Все секреты написания картины. Картина "Арест пропагандиста" Репин И.Е. Все секреты написания картины Автор картины арест пропагандиста

Илья Репин.Отказ от исповеди
(Перед исповедью).
1879—1885. Холст, масло. 48 x 59. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

В 1878 году, только переехав в Москву и поселившись в Большом Трубном переулке, Репин создает картину «Арест пропагандиста».

К работе над новым вариантом картины И.Е.Репин приступил в 1880, завершил ее в 1889; в 1892 художник внес в картину частичные изменения, переписав фигуру сидящего в глубине мужика и лицо девушки в проеме двери.

Графические эскизы картины, исполненные в 1879, находятся в ГТГ (бумага, графитный карандаш, растушка) и в ГРМ. Живописные этюды, исполненные в 1879, — в Музее личных коллекций ГМИИ и в РГОХМ, исполненный в 1883 — в Дальневосточном музее.

В общей сложности на картиной художник работал 14 лет. Варианты, наброски композиции, перемены в числе действующих лиц бесчисленны. Здесь любимая стихия Репина. Художник дышит революцией.

Видел ли он сцену, подобную той, что изображена на картине? Мы не знаем, возможно, и видел. Но участников этой сцены видел точно: жандармов; филера (старое название полицейского агента); следователя, читающего бумаги; дюжего дворника (недавнего крестьянина), который держит за плечи юношу студента; старых и малых, собравшихся в избе послушать слово правды. Видел Репин и усыпанный бумагами пол, вспоротую подкладку чемодана… А самое главное: знал и любил людей, подобных главному герою его картины, пропагандисту.

Прообразом главного героя был студент-естественник Николай Вентцель. Несколько его портретов – карандаш и масло – «предвидят» дальнейшую жизнь Николая Николаевича в живописи Репина.

Этот же изящный образ напоминает лицо заключенного в тюрьме, а может, и приговоренного к смерти из картины «Отказ от исповеди».

В первом номере журнала «Народная воля», который Репин прочел в Петербурге, в ноябре 1879 года, было напечатано стихотворение Николая Минского «Последняя исповедь». Приговоренный к казни отвечает священнику, вошедшему к нему, чтобы принять покаяние:

Пусть будет так! Услышь же ты, старик,
Предсмертное раскаянье мое!
Прости, господь, что бедных и голодных
Я горячо, как братьев, полюбил…
Я кафедру создам из эшафота
И проповедь могучую безмолвно
В последний раз скажу перед толпой!
Как надо жить, тебя не научил я,
Но покажу, как надо умирать.

1880—1889, 1892.
Дерево, масло. 34,8 x 54,6.
Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

Шесть лет шла работа Репина над картиной. Но тему он будет продолжать еще очень долго. В 1913 году он напишет тот же сюжет акварелью и введет в изображение строку стихотворения, прочитанного быстро и тайно тридцать пять лет назад. Процитирует он на память почти точно: «Грех! Бедных и голодных, как братьев, я любил».

Закончив «Отказ от исповеди» в 1885 году, через год Репин дарит свое произведение поэту, вдохновившему его. Минский показал полотно Стасову, ведь именно Владимир Васильевич давал Репину читать тот журнал «Народная воля».

Стасов пишет: «Илья, я вне себя – не то что от восхищения, а от счастья! Я получил сию секунду Вашу «Исповедь». Наконец-то я эту вещь увидел, в то же мгновение выпросил, вымолил себе фотографию у Минского. Наконец-то, наконец-то я увидел эту картину. Потому что это настоящая картина, какая только может быть картина!!!.. Она для меня в первую секунду вступила в казнохранительницу всего, что только есть для меня дорогого и важного от искусства: «Бурлаки», «Крестный ход», «Не ждали»… Вот что мне от нынешнего искусства надо; это то, что мне от него дорого и бесценно!.. Только у Вас, Сурикова, да у Верещагина в целой Европе я нахожу те глубокие ноты, с которыми ничто остальное в искусстве несравнимо – по правде, по истинной перечувствованности до корней души. Я помню, как мы с Вами вместе лет десяток тому назад читали «Исповедь» и как мы метались, словно ужаленные и чуть не смертельно пораненные. Ну, вот у такого только чувства и бывают такие художественнее всходы потом. Все остальное без такого «ужаления» ложь, вздор и притворство в искусстве…»

В девяностых годах, когда Илья Ефимович уже будет хорошо знаком с поэтом Минским, тот напишет о Репине: «Всяким настроениям он предпочитает идеал подвига, не подвижничества, а именно подвига, протестующего, шумного, главное, несомненного, соединенного с очередной жертвой. Герои, изображенные Репиным, живут в мире освободительных идей… Это – просветители и преобразователи, это – борцы».

И.Е.Репин. Автопортрет. 1878 год.

Сегодня мне хотелось бы рассмотреть серию картин Ильи Ефимовича Репина, посвященных русскому революционному движению. Эта тема имела особое значение в творчестве художника, в течение многих лет, он вновь и вновь возвращался к ней.

Впервые мы видим отражение интереса Репина к революционерам в картине "По грязной дороге", написанной в 1876 году . Возможно, её сюжет был навеян песней неизвестного автора "По пыльной дороге телега несется. На ней по бокам два жандарма сидят" .


"Под конвоем. По грязной дороге". 1876 год.

Следующим в 1878 году появляется первый вариант картины "Арест пропагандиста". В центре - привязанный к столбу главный герой - пропагандист, справа - становой, просматривающий бумаги, выброшенные на пол из раскрытого чемодана. Вокруг народ, разнообразно реагирующего на событие. В этой и предыдущей картине выбран момент гонения, ареста, ссылки, главный герой испытывает тяжелые удары судьбы. В 1880 году Репин решает писать новый вариант "Ареста".


"Арест пропагандиста". 1878 год.

Второй вариант картины изменен композиционно. Здесь нет, как на предыдущем полотне двух противопоставленных фигур - революционера и стоящего напротив пожилого мужчины в светлом одеянии, лучше проработана тема одиночества главного героя.


"Арест пропагандиста". 1880-1892 гг.

В 1879 году Репин начал работу над знаменитой картиной "Отказ от исповеди ". Сюжет был навеян одноименной поэмой, которую художник прочел в 1879 году в "Народной воле". Через годы Владимир Стасов вспоминал : "Я помню, как мы с Вами вместе, лет десяток тому назад, читали "Исповедь" и как мы метались, словно ужаленные и чуть не смертельно пораненные... Ну, вот у такого чувства и бывают такие художественные всходы потом. Все остальное без такого «ужаления» ложь, вздор и притворство в искусстве ". Впоследствии, когда картина была уже написана, Репин подарил ее автору поэмы Н.Минскому. Сейчас она находится в Третьяковской галерее.

"Отказ от исповеди (Перед исповедью)". 1879-1885 гг.

На одном из эскизов к картине мы видим надпись "… грех? Бедных и голодных как братьев я любил?"... Репин делал её по памяти, спустя много лет после прочтения поэмы, поэтому неточно воспроизвел фразу, сохранив лишь ее смысл. В оригинале эта часть поэмы звучит так :

"... Прости, господь, что бедных и голодных

Я горячо, как братьев, полюбил...

Прости, господь, что вечное добро

Я не считал несбыточною сказкой.

Прости, господь, что я добру служил

Не языком одним медоточивым,

Но весь - умом, и сердцем, и руками...

Прости, господь, что родине несчастной

И в смертный час я верен остаюсь,

Что я, рабом родившись меж рабами,

Среди рабов - свободный умираю ..."


Эскиз к картине "Отказ от исповеди"

Художник знал, что многие революционеры гордо отказывались от покаяния, уверенные в своей правоте, и сочувствовал им. Тем более, что исповедь широко использовалась духовенством в целях доноса.

"Летом 1879 года Репин Илья Ефимович , - вспоминает Всеволод Мамонтов, - снимал в Хотькове (недалеко от Абрамцево) у самой железной дороги на берегу речки Пажи дачу Эртова, где и начал работу над своей знаменитой картиной "Не ждали" . Изображенная им на этой картине комната взята как раз с этой дачи. "Не ждали" становится высшей точкой в развитии темы революционера и его судьбы у художника. На картине мы видим возвратившегося внезапно из ссылки домой политического. Очевидно, он бежал с каторги. Его встречают близкие. В первом варианте картины в образе нежданного гостя Репин изобразил девушку, бывшую курсистку, попавшую за свою политическую деятельность в ссылку. Если бы не одежда девушки, мы могли бы и не догадаться, кто же вернулся в этот светлый и уютный дом.


"Не ждали". 1883 год.

Любопытно, что в тот же год, когда писался эскиз с девушкой, Репиным создавалась и другая картина о революционерах - "Сходка". В ней автор прекрасно справился с задачей передачи общего бурного настроения и напряженности подпольного собрания.


"Сходка (При свете лампы)". 1883 год.

Вернемся к картине "Не ждали". Репин не стал развивать без изменений свой эскиз 1883 года, а принялся за переработку общей идеи и отдельных образов картины. В начале 1884 года было уже готово новое большое полотно: окончательная редакция "Не ждали". Сравнивая обе картины, мы видим, что Репин оставил почти без изменений обстановку дачной комнаты и общую мизансцену, однако не осталось ни одной фигуры из первого варианта, а количество персонажей увеличилось. Прежде всего Репин заменил главного героя картины. Вместо девушки в комнату теперь входит мужчина. Атмосфера таинственности теперь окончательно и бесследно исчезла, и мы не должны и не можем догадаться, какими путями вернулся домой революционер.


"Не ждали". 1884 год.

Конкретизировались и все прочие персонажи картины в отношении к главному герою. В комнате - его мать, жена, двое детей. Это пришел сын, муж, отец. Человек, вернувшийся после множества испытаний, на которые обрекло его святое выполнение его революционного долга.

Изображения на стене - Голгофа, император Александр II на смертном одре, портреты Т.Г.Шевченко и Н.А.Некрасова поясняют происходящее и характеризуют духовную атмосферу скромного дома интеллигентной семьи.

Репин неоднократно переписывал лицо ссыльного. П.М.Третьяков писал Репину в начале 1885 года: "Лицо в картине «Не ждали» необходимо переписать; нужно более молодое и непременно симпатичное. Не годится ли Гаршин ?".

"Не ждали" фактически завершила цикл работ, посвященных судьбе русского революционера. Русское же искусство в целом приобрело в цикле репинских картин законченное раскрытие одной из важнейших своих тем - темы героя своего времени.

И.Е.Репин. Портрет В.М.Гаршина . 1884 год.

Источники: Герман Недошивин. Образ революционера у Репина .

Арест пропагандиста

В 1880 году Репин начал писать "Арест пропагандиста". Он работал над ней долго, вплоть до 1892 года. Больших усилий стоила художнику работа над центральным образом. Репин искал натуру, собирая отдельные черты, присущие той или иной модели. Все внимание в картине сосредоточено на революционере. Он только что схвачен. Руки скручены на спине. Возле него суетятся сотские и урядники. Пропагандист словно еще силится высвободиться. Во всей его фигуре зритель чувствует скрытую энергию, волю к борьбе. Гневный взгляд его направлен в сторону мужчины, стоящего у окна. Волосы пропагандиста растрепаны, рубаха расстегнута. Особенно остро чувствуется героизм революционера при сравнении его образа с образом стоящего рядом урядника. Тот словно боится подойти к пропагандисту, дотронуться до него рукой. Вся фигура урядника с откинутой назад головой, предостерегающее движение рук, тупое лицо с красным вспухшим носом - все это делает его образ почти гротескным. Другие фигуры - производящие обыск становой пристав, канцелярист и агент, девушка, созерцающая это зрелище, явно сочувствующая арестованному, мужики, стоящие у окна и с опаской посматривающие на революционера, мужик, сидящий на лавке (возможно доносчик), - все эти персонажи с большим тактом дополняют главное содержание, до конца раскрывают сюжет, не споря с образом главного героя.
В "Аресте пропагандиста" самое событие требовало применения средств развернутого рассказа. Репин постарался сделать так, чтобы этот рассказ получил живописно-пластическое воплощение. Сохранив принцип построения бытовой жанровой картины, действие которой происходит в интерьере, тщательно выписав необходимые детали, Репин выделил композиционно фигуру революционера: он поместил его в центре холста, дав простор для его порывистого взгляда и ищущего выхода внутреннего движения. Художник собрал самые жаркие краски в фигуре пропагандиста (рыжие волосы, красная рубаха). Их оттеняет холодок льющегося через окно света. В "Аресте пропагандиста" Репин создает образ, типичный и для других его картин на революционную тему. В нем подчеркнуты героизм, внутренняя красота, сила, способность идти на подвиг. Но вместе с тем в этом образе звучит и трагическая нота: картина раскрывает одиночество революционера, его оторванность от тех, кому он отдает свою жизнь. В том, что именно так трактует Репин избранную им тему, сказывается особая зоркость художника, глубоко понимавшего окружающую действительность, свое время.

И. Е. РЕПИН (1844-1930)
Арест пропагандиста. 1880-1892 Дерево, масло. 34,8x54,6
Государственная Третьяковская галерея

В 1880 году Репин начал писать "Арест пропагандиста"
Он ра ботал над ней долго, вплоть до 1892 года. Больших усилий стои ла художнику работа над центральным образом. Репин искал натуру, собирая отдельные черты, присущие той или иной модели. Все внимание в картине сосредоточено на пропагандисте. Он только что схвачен. Руки скручены на спине. Возле него суетят ся сотские и урядники. Пропагандист словно еще силится высво бодиться. Во всей его фигуре зритель чувствует скрытую энер гию, волю к борьбе.

Гневный взгляд его направлен в сторону мужчины, стоящего у окна. Волосы пропагандиста растрепаны, рубаха расстегнута. Особенно остро чувствуется героизм рево люционера при сравнении его образа с образом стоящего рядом урядника. Тот словно боится подойти к пропагандисту, дотро нуться до него рукой. Вся фигура урядника с откинутой назад головой, предостерегающее движение рук, тупое лицо с красным вспухшим носом - все это делает его образ почти гротескным.

Другие фигуры - производящие обыск становой пристав, кан целярист и агент, девушка, созерцающая это зрелище, явно со чувствующая арестованному, мужики, стоящие у окна и с опас кой посматривающие на революционера, мужик, сидящий на лавке (возможно доносчик), - все эти персонажи с большим тактом дополняют главное содержание, до конца раскрывают сюжет, не споря с образом главного героя.

В "Аресте пропагандиста" самое событие требовало применения средств развернутого рассказа. Репин постарался сделать так, чтобы этот рассказ получил живописно-пластическое воплощение. Сохранив принцип построения бытовой жанровой картины, дей ствие которой происходит в интерьере, тщательно выписав не обходимые детали, Репин выделил композиционно фигуру рево люционера: он поместил его в центре холста, дав простор для его порывистого взгляда и ищущего выхода внутреннего движе ния. Художник собрал самые жаркие краски в фигуре пропаган диста (рыжие волосы, красная рубаха). Их оттеняет холодок льющегося через окно света. В "Аресте пропагандиста" Репин создает образ, типичный и для других его картин на революци онную тему.

В нем подчеркнуты героизм, внутренняя красота, сила, способность идти на подвиг. Но вместе с тем в этом образе звучит и трагическая нота: картина "Арест пропагандиста" раскрывает одиночество ре волюционера, его оторванность от тех, кому он отдает свою > жизнь. В том, что именно так трактует Репин избранную им тему, сказывается особая зоркость художника, глубоко понимав шего окружающую действительность, свое время.Картина Арест пропагандиста Репин

Нередко эскизы - даже у больших художников - несравненно лучше картин, написанных по этим эскизам.

Часто в эскизе художнику удается передать свой тамысел, будь то живописный цвет, свет, тон, форма, характер или экспрессия движения, чего при дальнейшей разработке в картине иногда просто в силу технических условий не удается передать так же хорошо.


И. Е. Репин. Эскиз картины «Арест, пропагандиста»

Как на пример могу сослаться на эскиз к картине «Последний день Помпеи» Карла Брюллова. Той насыщенности красным, который достиг художник в эскизе, он не добился в картине, поэтому в ней ему не удалось в такой же степени, как в эскизе, раскрыть драматизм события.

Зачем нужен эскиз
Итак, важно, чтобы учащиеся упражнялись в составлении эскизов - этим путем онп приучаются понимать, каковы могут быть цели картины и какими средствами они дожигаются; при этом развивается также вкус и интеллект будущих художников.

Надо сказать, что к составлению эскиза обычно прибегают все художники, задумавшие ту или иную картину. Пока картина существует только в мыслях или мечтах, она еще не живет. Она делается реальной и ясной самому автору, только будучи перенесена на холст или бумагу.

Так как будущие художники должны быть подготовлены к созданию произведения па определенную тему, на определенный сюжет, то обычно во всех художественных школах большое значение придают вопросам композиции. В различных школах и в различные периоды изменялись темы композиций. В годы наиболее сильного влияния старой академической школы, в XVIII веке и в первой половине XIX века, в учебных композициях домини-- эвали темы религиозные, мифологические и исторические. Во второй половине XIX века, в период развития передвижничества, получили широкое распространение темы бытовые.

Когда я руководил мастерской живописи в Высшем художественном училище при Всероссийской Академии художеств в Ленинграде, работа над композицией велась следующим образом. При каждой перемене модели для этюда ученики представляли эскизы, которые тут же и обсуждались публично. Эскизы создавались на свободно выбранные самими учащимися темы или на темы, данные мною. Последние бывали сюжетные или пластического порядка; например, в эскизе нужно было изобразить полураздетую человеческую фигуру на фоне белой стены, в тени от лиственного дерева, или две ярко одетые человеческие фигуры рядом с двумя крупными домашними животными в условиях серого летнего дня. При этом размеры эскиза задавались мною, например: 50x40 см, 40x70 см и т. д. Все принесенные эскизы выставлялись в мастерской и коллективно обсуждались. Так как тут, естественно, затрагивались и общие вопросы композиционного порядка, эти беседы не проходили для учеников бесследно в отношении их художественного, творческого развития. В связи со всем сказанным по поводу эскиза сошлюсь на некоторые эскизы известных мастеров.

Эскизы И. Е. Репина к картине «Арест пропагандиста»
свидетельствуют о том, как первоначальная мысль развивалась, получила конкретное разрешение, как композиция дополнялась необходимыми деталями (чемодан с бумагами) и персонажами (полицейский чиновник, писарь и другие).

И. Е. Репин. Эскиз картины «Арест пропагандиста». 1879


И. Е. Репин. Первоначальный вариант картины «Арест пропагандиста». 1878

Значение эскизов

Эскиз-набросок всем известной репинской картины «Иван Грозный» выясняет, какое расстояние может отделять первоначальный незначительный набросок от драматической, необыкновенно экспрессивной и колоритной картины. В то же время и по этому наброску можно видеть, как основная художественная мысль, подобно ведущему мотиву в музыкальной пьесе, все время руководит работой художника.

Эскиз Сурикова к картине «Степан Разин» интересен не тематическим решением, как эскизы Репина, а тонально-живописной стороной, которая видна и понятна даже в бескрасочной репродукции. Кто помнит картину, может подтвердить, что намеченный в эскизе контраст живописного тона лодки и людей по отношению к пейзажу проведен художником и в картине, играет главную роль в ней.

В «Святом семействе» Рембрандта особенно ясно виден творческий план гениального мастера и приемы, которыми он пользуется, чтобы выявить свет, сияющий в этой картине и ставший здесь главным средством выражения. Чтобы провести поток света через всю картину, в левом углу ее помещена группа вовсе не обязательных для данного сюжета летящих и освещенных ангелов, затем свет централизуется на фигуре женщины, на детской люльке с ребенком, на полу.

Особенно много света сосредоточено на фигуре женщины; открытая книга, которую она держит в руках, самое интенсивное светлое пятно в композиции. Для сюжетного решения этой картины не было крайней необходимости вводить книгу. Она нужна была художнику как светлое пятно, как предмет, отбрасывающий рефлексы на лицо и фигуру женщины. А как мастерски введен Рембрандтом контрастный тон темного фона, настолько выдержанный в силе, что мужская фигура в глубине почти сливается с ним! Законченная картина приводится здесь для того, чтобы дать пример гениально проведенной художественной идеи, которая может быть задачей эскиза.

Помимо световых эффектов, в эскизе могут быть найдены живописные отношения, тон, форма, экспрессия движения и т. д.
Разработкой в эскизе одного только сюжета, без поисков решения какой-нибудь художественно-пластической задачи, не достигается художественная выразительность картины.

При составлении эскиза очень важно выбрать его пропорции, формат. Само собою разумеется, что для эскиза с сюжетом, требующим горизонтального решения композиции как например, «Покорение Сибири Ермаком» Сурикова, надо брать соответствующего формата холст. Наоборот, эскиз портрета стоящей фигуры заставит брать вертикальную рамку (можно сослаться на портрет Дениса Давыдова Кипренского). Тут не может быть стандартных пропорций и размеров. Картинная плоскость используется не только для того, чтобы вкомпоновать определенный сюжет - в этой плоскости надо выразительно расположить художественные элементы, например световые или живописные пятна, сильно освещенные формы и уходящие в фон затенения.

Упражнения в композиции, в составлении эскизов следует начинать, как и многое другое в искусстве, с несложных, простых заданий; например, вкомпоновать в данную рамку одиночную фигуру: милиционер на посту, стряпуха, у которой вскипает суп в кастрюле, плотник на стройке дома и т. п. Затем можно переходить к более сложным не только по числу фигур, но и по композиционным задачам.
О картине «Арест пропагандиста» искуствовед Д. Н. Кардовский

Описание картины Репина «Арест пропагандиста»

Если верить историческим данным, то это произведение Репин рисовал около 9 лет, и спустя три года после завершения, внес все равно изменения.
Репин считался первым художником, кто в своих произведениях сумел затронуть тему народовольчества.
По мнению историков, при написании этой картины у художника возникали проблемы с образом революционера, но все-таки ему удалось изобразить пропагандиста с типичными для него чертами, такими как, борца за социалистическую идею.

Основное место картине занимает главный герой.
Глядя на картину нам кажется, что революционер-пропагандист был схвачен несколько минут назад.
Волосы пропагандиста разлохмачены, рубашка не застегнута на груди и во взгляде его читается гнев и ненависть.
Ему скрутили руки и крепко держат на столько, что он не может высвободиться.

Остальные фигуры, изображенные на полотне, как бы позволяют нам сформировать сюжет картины в целом.
Изображенные канцеляр, сыщик, несколько мужчин и пристав равнодушно наблюдают за происходящим.
Никто кроме девушки, которая стоит в дверях, не сочувствуют арестанту.

Художник ярко попытался передать нам внутренний мир бунтаря, через его внешность.
Кричащая, алого цвета рубашка, рыжего цвета волосы, тем самым показывая способность этого человека совершать подвиги.
Но не смотря на все, человек выглядит одиноким и непонятым.
Его идеи не признали и что еще хуже отвергли.
Многие в то время отвергали народничество, и нередки случаи были доносов на народников.

На меня это произведение произвело неизгладимое впечатление.
Столько силы и упорства я не видела в картинах не разу.
На столько реалистично удалось художнику передать исторический факт, что мне кажется я оказалась на минутку в том времени в том помещении в виде той, сочувствующей девочки.