Список татарских фамилий: женские и мужские имена по алфавиту, а также происхождение и значение. Мои воспоминания о крыме Распространенные татарские фамилии на латинском

Эльмара Мустафа, крымскотатарская блогер и писательница

Говорят, фамилия — живая история народа. Она хранит свои тайны и не только рассказывает о жизни определенного семейства, но и раскрывает путь целого этноса. Родовые имена у крымских татар издавна славились своей оригинальностью. Ныне для одних — это необычная фамилия, для других — прозвище их дедушки.

О родовых фамилиях

Изначально у крымских татар не было фамилий. Как и у большинства тюркских народов имело место разделение на большие семьи и кланы. Своей родовой принадлежностью и была известна та или иная семья. Однако каждый ее представитель должен был знать имена предков по отцовской линии до семи колен. Первые фамилии появились у представителей знатных династий

Образование родов на полуострове происходило в конце XIII в. — начале XV в. Именно они в период Крымского ханства определяли политику государства. В последующих веках наличие родового имени стало говорить, прежде всего, о знатности семьи, а уже потом о ее положении в обществе. Например, род Гераев считался правившим. Эта династия ведет свое начало от Чингизхана и его сына Джучи. Его основателем считается потомок ветви Тука-Тимура (13-й сын Джучи), т.е. сын Гиас-эд-Дина — Хаджи-Герай. Одной из побочных ветвей этого рода были Чобан-Гераи.

Вторым по знатности являлся род Ширин, затем — Барын и Аргын. Значительную роль в определении крымской политики и влияние на принятие решений ханом играл род Кыпчак, то бишь Дерт Караджи.

Еще одна династия — Челеби — ведет свою родословную от известных и пользовавшихся уважением людей, имевших титул госслужащего. Это, прежде всего, потомки духовных особ - муфтиев, шейхов, кадиев и т.д. С крымскотатарского "челеби" переводится как "благовоспитанный", "господин", "образованный". Кроме того, челеби — это титул главы дервишей Бекташи и Мевлеви.

Родовое имя Черековых происходит от кумыкского князя Уздеш Черык-бея. Его потомство по мужской линии приняло фамилии Уздешниковы, а по женской — Чериковы. Ныне они известны как Чергеевы.

…и других

Считается, что в этногенезе крымских татар приняли участие множество народов, которые жили на полуострове. Они в той или иной мере сыграли свою роль. Например: Татар - татарин, Уланов - алан, Гурджи - грузин, Урум - грек, Черкез - черкес. К группе этнонимов относятся также названия таких родов, как Дадой, Чаган, Кангиев, Катаман, Кайко, Беди, Чурлу, Джетере, Куба, Караманов, Бараш.

В XX веке очень часто встречались фамилии, связанные с местом рождения. Они образованы посредством присоединения к топонимам окончаний —лы, —ли, —ский, —ская: Акчокраклы, Керменчикли, Яшлавский, Тайганская.

Необычны также фамилии, обозначающие старые социально-политические понятия. Из них наиболее популярны Мурахас - член ханского дивана (совета), Кадыев - мусульманский судья, Устабашы - цеховой мастер, Чауш - пристав, Сохтаев - учащийся медресе.

Часто встречаются фамилии, восходящие к прозвищам или эпитетам, которые характеризуют особенности внешнего вида или поведения человека. К примеру, Чалбаш - седоголовый, Сокуров - слепой, Аксаков или Чолах - хромой, Чалык - быстрый, Ювашев - тихий. Особенно интересны фамилии, обозначающие род профессионального занятия: Куркчи — копейник, Сарач — шорник, Дюльгер — плотник, Демирджи - кузнец, Пенирджи - сыродел, Куюмджи - ювелир, Бербер - цирюльник.

В прошлом веке особо распространенными стали фамилии, восходящие к личным именам. Например, персидский тип, образованный при помощи слова "заде" - потомок. Иногда первый компонент содержит не личное имя, а прозвище: Шемьи-заде, Чобан-заде, Эмир-заде, Лятиф-заде. Встречаются также фамилии с суффиксом —ич, что является характерным для Белоруссии, Польши и западных областей России: Халич, Касич, Балич, Комич, Кашич. Сегодня модно употреблять крымскотатарский тип, который являет собой лишь личное имя или личное имя и слово "оглу" (сын) или "кызы" (дочь): Хаяли, Мамбет, Недим, Ибриш, Курт-оглу, Айдер-кызы.

Однако самый распространенный в настоящее время — русский тип. Он образуется путем присоединения к личному имени формантов —ов (-ова), —ев (-ева). К примеру, Асанов, Халилов, Велиева, Мустафаева.

Стоит отметить, что фамилии жителей степной части полуострова немного отличаются от тех, которые носят на ЮБК и в горном Крыму. Скорее всего, это связано с этногенезом крымских татар. У "степняков" чаще встречаются сложносоставные фамилии (Шейхалиев, Фетислямов, Бариев, Бекмамбетов, Аджыасанов, Сеитджелилов, Куртсеитов), а у уроженцев Южнобережья и горной части они отличаются краткостью, звучностью и образованы в основном от прозвищ (Дагджы, Юрдам, Куку, Ирих, Гуту, Сары).

Обладатели фамилий охотно делятся историями их появления. Так, жена ветерана национального движения Юрия Османова Айше Добро носит девичью фамилию, которая образовалась от прозвища, полученного дедушкой. "Мой дедушка, как и его братья, жил в Ялте, был очень известным музыкантом, играл на скрипке. Три брата подрабатывали в санатории, были знакомы с известной на то время узбекской певицей Тамарой-ханум, советским политиком Вячеславом Молотовым, которые там отдыхали. Дедушка был очень хорошим и великодушным человеком. За это его друзья-славяне прозвали "добрый человек", "добро". Так это прозвище привязалась к нашей семье и стало фамилией", — рассказывает Айше-ханум. Один из предков Османа Соцкого был сотником в Гурзуфе. Отсюда и произошла фамилия.

А заведующая музеем им. Амет-Хана Султана в Алупке Тефиде Мухтерем получила свою фамилию от дедушки, которого звали Мухтерем. "Позже его имя перешло в фамилию. Оно произошло от арабского слова мухтарам - "уважаемый", — поясняет она.

Предки Наримана Коккоза были уроженцами села Ускут — ныне Приветное под Алуштой. В то время существовало поверье: у знатных семей дети рождались только с голубыми глазами. Их называли коккоз — голубоглазый. Так и произошла эта фамилия.

Наджие Фукала, говоря о своей редкой фамилии, отмечает, что "фука" с итальянского переводится как возвышенность (вершина) горы. Окончание фамилии —ла означает принадлежность, в данном случае — живущий в определенной местности, то бишь Фука+ла — живущий на возвышенности. "Это чисто ускутская фамилия", — уточняет Наджие.

Абляз Умер — обладатель обычной фамилии, с которой связан интересный случай. "Фамилия моя образовалась от имени Умер (ударение на второй слог - ред.). Дедушка был очень богатым и попал в список раскулачиваемых. Его должны были лишить имущества, но этого не произошло. Солдаты, просматривая список, где числилась его фамилия, подумали, что он умер и не тронули "покойного", — с юмором рассказывает Абляз.

"Фамилия у нашего рода раньше была Хайтас. Мой прадедушка Ибраим делал люльки для новорожденных детей, — говорит Левиза Бешикчи — В начале 1920-х гг. одна его колыбель — бешик попала на ежегодную выставку в Париже. Выполненное им бытовое изделие из дерева очень понравилось как жюри, так и участникам мероприятия. Прадедушка занял призовое место. С тех пор пошла фамилия Бешикчи, т.е. колыбельщик".

Участник национального движения крымских татар Шефика Консул в девичестве была Ислямовой. Происхождения фамилии своего мужа она не знает, но всегда с умилением вспоминает связанный с ним курьезный случай: "Один из высоких чинов, прочитав в списке инициативников "Консул Мустафа", подлежащих обыску, в испуге все время спрашивал: "Где консул? У консула ничего не берите, а если взяли, верните".

Лауреат международных и республиканских конкурсов, золотой саксофон Узбекистана и Крыма Руслан Чир-Чир также обладатель необычной фамилии. Его бабушка готовила очень вкусные чебуреки и щедро делилась ими с людьми. Во время их жарки в большом количестве масла обычно издавался характерный шкварчащий звук. Отсюда и произошла фамилия Руслана.

В свою очередь Эмиль Зморка рассказывает, что у его семьи однофамильцев в Крыму нет — все ее носители имеют родственные связи. Его предки попали на полуостров из Бессарабии. Два брата с этой фамилией прибыли по приглашению хана в Судак. Зморка были мастерами по изготовлению карет, повозок и сооружений для перевозки тяжелого стрелкового оружия. Однако, какой национальности были братья и как их звали, семья не знает.

Ильяс Яшлавский (из личного архива Андрея Яшлавского)

К ЧИТАТЕЛЮ!

Записки "Мои воспоминания о Крыме" написаны человеком, прожившим большую и трудную жизнь. Несомненно, что они будут представлять некоторый интерес читателю в вопросах истории, жизни и быта крымских татар. Записки написаны в произвольной форме. Да простит читатель, если допущены некоторые неточности в описываемых событиях. Воспоминания И. Ширинского написаны по моей просьбе и я сердечно благодарен ему за его труд.

Ильяс Яшлавский, Ноябрь 1990 г. г. Батуми.

ШИРИНСКИЙ ИСЛЯМ КАДЫРОВИЧ
Родился 25 февраля 1901 года в деревне Ишунь Феодосийского уезда, в Крыму. Род Ширинских - один из семи феодальных родов крымского ханства, упоминается еще в 14 веке. (см., например: Якобсон А.Л. "Крым в средние века". -М.: Наука, 1973 г.) Ислям Ширинский, после революции учился в педтехникуме, затем учительствовал в Бахчисарае и Симферополе. В 30-ые годы покинул Крым, учился в пединституте в Сталинграде и в университете Баку. Более сорока лет преподавал в школах Азербайджана историю, географию, русский язык, рисование и пение. За плодотворный труд награжден орденами Трудового Красного Знамени, "Знак Почета" и медалями. В настоящее время, пенсионер проживает в г. Гянджа республики Азербайджан.

Ильяс Яшлавский, 1991 г.

P.S. Несколько лет тому назад из Гянджи пришло сообщение о смерти Исляма Кадыровича.
Андрей Яшлавский, 1999 г.

В книге "Таврида" (вероятно, имеется в виду книга: Медведева И.Русская Таврида. -М., 1946 - И.Я.) говорится, что после присоединения Крыма к России в 1783 году, население Крыма было 4 миллиона. Половина эвакуировалась в Румынию и Турцию.

В то время во главе Феодосийского уезда был назначен губернатором Менгли-Гирей Ширинский. Менгли-Гирей без того был очень богатым, Екатерина II ему подарила огромные земельные угодья, еще больше, чем он имел.

Вот почему в Феодосийском уезде помещиками были только по фамилии Ширинские.

Например:

1. г.Карасубазар (ныне Белогорск) - Ширинский Борбатыр Мурза
2. г.Карасубазар - Ширинский Селямет Мурза
3. дер. Орускоджа - Ширинский Абдулла Мурза
4. Кокташ - Ширинский Сулейман Мурза
5. Орталан - Ширинский Муртаза Мурза
6. Мурзакой - Ширинский [??? - нрзб.] Мурза
7. Тобенсарай - Ширинский Джемал Мурза
8. Новый Ишунь - Ширинский Хдыр Мурза
9. Ахчора - Ширинский Али Мурза
10. хутор Келечи - Ширинский Эмин Мурза
11. дер. Муллакой - Ширинский Абдураман
12. Муллакой - Ширинский Ислям Гирей Мурза
13. Келечи - Ширинский Мустафа Мурза
14. Аджи бешер - Ширинский Аджи Мурат Мурза
15. Аджи бешер - Ширинский Алит Мурза
16. Челебилер - Ширинский Абляз Мурза
17. Челебилер - Ширинский Амет Мурза
18. Годжанчу - Ширинский Омер Мурза
19. Антай - Ширинский Омер Мурза
20. Антай - Ширинский Исмаил Мурза
21. Татлыдаир - Ширинский Мурат Мурза
22. г.Керчъ - Ширинский Осмаи Мурза
23. дер. Кокташ - Ширинский Селямет Мурза
24. дер. Кокташ - Ширинский Ислям Мурза

Фамилии крымских мурз происходят в основном от названия той деревни, где они проживают, например:

название деревни - Ширын - Ширинлы, "ский" прибавляется в конце - Ширинский)
Аргын - Аргинлы
Яшлав - Яшлавлы
Кипчак - Кипчаклы
Мансур - Мансурлы и т.д.

После присоединения Крыма к России (1783г.) к фамилиям мурз стали прибавлять суффикс "ский" - это уже явление Русского государства.

Умные англичане лендлорды делали так: если у отца три сына, земельные владения передаются старшему сыну, а двум сыновьям отец покупает: одному фабрику, а другому- корабль- иди по морям и океанам - торгуй. Вот так поступают умные люди. Владения лендлорда неделимы.

НЕБОЛЬШОЙ ЭПИЗОД

Моя бабушка по отцу была очень богата (тоже из рода Ширинский), ее брат Мемет Мурза был женат на дочери какого-то польского генерала (он был польский татарин).

Первые 2-3 года они жили очень дружно, а дальше Мемет стал шалить. Под вечер приказывал кучеру запрячь ландо-экипаж в три лошади, и едет в ближайший город, где играет в карты, возится с красивыми девушками, и, конечно, не без выпивки.

Такое поведение Мемет Мурзы жене стало невыносимо, и она решила закончить эту музыку.

Мемет утром всегда имел привычку пить на похмелье язму (разведенная в холодной воде простокваша) или хороший катык (кислое молоко - простокваша).

Тогда пользовались медными посудами, жена Мемет Мурзы приказала прислуге заквасить молоко в заржавленной посуде.

Утром Мемет потребовал очередную порцию катыка, с жадностью покушал и, отравившись, умер.

Детей у них не было. Жена Мемета продала земельные угодья немцу и уехала в Польшу. Так вот исчезали многие земельные владения Ширинских, теперь на этих землях хозяйничал немец Сарой (немец особого рода).

НЕМАЛОВАЖНЫЙ ЭПИЗОД

От города Карасубазар до Старого Крыма и Коктебеля тянутся лесные дубовые массивы. У самой границы лесного массива расположен красивый дом Муртаза Мурзы Ширинского. Этот дом построен мастерами, которые строили Хансарай (Дворец ханов), только в маленьком масштабе. Отец Муртаза еще в царское время с одним русским человеком в этом тихом и далеком от городов уголке чеканили деньги, а когда их преступное дело было раскрыто, они удрали в Турцию через Феодосию.

Дома остался единственный сын Муртаза, по внешности он был очень красивым. Прошло некоторое время после исчезновения преступного отца, он встречается с очень привлекательной, красивой девушкой, и у них начинается любовная история. Огонь любви, чем дальше, тем больше разгорается, когда дело доходит до соединения влюбленных, отец девушки оказывается священником, и он категорически запрещает дочери выходить замуж за мусульманина. Муртаза горит желанием пойти на все. Дает согласие даже принять православную веру. Приняв веру, Муртаза становится Михаилом Ширинским. Поп за это получает много разных ценностей и пред Богом совершает благое дело...

Влюбленные обвенчались и в богато обставленном дворце стали жить-поживать.

Вся плеяда Ширинских и окружающие эту местность татарские села видели в лице Муртаза Мурзы злейшего преступника, осквернившего мусульманскую религию, и решили влюбленных уничтожить. Я лично был в доме (до женитьбы) Муртаза и поразился красотой 2-х этажного дама, мебелью, которой наполнены все комнаты - это был второй Хансарай.

Ну, что сказать, отец и сын стали преступниками. ДОНМЕ - изменник.

Диалектика диктует: в мире нет ничего постоянного, все движется - земной шар - наша планета вращается вокруг Солнца за 23 мин., а Солнце в несколько миллионов раз больше нашей планеты. События, описанные мною происходили в 1913-1915 гг.

Смерть унесла жену Михаила, а все общество отвернулось от него, и ему остался один выход - исчезнуть. Он исчез. Одни говорят, что он уехал в Швейцарию, другие - в Англию.

Михаил после смерти жены соорудил мавзолей и положил жену в стеклянный гроб.

Ширинские, проживавшие в Феодосийском уезде, несмотря на то, что жили богато, все были неграмотны, не читали газет и журналов, никуда из поместья не выезжали, не путешествовали по другим странам, даже редко бывали в ближайших городах.

Такое патриархальное житье присуще всем Ширинским, только 5% из них все же стремились к просвещению.

Один из сыновей Сулейман Мурзы - Аббас Ширинский был активным членом СДРП, а другой сын был землемером, Ислям Ширинский окончил гимназию и работал чиновником в Симферополе.

Дочери Керченского Осман Мурзы учились в Петербурге и окончили институт благородных девиц.

Абляз Ширинский из деревни Челябилер учился в гимназии.

Среди Ширинских одна группа была сугубо религиозная, а другая вела разгульный образ жизни: играли в карты, пьянствовали и т.д..

Одевались просто, в старомодные платья, мало разбирались в просвещении и культуре. Осенью, после уборки урожая, Ширинские ездили друг к другу в гости на неделю.

Выезд на фаэтоне, сидят глава семьи, отец, мать и двое детей, на второй тачанке одна прислуга и остальные дети, на третьей повозке - несколько чемоданов, прислуга и детские горшки.

С 14-15 лет все курили и не было разговора, что курение вредно.

Обычно, гостям готовят обильное кушание. Каждый день режут барана, несколько кур и индюков, очень много пъют кофе.

В то время кофе среди татарского населения занимало много времени. Гости пришли - подавай кофе, праздник - кофе, на радость - кофе, голова болит - кофе, сердишься - кофе. Чай почти не употреблялся.

СВАТОВСТВО

Обычно, девушка и жених друг друга не знают. Вопрос женитьбы решают родители обеих сторон.

Муж в доме пользовался большими правами. Он имел право бить жену. Били кнутом, жена, не вытерпев побоев мужа, убегала в дом отца, но на следующий день отец обиженную дочь отвозил домой к мужу и говорил: "Это твой муж, а это твой дом, больше не приезжай ко мне."

По этому поводу, наверное, разводов между мужем и женой было мало.

РОЛЬ МУЛЛЫ В ПОМЕЩИЧЬЕЙ ДЕРЕВНЕ

В деревне мулла - правая рука помещика. Без муллы деревни не бывает, мулла нужен:
1. На свадьбе и венчании.
2. Подрались муж с женой.
3. Гости приехали - мулла должен сидеть на почетном месте.
4. Похороны и поминки - опять мулла.
5. Родился ребенок и т.д..
Такой необходимостью был мулла во всех татарских деревнях.

ТОЙ (свадьба)

Той в деревне - это крупное событие. Той продолжается три дня и три ночи.

Проводится церемониальное посещение дома помещика с приглашением на свадьбу. Три молодые женщины (молодухи) идут в один ряд, средняя женщина на голове несет большой поднос (по-татарски - СИНИ), наполненный сладостями и фруктами. За ними следуют музыканты, девушки, идущие по бокам, танцуют, так подходят к дому помещика и приглашают их на свадебное торжество.

Помещик и его супруга награждают, пришедших с приглашением на свадьбу деньгами.

Невеста сидит за ширмой вместе с близкими подругами, а остальная девичья молодежь, тесно упираясь друг о дружку, сидят на полу, многие из них курят, музыканты играют и в этой тесной компании девушки еще умудряются танцевать.

Гости распределяются по домам так: женщины средних возрастов в одном доме, старухи - в другом, мужчины тоже делятся, музыканты по очереди ходят к ним в дома играть.

После полуночи старые люди идут спать, после обильного угощения. Молодежь выпивает до утра. Следует отметить, что ни одна татарская свадьба не проходит без скандала и драки - это большой признак бескультурья.

Теперь эта пьющая водку молодежь устраивает веселье, но размещают их в чисто убранном хлеву. Никто не хочет, чтобы эти драчуны ломали окна и двери в доме.

Музыканты целиком переходят в распоряжение пьющих до утра. В этом сарае (аран) на почетном месте сидит карт-агасы (старый дядя), дядя с сильными кулаками, а по его сторонам сидят: он-бек ("он" - правый) и с другой стороны сол-бек ("сол" - левый), их обязанность поддерживать порядок.

От сильного звука зурны и ударов по большому барабану чокмаром огонек лампочки на потолке "танцует".

В обыденное время в деревнях татары водку не пьют, даже в праздничные дни пить водку грешно...

МЕНИ АВАМИ ЧАЛ! (по-татарски:" сыграй мою мелодию"). Драка начинается с пустяка. Два молодых парня, лет по 20-21, хотят показать чудеса, заказывают музыкантам сыграть им на зурне какую-нибудь мелодию. Парни "под градусами" начинают бузить, говоря музыкантам: "Почему вы мой заказ не выполняете и играете не мою мелодию, а другую?" Это начало дрязги, а кончается мордобитием. Тогда руководитель пира - карт-агасы и его оба помощника выводят драчунов в другое отделение сарая и лупят их, сколько надо, а потом выпроваживают домой спать.

Вот так с кровопролитием заканчивается свадьба для молодежи.

А утром избитые выходят на улицу без всякого стыда с обвязанными головами. Молодежь так ведет себя на всех свадьбах, считая такое поведение мужеством и героизмом.

Позор и стыд!

ОБВЕНЧАНИЕ

Мулла с двумя свидетелями идет в комнату невесты, которая сидит за ширмой с подругами. Мулла заходит в эту комнату со свидетелями, прочитав короткую молитву, обращается к невесте: - "По воле бога, по указанию Мугаммед Алейсяляма твои родители выдают тебя замуж за сына Асана Ибрагиму, желаешь ли ты быть женой Ибрагима?

Мулла эти слова повторяет три раза, на третий раз девушка тихо говорит - разиман (согласна). Мулла после этого обращается к свидетелям - слышали? Слышали, слышали говорят свидетели, после чего уходят.

Все девушки сидящие там горько плачат, так они прощаются с подругой детства.

А теперь опять история. Фамилии мурз, которые получили земельные владения и дворянство (после присоединения Крыма к России, при Екатерине II в 1783 году). США тоже образовались в 1783 году.

1. Кантакузлы - выходец из Кавказа;
2. Узенников - выходец из Кавказа;
3. Какшайские - выходец из Кавказа;
4. Булатуковы - выходец из Кавказа;
5. Булгаковы - не известно;
6. Джанклыч - не известно
7. Джаминский - не известно;
8. Моинакский - не известно;
9. Кунтуганский - не известно;
10. Караманов - из Турции;
11. Тайганский - по названию деревни;
12. Крымтаев - не известно;
13. Кайтазов - не известно;
14. Конкалов - с Кавказа;
15. Босняковы - из Югославии (славяне);
16. Маркицкий - не известно;
17. Бенарсланов - не известно;
18. Диванов - не известно;
19. Эмиров - не известно;
20. Эдилерский - не известно;
21. Гаспринский - из Гаспры;
22. Эдыге (Адигей) - с Кавказа;
23. Идрисовы - с Кавказа;
24. Улановы - не известно;
25. Ногаев - не известно;
26. Аирчинский - дер. Аирча;
27. Муфтизаде - не известно;
28. Мурзачинский - не известно.

Фамилии, известные в Крыму до присоединения к России (по книге "Русская Таврида"):
1. Ширинский - по названию дер. Шырын
2. Аргинский - дер. Аргин;
3. Яшлавский - дер. Яшлав;
4. Кипчакский - дер. Кипчак;
5. Мансурский - не известно;
6. Алтуисадак - Шацкий.

Как же жили некоторые мурзы? Вот пример, Караманов Адиль Омерович, его владения и деревня называлась Кудьяр. Адиль Мурза у отца один сын. Мужчина высокого роста, широкоплеч, с большим носом с горбинкой - избалован с детства.

Отец его один из богатых помещиков (мурз) в районе Симферополя. Эта фамилия по происхождению из Турции. Адиль не знал что значит труд, его хозяйством управлял Аббас Мурза Джанклыч.

В комнате Адиль Мурзы стояли 4 гардероба заполненные его одеждой. Он за день менял три, четыре раза костюмы.

Чем же занимался этот человек? Он каждый день ездил в Симферополь, такие же, как и он, товарищи собирались в номере гостиницы и они, бездельники, всю ночь играли в карты, выпивали и возились с женщинами. Если на дворе дождь, непогода, Адиль Мурза заходил к начальнику жел. дор. станции, платил ему деньги, и тот прицеплял к паровозу один вагон, и он не опаздывал в номер гостиницы, где ждали его такие же бездельники, как он.

Адиль как-то в Симферополе познакомился с женой прокурора. Жену прокурора он соблазнил не столько красотой, и не умом, а драгоценными подарками. Сближение с женой прокурора, чем дальше, тем больше углублялось, и они встречались все чаще. Прокурор призывал Адиль Мурзу к приличию, но безуспешно. Адиль затеял с прокурором скандал и его ни во что не ставил, во время спора выхватил из-за пояса пистолет и ранил прокурора. После этого только завязалось крупное дело.

Это дело должно было разбираться в Харькове, Адиль Мурза тратил бешеные деньги, чтобы спасти шкуру.

После долгих хлопот врачи прописали ему диагноз нервнобольного человека, конечно, суд оправдал "сумасшедшего". Но сколько денег и переживаний стоила ему его глупая затея.

Но не долго жил и в Турции. Приехал в Сухуми и стал директором совхоза, женился на своячнице Зулейке (средняя дочь Керченского Осман Мурзы). Короче говоря, из Сухуми его препроводили на Соловки, где он пробыл около 10 лет.

В 1930-31 гг. в Сталинграде было много татар, и мой отец с семьей и я. Я учился в педтехникуме. Тут я увидел Адиль Мурзу, год или два он на базаре торговал булками. Когда объявили проведение паспортизации, а у него не было метрики, ему предложили оставить город, и он вынужден был переехать в Гянджу (Аз. ССР), здесь он устроился бухгалтером на консервный завод. Одет был в простую ситцевую рубашку и бумажные штаны и носил их 2 месяца. Когда шел в баню, покупал новые опять такие же рубашки и штаны. После бани старую одежду оставлял и облачался в новую. Через пару лет он исчез, никто не знает, куда он делся.

В то время, когда еще Адиль работал на консервном заводе, к нему приехала из Грозного его дочь. Она врач, замужем за русского. Адиль Мурза родную дочь встретил очень холодно и через 2 дня выпроводил дочь опять в Грозный. Чем объяснить такое отношение к родной дочери- не известно.

Жили три брата Кипчакские: Мустафа, Фазыль и Селямет, были очень богаты. В деревни Тобанкой имели прекрасные дома.

Мустафа Кипчакский женился на дочери Адиля Караманова, уже при Советской власти, работал председателем Симферопольского Госбанка. Очень солидный и культурный человек, его дочь Сафие и сейчас живет в Баку и занимает высокий пост в министерстве. Сафие участник ВОВ, была на фронте медсестрой, муж - азербайджанец.

МУФТИЗАДЕ САИДЕ ХАНИ И ДРУГИЕ

Муфтизаде Саиде Хани была уже немолодая и очень мужественная женщина. Ее все крымские татары знали. Муж - генерал в отставке (из польских татар). Саиде Хани имела прямую связь с женой Николая II.

В первую империалистическую войну она возила на фронт крымскому полку эшелонами подарки и даже чебуреки. Ее сын Селим, будучи офицером Крымского полка, был женат на дочери Мустафы Мурзы Кипчакского. Дочь Мустафы Хатидже была красивая. В начале отец не хотел выдавать дочь за Салима-офицера, но властная и богатая жена генерала добилась своего и они поженились.

Саиде Хани говорила: "Бир гюль копардын, амма, тегенеклеры колуму кантшлы" (срезала я один цветок, но его шипы мне руки изранили ).

Сын Саиде Хани имел любовницу Татьяну. Он больше времени проводил с ней, чем с красивой женой, дочерью Кипчакского Хатидже. Саиде Хани сына Селима много раз предупреждала о неправильном поведении женатого сына, но сын не обращал на это внимания.

На Пушкинской улице в Симферополе было кафе для офицеров. В один прекрасный день мать запаслась хорошим кнутом, села в свою машину и приказала шоферу ехать в офицерское кафе. В кафе Селим сидел за столом со своей любовницей. Мать без всякого предупреждения начала кнутом лупить сына и его любовницу Татьяну. Селим не ожидал такого поступка матери и от стыда не знал, куда деться, но успел вместе с любовницей выбежать на улицу. Но все же Селим Татьяну не бросил, а его жена Хатидже вернулась в отцовский дом. После, Селим уехал за границу, отец генерал скончался, а мать после прихода Советской власти пряталась в доме своей преданной подруги в деревне Битак, там же скончалась.

Очень характерно то, что все живущие в Альминской долине - в деревне Азек, Биэли, Черкезли, Ханышкой, Алматаркан- татарские дворяне были не богаты, занимались сельским хозяйством, жили в небольших избах как рядовые крестьяне. Там жили дворяне следующих фамилий: Джанклыч, Кайтазовы, Джаминские, Яшлавские.

Как мне известно, никто из Яшлавских не имел наследников, а потому перед смертью делал такое завещание: "Я имею 1000 десятин плодородных земель, и я наследую так:тот, кто из фамилии самый старший, по возросту, тот и будет хозяином этой земли". Конечно, это было до Советской власти.

В деревни Биэли жил по фамилии Яшлавский Аджи Мемет Мурза, старший по возрасту, и вот, ему старику Яшлавскому, посчастливилось два года получать доход от этих земель. Получив наследие Аджи Мурза сейчас же купил фаэтон, нанял кучера и купил хороших лошадей.

После революции, наследие исчезло как туман. Такое наследие называлось- бейлик.

Среди этих фамилий как Джанклыч, Джаминский, Каитазовы и др. богатых помещиков я не знаю, они были как рядовые крестьяне деревни и также трудились как все жители деревень. Более богаче были Булгаковы. Они имели владения в Бахчисарайском районе и в деревне Кок-коз. Дети получили образование.

НЕПРИЯТНЫЙ ЭПИЗОД

В 1920-21 годах, во время неустойчивости властей, мы из Феодосийского уезда переехали в Бахчисарайский район.

Наш сад находился между деревней Гулюмбей и Чоткара. С одной стороны сада жили братья греки Колейниковы, с другой две семьи- русские. Среди греков был 90-ти летний старик Миша-акай он по-татарски говорил свободно и он мне сказал: "В этом доме где мы поселились больше пяти лет не проживем, так было со всеми кто жил до вас, перечислили всех живших до нас."

Все они были вынуждены продавать сад и дом и переезжать куда-нибудь.

Сад этот славился своими фруктами, через сад протекала река Кача, прекрасное было место. Но, слова старого грека сбылись, дом из 12 комнат на пятом году нашей жизни ночью сгорел.

На помощь звать было некого, к утру дом сгорел, не все вещи спасли, а та часть которую удалось спасти, пришедшие на помощь люди растощили по своим домам. Мне Миша-акай (дядя) говорит, что этот дом, в который мы переехали, раньше был мечетью и один "кяфыр" - генерал из этой мечети сделал дом, а кладбище разравнял и разбил сад - по этому тут происходят такие чудеса.

После пожара мы жили в двух оставшихся комнатах до тех пор пока не попросили срочно освободить и эти комнаты.

Мои родители переехали в Симферополь, где наняли маленький, на подобии курятника, домик. Я пошел учительствовать, с начало в деревню Бельбек, а потом в школе на вокзале Бахчисарая.

ХАНСТВО

Население Бахчисарая 90% составляли татары, религия - мусульманская. В 33 мечетях три раза в день мулла произносил ЭЗАН - призывы к намазу. Духовенство было сильной опорой ханства. Здесь было 32 хана. Дворец ханов состоит из двухэтажного дома, рядом гарем, где томились молодые девушки, охраняемые евнухами, а дальше баня и соколиная баня. Из ханов Адиль Гирейхан большое зло имел на Ширинских, по этому он начал казнить их и, по этому многие Ширинские выехали в Турцию и оттуда вернулись в Крым только после его смерти.

Императрица Екатерина II пригласила в Петербург Крымского хана Шани Гирея. Шани Гирей принял приглашение. В Петербурге ему очень все понравилось, особенно строения европейского типа. Только хан сетовал на то, что Крыму духовенство не разрешит сделать какую- либо реформу в ущерб мусульманской религии.

Екатерина II в этом вопросе обещала хану помочь, в случае восстания духовенства и народа. Она сказала хану если что случится она со стороны Керчи направит русское войско, они быстро подавят восставших.

Екатерина II поженила Шани Гирея на княгине, бабушке писателя Лермонтова, она имела большие земельные владения, место это называется Тархан (по татарски-"грамота"). Так что в крови поэта есть и татарская кровь.

Екатерина II добилась своего: при помощи войск восстание было подавлено, русские войска заняли Крым. На этом существование Крымского ханства закончилось. Сам Шани Гирей убежал в Петербург.

Вот так Шани ("сокол") Гирей попал в мышеловку. Чтобы искупить свои грехи перед богом, решил поехать на поклонение в Мекку, но, когда он ехал через Румынию, переселившиеся туда татары поймали его и повесили.

О ПРОИСХОЖДЕНИИ СЛОВА "КРЫМ"

О происхождении слова "Крым" очень много толкований. Мое собственное мнение по этому вопросу: по-татарски "гора" - "Баир", или можно сказать: "КЫР" или "ДАГ".

В древние времена были отчаянные люди, которые с небольшими вооруженными отрядами вели захватнические войны (захват небольших территорий). Вот, например, отряд занял какую-то гористую местность, и командир отряда сказал: "Бу меним крым!" ("Это моя возвышенность, гора") (ну, что ж, может в этом что-то есть. - И.Я.)

СТАРИННЫЕ ТАТАРСКИЕ ПЕСНИ

Написанные после присоединения Крыма к России.

Другая старинная песня.

В 1456 году, когда была взята Казань русскими, татарам царь Иван Грозный предложил принять христианство, кто отказывался, тому отрубали голову, и из голов складывали пирамиду, так среди казанских татар появились крещенные, они имеют татарскую фамилию, а имя и отчество русские.

Интересно и словообразование. Например, крымские татары говорят: "ОГЛАН", а казанские - "УЛЬЯН". Не от этого ли слова произошла фамилия Ульянов?

Урал - по-татарски - пояс, кушак Байкал - "Бай гель" Царицын - "сару су"(желтая вода) Саратов - "сару тав"(желтая гора) Челябинск - от слова "Челяби" Лошадь - от слова лаше Деньги - от слова "тиньке" Ура - от слова "ур" ("ударь") и многого другого...

КАРАИМЫ И АЛИМ

Караимы - малочисленный народ, говорят по-татарски с небольшими изменениями. Религия еврееподобная, но они считают себя далеко от евреев. В основном, они богатые люди, фамилии носят такие: Чуин (чугун), Туршу (соление), Сарибан и т.д.. Многие богатые караимы не женятся- умирают старыми холостяками. Живут они летом на своих дачах, а зимой переезжают в свои дома в город, занимаются торговлей.

Большая река протекает через Карасубазар - река Чай узень - с хрустально чистой водой. Недалеко от речки расположена небольшая деревня Азамат. Недалеко от этой деревни в районе, называемом Карагач, жил богатый караим с женой и дочерью. Он владел прекрасным садом и домом, любил цветоводство.

Ему понадобился человек, который бы ухаживал за цветами. Таким человеком оказался молодой, стройный и симпатичный татарин из деревни Азамат - Алим. Алим усердно выполнял свои обязанности по уходу за цветами. У хозяина была молодая и красивая дочь Сара. Она каждый день к вечеру выходила в садик и наблюдала за работой садовника Алима. Скромный парень Алим в первое время даже стеснялся дочери хозяина. Но Сара все больше и больше старалась затеять разговор с деревенским парнем. День ото дня, незаметно молодые сближаются. Видя симпатию девушки, Алим тоже стал набираться смелости и вступил в разговоры с дочерью хозяина. Отец - караим был доволен работой садовника, не замечал, что происходит между молодыми людьми. Между тем, пламя любви разгоралось все больше и больше. Несмотря, что отец Сары никогда бедному татарину дочь не выдаст, отношения их не менялись.

Караимская женщина (из книги Марков Е. Очерки Крыма: Картины крымской жизни, истории и природы. -Симферополь; Москва: Таврия: Культура, 1994. - 544 с., с.39)

Однажды Алым сказал: "Сара, если твои родители узнают о нашей любви, то они меня сейчас же выгонят, может даже и накажут.

Что будем делать тогда? Сара не долго думая ответила, "если тебя выгонят, то будешь приходить ко мне ночью, после 12-ти часов ночи, мои родители спят, а если не будут спать, то у меня в комнате будет освещено, а если нет освещения значит родители спят."

Собаки тебя знают и не тронут, поставишь лестницу к окну и войдешь в мою комнату. Как-то мать Сары увидила как в саду целуются с Алимом. Какой позор! Ужас! Супруга караима все, что видила рассказала мужу - Арону. На следующий день Алим был выгнан с работы и ему было запрещено появляться во дворе караима.

Алим только сказал: "Господин хозяин, во всем виновата любовь." Он вошел в свою коморку, взял небольшой узелок и отправился в свою деревню. Сара заперлась в своей комнате и плакала. Матери своей она сказала, что Алим абсолютно не виноват в моей любви, я сама виновата, он мне ничего плохого не сказал и всегда относился ко мне с уважением...

Мать стала успокаивать дочь, сказав при этом, что люди скажут, дочь богатого караима вышла замуж за бедного татарина. Это ведь очень стыдно!

Алим ушел. Отец и мать Сары успокоились, благодаря богу все как будто обошлось хорошо. Так ли?

Все кроме Алима и Сары успокоились, но их отношения не были прерваны и они тайком, ночами встречались. Алим часто бывал в Карасубазаре с надеждой повстречаться с Сарой. Убитый горем и оскорблением он безвинный ночами не спал и не находил себе места. Время бежит. Солнце в несколько миллионов раз больше нашей планеты, земли, чтобы сделать в год один оборот нужно 365 дней и 6 часов, чтобы пройти расстояние в минуту 23 тыс. километров. Вчерашний день не вернешь. Алим и Сара использовали все каналы, чтобы регулярно, после 12-ти бывал в комнате Сары. Они в двоем получали такое неимоверное наслаждение, такое состояние ни за какие деньги не купишь. Они думали о завтрашнем дне.

Отец Сары ни чего не подозревал. Но! всему есть конец. Алим уже более трех месяцев посещал комнату Сары. У изящной Сары фигуры Сары стали замечать деформации. Сегодня или завтра это обстоятельство станет явью. И, беда вновь обрушится на головы молодых! Сара старалась носить просторные платья и редко выходить из своей комнаты. Мать когда узнала о беде плакала - рыдала, но ни чем помочь не могла.

К вечеру Арон пришел из города, тут мать сообщила ему новости. Муж пришел в ужас и решил ночью сделать облаву, поймать этого жулика и передать его полиции.

Арон собрал кучера, одного рабочего и кухарку, провел с ними небольшой инструктаж как поймать Алима в комнате дочери после полуночи. Настало время, когда все гурьбой пошли в комнату дочери. Дочь сразу дверь не открыла, чтобы дать возможность Алиму удалиться через окно. Когда вошли в комнату Сары, она была одна. Отец спросил у дочери, был ли тут Алим? Дочь сказала: "он был здесь, я сама разрешила ему приходить ночами ко мне."

Отец хотел ударить дочь, но мать удержала отца.

Утром "свидетели" пошли в полицию, завязалось новое дело.

Они в полиции заявили, что Алим ночью пришел с целью ограбления нашего хозяина, но мы подняли шум и он спрыгнул с окна и скрылся в саду.

Полистмейстер по всем инстанциям довел приказ, при виде Алима немедленно арестовать его. Алим вовсе не был разбойником и не грабителем. Любовь и привязанность Сары к Алиму погубили его будущее в Крыму. Его полиция усердно ищет, ему нужно где-то скрываться или выехать в Турцию, а для этого необходимы деньги.

Алим решился на ограбление одного богатого караима, да и богатые татары помогли ему деньгами. Алим шесть месяцев прятался на чердаке дома брата моей бабушки (по отцу), после чего через Феодосию перебрался в Истамбул, там открыл кофейню и прожил всю жизнь в Турции. В кофейню Алима всегда заходили крымские татары, приехавшие в Турцию и он охотно принимал гостей.

А Арон, отец Сары продал дом и сад и куда-то переехал.

Прошло много лет после событий описываемых мною, но любой татарин с уважением называет имя Алима, чтят его как честного, умного и красивого парня. Некоторые жулики на больших дорогах, выдавая себя за Алима, грабили людей. Алим тогда еще был в Крыму и вот Алим поймал одного такого жулика - бандита и отрезал ему одно ухо и сказал:" вот ты теперь будешь Алим Безухим."

Жалко этого благородного парня, который стал невыносимым, только для глупого папаши Сары - глупого Арона.

КИНОФИЛЬМ "АЛИМ"

Этот фильм был выпущен, где-то в 1922-23 гг. Главные роли исполняли: Алима-Хаири Эмирзаде, а Сары - Асие, внучка Саиде хани Муфтизаде, дочь Исмаила Мурзы Карашайского, Асни тогда была женой Хаири. Она слыла красавицей, но она не столько была красива, сколько умела создавать красоту красками. Хаир - житель деревни Дерекоя, бывший шофер с небольшим образованием. В первое время танцевал в районных клубах, а потом выдвинулся как знаменитый танцор в городе Симферополе, выступал в Госдрамтеатре и на дервизах (на народных гуляньях).

На этих дервизах Хайри танцевал и познакомился, и женился на дочери мурзы. За это было несколько попыток убить Хайри по дороге из Дерекоя в Симферополь. В то время в ЦК Крыма был бывший "чайчи" (чайханщик), безграмотный человек; его телохранителем был Кайсер, человек высокого роста, широкоплечий, со страшной физиономией - житель Ялтинского района, носил он желтые гетры на шнурках, синие галифе, коричневую гимнастерку, опоясан кавказским ремнем, с маузером с серебряной рукояткой, на голове коричневая кубанка. Вот эти два человека много безвинных людей погубили. В один прекрасный вечер эти горе - руководители собрались у таких же, как они, друзей, среди них был представитель сверху. Друзья разнюхали, что приезжий не зря тут сидит, и ударом железки по голове убили его, и завернув мертвеца в войлок, вывезли за город и закопали.

Председателя ЦК Вели Ибрагимова задержали, а Кайсер - телохранитель попытался удрать морем, но его тоже поймали.

Вот так кончилось руководство Крымом этими грязными людьми.

Кинофильм "Алим" быстро сошел с экрана, от фильма народ быстро отвернулся за то, что в нем не отражалась действительность реальной жизни, не показаны национальные обычаи, эстетика, исторические факты. Народ в фильме видел только то, что Хайри танцует (в роли Алима), как бьет и оскорбляет богатых людей, отнимает у них деньги и раздает беднякам. И только! Какая пошлость! Поверхностно показан Алим в доме караима в роли садовника, их встречи с Сарой.

Лет 10 тому назад, будучи в Баку, я ночевал у моей родственницы. Однажды я увидел: в их квартиру зашел грузный мужчина без головного убора, на костылях. Я поинтересовался у родственницы, с удивлением спросил, кто он, не грек ли? Она улыбнулась и сказала: "Разве вы его не узнали? Это же Хайри!"

Танцуя Чобан Аваси (мелодия пастуха "танец пастуха"), он так высоко подпрыгивал, наверное, тогда еще повредил ноги. Живет один, жены нет.

ЧОБАН ЗАДЕ (Профессор Бекир)

Население города Карасубазар более 50% составляли татары, кроме них жили крымчаки, особый сорт евреев, язык у них татарский, одежда и обычаи тоже имеют сходство с татарским... В основном крымчаки были кустари: портные, шапочники, жестянщики, сапожники.

Какой-то процент составляли русские и караимы.

Этот город почему-то выделялся своим покладистым характером среди других городов Крыма. Население, окружающее город, любило побывать в этом городе и делать нужные себе покупки.

Из этого города вышел знаменитый татарский ученый Бекир Чобан-заде, его отец гнал купленных в разных местах баранов, купленные резниками кассабами для продажи в мясных лавках в других городах.

Мать профессора, слепая на один глаз, ходила по домам гадать. Бекир учился в Турции, а потом в Венгрии, был высокообразованный человек.

В 1922 году недалеко от Симферополя в имении немца Кесслера открылись курсы по подготовке учителей для татарских школ Крыма. Эта школа называлась "Тотай-Кой". Я тоже там учился, но потом меня уволили, как человека непролетарского происхождения.

Директором школы был Амет Озенбашлы, преподавателями: Бекир Чобан-заде, Осман Акчокраклы, Михаилов, Свищев и др.

Питание учеников было очень плохое - 0,5 кг черного хлеба, утром котелок кипятку и кусок пиленного сахара, так же и вечером, в обед жиденький борщ на подсолнечном масле. Так кормили изо дня в день. Из шести дней недели два дня работали то в саду, то пасли скот, ездили в лес за дровами, убирали за скотом.

Жили в разных местах: на складе, в помещении мельницы, на частных квартирах.

Последствия страшного голода 1921 года еще продолжались. Стипендию нам не платили. После 1923 года директора школы арестовали, а остальных учителей разогнали, признавая в них националистический уклон.

Профессор Чобан-заде работал в институтах Баку, а потом и его изолировали. В последствии реабилитировали. Женой у него была Диляра, бывшая ранее женой Кипчакского Исмаила. Так погиб великий татарский ученый - сын постуха из Крыма.

КРЫМ. ФЕОДОСИЙСКИЙ УЕЗД

Феодосийский уезд - красивейший уголок Крыма. С западной стороны от города Карасубазара до города Старый Крым и до Коктебеля тянется лесная полоса, густо поросшая деревьями. У старого Крыма стоит безлесая гора "Агармыш", напоминающая громадного кита. За этой горой, как бы в яме, расположен древний город Старый Крым. Население города смешенное - живут тут татары, армяне, русские и на западе в большой деревне - болгары. Сохранилась тут, с ханских времен старенькая мечеть.

От города Агармыш тянется горная полоса до Коктебеля, а дальше бесконечные просторы Черного моря. В 11 веке Батуми принадлежал Турции. Когда турецкие корабли подплывали к Батуми, он был всегда окутан туманом, вот по этому и турки назвали море "черным".

Вернемся в Крым. В 20-ти км от Карасубазара на северо-западе расположена наша деревня Ишунь (не путать с деревней Ишунь в р-не Сиваш).

Деревня основана моим отцом Хдыром Мурзой Ширинским.

В деревне стрункой тянутся дома крестьян, улица широкая, на противоположной стороне улицы дом и хозяйственные постройки помещика. Вся деревня в фруктовых садах и расположена она в 5-6 км от лесной полосы, а с противоположной стороны - степи. В центре деревни прекрасный фонтан, с хрустально чистой водой.

За деревней озеро, глубиной 3-4 метра, богатое рыбой. Такой красивой деревни в Феодосийском уезде больше нет.

Несколько лет тому назад, мой сын Бахтияр, был в Крыму и посетил нашу деревню Ишунь, которую я выше описывал.

От деревни остались только рожки да ножки. Сын из нашей деревни привез мне горсть земли, и я эту землю высыпал в пакет и написал стихи о моем горе и переживании.

Вот они, слова татарские, а буквы русские. ПРОЧТИТЕ!

Горсть земли

КРЫМ - ИШУНЬ - АНА КОЮМИЗДЕН БИР АВВУЧ ХАРЕЛИ ТОПРАК АЗИЗ СЕВИМЛИ УНУТИЛМАЗ АНА ВАТАНЫМ УПУРУМ СЕНИ АИ ГУЗЕЛЬ КРЫМ СЕНИН ГОИНУНДА ЗШДАДЫМ НЕСЛИМ ИУРЕГИМДЕН ХАСРЕТЛИ СЫРЫМ ШИМДИ ЭСЕ ТАЛИИМ КАДЫ БУ БИР АВВУЧ ТОПРАКДА МЕНИМ ИЧ ХАТРИДЕН ЧИКМАЗ СЕНИН КУЧАГЫНДА КЕЧИРДИГИМ БАХЛИ КУНЛЕРИМ. ЭНДИ КРЫМДА КАЛМАДЫ НЕ БИР СОИ, НЕ БИР ДОСТ НЕДЕ БИР СЕВИМЛИ ДЖАН, УМИДСИЗДЕН БИЗЕ ГУРБЕТЛИК ДУШДИ ОЛДЫ ВЕТАНИМИЗ, АЗЕРБАЙДЖАН. Крым - Ишунь - мать моя, Как мне дорога горсть земли С моей деревни, Как прекрасна Родина- Мать, Крым Теперь у меня и только осталось Горсть земли бесценной Никогда не исчезнет с души моей Счастливых дней воспоминания. Нет теперь в Крыму ни родных, ни друзей, ни любимых Джан Только, ты утешение моей боли; Гостеприимная, вторая Родина Азербайджан

(Перевод И.Яшлавского)

МОЛОДОСТЬ САМА КРАСИВА

У молодых людей впереди крупные повороты, неожиданные обрывы. С 15 лет до 25, молодежь легко можно свернуть в неправильную и опасную сторону. Как говорил Островский: "У молодых людей энергия выпирает." Так что смотреть надо в оба... к уму человека очень много прикладных качеств. Характер человека определяется так: если прикладные качества хороших сторон занимают большую часть и не надо забывать, что абсолютных вещей не бывает.

Татары говорят: "Бир минсиз аллах- дыр."

В молодости бывают такие приятные моменты, которые в жизни больше не повторятся. Я недавно получил письмо, от одной 84-ти летней старушки, написанное арабскими буквами, из Узбекистана.

Она, когда ей было 17 лет, а мне 21 или 22 года жили мы с матерью в нашем 12-ти комнатном доме. Они заняли одну комнату, а я спал от них через две комнаты один.

Девушка была очень красивая, но я ей даже намека не давал на любовь. В одну прекрасную зимнюю ночь, эта девушка в одной ночной рубашке разделила со мной ложе и мы лежали с ней, почти до утра.

Я, конечно, не ожидал ее прихода, но мне тоже очень приятно.

Вот она мне пишет: "Ей 84 года, имеет детей, а эту ночь приятную и теплую не может забыть. Но, к сожалению, эта приятная ночь больше не повторилась". Меня призвали в армию, а ее какой-то лавочник-вдовец сосватал и увез к себе домой.

Часто скромность принимается за слабость и нерешительность, но когда опыт показывает людям, что ошиблись, то скромность придает новую прелесть, силу и уважение к характеру...

Девочка татарка у колодца (из книги.Чеглок. Красавица Таврида: вып.II. Горный Крым, -Москва: Издание К.И.Тихомирова, 1910. - 117 с., с.43)

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА

К нашему удивлению, среди Ширинских очень много было людей любителей музыки. У Алиша Мурзы два сына играли на скрипке, один на кларнете, дочь на гармонике и бубне, другой сын на барабане. Мой отец и его сестра играли на гармонике, а с 19 лет на скрипке и мандолине, хорошо выбивал на бубне и красиво танцевал Хаитарму. Будучи учителем, я организовал драмкружок и 10 лет вечерами с молодежью готовил их к исполнению ролей в ходовых в то время пьесах, и заслужил большую благодарность общественности, с 7-ми летнего возраста увлекся искусством. Сейчас у меня на веранде висят хорошо оформленные в рамках более 300 картин. Столько же я подарил моим друзьям и родственникам.

Как было отмечено в одной заметке местной печати о моей персоне. "Беспокойный характер."

МУДРЫЕ СЛОВА (Деньги и власть портят человека)

Я Ширинских достойно охаивал, но среди них были умные люди и хорошие специалисты по ведению сельского хозяйства. Вся беда была в том, что по сугубо религиозным соображениям они боялись детей отдать на обучение в средние и высшие учебные заведения.

Да таких учебных заведений, где преподавалось на татарском языке, и не было. Мой сын окончил Казанский авиационный институт, дочь учитель, но это теперь.

СТАРИННЫЕ ТАТАРСКИЕ ПЕСНИ

ЯВРУМДЕ САГЫРДА БОЮ

ГЧАЛЫ ПАРМАК • Твой палец, покрашенный хной

Перевод И.Яшлавского

УЧИТЕЛЬ

Неукротимо стремление человека к творчеству. Его трудом созданы космические корабли, гигантские турбины, детали тончайших приборов и аппаратов. Но к каким бы высотам не вылетала человечекая мысль, как бы ни были грандиозны масштабы созидания- у истоков стоит школа, кропотливый труд учителя.

Ведь это он научил читать и писать, зародил в душу первые зерна любознательности, заставил с удивлением осмотреться вокруг. "Что это за мир?" Это он, учитель, пробудил в человеке стремление к творчеству. За это человечество должно быть вечно БЛАГОДАРНО УЧИТЕЛЮ.

ЖИЗНЬ ТЕЧЕТ

Жизнь, как бурная горная река, в вечном стремительном движении, и как река шлифует и сглаживает острые углы камней, жизнь притупила и сгладила душевную боль одинокого человека.

Он примирился с потерей любимой, привык безвольно подчиняться судьбе, утешаясь слабой надеждой на то, что со временем все будет хорошо. А каким будет оно?

Человек без мечты бескрыл. Его не манят высоты, не влекут просторы, не зовут дали, он страшится борьбы, боится непроторенных путей, крутых поворотов и преград. Он способен лишь плыть по течению... авось, куда-нибудь ВЫНЕСЕТ...

Август-октябрь 1990г.
гор. Гянджа, Азербайджан

В результате изучения состава населения России выяснилось, что довольно значительную часть жителей страны составляют татарские народы. Несмотря на смешение народностей и наций, татары сохранили свою национальную культуру, язык и народные традиции. Татарские фамилии представляют собой особую группу со своими традициями и национальными особенностями.

История происхождения татарских фамилий

Баширов — сын Башира (Башир — мусульманское мужское имя).

Хайруллин — сын Хайри (в значении добро, благополучный, благо).

Сафин — сын Сафа или сын Сафи.

Юнусов — сын Юнуса.

и многие другие.

Фамилии крымских татар

Фамилии крымских татар имеют два варианта написания — с окончанием — ов и с окончаниями -ин, -ая, — ий. Фамилия крымских татар были оформлены во времена Великой Отечественной войны.

Татарские фамилии, образованные от профессии предка

Существует также группа татарских фамилий, произошедшие . Например, фамилия Урманчеев — «лесник»; Аракчеев - «аракчи» (от тюркского слова araq - водка, то есть торговец водкой).

Написание татарских фамилий

Татарские фамилии имеют два основных варианта написания — с руссифицированным окончание — ов, -ев -ин или без окончания: Тукай или Тукаев; Сайфутдинов или Сайфутдин; Залилов или Залил; Шарифуллин или Шарифулла. Фамилии без окончания употребляются при общении на родном языке либо в татарской литературе. В официальных документах России и в паспорте татарские фамилии имеют окончание , -ов или -ев.

Подготовлено специально для сайта

Гульнара СИЧАЕВА, сотрудник Крымскотатарского музея культурно-исторического наследия

Крымскотатарское дворянство имеет великую многовековую историю, уходящую корнями своего происхождения еще в эпоху завоеваний кочевников Великой Степи, прошло сложный путь становления и выдвижения в правящие круги независимого национального государства крымских татар. В лице родоплеменной аристократии и служилого дворянства оно политически и экономически доминировало в Крымском ханстве, на протяжении всего существования которого фактически сосредоточив всю власть и основную военную силу, играло далеко не последнюю роль в государстве.

По мнению казанских ученых Д.Исхакова и Л.Измайлова, начальный этап становления кланово-племенной структуры империи Чингиз-хана в тюрко-монгольском обществе приходится на 1206 год, когда Чингиз-хан, став ханом новой конфедерации племен, не предпринял никаких попыток изменить основной порядок нового общества. Он просто расширил существующую племенную структуру и вскоре санкционировал племенной порядок своей державы, признав в своем ярлыке 9 новых или существующих племенных групп «тысячами», то есть военно-административными и этнополитическими единицами. Подобную картину мы можем увидеть уже в период Крымского ханства, когда административно-территориальную единицу наряду с кадылыками составляли бейлики определенных знатных родов, как и основную военную силу хана.

Позже, с дальнейшей экспансией Монгольской империи, были сформированы другие новые «тысячи» и назначены новые их владетели. Одновременно происходило выделение улусов и войск из различных кланов для сыновей Чингиз-хана, которые сами становились ядром для будущих обширных владений и также использовали свои отряды для создания на новой территории новой военно-административной организации, в основе которой лежали кланы, ведущие свое происхождение из Центральной Азии, сохранившейся и в социальной структуре Золотой Орды.

Само присутствие клановых структур в Золотой Орде не подлежит сомнению. Уже в ранний период важную роль в политике Улуса Джучи играли представители кланов Салджигут, Кингит и Хушин, а также некоторые другие – Алчи-татар, Кийат и Кунграт. Кланы Кийат, Салждигут, а также Алчи-татар, Кунграт и Мангыт играли важную роль в Ак- и Кок-Орде (пер. пол. XIV века). Уже в 1380-е гг. можно видеть совсем другую ситуацию – наряду с прежними кланами Кунграт, Кийат и Сарай в число ведущих кланов начинают выдвигаться кланы Мангыт, Ширин и Барын. Причем клан Ширин закрепляется в Крыму. Позднее, уже в XV веке, именно из этих кланов выдвинутся четыре правящих клана в Крымском ханстве – Ширин, Барын, Аргын и Кыпчак. Клан Ширин являлся одним из самых важных и влиятельных в системе власти Улуса Джучи и при хане Тохтамыше заменил в Крымском тумене клан Кийат. Не исключено, что другие кланы (Аргын, Барын, Ширин), считавшиеся элями хана Тохтамыша, сдвинулись на запад одновременно с кланом Ширин. Всего выявлено 37 важнейших правящих клановых наименований в Улусе Джучи.

Крымскотатарская феодальная аристократия Крыма в лице Ширинов, Аргынов, Барынов, Кыпчаков и другого родового дворянства, располагавших громадными земельными угодьями, пока Крым оставался в зависимости от ханов Дешт-и Кыпчака, не могла свободно распоряжаться своими богатствами. Попытка Хаджи-Гирая закрепить за собой Крымский полуостров в 1434 году потерпела неудачу. Он встретил сопротивление со стороны рода Кунгратов, одного из знатнейший родов Джучиева Улуса. Но если в 1434 году цементирующей активности влиятельного рода Конгратов хватило, чтобы перебороть сепаратистские настроения кланов Ширин, Барын, Аргын и Кыпчак, то спустя десятилетие этот противовес исчез вместе с Золотой Ордой. Теперь же, в период вторичного возвращения Хаджи-Гирая в Крым в 1443 г., обстановка резко изменилась. Поэтому местная крымскотатарская аристократия начала тайно сноситься с Хаджи-Гираем, все еще находившемся в Литве при дворе Казимира. В 1443 г. он был повторно приглашен ведущими крымскими кланами на крымский престол. Согласно польско-литовским хроникам, «татары перекопские, барынские и ширинские, у которых царь умер без потомства, прислали к Казимиру, великому князю литовскому, с просьбой дать им на царство Хаджи-Гирая, который, бежав из Орды, в то время проживал в Литве. Казимир возвел с литовскими панами того Хаджи-Гирая на царство татарское и послал его в Перекопскую Орду с маршалом Радзивилом, который посадил его там на трон отцовский». Приведенное выше сообщение о роли кланов Ширин и Барын в интронизации в Крыму Хаджи-Гирая в 1443 г. свидетельствует о значимости, могущественности и влиятельности этих древних родов.

Не последнюю роль сыграла аристократия в событиях 1475 года, связанных с прибытием турецких войск в Крым, в которых активное участие принял ширинский мурза Эминек. Он, оставшись за пределами Кафы, привлек на свою сторону всех татар и, отправившись к начальнику флота, привез с собой свежие припасы и предложил ему свои услуги. Таким образом, представитель рода Ширин помог турецким войскам овладеть крымским городом во время своего личного противостояния за главенство в своем роду. Позиция же самого Эминека внутри ханства не отличалась особой устойчивостью.

В Крымском ханстве в XV – XVI вв. были известны знатнейшие бейские рода. Сигизмунд Герберштейн сообщает о таких четырех родах: Ширин, Барын, Аргын, Кыпчак, главных советников ханов. Упоминаются кроме этих имен еще рода Кийят, Мангыт и Салджигут, которые появились в Крыму с ногаями. В путевых заметках М. Броневского несколько другая ситуация, где в иерархической последовательности родов идут кланы Ширин, Барын и Мангыт, а не как у Герберштейна, где третье место занимает род Кыпчак. В его сообщении также сказано, что племенная аристократия «пришедшая», хотя на сегодняшний день существует мнение, что род Ширин является коренным крымским родом.

М. Броневский писал о Крыме второй половины XVI века. В первой же половине XVI века проходила интенсивная борьба за более высокое положение и власть среди племенной аристократии ханства. Усиление Мангыт-ногаев в крымской политике датируется временем Менгли-Гирая. Мансуры сумели за столь короткий срок выдвинуться в число ведущих кланов, оставив за собой рода Кыпчак и Кийят.

В источниках XVII – XVIII веков фигурируют следующие фамилии родовой аристократии: Ширин, Барын, Мансур, Салджигут, Аргын, Яшлав, первенство за собой всегда оставляют Ширины. Образуя определенный род племенной конфедерации под управлением баш-карачу лидирующего клана Ширин, четыре клана действовали как главная военная сила в ханстве и управляли государственной политикой в своих коллективных интересах. Представители клана Ширин в начале XVI века могли выставить 20 тыс. воинов. Реально же Ширины выставляли около 5 тысяч воинов, Аргыны и Кыпчаки – 3 тысячи, а Мангыты – 2 тысячи. Вопрос численности войска на данный момент является открытым и требует последующих уточнений. Надо иметь в виду, что в период победы над Большой Ордой в Крым прибыли еще кланы Кийат, Салджигут и Конграт. В некоторых случаях они могли иметь достаточно крупную численность. Со сведениями о военном искусстве, тактике ведения боя и воинского мужества крымских татар мы можем ознакомиться посредством крымскотатарского источника XVII века «Книга походов» Сенаи, где наиболее яркой личностью среди высшей знати был «подобный льву по имени Тугай бек», ставший комендантом крепости Ферахкерман.

Известно, что крымскотатарское дворянство состояло из двух социальных групп общества – родового дворянства и служилого (къапы-къулу). Штат къапы-къулы (дворяне, получившие наследственные привилегии за службу, усердие и личную преданность хану) учредил Сахиб I Гирай, сын Менгли-Гирая, по образцу турецких янычар и сейменов. В начале этот тип формирований состоял из черкесов, лезгин, кабардинцев, но позднее в него вошли и крымские татары. Их потомки и получили впоследствии дворянство. Архивные данные устанавливают следующие фамилии служилого дворянства. При деле №6932 «О дворянстве мурз Бораганских» приводится свидетельство о том, что фамилия Бораганских происходит от древней фамилии Бораган, выдвинувшейся из числа капухалков. Некий Хайдар-бей из «кунутских князей» (?) состоял на службе у Сахиба I Гирая, который выдал соответствующий ярлык от 1543 года. Есть свидетельство о том, что род Улановых находился на службе у Мехмед II Гирая, им был выдан ярлык в 1576 году. Представителям рода Даирских был выдан ярлык Селимом I Гираем, подтвержденный Крым Гираем. Вполне вероятно, что этому роду также не требовалось официального подтверждения своих полномочий от верховной власти, т. к. некоторые авторы и Э.Челеби, и Ш.де Пейсоннель придают данному роду немалое значение, но в то же время не приравнивают его в статусе к высшей знати. Возможно, это объясняется немалым военным потенциалом и значительными территориальными владениями в Перекопском уезде, между Салгиром и Зуей. Также стало известно, что в 1625 году Мехмедом III Гираем был выдан ярлык представителям рода Джанклычевых, в котором выделялись земли при речке Черкес-Кобазы с угодьями (ныне Бахчисарайский район, с. Малиновка). Данный ярлык был подтвержден Селим I Гираем. При деле №6548 «О внесении в дворянскую книгу Ногаевых» утверждается, что представители данного рода являются из рода Едиге-бея, который, в свою очередь, является основателем рода Мангыт. Это еще не полный перечень фамилий, которые происходят из числа служилого сословия.

Французский дипломат Ш. де Пейсоннель, находившийся в Бахчисарае в 1775 году, помимо родовой знати называет и фамилии штата къапы-къулу – Авлан, Узие, Кайа, Сабла, Олан, Кемаль, Эл.

П. Палас приводит в общей сложности 15 дворянских фамилий, в состав которых входила родовая знать и выслужившееся дворянство: Кая, Кипчак, Ойрат, Меркит, Аблан, Бурульча, Битак-булгак, Собла, Субан-гази-оглу, Едие-оглу, две последние фамилии ногайского происхождения, жившие большей частью за Перекопом. Наряду с этим высшим дворянством автор указывает о существовании еще одного «класса дворян или мурз, называющихся капихалки», происходящий от занимавших при ханском дворе самые значительные государственные должности. Общее число фамилий къапы-къулу в Крымском ханстве насчитывало около 48, подлинность которых может быть доказана письменными, в том числе архивными, данными.

Большинство родоначальников выдающихся фамилий крымских татар со своими народами пришли в Крым в разное время, начиная с 1224 года из приволжских степей, кроме некоторых, а именно:

Родоначальник фамилии Булгаковых Абдульлатиф-ага прибыл со своим отцом Темиром-ага из Турции и закупил массу земель в разных частях Крыма, между прочим и деревню Булгакъ Евпаторийского уезда, которая была избрана местом постоянного их жительства. Абдульлатиф-ага, по принятию присяги на русское подданство, в 1783 году умер, а Меметша бей, его сын, женился на дочери князя Кантакузина и переехал в Коккоз, приняв фамилию по родовому имению Булгакъ.

Фамилия Балатуковых, родоначальник которой Аджи Бекир бей Болатин оглу из влиятельных князей большой Кабарды прибыл из Кавказа при Каплан Гирай Хане в 1709 году.

Почти в одно время с ним прибыл, оттуда же, и из тех же князей Хункал бей, родоначальник фамилии Хункаловых.

В числе прибывших с ним был Уздень Черик бей из Кумыкских князей, и потомство по мужской линии приняло фамилию Уздемниковых, а по женской – Чериковых, впоследствии переделанное в Чергеевых.

Фамилия Крымтаевых, родоначальник коих Куртмурза Ойрат бей из рода Тамагулы Трымтай, прибыл в Крым из Туркмении при присоединении Крыма к России. Потомок его Батыр ага (сын Али ага, бывшего берегового начальника) подписывался Тамагуль Крымтайский; он умер в чине коллежского советника в 1809 году.

После присоединения Крыма Российской империей Екатерина II указом от 22 февраля 1784 года объявила о том, что крымскотатарская знать может быть зачислена в состав российского дворянства, если она представит соответствующие документы о своем родовитом происхождении. Была создана специальная комиссия по сбору доказательственных документов. В январе 1787 года в Крыму были проведены первые дворянские выборы, на которые съехалось со всего Крыма до ста мурз. На выборах были избраны уездные предводители уездного дворянства, уездные судьи и уездные исправники.

Таким образом, в Крымском ханстве влияние и могущество крымской знати практически не было ограничено, основой которого была экономическая и военная независимость от правящей династии Гираев, которая сделала попытку ограничения власти родовой аристократии посредством учреждения личной гвардии хана. После аннексии Крыма политика Российской империи была прогнозированной, новая власть выдачей новых привилегий, наделением некой властью и земельными наделами подобным образом привлекала на свою сторону влиятельный слой общества среди простого населения Крыма.

(Продолжение следует)

Исмаил-мурза Муфтий-заде

Суин-бей Яшлавский с супругой Хатидже-ханым