Скрытые смыслы мифов о европе и минотавре. Тесей и Минотавр — Мифы Древней Греции Тесей и минотавр в лабиринте

Персонаж древнегреческой мифологии. Cын Эфры, дочери царя Питфея. У Тесея одновременно два отца - царь города Афины и бог моря , оба возлегли с Эфрой в одну ночь. Один из знаменитейших персонажей мифологии Древней Греции, упомянут в «Одиссее» и «Илиаде» .

История появления

Античные авторы трактуют образ Тесея, пытаясь найти историческую основу мифа и «обнаружить» некогда взаправду существовавшее лицо, которое стало прообразом мифологического героя. В хронографии римского историка Евсевия Кесарийского Тесей назван десятым царем Афин. Считается, что герой правил после собственного отца Эгея с 1234 по 1205 год до нашей эры. Древнегреческий писатель приводит доказательства того, что древний царь, названный в мифах Тесеем, сыном Эгея, реально существовал и правил Афинами.

Миф о сторонниками реального существования царя Тесея трактуется следующим образом. Сын царя был убит афинянами в годы правления Тесея, за что Крит обложил Афины данью. Минос учредил состязания в память об убитом сыне, а афинян обязал платить дань мальчиками. Царь собственнолично отправился на Крит, где принял участие в состязаниях. Минотавр в этой версии - не мифическое чудовище, а сильнейший среди критских воинов, которого Тесей побеждает в борьбе. После этого дань афинскими мальчиками больше не поступала на Крит и была отменена.

Согласно легенде, «исторический» Тесей первым установил процедуру остракизма. Это механизм защиты общества от тирании, когда свободные граждане собираются на голосование и пишут на черепках имя того, кто, по их мнению, угрожает демократии. Если имя одного и того же человека оказывалось написанным более чем на 6000 черепков - его изгоняли из города. Именно таким образом был изгнан из Афин сам Тесей.

Миф о Тесее и Минотавре


Критский царь Минос возложил на афинян тяжкую дань в отместку за то, что в Афинах погиб Андрогей – сын Миноса. Каждые девять лет афиняне должны были отсылать на Крит семь девушек и семь юношей. По другим версиям, дань выплачивалась раз в год или раз в семь лет, количество юношей и девушек тоже варьируется.

При Тесее такую дань отправили дважды, а когда это должно было произойти в третий раз, Тесей принял решение плыть на Крит самому вместе с очередной партией жертв. Афинских юношей и девушке на Крите отдавали на съедение Минотавру - чудовищу с телом человека и головой быка.


Минотавра родила жена царя Миноса Пасифая, которая сошлась с быком. Специально для царицы сделали деревянную корову, в которую та ложилась, чтобы обольстить быка. Чудовищный плод этой страсти царь Минос запер в Кносском лабиринте и кормил преступниками, которых бросали в лабиринт, а также «данью», которая присылалась из Афин.

Для Тесея эта дань показалась до такой степени оскорбительной, что герой решил рискнуть собственной жизнью и сразиться с чудовищем, чтобы избавить Афины от необходимости посылать на съедение своих молодых граждан. По другой версии, прибывший в Афины царь Минос сам выбрал Тесея следующей жертвой.


Из Афин корабль выходил под черным парусом. Однако Тесей прихватил с собой и белый. Предполагалось, что в случае успешного завершения «операции» Тесей сменит черный парус на белый, так что ожидающие героя на берегу будут знать заранее, что тот возвращается с победой.

Во время плавания Минос бросил в море перстень, а Тесей достал тот со дна, доказав тем самым, что ведет происхождение от бога морей Посейдона.

По прибытии на Крит Тесея вместе с его спутниками бросили в лабиринт. Там герой убил Минотавра голыми руками (или, по другой версии, мечом).


Выбраться из лабиринта Тесею помогла - дочь царя Миноса и Пасифаи. Девушка влюбилась в героя и преподнесла тому в дар клубок ниток, посоветовав привязать кончик нити у входа в лабиринт. Проходя по лабиринту, Тесей разматывал нить, таким образом отмечая путь, а затем по той же нити вышел назад вместе со спутниками. Ночью спасенная от Минотавра афинская молодежь вместе с героем и Ариадной бежала с Крита на остров Наксос.

Там беглецов застигает буря и Тесей оставляет Ариадну, а сам покидает остров, пока та спит, потому что не желает везти девушку с собой в Афины. В Ариадну влюблен бог виноделия , который похищает оставленную Тесеем девушку. По одной из версий, Дионис даже является Тесею во сне, чтобы заявить свои права на Ариадну, и именно это вынуждает героя оставить девушку на острове.


Возвращаясь домой, Тесей забывает сменить черный парус на белый. Эгей, отец героя, видит на горизонте черный парус и, думая, что его сын погиб, бросается в море от горя. По другой версии, утрате белого паруса поспособствовал . Царь Минос принес богам жертвы, и по воле Аполлона приключилась буря, которая и унесла белый парус, символизирующий победу, так что Тесею пришлось возвращаться под черным.

С Ариадной у героя не сложилось, но Тесей взял в жены Федру, другую дочь царя Миноса. Федра стала второй супругой героя, первой была амазонка Антиопа.

Экранизации

В 1971 году советский режиссер-мультипликатор Александра Снежко-Блоцкая создала по мотивам мифа о подвигах Тесея мультипликационный фильм «Лабиринт. Подвиги Тесея». Мультфильм идет 19 минут. Тесея там озвучивает . Мультфильм начинается с того, что молодой сын афинского царя Тесей, которого воспитывал кентавр, отправляется обратно в Афины, к отцу. По дороге юноша совершает подвиги. Побеждает вепря, который наводил страх на окрестности. Расправляется с разбойником Прокрустом, отрубив тому голову.


Вернувшись в Афины, герой узнает о прибытии корабля с Крита. Раз в девять лет этот корабль приходит в Афины, чтобы забрать дань – четырнадцать афинских девушек и юношей, которые будут съедены чудовищем Минотавром. Тесей вызывается плыть на Крит вместе с остальными несчастными жертвами, чтобы уничтожить Минотавра. Расправившись с чудовищем, Тесей покидает лабиринт, используя нить Ариадны, а затем вместе с нею уплывает домой в Афины.

Оскорбленный царь Минос взывает о помощи к богу виноделия Дионису, чтобы тот вернул царю дочь. Дионис устраивает бурю и забирает Ариадну прямо с корабля. Тесей возвращается домой без возлюбленной и без белого паруса, который сдувает во время бури. Отец Тесея стоит на скале над морем и высматривает корабль сына, а когда видит траурный черный парус вместо белого – бросается в море.

В 2011 году вышел приключенческий боевик «Война богов: Бессмертные». Тесея сыграл английский актер , который в 2017 году появился на экранах в роли в фильме «Лига Справедливости». Сценарий фильма создан по мотивам древнегреческих мифов, но сильно отличается от них.


Тесей здесь - крестьянский юноша, который живет с матерью в приморской деревушке. Владеть оружием героя учит местный старик, который позже оказывается богом-громовержцем . Но сам Тесей не верит в богов. Тем временем царь Гиперион хочет освободить из Тартара титанов, чтобы те уничтожили ненавистных ему богов, которые дали погибнуть его семье. Чтобы осуществить задуманное, царю нужен артефакт - Эпирский лук.

Когда войска Гипериона разоряют деревушку, где жил Тесей, герой оказывается на соляных копях. В копях юноша встречает деву-оракула, которая называет его избранным, и вместе персонажи бегут.

Позже Тесей находит Эпирский лук, который нужен Гипериону, побеждает Минотавра, которого насылает злой царь. В войну на стороне Тесея вступает часть богов. В конце фильма победитель Тесей возносится на Олимп.


Тесей и Минотавр

Наверное, почти каждый человек когда-то читал Мифы Древней Греции, знакомился с ними. Это могло быть в школе, в старших классах, институте или самостоятельно, если вы интересуетесь историей. Вот, согласно этой книге, Минотавр - это чудовище, у которого было тело человеческое, а голова - бычья.



Для Минотавра был построен специальный Дворец, в котором он жил. Но Дворец этот был не обычным, а с запутанными лабиринтами. Люди, приходившие к этому чудовищу, порой не могли выбраться оттуда. Так и оставались не найденными. В самой центральной части Дворца находилось логово Минотавра, там он жил, спал...


История жизни Минотавра


В Афинах почти каждый житель боялся Минотавра, поэтому его старались умилостивить. Согласно легенде, истории, каждый девятилетний период Минотавру отправляли по семь юношей и девушек. Семь - всегда было магическим числом.




Минотавру было важно, чтобы количество "жертв" равнялось именно семи. И вот, когда Тесею достался жребий, что он будет следующей жертвой, тот решил избавить мир от чудища. Тесей пытался предотвратить, сломать данную традицию, чтобы люди перестали бояться Минотавра, перестали приносить ему в жертву себя.


Ариадна, влюбившаяся в Тесея (они были, как сейчас говорят, парой), дала своему возлюбленному клубок ниток. Все, наверное, помнят про волшебную Нить Ариадны.


Так вот согласно легенде свободный конец нитки надо было привязать к двери на входе в лабиринт, а клубок потом приведет в центр Дворца, где живет Минотавр. Обратно герой должен был выбраться из Дворца именно с помощью этой Нити Ариадны, сматывая нить обратно в клубок.




Как это было


Тесей с удовольствием воспользовался Нитью, он верил в ее волшебство. Сделал все так, как сказала ему любимая. Он привязал один конец нитки в двери у выхода из Дворца, а второй конец привел его к самому Минотавру, в логово чудища.


Герой не растерялся, убил "монстра", и ему посчастливилось благополучно выбраться из Дворца. До тех пор никому этого сделать не удавалось. Таким образом, подвиг Тесея стал национальной гордостью.


Люди были ему благодарны, что он спас их от явной смерти. Ведь каждые девять лет погибали ни в чем не повинные четырнадцать человек. Юноши и девушки, еще не познавшие, не вкусившие радость жизни, не попробовавшие ее на вкус, вынуждены были нести себя на "алтарь смерти" практически добровольно. Благодаря Нити волшебной Тесей выбрался из Дворца, больше туда никто не заходил.




Что говорят об этом мифе сейчас


Этот миф является одним из самых популярных Мифов Древней Греции. Нить Ариадны, Подвиг Тесея вошли в историю. Было ли это на самом деле, или является всего лишь выдумкой, никто сказать не может. Но и сейчас сохранился Дворец, его развалины где, по преданию, жил Минотавр. Этот Дворец сейчас считается памятником, ему четыре тысячи лет! Тысячи туристов ежегодно приезжают на остров Крит, чтобы полюбоваться знаменитым местом.


Многие скульпторы и художники, современные, в том числе, создают свои бессмертные творения о подвиге Тесея, жившем в те времена, его возлюбленной Ариадне и, конечно же, чудовище Минотавре. Современным людям очень интересна история, поэтому данный миф будет существовать еще не одно тысячелетие.

Минотавру посвящают свои творения не только скульпторы, но и художники, рисующие его на своих полотнах. Тесея, Минотавра, Ариадну хорошо помнят; об этом подвиге написано многое.


На вазах, тематических сервизах рисуют их образы. Стоят такие вещи не дешево, так как они пользуются спросом. Человек, у кого в коллекции есть "частичка Древней Греции", может считать себя настоящим ценителей тех времен.

Древнегреческий миф о Минотавре является одной из наиболее узнаваемых древних сказок благодаря захватывающему сюжету и ярким образам главных героев: Минотавру, Тесею и Ариадне. Но у этого мифа есть не менее примечательная грань — древний религиозный культовый символизм. Ведь за образами героев мифа и героями других родственных мифов (о Зевсе и Европе, о Миносе и Пасифае) скрыты древние «взрослые» религиозные символы дописьменного Средиземноморья (Финикии, Крита и собственно Греции). И эта скрытая грань не менее, а может даже и более захватывающая, чем прямой смысл известного всем с детства мифа-сказки.

Теогония

Чтобы понять, почему эта грань оказалась тщательно скрыта, начать придётся с начала, то есть с Теогонии Гесиода, который описал происхождение богов около 8-го века до нашей эры. Составлял он свои гимны после культурного упадка так называемых Темных веков, которые стали следствием катастрофы бронзового века (бронзового коллапса). Другими словами, мы не можем быть уверены в том, что Гесиод описал богов в их целостном древнем образе, адекватно и без помех, вызванных столетиями Темных веков. Также мы не знаем культурно-религиозный «возраст» богов, которых описал Гесиод. Как глубоко они уходят в неписьменную бездну периода Эгейской цивилизации, а может даже времени Неолитической Греции?

Но, зная общие для Средиземноморья и Месопотамии древние религиозные символы, традиции соседней для Греции Финикии, а также те крупицы собственно критского искусства, которые дошли до нас, мы можем многие разглядеть. Итак, приступим.

Европа и Зевс

Начнём с бабушки Минотавра Европы. По данным гесиодовской «Теогонии», Европа была дочерью Океана, титана и сына Урана и Геи (Неба и Земли). Океан в древнегреческой мифологии является несколько аморфным божеством, как и в египетской мифологии похожий «бог» Нун (вода, водный) или Первозданный океан. Схожесть греческого Океана и египетского Нуна неудивительна. Люди, населявшие Грецию и Египет, всегда общались через общее море. А на пути их общения, кстати, всегда находился Крит.

Так видели мир греки (Геродот, около 450 г. до н.э.)

Итак, Уран и Гея (Небо и Земля) породили Океан, который породил Европу. Другими словами, Европа является стандартным женским божеством, которое происходит от одного из стреотеистических начал — женского начала Великой Матери, Матери-Материи, которую символизировала земля и вода — то есть является собственно материей, из которой духовное начало Отца-Творца (Неба), в данном случае Урана, творит весь мир. Европа, как и другие женские богини, является как бы ипостасью Великой Матери (Матери-Материи).

Океан и Нун поэтому и представляются аморфными божествами. Ведь воды, моря и океаны – это женские области, а не мужские. Поэтому Океан и Нун – это скорее «богословские» категории, нежели конкретные божества.

В гомеровской «Илиаде», которая была составлена около того же исторического времени, что и «Теогония», Европа числится дочерью Феникса (сына Агенора), основателя Финикии.

Таким образом мы получаем чёткую характеристику бабушки Минотавра. Она является олицетворением древнего хтонического женского начала и тесно связана с Финикией. Тогда, возможно, в лице Европы мы имеем дело с финикийской Астартой?

Примечательно, что древнегреческий писатель Лукиан Самосатский так и пишет:

В Финикии есть также и другое великое святилище, которым владеют сидоняне; как говорят местные жители, оно посвящено Астарте. Мне кажется, что Астарта - это та же Селена. Впрочем, один из финикийских жрецов мне рассказывал, что храм этот посвящен Европе, сестре Кадма и дочери царя. После исчезновения Европы финикияне выстроили ей храм; они рассказывают священное предание о том, как красота Европы возбудила в Зевсе любовь и как он, превратившись в быка, похитил ее и прибыл с нею на Крит. То же слышал я и от других финикиян. И на сидонских монетах постоянно встречается изображение Европы, сидящей на быке-Зевсе. Тем не менее сидоняне отрицают, что храм их посвящен Европе.

Здесь, правда, отцом Европы назван Агенор. Но это не меняет дела. Агенор – это царь финикийского Тира и отец Феникса, который по Гомеру является отцом Европы.

Итак, если Европа – это олицетворение Астарты, то где же её Баал (Ваал, финикийский бог, супруг Астарты)? А он у нас перед носом! Это Зевс в образе белого быка с золотыми рогами, который собственно Европу-Астарту и умыкнул с побережья финикийского Ханаана (древнее название Палестины) и отвез на своей спине по морю на Крит.

Дело в том, что Баал изображается именно в виде быка (часто золотого, Золотой Телец – это как раз Баал) или зооморфного существа: человека с головой быка. Даже сами слова Баал, Ваал, вол, bull, бык, судя по всему, являются родственными. С незапамятных времен у людей в древности одним из образов Бога-Творца был именно бык — крупное, сильное животное с большой половой потенцией.

Путешествие Европы из Финикии на Крит на спине быка по морю – излюбленный мотив художников. Но мало кто задумывается над тем, что этот же образ содержится на древней критской фреске «игры с быком».

Известно, что финикийские обряды служения Баалу и Астарте предполагали оргиастические ритуалы самого что ни на есть разнузданного характера. Подобным ритуалом Зевс в обличии быка-Баала и Европа-Астарта и занялись по прибытии на Крит. От этого «обряда» родились дети: Минос, Радамант и Сарпедон.

Зная особенности древних оргиастических ритуалов, можно предположить, что, если у героев этого мифа были реальные исторические прототипы, то в роли Астарты-Европы выступала девушка, реально привезенная из Финикии, а быком Зевсом-Баалом выступал жрец. С помощью ритуалов бог как бы «вселялся» в жреца, который взаимодействовал с партнершей уже в качестве божества.

Дети от такого союза могли приноситься в жертву, оставляться в качестве служителей святилища или «применялись» как-то по-другому. Возможно именно такие дети, вырастая, скитались в поисках приключений (что «нормальным» людям не свойственно) и становились прототипами героев, рожденных от богов (Геракл, Персей, Ахилл и т.д.). Ведь, в соответствии с представлениями греков, они действительно были рождены от богов (жрецов и жриц, в которых временно вселялись боги).

Также дети Европы и Зевса обнаружили свойство нетрадиционной половой ориентации, так как, согласно мифу, передрались из-за любви к Милету, такому же, как они, сыну бога, но уже Апполона. Нетрадиционная ориентация и извращения были характерны для служителей Астарты – мужчины в её святилищах играли роль женщин и занимались ритуальной проституцией. Дочь Милета, кстати, которая звалась Библида (созвучно одному из важнейших финикийских городов Библу), покончила с собой из-за несчастной любви к собственному брату-близнецу. Другими словами, эти «дети богов» были людьми явно ненормальными.

Европа-Астарта осталась жить на Крите и Зевс-Баал «пристроил» её к правителю острова Астерию в качестве жены. Не исключено, что жрецом, в которого вселялся Зевс был именно правитель, так как на Крите Зевса звали не иначе как Астерий (Зевс-Астерий). Согласно мифу, «своих» детей у Астерия не было, поэтому он передал правление островом по наследству сыновьям своей супруги Европы. Так Минос стал правителем Крита.

Пасифая и бык

Жена Миносу досталась тоже непростая – дочь бога Гелиоса (бог Солнца) и нимфы, дочери Океана. Звали жену Пасифая. По своему деду Океану, она была родственницей матери Миноса Европы. Пасифае, по всей видимости, не давали покоя лавры Европы-Астарты, и она решила буквально повторить её «подвиг», соединившись с жертвенным животным – белым быком. Для этого она обратилась к Дедалу (изобретателю крыльев для людей и отцу бедняги Икара), чтобы тот сделал ей деревянную корову, в которую она залезла, чтобы её покрыл белый бык.

То ли это описание реального частного случая или ритуальной практики, то ли эпизод с Пасифаей и быком был сочинён, чтобы обосновать бычью голову Минотавра, сына Пасифаи, так или иначе, согласно мифу, жена Миноса родила существо с головой быка-Баала и телом мальчика.

Подобный зооморфизм как внешняя сторона древних культовых ритуалов не является удивительным явлением. Ещё палеолитические изображения мужчин в пещерах-святилищах отличались явным зооморфизмом. Древние «иконописцы» либо изображали мужчин с головами животных, либо животных с головой и некоторыми другими частями тела людей. Также известны найденные археологами зооморфные палеолитические статуэтки.

По мифу, Минос устыдился такого потомства и спрятал сына своей супруги в некоем сложном архитектурном сооружении, которое заставил сделать того же Дедала. Сооружение назвали Лабиринтом по имени ритуального оружия (обоюдоострого топора), который именовался лабрисом.

Современное фэнтезийное изображение

Гефест рассекает лабрисом голову Зевсу, из которой рождается Афина

Сын Писифаи и быка почему-то питался людьми, хотя ни люди, ни быки не едят человечину. В лабиринт к Минотавру отправляли критских преступников, а также маленьких детей либо юношей и девушек, присылаемых из Афин.

Эта часть мифа может быть интерпретирована следующим образом. На Крите существовало некое культовое сооружение в честь Баала, где жрецами, которые одевали бычью голову или череп как маску, совершались человеческие жертвоприношения с помощью ритуальных лабрисов. Это сооружение называлось Лабиринтом, так как там хранились и использовались лабрисы, которые в военных целях не применялись, так как были крайне неудобны в бою и даже опасны для того, кто попытался бы орудовать этим оружием.

Подобное мифическому критскому лабиринту культовое сооружение-святилище было обнаружено археологами при исследовании руин финикийского Карфагена.

Тесей и Минотавр

Далее, согласно мифам, следует триллер, по ходу которого сын афинского правителя Тесей добровольно отправляется на Крит в числе афинской молодежи для жертвоприношения, убивает Минотавра и бежит с помощью дочери Миноса Ариадны, которая предаёт отца и брата (Минотавра). Тесей предаёт любовь Ариадны, вероломно бросив её на необитаемом острове в море. Ариадна насылает на него гнев богов, которые организуют смерть отца Тесея Эгея.

Этот триллер интерпретировать сложно. Возможно, это отголосок некоего события, которое положило конец традиции отправки афинских детей, юношей и девушек на Крит. Не исключено, что Афины действительно отправили делегацию на Крит во главе с сыном правителя, которого, возможно, и звали Тесеем, для соответствующих переговоров. Либо переговоры увенчались успехом и в знак союза критяне и Тесей вместе принесли в жертву Зевсу-Баалу быка, либо действительно имела место кровавая стычка в святилище, в результате которой были перебиты жрецы, а Тесею удалось успешно сбежать.

Гибель Европы

В любом случае мы ясно видим, что греки в своих мифах о Европе, Миносе, Пасифае и Минотавре сохранили отголоски явной связи своих ритуалов с порочными и кровавыми финикийскими культами Баала и Астарты. Не исключено, что в более поздних греческих мистериях осуществлялись подобные финикийским дикие оргиастические (может быть и кровавые) обряды, которые, возможно, стали одним из факторов нравственной деградации и в итоге гибели древнегреческой цивилизации.

Финикийская цивилизация погибла, греческая цивилизация погибла, но губительные культы и ритуалы остались жить и с одной стороны перекочевали в тайную область оккультизма и сатанизма, просуществовав до наших дней, с другой — через Возрождение и Просвещение проникли в культуру современной Западной цивилизации и раскрылись в том числе в виде феминизма, гендерного равенства, пропаганды извращений и других «прелестей». Возможно, возвращение европейцами (и американцами, бывшими европейцами) культов Баала и Астарты – это признак заката Запада, которому суждено погибнуть как цивилизациям древних финикийцев и древних греков.

Рождение и первые подвиги Тесея. Одним из самых известных греческих героев был Тесей, сын афинского царя Эгея. Во время путешествия Эгей некоторое время жил в небольшом городке Трезене. Там он женился на трезенской царевне, но не стал брать жену с собой в Афины, так как родственники Эгея хотели захватить власть и могли бы в ярости убить царевну. Перед уходом из Трезена Эгей спрятал свой меч и сандалии под огромным тяжелым камнем и сказал царевне: “Если у тебя родится сын и станет таким же сильным, как я, пусть поднимет этот камень, достанет меч и сандалии и придет ко мне в Афины”. Вскоре царевна родила сына и назвала его Тесеем. Когда Тесей подрос, мать открыла ему, кто его отец, и подвела к громадному камню. Тесей легко поднял этот камень, надел сандалии отца, прикрепил к поясу отцовский меч и отправился в Афины.

Ложе Прокруста. Дорога была очень опасной, потому что на ней хозяйничали разбойники. Самым страшным был Прокруст. Он объявлял путникам, что пропустит только того, кому впору придется его кровать. Высоких людей он клал на короткую кровать и обрубал им ноги, а малорослых — на длинную и вытягивал их. Никто не мог пройти в Афины мимо жестокого разбойника. Многих людей погубил он. Пришлось идти по этой дороге и Тесею. Злобно усмехаясь, вышел к нему навстречу Прокруст и, увидев, что юноша высок ростом, собрался положить его на короткую кровать. Но Тесей схватил Прокруста, заставил его лечь на собственную кровать и убил злодея. Дорога оказалась свободной, и вскоре Тесей пришел в Афины ко двору царя.

Тесей и его отец. Неспокойно было в то время в Афинах. Царь Эгей был уже стар. Многие хотели захватить царскую власть, зная, что у правителя нет наследника. Эгей подозрительно относился к незнакомым людям, боясь, что его могут убить. Поэтому он согласился на предложение волшебницы Медеи, которая жила в его дворце, отравить Тесея во время угощения.

Тесей не стал открывать свое имя, он хотел, чтобы отец сам узнал его. И вот, когда подали мясо, гость вытащил из ножен меч, чтобы разрезать еду. Эгей сразу узнал свой меч, отшвырнул чашу с ядом и обнял сына.

Голова быка

Тесей и Минотавр. Жители Афин были охвачены в то время большой печалью. Дело в том, что каждые девять лет они должны были посылать на остров Крит дань критскому царю Миносу — семь юношей и семь девушек. А Минос отдавал их на съедение Минотавру — чудовищу с туловищем человека и головой быка, жившему в страшном и запутанном Лабиринте.

Вскоре наступило время вновь посылать несчастных юношей и девушек на остров Крит. Тесей захотел отправиться вместе с ними. Он решил убить Минотавра. Эгей умолял сына остаться, но Тесей ответил: “Я не могу равнодушно смотреть, как увозят на гибель лучших людей. Я поеду вместе с ними, убью чудовище и освобожу Афины от этой жестокой дани”.

Обычно на плывшем на Крит корабле был черный парус в знак того, что у отправлявшихся к Миносу не было надежды на возвращение. Но в этот раз Тесей взял с собой белый парус и сказал отцу: “Если я останусь жив, корабль придет в Афины под белым парусом. Если нет — под черным”.

Ариадна помогает Тесею. Через некоторое время корабль был у берега Крита. Среди жителей, пришедших к морю посмотреть на прекрасных пленников, оказалась и дочь царя Миноса — Ариадна. Она видела, как с корабля сходят печальные юноши и девушки. Лишь один из них шел с поднятой головой, осматривая все вокруг — Тесей. Сердце Ариадны загорелось любовью к этому чужеземному юноше, и она решила спасти его от страшной пасти чудовища. Ночью она тайком пробралась к темнице, где были заперты пленники, и принесла Тесею кинжал. Этим кинжалом Тесей должен убить Минотавра. Но как он выберется потом из Лабиринта? Там такие запутанные ходы, что можно блуждать по ним бесконечно. Никто не знает, в какую сторону направиться, чтобы найти выход оттуда. И Ариадна придумала такую хитрость. Она дала Тесею клубок ниток, чтобы он привязал конец нити у входа в Лабиринт.


Битва Тесея с Минотавром.
Греческая амфора VI в. до н.э.

Тесей убивает Минотавра. Утром несчастных пленников повели в лабиринт. Первым шел по Лабиринту Тесей, и нить клубка отмечала его путь. Долго пробирался Тесей по запутанным коридорам, и вот впереди раздался страшный рев. Это Минотавр почувствовал приближение человека и бросился ему навстречу. Тесей спрятался за выступ стены и, когда Минотавр приблизился, он решительным и быстрым ударом убил чудовище. С помощью путеводной нити Тесей выбрался назад.

В то же утро корабль отправился в обратный путь. Радость переполняла сердца спасенных юношей и девушек. В честь благополучного исхода Тесей решил причалить к Делосу и принести благодарственную жертву богу Аполлону. Потом вместе со спутниками он исполнил радостный танец, двигаясь то в одну, то в другую сторону, то вперед, то назад, как бы воспроизводя запутанные ходы лабиринта. Танец понравился жителям Делоса, и они стали исполнять его на всех праздниках и торжествах.

Эгей бросается в море. На радостях Тесей забыл сменить паруса. А его старый отец день изо дня стоял на берегу, на высокой скале, и вглядывался в пустынную гладь моря. Наконец на горизонте показался корабль. Но не видно его парусов. До боли в глазах всматривается Эгей вдаль и с ужасом видит, что паруса остались черными. В отчаянии он бросается со скалы в море. И с тех пор оно называется Эгейским.

День возвращения Тесея стал и радостным, и печальным. Жители Афин ликовали, узнав о победе над чудовищем и спасении юношей и девушек, и плакали, услышав о гибели Эгея. Корабль же, на котором Тесей плавал на Крит, афиняне поставили на берегу как памятник.

Культура Древней Греции хранит в себе много захватывающих рассказов, уникальных историй и поучительных легенд. Правдивость и достоверность древней легенды об убийстве Минотавра не имеет конкретных письменных подтверждений. Однако сохранились развалины былого дворца чудовища, им больше 4 тысяч лет. Это место вызывает повышенный интерес у людей, желающих прикоснуться к таинственной истории освобождения, любви и горя.

Происхождение чудовища

Минотавр описывается его как монстр ростом больше 2 м. У него бычья голова и человеческое тело. Питался он человеческим мясом.

Миф о Минотавре повествует, о том, что его родители - не обыкновенные смертные. Мать Пасифая, дочь Гелиоса и царица острова Крит (её часто путают с Пасифеей, но та была Нереидой, а это разные персонажи), отец - бык (по некоторым преданиям им стал сам Посейдон). Пасифая была женой Миноса, сына Зевса и Европы, который боролся со своими братьями Радамантом и Сапедоном за престол. Минос попросил помощи у богов, обещая за это преподнести им щедрое жертвоприношение. Всё получилось, как и желал Минос, он подтвердил свои намерения и взошёл на царство.

Легенда гласит, что Посейдон послал царю для жертвы сильного быка, который вышел прямо из морских вод. Но сын Зевса не сдержал своё обещание. Бык оказался очень красивым, поэтому он решил провести Посейдона и подменил подаренное животное на обычное.

Однако обмануть богов было невозможно, поэтому Посейдону стало известно о хитрости Миноса. За это он решил наказать его. внушил Пасифае, жене Миноса, непреодолимое желание к быку. Для совокупления с быком была придумана специальная конструкция, похожая на корову. Изнутри она была пустой, поэтому девушка могла с лёгкостью разместиться в ней.

Пасифая соблазнила быка и спустя время родила необычного человека. Мальчика, назвали Астерием, что означает «звёздный». Изначально ребенок ничем не отличался от других. Но по мере роста его тело начало видоизменяться, превращая его в монстра.

Минос не осуждал жену, т. к. понимал, что во всём случившемся есть его вина. Но и видеть ребенка он не желал. И тут ему на помощь пришли Дедал и Икар. Он поставил перед ними задачу возвести сооружение, где можно было содержать чудовище с головой быка и телом человека. Они создали Кносский лабиринт.

Зная о кровожадности зверя, царь отправлял в Кросс приговорённых к смерти за какие-либо преступления. Но после того, как жители афин убили Андрогея, сына царя Критского, он в отместку потребовал плату у жителей столицы. Поэтому любое упоминание о быке, вызывало у жителей древних Афин чувство страха. Для удовлетворения потребностей животного, необходимо:

  1. Каждый 9 лет платить дань.
  2. Выбирать 7 девушек и 7 юношей и отправлять в лабиринт. Их происхождение не играло никакой роли.

История Тесея

Тесей - тот самый герой, кто убил Минотавра. Он - одна из 14 жертв, которые были присланы как дань чудовищу. Он родился и жил в царских палатах. Молодой герой происходил из рода Эгея, который правил в Афинах. Его маму звали Эрфа, она была царевной Тезеры.

Эгей не занимался воспитанием Тесея, он постоянно был далеко от семьи. Долгое время юноша жил с матерью, на её родине. Прежде чем расстаться со своей семьёй и уехать в Афины, Эгей спрятал меч и сандалии - это был своего рода подарок Тесею. Желая повидаться с родителем, шестнадцатилетний юноша покидает свою обитель (Тезерские земли) и отправляется в Афины. По пути он совершает разные подвиги.

Победа над Минотавром

Тесею предстояло посетить жилище Минотавра, поэтому он был решительно настроен завершить чудовищную вереницу человеческих жертвоприношений, чтобы люди, жившие в постоянном опасении за своих детей, смогли вздохнуть свободно.

Успеху операции способствовал один факт. Минос родил ещё детей, и у него появилась дочь Ариадна. Увидев молодого человека, девушка влюбилась, чувство оказалось обоюдным, поэтому у них завязались крепкие отношения. Она знала, что в лабиринте сына афинского царя ждёт опасность, поэтому подарила любимому волшебную нить. Она помогала любому путнику найти правильный выход. Зная об этом, Ариадна отдала её Тесею, чтобы он смог ориентироваться, находясь внутри лабиринта.

Тесей, выполнил все так, как его учила девушка. Он взял конец нити и привязал её к двери, а для указания пути пустил клубок на пол, последовал за ним и дошёл до логова зверя. Войдя в него, он нашёл спящего монстра. Существует 3 версии того, как юноша победил Минотавра.

  1. Задушил голыми руками.
  2. Убил зверя одним ударом кулака.
  3. Зарубил мечом, который был оставлен ему отцом.

Узнав весть о том, что сын Эгея убил Минотавра и вышел из места заточения зверя, люди возликовали. Победитель понимал, что он просто не сможет больше существовать без прекрасной возлюбленной Ариадны. Поэтому, уезжая с острова, он похитил девушку.

В пути девушка погибает в морской пучине. Люди допускали, что это дело рук Посейдона, который таким способом решил отомстить Тесею за убийство Минотавра. Сын Эгея был настолько опечален известием о смерти девушки, что забыл сменить флаг из чёрного на белый. В знак удачного завершения дела.

Как только царь Эгей увидел чёрный знак, то сделал вывод, что сын проиграл схватку с монстром и погиб. Поэтому он, не дожидаясь никого, бросился в морские глубины и утонул. В память об этом, море получило название Эгейское.

После того как юноша расправился с чудовищем, нога человека не ступала на территорию лабиринта. Люди помнили весь ужас и страх, вызванный Минотавром.

Рационалистические версии мифа

Автор Содержание
Филохор и Евсевий Древние истории описывали немного иную версию появления критского Минотавра. В своих трудах они указывали, что рождение человека с бычьей головой было аллегорией. По их данным, Минотавр был обычным человеком, которого изначально звали Тавр.

Его родина - остров Крит, где он служил при царе Миносе. Тавр славился особой жестокостью. Афины, находились под властью островитян, поэтому должны были оплачивать дань не только золотом, но и людьми. Царь Минос принял решение проводить состязание, где Тавр должен был сражаться с сильнейшими афинскими юношами. Миф гласит, что среди юношей появился и Тесей, который смог одолеть Тавра. В честь этого жители афин были освобождены от уплаты налогов.

Плутарх Автор указывал на то, что лабиринт Дедала, который назывался Кносским, был среднестатистической тюрьмой. Ежегодно критский царь проводил состязания в честь своего погибшего сына Андрогея. Победитель получал в собственное владение афинских рабов. Но до этого их держали в стенах лабиринта. Согласно мифам, Тавр был первым, кто победил в соревнованиях. Но он был известен как жестокий и грубый хозяин. Чтобы уберечь своих людей, Тесей вышел на поединок с ним.
Демон Согласно этой , Тавр - это известный критский полководец, служивший царю Миносу. Он со своими воинами вступил в бой с флотом Тесея, но потерпел поражение. В этом бою он погиб от рук сына Эгея.

Современные историки полагают, что легенда о Минотавре несёт в себе метафору о столкновении и борьбе жителей материка с «народами моря», которые почитали быков.

Образ Минотавра в других произведениях

Авторы литературных произведений часто берут за основу . Она богата на колоритные и самобытные персонажи. Минотавр - один из таковых. В литературе образ зверя, который выглядит как человек с головой быка, можно встретить в произведениях:

  • «Дом Астерия».
  • «Лабиринт Минотавра».
  • «Божественная комедия».
  • «Шлем ужаса. Креатифф о Тесее и Минотавре».