Архитектура как инструмент формирования сознания. Значение архитектуры в жизни общества Роль архитектуры в жизни людей

Люди редко задумываются о колоссальном влиянии архитектуры на подсознание и здоровье: плохо подобранный цвет стен способен вогнать в состояние стресса и отчаяния, а хорошо спроектированное здание может излечить, настроить на продуктивный рабочий лад и поднять настроение.

В этом материале мы выделили четыре основных аспекта, на которые стоит обращать внимание каждому.


Структура

Структура здания влияет на отношения человека как с другими людьми, так и с самим собой, и среди архитекторов немало тех, кто делает на этом основной акцент. Объекты Рема Колхаса как раз об этом — о том, как пространство помогает людям взаимодействовать друг с другом. Поэтому фотографы жалуются, что здания ОМА трудно снимать, ведь они редко спроектированы с расчетом на фотогеничность.

Однажды его заказчиком стал человек, парализованный ниже пояса. Он сказал, что вопреки своему состоянию не хочет дом для инвалида, так как здание со специальными подъемниками и пандусами постоянно напоминало бы о его состоянии здоровья. В результате появился знаменитый дом в Бордо, где хозяин передвигается между этажами на гидравлической платформе, а большая часть помещений находится на уровне второго этажа, откуда хорошо видно окрестные холмы.






Не все одобрили это решение — многие посчитали дом не слишком безопасным для человека с ограниченными возможностями. Но в конечном итоге именно то, что Колхас исходил из восприятия заказчика, освободило его из инвалидного кресла, пусть и не в буквальном смысле.


Свет

Не менее важно следить за светом в медицинских учреждениях. Особое внимание солнцу уделил японский архитектор Такахару Тезука, когда проектировал Репродуктивный центр Sora no Mori на острове Окинава. Архитектор уверен, что женщину нельзя излечить от бесплодия, если она постоянно находится «в темном кондиционированном ящике в плохом здании».

Вероятно, доля правды в этом есть: показатель успешных беременностей здесь намного выше, чем в обычных клиниках. Каждая палата занимает отдельный одноэтажный павильон. В нем всего одна глухая стена — остальное пространство открыто солнцу и поддерживается колоннами. Павильоны ненавязчиво соединены между собой системой внутренних двориков.







Цвет

Цветовое восприятие — одно из самых древних у человека. Наше настроение и ассоциации меняются не только в зависимости от цвета, но и от того, на какой из частей здания или комнаты он расположен — на полу, потолке или стенах. Вот почему архитектор должен внимательно относиться к цветам всех конструктивных элементов здания.

Одно из исследований, отраженных в книге «Человек, цвет, пространство», демонстрирует, как меняется восприятие в зависимости от контекста: подсознательно мы воспринимаем красный как цвет предупреждения, опасности, и в комнате с красными стенами будем ощущать себя в постоянном напряжении. Красный потолок приобретает дополнительное физическое качество — визуально он становится более тяжелым.

Также на наши представления влияет возраст и социальный статус: интроверты и пожилые люди любят более холодные и приглушенные оттенки, экстравертам и молодежи чаще нравятся теплые и яркие цвета.

Схема из статьи The Perception of Color in Architecture


Материалы

Материалы влияют как на тактильную, так и на эстетическую сторону архитектуры. От них зависит, станет ли здание визуальным символом: к примеру, преуспевающие компании не жалеют средств на отделку, так как их архитектура должна демонстрировать успехи бизнеса.

К таким материалам относятся фасадные декоративные панели . Эта линейка у подразделения группы компаний ROCKWOOL появилась в 2018 году. Панели не только придают зданию качество и «лоск» особо высокого уровня, но и повышают его пожаробезопасность: панели изготавливаются из прессованного базальтового волокна — материала вулканического происхождения. Rockpanel относится к классу пожарной опасности материала К0, то есть пригоден для использования даже на объектах социального назначения — детские сады, школы, больницы. Кроме того, облицовка Rockpanel включена в BRE Green Book («Пособие по экологичной продукции»), благодаря чему ее использование способно повысить экологический статус здания, повысить рейтинг экологичности даже по международным BREEAM и LEED.




Офисный центр Fahrenheit в Монпелье (арх. A+ Architecture) — один из примеров использования панелей

ЗДАНИЯ СОЗДАЮТСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ, РАБОТЫ, ВСТРЕЧ, УЧЕБЫ, ОТДЫХА, СНА,… В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ, ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЗДАНИЯ ПРИЗВАНЫ ОБЪЕДИНЯТЬ ЛЮДЕЙ. ЧЕМ БОЛЬШЕ ЭТИ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРОСТРАНСТВА ВОСТРЕБОВАНЫ, ТЕМ БОЛЕЕ НЕЙТРАЛЬНОЙ И ЭФФЕКТИВНОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ АРХИТЕКТУРА. СТОИТ ТОЛЬКО СРАВНИТЬ ВЕСТИБЮЛИ ОТЕЛЯ И ТОРГОВОГО ЦЕНТРА, ЧТОБЫ ПОНЯТЬ, НАСКОЛЬКО РАЗ ЛИЧНЫ ПОТРЕБНОСТИ И НАЗ НАЧЕНИЯ ЭТИХ ЗДАНИЙ.

Рост потребительского общества в 1960-х годах заставил архитекторов, подрядчиков и застройщиков переосмыслить свою роль в качестве создателей общественных помещений. Таким образом, получается, что задача состоит в создании строений высокого уровня, и в то же время, соответствующих неписаным законам цифр и денег? С тех пор они пытались найти баланс между этими двумя импульсами, ведь, когда изменяются потребности людей, соответственно, то же происходит и с архитек- турой. В местах общественного пользования люди проявляют тенденцию индивидуализировать свою территорию, например, поставив фото на рабочем столе, или положив свое пальто на соседнее сиденье в поезде. В крупных общественных зданиях, таких как транспортные узлы, люди, сомневающиеся в своем маршруте, почти всегда смотрят направо и в наиболее освещенные места. В общественных уборных туалетные кабинки часто расположены под прямым углом к двери, потому что люди не любят смотреть прямо на туалеты. Экстраверты нуждаются в меньшем количестве офисного пространства, чем интроверты и, как правило, имеют более живые украшения на своих рабочих местах. А почему мы всегда покупаем больше, чем планировали, когда идем в IKEA? Покружившись по пути, отмеченному стрелками полчаса, мы хотим чувствовать, что потратили время не зря. Всю эту информацию о человеческом поведении дают научные исследования в области социальной психологии.

Придавая значение мгновению

Для архитекторов, подрядчиков и инвесторов такого рода знания имеют большое значение. Такие здания, как торговые центры и библиотеки, превратились в места, которые также способствуют отдыху, расслаблению и встречам с другими людьми. В этом смысле они следуют тенденции вокзалов, аэропортов и музеев. Здесь общественные пространства учитывают необходимость наличия мест, где можно посидеть и поговорить, пройтись и сделать покупки и просто провести время. В то же время холл многоквартирного дома, вестибюль офисного здания, приемная больницы или фойе театра – чем более общее назначение здания, тем более общий язык его формы.

Vennsela Library
©Helen & Hard AS - фото: Hufton + Crow

Какое воздействие это оказывает на события и тенденции в архитектуре? Власть больших цифр и больших денег ведет к стандартизации. Стандартизация сделала возможным строительство социального жилья и масштабное производство после войны, но она также привела к тому, что работа архитекторов стала гораздо более политизированной и экономичной. Готовы ли архитекторы к настолько тесной связи с ра- ционализацией процесса строительства? Или это будет отвлекать их от конечной задачи архитектора: создавать автономный, культурный и идеологический язык форм? Это было предметом споров в 70-х годах прошлого века во главе с Манфредо Тафури, который рассматривал отношения между архитектурой и капитализмом в своей книге «Архитектура и утопия» (1973). Что именно он имел в виду, стало ясно только около двадцати лет спустя, когда экономика и, как следствие, архитектура были на подъеме. В конце концов, оборотной стороной архитектуры для масс является наличие сетей, таких как McDonald`s и IKEA, которые одинаковы во всем мире. И это приводит не только к взаимозаменяемости зданий, но и к взаимозаменяемости городов. Французский антрополог Марк Оже рас- смотрел этот феномен в 1992 году в своем эссе «НЕ места: Введение в суперсовременную антропологию» (Non-Lieux, introduction à une anthropologie de la surmodernité).

Конференц-палубы и passarelles в штаб-квартире компании Barco, как окно на деятельность в центральном атриум

©Jaspers-Eyers Architects - фото: Philippe Van Genechten

Perth Arena: цветные схемы и деревянные проходы

©ARM+CCN, a joint venture of ARM Architecture and CCN Architects - фото
: Stephen Nicholls

Условия жизни людей становятся все более и более обезличенными. Оже называет все эти транспортные узлы, торговые центры и многоквартирные дома «нЕ местами». Это здания для масс, здания, которые никак не трогаютвас как личность: вы рождаетесь и умираете в больнице (а не в собственной постели), вы проводите свой отпуск на курорте «все вклю- чено» (а не в протекающей палатке) и делаете покупки в супермаркете (а не у местного пекаря). В результате, люди проводят большую часть своей жизни в обезличенных зданиях и помещениях. Так стало ясно, что для конструкторов этих безликих помещений крайне важно сделать их более индивидуальными и значимыми. Исследования, такие, как описано выше, помогают архитекторам в этом процессе. Именно так мы узнаем, что люди, живущие в многоквартирных домах, с меньшей долей вероятности будут прятаться в собственных квартирах, если путь к ним более живой и привлекательный. Поэтому сейчас архитек- торы создают поэтажные планы с местами как для личных встреч, так и для уединения. Естественно, такой подход не будет работать в аэропорту, где максимальное поле зрения и свет необходимы, для того, чтобы обеспечить информированность и беспроблемную циркуляцию людей. В этой ситуации дизайнеры учитывают закрытые зоны путем создания разграничений в помещениях, таких как перегородки или простенки. Интересным примером этого является концертный зал и спортивный стадион Perth Arena в Австралии (см. стр. 14), где «человечество в масштабе» проявляется в разделении фасадов на более мелкие части, в цветовых схемах и деревянной отделке. Однако, здания, подобные этому, в первую очередь являются эффективными машинами, которые предназначены для эффективного перемещения людей с одного места на другое, хотя их общественные пространства проектировались с особой внимательностью.

Уникальность

Но там, где уровень нового строительства сокращается, стандартизация и большие масштабы являются менее важной про- блемой. Кроме того люди склонны больше ценить мастерство и уникальность. Именно в этом кроется причина того, почему торговые площадки настолько популярны в Европе в настоящее время, такие как крытый рынок в Генте от Robbrecht & Daem или в Роттердаме от MVRDV. Другой хороший пример – это библиотека сэра Дункана Райса в Абердине от schmidt hammer lassen architects. Здесь атриум был создан не только, с целью уди- вить, но и создать окно внутрь здания благодаря умному использованию, так называемого «вихря» – отверстия в полах, которые слегка смещены на разных этажах по отношению друг к другу. Это придает объемности пространству, ведь этажи просматриваются, как сверху вниз, так и в обратном направле- нии, создавая впечатление от наблюдения за кукольным домом или ульем. Можно увидеть, книги, студентов, группы людей, жизнь,… все сразу! Архитекторы, клиенты и посетитель используют эту потребность в общности и мастерстве. Создание особого места, а не только его эффективность стало важной темой в современной архитектуре. Это определяется тем, что люди хотят получить от общественных мест чувство общности, опыт, уникальность, связать с ним свои воспоминания. Дело больше не в том, что люди должны быть эффективно размещены в большом пространстве, а в том, что они должны иметь ощущение того, что они – часть единого большего целого.

Человек – удивительное создание! В нем присутствует и плотное, и тонкое, высокое и низкое, стремление упасть и взлететь, одновременно существует желание быть нужным и свободным, жить в комфорте и безопасности, и мучительные чувства: вины, обиды, страха, гордыня, стремление помочь ближнему и полный хаос в собственной жизни.

Как разобраться – что, зачем, в чем причины тех или иных желаний, событий, отношений?!

Реальную помощь в понимании происходящего оказывают (могут оказать) знания о строении человека, точнее о его архитектуре.

Информацией о плотной составляющей владеет медицина, ее разнообразные области и направления.

Часть знаний о тонких структурах человека известна различным эзотерическим учениям, часть – религиям.

Для появления на Земле, роста, взросления мы выбрали время перемен. Сложное, трудное, но невероятно интересное! За последние полгода пришло очень много информации об истории развития Вселенной, Земли, человечества, страны. Информация постоянно пополняется удивительными открытиями – о времени, вернее, – его отсутствии, о возможности печатать!!! различные органы, в том числе и человеческие, о методах и технологиях увеличения продолжительности жизни, о голографическом строении Вселенной и т.д. и т.п.

Но какое отношение имеет все выше сказанное к нашей обыденной жизни, к успехам или конфликтам на работе, взаимоотношениям в семье, ценам на бензин и продукты? Как ни странно, но, оказывается, имеет.

Все в мире есть энергия и информация, соответствующая этой энергии. С этих позиций рассмотрим архитектуру человека, его основные ипостаси и их взаимодействия.

Человек представляет собой совокупность трех основных составляющих: - Божественного Животворящего Духа, Души и Телесного Духа.

Телесный Дух (ТД) служит (является) носителем информации и источником энергии для всего плотного в материальном (физическом) теле человека.

Душа - носитель информации и энергии эмоционального (астрального) тела человека.

Божественный Животворящий Дух (БЖД) содержит информацию и концентрирует энергию для выполнения Предназначения. У Божественного Духа эмоции отсутствуют. Есть информация о содержании Предназначения, дается в огромных количествах энергия для его выполнения.

Тело – одноразовый инструмент, используемый для выполнения Предназначения.

Душа и Дух – субстанции, которые могут входить в Тела в различных временных, природных, социальных условиях многократно, в различных сочетаниях. Именно Душа, входя в Тело, выбирает условия, при которых она может очиститься с максимальной эффективностью. Тогда она станет светлой сущностью, субстанцией, и для нее исчезнет необходимость воплощаться, существовать и общаться в плотном материальном мире. Ее конечная цель – остановить Колесо Сансары, разорвать Кармический круг очищающих страданий.

Человек настолько сложно устроен, что диву даешься. Вроде бы все о нем уже известно: и химический состав, и как расположены органы, и сколько и какие гены в нем существуют. Ан нет! Наступает время, и все прежние знания пересматриваются. И то новое, что ты узнаешь о СЕБЕ, приводит нас в состояние шока, а потом - экстаза.
Оказывается, что кроме тела, есть еще и Душа, и даже доказательства ее существования находятся. А теперь выясняется, что кроме Души, в человеке находится еще и Божественный Животворящий Дух.
Есть ли на Земле место, где нет Бога? Нет!!! А в нас, в людях, он есть? По логике, если такого места нет, то и в нас он ДОЛЖЕН быть!? Т.е., Божественный Животворящий Дух есть внутри КАЖДОГО из нас!
Понимание этого приводит вначале в шок. Не благообразный старик с бородой, сидящий где-то на облаке, а здесь, внутри меня???!!! Но ведь это меняет, практически полностью, все понимание мироустройства.

Первое - так что получается, что Бог - это Я?

Второе - а что Он внутри меня делает?
Третье - если Бог внутри меня, то почему я живу так ужасно? Печально?
Если Бог НЕ старик на облаке, то кто сделал мою жизнь такой, какая она есть? Я?!!!?
У меня нет денег, и это сделал (а) Я?
Одолевают болезни, и что, это тоже сделал(а) Я?
Да это просто бред!!! Я что, враг сам (а) себе?
И еще один вопрос - З А Ч Е М? Если весь этот кошмар сотворен мной, то - зачем???
Итак, у меня есть Тело. Его я знаю. Хорошо, оно ест, ходит, работает, а что делают во мне остальные?
Человек проявлен одновременно в трех ипостасях; это - Божественный Животворящий Дух, Душа и Телесный Дух (Тело). Или: - в человеке проявляются одновременно Божественный Дух, Душа и Телесный Дух.
Божественный Животворящий Дух обуславливает выполнение ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ каждого человека. Одна из обязательных задач внутри ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ - это развитие. Для обеспечения моего развития и для выполнения своего ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ Божественный Животворящий Дух предпринимает ЛЮБЫЕ меры.
У него свои задачи - привести меня, мое Тело к выполнению моего ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ. Тело представления не имеет, в чем оно заключается (лишь изредка в верхнюю часть Тела пробиваются какие-то странные мысли).
Душа занимается эмоциями, чувствами. Все, любые чувства относятся к сфере деятельности нашей Души.
Считается, что дети приходят в этот мир с чистой Душой. Только один улыбается с рождения, другой пытается всех укусить, даже не имея еще зубов. Дети одних родителей сильно отличаются между собой еще в младенческом возрасте. Это я хочу подвести вас к мысли, что мы приходим в этот мир с Душой, наполненной не всегда чистыми и светлыми чувствами, с определенными Душевными задачами.
Во время предыдущих воплощений мы своими поступками, мыслями и словами совершали грехи, нарабатывали себе Карму. В этом воплощении нам дается шанс уменьшить ее. Раньше очистить Душу можно было только страданиями, сейчас нам дается возможность очищать ее и знаниями.
А кто знает, чего достоин тот или иной человек? Только БОГ. А он где? Внутри нас. И искренняя Вера позволяет человеку принимать все, что с ним происходит, для развития. Телесный Дух отвечает за все материальное в жизни человека. За тело, партнеров, деньги и т.д. В мире есть все. И человек получает все, чего он достоин. С какими же загрязнениями Души приходится сталкиваться чаще всего? Это и страх быть свободным, и страх быть счастливым, страх денег, страх бедности, ревность и зависть, жадность и месть, но подавляющее большинство этих душевных качеств произрастает из гордыни. Недаром она стоит в библии раньше греха убийства.
Гордыня людей пытается бороться с Божественным Духом, устанавливая "новые" порядки. Но...рано или поздно человеку приходится пройти тот урок, что ему предназначен.
Поэтому, когда родители, ссылаясь на то, что они лучше знают, как должно быть, якобы помогают своим чадам, они только мешают своим детям получить свой урок вовремя, в достаточно комфортных условиях. Дети все равно будут усваивать материал, но позже, жестче и без родителей.

Данный учебный год посвящен содержанию и языку двух видов конст-
руктивных искусств - архитектуре и дизайну и их месту в семье уже зна-
комых нам пластических искусств (изобразительное, декоративное). Эти
виды связаны многими общими формами выразительных средств и жиз-
ненных функций. Между ними нет непроходимых границ, но возникли они
в разное время и связаны с разными сторонами жизни общества. Архи-
тектура как искусство возникла с зарождением человеческого общества.
Первобытные жилые постройки и ритуальные сооружения (менгиры,
дольмены, кромлехи) доносят до нас формы и содержание взаимоотно-
шений и миропонимания людей тех веков.

Архитектура любого века, любого народа также является памятником
человеческих отношений, закрепленных как в бытовых, так и религиозных
постройках. Архитектура организует эти отношения, создавая для их реа-
лизации определенную среду. С изменением отношений в обществе ме-
няется сама архитектура. Однако язык этого вида искусства всегда стро-
ился и строится ныне на организации пространства (здания, города, села,
парка) и его проживании человеком. В основе - по-разному используемые
одни и те же элементы формы (вертикаль, горизонталь, объем, простран-
ство, фактура, цвет и т.д.)."

Дизайн как искусство возник в XX веке. Его предтечей можно считать
первобытные орудия труда (топор и т.п.), но возникновение этого вида
искусства прочно связано с промышленностью, с расцветом индустриаль-
ного производства. Дизайн ныне имеет отношение к созданию всего окру-
жающего нас предметного мира. От одежды, мебели, посуды, до машин,
станков и т.д. Ныне трудно определить к архитектуре или дизайну среды
относится организация, например, парков, выставок, павильонов и т.д.
Связи архитектуры и дизайна обусловлены едиными основами образного
языка (объем, форма, пространство, фактура, цвет и т.д.).

Основой, позволяющей объединить дизайн и архитектуру в
один образовательный блок, является рассмотрение их как конструктив-
ных видов композиционного творчества. Принципы пространственно-


объемной композиции одинаковы и для архитектуры и для дизайна. При
таком подходе объекты дизайна и архитектуры являются темой, содержа-
нием
композиции, плоскостной или объемно-пространственной.

Каждый современный человек живет в среде "второй природы", соз-
данной фактически архитектурой и дизайном. Для того чтобы быть квали-
фицированным пользователем всем этим сложным миром построек, кон-
струкций, предметов, материалов он должен быть элементарно грамотен
как в языке этих искусств, так и в основах их бытования. Познавать эти
виды искусств возможно только в единстве языка (образного строя) и жиз-
ненных функций. Оптимально эти знания и их развитие возможно полу-
чить только в соединении теоретического изучения их функций и практи-
ческой работы по моделированию основополагающих элементов этих
искусств.

Изучение конструктивных искусств в данном тематическом блоке,
прочно опирается на большой материал предыдущих лет обучения по
архитектуре и дизайну, освоенный учащимися, работавшими по этой про-
грамме в начальной школе (три вида художественной деятельности -
изобразительный, декоративный, конструктивный).

Тема 1. АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН - КОНСТРУКТИВНЫЕ
ИСКУССТВА В РЯДУ ПЛАСТИЧЕСКИХ ИСКУССТВ

Конструктивные искусства в ряду пластических искусств. Общее и раз-
ное в образно-языковых основах и жизненных функциях конструктивных и
изобразительных видах искусств. Архитектура и дизайн - как "вторая при-
рода", как рукотворная среда нашего обитания. Многообразие современ-
ной материально-вещной среды. Плоскостная композиция в дизайне. Раз-
нообразие полиграфического дизайна. Его художественно-компо-
зиционные, визуально-психологические и социальные аспекты.

Материалы: бумага белая, черная и цветная; вырезки из периодиче-
ских изданий (фото, фрагменты шрифтов, заголовков и колоночного тек-
ста, графические элементы), клей, ножницы, гуашь, кисть.

Зрительный ряд: П. Брейгель "Перепись в Вифлееме". Вермеер
Дельфтский "Улочка". Каналетто "Дворец дожей в Венеции". Версаль
(спальня Людовика, Зеркальный зал). К. Малевич "Черный квадрат",
"Супрематическая композиция". Образцы шрифтовых плакатов с "пятном".
В. Кандинский "Композиция". П. Мондриан "Композиция". "Искусство
шрифта". Сборник. Логотип, фотоплакат, образцы обложек и разворотов
журналов.


Дизайн и архитектура - единство художественной и материальной
культуры
(1-2 ч)

Исторические аспекты возникновения искусства архитектуры и дизай-
на. Специфика художественного языка и функционирования двух видов
конструктивных искусств. Общее и разное конструктивных и изобрази-
тельных искусств - как видов художественной культуры. Предметно-
вещный мир окружающей нас среды. Искусство и промышленность. По-
нимание дизайна и архитектуры как сферы художественной и материаль-
ной культур. Функционально-эстетическое единство образного в архитек-
туре и дизайне. О композиционных основах конструктивного творчества.

Тема раскрывается в форме беседы и аналитически-композиционной
работы с иллюстративным материалом по раскрываемым вопросам.

Основы композиции в конструктивных искусствах

Объемно-пространственная и плоскостная композиция. Основы компо-
зиции: симметрия и асимметрия, гармония, контраст, баланс масс и ее
простейшие элементы (прямоугольники, прямые, точки и др.) Композиция
центровая и разомкнутая.

Тема решается как создание графических коллажей для решения ком-
позиционных задач: гармонизацию и баланс черно-белых масс (прямо-
угольников и линий), их симметрию и асимметрию и др.

Художественно-эмоциональная выразительность плоскостной
композиции

Решение простейшими композиционными элементами художественно-
эмоциональных задач. Ритм и движение, разряженность и напряженность.
Прямые линии и произвольно-свободные формы линий и пятен. Образно-
художественная осмысленность и содержательность простейших плоско-
стных композиций. Монтажность соединений элементов, порождающая
новый образ. Переход от простейших композиций к макету полиграфиче-
ского дизайна (открытка, плакат, реклама).

Тема решается в процессе создания коллажно-графических работ с
разными видами композиций (замкнутой, раскрытой, центровой, свобод-
ной и др.).

Формы графического дизайна

Книга - синтез слова и изображения. Искусство шрифта (1-2 ч)
Многообразие видов полиграфического дизайна: от визитки до книги.
Соединение текста и изображения. Искусство шрифта и введение фото-
изображения в композицию. Понимание печатного слова, типографской
строки, графического и фотоизображения - как элементов плоскостной
композиции. Коллажная композиция: образность и технология.


Практически тема решается как композиционные построения из строк
и фотоизображений (коллаж или компьютер), а также как графически-
композиционный анализ образного строя различных видов полиграфиче-
ского дизайна (книг, журналов, рекламы и др.).

Принципы композиционных построений в полиграфическом ди-
зайне (Макет разворота или обложки журнала) (2-4
ч)

Макет полиграфического издания - образно-смысловое единство изо-
бразительных и текстовых элементов в решении плоскостной композиции
полиграфического издания.

Тема решается в практической работе над макетом разворота или об-
ложки журнала с использованием шрифтового и изобразительного компо-
нента (коллаж или компьютер).

Тема 2. СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК
КОНСТРУКТИВНЫХ ИСКУССТВ
(7-14 ч)

Исторические аспекты развития художественного языка конструктив-
ных искусств. От шалаша и каменного топора до индустриального градо-
строительства. Связь миропонимания, образа жизни, природных и соци-
альных условий со строительством зданий и организацией городской сре-
ды. Проживание пространства - основа образной выразительности архи-
тектуры.

Здание - объект в пространстве, в градостроительстве. Понимание
архитектуры - как объемно-пространственного художественного мышле-
ния. От плоскостного изображения к макетированию объемно-прост-
ранственных композиций.

Архитектура (лат. architectura, от греч. architéкtón - строитель), зодчество, система зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни и деятельности людей, а также само искусство создавать эти здания и сооружения в соответствии с законами красоты.

Архитектура составляет необходимую часть средств производства и материальных средств существования человеческого общества. Её художественные образы играют значительную роль в духовной жизни общества. Функциональные, конструктивные и эстетического качества архитектуры (польза, прочность, красота) взаимосвязаны. Произведениями архитектуры являются здания с организованным внутренним пространством, ансамбли зданий, а также сооружения, служащие для оформления открытых пространств (монументы, террасы, набережные и т. п.).

Наш сайт сайт о стилях архитектуры и об архитектуре разных времён и разных стран. В июле 2007 года проект пополнился информацией о скульптуре, архитектурных достопримечательностях мира, и об антиквариате. Особое внимание уделено архитектуре Древней Руси и современной России.

Внимание архитектурным компаниям! Пишите о себе (через Контакты) - информация о Вас и о Ваших проектах будет размещена на сайте.

Архитектура как часть жизни

Архитекторы привыкли счи­тать, что архитектура имеет огромное значение. Отнюдь не все думают так же. Для множества лишь сама пост­ройка обладает ценностью, так как важна лишь жизнь, что проходит внутри здания.

Часто можно услы­шать, что гораздо важнее иметь хорошего учителя (ремесленника, родителей, менеджеров) в безобразном сарае, бараке, крупнопанель­ном доме, чем скверного в самом красивом помещении. Но немногие среди нас равно безукоризненны или безнадежны.

Нравится вам это или нет, но это не архитектура. Это фо­тография здания. Что это, чисто семантическое различение? Отнюдь нет. Второе -статическая картина, кем-то выбранная, застывший момент жизни, света, сезона, погоды, отношения...

Архитектура же ЕСТЬ, воздействует или служит элементом всего нашего пред­метного окружения. В некотором роде отраженная фотографией, она проникает глубже чисто предметного фактора, вовлекая все наши чувства. Фотография может сфокусировать наше вни­мание на миг, но мы при этом можем едва замечать окруже­ние. От фотографии можно в любой момент отвернуться. Архитектура - пространственная "рама" всей нашей жизни, и по­тому, живя в архитектуре, мы не разглядываем ее.

Дети, даже те, кто еще слишком мал, чтобы про­являть какой-то художествен­ный интерес к окружающей среде, ведут себя совершен­но по-разному в разном ок­ружении. Да и вполне зрелые люди ощущают, мыслят, дей­ствуют различно в разном окружении.

Современная архитектура

Многие жалуются на современную архитектуру. Они могут быгть недовольны, тем как старые здания служат (сырость, к примеру), но в случае новых они недовольны их средовыми качествами (чаще всего безликостью). В отличие от архитектора, почти никто не думает об архитектуре, но очень многие ее чувствуют. Мне жаль в первую очередь тех, в ком это чувство мертво, потому что их художественный ин­стинкт ослаблен, искажен или вообще уничтожен - не без участия самой архитектуры.

Эти ловушки для во­ображения сформированы фабрикантами по строитель­ной части, настроенными на волну спекулятивной выгоды и в свою очередь продолжают формировать такой именно рынок, наряду с другими ма­нипуляторами желаний, вроде изготовителей кухонного обо­рудования. С другой стороны архитектурная мода направ­ляется тем, что является инди­видуально новым. Эта тенден­ция еще усиливается архи­тектурными журналами, ко­торые показывают здания как художественные объекты (как правило, незаселенные). Эти здания не воспринимаются таким именно образом теми людьми, кто их использует.

Журналы оказывают на сту­дентов-архитекторов большее воздействие, чем их учителя, хорошие или плохие. Похоже, что именно журналы дей­ствуют сильнее всего и на сознание по меньшей мере части практикующих архитек­торов. Однако сознание, ко­торое таким образом под­крепляется - установка на здание с мощной, если уда­ется, "образной" характерно­стью, не имеет ничего общего с установкой на то, чтобы создавать места для людей.

Стоит ли удивляться, что возникающая архитектура больна!

Она способна передавать свою болезненность людям, заставляя их скверно себя ощущать и даже действитель­но болеть, так что био­логические последствия в принципе могут быть измере­ны, хотя сегодняшнее знание в этом отношении еще нена­дежно. Дело обстоит тем ху­же, что не каждый заболе­вает от того, что вдыхает ра­дон, формальдегид или гриб­ковые споры: есть лишь об­щая тенденция. Тем больше возражений, когда мы пере­ходим к художественным качествам, которые как пра­вило трактуются как субъек­тивные, как роскошь, к кото­рой можно прибегнуть позже, когда решены практические вопросы, да еще если мы мо­жем себе ее позволить. Я придерживаюсь решительно противоположного взгляда.

Находясь в полном здравии перед тем, как от­правиться с сыном в поликли­нику, я выбирался из нее по­луживым после многочасового сидения в прямоугольного сечения туннеле коридора, расчерченного на квадраты, пахнущего пластиком, осве­щенного люминесцентными светильниками и перегретого. Тот же эффект бывает след­ствием грубого вандализма, с которым сооружения бывают буквально всажены в ни в чем неповинный ландшафт. Ар­хитектура может подавлять жизнь и даже раздавливать ее, если иметь в виду не одни только ощущения, но данное нам чувство тяготения к сво­боде. В одних местах человек ощущает себя не полноцен­ным гражданином, а одной лишь статистической едини­цей; в других - здания гро­моздятся над головой с выра­жением угрозы. Однако го­раздо чаще воздействие со стороны архитектуры куда бо­лее незаметно и лишь совсем недавно социальные и физио­логические эффекты опусто­шенной, резкой, неприязнен­ной архитектуры начали об­ращать на себя внимание.

Более полувека назад Рудольф Штайнер заметил, что "в мире ровно столько лжи и преступления, сколько есть пустоты на месте отсут­ствующего искусства". Он продолжал, что если бы люди были окружены живыми архи­тектурными формами и про­странствами, эти негативные тенденции попросту исчезли бы со временем. Когда я ус­лышал об этом впервые, то подумал: что за буржуазный вздор! В конце концов, пре­ступность имеет сложную ос­нову, в которой социально-экономическое неравенство играет огромную роль. Од­нако если расширить пред­ставление о преступности и включить в нее эксплуататор­ское насилие над людьми и их окружением, если признать, что мы говорим при этом не о неизбежности, но только о тенденции, то, что Штайнер имел в виду, становится по­нятнее.

Животные всегда оди­наково реагируют на стиму­лы, создаваемые окружением, тогда как люди обладают способностью выходить за рамки ситуации. Чтобы одна­ко подняться над уровнем бе­зусловных рефлексов, нужно, чтобы мы сознательно стро­или свои жизни. Ни один из нас в этом отношении несо­вершенен и именно поэтому в любой статической выборке обнаружится несколько веду­щих себя обособленно, но большинство будет реагиро­вать на определенные сти­мулы вполне предсказуемым образом.

В этом столетии мир стал свидетелем быстрой ур­банизации, которую нередко ассоциируют с разрушением привычной социальной опоры для традиционного мораль­ного кодекса. Несть числа социальным аспектам среды, с которой встречается совре­менный человек, но если ог­раничиться свойствами соб­ственно архитектурного ок­ружения, то придется при­знать, что главная тенденция века состояла в том, чтобы порождать формы, простран­ства, линии, цвета и пропор­ции (не говоря уже о состоя­нии воздуха, шумах, элек­трических полях и пр.), кото­рые словно отсасывают жиз­ненную энергию, мертвы по природе своей.

При эстетическом голодании эмоциональная часть человеческого существа ищет удовлетворения в переизбытке желаний. Обманчивая внешность, особенно во всем, что касается отделки, стала нормой. Нормой стали и стерильные интерьеры, качество которых зависит от тех же обманок - косметика поверхности, освещение, манипулирующее психологической обстановкой, оборудование, с помощью которого эти пространства только и становятся обитаемыми. Со всех сторон окружаемые жесткостью, резкостью форм, эстетическая чувствительность а в месте с ней и этическое равновесие оказываются притуплены. Не удивительно, что будучи окружены, как происходит с большинством из нас почти все время, безжизненными искусственными материалами, мы настолько стремимся огра­ничить свои стремления лишь тем, что реально можем при­обрести, что даже постара­лись закрепить это отношение в политических институтах.

Не приходится удивляться тому, что места подобные этому приобрели печальную извест­ность уровнем преступности. Де­ло не только и не столько в легкости условий для преступ­лений, но и в откровенно безликом, напрочь лишенном персональности, безжалостном и безлюбовном окружении.

Неотторжимые от дру­гих причинно-следственных цепочек, переплетенные с ними, таковые последствия строения мира, который мы создали вокруг себя. Однако же архитектура, хотя и возни­кающая из мертвого матери­ала, отнюдь не обязательно должна быть мертва: она мо­жет быть исполненной жизни. Создающие ее элементы и связи между ними могут "петь" и людское сердце может звучать в резонанс этой ме­лодии. Может быть иные ар­хитекторы могут считаться исключением, но большинство людей, не исключая меня са­мого, не смотрит обычно на окружение. Мы вдыхаем его. Мы разглядываем открытки или обозреваем виды с пред­назначенных для этого пло­щадок, и видимое может быть вполне занимательным.

Од­нако зрительный опыт трогает нам сердце только тогда, когда он входит в то, чем мы дышим; большую часть вре­мени мы вообще не замечаем наше окружение и тогда оно может тем сильнее воздей­ствовать на наше существо, не встречая осознанного со­противления. Фактически мы проводим так много времени внутриили рядом со здания­ми, что подавляющий объем нашего средового опыта ис­пытывает воздействие архи­тектуры.

Потенциально архи­тектура довольно опасное орудие. Среду можно исполь­зовать для манипулирования людьми: мы готовы принимать окружение как факт и так редко осознаем его, что оно вполне может использоваться для воздействия на наше по­ведение. Вовсе не обяза­тельно вспоминать нацистские стадионы с их мощно теат­рализованными приемами воздействия на настроение людских масс. Если мы входим в "бутик" с его настроением "вибрации", создаваемым му­зыкой, фактурами, цветом, уровнями и наклонными плос­костями, однако с концентра­цией светового потока на то­варе, которого модно кос­нуться, все желания обостря­ются, а их удовлетворение как бы само связывается с фактом покупки.

Усиление настроения превращается в манипуля­цию, если давление возрас­тает. Редко какой из супер­маркетов обладает хотя бы минимальными свойствами "приглашения", однако с по­мощью освещения, игры зна­ков и цвета, фоновой музыки в них деликатно усиливается возбужденность приобрете­ния. Достаточно сопоставить, сколько и каких полок с това­рами ярко освещены сияю­щим белым при теплых цветах выкладки и сколько погружены в голубоватые тона, чтобы увидеть признаки этого в лю­бом супермаркете в любом месте. Кое-что из этого явля­ется следствием ученой психо­техники, что-то рождено во­ображением декоратора, а что-то вообще свободно от сознательного намерения. Не только в магазине, не только ради денег или власти над другими людьми, но в любом аспекте средового проекти­рования мы должны признать, что все, что мы делаем, воз­действует на существо человека, на окружение, на дух места, на все мировос­приятие. За этим стоит целая система социальных, психо­логических, экологических по­следствий, и достаточно хотя бы короткое время пожить в резко ином окружении, чтобы признаться себе в том, на­сколько мы сами и наше об­щество сформированы своим окружением, идет ли речь о различении оттенков, о цен­ностях или о стиле жизни.

Архитектура столь сильный агент воздействия, что для всех важно, как она сделана. Очень важно. Сю­жетом этой книги служит именно этот вопрос: как ар­хитектура воздействует на человека и на облик Места, как подойти к проектирова­нию и строительству, чтобы нести в жизнь скорее здоро­вье, чем болезнь. Есть много способов работать с этой те­мой, но описывать вещи, ко­торые ты не пережил сам, чревато излишней абстра-гированностью, добрыми по­желаниями и пересказом из вторых рук. Хотя я пред­почитаю в связи с этим опи­сывать прежде всего то, что делаю сам, это отнюдь не отвергает иных способов, ко­торые более подойдут другим. Примеры, по необходимости, частные, локальные, тогда как сущности процессов, вызыва­ющих к жизни частный при­мер, имеют универсальный характер. Другим людям, в других местах, придется вы­рабатывать и иные решения.

Каждый из нас начинает жизнь по-своему и проходит через череду глу­боко персонального опыта. Уже поэтому чей-то личный стиль никогда не удовлетво­рит другого в полной мере. Стиль есть дело очень личное. Многие могут признавать и даже принимать чей-то стиль как своего рода символ вре­мени, однако если его не преодолеть в собственной работе, он не затрагивает ее существо.

Я всегда стремился обойтись без собственного стиля, но избежать его тенет довольно сложно. То, в чем я ищу вдохновения, это способ вглядывания в предметы, чтобы распознать, что они на самом деле суть и как они функционируют, и тогда соот­ветствующие им формы воз­никают словно сами собой. Это по-видимому справедливо для всех людей и в любом месте. Мой сюжет - соору­женное окружение, среда, мои примеры локализованы в месте и во времени, но сами предметы в равной степени справедливы для Англии или Новой Англии, городского пространства Токио или при­городов Сиднея, трущобных пригородов Южной Африки или лесов Скандинавии. Лю­бое здание, любое место, в любом природном или город­ском ландшафте, в любой культуре, любом климате, любой стране оказывает воз­действия, которые я описы­ваю. Где бы она ни возника­ла, как бы по-разному она ни выглядела, архитектуре не­обходимо иметь дело с этими сюжетами, чтобы стать архи­тектурой человеческого здо­ровья.