Скачать презентацию на тему вода в природе. Роль воды в природе - презентация. Чем отличается минеральная вода от обычной







































Включить эффекты

1 из 39

Отключить эффекты

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Аннотация к презентации

Презентационная работа по предмету "Окружающий мир", подготовленная сразу двумя педагогами. Данная работа посвящена воде, в процессе занятия школьники должны оценить ее роль в природе и в жизни обычного человека.

    Формат

    pptx (powerpoint)

    Количество слайдов

    Политова С. В., Чепелевская Н. С.

    Аудитория

    Слова

    Конспект

    Присутствует

    Предназначение

    • Для проведения урока учителем

Слайд 1

Экологическая игра из серии «Войди в природу другом»

Политова Светлана Викторовна – учитель химии;

Чепелевская Нина Станиславовна – учитель начальных классов

МОУ СОШ № 3 города Щелково Московской области

Слайд 3

Отгадай загадки

Меня пьют, меня льют.

Всем нужна я,

Кто я такая?

Чего в гору не выкатить,

В решете не унести,

В руках не удержать?

Слайд 4

Вода на планете Земля

Рассуждаем…

Слайд 5

  • Наблюдаем…
  • Делаем выводы…

Вода занимает гораздо больше места, чем суша

Слайд 6

Вода в природе

  • Какая бывает вода?
  • Слайд 7

    • В роднике
    • В ручье
    • В луже
    • Пресная вода
    • В озере
    • В болоте
    • В реке
  • Слайд 8

    Соленая вода

    • В океане
    • В море
  • Слайд 9

    Слайд 10

    Насекомые

    • Кому нужна вода
  • Слайд 11

    Водные обитатели

    • Кому нужна вода
  • Слайд 12

    • Кому нужна вода
  • Слайд 13

    • Животные
    • Кому нужна вода
    • Птицы
  • Слайд 14

    • Свойства воды
    • Практическая часть
    • Растворимость
    • Форма
    • Текучесть
    • Прозрачность
    • Итоги
  • Слайд 15

    Форма воды

    • Вода не имеет формы
  • Слайд 16

    Форма воды

    • Вода не имеет формы
  • Слайд 17

    Цвет воды

    • Вода не имеет цвета
  • Слайд 18

    Прозрачность воды

    • Вода прозрачна
  • Слайд 19

    Растворимость в воде

    • Вода – хороший растворитель
  • Слайд 20

    Растворимость в воде

    • Вода – хороший растворитель
  • Слайд 21

    Состояния воды

    • твердое
    • газообразное
    • жидкое
    • жидкость
  • Слайд 22

    • Вода в природных явлениях

    Угадай-ка

    Слайд 23

    • Отгадай загадку

    Растет она вниз головою, Растет не летом, а зимою.

    Но солнце ее припечет –

    Заплачет она и умрет

    Сосулька

    Слайд 24

    • Отгадай загадку

    Пушистая вата

    Плывет куда-то.

    Чем ниже вата,

    Тем дождик ближе

    Слайд 25

    • Отгадай загадку

    В голубенькой рубашке,

    Бежит по дну овражка

    Слайд 26

    • Отгадай загадку

    На дворе переполох –

    С неба сыплется горох

    Слайд 27

    • Отгадай загадку

    Без досок, без топоров

    Через реку мост готов.

    Мост, как синее стекло!

    Скользко, весело, светло!

    Слайд 28

    Почему предметы высыхают

    Слайд 29

    Слайд 30

    Круговорот воды в природе

    Слайд 31

    Как человек использует воду

    Слайд 32

    Как вода работает на человека

    • Электростанции
    • Водяные мельницы
    • Перевозка грузов
    • Заводы и фабрики
    • Место отдыха
  • Слайд 33

    Расход воды

    • 1890 год 1 ведро

    Сколько человек расходовал воды

    • 1914 год 7 ведер
    • 2011 год 70 ведер
  • Слайд 34

    Подведем итоги

    • Экономист
  • Слайд 35

    О Л К О З О Л Д Н В У О И

    1 2 3 4 1 2 3 4 О О С А М В Д У Х

    Кроссворд

    П Х В О Д А

    Слайд 36

    Домашнее задание

    • Оформи жалобную книгу
    • Девиз госпожи Капельки
    • «Беречь воду – значит беречь жизнь»
    • Жалобная книга госпожи Капельки
    • Задание: нажми на карандаш
  • Слайд 37

    Слайд 38

    Слайд 39

    Посмотреть все слайды

    Конспект

    Тема урока: «Вода».

    Слайд № 17.

    ОТКУДА БЕРЕТСЯ ВОДА?

    Вода появляется из ручейка,
    Ручьи по пути собирает река,


    Моря пополняют запас океана:


    Она поднимается выше… пока
    Не превращается в облака.
    А облака, пролетая над нами,




    Все это и зовут в народе:

    КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ.

    Приплыли тучки дождевые;
    Лей, дождик, лей.
    Дождинки пляшут как живые;
    Пей, рожь, пей.

    Пьет, пьет, пьет.
    А тихий дождик, неугомонный,
    Льет, льет, льет.

    Если руки наши в ваксе,
    Если на нос сели кляксы,
    Кто тогда нам первый друг,
    Снимет грязь с лица и рук?

    Без чего не может мама
    Ни готовить, ни стирать,
    Без чего, мы скажем прямо,
    Человеку умирать?

    Чтобы лился дождик с неба,
    Чтоб росли колосья хлеба,
    Чтобы плыли корабли -
    Жить нельзя нам без...(воды).

    Урок по окружающему миру в 1 классе на основе интеграции экологии, химии и окружающего мира.

    (Программа А.А. Плешакова «Окружающий мир»)

    Чепелевская Нина Станиславовна – учитель начальных классов.

    Тема урока: «Вода».

    Продолжительность урока: 45 минут.

    Цель: обобщить знания учащихся о воде, показать, что вода – уникальное природное вещество.

    Задачи урока: научить видеть, сравнивать, анализировать. Расширить знания о воде, ее роли в жизни человека. Воспитывать бережное отношение к воде, ответственность каждого человека в решении экологических проблем.

    Форма организации обучения: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

    Оборудование: компьютер, мультимедийная приставка; презентация «Вода». Оборудование для проведения опытов: химические стаканы различного объема, пробирка, колбы, чайная ложка, воронка, фильтровальная бумага.

    Управление презентацией. С главного слайда (№ 2) по гиперссылкам отправляемся на нужные нам слайды. Случайный переход слайдов отменен. Возврат осуществляется по стрелочкам. В презентации используются триггеры.

    Организационный момент. Эмоциональный настрой учащихся. Мотивация учащихся.

    Учитель начальных классов. Мы сегодня с вами попробуем взглянуть на очевидное, но надеемся, что оно нам покажется и невероятным. О чем же мы хотим сегодня узнать? Попробуем отгадать. Учитель детям загадывает загадки о воде. Требуется отгадать описываемый предмет. Этот прием используется потому, что отгадывание расширяет кругозор ребенка, учит его наблюдательности, сосредотачивает внимание на отгадываемом предмете. Слайд № 3. Дети читают загадку на слайде (фронтальная и парная форма работы), совещаются между собой и показывают готовность ответить (заранее у детей заготовлены карточки с капельками воды на зеленом и красном фоне). Красная карточка означает: я не знаю, зеленая – ответ готов.

    Слайд № 4. Учитель начальных классов. Давайте подумаем, где на Земле есть вода? Дети отвечают: в море, в реке, в озере, в роднике, в болоте, в луже. Вместе делаем вывод: воды на планете очень много – суша занимает только одну треть ее поверхности. Удивительно, что планета называется «Землей», а не «Водой». Когда люди полетели в космос, то они увидели, что наша планета голубая. Если посмотреть на глобус (слайд № 5), то можно увидеть, что основная масса воды сосредоточена в океанах и морях. В них она горько-соленая.

    Учитель начальных классов. Слайд № 6. Какая бывает вода на земле? Отвечаем вместе: соленая и пресная. Посмотрим на слайд презентации. Оказывается почти вся вода на Земле соленая, и только маленькая часть – пресная.

    Учитель начальных классов. Кому же нужна вода на Земле? С главного слайда переходим к блоку «Кому нужна вода» по гиперссылке. Слайды № 10-13. Фронтальная форма работы. Дети называют: растениям, насекомым, водным обитателям, человеку, птицам, животным. Делаем вывод: вода – это то, без чего не может обойтись ни один обитатель планеты Земля.

    Практическая часть. Учитель химии. Какими свойствами обладает вода? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо провести исследование. Слайд № 14. На этом слайде приведены свойства, которыми обладают вещества. Читаем вместе: форма, текучесть, цвет, прозрачность, растворимость. Давайте проверим, а обладает ли этими свойствами вода? Переходим по гиперссылке на слайд № 15. Нам предстоит доказать: имеет ли вода форму. Чтобы понять это мы проделаем несложный эксперимент. В сосуды, которые имеют различную форму, нальем небольшое количество воды из большого химического стакана.

    Что наблюдаем? Какую форму принимает вода в различных сосудах? Делаем вывод: вода не имеет формы, она принимает форму того сосуда, в который ее наливают. Слайд № 16. Текучесть воды. Какое свойство мы используем: перельем воду из одного стакана в другой. Небольшое количество воды поместим на предметное стекло и понаблюдаем. Вывод: вода обладает таким свойством как текучесть.

    Слайд № 17.

    Цвет воды. Нам предстоит убедиться: имеет ли вода цвет? На нашем демонстрационном столике находятся три химических стаканчика. В первом – апельсиновый сок, во втором – молоко, в третьем – вода. Наблюдаем, делаем выводы: в 1-ом цвет оранжевый, во 2-ом – белый, в третьем – цвета нет. Вода не имеет цвета, значит она бесцветная. Слайд № 18. Прозрачность. В трех стаканах жидкости: апельсиновый сок, молоко, вода. По очереди опускаем в каждую жидкость пластмассовую ложечку. Что наблюдаем. В двух первых стаканах мы не видим ту часть, которая погружена в жидкость, а в стаканчике с водой мы видим ложечку полностью. Значит: две первые жидкости не прозрачные, а вода прозрачная, это позволяет нам наблюдать предмет, погруженный в стакан с жидкостью полностью. Слайд № 19. Растворимость в воде. В три химических стаканчика помещаем разные вещества: соль, сахар, мел. Тщательно перемешиваем. Что наблюдаем? Сахар и соль хорошо растворимы в воде, а мел в воде не растворяется. Делаем вывод: вода - хороший растворитель. Подводим итоги. Слайд № 20. На этом слайде расположен сундучок знаний. Если мы узнали сегодня что-то новое, то можем эти знания положить в наш сундучок – они нам пригодятся в дальнейшей жизни.

    Отдохнем. Слайд № 21. Учитель химии. Вода – жидкое вещество. В зависимости от температуры она меняет свое агрегатное состояние: на морозе превращается в лед, а при нагревании – в пар. Нам интересно узнать об этих превращениях. Давайте поиграем в нашу игру «Угадай-ка» и узнаем, в каких состояниях вода встречается в природе. Слайд № 22. Каждая капелька – загадка. По гиперссылке переходим к заданиям. Слайды № 23 – 27.

    Круговорот воды в природе. Слайд № 30. Дети читают стихотворение Андрея Усачева:

    ОТКУДА БЕРЕТСЯ ВОДА?

    Вода появляется из ручейка,
    Ручьи по пути собирает река,
    Река полноводно бежит на просторе,
    Пока, наконец, не вливается в море.
    Моря пополняют запас океана:

    Сгущается влага над ним, как сметана,
    Она поднимается выше… пока
    Не превращается в облака.
    А облака, пролетая над нами,

    Дождем проливаются, сыплют снегами.
    Снега превратятся весной в ручейки,
    Ручьи побегут до ближайшей реки…
    Все это и зовут в народе:

    КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ.

    Учитель химии. Солнце нагревает поверхность нашей планеты. В результате испаряется огромное количество воды. Пары воды поднимаются вверх с поверхности морей и океанов, рек и почвы. Вода превращается в пар в любое время года, даже зимой. Мельчайшие капельки воды образуют облака. Накопившаяся в облаках влага выпадает в виде дождя или снега и все повторяется сначала. Это называется круговорот воды в природе.

    Физкультминутка. Слайд № 28. Дети мало двигаются, подолгу оставаясь в одном положении. Для профилактики утомляемости и перенапряжения в ходе учебного процесса необходимо проводить физкультминутки. Физкультминутки в начальной школе представляют собой активный отдых, направленный на уменьшение утомления у детей, на активизацию внимания и повышают способность к более эффективному восприятию материала.

    Приплыли тучки дождевые;
    Лей, дождик, лей.
    Дождинки пляшут как живые;
    Пей, рожь, пей.
    И рожь, склоняясь к траве зеленой,
    Пьет, пьет, пьет.
    А тихий дождик, неугомонный,
    Льет, льет, льет.
    Каждая строчка сопровождается движениями.

    Как вода работает на человека. Учитель начальных классов. Вода играет важную роль в жизни человека, растений, животных. Зачем и почему вода так необходима? Вода самая распространенная жидкость на Земле. Человеку для жизни нужно много воды. Давайте подумаем, где человек использует воду? Гиперссылка на слайд № 31. Делаем вместе выводы. Вода помогает вырабатывать электрический ток на электростанциях. Вода перевозит грузы по рекам и морям, мелет зерно, используется на фабриках и заводах. Чистая вода в реках и озерах доставляет много радости людям на отдыхе - можно купаться, кататься на водных лыжах и велосипедах, плавать на лодках. Но где же человек берет воду? Переход на слайд № 33. Пресная хорошая вода есть под землей. В некоторых местах она вытекает на поверхность – это родники. Люди роют колодцы, бурят скважины, используют водопровод в городах, где живет очень много людей. Давайте подумаем, как же беречь воду, если она так нужна человеку. Учитель подводит к мысли о том, что к воде надо бережно относиться, зря не расходовать. В сельской местности люди охраняют родники, закрывают колодца, чтобы в них не попала грязь. В городах люди тоже должны беречь воду, экономно ее расходовать. Дети вместе с учителем рассуждают о том, что расход воды очень вырос и наши предшествующие поколения расходовали меньше воды, чем мы.

    Страничка знатоков воды. На слайде № 34 мы видим эколога, врача, поэта и экономиста. (Выходят дети в импровизированных шапочках с надписями: эколог, экономист, врач, поэт).

    Эколог: промышленные предприятия потребляют много воды, и ее становится все меньше и меньше. Они загрязняют воду, в результате наступит момент, когда у нас не останется чистой воды. Во многих странах чистую воду продают в магазинах.

    Врач: наше здоровье зависит от того, какую воду мы употребляем. Из-за употребления грязной воды может человек заболеть или даже умереть. Пейте только отфильтрованную воду. Лучше, если вы кипятите воду перед употреблением.

    Если руки наши в ваксе,
    Если на нос сели кляксы,
    Кто тогда нам первый друг,
    Снимет грязь с лица и рук?

    Без чего не может мама
    Ни готовить, ни стирать,
    Без чего, мы скажем прямо,
    Человеку умирать?

    Чтобы лился дождик с неба,
    Чтоб росли колосья хлеба,
    Чтобы плыли корабли -
    Жить нельзя нам без...(воды).

    Экономист: мы употребляем только чистую и пресную воду. Экономьте воду! Помните о том, как мало пресной воды на Земле!

    Кроссворд. На слайде № 35 разгадываем кроссворд. По горизонтали:

    В итоге получаем слово вода (вертикальное расположение).

    Окончание урока. Подведение итогов. Вода – это уникальное вещество природы, которое необходимо защищать!

    Существует во Вселенной маленькая голубая планета Земля. И эта планета будет жить до тех пор, пока на ней есть удивительное вещество – вода. Сегодня мы с вами убедились, что вода обладает уникальными свойствами. Изменяя природу, человек изменяет основу жизни – воду, и никто не сможет сказать: к каким страшным последствиям может привести небрежное обращение с водой. Вода – это уникальное вещество природы, которое необходимо защищать! Сохранить воду чистой - значит сохранить свою жизнь.

    Чистыми должны быть воды Океанов, моря, рек.

    И об этом должен помнить Каждый умный человек.

    Учитель начальных классов. Что ожидает тебя, будущий взрослый человек? Ты - житель планеты Земля! Ты радуешься лучику солнца и ветру, капле воды на цветке, снежинке на ладошке, дождику в окошке. Помни, что ты должен сделать много полезных дел, чтобы жизнь на твоей планете стала лучше. Учись, чтобы знать, учись, чтобы творить. Преодолевай трудности на твоем пути и сделай лучше каждое мгновение.

    Домашнее задание. Оформи «Жалобную книгу госпожи Капельки». В ней жалобы необычные, они в виде рисунков. Девиз госпожи Капельки: "Беречь воду – значит беречь жизнь!"

    Литература и используемые интернет-ресурсы:

    • Боровский Е.Э. Вода в природе. Дефицит чистой пресной воды.- М: Чистые пруды, 2009. – 32 с.
    • Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. – М: ТЦ Сфера, 2008 – 128 с.
    • Николаева С.Н. Юный эколог. – М: Мозаика-Синтез, 1999 - 224 с.
    • Ананьева Е.Г, Мирнова С.С. Земля. Полная энциклопедия. – М: Экспо, 2008.-256 с
    Скачать конспект

    Роль воды в природе

    ВОДА Вода наиболее распространенное и важное вещество на Земле. Общие запасы воды на планете составляют 133800 кубических километров. Из этого количества 96,5% приходится на долю Мирового океана, 17% - это подземные воды, 1,74% - ледники и постоянные снега. Тем не менее, общие запасы пресной воды составляют всего лишь 2,53% от общих запасов воды.

    Запасы пресной воды на планете ограничены, но они постоянно обновляются. Скорость водообновления определяет доступные человеку ресурсы воды. В патриархальную эпоху на Земле кругооборот воды, который включал сливы, дожди, снегопады, наводнения и прочее, был, несмотря на катаклизмы природы, благотворным для человека. Дожди, талые воды орошали землю, приносили полезные для растений вещества, оживляли саму среду природы.

    С развитием цивилизации, когда появились химические удобрения, моющие средства, двигатели внутреннего сгорания, когда деятельность человека стала природо -преобразующей, когда человек отделил себя от природы и стал над ней, отходы жизнедеятельности человека начали все загрязнять и в первую очередь водохранилища. В давние времена, когда человек жил в гармонии с природой, любая пресная вода разве что за исключением болотной воды, была питьевой. Существовала морская вода и просто вода, без любых дополнительных определений. Считалось, что вода это минерал, который человек должен употреблять естественным.

    Сейчас человек говорит об отдельной разновидности воды – питьевую воду. Кроме этого есть воды рек, озер, где можно и нельзя купаться человеку. Есть сточные воды, есть кислотные дожди, есть выбросы у водохранилища отходов предприятий, от которых все живое в воде гибнет. Сегодня кругооборот воды в природе крепко связан с техногенной окружающей средой.

    В первичной водной оболочке земного шара воды было гораздо меньше, чем теперь (не более 10% от общего количества воды в водоемах и реках в настоящее время). Дополнительное количество воды появилось впоследствии в результате освобождения воды, входящей в состав земных недр. По расчетам специалистов, в составе мантии Земли воды содержится в 10-12 раз больше, чем в Мировом океане. При средней глубине в 4 км Мировой океан покрывает около 71% поверхности планеты и содержит 97,6% известных нам мировых запасов свободной воды. Реки и озера содержат 0,3% мировых запасов свободной воды.

    Большими хранилищами влаги являются и ледники, в них сосредоточено до 2,1% мировых запасов воды. Если бы все ледники растаяли, то уровень воды на Земле поднялся бы на 64 м и около 1/8 поверхности суши было бы затоплено водой. В эпоху оледенения Европы, Канады и Сибири толщина ледяного покрова в горных местностях достигала 2 км. В настоящее время вследствие потепления климата Земли постепенно отступают границы ледников. Это обусловливает медленное повышение уровня воды в океанах.

    Очень большое значение в жизни природы имеет то обстоятельство, что наибольшая плотность у воды наблюдается при температуре 4°C. При охлаждении пресных водоемов зимой по мере понижения температуры поверхностных слоев более плотные массы воды опускаются вниз, а на их место поднимаются снизу теплые и менее плотные. Так происходит до тех пор, пока вода в глубинных слоях не достигнет температуры 4°C. При этом конвекция прекращается, так как внизу будет находиться более тяжелая вода. Дальнейшее охлаждение воды происходит только с поверхности, чем и объясняется образование льда в поверхностном слое водоемов. Благодаря этому подо льдом не прекращается жизнь.

    Морская вода замерзает при температуре - 1,91°C. При дальнейшем понижении температуры до - 8,2°C начинается осаждение сернокислого натрия, и только при температуре - 23°C из раствора выпадает хлористый натрий. Так как часть рассола при кристаллизации уходит изо льда, соленость его меньше солености морской воды. Многолетний морской лед настолько опресняется, что из него можно получать питьевую воду. Температура максимальной плотности морской воды ниже температуры замерзания. Это является причиной довольно интенсивной конвекции, охватывающей значительную толщу морской воды и затрудняющей замерзание. Теплоемкость морской воды стоит на третьем месте после теплоемкости водорода и жидкого аммиака.

    Снежинки, как правило, бывают в виде шести- и двенадцатилучевых звездочек, шестиугольных пластинок, шестигранных призм. При понижении температуры воздуха уменьшаются размеры образующихся кристаллов и возрастает разнообразие их форм. Особенности роста кристаллов в воздухе связаны с наличием в нем водяного пара.

    Сегодня известен всем людям такой факт, что вода - источник жизнедеятельности на Земле.


    Вода (оксид водорода) бинарное неорганическое соединение, химическая формула Н 2 O. Молекула воды состоит из двух атомов водорода и одного кислорода, которые соединены между собой ковалентной связью. При нормальных условиях представляет собой прозрачную жидкость, не имеет цвета (в малом объёме), запаха и вкуса.


    Распространение воды На Земле примерно 96,5 % воды приходится на океаны, 1,7 % мировых запасов составляют грунтовые воды, ещё 1,7 % на ледники и ледяные шапки Антарктиды и Гренландии, небольшая часть в реках, озёрах и болотах, и 0,001 % в облаках (образуются из взвешенных в воздухе частиц льда и жидкой воды).Интересный факт, что в составе мантии Земли воды содержится в раз больше, чем количество воды в Мировом океане.


    Три агрегатных состояния воды Жидкое Газообразное Твердое Вода на Земле может приобретать различные формы, которые могут одновременно соседствовать друг с другом: водяной пар и облака в небе, морская вода и айсберги, ледники и реки на поверхности земли, водоносные слои в земле.




    Высокая удельная теплоемкость Вода обладает самой высокой удельной теплоемкостью. Физическая величина, численно равная количеству теплоты, которое необходимо передать телу массой 1 кг для того, чтобы его температура изменилась на 1 °С, называется удельной теплоемкостью вещества.


    Основной терморегулятор климата В связи с высокой теплоемкостью вода в морях и океанах, нагреваясь летом, поглощает большое количество теплоты. Поэтому в районах, расположенных вблизи водоемов, летом не бывает очень жарко, а зимой очень холодно. Это связано с тем, что зимой вода остывает и отдает большое количество теплоты.


    Водяной пар Существенную роль в жизни растений играют оптические свойства водяного пара. Дело в том, что водяной пар сильно поглощает инфракрасные лучи с длиной волны от 5,5 до 7 микрон, что важно для предохранения почвы от заморозков. Еще более действенным средством от заморозков является выпадение росы и образование тумана: конденсация влаги сопровождается выделением большого количества тепла, задерживающего дальнейшее охлаждение почвы.




    Биологическая роль Вода играет уникальную роль как вещество, определяющее возможность существования и саму жизнь всех существ на Земле. Человеческий организм состоит из 70-80% воды, в некоторых растениях воды содержится до 90% и более. В среднем в организме растений и животных содержится более 50 % воды


    Универсальный растворитель Вода выполняет роль универсального растворителя, в котором происходят основные биохимические процессы живых организмов. Каждая молекула растворяемого вещества окружается молекулами воды, причём положительно заряженные участки молекулы растворяемого вещества притягивают атомы кислорода, а отрицательно заряженные атомы водорода. Поскольку молекула воды мала по размерам, много молекул воды могут окружить каждую молекулу растворяемого вещества.




    Вода имеет ключевое значение в создании и поддержании жизни на Земле, в химическом строении живых организмов, в формировании климата и погоды. Является важнейшим веществом для всех живых существ на Вода необходима для жизни всех без исключения одноклеточных и многоклеточных живых существ. Без воды не было бы жизни на Земле.


    Использованная литература и материалы сайтов: baltecopool.ru dic.academic.ru teme-mirovoy-okean-tixii/ teme-mirovoy-okean-tixii/ Water-Posters_i _.htm Water-Posters_i _.htm ru.wikipedia.orgВода Физика. 8кл. : учебн. для общеобразоват. учреждений/ А. В. Перышкин.