Знаменитые органисты. Органная музыка. Нидерландская органная школа

Как у многих любителей музыки, в каждый концертный сезон один из моих абонементов — на органные концерты.
В этом сезоне — в Малый зал консерватории.

Абонемент №14. И.С. Бах и мировая органная культура
Цикл cостоит из четырех концертов, 9 декабря уже второй концерт, исполнитель —
Константин Волостнов (орган)
В программе:
1-е отделение концерта — И.С. Бах
Прелюдия и фуга ля мажор, BWV 536
Хоральные вариации, BWV 769
Пастораль фа мажор, BWV 590
Пассакалия до минор, BWV 582

2-е отделение концерта:
А. Гедике
Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор, соч. 34 №2
С. Танеев
Хоральные вариации
С. Ляпунов
Прелюд-пастораль
Х. Кушнарёв
Пассакалия и фуга фа-диез минор

Обратите внимание на названия произведений в первом и втором отделении концерта!

Каждому произведению Баха, исполненному в первом отделении, соответствует
музыка русского композитора с аналогичным названием, исполненная во втором отделении.

С чем это связано, поясню ниже.

В конце 19-го века аббат Жубер начал издание «Антологии современной органной музыки», увы, органной музыки русских композиторов не было! Тогда органист Жак Гандшин, работавший в то время в России, предложил нескольким русским композиторам написать органную музыку, и она появилась!
Исполненные в концерте опусы -результат заказа Жубера, для каждого из композиторов творчество Баха стало эталоном.

Все произведения русских композиторов, исполненные во втором отделении концерта, были очень хороши, образы настолько яркие, что, закрыв глаза и слушая эту музыку, я представляла себе то пастушка, играющего на свирели, то дам и кавалеров, танцующих в средневековых нарядах, то бушующее море, наполнившее мощными звуками разбушевавшейся стихии и зал, и все мое существо…

Органист играл так, как никто и никогда до него из тех многих и многих, кого мне довелось услышать!
Никто и никогда!

Молодой органист (пианист, клавесинист) Константин Волостнов (род.1979, Москва) извлекал из инструмента звуки необыкновенной чистоты и красоты, он покорил зал, ни звука, ни кашля, ни скрипа во время исполнения, овации и крики «браво» после каждого опуса.

Константин Волостнов в музыкальном училище был учеником , затем последовала учеба в московской консерватории, в ее аспирантуре, в Высшей школе музыки в Штутгарте (ФРГ).

Успех пришел в 2008 году-победа на престижных конкурсах в Германии и в России на конкурсе имени А.Ф. Гедике «за лучшее исполнение музыки отечественных авторов».

И в 2009 году — триумф органиста — победа на престижнейшем международном конкурсе в Великобритании, Константин Волостнов стал победителем на юбилейном 25-м международном органном фестивале в городе Сент-Олбанс (The International Organ Festival at St.Albans).

Российская органная школа впервые удостоилась высшей оценки на крупнейшем международном конкурсе, где Волостнов получил не только первую премию, но и приз за лучшее исполнение произведений Баха, приз за лучшее премьерное исполнение (сочинение Джона Каскена) и приз публики.

После этого многие музыкальные обозреватели назвали Волостнова лучшим органистом мира!

На этом концерте публика принимала органиста очень тепло, по окончании концерта устроили такие овации, не отпуская органиста, что он сыграл на бис сначала хорал Баха, потом его же фугу, публика вызывала маэстро еще и еще, только когда в зале зажегся свет, нехотя стали расходиться…

К сожалению, в этот раз мы не можем порадовать читателя собственными эксклюзивными записями с этого концерта, но послушать игру Волостнова вы cможете!

Ниже-его записи, сделанные в Доме музыки и во Дворце на Яузе, а также интервью с ним.

Кто бывал в знаменитых парижских соборах, наверняка ощутил тот особый дух, неповторимую атмосферу, присутствующие там.

“На этой скамейке 2-го июня 1937-го года во время своего 1750-го концерта скончался Луи Вьерн”,

– написано на табличке, прикрепленной к старой органной скамейке, придвинутой к органу в Соборе Нотр-Дам. Вьерн, слепой от рождения знаменитый органист и композитор, в течение 37 лет был органистом Нотр -Дам.

Вьерн был учеником гениального Сезара Франка – патриарха французской органнной школы, по словам Р. Роллана “этого святого от музыки “.

Более тридцати лет Франк был органистом церкви Св. Клотильды. До конца своих дней он регулярно выступал там с вдохновенными органными импровизациями, которые собирали многочисленных слушателей, среди которых бывали известные музыканты. Однажды среди них оказался Ф. Лист,который был потрясен игрой Франка.

Младший современник Франка, Камиль Сен-Санс, в течение 20 лет проработал органистом в другой парижской церкви – Мадлен, а Александр Гильман – более 30 лет в церкви Св. Троицы.

Органистом церкви Св. Троицы долгие годы был и великий Оливье Мессиан. Покидая этот пост в 1992 -м году, он назначил своим преемником Наджи Хакима – замечательного, ныне живущего органиста-виртуоза и композитора.

Органистом церкви Св. Клотильды был также Жан Лангле – слепой органист и композитор, современник и друг О. Мессиана и учитель Н. Хакима.

А легендарный Марсель Дюпре в течение 37 лет был органистом собора Сен-Сюльпис, в котором находится один из самых прекрасных романтических органов Франции.

Особенностью творчества всех этих музыкантов является соединение в одном лице композитора-творца и исполнителя. Они вдохновенно исполняли как свои собственные,так и чужие сочинения. Как исполнитель чужих сочинений особенно прославился М. Дюпре. В своих триумфальных турне по Европе и Америке он исполнял наизусть все органные сочинения Баха.

Другая особенность этих музыкантов – их интерес не только к сольной органной игре, но и к разного рода ансамблевому музицированию. В отличие от мастеров предшествующих эпох, они гораздо чаще включают орган в самые разные ансамбли: от дуэтов с различными инструментами до соревнования органа с симфоническим оркестром (например, знаменитая “Симфония с органом “Сен -Санса.)

3 февряля 2016 года в Малом зале Московской консерватории им. П. И. Чайковского прозвучат сочинения для таких ансамблей. Начало концерта в 19.00.

Программа:

I отделение
Л. Вьерн – Триумфальный марш памяти Наполеона Бонопарта op.46 для трёх труб, трёх тромбонов, литавр и органа;
К. Сен-Санс – “Молитва” ор.158 для виолончели и органа;
С. Франк – Прелюдия, фуга и вариация ор.18 для фортепиано и органа;
Н. Хаким – Соната для трубы и органа.

II отделение
А. Гильман – Симфоническая пьеса ор.88 для тромбона и органа;
Ж. Лангле – Три хорала для гобоя и органа, Диптих для фортепиано и органа;
М. Дюпре – Героическая поэма ор.33 (посвящена битве при Вердене) для трёх труб, трёх тромбонов, ударных и органа.

Исполнители:

  • Заслуженная артистка России Людмила Голуб (орган),
  • Народный артист России Александр Рудин (виолончель),
  • Заслуженная артистка России Ольга Томилова (гобой),
  • Яков Кацнельсон (фортепиано),
  • Владислав Лаврик (труба),
  • Аркадий Старков (тромбон),
  • Ансамбль солистов Национального Филармонического оркестра России.

Людмила Голуб

В пяти концертах фестиваля на сцене Мариинского выступят пять проверенных, сложившихся, вполне успешных и известных (в том числе российской) публике органистов из разных стран: Гюнтер Рост (Германия), Лада Лабзина (Россия), Максим Патель (Франция), Дэвид Бриггс (Великобритания), Тьерри Эскеш (Франция). Фестиваль будет посвящен памяти выдающегося отечественного органиста, бывшего главного органиста (с 2008 г.) Мариинского театра и художественного руководителем органного фестиваля Мариинского — Олега Киняева, скоропостижно скончавшегося летом 2014-го года. Прозвучат произведения композиторов XVIII-ХХ веков, собственные транскрипции и оригинальные сочинения органистов-исполнителей и импровизации.

24 октября. Гюнтер Рост

Гюнтер Рост — органист, активно концертирующий с ранней юности, из его биографии, изложенной на сайте Мариинского театра можно узнать, что Гюнтер еще в шестнадцатилетнем возрасте исполнил все органные сочинения И.-С.Баха — хороший задел для органиста. Потом были годы обучения, победы на конкурсах и первые шаги в качестве преподавателя. Сейчас Рост — востребованный преподаватель, специалист в области органного строительства, концертирующий и записывающийся органист (в числе его достижений — запись всех органных сочинений крупного чешского органного композитора Петра Эбена).

В программе концерта прозвучат сочинения Иоганна Себастьяна Баха (Прелюдия и фуга e-moll, BWV 548, Французская сюита № 6, BWV 817), Феликса Мендельсона (органные сонаты № 3 Ля мажор и № 5 Ре мажор из цикла «Шесть органных сонат» op. 65), Луи Вьерна (Органная симфония № 6, соч. 59). Если с сочинениями Баха все более менее понятно, то про остальные пьесы можно кое-что рассказать. Сонаты Мендельсона, к примеру (1844-1845), — одно из поздних сочинений композитора, бывшего не только талантливым пианистом, но и искусным органистом. В этих сонатах отразился опыт Мендельсона как органиста, импровизатора и органного композитора. Соната № 3 основана на хорале Мартина Лютера «Aus tiefer Not schrei ich zu dir» («Из глубины взываю к Тебе»).

Последняя из органных симфоний, Шестая (соч. 1930 г.) Луи Вьерна, выдающегося органиста, композитора и педагога, внесшего значительный вклад в органное исполнительство и органную литературу ХХ века, — одно из вершинных произведений мастера. Зрелая, полнозвучная, богатая гармонически, изобретательная ритмически и фактурно, образная и виртуозная Шестая органная симфония обещает стать центром и украшением программы Гюнтера Роста.

25 октября. Лада Лабзина

Органистка из Татарстана Лада Лабзина, трудящаяся (с 1996 г.) на кафедре органа и клавесина Казанской государственной консерватории, часто выступает с концертами в России и за рубежом, в том числе на различных фестивалях и конкурсах (международные конкурсы им. Ф. Листа; М. Таривердиева; фестивали «Престижный орган», «Джаз на большом органе» и др.). Репертуар музыканта обширен и включает в себя музыку самых разных эпох — начиная от произведений эпохи барокко, кончая обработками джазовых стандартов.

В концерте фестиваля Мариинского Лада Лабзина как раз продемонстрирует палитру из разностилевых произведений, многие из которых широко известны. Прозвучат органные произведения и транскрипции И.-С. Баха (Хоральная прелюдия BWV 662, Прелюдия и фуга до мажор, BWV 547), Ф. Листа (Прелюдия и фуга на тему ВАСН), С. Франка (Прелюдия, фуга и вариация), Н. Римского-Корсакова («Море и Синдбадов корабль», I часть из симфонической сюиты «Шехеразада», соч. 35; органная транскрипция Л. Лабзиной), М. Таривердиева (Концерт для органа № 1, «Кассандра»; кстати, с двумя частями из этого произведения в исполнении Л. Лабзиной можно ознакомиться на видеосервисе YouTube), Фолькера Бройтигама (Volker Brautigam, немецкий композитор, органист и дирижер 1939 г.р. — «Три хоральные обработки в джазовом стиле»), Кшиштофа Садовски (р.1936, польский джазовый пианист, органист и композитор — Две джазовые пьесы), Дэйва Брубека (знаменитого американского джазового пианиста, одного из лидеров кул-джазового направления — Прелюдия из сюиты «Джаз на пуантах» [«Points on jazz»], транскрипция Л. Лабзиной), Деже Антальфи-Жироса (1885-1945, Dezső Antalffy-Zsiross, венгерский композитор и органист — «Эскизы на негритянские духовные песнопения»). Пестроватая программа позволит органистке выложить весь исполнительский «арсенал» и показать свой талант с разных сторон.

26 октября. Максим Патель

Максим Патель — французский органист, пианист, импровизатор, автор музыкальных сочинений, выпускник Лионской и Гренобльской консерваторий. В копилке Пателя — записи (в том числе премьерные) целого ряда интересной органной музыки не самых популярных французских композиторов (Жанна Демесьё, Наджи Хаким и др.).

В петербургском концерте прозвучат три этюда из цикла «Шесть этюдов» op.5 Жанны Демесьё («Терции», «Сексты», «Октавы»), которые относят к числу лучших исполнительских достижений Пателя (не столь художественные, сколь виртуозные, эти концертные этюды требуют от органиста недюжинной исполнительской техники), а также Доменико Скарлатти (три сонаты — K96, K113, K461 и знаменитая «Кошачья фуга» g-moll K30), И.-С. Баха (Трио-соната для органа № 6 BWV 530), Ф. Листа («Funérailles» [«Погребальное шествие» из цикла «Поэтические и религиозные гармонии»]; транскрипция Жанны Демесьё), Марселя Дюпре («Мир в ожидании Спасителя», I часть «Страстной симфонии», соч. 23), Роланды Фальчинелли (1920-2006, французская органистка, педагог, композитор, обладательница Римской премии — «Scaramuccia», этюд-поэма), Пьера Лабрика (р.1921, французский органист, педагог, композитор, ученик Ж. Демесьё - «Allegro»).

28 октября. Дэвид Бриггс

Универсальный органист, исполняющий музыку самых разных эпох и жанров (музыкант известен как автор многочисленных органных транскрипций), британец Дэвид Бриггс (р.1962) — один из лучших английских органистов сегодня, и абсолютно точно самый коммуникабельный из них. Еще Бриггс славится как прекрасный импровизатор — качество, которым сейчас обладают далеко не все органисты (ранее, напомним, умение импровизировать было необходимым навыком органиста) и нередко исполняется как композитор (Бриггс — автор ряда музыкальных сочинений преимущественно для органа, но не только).

В программе концерта органного фестиваля — «Явление предвечной Церкви», сравнительно ранняя (1932 г.) пьеса крупнейшего французского композитора Оливье Мессиана, Три хоральные прелюдии (BWV 654, BWV 686, BWV 671) И.-С. Баха (без сочинений Баха на фестивале обойдется только Т. Эскеш в заключительном концерте), известнейшая «Павана» М. Равеля (транскрипция для органа) и почти получасовая симфоническая поэма «Смерть и просветление» Рихарда Штрауса (органная транскрипция Дэвида Бриггса, и это может звучать довольно интересно, учитывая широкий опыт Бриггса в плане всяческих переложений, в том числе, из симфонической музыки).

30 октября. Тьерри Эскеш

Самый титулованный из музыкантов фестиваля, Тьерри Эскеш (р.1965) в представлении, кажется, не нуждается: этот музыкант входит в пантеон лучших органистов мира, известен не только как исполнитель, но и как композитор, автор нескольких десятков сочинений (утверждается, что более 100, в числе которых, по меньшей мере десять — концертного жанра, один балет, одна месса и одна симфония). Как органист, Эскеш выступал на самых престижных площадках мира и уже имеет довольно большую дискографию, которая продолжает пополняться; в число записанного Эскешем-органистом входят произведения таких композиторов, как П. Эбен, И. Брамс, Ш. Гуно, И.-С. Бах, В.-А. Моцарт, С. Франк, Ш. Турнемир, М. Дюрюфле, К. Сен-Санс, Ж. Гийю, М. Дюпре, А. Жоливе, и, конечно, произведения самого Эскеша.

На концерт в Петербург, однако, не привезено ни одно из этих сочинений: в исполнении прозвучат импровизации к «Призраку оперы» (1925) — американскому немому фильму ужасов, основанному на известном романе Гастона Леру и с популярным актером своего времени Лоном Чейни в главной роли. Музыкальное переозвучивание (или первичное озвучивание) старых фильмов средствами современной академической музыки — явление довольно частое для наших дней, и жанр этот, возможно, еще не исчерпал себя. Кстати, мода на такой вид деятельности несколько лет назад докатилась и до России (российские слушатели могли знакомиться с музыкой отечественных авторов к старым фильмам «Андалузский пес», «Кабинет доктора Калигари» и др.). То, что орган может звучать «страшно», мы знаем хотя бы из органных сочинений О. Мессиана, К. Сорабджи или Я. Ксенакиса (любопытных можем отослать к весьма красочной пьесе последнего «Gmeeoorh», 1974): любой резкий многозвучный диссонанс, взятый на «форте» у органа может достигать вселенских размеров и заставить слушателя бежать из зала, сломя голову и перепрыгивая через ряды, а значит, Эскешу нужно будет только подобрать необходимые «ингредиенты», чтобы все «картонные ужасы» старого немого фильма не смешили, а расцвели новыми красками и пугали, а звуковые картины массивных органных созвучий обволакивали слушателя и проникали ему прямо под кожу, заставляя учащаться сердцебиение, с чем Эскеш — многоопытный органист и импровизатор — должен прекрасно справиться; однако, в связи с этим маркировка концерта «6+» кажется не вполне уместной: возможно, концерт Эскеша не лучшее место для посещения с детьми, хотя кто знает…


Гениальный немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах родился в г. Эйэенахе (Германия) 31 марта 1685г. в семье потомственного музыканта И. А. Баха. С малых лет мальчик пел в хоре, учился игре на скрипке у отца, после смерти которого переехал к брату в Ордруф, затем в Люнебург.

Учась в школе, юноша поступил в хор и оркестр, изучал музыкальные произведения, переписывая их для себя, ездил в Гамбург слушать игру знаменитого органиста И.А. Рейнкена. Но и начав по окончании школы (1703) самостоятельную работу скрипачом в Веймаре и затем органистом в Арнштадте, Бах продолжал учиться. Получив отпуск, он пешком отправился в Любек послушать игру виднейшего композитора и органиста Д.Букстехуде.

Совершенствуясь в органном исполнительстве, Бах достиг непревзойденных художественных высот, получил широкую известность как органист и знаток органа,- его приглашали для исполнения музыки и приема новых и обновленных органов. В 1717 г. Бах согласился приехать в Дрезден для участия в конкурсе с французским органистом Л. Маршаном, который, однако, уклонился от соревнования, тайно покинув город. Бах один музицировал перед королем и его придворными, восхитив слушателей.

В Арнштадте, Мюльхаузене (1707-1708) и Веймаре (1708-1717) ярко развилось музыкальное творчество Баха, первые опыты в котором делались еще в Ордруфе. За эти годы написаны многие сочинения для органа, клавира, для вокального исполнения (кантаты). В конце 1717 г. Бах переехал в Кётен, заняв должность капельмейстера княжеского оркестра.

Кётенский период жизни Баха (1717-1723) характеризуется широчайшим размахом в сочинении инструментальной музыки. Прелюдии, фуги, токкаты, фантазии, сонаты, партиты, сюиты, инвенции для клавесина, для скрипки (соло), виолончели (соло), для тех же инструментов с клавиром, для оркестра, знаменитый сборник «Хорошо темперированный клавир» (первый том - 24 прелюдии и фуги), скрипичные концерты, 6 Бранденбургских концертов для оркестра, кантаты, «Страсти по Иоанну» написаны в Кётене - около 170 произведений.

В 1722 г. Бах принял место кантора (регента и учителя) при церкви св. Фомы в Лейпциге. Здесь были исполнены «Страсти по Иоанну» - одно из величайших созданий Баха.

В лейпцигские годы написано около 250 кантат (сохранилось более 180), мотеты, Высокая месса, «Страсти по Матфею», «Страсти по Марку» (утеряны), «Рождественская», «Пасхальная» оратории, увертюры для оркестра, прелюдии и фуги, в том числе второй том «Хорошо темперированного клавира», сонаты для органа, клавирные концерты и многое другое. Бах руководил хором, оркестром, играл на органе, вел большую педагогическую работу в школе при Томаскирхе. У него учились и его сыновья, в дальнейшем прославившиеся композиторы, органисты и клавесинисты, на время затмившие славу отца.

При жизни Баха и во второй половине XVIII в. были известны немногие его сочинения. Возрождение баховского наследия связано с именем Ф. Мендельсона, исполнившего в 1829 г. «Страсти по Матфею», через 100 лет после их первого исполнения. Произведения Баха стали издаваться, исполняться и приобрели всемирную известность.

Музыка Баха проникнута идеями гуманизма, глубочайшим сочувствием к страдающему человеку, надеждой на лучшее будущее. Народность, следование высоким классическим традициям немецкого, итальянского, французского искусства одухотворили Баха, создали почву, на которой расцвело его удивительно богатое творчество. Ликование и скорбь, радость и горе, возвышенное и смятенное - все это присуще музыке Баха. Душевные переживания композитора нашли в ней столь правдивое воплощение, что она не стареет, новые поколения обретают в ней нечто созвучное своим чувствам и устремлениям, В музыке Баха достигло наивысшего совершенства искусство полифонии (многоголосного склада музыки).