Познание. Конспект занятия «Кубанские композиторы и их творчество Русская поэзия в творчестве кубанских композиторов

Смотреть слайды в большом размере

Презентация - Музыкальная культура Кубани

Текст этой презентации

Музыкальная культура Кубани

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств станицы Старомышастовской» муниципального образования Динской район «МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КУБАНИ» Разработчик: преподаватель теоретических дисциплин ИЗУГРАФОВА Елена Николаевна Старомышастовская 2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Освоение регионального музыкального наследия является весьма важной проблемой профессиональной подготовки кубанского преподавателя. Ранее региональный компонент образования составлял 10-15% от общего федерального, сегодня же историческое прошлое, культурное наследие Кубани стали основой предмета «Кубановедение», введенного во всех кубанских школах. Региональный компонент введен и в учебные дисциплины музыкально-теоретического цикла в детской школе искусств. Презентация «Музыкальная культура Кубани» создана с учетом таких дидактических принципов как системность и доступность. Разработанное автором содержание обучения ориентировано на образование, воспитание и развитие личности обучающегося. Учебный материал структурирован связно и логично. В нем отражено два направления: изучение народной музыкальной культуры, музыкального фольклора, отражающего историю народов Кубани, их традиции, систему их духовных ценностей; изучение творческого наследия композиторов Кубани. Актуальность данной темы не вызывает сомнения, поскольку она представляет собой систематизацию всей существующей на сегодняшний день информации о кубанской музыке, максимально освещая данную область, и предназначена именно для работы в детской школе искусств. Автором проведена серьезная работа по тщательной подготовке иллюстративного материала и фонохрестоматии.

Одной из замечательных особенностей Кубани являлось наличие у жителей казачьих станиц большого певческого опыта, приобретенного в процессе коллективного пения на сельскохозяйственных работах, а также в период прохождения военной службы и ежегодных военных сборов казаков. Хоровое пение занимало большое место в календарных и семейно-бытовых обрядах, в праздничном застолье, в танцах, хороводах, играх. Широко было распространено на Кубани пение на улицах. Любовь кубанцев к коллективному пению не могла не вызвать появления полковых, школьных и любительских хоров.

ИЗ ИСТОРИИ… Особое место в музыкальной жизни Кубани, в развитии и укреплении певческих традиций занимали войсковые певческий и музыкантский хоры (1811-1917 гг.). Есаул И.И. Кияшко в книге «Войсковые и музыкантские хоры Кубанского казачьего войска» пишет: «Первое время по переселении на Кубань хлопоты по устройству на новых местах... не давали возможности проявить любовь к музыке, но, устроившись и осмотревшись, запорожцы уже в 1811 г. организуют себе певческий и музыкантский хоры».

Наряду с произведениями духовного содержания, в том числе сочинениями В. Моцарта, П. Чайковского, Д. Бортнянского, А. Львова и др., певческий хор исполнял большое количество русских и украинских народных песен в обработке местных кубанских музыкальных деятелей - М. Бибика, Г. Концевича, А. Бигдая. Значительное место в репертуаре хора занимали произведения русских композиторов (М. Глинки, А.Даргомыжского, П.Чеснокова, М. Анцева) и зарубежных композиторов (Л. Бетховена, Й. Гайдна, Р. Вагнера, Р. Шумана, Ф. Мендельсона и др.).

Наиболее продолжительное время, свыше 14 лет, регентом Войскового хора был Г.М. Концевич. С 1892 по 1906 гг. он являлся регентом войскового певческого хора, с октября 1910 г. - учителем пения и собирателем кубанских казачьих песен при Войсковом хоре. Г.М. Концевич был профессиональным композитором, создавшим такие незаурядные хоровые сочинения как «Кантата памяти К.Д. Ушинского» и «Памятник» на стихи А.С. Пушкина.

Григорий Концевич

С 1 января 1910 г. Войсковой певческий хор возглавляет ученик Концевича Я.М. Тараненко, при котором войсковой хор переживает время нового творческого подъема. Частые выступления перед публикой сделали хоровой коллектив знаменитым далеко за пределами Кубани.Значительное место в творческой деятельности войсковых хоров отводилось пропаганде церковной музыки. С войсковым хором связаны сбор и изучение кубанского казачьего фольклора. Огромная заслуга в этом благородном деле, а также в деле популяризации казачьих песен, принадлежит Г.М. Концевичу. В период с 1904 по 1913 гг. им было собрано и издано в собственной обработке более 200 кубанских песен.

Важное место в истории собирания кубанского песенного фольклора по праву принадлежит видному музыкальному и общественному деятелю Акиму Дмитриевичу Бигдаю. С именем А.Д. Бигдая связано открытие в Екатеринодаре в 1889 г. кружка любителей музыки, при активном участии которого были поставлены оперы «Фауст», «Трубадур», «Запорожец за Дунаем». Появились театральный и художественный кружки. Популярность их вызвала к жизни необходимость образования «Общества любителей изящных искусств». Самым значительным событием в деле развития музыкального образования в Кубанской области явилось открытие в 1908 г. музыкального училища в Екатеринодаре. В училище имелись три отделения: фортепианное, оркестровое, вокальное. Несколько позднее были открыты регентские классы.

В 1910 г. в Екатеринодаре выступал Ф.И. Шаляпин. Екатеринодарцы имели счастье видеть и слышать знаменитого певца. Несмотря на высокие цены на билеты, к началу концерта театр был переполнен публикой. Очень тепло и радушно Ф.И. Шаляпин был встречен зрителями, всем хотелось слушать великого певца.Екатеринодарцы имели счастье встретиться с замечательным искусством Л.В. Собинова. Первый концерт «короля i споров» состоялся в Екатеринодаре в 1900 г. в здании второго общественного собрания (ныне гостиница «Краснодар»). Зал был переполнен, публика стояла па улице. Второй концерт Л.В. Собинова в Екатеринодаре состоялся через 12 лет.

Ф.И. Шаляпин Л.В. Собинов

В 1913 г. в Екатеринодаре с концертом выступил С.В. Рахманинов. «Собравшаяся многочисленная публика с истинным наслаждением прослушала всю программу в исполнении этого редкого музыканта, с превосходной своеобразной игрой». На вызовы публики С.В. Рахманинов исполнил несколько произведений, из которых «Полька» впервые исполнялась с эстрады. Знаменитому композитору и пианисту были преподнесены венок и множество цветов.

С.В. Рахманинов

Имя другого знаменитого артиста - Василия Петровича Дамаева - уроженца Кубани было известно не только в России, но и за границей. В.П. Дамаев родился в станице Отрадной, в бедной семье. Не имея материальной возможности, В.П. Дамаев, вероятно, никогда не смог бы получить музыкального образования, но совершенно случайно его пение услышал московский театрал, адвокат И.Л. Гар, который заинтересовался судьбой простого станичного парня. Он направил В.П. Дамаева в Москву с рекомендательным письмом к своей сестре В.П. Козловской, имевшей отношение к музыкальным училищам.

В.П. Дамаев

Три года титанического труда, напряженной учебы оперному искусству в условиях жесточайшей нужды увенчались блестящими успехами. В 1907 г. Дамаев подготовил сразу две роли - Самозванца в «Борисе Годунове» М. Мусоргского и Радамеса в «Аиде» Д. Верди. 30 августа 1908 г. в театре Зимина состоялся дебют В.П. Дамаева. Газета «Русское слово» писала об этом спектакле: «В среде исполнителей выделяется тенор Дамаев, молодой певец показал редкий по тембру голос, блестящую дикцию».Чудесным голосом певца был восхищен и Ф.И. Шаляпин: «За такого тенора надо ухватиться обеими руками. Это настоящий драматический тенор с превосходной дикцией, с несомненным дарованием».

В 1909 г. В.П. Дамаев вместе с Ф.И. Шаляпиным поехал с русской оперой в гастрольное турне - Париж, Берлин, Лондон. Оперы «Борис Годунов», «Псковитянка», «Хованщина» встретили восторженный прием у заграничного зрителя. В.П. Дамаев ездил по стране в гастрольные поездки с концертами. Он побывал в Архангельске, Рязани, Ярославле и в других городах. Приезжал В.П. Дамаев в родную станицу Отрадную,где давал концерты для земляков.

НАРОДНАЯ МУЗЫКА КУБАНИ Народные песни Кубани Музыкальный фольклор представлен как синкретичный вид искусства, который тесно переплетается с жизнью, бытом, народными традициями. Поэтому жанры песенного и инструментального народного музыкального творчества, праздники русского народа рассматриваются в широком жизненном контексте, в тесной связи с историей, природой, жизнью русского человека. При изучении музыкального фольклора кубанских казаков первостепенную роль следует отвести освоению разнообразия его жанров: исторических, походных, лирических, плясовых, шуточных песен. Особого внимания заслуживает обрядовый фольклор: свадебные, рождественские, пасхальные песни.

Освоение образцов фольклора может включать в себя различные формы его воплощения: пение, инструментальное музицирование, движение под музыку и использование элементов танцев, имитацию среды бытования, декоративное оформление слушаемой и исполняемой музыки (костюм), инсценирование, «разыгрывание» песен, игры народных праздников. Поскольку учащиеся уже имеют некоторый певческий опты, можно обратить их внимание на характер кантилены кубанских песен, широкое дыхание, своеобразную манеру исполнения, связанную с особенностями условий проживания людей на Кубани: звучащая песня разливалась по бескрайней степи и была слышна даже в соседних станицах.

Линейные казаки
Линией принято называть ту самую оборонительную линию, которую строил и укреплял на Кубани А.В. Суворов в 1777-1778 гг. Линейными впоследствии стали называть донских казаков и всех тех выходцев из России, которые служили на кубанской земле или позже переселились сюда на постоянное жительство (в частях Екатеринодарского и Майкопского линейных отделов, в Кавказском, Баталнашинском и Лабинском). Песни этих русских людей стали называться «песнями линейных казаков». Исторические песни черноморских и линейных казаков отличаются разнообразной тематикой. Большая часть их посвящена нелегкой казачьей военной службе, важнейшим событиям, происходящим на юге России, атаманам, прославившимся в боях за российские земли. Во многих песнях большое внимание уделяется судьбе женщин-казачек, провожающих на войну своих мужей, братьев и сыновей.

При всем разнообразии сюжетов можно отметить ряд стилевых признаков, характеризующих песенный исторический жанр. Н.К. Пархоменко отмечает, что в исторических песнях важны не детали сюжетных перипетий, а общий эмоциональный тонус величественности, грандиозности, необычайности. По этой причине тексты песен не отличаются излишней развернутостью, изложение сюжетов довольно кратко, лаконично. Иногда достаточно лишь намека на события, о которых рассказывается в песне. Главнее оказывается ее образно-эмоциональное содержание. С жанровой основой песен непосредственно связана и ритмика стиха и напева. Примечательно, что исторические песни могут иметь и маршевую, и танцевальную основу, иногда для них свойствен облик протяжных песен. Обычно в сборниках кубанских песен исторические, военно-бытовые и походные песни объединяются в одну группу.

При изучении песен казаков преподавателю следует обратить внимание ребят на характер исполнения многочисленных образцов песенного наследия. Они могут носить как аутентичный (подлинный), так и стилизованный характер. Можно предложить детям поговорить об исполнительской манере краснодарских творческих коллективов, исполняющих народную музыку, о привнесении новизны в традиционную музыку благодаря искусному ее прочтению, об индивидуальности и неповторимости такого интерпретирования.

Образ Родины в казачьих песнях
«Ты, Кубань, ты наша Родина» - одна из самых популярных народных песен на Кубани, гимн Кубанской земли. При прослушивании в песне можно выделить восходящую квартовую интонацию, которая часто повторяется в мелодии. Общее восходящее направление движения мелодии во фразах усиливает утвердительный, оптимистичный характер песни, ее пафос. В содержании песни подчеркивается, что поклон своей земле шлют ее сыновья, находящиеся в далеких странах «полуденных», в «турецкой стороне», но готовые постоять «за святую землю русскую». Можно предложить учащимся поговорить о содержании песни, текст которой (стихотворение Константина Образцова) был опубликован в 1915 г. в «Кубанском казачьем вестнике» и посвящен «казакам первого Кавказского казачьего полка в память боевой их славы». Стихотворение было написано в Турции на позициях действующих частей Кавказской армии и стало посланием любимой Родине из далеких турецких земель.

«Ой, тучки темны». Строевая песня о возвращении казачьего отряда из похода. «Ой, да вспомним, братцы, мы, кубанцы». Песня времен Великой Отечественной войны о героическом сражении казачьих отрядов с фашистами. Песня носит балладно-повествовательный характер, неторопливо развертывается во времени, рассказывая о смелом командире, обещающем своим воинам не забыть помощь и братскую поддержку, оказанную ему в бою. «За Кубанью, братцы, за рекою». Походная песня времен Гражданской войны о встрече казаков с войсками Буденного. «Слетайтеся, чайки, до морю». Песня о событиях Гражданской войны, о битве казаков Четвертого Кубанского полка с интервентами в Забайкалье. «Эсминец суровый на рейде стоял». Песня о событиях Великой Отечественной войны.

«Ой, Расея, ты Расея» (другой вариант - «Ты, Россия, ты, Россия, ты, Россиюшка моя. Про тебя, моя Россия, честь и славушка легла»). Историческая песня о казаке Матвее Ивановиче Платове, атамане Донского войска, участнике боев Отечественной войны 1812 г. В песне описывается эпизод, связанный с посещением Платовым, переодетым купцом, тыла французов во время войны 1812 г. «Я уезжаю на славный Кавказ». Походная песня линейных казаков о прощании казака, отправляющегося в поход, со своими близкими. «Ой, да мы стояли на горе». Походная песня линейных казаков о возвращении на Кубань из похода. «Ой, в саду вишенка цветет» (другой вариант - «Да в саду дерево цветет»). Строевая песня о проводах в поход молодого казака. «Не с-под тучушки да ветерочки дуют». Протяжная песня о предстоящей службе гребенских казаков на Тереке. В песне в поэтичной форме воспроизводится диалог казаков с царем, который объявляет им о предстоящих переменах в их службе.

Кубанцы участвовали в Отечественной войне 1812 г., Крымской военной компании (1854-1855 гг.), в освобождении Болгарии от ига Османской империи (1877-1878 гг.), в русско-японской войне (1904-1905 гг.), первой мировой войне, и все эти события нашли отражение в песнях: «Про 1812 год», «Про Платова», «Словно соколы крылаты», «Ехал казак из войны». Кроме военных событий в строевых песнях отражены картины мирной лагерной службы, учебных походов, казарменного быта. Любили казаки петь шуточно-игровые песни с подпляской на ходу и лихим задорным посвистом. Порой их шутка, юмор приобретали сатирический оттенок, высмеивающий отрицательные стороны воинского быта казаков, произвол, самодурство старших чинов. С особым волнением воспринимаются песни о гибели воинов на поле брани от ран, полученных в бою.

В чужих краях, на военной службе, как-то больше тянуло на грустные мотивы. А вот уж когда возвращались домой, то веселье и радость лились рекой. Воинов встречали всем обществом широко, хлебосольно, и музыканты с бандурами, гармошками, балалайками долго ходили за ними по пятам, напотешить их бравые душеньки песнями: «За Кубанью огни горят», «Из-за лесу, лесу копия, мечей», «Полно, братцы, вам, кубанцы», «Вспомним, братцы». Даже самый краткий обзор военно-исторических песен говорит о том, что практически все важные исторические события, происходившие в России (не только на юге, но и на западе, и даже в Сибири), нашли поэтическое осмысление в песенном творчестве казачества.

Песни продолжали создаваться и в XX веке, явившись эмоциональным откликом на события Гражданской и Великой Отечественной войн. Вероятнее всего, такая событийность, насыщенность событиями и стала причиной вытеснения из бытования былин и эпических былинных песен, занимавших значительное место в казачьем репертуаре вплоть до начала XX века. От военно-исторических песен как бы «ответвляются» военно-бытовые песни. Н.К. Пархоменко отмечает, что «в военно-бытовых песнях раскрываются характерные черты казачьего быта с его особым устройством, отражается социально-экономическая обстановка. Песни эти часто преисполнены лиризма и яркой эмоциональной насыщенности. Им присущи богатство и разнообразие приемов музыкально-поэтического развития, своеобразие и оригинальность композиции». Это такие песни, как «Вот скрылось солнце за горою», «Посадила розу», «Ой, тихо ехал над рекою», «Ой, как под грушей», «Ой, уж ты зоренька-зарница».

Также Н.К. Пархоменко указывает, говоря об исторических песнях, на возможность их исполнения как мужчинами, так и женщинами: «Так, военно-исторические и военно-бытовые песни относятся, как известно, к типу мужской протяжной лирической песни с ее развитым подголосочным многоголосием, с четко обозначенными в нем функциями голосов: запевалой - «заводчиком», «голосниками», «подголосником», «дишкантом» или дискантом. Мужские и женские голоса в хоровой партитуре располагаются и функционируют в соответствии с их музыкальными способностями, техническими, регистровыми и другими возможностями певцов». Обилие военно-исторических песен в казачьем песенном творчестве свидетельствует о преобладании чувства патриотизма в мировоззрении казака над остальными чувствами и настроениями.

Некрасовские казаки
Не могли не попасть на Кубань в 1688 г. русские песни вместе со служивыми донскими казаками атамана Петра Мурзенко. В песнях того времени воспевались походы, в которых искали вольной от царского гнета жизни отряды казачьих атаманов Ермака (1581-1585), Степана Разина (1630-1671), Кондратия Булавина (1660-1708) и его сподвижника Игнатия Некрасова (1660-1737), Емельяна Пугачева. Заметный след в истории заселения кубанского края русскими людьми оставили некрасовские казаки. Свое песенное богатство некрасовцы делили на ряд тематических пластов: песни об Игнате, служивые, песни беседные или компанейские (сюда входят и исторические песни), женские, свадебные, карагодные (хороводные), сердцебитные, уличные, пригудки (колыбельные), игровые (считалки), шуточные прибаутки; духовные стихи (песни речитативного характера). Это «Ой, воздолийка да далекого», «Не одна во поле дороженька» и многие другие. Жизнь в Турции, вдали от родной земли, наложила отпечаток на музыкальное наследие некрасовцев - многие песни, танцы насыщены упругими восточными ритмами, прихотливыми интонациями. Даже костюм некрасовцев заметно отличается от костюмов линейных и черноморских казаков.

Все песни, связанные с военно-исторической и военно-бытовой тематикой, образуют особую ветвь кубанского песенного фольклора - «мужскую» песню. Пение мужчин в церковных и полковых хорах стало распространенным к концу XIX века и стало играть важную роль в музыкальной и концертной жизни края. Женщины-казачки пели балладные, лирические, семейно-бытовые, свадебные, шуточные песни. Особую роль в пропаганде музыкального и певческого искусства играли созданные в 1811 г. музыкантский хор (по ходатайству атамана Ф.Я. Бурсака) и певческий хор (стараниями К.В. Российского). В каждой станичной школе пение было обязательным предметом, и почти в каждой православной церкви имелся свой церковный хор. 36 воинских частей Кубанского казачьего войска имели оркестры. В 1889-1895 гг. в Екатеринодаре работал общественный кружок любителей музыки. Многие родители стремились учить детей играть на музыкальных инструментах. Помочь в этом взялся известный общественный деятель Кубани, любитель-музыкант, собиратель казачьих песен Аким Дмитриевич Бигдай (1855- 1937 гг.). В 1897 г. он организовал и возглавил кружок любителей музыки.

А.Д. Бигдай

Большую роль в пропаганде музыкального искусства играл уроженец станицы Старонижестеблиевской Григорий Митрофанович Концевич (1863-1937 гг.) - хормейстер, композитор и педагог. С 1892 г. он возглавлял войсковой певческий хор Кубани, который по праву считался одним из лучших хоров России. Для преподавателей начальных училищ он издал два учебных пособия по пению, подготовил семь сборников народных песен, бытовавших среди казаков.

Представители музыкальной культуры Кубани: А.А. Головатый (1732-1797) – первый кубанский кобзарь, сочинитель и исполнитель казачьих песен, войсковой судья, атаман.

М. Богуславский – создатель капеллы бандуристов в Екатеринодаре

А.Н. Дроздов (1883-1950)-композитор, пианист, музыковед. 1911-1916 гг. – директор музыкального училища Екатеринодара.

Г.М. Концевич (1863-1937)-хормейстер, композитор и педагог, собиратель народных песен, регент Кубанского казачьего хора.

А.С. Пивень (1872-1962) –казачий фольклорист и писатель, издатель произведений кубанского народного творчества.

Черноморские казаки
30 июня 1792 года особой грамотой Екатерины Черноморскому казачьему войску были пожалованы земли между Кубанью и Азовским морем. Екатерина согласилась отвести казачьему войску эти земли для поселения с таким расчетом: прекратятся казацкие бунты, время от времени вспыхивавшие в Запорожской Сечи, еще один источник беспокойства будет ликвидирован. Но не только это волновало императрицу. К тому времени между Россией и Турцией был подписан мирный договор, согласно которому Россия расширила свои владения и получила господство над Керченским проливом. Нужно было как можно скорее заселять новые земли, осваивать их, и, что самое главное - охранять. Обычные поселенцы могли бы с этим не справиться, для этого необходима строгая воинская дисциплина, умение воевать и постоянная поддержка боевой готовности - слишком уж много недружелюбных соседей окружали российский юг. И после визита Антона Головатого в Царское Село казаки начали готовиться к переселению.

Переселение на кубанские земли осуществлялось для казаков довольно болезненно. Дальняя дорога, примитивный транспорт, минимальный объем самого необходимого - нередко все это становилось причинами болезней или даже смерти членов семей казаков. Недаром любой переезд народная мудрость всегда сравнивала с пожаром - слишком уж велики были потери. Какие документы смогут отразить ту боль, которую испытывает человек, когда его заставляют покидать обжитые места, которые он всю жизнь считал своей Родиной? Все эти события нашли самое непосредственное отражение в протяжных песнях черноморских казаков. Тяготы переселения не сломили казаков, их веры в жизнь. На новые земли они, насколько это было возможно, принесли с собой то, что окружало их в былой жизни. Строя новую жизнь, казаки старались сделать ее похожей на ту, которая осталась далеко. Вот как пишет об этом известный историк И.Д. Попко: «Черноморцы говорят малороссийским языком, хорошо сохранившимся. Настолько же сохранились под их военной кавказской оболочкой черты малороссийской народности в нравах, обычаях, поверьях, в быту домашнем и общественном. Напев на клиросе, веснянка на улице, щедрованье под окном, жениханье на вечерницах, и выбеленный угол хаты, и гребля с зелеными вербами, и вол в ярме, и конь под седлом – все напоминает вам на этой далекой кавказской Украине гетманскую Украину, Наливайка и Хмельницкого… Так, старая песня гетманской Украины живет неразлучно с поколениями народа, перенесшего своих пенатов с Днепра на Кубань, и звучит она тысячеустной повестью о славных делах и высоких качествах праотцов в завет правнукам, далеко ушедшим от предковских могил…»

Можно отметить ряд различий в костюме черноморских и линейных казаков. У черноморцев преобладала одежда запорожского образца, привезенная из Украины - синие шаровары, синий кунтуш (верхняя куртка), под который был надет кафтан красного цвета. Единая форма черноморцев - шаровары и куртка из синего сукна - была утверждена в 18-м году. Этого образца придерживаются сегодня и фольклорные коллективы, исполняющие народные танцы и песни, что позволяет им передать национальное своеобразие и неповторимый колорит украинского фольклора. Возможно, что основой хореографических постановок стали более ранние образцы фольклора черноморцев (1-й пол. XIX в.), потому что унификация казачьей формы черноморцев и линейцев внесла свои коррективы в танцевальное творчество. К примеру, движения вприсядку в узких шароварах и черкеске (утвержденные в середине XIX века) будут смотреться совсем иначе, чем в широких шароварах и кафтане запорожского образца 1-й пол. XIX в. Причины такой унификации интересно объясняет И.Д. Попко: «Взяв у черкеса вооружение, одежду, седловку и посадку, вместе с тем он (казак - Е.П.) усвоил себе живость и удаль своего противника». Свободная одежда в новых климатических и географических условиях, возможно, мешала резким и точным движениям, так необходимым при военных действиях.

Более того, изменения в костюме были еще и частью боевой тактики запорожцев, часто принимавшими одежду, вооружение и внешность своих недругов. Когда-то, еще в Сечи, во время конфликтов с татарами, как отмечает И.Д. Попко, «запорожцы одевались, вооружались, седлали коней и даже брили себе голову как крымские татары. Чтобы стать барсами для крымских гиен, они подходили к ним хамелеонами». В результате изменений в форме и черноморцы, и линейцы стали носить одинаковую форму, состоящую из черной черкески, темных шаровар, бешмета, башлыка, к которым зимой добавлялись бурка, папаха и сапоги. Характеризуя мундир черноморцев, И.Д. Попко отмечает, что в этом мундире соединились для черноморского казака его прошедшее и настоящее: кунтуш гетманской Украины и боевой наряд Кавказских гор. Наряд казачек состоял обычно из юбки и кофточки, непременной принадлежностью которых были рюши и оборки, подчеркивавшие стройную фигуру. Интересно, что в костюме казачек отсутствует сарафан, встречающийся практически во всех регионах России: и в средней полосе, и на Севере.

Черноморцы - название, введенное в русский официальный обиход для бывших днепровских казаков после изгнания их из Запорожья и незадолго до их переселения в Приазовье. Прежнее их имя «запорожские казаки» было изъято из употребления распоряжением правительства. За успешное участие в русско-турецких войнах по указу Екатерины II от 10 января 179О года бывшие запорожские казаки, жившие между Южным Бугом и Днестром, получают название «Верное Войско Черноморское», а казаков этого войска называют «черноморцами». В 1792 году жалованной грамотой Екатерина II разрешает черноморским казакам переселиться на новые земли «...в области Таврической остров Фанагорию со всей землей, лежащей на правой стороне реки Кубани, от устья ея к Усть-Лабинскому редуту, так чтобы с одной стороны река Кубань, с другой же Азовское море до Ейского городка...». «Войску Черноморскому принадлежит бдение и стража пограничная от набегов народов закубанских». 25 августа 1792 года первые черноморцы высадились на Таманском берегу и стали заселять указанные земли. Черноморцы и здесь сохраняли общественные и боевые традиции и навыки своих предков запорожцев. Смелый, независимый характер украинских и русских казаков сыграл положительную роль в освоении, благоустройстве малообжитого, беспокойного края. Кавказские племена недружелюбно встречали новых поселенцев. Однако они скоро поняли, что перед ними появились люди крепкой воли, энергии, выносливости, равные им по мужеству, воинским доблестям, не терпящие насилия над собой.

Нетребко Анна Юрьевна
Нетребко Анна Юрьевна, российская оперная певица, сопрано, родилась 18 сентября 1971 г. в Краснодаре. Училась в Санкт – Петербургской консерватории. В 1993г. победила в конкурсе им. М.И. Глинки и приглашена в Мариинский театр. В 1995 дебютировала в Сан- Франциско (США)- роль Людмилы («Руслан и Людмила»). Широкую известность получила при исполнении роли Памины в «Волшебной флейте», Розины в «Сивильском цирюльнике». Анна Нетребко стала известна как исполнительница русских оперных партий. Уникальный голос, мировое признание, лауреат самых различных конкурсов. В 2003 вышел первый студийный альбом Анны Нетребко и стал самым популярным альбомов академической музыки.
В августе 2010 А. Нетребко исполнила с Филиппом Киркоровым песню «Голос» в своем новом творчестве –стиль кроссовер. Снималась в американском фильме «Дневники принцессы» в роли самой себя.
С 2006г. Нетребко А.Ю. гражданка Австрии, живет в Вене, сохранила гражданство РФ.
Герой труда Кубани. Народный артист России.

Захарченко Виктор Гаврилович
Захарченко Виктор Гаврилович, народный артист России и Украины, доктор искусствоведения, профессор, генеральный директор ГНТУ «Кубанский казачий хор, художественный руководитель и главный дирижёр, композитор, общественный деятель, родился в 22 марта 1938 в станице Дядьковской, Кореновского района, Краснодарского края. С детства мечтал стать музыкантом, окончил Краснодарское музыкально – педагогическое училище в 1960г. и Новосибирскую государственную консерваторию в 1967г.
В 1974г. возглавил Кубанский казачий хор, его талант, энергия и преданность казачьему краю не только возродили хор, но сделали его известным в России и во всём мире. Мощь казачьего духа, патриотизм, любовь к краю и России, монолитно слиты в песнях и плясках коллектива. Впечатление от выступления Кубанского казачьего хора остается на всю жизнь.
Всю жизнь Захарченко Виктор Гаврилович посвятил возрождению народного творчества, исследованию народной песни. Он автор более двухсот музыкальных произведений и более тысячи обработанных народных песен. Опубликовал ряд работ по истории народной песни.
За заслуги перед Россией и Кубанью, за возрождение народного искусства Захарченко В. Г. награждался наградами Российской Федерации – 4 Ордена, Беларуси, Украины, Болгарии, Вьетнама, наградами общественных организаций, казачьих обществ России, ведомственными наградами - ФСБ, МВД, церковными орденами.
Захарченко В.Г. – Герой труда Кубани. Почетный гражданин города Краснодар.

Образцов Константин Николаевич
Образцов Константин Николаевич, русский поэт, родился 28 июня 1877г. в г. Ржевске, Тверской губернии. Окончил Тифлисскую духовную семинарию. Как лучший ученик был направлен в Петербургскую духовную академию. Учился также в Юрьевском университете на историко- филологическом факультете. Служил священником во Владикавказской епархии. Занимался миссионерской деятельностью на Кавказе. Служил священником в Кавказском полку Кубанского казачьего войска, участвовал в Первой мировой войне, награжден орденом Святой Анны.
Как талантливый поэт и патриот написал много стихотворений, многие из которых стали песнями, в том числе казачьими, кубанскими. Произведение Образцова К. Н. «Ты Кубань ли наша родина, вековой наш богатырь» стала Кубанским гимном.
Судьба трагична, как и многих в годы революции, гражданской войны. По одним сведениям он умер от тифа в Краснодаре, по другим расстрелян ВЧК в 1920.

Информационная служба ст.Новопокровской

Известные, знаменитые деятели культуры, искусства Краснодарского края, Кубани – артисты, художники, писатели, поэты

Плотниченко Григорий Максимович
Плотниченко Григорий Максимович, русский, кубанский композитор, фольклорист, хормейстер, педагог родился в 1918г. в г. Таганрог, Ростовской области. С его рождением родители переехали на Кубань, вся жизнь, работа, творчество Григория Плотниченко с Кубанью. Умер в 1975г.
Родители Григория, заметив его страсть к музыке, с 8 лет определили его в музыкальную школу, в 1936. записался в Краснодаре в оркестр народных инструментов дворца пионеров.
Плотниченко, участник Великой Отечественной войны, добровольцем ушёл на фронт, был тяжело ранен, ему полностью до плечевого сустава ампутировали руку, был награжден орденом Красной звезды.
Научился виртуозно играть на инструментах, стал композитором. В 1943 окончил музыкальное училище им. Римского –Корсакова и остался преподавать в нём. Работал художественным руководителем Краснодарской государственной филармонии, художественным руководителем ансамбля песни и пляски Северо-Кавказского военного округа. С 1957г. Плотниченко Г.М. заведовал кафедрой музыки и пения в Краснодарском педагогическом институте, с 1966г декан музыкального педагогического факультета.
Творческое наследие Григория Плотниченко огромное. Его произведения знают на Кубани и в стране: «Кубанские синие ночи», «Маки на малой земле», «У старого кургана», «Над Кубанской степью солнце», «От весны никуда ни скрыться», «Девичья лирическая», «Тихо за околицей» на стихи кубанских авторов. Песни о военных годах: «Гвардейцы миномётчики», «Севастопольская», «По Дону гуляет..». Писал сюиты, баллады, романсы, музыку к кукольным спектаклям.
Полотниченко Григорий Максимович создатель и первый председатель отделения Краснодарского Союза композиторов РСФСР и краевого отделения Всероссийского хорового общества, заслуженный деятель культуры РСФСР.

Логинов Виктор Николаевич
Логинов Виктор Николаевич, кубанский писатель, родился 7 ноября 1925г. в селе Большие Вески Владимирской области. После окончания Иркутской авиационной школы, он в 1944г. переехал в Краснодарский край.
Сочинять рассказы начал со школьной скамьи. Первый рассказ « Дороги товарищей» был напечатан в газете г. Кропоткин в 1952г. За период творческой деятельности издано более 40 книг. Романы: «Трудные дни в Береговой», «Перед завтрашним днём», «Наследство», «Испания, Испания», «Святые и грешные». Повести и рассказы: «Сказание о первой любви», «Три студеных дня», «Под облака на косогор», «Полюбить хочется» Много пишет для детей и о детях: «Алкино море», «Мир хороший», «Венки для девчонок», «Самая главная тайна», роман «Олег и Ольга».
По повести Виктора Логинова «На то она и любовь» известный режиссер Иван Пырьев снял фильм «Наш общий друг».
Журнал «Огонек» пять раз присуждал Виктору Логинову литературные премии.
В 1956г. Логинов был принят в члены Союза писателей СССР.
За книгу «Краснодар - город счастья» Логинов Виктор Николаевич удостоен городом премии им. А.Д. Знаменского.


Нечепуренко Любовь Михайловна,
учитель начальных классов,
МБОУ СОШ №12, с. Белая Глина,
Краснодарского края.
Урок кубановедения
8 класс
Тема: Творчество профессиональных композиторов Кубани.
Цель: создать условия для знакомства с композиторами Краснодарского края.
Задачи:
а) образовательные: познакомить учащихся с творчеством знаменитых композиторов Краснодарского края;б) развивающие: развивать познавательные интересы, творческие способности;
в) воспитательные: воспитывать любовь к малой Родине, коммуникативные отношения.
Оборудование: презентация,
Ход урока:
I. Проверка домашнего задания.
ΙI.Введение в тему.
Вступительное слово учителя.
Кубань, Кубань – души моей отрада
Сияньем зорь налитые поля.
Мне в целом мире ничего не надо
Твоя бы песня в вышине плыла
С. Хохлов
Песня - драгоценное богатство каждого народа.
Жители Кубани любят петь. Они поют русские и украинские песни, в которых звучит то протяжная лирическая мелодия, то бодрый энергичный марш, то весёлая, удалая казачья пляска. А в предгорьях седого Кавказа широко разливаются вольные, затейливые напевы адыгейских песен.
На Кубани много прекрасных песен, получивших всенародное признание. Они так прочно вошли в жизнь кубанцев, так часто исполняются, что уже как бы растворились в мелодиях родного края, превратились из авторских в народные.
Именно так произошло, например, с «Песней о родной земле».
ΙII. Слушание: «Песня о родной земле».
Хорошо нам утром выйти в поле,
Хорошо встречать рассвет на воле,
И поёт душа о светлой доле,
Песню о родной земле.
Припев: Ой, да на Кубани зори ясны,
Ой, да на Кубани вишни красны,
Ой, да на Кубани под высоким небом
Золотом горят хлеба!..
Слова этой песни написал В.Б. Бакалдин, а музыку - В.А. Лаптев.
По всему Северному Кавказу разлетелась трогательная, проникновенная песня «У адыгов обычай такой». Люди часто воспринимают эту песню как народную. Между тем у неё есть авторы. Стихи написал известный адыгский поэт Киримизе Жанэ (перевод Ю. Полухина). Автор музыки - народная артистка России Гошнау Самогова (1928 - 1995). Эта замечательная певица объездила с концертами всю страну, стремясь донести до зрителей красоту и величие своего родного края - Адыгеи.
О некоторых композиторах хотелось бы рассказать особо. С их творчеством связаны наиболее яркие страницы в истории кубанской песни.
ΙY. Знакомство с творчеством Виктора Гавриловича Захарченко.
Родился 22 марта 1938 года в ст. Дядьковской Кореновского района. Окончил Краснодарское музыкальное педагогическое училище (I960) и Новосибирскую Государственную консерваторию (1967).
Трудовую деятельность начал преподавателем педагогического училища в г. Куйбышеве. С 41964 по 1974 год работал главным хормейстером Государственного Сибирского русского народного хора.
Но сердце его осталось на Кубани.Постоянно в нем жила тоска по кубанским казачьим песням. Поэтому после телеграммы с приглашением в Краснодар, не раздумывая, он бросил квартиру и с семьей переехал в Краснодар.
В День Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября принял хор под свое руководство. Виктор Гаврилович считает, что его судьба, так же как и судьба хора находится под покровительством Божьей Матери. Еще в Запорожской Сечи певческая школа размещалась в церкви Покрова пресвятой Богородицы. В день Покрова впервые выступил Войсковой хор. Сибирский русский народный хор во время работы в нем В.Г. размещался в здании бывшей церкви Покрова Пресвятой Богородицы.
В 1974 году возглавил Государственный Кубанский казачий хор. Уже через год этот коллектив занял 1 место в смотре – конкурсе государственных русских народных хоров России, обойдя 11 коллективов. Программа была подготовлена за 3 месяца. Эта победа стала началом самого яркого и творчески плодотворного периода в почти двухвековой истории хора. Его репертуар пополнился сотнями новых песен. Хор, следуя традициям Войскового певческого хора, исполняет русскую духовную музыку, участвует в богослужениях в церквах и соборах, но и исполняет песни современных композиторов. Это уникальный певческий коллектив. Его история ведет отсчет с 14 октября 1811 года. Вначале в составе хора было всего несколько человек, которые пели в храме во время церковного богослужения. Постепенно репертуар обогащался, казачьими песнями, классическими произведениями. Являясь хранителями народного творчества, хор на протяжении почти двух веков был в центре духовной и культурной жизни Кубани.
Слушание песни в исполнении Государственного Кубанского казачьего хора.
С новым руководителем коллектив как бы заново обретает дыхание. Он становится известным не только у нас в стране, но и за рубежом, занимает первые места на всероссийских конкурсах народных хоров, международных фестивалях. Он объездил почти весь мир. В этом заслуга знаменитого кубанского композитора – В.Г.Захарченко.
С 1990 года В. Г. Становится художественным руководителем Центра народной культуры Кубани и Государственного академического Кубанского казачьего хора.
Кубанский казачий хор под руководством В.Г. Захарченко неоднократно был лауреатом всероссийских и международных конкурсов и фестивалей. Коллектив удостоен почетного звания Академический, Государственной премии им. Т. Шевченко республики Украина и награжден орденом Дружбы народов.
На протяжении всей своей творческой жизни Виктор Захарченко часть своей дулю и своего таланта отдавал композиторскому творчеству. Захарченко-композитору всегда была близка поэзия высокого гражданского пафоса, наполненная любовью к родине, к России, к русскому народу, к его святыням. Для него и сегодня остается злободневной русская классическая поэзия Пушкина и Лермонтова, Тютчева, и Есенина, Цветаевой и Рубцова. Людям нужны сегодня глубокие и откровенные авторские песни, обращенные к душе, добру, чувству патриотизма, укреплению национального самосознания и исторической памяти, говорит композитор. - Эти песни должны помогать нам из духовно-разобщенного населения соединиться в настоящий, крепкий верой и духом, непобедимый народ, способный выстоять в любую годину».
ВТ. Захарченко - автор многочисленных публикаций и творческих редакций, в том числе: «Песни села Балман», «Песни станиц Кавказской», «Кубанские народные песни», «Умом Россию не понять», «Поет Кубанский казачий хор» и другие. Виктор Гаврилович Захарченко собрал свыше 30 тысяч обрядов и народных песен.
Возглавляет факультет традиционной культуры и кафедру сценического народного ансамбля в Краснодарском университете культуры и искусств.
Профессор, академик международной академии информации, академик Российской гуманитарной академии. Доктор искусствоведения. Председатель совета благотворительного фонда возрождения народной культуры Кубани «Истоки». Член Союза композиторов РФ. Член Президиума Всероссийского хорового общества и Всероссийского музыкального общества. Полковник Всекубанского казачьего войска. Член комиссии по Государственным премиям России при президенте РФ.Удостоен многочисленных государственных и международных наград, орденов: Дружбы, «Знак Почета»,Трудового Красного Знамени, Союза казаков России «За веру, волю и ячество» и орденом Дружбы Республики Вьетнам; медали «100-летие со дня освобождения от Османского ига» Республики Болгария. Награжден медалями «За доблестный труд» и «За вклад в развитие Кубани - 60 лет Краснодарскому краю», крестом Союза казаков России «За возрождение казачества».
Заслуженный деятель искусств России, заслуженный деятель искусств Республики Адыгея, народный артист России, народный артист Украины, лауреат Государственной премии России, лауреат Международной премии Фонда Всехвального Апостола Андрея Первозванного, «Человек года» в номинации Русского биографического института.
По инициативе Виктора Гавриловича в г. Краснодаре открылся Центр народной культуры Кубани, в институте культуры открыто отделение фольклора и этнографии.
« только подлинные шедевры классической поэзии могут вдохновить композитора на творчество» - считает В. Г. Захарченко.
« Песня – это исповедь души».
Исполнение песни на стихи В. Бакалдина « Хлеб – всему голова»
Y. Знакомство с творчеством Григория Максимовича Плотниченко.
Вся жизнь Григория Максимовича Плотниченко (1918 - 1975) связана с Краснодаром.
Музыкальные способности мальчика проявились рано. Он поступил в музыкальную школу, где занимался по классу виолончели. Легко и быстро освоил другие струнные инструменты.
Учёбу в Краснодарском музыкальном училище прервала война. Григорий Плотниченко добровольцем ушёл на фронт, воевал в десантном отряде морской пехоты, под Сталинградом командовал батареей «катюш». Награждён боевыми орденами и медалями.
В одном из боёв лейтенант Плотниченко был тяжело ранен, и в полевом госпитале ему ампутировали правую руку.
Вернувшись в Краснодар инвалидом, в 1943 году Григорий Максимович окончил музыкальное училище, стал преподавателем в нём. На Кубани проходили грандиозные краевые праздники песни, организатором и душой которых был Григорий Максимович.
Песни Григория Плотниченко... В них отразились и красота кубанской природы, и богатство народных мелодий, а главное - душа простого человека, его чувства и мысли, его любовь к родной земле. Потому-то песни Плотниченко так популярны и любимы в народе. «Бежит река Кубанушка» (стихи И. Вараввы), «Родная станица» (стихи В. Попова), «Над Кубанью-речкою» (стихи И. Белякова)...
Одна из его песен, написанная на стихи С. Хохлова, стала своеобразной визитной карточкой, музыкальным символом нашего края. Это песня «Кубанские синие ночи». Её поют и на концертах, и в семейном кругу, и просто в саду, в поле.
Сергей Никанорович Хохлов вспоминал, как, увидев молодого поэта на концерте в рабочем посёлке ТЭЦ, Г.М. Плотниченко предложил ему написать стихи именно об этом посёлке.
«Я взял перо в тот же вечер... - рассказывает Сергей Никанорович. - Написал строку: «На Кубани красивые ночи».
- Что значит «красивые»?
Обилие лунного света, влажные звёзды сирени необыкновенной синевы, от которых сама ночь кажется синей.
Стихи Григорию Максимовичу понравились, и вскоре новая песня талантливого композитора, раскинув крылья, полетела над кубанскими станицами.
Кубанские синие ночи,
Черешен густой аромат.
Шумит за посёлком рабочим
Зелёными ветками сад...
Музыкальный талант Г.М. Плотниченко сочетался с большими организаторскими способностями. Благодаря его усилиям в Краснодаре и в Майкопе были открыты музыкальные факультеты в педагогических институтах, Краснодарский государственный институт культуры, десятки музыкальных школ и детских хоровых студий.
Г.М. Плотниченко был отмечен премиями, званиями, награждён орденом «Знак Почёта».
Но лучшая награда для композитора - любовь и память земляков. Новые и новые поколения кубанцев поют его песни, передавая их от сердца к сердцу.
Слушание: « Край наш кубанский»
Музыка Г. Плотниченко, стихи С. Ольгина
Край наш кубанский
-Родная земля,
Словно солдаты,
В степи тополя.
Морем пшеница
Кругом колосится,
Да радостно дышат поля.
Край наш кубанский
-Родимый простор,
Залитый солнцем
От моря до гор.
Вышки стальные,
Огни заводские,
Садов величавый убор.
Край наш кубанский,
Прославленный край,
Крылья всё шире
В труде расправляй.
С Родиной вместе
Дорогою чести
Ты к цели победной шагай!
YI. Знакомство с творчеством Григория Федоровича Пономаренко.
Григорий Фёдорович Пономаренко (1921 - 1996) родился на Украине. В крестьянской семье Пономаренко музыкой особо не увлекались. Но был человек, который оказал огромное влияние на судьбу маленького Гриши. Дядя мальчика Максим Терентьевич Пономаренко был самобытным музыкантом и замечательным мастером: никто лучше него не умел настраивать и восстанавливать старые баяны.
В школьные годы Гриша жил в семье дяди в городе Запорожье. Участвовал во всех школьных и городских конкурсах самодеятельности. Максим Терентьевич определил племянника в ученики к талантливому баянисту. Одарённый мальчик схватывал всё буквально на лету. Часто ему бывало достаточно одного урока, чтобы разобрать и выучить наизусть новое произведение.
В 1938 году поступил на службу в ансамбль песни и пляски пограничных войск. Служа в военном ансамбле, Пономаренко многому научился у старших товарищей-музыкантов.
Настоящая известность пришла к нему после войны. Работая в Куйбышеве (ныне Самара), Григорий Пономаренко стал автором любимых в России песен: «Оренбургский пуховый платок», «Я назову тебя зоренькой», «Ивушка», «Растёт в Волгограде берёзка». Эти песни сразу входили в душу как что-то очень родное и близкое.
В 1972 году Григория Фёдоровича пригласили на Кубань. До этого композитор никогда не бывал в нашем крае. Он был удивлён и до глубины души тронут тем, как напомнила ему кубанская земля родную Украину: звонким казачьим говором, раздольными песнями, белыми хатами под черепицей.
Г.Ф. Пономаренко познакомился с творчеством кубанских поэтов, узнал о том, как бережно хранят и тщательно собирают в нашем крае старинные казачьи песни.
Переехав с Волги на Кубань, Григорий Фёдорович побывал во многих станицах, хуторах, познакомился с творчеством народных исполнителей, внимательно изучил все сборники казачьих песен. Здесь, на Кубани, Пономаренко написал музыку к фильмам и спектаклям, к опереттам. Но главными в его творчестве оставались песни. «Эх, кони, кони», «Соловей на веточке» на стихи И. Вараввы, «Трудовые руки», «Стал казак на камень» на стихи С. Хохлова, «Песня о Новороссийске», «Хутора» на стихи К. Обойщикова и ещё десятки замечательных произведений.
YII. Разучивание песни: «Растёт в Волгограде берёзка».
Музыка Г. ПономаренкоСлова М. АгашинойТы тоже родился в России,Краю полевом и лесном.У нас в каждой песне – береза,Береза под каждым окном.На каждой весенней полянке -Их белый живой хоровод...Но есть в Волгограде березка, –Увидишь - и сердце замрет.*Ее привезли издалекаВ края, где шумят ковыли.Как трудно она привыкалаК огню Волгоградской земли!Как долго она тосковалаО светлых лесах на Руси…Лежат под березкой ребята,Об этом у них расспроси.**Трава под березкой не смята –Никто из земли не вставал.Но как это нужно солдату,Чтоб кто-то над ним горевал.И плакал светло, как невеста,И помнил – навеки, - как мать!Ты тоже родился солдатом –Тебе ли того не понять!Ты тоже родился в России, –В березовом, милом краю...Теперь, где ни встретишь березу,Ты вспомнишь березку мою, -Ее молчаливые ветки,Ее терпеливую грусть...Растет в Волгограде березка...Попробуй ее позабудь!Растет в Волгограде березка...Попробуй ее позабудь!
YIII. Итог урока:
-О каких композиторах Кубани шла речь на уроке?
- О чем рассказывается в песнях, музыку на которые написали композиторы?
- Как вы думаете, что повлияло на популярность этих композиторов?
IХ. Домашнее задание: Сообщения о композиторах нашего села Белая Глина.

ВАСИЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ

(биографическая справка)

Лауреат премии Администрации Краснодарского края в области культуры

Кубанский композитор Василий Михайлович Волченко родился 5 октября 1946 года в станице Старовеличковской Калининского района Краснодарского края. С раннего детства его окружала музыкальная среда: имея очень тонкий музыкальный слух, мать будущего композитора Прасковья Даниловна Губарева-Волченко прекрасно пела русские и кубанские народные песни, отец – Михаил Никифорович Волченко играл на струнных народных инструментах (балалайка, мандолина) и на баяне. Но особое влияние на музыкальное развитие ребенка оказал его дядя по отцу, известный в станице баянист-любитель Иван Никифорович Волченко. Музыкальные способности у мальчика обнаружились в раннем возрасте. Уже в пять лет он самостоятельно научился играть на полубаяне. Сначала юный музыкант играл по слуху, а годам к 10-11 элементарные сведения игры на баяне по нотам дал ему дядя. К этому периоду относятся и первые попытки творчества.

С шестилетнего возраста юный музыкант часто выступает в станичном клубе, позднее в общеобразовательной школе, где он учился. Исполнительство идет параллельно с творчеством, которому мальчик уделяет все больше внимания. С 1961 года В. Волченко регулярно получал консультации по сочинению из Центрального дома народного творчества имени Н. К. Крупской (Москва), где его консультантами были С. Н. Ряузов, Б. Ф. Смирнов и др.

И консультанты из Центрального дома народного творчества имени Н. К. Крупской и известный композитор Ю. М. Слонов настоятельно рекомендовали В. Волченко получить профессиональное музыкальное образование. В 1969 году музыкант поступает в Новороссийское музыкальное училище и заканчивает его по двум специальностям: народные инструменты (баян) и теория музыки. По сочинению он занимался у композитора О. О. Меремкулова. За время учебы в музыкальном училище В. Волченко написал ряд сочинений в разных жанрах. Одно из наиболее удачных сочинений училищного периода (Прелюдия №2 для фортепиано) было опубликовано издательством «Музычна Украина». В 1973 году В. Волченко поступает в класс композиции Ростовского государственного музыкально-педагогического института (ныне Ростовская государственная консерватория имени С. В. Рахманинова). Наставником его по специальности в названном учебном заведении был известный композитор Л. П. Клиничев.

После окончания ВУЗа с 1978 года творческую работу композитор совмещает с преподавательской и концертмейстерской деятельностью, проживая в городах: Мариуполь (Украина), Майкоп, Краснодар.

Ведя класс композиции в музыкальном училище Майкопа, а потом в музыкальных школах Краснодара, В. Волченко воспитал значительное количество юных музыкантов, неоднократно подтверждавших свою творческую репутацию победами на городских и краевых конкурсах, а некоторые учащиеся закончили консерватории по классу композиции.

Композитор работает в разных жанрах. В его творческом портфеле симфонические, камерно-инструментальные, хоровые, вокальные, фортепианные произведения, музыка для русских народных инструментов (оркестра, различных ансамблей, баяна, аккордеона, русской гармони, балалайки, домры), песни, музыка для детей, обработки.

Музыке В. Волченко присущи с одной стороны драматизм, неукротимая энергия, динамичность, волевой напор, с другой – углубленная сосредоточенность, сдержанность, лирическая проникновенность, а иногда юмор и мягкая ирония.

На произведениях композитора воспитано уже не одно поколение музыкантов, так как сочинения В. Волченко исполняются в музыкальных школах, музыкальных училищах, академиях, консерваториях. С произведениями композитора неоднократно занимали призовые места на городских, краевых, всероссийских и международных конкурсах. Музыка В. Волченко звучала по Всесоюзному радио, краевому телевидению и радио. Его музыку исполняли Московский, Ростовский, Нальчикский и Краснодарский симфонические оркестры, такие известные коллективы, как РНО имени Н. П. Осипова, «Виртуозы Кубани», «Русская удаль», Мариупольский оркестр народных инструментов (Украина), «Казачья вольница», Краснодарский камерный хор, Краснодарский хор молодежи и студентов, пианистка Н. Коробейникова, баянист В. Детков, баянист-гармонист М. Ескин и др.

Произведения композитора издавались ведущими издательствами страны. В разные годы выпущены четыре авторских сборника (Москва, Краснодар).

В. Волченко – композитор многоплановый, но очень точно охарактеризовал этого художника выдающийся кубанский поэт И. Ф. Варавва, с которым долго сотрудничал композитор: «Работать с В. Волченко всегда интересно, так как он обладает комплексом, необходимым для серьезного творчества: настоящая одержимость, высокий профессионализм, большая требовательность, поразительная природная интуиция, огромная работоспособность, настойчивость в достижении поставленной задачи, удивительная твердость в отстаивании своих художественных принципов. Но, пожалуй, одним из основополагающих моментов в характеристике творчества этого художника является его национальная ориентированность. В этом творце без труда узнается истинно русский композитор, связанный с русским и кубанским казачьим фольклором».

Главной темой композитора В. Волченко была и остается любовь к России и Кубани. Любовь искренняя, из глубины души и сердца…

Василий Михайлович Волченко – член Союза композиторов России

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ВАСИЛИЯ ВОЛЧЕНКО

Для симфонического оркестра
Симфоническая поэма (1978)
Концерт для оркестра (1981)
Праздничная увертюра (1985)
Симфония №1 (1995)
Южно-русский концерт для фортепиано с оркестром (2000)
Симфония №2 (2004)
Камерно-инструментальные
Соната для виолончели и фортепиано (1980)
Первый квартет (1982)
Для академического хора
Три хора на тексты и напевы Присвирья (1976)
Пять картинок природы на слова русских поэтов (1983)
Казачья ярмарка – концертино для хора, слова И. Вараввы (1990)
Русь, слова С.Есенина (1994)
Загуляли над лесом снега, слова П.Орешина (1998)
Родная сторона, слова С.Сафонова (2002)
Вокальные
Из поэзии Антонины Баевой – четыре вокальные миниатюры (1977)
Кубанские казачьи мотивы – вокальный цикл, слова И.Вараввы (1989)
Посадская – вокальная картинка, слова Н.Клюева (1991)
Старуха – вокальная картинка, слова Н.Клюева (1995)
Родина – вокальная картинка, слова П.Орешина (1998)
Для фортепиано
Токката – остинато (1983)
Просторы русские – поэма (1990)
Бег жизни (1997)
Осень – непогода (1997)
Краснодарские воображули (1999)
Изящный вальсок (2001)
Зимней ночью (2006)
Для оркестра русских народных инструментов
Кубанская увертюра (1996)
Кубанская рапсодия (1998)
Казачья кавалерийская – фантазия на кубанские темы (1999)
Над рекой Кубанью – сюита русской гармони и О.Р.Н.И. (1999)
Казачьи празднества – концерт для О.Р.Н.И. и хора (1999)
Край привольный казачий – увертюра (2007).
Концерт для Р.Н.О. (2007)
Для баяна
Парафраз на тему р.н.п. «Коробейники» (1986)
Кубанская походная (1988)
Скерцо (1991)
Парафраз на тему р.н.п. «Хороша наша деревня» (1992)
Вариации на тему песни Е.Родыгина «Едут новосёлы» (1995)
Станичные скачки – казачья фантазия (1993)
Приятные встречи – вальс (2002)
Неукротимое движение (2003)
Песни
Русская зима, слова и музыка В.Волченко (1979)
Метелица – метель, слова Д.Смирнова (1980)
Мчатся кони, слова Н.Сидоровой (1984)
Кубанушка, слова И.Вараввы (1994)
Мать – Россия, слова И.Вараввы (1996)
Девичья воля, слова И.Вараввы (1997)
Я казацкая ваша Кубань, слова И.Вараввы (2004)
Свети, рябина красная, слова В.Архипова (2005)
Полюшко – поле, слова И.Вараввы (2006)
АВТОРСКИЕ СБОРНИКИ
Избранные пьесы для баяна и аккордеона Москва, «Композитор», 1998
Звучи, гармонь, в казачьей стороне Краснодар, «Просвещение – Юг», 1999
Концертные пьесы для дуэта и трио баянов Краснодар, «Просвещение – Юг», 2005
С любовью к России. Песни. Краснодар, «Просвещение – Юг», 2007