Этапы становления личности петра гринева. Становление личности петра гринева. Вступление в самостоятельную жизнь

Повесть «Капитанская дочка» Александра Сергеевича Пушкина рассказывает нам о жизни одного дворянина: его юношеских годах, его взрослении, его истории. Главного героя зовут Пётр Андреевич Гринёв, он сын военного дворянина Андрея Гринёва.

В детстве Пётр был недорослем, получил не очень хорошее образование. В силу своего возраста он еще не сталкивался с настоящими проблемами и трудностями. И лишь пройдя через сложные жизненные испытания, молодой дворянин становится таким, каким мы его видим в конце повести.

Андрей Гринёв отправляет Петра на военную службу в Белогорскую крепость. На тот момент Пётр Андреевич был молодым и легкомысленным, он привык жить беззаботно, но теперь на его жизненном пути появляются трудности.

С детства Петра оберегает верный Савельич. Он уже старый, но мудрый, он заботился о Петре как о родном сыне. Давал советы молодому неопытному дворянину, поддерживал и оберегал.

Уже в Белогорской крепости Пётр Андреевич с его товарищем Зуриным увлекаются азартными играми. Когда Гринёв проиграл большую сумму, он заставил Савельича расплатиться с победителем. Пётр был молод, ему хотелось быть независимым, самостоятельным и самому распоряжаться деньгами. Он на эмоциях вспыльчиво сказал старику: «Я твой господин, а ты мой слуга». Этими словами он подчеркнул своё господствующее положение. Но впоследствии Петру было стыдно за свои слова, и он поспешил извиняться. В этом инциденте раскрывается его сущность: умение признавать свою вину, быть искренним и честным человеком.

В Белогорской крепости Пётр знакомится со многими людьми. Все они совершенно разные и по-своему повлияли на Петра.

Отдельную важнейшую роль в жизни Петра сыграла Марья Ивановна – дочь капитана Миронова. Она вызывала у дворянина сильнейшие чувства искренной любви. Ради Маши Пётр был готов на любой поступок. Он безумно любил её и уважал, всеми силами защищал жизнь и честь девушки.

В конфликте с Швабриным Пётр показывает себя бесстрашным героем, готовым даже на смерть ради своей любимой. Пётр отстаивал своё мнение, был спокойным и отважным, не испугался дуэли и угроз со стороны изменника.

На войне за Белогорскую крепость, за Оренбург Пётр проявлял себя смелым и мужественным. Он не боялся идти на войну, он не испугался смерти и не изменил родине, не сдался обманщику Пугачёву. Даже когда Гринёва помиловали, он не перешел на сторону Пугачёва и не льстил ему, а наоборот, был уверен в себе, стойко отвечал правду на вопросы самозванца, высказывал своё истинное мнение о поступках Емельяна. За это Гринёв достоин уважения.

Таким образом, к концу произведения мы понимаем, что за человек был Пётр Гринёв. Автор показал нам, как преобразовалась личность главного героя, как он боролся с трудностями, возникавшими на его пути, как преодолевал препятствия. Вместе с ним на протяжении повести мы наблюдали за тем, как он взрослеет, меняется, познает жизнь, чувствует, переживает, выбирает, размышляет. В личности Петра Гринёва Пушкин показал нравственный идеал русского дворянина.

(515 слов) Главный герой романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка» — совсем еще молодой и разбитной Петр Гринев. На протяжении произведения он претерпевает немало трудностей, что способствует развитию его личности. Постепенно для нас раскрываются многие его благородные черты.

У него было типичное для дворян детство. Со всех сторон он был окружен любовью и заботой. Но вот отец отправляет его на службу, но не в Санкт-Петербург, как думал Петя, а в Белгородскую крепость. Из тепличных условий Петруша отправился на чужбину, где его никто не ждал. На прощание родитель дает важное наставление своему сыну: «…береги платье снову, а честь смолоду». Но смысл слов дошел до подростка не сразу: по дороге к месту службы наш герой успевает напиться и проиграть в бильярд серьезную сумму, тем самым расстроив своего слугу Савельича. Петя сумел совершить и добрые поступки. Позже, попав в буран, они встречают «мужика с черной бородой», который помогает им. В благодарность Петя отдает ему своей заячий тулуп.

Прибыв в крепость, Гринев знакомится с комендантом, его семьей и офицером Швабриным. Сначала Петр заводит дружбу со Швабриным, но чуть позже проявляются все отрицательные качества его нового знакомого: он зол, подл и завистлив, постоянно оскорбляет семью коменданта за спиной, в особенности их дочь Машу. Выясняется, что Швабрин когда-то был отвергнут Марией, поэтому тот распускает о ней грязные слухи. Петр, испытывавший теплые и нежные чувства к Маше, не может терпеть такое поведение Швабрина и вызывает его на дуэль, чтобы отстоять честь возлюбленной. В этом эпизоде он впервые проявляет себя не как мальчик, а как мужчина, обладающий смелостью и благородством.

Главный герой хочет жениться на Маше и пишет письмо в родительский дом, надеясь на благословение. Но отец не желает ничего слышать о женитьбе сына на девушке без приданного. Вскоре дела у Гринева становятся еще хуже, ведь на крепость нападает Емельян Пугачев с восставшими крестьянами. Большинство людей отказались давать присягу разбойнику-самозванцу, из-за чего их убивают. Петр так же сохраняет свою воинскую честь. Молодой человек, понимая, что его судьба сейчас висит на волоске, все равно не может переступить через себя и свои нравственные ценности, готов принять честную и благородную смерть. Смотря прямо в глаза противнику, он говорит:

«Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу».

Пугачев поражен отвагой и решимостью героя, он также помнит подаренный им заячий тулуп. Находясь под впечатлением, Емельян помиловал Гринева.

Когда позже Петя в одиночку возвращается в крепость, чтобы вызволить свою возлюбленную из плена Швабрина, его смелость, искренность и настоящая неподдельная любовь помогают ему. Пугачев, услышав всю историю из уст героя, решает отпустить его и Машу, говоря, что «миловать, так уж миловать». В истории с Пугачевым Петр раскрывает все богатства своего характера и становится полноценным мужчиной, прошедшим через бои, соблазны и угрозы реальной жизни.

Попав в тюрьму из-за ложного доноса, герой не теряет своего лица. Он отказывается от оправдания, не желая впутывать Машу, за что ему присуждают пожизненную ссылку в Сибирь. Но позже, благодаря его возлюбленной, которая дошла до самой императрицы, с него снимают все обвинения.

На примере Пети Гринева А. С. Пушкин показал нам пример достойного нравственного взросления. Из легкомысленного и избалованного мальчика Петр превратился в ответственного, благородного мужчину, отвечающего за свои поступки, которым движут только высокие и достойные мотивы.

Разделы: Литература

Анализ I–II глав

Цель: проследить истоки формирования личности Петра Гринева.

Задачи урока:

  • Образовательная: знакомство с 1 и 2 главами повести; совершенствование умения осмысливать и анализировать читаемое произведение; формировать компетенции по употреблению назывных предложений в речи.
  • Развивающая : развитие логического мышления, устной памяти; развитие коммуникативных навыков, творческих способностей, формирование толерантного отношения к мнению друг друга.
  • Воспитательная : воспитание нравственных качеств.

Методы обучения: проблемный метод, диалогический.

Методические приемы: объяснение учителя, беседа по вопросам, сжатый пересказ, выразительное чтение, комментарии учителя.

Педагогические технологии: проблемно-диалогическая технология, технология развития критического мышления.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки и за общее благополучие;
- умение понимать чувства других людей и сопереживать им;
- уважительное отношение к иному мнению

Метапредметные

регулятивные

Умение формулировать и удерживать учебную задачу,
- применять установленные правила в планировании способа решения;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- различать способ и результат действия;
- адекватно воспринимать предложения других людей по исправлению допущенных ошибок;
- устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

познавательные

Умение осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использовать знако-символические средства;
- интерпретировать информацию; сравнивать.

коммуникативные

Умение проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров.

Предметные

Умение анализировать произведение с учетом его жанрового своеобразия.

Технологическая карта урока

Стадии и этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Стадия «Вызов»

Первая ключевая фраза в нашем разговоре: «Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей, мыслей …» (А.С.Пушкин )
Соберем и мы свои мысли в круг, завяжем узелки на память и…отправимся в путь. Человеку, идущему по дороге жизни, очень часто приходится останавливаться на развилке, на распутье.

Настраиваются на работу

Сегодня мы с вами вместе будем работать над 1-2 главами повести «Капитанская дочка».
- Скажите, ребята, какими прилагательными можно конкретизировать слово «характер»?
Сильный характер, слабый характер, мягкий характер, твердый характер, волевой характер
- Вы можете сказать, какой у вас характер? Выражают свое мнение, обосновывают его.
- Как вы считаете, кто и что может повлиять на формирование характера человека? Окружение, семья, друзья, учителя
- Как вы думаете, какова будет тема нашего сегодняшнего урока? Формирование характера главного героя

Какие учебные задачи вы поставите перед собой на урок?

Высказывают свои варианты:, осмыслить содержание, узнать о формировании главного героя

Осмысление содержания 1. Перед вами лежит таблица двухчастного дневника. Хочу напомнить, что в левой части вы к концу урока должны записать цитату из текста, которая произвела на вас впечатление, вызвала восторг, удивление или протест. Справа запишите комментарий: что заставило написать вас именно эту цитату.
- Кому из героев повести пришлось делать выбор, вы узнаете, угадав цитату

2. Блиц-опрос «Встреча с героями»

- «Сидел под образами в красном кафтане, в высокой шапке и важно подбочась» (Пугачев )
- «Трусиха. До сих пор не может слышать выстрела из ружья: так и затрепещется» (Марья Ивановна )
- «Будучи от природы незлопамятен, я искренне простил ему и нашу ссору, и рану, мною от него полученную» (Гринев и Швабрин; сцена дуэли)
- «Что тебе в смерти барского дитяти? Отпусти его; за него тебе выкуп дадут; а для примера и страха ради вели повесить хоть меня старика» (Савельич )

3. Слово учителя
Проблема выбора: выбора жизненного пути, выхода из создавшейся сложной ситуации, предпочтение одного человека другому, выбор между желанием пойти по ситуации по пути наименьшего сопротивления и осознанием необходимости преодолеть в себе слабость и мучительно, шаг за шагом, день за днём, работать над собой. Этот выбор приходиться делать каждому. Встаёт он и перед Петром Гринёвым в самые решающие моменты его жизни.

Истоки формирования характера в каждом из нас закладываются в детстве, в семье. И Пётр Гринёв – не исключение.

Отгадывают по характеристике героя, называют его

4. Работа с тестами
Учитель: А сейчас давайте познакомимся с главным героем.
Используя анкетные данные, составьте рассказ о жизни Петра Гринева (работа с тестами)
Имя, отчество отца Гринева…(Андрей Петрович Гринев )
Служил при графе…(Минихе )
Имя, отчество матери…(Авдотья Васильевна )
Сыну был пожалован в дядьки…(стремянный Савельич )
Выучился Петруша грамоте…(на двенадцатом году )
и мог очень здраво судить о…(свойствах борзого кобеля )
Для Петруши был нанят француз…(мосье Бопре ),
который в отечестве своем был…(парикмахером ),
в Пруссии …(солдатом ), а потом приехал в Россию, чтобы…(стать учителем ), не очень понимая значение этого слова
Батюшка вошел на урок…(географии)
В это время Петруша…(прилаживал мочальный хвост к Мысу Доброй Надежды)
А Бопре …(спал на кровати сном невинности )
Название полка, куда герой был зачислен на службу еще до своего появления на свет…(Семеновский)
Город, где Петр проигрался в бильярд по дороге к месту службы… (Симбирск )
Название крепости, где предстояло служить Петру Гриневу… (Белогорская )

5. Анализ 1 главы
- Каков первый этап становления Петруши?

Групповая работа: заполняют анкету

1 этап формирования П. Гринёва.

Для систематизации этого материала мы будем составлять кластер.

Родительский дом

- Что мы узнаём о родителях Гринёва? Отвечают на вопросы, коллективное составление кластера
- Кто такой Андрей Петрович Гринев? Помещик Симбирской губернии, отставной премьер-майор
- Какой факт из жизни матери героя поразил вас в этом небольшом по объему отрывке?
У нее был добрый, мягкий характер, привычка во всем слушаться своего мужа, поддерживать его. Она знала «наизусть все его свычаи и обычаи».
Мать родила девятерых детей, но все, кроме Петруши, умерли во младенчестве. Мать была дочерью бедного дворянина, т.е. отец женился на ней не из-за приданного, а по любви.
- Какое значение имеет имя главного героя? Назван в честь деда. Уважение к семейным традициям.
Петр – по-гречески значит «камень», твердость характера, сила духа.
- Кто знает, что обозначает имя Петр? Твёрдость характера, силу духа у обладателя этого имени
- Можем ли мы судить о характере человека, зная значение имени? (Нет.) Но можем предположить. Что?
В каких условиях воспитывался Петруша?
Честный , преданный, но недалекий «дядька» Савельич
Почему крепостной дядька Савельич вызывает у читателей симпатию? добрый, но ветреный и беспутный мосье Бопре который «в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом» ничему научить мальчика не мог;
дворовые мальчишки - вот окружение Петруши в детские годы.
Поэтому неудивительно, что о своих познаниях по окончании курса домашнего воспитания повествователь иронически пишет, что они ограничивались знанием русской грамоты и умением судить «о свойства борзого кобеля».
В общем, Петр Гринев жил недорослем , гоняя голубей, играя в чехарду с дворовыми мальчишками. Таким образом, серьезного образования он не получил.

Все ответы детей находят отражение в кластере

Учитель : пусть не смущает вас слово Недоросль. Оно во времена не только Гринева, но и Пушкина означало всего-навсего дитя, не достигшее совершеннолетия. И если бы мы с вами жили во времена Пушкина, вас тоже можно было бы называть недорослями в прямом значении этого слова.

- А в переносном смысле, что означает это слово?

Глуповатый юноша-недоучка
- Каковы представления Петра на военную службу? Верхом благополучия Петр почитал службу в гвардии, а величайшим счастьем - веселую жизнь в Петербурге
- Каковы представления отца Петра Гринева на военную службу? Отец видел в военной службе не средство карьеры, чинов и наград, а серьезную общественную обязанность, государственный долг
- Можно ли считать, что Петруша полностью усвоил взгляды отца на военную службу и строгие представления о сыновнем долге?

Нельзя сказать. Но он перенял от отца прямоту и честность

- Прочитайте эпиграф к 1 главе.
- Но прежде вспомним, что называется эпиграфом?
Ответы.
- С чем его можно соотнести? С напутствием отца Андрея Петровича Гринева
Зачитывают текст
- Какие заветы дал отец Петру при отправлении на службу?
Учитель: эти слова запомнились Петруше на всю жизнь. Именно следуя этим наказам, герой пытается строить свою жизнь. Но не всё в ней складывается так гладко, как хотелось бы
- Что, по-вашему, означает слово честь в этом отцовском напутствии?
Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя. Честь семьи
- Что в человеке издавна на Руси принято было почитать, уважать? Честность, правдивость, доблесть, скромность, твердость духа, верность в дружбе и любви почитались на Руси
- Изменилось ли за века представление русских людей о чести?
- Учитель: Да, не изменилось. Мы также с вами уважаем в человеке честность, правдивость, достоинство, благородство души и чистую совесть.
Нет, не изменилось
- Автор в качестве эпиграфа взял русскую пословицу «Береги честь смолоду».
- А почему Пушкин выбрал в качестве эпиграфа предложение по цели высказывания побудительное?
- Как можно снискать себе честь?
Хочет заставить каждого из нас беречь свою честь.
Добрыми делами, бескорыстием, человечностью

Учитель: обратите внимание: береги платье снову …Не мундир, а любое платье, следовательно, и честь имеется в виду не только офицерская или дворянская, а общечеловеческая, как достоинство каждого человека

ФИЗМИНУТКА

2 этап. Отъезд Гринёва из дома.
- С момента отъезда начинается второй этап формирования личности Петра Гринева. Можно так считать?

Да, можно. Петру необходимо было принимать решения самостоятельно.
- Обратили ли вы внимание на то, как одет был Петруша при отъезде из дома? Зачем столь подробно описывается ритуал одевания Петруши? Шуба, тулупчик являются как бы двойным
поясом тепла, защищающим героя от холодного, враждебного мира.
Пересказ
- Как начинается самостоятельная жизнь Петруши? На Бопре

1) Встреча с Зуриным

На кого похож Зурин?

Ребята, а как сцена примирения с Савельичем помогает раскрыть характер Гринева?

Гринёв ведёт себя как мальчишка, вырвавшийся на волю. Зурину легко удалось воспользоваться неопытностью Гринёва, напоить его и выиграть 100 рублей в биллиард. Мечта о весёлой беззаботной жизни быстро исчезает, сменяясь неспокойной совестью и безмолвным раскаянием перед Савельичем. Важно отметить, что Гринев добрый человек, он умеет признать свои ошибки.
Какие черты характера молодого героя раскрываются в этом эпизоде? Можем ли мы утверждать, что в этом эпизоде значение имени подтверждается?
- Какой вывод из этого мы можем сделать?
(проигрыш в карты, ссора с Савельичем. В отношении к собственной судьбе проявляется его легкомыслие . Однако его умение настоять на своем, говорит о том, что Гринев умеет быть твердым .

Учитель: Начинается самостоятельная жизнь героя – это путь многих иллюзий, предрассудков, а вместе с тем обогащение его внутреннего мира. Мечта о веселой и беззаботной жизни быстро исчезает после встречи с Зуриным, сменяясь глубоким раскаянием и стыдом. Гринёв разбранил Савельича, но Петрушу мучает совесть. А пока у человека есть совесть, это позволяет ему становиться лучше. Наутро он просит прощения у Савельича, раскаивается.

6. Анализ 2 главы
- Почему II глава называется «Вожатый»?
- Объясните смысл эпиграфа.
2) Встреча с Вожатым.
- Встреча с вожатым пробуждает в душе Гринёва то хорошее, то светлое, что вынес герой из родительского дома. Почему?

Высказывают свои предположения, объясняют смысл эпиграфа.
- Каково отношение Савельича к вожатому? Он испытывает благодарность к человеку, выручившему его во время бурана, и отдаёт ему свой заячий тулуп.
- Как реагирует бродяга на барский подарок?
- Почему такие теплые слова говорит вожатый за неподходящий ему тулуп?
Боится его, видит в нем разбойника, пьяницу.
Сердечно благодарит (зачитывают фрагмент)
Дело не в тулупе, а в порыве Гринева ответить добром на добро.
Учитель: Автор показывает два отно шения к человеку: для одного «собака», «пьяница оголелый», для другого - «брат».
«Две правды»: одна по-хамски тычет пальцем в греховную наготу другого, другая, все видя, как бы говорит: но ведь и он человек...
Что такое милосердие? Кто его проявляет в этой главе?

Желание прийти на помощь из чувства человеколюбия,
сострадания; помощь, вызванная этими чувствами.

7. Составление кластера

Итак, каков 2 этап духовного формирования Петра Гринева? Поработай в группах, оформите свои мысли в кластер

Групповая работа: составление кластера

Почему Гринева застал буран в степи?

Итак, мы с вами на материале 1, 2 главы проследили начало становления характера Гринева и убедились, как важны в жизни человека такие нравственные ориентиры.

Он в очередной раз проявил самонадеянность, упрямство , не послушался опытного ямщика и не переждал бурю, а поехал ей навстречу.

Какие? (Слайд)

Каково символическое значение бурана?

Описание бурана имеет несколько значений:
Композиционное – благодаря бурану герои не только встречаются, но и проникаются симпатией друг к другу.
Аллегорическое – буран, разгул стихии – символизирует грядущие события, угрозу жизни героя, обозначение народного бунта.
Реалистическое – в степях бураны случаются часто.
- Какое значение имеет сон Гринева? С какими последующими событиями он связан?

Сон тоже имеет сим волическое значение.

Блуждание по снежной пустыне -> блуждание по мукам.

Мужик с черной бородой -> Пугачев, позже благословит Петра и Машу.

Топор, мертвые тела -> вскоре ему это предстоит увидеть.

Вывод учителя : таким образом, ребята, мы видим, что буран, разгул стихии символизирует грядущие события, разгул мятежа, представляющего, как и буран, угрозу для жизни героя

Учитель :«Пугачев возник из метели, едва не погубившей Гринева, из сна, в котором отец неожиданно предстал в облике вожатого. Пугачев стал его «вожатым» по жизни…

Как вы понимаете выражение «Пугачев стал… « вожатым» по жизни для Гринева?

Пугачев стал для Гринева вожатым по жизни, а именно: дарит жизнь, помня о подаренном ему заячьем тулупчике, спасает из рук Швабрина сироту, устраивает судьбу героя

Рефлексия Ребята, давайте обобщим все то, о чем мы говорили на уроке и вернемся к двухчастному дневнику.
- Какую цитату вы вписали в двухчастный дневник?
Пример: «Береги честь смолоду» - это кодекс поведения любого молодого человека.
- Назовите имена героев, о которых вы узнали в 1 главе. Мама, отец, Савельич, Бопре, Зурин
- В начале урока вы предположили, что эти люди могут повлиять на характер героя. Напишите синквейн об одном из героев прочитанной главы. Работают в парах – составляют синквейн

Прочитайте цитату
«Формирование личности молодого дворянина – это непрерывная цепь испытаний его чести и человеческой порядочности. Уехав из дома, он то и дело попадает в ситуации нравственного выбора. Он абсолютно не готов к жизни и должен полагаться только на нравственное чувство». (М.Ю.Лотман)
(слайд 13)

О чем рассказала цитата?

Высказывают свое мнение

-Учитель: Образ Гринева дан в развитии. Черты его характера развиваются и постепенно раскрываются перед читателем. Его поведение в каждом случае психологически мотивировано. И это вам предстоит ещё увидеть.
- Скажите, те задачи, которые вы поставили перед собой в начале урока, вы смогли решить?
- В листе самооценки отметьте, интересно было на уроке, насколько этот урок значим для вас?
ОЦЕНКИ

Отвечают на вопрос: «Какое значение для тебя имеют знания и умения, полученные на уроке?»

Домашнее задание

1. Подготовьте рассказ о герое от имени Савельича.
2. Продолжить заполнение двухчастного дневника, взяв в качестве цитат фрагменты, слова Петра, где он проявил честность, порядочность, а во втором столбце прокомментировать.
3. Читать повесть до конца.

Никашкин Александр, ученик 8 Б класса

(сочинение по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)

Скачать:

Предварительный просмотр:

Становление личности Петра Гринева под влиянием «благих потрясений»

(сочинение по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)

Пускай послужит он в армии, да

потянет лямку, да понюхает

пороху, да будет солдат,

а не шаматон.

А. Пушкин

С середины 1832 года А. С. Пушкин начинает работу над историей восстания под предводительством Емельяна Пугачева. Из материалов о бунте сложилась «История Пугачева», написанная в Болдине осенью 1833 года. Но у Пушкина зрел замысел художественного произведения о пугачёвском восстании 1773–1775 годов. По первоначальному замыслу героем романа должен был стать дворянин, добровольно перешедший на сторону Пугачёва. Позже Пушкин остановил свой выбор на судьбе реального участника пугачёвских событий – Башарине. Башарин был взят в плен Пугачевым, бежал из плена и поступил на службу к генералу Михельсону. Несколько раз менялось имя главного героя, пока Пушкин не остановился на фамилии Гринёв. «Капитанская дочка» была напечатана в четвертом номере пушкинского «Современника» в конце декабря 1836 года.

Первая глава повести даёт чёткое представление о жизни Гринёва в родительском доме. Его родителями были небогатые провинциальные дворяне, которые в Петруше души не чаяли – он был у них единственным ребенком. Не успев родиться, герой был записан в Семеновский полк офицером. Гринев честно признается, что получил посредственное образование - под руководством дядьки Савельича «на двенадцатом году выучился я русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля». Француз Бопре тоже ничему не научил Петрушу. Но в шестнадцать лет судьба Гринева круто переменилась. Отец Петруши решил, что сын должен становиться настоящим мужчиной и человеком. Поэтому он отправлял Петра в армию, в отдаленный горизонт.

Встреча с неприятными людьми может оставить чувство стыда или раскаяния. Точно такое чувство осталось у Петруши после встречи с Зуриным. Пётр не знал меры, а ротмистр, в свою очередь, видя перед собой молодого, ещё неопытного юнца, не помог советом, не остановил вовремя, а просто-напросто воспользовался беззащитностью молодости. Эта встреча явилась своеобразным уроком для Петра. Именно в этот момент Гринёв сделал крохотный, но в то же время огромный шажок в долгой и трудной науке - раскрывать для себя людей. Эта встреча помогла Гринёву открыть нечто новое в себе и в окружающих.

Герой прибывает в Белогорскую крепость. Именно здесь ему суждено будет встретить свою любовь, преодолеть многие трудности и, благодаря им, возмужать, понять истинный смысл человеческого существования.

В крепости Петр знакомится с Машей Мироновой – дочерью коменданта, а также с Алексеем Швабриным – офицером, сосланным в крепость за дуэль. Поначалу Гринев тесно сходится со Швабриным, смотрит его глазами на всех обитателей Белогорской крепости. Но постепенно Швабрин открывает свое лицо – злобного и завистливого человека, способного совершить любую подлость.

Отвергнутый Машей, Швабрин клевещет на девушку, «поливает ее грязью». Но Гринев видит, что Маша - скромная и красивая девушка, обладающая большим внутренним достоинством. Петр вызывает подлого Швабрина на дуэль, защищая доброе имя свой любимой.

Петр хочет жениться на Маше, но родители героя запрещают ему делать это. Казалось бы, мечты героев разбиты, ведь Маша отказалась выходить замуж за Петра без благословения его родителей. Но вскоре в Белогорской крепости происходят события, которые кардинально изменили судьбы героев, - крепость штурмом взяли восставшие крестьяне во главе с Пугачевым.

Белогорская крепость очень сильно повлияла на Петра. Из неопытного юноши Гринев превращается в молодого человека, способного защитить свою любовь, сохранить верность и честь, умеющего здраво судить о людях.

Пугачев, называющий себя законным царем, потребовал, чтобы все защитники крепости присягали ему на верность. Практически никто не согласился нарушить клятву, данную императрице Екатерине II. Все эти люди были убиты, в том числе и родители Маши. Один лишь Швабрин перешел на сторону Пугачева.
Не мог нарушить присягу и Петр Гринев. Он собирался принять честную смерть от взбунтовавшихся мужиков. Лишь случайность спасла его – Пугачев узнал барина, который пожертвовал ему заячий тулуп. Преданность Гринева произвела впечатление и на Пугачева – он отпускает Петра в Оренбург. Однако герою еще раз придется столкнуться с самозванцем – Гринев приедет в крепость спасать Машу, которая находилась в плену у Швабрина. И вновь искренность и смелость Гринева восхитят Пугачева – он отпустит «сироту» вместе с Петром «на все четыре стороны».

Даже попав по доносу в тюрьму, герой не теряет собственного достоинства, не опускается до подлости или трусости. Он готовится принять свою участь – ведь он знает, что прав. Но стараниями Маши, дошедшей до самой императрицы, Петра отпускают, снимая с него все подозрения.

Таким образом, Петр Гринев прошел большой путь, превратившись из избалованного и легкомысленного подростка в сильного и мудрого человека. Из всех испытаний, встретившихся на его пути, герой вынес единственный урок: только сохраняя свое человеческое достоинство, возможно одержать победу над всеми трудностями. Эта мысль, как мне кажется, является чрезвычайно важной во все времена. Читая роман, я не только восхищался Петром Греневым, но и мечтал ему подражать.

ОГКОУ « Ивановская коррекционная школа №3»

Конспект урока на тему: «Становление личности Петра Гринева (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)».

Выполнил учитель высшей категории

Устинова Е.А.

г. Иваново

Урок литературы на тему: «Становление личности Петра Гринева (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка») ».

Цели урока:

  • Создать условия для того, чтобы учащиеся могли проследить за становлением личности главного героя произведения.
  • Продолжать развивать у учащихся навыки работы по вариантам.
  • Создать условия для развития у учащихся навыков выборочной работы с текстом, со словарями.
  • Способствовать воспитанию у школьников таких понятий, как честь и достоинство.
  • Создать ситуацию успеха, в которой каждый учащийся, подготовившись, сможет раскрыть себя с лучшей стороны.

Оборудование урока: тексты романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка», толковые словари Дали и Ожегова, проекционная доска, карточки с толкованием слова «Честь» из словарей.

Ход урока:

Организационный момент. Учитель приветствует учеников, настраивает их на работу, проверяет готовность рабочего места.

Слово учителя. Беседа (этап актуализации знаний).

Сегодня мы будем говорить о главном герое произведения - о Петре Гриневе - и попытаемся не просто охарактеризовать его, а еще и проследить линию взросления Петруши (построить схему изменения его мировоззрения).

Что представляет собой роман по своей форме? (Это воспоминания Петра Андреевича Гринева в виде мемуаров, изданные с разрешения его родственников).

Расскажите о жизни Петруши Гринева до службы в армии. В каких условиях воспитывался Петруша? (Подготовленный ответ ученика). Акцентируем внимание на некоторых деталях: мягкая, но безвольная мать; честный, но недалекий Савельич; добрый, но беспутный мосье Бопре; дворовые мальчишки - вот окружение мальчика. В нравственных понятиях царит путаница: «верхом благополучия человека он почитал службу в гвардии, а величайшим счастьем - веселую жизнь в Петербурге.

Повзрослевший Гринев с осуждением, со злостью говорит о своей молодости? (Нет, скорее с иронией).

Приведите примеры иронического изображения действительности в первой главе романа. (Урок Бопре, на котором Петя делает змея из карты; к двенадцати годам мальчик «выучился русской грамоте и мог со знанием дела толковать о свойствах борзого кобеля» и т.п.)

Почему, несмотря на такие негативные штрихи, детство описано с такой теплотой и добротой? (Его описывает человек преклонного возраста. Вспоминает не с насмешкой, а с улыбкой).

С какого момента судьба Пети переменилась? (С того момента, как отец решил отдать его на военную службу).

С какими словами отец провожает сына служить? («Береги честь смолоду». Эти слова - эпиграф ко всему произведению).

3. Объяснение нового материала.

Что же такое честь ? Как Петя первоначально понимает это слово?

Чтобы в этом разобраться, давайте послушаем, как трактуется это понятие в словарях Ожегова и Даля. (Выступление подготовленного ученика).

Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова:

Честь

1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека, его принципы. Дело чести, долг чести.

2. Хорошая незапятнанная репутация, доброе имя. Честь семьи, честь мундира.

3. Целомудрие, непорочность. Девичья честь.

4. Почет, уважение. Воздать честь.

«Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля:

Честь

1. Внутреннее, нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души, чистая совесть.

2. Условное, светское, житейское благородство, нередко ложное, мнимое.

3. Высокое звание, чин.

4. Внешнее доказательство отличия, признак превосходства.

5. Оказание почтения, почета.

Карточки с выдержками из словарей раздаются учащимся для дальнейшей работы. Все записи дублируются на проекционной доске.

Получается, что для Пети честь - это высокое звание, чин, признак превосходства, оказание почета. Докажите это. (Проигрыш денег и уплата долга Зуеву; грубое обращение с Савельичем - Петя хочет быть взрослым, выйти из-под опеки…)

Делаем предварительный вывод: понятие чести у Гринева еще не сформированное, а поверхностное.

Значит ли это, что Петр - плохой человек? (Нет, он испытывает угрызения совестив, обидев Савельича, просит прощения).

Вспомните еще один эпизод, где Петр расплачивается с человеком, который помог ему во время бурана. Одному из учащихся дано было задание сравнить два этих эпизода. (Сходство этих эпизодов в том, что и в той, и в другой ситуации Гринев отдает долг другому человеку, требуя необходимое у Савельича. В обоих случаях Савельич возмущен убытком. Но в первом случае Гриневу стыдно за свое поведение, и он просит прощение, а во втором случае - нет, так как он не швыряет деньги на ветер, а благодарит за услугу, то есть поступает осознанно, как ЧЕСТНЫЙ человек. Этот поступок соотносится с понятием чести.

Гринев приезжает в Белгородскую крепость. Там он знакомится с семьей Мироновых. Как он к ним относится? (С симпатией и любовью, с дружеской улыбкой, он считает их своей семьей…). Во всей крепости царит семейная атмосфера.

Кто из обитателей крепости резко выделяется? (Швабрин. Он умен, говорит по-французски, остер. Образован. Сослан в крепость за дуэль.) Характеристику Швабрина дает подготовленный ученик.

Зачем введен такой герой в повествование? Как соотносятся Гринев и Швабрин? (Они противопоставлены друг другу).

У нас будет урок, на котором мы будем сопоставлять этих героев, а сейчас поговорим о дуэли. Из-за чего или из-за кого она возникла? (Из-за Маши, в нее влюблены оба героя. Из-за стихов Гринева.)

Почему Гринев решает драться на дуэли? (За честь девушки). Как он относится к Маше? Ответ подготовленного ученика.(Гринев любит Машу, но ни к чему не принуждает. Готовь рисковать ради нее своей жизнью… Возвращаемся к словарю Даля - первое толкование.)

Как другие герои относятся к дуэли? (Иван Игн.: «драться - это заколоть своего ближнего», Василиса Егоровна - «самоубийство», «дурь», Савельич - «тыкать железными вертелами да притопывать» и т.д.)

Делаем промежуточный вывод: это новый этап в становлении личности Петра Гринева.

Следующий момент, который нас интересует - это поведение Гринева во время захвата крепости. Читаем по ролям эту сцену.

Какие качества Гринева «открываются» в этой главе? (Смелость, бесхитростность, прямота, бесстрашие, ЧЕСТНОСТЬ…) Внимание к языку. Данный эпизод - это нравственный поединок двух героев, и Гринев в нем побеждает.

Когда еще в Гриневе проявились все вышеперечисленные качества (особенно смелость)? (После письма Маши он идет к генералу. Едет в крепость и теряет Савельича у разбойников, но не бросает его, а едет выручать. Попадает к Пугачеву и просит его защитить сироту, его невесту. Все доказываем текстом.)

Какие качества помогают Гриневу, когда Швабрин рассказывает Пугачеву, что Маша - дочь коменданта? (Честность. Читаем отрывок, доказывающий это).

Становление героя показано в момент критических событий. Обсудим арест Гринева и допрос.

Как ведет себя Петр во время ареста? (Говорит честно обо всем, кроме Маши). Находим в тексте сцену ареста и читаем ее. Делаем вывод: за честь девушки герой готов отдать жизнь. Это высшее проявление чести и благородства - самопожертвование (обращаемся к толковым словарям).

Выстраиваем схему (на проекционной доске):

6.Самопожертвование ради доброго имени Маши Мироновой.

5.Рискует жизнью ради спасения любимой, не бросает в беде Савельича.

4.Отказ присягнуть бунтовщику.

3.Поединок за честь девушки.

2.Благодарность за спасение.

1.Уплата долга за проигрыш.

4.Этап подведения итогов.

Делаем вывод: характер героя показан в развитии. Понятие чести у Гринева на разных этапах его жизни тоже изменяется. Петр не сам говорит о себе, за него говорят его поступки. Вслед за Пушкиным многие другие авторы воспользуются этим приемом.

Почему мы можем говорить о становлении личности Гринева под «влиянием благих потрясений»?

Домашнее задание. Письменно ответьте на вопрос «Как сложилась бы судьба Гринева, если бы не случилось бунта и его любовь закончилась счастливой женитьбой?»

Выставление оценок за работу на уроке (с аргументацией).