Билеты на евгений онегин. Евгений онегин Почему стоит пойти

Евгений Онегин - яркий спектакль по мотивам известного произведения, исполненного на новый лад. Тут на первое место выходит сущность русской души, в которую так желал проникнуть и автор, и режиссер-постановщик. Роман в стихах А.С. Пушкина Евгений Онегин является одним из самых известных произведений отечественной литературы, и многие хорошо знакомы с ним еще со школьной скамьи. Все начинается с того, что главный герой получает известие о болезни своего дяди, поэтому он вынужден поехать к нему в деревню.

Сам Онегин родился в Санкт-Петербурге, в дворянской семье, получил неплохое образование, но свою жизнь тратит на любовные интриги и светские развлечения, что постепенно приводят его к хандре. Прибыв в деревню, он узнает, что дядюшка уже умер, а он становится наследником. Онегин остается жить в провинции, но и тут депрессия его не покидает. Он знакомится с Ленским, который влюблен в Ольгу Ларину - дочь местного помещика. Ольга весела и оптимистична, в отличие от своей старшей сестры Татьяны, которая часто появляется задумчивой и немного меланхоличной. Татьяна влюбляется в Онегина, пишет ему знаменитое письмо, но он отвергает девушку. На ее день рождения приглашены оба друга, но Онегин идет туда нехотя, а видя, что все пошло не так, как обещал ему Ленский, он решает отомстить ему за это и начинает заигрывать с Ольгой.

Заметив это, Ленский вызывает Евгения на дуэль, в которой умирает. Через несколько лет Онегин встречает Татьяну с Петербурге уже солидной светской дамой, влюбляется, но на этот раз отвергают уже его. Он обескуражен, и именно таким его оставляет автор, завершая свое произведение. Известную историю смелый режиссер Римас Туминас представляет в совершенно новом свете: его герои говорят не стихами, а на первый план выходят эмоции, характерные для русской души. В итоге произведение получило новый оттенок, который, несомненно, будет интересен зрителям. Заказать билеты на спектакль Евгений Онегин, на это красивое представление можно на нашем сайте или по телефону у оператора.

Сначала, еще перед закрытым занавесом, возникает музыка Фаустаса Латенаса – оглушающая, как вспышка свето-шумовой гранаты, будто взрыв метеорита над Челябинском. Удар звуковой волны – и тишина. И открывается типичная туминосовская пустая сцена (сценография – Адомас Яцовскис). Почти пустая. Преобладающий цвет – черный. Жизнь, погруженная в ночь. B смерть.

И зеркало во весь задник. Будто оживший «черный квадрат». Покачивающийся, втягивающий в себя, как в черную дыру, всех, кто будет сметен со сцены… Это колеблющееся зеркало – как постаревший, почерневший занавес из любимовского «Гамлета». Он теперь живет на задворках, но так же страшен и неумолим. И одновременно, на сцене декорация, которая идеально подошла бы для спектакля Константина Треплева в «Чайке». (Чеховское «вишневое» настроение прощания со «старой» Россией очень заметно в ЕО Туминаса.) Так и кажется, что вот-вот появится Нина Заречная и скажет: «Как пленник, брошенный в пустой глубокий колодец, я не знаю, где я и что меня ждет. Холодно, холодно, холодно. Пусто, пусто, пусто. Страшно, страшно, страшно… (на фоне озера показываются две красных точки) Вот приближается мой могучий противник, дьявол. Я вижу его страшные, багровые глаза...»

И появляется… Евгений Онегин. Жуткий, инфернальный и старый. Мстительный злой дух.

Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей;
Кто чувствовал, того тревожит
Призрак невозвратимых дней:
Тому уж нет очарований,
Того змия воспоминаний,
Того раскаянье грызет.

Это первые слова спектакля. Его лейтмотив. «Все жизни, все жизни, все жизни, свершив печальный круг, угасли...» Онегин Сергея Маковецкого – уставший от жизни человек. Который тоже явно завершает свой круг жизни и никак не может отделаться от гложущих душу воспоминаний. Совершенно неправильно говорить: ну как же, а где же хрестоматийное начало? - «Мой дядя самых честных правил, когда не в шутку занемог…» Где со школы заученное наизусть? - «Какое низкое коварство//Полуживого забавлять,//Ему подушки поправлять,//Печально подносить лекарство,//Вздыхать и думать про себя://Когда же черт возьмет тебя!»

Вот же он, этот «дядя», перед вами! Онегин Маковецкого как раз тот самый полуживой дядя в ожидании чёрта. Круг замкнут. Всё вернулось на круги своя.

ЕО Туминаса особый. Здесь все – призрачная система отражений и отголосков. Здесь вторая реальность – отражение в зеркале – часто важнее первой. Здесь оттенок важнее тона. Кто здесь настоящий – а кто тень, видение? Кто там во плоти, с жилами и кровью? Скорее надо говорить о «бесплотности» спектакля – все многочисленные девушки танцкласса (во главе с блистательной Анной Антоновой) больше наяды, русалки, феи чем реальные танцовщицы. И это же относится к их повелительнице, названной в программке танцмейстером, от чего кипучая Людмила Максакова всячески открещивается, считая это определение слишком узким, бытовым. Она, конечно, другая. То белый, добрый лебедь – Одетта, то черный лебедь Одиллия - вестник смерти и символ погибшей любви (в последней сцене). И она же иногда не то добрая старушка-богомолка, не то страшная черная женщина из «Норд-оста».

Поэтому скажу больше: на сцену выведены не персонажи романа Пушкина, а их души – бестелесные души.

И все же. Все мы знаем – «веселое имя Пушкин». Да и сам ЕО в особой мрачности не упрекнешь – «энциклопедия» не может быть мрачной. Почему же Туминас исключает все светлое и лирическое, все эти «сады Лицея» и в «Летний сад гулять водил», и оставляет заведомо мрачную палитру? «Всегда нахмурен, молчалив,//Сердит и холодно-ревнив». Так можно сказать не только про Онегина, но и про весь спектакль.

Пора сказать самое главное. Концептуально спектакль строится вокруг только одного эпизода романа, являясь, по сути, инсценировкой лишь этого небольшого фрагмента пятой главы. Основа всего спектакля, его смысловое ядро – так называемый «страшный сон Татьяны». И дело не только в том, что этот сон вынесен в одну из кульминационных сцен ЕО Туминаса, где нас ждет настоящий бенефис великой Юлии Борисовой, в помощь которой из вышних сфер прислан сам Иннокентий Смоктуновский, - а в том, что весь спектакль построен на этом сне, который «прорастает» почти в каждой его сцене. Из этого сна тянутся все нити. Ведь мрачная полупустая сцена - не только оживший «черный квадрат» или колдовская декорация к спектаклю Треплева, но и заставка, сгущенная атмосфера тех самых «сновидческих» строк: «И снится чудный сон Татьяне.//Ей снится, будто бы она//Идет по снеговой поляне,//Печальной мглой окружена…» И дальше: «Две жердочки, склеены льдиной,//Дрожащий, гибельный мосток…»

Далее – во сне – «большой, взъерошенный медведь…» «…лапу с острыми когтями ей протянул». И этот медведь будет преследовать Татьяну (Ольга Лерман) до конца, и уже не во сне овладеет ею и сделает своей женой. Эта встреча будет материализована в финале, в котором Татьяна танцует с чучелом огромного бурового мишки. Да и сам Князь, за которого выйдет Ларина, - Юрий Шлыков, корпулентный, с бакенбардами и с тяжеловесной, "гордой”, но косолапой походкой – вылитый «Генерал Топтыгин» из стихотворения Некрасова - разве не напоминает того медведя из страшного сна?

Далее. Вот Татьяна решает подсмотреть в дверь, за которой находится Онегин в окружении чудовищ: «И, любопытная, теперь// Немного растворила дверь...// Вдруг ветер дунул, загашая//Огонь светильников ночных». Но ведь точно так же Туминас ставит и сцену свидания Онегина с Татьяной – с ветром и ураганом!

И наконец – последние строки сна: «вдруг Евгений//Хватает длинный нож, и вмиг// Повержен Ленский». Но именно так Туминас и расправляется с Ленским в сцене дуэли! Там Онегин действительно не убил, а зарезал Ленского!

Как только рецензенты не объясняли двух Онегиных и двух Ленских постановки Туминаса. Можно, конечно, считать (и это тоже верно!), что режиссер хотел вывести пожившего, умудренного опытом, постаревшего Онегина, чтобы столкнуть его в воспоминаниях с Онегиным молодым (Виктор Добронравов). И представить не только «романного» Ленского (Василий Симонов), но и Ленского (Олег Макаров), каким тот мог бы стать, не случись та самая дуэль.

Но, на мой взгляд, «раздвоение» Онегина и Ленского – это тоже «последствия» прочтения романа в русле одного только эпизода. Молодые герои – из сна. А пожилые и пожившие – из романа.

Но этот ключевой для ЕО Туминаса сон предшествует в каноническом тексте сцене святочных гаданий Татьяны и Ольги (Мария Волкова). Почему-то никто не обратил внимание на то, что спектакль получился агрессивно языческим. Я специально спрашивал многих зрителей: а какие собственно черты православного антуража (и даже чего-то сугубо христианского), определяющего глубоко религиозную пушкинскую эпоху, - иконы, кресты, свечи, лампады, молитвы – они заметили в этом спектакле. Ответ – никаких. Там никто ни разу не перекрестился – даже в сцене венчания Татьяны и Князя. В общем-то неслыханное дело для спектакля, сделанного по «энциклопедии» эпохи! Как раз в той самой сцене обручения светильник у условного алтаря дан зрителям только в отражении. Он вроде бы и есть, а вроде бы его и нет. Перед нами бесцерковный (внецерковный) мир, абсолютно атеистический и уж вовсе не православный. Несмотря на хрестоматийное «и стаи галок на крестах» (в романе, но не в спектакле). Так и кажется – вынесут на авансцену лампаду, кто-нибудь перекрестится – и чары демонов, черных людей, мефистофельского Онегина – исчезнут и все герои, обратившись в чудищ из страшного сна Татьяны, полезут прочь из театрального храма, как из церкви в гоголевском «Вие».

Но и тут Римас Туминас не покривил против правды. Как писал русский философ Иван Ильин, беда Онегина в том, что он «существовал на сквозняке между небом и преисподней, а его опыт был опытом жизни без Бога, без веры. Бог не служил для Онегина ни регулятивным, ни объяснительным принципом».

Вот этот мотив: «Россия – страна, где был убит Бог», возникал у меня в голове всякий раз, когда я задумывался о той или иной важной сцене спектакля. Но это происходило не потому, что Туминас пытался каким-то образом проиллюстрировать слова уже современного исследователя: «…в Онегине лишь едва проклюнулся росток того атеизма-демонизма, который потом распустится ярким и страшным цветком в образе Ставрогина, засверкает зловещими красками на полотнах полубезумного Врубеля, а еще позднее рассеет семена богоборческих сумасшествий едва ли не по всему русскому тексту и по просторам всей русской земли. Они взойдут диким бурьяном бешеного богоненавистничества…» (Владислав Бачинин). А потому, что постоянно задумываешься о могуществе образных рядов режиссера, который, казалось бы, не делая ничего, чтобы осовременить свой спектакль, легко выводит меня из состояния простого восторженного созерцания и умело «расчесывает» самые печальные мои «зарубки», относящиеся к истории России всех ее послепушкинских почти двухсот лет.

Вот, например, первая сцена посещения Онегиным усадьбы Лариных. Как предать простоту, но в то же время душевность сельских нравов, особую домашность и милость ларинского быта? И Онегина начинают беспрерывно поить брусничной водой. Но упомянутая и у Пушкина деталь здесь превращается в целую многосерийную эпопею: Евгению подносят один кувшин, другой, третий – он пьет, но не сдается. Ну, почему, скажите мне, почему я вспоминаю здесь сцену из шолоховской «Судьбы человека» (1), относящуюся… к немецкому концлагерю? Да, и там происходит такая же проверка героя «на вшивость». Но если Онегину грозит лишь расстройство желудка («Боюсь: брусничная вода//Мне не наделала б вреда»), то Соколову грозит уже смерть…

А как передать простодушный, чуть провинциальный, наивный семейный праздник – именины Татьяны? Чтобы стало тепло и знакомо? И появляется Ольга с аккордеоном (о котором, разумеется, сам Пушкин и слыхом не слыхивал) – как массовик-затейник из «Жизни отдыхающих» Николая Губенко. Помните там Ролана Быкова с аккордеоном?
Да и сам концерт на именинах сделан смешным и провокативным – все время ждешь Пласидо Доминго или Хворостовского, а раз за разом появляются всякие доморощенные Кобзоны и Трофимы.

И постепенно чувствуешь, что все эти ассоциации охватывают всю историю России, все ее темные и светлые стороны. Вот, например, придуманный «Гусар в отставке» в исполнении Владимира Вдовиченкова, появляющийся «как беззаконная комета//В кругу расчисленном светил». «Вдовиченкову придумана отличная роль. Отставной гусар со щетиной (когда и вполпьяна), похожий более на генерала Чарноту на константинопольском Гран-базаре» (Елена Дьякова).

Даже самые невинные сцены в ЕО Туминаса почему-то несут за собой непостижимый шлейф совершенно убийственных ассоциаций. Вот девушки садятся в возок и отправляются на ярмарку невест в Москву. Но вот мы заглядываем внутрь – и перед нами возникает… внутренность прямо-таки какого-то тюремного столыпинского вагона. «Деревенских девушек загоняют в огромную карету, словно арестантов в теплушку, а заколачивают в нее и вовсе будто в гроб»(Роман Должанский). «И почудится, что не Татьяна, а вся Россия тронулась по ссыльному, вечному своему тракту в безнадежье»(Алена Карась). «Дверь «кареты» заколачивают, что тот чеховский дом, где забыли Фирса» (Наталия Каминская).

Боже ты мой – ужас какой! А всего-то девушки поехали за женихами! И так у Туминаса все три с половиной часа!

А сцена расставания с косами? В Москве девушкам отстригают их прекрасные волосы, чтобы сделать им прически по последней светской моде. А мне с моим извращенным воображением мерещится пострижение в солдатки девиц из будущего женского батальона, защищавшего Зимний в октябре 1917 года...

А прием реализованных метафор! Как поразительно передана смерть отца сестер Лариных. Он стоит, оглядывается, пытается поймать взгляды окружающих, но все отводят глаза, и он понимает, что.. он прямо осязаемо становится чужим, отдаляется от всех. Но уходить не хочет, немного упирается, но все же сопровождающая духов – все та же Максакова – строго берет его за руку и медленно уводит в тьму, в небытие. Вот она реализация метафоры, заменяющей формулировку «он умер». Отец Лариной именно «ушел». Ушел туда, откуда сами понимаете… Это – гениально!

Вообще мастерство Туминаса потрясает. Вот сцена ухаживания Онегиным за Ольгой назло Ленскому. Совсем недавно в другом театре я наблюдал сцену соблазнения. По пьесе ловелас-развратник соблазняет 14-летнюю девочку. И как же ужасно эта сцена поставлена! Там был и расстегнутый ремень и чуть ли не спущенные брюки и прочее, не менее эстетически неприятное. А здесь на глазах всего честного народа над Ольгой чуть ли не надругались – и при этом никакой пошлости, пошлых подробностей и пошлой игры. И эта свисающая использованным презервативом (фантазия, фантазия, моя больная фантазия!) перчатка из уст Ольги навсегда мне запомнится…

А уж каков ассоциативный шлейф у кульминационной сцены дуэли! Во-первых, когда секунданты начинают долго и методично утаптывать полянку для дуэли – а делается это с какой-то жуткой обстоятельностью и мрачной силой – ну невозможно не напридумать себе ужасов – от затаптывания рва, со сброшенными туда еще живыми людьми, до самой простой метафоры, символизирующей растоптанную Россию… Во-вторых, о чем я уже говорил, – Онегин здесь не убивает, а закалывает Ленского. Можно сказать – поднимает на вилы (ох, уж тут все крестьянские бунты – от Пугачева до послереволюционного тамбовского Антонова). В-третьих, погибший Ленский остается в позе не убитого, а скорее повешенного (ну, тут даже страшно перечислять варианты - тут и повешенные декабристы и замученный где-нибудь в Крымском ЧК русский офицер). И, наконец, последнее. Обнаженного до пояса Ленского увозят чуть ли не на детских санках – почти как умершего в блокаду ленинградца, которого везут на Волково кладбище или Пискаревку…

Именно эта сцена – кульминационная. Высочайшей силы и энергии. А затем… Спектакль словно по мановению волшебной палочки начинает буксовать, а затем просто замирает. Словно из него выскакивает какая-то важная пружина и действие останавливается. И оставшиеся сцены, конечно, любопытны и по своему содержательны, но сделаны скорее только потому, что требовалось как-то довести рассказ до конца. Отсюда и пустая, не подкрепленная замыслом, красивость – качели и вставные номера – милые, но пустые (зайчик). А уж финальное объяснение Онегина и Татьяны выглядит вообще трагической неудачей спектакля – так академично, с нажимом, играют ее неузнаваемые Маковецкий и Лерман…

Как не крутите, но получился спектакль о бесах. Нет, не о бесах. О черных людях. Которые приходят к каждому, и мы гоним их, а оказывается, что гоним свое отражение в зеркале. Получился спектакль о человеческих страданиях и несчастьях, лишь изредка скрашиваемых чем-то добрым, о крестном пути России, о России без бога – нет, не так, - о россии без Бога. Спектакль Римаса Туминаса оказался страшной энциклопедией русского будущего – со всеми его ужасами и кошмарами.

(1) «Он встал и говорит: "Я окажу тебе великую честь, сейчас лично
расстреляю тебя за эти слова. Здесь неудобно, пойдем во двор, там ты и
распишешься". - "Воля ваша", - говорю ему. Он постоял, подумал, а потом
кинул пистолет на стол и наливает полный стакан шнапса, кусочек хлеба взял,
положил на него ломтик сала и все это подает мне и говорит: "Перед смертью
выпей, русс Иван, за победу немецкого оружия".
Я было из его рук и стакан взял, и закуску, но как только услыхал эти
слова, - меня будто огнем обожгло! Думаю про себя: "Чтобы я, русский солдат,
да стал пить за победу немецкого оружия?! А кое-чего ты не хочешь, герр
комендант? Один черт мне умирать, так провались ты пропадом со своей
водкой!"
Поставил я стакан на стол, закуску положил и говорю: "Благодарствую за
угощение, но я непьющий". Он улыбается: "Не хочешь пить за нашу победу? В
таком случае выпей за свою погибель". А что мне было терять? "За свою
погибель и избавление от мук я выпью", - говорю ему. С тем взял стакан и в
два глотка вылил его в себя, а закуску не тронул, вежливенько вытер губы
ладонью и говорю: "Благодарствую за угощение. Я готов, герр комендант,
пойдемте, распишете меня".
Но он смотрит внимательно так и говорит: "Ты хоть закуси перед
смертью". Я ему на это отвечаю: "Я после первого стакана не закусываю".
Наливает он второй, подает мне. Выпил я и второй и опять же закуску не
трогаю, на отвагу бью, думаю: "Хоть напьюсь перед тем, как во двор идти, с
жизнью расставаться". Высоко поднял комендант свои белые брови, спрашивает:
"Что же не закусываешь, русс Иван? Не стесняйся!" А я ему свое: "Извините,
герр комендант, я и после второго стакана не привык закусывать". Надул он
щеки, фыркнул, а потом как захохочет и сквозь смех что-то быстро говорит
по-немецки: видно, переводит мои слова друзьям. Те тоже рассмеялись,
стульями задвигали, поворачиваются ко мне мордами и уже, замечаю, как-то
иначе на меня поглядывают, вроде помягче.
Наливает мне комендант третий стакан, а у самого руки трясутся от
смеха. Этот стакан я выпил врастяжку, откусил маленький кусочек хлеба,
остаток положил на стол. Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я
и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня
есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не
превратили, как ни старались.
После этого комендант стал серьезный с виду, поправил у себя на груди
два железных креста, вышел из-за стола безоружный и говорит: "Вот что,
Соколов, ты - настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я - тоже солдат и
уважаю достойных противников. Стрелять я тебя не буду. К тому же сегодня
наши доблестные войска вышли к Волге и целиком овладели Сталинградом. Это
для нас большая радость, а потому я великодушно дарю тебе жизнь. Ступай в
свой блок, а это тебе за смелость", - и подает мне со стола небольшую
буханку хлеба и кусок сала.
Прижал я хлеб к себе изо всей силы, сало в левой руке держу и до того
растерялся от такого неожиданного поворота, что и спасибо не сказал, сделал
налево кругом, иду к выходу, а сам думаю: "Засветит он мне сейчас промеж
лопаток, и не донесу ребятам этих харчей". Нет, обошлось. И на этот раз
смерть мимо меня прошла, только холодком от нее потянуло...»

Михаил Шолохов, «Судьба человека».

Режиссер Римас Туминас
Художник Илья Комов
холст, масло
2015 г.
70х60.


«Евгений Онегин»
Режиссер
Римас Туминас
Театр Вахтангова

Сегодня 2 июня в Театре имени Вахтангова спектакль «Евгений Онегин»
Режиссер - Римас Туминас

Артисты: Сергей Маковецкий, Виктор Добронравов, Максим Севриновский, Владимир Вдовиченков, Владимир Симонов, Олег Макаров, Василий Симонов, Евгения Крегжде, Ольга Лерман, Юлия Борисова, Ирина Купченко, Мария Волкова, Наталья Винокурова, Екатерина Крамзина, Людмила Максакова, Павел Тэхэда Кардэнас и др.

Из анонса спектакля:
«Режиссер оставил моменты оригинального произведения, но также внес много личных эмоций и мыслей, что сделало постановку свежей и современной».
Краткое описание:
«Спектакль «Евгений Онегин» — это не просто история о прекрасной любви, это история о романтике, о свободе, о выборе, о ценностях. Пушкин воплотил в образы героев своего произведения все свои понятия и эмоции, которые он испытывал в то время. Поэтому характеры героев получились такими живыми и отточенными до мелких деталей.
Искренняя и прекрасная Татьяна воплощает в себе лучший образ настоящей русской красавицы. Она любит так сильно и самозабвенно, что способна позабыть все».

Спектакль «Евгений Онегин» представлен как синтез жанров, в нем все — мелодрама, трагедия, ирония и даже фарс. И эта особенность еще ярче представляет характеры героев, гиперболизирует их черты. В этом спектакле все необычайно эксцентричны, даже Онегин, русский Чайльд Гарольд, угрюмый, томный, в общем накале страстей выглядит более эмоциональным, чем его сценические образы, известные до сих пор.
И, не смотря на то, что Римас Туминас привнес много авторского в свою постановку, главная интрига сюжета неизменна и ярко выражена. Татьяна и Ольга трогательны в своих девичьих мечтаниях, утонченный Ленский прекрасен и чист душой. Но не только главным героям досталось основное внимание зрителей. Замечательные актеры сделали каждую из ролей особенной.
В спектакле много музыки, пластичных танцев, декорации, выдержанные в черно-белом, концентрируют внимание на душевном внутреннем мире героев.

В эти дни в фойе театра до конца сезона представлена экспозиция Ильи Комова «Дуэль»
Выставка Ильи Комова «Дуэль» впервые была представлена в Государственном Пушкинском Музее на Пречистенке в апреле этого года. В эти дни экспозиция в фойе Театра имени Вахтангова — прекрасный подарок зрителям. Особенно в дни, когда на сцене — «Евгений Онегин».

Спектакль «Евгений Онегин» — Лауреат Первой театральной премии «Хрустальная Турандот» (За лучший спектакль сезона 2012 - 2013)

Лауреат Театральной премии «МК» (За лучший спектакль сезона 2012 - 2013)

Обладатель Приза дирекции фестиваля «Балтийский дом», 2013

«Евгений Онегин», Театр им. Вахтангова, Основная сцена
Москва, ул. Арбат, 26


«Евгений Онегин»
Режиссер
Римас Туминас
Театр Вахтангова

Продолжительность спектакли почти три часа.
И зрители еще долго
«не отпускают» актеров аплодисментами.


«Евгений Онегин»
Режиссер
Римас Туминас
Театр Вахтангова


«Евгений Онегин»
Режиссер
Римас Туминас
Театр Вахтангова

Многие зрители приходят в театр пораньше, чтобы успеть посмотреть выставку картин художника Ильи Комова, представляющего в эти дни экспозицию «Дуэль» в фойе Театра Вахтангова.

Художник
Илья Комов
Выставка
в фойе Театра Вахтангова

Художник
Илья Комов
Портрет
«Александра Черкасова, Валерий Ушаков, Павел Техеда Карденас»
холст, масло
2015 г.
120х115

Алексей Кузнецов
в роли Дмитрия Ларина
и Алексей Гуськов
в роли Евгения Онегина
Художник
Илья Комов

Владимир Симонов
в спектакле
«Евгений Онегин» художник
Илья Комов
холст, масло
2015 г.
80х80.

Художник
Илья Комов
Портрет Юлии Рутберг

Ну вот мы и добрались до почти чистой классики. Не то чтобы меня как-то трогали обвинения в приверженности современным режиссёрам и постановкам. Просто мой принцип "всех посмотреть" и выбрать любимое. На этот спектакль я экономил, потому как он дорогой. На Маковецкого посмотреть люди едут со всей страны и публика, конечно… это не Гоголь-Центр. Ездил я на поездах, вместо самолётов, недоедал и, что самое страшное, недопивал))) И в целом, оно того стоило. Прочитанный Исигуро в поезде и стабильная работа печени – тому веское подтверждение. Спектакль тоже, в общем, ожидания оправдал. Другое дело, что не превзошёл. Маковецкий Маковецким, но это Пушкин, в первую очередь. Это самое глобальное и самое фантастическое творение русской изящной словесности. Ещё раз убеждаться в абсолютно потустороннем происхождении этого произведения – уже само по себе удовольствие. Может и Анастасия Заворотнюк, уверен, выглядеть убедительно в роли Ольги. Текст победил. И сложно было ожидать чего-то иного, даже если экспериментировать с прочтением. Такой уж тут исходник мощный. А ведь очень интересные вставки от Римаса Туминаса были. И ещё какие! Неожиданный Зайчишка, странница с домрой в исполнении Екатерины Крамзиной очень органичны и призваны разряжать атмосферу. А какие блестящие номера на Танин день рождения выдают молодые вахтанговцы – любо дорого! Этакий глум, пародия на провинциальную гламурную тусовку (и, кстати, безотносительно ко времени – и сейчас безвкусицы с налётом якобы столичного пафоса хватает). Очень хороша и находка с двумя Онегиными – Маковецкий (или Гуськов в другом составе) и Пилюгин (Добронравов) и двумя Ленскими (Симонов и Макаров). Очень удачная музыка, у которой особая отдельная роль. Тем более, странно было слышать в антракте какие-либо претензии от "заслуженных театралов"… мол, не было никакого Зайчика у Пушкина и Ольга была без баяна, Ленский, де, её грудь не лапал, а Таня так не истерила и кровати за собой от проснувшихся страсти и сексуального желания не таскала)))… может быть, может быть))) Но… Не знаю, как у кого, но мне всегда казалось, что этот роман – он об Онегине в первую очередь. О его судьбе, переживаниях, ошибках и о его "внутренней работе". Да, Танюша хороша. Да, герой романа. Но не главный. А в школе её всегда делали главной и выпячивали на первый план. Но в школе понятно – тётеньки-учителя как бы и не могли по-другому. Строго по Фрейду. Там все нереализованные эротические фантазии в бедную Танюшу вкладывались. Против, как мне кажется, её желания. И очень возможно, что именно потому, что в школе было так, я всегда хотел, чтобы было не так. И по началу Римас великолепно справлялся с задачей. Отлично, кратко и предельно лаконично прочитал Маковецкий письмо Татьяны. Вообще офигенно, что его порвали и кусочками поместили под стекло и повесили на стену. Это прям вселяло надежду. Но… нет. На первый план к концу всё же вышла Таня и все вот эти феминистские штучки про "тяжёлую женскую долю", медведя этого из сна и "я другому отдана и буду век ему верна". И сидит наш Онегин-Маковецкий в уголке и скрывает лицо своё за лацканом своего чёрного, как вся его судьба, пальто. И "как я ошибся, как наказан" уже вторично. Увы. Хочу, однако, заметить, что ни в коем случае не виню никого в том, что "прочитали не по-моему". В любом случае, это был прекрасный спектакль с прекрасными актёрами и великими стихами. Что, в конце концов, гораздо важнее любых моих ожиданий. Очень я рад, что на поезде прокатился с чайком и что на спектакль этот прекрасный всё-таки попал! Спасибо! Рекомендации: 1. Наконец-то любителям классического театра! И строго следования гениальному тексту! Ура! 2. Парам. Разной степени влюблённости. Равно как и разного уровня тихой ненависти друг к другу. 3. Любителям поэзии. От Шекспира до Оксимирона. 4. Тётенькам – учителям литературы и русского языка. Не рекомендовано: 1. Нет таких. Этот спек точно никому не помешает посетить, потому как "Пушкин – наше Фсё"!... есть, конечно, антипушкинисты. но и им во вред то не будет. потому что, как я понимаю, они не утверждают, что Пушкин плох… Они утверждают, что он не Фсё.

Ирине Петровне (12.04.2016) и всем, кто, к сожалению, не понял…
Уважаемая Ирина Петровна, Вы меня страшно огорчили и удивили.
Я искренне не понимаю, ЧТО в спектакле могло Вас обидеть так, что Вы употребили столь негативные выражения, ЧТО могло Вас так оскорбить? Намеренно не повторяю ваших выражений, потому что всё есть неправда!
Римас Туминас рожден русской матерью - староверкой, вышедшей замуж по большой любви за литовца. Получил образование в Москве. И, хотя сам он себя считает литовцем, русский язык и русская литература, так же как и Вам, ему родные. Смотрите его интервью. В интернете их легко найти. Это очень тонкий и, во всех отношениях, достойный человек! Злобствовать и писать совершенно несправедливые слова просто стыдно.
«Евгений Онегин» Туминаса – фантазия талантливейшего режиссера, построенная на символах и ассоциациях. Но важно, с каким внутренним багажом знаний и жизненного опыта зритель приходит в театр, ЧТО СПОСОБЕН увидеть. У каждого свои знания и ассоциации, а значит и "Евгений Онегин" свой.
Что увидела я? Спектакль, поставленный с большой любовью к русской литературе и глубоким ее знанием, рассчитанный на умного, думающего, читающего и вчитывающегося зрителя.
Первую главу романа Пушкин в своих записках назвал «Хандра». «Но был ли счастлив мой Евгений?» Нет, «рано чувства в нем остыли...», и «...ничто не трогало его...». Это симптомы душевного недуга. Какого? Пушкин называет его «русской хандрой», подобной «английскому сплину». Это состояние - доминанта в характере Онегина. Странница с домрой (не с балалайкой) – это и есть «русская хандра» Онегина, вечная его спутница.
Хандра ждала его на страже,
И бегала за ним она,
Как тень иль верная жена.
Вот она вполне зримо и бродит за Онегиным. Сравните: странница (по программке театра) – спутница. Хотя, Я ее окрестила «Судьба - Злодейка». И в этом тоже, наверное, есть доля правды. Когда Онегин собирается идти на именины к Лариным, Странница отрицательно качает головой, не советует, предостерегает. Оплакивает Ленского. И перед встречей Татьяны с израненным генералом она катает инвалида в коляске, предвещая Татьяне суженого «…муж в сраженьях изувечен…» Когда Онегина настигает любовь, Странница-хандра исчезает со сцены.
В спектакле главные персонажи раздвоились, «отражаясь» в огромном зеркале на заднике сцены, второстепенные - имеют несколько ипостасей. Думаю, идея с зеркалом родилась, потому что сюжет романа построен по принципу зеркальной симметрии. Упрощенно: письмо Татьяны - монолог Онегина; письмо Онегина-монолог Татьяны, зеркально-симметричная трансформация чувств героев; сон Татьяны – вещий, сон Онегина – воспоминание и т.д. Cцена дуэли проигрывается дважды, усиливая воздействие. Это центр симметрии. Дуэль – точка, где переворачиваются судьбы всех героев.
У Пушкина в романе много ироничных отступлений. Почему бы и режиссеру немного не добавить иронии и юмора в спектакль? Так проходная у Пушкина фраза «…Боюсь: брусничная вода/ Мне не наделала б вреда» у Туминаса стала целой иронично- юмористической сценкой. Кто из нас обратил в школе на эту фразу внимание? Я ее теперь запомню на всю жизнь! Как прелестно обыграны кокетливые слова Пушкина «Но вот/Неполный, слабый перевод…» о хрестоматийном письме Татьяны.
Про Зайчика. Известна легенда о том, что заяц перебежал дорогу суеверному Пушкину, ехавшему в Петербург. Он вернулся и тем самым, возможно, избежал судьбы (опять она, Злодейка) друзей-декабристов. Возможно. У меня же Зайчик родил другие ассоциации: детство, любимая считалочка «Раз, два, три, четыре, пять./ Вышел зайчик погулять./ Вдруг охотник выбегает,/ прямо в зайчика стреляет…» Ну там всё хорошо закончилось. Впрочем, как и в спектакле. По-моему, сцена поставлена очаровательно.
Ну что еще Вас смущает? Да, валенки! Это – просто символ зимы. Ими обозначено ее наступление: «И вот она приходит матушка зима». Тоже ирония (ну самоирония, не стереотип). Я в детстве носила валенки. У меня, коренной москвички, они вызвали ассоциации с теплом, уютом, русской деревней и,опять, - со счастливым детством. Думаю, Туминас – хуторянин в детстве, этого и добивался.
Досталось от многих сцене именин. Она действительно затянута, номера далеки от совершенства. Почему она так решена? Вспомним роман. Онегин назло Ленскому начал оказывать знаки внимания Ольге. И это за две недели до свадьбы Ленского и Ольги!
Ленский передает Евгению приглашение на именины к Татьяне. Тот возражает:
"Но куча будет там народу
И всякого такого сброду..."
- И, никого, уверен я!
Кто будет там? своя семья.

И что же на самом деле?

С утра дом Лариных гостями
Весь полон; целыми семьями
Соседи съехались в возках,
В кибитках, в бричках и в санях…
Сцена именин специально решена так, чтобы вызвать у нас скуку и раздражение. Именно эти чувства испытал Евгений на именинах и, ухаживая за Ольгой, он решил насолить Ленскому за его обман. Возможно, Ленский искренне ошибался и сам обманулся.
Чудак, попав на пир огромный,
Уж был сердит.
…Надулся он, и негодуя,
Поклялся Ленского взбесить
И уж порядком отомстить.
Пушкин черпал вдохновение в народном творчестве. В русских сказках медведь - один из главных героев. Ирина Петровна, Вы любите русские сказки? Вас не смущают ТАМ «русские стереотипы медведи-балалайки»?
Медведь в спектакле впервые появляется (упоминается) во сне Татьяны. Он помог ей перейти через ручей, оберегал в пути, а когда она оступилась, подхватил и отнес к Онегину. Сон в спектакле у меня читала Купченко, одета и причесана как Татьяна в финальной сцене. У взрослой Татьяны руках – хлыст, один из символов мук Христова. Этот же хлыст молодая Татьяна возьмет из рук умершей танцдамы и уйдет с ним в свой финальный танец. Сон Татьяны - вещий. Он предвещает всё, что произойдет дальше в романе, в том числе и будущее замужество. Кроме того, медведь во сне героини является кумом Онегина, а ее муж, генерал, действительно приходится Онегину родственником и другом. Кстати, сон тоже зеркально отображает действительность: сначала Татьяна встречает медведя, уж потом Онегина и кончается он убийством Ленского. Наяву же всё произойдет зеркально – симметрично (опять оправдан задник-зеркало): через два дня погибнет Ленский, спустя время Онегин будет требовать-молить «моё». И в финале, после прощального объяснения с Онегиным: «Я вас люблю (к чему лукавить?), /Но я другому отдана;/ Я буду век ему верна», Татьяна танцует с медведем-мужем-генералом, тем самым, из её сна. Этот танец символизирует её осознанное решение, даже решимость, принять эту судьбу и не нарушить раз и навсегда данной клятвы. В объятиях медведя « она бесчувственно покорна,/Не шевельнется, не дохнет…» (занавес)
Опять всё по Александру Сергеевичу! И ничего более.
Спектакль Туминаса – гимн русской женщине, способной на самые искренние чувства, благородной и жертвенной.
Вспомните, как взлетают девушки в белоснежных (цвет невинности и чистоты) платьях, перед объяснением Татьяны и Онегина. И это не только безумно красиво! Сцена символизирует нравственную высоту Татьяны, ее моральное превосходство над Евгением.
Онегин морально наказан за свою гордыню, предательство, убийство юного друга, зло, причиняемое им окружающим, за бесцельную и бесплодную жизнь. Состарившись, в одиночестве ему остается только вспоминать, что «…счастье было так возможно…» (первая и последняя картина спектакля).
В чем «пошлость»? В чем « мракобесие»? И причем тут «либеральное мышление»?
Роман Пушкина весь насыщен символами и загадками. Режиссер поставил спектакль, мастерски продолжив эту игру. Спектакль завораживает и потрясает, восхищает, заставляет не просто перечитывать оригинальный текст, а изучать его, - разгадывать эти загадки.
Читайте роман! Читайте литературную критику! Не надейтесь, что школьных знаний Вам хватит. Может быть тогда, многие непОнятые Вами места в спектакле, будут не так Вас раздражать. Да и чувство юмора надо развивать. Без него никуда!
Уверена, « российские ценности» (?) от этого спектакля не страдают, а «российская культура» только выигрывает.
Спасибо Римасу Туминасу за его трепетное отношение к русской классике, за уважительное отношение к зрителю, ВСЕМ артистам спасибо за СЛУЖЕНИЕ ИССКУСТВУ.
P.S . Прибалтийский немец Адам Иоганн фон Крузенштерн, датчане Витус Беренг и Владимир Даль, шотландец Барклай де Толли, грузин князь Багратиони, еврей Лев Ландау, немцы Фридрих Цандер и Святослав Рихтер, литовец Римас Туминас и др. составляют гордость моего Отечества и послужили ему более чем иные «русские».