Сочинение мцыри. Трагизм судьбы главного героя Трагическая судьба Мцыри по поэме Мцыри (Лермонтов М. Ю.) В чем заключается драматизм судьбы мцыри

(Вариант 1)

Трагизм судьбы Мцыри определяется сюжетом поэмы, раскрывающим особенности неординарной личности. Для Мцыри характерна противоречивость и раздвоенность, присущая многим героям Лермонтова. Мцыри по происхождению горец. С точки зрения романтиков, это «естественный человек», жи­вущий в первобытных условиях, а потому близкий к природе, для него характерно состояние детской чистоты и естественности. Но, воспитанный в стенах монастыря на основе иных – христианских – нравственных принципов, Мцыри во многом утратил свои «естественные» корни. Это – «тюремный цветок», который рвется на свободу, но обретя ее, погибает.

Он бежит из монастыря, потому что свободная душа юноши бунтует не столько против чуждой ему цивилизации, сколько против того, что ему навязано. Вот почему Мцыри воспринимает монасты­рь как тюрьму. Бегство оттуда – это порыв к свободе и попытка узнать жизнь, обрести самого себя. Три дня на воле символически воссоздают всю полноту жизни: «Ты хочешь знать, что делал я / На воле? Жил...».

Поначалу Мцыри кажется, что первозданная природа и есть его родная стихия, ведь он ощутил внутреннее единство «меж бурным сердцем и грозой». Недаром кульминацией поэмы является битва героя с барсом, где оба – человек и зверь – становятся равноправными бойцами. Но и оба они встречают смерть. Так намечается грань разрыва, которая углубляясь, показывает закономерность гибели Мцыри. Природа как будто мстит ему за то, что он отдалился от нее. Она заманивает в чащу, сталкивает с барсом, а потом нещадно палит зноем израненное тело.

Но почему природа отторгает того, кто хочет быть ее частью? Она коварно влечет и губит юношу, который утратил, воспитываясь в инородной среде, свою естественность. Для схватки с грозной стихией у Мцыри есть мужество и воля, но не хватает сил и внутренней цельности. В предсмертном бреду он слышит песню рыбки, в которой юноша открывает иные стороны своей личности: потребность любви и покоя, возможность раствориться в тишине и прохладе. Что же значит этот символический образ? Действительно ли это та истинная любовь, которой так жаждет Мцыри, или обман, предвещающий смерть? Трудно дать рациональное толкование этому образу, отражающему смутное желание умирающего юноши.

Может быть, Мцыри – это одна из тех томящихся и мятущихся душ, которая еще помнит свою родную стихию, но уже навсегда утратила связь с ней, как в стихотворении «Ангел». Тогда трагизм ее судьбы нужно считать предрешенным извечно. Ведь возможность разорвать оковы земли и вернуть себе свободу, вновь обретя небо, – это и есть смерть.

(Вариант 2)

Смерть Мцыри была неизбежна. По замыслу М.Ю. Лермонтова, юноша умирает не от ран, полученных в бою с барсом, не от бесцельной жизни в монастыре. Он не добился своего, не нашел родины. Примирился герой со смертью потому, что мечта «о родине святой» – это еще и неосуществленное желание вернуться в свое детство, самую счастливую, беззаботную, веселую пору в жизни человека.

Но можно ли сказать, что Мцыри однозначно потерпел поражение в борьбе с миром своей темницы? Да, физически он умирает, но он не принадлежит и быту монастыря, он поднимается над ним. Мцыри так и не склонил голову перед теми законами, которые предложило ему общество. Душа героя вырвалась на свободу. Свобода – одна из высших ценностей для Лермонтова, и это свобода обладания собой, своей сущностью в мире, где извне навязываются ценности, образ жизни. Мцыри, на эти три дня, на миг прикоснувшийся к вечному миру природы, уже и сам смотрит на все с точки зрения вечности. Умирая в монастыре, он духовно растворяется в окружающем мире, в так любимом им Кавказе, и неслучайно он просит похоронить себя в саду, откуда «виден и Кавказ». И это уже не частная судьба Мцыри, проблематика поэмы поднимается до универсального смысла, до сути человеческого существования в этом мире. Лермонтов, отчасти примиряя своего героя с миром, все же оставляет финал произведения трагичным. Бунт человека оказывается обреченным на гибель, стремление к свободе – нереализованным в полной мере, а значит – человек не может достичь гармонии в своем существовании. Человек-бунтарь одинок в мире, и эта проблема была сквозной в творчестве Лермонтова. Будучи сам одинок, чужд свету, он придал своей поэме глубоко трагичное звучание, которое не может оставить равнодушным никого.

Итак, конечно, трагический финал судьбы Мцыри предопределен, так как именно в этом главные идеи поэмы: о высшей ценности свободы, о невозможности достичь гармонии.

Выберите только ОДНО из предложенных ниже заданий (2.1−2.4). В бланке ответов запишите номер выбранного вами задания, а затем дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос (в объеме не менее 150 слов), привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы. При ответе на вопрос, связанный с лирикой, необходимо анализировать не менее 2 стихотворений (их число может быть увеличено по вашему усмотрению).

2.1. Был ли предопределен трагический финал судьбы Мцыри? Обоснуйте свою точку зрения.

2.2. Какие особенности лирики В. А. Жуковского дали основание исследователю А. Веселовскому назвать его поэзию «пейзажем души»?

2.3. Есть ли тема любви в повести Н. В. Гоголя «Шинель»? Обоснуйте свою точку зрения.

2.4. Почему из различных вариантов названий - «Дочь и отец», «Рассказ о бале и сквозь строй», «А вы говорите...» - Толстой остановился на названии «После бала»?

2.5. Какие сюжеты из произведений отечественной и зарубежной литературы являются для Вас актуальными и почему? (На основе анализа одного-двух произведений.)

По-яс-не-ние.

Ком-мен-та-рии к со-чи-не-ни-ям

2.1. Был ли пред-опре-де-лен тра-ги-че-ский финал судь-бы Мцыри? Обос-нуй-те свою точку зре-ния.

Со-бы-тия, опи-сан-ные в поэме, про-ис-хо-ди-ли в пе-ри-од доб-ро-воль-но-го при-со-еди-не-ния Гру-зии к Рос-сии.

Тра-гизм судь-бы глав-но-го героя в том, что он был пле-нен («ре-бен-ка плен-но-го он (ге-не-рал) вез»). Но ха-рак-тер Мцыри имел осо-бый, он от-ка-зал-ся от еды, из-за этих об-сто-я-тельств в нем раз-вил-ся «мо-гу-чий дух его отцов». Уми-ра-ю-ще-го маль-чи-ка оста-ви-ли в мо-на-сты-ре, где его вы-хо-дил один монах. На-ка-ну-не при-ня-тия мо-на-ше-ско-го обета Мцыри сбе-жал из мо-на-сты-ря. Всё это время, ко-то-рое он на-хо-дил-ся в мо-на-сты-ре, он стра-дал из-за от-сут-ствия воли. Те три дня, ко-то-рые он про-вел в лесу, вос-кре-си-ли его. Он уви-дел пре-крас-ную при-ро-ду, диких зве-рей, мо-ло-дую де-вуш-ку. Что делал он за сте-на-ми мо-на-сты-ря, сам Мцыри на-зы-ва-ет сло-вом «жил». Про-сто жил. На воле Мцыри вспом-нил об отчем доме и за-хо-тел найти до-ро-гу к нему, но вер-нул-ся вновь к сте-нам мо-на-сты-ря. Он осо-знал, что сво-бо-ду об-ре-сти ему не удаст-ся. «По-мо-щи люд-ской» он не же-ла-ет, по-то-му что не верит в то, что люди, со-вер-шен-но дру-гие, могут ему по-мочь. Мцыри оди-нок в этом мире, он глу-бо-ко осо-зна-ет и пе-ре-жи-ва-ет свое оди-но-че-ство.

С судь-бой, по мне-нию героя, спо-рить тщет-но. По-это-му тра-ги-че-ский финал его судь-бы пред-опре-де-лен.

По-беж-ден-ный, он ду-хов-но не слом-лен и оста-ет-ся по-ло-жи-тель-ным об-ра-зом нашей ли-те-ра-ту-ры, а его му-же-ствен-ность, цель-ность, ге-ро-изм яв-ля-лись уко-ром раз-дроб-лен-ным серд-цам бо-яз-ли-вых и без-де-я-тель-ных со-вре-мен-ни-ков из дво-рян-ско-го об-ще-ства.

2.2. Какие осо-бен-но-сти ли-ри-ки В. А. Жу-ков-ско-го дали ос-но-ва-ние ис-сле-до-ва-те-лю А. Ве-се-лов-ско-му на-звать его по-э-зию «пей-за-жем души»?

Почти во всех кар-ти-нах при-ро-ды, ко-то-рые ри-су-ет Жу-ков-ский, при-сут-ству-ет вос-при-ни-ма-ю-щий ее че-ло-век. Он и при-ро-да по-ка-за-ны у поэта в не-ко-то-ром един-стве. Опи-сы-ва-ют-ся не столь-ко яв-ле-ния при-ро-ды, сколь-ко ду-шев-ное со-сто-я-ние че-ло-ве-ка. Вот по-че-му пей-за-жи Жу-ков-ско-го на-зы-ва-ют «пей-за-жа-ми души». «Жизнь души» и есть под-лин-ный пред-мет эле-гии поэта.

2.3. Есть ли тема любви в по-ве-сти Н. В. Го-го-ля «Ши-нель»? Обос-нуй-те свою точку зре-ния.

Тема любви зву-чит в по-ве-сти со-вер-шен-но иначе, не-тра-ди-ци-он-но. Лю-бовь на стра-ни-цах «Ши-не-ли» по-яв-ля-ет-ся в хри-сти-ан-ском тол-ко-ва-нии. Лю-бовь к ближ-не-му, за-по-ве-дан-ная Хри-стом Спа-си-те-лем, яв-ля-ет-ся выс-шей доб-ро-де-те-лью хри-сти-а-ни-на. Че-ло-век, «брат твой», может ока-зать-ся в очень за-труд-нен-ном по-ло-же-нии, по-пасть в беду, ока-зать-ся на грани го-лод-ной смер-ти. Ти-ту-ляр-ный со-вет-ник Баш-мач-кин, на-хо-дясь в из-ряд-ном воз-расте («Ака-кию Ака-ки-е-ви-чу за-бра-лось за пять-де-сят») в пол-ном оди-но-че-стве, пе-ре-жил страш-ные ми-ну-ты от-ча-я-ния в слу-чив-шем-ся с ним не-сча-стье. Но никто не помог страж-ду-ще-му, никто не про-тя-нул руку по-мо-щи, ни от кого он не услы-шал даже про-сто-го доб-ро-го слова, спо-соб-но-го, по мне-нию свя-ти-те-ля Ти-хо-на За-дон-ско-го, «скор-бя-ще-го уте-шить». Че-ло-век, про-свет-лен-ный Бо-же-ствен-ной ис-ти-ной и осо-знав-ший смысл своей зем-ной жизни, до-ро-жит со-кро-ви-ща-ми своей души, среди ко-то-рых лю-бовь к Богу и ближ-не-му сво-е-му и жерт-вен-ное слу-же-ние Оте-че-ству. Та-ко-ва по-зи-ция Го-го-ля.

2.4. По-че-му из раз-лич-ных ва-ри-ан-тов на-зва-ний - «Дочь и отец», «Рас-сказ о бале и сквозь строй», «А вы го-во-ри-те...» - Тол-стой оста-но-вил-ся на на-зва-нии «После бала»?

Рас-сказ «После бала» по-стро-ен на кон-тра-сте. Кон-траст-ны порт-рет-ные ха-рак-те-ри-сти-ки, по-ве-де-ние отца Ва-рень-ки на балу и после бала, на-стро-е-ние и мысли глав-но-го героя до и после уви-ден-но-го на плацу. На-зва-ние «После бала» точ-нее пе-ре-да-ет ос-нов-ную идею про-из-ве-де-ния: жизнь че-ло-ве-ка может из-ме-нить одно со-бы-тие. Для глав-но-го героя пе-ре-лом-ный мо-мент в его жизни на-сту-пил после бала, от уви-ден-но-го на плацу.

Поэма «Мцыри» стала настоящим гимном стремлению и любви к свободе. Через образ главного героя поэт смог наиболее полно раскрыть собственную душу, самого себя и свои идеалы. В поэме автору удалось объединить всё самое для человека дорогое – семью, родной дом, свободу, Родину, жизнь и борьбу.

В своём произведении Лермонтов показал безупречного героя, душу которого не терзают противоречия, стремясь к свободе, он не пытается затронуть чужое достоинство.

Мцыри отличается нравственной чистотой, благородством побуждений и уникальной цельностью характера. В смелом мальчике-дикаре Лермонтов воплотил жажду борьбы, битв и тревог, жажду бури, которая всегда присутствует в человеческой душе, в том числе и в душе автора. Образ монастыря-тюрьмы поэт вводит не случайно. Этот образ воплощает в себе всё то, что ограничивает свободный полет человеческой мысли, сковывает душу и лишает всякого права на жизнь и борьбу.

Жизнь в заточении не могла удовлетворить главного героя, и он решается на бегство из монастыря, который враждебен и чужд его свободолюбивой душе. Оказавшись на свободе, Мцыри погружается в стихию родной природы. Долгие годы мучений и тоски помогли ему подготовить этот побег. Мцыри принял решение о побеге давным-давно. Он страстно желает отыскать свою родину, своих родных и близких.

Монахи ошибочно считали, что Мцыри смог привыкнуть к плену. На самом деле он не намерен сдаваться и отказываться от жизни. Свою тайну юноша затаил в душе, а монахам не дано понять его свободолюбивых стремлений. Вырвавшись из плена и с головой окунувшись в живой и свободный мир, герой понимает, что не смиренное существование является смыслом человеческой жизни, а постоянная борьба и противостояние невзгодам. Человек должен бороться за свою свободу, за возможность реализовать себя как личность, установить общность с близкими по духу. Мцыри порывает с христианством и его учением о покорности и ничтожности земного существования. Он с легкостью готов променять райское блаженство загробной жизни на обычные, земные человеческие радости.

На вопрос о том, что он делал за стенами монастыря, Мцыри отвечает: «Жил!». А когда его спрашивают, что он видел, юноша описывает картину золотого рассвета в радужных утренних красках, свежесть леса и зелень листвы, которую пронизывают лучи солнца. Его восхищают чудесные голоса природы, благоухание земли и темнота ночи в горах. Но ближе всего по духу ему гроза, она поражает и манит горячее сердце Мцыри.

И всё же его бегство становится движением по замкнутому кругу: все его путешествие происходит в окрестностях монастыря. Умирающий Мцыри вновь попадает в стены своей тюрьмы. Перед смертью он просит похоронить его в цветущем саду, где растет свежая трава и воздух душистый, а ещё, оттуда видны заснеженные горы Кавказа. Мцыри мечтает хотя бы после смерти получить столь долгожданную свободу.

Трагизм положения главного героя заключается именно в том, что, нарушив незыблемые правила и убежав в страну свободы, достичь её он так и не смог, потому что её просто не было. Во времена Лермонтова такая судьба ждала каждого свободолюбивого человека.