Художник гелий коржев картины. Гелий Коржев. Жизнь глазами соцреалиста Гелий Коржев картины

Самое необычное в картине — ракурс. Поднимающий знамя изображен в 45-градусной аксонометрии. Как будто бы мы смотрим на него в телескоп через пространство и время с вершины какой-то пирамиды (наверное, это пирамида коммунизма), в основание которой, рядом с товарищами, вот-вот ляжет его тело. А он в ответ смотрит наверх, на еще не родившихся нас.


Картина Гелия Коржева "Поднимающий знамя" — знаковая работа, отмечающая точку перехода однообразного и формального сталинского соцреализма к более искренней и разнообразной стилистике. Сейчас эта живопись не в моде, и нам трудно поверить, что полотно, являющееся частью триптиха "Коммунисты" — то есть, по умолчанию, элемент социалистического официоза — может представлять художественную ценность. Но, однако же, перед нами большая живопись — картина выразительна, она излучает энергию, агрессию, силу. Динамичная композиция с обрезанными фигурами, резкое сочетание простого открытого цвета знамени и мерцающего сумрачного колорита остальной части полотна — всё это делает картину запоминающейся.

Самое необычное в картине — ракурс. Поднимающий знамя изображен в 45-градусной аксонометрии. Как будто бы мы смотрим на него в телескоп через пространство и время с вершины какой-то пирамиды (наверное, это пирамида коммунизма), в основание которой, рядом с товарищами, вот-вот ляжет его тело. А он в ответ смотрит наверх, на еще не родившихся нас.

Сюжет картины очень обобщенный — очевидно, что автор намеренно изобразил рабочего архетипичным, убрав все конкретные признаки времени и места. Вернее, не совсем все — трамвайные рельсы и крышка канализационного люка показывают нам, что дело происходит в большом городе. Рабочий изображен как человек, полностью слившийся с городской и заводской культурой — он брит, носит рубашку и брюки городского покроя, ботинки со шнурками; рабочие, сохранявшие культурную связь с деревней, выглядели более консервативно. Но вот когда происходят описанные события, мы догадаться не можем. То ли революция 1905-1907 годов, то ли какой-то позднейший эпизод борьбы, то ли Февральская революция или же большевистские выступления при Временном правительстве. Более того, самые известные из городских уличных кровопролитий — Кровавое воскресенье и Декабрьское восстание в Москве — происходили зимой, так что картина явно не про них.

До какой степени изображенное на картине исторично? Для разных периодов по-разному. До Кровавого воскресенья (9 января 1905 года) стрельба по толпе казалась простому человеку невозможным делом — этим и был определен тот невообразимый шок, который испытало общество от расстрела. Дальше дело покатилось под откос, уровень насилия начал нарастать. Особенно плохо дела пошли после объявления Октябрьского манифеста. Пиком насилия стало Декабрьское вооруженное восстание в Москве, после подавления которого правительство в целом начало брать верх, и беспорядки стали медленно затухать. Кое-какая стрельба постоянно раздавалась на улицах крупных городов до конца весны 1906 года. Потом страна успокоилась, и стрельба по собраниям протестующим снова постепенно превратилась в экстраординарное происшествие. Расстрел рабочих на Ленских приисках в апреле 1912 года опять стал шоком — к этому моменту страна уже совсем отвыкла от стрельбы.

Что ждет поднявшего знамя? По картине очевидно, что его пристрелят прямо сейчас. В большинстве реальных жизненных ситуаций той эпохи обстановка была несколько безопасней. На глаз, вероятности получить пулю в лоб / попасть на каторгу / отправиться в ссылку / отсидеть две недели под арестом / вернуться домой целым или с синяками относились друг к другу как 1: 20: 30: 100: 1000. Но, скажем честно, и для того, чтобы не испугаться неприятностей такой вероятности, надо иметь много смелости — приблизительно столько же, сколько требовалось от участников киевского Майдана в его последние дни. Сегодня мы не видим в России людей, демонстрирующих тот же уровень отваги, что и поднимающий знамя.

Что означает красное знамя? Для дореволюционного периода это не знамя коммунизма и не знамя РСДРП как отдельной партии. Напротив, это знамя социалистического и профсоюзного движения в самом широком его понимании. Красное знамя на рабочей демонстрации значит одно — рабочие имеют не только трудовые требования, но еще и выражают политические взгляды, включающие в себя требования широкой реформы взаимоотношений рабочих и предпринимателей.

Красное знамя много значило для властей. Пока рабочие выступали с лозунгами чисто профсоюзного толка, их действия не составляли уголовного правонарушения. Появление красного флага, даже при отсутствии антиправительственных лозунгов, автоматически обозначало, что данное сборище людей преследует политические цели и превращало всех участников идущей под этим флагом процессии в преступников. В реальной практике власти никогда не преследовали всех участников таких шествий поголовно, они выделяли нескольких либо истинных, либо мнимых организаторов, и им уже доставалось на полную катушку. Но именно то, что иногда под раздачу попадали случайные люди, и делало участие в демонстрации под красным флагом опасным для каждого.

Теперь мы перейдем к самому сложному моменту — а почему, собственно говоря, рабочий оказался под красным, то есть политическим, знаменем, а не под чисто профсоюзным лозунгом? В этом и заключалась трагедия страны — царизм совершил большую глупость, подавив чисто трудовое протестное движение, в результате чего получил не успокоение, а поголовную революционизацию рабочих. Тактика РСДРП заключалась в мягкой политизации рабочего протеста. Типовые требования бастующих, составленные при участии партийных активистов, выглядели так: вначале шли невинные требования улучшения условий труда (типа обеспечения питьевой водой в цехах), потом стандартное требование повышения зарплаты или увеличения расценок (нормальное и здоровое для забастовки), потом требование восьмичасового рабочего дня (затруднительное для отдельного предпринимателя) — с этим требованием уже обычно появлялся красный флаг, а под конец уже шло "долой самодержавие", вслед за которым появлялись казаки, нагайки, солдаты и начинали свистеть пули.

Поскольку чисто профсоюзных активистов (а они всегда склонны действовать легально) гнобили, активисты революционных партий (умевшие действовать подпольно) взяли верх. В сознании рабочих разумные требования, выдвигаемые в ходе трудовых конфликтов, и призывы к уничтожению царского строя постепенно слились воедино. Когда в 1912 году правительство дало задний ход и разрешило рабочим создать самоуправляемые больничные и страховые кассы, было уже поздно — офисы этих касс автоматически превратились в штаб-квартиры РСДРП на предприятиях. То, что социал-демократы влились в рабочую борьбу, сделало ее менее результативной для рабочих (чем более завышены требования, тем менее вероятна их реализация) и более деструктивной по отношению к общеполитической ситуации.

Какой мир хочет создать поднимающий знамя? Трудно поверить, но это отнюдь не знакомый нам социализм в советской версии, и уж тем более не военный коммунизм. Программа РСДРП, принятая на II съезде в 1903 году — это вполне умеренная и респектабельная программа, обычная для всякой европейской социал-демократической партии. Демократия со всеобщим избирательным правом, стандартный набор политических прав, всеобщее равенство, социальное страхование с пособиями по болезни, безработице и старости, всеобщее бесплатное образование, прогрессивный подоходный налог, восьмичасовой рабочий день, справедливые процедуры разрешения конфликтов рабочих с предпринимателями — вот и всё, чего требует рабочий на картине.

Никаких ужасов, впоследствии совершенных большевиками — партийной диктатуры и подавления всех гражданских свобод, конфискации частных бизнесов и перехода на плановую экокномику, репрессий "буржуазии" — в этой программе нет. Изображенный на картине рабочий не предвидит будущего и борется за тот комплекс идей, который в настоящий момент и является основой строя развитых европейских стран. Это благородные и разумные идеи, не потерявшие актуальности и сегодня. Тот мир, который он мечтает создать, более похож на Францию 1937 года, чем на Советский Союз 1937 года.

Что дала нам эта борьба? Как легко заметить, далеко не всё из программы РСДРП реализовано в России на сегодняшний момент. Но, однако же, одна замечательная вещь досталась нам непосредственно как результат героизма и упорства рабочих — восьмичасовой рабочий день. Этот лозунг, в связи с его явной невыполнимостью и привлекательностью для рабочих, считался наиглавнейшим боевым требованием социал-демократии. Как результат, уже после Февральской революции восьмичасовой рабочий день был немедленно самими же рабочими введен во всей промышленности. А большевики, наплевавшие на большую часть своих предреволюционных обещаний, уже не нашли решимости отказаться от 8 часов, хотя им, наверное, очень того хотелось. Об этом завоевании говорили так долго и так много, за него столько бились, что оно стало неотъемлемым.

Сейчас мир вокруг нас быстро изменяется, и с каждым днем наши прадеды, имевшие смелость встать, поднять знамя и идти под пули за то, чтобы мир вокруг них стал справедливей и лучше — а этой смелости так не хватает нам сегодня — вызывают всё большее уважение. Малосимпатичные, простоватые, грубые, злые — как рабочий на этой картине — они сумели выдвинуть из своей среды героев. Их история и их борьба были присвоены послереволюционной коммунистической партией, влились в официозный миф сгинувшего социалистического строя и вместе с ним были преданы забвению. Теперь настает время снова вспомнить их смелость и их благородные намерения. Этот пост написан мною для того, чтобы всякий, кто собирается и уходит с работы по окончании восьмичасового рабочего дня — а ведь начальник, наверное, хотел бы, чтобы вы поработали еще пару часов, — осознал бы, что это право досталось народу дорогой ценой. Площади наших городов политы кровью предков для того, чтобы мы жили так, а не хуже.

Картину можно кликнуть и рассмотреть подробнее.

Публикации раздела Музеи

Гелий Коржев. Жизнь глазами соцреалиста

К артины Гелия Коржева о войне, ветеранах и повседневной жизни заслужили ему славу в советское время. Но о них не забыли и сейчас, пусть даже порой мы и не вспомним фамилию автора. В 2005 году, когда под патронажем Владимира Путина в Нью-Йорке открылась программная выставка «Россия!», долго выбирали, что напечатать на обложке каталога. В итоге на первой обложке оказалась классическая венециановская «Жатва» с отдыхающей крестьянкой. А на другой - коржевское «Прощание» советского солдата.

Семья

Гелий Коржев, несмотря на пролетарскую суровость своей живописи, происходил из интеллигентной семьи. Впрочем, дворянские корни не афишировались. Дед художника, Петр Васильевич, приятельствовал со Львом Толстым , сочинял музыку, писал картины. А по профессии был архитектором-землеустроителем и занимался железными дорогами.

Архитектором стал и отец художника, Михаил Петрович. Ученик Алексея Щусева и один из основоположников советской ландшафтной архитектуры, он приложил руку к созданию огромного количества зеленых ансамблей в столице и других городах. Например, парка Горького, Измайловского и Лефортовского парков, реконструкции Александровского сада... В Королеве созданный им парк «Коржевские» культуры» до сих пор, кажется, цел. Еще он любил старые дворянские имения. Парк графов Бобринских в усадьбе Бобрики под Тулой, устроенный легендарным Андреем Тимофеевичем Болотовым в XVIII веке, был воскрешен именно силами Михаила Коржева. О его нраве многое говорит то, что в своем цикле, посвященном «Дон Кихоту», Гелий Коржев придал главному герою черты и характер своего отца.

Мать же художника, Серафима Михайловна, была учительницей русского языка и литературы в средней школе и оказала колоссальное влияние на образование сына. Вдобавок квартира, где вырос Гелий, находилась рядом с Пушкинским музеем - он не только ходил туда с детства в художественную студию, но и выучил все картины в залах практически наизусть.

Взрослая жизнь

Когда началась Великая Отечественная, Коржеву было шестнадцать. Юноша на нее не попал. Он учился в знаменитой Московской средней художественной школе, которую эвакуировали в Башкирию. Впрочем, сначала он уезжать не хотел: перед эвакуацией мальчик успел закончить курсы снайперов и всерьез собирался на фронт. Только уговоры любимой учительницы заставили его все-таки уехать в эвакуацию вместе со школой.

Вернувшись из Башкирии, Коржев поступил в Суриковское училище. Кроме стандартных занятий в натурных классах были и другие уроки: вместе с однокурсниками он работал в Пушкинском музее. Разбирал трофейные сокровища, привезенные из Дрезденского музея. И бесконечно любовался шедеврами, впитывая подход старых мастеров к реализму и их способ поэтизировать реальность.

Гелий Коржев. Рыцари чаепития. 2010. Институт русского реалистического искусства

Гелий Коржев. Лишенная родительских прав. 2006. Институт русского реалистического искусства

Гелий Коржев. Свалка. 2007. Институт русского реалистического искусства

Молодой художник, выпустившийся в 1950 году, в следующее десятилетие постепенно обретал свои темы и изобразительный язык. А также славу. В 1957–1960 годах он создал свою первую громкую работу - триптих «Коммунисты»: «Интернационал», «Поднимающий знамя» и «Гомер (Рабочая студия)». Затем последовала серия «Опаленные огнем войны». Самый пик его активности - 1960–80-е годы. Посыпались награды: звание народного художника СССР, Государственная премия, орден Ленина... Его полотна закупали Третьяковская галерея , Русский музей . Они стали классикой соцреализма. Их печатали в учебниках, на открытках, плакатах.

Уединение

В 1986 году Коржев, уже заслуженный мэтр, потерял обоих родителей, что сильно повлияло на его душевный настрой. Да и сам он был уже не молод. Художник ушел со всех официальных постов в Совете депутатов РСФСР, Союзе художников и Академии. Закрывшись в мастерской, он начал цикл, который, конечно же, не попал на страницы советских учебников. Крах СССР, как и для большинства стариков, стал для него переворотом мировоззрения.

В уединении создает он новый программный триптих - на сей раз «Адам и Ева». Пишет «Иуду», «Сусанну и старцев», «Искушение», «Лишенных рая»... Это все тот же узнаваемый суровый стиль Коржева: с лаконичной композицией и строгим колоритом. Его герои сохранили выверенную жестикуляцию, постаревшую от загара кожу, морщины и рубцы. Под ногами у них все та же выгоревшая земля. Но вместо солдат-инвалидов и старух-колхозниц перед нами ветхозаветные герои. Впрочем, это тоже люди, уставшие от труда, пережившие очень много.

Лента.ру сообщает:

В Москве, 27 августа, на 88-м году жизни скончался художник Гелий Коржев, один из виднейших представителей так называемого «сурового стиля». Об этом сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на данные Института русского реалистического искусства (ИРРИ). http://lenta.ru/news/2012/08/27/korzhev/

Почему-то у нас не принято особо хвастаться своими выдающимися достижениями в области изобразительного искусства, тем, что «суровый стиль» — это мировая новация стиля в рамках авангарда 20 века, достижение советской художественной школы соцреализма, имевшее влияние на мировую культуру не меньшее, чем поп- и соц-арт, раскрученные сейчас по всему миру. Достаточно сказать что Голливуд взял на вооружение и вовсю эксплуатирует стилистику «сурового героя» на пользу себе. Внешняя форма этих многочисленных «терминаторов», содержание образа этого героя – чистая калька героев борьбы и труда в соцреализме. Тогда, в то время они плелись вслед за нами

Умер Гелий Коржев — ВЕЛИКИЙ советский художник. И тишина….. незаметно особой реакции в СМИ, на ТВ, новостных лентах. А представляю, если бы он был футболистом такого масштаба — вся страна была бы в трауре указом президента. Наше время как пародия в сравнении с величиной прошедшей эпохи. И Россия видимо теперь всегда останется такой – лапотно-имперской. Увы. Горько это осознавать и это чувствовал Художник.

Недосягаемое, нереальное для нашего времени единство, гармония художественного содержания, эстетической формы, живописного стиля – одним словом МОЩЬ! – вот что поражает в этих работах. Такое нельзя забывать. Не забыть тому, кто прикоснулся

Время Художника прошло. Ушла эпоха. А наше время вообще не для художника. Уходят титаны.

Знамя за ними поднять некому, надо признать.

Г.Коржев. Триптих «Коммунисты»(«Поднимающий знамя»),х.м. 1957 г.
Санкт-Петербург, Государственный Русский музей

Москва, Государственная Третьяковская галерея

Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург

г.
Ульяновский художественный музей

Я родился в Москве в 1925 году.

1925 — Гелий Михайлович Коржев родился 7 июля в Москве (ул. Пятницкая, дом 43)
в семье архитектора Михаила Петровича Коржева и Серафимы Михайловны Коржевой.

Мой отец парковый архитектор, много сил положивший на озеленение Москвы.

Михаил Петрович Коржев (1897-1986) родился в Калуге — архитектор советского авангарда, один из основоположников советской ландшафтной архитектуры. Практически все бульвары, парки и прочие крупные памятники ландшафтной архитектуры в Москве (Центральный парк культуры и отдыха, Главный ботанический сад, Измайловский парк, Лефортовский парк, Водный партер в Химках, парковый ансамбль МГУ на Ленинских горах и др.) были созданы при участии Михаила Петровича Коржева, где он выступал либо как соавтор, либо как руководитель проектов. Михаил Петрович был одним из первых «зелёных архитекторов» Советского Союза, получив в профессиональных кругах звание «Дон Кихот ландшафтный».

Мама — учительница одной из московских школ, где проработала более сорока лет.

Серафима Михайловна Коржева, в девичестве Чувелёва (-1896-1986), родилась в Москве, преподавала русский язык и литературу в гимназии. Воспитывала троих детей: Гелия,
Ветту и Эльдину.

Ветта Михайловна Коржева (1931-2002) окончила экономический факультет МГУ
с красным дипломом, работала экономистом в строительных трестах.

Эльдина Михайловна Коржева (1932-2011) окончила философский факультет МГУ
с красным дипломом, работала в Институте социологии РАН.

1929 — семья Коржевых переехала в один их первых кооперативных домов в 1-м Зачатьевском переулке, дом 13.

1933 — поступил в начальную школу и посещал детскую студию в Государственном музее изобразительного искусства на ул. Волхонке.

С десяти лет учился в детских художественных студиях Москвы.

1936 — учился в изостудии при Доме художественного воспитания Фрунзенского района на Большой Пироговской улице под руководством ученицы В.А. Серова и К.Ф. Юона Антонины Петровны Сергеевой.

В 1939 году был принят в Московскую среднюю художественную школу, в третий класс. В художественной школе началось профессиональное обучение у педагогов-художников. Здесь же зарождалась и творческая дружба среди учеников, дружба, продолжающаяся и до сегодняшнего дня.

1939 — по совету А.С. Сергеевой сдал вступительные экзамены в только что открывшуюся Московскую среднюю художественную школу (МСХШ).

МСХШ была создана по инициативе художников И.Э. Грабаря, К.Ф. Юона, С.В. Герасимова в целях повышения уровня образования подрастающего поколения в профессии. Перед войной школа располагалась на Каляевской, а затем на Переяславской улицах.

По результатам экзаменов Гелий Коржев был принят в третий класс. Среди первого набора в МСХШ были В.Ф. Стожаров, Л.А. Шитов, А.П. Ткачёв, В.И. Иванов, В.З. Пурыгин, А.С. Папикян, К.В. Бахтеева, П.П. Оссовский и др.

Специальные предметы в школе вели художники В.В. Почиталов, М.В. Добросердов, А.П. Шорчев, С.М. Михайловский. Директором был назначен Н.А. Каренберг.

Во второй половине дня 22 июня мы собрались с моим приятелем Димой Краснопевцевым пойти в Третьяковку. С утра я сидел в кабинете отца и рисовал «Испанку». Это был этюд с тети Нюры, которую я решил превратить в страстную испанку. Вот за этим занятием застал меня звонок Димы: «Война!»…

1941 — записался на курсы по подготовке снайперов и выехал на полевые занятия под Смоленск. С приближением боев воспитанники курсов вернулись в Москву.

Во время войны школа выехала в Башкирию и размещалась в большом селе Воскресенское. Два года, проведенных учениками школы в деревне, среди природы, надолго определили творческое лицо школы. Мы, городские ребята, оставшись на два года без музеев и выставок, увидели, что красота находится в природе, в простых людях, что окружали нас.

1941 — по настоянию учителей 25 сентября вместе с последней группой педагогов и воспитанников МСХШ эвакуировался в Башкирию, село Воскресенское. В Воскресенском педагоги постепенно наладили быт и занятия школы.

В 1944 году окончил школу и в этом же году поступил в Художественный институт им. Сурикова на отделение живописи. Много прекрасных художников-педагогов тогда работали в институте. Педагогами у меня были С.В. Герасимов, Н.X. Максимов и В.В. Почиталов. И хотя бытовые условия жизни были трудными, учеба шла очень интенсивно. В группу бывших воспитанников художественной школы, ставших студентами, начали вливаться вернувшиеся с войны фронтовики. Они, люди прошедшие войну и серьезные испытания, принесли с собой горячую жажду знаний.

1944 — школа вернулась в Москву, где была проведена отчетная выставка в залах «Всекохудожника», по результатам которой все воспитанники школы были приняты в Московский художественный институт (МХИ), ныне Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова. С 3-го курса института обучался в мастерской С.В. Герасимова.

1945 — во время учебы в институте вместе с однокурсниками работал в Пушкинском музее, разбирая спасенные Советской армией шедевры Дрезденской галереи.

Кира Владимировна Бахтеева (1923-2007) училась в МСХШ с 1939 по 1944 гг. Студентка МХИ с 1944 по 1946 гг. С 1947 года училась на актерском отделении ГИТИСа и окончила его в 1953 году. Состояла в Союзе художников с 1964 года.

В 1950 году я закончил институт, получив звание художника-живописца. Первые самостоятельные шаги всегда трудны. Нужно было найти свою тему, свой язык и просто самого себя. Нужно было на-учиться зарабатывать деньги на жизнь так, чтобы не мешать развитию творчества. Я понимал, что знаний и умения еще очень немного и чтобы развиваться, необходимо участвовать в выставках. Впервые я участвовал в ученической выставке в 1941 году. Там, рядом со старшими художниками и своими товарищами лучше понимаешь свои недостатки и свои возможности. Вскоре в Москве стали организовываться молодежные выставки, которые стали второй школой. На этих выставках мы набирались опыта и уверенности.

1950 — окончил МГХИ им. Сурикова. Дипломная работа «Молодые архитекторы» с оценкой «хорошо». Присвоена квалификация «художник-живописец».

Я довольно рано начал работать педагогом. Мой учитель С.В. Герасимов в 1951 году пригласил меня в Строгановское училище на младшие курсы преподавать живопись. И эта работа была полезной для меня. Уча других, я учился сам. Закончил свою педагогическую карьеру заведующим кафедрой отделения монументальной живописи в 1984 году.

1951 — получил приглашение С.В. Герасимова работать в Московском высшем ху-дожественно-промышленном училище (МВХПУ), бывшее Строгановское, на должности старшего преподавателя, где преподавал до 1958 года. Работал в бригаде П.П. Соколова-Скали над художественным панно для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки.

1952 — совместно с П.П. Оссовским иллюстрировал книгу А.П. Гайдара «Горячий камень», в том числе «Сказку о военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове», для издательства «Детгиз». Выполнял иллюстрации для ряда других издательств.

1954 — на Выставке произведений молодых московских художников с 24 марта по 25 апреля в Выставочном зале Союза художников СССР была представлена первая законченная картина художника «В дни войны».

Был принят в члены Московского союза художников, минуя обязательный кандидатский стаж. Рекомендации в Союз дали его учитель С.В. Герасимов и П.П. Соколов-Скаля. С.В. Герасимов писал в рекомендациях: «Молодой и очень талантливый художник Г. Коржев обладает сильным рисунком и живописью. Очень профессионально владеет своим мастерством. Ведет живопись в Строгановском училище. На Выставке молодых московских художников находится его картина “В дни войны” вполне на очень высоком уровне».

Принимал активное участие в жизни МСХ, в организации и проведении выставок
молодых художников (1954, 1956, 1957, 1958, 1959 гг.). Молодежные выставки дали
путевки в жизнь многим художникам: В.Ф. Стожарову, В.Н. Гаврилову, братьям Ткачёвым, Т.Т. Салахову, И.А. Попову, П.П. Оссовскому, В.И. Иванову, Е.И. Зверькову, братьям Тутуновым, И.В. Голицину, В.М. Сидорову, братьям Никоновым, братьям Смолиным, Д.Д. Жилинскому и др.

1955 — 20 января открылась Всесоюзная художественная выставка в Государственной Третьяковской галерее (ГТГ), где экспонировалась картина «В дни войны».

Послевоенные годы стали временем возмужания художников моего поколения. Война внесла в понятие «социалистический реализм» свои поправки. В искусстве тех лет стало гораздо больше правды. Волна восхвалений стала спадать, а изображение жизни простых людей начало доминировать на выставках.

1956 — с 15 февраля по 15 марта в рамках Второй выставки произведений молодых художников Москвы и Московской области экспонировались картины «Уехали», «-Приехал со стройки», «Осень».

Начал работу над картинами «Утро» и «Машинистка».

С группой художников совершил первую зарубежную поездку в Италию.

1957 — с 21 апреля по 20 мая экспонировались картины «Утро» и «Машинистка» на Третьей выставке произведений молодых художников Москвы и Московской области.

С 20 июля по 20 августа принял участие в Выставке произведений молодых художников Советского Союза к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве.

С 30 июля по 20 августа экспонировалась картина «Утро» на Международной выставке изобразительного и прикладного искусства в Центральном парке культуры и отдыха (ЦПКиО) им. A.M. Горького.

С 5 ноября по 16 марта 1958 г. принял участие во Всесоюзной художественной выставке, посвященной 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции.

Совершил творческую поездку в Сирию и Ливан.

1958 — с 19 июня по 28 июля экспонировались картины «Интернационал» (правая часть будущего триптиха «Коммунисты») и «Дожди» на Четвертой выставке произведений молодых художников Москвы.

Избран членом Правления Московского отделения Союза художников (МОСХ) РСФСР, где состоял до 1976 г.

Принял участие во Всесоюзной художественной выставке «40 лет ВЛКСМ».

1959 — на Пятой выставке произведений молодых художников Москвы в рамках Недели искусств РСФСР в ЦПКиО им. A.M. Горького экспонировалась картина «Влюбленные».

Б.В. Иогансон в статье «Новая картина Коржева» писал о том, что Г. Коржев — художник мысли, художник глубокого настроения. «В новом произведении — “Влюбленные” — Гелий Коржев верен глубокому серьезному взгляду на жизнь и человеческие судьбы. Картина убеждает. Сама форма живописи высока, чтобы понять, что хочет сказать художник».

Осуществил творческую поездку во Францию.

1960 — закончил работу над триптихом «Коммунисты».

На Первой республиканской художественной выставке «Советская Россия» впервые экспонировался триптих «Коммунисты», а также картина «Влюбленные».

21 июня открылся Первый учредительный съезд Союза художников РСФСР. Г. Коржев был избран секретарем Правления Союза художников РСФСР (до 1968 г.).

Принял участие во Всесоюзной художественной выставке, посвященной XXII съезду КПСС.

Совершил творческую поездку в Великобританию.

1961 — награжден Золотой медалью Академии художеств (АХ) СССР за триптих «Коммунисты». Триптих «Коммунисты» был выдвинут на соискание Ленинской премии.

Закончил работу над картиной «Художник».

Экспонировались триптих «Коммунисты» и картина «Художник» на Всесоюзной художественной выставке.

Участвовал в совместной выставке с А.П. Бубновым в Польше (Краков, Варшава).

1962 — экспонировалась картина «Художник» на 31-й Венецианской биеннале.

Участвовал в выставке «30 лет МОСХ» в ЦВЗ с картиной «В дороге». Выставку посетили члены Политбюро ЦК КПСС во главе с Н.С. Хрущёвым.

Начал работу над полиптихом «Опаленные огнем войны».

Приобрел избу в деревне Рюмниково Ярославской области.

1963 — принял участие во встрече Н.С. Хрущёва с творческой интеллигенцией.

Был избран депутатом Верховного Совета РСФСР VI созыва (1963-1967 гг.).

Присвоено звание «заслуженный деятель искусств РСФСР».

1964 — был избран членом-корреспондентом АХ на XXI сессии АХ СССР.

Был награжден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Азербайджанской ССР.

Работал над картиной «Мать» из серии «Опаленные огнем войны».

Был приглашен преподавать на кафедру монументального искусства МВХПУ.

На зональной выставке произведений московских художников «Москва — столица нашей Родины», открывшейся в ЦВЗ «Манеж», экспонировался триптих «Опаленные огнем войны»: «Уличный певец», «Мать», «Следы войны».

Множество выставок — республиканских, всесоюзных, зарубежных, больших и маленьких — стали местами становления и развития моего творчества. Неудачи сменялись удачами и вновь чередовались. И нужно сказать, что неудачное выступление на выставке помогало развитию творчества значительно больше, чем успех.

1965 — участвовал во Второй республиканской художественной выставке «Советская Россия» в ЦВЗ с триптихом «Опаленные огнем войны»: «Уличный певец», «Мать», «Следы войны».

Экспонировался триптих «Опаленные огнем войны»: «Уличный певец», «Мать»,
«Следы войны» — на Седьмой выставке произведений членов АХ СССР.

Участвовал во Всесоюзной выставке «На страже мира».

Возглавил кафедру монументальной живописи МВХПУ.

1966 — 11 октября стал лауреатом Государственной премии РСФСР имени И.Е. Репина за триптих «Коммунисты».

Экспонировались картины «В дни войны», «Влюбленные», «Художник», «Следы войны» и триптих «Коммунисты» на Восьмой выставке произведений членов АХ СССР.

Было присвоено ученое звание профессора.

1967 — На Третьей республиканской художественной выставке «Советская Россия» представил полиптих «Опаленные огнем войны»: «Следы войны», «Мать», «Старые раны», «Заслон», «Проводы».

Закончил работу над картиной «Старые раны».

Экспонировался полиптих «Опаленные огнем войны»: «Следы войны», «Мать»,
«Старые раны», «Заслон», «Проводы» — на Всесоюзной юбилейной художественной
выставке «50 лет советской власти».

Вошел в состав Комитета по Государственным премиям РСФСР в области литературы и искусства.

1968 — на II съезде СХ РСФСР был избран председателем Правления.

Решением Президиума АХ СССР был назначен руководителем Творческой мастерской живописи АХ СССР (в мастерской работали Н.Е. Зайцев, О.П. Филатчев, Т.Г. Назаренко, И.И. Сидельников, Е.А. Корнеев и др.).

Совершил творческую поездку в Нидерланды.

1969 — экспонировались работы «Заслон», «Старые раны», «Проводы» на Девятой выставке произведений членов АХ СССР.

Был командирован Союзом худоников СССР в Польшу.

1970 — был избран действительным членом АХ СССР.

Принял участие во Всесоюзной художественной выставке «25 лет Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне».

Принял участие во Всесоюзной выставке, посвященной 100-летию со дня рождения В.И. Ленина.

Совершил творческие поездки в Италию и Испанию.

1971 — был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Начал работу над картиной «Обреченная».

1972 — принял участие в выставке «Пять советских художников» вместе с Д.Д. Жилинским, Е.И. Зверьковым, В.И. Ивановым и П.П. Оссовским, проходившей в Риме, Милане, Турине, Болонье и Палермо.

В мае выступил с речью на похоронах А.А. Пластова в деревне Прислониха Ульяновской области.

Принял участие во Всесоюзной выставке «СССР — наша Родина», посвященной 50-летию образования СССР (Москва, Кишинёв, Киев, Одесса, Баку).

Было присвоено почетное звание «народный художник РСФСР».

1973 — участвовал в IV съезде художников СССР.

Участвовал в выставке «Пять советских художников» в Болгарии (София, Пазарджик), Чехословацкой ССР (Прага, Братислава), ГДР (Карл-Маркс-Штадт) до 1975 года включительно.

Принял участие в выставке произведений членов АХ СССР.

Родился внук Иван Коржев.

Все члены моей семьи — художники, а все вместе мы составляем маленький союз, где есть почти все специальности: живописцы, скульпторы, монументалисты, прикладники, дизайнеры. Нет графиков, но растет маленький внук и есть надежда, что он заполнит этот пробел. Это, конечно, шутка, но радостно, что искусство будет жить в нашей семье, когда старших представителей уже не будет.

1974 — экспонировались картины «В дни войны», «Влюбленные», «Художник», «-Следы войны» и триптих «Коммунисты» на Юбилейной выставке произведений членов Академии художеств СССР к 25-летию преобразования Всероссийской академии художеств в Академию художеств СССР.

1975 — начал работу над картиной «Беседа».

Разработал серию эскизов картин, среди которых был эскиз к картине «Беседа» для здания правительства по предложению заместителя Председателя Совета Министров РСФСР В.И. Кочемасова. Правительство РСФСР отказалось принять авторскую трактовку сюжетов и образов в эскизах Г. Коржева. По рекомендации Г. Коржева на выполнение государственного заказа был приглашен А.А. Мыльников, вместе с учениками создавший парадные шпалеры.

Отметил 50-летний юбилей в деревне Рюмниково. Поздравить юбиляра приехали А.М. Грицай, Т.Т. Салахов, Э.Г. Браговский, А.С. Папикян, Н.П. Гришин и др.

Был избран депутатом Верховного Совета РСФСР IX созыва и членом Президиума Верховного Совета РСФСР.

Принял участие в Международной выставке художников социалистических стран, посвященной 30-летию великой Победы, проходившей в Москве в ЦВЗ «Манеж».

На Пятой республиканской художественной выставке «Советская Россия» экспонировалась картина «Обреченная». Награжден дипломом.

Принял участие в выставке произведений московских художников, посвященной XXV съезду КПСС, с полотном «Обреченная».

1976 — начал работу над картиной «Егорка — летун».

В издательстве «Советский художник» вышел альбом «Г.М. Коржев: Художник и время».

Закончил работу над картиной «Опрокинутый» и продемонстрировал ее на выставке членов АХ СССР.

Открыл и провел IV съезд художников РСФСР.

Отказался от переизбрания на должность председателя Правления СХ РСФСР и рекомендовал С.П. Ткачёва на эту должность.

Принял участие в IV съезде СХ СССР.

Принял участие в организации выставки А.А. Пластова в Манеже (Москва).

Экспонировались картины «Обреченная» и «Опрокинутый» на Всесоюзной художественной выставке «Слава труду!».

Начинает разработку цикла «Тюрлики».

Много времени я отдал и общественной работе в выставкомах, комиссиях и пр., а с 1968 по 1976 год был председателем Союза художников РСФСР. Работа трудная и плохо сочеталась с творчеством. Но за эти восемь лет удалось собрать коллектив совсем новых молодых художников, что явилось фактом прихода новых идей и методов в развитии нашего искусства. Много новых имен и произведений появилось на наших выставках.

1977 — принял активное участие в проведении выставки А.А. Пластова в Ленинграде.

Начал работу над картиной «Дон Кихот и Санчо Панса».

Работал на Творческой даче АХ СССР (вилла Абамелек-Лазаревых в Риме).

Был награжден дипломом Всесоюзной художественной выставки «По Ленинскому пути», посвященной 60-летию Великой Октябрьской социалистической революции.

Экспонировались картины «Гомер (Рабочая студия)» и «Опрокинутый» на Республиканской художественной выставке «60 лет Великого Октября».

1979 — присвоено почетное звание «народный художник СССР».

1980 — завершил работу над картинами «Егорка-летун» и «Наезд».

Приступил к созданию картины «Облака 1945 года».

Экспонировалась картина «Егорка-летун» на Шестой республиканской художественной выставке «Советская Россия» в ЦВЗ.

Представил триптих «Коммунисты» и картину «Проводы» на Всесоюзной художественной выставке, посвященной 110-й годовщине со дня рождения В.И. Ленина.

1981 — вошел в состав комитета по подготовке юбилея А.А. Иванова.

Выступил с программным докладом о творчестве А.А. Иванова на торжественном
заседании в Большом театре.

1983 — совершил творческую поездку в Индию и Непал.

1985 — за большой вклад в развитие изобразительного искусства награжден
орденом Ленина.

На Седьмой республиканской художественной выставке «Советская Россия» экспонировался натюрморт «Супница и горшки».

1986 — завершил педагогическую деятельность в МВХПУ.

Был награжден Золотой медалью имени М.Б. Грекова за серию работ «Опаленные
огнем войны» и «Облака 1945 года».

В мае умерла мать художника.

На Всесоюзной художественной выставке «Мы строим коммунизм» экспонировались полотна «Беседа», «Дон Кихот», «Супница и горшки».

В декабре умер отец художника.

Начал работу над «Библейской» серией картин.

1987 — участвовал в выставке творческого объединения «Москворечье».

На XV выставке членов АХ СССР экспонировались полотна «Дон Кихот», «Беседа», «Облака 1945 года», «Кости, принесенные из леса», «Супница и горшки».

Был удостоен звания лауреата Государственной премии СССР за картины «Беседа», «Облака 1945 года», «Дон Кихот».

Картина «Следы войны» экспонировалась на совместной российско-германской выставке «Страх и надежда. Мир и война глазами художников» (Гамбург — Мюнхен —
Москва — Ленинград) по 1988 год включительно.

Совершил творческую поездку на Кипр.

1988 — в издательстве «Художник РСФСР» вышла в свет книга А.Я. Басырова «История создания одного произведения. Г.М. Коржев. Триптих “Коммунисты”».

1991 — отказался от избрания президентом Академии художеств СССР.

1992 — закончил работу над картинами «Мутанты» и «Дополнительный урок».

1993 — принял участие в Восьмой республиканской художественной выставке
«Советская Россия» с картинами «Мутанты» и «Памяти Данаи».

Родился внук Арсений Тишин.

Приступил к работе над картиной «Триумфаторы».

В частной галерее «Риджина» в Москве прошла персональная выставка художника
«Гелий Коржев. Мутанты», где экспонировались произведения из серии «Тюрлики» и картина «Дон Кихот» (1985-1990).

1994 — принял участие в выставке «Искусство России за 100 лет»
в Тайбэе (Тайвань).

1995 — награжден орденом Дружбы. Орден получать отказался.

1996 — началось сотрудничество с коллекционером Реем Джонсоном (США).

1997 — продолжил цикл «О Дон Кихоте» работой над картинами «Дульсинея
и рыцарь» и «Дон Кихот и монах».

Приступил к созданию картины «Осень прародителей».

Продолжил «Бытовую» серию работой над картинами «Встань, Иван!», «Квартирантка», «Блудный сын».

Родился внук Пётр Тишин.

1998 — состоялись похороны народного художника СССР А.М. Грицая —
близкого друга и старшего наставника Г.М. Коржева.

Завершил работу над картинами «Лишенные рая» и «На троих».

1999 — на IX Всероссийской художественной выставке «Россия» в Манеже экспонировались полотна «Дон Кихот и Санчо» (1995-1998), «Дульсинея и рыцарь» (1997-1998), «Дон Кихот и монах» (1997-1998).

Закончил работу над полотнами «В тени креста» и «Адам Андреевич и Ева Петровна».

2000 — Е.В. Зайцев в издательстве «Пассим» к 75-летию со дня рождения художника выпустил альбом «Гелий Михайлович Коржев».

С 28 апреля по 1 октября на выставке «Ради жизни на земле» в Центральном музее Великой Отечественной войны 1941-1945 годов экспонировались полотна из серии «Опаленные огнем войны».

Экспонировались картины «Благовещение» и «Иуда» на Всероссийской художественной выставке «…Имени Твоему…», посвященной 2000-летию Рождества Христова.

2001 — последний раз принял участие в сессии Российской академии художеств.

Создал полотно «Победа живых и мертвых (Памяти павших)».

Прошло много лет, как я взял в руки карандаш и кисть. Много работ было создано. Много работ ушло из мастерской. След некоторых потерян. Осталась надежда, что где-то они живы и служат людям. Много было радостей и огорчений. И как всегда, мечта впереди, и как всегда, недоступна.

2002 — издательство «Новый Эрмитаж — один» выпустило альбом-монографию В.С. Манина «Гелий Михайлович Коржев».

2003 — полотна «Женский портрет» (1948) и «Обнаженная модель» (1948) экспонируются на выставке «Пути русского импрессионизма» в ГТГ на Крымском Валу.

Стал лауреатом Премии имени М.А. Шолохова «за большой вклад в развитие отечественной и мировой культуры».

На выставке «Берлин — Москва», проходившей в международном выставочном комплексе Мартин-Гропиус-Бау в Берлине, были представлены полотна «Поднимающий знамя», «Следы войны», «Мать», «Старые раны», натюрморт «Серп и молот».

2004 — участвовал в X Всероссийской художественной выставке «Россия».

На выставке «Москва — Берлин», прошедшей в ГТГ, экспонировались картины «Поднимающий знамя», «Следы войны», «Мать», «Старые раны», натюрморт «Серп и молот».

Картина «Художник» экспонировалась на выставке «Варшава — Москва. 1900-2000» в Национальной галерее искусств «Захента» (Варшава, Польша).

2005 — триптих «Коммунисты» экспонировался на выставке «Россия!» в музее Саломона Гуггенхайма (Нью-Йорк, США).

Экспонировалась картина «Заложники войны» на Международной художественной выставке Союза художников России «ПОБЕДА», посвященной 60-летию Победы
в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Картина «Художник» представлена на выставке «Москва — Варшава. 1900-2000» в ГТГ.

2006 — в журнале «Художник» была опубликована статья В.П. Сысоева «Общественная драма в творчестве Гелия Коржева».

Закончил работу над картиной «Лишенная родительских прав».

На выставке в Государственном Русском музее (ГРМ) «Время перемен. Искусство 1960-1985 гг. в Советском Союзе» экспонировались полотна «Следы войны», «Беседа», «Поднимающий знамя» и «Интернационал».

2007 — в июне умерла жена Кира.

Закончил работу над картинами «Свалка» и «Проситель».

Открылась персональная выставка «Raising the Banner:
The Art of Geli Korzhev» в Музее русского искусства в Миннеаполисе (США)
с посвящением недавно умершей Кире Коржевой.

2008 — на Всероссийской художественной выставке «Отечество»
в Центральном доме художника (ЦДХ) экспонировались полотна «Натюрморт.
В кладовке», «Возле печки», «В чулане» из собрания Союза художников
России.

Прошла совместная со скульптором В.В. Тишиным выставка в Московском доме скульптора.

2009 — участвовал в выставке объединения «Союз русских художников» с картинами «Чулан», «Спас яблочный», «Деревенская лавка».

На XI Всероссийской художественной выставке «Россия» в ЦДХ экспонировались
картины «Скорбный дуэт» и «Свалка».

2010 — принял участие в выставке объединения «Союз русских художников»
с картиной «Переселенцы, 1942».

Началось сотрудничество с коллекционером А.Н. Ананьевым.

2011 — состоялась персональная выставка «Искусство Гелия Коржева» в галерее «Файн Арт» (Москва).

Принял участие в открытии частного музея «Институт русского реалистического
искусства» (ИРРИ) в Москве.

Создал полотно «Пророк».

2012 — закончил работу над картинами «Последние часы на земле»
и «Победитель».

В ГРМ открылась выставка «Без барьеров. Российское искусство 1985-2000»,
на которой экспонировалась картина «Встань, Иван!».

Открылась посмертная персональная выставка «Библия глазами соцреалиста» в ИРРИ (Москва).

Искусство — это приказ часового уходящего часовому заступающему. У нас ушло много прекрасных часовых родной культуры. И сегодня мы на часах, и это многое значит, и скоро нужно будет сдавать пост, и нужно сдать его с честью и достоинством.

2013 — на могиле художника был установлен надгробный памятник, авторами которого являются дочь — Ирина Гелиевна и внук — Иван Владимирович Коржевы.

2014 — на XII Всероссийской художественной выставке «Россия» в ЦДХ экспонировались картины «Указ короля» и «Дон Кихот».

По инициативе и при непосредственном участии семьи художника в Москве создается Фонд культурного и исторического наследия Гелия Коржева.

2015 — в ГРМ на выставке «Новые рассказчики в русском искусстве XX-XXI веков» экспонировались полотна «Влюбленные» и «Встань, Иван!».

2016 — персональная выставка в ГТГ.

Искусство родилось в борьбе со смертью. Человек хочет жить вечно, и даже скорее духовно, чем физически. И эта борьба за бессмертие породила искусство. Оставить свои мысли и чувства своим потомкам, рассказать о времени и о себе, породить что-то более долговременное и живое, чем ты сам, и тем самым продолжать жить рядом со своими внуками.

Раздел составлен при участии ученика Г.М. Коржева Н.В. Колупаева

Гелий Коржев. Народный художник СССР
Живопись «сурового стиля»

Народный художник СССР, действительный член Российской академии художеств Гелий Михайлович Коржев скончался 27 августа на 88-м году жизни. Коржев принадлежит(-ал) к представителям так называемого "сурового стиля" , возникшего на рубеже 1950-60 годов, с тяготением к драматическим, порою трагедийным образам, к мощной выразительной живописи. Обычно его герои - сильные и мужественные люди, с чувством собственного достоинства. В своих острых по композиции и сдержанных по колориту картинах с выделенными крупным планом, тщательно моделированными фигурами Коржев, как правило, обращается(-ался) к большим гражданственным темам.


Хохлома и лапти, 1999



2. Беспокойство, 1965

3. Влюбленные, 1959

4. Художник, 1960-1961

5. Адам Алексеевич и Ева Петровна, 1997-1998

6. Свалка, 2007

7. Искушение, 1985-1990


8. Иуда, 1987-1993

9. Дон Кихот и Санчо, 1980-1985

10. Указ короля, 1993-1997

11. Заложники. Живой заслон (Заложники войны), 2001-2004


12. Гомер (Рабочая студия. Триптих "Коммунисты"), 1958-1960
Поднимающий знамя (Фрагмент, триптих "Коммунисты"), 1957-1960 г.
Интернационал ("Коммунисты", фрагмент), 1957-1958

13. Егорка-летун, 1976-1980

14. Беседа, 1980-85


15. Следы войны, 1963-1965

16. Лишенные рая, 1998


17. В тени Креста, 1995-1996

18. Осень прародителей, 1998-1999

19. Серп и молот, 1980


Почему-то у нас не принято особо хвастаться своими выдающимися достижениями в области изобразительного искусства, тем, что «суровый стиль» - это мировая новация стиля в рамках авангарда 20 века, достижение советской художественной школы соцреализма, имевшее влияние на мировую культуру не меньшее, чем поп- и соц-арт, раскрученные сейчас по всему миру. Достаточно сказать что Голливуд взял на вооружение и вовсю эксплуатирует стилистику «сурового героя» на пользу себе. Внешняя форма этих многочисленных «терминаторов», содержание образа этого героя - чистая калька героев борьбы и труда в соцреализме. Тогда, в то время они плелись вслед за нами
Умер Гелий Коржев - ВЕЛИКИЙ советский художник. И тишина..... незаметно особой реакции в СМИ, на ТВ, новостных лентах. А представляю, если бы он был футболистом такого масштаба - вся страна была бы в трауре указом президента. Наше время как пародия в сравнении с величиной прошедшей эпохи. И Россия видимо теперь всегда останется такой - лапотно-имперской. Увы. Горько это осознавать и это чувствовал Художник.

Geli Korzhev Installation at The Museum of Russian Art (TMORA)

61 paintings including 16 works from the State Russian Museum and the Tretyakov Galleryin the Main, Mezzanine, and Lower Galleries