Как священники получают зарплату. Кто платит зарплату священникам

Славянский народ считается одним из самых набожных и почитающих духовную силу. Даже сегодня, в мире инновационных технологий и совершенствующихся технологий, особое место в жизни практически каждого человека занимает церковь.

Люди ищут успокоения, гармонии и спокойствия внутри священных стен, а достичь потерянного умиротворения помогают священнослужители. Они несут в себе бремя человека, способного выслушать, понять и отпустить грехи людей, которые пришли покаяться.

Отдельную роль в жизни церкви играют священники. Именно они проводят большую часть священных обрядов (крещение, причащение, венчание и т.д.). В Библии написано, что работа священника должна быть безвозмездной и исполняться по зову сердца.

Но в современном мире ситуация складывается немного иначе. Официальной ставки у работников церкви нет, они получают жалование только от спонсорской помощи, милостыни прихожан и продаже церковного инвентаря (иконы, свечи, прошения). Так сколько же зарабатывает священник? Для ответа на заданный вопрос необходимо более конкретно рассмотреть специфику работы работников церкви и диапазон деятельности.

Обучение по профессии

Для того, чтобы стать священником нужно окончить высшее учебное учреждение, которое специализируется на обучении будущих священнослужителей. Это может быть, например, духовная семинария, духовная академия или православный университет.

Срок обучения по данному направлению составляет пять лет, где студентами изучаются богословие, основы веры, история Библии, сектоведение, педагогика пастыря и др.

Психология является основным и главенствующим предметом изучения для будущих священников. По окончанию обучения выпускники должны пройти практическую службу в одной из церквей, где им будет приставлен наставник-священник. Именно слово наставника будет решающим при аттестации выпускника и присвоении ему статуса священника.

Работа и обязанности священника

Чтобы стать хорошим служителем церкви мало знать основы Библии и различных священных трудов, необходимо быть:

  • доброжелательным;
  • отзывчивым;
  • открытым к людям;
  • добросердечным;
  • честным;
  • порядочным;
  • принципиальным;

Хороший священник должен уметь поддержать человека в трудную минуту, проникнуться в его проблему и посоветовать решение, соблюдая все правила традиций церкви.

Деятельность священника обширна и многогранна. В круг его обязанностей входит проведение шести таинственных обрядов:

  • венчание;
  • миропомазание;
  • причащение;
  • крещение;
  • исповедь;
  • соборование.

Так же священник занимается проведением богослужений, где молится за мир. В момент службы церковный служитель может делиться с прихожанами благословение пастыря и просвещать в истине христианской веры.

Рабочий день священнослужителя является полным и, в большинстве случаев, ненормированным. Иногда время пребывания в стенах церкви может составлять 14 часов и более.

К людям, которые хотят посвятить жизнь в служении Богу, предъявляются определенные требования. Чтобы стать священником необходимо:

достигнуть возраста 30 лет;

  • веровать;
  • быть женатым только единожды;
  • быть постоянным прихожанином церкви;
  • быть рекомендованным от действующего священника;
  • получить высшее духовное образование;
  • знать основные духовные священные писания, творения и деяния;
  • знать церковнославянский язык;
  • постоянно следить за опрятностью своего внешнего вида.

Но существует несколько категорий граждан, которые не могут стать священниками, даже если будут иметь большое желание. К таким относятся:

  • женщины;
  • некрещенные люди;
  • грешники;
  • молодые люди до 30 лет;
  • слепые и глухонемые люди;
  • верующие, перешедшие из другой религии;
  • люди, имеющие несколько браков;
  • люди, состоящие в браке с нехристианкой или женщиной-атеисткой;
  • военнослужащие;
  • люди, работающие в публичной сфере (актеры, музыканты и т.д.).

Льготы, бонусы, выход на пенсию

Представители церкви имеют стандартный отпуск в 28 календарных дней, и не имеют такого понятия, как «пенсия». Хотя для мужчин она составляет 65 лет. Священники могут работать до глубокой старости. Главной причиной ухода из деятельности священника могут стать проблемы со здоровьем.

Заработная плата

Издревле служители церкви зарабатывали себе на жизнь за счет пожертвований местных жителей, а также продуктов питания и одежды. Чуть позже главная церковь разрешила устанавливать фиксированные цены на определенные услуги, которые выполняются священниками.

Подобная система дохода внутри церкви сохраняется по сегодняшний день. Но современные священнослужители работают официально, соблюдая все формальности трудового кодекса.

Они имеют трудовую книжку, где прописана их должность, пенсионное страховое свидетельство и медицинскую страховку, которыми могут воспользоваться в любое время.

Фиксированного оклада у священников нет. Основной заработок складывается от денег, которые были получены храмом, где работает священнослужитель. Церковь зарабатывает на продаже книг, свечей, от проведения различных обрядов, поминовений, а также пожертвований при проведении службы.

Вся сумма дохода находится в руках настоятеля храма, который осуществляет расчет по коммунальным платежам и выплате заработной платы всем сотрудникам, а также делает обязательный взнос в епархию (фиксировано 20% от полученного дохода).

Зарплата священника устанавливается настоятелем церкви посредством личной беседы со служителем, и зависит от его стажа и опыта внутри священных стен, а также личностных качеств.

В городах и регионах России

Средняя заработная плата у священников по Российской Федерации равна 57 тысяч рублей, но варьирует от большего к меньшему значению в зависимости от региона.

  • В Москве заработок священника составляет 60 тысяч рублей в месяц.
  • В Санкт-Петербурге месячный доход служителя церкви равняется 50 тысяч рублей.
  • Самой высокооплачиваемым регионом является Приморский край . Там заработок священнослужителя составляет около 100 тысяч рублей за проработанный месяц.

В западных странах

В странах бывшего Советского Союза заработок священников является примерно равным заработку коллег из России.

На Украине средняя зарплата священника равна 14800 гривен (около 32 тысяч рублей). Максимум дохода был зафиксирован у представителей церкви из Киева – 200 тысяч гривен (около 433 тысяч рублей).

Такие огромные суммы обычно получают священники, которые «нечисты» на руку и не скупятся брать взятки. В России также встречаются недобропорядочные служители церкви, но существует оргкомитет, который старается тщательно отслеживать природу дохода того или иного священника.

В Белоруссии заработок священника в среднем составляет 805 белорусских рублей (примерно 24 тысячи рублей), что на порядок ниже российской зарплаты.

  • За рубежом заработок священнослужителей нельзя назвать высоким и прибыльным. Там вся сумма дохода составляется из отчислений из фонда церкви, который также выплачивает пенсии священникам (в среднем 1100 евро). Например, в Италии и Испании средняя месячная плата составляет 700-800 евро.
  • В Чехии зарплата представителя церкви равно 600 евро за месяц.
  • Во Франции заработок священника составляет 950 евро, при государственном минимуме зарплаты в 1100 евро. Но для них государство выделяет бесплатное жилье. Представители других верований получают пенсию в размере 900 евро.
  • В Бельгии начинающий священник может рассчитывать на месячный доход в размере 1800—2000 евро, а священник с многолетним стажем зарабатывает от 6 тысяч евро.

В заключении следует сказать, что заработок священнослужителей зависит от многих факторов и отличается нестабильностью. Сегодня церковь получила крупное пожертвование, а завтра ничего нет. Поэтому назвать конкретные цифры дохода священнослужителей крайне трудно.

Каждый священник РПЦ получает зарплату, имеет право на пенсию и медицинскую страховку. Несмотря на это, клирики и настоятели до сих пор фактически являются самой незащищенной группой трудящихся по найму - их благополучие полностью зависит от начальства.

В 2013 году РПЦ решила упорядочить ежемесячный доход священников. Был принят документ, согласно которому нуждающиеся священники и их семьи будут получать финансовую помощь от епархий, а необходимость и размер помощи будут определять специально созданные комиссии. В России принято считать, что РПЦ - достаточно богатая организация. Иначе чем еще можно объяснить количество сусального золота на церковных куполах, дорогие машины некоторых архиереев, а также порядок цен на требы в храмах, которые, казалось бы, должны быть бесплатными. Однако на практике это не совсем так: в церкви очень большое социальное расслоение, зарплата священников зависит от множества факторов, а нуждающиеся священники не только не получают помощи, но напротив, вынуждены сами платить взносы в епархию.

За экономику церкви отвечает специально созданный в 2009 году орган - Финансово-хозяйственное управление Московской патриархии, которое возглавляет епископ Тихон (Зайцев). Этот отдел максимально закрытый и комментарии о своей работе предпочитает не давать - сотрудники говорят, что на это нужна санкция «сверху».

Чуть ли не единственный доступный пример работы Финхозуправления - это «Положение о материальной и социальной поддержке священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций РПЦ, а также членов их семей». Положение было принято Архиерейским Собором РПЦ в начале февраля 2013 года. а на временной основе оно действовало уже два года.

Общий смысл документа сводится к тому, что церковнослужители и члены их семей должны быть социально защищены, а чтобы никто не был обижен, создаются так называемые «епархиальные комиссии по попечению о нуждающихся священнослужителях, церковнослужителях и работниках религиозных организаций РПЦ, а также членах их семей». То есть фактически с принятием документа РПЦ решила навести хоть какой-то порядок в вопросе оплаты труда священников.

Официальные лица РПЦ пока не торопятся подводить итоги. Заместитель управляющего делами Московской патриархии архимандрит Савва Тутунов, который входит в ближайший круг помощников патриарха по управлению епархиями и занимается подготовкой документов, регулирующих церковное управление, рассказал Public Post, что комиссии сформированы не везде: «Говорить об его широком применении пока сложно: прошло всего три месяца после Собора (на котором был принят документ. - Public Post), обратной связи пока не поступало. Пока даже не в каждой епархии сформированы Попечительские комиссии для помощи правящему архиерею в организации материальной поддержки нуждающихся священнослужителей и мирян - сотрудников епархии, приходов».

У священников, как и у светских людей, есть трудовая книжка, где записана его должность - «настоятель» или «клирик», есть номер в пенсионном фонде и медицинская страховка.

Идея сформировать отдельные органы по контролю за финансовой обеспеченностью священников возникла у архиереев из-за того, что положение священников в разных местах очень уж разное. «Имеются такие приходы, где средств, которые собирают 2-3 десятка весьма небогатых прихожан, явно не будет хватать на коммунальные услуги, храмовый ремонт, на содержание священника, - пояснил отец Савва. - В таких случаях комиссия должна докладывать архиерею о сложившейся ситуации. После того, как получен сигнал о бедственном положении прихода, епархиальный архиерей, как правило, поручает городскому или другому более обеспеченному приходу помогать нуждающемуся священнику и его семье. Для перераспределения средств могут создаваться кассы взаимопомощи. Пополняться они могут как за счет благотворительных средств, так и за счет взносов обеспеченных приходов. По решению архиерея деньги из кассы должны выделяться для помощи необеспеченным приходам, семьям священников, небогатым вдовам священнослужителей, а также церковным сотрудникам».

Другую точку зрения представил священник Дмитрий Свердлов, запрещенный в служении на пять лет - по официальной версии за самовольное оставление прихода (он ездил волонтером в Крымск). А, по неофициальной отец Дмитрий пришелся не по нраву патриарху своими либеральными взглядами. В разговоре о епархиальной помощи приходам отец Дмитрий уточнил, что на практике епархия очень редко помогает какому-то отдельному храму: «Это единичные случаи и рассказы о них воспринимаются, как добрая легенда».

На первый взгляд кажется, что схема финансирования священников РПЦ достаточно проста. У священников, как и у светских людей, есть трудовая книжка, где записана его должность - «настоятель» или «клирик», есть номер в пенсионном фонде и медицинская страховка. Каждый приход с юридической точки зрения - это религиозная организация, юридическое лицо, зарегистрированное в Министерстве юстиции. Так что каждый приход отчисляет средства за своих сотрудников - священников этого прихода - в пенсионный фонд и фонд медицинского страхования.

"Заработные платы определяются, исходя из возможностей прихода, имея в виду среднюю ежемесячную сумму пожертвований, которая более или менее известна и не сильно меняется из год в год", - отметил архимандрит Савва Тутунов.

Финансовая ситуация у монашествующих непонятная - им не положены деньги в принципе.

Существует несколько категорий духовенства: монашествующие, клирики в многоштатных приходах, т.е. священники, не являющиеся настоятелями, настоятели, викарии (заместители епископов) и епископы. Финансовая ситуация у монашествующих непонятная - им не положены деньги в принципе, но монастырь, как правило, обеспечивает их несколькими тысячами рублей в месяц - на носки и белье, на поездку к родителями или в командировку, на книги. Также монастырь на свое усмотрение может выдать монаху или монахине деньги по запросу.

Клирикам положен фиксированный оклад, который остается на усмотрение настоятеля. Согласно «Положению о материальной поддержке священнослужителей», при условии полной занятости на приходе и отсутствии других доходов священники «должны получать содержание, по возможности ориентируемое на среднюю заработную плату по региону для социальных работников». Средняя зарплата соцработников (психологов, педагогов, медицинского персонала среднего звена) обычно не дотягивает даже до средней зарплаты по региону. Например, в Новосибирской области люди, занятые в соцсфере получают в месяц около 17 тыс. рублей, в Томской области - чуть больше 10 тыс. рублей, в Новгородской области порядка 14 тыс. рублей, а в Москве и Подмосковье - в среднем 48-50 тыс. рублей. Довести среднюю зарплату соцработника до средней по региону планируется к 2018 году.

Как говорит о. Дмитрий Свердлов, несмотря на рекомендации «Положения», вопрос о зарплате священника остается скорее на усмотрение настоятеля: «Оклад может быть очень большим или очень маленьким, это вопрос доброй воли настоятеля и его адекватности. Есть пожилые настоятели, которые не ходили в магазин так же давно, как архиереи, поэтому цен не знают. Есть люди жадные, есть щедрые».

Зарплата настоятеля определяется по такому же принципу - по возможности не ниже среднего оклада соцработника по региону. На деле настоятели обычно находятся в состоянии финансовой неопределенности. Основной доход любого храма складывается из средств, полученных от продажи свечей, пожертвований за требы (венчание, крещение, молебны, панихиды, отпевания и проч.) и поминовения, пожертвований во время богослужений и деньги, полученные от продажи утвари и книг. Эти деньги настоятель распределяет на зарплату священникам и работникам храма и епархиальные взносы, из них же оплачивает коммунальные платежи и ремонт здания, приобретает предметы для богослужения.

При этом ежемесячная сумма денег, которая оказывается в распоряжении настоятеля, сильно зависит от того, где территориально расположен приход, насколько обеспечены прихожане, есть ли у прихода спонсоры или попечители. «Расход средств уже зависит от цели и мотивации самой личности. Настоятель может забрать себе деньги, оставшиеся после необходимых выплат. Вопрос, на что он их потратит: на нужды своей семьи, или ремонт храма, или покупку книг и утвари или еще на что-то», - рассказал о. Дмитрий Свердлов.

Священник получает благодать даром и даром же должен ее отдавать.

Оплата треб - это дилемма, которая до сих пор не нашла в РПЦ практического разрешения. По мнению отца Дмитрия - и эту точку зрения разделяют многие священники и миряне - зависимости между священническими действиями, тем, что в церкви принято называть «требами», и их оплатой быть не может: «Даже в семинарском учебнике по богословию говорится, что священник должен приложить усилие, чтобы разорвать у прихожан ассоциацию между требой и оплатой. Священник получает благодать даром и даром же должен ее отдавать. Доходы священника надо основывать на иных принципах, нежели на примитивной схеме „помахал кадилом - получил гонорар“. Настоятель, приход, епархия, вся церковь в конце концов должны взять на себя ответственность за достойное содержание священника, таким образом, чтобы ему не надо было ни побираться, ни вымогать деньги у прихожан под благочестивыми предлогами, ни „торговать благодатью“ на требах. Оплата, зарплата - как хотите, священника должна быть настолько высокой, чтобы он имел возможность не брать денег с человека. Во всяком случае, финансово он бы не зависел от оплаты треб».

С другой стороны, во многих храмах сотрудники церкви ничтоже сумняшеся называют фиксированную сумму, которую должен внести каждый желающий обвенчаться, покрестить ребенка и т.д. Например, на вопрос, каков объем рекомендуемого пожертвования за венчание, женщина, торговавшая в церковной лавке московского храма Святых Космы и Дамиана в Шубино, достаточно резко ответила: «Что значит пожертвование? Оплата, а не пожертвование! Пять тысяч».

Архимандрит Савва Тутунов считает, что брать плату за требы - это нормально: «Важно осознавать, что на пожертвования храм живет: из поступающих средств оплачиваются коммунальные платежи, охраняется церковные здание и территория, начисляются зарплаты всех сотрудников - от уборщиц до настоятеля. Меня, как обывателя, - ведь я не всегда был священником, - никогда не смущало, когда мне называли какую-то желательную сумму пожертвования. А вообще, практика очень разная. Где-то суммы не указываются вообще, а где-то приходской совет сочтет необходимым в какой-то мягкой форме предлагать прихожанам какие-то ориентировочные суммы, иначе храм останется, скажем, без электричества. В любом случае жертва - это то, что подается добровольно и по мере возможностей. Жестко требовать фиксированную плату за, к примеру, венчание нельзя. Но и прихожанину следует поступать по совести, понимая нужды храма».

В церкви существует неформальная система взносов или условного налога в пользу епархии. По словам отца Дмитрия, это традиция со множеством исключений. По идее храм должен отдавать епархии по 20% со своего дохода. Если приход малообеспеченный или же храм только строится, по усмотрению архиерея эти взносы могут быть на время отменены.

Владыке нужен мерседес, облачение и прочие атрибуты архиерейской жизни.

"Архиерей может просто озвучить сумму исходя из масштабов прихода, видимых действий спонсоров, - рассказал о. Дмитрий. - В последнее время у священника увеличилось количество направлений, по которым он отчисляет деньги, потому что епархии дробятся, образуются митрополии и таким образом появляется новая ступень в административной структуре, которая требует финансирования. Там тоже нужен аппарат, содержание, владыке нужен мерседес, облачение и прочие атрибуты архиерейской жизни. Мне повезло, ко мне требования не предъявляли. Я платил какие-то маленькие деньги, 2-3 тысячи за квартал. Но есть храмы, которые платят десятки тысяч. Есть ежегодная индексация нормативных взносов и сборы по случаю. Например, в Москве - на день рождения викария, на день ангела патриарха".

Священники, пожелавшие сохранить анонимность, утверждают, что епархиальные взносы по инициативе Московского патриархата в последнее время возросли в разы - но на что Москве нужны дополнительные деньги, можно только гадать. Настоятели некоторых московских храмов утверждают, что уровень требований по взносам за прошлый квартал был таким высоким, что они смогли по ним расплатиться только сейчас, к началу следующего квартала. При этом особо ретивые архиереи, недовольные настоятелем, который не может отчислять деньги в пользу епархии, могут просто «разжаловать» его в священники и назначить другого настоятеля.

Архимандрит Савва Тутунов утверждает, что такие ситуации бывают лишь тогда, когда настоятель недобросовестно выполняет свои функции: «Могу сказать, что случаи нерадения священнослужителей о благоустроении приходской деятельности встречаются. Хотя не могу сказать, что это частые случаи. Бывают и такие редкие ситуации, когда священнослужитель использует финансовые потоки прихода для своей личной выгоды. Встречаются клирики, которые по неопытности или неспособности руководить, не могут устроить жизнь прихода, привлечь прихожан к активному служению. Иногда же клирики своей грубостью или замкнутостью распугивают людей… Вот и выходит, что некоторым священнослужителям лучше быть рядовым клириком под начальством настоятеля, чем настоятелем даже в самом небольшом храме».

“Среди священников есть колоссальное расслоение. Это как олигархат и нищета. Это самая незащищенная часть общества“.

Права священников в «Положении» прописаны скорее как рекомендации, четкого регламента нет и положение настоятелей, равно как и клириков, сильно зависит от обстоятельств. «Среди священников есть колоссальное расслоение. Это как олигархат и нищета. Это самая незащищенная часть общества и они живут в состоянии колоссальной внутренней тревожности», - утверждает о. Дмитрий Свердлов. У большинства священников большие семьи, которые нужно обеспечить и, как правило, основная часть священников кроме служения в церкви ничем не занимаются. По словам отца Дмитрия, в силу специфики своего занятия - служения церкви - с одной стороны, священник не может зарабатывать деньги. При этом страх неопределенности и незащищенности, с другой стороны, толкает многих на стяжательство, чтобы обеспечить тылы и гарантии своей семье, и на зависимость от административной системы". “Самая главная проблема церковной экономики, как и всего остального церковного, - любви нет” Как следствие, духовенство занимает рабское положение и находится в полной зависимости от архиерея, мнение которого нередко может быть субъективным. По мнению Свердлова, улучшить положение священников может две вещи: любовь или регламент - точные положения о том, кто сколько кому должен и когда. «Самая главная проблема церковной экономики, как и всего остального церковного, - любви нет. Христос сказал, что вас узнают, что вы мои ученики, по любви между вами. Эта соль ушла из церковной жизни. Нет любви и все пошло наперекосяк, - говорит священник. - Но если создать четкий регламент, то рано или поздно он станет достоянием публики и тогда всплывут финансовые секреты. Поэтому нет ни того, ни другого», - сказал Свердлов.

В официальной РПЦ утверждают, что применение документа о помощи священникам на практике - лишь вопрос времени. На деле документ мало что определяет - это, скорее, набор пожеланий и рекомендаций. Священники предпочитают терпеть и не жаловаться: открыто выраженное недовольство в адрес церковной верхушки чревато ухудшением отношений с архиереем, а то и с самим патриархом. В этом случае, самым мягким «наказанием» будет личная просьба высшего духовенства не выносить эмоции на публику. А при неблагоприятном раскладе вчерашнему священнику придется думать о том, как прокормить свою большую семью и не пойти по миру. У тех, у кого есть светское образование и работа, тыл более менее обеспечен. Удел прочих - разговоры на кухне и смирение. На что живут христианские священники в других странах

В некоторых европейских странах церковь финансируется церковным налогом, который, в зависимости от законодательства страны, платят либо люди, относящие себя к какой-либо конфессии, либо абсолютно все. Зарплаты священников оплачиваются из этих налогов.

В Германии церковный налог составляет 8-9% от подоходного и его платят только люди, относящие себя к определенной конфессии.

В Дании церковь связана с государством и абсолютно все жители страны должны платить церковный налог в размере 1,51% от заработка, который облагается налогом.

В Швеции церковный налог в размере 2% от дохода также платят все, независимо от принадлежности к той или иной конфесии. Причем церковь и государство в Швеции не связаны между собой.

В Австрии церковный налог составляет 1,1% от дохода и его обязаны выплачивать все жители, относящие себя к католичеству.

В Швейцарии нет государственной церкви, а размер церковного налога в разных кантонах разный. Максимальный налог составляет 2,3% от дохода и его выплачивают только верующие.

В Хорватии зарплату священникам платит государство, отдельного церковного налога нет.

В Финляндии в разных муниципалитетах прихожане той или иной церкви платят церковный налог в размере от 1% до 2% от дохода.

В Италии церковный налог называется «налог один на тысячу». Это значит, что каждый житель Италии платит 0,8% от подоходного налога в пользу церкви, причем в документе налогоплательщика он должен указать, для какой именно церкви предназначен налог.

В англиканской церкви и церквях Америки храм содержат прихожане, но пожертвования там довольно большие. Но при этом священник получает от прихода дом, машину, деньги на обучение детей и другие льготы.

В Испании церковь получает дотации из государственного бюджета и пожертвования верующих. С 2007 года испанские налогоплательщики по желанию могут перевести церкви 0,7% подоходного налога. Ежемесячную зарплату выплачивает курия.

Во Франции церковь получает доход только от пожертвований верующих, священники получают зарплату от курии и затем государственную пенсию вместе с пенсионными начислениями от церкви.

В Бельгии священники всех христианских конфессий получают зарплату от государства и ежегодные премии - летом и зимой.

Православные священники в условиях нового экономического порядка живут гораздо беднее, чем раньше, — в советское время они действительно жили в завидном материальном достатке. Церквей было мало, они не восстанавливались, почти никогда не ремонтировались. Священников тоже было мало, а прихожан на один приход гораздо больше, чем сейчас. Среди священства в то время было много таких, которые рассматривали свое служение как ремесло, ведь бизнеса в стране не существовало, а хорошо жить хотелось. Да и достойному пробиться в священники через кордон уполномоченных по делам религий было очень сложно... Кому не встречались люди, воспринимающие священника как хронического попрошайку. В связи с этим вспоминается забавный эпизод. Как-то на автобусной остановке к нам с супругом подошел мужик, деловито вытащил из кармана десятку и стал ходить вокруг, что-то разыскивая. Не найдя то, что искал, он, показывая нам десятку, спросил: «А куда кидать?» В ответ на наше удивление воскликнул: «Как, у вас должен быть ящик!» Так вот, предупреждаю, если увидите в метро «попа» с ящиком, знайте: он не настоящий — в метро священники не стоят никогда! Все, кто там стоит с крестами и в рясах, — стопроцентные самозванцы. Как известно, в больших городах это целый бизнес, контролируемый преступными группировками, к Церкви он никакого отношения не имеет. К этому же «бизнесу» относятся и так называемые монахи, круглогодично подпирающие могучими спинами стены, например, Троице-Сергиевой Лавры и собирающие деньги якобы на нужды дальних монастырей.

С другой стороны, некоторые почему-то считают, что в Церкви все должно быть бесплатно. А чем должны кормить батюшки свои многодетные семьи, во что одевать и обувать детей, платить за квартиру, школу, транспорт? Какова же заработная плата современных священников, и существует ли она вообще?

Зарплата существует, но крайне мизерная — не больше, чем у врачей и учителей. А если в семье много детей и жена не работает, то уровень жизни может опуститься ниже, чем у любого рядового учителя и врача. Один мой знакомый священник, который служит в известном московском многоштатном храме (где много священников), рассказывал, что его жена всегда без денег. В кошельке у нее бывает максимум пятьсот рублей, и на питание они тратят в месяц примерно пять тысяч. И это по московским-то меркам. Единственное, что спасает от крайней нужды и нищеты, — добровольные пожертвования прихожан за требы: освящение квартир, машин, причащение больных. Эти деньги идут непосредственно священнику, на его личные нужды, если только прихожанин не оговаривает, что его пожертвование на храм, — тогда оно действительно идет на храм: утварь, облачения, стройку... Чем больше треб, тем легче жить семье.

На больших приходах финансами занимаются старосты, в светском понимании это кто-то вроде финансового директора. Есть священники, которые в финансовые дела даже не вникают, другие же, наоборот, дотошно контролируют своих старост. Староста на приходе — достаточно независимая фигура. Официально он выбирается приходским собранием. Зачастую старосту назначают свыше, то есть из Патриархии. Кстати, матушка не может быть старостой у мужа на приходе.

Сегодня особенно тяжело живется сельским батюшкам: храм в разрухе, прихожане — пенсионеры, считающие копейки до пенсии, надежда только на огород и пожертвования от спонсоров.

Хороший доход имеют настоятели больших богатых храмов — примерно как у бизнесмена средней руки. То есть на евроремонт в квартире, хорошую иномарку, дачу и регулярные поездки семьи в Турцию хватит вполне. У рядовых священников, в том числе и священников тех же богатых храмов, и настоятелей бедных храмов достаток средний, если не низкий, а таких на сегодняшний день большинство.

Вообще-то, священник человек подневольный и жаловаться ему особенно некуда. И поменять приход ему по своему желанию невозможно. В крайнем случае батюшка имеет право пожаловаться своему архиерею, но чаще всего терпи, смиряйся, и все тут. Да и не принято проситься на более выгодный приход по материальным соображениям. Священник служит не ради того, чтобы кормить семью! Хочешь кормить семью — иди на работу в миру... У нас был знакомый дьякон, который имел неосторожность просить своего архиерея о рукоположении в священники, так как дьяконского жалованья ему не хватает на содержание семьи. Что из этого получилось, нетрудно догадаться — священства он после этого так и не дождался.

Основной статьей расходов всех современных храмов в первую очередь являются отнюдь не зарплаты священнослужителям и работникам, а коммунальные платежи. Электроэнергия для современного прихода стоит столько же, сколько и для коммерческой организации. Если подсчитать средний доход среднего (не богатого) московского храма, то коммунальные платежи отнимают больше половины всех доходов. Например, если среднемесячный доход в храме составляет пятьдесят тысяч рублей, то «коммуналка» обходится в тридцать шесть тысяч. А еще зарплату нужно платить — бухгалтеру, сторожам, певчим, уборщицам и прочему рабочему люду...

Агрессивно настроенные против Церкви граждане думают, что Церковь проповедует абсолютное нестяжание, и потому священники должны ходить в рубище и лаптях, а жить, видимо, в коробке из-под телевизора. А уж иметь личный автомобиль — просто криминал, все равно что торговля наркотиками и оружием. Церковь никогда подобный бред не проповедовала. Вопрос в отношении к материальным ценностям, а не в их наличии. Никому не запрещено иметь приличную машину или хороший дом, или несколько приличных машин и несколько приличных домов, но целью жизни это не должно становиться ни при каких обстоятельствах. Привязываться душой к этому нельзя. Как говорил царь Давид (а он был далеко не бедный человек, по нашим меркам просто олигарх), богатство, аще течет, не прилепляйтесь сердцем.

Могут ли священники работать на светской работе или заниматься бизнесом? В России это не принято и не соответствует церковным правилам. К тому же в России батюшки заняты служением практически круглосуточно, в отличие от священников Русской Зарубежной Церкви. Почему? Так сложилось. Наверное, наша страна все еще остается православной, хотя порой в это уже верится с трудом. Священника, вдруг дерзнувшего заняться бизнесом, могут вызвать к правящему архиерею и поставить перед выбором: либо бизнес, либо священный сан. В России сохранилось пока почитание священства как особого благословенного дара, который не каждому дается.

Но видя священника на автомобиле, многие все же не преминут бросить в его адрес пару обличительных фраз типа:

— Что это вы, батюшка, на машине ездите, не положено по религии-то!

Или, глядя на старенькие «Жигули»:

— Разъездились тут попы на «Мерседесах»...

Для священника, как и для многих, автомобиль — это прежде всего средство передвижения, зачастую просто жизненно необходимое. Священнику постоянно приходится ездить по требам. Представляете, если на селе приход состоит из нескольких мелких деревень, стоящих друг от друга в десятках километров и не связанных между собой каким-либо сносным автобусным сообщением... Как передвигаться по такому приходу?

Один батюшка жил в такой глуши, где по приходу можно было проехать только на трех видах транспорта — военный «Урал», трактор «Беларусь» и народный «УАЗ». Из трех видов батюшка выбрал «УАЗик». А до местного архиерея, находящегося в пятистах километрах от батюшкиного прихода, доползли слухи, что батюшка-де хорошо зажил, на джипе разъезжает. Когда же архиерей удостоил этого батюшку своим посещением, то они вместе посмеялись, глядя на пресловутый «джип». А еще больше посмеялись, когда батюшка рассказал, как однажды к ним пожаловали бандиты из соседнего районного города. Приехали они, конечно, на импортных «уазиках», в народе называемых «джип широкий», но «джип широкий» сел по брюхо там, где наша народная техника легко проходит. Пришлось местному трактористу их выручать за ящик водки.

В городе машина тоже необходима. Взять, к примеру, московский микрорайон Ясенево, в котором у священника может быть в один день несколько треб в разных концах. Другие на дачу ездят, на работу, за покупками, детей в школу отвозят. Почему же если священник имеет машину, то это лучший повод перемыть ему кости? В некоторых епархиях архиереи даже запрещают священникам приобретать иномарки, дабы людей не соблазнять. Но всякий раз, садясь за руль, батюшка рискует лишиться сана, если собьет человека насмерть. И вот почему: по церковным канонам священник, совершивший невольное убийство, извергается из сана без права служения; сбивший человека, он, кроме возможного осуждения, личной трагедии и чувства вины, вне зависимости от своей вины, еще и понесет непоправимое церковное наказание.

Москвичей, как известно, испортил квартирный вопрос. Портит ли он священников? Скорее он портит им жизнь. А дело с ним обстоит в большинстве случаев скверно. Многим изначально выпадает жребий служить вдали от родного дома; в таком случае возникновение квартирного вопроса гарантировано. В отличие от армии, где офицерам всегда предоставляют жилье, пусть даже и неважного качества, Церковь жилье священникам не предоставляет вовсе, за редким исключением, когда у прихода имеется собственный церковный дом или квартира. Если церковный дом в плохом состоянии, семья священника вынуждена ремонтировать его за свой счет, при этом, сколько бы они этот дом ни отстраивали, собственностью семьи он никогда не станет, а останется церковным.

Одного нашего знакомого священника назначили на служение в одну из кубанских станиц. Если батюшку переведут на другой приход, то в этом доме поселится новоназначенный священник.

Единственный для священника путь оставить что-либо детям — это приобрести свою недвижимость, а не отстраивать церковную. Я знаю одного многодетного священника, который с матушкой и детьми много лет живет в невероятно стесненных условиях, при этом у них уже восемь детей и это, по всей видимости, для них не предел. Поистине подвиг… Когда я у них побывала в последний раз, то была сильно удручена окружающей обстановкой. Единственная жилая комната походила на армейскую казарму, всю сплошь заставленную железными двухъярусными кроватями, на которых лежали и сидели многочисленные дети. Под потолком - веревки с развешенными на них пеленками. Фанерная перегородка, отделяющая спальню от обеденного стола... Вот такой квартирный вопрос.

 ( 6 голосов : 5 из 5 )

Из книги: Юлия Сысоева. «Записки попадьи: особенности жизни русского духовенства».

Православные священники лишаются возможности служить, когда обнаруживается, что их поведение, их образ жизни не соответствует тому, что должно быть у носителя сана священника. Есть институт Церковного суда. В каждом случае, когда становится известно, что священник совершил какой-то поступок, несовместимый с его служением, он изучается внимательно, происходит нечто вроде расследования - выясняется, насколько это соответствует действительности, иногда комиссия назначается...


Каждый священник, принятый на службу в Русской Православной Церкви (РПЦ) получает денежное довольствие, которое назначается вышестоящими начальниками, имеющими более высокий сан. Начиная с 2013 года РПЦ взялась за упорядочивание дохода священнослужителей. Ранее он рассчитывался по всем знакомому принципу "каков приход, таков и доход". Документ, утверждающий права священников в получении материальной помощи от епархий, был принят в этом же году. При этом РПЦ распорядилась создавать специальные комиссии при каждом приходе, которые бы и рассчитывали сумму материальной помощи.

Стереотип, сложившийся о Церкви (в общем понимании этой организации), намекает на её очень хорошее положение положение в финансовом плане. Причин для этого предостаточно: это и золото в обрамлении храмов и стоимость разного рода треб, которые по идее должны быть бесплатными. Эти средства, однако, идут не в карман самим священникам, а порой самим настоятелям приходится платить взносы за свое содержание.

Как уже было сказано выше, зарплата священников в России зависит от их вышестоящего начальника. Специально созданный в 2009 году фонд Финансово-хозяйственного управления Московской патриархии, отвечающий за экономику РПЦ, по уровню законспирированности и закрытости может соперничать с ФСБ. В числе открытых для общего ознакомления положений о работе фонда в частности и РПЦ в целом документ, регламентирующий вопросы, связанные с получением довольствия (зарплат) священников в России. Из этого документа мы узнаем, что священники должны быть социально защищены, а их семьи - материально поддержаны церковью. «Положение о материальной поддержке священнослужителей», опубликованное в своде законов Финансово-хозяйственного управления Московской патриархии, дает нам понять, что священники получают зарплату, примерно равную средней зарплате в регионе, в котором они находятся . И это при условии отсутствия второй работы, которую можно было бы отнести к разряду постоянной.

Хоть это и кажется смешным на первый взгляд - у священников есть трудовые книжки, номера соцстрахования, за них платятся взносы в пенсионный фонд России и у них есть медицинская страховка. В трудовых книжках, в частности, прописывается должность, на которой состоит священнослужитель. Это может быть "клирик" или "настоятель прихода". Сама отчетная бухгалтерия не доступна глазу простого человека, однако в налоговые исправно платятся отчисления за работающих священников.

При всех попытках подвести вопрос о заработной плате священников в России к среднестатистическим показателям, в конечном итоге она зависит от решения настоятеля, "главного" по церкви. По словам некоторых священнослужителей, иной раз доходит до странностей: некоторые настоятели, которые не утруждают себя походами в магазины, не бывают там по нескольку лет, как архиереи, поэтому оценивать экономическую обстановку в стране здраво не могут, назначая священникам очень маленькие зарплаты, на которые еле-еле получается сводить концы с концами. Само же благосостояние настоятелей также зависит от решения вышестоящих чинов, которые берут за основу все ту же рекомендацию поддерживать сотрудников материально, сообразно средним ставкам зарплат соцработников по региону.

Основной доход любого храма состоит в первую очередь из пожертвований прихожан, оплаты ими треб (венчание, крещение, молебны, панихиды, отпевания умерших, молитвы за упокой), покупки атрибутики (свечи, курения, иконки) и прочих финансовых вливаний. И только ничтожная часть от общих сумм идет на зарплаты священников, остальное отправляется в головную организацию РПЦ, находящуюся в Москве.

В понимании обычного среднестатистического россиянина слово «священник» означает «служитель церкви». Согласно же церковной терминологии, священником называют пресвитера (в переводе с греческого языка – «старейшина, глава общины»), того, кто вправе проводить ритуалы священнодействия – молитвословия, причащения, крещения и другие.

Священство является таинством, то есть особым ритуалом посвящения церковью определенных (избранных) христиан в священнослужителей и церковнослужителей, которые выполняют различные обязанности. Священнослужители – это диякон, священник, епископ, а церковнослужители – чтец, певец, иподиакон. Таким людям не достаточно учебы в ВУЗе и диплома с прекрасными оценками, они не могут сами себя объявить священнослужителями. Чтобы христианин получил это звание, епископ проводит с ним обряд рукоположения, дающий особую власть над совершениями таинств.

Где учат на священников

Учебные заведения, в которых учат на священнослужителей (священников), в России есть. Наиболее известные ВУЗы – Московская духовная семинария, Троице-Сергиевская академия в Москве, духовная академия в Санкт-Петербурге, Российский православный университет и другие. Всего в Российской Федерации работает 8 православных институтов, 50 духовных семинарий, 32 духовных училища и 1 общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Курс обучения в семинарии занимает пять лет, во время которого ученики получают базовые богословские знания: введение в богословие, катехизис (основы веры), Библейская история, сравнительное богословие, сектоведение, догматика, пасторская педагогика и т. д. Обязательным является изучение курса психологии. Все эти знания будут необходимы при дальнейшей службе в приходском храме, для правильного соблюдения церковных традиций, умения общаться с окружающими.

Требования к священнику

Чтобы стать священником, необходимо соблюсти ряд условий:

  1. Возраст после 30 лет.
  2. Женат только 1 раз.
  3. Входить в число прихожан.
  4. Иметь рекомендации от уже служащего священника.
  5. Закончить обучение сначала в духовном училище, потом в семинарии (по желанию – в академии).

Помимо этого, христианин, готовящийся стать священником, должен вдумчиво изучить Священное Писание, творения Отцов Церкви, деяния Вселенских Соборов и т. д., постоянно молиться, посещать церковь, выучить церковнославянский язык, следить за своим внешним видом.

Священник работает в первую очередь с людьми, поэтому он должен обладать такими общечеловеческими качествами, как:

  • доброжелательность;
  • отзывчивость;
  • открытость;
  • сердечность;
  • честность;
  • порядочность;
  • принципиальность.

В книге «Таинство Священства» описаны основные условия, согласно которым кандидат не может быть священнослужителем:

  1. Неспособность к священству:
    • абсолютная (проявляется у некрещеных людей и женщин);
    • относительная (при наличии какого-нибудь недостатка, препятствующего священству).
  2. Физические препятствия:
    • возрастные ограничения (до 30 лет);
    • состояние здоровья (глухие, слепые).
  3. Духовные препятствия:
    • новообращение;
    • перешедшие из ереси.
  4. Социальные препятствия:
    • семейное положение (единственный брак, брак с нехристиянкой или неправославной);
    • ответственность перед государством (военнообязанный, утративший гражданскую свободу);
    • репутация перед людьми (ростовщики, актеры и т. д.).

Но самое главное требование, предъявляемое к священнослужителю РПЦ (Русской Православной Церковью) – это вера. Ведь священнику как посреднику между людьми и Богом нужно молиться, совершать богослужения, а это следует делать с открытым сердцем и чистой душой, что требует огромной работы над собой – строгости, взыскательности. Большую роль в работе любого священнослужителя играет умение строить отношения с прихожанами, верующими и не верующими людьми.

Обязанности священнослужителей

Священник обязан совершать шесть из семи таинств церкви:

  1. Крещение – обряд, через который человек становится членом церковной общины, и получает возможность принимать участие в других священных обрядах и таинствах.
  2. Миропомазание – обряд сознательного вероисповедания, нанесение на лоб верующего схематического изображения креста.
  3. Причащение – евхаристия, во время этого священнодейства освященные хлеб и вино подаются как Тело и Кровь Господа.
  4. Исповедь – покаяние в грехах перед священником.
  5. Венчание – обряд благословения брака между мужчиной и женщиной перед лицом Бога на вечную любовь и верность.
  6. Соборование – Елеосвящение, проводится несколькими священниками (а именно 7, так называемым собором) и призвано лечить духовные болезни.

Кроме этого, во время службы в обязанности священника входит проведение богослужений, во время которых молиться за весь мир. Он также может преподавать прихожанам пастырское благословение, учить их истинам христианской веры.

Занятость у священников полная, то есть работают по 12-14 часов в сутки, каждый день без выходных. В каждом приходе приблизительно схожий распорядок рабочего дня:

  • 8:00 – проскомидия (священник заготавливает все необходимое для причастия);
  • 8:30 – начало исповеди (длится полчаса);
  • 9:00 – литургия;
  • 10:00 – обряд причастия;
  • 10:20 – проповедь;
  • 10:30 – водосвятие и панихида;
  • 11:30 – перерыв на обед;
  • 12:00 – Крещение;
  • 13:00 – венчание;
  • 14:00 – отпевание;
  • 14:40 – беседы с прихожанами;
  • 17:00 – вечерняя служба.

Также священник может служить на выездах, поэтому график получается ненормированным.

Ежемесячный доход священника на Руси

На Руси священник за свои услуги получал некую сумму пожертвований, на которую жил сам с семьей и обустраивал храм. Позже, ввиду малых сумм добровольных пожертвований, церковь разрешила установить фиксированные рекомендованные цены на ряд услуг, оказываемых священнослужителями. Такой ход позволил планировать бюджет прихода.

В начале 20 века доходы священников складывались из земельного надела и платы за проводимые церковные обряды, богослужения, из них две трети получали псаломщики (чтецы и певцы). Также принималась плата натуральными продуктами (яйца, мука, мед и т. д.). Усугублялось положение еще и выплатой налоговых отчислений – 25% на содержание духовных учебных заведений.

Заработная плата российского священника в 2019-2020 гг.

В современной России все обстоит несколько иначе. На сегодняшний день священники имеют такие личные документы:

  • трудовую книжку, в которой записана должность;
  • номер в Пенсионном фонде;
  • медицинскую страховку.

Всеми экономическими делами в российской церкви занимается Финансово-хозяйственное управление Московской патриархии, созданное в 2009 году.

Доход любого российского храма состоит из таких получаемых денежных средств за услуги:

  • продажа свечей, утвари, книг;
  • пожертвования за требы (венчания, крещения, молебны, панихиды, отпевания и т. д.);
  • поминовения;
  • пожертвования во время проведения служб.

Попадают эти финансы в руки к настоятелю храма, который и занимается их распределением – выдает заработную плату служителям и работникам храма (священникам в том числе), платит взносы в епархию (20%), совершает платежи за коммунальные услуги, выделяет на ремонт здания и приобретение предметов для богослужений.

Эта общая ежемесячная сумма может быть разной для каждого храма, потому что зависит от ряда факторов:

  1. Место расположения прихода.
  2. Количество прихожан.
  3. Наличие обеспеченных прихожан.
  4. Наличие спонсоров и попечителей.

Зарплата священника и ее размер устанавливается настоятелем в виде фиксированной суммы, которая ориентирована на среднюю региональную зарплату для работников социальной сферы (психологов, учителей, медиков среднего звена). На сегодняшний день средняя зарплата работников благотворительной и социальной сферы составляет около 35 тысяч рублей, учителей – 40 тысяч рублей (по Москве и Московской области).

В 2019 году Русская Православная Церковь приняла в работу документ, который должен был упорядочить ежемесячный доход российских священнослужителей. Исходя из него, нуждающийся в финансовой поддержке, священник со своей семьей может получить денежную помощь от епархии (церковная административно-территориальная единица, управляемая епископом). Еще в нем говорится о том, что и священнослужители, и церковнослужители должны иметь социальную защиту, поэтому созданы комиссии по попечению о нуждающихся. Это положение работает сейчас, и будет работать и в 2020 году.

С этой статьей также читают:

Зарплаты в 2019-2020году оперуполномоченного уголовного розыска Патологоанатом – зарплата в Москве и городах России в 2019 году Какая будет зарплата у Национальной гвардии России в 2019 году