Где жил понтий пилат. Понтий пилат - биография, информация, личная жизнь

О его происхождении сведений нет, известно только, что он принадлежал к сословию всадников и, вероятно, сменил Валерия Грата в должности прокуратора в 26 н.э., оставив эту должность в начале 36.


пятый римский прокуратор Иудеи, Самарии и Идумеи при императоре Тиберии. О его происхождении сведений нет, известно только, что он принадлежал к сословию всадников и, вероятно, сменил Валерия Грата в должности прокуратора в 26 н.э., оставив эту должность в начале 36. Относительно длительный срок его

правления, по-видимому, должен свидетельствовать о его компетентности. Вместе с тем, по свидетельству Филона Александрийского (О посольстве к Гаю, De legatione ad Caium 38), правление Пилата было жестким, безжалостным и коррумпированным; он оскорбил религиозные чувства евреев, позволив своим солдат

ам внести в Иерусалим штандарты с римской символикой и изображениями и использовав средства, хранившиеся в священной сокровищнице, для строительства акведука. Его правление закончилось после учиненной им резни самарян, которые собрались на горе Гаризим, чтобы выкопать священные сосуды, которые, как

уверял некий самозванный мессия, закопал там еще Моисей. В результате Пилату было приказано возвратиться в Рим, и это – последнее, что мы знаем о нем из достоверных источников.

Пилат в суде над Иисусом и в осуждении последнего проявил себя как имперский чиновник, столкнувшийся с угрозой обществе

нному спокойствию. Апологетические тенденции евангелий, подчеркивающих его нежелание выносить обвинительный приговор Иисусу, возможно, объясняются тем, что древние христиане хотели возложить ответственность за смерть Иисуса на евреев. Так, согласно Марку (15:1-15), Пилат просто соглашается с пригово

ром синедриона и требованием народа, а Матфей (27:11-25) придерживается той же версии, прибавляя к ней эпизод с умыванием рук. В третьем и четвертом евангелиях (Лк 23:13-25; Ин 18:29; 19:16) Пилат постоянно говорит о невиновности Иисуса, однако отступает под сильным давлением первосвященников и толп

Относительно последующей жизни Пилата и его самоубийства существует множество легенд, историческая достоверность которых сомнительна. Согласно Евсевию Кесарийскому, он был сослан во Вьен в Галлии, где различные несчастья в конце концов вынудили его к самоубийству. По другой апокрифической лег

енде, его тело после самоубийства было брошено в Тибр, и это произвело такое возмущение воды, что оно было извлечено, отвезено во Вьен и утоплено в Роне, где наблюдались те же самые явления, так что в конце концов его пришлось утопить в бездонном озере в Альпах. Впоследствии считалось, что Пилат ста

Словосочетание «Понтий Пилат» известно, пожалуй, каждому образованному человеку. Однако, чего греха таить, для большинства людей основными источниками информации

о носителе данного имени остаются роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и евангельские тексты Нового Завета. Хотя о Понтии Пилате писали такие авторитеты как Иосиф Флавий, Филон Александрийский, римский историк Корнелиус Тацит. Существуют также апокрифические толкования, рукописи Евсевия Кесарийского, наконец, позднейшие находки археологов и историков.

А посему есть возможность немного дополнить хрестоматийный образ знаменитого римлянина или, если угодно, слегка «протереть» его - чересчур много лака скопилось на чеканном профиле железного претора за без малого две тысячи лет.

Оговоримся сразу: гипотезы, версии, домыслы неизбежно, подобно плющу, оплетают биографии известных людей, а таких персонажей как Пилат – в особенности. Поэтому всякое суждение о нем является, в той или иной мере, компиляцией различных мнений, и корректность любого утверждения зависит от того, насколько плотно эти мнения «прилегают» друг к другу, если, конечно, речь не идет об узкопрофессиональном анализе.

Понтий Пилат (Pontius Pilatus) - аристократ из клана Понтиев, римский всадник (существовало такое сословие), пятый прокуратор Иудеи. По латыни «pilatus» означает «копьеносец».

Дата рождения, впрочем, как и дата смерти, точно неизвестны.

По романтической легенде Пилат родился вне брака от царя Майнца – Тира. Стало быть, германец.

По более прозаической версии Пилат родился в обычной римской, хотя и знатной, семье, получил достойное образование и благодаря личным качествам дослужился до поста прокуратора. Впрочем, женат он был на незаконной дочери императора Тиберия, внучке императора Августа – Клавдии. Безусловно, данное обстоятельство не могло не способствовать его дипломатической карьере.

Исторически же карьера Пилата начинается в 26 году (все приводимые даты от Рождества Христова), когда Тиберий назначил его прокуратором Иудеи на смену Валерию Грату.

Заметим, в 1961 году в Кесарии была найдена каменнная плита с выбитой на ней надписью, датируемой периодом правления Пилата. Из текста следует, что Понтий Пилат (как и все наместники Рима в данном регионе с 6 по 41 годы), занимал все же должность не прокуратора, но префекта. Кстати, обнаружение упомянутой плиты явилось лишним и неоспоримым доказательством самого существования чиновника по имени Понтий Пилат.

Строго говоря, Пилат правил не только Иудеей, но также Идумеей и Самарией и, по некоторым данным, был шестым по счету прокуратором. Однако, порядковый номер - вопрос спорный. Посему, а также для краткости и по привычке, мы, подобно древнейшим историкам, будем называть преемника Валерия Грата по-булгаковски просто: «пятый прокуратор Иудеи всадник Понтий Пилат».

В должности прокуратора он просуществовал десять лет, c 26 по 36 годы, достаточно долго по тем временам, что косвенно свидетельствует о его компетенции. Хотя у каждого «эффективного менеджера» есть и обратная сторона, о чем чуть ниже.

Вместе с мужем в проблемную провинцию прибыла и Клавдия Прокула, что было нехарактерно для жен чиновников подобного ранга. Обычно жены прокураторов оставались на родине, дома, у окошка.

Проживали супруги в Кесарии Приморской, в резиденции римских правителей, что примерно в ста километрах от Иерусалима. В столице у Пилата также был свой дворец - «преторий» (бывший дворец царя Ирода), куда он периодически наведывался по делам службы. Основными должностными обязанностями прокуратора были: олицетворение власти Рима, обеспечение общественного порядка, надзор за поступлением податей, отправление правосудия.

После знакомства с традиционными источниками, образ Понтия Пилата вызывает скорее симпатию: мятущийся, с нарушенной цельностью, однако волевой и сильный человек, пытается преступить сложившиеся обстоятельства по некоему внутреннему зову... Это импонирует.

И все же (по многочисленным данным светских исследователей) Пилат был жесток, коварен, беспощаден.

К иудейскому народу относился крайне высокомерно и с нескрываемым презрением. Возможно, в присные времена подобная «динамичность» характера была вполне обоснована и даже целесообразна, но по факту - правление Пилата зиждилось на лжи, провокациях, насилии и казнях. Любое противодействие неотвратимо каралось.

Пилат был первым прокуратором, посягнувшим на святая святых всех евреев - на их религиозное чувство;

тогда как политика Рима того времени на подчиненных территориях была подчеркнуто веротерпимой и весьма аккуратной в подобных деликатных вопросах. Тем не менее, Пилат Понтийский неоднократно допускал самовольные уклоны и даже крены по отношению к «генеральной линии».

Одним из первых демаршей свежеиспеченного прокуратора стал небезызвестный казус «со щитами и знаменами»: прибывшие в Иерусалим на зимние квартиры легионы вошли в город со щитами и штандартами, на которых были явлены изображения римских кесарей. Между тем по иудейским понятиям, исключавшим какие бы то ни было изображения человека, это было прямым оскорблением народа и глумлением над религией: римляне кощунственно внесли в Святой Город языческие символы собственной власти. Разумеется, Пилат прекрасно ведал, что творит; более того, все было проделано в ночное время и безо всякого предварительного уведомления. Проще говоря, столичных жителей поставили перед фактом.

Это вызвало колоссальный эффект: на следующий день огромные толпы народа отправлялись в Кесарию, чтобы лично обратиться к прокуратору с протестом. Несмотря на всевозможные встречные угрозы, иудеи действовали бескомпромиссно, демонстрируя готовность немедленно умереть, только бы не терпеть подобных притеснений.

Их противление было настолько мощным, что даже такому непримиримому типусу как Понтий Пилат пришлось уступить: имперские символы были вынесены из Иерусалима и возвращены обратно в Кесарию.

Хотя, скорее всего, лишь страх перед возможным гневом императора Тиберия способствовал подобному разрешению конфликта, однако сути это не меняет: провокация, пусть и с неудачным финалом, была проведена.

Другой пример.

Будучи истинным римлянином, Пилат обожал созидать. В частности, он вознамерился построить в Иерусалиме акведук, по которому вода в город должна была поступать из отдаленных источников, преодолевая расстояния до четырехсот стадий. Однако на благое начинание требовались средства.

В бюджете таких средств не было. Ничтоже сумняшеся, прокуратор изымает требуемую сумму из жертвенных денег святилища Храма (так называемый «корбан»).

Разумеется, иудеи были в шоке. Они окружили стройплощадки, яростно протестуя и препятствуя проведению работ. Надо ли говорить, что беспорядки были безжалостно пресечены с огромным числом жертв, а также избитых и покалеченных.

Казалось бы, ничего особенного, обычная практика.

Но соль данного примера в следующем: предвидя активную реакцию населения, Пилат решил не использовать в подавлении войска, но внедрил в толпу переодетых в гражданское провокаторов, несущих под одеждой кнуты, дубинки и тому подобные средства. По условному сигналу началась спецоперация по разгону митингующих с самыми печальными для них последствиями. Очень характерный эпизод.

В письме к императору Калигуле (сменившем Тиберия) номинальный царь Иудеи Ирод Агриппа Первый так характеризует личность и правление Пилата: «... от природы жестокий, самоуверенный, неумолимый... погрязший в лихоимстве, бесчинствах, злобе... беспреpывных казнях без сyда... ужасной и бессмысленной жестокости» (цитата по Филону Александрийскому).

Исторической доминантой биографии Понтия Пилата несомненно являются суд над Иисусом Христом и казнь Спасителя.

Существуют два подхода к пониманию того, что же все-таки произошло в самом начале Новой Эры.

Первый подход – канонический, описанный в Новом Завете; другой – скептически-аналитический, скажем так, который если не опровергает, то подвергает серьезным сомнениям общепринятую христианскую трактовку.

Итак, согласно Канону (кратко, насколько возможно), Иисус проповедовал в Иерусалиме, увлекая за собой множество людей, считавших его Мессией. Приход Мессии был предначертан Ветхим Заветом - израильтяне ждали его, истово веря в неизбежность пришествия. Слухи о новоявленном проповеднике распространялись с неимоверной быстротой, популярность Иисуса росла, что не могло не тревожить местное духовенство. В конце концов, Христос был схвачен и изолирован. Его обвинили в богохульстве, ереси, организации массовых беспорядков и прочем, сопутствующем тому. «Самозванец» был судим Синедрионом (высшим судебным органом иудеев) и приговорен к смерти.

В довершение приговор должен был утвердить римский наместник, то есть, Понтий Пилат. Ознакомившись с делом, прокуратор не усмотрел в речах и поступках подсудимого смертных преступлений и призвал Синедрион пересмотреть приговор. Однако те и слышать не хотели. Пилат настаивал, троекратно увещевал, но все безрезультатно: «Распни его!», - скандировала толпа. Пилат вынужденно уступил, оставшись все же при особом мнении: он буквально умыл руки перед народом, демонстрируя свою непричастность к предстоящему.

Иисус Христос был подвергнут бичеванию и в страшных мучениях казнен через распятие на кресте.

Скептики сомневаются: на главный вопрос прокуратора - "Ты Царь Иудейский? ", - Иисус прямо не отвечает, но и не отрицает категорично («Ты говоришь...»), чем косвенно подтверждает свое мессианство и, тем самым, автоматически присваивает себе царский титул. Самостийная претензия на власть по римским законам - тяжкое преступление. Более того, это чревато очередным бунтом. Неудивительно, что Пилат отправляет смутьяна на Голгофу с глумливой надписью на кресте "Иисус Назаретянин Царь Иудеев".

О каких колебаниях со стороны прокуратора может идти речь?

Власть Пилата в Иудее де-факто была абсолютной, и если бы он хотел освободить или помиловать кого бы то ни было, то не стал бы испрашивать разрешения у орущей, презираемой им толпы.

Если учесть, к тому же, особенности нрава Всадника Золотое Копье, то приведенный эпизод выглядит просто нонсенсом, тем паче, что ранее имели место гораздо более серьезные прецеденты.

Или так: почему римские солдаты глумились и издевались над тем, кому Пилат втайне симпатизировал, а двое других осужденных за реальные преступления обошлись без предварительного истязания?

Почему толпа до такой степени ненавидит Иисуса, что готова помиловать убийцу, нежели того, кому еще недавно пела осанну как царю и устилала путь своими одеждами?

Доводов много, не всегда бесспорных, но в сухом остатке звучит категорично следующее: почему Пилат противился казни Иисуса?

Действительно, с точки зрения имперского чиновника, прокуратор повел себя нелогично. Слова и дела назаретянина несли угрозу религиозным и государственным устоям Иудеи, сиречь, территории, вверенной попечению римского наместника. Любая смута, а тем более социальный взрыв, гарантировали серьезные неприятности, в первую голову, самому прокуратору. С чего же Пилату было защищать смутьяна и бродягу, если это не влекло никакой пользы ни для себя, любимого, ни для Римской Империи?

Наоборот, неизбежно следовало обострение отношений со строптивыми иудеями и, что гораздо хуже, с римским начальством.

А может, именно поэтому, именно в пику Синедриону и ненавистному первосвященнику Каиафе, супротивничал Пилат? Допустим.

Но стоит ли овчинка выделки? Сомнительно...

Истинно верующие хмыкнут: Пилат защищал не безумного самозванца, претендующего на роль Мессии, но самого Спасителя! Как распознал? Имеющий душу да почувствует. Понимать надо...

Что тут скажешь? Вера начинается там, где кончается знание. И наоборот. Во всяком случае, ни один из источников не дает внятного ответа на главный вопрос: зачем Пилату все это было нужно? Да будь Иисус тысячу раз невиновен, Пилат сдал бы его и не поморщился – с его-то послужным списком и отношением к правосудию! Ну не из-за головной же боли и розового масла, в конце-то концов.

Короче, фактически - неясно.

Парадоксально, но именно центральное событие в жизни Понтия Пилата дает меньше всего достоверной информации об этом человеке.

После описанных событий Пилат Понтийский еще более трех лет правил Иудеей. Вопреки апокрифическим взглядам стиль его правления не изменился, и народные волнения продолжали периодически вспыхивать по разным поводам. Однако произошло событие, последствия которого прокуратор, мягко говоря, недооценил.

Большое число самаритян собралось на священной для них горе Гаризим с целью отыскать священные сосуды, которые (по уверениям некоего проповедника) там закопал еще Моисей. В общем, это была обычная религиозная церемония, однако собравшая огромное количество верующих.

Пилат, очень не любивший подобных сборищ, приказал разогнать толпу. Была учинена самая настоящая резня, унесшая множество жизней, в том числе и очень влиятельных членов самаритянской общины.

Представители Верховного совета Самарии немедленно обратились к консулу Виталлию (имперскому легату Сирии и непосредственному начальнику прокуратора), умоляя спасти людей от ужасов пилатовского правления.

Терпение Рима лопнуло. Очередное превышение власти было налицо. Неистовый всадник был отстранен от должности и срочно отозван в метрополию для дачи объяснений.

К прежнему месту службы пятый прокуратор Иудеи уже не вернулся.

И это – последнее, что более или менее достоверно известно о человеке по имени Понтий Пилат.

Обстоятельства смерти бывшего прокуратора исключительно легендарны.

Историки и теологи единодушны лишь в том, что Пилат покончил с собой. Одни считают, что экс-прокуратор до Рима не доехал, а банально зарезался в дороге собственным кинжалом. Другие уверяют

(и это самая распространенная версия), что Калигула, преемник императора Тиберия, сослал Пилата в Вену, где тот и свел счеты с жизнью. Нравоучительная легенда продолжает эту тему: тело самоубийцы пытались утопить в водах Тибра, а позднее – Роны, но безуспешно: реки не принимали его, буквально «выталкивали» труп на поверхность. И все-таки его удалось схоронить в безвестном альпийском озере.

С тех пор и до наших дней каждый год в пятницу перед Пасхой у воды появляется томящийся призрак, и в тщетном стремлении очиститься, все умывает и умывает свои бесплотные, обагренные кровью руки...

На протяжении 2000 лет, историки, писатели, художники пытаются разглядеть и изучить образ этого человека. Его имя мы ежедневно произносим в молитве «Символ Веры» - «...распятаго же за ны при Понтийстем Пилате» ... Даже люди, далекие от Церкви и никогда не читавшие Евангелие, знают о Понтии Пилате по знаменитому роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Что же из себя представлял человек, отправивший на Голгофу Спасителя?

Понтий Пилат. Фрагмент картины Христос перед Пилатом Михая Мункачи

Немного истории

(лат. Pontius Pilatus) — пятый римский прокуратор (правитель) Иудеи c 26 по 36 годы н.э., римский всадник (эквит). Его резиденция располагалась во дворце, построенном Иродом Великим, в городе Кесарии, откуда он и управлял страной.

Вообще, о Понтии Пилате известно не так много. Сегодня одним из важнейших источников о нём являются Евангелия и труды римского историка Иосифа Флавия. Есть также письменные свидетельства таких историков, как Тацит, Евсевий Кесарийский и Филон Александрийский.

По некоторым сведениям, Понтий Пилат родился в 10 году до Р. Х. в Лугдуне, в Галлии (ныне г. Лион, Франция). Pontius — это, по всей видимости, родовое имя Пилата, указывающее на его принадлежность к римскому роду Понтиев. Он был женат на незаконной дочере императора Тиберия и внучке императора Августа Октавиана Клавдии Прокулы (она позднее стала христианкой. В греческих и коптских церквях она причислена к лику святых, её память совершается 9 ноября (27 октября по старому стилю)) . Являясь покорнейшим слугой тестя-императора, Пилат отправился вместе с женой в Иудею, чтобы стать её новым римским префектом. На протяжении 10 лет, он управлял этой страной, предотвращал назревающие восстания и подавлял бунты.

Чуть ли не единственной характеристикой, данной Пилату его современником, являются слова Филона Александрийского: «природно жёсткий, упрямый и безжалостный... развратен, груб и агрессивен, он насиловал, надругался, неоднократно убивал и постоянно зверствовал». О моральных качествах Понтия Пилата можно судить по его деяниям в Иудее. Как указывают историки, Пилат был ответственен за бесчисленные жестокости и казни, совершённые без всякого суда. Налоговый и политический гнёт, провокации, оскорблявшие религиозные верования и обычаи иудеев, вызывали массовые народные выступления, беспощадно подавлявшиеся.

Своё правление на Святой Земле Пилат начал внесением в Иерусалим штандартов с изображением императора. Так он попытался продемонстрировать своё презрение к евреям и их религиозным законам. Но чтобы не подвергать напрасному риску римских солдат, эта операция была проведена ночью. И когда утром жители Иерусалима увидели римские знамёна, солдаты были уже в своих казармах. Эта история очень подробно описана Иосифом Флавием в «Иудейской войне». Побоявшись самовольно убрать штандарты (по всей видимости, этого только и ждали легионеры в своих казармах), жители Иерусалима отправились в Кесарию для встречи с прибывшим новым наместником Рима. Здесь, по свидетельству Иосифа Флавия, Пилат был непреклонен, ведь убрать штандарты было равносильно оскорблению императора. Но на шестой день демонстрации, то ли в силу того, что Пилат не хотел начинать вступление в должность массовым избиением мирного населения, то ли ввиду особых инструкций из Рима, он приказал вернуть штандарты в Кесарию.

Но настоящий конфликт между иудеями и римским наместником произошёл после принятого Пилатом решения построить в Иерусалиме акведук (водоканал, сооружение для централизованного снабжения города водой из загородных источников) . Для осуществления этого проекта прокуратор обратился за субсидированием к казне Иерусалимского Храма. Всё бы обошлось, если бы Понтий Пилат добился финансирования путём переговоров и добровольного согласия казначеев Храма. Но Пилат совершил беспрецедентный поступок — нужную сумму он просто изъял из казны! Понятно, что со стороны еврейского населения этот недопустимый ход спровоцировал соответствующую реакцию — восстание. Это стало поводом к решительным действиям. Пилат «распорядился переодеть (в штатскую одежду) значительное число солдат, дал им дубины, которые они должны были спрятать под платьем». Легионеры окружили толпу, и после того, как приказ разойтись был проигнорирован, Пилат «подал воинам условный знак, и солдаты принялись за дело гораздо более рьяно, чем то было желательно самому Пилату. Работая дубинами, они одинаково поражали как шумевших мятежников, так и совершенно невинных людей. Иудеи, однако, продолжали держаться стойко; но так как они были безоружны, а противники их вооружены, то многие из них тут пали мёртвыми, а многие ушли, покрытые ранами. Таким образом было подавлено возмущение».

Следующее сообщение о жестокости Пилата содержится в Евангелии от Луки: «В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их» (Лк. 13:1). Очевидно, что речь шла об известном в то время событии - резня прямо в Иерусалимском Храме во время уставного жертвоприношения...

Однако Понтия Пилата стал одним из самых известных в истории не благодаря своей жестокости или постройке иерусалимского акведука. Все его жестокости и коварства затмил единственный поступок - суд над Иисусом Христом и последовавшая казнь. Из Священного Писания нам определённо известно, что Господь был приговорён к смерти именно Пилатом, представлявшим в то время высшую римскую власть в Иудее. Смертный приговор был также приведён в исполнение когортой римских солдат. Спаситель был распят на Кресте, а распятие на кресте — это римская традиция смертной казни.

Суд над Иисусом Христом

В канун иудейской Пасхи Пилат получил от синедриона приглашение в Иерусалим на праздник. Его временной резиденцией в Иерусалиме являлась претория , которая, вероятно, находилась в бывшем дворце Ирода у башни Антония. Претория представляла собой обширные и великолепные палаты, где находилось не только жилище Пилата, но также и помещение для его свиты и воинов. Перед преториею находилась также небольшая площадь, где областной правитель производил суд. Именно сюда доставили Иисуса для суда и вынесения приговора.


Резиденция Пилата в Иерусалиме - претория

Предварительное "дознание" в доме Анны

Всё начинается в ночь с четверга на пятницу, когда Иисуса Христа взяли под стражу в Гефсиманском саду после его моления о чаше. Сразу же после ареста Иисуса привели в синедрион (высший судебный орган иудеев). Сначала Христос предстал перед Анной.

Великий Синедрион состоял из 71 судей. Членство в синедрионе было пожизненным. Мы знаем имена только 5 членов иерусалимского синедриона: первосвященник Каиафа, Анна (утративший к тому времени права первосвященства) , святые праведные Иосиф Аримафейский, Никодим и Гамалиил. До покорения Иудеи римлянами Синедриону принадлежало право жизни и смерти, но с этого времени власть его была ограничена: он мог произносить смертные приговоры, но для исполнения их требовалось согласие римского правителя. Возглавлял синедрион первосвященник Каиафа. Среди членов суда, имевший большой вес, был также бывший первосвященник Анна, находившийся до Каиафы во главе синедриона свыше 20 лет. Но даже после отставки он продолжал активно участвовать в жизни общества Иудеи.

С Анны начался суд над Иисусом Христом. Первосвященники и старейшины хотели смерти Спасителя. Но с учетом того, что решение синедриона подлежало утверждению римским прокуратором, нужно было найти такие обвинения, которое возбудили бы у римского правителя политические опасения. Бывший первосвященник хотел подвести дело к тому, чтобы обвинить Иисуса Христа в заговоре мятежа и руководстве тайной общиной. В этом был коварный умысел. Анна начал спрашивать Христа о его учении и его последователях. Но Иисус разрушил план отставного первосвященника: Он утверждал, что всегда проповедовал открыто, не распространял никакого тайного учения и предложил выслушать свидетелей его проповедей. Т.к. предварительное дознание не удалось, Анна, не имея власти вынести приговор, отправил Христа к Каиафе.

Заседание синедриона в доме Каиафы

Первосвященник Каиафа хотел смерти Спасителя и больше других приложил сил, чтобы исполнить это. Сразу же после воскрешения Лазаря он, опасаясь, что все уверуют в Иисуса, предложил убить Спасителя: "вы ничего не знаете и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели, чтобы весь народ погиб" (Ин. 11:49-50).

В ту ночь в доме Каиафы и во дворе было многолюдно. Состав первого заседания синедриона, собравшегося судить Спасителя, был неполным. Отсутствовал Иосиф из Аримафеи и Никодим. Первосвященники и старейшины пытались ускорить суд, чтобы подготовить всё необходимое для другого, утреннего полного заседания синедриона, на котором они могли бы официально вынести Иисусу смертный приговор. Они спешили всё "провернуть" за пятницу, т.к. следующий день был субботний - заседание суда проводить запрещалось. Кроме того, если суд и исполнение приговора не будут произведены в пятницу, придется ждать неделю из-за празднования Пасхи. А это могло вновь нарушить их планы.

Священники хотели выдвинуть два обвинения: богохульство (для обвинения в глазах иудеев) и подстрекательство к бунту (для обвинения в глазах римлян). «Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, и не находили; и, хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли» (Мф. 26:57-60). Без свидетелей судебное решение невозможно. (Господь, дав на горе Синай богоизбранному народу Закон, установил и правила относительно свидетелей: «По словам двух свидетелей или трех свидетелей должен умереть осуждаемый на смерть: не должно предавать смерти по словам одного свидетеля» (Втор. 17:6).)

Наконец пришли два лжесвидетеля, которые указали на слова, произнесенные Господом при изгнании торгующих из храма. При этом они злонамеренно переиначили слова Христа, вложив в них другой смысл. В начале Своего служения Христос сказал: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» (Ин. 2:18-19). Но и такое приписанное Христу обвинение не было достаточным для серьезного наказания. Иисус не произнес ни единого слова в Свою защиту. Таким образом, ночное заседание, длившееся, без сомнения, несколько часов, основания для смертного обвинения так и не нашло. Молчание Христа раздражало Каиафу, и он решил вынудить у Господа такое признание, которое дало бы повод осудить Его на смерть, как богохульника. Каиафа обратился к Иисусу: «Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос - Сын Божий?» Христос не мог не отозваться на эти слова и ответил: «Ты сказал!» то есть: «Да, ты верно сказал, что Я - обещанный Мессия» , и прибавил: «Отныне увидите Сына Человеческого, сидящего одесную Силы и грядущего на облаках небесных.» Слова Христа разозлили первосвященника и, разодрав свои одежды, он сказал: «На что еще нам свидетелей, вот, теперь вы слышали богохульство Его!» И все осудили Иисуса за богохульство и приговорили Его к смерти.

Но решение синедриона, осудившего Иисуса на смерть, не имело юридической силы. Судьбу обвиняемого должен был решать только прокуратор.

Суд Пилата


Иисус Христос на суде у Пилата

Иудейские первосвященники, осудив Иисуса Христа на смерть, не могли сами привести приговор в исполнение без его утверждения римским наместником. Как повествуют евангелисты, они после ночного суда над Христом привели его утром к Пилату в преторию, но сами не вошли в неё «чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху». Представителю римской власти принадлежало право утвердить или отменить приговор синедриона, т.е. окончательно решить участь Узника.

Суд Пилата — описанный в Евангелиях суд над Иисусом Христом, которому Пилат, следуя требованиям народной толпы, вынес смертный приговор. Во время суда, согласно Евангелиям, Иисуса подвергли истязаниям (бичеванию, возложению тернового венца) — поэтому суд Пилата входит в число Страстей Христовых.

Пилат был недоволен тем, что его вмешивают в это дело. Согласно евангелистам, Понтий Пилат во время суда трижды отказывался предать смерти Иисуса Христа, в которой был заинтересован синедрион во главе с первосвященником Каиафой. Иудеи, увидев желание Пилата уйти от ответственности и не участвовать в том деле, с которым они пришли, выдвинули против Иисуса новое обвинение, имевшее чисто политический характер. Они сделали подмену - только что оклеветав Иисуса и осудив Его за богохульство, представили теперь Его Пилату опасным для Рима преступником: «Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем» (Лк. 23:2). Члены синедриона хотели перевести дело из религиозной области, которая Пилата мало интересовала, в политическую. Первосвященники и старейшины надеялись, что Пилат осудит Иисуса за то, что Он считал Себя Царем Иудейским. (Со смертью в 4 году до Р. Х. Ирода Старшего титул царя Иудеи был уничтожен. Управление перешло римскому наместнику. Реальное притязание на власть Царя Иудейского по римским законам квалифицировалось как опасное преступление.)

Описание суда Пилата над Иисусом приводится у всех четырёх евангелистов. Но наиболее подробный диалог Иисуса Христа и Пилата приводится в Евангелии от Иоанна.


«Пилат вышел к ним и сказал: в чем вы обвиняете Человека Сего? Они сказали ему в ответ: если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе. Пилат сказал им: возьмите Его вы, и по закону вашему судите Его. Иудеи сказали ему: нам не позволено предавать смерти никого, — да сбудется слово Иисусово, которое сказал Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет. Тогда Пилат опять вошел в преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему: Ты Царь Иудейский? Иисус отвечал ему: от себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне? Пилат отвечал: разве я Иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал? Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда. Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего. Пилат сказал Ему: что есть истина? И, сказав это, опять вышел к Иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нем.» (Ин.18:29-38)

Основной вопрос, который Пилат задал Иисусу был: «Ты Царь Иудейский?» Этот вопрос был обусловлен тем, что реальное притязание на власть в качестве Царя Иудейского согласно римским законам квалифицировалось как опасное преступление. Ответом на этот вопрос стали слова Христа — «ты говоришь», что можно рассматривать как положительный ответ, так как в еврейской речи словосочетание «ты сказал» имеет положительно-констативный смысл. Дав такой ответ, Иисус подчеркнул, что он не только по родословию имеет царское происхождение, но и как Бог имеет власть над всеми царствами.

Евангелист Матфей сообщает о том, что во время суда над Иисусом жена Пилата послала к нему слугу сказать: «не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него» (Мф. 27:19).


Бичевание

Прежде чем окончательно уступить иудеям, Пилат приказал подвергнуть Узника бичеванию. Прокуратор, как свидетельствует святой апостол Иоанн Богослов, повелел это сделать воинам, чтобы унять страсти иудеев, вызвать у народа сострадание ко Христу и угодить им.

Иисуса отвели во двор и сняв с него одежду били. Удары наносились тройными бичами, на концах которых были свинцовые шипы или кости. Затем Его одели в шутовской наряд царя: багряницу (плащ царственного цвета), дали в правую руку трость, ветку («царский скипетр») и возложили на голову венок, сплетённый из терния («корону»), шипы которого впивались в голову Узника, когда воины били Его тростью по голове. С этим соединялись моральные страдания. Воины глумились и надругались над Тем, Кто вмещал в Себе полноту любви ко всем людям — вставали на колени, кланялись и говорили: «радуйся, Царь Иудейский!» , а после плевали на него и били тростью по голове и лицу (Мк.15:19).

При исследовании Туринской плащаницы, отождествляемой с погребальной плащаницей Иисуса Христа был сделан вывод, что Иисусу было нанесено 98 ударов (при этом у иудеев допускалось наносить не более 40 ударов — Втор.25:3): 59 ударов бича с тремя концами, 18 — с двумя концами и 21 — с одним концом.


Окровавленного Христа в терновом венце и багрянице Пилат вывел к иудеям и сказал, что не находит в Нём никакой вины. «Се, Человек!» (Ин. 19:5), — произнес прокуратор. В словах Пилата «Се, Человек!» видно его желание вызвать у иудеев сострадание к узнику, который после истязаний своим внешним видом не похож на царя и не представляет угрозы римскому императору. Но народ ни в первый, ни во второй раз не проявил снисхождения и требовал казни Иисуса в ответ на предложение Пилата отпустить Христа, следуя давнему обычаю: «Есть же у вас обычай, чтобы я одного отпускал вам на Пасху; хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского?». При этом, согласно Евангелию, народ ещё сильнее стал кричать «да будет распят».


На картине Антонио Чизери Понтий Пилат показывает подвергшегося бичеванию Иисуса жителям Иерусалима, в правом углу изображена скорбящая жена Пилата

Видя это, Пилат вынес смертный приговор — приговорил Иисуса к распятию, а сам «умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего» . На что народ воскликнул: «кровь Его на нас и на детях наших» (Мф.27:24-25). Умыв руки, Пилат совершил принятое среди иудеев ритуальное омовение рук в знак непричастности к совершаемому убийству (Втор.21:1-9)...

После распятия

В текстах раннехристианских историков можно найти сведения, что спустя 4 года после казни Назарянина прокуратор был низложен и сослан в Галлию. Что касается дальнейшей судьбы Понтия Пилата после отъезда из Иудеи в конце 36 года, никаких достоверных сведений не имеется.

Сохранилось множество гипотез, которые, несмотря на различие деталей, сводятся к одному — Пилат закончил жизнь самоубийством .

По некоторым сведениям, Нерон подписал распоряжение о казни Понтия Пилата как приспешника Тиберия, после того как тот был сослан в Галлию. По всей видимости, никто не смог заступиться за бывшего римского прокуратора Иудеи. Единственный покровитель, на которого Пилат мог рассчитывать, — Тиберий — к этому времени умер. Существуют также легенды, согласно которым воды реки куда бросили Пилата после совершенного им суицида, отказались принять его тело. В конце концов, согласно этому повествованию, тело Пилата пришлось бросить в одно из высокогорных озёр в Альпах.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

Александр Ткаченко
  • Библейская энциклопедия
  • Библейский словарь Нюстрема
  • Библейская энциклопедия Брокгауза
  • Иосиф Флавий
  • По́нтий Пила́т - пятый префект Иудеи (26-36 гг. по Р.Х.) в период римской оккупации, предавший на крестную смерть Богочеловека .

    До 4 года по Р.Х. Иудеей правил , затем его сын Архелай. Рим был недоволен его правлением, сместил с должности, и с 6 года по Р.Х. было введено прямое римское правление, т.е. Иудея стала обычной римской провинцией.

    Историчность фигуры

    До ХХ века о Пилате свидетельствовала и несколько древних историков. В 1961 году к ним добавились и археологические свидетельства. В Палестине была найдена мраморная таблица, надпись на которой реконструирована как: «Понтий Пилат, префект Иудеи, посвятил людям Кесарии храм в честь Тиберия», которая подтвердила сомневающимся, что такой человек действительно правил Иудеей.

    Понтий — фамилия, которая говорит о родовой принадлежности носителя, имеющего древнее италийское происхождение. Пилат - прозвище, переводится как «метатель копья» и говорит о принадлежности к армейской службе. Имя Пилата нам неизвестно.

    Должность

    Пилат занимал военную должность префекта. Тацит именует его прокуратором (в Библии такого наименования нет) - управителем, обязанности которого касались преимущественно гражданских дел. Таким образом Пилат обладал очень широким кругом полномочий и был ответственен за все аспекты римского управления провинцией.

    Во времена земной жизни Спасителя Иудея находилась в составе Римской империи в качестве одной из ее провинций. С 6 года нашей эры этой территорией вместо марионеточных «царей» (наподобие представителей династии Иродов) стали управлять наместники, назначаемые лично императорами Рима и подотчетные лишь ему. Поскольку практически с самого начала римской оккупации евреи крайне враждебно относились к завоевателям, а недовольство в любой момент могло перерасти в кровавый бунт, римляне держали в Палестине мощную воинскую группировку. Ею и командовал префект, обладавший почти неограниченной властью в регионе.

    На должность префекта Пилата назначили в 26 году, и у власти он пробыл десять лет.

    Характер Пилата

    Судя по трудам античных историков, своим современникам Пилат запомнился как грубый вояка, жестокий каратель, взяточник и карьерист.

    Филон Александрийский (21 г. до Р.Х. — 41 г. по Р.Х.) называет Пилата «свирепый и упрямый», «от природы жестокий и гневливый», осуждая «продажность его приговоров, его хищничество, разорение им целых семейств… многочисленные казни лиц, не осужденных никаким судом, и прочие жестокости всякого рода». Известно, что в 36 году был из-за жалоб населения на его жестокость снят с должности и отправлен в Рим.

    Пилат и Христос

    Пилат был язычником и, когда услышал от Христа о Его божественном достоинстве, испытал легкий страх от того, что Иисус мог быть полубогом (человеком, рождённым от любви божества и человека). Против казни также выступила жена чиновника. Желая «подстраховать» себя, прокуратор решает ограничиться бичеванием Осуждённого. Но иудейские старейшины пригрозили Пилату жалобой императору в том случае, если он не утвердит смертный приговор.

    В итоге карьерные соображения превысили у Пилата страх перед «местным Божеством» и он вынес смертный приговор Спасителю, выбрав из местного религиозного закона наиболее подходящий обряд () для собственной защиты.

    Что было с Пилатом после Христа?

    Последнее, что мы достоверно знаем о Понтии, - это то, что в 36 году после очередного жестокого подавления народного недовольства на него в который раз написали жалобу в Рим. Наконец она возымела действие в столице, и легат Сирии Вителлий отстранил наместника от должности префекта и отправил его в Рим.

    Что было дальше - документы не говорят. Зато сохранилось множество апокрифов и откровенно легендарных сведений о судьбе бывшего чиновника. По одной из версий, его сослали в Галлию (нынешняя Франция), где он, не выдержав лишений и позора, наложил на себя руки. По другим рассказам, префект даже стал христианином и был замучен во время гонений Нерона около 64 года.

    Жену Пилата звали Клавдия Прокула. По преданию, после Воскресения Христа она уверовала и приняла Крещение. По одной из версий, именно супругу опального префекта имел в виду апостол Павел, передавая своему ученику Тимофею привет от некоей римлянки Клавдии (). В Греческих Православных Церквах (например, Константинопольской) Прокула причислена к лику святых.

    Для чего имя Пилата внесено в Символ веры?

    Слова «при Понтийском Пилате» в Символе веры являются указанием на историчность факта распятия Спасителя.

    "В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат. " Эту цитату из романа М.

    А. Булгакова "Мастер и Маргарита" знают все. Кроме того, Пилат упоминается в Библии как человек, вынесший смертный приговор Иисусу Христу. Так был ли булгаковский и библейский Понтий Пилат похож на реального Пилата?

    Настоящая дата рождения Понтия Пилата неизвестна. Зато доподлинно известно, что будущий прокуратор Иудеи появился на свет на территории современной области Абруцци (Центральная Италия) . Официально должность Пилата называлась префект Иудеи . Прокуратором он стал в сочинениях Тацита . Иосиф Флавий же называл Понтия правителем (игемоном) и наместником. Эти два названия сплелись в романе Булгакова. Но в 1961 г. в Кесарии была найдена табличка с высеченным фрагментом, из которого видно, что Пилат все же был префектом.

    В роли Понтия Пилата - Ян Кречмар. Кадр из телефильма Анджея Вайды "Пилат и другие" (ФРГ, 1972 г.)

    Итак, в 26 г. н. э. Пилат стал префектом Иудеи . Его правление отличалось репрессивностью (практика массовых казней), усилением налогового гнета, преследованиями и попиранием лично Понтием иудейской веры. Все это вызывало протесты населения и приводило к ожесточенным народным выступлениям, подавлявшимися римской армией. Современники Пилата, в частности, философ Филон Александрийский называл его жестоким и продажным самодуром, виновным в многочисленных казнях, совершенных без всякого суда.

    Збигнев Запасевич в роли Понтия Пилата. Кадр из телефильма Мацея Войтышко "Мастер и Маргарита" (Польша, 1989 г.)

    Понтий Пилат более известен тем, что он упоминается в сцене суда над Христом в Новом Завете. Если основываться на нем, то в честь праздника Песаха по традиции префект миловал одного из преступников, осужденных на смерть. В тот год преступников было четверо - Дисмас , Гестас , Варрава и Иисус Христос . Сам Пилат хотел помиловать Иисуса, ибо не видел в нем преступника. Однако, синедрион во главе с первосвященником Каифой был против решения префекта. Конфликт интересов должен был решить народ. Пилат выводил Христа к народу два раза. Народ был за освобождение Варравы. В Евангелии от Луки (23:21) сказано:

    … Но они кричали: Распни Его! Распни! Он в третий раз сказал им: Какое же зло сделал Он? я ничего достойного смерти не нашел в Нем; итак, наказав Его, отпущу. Но они продолжали с великим криком требовать чтобы Он был распят; и превозмог крик их и первосвященников. И Пилат решил быть по прошению их и отпустил им посаженного за возмущения и убийства в темницу, которого они просили, а Иисуса предал в их волю.

    В итоге, Иисуса распяли, а Пилат "умыл руки" после народного решения (причем, в буквальном смысле).

    Понтий Пилат в исполнении Михаила Ульянова. Кадр из фильма Юрия Кары "Мастер и Маргарита" (Россия, 1994 г.)

    Карьера Пилата в качестве префекта Иудеи кончилась в 36 году . Причиной отставки стала жалоба самаритян римскому легату в Сирии Виттелию на кровавую расправу, учиненную Понтием. Виттелий принял решение отправить экс-префекта в Рим. Дальнейшая судьба Пилата неизвестна. Есть легенда о его самоубийстве в 41 году из-за трудных жизненных обстоятельств. Другая легенда гласит, что его тело после самоубийства было выброшено в Тибр. Но в Тибре были такие возмущения воды, что тело достали и утопили в Роне, но там наблюдались аналогичные явления, как на Тибре. В конце концов, тело Пилата бросили в озеро на высоте 1548 м под Люцерной. В наше время там находится верховое болото. Согласно еще одной версии, Пилата казнил Нерон. Но проверить все эти версии не предоставляется возможности. Будем надеяться, что ученые разгадают тайну жизни Пилата, личности довольно интересной в плане изучения.

    Кирилл Лавров в образе Понтия Пилата. Кадр из телесериала Владимира Бортко "Мастер и Маргарита" (Россия, 2005 г.)