Главные герои романа. Презентация - А.С. Пушкин «Капитанская дочка Урок Капитанская дочка

Пугачев Емельян Иванович родился в 1740 или 1742 году в донской станице Зимовеевской. Казак, грамоте обучен не был. В 17 лет участвует в Семилетней войне – 1770 годы – участвует в русско-турецкой войне. Заслуживает звание хорунжего за храбрость год – дезертирует из армии после отказа в увольнении. Его трижды арестовывают, но он бежит из- под стражи.








17 сентября 1773 года – начало восстания, пополняет свои отряды за счет казаков, беглых крестьян и солдат, обещает крестьянам освобождение от крепостничества, войско составляет около 10 тысяч человек. Октябрь 1773 года – Емельян Пугачев осаждает Оренбург. Осада длится до 23 марта следующего года. Март 1774 года – войско Пугачева терпит поражение.


Пугачев умело уходит от преследования, используя тактику партизанской войны. Повстанцы без особого труда набирают сотни людей в свои отряды. 25 августа 1774 года под Царицыным самозванца Пугачев разбит, но снова бежит от ареста в Заволжье. Среди его казаков появляются предатели. Они решают схватить Пугачева и передать его властям, надеясь на помилование.


8 сентября 1774 года – Пугачев схвачен. Он несколько раз пытается бежать, но это ему не удается. В Москву Емельяна Пугачева доставляет А.В. Суворов. 9 января 1775 года – Пугачеву вынесен смертный приговор. 10 января 1775 года – Емельян Пугачев казнен (четвертован) на Болотной площади в Москве.




Пушкин получил доступ в государственный архив и начал изучение документов восстания Пугачева. Он отправился на Урал и собирал пугачевский фольклор, беседовал с еще живыми участниками восстания. Результатом явилось исследование «История Пугачева». Пушкин бросил работу над «Дубровским» и приступил к написанию новой повести «Капитанская дочка».


«… весь этот рассказ «Капитанская дочка чудо искусства. Не подпишись под ним Пушкин, и действительно можно подумать, что это в самом деле написал какой-то старинный человек, бывший очевидцем и героем описанных событий, до того рассказ наивен и безыскусствен, так, что в этом чуде искусства как бы исчезло искусство, утратилось, дошло до естества». Ф. М. Достоевский


"Что же такое "Капитанская дочка"? Всем известно, что это одно из драгоценнейших достояний нашей литературы. По простоте и чистоте своей поэзии это произведение одинаково доступно, одинаково привлекательно для взрослых и детей. На "Капитанской дочке" русские дети воспитывают свой ум и свое чувство, так как учителя, без всяких посторонних указаний, находят, что нет в нашей литературе книги более понятной и занимательной и вместе с тем столь серьезной по содержанию и высокой по творчеству". Н.Н.Страхов












Долг то же, что обязанность. Человек долга тот, кто честно выполняет свои обязательства. Совесть чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом. Со спокойной совестью делать что-нибудь (будучи уверенным в своей правоте). Честь 1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека, его соответствующие принципы. Долг чести. Суд чести (офицерский). 2. Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя. 3. Целомудрие, непорочность. 4. Почет, уважение. Благородство высокая нравственность, самоотверженность и честность.

































1. Портрет: а) глаза Пугачева; б) одежда (превращение из бродяги в «царя»). 2. Одиночество. Пугачев одинок даже среди единомышленников. Он понимает, что они готовы предать его, если появится возможность таким образом спастись; б) демонизм. Пугачев наделен чертами романтического злодея. 3. Обращение к фольклору (народная стихия): а) те главы, где появляется Пугачев, имеют эпиграф из народных песен, где воспевается «добрый молодец»; б) «бурлацкая» песня (предрешенность судьбы Пугачева). 4. Речь Пугачева: много пословиц, поговорок. 5. Роль Пугачева в любовных отношениях Гринева и Маши. Средства раскрытия образа Пугачева: 6. Противопоставление образа Пугачева образу Савельича (свободолюбие и независимость одного и подневольное положение другого, которое он считает единственным для себя возможным). 7. Вставные элементы. Сказка старой калмычки об орле и вороне.










По дороге с Гриневым в Белогорскую крепость Пугачев рассказывает калмыцкую сказку. Сказка эта имеет иносказательный смысл, она о возможности выбора жизненного пути: долгого, размеренного, небогатого яркими событиями, и другого: яркого, насыщенного, но краткого. Символическую роль играют и герои сказки: орел - птица вольная, царственная, любящая высоту, простор; ворон - птица мудрая, но прозаичная, некрасивая, земная. Пугачев и Гринев высказывают свое отношение к жизни благодаря этой истории. Для Пугачева лучше короткий, но яркий путь, напоминающий жизнь орла. Гриневу отвратительны разбой и злодейство, не зря он называет бунт бессмысленным и беспощадным, он создан для мирной семейной жизни среди дорогих людей.


Эпиграф Проследите смысловое значение эпиграфов от главы к главе и сделайте вывод об их роли в повести. 1.У древних греков - надпись на надгробном памятнике. 2. Короткий текст (обычно цитата откуда-нибудь, пословица, изречение и т. п.), помещаемый автором впереди своего произведения или его отдельной части, и придающий своеобразное освещение основной идее произведения.


История создания образа главного героя. Варианты создания образа: 1 ВАРИАНТ Шванвич офицер, подпоручик 2-го гренадерского полка, перешедший на сторону Пугачева (союз дворянина и Пугачева был нетипичен для того времени, а также предатель не может стать положительным героем). 2 ВАРИАНТ Башарин офицер, помилованный Пугачевым за хорошее отношение к солдатам, потом, вернувшись в правительственную армию, борется против Пугачева (облик героя двоится, Пушкина не удовлетворяет герой, даже временно перешедший на сторону Пугачева). 3 ВАРИАНТ Валуев современник Пушкина, купеческий сын (этот герой также не удовлетворяет писателя). 4 ВАРИАНТ Гринев. Как вы думаете, почему Гринев был выбран Пушкиным в качестве главного героя повести?


Честь Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова: 1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека, его принципы. Дело чести, долг чести. 2. Хорошая незапятнанная репутация, доброе имя. Честь семьи, честь мундира. 3. Целомудрие, непорочность. Девичья честь. 4. Почёт, уважение. Воздать честь. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля: 1. Внутреннее, нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души, чистая совесть. 2. Условное, светское, житейское благородство, нередко ложное, мнимое. 3. Высокое звание, чин. 4. Внешнее доказательство отличия, признак превосходства. 5. Оказание почтения, почёта. В каких значениях понимает Петруша слово честь в начале романа?


Критерий сравнения ГринёвШвабрин 1. Отношение к семье капитана Миронова С симпатией и любовью, с дружеской улыбкой, искренне любит и считает своей семьёй. Насмешливо, с издёвкой, распространяет клевету. 2. Поведение на поединке Сражается честно, отважно, защищая честь девушки. Наносит предательский удар беззащитному Гринёву, когда тот обернулся на голос Савельича. 3. Поведение во время захвата крепости пугачёвцами Отказывается принести присягу самозванцу. Готов мужественно умереть. Отказывается целовать Пугачёву руку. Становится на сторону бунтовщиков, нарушает военную присягу. 4. Отношение к Маше Мироновой Любит её, но даёт свободу выбора, уважает её решение, ни к чему не принуждает. Готов отдать жизнь за неё. Рискует собой, спасая её из лагеря пугачёвцев. Наконец, не называет её имя на следствии, не желая впутывать Машу в разбирательство. Описывает Машу совершенною дурочкою, клевещет на неё. Держит взаперти, морит голодом. И в последний момент выдаёт Пугачёву. 5. Поведение с Пугачёвым Держится смело, честно, искренне отвечая на опасные вопросы. Ведёт себя достойно дворянина и человека. Унижается, выкручивается, ползает в ногах у Пугачёва, вымаливая прощение.




Пугачев справедлив, великодушен, отзывчив. Он кровно связан с народом, пользуется его любовью и поддержкой. Пушкин наделяет героя чертами русского национального характера: умом, сметливостью, широтой натуры, способностью совершать благородные поступки, смелостью и отвагой.






Устами пятидесятилетнего дворянина Петра Андреевича Гринева Пушкин делает выводы с высоты прожитых главным героем лет: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!». Ж естокость проявляется не только со стороны пугачевцев, но и со стороны служителей правительства (казнь капитана Миронова и пытка пленного башкирца). Самое страшное, по мысли Пушкина, то, что насилие и жестокость становятся жизненной нормой и почти ни у кого не вызывают жалости, сочувствия и милосердия. Жестокость порождает жестокость, и оправдать ее невозможно никакими высокими идеями.



  • АЛЕКСАНДР
  • СЕРГЕЕВИЧ
  • ПУШКИН
  • На этом уроке вы познакомитесь с исторической повестью А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Во всем многообразии произведений поэта эта повесть занимает исключительное место. На фоне грозных событий пугачевского бунта развивается история человеческих взаимоотношений – любви, дружбы, ненависти и сострадания.
  • О том, что Пушкин – гениальный русский поэт, знают все. Но Пушкин-историк – это особенной явление. Поэт ещё в свои лицейские годы был слушателем Н.М.Карамзина, а вскоре после выхода из Лицея он с восторгом прочитал первые восемь томов «Истории государства Российского». Книга потрясла поэта, в ней впервые история России предстала как история могучего и самобытного народа, имевшего ярких государственных деятелей, воинов и полководцев. Этой историей можно было гордиться.
  • Царскосельский лицей
  • Начиная с юношеского «Воспоминания в царском селе» (1814) голос Клио – музы истории, - постоянно звучит в творчестве Пушкина. Русь древнейшая, старинная открывается нам в «Песне о вещем Олеге», «Руслане и Людмиле»; Русь крепостная – в «Борисе Годунове»; восстание Степана Разина – в песнях; великие деяния Петра – в «Медном всаднике» и Полтаве».
  • С середины 1832 года А.С.Пушкин начинает работу над историей восстания под предводительством Емельяна Пугачева. Поэту была дана возможность ознакомиться с секретными материалами о восстании и действиях властей по его подавлению, он обращался к неопубликованным документам из семейных архивов и частных коллекций. Из материалов о бунте сложилась «История Пугачева»; написанная в Болдино осенью 1833 года.
  • Начато произведение было в 1834 году под названием, которое после прочтения дал труду император – «История пугачевского бунта» успеха не имела, в отличие от вышедшей позже исторической повести «Капитанская дочка», где Пушкин в художественной форме возвращался к событиям 1773 – 1775 годов.
  • «Многие картины по верности, истине содержания и мастерству изложения – чудо совершенства..» – писал о повести В.Г.Белинский.
  • Пугачев впервые появился в повести Пушкина «Капитанская дочка» при романтических обстоятельствах, «в мутном кружеве метели», второй раз он предстает уже «государем».
  • Автор создает этот образ постепенно: от внешнего описания героя – к его психологическому портрету. Пугачев справедлив, великодушен, отзывчив. Он кровно связан с народом, пользуется его любовью и поддержкой.
  • Пушкин наделяет героя чертами русского национального характера: умом, сметливостью, широтой натуры, способностью совершать благородные поступки, смелостью и отвагой. Но в то же время автор не идеализирует бунтовщика. За свою свободу Пугачев платит чужими жизнями. Изображая сцены расправы, Пушкин откровенно протестует против жестокости и насилия.
  • «Капитанская дочка». «Крепость».
  • Художник С. Герасимов
  • По дороге с Гриневым в Белогорскую крепость Пугачев рассказывает калмыцкую сказку. Сказка эта имеет иносказательный смысл, она о возможности выбора жизненного пути: долгого, разменного, небогатого яркими событиями, и другого: яркого, насыщенного, но краткого. Символическую роль играют и герои сказки: орел – птица вольная, царственная, любящая высоту, простор; ворон – птица мудрая, но прозаичная, некрасивая, земная.
  • Пугачев и Гринев высказывают свое отношение к жизни благодаря этой истории. Для Гринева лучше короткий, но яркий путь, напоминающий жизнь орла. Гриневу отвратительны разбой и злодейство, не зря он называет бунт бессмысленным и беспощадным, он создан для мирной семейной жизни среди дорогих людей.
  • История, разворачивающаяся перед нами, написана от имени Гринева. Важнейшую роль здесь сыграла принадлежность героя к старой дворянской среде, где слова «честь» и «служба» не разделяются. Идея произведения обозначенная в эпиграфе и повторенная в наставлениях отца Петруше, - «Береги платье снову, а честь смолоду» . Сам Петр, участвуя в событиях восстания, ни разу не преступает нравственного закона предков, готовый за него погибнуть – и от руки пугачевских разбойников, и осужденный царским судом.
  • Жанр произведения – историческая повесть, соответствует принципу изображения эпохи через судьбу главного героя.
  • Композиция повести своеобразна. В ней можно условно выделить две части: историческую повесть о Пугачевском восстании и семейно-бытовой роман. Обе эти части неразрывно связаны между собой.
  • После изучения материалов бунта, Пушкин приходит к выводу, что дворянство – единственное из всех сословий, оставшееся верным императрице. Устами пятидесятилетнего дворянина, мемуариста Петра Андреевича Гринева, Пушкин, стараясь быть объективным, делает обобщения и выводы с высоты прожитых главным героем лет: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!»
  • Автор подчеркивает, что жестокость проявляется не только со стороны служителей правительства. Подтверждение этому – казнь капитана Миронова и пытка пленного башкирца.
  • Самое страшное, но мысли Пушкина, то, что насилие и жестокость становятся жизненной нормой и почти ни у кого не вызывают естественной человеческой реакции – жестокость, но оправдать ее невозможно никакими высокими идеями.
  • Допрос башкирца.
  • Пушкин рисует нам Машу Миронову простой и незаметной, как и ее родители. Это русская девушка, «круглолицая, румяная, с светло-русими волосами, гладко зачесанными за уши, которые на ней так и горели». Она не получила ни образования, ни светского воспитания, но в ней много женского обаяния и душевной чистоты. В любви Маши нет жеманства, она проста и искренна.
  • Но спокойная мирная жизнь девушки внезапно рушится. Казнь родителей, всеобщее смятение, домогательства Швабрина – все это не сломило Машу, она остается верной своему возлюбленному и может защитить свое счастье.
  • «Впервые у Пушкина появилась героиня, борющаяся за счастье. И борьба эта была лишена эгоистического начала. Поэтому Пушкин и назвал свою повесть именем Маши Мироновой – «Капитанская дочка», - так писал исследователь пушкинского творчества Г.П.Макогоненко.
  • Художественный вымысел донес до нас дух эпохи, характеры и чувства людей XVIII века. Все события романа убеждают в том, что в людях таится гораздо больше хорошего, светлого, доброго, чем кажется на первый взгляд. Это произведение – надежда на неискоренимость добра в человеческой душе.
  • 1. Как называлось произведение А.С.Пушкина, вышедшее перед «Капитанской дочкой» и посвящено Пугачеву?
  • а) История пугачевского бунта
  • б) Пугачевское восстание
  • в) История Пугачева
  • 2. Крестьянская война под предводительством Пугачева началась…
  • а) в 1775 году
  • б) в 1773 году
  • в) в 1774 году
  • 3. Этот человек, герой «Капитанской дочки», был в отечестве своем парикмахером, а в Пруссии – солдатом.
  • а) Савельич
  • б) Бопре
  • в) Швабрин
  • 4. О ком эти слова из повести «Капитанская дочка»? «…Сидел под образом, в красном кафтане, в высокой шапке и важно подбочась…»
  • а) Швабрин
  • б)Капитан Миронов
  • в) Пугачев
краткое содержание других презентаций

«Историческая основа «Капитанской дочки»» - Маршрут поездки А.С. Пушкина. Значение исторического труда А.С.Пушкина. Капитанская дочка. Суд Пугачёва. Исследования «историков». Пугачев Е. И. Восстание. Положение народа. Роман «Капитанская дочка». Рисунки П.Соколова. Имя страшного бунтовщика. Исследования «пушкинистов». Положение и статус различных территорий. Схема движения отрядов. Уральские казаки. Исследовать историческую эпоху. Художник С.Герасимов.

«Роман Пушкина «Капитанская дочка»» - Загадки романа – это загадки жизни. Сопоставь. Какие нравственные открытия приносит Гриневу воспитание жизнью. Подумай и ответь. Сходство с женами декабристов. Загадки А.С.Пушкина в повести «Капитанская дочка». Иногда Пугачев ведет себя воистину по-царски. Почему Пушкин именно Гринева делает повествователем. Почему Швабрин вызывает наше презрение. Проверь себя.

«Произведение Пушкина «Капитанская дочка»» - Роман. Идейно-художественная позиция. Как Пушкин своего Пугачева написал. «Капитанская дочка». «Капитанская дочка» появляется в журнале «Современник». Запись в тетрадь. История Пугачева. Фигура мятежного Пугачева. Одно из последних произведений А.С. Пушкина. Реализм. Значение исторического труда А.С.Пушкина.

«Рассказ «Капитанская дочка»» - Армяк. Мундир - военная или гражданская форменная одежда. Миткаль – дешёвая хлопчатобумажная ткань сероватого цвета. Я не терял ни бодрости, ни надежды. Роль бытовой детали в раскрытии характера литературного героя. Платать, или платить одежду - чинить, латать, класть, или нашивать. Погребец. Петр. Штоф – графинчик вина. Деталь. Ратин - шерстяная ткань для верхней одежды. Почему возникают споры о жанре «Капитанской дочки».

«Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка»» - Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Навыки анализа эпизода художественного текста. Мотив обмана в произведениях А. С. Пушкина. Береги платье снову, а честь смолоду. Мотив. Пословицы. Работа над идейно-художественными особенностями повести. Литературоведение. Капитанская дочка. Сказка о царе салтане. Мотив обмана в литературе. Русская литература. Воплощение чести и достоинства в повести «Капитанская дочка».

«Книга «Капитанская дочка»» - Батюшка сказал мне: «Прощай, Пётр. Роман? Ребята мои умничают. Рассказчик не скрывает жестокости Пугачева: Унять старую ведьму! Сочувствовали Пугачеву и солдаты царских войск. Творческая история повести «Капитанская дочка». Становление личности Гринёва под влиянием «благих потрясений». Почему автор в качестве эпиграфа к главе избрал слова из народной песни? Восстание охватило большую территорию и длилось полтора года.

Капитанская дочка

Слайдов: 11 Слов: 436 Звуков: 0 Эффектов: 0

А. С. Пушкин «Капитанская дочка». Обобщающая интеллектуальная игра. Цели и задачи урока. Эпиграф. «В «Капитанской дочке» больше истории, нежели в «Истории Пугачевского бунта» В.О. Ключевский. Классики о «Капитанской дочке». Этапы интеллектуальной игры. Блиц - опрос. Имя отца Гринева Отец служил при графе… Петру Гриневу был пожалован в дядьки… На каком году Петруша Гринев выучился грамоте? И мог здорово судить о свойствах … Который в отечестве своем был… А в Пруссии… Петр Гринев с младенчества был записан … И должен был служить в … А отправился служить (куда)… Каким оружием дрались на дуэли Гринев и Швабрин? - Капитанская дочка.ppt

Урок Капитанская дочка

Слайдов: 27 Слов: 204 Звуков: 0 Эффектов: 0

Народный защитник или злодей? (Емельян Пугачев - историческая личность и литературный персонаж). Ну, барин, беда: буран!...Невесть и так куда заехали: дороги нет, и мгла кругом.» А.С.Пушкин. Капитанская дочка. Цели урока: - путем сопоставленного анализа исторических материалов и художественного текста определить отношение к Е.Пугачеву как исторической личности и художественному образу; - через восприятие образа Пугачева прийти к осознанию идеи повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Время золотого века Екатерины Великой. Екатерина II в кабинете М.В.Ломоносова. В 1762 г. Россию потряс новый государственный переворот. - Урок Капитанская дочка.ppt

Пушкин Капитанская дочка

Слайдов: 7 Слов: 241 Звуков: 0 Эффектов: 26

Выделить христианскую основу в отношениях Гринёва и вожатого. Вступительное слово учителя. Беседа с классом по неподготовленным вопросам. Творческая работа: сочинение – миниатюра. Имеет ли буран символический смысл в романе? Можно ли рассматривать столкновение со слепой стихией как испытание? Что привлекло в вожатом Гринёва? Какую роль играет сон? Как выражает Гринёв благодарность вожатому? Не нарушает ли Гринёв законов чести? Как воспринимает герой известие о своём назначении в Белогорскую крепость? Как вы теперь понимаете название главы? Напишите сочинение-миниатюру: Каким предстаёт Гринев в истории с вожатым? - Пушкин Капитанская дочка.ppt

Книга «Капитанская дочка»

Слайдов: 80 Слов: 5544 Звуков: 0 Эффектов: 47

Чухряева Наталья Николаевна. А.С.Пушкин. Краткий рассказ о писателе. Творческая история повести «Капитанская дочка». «Наш вечный спутник» А.Т.Твардовский. Творческая история создания «Капитанской дочки». Существует 6 различных планов черновых вариантов повести. Пушкин не сочувствует таким людям. Теория литературы. Новый прототип Баширин – офицер, помилованный Пугачёвым за доброе отношение к солдатам. Автор отказывается от перехода к восставшим. Появляется живой современник Пушкина – Валуев, девятнадцатилетний юноша. Время, изображённое в повести. Июнь 1762 год. К власти пришла Екатерина II. - Книга «Капитанская дочка».pptx

Повесть Капитанская дочка

Слайдов: 8 Слов: 203 Звуков: 0 Эффектов: 22

А.С. Пушкин «Капитанская дочка». В первый раз выступили истинно русские характеры…». То ли ещё увидишь…». Кандалами побрякивает.» народная песня. О каком историческом событии рассказывает А.С. Пушкин в повести «Капитанская дочка»? Какие исторические лица являются героями повести? Кого из героев повести можно назвать главным? Почему повесть вызывает интерес в наше время? - Повесть Капитанская дочка.ppt

Рассказ «Капитанская дочка»

Слайдов: 21 Слов: 1023 Звуков: 0 Эффектов: 0

Роль бытовой детали в раскрытии характера литературного героя. Деталь. Петр. Платать, или платить одежду - чинить, латать, класть, или нашивать. Облачение в «ризу светлу» после Крещения. Я стал читать про себя молитву. Я не терял ни бодрости, ни надежды. Погребец. Штоф – графинчик вина. Два халата, один миткалевый и шелковый полосатый на шесть рублей. Миткаль – дешёвая хлопчатобумажная ткань сероватого цвета. Мундир - военная или гражданская форменная одежда. Ратин - шерстяная ткань для верхней одежды. Армяк. События повести. Почему возникают споры о жанре «Капитанской дочки». - Рассказ «Капитанская дочка».ppt

Урок Пушкин Капитанская дочка

Слайдов: 12 Слов: 137 Звуков: 0 Эффектов: 27

А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Задачи, которые необходимо решить на уроке. Портрет литературного героя. Предыстория героя. Как через внешность раскрывается характер героя? Как проявляются черты характера героя во взаимоотношениях с другими людьми? Как интерьер помогает понять характер героя произведения? Какую роль играет пейзаж в раскрытии характера литературного героя? Тема урока: «Разве Савельич раб? Да он…» Урок-размышление с элементами исследования по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». - Урок Пушкин Капитанская дочка.ppt

Повесть Пушкина Капитанская дочка

Слайдов: 23 Слов: 1069 Звуков: 0 Эффектов: 0

«Читай, размышляя…» Обобщающий урок по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Повесть «Капитанская дочка». А.С.Пушкин. Цели урока: Углубить понимание идейно - художественного богатства романа. Учиться разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте. Воспитывать нравственные и социальные качества. Вольтер. Таблица - помощница. ? Первая загадка – время написания повести. 19 октября 1836 год – дата завершения повести. Лицейской жизни милый брат, Делю с тобой последние мгновенья. 19 октября (день лицейской годовщины) 1836 г. – не случайная дата завершения повести. - Повесть Пушкина Капитанская дочка.ppt

Роман Пушкина «Капитанская дочка»

Слайдов: 10 Слов: 450 Звуков: 0 Эффектов: 0

Загадки А.С.Пушкина в повести «Капитанская дочка». Подумай и ответь. Почему Пушкин именно Гринева делает повествователем. Сопоставь. Проверь себя. Почему Швабрин вызывает наше презрение. Иногда Пугачев ведет себя воистину по-царски. Какие нравственные открытия приносит Гриневу воспитание жизнью. Сходство с женами декабристов. Загадки романа – это загадки жизни. - Роман Пушкина «Капитанская дочка».ppt

Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Слайдов: 20 Слов: 336 Звуков: 0 Эффектов: 0

Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Береги платье снову, а честь смолоду. Работа над идейно-художественными особенностями повести. Навыки анализа эпизода художественного текста. Литературоведение. Мотив. Мотив обмана в литературе. Сказки. Пословицы. Русская литература. Мотив обмана в произведениях А. С. Пушкина. Сказка о царе салтане. Капитанская дочка. Воплощение чести и достоинства в повести «Капитанская дочка». Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. - Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка».pptx

Произведение Пушкина «Капитанская дочка»

Слайдов: 12 Слов: 587 Звуков: 0 Эффектов: 0

«Капитанская дочка». Одно из последних произведений А.С. Пушкина. Фигура мятежного Пугачева. История Пугачева. Как Пушкин своего Пугачева написал. Значение исторического труда А.С.Пушкина. «Капитанская дочка» появляется в журнале «Современник». Запись в тетрадь. Идейно-художественная позиция. Реализм. Роман. - Произведение Пушкина «Капитанская дочка».ppt

Историческая основа «Капитанской дочки»

Слайдов: 30 Слов: 1237 Звуков: 0 Эффектов: 63

Капитанская дочка. Историческая основа повести. Исследовать историческую эпоху. Исследования «пушкинистов». Царствование Екатерины II. Маршрут поездки А.С. Пушкина. Имя страшного бунтовщика. Значение исторического труда А.С.Пушкина. Исследования «историков». Эпоха царствования Екатерины II. Положение народа. Массовое народное выступление. Уральские казаки. Крестьянская война. Крестьянская война Е.Пугачева. Положение и статус различных территорий. Схема движения отрядов. Пугачев Е. И. Восстание. Историки о Емельяне Пугачеве. Работа над литературным произведением. - Историческая основа «Капитанской дочки».ppt

Пугачёв Пушкин

Слайдов: 23 Слов: 322 Звуков: 0 Эффектов: 87

Образ Емельяна Пугачёва. в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Вор, разбойник. Самозванец. Кровавый убийца. Народный бунтарь. Предводитель крестьян. Народный герой. Цель урока: Причины появления бунтовщика Пугачёва: Биография Емельяна Пугачёва: Подпись неграмотного Пугачёва: Глава 2 «Вожатый». Пушкин показывает природные качества человека, ещё «не играющего роль». Глава 6 «Пугачёвщина». Пугачёв – «злодей и самозванец», производящий «грабежи и смертные убийства». Глава 7 «Приступ». Пугачёвцы – не шайка, а «конные толпы». Эпизод после взятия крепости. Значит, сохранилось в душе злодея что-то человеческое. -

Пугачёв в крепости. Фрагмент фильма

Гринёв и Швабрин. Фрагмент фильма

Аудиозапись Сказка Пугачёва

Фрагменты из кинофильма "Русский бунт"

Фрагменты уроков литературы

На уроке по теме "Три встречи Гринёва и Пугачёва" мы обсуждаем тему милосердия в повести и образ Пугачёва. Ребята дома заполняли обобщающую таблицу. В ней 4 колонки: вопросы сравнения, первая встреча - глава "Вожатый", вторая встреча - главы "Приступ" и "Незваный гость", третья встреча - глава "Мятежная слобода". Вопросы сравнения: портрет, речь, поступки, выводы о качествах характера.

Перед уроком также от каждого ряда готовилась группа "артистов". Для первого ряда было задание инсценировать фрагмент из главы "Вожатый", для второго - из главы "Незваный гость", для третьей - из главы "Мятежная слобода". Вот что у нас получилось.

  • #1

    Не первый раз пользуюсь материалами Вашего сайта. Огромное спасибо за творческое отношение к преподаванию предмета. Учительское спасибо за уважение к посетителям сайта, очень благодарна Вам за подбор видеоматериалов к урокам

  • #2

    Огромное спасибо за видеоматериалы. Использую в работе очень часто, а Ваш сайт помогает.Ребята с большим интересом прослушали и просмотрели "Историю создания "Капитанской дочки". Потом до конца урока дополняли и обсуждали материал.

  • #3

    Инесса Николаевна, здравствуйте! Я молодой учитель русского языка и литературы из Северного Казахстана. Хочется выразить Вам огромную благодарность за Ваш труд. И, конечно, за то, что безвозмездно помогаете таким, как я.

  • #4

    Я Вам очень благодарна! Дай Бог Вам здоровья, радости от успешной творческой работы.

  • #5

    Инесса Николаевна, огромное спасибо. Первый раз на Вашем сайте. Восхищена мастерством Учителя! Здоровья, творческих открытий!

  • #6

    Спасибо Вам, большое!!! Добра Вам!!!

  • #7

    Это нечто потрясающее!
    Инесса Николаевна - вы ЧУДО!
    Спасибо Вам!
    Дай Бог здоровья Вам на долгие-долгие годы!

    Извините, что так сумбурно - эмоции переполняют от впечатления:-)

  • #8

    Спасибо большое!!!

  • #9

    Инесса Николаевна,спасибо Вам за такие интересные уроки.Здоровья Вам и творческих открытий

  • #10

    Спасибо огромное! Очень кстати)))

  • #11