Как выглядит арфа музыкальный инструмент. История и акустические характеристики арфы. Государственный символ Ирландии

Этот загадочный инструмент редко встречается в наши дни, поэтому неудивительно, что многие не знают, что такое арфа. Она была изобретена несколько тысяч лет назад, ее дизайн многократно менялся, а звучание становилось все более объемным и ярким.

Мзыкальный инструмент состоит из треугольной рамы, открытой с обеих сторон, на которую натянуты струны различной длины. Чтобы заставить арфу звучать, музыканты щипают струны подушечками пальцев. Длина струны определяет, насколько высоким или низким будет звучание. Современная концертная арфа имеет раму высотой 1,8-1,9 метра и шириной около 1 метра, а ее вес составляет 32-41 кг. На раму натянуто 47 струн различного размера.

Этот музыкальный инструмент встречается все реже, поэтому многие люди точно не знают, что такое арфа. Существуют и другие похожие инструменты. К ним относится лира, где все струны имеют одинаковую длину, но разную толщину и силу натяжения, а также псалтирь и цимбал, на котором играют не пальцами, а молоточками.

История

Самые ранние арфы, вероятно, были созданы из охотничьих луков и состояли из нескольких струн, закрепленных на концах изогнутой основы. Египетский инструмент, который использовался около 5 тыс. лет назад, состоял из шести струн, зафиксированных на раме деревянными колышками. К 2500 году до н. э. у греков уже были большие арфы, в которых струны крепились к двум деревянных планкам, соединенным между собой под углом.

К XI столетию в Европе уже знали, что такое арфа. Здесь впервые появились рамочные инструменты, где проволочные струны вставлялись в треугольную деревянную раму. Они были довольно маленькими, всего около 0,5-1,2 метра в высоту, и часто использовались бродячими музыкантами. Арфы не могли воспроизводить более высокие или низкие ноты, чем те, на которые были настроены, поэтому музыканты проводили эксперименты. Чтобы сделать звучание более разнообразным, были созданы инструменты с дополнительным рядом струн, расположенных параллельно основному. В Уэльсе у некоторых арфистов было по три ряда струн.

Другие мастера применили иной подход. Вместо того чтобы увеличивать количество рядов, они разработали механизмы для изменения длины струн, регулируя таким образом высоту звука. К концу XVII века в Австрии использовались крючки для сокращения длины по мере необходимости, обеспечивая по две ноты на каждой струне. В 1720 году Селестин Хохбрюкер добавил 7 педалей, чтобы контролировать эти крючки. В 1750 году Жорж Кузино заменил крючки металлическими пластинами и удвоил количество педалей, чтобы воспроизводить по три ноты на струну. В 1792 году Себастьян Эрард заменил пластины вращающимися латунными дисками с двумя шпильками, каждый из которых захватывал струну, как вилка, когда диск поворачивался. Он также уменьшил количество педалей до 7, разработав механизм, который мог занимать три разные позиции. Разработка Эрара до сих пор используется в современных концертных арфах.

Материалы

Музыкальный инструмент арфа состоит из большого деревянной треугольной основы, обычно изготовленной из клена. Белый клен достаточно крепкий, чтобы выдерживать давление струн. Также для некоторых частей деки применяется ель, так как она легкая, крепкая и гибкая, что позволяет ей равномерно реагировать на вибрации струн и создавать насыщенный, чистый звук.

Изогнутая пластина, к которой прикреплены струны, выполнена из латуни. Диски и педали, управляющие длиной, также являются латунными. Сложный внутренний механизм, который соединяет педали с дисками, выполнен из латуни и нержавеющей стали, а некоторые части производятся из нейлона. Струны арфы изготовлены из стали и нейлона. Каждый материал имеет различные свойства, которые делают его пригодным для определенной длины струны. Поверхность арфы обрабатывается прозрачными лаками, может быть украшена декоративными деревянными панелями из ореха или более дорогого красного дерева. Некоторые инструменты покрывают золотыми листами в 23 карата.

Дизайн

Каждая арфа - уникальное произведение искусства. Дизайн арфы зависит от потребностей исполнителя. Традиционные арфисты требуют небольших легких инструментов со струнами, управляемыми рычагами. Классические музыканты используют гораздо более крупные инструменты со струнами, управляемыми педалями. Внешний вид арфы варьируется от простых геометрических линий с естественной отделкой до сложной резьбы с широким спектром украшений.

Как выбрать арфу для начинающего музыканта

Игра на арфе зависит от того, насколько инструмент соответствует телу музыканта. Для взрослых, сидящих на стандартном 18-дюймовом высоком стуле, подойдет напольная модель из 30-34 струн. Для маленького ребенка в возрасте 6-8 лет, который сидит на 12-дюймовом табурете, наиболее удачным вариантом считается 28-струнная арфа, установленная на полу.

  1. Это один из древнейших инструментов в мире: он был изобретен около 3000 г. до н. э., а самое старое изображение музыканта, играющего на арфе, находится на стенах египетских гробниц.
  2. Нигде в мире не существует больше арф, чем в Африке. Этот музыкальный инструмент используют почти 150 африканских народов.
  3. Слово "арфа" впервые было использовано примерно в 600 году нашей эры и обозначало все струнные инструменты в целом.
  4. Диапазон инструмента составляет от 1 до 90 струн.
  5. Современные арфисты играют, используя только по четыре пальца на каждой руке, они касаются струн подушечками пальцев. Ирландская манера игры более агрессивна, здесь музыканты применяют также и ногти, чтобы сделать звук более громким и пронзительным.
  6. На логотипе популярного ирландского пива Guinness также изображено фото арфы.
  7. Арфа является национальным символом Ирландии с XIII века.

Этот музыкальный инструмент становится редкостью. Как правило, арфу используют на концертах классической музыки в составе оркестров или соло, но существуют также и сообщества энтузиастов, которые не дают забыть миру об этом удивительном инструменте. Благодаря красивому, переливчатому звуку и интересному внешнему виду, он все еще пользуется уважением у начинающих и профессиональных музыкантов.

Один из самых древних струнных инструментов - арфа - имеет богатую историю. Совсем не удивительно, что сейчас многие любители классической музыки даже не знают, сколько струн у арфы. Ведь в течение веков менялся внешний вид и размер этого инструмента с мелодичным приглушенным звучанием.

Сколько струн у арфы было в древности?

Считается, что выпуская стрелу из лука, слышал издаваемый тетивой тонкий звук. Так появилась идея создания первых щипковых инструментов: арфы, гуслей, лиры. Современная арфа - инструмент тяжелый (весом до 29 кг), огромных размеров, имеющий от 45 до 47 струн. Но не всегда она была такой. В древних образцах насчитывалось от 7 до 30 струн. При этом размеры не были такими внушительными.

Современные концертные залы оборудованы просторными оркестровыми ямами, потому есть место даже для такого массивного инструмента, как арфа. Струны когда-то воспроизводили всего одну октаву из семи нот.

Постепенно устройство менялось и усовершенствовалось, в результате стало возможным производить диатоническую гамму. Но для извлечения хроматических интервалов приходилось перенастраивать струны при помощи крючков либо менять силу натяжения. В итоге, для более простого извлечения звука, у арфы появились педали. С их помощью можно было повысить звучание на полутон. Дальнейшее усовершенствование привело к тому, что появились двойные педали, благодаря которым стало возможным повышать звуки на целый тон.

Устройство современных конструкций

На вопрос о том, сколько струн у арфы осталось после всех преобразований, дать односложного ответа не получится. В наши дни остались маленькие арфы с 30 струнами и большие треугольные с 44 натянутыми струнами. Можно дополнительно использовать 45, 46 и 47 натяжные струны. В механизме остались двойные педали. Натяжные нити жесткие, жильные, иногда применяют нейлоновые. Самая длинная из них - нижняя, имеет длину 1503 мм. Самая короткая - верхняя, длиной всего 69 мм. Все они закреплены на деке и приводятся в действие щипком.

При помощи специальных двойных педалей изменяется на полтона строй арфы. С нажатием педали срабатывает механизм, находящийся внутри вертикальной колонны. Поворотные диски, которые задействует педальный механизм, укорачивают длину струны на 1/18 и звук повышается на полтона. При уменьшении длины на 2/18, соответственно, происходит повышение на целый тон.

За что любят арфу?

На протяжении тысячелетий этот музыкальный инструмент не утратил своей популярности. Изменился внешний вид, сменилась форма, вес и даже конструкция, а звучание до сих пор поражает своим нежным тембром. Можно не знать, сколько струн у арфы, сколько она весит и как на ней играют, но её звук сложно перепутать с каким-либо другим.

Её звучание особенно полюбилось светской аристократии 18-19 веков. На ней играли царственные особы, дамы благородных кровей и члены высшего общества царской России. не обходили своим вниманием величественную арфу. Чайковский, Рахманинов, Алябьев, Римский-Корсаков, Лист, Вагнер и другие гениальные композиторы включали звучание струн в свои произведения.

Арфа - самый старинный щипковый струнный музыкальный инструмент. Арфа имеет треугольную форму, состоит из резонансного ящика, узкой деревянной рейки с отверстиями для струн, переднего бруса в виде колоны, а также верхнего корпуса с колками для крепления и настройки струн.

От охоты до искусства

Существуют различные легенды, в которых сказано, что первый струнный музыкальный инструмент, благодаря которому в дальнейшем появилась и арфа, и все другие струнные инструменты, был изготовлен из обычного охотничьего лука. Первобытные люди заметили, что сила натяжения тетивы влияет на ее звучание, тогда один мастер по изготовлению луков привязал к одному луку несколько «струн», издающих различные по высоте звуки.
Изображения арфы из лука присутствуют не только в культурах Древней Греции, Египта и Рима, но и в раскопках , что свидетельствует о зарождении музыкальной культуры наравне с зарождением самого человечества.


Древняя египетская арфа

В древности арфы были различных форм и размеров. Самыми лучшими считались египетские арфы, а само название музыкального инструмента переводится как «прекрасное». Арфы в Египте украшались очень дорого, они покрывались золотом и серебром, усыпались драгоценными камнями и украшались слоновой костью.
В средние века арфа использовалась в церквях, монастырях и соборах. Ученые монахи не только писали произведения для арф, но и заносили писания об инструменте в свои описи.

Появление арфы в Европе

В Европе арфа появилась в VIII веке. Первыми оценили музыкальный инструмент бродячие, которым нужен был компактный аккомпанемент, подходящий для выступлений. В XV-XVII веках появились большие напольные арфы. В дальнейшем последовали ее преобразования, целью которых было расширение диапазона. Появлялись даже арфы с двумя рядами струн - для правой и левой руки. Просуществовала такая модель недолго.

Вместе с внешними преобразованиями происходит и расширение границ применения инструмента. Теперь его используют в хоровых и оркестровых произведениях. Чтобы добиться невероятного перехода звучания, используют сразу несколько арф в одном произведении.

В 1660 году было изобретено приспособление в виде механики с ключами, позволяющее натягивать и отпускать струны арфы, меняя при этом высоту звука. Этот механизм был не особо удобным, поэтому в 1720 году появился механизм с педалями, который изобрел Якоб Хохбрукер. Педали действовали как проводники, влияя на крючки, которые в свою очередь прижимали струны.

В 1810 году французским мастером Себастьяном Эраром была придумана новая модель «двойной арфы». Данный инструмент был способен звучать во всех тональностях и стал новым словом в мире музыки. Именно механизм, придуманный Эраром, встречается и в современном инструменте.


Себастьян Эрар

В России арфа появилась в XVIII веке и сразу же получила самое широкое распространение. Инструмент используется не только для выступлений, но и для домашнего музицирования. Великие российские поэты и воспевали арфу в своих бессмертных произведениях как наиболее изящный и мелодичный инструмент.

Прародительницей всех струнных инструментов исследователи считают именно арфу. К тому же этот инструмент овеян флёром романтики и любви.
«На арфе играет лишь тот,
Кто свободен и знатен,
Она никогда не звучит
Под рукою раба...»
(автор неизвестен).

И не плениться арфой, наверное, невозможно.

Арфе посвящали стихи, песни, о ней писали в своих произведениях многие прозаики. Например, Лев Толстой в «Войне и мире» рассказывает, как на арфе играла Наташа Ростова.

Доподлинно установить, сколько веков насчитывает история , не представляется возможным. По словам учёных, появилась она в глубокой древности, по ведущей гипотезе, на создание арфы, как музыкального инструмента человека навёл обыкновенный лук во время охоты. Кто-то из охотников, обладая утончённым слухом и способностью чувствовать прекрасное заметил, что при натягивании тетивы, она издаёт нежный приятный звук.

Повторив своё действие несколько раз, и убедившись в правильности своего восприятия, он стал экспериментировать. Натянутая рядом с первой более короткая тетива, издавала немного другой звук, а вместе с первой их звучание создавало уже мелодию. Пусть и примитивную, но способную усладить слух древних людей. Таким образом, и появился первый струнный щипковый инструмент.

Позднее к первой и второй струне были присоединены последующие, которые имея разную длину, издавали разные звуки. Этот древнейший музыкальный инструмент назвали арфой.

Арфы были очень популярны в Древнем Египте. Один из древних иероглифов означавших слово «прекрасное» одновременно означал и слово «арфа».

Их изображения на фресках, относящихся к XV веку до нашей эры, всё ещё напоминают лук. Одно время даже считалось, что родиной арфы был Египет.

Древнеегипетские арфы поражают красотой: их покрывали золотом, серебром, инкрустировали перламутром и драгоценными камнями.

Постепенно они усовершенствовались, появились арфы дугообразные и угловые, большие и малые.

Играли на них стоя, и лишь малую угловую арфу сидящий музыкант ставил на колени, и защипывал струны пальцами или плектром.

Мелодия арф звучала, и во время , на придворных церемониях, в театрах, и в частных домах.

Древний Египет славился множеством талантливых арфистов и арфисток. Сохранились даже некоторые имена.

Например, имена Неферхотеба и Онху – египетских арфистов, живших 4000 лет тому назад, арфиста Александра, который вызывал восторг слушателей своей игрой на арфе во II веке н.э., певиц-арфисток Бакит, Сешешет. В папирусах можно найти и другие имена музыкантов древности.

В Древней Месопотамии – Междуречье, арфу называли не иначе, как «царицей инструментов».

Вавилонский гимн о сотворении человека исполнялся под аккомпанемент одних только арф.

Но чаще всего арфы звучали в больших оркестрах, в которые входило до 500 музыкантов.

В древнейших гробницах в Уре были обнаружены захоронения арфистов в драгоценных венках вместе с арфами.

Одной из древнейших арф считается арфа обнаруженная археологами при раскопках шумерского города Ура в Месопотамии. Учёные считают, что этой арфе не менее четырёх с половиной тысяч лет.


Историк Иосиф Флавий, живший в 1 веке нашей эры, писал, что в Палестине во время праздничных торжеств, на арфах играли до 40 000 арфистов.

Известна была арфа и в Иудее, так как на арфе играл ещё царь Давид.

В античные времена арфа была распространенным музыкальным инструментом не только на Востоке, большой популярностью она пользовалась в Древней Греции и Риме, куда, по-видимому, и пришла с Древнего Востока… Хотя древние греки считали, что арфу изобрёл Гермес.

С арфой всегда появлялась муза танца и песни .

Арфу считали символом искусства, красоты, гармонии, спокойствия.

Древнегреческие арфы были треугольными.

В древности арфы были частью культуры кельтов. Их бог огня Дагда управлял сменой времён года игрой на арфе. Сейчас арфа является эмблемой Уэллса.

Обнаружены арфы и при раскопках на территории Средней Азии. Например, портрет арфистки с инструментом в руках обнаружен в Таджикистане среди настенных росписей древнего города Пенджикента.

Фреска с играющей на арфе женщиной найдена при раскопках города крепости III века Топрак-Кала, на территории Древнего Хорезма, во дворце шахов.

Обнаружили археологи арфу и на Алтае в Пазырыкском кургане. По мнению учёных, эта арфа была изготовлена в V – III веках до н.э.

В Европе арфа особенно была популярна в Средние века.

Самыми лучшими исполнителями считались ирландские арфисты, которые под аккомпанемент маленькой переносной арфы исполняли ирландские саги. Сохранилась ирландская скульптура, изображающая арфу, которая относится к VIII веку.

У ирландцев есть своя легенда о возникновении арфы.
В ней рассказывается, что когда-то давным-давно одна молодая женщина задремала на берегу моря и сквозь сон услышала звучание подобное ветру, перебирающему сухожилия на скелете кита. Эта мелодия настолько ей понравилась, что она рассказала о ней своему мужу, который и изготовил первую арфу из дерева, натянув на ней жилы кита.

Но учёные считают, что первую арфу в Ирландию завезли мореплаватели на купеческих кораблях около 1200 лет до нашей эры. Сами ирландцы продолжают утверждать, что свою арфу они изобрели сами. Её прототипом они называют музыкальный инструмент под названием круит, который они усовершенствовали, сделав крепкую раму, а конские волосы заменили золотыми и серебряными струнами, и назвали инструмент арфой.

Но прежде всего арфы в средневековье звучали в церковных оркестрах и хорах. В те времена именно монастыри и соборы были своеобразными центрами музыкального искусства. И среди монахов было много талантливых исполнителей, теоретиков и педагогов.

Трактаты об инструментах, которые дошли до наших дней, написаны именно учёными монахами.

В XI-XII веках арфы были распространены в домах знати. И лишь в XIII – XV веках она становится народным инструментом и поёт в руках бродячих музыкантов, жонглеров и других.

Было время, когда в Англии арфа была под запретом, закон изданный английским правительством в 1367 году запрещал исполнителям музыки на арфе пересекать границу Англии.

Однако, чем больше запретов, тем сильнее желание познать запретный плод.

В XV – XVII веках в Италии, Франции, Англии и других странах появились большие арфы, которые во время игры ставились на пол. Постепенно назрела необходимость усовершенствования арфы.

Делались разные попытки, так в Италии одно время существовала арфа с двойным рядом струн, для обеих рук, называлась она двойная арфа – «doppia». Но во второй половине XVII века от её использования отказались.

В 1720 году Якоб Хохбрукер усовершенствовал арфу, приделал инструменту семь педалей, которые через проводники присоединялись к грифу и воздействовали на крючки, производившие повышение тона. Играть на арфе стало проще.

В 1810 году знаменитый фортепьянный мастер Себастьян Эрар создал педали двойного действия, которые давали возможность повышать звук на полутон и тон, соответственно диапазон звучания арфы расширился с пяти октав до шести с половиной.

Арфа имеет треугольную форму и состоит из резонансного корпуса, длиной около одного метра, к которому присоединена плоская дека, посередине которой прикреплена тонкая и узкая рейка из твёрдого дерева. В рейке пробиваются отверстия для крепления жильных струн. В верхней части прикрепляются колки для настройки этих струн. Для оказания сопротивления натяжения струн между грифом и резонансным корпусом в форме колонны приделывается брус.

Количество струн у арфы постепенно возрастало, сначала с 7 до 30. А у современной большой арфы их уже от 45 до 47. Весить арфа может до 20 килограмм.

Как и в прежние времена, арфу стараются сделать красивой и её изящную раму украшают резьбой и всевозможными орнаментами.

В России арфа появилась в XVIII веке, во времена императрицы Елизаветы Петровны, дочери Петра I. Играли на ней девушки из аристократических семейств, в том числе и царевны.

Позднее готовить арфисток стали в Смольном институте, основанном Екатериной II.

Из этого института вышли первая русская арфистка Глафира Романовна Алымова (1758 – 1826), которую изобразил играющей на арфе художник Д. Г. Левицкий, В.М. Пушкарева, профессор Московской консерватории К.А. Эрдели.

В XIX веке уже считалось, что уметь играть на арфе должна каждая благовоспитанная девица из порядочного семейства.

Но на арфе играли и крепостные, например, Прасковья Ивановна Ковалева, по сцене Жемчугова, которая впоследствии стала женой графа Н. Шереметьева.

В наше время арфа довольно сильно отличается от своих древних и средневековых предшественниц и используется и как солирующий инструмент, и как один из инструментов оркестра.

Для арфы писали такие известные композиторы, как И. С. Бах, Г. Ф. Гендель, Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Бетховен, Г.Берлиоз, Р. Вагнер и Ф. Лист, К. Дебюсси, Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский, А. Алябьев, М. Глинка, С. Рахманинов, С. Прокофьев и многие другие.

Своим непревзойдённым звучанием, способностью передавать звуки природы, рисовать воображению волшебные картины, арфа, как ни один другой инструмент во все времена вдохновляла не только композиторов, но и поэтов.

«Нет! Арфу слышу я: её волшебный звук.
На розах, дремлющих согласьем тихострунным,
Как эхо, мне вдали щекочет нежно слух;
Иль шумом будит вдруг вблизи меня перунным».

(Г. Р. Державин).

«Когда на арфу ты положишь руку,
Чтоб струны вздрогнули в игре чудесной,
Ты вспомнишь вдруг, прислушиваясь к звуку:
«Его я развлекала этой песней…»

(Адам Мицкевич).

«Слыхал ли в сумраке глубоком
Воздушной арфы лёгкий звон,
Когда полуночь, ненароком,
Дремавших струн встревожит сон?..»

(Фёдор Тютчев).

АРФА (немецкий - Harfe, от общегерманского - harpa; в древнеисландском эпосе - harpa, в древнеанглийском - hearpe; итальянский - агра), струнный щипковый инструмент (хордофон). Струны разной длины натянуты между корпусом (резонатором) и отходящей от него шейкой. Типологически различаются арфы: дуговая, угловая, рамная. 1-й и 2-й типы подразделяются на 2 вида - вертикальный (более обычный) и горизонтальный (корпус инструмента располагается параллельно плоскости пола). Оба типа характерны для культур Азии и Африки, рамная арфа - для Европы.

Древнейший тип - дуговая арфа (линия корпуса и шейки образует дугу). Первые изображения относятся к цивилизациям Шумера (около 3000 до нашей эры) и Древнего Египта (середина 3-го тысячелетия до нашей эры). Есть свидетельства о существовании дуговой арфы в цивилизации долины Инда (середина 3-го-середина 2-го тысячелетий до нашей эры). Приблизительно с 3 века до нашей эры становится характерной для Южной и Юго-Восточной Азии. В 20 веке встречается в Афганистане и Пакистане (так называемая кафирская арфа), Мьянме (саун гаук - бирманская арфа), известна у ряда народов Африки.

Угловая арфа (линия корпуса и шейки образует угол), первые образцы которой известны также по материалам Месопотамии и Древнего Египта (2-е тысячелетие до нашей эры), перешла в Древний Иран, Древнюю Грецию, Древний Рим, к сарматам, на Кавказ. На протяжении 1-го тысячелетия нашей эры распространилась едва ли не по всей Азии (специфические виды - в Средней Азии, на Алтае, в Китае и др.). До 20 века сохранялась у абхазов, адыгов, балкарцев, карачаевцев, осетин, сванов, манси, хантов, якутов.

Рамная арфа (треугольная в плане конструкции образована корпусом, шейкой и соединяющей их штангой) также известна с древности: первое изображение, найденное в Мегиддо (сиро-палестино-финикийский регион), датируется 3300-3000 годами до нашей эры. Этот же тип зафиксирован в кикладской культуре (2800-2600 годы до нашей эры). В Европе появилась приблизительно в 8 веке у кельтского населения Британских островов (смотри Кельтская арфа). Название «арфа», по-видимому, первоначально относилось к разновидности лиры (смотри Крота). Письменное употребление слова harpa впервые засвидетельствовано на латыни около 600 года в гимне Венанция Фортуната, где арфа противопоставлена римской и греческой лире как «варварский» инструмент. Взаимозаменяемость понятий «арфа» и «лира» сохранялась на протяжении веков [зафиксирована, например, у С. Вирдунга в «Немецком трактате о музыке» («Musica getutscht», 1511 год)].

В континентальную Европу рамная арфа пришла приблизительно на рубеже 10-11 веков. Форма её изменялась со временем, и первоначально небольшой, но массивный инструмент к 18 веку приобрёл изящный современный силуэт. Средневеково-ренессансная арфа имела диатоническую настройку. Поиски возможностей хроматического изменения звуков (приблизительно с 16 века) привели к изобретению в 1720 году педального механизма: немецкий мастер Я. Хохбруккер создал так называемую крючковую арфу с педалями. Новый период в развитии искусства игры на арфе начался после 1801 года, когда французский мастер С. Эрар изобрёл инструмент с так называемыми педалями двойного действия (патент 1810 года): такая арфа может перестраиваться во все тональности. Современные арфы (высота около 180 см) имеет 46-47 струн; в прямой штанге-колонне размещены связанные с педалями рычаги механизма перестройки. Исходный строй - диатонический звукоряд до-бемоль-мажора, каждая из 7 педалей, повышающих строй на полутон или тон, воздействует на все одноимённые струны (за исключением 2 верхних и 2 нижних). Полный диапазон - от «до (-бемоль)» контроктавы до «соль (-диез)» 4-й октавы. Музыка для арфы записывается на 2 нотоносцах (как для фортепиано).

Арфа широко распространена в Западной Европе со времён Средневековья, однако вплоть до 18 века она не имела самостоятельного репертуара, разделяя его с лютневыми и клавишными инструментами. В оперном оркестре 17-18 веков (впервые у К. Монтеверди) применялась для придания музыке «античного» или «библейского» колорита. В симфоническом оркестре укрепилась начиная с Г. Берлиоза, в России - с М. И. Глинки, наиболее эффектно звучит в оркестровых соло (балеты П. И. Чайковского, А. К. Глазунова, оперы и симфонические произведения Н. А. Римского-Корсакова). Для арфы писали К. Ф. Э. Бах, И. К. Бах, Г. Ф. Гендель (Концерт для органа или арфы с оркестром, 1736 год), В. А. Моцарт (Концерт для арфы и флейты с оркестром К299), многие композиторы-арфисты 18-19 веков. В связи с развитием сольного исполнительства в 20 веке игра на арфе обогатилась рядом особых технических приёмов; произведения для арфы создали К. Дебюсси, М. Равель, П. Хиндемит, Б. Бриттен, А. Казелла, Ж. Тайфер, концерты для арфы с оркестром написали Р. М. Глиэр (1938 год), А. В. Мосолов (1939 год), Э. Вила Лобос (1953 год), А. Жоливе, Д. Мийо, Э. Кшенек, А. Хинастера и др. Крупнейшие арфисты: Р. Н. Ш. Бокса, Э. Пэриш-Альварс, А. Ренье, М. Турнье, В. Поссе, К. Сальседо, М. Гранжани, Н. Сабалета; представители русской школы: А. Г. Цабель, И. И. Эйхенвальд, Е. А. Вальтер-Кюне, А. И. Слепушкин, И. Г. Парфёнов, Н. И. Амосов, М. А. Корчинская, К. А. и О. Г. Эрдели, В. Г. Дулова, Е.А. Синицына, Э. А. Москвитина, Н. Х. Шамеева.

Лит.: Поломаренко И. Арфа в прошлом и настоящем. М.; Л., 1939; Эрдели К. Арфа в моей жизни. М., 1967; Язвинская Е. Арфа. М., 1968; Rensch R. The harp: its history, technique and repertoire. L.; N. Y., 1969; idem. Harps and harpists. L., 1989; Zingel Н J. Neue Harfen lehre. Lpz., 1969. Bd 1-4; Дулова В. Г. Искусство игры на арфе. М., 1974; Покровская Н. История исполнительства на арфе. Новосиб., 1994; Шамеева Н. История развития отечественной музыки для арфы (XX век). М., 1994.

Н. Х. Шамеева, М. В. Есипова, О. В. Фраёнова.