Урок – размышление по рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма. Технологии: ИКТ (презентация) Урок литературы по рассказу телеграмма

Урок по теме: "К. Г. Паустовский"Телеграмма" рекомендован для учащихся 7-8классов, посвящен празднику - День матери. Художественный текст произведения содержит огромный нравственный (воспитательный) потенциал, что особенно актуально в нашей жизни современного общества.

Подготовка к уроку: учащиеся заранее прочитали рассказ К. Паустовского.

На основе анализа эпизодов, составления схемы, учащиеся самостоятельно подходят к осмыслению основной мысли рассказа, выявляют проблематику, актуальность всего произведения в целом.

Данный урок может быть проведен как урок внеклассного чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы.

(Внеклассное чтение)

Класс: 7-8

Тема: К. Г. Паустовский «Телеграмма».

Задачи:

  1. Знакомство с произведением К. Г. Паустовского.
  2. Формирование умения анализировать эпизоды, формулировать основную мысль эпизода и всего рассказа.
  3. Развитие устной речи, памяти, внимания, воображения.
  4. Воспитание чувства ответственности, любви, уважения, сострадания; чувства сыновнего долга.

Оборудование: записи на доске, текст художественного произведения.

Ход урока.

1.Сообщение темы урока. Работа с эпиграфом.

30 ноября 1998 года первым президентом России был подписан Указ об учреждении Международного праздника День Матери.

Мама! Как прекрасно это слово! Это наш самый близкий, самый любимый человек. Это наш советчик, друг, помощник.

На доске записан эпиграф нашего урока, прочтите слова О. Бальзака.

Сердце матери - это бездна,

в глубине которой всегда

найдется прощение.

О. Бальзак.

Как вы понимаете это высказывание? Согласны ли вы с мнением писателя?

Сегодня на уроке мы проанализируем рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма». И еще вернемся к эпиграфу в конце урока.

2. Беседа на первичное восприятие.

Какие чувства передал К. Г. Паустовский?

Кто из героев запомнился? Почему?

3. Анализ эпизодов рассказа.

Для подробного анализа рассмотрим следующие эпизоды:

  1. Ожидание дочери.
  2. Письмо Катерины Петровны.
  3. Телеграмма от «Насти».
  4. Финал рассказа.

Зачитывание и обсуждение эпизодов.

1 эпизод.

- Какие чувства остаются после прочтения рассказа?

Как описание природы помогает понять состояние, настроение Катерины Петровны?

Что было единственным живым существом в доме?

Как относится мать к Насте? Почему оправдывает занятость дочери?

2 эпизод.

- Какие строки в письме Катерины Петровны затрагивают душу?

Как образ скульптора Тимофеева и его скульптура Гоголя раскрывают образ Насти? (Настя заботится об открытии выставки чужого ей человека, забыв о самом дорогом- матери.)

Когда Настя прочла письмо?

Почему девушка чувствует безмолвный укор? О чем это говорит?

Почему Настя все-таки поспешила в Заборье к матери? В каких строках показано ее раскаяние? («Мама! Ведь никого же у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы простила…»)

3 эпизод.

Почему название этого эпизода написано в кавычках? (Телеграмму написал сторож Тихон.)

Как об этом догадалась Катерина Петровна?

Чужие люди - Тихон, соседская девочка Манюшка - оказались роднее, они заботились о ней, жалели умирающую женщину.

4 эпизод.

Зачем нужен образ молодой учительницы?

Как прощались жители села с Катериной Петровной?

Прочитайте заключительные строки рассказа.

Какой урок получила Настя?

4. Работа со схемой «Главные герои рассказа»

На доске - схема к рассказу «Телеграмма», рассмотрите ее.

Почему именно так расположены герои?

Почему символ Катерины Петровны - солнце ?

Как ее лучи касаются других героев?

Даже один ее луч любви пробил стену занятости, равнодушия Ленинграда. Ведь Настя раскаялась, но слишком поздно.

Как вы думаете, простила ли Катерина Петровна свою дочь?

5. Итог урока.

Сравним вывод с эпиграфом. Как он связан с основной мыслью рассказа?

Постарайтесь в своей жизни не огорчать маму, не забывать о ней, чтобы потом не чувствовать тяжелой вины, как Настя. А начните с простого: помогите маме в домашних делах, порадуйте хорошей оценкой и не забудьте поздравить с праздником!

6. Домашнее задание.

Выберите одно из заданий:

1) подберите к следующему уроку стихотворения наших забайкальских поэтов о матери, одно из них выучите наизусть.

2) напишите сочинение-миниатюру на тему «Мой самый родной человек»

Приложение

Схема «Главные герои рассказа»

Заборье Ленинград

Жители села

Сторож Настя Тихон Манюшка Молодая учительница


Разделы: Литература

Цели урока:

  • знакомство учащихся с произведением К.Г.Паустовского,
  • развитие умения читательского мастерства,
  • воспитание бережного и благодарного отношения к своим родителям.

Оформление: На доске: тема урока, репродукция картины А.Шилова “Мать”, содержание телеграмм, два эпиграфа:

1.“Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, – это мать”. М.Горький

2. Страницу и огонь,
Зерно и жернова,
Секиры остриё и усечённый волос –
Бог сохраняет всё,
Особенно слова
Прощенья и любви,
Как собственный свой голос.

В.Брюсов

Оборудование:

  • Магнитофон.
  • Записи “Времена года. Октябрь” П.И.Чайковского
  • “Песня о матери” в исполнении ансамбля “Белый день”.

Урок построен по технологии встречных усилий.

ХОД УРОКА

I. Организационное начало

– Здравствуйте, ребята!

Сегодня встретились мы в первый раз,
Но от меня вы можете не прятать
Сиянье ваших умных глаз.
Пусть будут поиски, сомненья,
И как ни краток встречи срок,
Быть может, мы сойдёмся в мненьях
И вместе проведём урок.

II. Мотивация (эмоциональная)

Учитель. Когда называешь имя К.Г.Паустовского, то в памяти оживает Мещёрский край, средняя полоса России, с её неброской красотой, о которой Н.Рыленков написал:

Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно…

– Вот так и Паустовский всмотрелся, вслушался, а потом сказал: “Она завладела мной навсегда. С тех пор я не знал ничего более близкого мне, чем наши простые близкие люди, и ничего более прекрасного, чем наша земля”. И может стоит поучиться у писателя великому умению – остановиться и внимательно всмотреться и увидеть то, что нас окружает, и тех, кто живёт рядом с нами.

III. Подготовительный

– Сегодня мы начнём очень серьёзный разговор, в центре которого будет одно произведение К.Г.Паустовского. И называется оно?

– Телеграмма.

– Мы с вами читаем печальную историю о матери, напрасно ожидающей приезда своей дочери. Итак, скажите, пожалуйста, когда посылают телеграммы?

– Когда нужно сообщить что-то срочное.
– Когда стряслась беда.
– Когда у человека радость.

– А сколько было телеграмм послано в рассказе?

– Куда, кому и кем они были отправлены?

На доске на боковых закрывающихся сторонах содержание обеих телеграмм.

1 – дочери Насте в Ленинград: Катя умирает. Тихон.

2 – матери Катерине Петровне в Заборье: Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя.

– Обе телеграммы были отправлены Тихоном, но одна – от имени Насти. Исходя из нашего разговора, определите тему рассказа.

– Взаимоотношения родителей и детей.

– Действительно, рассказ Паустовского затрагивает одну из важнейших проблем - отношения детей и родителей.

– Всегда ли дети спешат на помощь родителям, живущим где-то далеко, всегда ли пишут письма, умеют ли проявлять о них заботу, стараются ли быть ласковыми со стариками?

IV. Вызов

– Определите композицию рассказа. Сколько бы основных частей вы выделили? Почему?

Дети определяют 4 части, составляют план из кульминационных фраз каждой части и записывают его:

1. Мать. “Эх, горе её горькое, страданье неписаное!”

2. Дочь. “Эх ты, сорока!”

3. Телеграмма. “За добро плати добром, не будь пустельгой”.

4. Раскаяние. “Никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять непоправимой вины, невыносимой тяжести”.

На протяжение всего урока учащиеся работают над планом, его цитатным оформлением. Задача учителя – направлять и корректировать их работу.

V. Сотворчество

– Сегодня нас ждёт большая и интересная работа творческого плана. Мы пишем с вами синквейн – пока только 4 части, для этого нужно быть очень внимательным слушателем и читателем. Расскажите об обитательнице старого дома. Что задело, затронуло вас в судьбе этой женщины?

Дети отвечают.

– Какими художественными средствами рисует трагизм положения Катерины Петровны Паустовский?

– Описание пейзажа, интерьера.

Идёт исследовательская работа с чтением фрагментов рассказа. Картина осеннего пейзажа. Звучит музыка П.И. Чайковского “Времена года. Октябрь”.

– Холодная осень, назойливо сыпался дождь, тащились, цеплялись рыхлые тучи. Маленький подсолнечник всё доцветал и не мог доцвесть. Продолжите фразу: “Как доцветал маленький подсолнечник, так и ….”.

Вывод: пейзаж печален, когда печален человек.

Описание интерьера: цвет жёлтый, сумрачный, есть серый. Возникает ощущение запущенности, заброшенности, одиночества, печали, безысходности.

– Какой вы увидели Катерину Петровну? Докажите текстуально.

Дети дают словесный портрет: “Она маленькая, сгорбленная, молчаливая, терпеливая, тактичная, великодушная, беспомощная, безмерно любящая свою дочь”. Доказывают, цитируя текст.

– Какие моменты вас особенно затронули?

– Этот момент отражён в иллюстрации учебника. Катерина Петровна осторожно перебирает пухлый бумажник. Её дорого всё, что связано с дочерью, она боится спугнуть запах духов дочери.

– Какими словами вы бы определили душевное состояние Катерины Петровны?

– Надежда, разочарование, осознание одиночества, душевная боль.

– Занесите эти слова в синквейн. Прочитайте отрывок 1 абзац стр. 314.

– Почему впервые за последний год она решилась выйти из дома?

– Какой отклик рождает пейзаж в душе Катерины Петровны?

– Она сочувствует звёздам, старому клёну, жалеет их. Время изменило и сад, о нём тоже мало заботятся.

– В своей книге “Золотая роза” в разделе “Зарубки на сердце” Паустовский писал: “Все обстоятельства, все подробности деревенского дома и осени, всё это было в полном соответствии с состоянием Катерины Петровны, с той тяжёлой душевной драмой, какую она переживала в последние свои дни”. Найдите это соответствие.

– Как передал писатель угасающую надежду старой женщины на то, что дочь приедет?

– Что поняла Катерина Петровна?

– Дни её сочтены, она умирает. И тогда она написала письмо.

Учитель читает письмо наизусть.

– Что вас затронуло в этом письме?

– О смерти она сказала очень просто, и думает она о саде.

– Действительно, Катерина Петровна и окружающий её мир – это одно целое, это всё родная земля, на которую, в конце концов, её опустили.

Чтение эпизода похорон, стр. 321.

– Каким стал пейзаж?

– Светлым, весёлым.

– Почему весёлым?

– Кончились её мучения, её одиночество, боль, успокоилась её страдающая душа. Смерть – избавление от страдания.

Продолжение работы над планом и синквейном. Слова Тихона заносятся в план и как кульминационная фраза в синквейн.

– Расскажите, пожалуйста, о дочери. Почему, рассказывая о дочери, Паустовский не даёт описания природы?

– Она недобрый, чёрствый человек. Такие люди не замечают природы.

– В Ленинграде много садов, парков, но Насте некогда было всё это видеть, она много работала.

– Холодные глаза.

– Почему художники прозвали её Сольвейг? Согласны ли вы с этим?

Слово учителя: Сольвейг в переводе означает “солнечный путь”. Сравнение с Сольвейг оказалось ошибочным: Сольвейг могла взглядом вызвать в чьей-нибудь душе светлый праздник, она отличалась добротой, отзывчивостью, верностью. Настя праздник устраивает, а глаза у неё холодные. А ведь они – зеркало души. Значит, и душа у неё холодная.
Давайте остановимся на моменте, когда Настя получила письмо от матери. Что она с ним сделала?

– Она положила его в сумочку нераспечатанным, подумав, что, раз письмо пришло, мать жива.

– А когда получила телеграмму? Почему Настя не открыла старому художнику правду?

– Спокойна. Она даже не поняла, о какой Кате идёт речь.

– Ей было стыдно признаться в том, что в это время, когда она наслаждается похвалой, у неё умирает мать.

– Неприятное известие. Это нарушило её планы.

– Считаете ли вы, что такие взаимоотношения между матерью и дочерью нормальные?

– Конечно, нет.

– Да, такая жизнь, когда приходится лгать себе и другим, когда, заботясь о многих, не замечаешь, как плохо самому близкому тебе человеку, и оправдываешь слепоту души ложью – такая жизнь ненормальна, она фальшива, беспокойна. Но когда-нибудь приходит прозрение. Приходит оно и к Насте. С чего оно началось?

– Взгляд Гоголя, укоризненный и честный, сверлил её.

– Почему именно Гоголь?

– Гоголь – сатирик, который обладал, по мнению Пушкина, удивительной способностью сразу угадывать человека. “А письмо-то в сумочке нераспечатанное, – казалось, говорили сверлящие глаза Гоголя. – Эх ты, сорока!”
И автор, и великий сатирик видят Настю изнутри: доброта её ненастоящая, показная. Настя совершила предательство. Оценку её поступку даёт Гоголь: “Эх ты!”

– Что стоит за этим “эх ты!”?

– Презрение, укоризна.

– И всё-таки душа Насти не очерствела до конца. Будь так, она бы не почувствовала и смутные укоры и сверлящий взгляд Гоголя не ощутила бы.

– Какой мы видим Настю после смерти матери? Чтение отрывка стр. 318 со слов “Валил водянистый снег…”.

– Да, Настя изменилась, она совсем другая. Но уже поздно: мать умерла и похоронена посторонними людьми, односельчанами. Дочь не успела увидеть мать в последний раз.

Чтение эпилога стр. 322.

– Как вы думаете, эта часть важна? Докажите свою мысль.

– Холод души растоплен слезами боли и раскаяния. Настя в переводе с греческого – “воскресшая”. Наверное, недаром это имя дал своей героине Паустовский. Только мать смогла бы облегчить её страдания. В народе всегда отмечалась особенная любовь матери к детям, в отличие от последних.

– Какие поговорки и пословицы о матери вы нашли?

Дети зачитывают пословицы и поговорки.

– Очень жаль, что в сутолоке жизни, в спешке мы часто забываем о самых близких нам людях. Мне бы очень хотелось, чтобы вы тихим вечером пристально посмотрели на маму, постарались понять её, вовремя сказать доброе слово, пока не стало поздно.

Идёт работа над эпиграфом и репродукцией картины.
Звучит песня.
Дети продолжают работать над синквейном (кроме последней части – эмоциональное отношение). Эта часть даётся на дом в качестве одного из домашних заданий.

Ученики зачитывают свои работы.

VI. Рефлексия

– Ваши впечатления от рассказа?

– Зарубки на сердце. Что это такое?

– Это след в душе, чаще всего болезненный, неизгладимый.

– У вас остались зарубки?

– Актуальна ли проблема, поднимаемая писателем?

– Прослушиваем песню о матери, исполняемую группой “Белый день”.

Читаю своё стихотворение, написанное под впечатлением рассказа:

Засыпает белым снегом
Твой последний путь.
Ничего уже, родная, не вернуть.

Тебя нет, и в старом доме
Стынет тишина.
Посреди вещей музейных
Боль одна.

Боль страданья, ожиданья
Доченьки своей,
Той, которая отрада,
Свет твоих очей,
Но не шлёт из Ленинграда
Доченька вестей.

Ненаглядная забыла,
Что пришла пора,
И уже не скажет мама:
“Доченька моя”.

Ветки, зябкие от жалости,
Стучат глухо в ночь.
Ты прости её, пожалуйста,
Свою дочь.

VII. Домашнее задание

– “Настя вдруг поняла, что никто её так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка”. Права ли Настя, думая так?
О людях, по-настоящему добрых, пойдёт у вас речь на втором уроке.
Благодарю детей за урок и читаю своё небольшое стихотворение:

Хоть наша встреча была недолгой,
Увидела: в вас равнодушных нет.
Желаю вам добра, любви и чувство долга –
Душа по капле собирает свет.

Cлайд 1

Зарубки на сердце Урок – размышление по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма» * Чти отца твоего и мать твою, Да благо ти будет, и долголетен Будеши на земле. Пятая заповедь Божия * За добро плати добром… К. Паустовский

Cлайд 2

Cлайд 3

Проблема одинокой старости Проблема материнской любви Проблема взаимоотношений между детьми и родителями Проблема милосердия

Cлайд 4

У Паустовского природа – это живое существо, связанное незримой нитью с человеком… Октябрь был на редкость холодный, ненастный. Тесовые крыши почернели. Спутанная трава в саду полегла, и все доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора. Над лугами тащились из реки, цеплялись за облетевшие ветлы рыхлые тучи. Из них назойливо сыпался дождь.

Cлайд 5

…Такова и Катерина Петровна, которая «доживала свой век в старом доме, построенном ее отцом, известным художником»... Ветер свистел за окнами в голых ветвях, сбивал последние листья. Керосиновый ночник вздрагивал на столе. Он был, казалось, единственным живым существом в покинутом доме, - без этого слабого огня Катерина Петровна и не знала бы, как дожить до утра. Ночи были уже долгие. Тяжелые, как бессонница. Рассвет все больше медлил, все запаздывал и нехотя сочился в немытые окна, где между рам еще с прошлого года лежали когда-то желтые осенние, а теперь истлевшие и черные листья.

Cлайд 6

…Пейзаж печален, когда печален человек.. Тесовые крыши почернели Спутанная трава полегла Ветер свистел в голых ветвях, сбивал последние листья Валил водянистый снег Хмурое небо все ниже опускалось Градация = усиление ненастья Ощущение нарастающей тревоги и отчаяния

Cлайд 7

Катерине Петровне стало еще труднее вставать по утрам и видеть все то же: комнаты, где застоялся запах нетопленых печей, пыльный «Вестник Европы», пожелтевшие чашки на столе, давно не чищенный самовар и картины на стенах… Ветер свистел за окнами в голых ветвях, сбивал последние листья. Керосиновый ночник вздрагивал на столе. Он был, казалось, единственным живым существом в покинутом доме, - без этого слабого огня Катерина Петровна и не знала бы, как дожить до утра. Ночи были уже долгие. Тяжелые, как бессонница. Рассвет все больше медлил, все запаздывал и нехотя сочился в немытые окна, где между рам еще с прошлого года лежали когда-то желтые осенние, а теперь истлевшие и черные листья.

Cлайд 8

Шла она медленно, ощупью. От холодного воздуха разболелась голова. Позабытые звезды пронзительно смотрели на землю. Палые листья мешали идти… Она остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был клен. Его она посадила давно, еще девушкой-хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи… Психологический параллелизм Катерине Петровне тоже некуда идти, ее тоже никто не ждет…

Cлайд 9

Письмо дочке Ненаглядная моя, - писала Катерина Петровна. – Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, - смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет – совсем уж не тот, - да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень.»

Cлайд 10

Испытание на истинную человечность. Настя Сольвейг – (норвеж.- солнечный луч или путь) – олицетворение поэтичности, красоты

Cлайд 11

Испытание на истинную человечность. Настя Художники звали ее Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза.

Cлайд 12

Испытание на истинную человечность. Настя На одной из площадок Настя достала зеркальце, напудрилась и усмехнулась, - сейчас она нравилась самой себе… Самолюбование

Cлайд 13

Испытание на истинную человечность. Настя Настя с усилием подняла глаза и тотчас отвела их: Гоголь смотрел на нее, усмехаясь.На его виске как будто тяжело билась тонкая склеротическая жилка. Насте показалось, что Гоголь тихо сказал сквозь стиснутые зубы: «Эх, ты!»

Cлайд 14

Cлайд 15

Испытание на истинную человечность. Настя Настя села на скамейку в сквере около Адмиралтейства и горько заплакала. Снег таял на лице, смешивался со слезами. Настя вздрогнула от холода и вдруг поняла, что никто ее так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка, там, в скучном Заборье. «Поздно! Маму я уже не увижу», – сказала она про себя и вспомнила, что за последний год она впервые произнесла это детское милое слово – «мама». Она вскочила, быстро пошла против снега, хлеставшего в лицо. «Что ж что, мама? Что? – думала она, ничего не видя. – Мама! Как же это могло так случиться? Ведь никого же у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы она увидела меня, лишь бы простила».

Cлайд 16

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

города Бородино Красноярского края

Модельный урок – размышление в 8 классе

«Испытание на истинную человечность»

(по рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма»)

учитель русского языка и литературы

Тема : «Испытание на истинную человечность» (по рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма»)

Форма : модельный урок – размышление

Метод : проблемный с использованием ИКТ и применением технологии развития критического мышления

Цель урока : обучая, развивать коммуникативную, социальную и информационную компетенции; создать условия для проявления познавательной активности учеников.

Триединые задачи:

    образовательная: формирование умений анализа рассказа на основе духовной проблематики, языка произведения; наблюдение над приёмами художественного мастерства К. Г. Паустовского;

    развивающая: развитие речи, мышления, творческих способностей учащихся через применение приёмов технологии РКМ;

    воспитательная: воспитание нравственных качеств (чуткости, сострадания, милосердия).

Оборудование :

    мультимедийная презентация;

    отрывок «Письмо матери» из художественного фильма;

    музыкальное сопровождение формата mp3 ;

    рабочие тетради учащихся;

    листы формата А4 с мини-исследованиями по проблематике произведения (диаграмма «Фишбоун»).

Предварительное домашнее задание :

    Составить схему (приём «Цветок лотоса») по образу Катерины Петровны, используя цитирование

    Задание для групп: заполнить диаграмму «Фишбоун», исследовав проблематику произведения (одна от каждого ряда)

Ход урока

СЛАЙД 1

1. Вступительное слово учителя

— Сегодня у нас необычный урок: урок-размышление и одновременно урок-открытие. Размышление потому, что мы будем говорить о писателе, чтение произведений которого требует большой работы мысли и сердца.

А открытие потому, что рассказ, над которым мы сегодня будем работать, — это нравственная заповедь, вернее, заповеди, оставленные нам, потомкам Паустовского.

2. Сообщение целей урока

Писателя всегда интересовала жизнь замечательных людей. Надеюсь, вы с удовольствием прочтёте в будущем повести, рассказы и очерки о Лермонтове и Гоголе, Чехове и Блоке, Грине и Горьком. Но всё – таки чаще Паустовский писал о людях простых и безвестных, о которых читаем мы с волнением и трепетом в душе, хотя в произведениях нет острого сюжета, захватывающих происшествий. В чём же дело?

Может быть, в необыкновенной любви к людям, в желании разобраться в истинности человеческих чувств?

На этот и другие вопросы мы попытаемся ответить, размышляя над рассказом К.Г. Паустовского «Телеграмма».

— На прошлом уроке рассказ нами был прочитан. Мы проговорили проблемы, поднимаемые автором в произведении. Назовите эти проблемы (одинокой старости, материнской любви, взаимоотношений между детьми и родителями, человечности).

— Посмотрите на тему урока. Исходя из неё, попробуйте сами проговорить цель сегодняшнего урока (должны определить, прошли ли герои испытание на истинную человечность).

    Проблемная беседа по рассказу с элементами анализа

Обратимся к рассказу.

Как вы думаете, ребята, почему люди посылают телеграммы? (Когда хотят сообщить что-то очень важное)

— Какое чувство рождает это слово — «телеграмма»? (Тревогу)

— Кто из героев рассказа нуждается в помощи, поддержке? (Катерина Петровна)

— Почему? (Потому что она старенькая и одинокая)

— Попытаемся доказать, что Катерине Петровне действительно плохо. У Паустовского природа – живое существо, связанное незримой нитью с человеком. Сейчас вы услышите музыку Петра Ильича Чайковского из его «Времён года» («Октябрь»).

СЛАЙД 2 (музыка со слайдом)


— Посмотрите на пейзажную зарисовку из рассказа «Телеграмма».

— Обратитесь к тексту и вспомните, какие детали в описании пейзажа выделяет автор, чтобы подчеркнуть одиночество доживающей свой век женщины.

(1. «Позабытые звёзды пронзительно смотрели на землю» – параллель: Катерину Петровну как бы тоже позабыли, и звёзды понимают это и поэтому смотрят пронзительно.

2. «Доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора» — «Доживала свой век в старом доме».

3. Озябший клён « Ему некуда уйти от этой бесприютной, ветреной ночи» — К.П. тоже никто не ждёт, ей тоже некуда идти, она просто доживает. Клён – это её память, видя его, она вспоминает себя.)

— Итак, как живется Катерине Петровне? Каково её душевное состояние?Расскажите кратко о её жизни, опираясь на заполненную дома вами вот такую табличку.

СЛАЙД 3


Приём «Цветок лотоса» технологии развития критического мышления позволил включить обучающихся в мыслительную деятельность и творчески переработать информацию. Ребята не просто давали описание героини, они составляли модель образа на основе выбранной и проанализированной информации (эта работа была выполнена ребятами дома). Происходило обучение обобщённым знаниям, умениям, навыкам и способам мышления.

Один из вариантов заполнения таблицы:

Живет в селе Заборье. Дом мемориальный, она последняя обитательница его.

Отец ее был известным художником. Когда-то жила в Париже с отцом, видела похороны Виктора Гюго — французского писателя.

У нее нет никого родных, кроме дочери Насти, работающей в Ленинграде.

Добрая, страдает от одиночества, но не упрекает дочь, любит её.

Катерина Петровна

Постоянно молча сидит на диване сгорбленная, маленькая, все перебирает какие-то бумажки в ридикюле, временами тихонько плачет.

Для нее ночи долгие, тяжелые, у неё бессонница

Не знает, как дожить до утра.

Пишет дочери письмо.

СЛАЙД 4


— Как Катерина Петровна относится к своей дочке? (Очень любит свою дочь. Несмотря ни на что, на невнимание Насти, мать оправдывает её: «…Насте не до неё, старухи. У них, молодых, свои дела, свои непонятные интересы, своё счастье. Лучше не мешать». Но Катерина Петровна скучает по дочери и очень хочет увидеть её .)

Посмотрим отрывок из кинофильма, послушаем письмо Катерины Петровны к дочери. Но ещё я хотела бы попросить вас вот о чём: когда вы будете испытывать наибольшее волнение, жалость к Катерине Петровне или какие-то другие чувства, поднимите открытую ладошку, вот так. Хорошо?

(После просмотра) Используя этот приём «Открытой ладошки», мне хотелось узнать, кто мы: только учитель и ученики, которые должны обсуждать какую-то определённую тему, или мы люди, которые смотрим на очень важные вещи одинаково, и мы не участники, а соучастники очень не простого разговора. Спасибо вам за неравнодушие. Я думаю, что мы можем продолжить дальше.

— Так почему же Катерина Петровна, редко писавшая Насте, вдруг ночью написала дочери письмо? (поняла, что жить ей осталось совсем мало, и захотела попрощаться с дочкой )

— Какое самое важное слово в письме? (Ненаглядная .)

— Как понимаете смысл этого слова?

— Как отреагировала Настя на полученное от матери письмо? (спрятала в сумочке, не прочитав )

СЛАЙД 5


— Как автор описывает её?Найдите подтверждение в тексте. (Прямых авторских оценок в тексте нет, но отношение Паустовского однозначно. Он подчеркивает самолюбование Насти. «На одной из площадок Настя достала зеркальце, напудрилась

и усмехнулась, — сейчас она нравилась сама себе». Художники звали ее Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза»)

— Паустовский одним эпитетом выписал характер Насти. На какую деталь её портрета вы сразу обратили внимание? (Холодные глаза)

— То есть какие? (равнодушные, пустые, безразличные, всегда спокойные, неэмоциональные )

Л.Н. Толстой говорил, что «глаза – зеркало человеческой души». Страшно, когда встречаешь человека с холодными глазами. Очевидно, у него такое же холодное, жестокое сердце, правда ведь?

    Исследование проблемной темы

(стратегия «Фишбоун»)

СЛАЙД 6


— А теперь приступим к исследованию проблемы человечности в рассказе «Телеграмма». Посмотрим, прошли ли герои испытание на истинную человечность?

— Но сначала попрошу вас подобрать близкие по значению слова к слову «человечность». На каждом ряду лежат по 4 карточки с понятиями, выберите те слова, которые помогут ответить на вопрос: «В чём проявляется человечность?»

Прикрепите выбранные карточки на доску при помощи магнитов.

На карточках слова:

Человечность – это (милосердие, доброта, забота, участие, сострадание, внимание, жалость, сочувствие, ненависть, предательство, злость, гуманность).

— Какие карточки остались неиспользованными?

— В качестве домашнего задания вам было предложено поработать в группах над решением вопроса о том, каким образом проблема человечности коснулась героев рассказа и прошли ли они это непростое жизненное испытание.

СЛАЙД 7


— Каждой группе была выдана вот такая схема-рыбка, опираясь на которую вы должны были извлечь необходимую информацию из литературного произведения и перевести её из текста в диаграмму, в итоге ответив на вопрос, прошёл ли герой это трудное жизненное испытание.

— На верхних «косточках» фиксируются причины происходящих событий, на нижних – факты, подтверждающие наличие причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть. В «хвостике» нужно было поместить вывод по решаемой проблеме.

— Первыми презентовать свою работу будут ребята первого ряда. Представляет работу группы кто-то один, остальные дополняют. Задают им вопросы ребята других групп.

СЛАЙД 8


Внимание! Проблемный вопрос: прошла ли Настя испытание на человечность, милосердие?

(выходит представитель от группы ребят первого ряда, после выступления лист с диаграммой прикрепляется магнитом на доске)

Дополнительные вопросы:

— Почему же добрая и внимательная к другим людям Настя оказалась такой чёрствой по отношению к матери? (Она неправильно определила жизненные приоритеты, поставила на первое место не самое главное. )

— Можно ли назвать Настю эгоистичным человеком (равнодушным, безразличным, безучастным)?

А «человечность» может быть ненастоящей? (Да, у Насти она именно такая. Она занимается делами пусть хорошего, но чужого человека, не найдя времени для последней встречи с мамой.)

СЛАЙД 9


Прошли ли Тихон с Манюшкой это жизненное испытание?

(выступление ребят второго ряда)

Дополнительные вопросы:

— Почему Тихон решился на обман? (Чтобы поддержать Катерину Петровну, утешить, смягчить горечь одиночества)

— Это простые люди, которых любил Паустовский. Они незаметны, не привыкли красиво говорить, но не пройдут мимо чужого горя.

— О какой телеграмме говорится в названии рассказа и почему? (О второй телеграмме Тихона, он хотел ободрить Катерину Петровну, подарить ей надежду и продлить её жизнь. Первой же он хотел достучаться до Насти, но, увы, безрезультатно. Обе телеграммы были важны, но вторая из них наполнена милосердием, которое, по мнению автора, так необходимо всем людям)

СЛАЙД 10

Молодая учительница


(выступление ребят третьего ряда)

Дополнительные вопросы:

— А для чего вводится в рассказ образ молодой учительницы? (Этот образ противопоставлен образу Насти. Она сразу вспомнила про мать, которая осталась в городе. Сердце у нее доброе, ведь она не знала Катерину Петровну, а пошла за гробом, потом, во время похорон, поцеловала «высохшую желтую руку» покойной.)

— А почему она сделала это? (Она, видимо, поняла весь ужас одиночества этой женщины, почувствовала какую-то вину перед ней, понимая, что все молодые, живя своей интересной жизнью, виноваты перед матерями, уделяя им мало внимания. Наверное, молоденькая учительница лучше Насти понимает это и, может быть, воспитает и своих учеников добрыми, отзывчивыми людьми.)

— Подведём итог нашему исследованию. Кто из героев прошёл испытание на истинную человечность? (Чужие для К.П. люди не прошли мимо горького одиночества брошенной дочерью старушки. А вот Настя это испытание не прошла, поэтому из него она вышла с чувством непоправимой вины, невыносимой тяжести.)

    Заповеди Паустовского

— Я думаю, ребята, в названии «Телеграмма» скрыт глубокий подтекст. По сути, весь рассказ – это телеграмма, обращённая к нам с вами. К. Паустовский оставил нам бесценные нравственные заповеди.

СЛАЙД 11


    Заключительное слово учителя

СЛАЙД 12

— Помните, ребята, я когда-то вам читала слова Бернарда Шоу: «Мы научились плавать, как рыбы, летать, как птицы, нам осталось научиться жить по-человечески». Будьте Человеком! Не забывайте о самых близких и родных людях. Не гасите свет своей души.

Исследование, проведённое на уроке, прошло все важные, значимые этапы:

    мотивация (проблемный вопрос – прошли ли герои испытание на человечность),

    исследование (в малых группах),

    обмен информацией,

    организация информации (диаграммы),

    связывание информации,

    подведение итогов.

Были использованы логические приёмы: постановки проблемы, сравнения, обобщения, выявления признаков.

На этапе организации информации была использована стратегия «Фишбоун», позволившая воплотить в жизнь «исследование в исследовании». «Фишбоун» — это мини-исследовательская работа с текстом художественного произведения, дающая возможность формировать умения использовать элементы причинно-следственного анализа; извлекать необходимую информацию из литературного произведения и переводить её из одной знаковой системы в другую (из текста в диаграмму); согласовывать и координировать личную деятельность с деятельностью других ребят при совместной работе.

Метапредметный подход , положенный в основу этой технологии, позволил содержание произведения представить не как сведения для запоминания, а как знания для осмысленного использования. Схема-диаграмма, с помощью которой ребята анализировали проблему, универсальна, так как осмысленная работа с информацией важна в жизни.

Групповая работа позволила ребятам сообща провести мини-исследования, перекрёстный обмен вопросами и мнениями.

Музыка, видео внесли в урок эмоциональность, были призваны вызвать интерес к уроку и способствовали развитию творческого воображения.

Список литературы,

использованной при подготовке к уроку

1. К.Г. Паустовский. Телеграмма// Litru.Ru Бесплатная электронная библиотека.

2. К.Г. Паустовский. Зарубки на сердце. Глава из книги «Золотая роза// Litru.Ru Бесплатная электронная библиотека.

3. Литература: справочные материалы: Книга для учащихся. — М.: Просвещение, 1989.

4. Википедия: Статья «Художественная деталь».

5. Т.Т. Левашова. Пока не стало поздно// Литература в школе. — 1996, №6.

6. Н.И. Гусакова. За добро плати добром// Литература в школе. — 1996, №6.