Андрей Державин покинул "Машину Времени", чтобы возродить "Сталкер": интервью с музыкантом. Подробная биография группы Машина Времени. Биография, дискография, информация. Рок-энциклопедия Один из клавишников машины времени

После того, как стало известно, что клавишник «Машины времени» Андрей Державин не примет участие в гастролях по Украине, появилось множество домыслов и версий о том, что же в действительности произошло в коллективе. СМИ и соцсети первым делом нашли "крымский след" в этой истории. Якобы, ещё в 2015 году менеджер группы Антон Чернин сообщал о расколе: что, мол, Державин и директор группы Владимир Сапунов выступили за присоединение полуострова к России, а бас-гитарист Александр Кутиков и Макаревич поддержали Украину.

Сами музыканты называют версию ухода Державина из-за Крыма фейком. Что бы там ни было, возможное его увольнение ординарным событием уже точно не назовёшь. К слову, предыдущий клавишник «Машины времени» Петр Подгородецкий, проработавший в группе почти 10 лет, также покинул её со скандалом. Уход его предшественников — Сергея Кавагое и Александра Зайцева — также сопровождался неприятными инцидентами. Обозреватель НСН решила разобраться в так называемом «проклятии клавишников» в «Машине времени».

ОТКУДА ХАЙП

История с отстранением Андрея Державина начала активно обсуждаться после поста в соцсети украинского журналиста Айдера Муждабаева , который и выдвинул версию ухода музыканта из-за его поддержки присоединения Крыма к России. «Если информация верная, то спасибо Андрею Вадимовичу (и, возможно, Александру Кутикову) за чёткое понимание ситуации. Ну и, конечно, хорошо, что украинцы своей принципиальностью помогли легендарным рокерам, друзьям Украины, избавиться от «русскомирного» дурака в их группе», — написал он в своем Facebook .

Бессменный лидер группы Андрей Макаревич в интервью «Комсомольской правде» назвал это ерундой. При этом он намекнул, что в группе есть некие «личные внутренние вещи», которые пока преждевременно обсуждать.

Личной инициативой неучастие Державина в украинском туре и бас-гитарист, вокалист и композитор «Машины Времени» Александр Кутиков . «Державин не едет на гастроли по Украине по собственной инициативе. Почему он не едет, это вопрос уже к нему, а не к нам. А слухи — это всё перепечатки каких-то журналистов, как и были перепечатки до официального заявления нашего директора Володи Сапунова о том, что его тоже отставили из коллектива. Это всё неправда», — заявил НСН музыкант.

При этом сам Владимир Сапунов в беседе с НСН , что покинул пост директора «Машины времени» ещё 2 ноября по собственной инициативе. Про возможный уход Державина он сказал, что клавишник не будет сопровождать коллектив только в туре по Украине. О его дальнейших перспективах в группе Сапунов говорить не стал.

Андрей Державин на просьбу НСН прокомментировать слухи о расколе внутри «Машины времени» из-за «крымского вопроса», отказом и повесил трубку.

Позднее в понедельник, 13 ноября, на странице Андрея Макаревича в Facebook появился многозначительный пост, где лидер коллектива отметил, что хорошая группа получается «только из разномышленников», и позиция Державина по Крыму его не интересует. «Группа — это особенное объединение, отношения музыкантов в ней очень близкие, почти (господа гусары, молчать!) интимные. Представьте себе, что жила много лет семья — и вдруг разбегается. Да они сами себе не всегда могут объяснить, что пошло не так. А тут их вызывают на суд общественности и кричат — признавайтесь, это вы из-за Крыма? Ну, правда, смешно», — написал музыкант в своем посте.

ЗАКЛЯТЫЕ КЛАВИШНИКИ

За почти полувековое существование «Машины времени» в коллективе сменилось четыре клавишника. Уход каждого из них был связан со скандальными историями — злоупотреблением спиртным, проблемами с дисциплиной и т.д.

Сергей Кавагое был сооснователем группы, в течение десяти лет играл на клавишных и на бас-гитаре. О причине его ухода из группы после одного из выступлений в 1979 году рассказывает музыкальный журналист Михаил Марголис в своей книге «Затяжной поворот: история группы «Машина времени». «У Кавагое с Маргулисом был ритуал: в середине концерта, когда Макаревич один исполнял пару песен под акустическую гитару, заскочить за кулисы и по-гусарски, винтом схватить по стакану спиртного. На концерте для авангардистов они схватили по паре». Вместе с Кавагоэ из коллектива ушёл и Евгений Маргулис .

Проблемы не только с алкоголем, но и с наркотиками, по воспоминаниям близких к коллективу людей, также были у еще одного клавишника — Александра Зайцева . В той же книге Михаила Марголиса приводится интервью бывшего участника «Машины времени» Максима Капитановского : «Заяц поступил тогда, как настоящий дурак. Запил, закололся, исчез, а потом вернулся, чуть ли не за полчаса до первого концерта во Дворце спорта, розовый, чисто выбритый, да ещё и нахамил Макаревичу, считая, что ничего плохого не сделал. И это после того как группа, разыскивая его, целую неделю обзванивала больницы, морги и т. п. Конечно, его сразу уволили».

Самым скандальным стало расставание с Петром Подгородецким — его уволили из коллектива в 1999 году после юбилейного концерта по случаю 30-летия рок-группы. Сам он говорил, что причиной стали разногласия политического характера. После своего ухода он крайне нелицеприятно отзывался о бывших коллегах.


В беседе с НСН на тему возможного увольнения Андрея Державина, Подгородецкий также не скупился на высказывания в адрес музыкантов коллектива. «Я считаю, что не коллективу с клавишниками не везло никогда, а наоборот, что клавишникам не везло с коллективом. Это проклятие «Машины времени», — заявил он.

Подгородецкий убежден, что клавишники всегда были лучшей частью рок-группы, что это «самые профессиональные музыканты». «Плюс Женя Маргулис — единственный из состава, кого я могу отметить. Остальное все — махровая самодеятельность», — поделился своим мнением с НСН Петр Подгородецкий.

ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ

Коллеги по цеху и российские журналисты версию о «проклятии клавишников» не поддержали. В беседе с НСН автор серии книг о музыке Александр Кушнир назвал тему с возможным уходом Державина «наглухо раздутой». Времена, когда группы представляли собой команду единомышленников, по его мнению, уже давно прошли, и совершенно нормально, что в рок-группе меняются участники. «Последние 40 лет формула модели рок-группы — это лидер, максимум два лидера, плюс аккомпанирующий состав. За исключением, может быть, «Би-2», где два лидера, рок-группы — «Мумий Тролль», «Наутилус Помпилиус», DDT — это лидер плюс некий оркестр, который может колебаться от двух до десяти человек. «Машина времени» — это Андрей Макаревич плюс аккомпанирующий состав, как бы кому-то это не было обидно», — заявил НСН Кушнир.

«Фейковой» называл эту новость и певец Юрий Лоза . Его удивило, что музыканты, которые проработали вместе столько лет, могли выгнать из коллектива участника из-за позиции по Крыму. «Кого выгнали? Андрюху? Что-то, крутовато, мне кажется. Потому что они вместе столько лет проработали, и выгнать на такой почве... Мне кажется, что эта новость — фейк. Не думаю, что из-за такой ерунды они будут расставаться», — заявил Юрий Лоза в комментарии «Федеральному агентству новостей».

Действительно ли Андрей Державин уйдет из группы и «проклятие клавишников» активируется в очередной раз, сейчас сказать сложно. Во всяком случае, на протяжении ближайших нескольких недель — пока не закончится гастрольный тур по Украине. Ну или пока не заговорит Державин...

Анна Гришко

Часто бывает так, что имя исполнителя или музыкального коллектива становится для миллионов людей символом прожитой ими эпохи - так тесно оно вплетается в их личные воспоминания, что становится их неотъемлемой частью. Для многих нынешних россиян, а в особенности для тех, чья молодость выпала на семидесятые и восьмидесятые годы, это, безусловно, группа «Машина времени». Состав, фото и описание творческого пути легендарного коллектива и будут темой нашей статьи.

Как всё начиналось

Все началось в далеком 1968 году, когда учениками московской школы № 19 была создана рок-группа, назвавшаяся The Kids. Нынешние старички хорошо помнят, что в те времена редко можно было найти школу, в которой бы не было своего вокально-инструментального ансамбля. Эта мода была данью всеобщего увлечения песнями тогдашних западных кумиров Beatles, и прочих обитателей музыкального Олимпа.

С английского языка название группы можно было перевести по-разному - «малыши», «ребята» и даже «козлята». Так вот, в первый состав этих «ребят-козлят» входили: Андрей Макаревич, его друг Михаил Яшин и две девочки-вокалистки - Лариса Кашперо и Нина Баранова. Подражая своим кумирам, группа без особого успеха выступала с англоязычным репертуаром на различных школьных вечерах и концертах самодеятельности. Забегая вперёд, следует сказать, что состав группы «Машина времени» на протяжении лет будет многократно меняться.

Английский вариант названия группы

Судьба подарила им шанс, когда в том же году у них в школе выступал профессиональный ВИА «Атланты», и его руководитель А. Сикорский на равных общался с молодыми музыкантами и даже в перерыве помузицировал с ними. Этот вечер помог ребятам поверить в себя. Уже на следующий год ими создаётся новая команда, в которую вошли их сверстники из соседней школы № 20 - такие же фанаты Beatles, как и они сами. Начало пути было положено.

Название группы взяли, как и в первом случае, английское - Time Machines, прообраз будущей «Машины времени», но во множественном числе. Первый состав «Машины времени» был сугубо мужским. В него вошли: Андрей Макаревич (гитара, вокал) - он будет неизменным участником всех последующих коллективов, Игорь Мазаев (бас-гитара), (ритм-гитара), Сергей Кавагоэ (клавишные), Павел Рубин (бас-гитара) и ударник Юрий Борзов. Из них в основном и будет сформирован будущий состав «Машины времени».

Несостоявшиеся архитекторы

В том же 1969 году состоялась первая запись песен Time Machines, выступавшей главным образом с репертуаром, составленным из кавер-версий хитов американских и английских групп, дополненных англоязычными композициями собственного сочинения. Лишь спустя некоторое время начал писать тексты песен на русском языке. Несомненно, что в этот период музыканты находились под влиянием популярного среди западной и советской молодёжи движения хиппи. Это отражалось и на их песнях, и на всём стиле жизни.

Семидесятые годы начинаются для двух участников группы Андрея Макаревича и Юрия Борзова с важного события - они поступают в Московский архитектурный институт, где, постигая секреты зодчества, продолжают занятия музыкой. Там же знакомятся с Алексеем Романовым, которому вскоре предстояло войти в состав «Машины времени», а чуть позже - и с А. Кутиковым, который в 1971 году был приглашён в группу на место ушедшего в армию И. Мазаева.

Официальное появление названия группы

Вначале семидесятых коллектив продолжал оставаться самодеятельным, и его состав неоднократно менялся. В эти годы Time Machines с успехом выступает в бит-клубе, созданном тогда в Москве под патронажем Горкома комсомола. Любопытно, что годом ранее их туда не приняли из-за «низкого исполнительского уровня». Кстати, в начале карьеры группе Beatles по той же причине было отказано в записи песен.

Русскоязычное и знакомое всем название группы впервые официально появилось в 1973 году и навсегда закрепилось за коллективом. Вплоть до 1975 года он переживал тяжкий период, выступая на танцплощадках и случайных концертах. За этот период состав «Машины времени» неоднократно менялся. В этом коллективе успели побывать пятнадцать музыкантов. Проблемы возникли и в жизни лидера группы А. Макаревича. Из-за конфликта с руководством архитектурного института он был отчислен под формальным предлогом.

Признание профессионализма

Популярность группы стремительно возросла, когда после знакомства в 1976 году на Таллиннском фестивале с Борисом Гребенщиковым она получила возможность часто гастролировать в Ленинграде. В городе на Неве она пользовалась неизменным успехом. К этому же периоду относится начало экспериментов со звуком. Состав «Машины времени» в 1977 году пополняется за счёт саксофониста Е. Легусова и трубача С. Велицкого. Это придало песням в их исполнении новую выразительность.

В 1980 году, став, наконец, профессиональным коллективом, группа получает официальный статус при Росконцерте. Её художественным руководителем назначается О. Мелик-Пашаев, а музыкальным - А. Макаревич. В этот год грандиозный успех ожидал «Машину времени» на фестивале в Тбилиси, где она удостоилась главной премии, и благодаря которому появился первый альбом, выпущенный фирмой «Мелодия».

Творчество жить вне идеологических рамок

Те, чья молодость прошла при социализме, помнят, как советская идеология, лживая и лицемерная по своей сути, наполняла собой все сферы жизни, а массовое искусство томилось под её особо жестким контролем. Чтобы зрители увидели новую программу, она должна была получить утверждение в различных инстанциях и художественных советах, где её судьбу решали люди, ничего не смыслившие в искусстве и принимавшие во внимание лишь соответствие требованиям текущей линии партии.

Успех «Машины времени» на Тбилисском фестивале объясняется не только художественными достоинствами исполнения композиций. Это был, по сути, первый случай, когда на официальной советской эстраде появились музыканты, резко выделявшиеся из общей безликой, но идеологически выдержанной массы. Недаром обескураженные их феноменальным успехом организаторы концерта приняли меры к тому, чтобы музыканты-победители покинули фестиваль ещё до его завершения.

Триумф в городе на Неве

В восьмидесятые годы популярность группы в Москве и Ленинграде приняла невиданные до тех пор масштабы. По воспоминаниям очевидцев, ажиотаж на их гастрольных концертах был сопоставим лишь с безумием времён «битломании». Дворец спорта, где проходили выступления, был атакован тысячами подростков, а доставлявших музыкантов, вынуждены были прибегать к объездным манёврам, чтобы спасти от восторженной толпы состав «Машины времени». 1980 год стал началом их небывалого взлёта.

Итог двадцатилетнего пути

В начале девяностых годов наступает время подводить первые итоги. Идеологической цензуры больше не существует, и Андрей Макаревич выпускает свою книгу «Всё очень просто», в которой рассказывает обо всём, что пришлось пережить группе за прошедшие двадцать лет. «Машина времени» по-прежнему в числе самых популярных музыкальных коллективов страны. Она принимает участие во многих фестивалях и часто путешествует с гастрольными программами. За счёт того, что перестройка открыла возможность беспрепятственно выезжать за рубеж, география их поездок значительно расширилась, включив в себя многие страны мира.

Состав «Машины времени», к этому моменту в основном уже сложившийся и проверенный временем, периодически пополняется приглашёнными музыкантами, среди которых Павел Рубин, Алик Мазаев и ряд других имён, хорошо известных любителям рока. Без участия Андрея Макаревича и его команды в девяностые годы не обходится ни одна новогодняя программа и ни один сколько-нибудь заметный фестиваль.

Жизнь группы в нелёгкие девяностые

Свой двадцатипятилетний юбилей группа отметила в 1994 году грандиозным концертом на Красной площади, в котором вместе с ними на сцену поднялись многие популярнейшие музыкальные коллективы страны. Их официальное положение во многом упрочилось за счёт той поддержки, которую они оказали Борису Ельцину, участвуя в 1996 году в акции «Голосуй или проиграешь», ставшей частью его предвыборной кампании.

В начале двухтысячных годов состав группы «Машина времени» пополнился клавишником Андреем Державиным. В их истории начинается очередной этап, включивший в себя большую работу, связанную с поисками новых форм звучания и использования различных аудио-эффектов. Одновременно коллектив не прекращает концертной деятельности и выпуска дисков, как на российских студиях, так и за рубежом. В частности, их альбомы выпускаются знаменитой английской компанией Sintez Records, прославившейся производством записей группы Beatles.

События последнего десятилетия

Второе десятилетие XXI века Макаревич начинает с выпуска трёх своих новых книг, быстро ставших популярными среди меломанов всех возрастов. В 2012 году в прокате появился посвящённый им фильм, снятый М. Капитановским. Он назывался «The Таймашин: Рождение эпохи» - это буквальное повторение того, как была обозначена в 1983 году в чёрном списке идеологически ненадёжных музыкальных коллективов «Машина времени».

Состав группы за всю историю её существования многократно менялся. Не был исключением и 2012 год. В конце июня её покинул Е. Маргулис, отдавший предпочтение развитию собственного проекта. Вскоре его место занял Игорь Хомич, сотрудничавший прежде с группой «Калинов мост». В 2014 году с большим успехом прошёл юбилейный благотворительный концерт на площадке перед спортивным комплексом «Лужники», в котором выступила и группа «Машина времени». Состав 2014 года не претерпел изменений, и на своём 45-летии команда исполнила наиболее популярные хиты.

Тревоги наших дней

В начале февраля 2015 года почитатели группы были встревожены появившейся в прессе информацией о якобы произошедшем внутри коллектива расколе, связанном с различной позицией его членов относительно событий на Украине. Эта информация казалась вполне вероятной, так как за последнее время политические вопросы стали волнующей темой обсуждения для многих людей. К счастью, вскоре этому последовало опровержение.

Напоследок назовем состав группы «Машина времени» 2015 года, оставшийся неизменным и до сего дня: Андрей Макаревич (гитара, вокал), (вокал, бас-гитара), Валерий Ефимов (ударные) и Андрей Державин (клавишные, бэк-вокал).

Источник текста - Wikipedia
Начало биографии группы "Машина Времени ". 1968 - весна 1970.
Школа № 19 (имени Белинского) Москва, Кадашёвский 1-й пер., д.3а. Здесь образовалась группа «Машина времени»Предшественником «Машины времени» была группа под названием «The Kids», образовавшаяся в 19-й московской школе в 1968 году. В неё входили:

Андрей Макаревич - гитара
Михаил Яшин (сын поэта и писателя Александра Яшина) - гитара
Лариса Кашперко - вокал
Нина Баранова - вокал

Группа пела англо-американские народные песни, выступала на школьных вечерах. Записи не сохранились, только одну из песен того периода можно услышать на диске «Неизданное» - эта песня «This Happened to Me», в которой пелось о несложившейся любви и расставании. Группа давала концерты в московских школах, где удавалось договориться, особого успеха не имела, хотя часто выступала на вечерах школьной самодеятельности.

Переломным, по воспоминаниям Макаревича, стал день, когда в школу приехал с концертом ВИА «Атланты», руководитель которого Александр Сикорский разрешил молодым музыкантам в перерыве сыграть пару песен на их аппаратуре и даже сам подыграл школьникам на бас-гитаре, с которой те были совершенно незнакомы. После этого события в 1969 году из старшеклассников двух московских школ формируется первый состав группы, получившей название «Time Machines» (по-английски, во множественном числе, по аналогии с «Beatles», «Rolling Stones» и другими западными группами). Название группы придумал Юрий Борзов. В группу входят ученики школы № 19: Андрей Макаревич (гитара, вокал), Игорь Мазаев (бас-гитара), Юрий Борзов (ударные), Александр Иванов (ритм-гитара), Павел Рубин (бас-гитара), а также учившийся в соседней школе № 20 Сергей Кавагоэ (клавишные).

После образования группы сразу же происходит внутренний конфликт из-за репертуара: большинство хочет петь песни «Битлз», Макаревич настаивает на исполнении менее известного западного материала, мотивируя это тем, что «Битлз» слишком хорошо поют и непрофессиональное подражание им будет выглядеть жалко. Группа раскалывается, Кавагоэ, Борзов и Мазаев пытаются организовать группу в школе № 20, но попытка оказывается неудачной и вскоре происходит воссоединение «Time Machines».

В этом составе была сделана самая первая магнитофонная запись, из одиннадцати англоязычных песен, написанных участниками группы. На концертах группа исполняет кавер-версии песен английских и американских групп и свои песни на английском, написанные в подражание, но очень быстро в репертуаре появляются и собственные песни на русском языке, тексты для которых пишет Макаревич. Большое влияние на стилистику группы оказали принципы движения хиппи, ставшие популярными среди части советской молодёжи в начале 1970-х.

Оставшиеся после окончания школы участники (1970-1972):
Андрей Макаревич - гитара, вокал
Сергей Кавагоэ - клавишные
Игорь Мазаев - бас-гитара
Юрий Борзов - ударные

Андрей Макаревич и Юрий Борзов поступают в МАРХИ, где происходит знакомство с Алексеем Романовым, игравшим в институтской рок-группе. 8 марта 1971 года в МАРХИ прошёл концерт группы, на котором состоялась встреча приглашенного туда Кутикова с Макаревичем.

В 1971-v году группа некоторое время базируется в ДК «Энергетик». В первые годы состав остаётся нестабильным, а коллектив самодеятельным. Осенью 1971 года Кавагоэ приглашает на место Мазаева, призванного в армию, Александра Кутикова (первый концерт с его участием состоялся 3 ноября 1971 года), затем, уже с подачи Кутикова, Макс Капитановский, ранее игравший в группе «Второе дыхание», садится за барабаны вместо Борзова, ушедшего в группу Алексея Романова. В 1972 году Капитановского тоже призывают в армию, и Сергей Кавагоэ, чтобы не искать в группу нового человека, пересаживается за ударные. Несмотря на полное незнакомство с барабанами, он очень быстро учится играть и остаётся ударником группы вплоть до 1979 года. До середины 1970-х основной тройкой музыкантов остаются Макаревич (гитара, вокал), Кутиков (бас-гитара) и Кавагоэ (ударные); остальные участники постоянно меняются.

Летом 1972 года Кутиков и Макаревич приглашаются сессионными музыкантами в состав известной в то время группы «Лучшие годы» («The Best Years») во главе с Ренатом Зобниным; музыканты соглашаются, так как из-за занятости Кавагоэ, решившего поступать в МГУ, «Машины» всё равно не могут в это время выступать в полном составе. Группа едет на Чёрное море выступать перед отдыхающими в международном студенческом лагере «Буревестник-2». На концертах в основном исполняются «один в один» хиты западных групп (поёт Сергей Грачёв), но часть программы отводится песням из репертуара «Машин Времени» в исполнении Макаревича. По возвращении с юга совместные выступления некоторое время продолжаются, но вскоре альянс распадается. На некоторое время после развала в «Машинах» задерживается барабанщик «Лучших годов» Юрий Фокин и ещё около года на клавишных периодически играет Игорь Саульский.

В 1973 под давлением публики название группы меняется на единственное число - «Машина времени». Некоторое время в «МВ» поёт Алексей Романов, будущий основатель «Воскресения»; он становится первым и единственным «освобождённым вокалистом» группы за всю её историю. Романов задерживается ненадолго и вскоре покидает группу. Фирма «Мелодия» выпускает виниловый диск с записью вокального трио «Зодиак» (трио Дмитрия Линника) в сопровождении «Машины времени». Это становится первым упоминанием группы в официальных анналах. Как писал Макаревич, «… даже такой пустячок помогал нам существовать: в глазах любого чиновного идиота ансамбль, имевший пластиночку, - это уже не просто хиппари из подворотни».

С осени 1973 до начала 1975 года группа пережила «смутное время», выступала на танцплощадках и сейшенах, играла «за стол и кров» на южных курортах и часто меняла состав. За полтора года через группу прошло не менее 15 музыкантов.

Осенью 1974 года Макаревича под формальным предлогом отчисляют из института и он устраивается на работу архитектором в «Государственный институт проектирования театров и зрелищных сооружений» («Гипротеатр»). Происходит первый опыт киносъёмок - группу приглашают сняться в эпизоде фильма «Афоня» режиссёра Георгия Данелии в роли самодеятельной группы на танцах. Данелия официально покупает для фильма права на две песни, и после съёмок группа получает первый официальный гонорар, 600 рублей (по тем временам - зарплата типичного служащего или инженера за 4-5 месяцев), который тратится на покупку магнитофона «Грюндиг ТК-46», в последующие годы заменявший группе студию. В окончательной версии фильма почти все кадры с «Машиной времени» оказываются вырезаны - группа появляется буквально на несколько секунд, хотя песни звучат несколько дольше.

В 1974 году из-за многочисленных конфликтов с Кавагоэ Кутиков уходит в группу «Високосное лето». Через несколько месяцев он возвращается, но летом 1975 года снова уходит в ВИА при Тульской государственной филармонии. Кавагоэ и Макаревич быстро находят гитариста Евгения Маргулиса, обладающего характерным «блюзовым» голосом. Макаревич сразу же предлагает Маргулису играть на бас-гитаре, на что тот легко соглашается, хотя честно предупреждает, что никогда не держал баса в руках. Тем не менее, он быстро осваивает новый для себя инструмент; с тех пор Макаревич играет исключительно на соло-гитаре. В группе Маргулис начинает писать и исполнять песни с уклоном в блюз.

На последующие четыре года тройка Макаревич - Кавагоэ - Маргулис становится ядром группы, периодически дополняемым одним-двумя сессионными музыкантами. В 1975 году Элеонора Беляева приглашает «Машину времени» записаться на ТВ в «Музыкальном киоске». За два дня в профессиональной студии звукооператор Владимир Виноградов записывает семь песен: «Солнечный остров», «Марионетки», «В круге чистой воды», «Флаг над замком», «Из конца в конец», «Черно-белый цвет» и «Летучий голландец». В телеэфир группу не допускают, но первая качественная студийная запись собственных песен «МВ» тут же тиражируется и стихийно распространяется по стране.

В 1976 году «машинисты» приезжают на фестиваль «Таллинские песни молодёжи-76» в Эстонии, где с удивлением узнают, что песни «Машины» известны за пределами Москвы. На фестивале группа получает первый приз, там же происходит знакомство с Борисом Гребенщиковым, благодаря которому начинаются периодические самодеятельные гастроли в Ленинграде. На полгода в группу приходит Юрий Ильченко (ранее - солист ленинградской группы «Мифы»). После его ухода группа играет втроём (Макаревич, Маргулис и Кавагоэ), в 1977 году снова выступает в Таллине, правда, с меньшим успехом, чем в первый раз.

Начинаются эксперименты со звуком: в группу приглашается духовая секция, первоначально в составе саксофониста Евгения Легусова и трубача Сергея Велицкого; в 1978 году Велицкого сменил Сергей Кузминюк. За звук тогда отвечал Игорь Кленов. В марте 1978 года свет увидел магнитоальбом «День рождения», собранный Андреем Тропилло из отдельных записей. Он взял записи, которые привозил Макаревич (Тропилло тогда проводил подпольные сейшены) и растиражировал эту плёнку в количестве 200 штук. Весной 1978 года Артемий Троицкий везёт «Машину» в Свердловск, где группа выступает на фестивале «Весна УПИ». Выступление получается скандальным - группа своим видом и репертуаром совершенно выбивается из общего ряда выступавших там «политически благонадёжных» ВИА.

Летом 1978 года «машинисты» узнают, что Кутиков, работавший в речевой студии ГИТИСа, нашёл возможность организовать там в нерабочее время запись группы «Високосное лето» (где он тогда играл). Макаревич просит Кутикова помочь записаться и «Машине»: тот соглашается. Примерно за две недели по ночам группа записывает 24 песни, исполняемых на этот момент на концертах. В записи использовалось наложение с перезаписью и два магнитофона с плохо настроенными трактами, звучание гитар и ритм секции на фоне голоса оказалось «тусклым». Запись тут же копируют, она расходится по стране (как утверждает Макаревич - без ведома и согласия группы) и приносит группе широкую известность. Оригинальная версия записи была утеряна, в 1992 году с копии, сохранившейся у Градского, был оцифрован и издан альбом под названием «Это было так давно…». Впоследствии в интернете не раз упоминалось о существовании более качественной копии записи в ГИТИС’е, но официально она не издавалась. Существуют также записи ряда песен «Машины времени», сделанные в той же студии, но в другое время, отличающиеся техническими особенностями.

Осенью 1978 года группе звонит тогда ещё неизвестный Ованес Мелик-Пашаев и предлагает выступить за большие деньги в стройотряде в Печоре, одновременно предложив себя в качестве клавишника. Выступления в «полевых» условиях (на лесной полянке и в маленьком сельском клубе) приносят более чем приличный доход, и Пашаев закрепляется в группе, работая на концертах как звукорежиссёр, но в основном выполняя функции администратора группы. Пользуясь своими богатыми связями, он занимается организацией выступлений. Коммерческая деятельность Мелик-Пашаева приносит плоды: по воспоминаниям Сергея Кавагоэ, в последний год подпольного существования музыканты зарабатывали концертами более тысячи рублей в месяц каждый (зарплата инженера на заводе в то время составляла около 120-150, квалифицированного рабочего - около 200 рублей в месяц).

Той же осенью 1978 года группа расстаётся с духовой секцией. Появляется Александр Воронов, играющий на синтезаторе собственного изготовления, но не приживается в команде и вскоре уходит. 28 ноября 1978 года группа участвует на открытии Первого фестиваля рок-музыки «Черноголовка-78». Первое место поделили как раз «Машина времени» и «Magnetic Band», второе заняло «Високосное лето». Самое интересное то, что «Машина времени» и «Magnetic Band» опять поделят первое место через полтора года на фестивале «Тбилиси-80».

В конце 1978 года на 1979 год создаётся программа «Маленький принц», по одноимённой сказке Антуана де Сент-Экзюпери, представляющая собой концерт «Машины времени», где в течение первого отделения песни перемежались с текстовыми интерлюдиями из книги, подобранными более или менее созвучно текстам исполняемых песен. Впоследствии с 1979 по 1981 год программа менялась, отличалась составом, аранжировками, в неё были включены новые прозаические и стихотворные фрагменты, в том числе и других авторов. Тексты сначала читал Андрей Макаревич, а в феврале 1979 года специально для исполнения литературной части программы в качестве чтеца в группу был приглашён Александр Бутузов («Фагот»).

В феврале 1979 года Андрей Тропилло записал «Маленького принца» во время одного из выездов «Машины Времени» в Ленинград и распространил катушки с записью. Эта запись «Маленького принца» - единственная известная запись программы в её раннем варианте и со старым составом группы. В 2000 году на компакт-дисках издан более поздний вариант.

К весне 1979 года между двумя основателями группы - Макаревичем и Кавагоэ, - вызревает конфликт. Макаревич в книге «Всё очень просто» говорит о творческом кризисе и личном конфликте между ним и Сергеем Кавагоэ. По версии Подгородецкого (пришёл в группу позже и лично свидетелем событий не был) имел место крупный скандал, связанный с финансовыми вопросами, кроме того, Кавагоэ и Маргулис были против стремления Макаревича вывести группу из андеграунда на профессиональную сцену. Окончательный раскол группы происходит после организованного Макаревичем, вопреки активному нежеланию Кавагоэ, концерта в помещении подвала только что образованного «Горкома графиков» - комитета художников-авангардистов на Малой Грузинской. По словам Макаревича концерт проходит отвратительно (его коллеги в своих воспоминаниях уточняют, что Кавагоэ, Маргулис и Мелик-Пашаев перед концертом явно перебрали со спиртным и откровенно дурачились на сцене). В тот же вечер после концерта группа собирается в квартире Мелик-Пашаева, где хранили аппаратуру, и Макаревич объявляет о своём уходе из группы, приглашая за собой «всех, кроме Кавагоэ». Маргулис, на которого Макаревич очень рассчитывал, уходит с Кавагоэ. В «Машине времени» с Макаревичем, единственным музыкантом, остаются Мелик-Пашаев, Бутузов и техники Короткин и Заборовский.

В мае 1979 года Кутиков, игравший тогда в «Високосном лете», предлагает Макаревичу воссоздать «Машину времени» с ним и ударником «Високосного лета» Валерием Ефремовым. На место клавишника приглашается Пётр Подгородецкий, недавно демобилизовавшийся из армии; профессиональный пианист, он производит на Макаревича огромное впечатление своей фантастической работоспособностью и умением играть всё, что угодно. Кутиков с Подгородецким были знакомы до «Машины», поскольку за 2 недели до прибытия в «Машину» он был взят в состав «Високосного лета». В этом составе группа репетирует программу, в состав которой входят новые песни «Право», «Кого ты хотел удивить», «Свеча», «Будет день», «Хрустальный город», «Поворот» и другие. Подгородецкий пишет для группы несколько песен с юмористическим уклоном, которые исполняет сам.

К концу 1979 года прессинг партийных органов и милиции делает всё более затруднительной «подпольную» концертную деятельность. К группе специально прикрепляют «куратора» из отдела культуры горкома КПСС Москвы. Макаревич вынашивает идею выхода из подполья и включения группы в состав одного из государственных творческих объединений. Ведутся переговоры, в том числе, с Театром на Таганке. В итоге группа получает предложение от «Росконцерта», и в ноябре 1979 года входит в состав труппы Московского Гастрольного Областного Театра Комедии. Забавно, что партийный куратор, довольный уходом скандальной группы из-под его опеки, даёт «Машине времени» блестящую характеристику. В театре основным занятием музыкантов становится исполнение песен, встроенных в спектакли, что даёт возможность обходить запрет на частные концерты (по словам Макаревича: «можно было спокойно заниматься своей музыкой и своими песнями, и тогда уже сейшн становился не криминально-подпольным мероприятием, а вполне легальной творческой встречей с артистами известного театра»). Театр же, получив возможность писать на афишах «с участием группы Машина времени », резко увеличивает сборы.

1980-е: работа в «Росконцерте».
Работа «Машины времени» в составе театра продолжается всего несколько месяцев. В январе 1980 года руководство «Росконцерта» решает, что выгоднее использовать группу по прямому назначению, и предлагает представить собственную концертную программу. Программа концерта в одном отделении проходит худсовет и весной 1980 года «Машина времени» получает статус самостоятельного ансамбля при «Росконцерте» и начинает собственную гастрольную деятельность. Ованес Мелик-Пашаев официально становится «художественным руководителем» группы, а Андрей Макаревич мелким шрифтом на афишах указывается как «музыкальный руководитель».

Андрей Макаревич получает грамоту от Юрия Сергеевича Саульского на фестивале Тбилиси-80В новом составе группа триумфально 8 марта 1980 года дебютирует на Тбилисском рок-фестивале 1980 года, где же получает первую премию за песни «Снег» и «Хрустальный город», опередив «Автограф» и «Аквариум».

Популярность группы выходит из андеграунда и превращается во всесоюзную. «Машину времени» постоянно крутят по радио, популярными становятся песни «Поворот», «Свеча», «Три окна». «Поворот» на 18 месяцев возглавляет хит-парад «Звуковой дорожки» «Московского комсомольца» (единственный на тот момент официально существующий советский хит-парад). Крупными тиражами расходятся подпольные магнитоальбомы, одним из источников которых становится студийная запись «Машины времени» - «Москва - Ленинград», полуподпольно сделанная летом 1980 года во время гастролей группы в Ленинграде звукорежиссёром Андреем Тропилло на ленинградском филиале «Мелодии».

Во второй половине 1980 года делается попытка восстановить «Маленького принца» в качестве отдельной программы, концерт репетируется, шьются костюмы, программа успешно проходит несколько худсоветов, билеты на представление в «Театре эстрады» уже поступают в кассы и мгновенно раскупаются. Однако накануне первого концерта на утверждение программы прибывает чиновник из ЦК КПСС Иванов; по его указанию программу не принимают, концерты отменяются. До 1981 года группа продолжает использовать на концертах литературные фрагменты, зачитываемые между песнями, но осенью Бутузова увольняют из группы и эта практика прекращается. Негативная реакция ЦК приводит к тому, что «Машине времени» вплоть до 1986 года вообще не разрешают выступать с концертами в Москве. За эти шесть лет «Машина» успевает объехать с гастролями практически весь Советский Союз.

Андрей Державин покинул "Машину Времени", чтобы возродить "Сталкер": интервью с музыкантом

Музыкант Андрей Державин живет сегодня в режиме перезагрузки. В интервью НELLO! он рассказал, что решил вернуть к жизни легендарную группу 90-х "Сталкер", лидером которой был. Для этого он покинул "Машину Времени" - ее клавишником он являлся с 2000 года.

Старенький примитивный синтезатор, ва-реные безразмерные куртки, прически с выбритыми висками, белые кроссовки - эстетика 80-х сегодня актуальна едва ли не больше, чем в самих 80-х. Талантливые провинциалы, они ворвались на эстраду и довольно быстро стали лидерами хит-парадов. Успех обеспечивали лиричные тексты и запоминающиеся мелодии песен "Сталкера".

Музыку писал создатель группы (он же клавишник, аранжировщик и вокалист) Андрей Державин. Ребята работали в жанре поп--музыки. Они не были профессиональными музыкантами, но у "Сталкера" было свое, ни на кого не похожее звучание благодаря компьютерам, синтезаторам, сэмплерам и другой технике. Хиты группы "Не плачь, Алиса", "Наташа", "Веселые качели", "Первые цветы" до сих пор узнаются с первых нот. И не важно, воспринимаются они всерьез, с долей иронии или ностальгии, - равнодушным не остается никто.

В 2000-м Андрей принял предложение войти в состав группы "Машина Времени" в ка-честве клавишника. Теперь и этот этап жизни позади. Поклонников былого "Сталкера" ждет встреча с обновленной группой и ее фронтменом, который, по его словам, остался прежним, если не считать прически...

"18 лет в "Машине времени" -- замечательные годы, яркие и полные событий. Но время идти дальше" - говорит Державин (на фото - архивный снимок)

Андрей, давно хотели возродить проект?

Вывести "Сталкер" из тени хотел давно: друзья, поклонники и близкие говорили мне об это постоянно. А решение я принял в минувшем году и сразу же начал этим заниматься. Сегодня мы уже дали несколько пробных концертов, убедились в том, что это интересно не только нам. А сейчас заканчиваем репетировать программу большого тура, который должен состояться в городах России, СНГ, Прибалтики и других стран в течение ближайших двух лет. Слава богу, пока все получается.

Состав "Сталкера" со-хранен?

Из прежнего состава со мной сегодня Сережа Костров, мой друг и соратник, автор большинства текстов песен.

А песни? Звучать будут новые или старые?

В программе концерта и самые первые сталкеровские песни - "Звезды", "Ночной город", "Я верю", и более поздние - "Брат", "Алиса", "Журавли", "Та, которая уходит в дождь", а также многие другие. Мы сознательно не стали делать ремейков, а решили оставить оригинальное сталкеровское звучание, но сделали это с применением лучших сегодняшних технологий. Мне в этом очень помогли замечательные музыканты и продюсеры Александр Лев и Александр Хьюман. Вообще, одно из моих любимых мест - студия, которая существует с момента рождения группы "Сталкер". И я решил провести в ней эксперимент - "подружить" наш первый флоппи-дисковый компьютер из 80-х с сегодняшним супермощным! Поверьте, это были непередаваемые ощущения, когда что-то там по-хрустело-пошумело, а потом вдруг заиграло! Мы фактически услышали свое оригинальное звучание из того времени и легко перенесли его в сегодняшний день. Оказалось, это звучит драйвово.

Первый состав группы "Сталкер" - Виталий Лихтенштейн, Сергей Костров, Андрей Державин, Александр Чувашев

Можно сказать, вы вступаете в четвертую серию своей жизни? Первая - сталкеровская провинциальная юность; потом - всесоюзная известность, хит "Не плачь, Алиса", толпы поклонниц; третья серия - музыкант "Машины Времени". И вот теперь - возрождение группы "Сталкер"...

Серии, может, и разные, но жизнь одна. Я родился в маленьком городе Ухта на Крайнем Севере, ходил в школу, увлекался спортом и музыкой. Мечтал. Но я и вообразить не мог, что музыка станет моей профессией, что я побываю почти во всех уголках земного шара, а самое главное - что встречу такое количество замечательных людей. Знаете, мне очень повезло!

Вы начали выступать будучи студентами Ухтинского индустриального института. Как вспоминаете те годы?

Мы работали без выходных, умудрялись давать по несколько концертов в день. Возили с собой гору аппаратуры, сделанной собственными руками. Мотались по глубинке в плохо отапливаемых автобусах. Условия, мягко говоря, не сахар. Но так жило большинство артистов в те годы. Однако, несмотря на трудности, мы были счастливы, потому что каждый вечер в зал приходили люди, встречи с которыми мы ждали больше всего.

Студенты Ухтинского индустриального института. Непрофессиональные музыканты на ощупь искали свой стиль. Конечно, им нужно было на кого-то ориентироваться. Такими ориенти-рами для них стали Secret Service, a-ha, Alphaville, Nik Kershaw, Savage, ABBA

Вы тогда были женаты?

У меня ощущение, будто я родился сразу женатым. (Смеется. ) С Леной мы познакомились, когда она оканчивала десятый класс. Она нравилась многим ребятам, а я терялся в догадках, как добиться ее внимания. И вот что было потом. Сестра моей мамы работала завучем в школе, где училась Лена, и я уговорил ее разрешить мне с моим самодеятельным ансамблем выступить у них на выпускном вечере. Мы разучили самые пронзительные песни о любви, весь вечер я старался петь как со-ловей, мне казалось, что успех обеспечен. А потом в институте, когда мы познакомились по-настоя-щему, выяснилось, как я заблуждался насчет эффектности того шоу.

Каким вас Елена полюбила - красавцем в клешах и цветастом батнике?

У меня тогда были усы, как мне казалось, очень красивые, и, пожалуй, это все по части красоты. (Смеется. ) Знаете, если серьезно, мне невероятно повезло в личной жизни. Потому что, во-первых, моя жена - красавица, во-вторых, - умница, а в-третьих, она столько лет терпит меня. А самое главное - она необыкновенная мама наших двоих детей. Хочу через ваш журнал, который, знаю, она будет читать, еще раз признаться Лене в любви!

Когда вы приехали покорять Москву, как встретил вас столичный шоу-бизнес?

Конечно, никто не расстилал ковровых дорожек. Однако локтями мы не работали. Просто ежедневно делали то, что должны были делать, а не сидели сложа руки в ожидании чудес. И хотя нам казалось практически невозможным попасть на Всесоюзное телевидение и радио или выступить на сценах "Олимпийского" и ГЦКЗ "Россия", вскоре это случилось. Случилось благодаря поддержке многих людей, без которых мы вряд ли добились бы успеха.

И пришла известность. Страдали от поклонниц?

Страдал, страдаю и... готов дальше страдать! (Смеется. ) Любой, кто ответит на этот вопрос, что, мол, да, я настрадался, слукавит. Прекрасно, что девушки симпатизируют артистам, спортсменам, приходят на концерты, дарят цветы, болеют на соревнованиях - это огромный источник вдохновения. Кстати, сегодня на наши концерты приходят не только юные девушки. Аудитория расширилась - сейчас это уже и девушки с мужьями, и с подросшими детьми. (Смеется. )

С "Машиной Времени" простились?

Разве можно проститься с тем, что любишь с юности? Просто в этом году начали пересекаться наши гастрольные графики, и мы решили, что лучше будет найти мне замену. Подводить друзей - не в моих правилах.

В 1996 году Андрей Державин начал сольную карьеру. В 2000-м получил предложение от "Машины Времени" войти в состав группы

Вам в этом году - 55 лет. Вы молодо выглядите и вообще производите впечатление цельного человека. Как вам это удается?

Даже не знаю, что ответить, а надо бы поумничать? Наверное, все дело в ежедневном приеме алкоголя, но - в небольших дозах и в хорошей компании! (Смеется. )

Текст: Марина Бойкова

Уход сразу двух человек из группы связывают с политикой: в прессе появилась информация о том, что Макаревич уволил Державина из-за его позиции по Крыму. Музыкант, в отличие от бессменного руководителя группы, поддержал воссоединение республики с Россией в 2014 году.

ПО ТЕМЕ

Андрей Державин пока не прокомментировал свой уход из "Машины времени". Зато Владимир Сапунов подтвердил, что перестал быть директором со 2 ноября. "Мне было просто сказано: "Владимир Борисович, мы с вами больше не работаем", – сообщил Сапунов в интервью "АиФ".

Сам Макаревич информацию о фактическом распаде группы не комментирует, он лишь сказал, что отсутствие Андрея Державина в ее составе на предстоящих гастролях по Украине не связано с политикой.

Напомним, что разногласия по крымскому вопросу в прославленном коллективе возникли в 2014 году. Андрей Макаревич и бас-гитарист Александр Кутиков оказались на стороне Киева, Андрей Державин и Владимир Сапунов подписали письмо в поддержку возвращения Крыма в состав России.

Группа "Машина времени" была создана Андреем Макаревичем в 1969 году, в разные годы в ней играли и пели известные музыканты. Евгений Маргулис уходил из коллектива два раза – в 1979 году и в 2012-м после возвращения в 90-м. Петр Подгородецкий покинул группу в 1999 году, на его место был приглашен Андрей Державин.

Известный российский музыкант Юрий Лоза в комментарии ФАН сказал, что не верит в уход Державина из "Машины времени". "Кого выгнали? Андрюху? Чет крутовато, мне кажется. Потому что они вместе столько лет проработали – и выгнать на такой почве... Мне кажется, что эта новость – фейк", – заявил Лоза.

Ранее украинский журналист Айдер Муждабаев сообщил в соцсетях, что решение уволить Державина Макаревич принял перед гастролями по Украине. Муждабаев отметил, что Державина выгнали из группы не на время турне, а навсегда.

Андрей Макаревич в последние годы ударился в политику, порой он делает нелепые и провокационные заявления. В сентябре лидер "Машины времени" в свойственной ему манере раскритиковал памятник оружейнику Михаилу Калашникову. Он назвал скульптуру бездарной и уродливой, заявив, что она не получила бы одобрение даже в советское время.

В 2016 году Макаревич дал интервью, которое задело миллионы россиян. Музыкант заявил, что большая часть населения планеты – идиоты, а сами жители России так и не избавились от рабского характера. А 3 апреля 2017 года, в день, когда в петербургском метро произошел теракт, Макаревич решил не отменять свой концерт в городской филармонии имени Шостаковича.