Фортепианные произведения дебюсси. Клод Дебюсси: биография, интересные факты, творчество Клод дебюсси известные произведения

Композитор Ашиль Клод Дебюсси, примиривший романтизм с модернизмом и век девятнадцатый с двадцатым, является одной из самых значительных фигур в музыкальной жизни этого времени. Кроме прекрасных музыкальных композиций он написал немало добротной музыкальной критики. Есть много достойных сыновей, которыми гордится Франция, и один из них - Клод Дебюсси. Краткая биография его рассматривается в данной статье.

Детство

Родился композитор в пригороде Парижа в августе 1862 года. Его отец был владельцем маленькой посудной лавочки, которую он вскорости продал и получил место бухгалтера в Париже, куда семья и переехала.

Там и провёл почти всё детство Клод Дебюсси. Краткая биография отмечает, что был важный период отсутствия будущего композитора в городе. Шла франко-прусская война, и матушка увезла ребёнка подальше от обстрелов - в Канны.

Фортепиано

Там в восьмилетнем возрасте Клод начал брать уроки фортепиано, и они ему так понравились, что, и возвратившись в Париж, он их не бросил. Здесь его учила Антуанетта Моте де Флёрвиль, тёща поэта Верлена и ученица композитора и пианиста Шопена. Через два года (в десять лет) Клод уже учился в Парижской консерватории: фортепиано ему преподавал сам Антуан Мармонтель, сольфеджио - Аотбер Лавиньяк, а орган -

Через семь лет Дебюсси получил премию за исполнение сонаты Шумана, более ничем он отмечен не был во время учебы в консерватории. Зато в классе гармонии и аккомпанемента разразился настоящий скандал, в котором участвовал Клод Дебюсси. Краткая биография и та обязательно об этом упоминает. Преподаватель старой закалки Эмиль Дюран не позволял даже самые скромные эксперименты гармонического плана, а Дебюсси назвал гармонию учителя напыщенно-смешным способом сортировки звуков. Композиции он начал учиться только почти через десять лет, в 1880-м, у профессора Эрнеста Гиро.

Дебюсси и Россия

Незадолго до этого была найдена работа домашнего учителя музыки и пианиста в богатой русской семье. Семья путешествовала по Италии и Швейцарии, с ней вместе и Клод Дебюсси. Краткая биография с подробностями рассказывает о меценатке Надежде фон Мекк, которая помогала Чайковскому и многим другим творческим людям. Именно она и наняла Клода Дебюсси. Два лета подряд композитор провёл под Москвой - в Плещеево, где подробно знакомился с новейшей русской музыкой и был в восторге от этой композиторской школы.

Здесь ему открылись и Чайковский, и Балакирев, и Бородин. Особенно его впечатлила музыка Мусоргского. Вместе с фон Мекк в Вене Дебюсси впервые услышал Вагнера и был очарован "Тристаном и Изольдой". К сожалению, вскоре с этой приятной и полезной (да и прекрасно оплачиваемой) работой пришлось расстаться, потому что внезапно обнаружилась некая влюблённость Дебюсси в одну из дочерей фон Мекк.

Снова Париж

В родном городе композитор устроился аккомпаниатором в вокальную студию, где и познакомился с любительницей пения мадам Ванье, которая весьма расширила его знакомства в кругу парижской богемы.

Для неё он и сочинил первые свои шедевры. Здесь, наконец, начинается настоящий "вокальный" Клод Дебюсси. Биография, краткое содержание которой содержит описание этих отношений и результат - изысканные романсы "Под сурдинку" и "Мандолина", отметила первые вехи.

Академические премии

Одновременно продолжались консерваторские занятия. Там Клод пытался найти признание и успех среди коллег. И в 1883 году был награждён за кантату "Гладиатор" второй Римской премией. Тогда он написал ещё одну кантату - "Блудный сын", и уже в следующем году стал лауреатом Большой Римской Премии, причём помог ему в этом (внезапно и трогательно) композитор Шарль Гуно.

Такие премии нужно было отрабатывать в обязательном порядке, и Дебюсси со скандальным опозданием в два месяца отправился за казённый счёт в Рим, где долгих два года предстояло жить вместе с прочими лауреатами на вилле Медичи и творить там такую музыку, которая придётся по вкусу академическим консерваторцам.

Рим

Жизнь, которую вёл Клод Дебюсси, краткая биография для детей вряд ли вместит, настолько она противоречива и двойственна. Он и хотел быть в рядах консерваторов Академии, и сопротивлялся. Премию получил, но отрабатывать её нет желания, потому что приходится считаться с академическими требованиями.

И вместо прекрасных романсов писать нечто традиционное. А так нужен свой, оригинальный и ни на кого не похожий музыкальный язык и стиль! Вот отсюда и противоречия. Академическая профессура не принимала и даже не терпела ничего нового.

Импрессионизм

Как и ожидалось, римский период творчества не стал очень уж плодотворным. Итальянская музыка не была близка композитору, Рим он не любил... Однако нет худа без добра. Здесь Дебюсси узнал поэзию прерафаэлитов и начал писать поэму "Дева-избранница" для голоса и оркестра. Стихи для неё сочинил Габриэль Росетти. Именно в этом произведении Дебюсси проявил черты своей музыкальной индивидуальности.

Через несколько месяцев в Париж направилась симфоническая ода по Гейне "Зюлейма", а через год сюита для хора (вокализ) и оркестра "Весна" - по картине Боттичелли. Вот эта-то сюита и сподвигла академиков произнести впервые по отношению к музыке слово "импрессионизм". Слово это было для них ругательным. Дебюсси тоже не полюбил этот термин и всемерно от него открещивался по отношению к своему творчеству.

О стиле

На тот момент импрессионизм вполне оформился у живописцев, но в музыке даже не намечался. Даже в вышеперечисленных произведениях композитора этот стиль пока не был представлен. Просто академические уши профессоров правильно уловили тенденцию и испугались за Дебюсси.

Но о той же "Зюлейме" сам Дебюссии отзывался даже не с иронией, а с сарказмом, что напоминает ему эта музыка не то Мейербера, не то Верди. А вот последние два произведения у него уже никакой иронии не вызывали, и когда "Весну" отказались исполнять в консерватории, исполнив-таки "Деву-избранницу", Дебюсси вспылил и разорвал отношения с Академией.

Вагнер и Мусоргский

Мало кто так увлекался новыми веяниями, как Клод Дебюсси. Краткая биография творчество в целом охватить не в силах, однако вокальный цикл "Пять стихотворений Бодлера" достоин отдельного слова. Это не подражание Вагнеру, но влияние этого мастера на Дебюсси было огромным, и это слышно. Многое там и от воспоминаний о России, в частности от обожания музыки Мусоргского.

По его примеру, Дебюсси решает найти опору в фольклоре, не обязательно родном. В 1889 году в Париже проходила Всемирная выставка, и там композитор обратил внимание на экзотическую музыку яванского и аннамитского оркестров. Впечатление отложилось, но формированию своего композиторского стиля пока не помогло, это потребовало ещё трёх лет.

Салон Шоссона

В самом конце 80-х годов начинает выстраиваться "импрессионистическая" биография Дебюсси Ашиль Клода. Основные даты жизни композитора не так многочисленны, чтобы их не запомнить, а вот эту - тем более, потому что она важна. Дебюсси знакомится с композитором-любителем Эрнестом Шоссоном и близко сходится со многими посетителями его артистического салона.

Там были легендарные знаменитости, чрезвычайно интересные люди, такие как композиторы Альбенис, Форе, Дюпарк, певала там и Полина Виардо, а с нею приходил писатель Иван Тургенев, играли там скрипач Эжен Исаи и пианист Альфред Корто-Дени, там рисовал Клод Моне. Именно там и именно тогда подружились и Клод Дебюсси. Биография композитора обогатилась новыми встречами, знакомствами, дружбами и сотрудничеством. А ещё именно тогда Эдгар По на всю жизнь стал любимым писателем Клода Дебюсси.

Эрик Сати

Однако в этот период времени все вышеперечисленные люди не так сильно повлияли на становление композиторского таланта, как встреча на Монмартре в 1891 году с обыкновенным тапёром "Трактира в Клу". Звали его Эрик Сати. Импровизации, которые Дебюсси услышал в этом ресторанчике, показались ему необычайно свежими, ни на кого не похожими, и уж никак не кафешантанными. Познакомившись с ним, Дебюсси оценил и свободу, с которой жил и рассуждал о жизни этот независимый человек. В его суждениях о музыке не было стереотипов, он был едко остроумен и не щадил авторитетов.

Вокальные и фортепианные сочинения Сати были отчаянно смелыми, хотя и написаны не вполне профессионально. Отношения этих двух людей длились почти четверть века и никогда не были простыми, это была дружба-вражда, полная ссор, но всегда насыщенная пониманием. Он и объяснил Дебюсси всю необходимость освободиться от подавляющего творчество влияния всех Вагнеров и Мусоргских, поскольку это не французские природные наклонности. Он и показал Дебюсси те изобразительные средства, которыми уже давно пользуются художники Сезанн, Моне, Тулуз-Лотрек, осталось только найти, каким образом перенести их в музыку.

Послеполуденный отдых фавна

В 1893 году только предстоит начать долгое сочинение оперы по Метерлинку "Пеллеас и Мелисандра". И вот тогда уже можно смело к слову "импрессионизм" добавлять имя - Дебюсси Клод. Биография - история жизни, творчество, поворотные встречи на пути в искусство и многое-многое другое, но это составные части её, а главной всегда является какая-то одна. Для Дебюссии это, безусловно, творчество. Через год, в 1894-м, его вдохновила эклога Малларме, и он сочинил "визитную карточку" импрессионизма - "Послеполуденный отдых фавна", непревзойдённую по красочности симфоническую прелюдию.

Работа над оперой потребовала девяти лет жизни. Параллельно Дебюсси писал менее объёмные произведения, но не менее знаковые: оркестровый триптих "Море" с поистине симфоническим размахом, где стихии переговариваются друг с другом (финал - "Разговор ветра и моря"). Вся музыка композитора стала действительно похожа на картины Моне - звуковые тембры - "цвета" - изменчивы, как узоры в калейдоскопе.

"Образы", "Мученичество" и "Игры"

Оркестровые праздничные картины, посвящённые трём странам - Франции, Испании и Англии, были написаны и исполнены в течение семи лет, начиная от 1905-го. Особенно хороша испанская "Иберия" - с яркими и весёлыми крайними частями и контрастным ночи" в средней части.

В 1911 году прозвучала неожиданная для слушателей музыка Дебюсси, которые уже и привыкли, и полюбили прихотливую игру переменчивых гармонических переплетений в его последних произведениях. Гармонии вдруг принесли дух античности, фактура стала суровой и очень экономной. Это была музыка, оформившая мистерию "Мученичество святого Себастьяна" Габриэля д"Аннуцио. Затем, уже в 1913-м, поступил заказ на одноактный балет "Игры" от С. П. Дягилева, за который Дебюсси смело взялся и великолепно с задачами справился.

Фортепиано

Сюиты для фортепиано Дебюсси создал на непередаваемо долгие века, практически каждый даже слегка концертирующий пианист сейчас вооружён этой музыкой. Это и четырёхчастная "Бергамасская сюита", сочинённая в 1890-м, и трёхчастная, впервые зазвучавшая в 1901-м, в которой прослеживаются стилизации под стиль рококо.

С 1903-го по 1910-й Дебюсси писал две тетради фортепианных "Прелюдий" и "Эстампы". В 1915 году закончен цикл из двенадцати "Этюдов", посвящённых Фредерику Шопену. Знакомство и дружба с Игорем Стравинским "слышны" в сюите для двух фортепиано "По чёрному и белому", которая была окончена в 1915-м, и в некоторых вокальных произведениях этого периода.

Вокал и камерная музыка

Гораздо более неоклассицистскими стали его вокальные произведения последнего периода жизни. Стихи Возрождения легли в основу "Песен Франции", которые Дебюсси дописал в 1904 году, "Прогулки влюблённых", на которые автор положил шесть лет своей жизни, окончив их только в 1910-м, а вот "Три баллады" на стихи Вийона написались быстро.

Помимо вокальной музыки, Дебюсси не оставлял и камерный жанр: им написано множество небольших, но очень ярких и ставших навсегда популярными произведений для виолончели и фортепиано, альта, флейты и арфы - трио, скрипки и фортепиано. Он не успел окончить цикл из шести камерных сонат. Умер Клод Дебюсси в 1918 году, в Париже, от рака. Но мир его будет помнить всегда.

Французский композитор. 22 августа 1862 в Сен-Жермен-ан-Ле близ Парижа в семье скромного достатка - его отец в прошлом был морским пехотинцем, затем совладельцем лавки фаянсовых изделий. Первые уроки фортепианной игры давала одаренному ребенку Антуанетта-Флора Моте (теща поэта Верлена).

В 1873 Дебюсси поступил в Парижскую консерваторию, где в течение 11 лет учился у А.Мармонтеля (фортепиано) и у А.Лавиньяка, Э.Дюрана и О.Базиля (теория музыки). Около 1876 он сочинил свои первые романсы на стихи Т. де Банвиля и П.Бурже. С 1879 по 1882 проводил летние каникулы как - сначала в замке Шенонсо, а затем у Надежды фон Мекк - в ее домах и поместьях в Швейцарии, Италии, в Вене и в России.

Во время этих путешествий перед ним открылись новые музыкальные горизонты, причем особенно важным оказалось знакомство с сочинениями русских композиторов петербургской школы. Влюбленный в поэзию Де Банвиля (1823-1891) и Верлена, молодой Дебюсси, наделенный беспокойным умом и склонный к экспериментам (преимущественно в области гармонии), пользовался репутацией революционера. Это, впрочем, не помешало ему получить в 1884 Римскую премию за кантату Блудный сын (L"Enfant prodigue).

Дебюсси провел в Риме два года. Там он познакомился с поэзией пре-рафаэлитов и начал сочинять поэму для голоса с оркестром Дева-избранница на текст Г.Россетти (La Demoiselle lue). Глубокие впечатления он вынес из посещений Байройта, вагнеровское влияние отразилось в его вокальном цикле Пять стихотворений Бодлера (Cinq Pomes de Baudelaire). Среди других увлечений молодого композитора - экзотические оркестры, яванский и аннамитский, которые он услышал на парижской Всемирной выставке в 1889; сочинения Мусоргского, в то время постепенно проникавшие во Францию; мелодическую орнаментику григорианского пения.

В 1890 Дебюсси начал работу над оперой Родриг и Химена (Rodrigue et Chimиne) по либретто К.Мендеса, но через два года оставил произведение незавершенным (долгое время рукопись считалась утерянной, затем была найдена; сочинение инструментовано русским композитором Э.Денисовым и поставлено в нескольких театрах). Примерно в то же время композитор стал постоянным посетителем кружка поэта-символиста С.Малларме и впервые прочел Эдгара По, который стал любимым автором Дебюсси. В 1893 он приступил к сочинению оперы по драме Метерлинка Пеллеас и Мелисанда (Pellas et Mlisande), а год спустя, вдохновленный эклогой Малларме, закончил симфоническую прелюдию Послеполуденный отдых фавна (Prlude l"Aprs-midi d"un faune).

Дебюсси был с юности знаком с главными деятелями литературы этого периода, среди его друзей были писатели П.Луис, А.Жид и швейцарский ученый-лингвист Р.Годе. Его внимание привлекал импрессионизм в живописи. Первый концерт, целиком посвященный музыке Дебюсси, прошел в 1894 в Брюсселе в художественной галерее - на фоне новых полотен Ренуара, Писсарро, Гогена и прочих. В том же году началась работа над тремя ноктюрнами для оркестра, которые первоначально были задуманы как скрипичный концерт для известного виртуоза Э.Изаи. Первый из ноктюрнов (Облака) автор сравнивал с.

К концу 19 в. творчество Дебюсси, которое считали аналогами импрессионизма в изобразительном искусстве и символизм в поэзии, охватило еще более широкий круг поэтических и визуальных ассоциаций. Среди сочинений этого периода - струнный квартет соль минор (1893), в котором отразилось увлечение восточными ладами, вокальный цикл Лирические прозы (Proses Lyriques, 1892-1893) на собственные тексты, Песни Билитис (Chansons de Bilitis) по стихотворениям П.Луиса, навеянным языческим идеализмом Древней Греции, а также Ивняк (La Saulaie), незаконченный цикл для баритона с оркестром на стихи Россетти.

В 1899, вскоре после женитьбы на манекенщице Розали Тексье, Дебюсси лишился и того небольшого дохода, который имел: скончался его издатель Ж.Артманн. Отягощенный долгами, он все же нашел в себе силы закончить в том же году Ноктюрны, а в 1902 - вторую редакцию пятиактной оперы Пеллеас и Мелисанда. Поставленный в парижской 30 апреля 1902, Пеллеас произвел фурор. Это произведение, замечательное во многих отношениях (глубокая поэзия сочетается в нем с психологической утонченностью, инструментовка и трактовка вокальных партий поражает новизной), было оценено как крупнейшее достижение в оперном жанре после Вагнера. Следующий год принес цикл Эстампы (Estampes) - в нем уже складывается стиль, характерный для фортепианного творчества Дебюсси. В 1904 Дебюсси вступил в новый семейный союз - с Эммой Бардак, что едва не привело к самоубийству Розали Тексье и вызвало безжалостную огласку некоторых обстоятельств личной жизни композитора. Впрочем, это не помешало завершению лучшего оркестрового произведения Дебюсси - трех симфонических эскизов Море (La Mer; впервые исполнено в 1905), а также замечательных вокальных циклов - Трех песен Франции (Trois chansons de France, 1904) и второй тетради Галантных празднеств на стихи Верлена (Ftes galantes, 1904).

Лучшие дня

В течение всей остальной жизни Дебюсси приходилось бороться с недугами и бедностью, но он работал неустанно и весьма плодотворно. С 1901 он начал выступать в периодической печати с остроумными рецензиями на события текущей музыкальной жизни (после смерти Дебюсси они были собраны в сборнике Господин Крош - антидилетант, Monsieur Croche - antidilettante, опубликован в 1921). В тот же период появляется большинство его фортепианных произведений. За двумя сериями Образов (Images, 1905-1907) последовала сюита Детский уголок (Children"s Corner, 1906-1908), посвященная Шушу, дочери композитора (она родилась в 1905, но официально оформить свой брак с Эммой Бардак Дебюсси смог лишь три года спустя).

Хотя первые признаки заболевания раком появились уже в 1909, в последующие годы Дебюсси совершил несколько поездок с концертами для того, чтобы обеспечить семью. Он дирижировал собственными сочинениями в Англии, в Италии, в России и других странах. Две тетради прелюдий для фортепиано (1910-1913) демонстрируют эволюцию своеобразного письма, характерного для фортепианного стиля композитора. В 1911 он написал музыку к мистерии Г. д"Аннунцио Мученичество св. Себастьяна (Le Martyre de Saint Sbastien), партитуру по его разметке делал французский композитор и дирижер А.Капле. В 1912 появился оркестровый цикл Образы. Дебюсси уже давно привлекал балет, и в 1913 он сочинил музыку к балету Игры (Jeux), который был показан труппой Сергея Дягилева в Париже и Лондоне.

В том же году композитор начал работу над детским балетом Ящик с игрушками (La bооte а joujoux) - его инструментовка была завершена Капле уже после кончины автора. Эта бурная творческая деятельность была временно приостановлена Первой мировой войной, но уже в 1915 появились многочисленные фортепианные произведения, в том числе Двенадцать этюдов (Douze tudes), посвященных памяти Шопена. Дебюсси начал серию камерных сонат, в определенной мере опирающихся на стилистику французской инструментальной музыки 17-18 вв. Он успел завершить три сонаты из этого цикла: для виолончели и фортепиано (1915), для флейты, альта и арфы (1915), для скрипки и фортепиано (1917). У него еще хватило сил переделать оперное либретто по повести Э.По Падение дома Эшеров - сюжет давно привлекал Дебюсси, и еще в молодости он начинал работу над этой оперой; сейчас он получил заказ на нее от Дж.Гатти-Казацца из. Композитор умер в Париже 26 марта 1918.

Один из самых значительных представителей французской классической музыки рубежа XIX и XX веков - Клод Дебюсси - считается первым, кто ввел модное течение импрессионизма в музыкальную традицию. Однако, помимо этого, он являлся еще и талантливым исполнителем, дирижером, композитором и критиком, несомненно, вошедшим в число лучших людей своего времени. Судьба раннего творчества Дебюсси тесно связана с Россией, а представители русской музыкальной школы на длительное время стали для него лучшими образцами для подражания. Но напрямую он никого не копировал: самобытность произведений, их непохожесть ни на чьи уже ощущается в первых же музыкальных опытах молодого Дебюсси и постепенно развивается в абсолютную уникальность.

Краткую биографию Клода Дебюсси и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Дебюсси

Семья, в которой появился на свет Клод Ашиль Дебюсси, не имела никакого отношения к музыке, и, если бы не традиционные в то время занятия за фортепиано, вероятно, никто бы и не заметил в мальчике особенное рвение на этом поприще. Глава семейства Дебюсси владел магазинчиком посуды в небольшом городе Сен-Жермен. Будущий композитор появился на свет 22 августа 1862 года, а спустя пару лет отец продал свою лавку и перебрался в Париж, где стал трудиться бухгалтером.

Когда грянула война между Францией и Пруссией, мать Клода решила не оставаться в воюющем Париже и уехала с детьми в Канны, где жила сестра ее мужа. Согласно биографии Дебюсси именно в доме тети маленький Клод начал получать свои первые музыкальные уроки. После возвращения в Париж, занятия продолжились, и мальчику повезло с преподавателем: ею стала Антуанетта де Флервиль. Она утверждала, что ее учил играть сам Шопен, к тому же ее дочь была замужем за Верленом, и музыкальное чутье дамы вовремя подсказало, что Клод имеет выдающиеся перспективы. Мадам де Флервиль дала родителям мальчика судьбоносный совет, которым те не стали пренебрегать – отдать сына на обучение в консерваторию.


Годы учебы и первые эксперименты

Десятилетнему Клоду Дебюсси выпала честь обучаться у талантливых и выдающихся педагогов: А. Мармонтеля, А. Лавиньяка, С.Франка. Особо отмечались наставниками стиль исполнения молодого человека, наполненный глубокой выразительностью, и удивительная способность создавать зримые образы, словно «оживляющие» музыкальные произведения.


Но Дебюсси отнюдь не был скромным отличником, во всем угождающим учителям. С ранних классов у Клода возник конфликт с преподавателем гармонии, который не мог вытерпеть того, как дерзкий мальчишка реализует собственные амбиции. Клоду же, напротив, претил консервативный взгляд преподавателя, который раздражался при любом отступлении от классических канонов.

В 1880 году в программе обучения Клода Дебюсси появилась композиция, а главным его учителем стал Э. Гиро. Вскоре у учителя и ученика обнаруживается совпадение некоторых взглядов на искусство, и Гиро становится одним из немногих членов консерватории, кто поддерживал его устремления.

Первые творческие эксперименты Дебюсси относятся к концу 70-х - началу 80-х годов. Это были романсы на слова Поля Верлена, Буже; в них уже вполне различим индивидуальный стиль Дебюсси и самобытность его таланта.

Получив в 1884 году Большую Римскую премию, Дебюсси был обязан отправиться в Рим, однако его совсем не устраивала такая перспектива. Нарушив обязательства, Клод является в поместье Медичи со значительным опозданием. Оттуда он высылает на суд комиссии симфонию «Зулейма» и сюиту «Весна» и получает на них весьма разгромную рецензию, в которой, тем не менее, есть один важный момент - впервые применительно к музыкальному произведению было употреблено слово «импрессионизм». С окончанием Римского периода, не ставшего для Дебюсси ни полезным, ни плодотворным, он прекратил свое обучение.

Дебюсси и Россия

Во время обучения в консерватории, Дебюсси получил бесценный опыт и набрался творческих замыслов, проведя некоторое время в русской семье. Надежда фон Мекк, богатая аристократка, пригласила его к себе по рекомендации Мармонтеля. Клод должен был обучать игре на фортепиано ее детей и аккомпанировать самой Надежде, которая являлась большой ценительницей хорошей музыки. В 1880 году Дебюсси встретился с Надеждой и ее семьей в Швейцарии, а затем отправился с ними в Италию.


Специально для фон Мекк Дебюсси создал переложения для фортепиано нескольких отрывков из «Лебединого озера », что окончательно убедило Надежду в правильности сделанного выбора. Именно в период работы в семье фон Мекк Клод осознал себя как композитора и принялся за сочинения всерьез.

В следующем году, фон Мекк вновь пригласила Дебюсси к себе, на этот раз уже в российскую столицу, и занятия с ее детьми продолжились. Но главной ценностью этого визита для композитора стал полный доступ к огромному количеству нотных тетрадей с самыми разными произведениями, которые Надежда Филаретовна предоставила ему в распоряжение, и Клод имел возможность познакомиться с русскими классиками и современниками, такими, как Римский-Корсаков , Мусоргский , Бородин . Музыку Чайковского и Глинки Дебюсси узнал ранее и отлично исполнял ее на домашних творческих вечерах фон Мекк.


Осенью 1881 года семейство отправилось в Италию, и молодой маэстро, естественно, последовал за ними. Оттуда композитор вернулся в консерваторию. Но летом 1882 года фон Мекк вновь сделала вызов, пригласив Клода в свое недавно купленное имение в Подольской области. В этот раз в доме фон Мекк появился изысканный молодой человек, «типичный парижанин» с творческими амбициями, мгновенно ставший душой компании и центром притяжения. Из России Клод вместе с семьей фон Мекк совершил еще одно путешествие по Европе. Однако красиво расстаться до следующего лета у них так и не получилось.


Импрессионист или… символист?

В 80-е - 90-е годы наступает начальный этап творческого расцвета Клода Дебюсси. Это время отмечено серьезным увлечением символизмом – вливается в кружок французских поэтов под предводительством Стефана Малларме. В его доме в тот период собирались литераторы, художники и музыканты. В эти годы он пишет много вокальных произведений на стихи Бодлера, Верлена, Луиса. Их лирическое содержание и тяготение к природным пейзажам стало для Клода излюбленным вектором творчества на долгие годы. Но были и такие черты символизма, которые Дебюсси не стал перенимать. Его цельная художественная натура не допускала недосказанности, размытого выражения мыслей и чувств. Не свойственными музыке Дебюсси оказались также чувства мистического страха и мрачные мыслеощущения, присущие символистской поэтике. Созданные в те годы произведения близки другим, более предметным жанрам народного танца и песни, но в интерпретации Дебюсси они лишены своей природной дикости, и предстают перед нами в более изящном, утонченном виде.

А вот в 1900-е годы Дебюсси полностью отказался от символистских идей и переключился на новое направление. Его все больше стали занимать картины природы, портреты, бытовые сцены. В фортепианных произведениях он смог добиться, казалось бы, невозможного – раскрыть новые тональности инструмента и добиться от него максимально выразительных, изящных оттенков. Дебюсси пришел к настолько реалистичному выражению образов, что они стали почти осязаемы. Близость к импрессионизму проявляется здесь в ярких красках, в звуках, играющих, словно блики и мазки, при этом произведение звучит вполне целостно и закончено.

Эти различные эстетические предпочтения Дебюсси вплоть до настоящего времени заставляют дискутировать историков на тему принадлежности композитора к какому-то определенному течению. Некоторые представители французского и польского музыковедения считают его подлинным символистом. В числе таковых – В. Янкелевич и С. Яроциньский.

Непринятые шедевры раннего периода

В последние годы XIX века в творчестве Дебюсси процветают не только произведения для голоса с сопровождением, но и сочинения для фортепиано, камерных оркестров. Это струнные квартеты, сюиты, симфонии, наиболее значительная из которых – «Послеполуденный отдых фавна». Вдохновение для нее Дебюсси почерпнул в поэме Малларме, которая не отличается разнообразием действия, а лишь описывает грезы отдыхающего мифологического существа. «Фавн» стал первой партитурой, в которой утвердились принципы импрессионистского оркестрового письма. Эта симфоническая миниатюра первый раз была исполнена в 1894 году, но оглушительного успеха не вышло - слишком консервативно была настроена публика, критики; никто не был готов принять самобытные черты творчества Дебюсси.

В 1897-99 годах Клод создал симфонию «Ноктюрны» - еще одно фундаментальное импрессионистское произведение. В нем особенно проявилось его стремление к почти художественной красочности и яркости образов. Но к сожалению, и это творение осталось недооцененным современниками.


Истинной жемчужиной раннего периода работы Дебюсси стала опера «Пеллеас и Мелизанда» - сюжет, близкий «Тристану и Изольде», но в исполнении Метерлинка. Дебюсси признавался, что его привлекло отсутствие динамично меняющегося действия, глубокий психологизм переживаний героев, которые раскрываются даже больше не в прямой речи, а в мыслях. Здесь Клод поддался настроению Метерлинка и воссоздал подлинную мрачную атмосферу, в которой герои словно не верят в возможность собственного счастья, а лишь обреченно ждут трагической развязки. Но композитор все же смягчил пессимизм драмы, усилив лирическую линию. Однако премьера этого опуса, состоявшаяся в 1902 году, снова не нашла должного отклика в сердцах недовольной публики. Первые несколько спектаклей подвергались жесткой критике со стороны общественности, и только лишь некоторые крупные музыканты осмеливались говорить о гениальности этого произведения.

Дебюсси-критик

Первые годы XX века открыли для Дебюсси новую сферу деятельности: он становится известным музыкальным критиком. Несколько раз уходя и вновь возвращаясь на это поприще, Дебюсси в итоге в 1914 году написал книгу «Господин Крош – антидилетант», в которой собрал свои лучшие критические статьи, а также сформировал собственный взгляд на искусство, его источники, а также основные цели и задачи. Своим важнейшим принципом в создании произведений композитор считает объективность, а главным источником музыки - природу. Несомненно, именно музыку, композитор назвал главной среди искусств.


Последние годы

Закат своей жизни Дебюсси проводит в постоянных выступлениях, концертах, а также в реализации творческих планов. Популярность его в Европе росла, а Россия, где он когда-то впечатлился Мусоргским и Римским-Корсаковым, также приняла его радушно и с большой любовью – он давал концерты в Москве и Санкт-Петербурге. Кровавая Первая мировая война принесла в творчество композитора подчеркнутый патриотизм, и все произведения последних лет - исключительно о Франции и для нее. Одними из самых значимых произведений последних лет жизни Дебюсси стали «Детский уголок», «Ящик с игрушками» (оба посвящены дочери), а также 24 прелюдии, 12 этюдов, 6 «Античных эпиграфов» .



Интересные факты о Клоде Дебюсси

  • Надежда фон Мекк была близко знакома с Петром Чайковским и состояла с ним в переписке. Нередко она упоминала в ней и Дебюсси, называя его сначала «пианистик» или «французик», а позже - уже «музикус» и «хороший партнер для игры в 4 руки».
  • Дебюсси очень сильно проникся творчеством русских композиторов. В 1891 году произошло его знакомство с аккомпаниатором Эриком Сати. Через 30 лет после знакомства Сати написал, что при их встрече Дебюсси был «пропитан» Мусоргским , «словно промокашка».
  • В молодости Дебюсси был сильно впечатлен произведением «Тристан и Изольда » и, в частности, оперой Вагнера на этот сюжет. Когда в уже более зрелом возрасте он с друзьями отправился на ее постановку, Клоду с усмешкой напомнили его увлечение Вагнером и отметили, что ему впору было бы стать подражателем великого композитора. На это Дебюсси ответил другу, что тот тоже не раз наслаждался и восхищался жареной курицей, однако почему-то даже не подумал кудахтать.
  • Композитор был довольно скромным человеком, его не привлекала слава и всенародная любовь. Он даже не всегда посещал премьеры своих опер, предпочитая оставаться в тени. А свой невероятный талант он объяснял просто как дар Всевышнего: «Если бы Бог не любил мою музыку, я бы ее не писал».
  • Дебюсси являлся знатным ловеласом – есть сведения, что со многими ученицами или их матерями у него были мимолетные романы. Двое из обиженных влюбленных в него девушек даже пытались покончить с собой.
  • Сам композитор тоже добился руки своей первой жены таким странным образом – написал записку, что убьет себя, если она ответит отказом.
  • Семейная жизнь с Розалией Тескье строилась почти в полной нищете: молодой жених прямо в день свадьбы давал урок музыки, чтобы получить оплату и накрыть хоть какой-то праздничный стол.


  • Дебюсси сочетал в себе две странные особенности, на первый взгляд, несовместимые друг с другом. С одной стороны, он отказывался покидать пределы дома, если прачка не принесла еще чистое белье. С другой, мог спокойно прогуливаться по своим делам в домашней обуви - от ходьбы у него часто болели ноги.
  • В 1908 году театр «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке предложил Дебюсси подписать договор на право премьерных постановок двух его опер на основе произведений Эдгара По с довольно странными и мистическими сюжетами. Композитор с иронией заметил, что эта сделка не будет удачной для театра, и, возможно, он не допишет свои произведения. Шутка оказалась пророчеством - Дебюсси умер, оставив незаконченным именно эти оперы.
  • Клод Дебюсси скончался 25 марта 1918 года в Париже, где в самом разгаре были бомбардировки. На похороны известного музыканта пришло всего около 50 человек, но до кладбища дошли не все.
  • Причиной смерти великого композитора стал рак прямой кишки. Страшная болезнь была диагностирована в 1909 году.
  • Некоторые исследователи творчества Дебюсси считают, что он создавал свои произведения на основе математических моделей, а в некоторых его сочинениях и вовсе находят последовательности Фибоначчи. Об этом очень подробно написал в своей книге «Дебюсси в пропорциях» шотландский музыковед Рой Ховат.

  • Имя Дебюсси носит небольшой горный хребет на Острове Александра I, один из кратеров Меркурия, а также одно из небесных тел (4492) в главном поясе астероидов.
  • Биографы композитора считают, что он был не просто знаком с выдающимися мистиками своего времени, но и сам был непосредственно связан с различными оккультными кружками и объединениями. В книге «Священная загадка» (М. Байджест и др.) вообще утверждается, что Дебюсси был одним из великих магистров «Сионской общины».

Мрачный и вздорный характер, которым обладал гениальный музыкант, нисколько не мешал ему добиваться расположения представительниц слабого пола. Композитор вел разгульный образ жизни, и верность никогда не была его сильной чертой.


Первой любовью Клода Дебюсси стала дочь фон Мекк Софья. Когда пианист проводил свои вторые каникулы в их семье, девушка стала проявлять к нему интерес. Но тогда и сама Соня была еще молода, и Клод не спешил обзаводиться романом. А в 1882 году чувства между молодыми влюбленными вспыхнули с новой, небывалой силой. Дебюсси был окрылен и, не ожидая подвоха, обратился к Надежде фон Мекк с просьбой отдать дочь за него замуж. Но строгая мать-аристократка оскорбилась и выставила Клода из своего дома, несмотря на угрозы 15-летней Сони покончить жизнь самоубийством. Биография Дебюсси гласит, что в 1913 году, во время своего визита в Россию, композитор вновь встретил свою первую любовь, и воспоминания о юности наверняка подарили им несколько приятных минут.

Второй возлюбленной пылкого юноши стала Мари-Бланш Ванье (Васнье). Эта обаятельная и очень талантливая женщина настолько вскружила 18-летнему музыканту голову, что он не побоялся закрутить с ней роман даже несмотря на то, что она была замужем. Скрывать свою связь им удавалось очень хорошо – доверчивый супруг даже не подозревал, что творилось во время репетиций в зале, который он выделил в доме специально для музыкальных занятий любимой жены. Но эти отношения не имели никакой перспективы – Мари была значительно старше, к тому же вскоре Дебюсси был вынужден переехать в Рим. После получения Римской премии дороги Клода и Мари окончательно разошлись – мадам Ванье решила более не обманывать мужа.

Следующей «жертвой» легкомысленного музыканта стала очаровательная блондинка Габриэль Дюпон. Клод жил с ней на протяжении десяти лет, и все это время женщина усиленно трудилась, чтобы ее возлюбленный ни в чем не нуждался. Пока Габриэль работала не покладая рук, Дебюсси занимался сочинительством и соблазнением других представительниц прекрасного пола. Дюпон знала об изменах любимого, но предпочитала не замечать их. Она продолжала жить с ним под одной крышей даже тогда, когда он помолвился с известной певицей Терезой Роже. Но помолвка была расторгнута, а Дебюсси нашел утешение в объятиях подруги Габриэль Лили Тескье, которая в 1899 году стала его женой. Об этой женщине мало что известно, вероятно, она не оставила в судьбе Клода заметного следа, ведь брак продлился пять лет и распался. Второй супругой стала мадам Бардак, которая предварительно развелась со своим мужем-банкиром. Она родила Клоду дочь.

Фильмы о Дебюсси и его творчестве

Биография Дебюсси вдохновила многих режиссеров на создание фильмов о жизни композитора и его творчестве. Вот некоторые из них:

  • «Посвящение Дебюсси» (1963)
  • «Дебюсси: фильм» (1965)
  • «Дебюсси, или Мадмуазель Шу-Шу» (1995)
  • «Эффект Дебюсси» (2008)

Музыка Дебюсси звучит в фильмах


Произведение Фильм
Арабеска №1 «Вечность» (2016)
«Серенада кукле» «368» (2011)
«Девушка с волосами цвета льна» «Дамы в лиловом» (2004)
«Лидер» (1996)
Сарабанда «Золотая чаша» (2000)
«Лунный свет » «Кадр» (2014)
«Судная ночь» (2013)
«Византия» (2012)
«Восстание планеты обезьян» (2011)
«Сумерки» (2008, 2010)
«Тринадцать друзей Оушена» (2007)
«Сестры» (2006)
«Псы-воины» (2002)

Судьба отмерила Дебюсси всего лишь 55 лет жизни. Однако столь малого времени хватило, что коренным образом изменить европейскую музыкальную историю. Творчество этого французского гения стало не только венцом большой утонченной эпохи музыкальной истории, но и тем самым флагманом, который открыл дорогу новым парадигмам в искусстве XX и XXI столетий.

Видео: смотреть фильм о Дебюсси

Клод Ашиль Дебюсси

Клод Ашиль Дебюсси – известный французский композитор и музыкант 19 – начала 20 в. Является основоположником музыкального импрессионизма.

Родился Дебюсси в маленьком провинциальном городке – Сен-Жермен-ан-Лейн, недалеко от Парижа, в небогатой семье. Родители его были владельцами магазинчика фарфоровых изделий.

В скором времени вся семья переезжает в Париж, где Дебюсси поступает в музыкальную консерваторию и учится там 11 лет. Еще в пору, когда он был студентом, его игра завораживала своей эмоциональностью, разнообразием и богатством звуковой палитры.

В 1876 году он сочиняет свои первые романсы и стихи.

В 1879, во время летних каникул, Дебюсси устраивается домашним пианистом и учителем музыки в семью богатой меценатки Надежды фон Мекк. С этой семьёй он путешествует по Швейцарии, Италии, России. В России композитор знакомится с музыкой Чайковского, Бородина, .

Там же он влюбляется в дочь Надежды фон Мекк – Соню – и даже просит её руки. Разрешения жениться не получает, так как его считают недостойной парой для дочери-миллионерши, и, уволившись, Клод переезжает в Париж.

В Париже Дебюсси поступает аккомпаниатором в вокальную студию. Там он знакомится с богатой певицей мадам Ванье, для которой сочиняет несколько романсов: «Мандолина» и «Под сурдинку». Работая аккомпаниатором, композитор продолжает занятия в консерватории, пытаясь добиться успеха среди академических музыкантов.

В 1883 году, приехав в Рим, он получает вторую Римскую премию за кантат «Гладиатор», а уже через год, благодаря своим усилиям, получает Большую Римскую премию за кантату «Блудный сын».

С 1890 года начинается расцвет творчества Дебюсси в области вокальной, фортепианной и симфонической музыки. За этот период создаются его лучшие произведения: «Бергамасская сюита», «Маленькая сюита», «Послеполуденный отдых фавна» и «Ноктюрны».

Могила Клода Дебюсси на кладбище Père-Lachaise в Париже

В 1899 году Дебюсси женится на Лили Таксье. Брак этот просуществовал недолго, всего пять лет, и уже в 1905 году композитор женится во второй раз – на Эмме Бардак, оказавшейся умной и заботливой женой, поддерживающей мужа в трудный период заболевания.

Примерно в 1909 году Дебюсси преодолевает раковое заболевание и при этом не прекращает своей творческой и музыкальной деятельности вплоть до начала Первой мировой войны.

Он осуществляет несколько концертных поездок в Англию, Италию, Россию. В России его концерты проходят с большим успехом. Всё больше русская музыкальная культура вызывает к себе привязанность композитора.

С 1915 года тяжелая болезнь Дебюсси начала прогрессировать, но, несмотря на это, он до последних дней не прекращал свои творческие поиски.

Умер композитор 26 марта 1918 года, так ни разу не побывав на постановках своих произведений и не признавая славы, которая пришла к нему под конец жизни. Скромность – талант великих людей.

Клод Ашиль Дебюсси родился 22 августа 1862 года в предместье Парижа Сен-Жермен. Его родители - мелкие буржуа - любили музыку, но были далеки от настоящего профессионального искусства. Случайные музыкальные впечатления раннего детства мало способствовали художественному развитию будущего композитора. Самыми яркими из них были редкие посещения оперы. Лишь с девяти лет Дебюсси начал обучаться игре на фортепиано. По настоянию близкой их семье пианистки, распознавшей незаурядные способности Клода, родители отдали его в 1873 году в Парижскую консерваторию.

Усердные занятия первых лет приносили Дебюсси ежегодные премии по сольфеджио. В классах сольфеджио и аккомпанемента проявился его интерес к новым гармоническим оборотам, разнообразным и сложным ритмам.

Дарование Дебюсси развивалось чрезвычайно быстро. Уже в студенческие годы его игра отличалась внутренней содержательностью, эмоциональностью, редким разнообразием и богатством звуковой палитры. Но своеобразие его исполнительского стиля, лишенного модной внешней виртуозности и блеска, не нашло должного признания ни у преподавателей консерватории, ни у сверстников. Впервые его талант был отмечен премией лишь в 1877 году за исполнение сонаты Шумана.

Первые серьезные столкновения с существовавшими методами консерваторского преподавания произошли у Дебюсси в классе гармонии. Лишь композитор Э. Гиро, у которого Дебюсси занимался композицией, по-настоящему проникся устремлениями своего ученика и обнаружил их сходство в художественно-эстетических взглядах и музыкальных вкусах.

Уже в первых вокальных сочинениях Дебюсси, относящихся к концу 1870-х и началу 1880-х годов ("Чудный вечер" на слова Поля Бурже и особенно "Мандолина" на слова Поля Верлена), проявилась самобытность его таланта.

Еще до окончания консерватории Дебюсси предпринял свое первое заграничное путешествие по Западной Европе по приглашению русской меценатки Н.Ф. фон Мекк, которая была в течение многих лет близким другом П.И. Чайковского. В 1881 году Дебюсси приехал в Россию в качестве пианиста для участиям домашних концертах фон Мекк. Эта первая поездка в Россию (затем он побывал там еще два раза - в 1882 и 1913 годах) пробудила огромный интерес композитора к русской музыке, который не ослабевал до конца его жизни.

После трех летних сезонов его ученица Соня (пятнадцати лет) вскружила ему голову. Он просил разрешения жениться на ней у ее матери - Надежды Филаретовны Фроловской фон Мекк... И его тотчас же, очень дружески, попросили покинуть Вену, где они в этот момент находились.

Когда он вернулся в Париж, оказалось, что его сердце и его талант созрели для чувств к мадам Ванье, которая определила собой тип "женщины его жизни": она была старше его, музыкантша и царила в необычайно привлекательном доме.

Он познакомился с ней и стал ей аккомпанировать на курсах пения мадам Моро-Сенти, на которых председателем был Гуно.

С 1883 года Дебюсси начал участвовать как композитор в конкурсах на получение Большой Римской премии. В следующем же году он был удостоен ее за кантату "Блудный сын". Это сочинение, написанное под влиянием французской лирической оперы, выделяется настоящим драматизмом отдельных сцен. Время пребывания Дебюсси в Италии (1885-1887) оказалось для него плодотворным: он познакомился со старинной хоровой итальянской музыкой XVI века и одновременно с творчеством Вагнера.

В то же время период пребывания Дебюсси в Италии ознаменовался острым столкновением его с официальными художественными кругами Франции. Отчеты лауреатов перед академией представлялись в виде произведений, которые рассматривались в Париже специальным жюри. Отзывы на сочинения композитора - симфоническую оду "Зулейма", симфоническую сюиту "Весна" и кантату "Дева-избранница" - обнаружили на этот раз непреодолимую пропасть между новаторскими устремлениями Дебюсси и косностью, царившей в крупнейшем художественном учреждении Франции. Дебюсси ясно выразил свое стремление к новаторству в письме к одному из друзей в Париж: "Я не смогу замкнуть свою музыку в слишком корректные рамки... Я хочу работать, чтобы создать оригинальное произведение, а не попадать все время на те же пути..." По возвращении из Италии в Париж Дебюсси окончательно порывает с академией. К тому времени чувства к мадам Ванье значительно поостыли.

Стремление сблизиться с новыми направлениями в искусстве, желание расширить свои связи и знакомства в художественном мире привели Дебюсси еще в конце 1880-х годов в салон крупного французского поэта конца XIX века и идейного вождя символистов - Стефана Малларме. Здесь Дебюсси познакомился с писателями и поэтами, чьи произведения легли в основу многих его вокальных сочинений, созданных в 1880-1890-е годы. Среди них выделяются: "Мандолина", "Ариетты", "Бельгийские пейзажи", "Акварели", "Лунный свет" на слова Поля Верлена, "Песни Билитис" на слова Пьера Луиса, "Пять поэм" на слова крупнейшего французского поэта 1850-1860-х годов Шарля Бодлера (особенно "Балкон", "Вечерние гармонии", "У фонтана") и другие.

Явное предпочтение, уделяемое вокальной музыке в первый период творчества, объясняется в значительной мере увлечением композитора символистской поэзией. Однако в большинстве произведений этих лет Дебюсси старается избегать и символистской неопределенности, и недосказанности в выражении своих мыслей.

1890-е годы - первый период творческого расцвета Дебюсси в области не только вокальной, но и фортепианной ("Бергамасская сюита", "Маленькая сюита" для фортепиано в четыре руки), камерно-инструментальной (струнный квартет) и особенно симфонической музыки. В это время создаются два наиболее значительных симфонических произведения - прелюд "Послеполуденный отдых фавна" и "Ноктюрны".

Прелюд "Послеполуденный отдых фавна" был написан на основе поэмы Стефана Малларме в 1892 году. Произведение Малларме привлекло композитора в первую очередь яркой живописностью мифологического существа, грезящего в знойный день о прекрасных нимфах.

В прелюде, как и в поэме Малларме, нет развитого сюжета, динамичного развития действия. В основе сочинения лежит, по существу, один мелодический образ "томления", построенный на "ползучих" хроматических интонациях. Дебюсси использует для его оркестрового воплощения почти все время один и тот же специфический инструментальный тембр - флейту в низком регистре.

Все симфоническое развитие прелюда сводится к варьированию фактуры изложения темы и ее оркестровки. Статичность развития оправдывается характером самого образа.

Черты зрелого стиля Дебюсси проявились в этом сочинении прежде всего в оркестровке. Предельная дифференциация групп оркестра и партий отдельных инструментов внутри групп дает возможность комбинировать оркестровые краски и создать тончайшие нюансы. Многие достижения оркестрового письма в этом сочинении потом стали типичными для большинства симфонических произведений Дебюсси.

Только после исполнения "Фавна" в 1894 году о Дебюсси-композиторе заговорили в широких музыкальных кругах Парижа. Но замкнутость и определенная ограниченность художественной среды, к которой принадлежал Дебюсси, а также самобытный стиль его сочинений препятствовали появлению музыки композитора на концертной эстраде.

Даже такое выдающееся симфоническое произведение Дебюсси, как цикл "Ноктюрны", созданный в 1897-1899 годах, было принято сдержанно. В "Ноктюрнах" проявилось стремление Дебюсси к жизненно-реальным художественным образам. Впервые в симфоническом творчестве Дебюсси получили яркое музыкальное воплощение живая жанровая картина (вторая часть "Ноктюрнов" - "Празднества") и богатые красками образы природы (первая часть - "Облака").

В течение 1890-х годов Дебюсси работал над своей единственной законченной оперой "Пеллеас и Мелизанда". Композитор долго искал близкий ему сюжет и наконец остановился на драме бельгийского писателя-символиста Мориса Метерлинка "Пеллеас и Мелизанда". Сюжет этого произведения привлек Дебюсси, по его словам, тем, что в нем "действующие лица не рассуждают, а претерпевают жизнь и судьбу". Обилие подтекста давало возможность композитору осуществить свой девиз: "Музыка начинается там, где слово бессильно".

Дебюсси сохранил в опере одну из основных особенностей многих драм Метерлинка - фатальную обреченность героев перед неизбежной роковой развязкой, неверие человека в свое счастье. Дебюсси в известной мере удалось смягчить безнадежно-пессимистический тон драмы тонким и сдержанным лиризмом, искренностью и правдивостью в музыкальном воплощении настоящей трагедии любви и ревности.

Новизна стиля оперы обусловливается во многом тем, что она написана на прозаический текст. Вокальные партии оперы Дебюсси заключают в себе тонкие нюансы разговорной французской речи. Мелодическое развитие оперы представляет собой выразительную напевно-декламационную линию. Сколько-нибудь значительный эмоциональный подъем в мелодической линии отсутствует даже в кульминационных в драматическом отношении эпизодах оперы. В опере есть целый ряд сцен, в которых Дебюсси удалось передать сложную и богатую гамму человеческих переживаний: сцена с кольцом у фонтана во втором акте, сцена с волосами Мелизанды в третьем, сцена у фонтана в четвертом и сцена смерти Мелизанды в пятом акте.

Премьера оперы состоялась 30 апреля 1902 года в театре "Комической оперы". Несмотря на великолепное исполнение, опера у широкой аудитории настоящего успеха не имела. Критика в целом была настроена недоброжелательно и позволила себе резкие и грубые выпады после первых спектаклей. Лишь немногие крупные музыканты оценили достоинства этого произведения.

Ко времени постановки "Пеллеаса" в жизни Дебюсси происходят значительные события. 19 октября 1899 года он женится на Лили Тексье. Их союз просуществует лишь пять лет. А в 1901 году начинается его деятельность профессионального музыкального критика. Это способствовало формированию эстетических взглядов Дебюсси, его художественных критериев. Предельно ясно выражены в статьях и книге Дебюсси его эстетические принципы и взгляды. Источник музыки он видит в природе: "Музыка ближе всего природе..." "Только музыканты имеют привилегию охвата поэзии ночи и дня, земли и неба - воссоздания атмосферы и ритма величественного трепета природы".

Сильное влияние на стиль Дебюсси оказало творчество крупнейших русских композиторов - Бородина, Балакирева и особенно Мусоргского и Римского-Корсакова. Самое большое впечатление произвели на Дебюсси блеск и живописность оркестрового письма Римского-Корсакова.

Но Дебюсси воспринял лишь отдельные стороны стиля и метода крупнейших русских художников. Ему оказались чужды демократические и социально-обличительные тенденции в творчестве Мусоргского. Дебюсси был далек от глубоко человечных и философски-значительных сюжетов опер Римского-Корсакова, от постоянной и неразрывной связи творчества этих композиторов с народными истоками.

В 1905 году Дебюсси женился второй раз. Она была ровесницей Клода Ашиля, замужем за Сигизмундом Бардаком, парижским банкиром. "Мадам Бардак обладала обольстительностью, свойственной некоторым светским женщинам в начале века", - писал о ней один из ее друзей.

Дебюсси занимался композицией с ее сыном и вскоре уже аккомпанировал мадам Бардак, исполнявшей его романсы. "Это томный экстаз"... и одновременно это удар молнии со всеми его последствиями. Вскоре у них рождается прелестная девочка Клод - Эмме.

Начало века - высший этап в творческой деятельности композитора. Произведения, созданные Дебюсси в этот период, говорят о новых тенденциях в творчестве и в первую очередь об отходе Дебюсси от эстетики символизма. Все больше композитора привлекают жанрово-бытовые сцены, музыкальные портреты и картины природы. Вместе с новыми темами и сюжетами в его творчестве появляются и черты нового стиля. Свидетельством этому являются такие фортепианные произведения, как "Вечер в Гренаде" (1902), "Сады под дождем" (1902), "Остров радости" (1904). В этих сочинениях Дебюсси обнаруживает прочную связь с национальными истоками музыки.

Среди симфонических сочинений, созданных Дебюсси в эти годы, выделяются "Море" (1903-1905) и "Образы" (1909), куда входит знаменитая "Иберия".

Тембровая оркестровая палитра, ладовое своеобразие и другие особенности "Иберии" привели в восторг многих композиторов. "Дебюсси, который реально не знал Испании, спонтанно, я бы сказал, безотчетно творил испанскую музыку, способную вызвать зависть у стольких других, знающих страну достаточно хорошо..." - писал известный испанский композитор Фалья. Он считал, что если Клод Дебюсси "воспользовался Испанией как основой для раскрытия одной из самых прекрасных граней своего творчества, то расплатился он за это так щедро, что теперь Испания у него в долгу".

"Если бы среди всех творений Дебюсси, - говорил композитор Онеггер, - я должен был выбрать одну партитуру, чтобы на ее примерах мог получить представление об его музыке некто, совершенно незнакомый с ней ранее, - я взял бы с такой целью триптих "Море". Это, на мой взгляд, произведение наитипичнейшее, в нем индивидуальность автора запечатлелась с наибольшей полнотой. Хороша сама музыка или плоха - вся суть вопроса в этом. А у Дебюсси она блистательна. Все в его "Море" вдохновенно: все до мельчайших штрихов оркестровки - любая нота, любой тембр, - все продумано, прочувствовано и содействует эмоциональному одушевлению, которым полна эта звуковая ткань. "Море" - истинное чудо импрессионистского искусства..."

Последнее десятилетие в жизни Дебюсси отличается непрекращающейся творческой и исполнительской деятельностью вплоть до начала Первой мировой войны. Концертные поездки в качестве дирижера в Австро-Венгрию принесли композитору известность за рубежом. Особенно тепло он был принят в России в 1913 году. Концерты в Петербурге и Москве прошли с большим успехом. Личное общение Дебюсси со многими русскими музыкантами еще больше усилило его привязанность к русской музыкальной культуре.

Особенно велики художественные достижения Дебюсси последнего десятилетия его жизни в фортепианном творчестве: "Детский уголок" (1906-1908), "Ящик с игрушками" (1910), двадцать четыре прелюдии (1910 и 1913), "Шесть античных эпиграфов" в четыре руки (1914), двенадцать этюдов (1915).

Фортепианная сюита "Детский уголок" посвящена дочери Дебюсси. Стремление раскрыть в музыке мир глазами ребенка в привычных ему образах - строгого учителя, куклы, маленького пастуха, игрушечного слона - заставляет Дебюсси широко использовать как бытовые танцевальные и песенные жанры, так и жанры профессиональной музыки в гротескном, шаржированном виде.

Двенадцать этюдов Дебюсси связаны с его длительными экспериментами в области фортепианного стиля, поисками новых видов техники и средств выразительности. Но даже в этих произведениях он стремится к решению не только чисто виртуозных, но и звуковых задач.

Достойным завершением всего творческого пути Дебюсси следует считать две тетради его прелюдий для фортепиано. Здесь как бы сконцентрировались самые характерные и типичные стороны художественного мировоззрения, творческого метода и стиля композитора. Цикл завершил, по существу, развитие этого жанра в западноевропейской музыке, наиболее значительными явлениями которого являлись до сих пор прелюдии Баха и Шопена.

У Дебюсси этот жанр подводит итог его творческому пути и является своего рода энциклопедией всего самого характерного и типического в области музыкального содержания, круга поэтических образов и стиля композитора.

Начало войны вызвало у Дебюсси подъем патриотических чувств. В печатных высказываниях он подчеркнуто называет себя: "Клод Дебюсси - французский музыкант". Целый ряд произведений этих лет навеян патриотизмом. Своей главной задачей. он считал воспевание красоты в противовес ужасным деяниям войны, калечащим тела и души людей, уничтожающим ценности культуры. Дебюсси был глубоко подавлен войной. С 1915 года композитор тяжело болел, что также отразилось на творчестве. До последних дней жизни - он умер 26 марта 1918 года во время бомбардировки Парижа немцами, - несмотря на тяжелую болезнь, Дебюсси не прекращал своих творческих поисков.

1. Неудачливый жених

Семнадцатилетний Дебюсси был учителем музыки в семье Надежды Филаретовны фон Мекк, покровительницы Чайковского и страстной любительницы музыки. Дебюсси занимался с детьми миллионерши фортепиано, аккомпанировал певцам, участвовал в домашних музыкальных вечерах. Хозяйка души не чаяла в юном французе, подолгу и с упоением беседовала с ним о музыке. Однако когда юный музыкант без памяти влюбился в ее пятнадцатилетнюю дочь Соню и попросил у Надежды Филаретовны ее руки, разговоры о музыке мигом прекратились...

Зарвавшемуся учителю музыки было немедленно отказано от места.

Дорогой месье, - сухо сказала фон Мекк Дебюсси, - не будем путать Божий дар с яичницей! Помимо музыки я очень люблю лошадей. Но это вовсе не значит, что я готова породниться с конюхом...

2. Поверженный кумир

Как-то раз Клод Дебюсси отправился вместе с друзьями молодости в Парижскую Гранд-опера на представление вагнеровской оперы "Тристан и Изольда". Надо сказать, что в юношеские годы Дебюсси обожал Вагнера до самозабвения. Друзья весело вспоминали сумасбродства той поры, в том числе моду на поклонение Вагнеру. Один из школьных товарищей поддел Клода:

Удивительно, что при всей твоей преданнейшей любви к Вагнеру ты не стал его подражателем...

Ах, оставь, - усмехнулся Дебюсси. - Сколько раз тебе приходилось с удовольствием лакомиться курицей, однако я не слышал, чтобы ты начал кудахтать...

3. Скромный любитель бесславия

Если подавляющее большинство композиторов в своей жизни страстно искали славу, то Дебюсси - наоборот. Он ни разу в жизни не бывал на постановках собственных опер и отвергал славу, которая пришла к нему в конце жизни. Ну а по поводу своей музыки он всегда скромно говорил:

Если бы Бог не любил мою музыку, я бы ее не писал...

4. обтекаемый ответ

У Дебюсси как-то спросили, каково его мнение о Рихарде Штраусе.

Как Рихарда - я люблю Вагнера, а как Штрауса - я люблю Иоганна.

5. спринтер

У Клода Дебюсси частенько "не хватало дыхания", чтобы закончить произведение крупной формы. Незаконченными остались оперы "Родриг и Химена", "Падение дома Эшеров". Когда у композитора спрашивали, отчего он не пишет симфонии, Дебюсси весело отвечал:

Зачем зарабатывать одышку, строя симфонии? Давайте делать оперетты!


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.