Современный балет золушка. Прокофьев. Фрагменты, аранжированные для фортепиано

А заглавную роль исполняли балерины Ольга Лепешинская , Галина Уланова и Раиса Стручкова .


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Золушка (балет Прокофьева)" в других словарях:

    У этого термина существуют и другие значения, см. Золушка (значения). Золушка Золушка Композитор Сергей Прокофьев Автор либретто Николай Волков Источник сюжета … Википедия

    - … Википедия

    Золушка: Золушка (фр. Cendrillon) сказочный персонаж и собирательный образ, под разными именами фигурирующий в преданиях и литературных произведениях большинства народов мира. Золушка (фр. Cendrillon, нем. Aschenputtel) … Википедия

    Почтовая марка СССР (1969): I Международный конкурс артистов балета в Москве Тема балета в филателии составляет одно из направлений тематического коллекционирования почтовых марок и других филателистических материалов, посвящённых балетным… … Википедия

    Великобритания. До гастролей труппы Дягилева и Анны Павловой в Лондоне в 1910 1920 х годах балет был представлен в Англии главным образом выступлениями отдельных известных балерин на сценах мюзик холлов, например датчанки Аделины Жене (1878 1970) … Энциклопедия Кольера

    - (франц. ballet, от итал. balletto, от позднелат. ballo танцую) вид сценич. иск ва; спектакль, содержание к рого воплощается в муз. хореографич. образах. На основе общего драматургич. плана (сценария) Б. соединяет музыку, хореографию… … Музыкальная энциклопедия

    Первый балетный спектакль в Москве «Балет об Орфее и Евридике» поставлен в 1673 (или 1675) шведом Н. Лимом. В 1773 при московском Воспитательном доме было открыто балетное отделение. Наряду с выступавшими в Москве с середины XVIII в.… … Москва (энциклопедия)

Золушка Балет в двух актах

Композитор- Сергей Прокофьев (1891-1953)

Либретто — Юрий Ветров.

Постановка и хореография : Елена Радченко.

Сценография и костюмы: Сергей Радченко , Елена Радченко .

История спектакля.

Золушка - балет в двух актах Сергея Прокофьева . Либретто по сюжету одноимённой сказки Шарля Перро .

Музыка к балету написана в период с 1940 по 1944 год. Впервые «Золушка» на музыку Прокофьева была поставлена 21 ноября 1945 года на сцене Большого театра . Её постановщиком был Ростислав Захаров , а заглавную роль исполняли балерины Ольга Лепешинская , Галина Уланова и Раиса Стручкова . Ранее на сюжет Золушки ставились балеты на музыку других композиторов .

Краткое содержание

1акт- Картина первая

Комната в доме отца Золушки . Золушка сидит у камина и чистит посуду . Мачеха поручает своим дочерям сшить для неё шарф и уходит . Сёстры начинают драку и рвут ткань для шарфа . Они обвиняют в случившемся Золушку . Мачеха устраивает скандал , который прекращается с появлением королевского танцмейстера . Он преподносит приглашение на бал и пытается обучить бальным танцам скверных сестёр . Мачеха велит Золушки приготовить бальные платья . Семейка отправляется на бал .

Золушка остаётся одна и с грустью мечтает о королевском бале . Внезапно комната наполняется светом , и перед Золушкой появляется Фея – её крёстная , в окружении Фей времён года . Она исполнит желание Золушки попасть на бал и дарит ей красивое платье и туфельки . Она предупреждает Золушку , что до полуночи она должна вернуться . Когда часы пробьют полночь , её прекрасное платье превратится в жалкие обноски . Счастливая Золушка , не веря своему счастью отправляется на бал , в окружении свиты из Фей времён года .

Картина вторая

Королевский дворец наполнен гостями . Придворные дамы и кавалеры танцуют . Юный принц также танцует и общается с гостями . Появляется Мачеха , которая хочет сосватать своих дочерей принцу . Принц и гости недоумевают , наблюдая за их нелепым поведением . Неожиданно в зал входит Золушка в сияющем платье . Принц очарован , он не может оторвать глаз от неё . Он приглашает на танец прекрасную незнакомку . Золушка и принц танцуют , не замечая никого вокруг . Но вдруг раздаётся бой часов – наступила полночь! Золушка совсем забыла об этом! Она убегает и теряет туфельку . Принц бежит за ней , но находит только её туфельку .

2 Акт- Первая Картина

Принц в отчаянии . Он хочет найти хозяйку туфельки . К нему приводят красавиц из разных стран и частей света , но ни одной туфелька не приходится впору . Принц отправляется на поиски той девушки!

Вторая Картина

Дом Золушки . Она вспоминает , как она и принц танцевали во дворце . Появляются


Злюка и Кривляка , и хвастаются перед ней впечатлениями от бала . Глупые сёстры

снова сцепились, выясняя, кто из них лучше другой. Их пытается успокоить мачеха . Раздаются звуки фанфар и в доме появляется принц со свитой . С грустью он предлагает примерить туфельку Кривляке и Злюке . Конечно туфелька им

мала . Принц уходит , но мачеха хватает туфельку и пытается втиснуться в неё при помощи дочерей . Золушка , которая больше не может смотреть на безумство мачехи и сестёр , роняет вторую туфельку . Все с удивлением смотрят на грязную и плохо одетую оборванку . Но принц , сразу узнаёт в ней прекрасную незнакомку в сияющем наряде . Появляется Фея- крёстная и возвращает Золушке прекрасный наряд . Влюблённые нашли друг друга и , взявшись за руки , они уходят навстречу счастью и любви .

Н. В. Рамазанова, М. Г. Иванова

Замысел балета родился у Прокофьева в 1940 году. В интервью для газеты Moscow News он сообщил, что Ленинградский театр оперы и балета им. Кирова (ныне – Мариинский театр) заказал ему балет по русской сказке для Галины Улановой (1910–1998) .

Несколько позже намерения композитора изменились. В январе 1941 он уже рассказывал корреспонденту «Вечерней Москвы» о заключенном с Театром договоре на сочинение балета «Золушка», либретто для которого, по его словам уже было написано Николаем Дмитриевичем Волковым (1894–1965) .

Прокофьев не только избрал сюжет, основанный на сказке Шарля Перро, но и использовал соответствующую музыкальную стилистику. Как отметил И. В. Нестьев, – «В портретах спесивых и злых cecтер Золушки, в сценах придворных увеселений (бал во втором акте) слышались отзвуки европейской танцевальной музыки XVII – XVIII столетий, мотивы ироничной церемонности. И лишь лирические страницы, связанные с характеристикой Золушки, ее любви к Принцу, – окрашены русской душевностью, столь свойственной поздней лирике Прокофьева» .

На первом этапе работы над спектаклем хореография разрабатывалась Вахтангом Чабукиани (1910 – 1992).

Тогда же, в январе 1941 г. Прокофьев написал некоторые балетные номера, о чем свидетельствует не только общая датировка, поставленная самим автором над нотным текстом рукописи: «1941–1944», но и дата, указанная им в начале второго акта: «13 янв[аря] 1941» .

В июне 1943 г. композитор был приглашен в Пермь (в то время – г. Молотов), где в эвакуации находился Ленинградский театр оперы и балета им. Кирова. Здесь и продолжилась работа над «Золушкой». Балетмейстером спектакля теперь стал Константин Михайлович Сергеев (1910–1992), так как Чабукиани к этому времени переехал в Тбилиси. Сергеев явился не только автором хореографии спектакля, но и исполнил партию Принца. Партию Золушки танцевала Наталья Михайловна Дудинская (1912–2003).

Несмотря на то, что первоначально Прокофьев работал над балетом, предполагая его постановку в Кировском театре, впервые спектакль был исполнен труппой Большого театра в Москве в постановке Ростислава Владимировича Захарова (1907–1926). Партию Золушки исполняла Ольга Васильевна Лепешинская (1916–2008) . Премьера состоялась 21 ноября 1945 г. Лишь спустя четыре с половиной месяца – 8 апреля 1946 г. в Ленинградском театре им. Кирова была представлена публике хореографическая версия балета, созданная К. М. Сергеевым.

«Клавир с точной разметкой инструментовки» , как сам автор определил вид рукописи, написан на бумаге разного формата. Основной текст (клавир) – на 16-строчных партитурных листах синими или черными чернилами, дополнения (как правило, в виде партитуры) – на 12-строчных, карандашом. В первом акте, как и предупреждал Прокофьев А. С. Ляпунову в процитированном выше письме, отсутствуют вариаций феи Весны, феи Лета, феи Зимы. Он констатировал это и в записке, вложенной в рукопись . Готовя материалы для передачи в Библиотеку, композитор надеялся восполнить лакуны, но, по-видимому, перечисленные им вариации он либо не нашел, либо забыл о своем обещании.

В рукопись 2-го акта вложен печатный экземпляр «Трех пьес» Прокофьева для фортепиано, ор. 95. Над нотным текстом «Медленного вальса» из этого цикла автор поставил номер «49», в соответствии с порядковым номером в балете, и прямо в печатный текст внес разметку инструментовки. Кроме того, листы печатного издания перемежаются с рукописными листами партитуры, перед которой автором указано: «Дополнение к 49-му номеру».

Фортепианный цикл «Три пьесы» (ор. 95) был создан на основе музыкального текста балета (ор. 87). Он включил в себя три стилизованных старинных танца XVI–XVIII столетий: Павану, Гавот и Медленный вальс. Вложенное в рукопись издание и разметка инструментовки в нем могут свидетельствовать о продолжении работы композитора над балетом уже после его постановок.

Помимо основного текста балета композитор передал нотные материалы, объединив их под названием «Золушка. Наброски» . Здесь оказались эскизы, сделанные карандашом, черновики отдельных номеров оперы и беловые автографы, как с правкой, так и без нее.

В архиве С. С. Прокофьева, есть и полный машинописный текст либретто, написанного Н. Д. Волковым в Москве. Текст датирован 10 января 1941 г. В эту же единицу хранения помещен перечень номеров балета с регламентацией (в минутах) исполнения каждого номера, каждого акта и балета в целом , куда Прокофьев внес уточняющие приписки карандашом и очень краткие нотные наброски.

Такая точность была очень важна для Прокофьева. Еще до сочинения музыки он предлагал балетмейстеру показать хореографию тех или иных частей балета и хронометрировал каждый номер. Одно из таких действий описал Н. Д. Волков: «…Прокофьев, подойдя к пианино, положил секундомер и сказал Чабукиани: “Теперь извольте протанцевать весь второй акт. И помните только одно – пока я не написал музыку, можете менять какие угодно хореографические рисунки, но когда я музыку напишу, то не переделаю ни одной ноты”» .

В архиве есть и либретто, точнее, рабочий сценарий, создававшийся уже в 1944 г. Это все тот же текст Волкова, но с существенной карандашной правкой: из содержательной части вычеркнуты большие фрагменты текста повествовательного характера. Нетронутой осталась лишь основная сюжетная канва сказки. В конце сценария проставлена дата «18/24 апреля 1944», а на первом листе имеется карандашная помета: «С. С. Прокофьеву. 5/V. 44». Вероятно, в этот день он и был передан композитору.

Дополняет сценарий перечень номеров балета, составленный Прокофьевым и обозначенный им как «Разметки в минутах». Этот перечень отличается от предыдущего и формулировками, и авторскими указаниями. Здесь проставлены не только минуты, но в ряде случаев и секунды. Текст написан простым карандашом. Отдельные пометы, синим карандашом, адресованы Прокофьевым балетмейстеру К. М. Сергееву (его фамилия написана на полях простым карандашом), другие – себе самому. Например, номерам 9 и 10 из 2-го акта соответствует помета: «Убрать последн[ие] 8 тактов и войти через кусочек из № 9 I акт[а] прямо на главную тему». напротив номера 2 «Па-де-шаль» указано: «выход 15–20 сек»; после номера 19 «Кузнечики и стрекозы…» – «Остановить неожиданно» и т. д.

Все рукописи, связанные с одним из самых ярких произведений балетного жанра, передают динамику процесса сочинения «Золушки». Они помогают воссоздать его историю от первоначального замысла композитора до его реального воплощения, а также отражают последующую работу над музыкальным материалом.

Добрая и увлекательная сказка французского сказочника Шарля Перро хорошо знакома не только каждому взрослому, но и каждому ребенку. По ее сюжету сняты фильмы, поставлены спектакли, созданы мультфильмы, ну и, конечно, поставлен балет. Ведь танцевальная феерия сама по себе - удивительная сказка. Так кто же был автором балета "Золушка"?

Вспоминая сюжет

Литературной основой любого танцевального спектакля является специально написанное либретто. Для сказки "Золушка" оно было выполнено Николаем Волковым.

Если вспомнить историю Золушки в авторстве Перро, то отец девушки был вдовцом и женился вторично. Мачеха невзлюбила свою падчерицу, всячески унижала и обижала ее, держала в "черном теле", морила голодом, заставляла выполнять непосильную для обычного человека работу, даже била. Но чаще всего манипулировала чувством любви Золушки к отцу: оскорбляла его, грозила выгнать из дома. Золушке было очень жаль отца, и потому она старалась всячески услужить мачехе и двум ее родным, очень своенравным, злым и эгоистичным дочерям. Однако в сказке нет описания той сцены, с которой начинается балет. В ней Золушка выполняет домашнюю работу.

Тоскуя по матушке, она достает ее портрет. Портрет же мачехи прикрывает тканью. Разозленная женщина срывает свой гнев на девушке. В момент ссоры на сцене появляется нищая и просит подаяния. Все отворачиваются от нее, кроме Золушки. Позже мы увидим, что нищая и есть крестная Золушки - добрая волшебница, способная к перевоплощениям. В сказке Перро она не появляется в виде нищенки. Впервые мы сталкиваемся с ней непосредственно после того, как мачеха с дочерями отбывают во дворец.

В сцене сбора на бал мы тоже найдем отличия. По сюжету сказки Золушка должна за короткое время сшить три шикарных платья для мачехи и сестер. А затем помочь им непосредственно в сборах на бал. При этом, кроме мачехи, ее дочерей и Золушки, не присутствовал больше никто. В балете же при сборах на бал присутствовали и портные, и парикмахеры, и музыканты, и танцмейстеры. И когда крестная собирает на бал Золушку, в сказке ей помогает только ее ученик, а в балете - много помощниц.

Так кто же автор балета "Золушка"?

Чтобы разобраться, давайте обратимся к лексическому значению слова "автор". Словари предлагают нам несколько значений. Во-первых, это любой человек, творческим трудом которого создано произведение. Во-вторых, это создатель творения в любом виде искусства. Таким образом, автором балета может быть либретист, режиссер-постановщик, композитор. Разумеется, большая роль отводится последнему.

Если отталкиваться от вышеизложенного, то создателя либретто мы уже называли. Автором-композитором балета "Золушка" является Сергей Сергеевич Прокофьев.

А вот балетмейстеров-постановщиков можно назвать несколько, так как вариантов сценических воплощений спектакля много. В классическом варианте первоначальную постановку балета совершил на первом, довоенном этапе Вахтанг Чабукиани, а на втором, послевоенном - Константин Сергеев. Но представлен был спектакль публике впервые в постановке Ростислава Владимировича Захарова. Это случилось в Москве, в Большом театре.

Через пять месяцев первоначальный вариант был продемонстрирован в Мариинском театре оперы и балета им. Кирова, но классической версией в истории балета все равно остаётся постановка Ростислава Захарова.

Автор - композитор

Как обычно отвечают на вопрос о том, кто написал балет "Золушка"? "Автор - это Прокофьев", - отвечают знатоки балета. И действительно. Композитор - самый главный, пожалуй, человек в создании танцевального произведения.

Автор музыки балета "Золушка" С. С. Прокофьев создал его в традиции классического сказочного спектакля, очень романтического и лиричного. По ходу развития сюжета он использовал большой набор классических бальных танцев: гавот, вальс, галоп, мазурка. Причем вальсов на протяжении спектакля представлено несколько. Самым знаменитым из них является "Большой". В практике симфонической музыки он используется как самостоятельное инструментальное произведение.

Музыка балета - "говорящая" и "иллюстративная". Например, в сцене с часами, с помощью равномерного темпоритма и повторяющихся аккордов создается образ уходящего времени. Прокофьев в "Золушке" стал продолжателем творчества "балетного сказочника", патриарха русского балета Петра Ильича Чайковского.

Такая разная и такая традиционная "Золушка"

В постановках многих музыкальных театров в разное время осуществлялись свои варианты знаменитой постановки. Традиционно музыкально-сценарная основа спектакля не менялась. Менялись лишь авторы балета "Золушка".

С 1964 года в Санкт-Петербурга идет балет "Золушка" в постановке знаменитого Олега Виноградова, начинающего в то время балетмейстера. Премьера спектакля состоялась на сцене и балета. Эта версия знаменитого балета - размышление о таланте и бездарности, о красоте и уродстве, о духовности и внутренней пустоте.

В 2016 году в Перми был представлен новый вариант "Золушки" в постановке Алексея Мирошниченко. Он перенес все действие в 1950-е годы, где рассказал о первой версии балета в Большом театре Москвы.

А вот в современной постановке Кирилла Симонова Музыкальный театр Карелии представил своему зрителю весьма трагическое прочтение сюжета, погружающего в атмосферу 1930-40-х годов, когда Сергей Прокофьев писал музыку для бессмертного спектакля. Симонов уверен, что в ней отразились тяжелые переживания автора, основанные на личной трагедии, а также ожидание войны, незримо витавшее вокруг.

Любовь Пастухова
Балет С. С. Прокофьева «Золушка»

Все мы знаем сказку под названием "Золушка". Давайте вместе вспомним ее содержание.

У одного человека умерла жена, и он женился во второй раз. Но эта женщина не взлюбила его дочку. У нее самой было две дочери - она их любила и баловала, а падчерицу заставляла делать по дому всю грязную работк. Бедная девушка все терпела, а вечерами она любила отдыхать возле камина с остывающей в ней золой. За это ее и прозвали Золушкой.

Однажды в королевстве, где жили эти герои, объявили королевский бал, на котором принц должен был выбрать себе невесту. Мачеха и сестры отправились на бал, а Золушке дали много работы по дому. Но к Золушке в гости пришла ее крестная - волшебница, которая решила наградить ее за терпение и труд. Она подарила Золушке красивое платье, хрустальные туфельки, карету с лошадьми и разрешила поехать на бал. Только было одно условие: Золушка должна была вернуться с бала до того, как часы пробьют 12 раз. Иначе все волшебство пропадет, ее платье снова станет стареньким, а карета и кони исчезнут. Золушка поехала на бал и очень сильно понравилась принцу. Но она забыла о том, что наказывала ей фея, и убежала с бала только тогда, когда часы принялись отбивать 12 часов. Золушка бежала по лестнице дворца так торопливо, что с одной ее ножки соскочил хрустальный башмачок. Этот башмачок поднял принц и на другой же день он принялся разыскивать ее, примеряя башмачок всем девушкам королевства. Когда пришли в дом, где жила Золушка и примеряли ей башмачок, то он пришелся ей как раз по ноге. Она достала из кармана второй такой же башмачок, и все удостоверились, что это и есть та самая неизвестная принцесса, которая приезжала на бал. Принц женился на ней, и они были счастливы.

Эту сказку написал сказочник Шарль Перро.

Но героиня сказки "Золушка" французского писателя, получила вторую жизнь в балете русского композитора Сергея Сергеевича Прокофьева. И можно сказать, что вторая жизнь Золушки не уступает в знаменитости первой. Ведь музыку балета знают и любят не меньше, чем сказку.

Теперь познакомимся с музыкальными отрывками из балета композитора С. С. Прокофьева "Золушка".

"Гавот"

Эта мелодия звучит в самом начале балета, когда в доме,где живет Золушка, начинается урок танца. Ее сестры, которых в балете зовут Злюка и Кривляка, собираются на бал и берут уроки танцев. Но танцуют они невпопад, все время плохо. Поэтому урок прерывется, учитель танцев уходит. Когда Золушка остается одна, она мечтает попасть на королевский бал и танцует этот танец сама, мечтая о счастье. Гавот - это старинный придворный танец, поэтому мелодия у него такая неторопливая, величественная, как будто дамы кавалеры все время кланяются друг другу. Как, по-вашему, о чем думала Золушка, когда танцевала гавот?

Идет слушание "Гавота", дети говорят о характере музыки - мечтательная, неторопливая. Наверное, Золушка, исполняя этот танец, сама мечтала станцевать его в королевском дворце.

"Тема феи"

В дом к Золушке приходит бедная старушка, которая просит покормить ее. Но злая мачеха выталкивает старушку вон. Только Золушка пожалела ее и подала ей кусок хлеба. И никто не догадывается, что эта старушка - волшебница. В момент ее появления звучит таинственная музыка, напоминающая переливы света. Когда мачеха и злые сестры уезжают на бал, то тема феи возвращается снова, и мы видим, как из бедной нищенки она превращается в красивую девушку. Вместе с ней приходят феи времен года, каждая дарит Золушке подарок - золотую карету, нарядное платье, хрустальные туфельки.

Ижет слушание темы феи

"Тема часов"

Когда Золушка отправляется на бал, фея предупреждает, что надо вернуться домой до 12 часов ночи, иначе все волшебство исчезнет. Об этом Золушке в балете напомнит музыка - она звучит так, как будто тикают часы, отсчитывая минуты и секунды. Обратите внимание на то, какой необычный характер у темы часов.

Идет слушание темы часов, дети отмечают, что она - резкая, громкая, даже пугающая.

"Вальс"

Первое действие балета заканчивается одним из самых красивых номеров всего балета - вальсом. В нем чувствуется ожидание счастья, которое так хочет встретить Золушка. Потом этот вальс будет звучать во время сцены королевского бала. Но в него внезапно ворвется тема часов - до 12 осталось совсем мало времени, Золушка должна покинуть бал. Тогда, стремительно убегая, она потеряет хрустальный башмачок, по которому ее найдет потом принц. А пока вальс звучит легко и безмятежно.

Звучит вальс, о котором дети говорят, что эта музыка - плавная, волшебная, счастливая.

"Мазурка"

Во время бала звучит много важных придворных танцев. Один из таких танцев - стремительная легкая мазурка. Ее исполняют придворные в нарядных одеждах, парами. Принято считать, что мазурка - польский танец, а когда его танцуют, то почти все время подпрыгивают. Мазурка - танец с пражками. Вот и музыка сейчас нарисует этот танец - весь построенный на прыжках.

Идет слушание мазурки.

"Полонез"

Второй придворный танец - полонез. Этот танец более важный, чопорный. Придворные, которые его исполняют, чинно шествуют под руку друг с другом. Не зря же полонез иногда называют танец-шествие.

Идет слушание полонеза.

"Полночь"

В сцене бала второй раз звучит вальс, но в этот раз его мелодия становится более тревожной, как будто предчувствует что-то недоброе. Так и есть - в мелодию счастливого вальса Золушки внезапно врывается тема часов, которая напоминает о том, что Золушка должна покинуть бал. Убегая, Золушка теряет свой хрустальный башмачок, и дальше все мы знаем, что сказка завершится хорошо - прину найдет ее по этому башмачку. Обратите внимание на то, как меняется музыка после того, как прозвучала тема часов. Из веселой, счастливой, музыка становится резкой, грустной.

Идет слушание отрывка "Полночь" с обсуждением двух музыкальных тем - счастливого вальса и горстной темы потерянного счастья.