Презентация - волшебница из швеции астрид линдгрен. Литературная игра "астрид линдгрен и ее герои" Знакомые с детства книги

«Ломоносов в литературе» - Строгая иерархия жанров. ДРЛ XI-XVII в. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. 1759 год – Ломоносов пишет «Рассуждения о большой точности морского пути». Вопросы: -Деление литературы на строго определенные жанры произведений; В основе эстетики – принцип рационализма и «подражания природе».

«Малыш и Карлсон» - И Карлсон своим поведением показывает нам, как поступать не следует. Каким был Малыш до встречи с Карлсоном? Каким был Карлсон? И друга уважают не за внешние данные, а за душевные качества. Мне кажется каждый из вас хотел бы иметь такого друга. Нам легче увидеть чужие недостатки, чем свои. Ворчливым, обидчивым, сладкоежкой, хвастливый.

«Поэзия Ломоносова» - Награды имени Ломоносова. Разработал первую научную грамматику русского языка. Серьезно занимался русской поэзией. Средний стиль. Ломоносов закончил реформу русского стихосложения. Личность Ломоносова. Научные и технические слова. Поэтическое творчество. Реформа стихосложения. 22 года работал он в Академии наук.

«Биография Лондона» - Участие в походе безработных. Военный корреспондент. Сборники рассказов. 1902 год – поездка в Англию в качестве корреспондента. Творческий кризис. Джек Лондон. Имя при рождении. Книги. Путешествие к Соломоновым островам. Покончил жизнь самоубийством. Путешествия Джека Лондона. Поездка на Аляску. Путь к творчеству.

«Линдгрен» - Волшебница из Швеции. Астрид Линдгрен. Урок по творчеству шведской писательницы А.Линдгрен. Произведения А.Линдгрен. Обучение читателей. Составление кроссворда. Задание «Юные грамотеи». Формы работы на уроке. Составление библиографического списка литературы. Любимые сказочные герои произведений. Награждение победителей.

«Луконин» - Хожу, дымлю, а ты стоишь на месте, Так можно оказаться на мели. Волга дымит полыньёй, не застыла, Хочет быть на виду. Секретарь правления СП СССР (с 1971). Волга, слышишь меня? От слов таких совсем могу отчаяться, На рёбра ляжет вьедливая ржа. Хочу я к простору припасть снеговому В свете ясного дня.

Всего в теме 13 презентаций

Урок литературного чтения по произведению А. Линдгрен «Крошка Нильс Карлсон».

Цель : научить понимать основную мысль произведения А. Линдгрен через поступки и состояния героев.

Задачи:

Формировать читательские компетенции через акцентное вычитывание текста Воспитывать сострадание к близкому человеку, желание помочь

Формируемые УУД.

Регулятивные . Обучающиеся учатся формулировать учебную задачу, контролировать её выполнение и оценивать себя по итогам работы

Познавательные. Обучающиеся учатся находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксируя её с помощью схемы, анализировать поступки героя с опорой на систему вопросов и оценивать их, определять основную идею произведения, задавать вопросы.

Коммуникативные. Обучающиеся получат возможность высказывать свою точку зрения на прочитанное произведение, задавать вопросы по прочитанному материалу.

Ход урока

1 этап. Мобилизующий

Учитель. Какой у нас сейчас урок?

Ученики. Урок литературного чтения .

Учитель. Для чего нужны уроки литературного чтения?

Ученики. На них мы знакомимся с интересными произведениями, узнаём об авторах, учимся оценивать поступки героев, высказывать своё отношение к ним, т. е. учимся быть внимательными читателями.

Учитель. Какое произведение мы изучаем? Кто автор?

Ученики. А. Линдгрен «Крошка Нильс Карлсон» Слайд 1

Учитель. Кто назовёт и покажет на карте страну, в которой жила писательница?

(Ученики показывают Швецию)

2 этап Актуализация знаний

Учитель. Какие сведения о писательнице запомнили? (демонстрируется портрет и книги А. Линдгрен) Слайд 2

Ученики. Написала более 100 книг, произведения напечатаны в 60 странах, получила медаль от королевства Швеция за литературные достижения. В Стокгольме ей поставлен памятник.

Учитель. Скажите, а как вы поняли, что действие, описанное в данном произведении, происходит в другой стране, Швеции?

Ученики. Использованы нерусские имена – Бертиль, Нильс, Мэрта, географические названия – Сёдертелье, Линьянскуген с.121

Учитель. У Астрид Линдгрен было большое любящее сердце, которое понимало детей как никто другой. Много раз в своих сказках она затрагивала судьбы одиноких детей. Она знала, что одиночество - это понятие несовместимое с детством, но она также знала и о том, что, к сожалению, многие дети с этим сталкиваются. Связаны ли эти сведения с изучаемым произведением?

Ученики. Да, главный герой одинок.

Учитель. Можно ли сформулировать тему урока словами одного из героев?

Ученики. «Скучно жить одному, ведь, правда?» с. 122

Учитель. Кто из героев так говорит?

Ученики. Нильс

Учитель. Какие задачи поставим на урок?

Ученики. Проследить, как герою удалось справиться с одиночеством.

Учитель. Как мы это будем делать?

Ученики. Через работу с текстом

Учитель. Значит, вторая задача на урок?

Ученики. Учиться работать с текстом.

3 этап. Анализ произведения .

Учитель. К какому жанру относится данное произведение?

Ученики. Это волшебная сказка

Учитель. Что здесь сказочного?

Ученики. Волшебный гвоздик, превращения, волшебные заклинания, сказочные существа.

Учитель. Но она совсем не похожа на такие привычные нам, русские волшебные сказки. Здесь много реального. Что именно, назовите?

Ученики. Мальчик Бертиль. Он одинок, у него умерла сестра, родители работают на фабрике, есть квартира, в которой Бертиль живёт с семьёй

1 часть

Учитель. Как вы думаете, семья Бертиля живёт богато или бедно?

Ученики. Бедно, т. к. им приходится работать, они не могут позволить нанять няню, мало книжек, печку они топят только утром и мало, т. к. к обеду уже уходило всё тепло.

Учитель. Какие чувства вызывает у вас Бертиль?

Ученики. Сочувствие, жалость, сострадание

Учитель. Почему вам его жаль? Зачитайте нужные эпизоды в первой части.

Ученики. Ему нечем заняться, на улице холодно – не погулять, пообщаться не с кем, дома неуютно. Слайд 3

Учитель. (Приглашает к столу) Выберите карточки со словами, описывающими чувства Бертиля. (На доске появляются карточки)

2 часть

Учитель. Кто пришёл на помощь мальчику? Кто он такой?

Ученики. Это домовой. Его зовут Нильс. Слайд 4

Учитель. Что поразило Бертиля в Нильсе? Найдите ответ на с.120

Учитель. Что вы узнали из 2 части про этого маленького человечка?

Ученики. Летом он жил под корнями дерева, сейчас живёт в крысиной норке, в которой нет мебели и очень холодно.

Учитель. Послушайте диалог Бертиля и Нильса (читают двое учеников, заранее подготовленных, с. 122 -121) и ответьте на вопрос, почему Нильс, едва познакомившись, приглашает Бертиля в гости?

Ученики. Он видит в нём родственную душу, ему также холодно скучно, одиноко (На доске появляются карточки)

3 часть

Учитель. О чём говорится в 3 части?

Ученики. О том, как Бертиль спустился к Нильсу в норку, став маленьким

Учитель. Я предлагаю объединиться в малые группы и придумать вопросы к данной части. Помните, что вопросы бывают простые – по сюжету и объясняющие. Или по-другому: тонкие и толстые. 1, 2,3 группы придумывают тонкие вопросы, 4,5 группы – толстые. (Ученики работают в группах) Примеры вопросов. Какой была комнатка? Что в ней находилось? Почему Бертиль решил спуститься к Нильсу? Почему ему захотелось помочь? Какие чувства испытал Бертиль к Нильсу?

Учитель. Назовите слова, которые выражают отношение Бертиля к этому маленькому человечку?

(Появляются карточки)

Физминутка для глаз

4часть, 5 часть

Учитель. Давайте вспомним, как Бертиль заботился о Нильсе.

Ученики. Приносит дрова (ими служат спички), еду, мебель, помогает делать уборку. (Слова подтверждают, зачитывая эпизоды) Слайд 5

Учитель. Как ему это удавалось?

Ученики. Он превращался в маленького

Учитель. Был ли в этой части кульминационный момент? Зачитайте с.125-126 Нильс просит Бертиля о помощи?

Ученики. Нет.

Учитель. Как это характеризует Нильса?

Ученики. Он скромный.

Учитель. Тогда зачем мальчик всё это делает: ради интереса превращения или почему-то ещё?

Ученики. Он желает помочь, сделать добро, ему нравится заботиться.

Учитель. Почему он дарит Нильсу кукольную мебель своей погибшей сестры Мэрты, ведь он мог принести какую-нибудь коробочку?

Ученики. Мэрта была дорога ему, она его родной человек, а сейчас её нет и Нильс теперь для него очень дорог

Учитель. Скажите, мальчик что-то просит взамен?

Ученики. Нет, Бертиль помогает Нильсу , он не ищет никакой выгоды.

Учитель. Кому так помогают?

Ученики. Другу

Учитель. Бертиль считает его своим другом. Какие чувства он сам испытывает, заботясь о своём друге?

Ученики. Мальчику радостно (Появляется карточка в столбике Бертиль)

Учитель. Как об этом говорит автор? Зачитайте (с. 131 предпоследний абзац). Он не может дождаться, когда родители уйдут на работу, чтобы поскорее увидеться с другом.

Учитель. А что чувствует Нильс?

Ученики. Он очень рад (Появляется карточка в столбике Нильс)

Учитель. Отчего ему радостно?

Ученики. Появился друг. Преобразилась комнатка. В ней стало тепло, чисто, уютно.

Учитель. Какими словами автору удалось показать, что маленький человечек несказанно рад всем появившимся вещам? Поработаем группами. Каждая группа перечитывает свою страницу и приготовится зачитать классу найденные слова и выражения.

(Ученики работают группами: 1 группа – с. 127, 2 группа – с.128, 3 группа – с.129, 4 группа – с. 130, 5 группа – с. 133)

4 этап. Обобщение и связывание информации .

Учитель. Давайте вернёмся к нашей схеме. Что объединяло героев?

Ученики. Одиночество, тоска

Учитель. Что изменилось в их жизни?

Ученики. Бертиль теперь не одинок, ему есть о ком заботиться, он приобрёл друга. Нильс в тёплой комнатке. Он тоже счастлив от того, что есть с кем проводить время.

Учитель. Они очень нужны друг другу. Автор много раз подчёркивает маленький рост Нильса. Кто сможет вспомнить все синонимы?

Ученики. Малыш, крошка, человечек.

Учитель. А как вы думаете, зачем автор это делает?

Ученики. Он, хоть маленький, но он – друг, и о нём можно заботиться

Учитель. Вспомните, где мальчик прячет Нильса?

Ученики. Под рубашкой у сердца, т. к. Нильс согрел его душу, в которой поселилась тоска и одиночество.

Учитель. Прочитайте об этом на с.136.

5 этап. Итог урока

Учитель. Давайте вспомним, какие задачи ставили? (Ученики называют) Как герою удалось преодолеть одиночество?

Ученики. Принимая участие в судьбе другого, заботясь о маленьком человечке.

Учитель. Задачей творчества Линдгрен было нести утешение детям и помогать им в преодолении трудных жизненных ситуаций. И она писала сказки о детях, которые смогли победить одиночество, болезнь, непонимание, разлуку, чтобы настоящие, живые дети прочитали эти истории, получили надежду и знали, что они тоже могут справиться со своей бедой.

Учитель. Только отдавая себя, ты не будешь одинок. Слайд 6

6 этап. Рефлексия

Учитель. У кого в первом столбце все «+»? Вы сегодня – самые внимательные читатели. Молодцы!

Домашнее задание . Выберите понравившийся диалог и разыграйте с другом.

    Я умею находить в тексте информацию. Да нет

    Я умею задавать вопросы. Да нет

    Я умею слушать собеседника. Да нет

    Я умею находить в тексте информацию. Да нет

    Я умею задавать вопросы. Да нет

    Я умею слушать собеседника. Да нет

    Я умею находить в тексте информацию. Да нет

    Я умею задавать вопросы. Да нет

    Я умею слушать собеседника. Да нет

    Я умею находить в тексте информацию. Да нет

    Я умею задавать вопросы. Да нет

    Я умею слушать собеседника. Да нет

    Я умею находить в тексте информацию. Да нет

    Я умею задавать вопросы. Да нет

    Я умею слушать собеседника. Да нет

    Я умею находить в тексте информацию. Да нет

    Я умею задавать вопросы. Да нет

    Я умею слушать собеседника. Да нет

    Я умею находить в тексте информацию. Да нет

    Я умею задавать вопросы. Да нет

    Я умею слушать собеседника. Да нет

    Я умею находить в тексте информацию. Да нет

    Я умею задавать вопросы. Да нет

    Я умею слушать собеседника. Да нет

Карта самонаблюдения .

Деятельность

Я доволен своей работой.

Я недоволен своей работой.

Актуализация знаний

Работа в группе

Подведение итога

Карта самонаблюдения .

Деятельность

Я доволен своей работой.

Я старался, но не всё получилось.

Я недоволен своей работой.

Актуализация знаний

Работа в группе

Подведение итога

Карта самонаблюдения .

Деятельность

Я доволен своей работой.

Я старался, но не всё получилось.

Я недоволен своей работой.

Актуализация знаний

Работа в группе

Подведение итога

Карта самонаблюдения .

Деятельность

Я доволен своей работой.

Я старался, но не всё получилось.

Я недоволен своей работой.

Актуализация знаний

Работа в группе

Подведение итога

Бертиль

Нильс

Одиноко

Холодно

Тоскливо

Скучно

Одиноко

Холодно

Радость

Радость

Жалеет

Заботиться

Захотелось помочь

Cлайд 1

Cлайд 2

«Андерсен наших дней»,- Так называют её в её родной стране и за рубежом. Как и у датского писателя, сказочные произведения Линдгрен близки к народному творчеству, в них ощутима связь фантазии с правдой жизни. А сказочное, волшебное рождается в книгах Линдгрен из игры, из выдумки самого ребёнка.

Cлайд 3

Астрид Эрикссон родилась 14 ноября 1907 года на хуторе, близ города Виммербю, в семье земледельца. Девочка хорошо училась в школе, а её сочинения так нравились учителю по литературе, что он прочил ей славу Сельмы Лагерлёф, известной шведской романистки.

Cлайд 4

Начало трудового пути В 17 лет Астрид занялась журналистикой, работала в местной газете. Затем она переехала в Стокгольм, получила образование стенографистки и работала секретарем в разных столичных фирмах. В 1931 году Астрид Эрикссон вышла замуж и стала Астрид Линдгрен.

Cлайд 5

Рождение Пеппи Астрид Линдгрен, шутя, вспоминала, что одной из причин, побудивших её к писательству, стали холодные стокгольмские зимы, болезни дочки Карин, которая все время просила маму о чем-нибудь рассказать. Именно тогда мама с дочкой придумали озорную девочку с рыжими косичками.

Cлайд 6

Невероятный успех «Пеппи» Ей присудили несколько призов, а автора пригласили работать в детское книжное издательство.

Cлайд 7

Затем появились повести о Малыше и Карлсоне (1955-1968), Расмусе-бродяге (1956), трилогия об Эмиле из Леннеберги (1963-1970), книги "Братья Львиное сердце« (1979), "Роня, дочь разбойника» (1981) и т.д Её книги полюбили не только дети, но и взрослые всего мира.

Cлайд 8

Почти все свои книги Линдгрен посвятила детям (лишь несколько – юношеству). « Я не писала книг для взрослых и думаю, что никогда не стану этого делать», - решительно заявляла Астрид. Она, вместе с героями книг, учила детей, что «если жить не по привычке, целой жизнью будет день!»

Cлайд 9

Россия и Астрид Линдгрен Советские читатели открыли для себя Астрид Линдгрен еще в 1950-е годы, и ее первой книгой, переведённой на русский язык, была повесть "Малыш и Карлсон, который живёт на крыше".

Cлайд 10

В гостях у Карлсона А знаете ли вы, где находится единственный в мире памятник этому толстячку с пропеллером на спине? Не Стокгольме и не Мальме, а в Одессе. Он установлен во дворе известной в Одессе фирмы «Доминион». Хозяин фирмы, Герман Наумович Коган, с детства полюбил доброго друга детей и поставил ему памятник.

Cлайд 11

Каждый год, в сентябре, возле него проходит празднование дня рождения Карлсона, на который приглашаются сироты из ближайших детских домов. От имени именинника их угощают фруктами, сладостями и, конечно, любимым блюдом сказочного героя - вареньем из большой стеклянной банки.

Cлайд 12

Героев Линдгрен отличает непосредственность, пытливость, изобретательность, озорство сочетается с добротой, серьёзностью. Сказочное и фантастическое соседствует с реальными картинами жизни обычного шведского городка.

Cлайд 13

Премии и награды Среди самых главных премия имени Г-Х.Андерсена, премия имени Льюиса Кэррола, награды ЮНЕСКО, различных правительств, «Серебряный Медведь». Линдгрен не только писала книги, но и активно боролась за права детей. Она считала, что их нужно воспитывать без телесных наказаний и насилия.

Cлайд 14

В1958 году Астрид Линдгрен была присуждена Международная золотая медаль имени Ханса Кристиана Андерсена за гуманистический характер творчества

Cлайд 15

Имени Астрид… * Названа одна из малых планет. * В Стокгольме будет улица Астрид Линдгрен. * Международная передвижная книжная выставка. * В 2000 году шведы назвали свою соотечественницу "Женщиной столетия«.

Cлайд 16

Cлайд 18

Cлайд 19

Астрид Линдгрен ушла из жизни 28 января 2002 года в возрасте 95 лет. Она похоронена в родных краях, в Виммербю

Cлайд 20

Местечко Виммербю Этот городок стал местом объявления лауреатов ежегодной международной премии памяти Астрид Линдгрен "За произведения для детей и юношества». Решение было принято шведским правительством после кончины Астрид Линдгрен

Cлайд 21

Автор свыше тридцати пяти книг Книги Астрид Линдгрен переводятся во всех уголках земного шара, а герои произведений говорят чуть ли не на сорока пяти языках, в том числе и по- русски. Она лауреат многих шведских национальных и международных премий.

Cлайд 22

Библиография: 1944 - Бритт-Мари изливает душу 1945 - Черстин и я 1945 - Пеппи поселяется в вилле «Курица» 1946 - Пеппи собирается в путь 1946 - Калле Блюмквист играет 1947 - Мы все из Бюллербю 1948 - Пеппи в стране Веселии 1949 - Снова о детях из Бюллербю 1949 - Крошка Нильс Карлсон 1950 - Бойкая Кайса (или: Кайса Задорочка) 1950 - Кати в Америке 1951 - Калле Блюмквист рискует 1952 - Весело живётся в Бюллербю 1952 - Кати в Италии 1953 - Калле Блюмквист и Расмус 1954 - Мио, мой Мио! 1954 - Кати в Париже 1955 - Малыш и Карлсон, который живёт на крыше 1956 - Расмус-бродяга 1957 - Расмус, Понтус и Глупыш 1958 - Дети с улицы Бузотеров 1959 - Солнечная полянка (или: Южный луг) 1960 - Мадикен 1961 - Лотта с улицы Бузотеров 1962 - Карлсон, который живёт на крыше, опять прилетел 1963 - Эмиль из Лённеберги 1964 - Мы - на острове Салькрока 1966 - Новые проделки Эмиля из Лённеберги 1968 - Карлсон, который живёт на крыше, проказничает опять 1970 - Жив ещё Эмиль из Лённеберги! 1971 - Мои выдумки* 1973 - Самуэль Август из Севедсторпа и Ханна из Хюльта 1976 - Мадикен и Пимс из Юнибаккена 1979 - Пеппи Длинныйчулок устраивает ёлку* 1981 - Ронья, дочь разбойника 1984 - Как маленькая Ида надумала пошалить* 1985 - Эмилева проказа №325* 1986 - «Не будем мелочиться», сказал Эмиль из Лённеберги* 1987 - Ассар Пузырь* 1991 - Как Лисабет запихнула в нос горошину* Книги, помеченные *, на русском языке не издавались.

Технологическая карта урока «А.А.Э.Линдгрен «Крошка Нильс Карлсон»».

УМК Гармония.

познавательные : познакомить с произведением А.А.Э.Линдгрен «Крошка Нильс Карлсон», обогатить словарный запас учащихся;

развивающие : развитие речи, фонематического слуха, внимания, мышления; развитие читательского интереса уч-ся, творческого воображения, монологической речи учащихся; развитие УУД;

воспитательные : воспитывать нравственные качества, интерес к литературе.

Планируемый результат

Предметные умения

Умение внимательно и выразительно читать;

Умение пересказывать сказки

УУД

личностные: умение проявлять интерес, умение работать с книгой;

регулятивные: контролировать свои действия в процессе его выполнения; отвечать на вопросы и оценивать свои достижения;

познавательные: искать ответы на вопросы;

коммуникативные: .

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная, индивидуальная

Книгопечатная продукция:

Литературное чтение: Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений. В 4 частях. Часть 1/ О.В.Кубасова.

Технология изучения

Формируемые умения:

Предметные, УУД

Оформление доски, экрана

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный.

УУД:

Умение мобилизовать свои силы для работы

Приветствует детей. Эмоционально настраивает детей на урок.

Приветствуют учителя.

II .

Актуализация изученного.

Предметные:

Умение пересказывать сказку

УУД:

Выполнять задания учителя

Проверка домашнего задания, пересказ сказки «Рыба и кольцо». Работа по заданиям в учебнике.

Подготовка к чтению, выполнение заданий в рамке перед текстом.

III .

Знакомство с текстом

Предметные:

Умение внимательно и выразительно читать

УУД:

Умение работать с книгой

Чтобы задать верный эмоциональный тон, первые 5 абзацев читает учитель. Дети продолжают чтение вслух относительно законченными по смыслу фрагментами, заканчивая словами «он спал» (с. 131).

IV .

Перечитывание и работа с текстом

Предметные:

УУД:

адекватно использовать речевые средства; слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей; обосновывать и доказывать собственное мнение .

Почему Бертилю приходилось целыми днями сидеть дома одному? Какие чувства он при этом испытывал?

Всегда ли Бертиль был так одинок?

Что случилось с его сестрой Мэртой?

После чего жизнь мальчика резко изменилась?

Расскажите о том, как встретились Бертиль и Крошка Нильс Карлсон.

Каким вы представляете Крошку Нильса Карлсона? Как бы вы его нарисовали? Какие краски использовали бы? Почему?

Где жил Крошка Нильс Карлсон? А где он жил прежде?

Почему Крошка Нильс Карлсон и Бертиль так быстро нашли общий язык?

Как Бертиль смог попасть в жилище Крошки Нильса?

Как выглядела комната Крошки Нильса? Прочитайте.

Как заботился Бертиль о Нильсе?

Сегодня мы прочитали часть сказки. Как можно её озаглавить?

Нет, когда-то у него была

сестра.

После встречи с Крошкой Нильсом.

Крошка

Нильс был маленьким, не больше мизинца, весёлым, неунывающим. Краски желательны яркие, светлые, потому что Нильс был бодрым и радостным, сумел развеселить мальчика, скрасить его одиночество.

Одному и другому было одиноко.

Сначала принёс дрова, по-

том кроватку, постель, одежду, еду.

-«Счастливая встреча»; «Встреча Бертиля и Нильса»...

V .

Подведение итогов урока, домашнее задание.

УУД:

Отвечать на вопросы учителя,

Оценивать свои достижения и возможности

- Хотите узнать, что случилось дальше?

Что вам больше всего понравилось на уроке?

Все ли у вас удалось на уроке?