Сергей цискаридзе. Николай Цискаридзе: «Ввел в Академии строжайшую дисциплину. Как работать звездой

НИКОЛАЙ ЦИСКАРИДЗЕ

Биография

Был поздним ребёнком — маме Николая на момент его рождения шёл уже 43-й год. Среди близких родственников Николая к искусству на профессиональном уровне отношения никто не имел, кроме бабушки по отцовской линии, француженки по происхождению, некоторое время до замужества она была актрисой . Мама, преподаватель физики, была большим любителем искусства, посещала концерты как в Тбилиси, так и в Ленинграде и Москве, и часто водила на них маленького Николая. В раннем детстве влияние на литературные вкусы будущего маэстро оказала няня, благодаря её чтению 6-летний Ника познакомился с произведениями Шекспира и Толстого . Впечатлённый просмотром фильма «Ромео и Джульетта» Ф. Дзеффирелли , Николай тянулся к сценическим выступлениям везде, где это было возможно — очень любил декламировать стихи, петь, разыгрывать небольшие сценки перед близкими, соседями

В 1984 году поступил в Тбилисское хореографическое училище , с 1987 года продолжил обучение в Московском академическом хореографическом училище по классу профессора Петра Пестова . В сценической практике училища исполнял pas de deux из балета « Фестиваль цветов в Дженцано » А. Бурнонвиля и «Большое классическое па» В. Гзовского .

По окончании Московской академии хореографии в 1992 году благодаря Ю. Н. Григоровичу был принят в труппу Большого театра , где сначала танцевал в кордебалете , затем начал исполнять сольные партии (Французская кукла в « Щелкунчике » и Конферансье в «Золотом веке» Ю. Григоровича, Юноша в « Шопениане », Голубая птица в «Спящей красавице» ). Вскоре в репертуар танцовщика входят ведущие партии в таких спектаклях, как « Лебединое озеро », «Щелкунчик», «Спящая красавица», « Раймонда », « Баядерка », « Сильфида », « Жизель », «Любовью за любовь», «Паганини», « Симфония до мажор ». Стал первым исполнителем партии Германна в балете Ролана Пети « Пиковая дама », созданном специально для Большого театра.

В 1996 году получил диплом о высшем образовании, закончив .

«Цискаридзе обладает уникальными природными данными, благодаря которым он смог достичь высот танцевального искусства. У него высокий рост, стройная фигура, привлекательная внешность, он по натуре пластичен и музыкален. Но всё это только предпосылки для создания подлинного искусства. Чтобы они претворились в художественный результат, необходимо пройти школу классического танца, которой Цискаридзе овладел в самой высокой степени. Его танец технически безупречен, отличается чистотой линий и совершенством классической школы с её эстетикой красоты и радостных лёгких, полётных движений. Но и этого мало для создания высокого искусства. Необходимо ещё духовное наполнение каждой роли, познание её смысла, её человеческого и образного значения, соединение танцевального и актёрского мастерства. Тогда танец делается эмоциональным, увлекательным, заражающим зрителя своим внутренним содержанием. Одухотворенность танца также присуща индивидуальности Цискаридзе. Танцу Цискаридзе не свойственны мускулистая мужественность и напористая энергия некоторых премьеров предшествующего поколения. Но в нём нет и разнеженной вялости, встречающейся иногда у танцовщиков лирического плана. Его отличают сила, но без всякого «нажима», лирика, но без сентиментальности, эмоциональность, но без наигранности. Цискаридзе танцует с большим чувством, но без излишней аффектации. В его танце есть та мера внутренней напряжённости и внешней сдержанности, которая и создаёт величавую красоту пластики.


Свои первые партии в театре готовил с Н. Р. Симачёвым , при подготовке номера К. Я. Голейзовского «Нарцисс» своими советами молодому танцовщику помогала Г. С. Уланова , репетировавшая этот номер с его первым исполнителем — Владимиром Васильевым . В дальнейшем готовил свои партии с Н. Б. Фадеечевым , занимался в женском классе М. Т. Семёновой .

Был участником первых трёх программ танцевального проекта «Короли танца» (Kings of the Dance , 2006—2009). В рамках этого проекта для него поставили номера Ролан Пети («Кармен. Соло») и Борис Эйфман («Падший ангел»).

Участвовал в телевизионном шоу « Танцы со звёздами » на телеканале « Россия » в качестве постоянного члена жюри танцевального конкурса. Является постоянным ведущим программы «Шедевры мирового музыкального театра» на телеканале «Культура» .

Занимался педагогической деятельностью в МГАХ и в Большом театре , где вёл хореографический класс. В 2012 году поступил в магистратуру Московской государственной юридической академии .

28 октября 2013 года назначен исполняющим обязанности ректора Академии русского балета им. А.Я.Вагановой в Санкт-Петербурге . 4 ноября 2013 года профессорско-преподавательский состав Академии, а также артисты балета Мариинского театра обратились в Минкультуры РФ с письмом, в котором они требуют пересмотреть решение о назначении Цискаридзе на должность ректора и народной артистки России

Балетный обозреватель ИД «Коммерсант» Татьяна Кузнецова рассказала Юлии Таратуте о том, как Николай Цискаридзе оказался на должности ректора Академии русского балета имени Вагановой.

Таратута: Надо сказать, что сейчас балет - это высокая политика. Скандал вокруг Академии имени Вагановой, руководителем будто бы назначен Николай Цискаридзе, коллектив против, он выступает, идет на уступки или не идет. Что, по-вашему, произошло? Почему Цискаридзе, который оказался безработным, оказался именно в этой академии?

Кузнецова: Николай Цискаридзе, оказавшись безработным, довольно ясно очертил круг должностей, которые его интересуют. Интересовал его Мариинский театр, Большой театр и Вагановская академия, почему не московская, мне неизвестно. Большой театр довольно решительно отказался от такой чести. Предпринятый в сентябре рывок, марш-бросок на Большой театр напоролся на достаточно стойкое сопротивление гендиректора Урина. Марш-бросок проходил под предлогом прощального бенефиса Николая Цискаридзе с публикой. Цискаридзе встретился с Мединским, они обсудили эту тему, после чего Мединский позвонил Урину, встретил у Урина, который очень умный руководитель, полное взаимопонимание, после чего Урин три раза встречался с Николаем Цискаридзе - обсуждали тему бенефисов.

Таратута: Речь идет о том, что претензии на Большой театр у Цискаридзе ограничивались выступлениями или все-таки он хотел реванша должностного?

Кузнецова: Если они ограничивались только выступлениями, этот альянс Урин и Цискаридзе состоялся бы, поскольку Урин предложил не один бенефис, а три - два спектакля «Щелкунчика», один спектакль «Жизели», сколько угодно репетировать, любые партнерши, любые залы.

Таратута: В качестве отступного.

Кузнецова: Он считал, что такой артист популярный, как Цискаридзе, имеет права попрощаться со своими зрителями. Николай Цискаридзе на эти предложения точного ответа не дал. В свою очередь он выдвинул, мне это известно из достаточно достоверных источников, предложение, чтобы его зачислили на срочный трудовой договор как раз такой, который истек 30 июня.

Таратута: То есть буквальный реванш.

Кузнецова: Это пока не худрук Большого театра, не гендиректор Большого театра, на что он претендовал ранее, а пока срочный трудовой договор с Большим театром. Эту позицию Владимир Урин удержал. Он сказал, что срочный трудовой договор при теперешнем моральном состоянии коллектива был бы несвоевременным. Таким образом, Большой театр…

Таратута: Отказался от услуг Николая Цискаридзе.

Кузнецова: И сам Николай Цискаридзе в октябре-месяце довольно раздосадованный, судя по этой реплике, сказал в кругу студентов Юридической академии, где он числится студентом, что танцевать он имеет возможность, но не хочет, танцевать нужно тогда, когда этого хочешь. Так что можно считать из полученного сообщения, что танцевать Николаю Цискаридзе больше не хочется.

Таратута: Давайте перейдем ко второму пункту.

Кузнецова: Остались Мариинский театр и Академия имени Вагановой. Валерий Гергиев не очень всегда хочет, чтобы во главе Мариинского театра стояла достаточно сильная, харизматичная личность. Достаточно упомянуть Махарбека Вазиева, который руководил Мариинским театром почти 15 лет и привел балетную труппу к таким достижениям, как реставрация «Спящей красавицы», как балета «Форсайт» и так далее, он держал на должности заведующего труппы. И теперешний руководитель Мариинки - всего-навсего исполняющий обязанности руководителя труппы.

Таратута: Практически ясно, что допустить в балетные худруки Николая Цискаридзе Гергиев не мог, невозможно себе это просто представить.

Кузнецова: Видимо, он не рассматривал такую возможность. Осталось Вагановское училище. При этом надо сказать, что в том же сентябре Валерий Гергиев написал письмо Владимиру Путину, копия его имеется во многих редакциях, в нашей тоже, с предложением в целях улучшения балетного и музыкального образования укрупнить профильное заведение, в частности в Петербурге. А именно - слить воедино Мариинский театр, академию Вагановой, Консерваторию санкт-петербургскую и Институт истории и искусств российский. Распоряжение Путина и Министерства культуры состояло в том, чтобы проанализировать это предложение.

Министерство культуры проанализировало, заручившись поддержкой Минфина и Минэкономразвития, вынесло вердикт, что в таком виде это предложение выглядит несвоевременным и нецелесообразным. Попутно это письмо получило огласку, все театральные деятели выступили против, не только представители заинтересованных четырех организаций, но и Калягин от имени Союза театральных деятелей, многие музыканты. Эта идея объединения четырех институций повисла в воздухе. То, что Минкультуры отказало, не значит, что аппаратный ход это предложение уже застопорил.

Советник резидента по культуре Владимир Толстой собрал собрание видных деятелей музыкального и балетного искусства в сфере образования. На Старой площади состоялось заседание, на котором присутствовали Вера Дорофеева впоследствии уволенная, Башмет, Валерий Гергиев. На этом заседании Валерий Гергиев обвинил училище - в смысле академию в том, что подготовка учеников не соответствует его ожиданиям. Это обвинение встретило довольно решительный отпор, и подтвердить это обвинение совершенно нечем. Поскольку все выпускники Вагановской академии устраиваются, и практически все современные примы балерины очень многих европейских театров - это Вагановская академия. Это и Вена, это и Мюнхен, это и Большой театр, не говоря о самой Мариинке. Таким образом, говорить о том, что качество образования снижается, как-то голословно.

Вера Дорофеева на этом заседании прямо обвинила Валерия Гергиева в том, что он заинтересован в захвате площадей академии. Откуда это обвинение? Объясняю: в Мариинке-2, в этом свежепостроенном прекрасном здании оказалось, что всего один балетный репетиционный зал, а ведь Мариинку-2 построили для того, чтобы поставить на реконструкцию историческое здание. Когда оно закроется на реконструкцию, где работать труппе, которая опять-таки по требованию Валерия Гергиева была расширена для того, чтобы быть занятой сразу на двух площадках одновременно. Мы не говорим о том, что тот переход, о котором так много говорили, между двумя театрами, благодаря которому артисты могли, не выходя на улицу, бегать от спектакля к спектаклю, оказался перекрыт. Потому что по проекту он упирался в несущую стену здания исторического, поэтому перехода нет, и артисты бегают из одного здания в другое прямо по улице. Летом это ничего, но зимой, конечно, гораздо труднее. Но, оставив один зал на почти трехсотчеловечную труппу, это значит, оставить балетную труппу просто без репетиций. Конечно, в таких обстоятельствах новые репетиционные залы, где бы они ни были, нужны, как вода в пустыне.

Таратута: Верно ли я понимаю, что ситуация такова: Валерий Гергиев, которому не нужен был Николай Цискаридзе во главе балетной труппы, но нужны были репетиционные залы Академии имени Вагановой, устроил совершенно блестящую операцию, понимая, что у Николая Цискаридзе есть влиятельные кураторы, мы называли сегодня Сергея Чемезова и его супругу Катерину, с которой дружит Николай Цискаридзе, операция была такая, лицом ее стал Владимир Мединский. Цискаридзе приходит в Вагановскую академию…

Кузнецова: Что удовлетворяет всех. Цискаридзе получает то, что он хотел Гергиев, возможно, получает залы. Уже после этого назначения во всех интервью Николай Цискаридзе очень аккуратно обходит тему независимости. В момент назначения на пресс-конференции Вера Дорофеева прямо сказала при Мединском и Цискаридзе: «Мое увольнение, мой уход - она написала заявление об уходе - это плата за независимость академии».

Таратута: Это важная история. Это плата за независимость академии? Условно говоря, маэстро получает репетиционные залы или все-таки речь идет об объединении?

Кузнецова: Независимость имелась в виду полная автономия школы. Эти залы нужны самой академии, потому что в отличие от исторических времен, на которые все любят очень ссылаться, количество учеников невероятно увеличилось. Кроме того, когда школа стала академией, прибавились еще академические курсы педагогов, балетмейстеров. Залы нужны самой школе. Независимость имелась в виду, что артисты не будут репетировать в стенах академии.

Таратута: Меня просто интересует, это первый шаг по поглощению, по рейдерскому захвату? Да простят меня деятели искусства.

Кузнецова: Как сказать…

Таратута: Или речь идет о том, что нужны залы, и Мариинка их получит?

Кузнецова: В своих интервью уже после назначения Николай Цискаридзе говорит, что оба заведения государственные, и если сверху прикажут, как он может противодействовать. И поясняет, что исторически артисты занимались в школе, что тоже правда. Но, как я уже говорила, было гораздо меньше школьников и гораздо меньше артистов. Я еще я хочу сказать, что вся эта история не зависит от теперешних протестов, потому что 1 ноября в интервью газете «Известия» советник президента по культуре Владимир Толстой открытым текстом сказал, что идею объединения четырех организаций будет решать Владимир Путин во второй половине ноября. Вот если он решит, что они объединяются, то уже ни о какой самостоятельности школы речи быть не может. Поскольку они будут объединены под одним руководством, и понятно чьим.

Таратута: Я вас как раз хотела спросить, не может ли так случиться, что маэстро Гергиев, который так рассчитывает на лояльность Цискаридзе, которому он, очевидно, помог устроиться на это место…

Кузнецова: Я думаю, что он помог, я думаю, что это параллельно шло.

Таратута: На самом деле, это закавыченная история, это мы очень условно рассказываем сюжет. Я говорю о том, что он будет также дружески настроен.

Кузнецова: Я думаю, что Николай Цискаридзе будет вести себя достаточно лояльно на этом посту, он же получил, что хотел. Кроме того, я убеждена, что Николаю Цискаридзе власти города будут помогать, например, училище может получить какие-то дополнительные… Вот уже глава города сказал, что рассмотрит вопрос об общежитии для иногородних педагогов, которые учатся, ну студенты-педагоги, которые учатся в училище. Помогут увеличить бюджет, как-то помочь еще, но не в этом дело. Вопрос в том, что все начиналось с объединения. Эту идею завернули на уровне Минкульта, Минфина, Минэкономразвития. И сам Гергиев, дав огромное интервью РИА «Новости» не так давно, уже как-то отступился от этой идеи, по крайней мере, для публики, поскольку она не популярна. Он сказал, что это переврал министр культуры, что письма вроде бы не существовало, что речь шла только об улучшении балетного образования и сближении театра и школы. После чего это письмо тут же оказалось в редакциях всех газет.

Но самое интересное - зачем тогда Путину, если на всех уровнях эту идею заблокировали, ну не Путину, а советнику его по культуре, говорить о том, что будет решать Путин. Означает ли это, что он просто проштампует это решение нижестоящих органов? Едва ли. Если Путин берет на себя третейское судейство, значит, он, вероятно, собирается вынести решение, которое противоречит тем нижестоящим организациям. То есть, возможно, он выскажется за объединение.

Самые интересные люди - это сильные люди. Те, которые идут вперёд несмотря ни на какие препятствия и интриги, те, которые постоянно работают над собой, оттачивая мастерство. И вот таким интереснейшим человеком является Николай Цискаридзе , который на встрече в Центральном Доме Журналиста в проекте "Один на один" известного телеведущего Владимира Глазунова рассказал о себе, о некоторых тайнах закулисья, о журналистах, о многом.

01.


Николай Цискаридзе " "Я пообещал своему педагогу Петру Антоновичу Пестову, это было 5 июня 1992 года, мне вручали диплом, и я ему пообещал, что я протанцую 21 год. И вдруг я спустя ровно 21 год, подхожу к расписанию и вижу, что мне поставили спектакль, и он получался последним по контракту. Я увидел, что стоит 5 июня. Я обрадовался,потому что я знал, что всё. Я это никогда нигде сильно не афишировал. И я, когда станцевал спектакль, то гримёру сказал: "Я всё!". Она мне не поверила. Но я своё обещание сдержал и больше в том амплуа, в котором обычно выходил веселить публику, этого не делаю".

02. Николай Цискаридзе и Владимир Глазунов

"Дедушка с кем-то разговаривал. Но мама была такая женщина активная, большая и всем руководила. И когда приходил дедушка, она становилась очень мягкой и незаметной. Меня это в детстве поражало, потому что с ней разговаривать было нельзя. Обычно, когда я себя плохо вёл, она говорила: "Ника, нам надо поговорить". Я выходил в ванную и должен был сидеть ждать её. Она могла зайти сразу, могла зайти через час. Всё равно я должен был тихо там ждать. Разговор мог плохо закончиться для меня. И как-то она разговаривала, а дедушка, он был очень высокий мужчина, и она прервала его и сказала: "Папочка, мне кажется..." Он не поворачивая головы сказал: "Ламара, а вообще, кто тебя спрашивал твоё мнение. Место женщины на кухне". И мама так раз и исчезла. Я подумал: "Как хорошо!" И со временем, когда я уже стал зарабатывать деньги, я маме сказал: "Дорогая, сейчас вот всё поменялось

03.

"Надо было поступать в хореографическое училище, а документы были у мамы. Представляете, как тяжело было их получить. Она не считала это профессией. Как, на сцене в колготках. Мама не понимала этого. Она любила ходить в балет, она любила ходить в театр, но как профессию для своего ребёнка она, конечно, это не воспринимала".

04.

"Няня у меня была простая украинская женщина. У неё не было высшего образования. Она великолепно говорила на русском языке, но, когда мы оставались вдвоём,она говорила на суржике. Всё это было с матерком. В общем она так мыслила. И, естественно, так же разговаривал я. Я говорил на русском, но с сильным украинским акцентом и иногда переходил просто на украинский. Она великолепно готовила. Для меня самое вкусное, всё то,что из украинской кухни, всё что было сделано няней".

05.

О Сталине : "Он писал хорошие стихи. Иосиф Виссарионович Сталин был вундеркиндом. Его стали печатать, когда ему было 15 лет. Илья Чавчавадзе искал молодых поэтов. Он выбрал Иосифа Джугашвили, который был в тот момент студентом Горийской семинарии. И благодаря этому гранту его перевели в Тифлисскую семинарию. В Тифлисской семинарии могли учиться только дети священнослужителей и княжеских родов. Там не учились дети простолюдинов. Для Сталина сделали исключение, потому что это был выдающийся ребёнок. И его стихи мы учили в школе в детстве. Там Иосифа Джугашвили по сей день изучают в школе, потому что он был признан до того, как стал вождём".

Николай Цискаридзе читает стихотворение Сталина

"Я стал сразу очень почитаемым учеником так. Пестов поставил арию из "Дона Карлоса" и сказал: "Мне сейчас важно, чтобы вы не сказали что это. Понятно, что вы это не знаете. Но хотя бы вы определили национальность композитора. Это немецкая опера или это итальянская опера. Какой период это? 19-й век или 18-й век?" Закончилась ария. Он говорит: "Ну кто скажет?" А у него были любимчики. А я новичок был в классе. Все какую-то ересь несут. И когда я понял, что уже никто не ответит, я так тихо ручку поднимаю. Он говорит: Ну что, Цыцадрыца ты можешь сказать?" Я ему говорю: "Верди. "Дон Карлос". Ария принцессы" И он падает просто и говорит: "Садись, Цыцадрыца. Пять!". И с этого момента я был любимым учеником, потому что я знал оперу". А вообще я был Цесарочка, Цаплечка, всё что на Ц".

06.

О Большом театре : "Очень сложно многим было пережить то, что дама в солидном возрасте выбирает мальчика и начинает с ним работать. И на самом деле, последние два-три года у Улановой были плохие отношения в Большом театре. Её выживали очень серьёзно. Все балерины с которыми я танцевал, были ученицами Улановой. Здесь надо оговориться. Большой театр прекрасный, я его обожаю. Но место это сложное. Это на чумном кладбище всё стоит. Там много подводных течений. Галину Сергеевну выживали. И выживали очень жестоко. Ей не давали работать. Она всё время приходила, просила учениц новых. и тут получилось так, что один мой педагог скончался, а другой попал в больницу. Мне было не с кем репетировать. И мы с ней заговорили просто в коридоре. Я говорю, что так-то и так-то. Она мне сказала: "Коля, а давайте я вам помогу". Представляете, открылась дверь и вам господь Бог говорит: "Давай я помогу тебе". Я говорю: "Давайте". Я стал брать репетиции. Но чтобы нам нагадить, нам давали репетиции в самое неудобное для Улановой время. Дама она была авторитарная и много лет привыкшая жить в определённых условиях. Репетиции, в основном, у неё были в двенадцать. А ставили ей репетиции в четыре-пять дня. Это было для неё ненормально. И нам так всё время делали. И она приезжала. И многие не могли смириться. Ну как это? Опять ему повезло. Мало того, что ноги такие выросли, ещё и Уланова приезжает. Я работал с ней всего два сезона".

07.

"Сейчас, когда я переступаю порог Большого театра я не испытываю никаких ощущений. Для меня было прощание с театром, когда его сносили в 2005 году. Сейчас это не имеет никакого отношения к Большому театру. Ты танцуешь,но ничего не узнаёшь. Ни запаха, ни ауры. К сожалению. Это очень грустно говорить, но это факт. И, я думаю,что это скажут все старые артисты".

08.

"Стать министром культуры можно, а вот что делать с этой должностью, кто мне объяснит? Это сложнейшая должность. Я на месте ректора-то гибну".

09.

О передаче "Большой балет" и телеканале "Культура" "Я не смотрю передачу "Большой Балет" на телеканале "Культура". Я отказался в этом участвовать. Я сразу сказал, или я буду ведущим этой программы или я не буду ни в какой роли. Мне сказали, что видеть ведущим они не хотят. А давать оценку я не могу, потому что я скажу правду. Я до программы знал, кто выиграет. Потому что у них подписано всё. Я сказал такую вещь, мне не стыдно за это. Есть такая программа "Танцы со звёздами". Это шоу. Это идёт на канале, который не посвящён конкретно культуре. А это канал "Культура". И это разговор о моей профессии, которой я отдал жизнь. Пусть каждый считает как угодно, как я в этой профессии отслужил, но я служил честно. И говорить какой-то Пупкиной, которая является фаворитом того-то, который проплатил уже ей первое место, что деточка ты так небесно хороша, как ты станцевала, я сразу увидел в тебе ленинградскую спину. Я не хочу этого и никогда не произнесу. Я первое, что произнесу, что деточка, тебе заходить в этот зал должно быть стыдно. Ты не должна выходить в пачке на сцену, у тебя кривые ноги. Я это скажу. После этого все скажут, что я сволочь, гадина и ненавижу молодёжь. Поэтому я от этого сознательно отказался. Когда делалась первая передача, должны были сниматься Анжелина и Денис, они должны были представлять Большой театр. Но, потому что была фаворитка определённого человека, их выкинули. Я такие вещи не понимаю. Мне это очень неприятно, потому что телеканал "Культура" не должен делать шоу. Он должен отвечать за тех, кого показывает. Но в шоу я участвую с удовольствием. Там я сыграю, что хотите".

10.

О журналистах : "Господа, когда я читаю статьи, я про себя узнаю столько нового. Я поражаюсь очень часто бестактности людей, которые представляют эту профессию, потому что они перевирают факты регулярно. Но когда они свои ошибки приписывают тому, о ком они пишут, то это тоже очень неприятно. Многие видели фильм "Большой Вавилон". Меня очень долго уговаривали сняться в этом фильме. Я поставил условие, что пока я не отсмотрю свой материал, я не позволю себя вставлять. Я поставил это условие после того, как ко мне обратилось несколько людей, которые имеют отношение к политической элите нашей страны. Этот фильм был политическим с самого начала. Сейчас авторы этого фильма дают интервью и рассказывают, что якобы это не политическая история. Вот я хочу, чтобы все не верили в это. Потому, что если ко мне обращались люди, имеющие отношение к политике, значит задействована в этом деле была политика. Я поставил условие, что говорить о Большом театре я буду как о явлении, а ни о каких скандалах говорить не хочу. Я закончил всю эту дребедень, мне не хочется об этом вспоминать. Всё равно там были вставлены фразы, они были так порезаны, что это становилось с политической окраской всё время. И я запретил им это использовать. Они всё равно меня вставили, надёргав из разных других интервью. Это на их совести. Но сейчас авторы, которые дают интервью, что было то-то и то-то. Это настолько неправда, это настолько всё неприятно по одной простой причине: потому что, когда сам автор рассказывает в начале в интервью, что фильм без политики, что он сделан о людях театра. А там сидят какие-то обрюзгшие толстые люди, которых не знает никто, которые не служат в театре ни артистами, ни певцами, ни работниками хора, ни работниками художественно-постановочной части и дают комментарии к происходящему в театре и тут же он рассказывает, что они сняли интервью с Григоровичем и оно у них не вошло. Понимаете? На этого обрюзгшего человека у них место нашлось в полуторачасовом фильме, а на интервью Григоровича, даже на тридцать секунд, у них места не нашлось. Когда он тут же рассказывает, что было снято интервью с женщиной, которая 52 года работает в художественно-постановочной части и тоже не поместилось. Тогда о каких людях идёт речь? Поэтому мне настолько неприятна вся эта грязь, мне неприятно, как это преподнесено потому, что на самом деле в последнее время мой родной дом захлестнула гадость какая-то несусветная и чернуха. Но она не имеет отношение к тому, чему служил я и чему служили мои педагоги и мои старшие коллеги. Мы служили в другом Большом театре. Мы принадлежали к другой культуре. Мы по другому строили свою жизнь".

11.

Вопрос от прекрасной atlanta_s - балерины Большого театра озвучил я, так как у неё в это время шёл спектакль и она не смогла приехать на встречу: "Николай Максимович, вы закончили московское хореографическое училище - московскую школу. Сейчас является ректором питерской школы. Всегда считалось что московская и питерская школа различны, даже, можно сказать являются антагонистами. Приверженцем какой школы вы считаете себя в настоящий момент?"

12.

Николай Цискаридзе" : "Хорошей! Все мои педагоги, которые меня учили, они все ленинградцы. С 1934 года вся страна училась по одной книге Вагановой: "Основы классического танца. Программа, по которой мы учимся по сей день. Разницы нет. Есть разница в моменте подачи".

Ответ Николая Цискаридзе о разнице между питерской и московской школах балета.

"У артиста балета должно быть сознание киллера, потому что спектакль приводит в ажиотаж. Как бы ты не был подготовлен, у тебя организм в адреналине. Если ты не умеешь с ним справляться,то ты не сделаешь всё, что нужно. Поэтому если ты не хладнокровно подходишь к фуэте, ты просто упадёшь мордой в пол. Потому что ты уставший, ты задохнувшийся. Надо крутить всё на одном месте. Сознание должно быть трезвое".

13.

О путче 1991 года "В 1991 году во время путча мы были в США. Нам сразу предложили американское гражданство. Сутки мы сидели запертые в отеле. Мы просыпаемся, а отель окружён корреспондентами. Просто легион стоял корреспондентов, которые все пытались проникнуть в отель что-то у нас выведать. А мы даже не знаем, что там произошло. Если Головкина узнала, ей сообщили, что в России переворот, то нам никто даже не сообщил. Мы не знали английского языка. Мы включаем телевизор, там показывают Кремль. Что там в Кремле делается? Откуда мы знаем? Это был ужасный день. Нас не выпускали никуда. Нам хотелось в бассейн, хотелось погулять, но сидели в здании. Потом нас всех посадили в автобус, увезли в Денвер, из Денвера тут же в Нью-Йорк, из Нью-Йорка в самолёт. И мы зашли в самолёт, а тогда летал "Panam". Самолёт был огромный. Нас было около пятидесяти человек и больше никого. Весь самолёт был пустой. И стюардессы понимая, что они нас везут в тюрьму, нас кормили. Они нам всем выдали по пакетику, там кока-кола, чипсы. И они нас чуть ли не целовали. Мол что это конец, что всё, в тюрьму. Мы приземлились, стояли танки рядом с полосой. Мы выходим, в Шереметьево никого. Танки и никого. И стоит только дядя Гена Хазанов, потому что Алиса моя одноклассница была и он встречал дочку. Чемоданы нам выдали в секунду. Мы в автобус и едем. Никого на Ленинградке. Город тихий. Нас привезли на Фрунзенскую в этом автобусе. Перед нами ехала милицейская машина. Мы когда уже увидели родителей на Фрунзенской, мы тогда узнали, что произошло".

14. Владимир Глазунов читает стихотворение Киплинга "Если" в переводе С.Маршака

10 сентября 2012, 21:07

Не новое, но очень интересное интервью Николая Цискаридзе Владимиру Познеру. На мой взгляд, один из лучших выпусков этой передачи. Так как полностью интервью не поместилось, я немного "подрезала" его. ______________________________________________________________________________ Где-то я вычитал, что у вас нет автомобиля. Нет, у меня есть автомобиль, но я не умею водить – меня возит водитель. А то хотел спросить, вы приехали на метро? Я пользуюсь муниципальным транспортом регулярно, так как Большой театр находится в центре. И когда начинаются государственные праздники (а Большой театр никогда не отдыхает в государственные праздники), то я на свою службу никак не могу попасть, если я не буду пользоваться метро. Вас узнают в метро? Узнают, конечно. Вообще, телевизор делает чудеса. Вам же принадлежит знаменитая фраза, что благодаря телевидению можно раскрутить даже лошадиный зад. К сожалению, это правда. И если честно, я не завидую людям, которые... Допустим, голливудским артистам вообще не завидую. Это, мне кажется, какое-то бремя тяжелое. Это первые 10 дней радует, что тебя узнали, что у тебя взяли автограф. А потом иногда, когда ты сталкиваешься с какими-то элементарными вещами, когда тебе не хочется, чтобы на тебя смотрели, именно сейчас, а на тебя все равно смотрят... Но это часть профессии, согласитесь. Конечно. Я хочу вам сказать, что артисты балета как никто знают, что такое часть профессии, поклон и узнаваемость в том плане, что нас же кланяться учат с детства. И объясняют всегда (хорошие педагоги), что это обязательная программа, что красивый поклон, уход со сцены и выход на сцену – это очень важная вещь. Грузинская мудрость гласит: "Три вещи в своей жизни должен сделать мужчина – построить дом, вырастить дерево и воспитать сына". К этому стоит стремиться или у каждого свои цели? Что, по вашему мнению, должно являться базисом, без которого невозможно построить, вырастить и воспитать? Мне кажется, что есть еще такое понятие как судьба, и не каждому человеку, наверное, суждено осуществить то, что ему хочется. Есть многие вещи, которые не мы решаем. Это первое. Второй момент: на мой взгляд, конечно, эти красивые фразы очень важны. Но самая сложная дилемма и, как показывает практика и история, это - остаться человеком. Для меня это очень важный момент, особенно последнее время, когда красивые слова "свобода" и "демократия"... Вернее, она сразу стала понятна всем по-разному. И я в последнее время в театре, так как я, все-таки, социально человек именно театральный, я сталкиваюсь с такими страшными проявлениями, что каждый раз стоишь перед какой-то дилеммой, сделать выбор, так поступить или так. И в этом всем остаться человеком для меня гораздо важнее. А дальше уже - как сложится. Понимаете, я вырос в той семье, в которой никогда никто не мог себе представить, что я буду танцевать, тем более в балете. И вдруг это произошло. Это была цепь событий, которая выстроилась в это красивое слово "судьба". Теперь я думаю - действительно, судьба. Вы прекрасно понимаете, что балетная жизнь не может продолжаться вечно. И на смену всегда приходят молодые, более талантливые, возможно. Скажите, пожалуйста, что вы собираетесь делать после? Во-первых, я уже 7 лет работаю педагогом-репетитором в Большом театре. Я попал в театр и сразу на меня обратили внимание очень великие люди, которые были гораздо старше меня сильно, мой педагог Марина Тимофеевна Семенова (мне было 18 лет) мне сказала: "Колька, надо готовиться к пенсии". Тогда это казалось глупостью и юмором. А сейчас я понимаю: боже, спасибо, и какая она умница. Она меня заставила выучиться, поступить в институт, закончить. Другое дело, что преподавательский труд – он очень дешев. Затрачивание вами сил и эквивалент оплаты невозможно сопоставить. Потому на это жить, конечно, очень сложно. Я не знаю, что со мной будет, когда я перестану танцевать.Я имею в виду танцевать как? Классический балет. У меня амплуа принцев и влюбленных юношей. Есть возраст, когда ты уже смешон в белом трико с романтическим выражением лица. Есть другие роли, которые надо делать, но не классических принцев. Как вы относитесь к такому явлению как публичное участие в политике людей, представляющих мир культуры? Приходилось ли вам когда-нибудь принимать участие в подписании писем? Предлагали ли вам стать членом партии и так далее?" Я к этому отношусь… Не могу сказать, что плохо, но не положительно. Если ты к чему-то примыкаешь, надо быть последовательным и делать это честно и до конца. Я не понимаю танцующих депутатов, поющих депутатов. Потому что когда ни покажут зал Государственной Думы, их там нет. И я считаю, так как они, действительно, влияют на нашу жизнь за наши деньги, мы платим налоги, чтобы они жили хорошо, а они ничего в этот момент не делают, простите. Вот это я не очень понимаю. Мне никогда не предлагали стать членом партии, я думаю, что все прекрасно понимают, наверное, знают мое мнение этот счет. А письма подписывать какие-нибудь, обращения? Если я когда-нибудь что-нибудь подписывал, какое-либо письмо, это была поддержка кого-то на звание или чтобы дали квартиру (улыбается) . Когда меня, действительно, агитировали примкнуть - это был конфликт Грузии и России – это очень скользкая тема, особенно для меня. Будучи этническим грузином я сказал сразу, что артисты вообще не имеют права говорить ничего, тем более те, которые живут в этой стране. Вы как-то сказали о своем выборе так: "Мне просто понравилось и захотелось сказки в жизни. Я никогда не видел, что делается за кулисами, как это все готовится. Если б я был артистическим ребенком, 100% никогда не пошел бы в балет, зная, что там за кулисами". Вопрос: но, ведь, вы же должны были достаточно рано узнать об изнанке этой жесткой профессии? Почему не передумали? Мама была категорически против балета. Когда я попал в балет, у нас с мамой был такой договор, что я сам выбрал. У нас было очень смешно, когда она долго говорила, что "нет-нет-нет", а я слышал как-то, что дедушка ей (когда надо было, чтобы никто не понял, особенно я не понял, они переходили на грузинский язык, потому что я в детстве не очень хорошо говорил) сказал: "Ламара, ты не забывай, что ты женщина и твое мнение здесь вообще никого не волнует". И мне очень понравилась эта фраза. И когда я ее произнес в десятилетнем возрасте, когда мама мне что-то говорила, я сказал: "В конце концов, мама, не забывай, что ты женщина, и это моя жизнь и твое мнение никого здесь не волнует". Надо вам сказать такую вещь, знаете, она не поругала меня за это, хотя я думал, что сейчас будет всё. Она мне сказала: "Хорошо. Но учти, ответственность будешь нести ты". И когда я это все понял, мне уже было, наверное, лет 13. И мне, правда, хотелось уйти. Было очень сложно. И я помню, что я стоял как-то, думал и подумал: "Нет, если я сейчас признаюсь, мама мне скажет: "Ну что? Не смог? Я же была права". Я подумал: "Нет, я смогу". Вот это тщеславие меня тогда вытянуло, хотя я могу вам сказать, что я никогда не жалел том, что пошел по этой дороге. Мне, правда, способности дал Господь Бог неплохие. Но установка, вот мы договорились с мамой с первой минуты, что я буду стараться быть первым. Как-то о выступлении вы говорили "Просто бремя не сладкое. Я мечтаю, чтобы оно быстрее кончилось". Вы не кокетничаете, когда это говорите? Нет. Вы знаете, что один раз я почувствовал? Я был очень удивлен. Балет "Баядерка", самое сложное в моей профессии – это классический балет, потому что это самая высшая ипостась. Как для музыканта сыграть концерт Чайковского и играть его 40 лет на этом уровне, на котором он проявился, что для скрипача, что для пианиста. То же самое для нас, для классических танцовщиков: в третьем акте самые сложные движения, ты уже четвертый час в концентрации, ты два акта до этого и танцевал, и бегал, и бог знает, что делал, ты устал уже, а тебе каждый раз надо эту Олимпиаду выигрывать. Это у спортсменов один раз Олимпиаду выиграл, и ты - навсегда олимпийский чемпион. А артисты балета подтверждают свою Олимпиаду каждый спектакль. Они опять должны перепрыгнуть планку 5 метров 50 сантиметров либо повысить. А если ты понижаешь, все кричат: "Акелла промахнулся!" Шел балет "Баядерка", там выход теней – помните этот знаменитый? А у танцовщика одно из самых сложных мест начинается после этого выхода. И обычно когда этот идет выход... А каждый спектакль у нас подсознательно как у собачки Павлова: вот этот такт начинается музыки – я знаю, что я должен уже встать, мяться, вот этот такт музыки – я уже должен подпрыгивать, потому что мне сейчас выходить и, действительно, пахать на сцене. Я сижу, смотрю, как они спускаются из кулис, это безумно красиво, сижу и думаю: "Интересно, если бы кто-то изобрел такую машину, которую подключают к мозгу, и провел бы эксперимент, что когда человек смотрел на свою гильотину и, вот, сейчас ко мне бы подключили, наверное, было бы то же самое". По ощущениям. А, знаете, бывает так, что весна – самое сложное для нас или осень, когда часто меняется погода, когда давление. А все это же... А ты в воздухе должен крутиться, ты должен каждый раз приземляться точно в позицию – это классический балет. И ты не имеешь права на ошибку, второго дубля нет. И я сижу и думаю: "Господи, какой кошмар". Вот я от этой ответственности. Потому что все пришли, да, человек из телевизора, знаменитый Цискаридзе. В программке написано: народный, международный, вот такие премии, такие премии. Да, мне есть чем гордиться. Я это должен оправдать. И каждый раз ты должен оправдать, что ты - именно тот человек, который это все заслужил. Как-то мы сидели с Володей Спиваковым и Сати, его супруга стала говорить: "Володя, вот ты не хочешь это играть, не хочешь это играть". Я говорю: "Господи, как я его понимаю". Потому что он сказал: "Я не могу... Не сыграть – сыграть я не могу. От этой ответственности, что, не дай бог, не будет одной нотки хотя бы не той". Потому что он – Спиваков. Я устал не от выхода на сцену, я все это очень люблю. Я устал от ответственности, что я должен подтверждать этот бренд. Я думаю, что каждый большой артист или профессионал вам скажет. Когда вы попали в "Большой", вы сразу стали выделяться. Вы говорили о том, что они думают, как друг друга сожрать. Это как? Как с этим жить? И вообще, что это? Характерно в особенности для балета? Для балета это очень сильно характерно по одной причине. Срок сжат. У вас очень мало времени. Если в драматическом театре это счастливое время… Не сыграл ты Чацкого, не смог ты стать Молчалиным, но зато ты сыграешь Фамусова и ты прозвучишь. Есть много артистов, вот, знаменитая актриса (я не помню ее фамилию), которая мисс Марпл играет в английском сериале. Она во сколько лет стала суперзвездой? И так далее, и тому подобное. В балете – нет, только до 23 лет. Ты в 23 года уже должен быть мировой звездой, для большой карьеры. И все. Ничего у тебя не получится. Потому здесь сконцентрировано. Что касательно всяких сложностей, понимаете, я знаю одно. Что любой театральный коллектив или, коллектив на заводе, или где угодно – это модель нашего мира. В принципе, это Дарвин, это естественный отбор. Не съешь ты – тебя съедят. Вы помните, была песенка довольно ироничная "Зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей, и также в области балета мы впереди планеты всей". Это правда? Были ли впереди планеты всей? Мы должны делать всегда сноску, когда вспоминаем эти строки. Мы впереди планеты всей в классическом балете. Нам нет равных, и равных быть не может. По сей день? По сей день. Даже французы, создавшие балет? Да. Они это потеряли. Мы это им вернули, благодаря антрепризе Дягилева, благодаря революции, когда отсюда сбежало, действительно, огромное количество талантов не только в области балета, вообще. Мы вернули туда все. Но почему нам нет и быть не может равных? Потому что здесь учат танцу, целенаправленно эта система существует с 1738 года. Анна Иоанновна подписала этот указ и создала это училище, понимаете? С этого момента. Мы восхищаемся с вами газоном в Англии. Да, его стригут 300 лет. И нас воспитывают 300 лет. Эта система себя оправдала – сколько выросло гениальных артистов? В классическом балете. Несмотря ни на что? Но мы хотим убить это. Наше общество. Потому что Министерство образования сейчас выпускает очень страшные законы, что все музыкальные, театральные, хореографические заведения должны принимать бесконкурсно – кто пришел, мы должны всех взять, учить с 15 лет, потому что это насилие над ребенком. Объяснить невозможно, что руку пианисту надо ставить с пяти лет, что ноги надо в балете ставить желательно с 9-10 лет. И сейчас идет большой скандал. Все деятели искусства уже написали письмо Президенту, премьер-министру, я написал лично письмо Президенту, написав вообще, когда созданы все эти театральные училища. Хоровое образование уникальное есть только у нас и в Австрии. У нас ему 500 лет. Хореографическому образованию почти 300 лет. Драматическому театру, образованию… Дело в том, что драматическое образование вышло из нашей школы, сначала нас всех вместе учили. Оно 150 лет где-то существует. Но если честно, побольше… И все музыкальные консерватории – им 200 лет. Ну почему мы должны это уничтожить? Не Министерство образования, люди, которые никогда не играли на скрипке, не танцевали, не пели, должны нам диктовать, как учить детей, сколько часов. Это должны делать профессионалы, звезды, которые, действительно, играют, танцуют, поют на самых главных площадках мира. А наша страна этим может хвастаться как никакая, да? Если мы уже в Олимпиаде – просто нам порой стыдно говорить о наших результатах, то в искусстве мы еще, действительно, побеждаем всех вообще. Правда, мы рискуем Китаю скоро проиграть все. Но, к сожалению, пока мы не услышаны. Это очень большая проблема. Я выступал, уже ходил и в Министерство образования, я ходил на коллегию, когда была коллегия Министерства образования, Минобраза и даже ходил в Думу выступал. Но пока мы не услышаны. Я был как частное лицо, как артист. Пока игнорируют. Вообще ничего не говорят, не отвечают даже, да? А как вы это понимаете? Не может быть, что это люди, которые хотят уничтожить наш балет. Вы знаете, мне кажется, что происходит? Что люди, которые пишут законы, когда их дети учатся за границей, гипотетически свое будущее не связывают с этой страной. Им все равно, как будут учиться остальные дети. Я уверен, что если бы у нас был какой-то закон, что все те, кто принимает законодательные проекты и так далее, их разрабатывает, обязаны, чтобы их родные обязательно служили в армии, обязательно учились в нашей стране, только в нашей, тогда потихоньку эта система усовершенствуется. Вы знаете, почему в очень сложные годы наша школа, хореографическое училище была до последнего дня в перфектном состоянии? Сначала училась Таня Андропова (внучка Андропова). А потом училась Ксюша Горбачева. И наша школа даже в самые сложные времена, когда есть было негде, мы в буфете могли есть нормальные продукты. У нас была чистота, вы не представляете, какая. И так далее. Это было очень важно. Вот эти маленькие детали... Я всю жизнь коленопреклоненным буду стоять перед могилой Раисы Максимовны, которая регулярно приходила к нам в школу и проверяла, как здесь живут дети. Да, мы стояли в списке. Нет Президента и королевы, перед которыми я в детстве не станцевал, и мои сокурсники и так далее. Потому что к нам приводили всех, этой школой хвастались. Кстати, про французскую школу. Французская школа – да, она существует дольше. Но она сейчас существует по примеру русской. И если русское государство может себе позволить обучать детей фортепиано (мы, все-таки, восьмилетку музыкальную заканчиваем параллельно), французы вообще этому не учат. Если мы изучаем актерское мастерство очень серьезно, мне лично преподавал педагог МХАТа, мама Саши Васильева Гулевич-Васильева. Александр Васильев, который занимается модой? Да. Его мама была профессором школы-студии МХАТ и мхатовской артисткой. Они не могут позволить себе учить характерный танец в том объеме, в котором учим мы. А у нас потрясающая система. И они вместо 8 лет учат 5. Понимаете? Это самая важная школа в мире после российской. Весь мир хочет учиться здесь, и платит деньги, едет и учится, чтобы в этой системе вырасти. А мы это почему-то хотим сломать. Если мы это сломаем, мы уже не будем в области классического балета впереди. Конечно, мы отстали во многих вещах, то, что называется модерн. Не то, что отстали. Мы просто 70 лет жили за забором, мы не знали, что там. Как у Андерсена в "Гадком утенке": мир простирается до забора, а от забора через пасторский луг. А что за пасторским лугом никто не знал. Вот мы и узнали теперь. Но мы сразу не можем все взять. Вы сейчас много раз говорили о загранице. Барышников, Годунов, Нуриев, Тимофеева – самые громкие, можно сказать, невозвращенцы, которые там получили возможность раскрыть свой талант так, как им хотелось, но кроме того и гораздо больше зарабатывать, чем они зарабатывали здесь. Неужели вас не тянуло? Что платят нам столько же практически, коллективу, сколько им. А разница на сегодняшний день в одном, что у них соцпакет, страховки в отличие от нас очень серьезные. Мы не защищены ни от чего, это правда. Другой момент. Я сейчас о себе говорю. Вы говорили о Барышникове, о Годунове. Тимофеева, во-первых, не уезжала – она уехала уже после того как закончила танцевальную карьеру. У Годунова ничего не вышло на Западе, к сожалению. Не вышло. Снимался в кино. Не вышло. Барышников и Нуриев… Да. Но они очень умно распорядились. И потом Нуриева, вы знаете, помимо того, что, конечно, он великий талант и потрясающий был артист, он был еще потрясающий менеджер. Каждый раз, когда падал интерес к нему (это засвидетельствовано все), он запирался в туалете самолета и начинал кричать, что в самолете кгбшники и хотят его выкрасть. Почитайте прессу. Тут же на первых полосах всего мира - опять к нему интерес. Он был гений в этом плане. И он очень правильно распоряжался той славой, которая ему досталась. Вам никогда не хотелось?.. Что касательно меня. Так как я учился в московском училище, мы выезжали всегда. Я приезжал в Америку, во Францию, в Японию, видел всегда три слоя населения – как живет аристократия и политики и мы всегда видели эмиграцию, потому что она так или иначе нас приглашала. И уже были свободные времена, перестройка, нам разрешали с ними общаться. И я видел, как живут простые люди, особенно в Америке. Обыкновенные. И я понял одно: что я не хочу быть иммигрантом. Как вы относитесь к скромности? Я отвечу вам фразой из одной французской пьесы, что скромность украшает того человека, у которого нет других украшений. У Марселя Пруста есть к вам несколько вопросов – постарайтесь на них коротко ответить. Какую черту вы более всего не любите в себе? Несдержанность. А в других? Неопрятность и непорядочность. Какое качество вы более всего цените в мужчине? Порядочность по отношению вообще к слову "мужчина" порядочность. Надо оставаться во всех поступках мужчиной. А в женщине? Остроумие. Когда и где вы были более всего счастливы, вы можете вспомнить? Да. Я очень был счастлив, когда попал в Гранд-Опера. Потому что тогда это был прорыв. 10 лет они не приглашали вообще никого из России, и я был первый, кто приехал. О чем вы более всего сожалеете? Сожалею? Знаете, иногда сожалею о том, что я не успел сказать или совершить, наверное, те поступки перед теми людьми, которые ушли. Что я многое допонял потом. Я очень рано всех потерял. Знаете, когда это говорит человек, которому, допустим, 60 лет – это одно. Но я всех потерял очень рано. Я многое тогда не мог понять – вот это сожалею. Что вы считаете своей главной слабостью? Я очень ранимый. Какой недостаток вы легче всего прощаете? Я способен простить ложь. А который никогда не прощаете? Подлость. Когда вы предстанете перед Богом, что вы ему скажете? Я скажу, что я старался жить честно. Именно перед Богом. Потому что я вырос в очень верующей семье, и мой педагог очень интересно сказал один раз. Он не мог меня заставить в детстве заниматься, иногда не хотелось, потому что я был очень способный, у меня все получалось. И он мне один раз сказал: "Цискаридзочка, тебе так много дал Господь Бог, что если ты этим не воспользуешься, он тебя накажет". Он не знал, что меня этим пугали в детстве. И я так испугался, я так стал стараться. И я часто, сам перед собой такие вещи… Просто я думаю, что есть же какой-то высший суд, все-таки. ИНТЕРВЬЮ ПОЛНОСТЬЮ Источник -

Николая Цискаридзе на должность ректора санкт-петербургской Академии русского балета имени А. Я. Вагановой сообщил в понедельник замминистра культуры Григорий Ивлиев.

Слухи о том, что экс-премьер Большого театра может возглавить легендарную Вагановку, циркулировали с тех пор, как 24 сентября Николай Цискаридзе нанес визит министру культуры Владимиру Мединскому. Тогда, по словам самого министра, шел разговор "о ситуации в Большом театре и российском балете". И тогда же, как сообщал источник из министерства, Цискаридзе обсуждал с министром возможность возглавить Академию русского балета имени Вагановой. Однако, как свидетельствовал источник, получил отказ. Итогом той встречи стало согласие министра дать Цискаридзе возможность попрощаться с публикой и сценой Большого театра, выступив в новогоднем "Щелкунчике". Идея эта нашла поддержку в Большом театре, но позже экс-премьер труппы передумал, заявив, что "у него больше нет такого желания".

Между тем, слух о назначении Цискаридзе ректором Вагановки вновь всплыл в прошлую субботу и вновь был опровергнут в Министерстве культуры. А в воскресенье, накануне объявления Цискаридзе в новой должности министр культуры Владимир Мединский, находившийся в Петербурге на праздновании юбилея Михайловского театра окончательно подтвердил, что министерство уже высказалось по этому вопросу. Однако в понедельник это назначение состоялось.

Одновременно было объявлено о том, что худруком Вагановки станет прима-балерина Мариинского театра Ульяна Лопаткина. Эти назначения связывают с непопулярной и уже отклоненной идеей создать при Мариинском театре Национальный центр искусств, где под руководством Валерия Гергиева объединились бы Вагановская академия, Петербургская консерватория и Российский институт истории искусств. Известно, что глава Мариинки не раз высказывался критически о положении дел в образовательной сфере искусства, в том числе - в Вагановской Академии. Представляя новые назначения в Вагановку, руководство Миникульта подтвердило, что Академия русского балета останется независимой. Однако экс-ректор академии Вера Дорофеева согласилась покинуть свой пост только при условии, что не будет притязаний художественного руководителя Мариинского театра Валерия Гергиева. Вера Дорофеева возглавляла Академию русской хореографии с 2004 года, до нее руководителями Вагановки были Леонид Надиров, Константин Сергеев.

В профессиональных кругах назначение Николая Цискаридзе на пост ректора Вагановки оценивают неоднозначно. Известно, что существуют незыблемые традиции петербургской Вагановской школы, отметившей в этом году свое 275-летие, резко отличающиеся своими твердыми академическими канонами танца от московской школы (Академия хореографии, которую окончил Николай Цискаридзе), с ее установкой на индивидуальность, выразительность жеста и т.д. И, если танцовщиков, выученных в Вагановке, охотно приглашали на московскую сцену, то обратного движения на практике почти не происходило. И это беспрецедентный случай, когда московский артист будет возглавлять старейшую русскую балетную школу. Специалисты видят перспективы такого "альянса" проблемными.

Напомним, что в последние пять лет Цискаридзе работал на пол-ставки педагогом-репетитором в Большом театре и имел учеников Дениса Родькина и Анжелину Воронцову. С 30 июня этого года контракт с ним в качестве премьера и педагога-репетитора Большого театра продлен не был. Это стало следствием беспрерывных конфликтов артиста и руководства театра.

К своей новой должности ректора Академии Русского балета имени Вагановой Николай Цискаридзе приступит во вторник.

Прямая речь

Сергей Вихарев , хореограф, балетмейстер-репетитор Мариинского театра

Сама идея реформы Вагановской школы носилась в воздухе. Дело в том, что сегодня Вагановская академия, которую мы все - артисты, работающие в Мариинском театре, - заканчивали, оказалась абсолютно отделена от театра "ментально". И это тяжелая история, которая началась еще в советские времена: в 1977 году в театр назначили руководителем балета Олега Виноградова, а Константин Сергеев, который долго был на этой должности, возглавил Вагановскую школу. Тогда и произошел разрыв: Сергеев занял позицию против театра, а Виноградов, в свою очередь, демонстративно не стал брать в театр несколько выпусков, считая школу ужасной. С тех пор школа и театр находятся, по сути, в оппозиции. И последствия этого мы видим сейчас. Последнее, что потрясло всех в театре, это когда выпускница Петербургской академии Ольга Смирнова вдруг неожиданно, за одну ночь, приняла решение идти не в Мариинский театр, а в Большой. Это было воспринято как оскорбление. Конечно, мы все сейчас существуем в открытом мире, и выпускники свободны в своем выборе. Но воспитать прима-балерину - солистку, которая будет делать 20-30 лет репертуар и будет лицом театра, очень сложно. Поэтому идет борьба за человеческий ресурс. Нельзя также забывать, что школа ленинградская, петербургская - это составная часть петербургского балета.

Что касается Николая Цискаридзе, то я не знаю, какие у него организаторские способности. А на такой должности как ректор надо обладать очень большим опытом. Думаю, ему будет очень сложно. Все долго спорили - за и против, когда Цискаридзе предлагал себя и на должность худрука Большого театра, и на должность директора Большого театра. Но пока никто не может сказать, что именно он может сделать на таких должностях. Люди должны посмотреть, с какой программой он придет в Вагановскую академию, с какой командой. Думаю, полезно будет узнать, что он представляет собой не как артист Цискаридзе, о котором можно говорить только в превосходных степенях, а как руководитель коллектива, тем более коллектива, связанного с детьми. Это огромная ответственность. Я бы не решился, хотя за моими плечами руководство несколькими коллективами.

Я не могу сказать точно, как разграничены сегодня обязанности ректора и худрука Академии: в мои времена, когда я учился, директор отвечал за хозяйство, а худрук Константин Сергеев за образовательную часть. Поэтому пока мне не понятно, как будут Ульяна Вячеславовна Лопаткина, назначенная на должность худрука академии, разделять с Николаем Максимовичем Цискаридзе полномочия. Они две яркие личности, как мне кажется, абсолютно несоприкасающиеся друг с другом, исповедующие разные художественные взгляды. Какая ждет судьба школу, когда два таких разных великих человека буду вместе работать, не представляю! Ульяна Вячеславовна тоже ведь никогда не имела опыта художественного руководства коллективом. В общем, дух захватывает, как они на это решились.

Все-таки я надеюсь, что никакие люди, нововедния не смогут перебороть громадную традицию петербургской школы, которой уже 275 лет. За это время разные люди приходили, уходили, бывали всякие несообразные решения. Но в данном случае меня смущает какая-то лихость принятых решений. Их непродуманность. Все-таки в академии дети учатся, получают профессию. И каждый день здесь важен. А я знаю, что некоторые в академии уже начали подавать заявления об уходе в знак протеста. Может, они потом их отзовут, но для учеников время теряется. И все это происходит посреди учебного года и посреди сезона, когда должна уже начаться подготовка к зимнему "Щелкунчику", где школа выходит на сцену.

То, что касается разницы московской и петербургской балетных школ, то я считаю - Николай Максимович прекрасный артист, он танцует в хорошей манере, и революции здесь никакой не вижу: Цискаридзе не является протагонистом идеи, что московская школа контр петербургской. И я бы не стал противопоставлять здесь Москву и Петербург. Есть ценители и петербургской и московской школы. Это даже плюс, что существует разница. Когда я работал в Большом театре, ставил "Коппелию", "Петрушку", я даже говорил артистам - сделайте по-московски, дайте вашу актерскую игру! И я был доволен работой с Большим театром. Сейчас в декабре будет возобновление "Коппелии", и я с удовольствием снова поеду работать в Москву.

Справка РГ

Академия русского балета имени Вагановой основана в 1738 году как Танцевальная Ее Императорского Величества школы. В петербургской школе преподавал Дидло, училась Истомина, воспетые Пушкиным. В 1928 году стала Ленинградским хореографическим техникумом. В 1937 году училище преобразовано в Ленинградское хореографическое училище. В 1957 году училищу было присвоено имя Агриппины Вагановой. В 1961 году училище стало академическим. Современное название с 1991 года. Расцвет и всемирное признание русской балетной школы тесно связано с историей Вагановского училища. Среди ее выпускников Кшесинская, Павлова, Карсавина, Нижинский, Баланчин, Семенова, Уланова, Дудинская, Сергеев, Чабукиани, Григорович, Нуреев, Макарова, Барышников, Асылмуратова, Лопаткина, Рузиматов, Зеленский, Захарова.

Николай Цискаридзе, артист балета, бывший премьер Большого театра. Народный артист России. В 1984 году поступил в Тбилисское хореографическое училище, а с 1987 года продолжил обучение в Московском академическом хореографическом училище по классу профессора Петра Пестова. В1992 году был принят в труппу Большого театра. Танцевал ведущие партии в "Лебедином озере", "Щелкунчике", "Спящей красавице", "Раймонде", "Баядерке", "Сильфиде", "Жизели", в балетах: "Любовью за любовь", "Паганини", "Симфония до мажор". Стал первым исполнителем партии Германа в балете Ролана Пети "Пиковая дама".

Постоянный член жюри танцевального конкурса в телевизионном шоу "Танцы со звездами" на телеканале "Россия", ведущий программы "Шедевры мирового музыкального театра" на телеканале "Культура".

Занимался педагогической деятельностью в МГАХ и в Большом театре. В 2012 году поступил в магистратуру Московской государственной юридической академии.