Венчание. Как происходит исповедь перед венчанием? Нужно ли исповедоваться перед венчанием

протоиерей Александр Авдюгин

— По вашему мнению, венчаться могут только люди глубоко верующие? Если нет, то как людям, которые еще не укрепились в своей вере, правильно подготовиться к венчанию и как они должны воспринимать это таинство?
— Я бы не стал какие-то определенные критерии устанавливать для тех, кто может и не может прибегать к Таинству. Да и невозможны тут каноны строгие. Иногда вполне достаточно слов: «Батюшка, мы хотим, чтобы Господь благословил наш брак», в других же случаях я настаиваю на обязательной исповеди и причастии перед Венчанием.
Если и жених, и невеста крещены, то вполне достаточно веры в Бога одного, а второй лишь был бы согласен идти под венец церковный. Тут четкое евангельское разрешение: Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим (). Подобные браки не редки и в большинстве случаев через некоторое время я вижу, что к исповеди подходят уже вдвоем, а не только тот, кто настоял на венчании и считался «более верующим».
Готовиться же к Таинству надо также, как мы готовимся к любому значительному событию в своей жизни, то есть со внутренней сосредоточенностью. Она же определяется не только внешним красивым и торжественным видом, но и чистотою душевной. Если под модным и оригинальным свадебным платьем невесты и модным костюмом жениха остались струпья грязных грехов, что-то скрывается друг от друга или недоговаривается, то начало будущих семейных недоразумений уже положено. Поэтому и надобно венчающимся прибегать к Таинству покаяния, то есть к исповеди. Ведь на венчании Господь соединит души и тела двух, совсем недавно разных, не знающих друг о друге людей «и будут двое - одна плоть» (). Вот и представьте себе: одна из душ чиста и непорочна, а другая запачкана и скрытна, каков результат будет?
Совет один перед венчанием – будьте искренни друг с другом, и Божье благословение лишь сильнее объединит любящие сердца.
— О чем должны думать и на что обращать внимание жених и невеста во время обряда?
— Тут легче сказать, о чем думать не надо.
Не имеет значения, кто первый станет на расстеленный под ноги венчающимся рушник, как и не имеет никаких последствий, если свидетели поменяют руки, держа венцы над головами молодоженов (тем паче, что есть венцы достаточно тяжелые); нет разницы чья венчальная свеча прогорит больше, как и не приведет к катастрофе уроненное кольцо или упавший платок. Все эти «приметы» имеют один источник происхождения и зовут его у нас: «фирма ОБС», то бишь «одна бабка сказала».
Внимательно вслушивайтесь в молитвы произносимые священником и молитесь вместе с ним. Лишь то, что читается священником и поется хором, имеет значимость и действительно необходимо для многих лет совместной жизни. Ведь сам богослужебный чин венчания берет начало из глубины веков и именно так, как венчаются ныне, сочетались «в брака общение» и наши далекие предки, именно после этих священнических молитв стало возможным и нынешнее предстояние жениха с невестой пред Престолом Божиим. Не обвенчались бы во времена давние наши пра-пра-бабушки с такими же «пра»-дедушками, откуда нам-то было бы взяться?
— Надо ли молодоженам приходить в храм в день венчания к началу службы?
— Сегодня, большей частью, венчаются на второй день свадьбы, в воскресенье. Какой смысл после субботних торжеств, свадебных угощений, веселья и поздравлений устраивать раннее хождение в храм на службу? Молиться ведь все равно не получится. Лучше все же отдохнуть, до времени венчания…
Исповедоваться же и причаститься Тайн Господних надобно накануне, за несколько дней до официальных торжеств.
В верующих воцерковленных семьях венчание всегда предшествует первой брачной ночи, т.е. плотской близости жениха и невесты. Нынче это установление и обязательность не в чести у большинства молодежи, но все же почему бы, идя к Богу за благословением, не вспомнить те времена, когда соблюдение этих установлений гарантировали долгую и счастливую жизнь?
— Правда ли, что венцы, которые держат над головами молодых во время обряда, – это символы мученичества? Если да, то как надо расценивать этот символ.
— Венцы, возлагаемые на жениха и невесту, символизируют славу союза Христа с Церковью. Это четко определяется евангельским текстом: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (). Слова данные были сказаны тем, кто может ради Бога «претерпеть» и «остаться верным».
Разве супружеский союз не предполагает собой жертву своими собственными привычками и пристрастиями ради счастья любимого человека? Разве семейная жизнь это всегда неуемная радость и постоянное веселие? Отнюдь. Это новые заботы и ограничения себя в материальном плане, в удовольствиях; это бремя обязательств по достойному воспитанию детей; это, в конце концов, и неприятности с недоразумениями с новыми и старыми родственниками, т.к. «враги человеку – домашние его» ().
Как только в семейной жизни, кто либо из супругов станет свое собственное «я» ставить во главу угла, кто будет свое мнение и свои желания не сочетать, а противопоставлять, единение прекратится и семья останется лишь юридическим фактом.
Там же, где ради любви и счастья супруги или супруга есть жертвенность (мученичество) всегда присутствует великая награда – духовное единение, та великая радость, ради которой стоит жить, жениться и замуж выходить. Жертвуя – приобретаем. Страдая – возносимся.
Венцы, которыми мы венчаемся, которые держат над главами молодоженов свидетели – это и венцы домашнего царства и это же мученические венцы, потому как счастливая семейная жизнь без смирения себя, по отвержения своего «я» не получится..
Именно поэтому, когда священник ведет молодых вокруг аналоя, хор поет песнопение: «Святые мученики, славно подвизавшиеся и увенчавшиеся, молитесь ко Господу о помиловании душ наших».
— Что вы можете сказать тем, кто считает венчание неким новым модным обрядом?
— Знаете, как мы называем тех представителей власти, которые нынче в силу своих должностей и ими же придуманных «обязанностей» приходят на церковное богослужение и с бальзамированными от напряжения лицами выстаивают службы? Очень просто – подсвечниками. Другой роли они не играют, ни в храме, ни у себя в душе. Так зачем же неискушенных в жизни молодоженов, по воле моды или дабы блеснуть пред друзьями и знакомыми переводить в роль бесчувственного приспособления для держания свечи?
Если венчание это не просьба к Богу освятить брак, помочь прожить счастливо и достойно, родить и воспитать детей, а просто некий пункт из обязательного списка предсвадебных ритуалов: к памятнику Ленина цветы положить, бутылку шампанского выпить, поворожить на счастье и т. д., то пользы от него не будет никакого…
— Как меняется жизнь молодоженов после венчания? Что они должны и чего не должны делать.
— Любить друг друга. Всё остальное приложится. Один из богословов сказал: «Люби Бога и делай, что хочешь». Вполне можно перефразировать: «Люби жену (мужа) и делай что хочешь». Ведь любовь твоя никогда не позволит огорчить…
Советов молодым дают много и как то готовясь к проповеди я встретил следующие, которые раз за разом повторяю, когда благословляю молодых:
1). Никогда не бывайте одновременно оба сердитыми;
2). Никогда не кричите на друг друга (за исключением, когда пожар в доме);
3). Если кому-то из двух необходимо одержать победу в споре, то уступи победу другому;
4). Если нужно высказать порицание, то сделай это с любовью;
5). Никогда не вспоминай ошибок прошлого;
6). Не идите спать, не примирившись;
8). Старайтесь, по крайней мере раз в день, сказать другому ласковое слово;
9). Когда ты сделал что-либо неправильно, поспеши признать свою ошибку и попросить прощения;
10). Двое участвуют в споре, но тот, кто неправ, тот всегда говорит больше.
— Если же касаться церковных запретов и канонических правил в семейной жизни, то тут все индивидуально, в каждой семье по-разному. Поэтому, если есть благое желание сочетать свою семейную жизнь с православием, то нужно обратится к священнику, хотя бы к тому, который вас венчал.
— Насколько серьезную ответственность берут на себя венчающиеся, и что означает понятие «развод» в Православной церкви?
— всегда считала осуществлением христианского нравственного идеала наряду с девством ради Христа только единственный брак. Именно поэтому церковные правила запрещают избрание священнослужителей из числа людей, состоящих в повторном браке или женатых на уже бывших замужем и тем более вступление в повторный брак по принятии сана. Мирянам, тем не менее, при определенных условиях Церковь дозволяет вступление в повторный брак, понимаемый как хотя и отчасти нарушающую заповеданный Христом идеал святости, но вынужденную уступку человеческой немощи.
Чина «развода» как такового в Церкви не существует. Есть благословение на повторный брак.
настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости православного брака, основываясь на словах Господа Иисуса Христа: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает… Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (). Развод осуждается Церковью как грех, ибо он приносит тяжкие душевные страдания и супругам (по меньшей мере одному из них), и особенно детям…
В 1918 году Поместный Собор Российской Православной Церкви в «Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» признал в качестве таковых, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, также отпадение супруга или супруги от Православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, неизлечимую тяжкую душевную болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим. В настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа…
В любом случае – развод есть грех.

Русская Неделя

На всех сайтах читаю об Исповеди и Причастии перед Венчанием. Но в силу определенных причин мы с мужем исповедоваться не хотим и не можем. Насколько возможно совершение Венчания без Исповеди? Будет ли оно считаться действительным? Или вообще нам откажут в Венчании, если мы честно ответим священнику, что не исповедовались?

бухгалтер

Уважаемая Мария, Вы высказываетесь, по крайней мере, таинственно: непонятны причины, по которым два человека не желают и не могут исповедоваться. Может исповедоваться всякий человек, самый тяжкий грешник может принести покаяние перед Крестом и Евангелием. А вот не хотеть действительно можно. Это нежелание возникает из нашего понимания, что, поименовав грех, мы должны будем бороться с ним и к нему не возвращаться, а этого нам может не хотеться. Трудно представить, какие еще есть причины для отказа от исповеди. Работа в спецслужбе? Но от Вас не потребуют раскрывать профессиональные секреты, выдавать государственную и военную тайну.

Скорее у меня к Вам возникает вопрос: а зачем венчаться, если нет, как Вы пишете, ни желания, ни возможности принимать участие в Таинствах Церкви? Ибо лишь исповедующийся может приступить и к вершинному церковному Таинству - принятию Святых Христовых Таин. Ведь Венчание - это свидетельство со стороны жениха и невесты о том, что они стремятся создать семью двух православных людей, в центре которой будет стоять Христос с теми нормами жизни и правилами, которые Он установил. А среди них есть, конечно, и установление о церковных Таинствах Исповеди и Причастия. Так что стремиться венчаться при подобного рода отношении к Таинствам, по крайней мере, нелогично.

Для начала хочу отметить некоторые ошибки отвечавших выше.

Первое - в венчании не отпускается грехов. Впервые грехи прощаются человеку во время совершения над ним таинства крещения. Те же грехи, которые человек совершал после крещения, отпускаются в таинстве исповеди. Особой подготовки таинство исповеди (если оно не соединено с причастием) не требует, и участвовать в нём может любой крещёный человек.

Перед венчанием необходимо исповедоваться и причаститься. Вторая ошибка – утверждать, что время говенья (то есть подготовки к причастию) непременно должно составлять семь дней. Такая практика появилась в России в царское время в связи с тем, что люди тогда причащались обычно лишь раз в год. Этого, конечно, не достаточно для полноценного и гармоничного духовного развития. Ныне вошло в обычную практику время говенья - 3 дня. Однако, по совету со священником это время может быть и изменено. Советую Вам обратиться к священнику и спросить его совета, сколько дней надо говеть и какие молитвы вычитать. Господь смотрит не на количество прочитанного, а на сердце человека. Посему, лучше несколько молитв сказанных со вниманием, чем всё последование прочитанное без внимания и с раздражением. В любом случае, надо посоветоваться со священником, предупредив его, что Вы ещё ни разу не говели. Вполне возможно, что он Вам посоветует прочесть не всё последование, а только определённую часть.

Во время говенья люди отказываются от мясных и молочных продуктов (пост), читают молитвы из последования ко причастию (есть в молитвослове), ограничивают себя в развлечениях (чтобы не отвлекаться от главного - от предстоящей встрече с Богом в таинстве причастия), воздерживаются от половой жизни (также, чтобы не отвлекаться от главного) и готовятся к исповеди (вспоминая все свои грехи совершённые после последней исповеди, или после крещения, если Вы ещё не были на исповеди). Накануне причастия следует посетить вечернее богослужение в храме и с 12 часов ночи до самого причащения не есть, не пить и не курить (если курите). Утром надо прийти на Литургию, исповедоваться (в некоторых храмах исповедь совершают накануне вечером) и в конце службы причаститься.

Всего лучше, конечно, до венчания причаститься, как это и положено. Ведь в причастии люди соединяются с Богом, а в венчании друг с другом пред лицом Божьим. В причастии также люди мистически соединяются во Христе друг с другом. Не забывайте и после венчания регулярно причащаться. Лучше всего делать это не раз в год, а несколько раз в год. Соединяясь с Богом в таинстве причастия, люди обретают силы для борьбы со своими недостатками и для дальнейшего гармоничного развития.

Несмотря на то, что церковный брак не является обязательным в России и странах СНГ, многие пары решаются на этот ответственный шаг. И если одни семьи искренне хотят заключить свой брак на небесах в знак подтверждения чистой любви и веры в Бога, то другие - просто следуют моде, включая таинство в план свадьбы .

По какой бы причине вы не решили венчаться, свадебный портал сайт напоминает: обязательно следуйте церковным правилам подготовки к таинству!

Перед венчанием: а быть ли таинству?

Прежде, чем начать подготовку к венчанию, необходимо узнать, разрешит ли церковь сочетаться церковным браком вашей паре. Ведь существуют прописанные табу к обряду.

Венчание не состоится, если:


Если имеет место быть хотя бы один из вышеперечисленных пунктов, увы, церковь не сможет благословить ваш союз.


Для таинства нет препятствий? Тогда предлагаем вам небольшую инструкцию в подготовке к венчанию:


Церемония венчания в православной церкви проводится только в том случае, если пара официально оформила отношения. Не важно, решили вы скрепить свой союз непосредственно в день торжества или спустя годы, в церкви могут попросить предоставить свидетельство о браке.



Исповедь и Причастие перед венчанием

Решение обвенчаться не стоит принимать спонтанно. Каждый в паре должен быть искренне уверен в своих намерениях. Важная роль отводится очищению души с помощью молитв, Исповеди и Причастия.

Максимально подробную информацию о том, как подготовиться к обрядам вам обязательно расскажут в церкви. Не стесняйтесь задавать интересующие вопросы, ведь это поможет избежать неловких ситуаций непосредственно во время обрядов.




Перед Причастием и Исповедью следует выдержать пост. В течении трёх дней молодожёны читают молитвы (священник подскажет какие), посещают вечерние службы, отказываются на этот период от сексуальных отношений. Из пищи придётся исключить яйца, мясные и молочные продукты . Всё это необходимо соблюдать перед подготовительными обрядами к венчанию.

Одна из главных задач церкви - помочь человеку усовершенствовать его собственную душу. Церковные учения призывают избавиться от злых помыслов, пустых и матерных слов, принимать всё смиренно и спокойно.

Как правило, Исповедь и Причастие проходят непосредственно перед венчанием. Но это не является обязательным требованием. Жених и невеста могут посетить церковь накануне и порознь.

Каждый церковный обряд направлен на исцеление человеческой души. И если вы действительно решили скрепить свои отношения Церковным браком, то этого должны хотеть оба. И жених. И невеста.

Портал Свадьбаголик.ru советует идти в церковь только тем парам, которые уверены в крепости и чистоте любви в семье. Для этого могут потребоваться годы, и даже десятилетия супружеской жизни. Но только тогда вы сможете полностью оценить глубину и значимость таинства венчания. И к вопросу, как подготовиться к венчанию , отнесётесь с максимальной ответственностью.

Брак есть Таинство, в котором, при свободном перед священ­ником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной супружеской верности, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого еди­нодушия, к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей. Брак сам по себе великая святыня. Он становится спасительным путем для человека при правильном отношении к нему. Бракосочетание является началом семьи, а семья есть малая церковь Христова.

Какова цель христианского брака? Только ли рожде­ние детей?

Воплощая изначальную волю Господа о творении, благосло­венный Им супружеский союз стал средством продолжения и умно­жения человеческого рода: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1:28). Но рождение детей не является единственной целью брака. Различие между полами есть особый дар Творца созданным Им людям. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:27). Будучи в равной сте­пени носителями образа Божия и человеческого достоинства, мужчина и женщина созданы для целостного единения друг с другом в любви: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт. 2:24).

Поэтому для христиан брак стал не просто средством продол­жения рода, но, по слову святителя Иоанна Златоуста, «таинством люб­ви», вечным единением супругов друг с другом во Христе.

Христианскую семью называют «малой церковью», ибо един­ство людей в браке подобно единению людей в Церкви, «большой се­мье», - это единение в любви. Для того чтобы любить, человек должен отвергнуться своего эгоизма, научиться жить ради другого человека. Этой цели и служит христианский брак, в котором супруги преодолева­ют свою греховность и природную ограниченность.

Есть и другая цель у брака - предохранение от распутства и со­хранение целомудрия. «Во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» (1 Кор. 7:2). «Если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжи­гаться» (1 Кор. 7:9).

Обязательно ли венчаться?

Если оба супруга верующие, крещеные и православные, то венчание необходимо и обязательно, так как во время этого Таинства муж и жена получают особую благодать, освящающую их брак. Брак в Таинстве Венчания восполняется благодатью Божией на созидание се­мьи как домашней церкви. Прочный дом может быть воздвигнут только на фундаменте, краеугольным камнем которого является Господь Иисус Христос. В христианском браке Божия благодать становится тем фунда­ментом, на котором возводится здание счастливой жизни семьи.

Участие в Таинстве Брака, как и во всех других Таинствах, должно быть осознанным и добровольным. Важнейшим побудитель­ным мотивом к Венчанию должно быть стремление мужа и жены жить по-христиански, по-евангельски; на это и дается помощь Божия в Таин­стве. Если такого стремления нет, а решили венчаться «по традиции», или потому что «красиво», или для того, чтобы «семья была крепче» и «как бы чего не вышло», чтобы муж не загулял, жена не разлюбила, или по подобным причинам - то это неправильно. Прежде чем венчаться желательно подойти к священнику за разъяснением смысла брака, не­обходимости и важности венчания.

Когда венчание не совершается?

Венчание запрещено в течение всех четырех многодневных постов; во время Сырной седмицы (масленицы); на Светлой (Пасхаль­ной) седмице; от Рождества Христова (7 января) до Крещения (19 ян­варя); накануне двунадесятых праздников; по вторникам, четвергам и субботам в течение всего года; 10, 11, 26 и 27 сентября (в связи со стро­гим постом ради Усекновения главы Иоанна Крестителя и Воздвиже­ния Креста Господня); накануне престольных храмовых дней (в каждом храме они свои).

Дни, в которые венчание разрешено, отмечены в православном календаре.

Таинство венчания правила и подготовка

Что требуется для того, чтобы обвенчаться?

Брак должен быть зарегистрирован в ЗАГСе. Необходимо за­ранее узнать в храме о требованиях, которые предъявляются к желаю­щим вступить в церковный брак. Во многих храмах перед Венчанием проводится собеседование.

Приступающие к столь важному Таинству, следуя благочести­вой традиции, стараются приготовить себя к участию в нем, очистив­шись Исповедью, Причащением и молитвой.

Обычно для Венчания надо иметь обручальные кольца, иконы, белый рушник, свечи и свидетелей. Более конкретно все выясняется в беседе со священником, который будет венчать.

Как записаться на венчание?

Правильнее будет не просто «записаться» на Венчание, а пре­жде всего узнать о том, как к нему подготовиться. Для этого хорошо по­говорить со священником. Если священник увидит, что желающие всту­пить в церковный брак уже готовы для этого, то можно и «записаться», то есть договориться о конкретном времени совершения Таинства.

Как правильно исповедоваться и причаститься перед венчанием?

Подготовка к Исповеди и Причастию перед венчанием такая же, как и в любое другое время.

Обязательно ли иметь свидетелей при венчании?

По традиции супружеская пара имеет свидетелей. Особенно требовались свидетели в тот исторический период, когда церковный брак имел статус официального государственного акта. В настоящее время отсутствие свидетелей не является препятствием к венчанию, можно венчаться и без них.

Можно ли обвенчаться после рождения ребенка?

Можно, но не ранее, чем через 40 дней после родов.

Можно ли обвенчаться тем, кто уже давно состоит в браке?

Можно и нужно. Те пары, которые венчаются в зрелом возрас­те, относятся к венчанию, как правило, серьезнее, чем молодые люди. Пышность и торжественность свадьбы у них заменяется благоговением и трепетом перед величием брака.

Почему жена должна подчиняться мужу?

- «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви» (Еф. 5:22-23).

Все люди имеют одинаковое человеческое достоинство. И мужчины, и женщины одинаково являются носителями образа Божия. Фундаментальное равенство достоинства полов не упраздняет их есте­ственного различия и не означает тождества их призваний как в семье, так и в обществе. Не стоит превратно толковать слова апостола Павла об особой ответственности мужа, который призван быть «главою жены», любящим ее, как Христос любит Свою Церковь, а также о призвании жены повиноваться мужу, как Церковь повинуется Христу (Еф. 5:22-23; Кол. 3:18). В этих словах речь идет, конечно же, не о деспотизме мужа или закрепощении жены, но о первенстве в ответственности, в заботе и любви; не следует также забывать, что все христиане призваны к взаим­ному «повиновению друг другу в страхе Божием» (Еф. 5:21). Поэтому «ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же - от Бога» (1 Кор. 11:11-12).

Создавая человека, как мужчину и женщину, Господь создает се­мью устроенную иерархично - жена сотворена помощницей мужу: «И ска­зал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощ­ника, соответственного ему» (Быт. 2:18). «Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа» (Кор. 11:8-9).

Семья как домашняя церковь есть единый организм, у каждого из членов которого есть свое назначение и служение. Апостол Павел, говоря об устроении Церкви, разъясняет: «Тело же не из одного члена, но из многих. Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу? И если ухо скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не глаз, то неужели оно потому не принадлежит к телу? Если все тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние? Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно. А если бы все были один член, то где было бы тело? Но теперь членов много, а тело одно. Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейши­ми, гораздо нужнее, и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения; и неблагообразные наши бо­лее благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном боль­шее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге» (1 Кор. 12:14-25). Все сказанное относится и к «малой церкви» - семье.

Главенство мужа есть преимущество среди равных, подобно тому, как и во Святой Троице среди равных Лиц, единоначалие принад­лежит Богу-Отцу.

Поэтому служение мужа, как главы семьи выражается, напри­мер, в том, что в важнейших для семьи вопросах он принимает решение от имени всей семьи, а также несет ответственность за всю семью. Но вовсе не обязательно, чтобы муж, принимая решение, делал это едино­лично. Одному человеку невозможно быть специалистом во всех обла­стях. И мудрым правителем является не тот, кто может все решать сам, а тот, кто имеет мудрых советников в каждой области. Так и жена в не­которых семейных вопросах (например, в вопросах взаимоотношений между детьми) может лучше разбираться, чем муж, тогда совет жены становится просто необходим.

Допускает ли Церковь второй брак?

Тем не менее, после подтверждения епархиальной властью ка­нонических оснований для расторжения брака, таких как супружеская измена и иных, признаваемых Русской Православной Церковью в каче­стве законных, второй брак разрешается невиновному супругу. Лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами. В тех исключительных случаях, когда допускается третий брак, срок епити­мии, согласно правилам святого Василия Великого, увеличивается.

В своем отношении ко второму браку Православная Церковь руководствуется словами апостола Павла: «Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит… Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, сво­бодна выйти, за кого хочет, только в Господе» (1 Кор. 7:27-28, 39).

Могут ли вступать в церковный брак лица старше 50-ти лет?

В церковном брачном праве установлен высший предел для вступления в брак. Свт. Василий Великий указывает предел для вдов - 60 лет, для мужчин - 70 лет (правила 24-е и 88-е). Святейший Синод на основании указания, данного Патриархом Адрианом (+ 1700 г.), запре­тил лицам в возрасте старше 80 лет вступать в брак. Лицам в возрасте от 60 до 80 лет для вступления в брак необходимо испрашивать разреше­ние архиерея (протоиерей Владислав Цыпин).