."
  • Если это выяснение отношений, говори: "Я переживаю, мне сложно", "Я чувствую дискомфорт", "Я хочу разобраться в ситуации", "Я хочу узнать".
  • Очень важна подстройка к переживанию человека, который инициирует конфликт. Если это начальник, произноси фразы: "Да, я вас понимаю", "Это общая проблема", "Да, меня это тоже расстраивает", "Да, к сожалению, это ошибка, я тоже так считаю".

Крайне важно умение слушать и ставить себя на место человека, слышать не столько, что говорит человек, а думать, почему он говорит именно так.

В ситуации начальник-подчиненный на рациональный уровень коммуникации человека можно вывести уточняющими вопросами. Это нужно делать, если к тебе излишне придираются.

Тебя незаслуженно обвиняют в том, что ты плохой работник? Уверенно приступай к атаке вопросами: "Если я плохой работник, почему Вы именно сейчас об этом говорите мне?", "Почему я плохой работник, объясните мне".

Тебе говорят, что ты плохо выполнила работу - спрашивай, что именно ты не сделала, уточняй: "Что именно я не сделала, я хочу разобраться, я вас прошу: ответьте мне на вопрос". Помни, что управляет конфликтом тот, кто задает вопросы.

Дополняем образ

Запомни главное: в любой конфликтной ситуации ты должна излучать спокойствие. В этом тебе поможет:

  • уверенная интонация; избегай ноток высокомерия и раздражения в голосе - такая интонация сама по себе конфликтогенна. С теми коллегами, с которыми ты по тем или иным причинам не поддерживаешь дружеских отношений, выбирай нейтрально-дистанционный способ общения и холодный тон без лживой задушевности (и без вызова);
  • умеренный темп речи и невысокий тембр голоса наиболее приятны для слуха. В том случае, если ты говоришь с человеком, который не питает по отношению к тебе симпатии, делай подстройку под его интонацию и манеру разговора - это располагает и нейтрализует желание конфликтовать;
  • взгляд в межбровную зону в конфликтной ситуации обескураживает "нападающего". Такая оптическая фокусировка подавляет агрессию;
  • прямая (но не напряженная) спина всегда настраивает на позитивный лад, придает уверенности. Психологи говорят о том, что прямая осанка повышает самооценку!

…Не секрет, что конфликт может провоцироваться поведением, манерой говорить, одеваться, образом жизни - список можно продолжать до бесконечности. Все это зависит от мировоззрения, воспитания человека, его вкусов, жизненных установок и... внутренних проблем.

Кроме того, есть слова и темы, которые способны разжечь хронический конфликт: политика, социальный статус, религия, национальность, даже возраст... Старайся не затрагивать "острые" темы на благодатной конфликтной почве. К примеру, в обществе женщин с проблемами в личной жизни желательно поменьше хвастать идеальным мужем…

Список предостережений ты можешь составить сама, внимательно оценив атмосферу в коллективе. Кстати, если ты слышишь резкие фразы по отношению к себе, отбрось эмоции в сторону не подключайся к энергии агрессора - попросту игнорируй его.

Слышишь откровенное хамство? Уходи или нейтрализуй, разрывая шаблон.

Критика по делу? Присоединяйся, говори слова поддержки, если позволяет ситуация, переходи на комплиментарность.

Излишние придирки? Иди в атаку уточняющим открытыми вопросами.

Но самое главное - добивайся внутреннего спокойствия. И уж, конечно же, никогда не позволяй себя втягивать в "дружбу против кого-то". Демонстрируй уверенность, повышай самооценку, работай над собой - и ты сумеешь нейтрализовать любой направленный на себя негатив. И, более того, сможешь получать ежедневное удовольствие от своей работы!

Прочти на досуге

  • Анатолий Некрасов "Эгрегоры"
  • Эрик Берн "Игры, в которые играют люди"
  • Виктор Шейнов "Конфликты в нашей жизни и их разрешение"
  • Валентина Сергеечева "Словесное карате. Стратегия и тактика общения"
  • Лилиан Гласс "Вербальная самозащита шаг за шагом"

Фото в тексте: Depositphotos.com