История коррупции в россии. Мздоимство - это наше прошлое или настоящее? Мздоимство и лихоимство на руси понятие содержание


Сегодня много говорят и пишут о таком феномене в общественной жизни, как коррупция, которую безуспешно пытаются искоренить на протяжении своего существования все государства. Хотелось бы остановиться на нескольких моментах истории борьбы с этим явлением в нашей стране.

Некоторые исследователи находят истоки коррупции в обычае делать подарки, чтобы добиться расположения, ускорить и обеспечить выполнение просьбы. Так в первобытном обществе плата жрецу или вождю была нормой. Другие не заглядывают так далеко в прошлое и рассматривают возникновение коррупции с появлением мздоимства и лихоимства в сложившейся на Руси в Х-ХII вв. вассальной системе. Первое упоминание о посуле как незаконном вознаграждении за осуществление официальных властных полномочий в законодательстве Руси связано с Двинской уставной грамотой 1397-1398 гг. В 1397 г. в Псковской Судной грамоте понятие «посула» употребляется в смысле взятки. Дальнейшее ограничение коррупционных действий принадлежит Ивану III в Судебнике 1497 г., а его внук — Иван Грозный впервые ввел смертную казнь в качестве наказания за чрезмерность во взятках. Взяточничество осуждалось и в Соборном уложения 1649 г., которое действовало более двух веков. В российских правовых документах коррупционное поведение лиц, состоявших на государственной службе, именовалось «лихоимством».

Со времен Киевской Руси существовала такая добровольная форма подношения, как «почесть» выражавшая уважение к тому, кто ее удостаивался, этот обычай, несомненно, сохранился и в наши дни. В XVII в. происходит трансформация подношений в «мздоимство»- разрешенную взятку, законодательно не запрещенную в допетровской Руси.

Практика «кормления от дел» была частью государственной системы содержания чиновничества в XVII в. В допетровской Руси местные представители власти казенного жалованья не получали и устанавливали поборы на собственное содержание. В XVIII в. институт «кормления» был признан пагубным. Достижением губернской реформы 1708 г. была организация государственной службы за жалованье. В 1714 г. издается Указ Петра I «О воспрещении взяток и посулов», в котором взяточничество квалифицировалось как преступление, подлежащее строжайшему наказанию. Этот указ был развит в законодательных актах правительств Екатерины II, Александра I, Александра III и других государей. Однако все эти меры положительного эффекта не давали: факты коррупции, казнокрадства и взяточничества прослеживаются во все последующие царствования вплоть до последнего императора. Взятки прочно оставались негласной статьей доходов чиновников всех рангов, ни репрессии Петра I, ни снисходительность Екатерины II не привели к их искоренению. Основным средством борьбы с продажностью чиновничества признавалось создание правовой базы, повышение денежного содержания государственных служащих, установление соразмерных с должностным нарушением мер наказания. Уложение о наказаниях 1845 г. имело главу «О мздоимстве и лихоимстве» и действовало вплоть до 1917 г.

Со сменой в 1917 г. политического строя ситуация с проявлениями коррупции особо не изменилась. Советское правительство так же встало перед необходимостью искоренения взяточничества и строгого наказания причастных к этому преступлению. Старые кадры несли с собой укоренившиеся традиции, а новые еще не были сформированы. Уже 8 мая 1918 г. Совет Народных Комиссаров принял декрет о «О взяточничестве», а 16 августа 1921 г. декрет «О борьбе со взяточничеством». Несомненно, что эти декреты явились хорошей базой для установления соответствующих норм Уголовного кодекса РФСФР. Последовавший период нэпа сопровождался значительным увеличением взяточничества, коррупция наблюдалась и в среде частного предпринимательства, современники писали о том, взяточничество охватило все хозяйственные учреждения.

В этот период использованием служебного положения в личных целях грешили не только государственные служащие, но и сотрудники многих предприятий и организаций. В 1922 г. остро встал вопрос борьбы со взятками на транспорте. По приказу Госполитуправления и Наркомпути Ф.Э. Дзержинского этот вопрос был признан ударным и для искоренения такого явления как взяточничество на путях сообщения организованы комиссии (тройки).Не осталась в стороне и территория Урала и Зауралья. Особоуполномоченные тройки были назначены на станциях Челябинск, Курган, Петропавловск. Формируются ответственные дежурные тройки по борьбе со взяточничеством из числа агентов частей охраны общественного порядка, которым предписывалось иметь отличительный знак: красная повязка на левом рукаве с надписью черными буквами «долой взяточничество».

«Взяточника долой с дороги. Мерзавцы не должны засиживаться на теплых местах! Взяточника под суд скорый и гласный! Опомнись, взяточник, пока не поздно! Опоздаешь - суд беспощадный!».

Постановлением Совнаркома от 21 декабря 1922 г., Были утверждены «Временные правила о службе в государственных учреждениях и предприятиях», существенно ограничившие возможности совмещения государственной службы с коммерческой деятельностью. В 1920-е гг. продолжается проведение ударных кампаний по борьбе с взяточничеством в стране.

С введением плановой экономики в советском государстве наиболее широкое распространение получают такие проявления коррупции, как нелегальная перепродажа дефицитных товаровработниками торговых и иных организаций (спекуляция); злоупотребления должностных лиц, отвечающих за распределение потребительских благ, приписки в отчетности, выделение оборудования и материалов, корректировка и снижение плановых заданий, назначение на ответственные должности, сокрытие махинаций.

В этот период считалось, что подобные действия допускались незначительной частью советского аппарата и носили скрытный характер, а взяточничество рассматривалось как исключение. Поэтому меры по борьбе с коррупцией практически отсутствовали в советской законодательной базе, хотя существовала система уголовного наказания за преступления, совершаемые с использованием должностного положения. Действовали меры общественного и партийного порицания.

На сегодняшний день наше общество, несомненно, также не лишено проявлений коррупционных действий на различных уровнях. Остается надеяться, что развернувшаяся в последнее время компания по борьбе с коррупцией будет иметь успех. Хотя, как показывает история, кроме принятия соответствующих законодательных актов необходимо, чтобы и общественное мнение жестко осуждало подобные преступления и тем самым способствовало искоренению коррупции во всех ее проявлениях.

27 августа 1760 года Елизавета Петровна издала указ, запрещающий государственным служащим брать взятки. «Ненасытная жажда корысти, дошла до того, что некоторые места, учреждаемые для правосудия, сделались торжищем, лихоимство и пристрастие — предводительством судей, а потворство и опущение — одобрением беззаконникам», — укоряла чиновников императрица.

История взяточничества не уступает по древности истории человеческой цивилизации. Своими корнями мздоимство уходит в глубокое прошлое. Об этом свидетельствуют библейские изречения: «Князья твои законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки, и гоняются за мздою…»; «Горе тем; которые за подарки оправдывают виновного и правых лишают законного!»

Иван III Васильевич. Портрет из «Царского титулярника», XVII век

Взяточничество упоминается в русских летописях XIII века. Первое законодательное ограничение мздоимства принадлежит Ивану III. Его внук Иван Грозный в 1561 году ввел «Судную грамоту», которая устанавливала санкции в виде смертной казни за получение взятки судебными чиновниками местного земского управления. Она гласила: «А учнут излюбленные судьи судити не прямо, по посулам, а доведут на них то, и излюбленных судей в том казнити смертною казнью, а животы их велети имати да отдавати тем людям, кто на них донесет».

Своими корнями взяточничество уходит в глубокое прошлое


Ко времени Алексея Михайловича Романова относится практически единственный народный бунт антивзяточнической направленности. Он произошел в Москве в 1648 году и закончился победой москвичей — хотя часть города сгорела вместе с немалым количеством мирных жителей, следует отметить, что царем были отданы на растерзание толпе два министра-взяточника — глава Земского приказа Леонтий Плещеев и глава Пушкарского приказа Петр Траханиотов.

Вопросы уголовной ответственности за взяточничество нашли отражение в принятом в 1649 году «Соборном уложении». Статьи 5 и 7 предусматривали уголовную ответственность за получение взятки судебными чиновниками, а статья 6 расширяла круг субъектов, подлежащих ответственности: «Да и в городах воеводам и диаком и всяким приказным людям за такие неправды чинити тот же указ».


Петр I. Мозаика М. В. Ломоносова, 1754 год

При Петре I расцвели и взяточничество, и жестокая борьба царя с ним. Петр старался всеми возможными методами и средствами навести порядок в делах государственной службы империи, воздействуя на мздоимцев, лихоимцев и вымогателей. Однако принимаемые им меры положительного эффекта не дали. В целях предупреждения взяточничества и других корыстных злоупотреблений по службе он ввел новый порядок прохождения государственной службы для воевод, которые не могли находиться на этой должности более двух лет. Данный срок мог быть продлен только в том случае, если имелась письменная просьба жителей города о том, чтобы данное должностное лицо продолжало исполнять свои обязанности.

При Петре I расцвели и взяточничество, и жестокая борьба царя с ним


Учитывая распространенность взяточничества как наиболее опасной формы корыстного злоупотребления по службе, указом от 23 августа 1713 года Петр I ввел, наряду с получением взятки, уголовную ответственность за дачу взятки: «Для предотвращения впред подобных явлений велю как взявших деньги, так и давших положить на плаху, и от плахи подняв, бить кнутом без пощады и сослать на каторги в Азов с женами и детьми и объявить во все города, села и волости: кто сделает это впред, тому быть в смертной казни без пощады».

Однако усиление уголовно-правовых санкций за взяточничество не дало существенных изменений в деятельности госорганов. Взятки продолжали брать и давать. Даже введение в 1713 году нормативного акта, по которому лицу, заявившему на чиновника-мздоимца, доставалось все движимое и недвижимое имущество этого лица, а в случае если это сделает достойный гражданин, то ему доставался и чин лица, не стали переломными в борьбе со взяточничеством.


Портрет Екатерины II. Ф. С. Рокотов, 1763 год

Характеризуя период правления Петра I, Василий Осипович Ключевский указывал: «При Петре I казнокрадство и взяточничество достигли таких размеров не бывалых прежде — разве только после».

В период правления Екатерины II санкции за взяточничество были не столь суровы, как при Петре I, хотя распространенность взяточничества в органах власти в это время была также великой. Императрица в большей степени уделяла внимание не ужесточению мер за совершение корыстных злоупотреблений по службе, а обеспечению принципа неотвратимости наказания за их совершение.

На протяжении всего царствования дома Романовых коррупция оставалась немалой статьей дохода и мелких государственных служащих, и сановников. Например, канцлер Алексей Петрович Бестужев-Рюмин получал за службу Российской империи 7 тысяч рублей в год, а за услуги британской короне (в качестве «агента влияния») — 12 тысяч.

Николай I: «В этой стране не ворует, кажется, только один человек — я»


Ужесточение и широкое применение карательных мер не привели к сокращению количества взяток, поэтому в царской России стали изыскивать новые подходы к борьбе с лихоимством.

В 1845 году Николаем I было утверждено «Уложение о наказаниях уголовных и исполнительных», которое регулировало ответственность чиновников за мздоимство и лихоимство. Была, однако, небольшая странность в этом документе: в нем не было дано четкого определения этим понятиям. Отсюда и очень расплывчатые наказания — от денежного штрафа до лишения должности, а при особо грубых нарушениях — арест, лишение имущества и каторжные работы.


Уложение о наказаниях уголовных и исполнительных, 1845 год

Начало правления Александра II ознаменовалось систематическими публикациями имущественного положения чиновников государства. Примерно раз в 1 — 2 года публиковались книги, которые назывались «Список гражданским чинам такого-то ведомства». В этих томах содержались сведения о занимаемой должности и службе чиновника, его жаловании, наградах, взысканиях, размере его имущества и «состоящее за женой» — как наследственное, так и приобретенное. Книги с информацией о госслужащих были общедоступны. Любой желающий, имея такой «Список», мог сравнить то, что декларирует чиновник, и картину его имущественного состояния в реале.

В 1866 году вышла новая редакция «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных». В нем давались развернутые пояснения и комментарии к статьям о взятках и предусмотренных за них наказаниях.

Александр III тоже внес свою лепту в борьбу со взяточничеством. Особенно следует отметить большой вклад царя в искоренение злоупотреблений на железных дорогах. Александр постановил отказаться от практики частных концессий на эксплуатацию железных дорог. Результат этой меры сказался очень быстро — казна прекратила нести огромные убытки, исчезли «железнодорожные короли», финансовые интересы которых были тесно связаны с деятельностью крупных российских чиновников. На освободившиеся деньги стали строиться новые железнодорожные линии, и были введены единые тарифы на этот популярный транспорт.

Во время русско-японской войны взяточничество возросло в разы


При Николае II было создано новое «Уголовное уложение». По сравнению с предыдущими законодательными актами этого толка оно было проработано намного лучше в отношении борьбы со взяточничеством, рост которого в начале XX века был связан с увеличением числа чиновников, военными заказами, различными сделками с недвижимостью и эксплуатацией участков с полезными ископаемыми. Коррупция возросла в разы во время русско-японской войны. Это вынудило царское правительство принять дополнительные меры по усилению ответственности за получение взяток в военное время. Если чиновники попадались на лихоимстве в этот период, то на них не распространялись никакие амнистии. Они проводили время, занимаясь трудотерапией на каторге от звонка до звонка. В 1911 году министр юстиции Иван Григорьевич Щегловитов внес на рассмотрение законопроект «О наказуемости лиходательства». Дача взятки в нем рассматривалась как самостоятельное преступление. Однако царь не дал ходу этому проекту, поскольку, с его точки зрения, этот документ мог «затруднить борьбу» с коррупцией.


Уголовный кодекс РСФСР 1922 года

Большевики, придя к власти, в мае 1918 года издали декрет «О взяточничестве», предусматривавший пятилетний срок заключения и конфискацию имущества. Одновременно с этим дела о взяточничестве были переданы в ведение революционных трибуналов, так как приравнивались к контрреволюционной деятельности. Уголовный кодекс 1922 года предусматривал за это преступление расстрел. Строгость наказаний росла постоянно, но ограничивало масштабы мздоимства иное: тогда господствовал «военный коммунизм», денежное обращение практически отсутствовало, а функции органов управления были неопределенными, и часто оставалось неясным, кому именно следует давать. «Давали», кстати, тогда в основном изделия из драгоценных металлов и мешки зерна, которыми расплачивались за возможность ввезти продовольствие в город. Позже, при НЭПе, контролирующие предпринимателей чиновники вернули свое, оттянувшись по полной.

При Сталине взятки брали и деньгами, и натурой


Советская история борьбы со взятками мало отличается от того, как боролись с этим злом прежде. Наказания розгами не применяли, зато полюбили кампании. В одном из циркуляров Наркомюста 1927 года предписывается: «В течение месяца… повсеместно и единовременно назначить к слушанию по возможности исключительно дела о взяточничестве, оповестив об этом в газете, дабы создать по всей республике впечатление единой, массовой и организованно проводимой судебно-карательной кампании». Поскольку взяточничество считалось буржуазным пережитком, было принято говорить, что по мере строительства социализма это явление исчезает. Но благополучно пережив время царское и советское, мздоимство в нашей стране явно не собирается исчезать.

https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Восьмой заповедью Божьей считается избежание совершения греха лихоимства. Существуют синонимы этого старорусского слово: мздоимство, взятничество, скверноприбытчество. Но использовать эти слова в одном контексте все же не стоит. Имеют мздоимство и лихоимство некие отличия.

Лихоимство, значение слова

Слово лихоимство в православии означает получение денег в результате роста или с помощью процентов. Человек, который захватывает чужое и не зарабатывает своего считается разбойником и по праву может называться лихоимцем. Лихоимство что это за грех характеризуют и Старый, и Новый Завет и равнозначно его запрещают.

Православные проповедники еще с начала Средних веков говорили о скверности взятничество, независимо от того, как оно проявляется. Но со временем ситуация несколько изменилась, и привело все к тому, что абсолютно вся христианская экономика стала базироваться на этом греху.

Назвать лихоимцем можно не только того, кто дает взятку, но и человек, который ее берет. При этом действует закон, что если бы второй не брал, то первому некому было бы вручать подачку. Поэтому они оба на равных нарушают заповедь Господа Всевышнего.

Любящий всеми христианами апостол Павел категорически настаивал на запрете трапезничать с лихоимцем за одним столом. Согласно церковнославянскому словарю, слово имеет такое значение:

  • взымание лихвы;
  • взятка;
  • вымогательство;
  • любостяжание.

Грех вымогательства очень опасен. Если для пьяницы и блудника достаточно отступить от своих деяний и раскаяться, то лихоимцу помимо этого еще и нужно возвратить все нажитое нечестным путем. Ведь наживаться на горе и трудностях других людей аморально.

Чаще всего поддаются греху те, кто не веруют в Бога и не имеет определенных жизненных взглядов и ценностей. Для них характерна алчность, зависть и жадность.

К лихоимству можно отнести такие нарушения:

  • подделка документов;
  • использование подделанной документации;
  • перепродажа (спекуляция);
  • покупка ранее украденной вещи за низкую цену;
  • тунеядство;
  • выдача кредитов под проценты;
  • выигрыш в лотерею, рулетку.

Все то, что приносит человеку прибыль без особого труда заслуживает называться восьмым видом мытарства — лихоимством.

Мздоимство и лихоимство, отличие

Когда человек изучает вопрос грехов и доходит до восьмого номера, часто спрашивает, чем отличается мздоимство и лихоимство. Эти два понятия часто используют как синонимы. Но между ними все же есть принципиальная разница. Достаточно проанализировать составные части каждого слова:

  • «мзда» — плата должностному лицу за его непосредственную работу;
  • «лихо» — желание нажиться на чьем-либо горе, требуя отдать последнее.

Главное отличие этих двух слов — моральное поведение взяточника. В последнем случае отсутствуют человеческие качества христианина и морально воспитанной личности. Его главное желание заполучить как можно больше. При этом такого человека мало волнует состояние и положение ближнего.

В современном обществе эти два понятия часто замещают друг друга, так как мзда имеет ассоциацию с понятием «взятка». Но лучше различать приведенные выше слова по значению и использовать правильно. При этом желательно не встречаться ни с лихоимцами, ни с требователями мзды. Каким бы не были цели и планы такого помощника, нужно помнить, что происходит акт коррупции, а это карается не только Господом Богом, но и законодательством.

К сожалению, взятничество — неотъемлемая часть жизни современного мира. Но это не избавляет его от греховности. Поэтому прежде чем давать или брать мзду, следует подумать, не придется ли за нее в будущем горько расплачиваться.

Господь всегда с Вами!

Смотрите видео о грехе сребролюбия (мздоимства и лихоимства):


Главная проблема легализации дачи взятки в том, что она подрывает уважение к закону
Сергей Гуриев
Олег Цывинский
Vedomosti.ru
04.12.2012

Эта публикация основана на статье «Ratio economica: Как вернуть свою взятку » из газеты «Ведомости» от 04.12.2012, №230 (3244).
В последние несколько недель буквально каждый день общество узнает о новых разоблачениях высокопоставленных чиновников. Вполне возможно, что неожиданно начавшаяся борьба с коррупцией - это лишь имиджевый ход для повышения рейтинга или повод для перераспределения власти и активов между различными кланами. Но причина не так важна - главное, что этот повод вполне реален. Тем более что мало кто сомневается в том, что озвучиваемые обвинения в коррупции имеют под собой основания.

Многие критики власти говорят о том, что наказанием отдельных коррумпированных чиновников проблему коррупции не решить и что нужно менять систему. Так это или нет - сказать трудно. Каждое последующее наказание отдельного чиновника увеличивает вероятность того, что высшее руководство страны собирается бороться с коррупцией всерьез и что наказание за взяточничество неотвратимо. С другой стороны, это очень долгий путь - пока что общество не верит в необратимость наказания за взяточничество. Гораздо проще изменить правила игры, с тем чтобы устранить стимулы для коррупции.

Одно из таких решений, широко обсуждаемых в развивающихся странах, - это так называемый «подход Басу». В 2011 г. Каушик Басу (тогда - главный экономист индийского правительства, а сейчас - главный экономист Всемирного банка) написал статью «Почему надо легализовать дачу взятки для некоторых видов взяток». Он предложил - для некоторых видов взяток - защитить тех, кто дает взятки, но вдвойне наказывать тех, кто берет.
Кроме того, он предложил возвращать уплаченную взятку взяткодателям. О каких видах взяток идет речь? Один из основоположников современной экономической теории коррупции - индийский экономист Пранаб Бардхан подразделяет коррупцию на «мздоимство» - взятки, которые вымогаются за то, что и так положено делать, и «лихоимство» - взятки, которые собираются за то, что по закону взяткодателю не положено (Бардхан использует именно русские названия в транслитерации -mzdoimstvo и likhoimstvo). Подход Басу, конечно, нацелен именно на мздоимство: речь идет о вымогательстве мзды за то, что чиновник и так должен сделать. Басу предлагает следующее решение. Если установлен факт мздоимства, то чиновник должен быть наказан, а вот взяткодатель - прощен. Более того, взяткодатель должен получить свою взятку обратно. Нетрудно понять, что такой подход приведет к резкому сокращению мздоимства.

В только что вышедшей статье экономисты Мартин Дюфвенберг и Джанкарло Спаньоло строят сложную формальную модель и показывают, что еще лучше работает несколько усовершенствованный подход. Они предлагают прощать и возвращать взятки тем взяткодателям, кто сам донес о факте коррупции. Такой подход отлично зарекомендовал себя в борьбе антимонопольных органов с картельными сговорами. Картельный сговор практически невозможно разоблачить без внутреннего информатора. Поэтому очень важно, чтобы сам информатор (например, один из участников картеля) имел стимулы рассказать о картеле антимонопольным органам. Во многих странах участники картеля, выдающие сведения о картеле, получают защиту от преследования. Кроме того, они получают дополнительный выигрыш от того, что другие участники картеля - их конкуренты - платят огромные штрафы.

Работа Дюфвенберга и Спаньоло показывает, что подход Басу - это вполне реализуемая идея, которая действительно может снизить коррупцию в конкретных случаях. Более того, ее вполне можно воплотить в жизнь и в России, где уже несколько лет действует законодательство о сделках со следствием. Кроме того, общество в России в целом считает преступником именно взяткополучателя, воспринимая взяткодателя в качестве жертвы (хотя формально закон нарушают оба).

В чем недостатки подхода Басу? Многие оппоненты говорят о том, что, даже если взяткодатель хочет доказать факт передачи взятки, собрать достаточные для суда доказательства все же трудно. Конечно, вряд ли взяточник будет давать расписку в получении взятки. Но чем дальше, тем доступнее, в том числе и для обычных людей, аудио- и видеозаписывающие устройства (например, в мобильных телефонах).

Гораздо большая проблема легализации дачи взятки в том, что такая реформа фактически признает непредосудительным поведение взяткодателя, подрывая уважение к закону. А без этого, как бы пафосно это ни звучало, невозможно построить правовое государство. Уважение к закону - одна из главных социальных норм. Экономисты давно изучают нормы социального поведения. Один из главных выводов этих исследований заключается в том, что нормы позволяют достигать нужных для общества целей с меньшими затратами. Даже если прощение взяткодателей позволит снизить взятки или увеличит число наказаний за взятки в краткосрочном периоде, в долгосрочном периоде подрыв уважения к закону обойдется обществу и экономике гораздо дороже.

Доминирующая сегодня в российском обществе терпимость к взяткодателям крайне опасна. Казалось бы, если правила построены так, что не давать взятки нельзя, разве можно осуждать тех, кто их дает? Конечно, нет. С одной стороны, давая взятки, можно «решить проблемы» и повысить уровень дохода - но прожить можно и без дачи взяток. Во-вторых, до тех пор пока люди готовы давать взятки, правила будут устроены именно так, чтобы их можно было бы вымогать. Именно нетерпимость к даче взяток создаст спрос на разумные правила игры, а не такие законы, строгость которых компенсируется (за взятку!) необязательностью их неисполнения.

Автор - ректор Российской экономической школы; профессор Йельского университета и Российской экономической школы
http://www.vedomosti.ru/opinion/news/6768401/kak_vernut_svoyu_vzyatku?full#cut

А ведь не прошло и 20 лет с момента когда Гавриил Харитонович Попов (бывший тогда мэром Москвы с заместителем "крепким хозяйственником" Лужковым) объяснял, что взятка нужна механизму экономики как смазка...
Много с тех пор смазки ушло мимо бюджета, населения и экономики, а экономика только ржавеет и хиреет

Восьмой заповедью Божьей считается избежание совершения греха лихоимства. Существуют синонимы этого старорусского слово: мздоимство, взятничество, скверноприбытчество. Но использовать эти слова в одном контексте все же не стоит. Имеют мздоимство и лихоимство некие отличия.

Лихоимство, значение слова

Слово лихоимство в православии означает получение денег в результате роста или с помощью процентов. Человек, который захватывает чужое и не зарабатывает своего считается разбойником и по праву может называться лихоимцем. Лихоимство что это за грех характеризуют и Старый, и Новый Завет и равнозначно его запрещают.

Православные проповедники еще с начала Средних веков говорили о скверности взятничество, независимо от того, как оно проявляется. Но со временем ситуация несколько изменилась, и привело все к тому, что абсолютно вся христианская экономика стала базироваться на этом греху.

Назвать лихоимцем можно не только того, кто дает взятку, но и человек, который ее берет. При этом действует закон, что если бы второй не брал, то первому некому было бы вручать подачку. Поэтому они оба на равных нарушают заповедь Господа Всевышнего.

Любящий всеми христианами апостол Павел категорически настаивал на запрете трапезничать с лихоимцем за одним столом. Согласно церковнославянскому словарю, слово имеет такое значение:

  • взымание лихвы;
  • взятка;
  • вымогательство;
  • любостяжание.

Грех вымогательства очень опасен. Если для пьяницы и блудника достаточно отступить от своих деяний и раскаяться, то лихоимцу помимо этого еще и нужно возвратить все нажитое нечестным путем. Ведь наживаться на горе и трудностях других людей аморально.

Чаще всего поддаются греху те, кто не веруют в Бога и не имеет определенных жизненных взглядов и ценностей. Для них характерна алчность, зависть и жадность.

К лихоимству можно отнести такие нарушения:

  • подделка документов;
  • использование подделанной документации;
  • перепродажа (спекуляция);
  • покупка ранее украденной вещи за низкую цену;
  • тунеядство;
  • выдача кредитов под проценты;
  • выигрыш в лотерею, рулетку.

Все то, что приносит человеку прибыль без особого труда заслуживает называться восьмым видом мытарства - лихоимством.

Мздоимство и лихоимство, отличие

Когда человек изучает вопрос грехов и доходит до восьмого номера, часто спрашивает, чем отличается мздоимство и лихоимство. Эти два понятия часто используют как синонимы. Но между ними все же есть принципиальная разница. Достаточно проанализировать составные части каждого слова:

  • «мзда» - плата должностному лицу за его непосредственную работу;
  • «лихо» - желание нажиться на чьем-либо горе, требуя отдать последнее.

Главное отличие этих двух слов - моральное поведение взяточника. В последнем случае отсутствуют человеческие качества христианина и морально воспитанной личности. Его главное желание заполучить как можно больше. При этом такого человека мало волнует состояние и положение ближнего.

В современном обществе эти два понятия часто замещают друг друга, так как мзда имеет ассоциацию с понятием «взятка». Но лучше различать приведенные выше слова по значению и использовать правильно. При этом желательно не встречаться ни с лихоимцами, ни с требователями мзды. Каким бы не были цели и планы такого помощника, нужно помнить, что происходит акт коррупции, а это карается не только Господом Богом, но и законодательством.

К сожалению, взятничество - неотъемлемая часть жизни современного мира. Но это не избавляет его от греховности. Поэтому прежде чем давать или брать мзду, следует подумать, не придется ли за нее в будущем горько расплачиваться.

Господь всегда с Вами!