Почему толстой сравнивает наполеона с игроком. Вопросы для розыгрыша дорожек

Ответ оставил Гость

Картина Бородинского сражения в романе дана через восприятие штатского человека, Пьера Безухова, самого, казалось бы, непригодного
для этой цели героя, ничего не понимающего в военном деле, но сердцем и душой патриота воспринимающего все происходящее. Чувства,
овладевшие Пьером в первые дни войны, станут началом его нравственного перерождения, но Пьер еще не знает об этом. «Чем хуже было
положение всяких дел, и в особенности его дел, тем Пьеру было приятнее… » Он впервые ощутил себя не одиноким, никому не нужным
обладателем огромного богатства, а частью единого множества людей. Великий гуманист Л. Н. Толстой правдиво, документально точно отразил события 26 августа 1812 года, дав свою трактовку важнейшему
историческому событию. Автор отрицает решающую роль личности в истории. Прекрасный баталист, Толстой сумел показать трагедию
войны для всех участников, независимо от национальности. Правда была на стороне русских, но они убивали людей, гибли сами ради
тщеславия одного «маленького человечка» . Говоря об этом, Толстой «предостерегает» человечество от войн, от бессмысленной вражды и
от кровопролитий.
2.Пьер осознал, насколько решительно настроен весь русский народ, понял его готовность постоять до конца за родину, единство, ведь
"впереди Москва".
3.Толстой в романе изображает Наполеона и Кутузова (исторические лица) диаметрально противоположными. Поведение Кутузова порой озадачивает читателей. Толстой показывает главнокомандующего дремлющим, бездействующим. Но в этом видна
особая мудрость этого старого человекаДля Кутузова и всех русских людей на Бородинском поле решалась судьба: быть или не быть стране.
Русские люди на Бородинском поле показывали чудеса стойкости и героизма. Они понимали, что от каждого зависит исход сражения. Их не
надо было опекать и подталкивать вперед. Это была их земля, которую надо было спасти и отстоять. Кутузов верит в солдат и офицеров
русской армии. Он плоть от плоти их, так же мыслит и чувствует, как они, поэтому он знает, что французы будут у него “лошадиное мясо есть!
”. После встречи с Кутузовым умный и проницательный князь Андрей понял, что главнокомандующий знает, что есть что-то сильнее его воли, -
это ход событий, он умеет его видеть и “понять значение”. Кутузов берет на себя великую ответственность, принимая решение о сдаче
Москвы. Он хочет сохранить армию, спасти Россию. Для Наполеона же-это очередная победа, -так он думал, -которая сделает его владыкой полумира. Наполеон же полон тщеславия, он, не задумываясь о последствиях, занимает Москву.. . потом бежит из России, бросив свою армию. Толстой
показывает его авантюристом, который ради личной славы вверг тысячи людей в смертельную опасность.
4.Приходит к выводу, что жить нужно для добра. Сознает, что был неоправданно жесток с Лизой и с Наташей, так как руководствовался
своими принципами, поисками смысла жизни. Впервые он думает не о себе, а об окружающих его людях. Он становится мягче, добрее,
мудрее. Быть добрым вообще, понимать и любить людей - это правильно, нужно активно выражать эту любвь. Пьер говорил в эпилоге, что
если бы князь Андрей остался жив, то он бы примкнул к декабристам.
5.То, что когда начинали Россией "чужаки" управлять, они ее только грабили, например времы Смуты (очень похоже, только там просто на
просто династия прервалась.... А приглашали свольких царей) Россия тогда в полный упадок пришла!5.1.Это же. он говорит перед
Бородинским сражением Пьеру, приехавшему, чтобы видеть сражение. «Пока Россия была здорова, ей мог служить чужой и был
прекрасный министр, но как только она в опасности, нужен свой, родной человек» , - объясняет Болконский назначение Кутузова
главнокомандующим вместо Барклая.
6. Я понимаю мысли Пьера о скрытой теплоте патриотизма следующим образом: Пьер хорошо чувствует мысль народную, способность
народа защитить страну, горячее желание патриотизма... .
Именно теплота чувствуется Пьером, когда он находится в массе народа, пленных - он чувствует их настроение, чувствует, что попал в
семью, чувствует то, что их объединяет... .
Эти мысли Пьера рождаются именно после его пленения,

Ответ оставил Гуру

1.Картина Бородинского сражения в романе дана через

Восприятие штатского человека, Пьера Безухова, самого, казалось бы,

Непригодного для этой цели героя, ничего не понимающего в военном деле, но

Сердцем и душой патриота воспринимающего все происходящее. Чувства, овладевшие

Пьером в первые дни войны, станут началом его нравственного перерождения, но

Пьер еще не знает об этом. «Чем хуже было положение всяких дел, и в

Особенности его дел, тем Пьеру было приятнее… » Он впервые ощутил себя не

Одиноким, никому не нужным обладателем огромного богатства, а частью

Единого множества людей. Великий гуманист Л. Н. Толстой правдиво,

Истории. Прекрасный баталист, Толстой сумел показать трагедию войны для

Всех участников, независимо от национальности. Правда была на стороне русских,

Но они убивали людей, гибли сами ради тщеславия одного «маленького

Человечка». Говоря об этом, Толстой «предостерегает» человечество от войн, от

Бессмысленной вражды и от кровопролитий.

2.Пьер осознал, насколько решительно настроен весь русский

Народ, понял его готовность постоять до конца за родину, единство, ведь «впереди

Москва».

3.Толстой в романе изображает Наполеона и Кутузова

(исторические лица) диаметрально противоположными. Поведение Кутузова

Порой озадачивает читателей. Толстой показывает главнокомандующего дремлющим,

Бездействующим. Но в этом видна особая мудрость этого старого человека. Для

Кутузова и всех русских людей на Бородинском поле решалась судьба: быть или не

Быть стране.

Русские люди на Бородинском поле показывали чудеса стойкости

И героизма. Они понимали, что от каждого зависит исход сражения. Их не надо

Было опекать и подталкивать вперед. Это была их земля, которую надо было спасти

И отстоять. Кутузов верит в солдат и офицеров русской армии. Он плоть от

Плоти их, так же мыслит и чувствует, как они, поэтому он знает, что французы

Будут у него “лошадиное мясо есть! ”. После встречи с Кутузовым умный

И проницательный князь Андрей понял, что главнокомандующий знает, что есть

Что-то сильнее его воли - это ход событий, он умеет его видеть и “понять

Значение”. Кутузов берет на себя великую ответственность, принимая решение о

Же - это очередная победа, которая сделает его владыкой полу

Мира. Наполеон полон тщеславия, он,

Не задумываясь о последствиях, занимает Москву. Потом бежит из России, бросив

Свою армию. Толстой показывает его авантюристом, который ради личной славы

Вверг тысячи людей в смертельную опасность.

4.Приходит к выводу, что жить нужно для добра. Сознает, что

Был неоправданно жесток с Лизой и с Наташей, так как руководствовался своими

Принципами, поисками смысла жизни. Впервые он думает не о себе, а об окружающих

Его людях. Он становится мягче, добрее, мудрее. Быть добрым вообще,

Понимать и любить людей - это правильно, нужно активно выражать эту любовь.

Пьер говорил в эпилоге, что если бы князь Андрей остался жив, то он бы

Примкнул к декабристам.

5.То, что когда начинали Россией «чужаки»

Управлять, они ее только грабили, например, во время Смуты (очень похоже,

Разница лишь в том, что династия прервалась). Россия тогда в полный упадок пришла! Это же он говорит перед Бородинским

Сражением Пьеру, приехавшему, чтобы видеть сражение. «Пока Россия была здорова,

Ей мог служить чужой и был прекрасный министр, но как только она в опасности,

Нужен свой, родной человек», - объясняет Болконский назначение Кутузова главнокомандующим

Вместо Барклая.

6. Я понимаю мысли Пьера о скрытой теплоте патриотизма

Следующим образом: Пьер хорошо чувствует мысль народную, способность народа

Защитить страну, горячее желание патриотизма… Именно теплота чувствуется

Пьером, когда он находится в массе народа, среди пленных - он чувствует их настроение,

Чувствует, что попал в семью, чувствует то, что их объединяет. Эти мысли

Пьера рождаются именно после его пленения.

7.Ключевой момент в этой сцене - самолюбование Наполеона, он

Хочет навсегда оставить след в истории и постоянно думает, как выгоднее

Запечатлеть себя в ней. Он тщательно подобрал эту фразу, чтобы историки

Отразили ее в своих записях. В этот момент он думает не о сыне, а о том, какую

Ему принять позу, какую сказать фразу, чтобы выглядеть как можно более величественно.

Эта фраза о шахматах подчеркивает, что для Наполеона война - игра, где выигрыш

Его слава.

Оцени ответ

Л. Н. Толстой. «Война и мир»

Изображение войны 1812 года. Вопросы к зачёту

1. Начало войны 1812 г. (ч. I, гл. 1). Как оценивает Толстой роль личности в истории?

2. Переправа польских улан через Неман (ч. I, гл. 2). Как раскрывает автор свое отношение к бонапартизму?

3. Пожар Смоленска и отступление русской армии (ч. II, гл. 4, 5). Каким общим чувством охвачены жители города и солдаты?

4. Какая мысль лежит в основе «взаимосцепления» эпизодов: пожар Смоленска и жизнь петербургских салонов (ч. II, гл. 6)?

5. С какой целью Толстой ввел в роман сцену бунта богучаровских мужиков (ч. II, гл. 6)? Почему княжна Марья не могла понять мужиков?

6. Совет в Филях (ч. III, гл. 4). Почему Толстой изображает совет через восприятие девочки Малаши?

7. Отъезд жителей из Москвы (ч. III, гл. 5). Как объясняет Толстой настроение покидавших Москву жителей?

8. Почему большую часть событий Бородинского сражения Толстой показал глазами Пьера?

9. Как вы понимаете мысли Пьера о скрытой теплоте патриотизма (ч. III, гл. 25)?

10. Объясните слова князя Андрея: «пока Россия была здорова, ей мог служить чужой». (ч. III, гл. 25).

11. Как характеризует Наполеона сцена с портретом сына (накануне сражения) и фраза: «Шахматы расставлены, игра начинается завтра»? (гл. 26, 29, ч. III).

12. Как раскрывается истинный героизм народа в одном из эпизодов Бородинской битвы (на батарее Раевского)? (гл. 31-32).

14. Какой смысл вкладывает Толстой в слова о нравственной победе русского войска (гл. 39, ч. III)?

16. Почему, одержав победу в Бородинской битве, Кутузов принимает решение оставить Москву?

18. Толстой о войне 1812 г. Личность Кутузова (ч. IV, гл. 11). В чем видит автор основное значение Отечественной войны 1812 г., и какова, по его мнению, роль в ней Кутузова?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы "Изображение войны 1812 года в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"

Отечественная война 1812 года – кульминационный центр романа: она сломала прежние условия жизни, разрушила, хотя бы временно, социальные перегородки, выдвинула на передний край главную силу исто...

Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

Раскрыть композиционную роль философских глав; проследить изображение Отечественной войны 1812 г.; исходя их взглядов писателя на историю, раскрыть их силу и слабость; развитие творческих способностей...

Урок литературы в 10 классе "Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение" (по роману-эпопее Л.Толстого "Война и мир").

Методическая разработка к уроку литературы с использованием современных технологий....

25-го августа, накануне Бородинского сражения, префект дворца императора французов m-r de Beausset и полковник Fabvier приехали, первый из Парижа, второй из Мадрида, к императору Наполеону в его ставку у Валуева. Переодевшись в придворный мундир, m-r de Beausset приказал нести впереди себя привезенную им императору посылку и вошел в первое отделение палатки Наполеона, где, переговариваясь с окружившими его адъютантами Наполеона, занялся раскупориванием ящика. Fabvier, не входя в палатку, остановился, разговорясь с знакомыми генералами, у входа в нее. Император Наполеон еще не выходил из своей спальни и оканчивал свой туалет. Он, пофыркивая и покряхтывая, поворачивался то толстой спиной, то обросшей жирной грудью под щетку, которою камердинер растирал его тело. Другой камердинер, придерживая пальцем склянку, брызгал одеколоном на выхоленное тело императора с таким выражением, которое говорило, что он один мог знать, сколько и куда надо брызнуть одеколону. Короткие волосы Наполеона были мокры и спутаны на лоб. Но лицо его, хоть опухшее и желтое, выражало физическое удовольствие. «Allez ferme, allez toujours...» — приговаривал он, пожимаясь и покряхтывая, растиравшему камердинеру. Адъютант, вошедший в спальню с тем, чтобы доложить императору о том, сколько было во вчерашнем деле взято пленных, передав то, что нужно было, стоял у двери, ожидая позволения уйти. Наполеон, сморщась, взглянул исподлобья на адъютанта. — Point de prisonniers, — повторил он слова адъютанта. — Ils se font démolir. Tant pis pour l"armée russe, — сказал он. — Allez toujours, allez ferme, — проговорил он, горбатясь и подставляя свои жирные плечи. — C"est bien! Faites entrer monsieur de Beausset, ainsi que Fabvier, — сказал он адъютанту, кивнув головой. — Oui, sire, — и адъютант исчез в дверь палатки. Два камердинера быстро одели его величество, и он, в гвардейском синем мундире, твердыми, быстрыми шагами вышел в приемную. Боссе в это время торопился руками, устанавливая привезенный им подарок от императрицы на двух стульях, прямо перед входом императора. Но император так неожиданно скоро оделся и вышел, что он не успел вполне приготовить сюрприза. Наполеон тотчас заметил то, что они делали, и догадался, что они были еще не готовы. Он не захотел лишить их удовольствия сделать ему сюрприз. Он притворился, что не видит господина Боссе, и подозвал к себе Фабвье, Наполеон слушал, строго нахмурившись и молча, то, что говорил Фабвье ему о храбрости и преданности его войск, дравшихся при Саламанке на другом конце Европы и имевших только одну мысль — быть достойными своего императора, и один страх — не угодить ему. Результат сражения был печальный. Наполеон делал иронические замечания во время рассказа Fabvier, как будто он не предполагал, чтобы дело могло идти иначе в его отсутствие. — Я должен поправить это в Москве, — сказал Наполеон. — A tantôt, — прибавил он и подозвал де Боссе, который в это время уже успел приготовить сюрприз, уставив что-то на стульях, и накрыл что-то покрывалом. Де Боссе низко поклонился тем придворным французским поклоном, которым умели кланяться только старые слуги Бурбонов, и подошел, подавая конверт. Наполеон весело обратился к нему и подрал его за ухо. — Вы поспешили, очень рад. Ну, что говорит Париж? — сказал он, вдруг изменяя свое прежде строгое выражение на самое ласковое. — Sire, tout Paris regrette votre absence, — как и должно, ответил де Боссе. Но хотя Наполеон знал, что Боссе должен сказать это или тому подобное, хотя он в свои ясные минуты знал, что это было неправда, ему приятно было это слышать от де Боссе. Он опять удостоил его прикосновения за ухо. — Je suis fâché de vous avoir fait faire tant de chemin, — сказал он. — Sire! Je ne m"attendais pas à moins qu"à vous trouver aux portes de Moscou, — сказал Боссе. Наполеон улыбнулся и, рассеянно подняв голову, оглянулся направо. Адъютант плывущим шагом подошел с золотой табакеркой и подставил ее. Наполеон взял ее. — Да, хорошо случилось для вас, — сказал он, приставляя раскрытую табакерку к носу, — вы любите путешествовать, через три дня вы увидите Москву. Вы, верно, не ждали увидать азиатскую столицу. Вы сделаете приятное путешествие. Боссе поклонился с благодарностью за эту внимательность к его (неизвестной ему до сей поры) склонности путешествовать. — А! это что? — сказал Наполеон, заметив, что все придворные смотрели на что-то, покрытое покрывалом. Боссе с придворной ловкостью, не показывая спины, сделал вполуоборот два шага назад и в одно и то же время сдернул покрывало и проговорил: — Подарок вашему величеству от императрицы. Это был яркими красками написанный Жераром портрет мальчика, рожденного от Наполеона и дочери австрийского императора, которого почему-то все называли королем Рима. Весьма красивый курчавый мальчик, со взглядом, похожим на взгляд Христа в Сикстинской мадонне, изображен был играющим в бильбоке. Шар представлял земной шар, а палочка в другой руке изображала скипетр. Хотя не совсем ясно было, что именно хотел выразить живописец, представив так называемого короля Рима протыкающим земной шар палочкой, но аллегория эта, так же как и всем видевшим картину в Париже, так и Наполеону, очевидно, показалась ясною и весьма понравилась. — Roi de Rome, — сказал он, грациозным жестом руки указывая на портрет. — Admirable! — С свойственной итальянцам способностью изменять произвольно выражение лица, он подошел к портрету и сделал вид задумчивой нежности. Он чувствовал, что то, что он скажет и сделает теперь, — есть история. И ему казалось, что лучшее, что он может сделать теперь, — это то, чтобы он с своим величием, вследствие которого сын его в бильбоке играл земным шаром, чтобы он выказал, в противоположность этого величия, самую простую отеческую нежность. Глаза его отуманились, он подвинулся, оглянулся на стул (стул подскочил под него) и сел на него против портрета. Один жест его — и все на цыпочках вышли, предоставляя самому себе и его чувству великого человека. Посидев несколько времени и дотронувшись, сам не зная для чего, рукой до шероховатости блика портрета, он встал и опять позвал Боссе и дежурного. Он приказал вынести портрет перед палатку, с тем чтобы не лишить старую гвардию, стоявшую около его палатки, счастья видеть римского короля, сына и наследника их обожаемого государя. Как он и ожидал, в то время как он завтракал с господином Боссе, удостоившимся этой чести, перед палаткой слышались восторженные крики сбежавшихся к портрету офицеров и солдат старой гвардии. — Vive l"Empereur! Vive le Roi de Rome! Vive l"Empereur! — слышались восторженные голоса. После завтрака Наполеон, в присутствии Боссе, продиктовал свой приказ по армии. — Courte et énergique! — проговорил Наполеон, когда он прочел сам сразу без поправок написанную прокламацию. В приказе было: «Воины! Вот сражение, которого вы столько желали. Победа зависит от вас. Она необходима для нас; она доставит нам все нужное: удобные квартиры и скорое возвращение в отечество. Действуйте так, как вы действовали при Аустерлице, Фридланде, Витебске и Смоленске. Пусть позднейшее потомство с гордостью вспомнит о ваших подвигах в сей день. Да скажут о каждом из вас: он был в великой битве под Москвою!» — De la Moskowa! — повторил Наполеон и, пригласив к своей прогулке господина Боссе, любившего путешествовать, он вышел из палатки к оседланным лошадям. — Votre Majesté a trop de bonté, — сказал Боссе на приглашение сопутствовать императору: ему хотелось спать, и он не умел и боялся ездить верхом. Но Наполеон кивнул головой путешественнику, и Боссе должен был ехать. Когда Наполеон вышел из палатки, крики гвардейцев пред портретом его сына еще более усилились. Наполеон нахмурился. — Снимите его, — сказал он, грациозно-величественным жестом указывая на портрет. — Ему еще рано видеть поле сражения. Боссе, закрыв глаза и склонив голову, глубоко вздохнул, этим жестом показывая, как он умел ценить и понимать слова императора.

Единство и воодушевление здесь кажущееся, непрочное, потому что основано на личных и мелких, корыстных целях. «Им ничего больше не оставалось делать, как кричать «Vive l’empereur!» и идти драться, чтобы найти пищу и отдых победителей в Москве» (т. III, ч. III гл.28). Для самого Наполеона будущее сражение - большая игра, которую непременно надо выиграть, и для этого он должен правильно расставить шахматы - войска.

Пейзажи играют значительную роль в описании сражения (т. III, ч. II гл.30-39): утреннее солнце, только что брызнувшее из-за тучи и рассеивающего тумана, смешанного с дымками выстрелов; солнце, застланное дымом и стоящее еще высоко - в середине сражения; солнце бьет «косыми лучами в лицо Наполеона»; в конце сражения тучи закрыли солнце, стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных и изнуренных людей, «как будто он говорил: «Довольно, люди. Перестаньте.... Опомнитесь. Что вы делаете? На поле «стояла теперь мгла сырости и дыма и пахло странной кислотой селитры и крови». Так образ солнца сопровождает дымы и выстрелы, и этот единый зрительно-слуховой образ знаменует этапы боя.

Батарея Раевского (гл. 31-32).

Солдаты и офицеры батареи выполняют свой долг; все время все заняты: подносят снаряды, заряжают орудия, делают это с щегольством; все время все оживлены, все шутят: над Пьером, над собой, над гранатой. И это не легковесность, а проявление стойкости. выносливости. И Пьер, наблюдавший за ними, тоже захотел стать участником боя и предложил свои услуги в качестве подносчика снарядов. «Солдатом быть, просто солдатом...» - думает Пьер потом. Научиться «сопрягать свою жизнь с их жизнью. Мучаясь от того, что кровавость битвы испугала его, Пьер опять мыслью обращается к солдатам. «А они... они все время до конца были тверды, спокойны... Они не говорят, но делают». «Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими. Но как скинуть с себя все это лишнее, дьявольское, все бремя этого внешнего человека?» (т. III, ч. III, гл. 9)

Поведение Наполеона и Кутузова в битве (гл. 33-35)

Один из них, руководя, как ему кажется, сражением, отдает массу приказов, разумных самих по себе, но таких, «которые или уже были исполнены прежде, чем он делал их, или же не могли быть и не были исполняемы» (гл. 35), т. к. менялась обстановка, и приказ становился неверным. Стройные массы французских войск возвращались с поля боя «расстроенными, испуганными толпами», и Наполеон чувствовал, что страшный размах его руки падает бессильно. А Кутузов следит только за духом войска и руководит им, насколько может. Он отдает лишь те приказы, которые могут поддержать или усилить стойкость войска: приказывает оповестить войска о пленении Мюрата, о завтрашнем наступлении и т. д.

Ранение князя Андрея, его мужество (гл.36-37)

Как итог Бородинского сражения звучит вывод Толстого с нравственной победе русских. Зачитать (гл. 39).

IV. Проверочная работа по эпизоду «Бородинское сражение», (ч. II, гл. 19-39).

Почему Толстой показал значительную часть событий Бородинского боя в восприятии Пьера?

Какое значение имели для Пьера слова солдата: «Всем народом навалиться хотят...» гл. 20?

Как раскрываются характеры исторических лиц и главных героев романа в центральной сцене - описании Бородинского боя?

Каковы итоги прожитой жизни, которые князь Андрей подводит накануне сражения?

Объясните слова князя Андрея: «пока Россия была здорова, ей мог служить чужой» гл. 25.

Как вы понимаете мысли Пьера о скрытой теплоте патриотизма гл. 25?

Как характеризует Наполеона сцена с портретом сына и фраза: «Шахматы расставлены, игра начинается завтра» гл. 26, 29?

Как раскрывается истинный героизм народа в одном из эпизодов Бородинской битвы (на батарее Раевского)?

С какой целью Толстой сравнивает Наполеона с игроком гл. 29?

Какой смысл вкладывает Толстой в слова о нравственной победе русского войска гл. 39?

Домашнее задание: (по вариантам)

Систематизировать материал по образам Наполеона и Кутузова.

Вопросы к образу Кутузова.

Соответствуют ли реальным историческим личностям образы Кутузова и Наполеона в романе?

Почему Толстой отрицательно относится к Наполеону и с любовью к Кутузову?

Кому противопоставлены и на кого похожи в романе эти герои?

Почему Кутузов в 1805 г. уклоняется от сражений, но дает Шенграбенское сражение?

Почему он спит на военном совете перед Аустерлицем и активно действует в бою? Выполняются ли его приказы при Аустерлице?

Докажите, что Кутузов - это «свой, родной человек» для народа.

Есть ли противоречие между тем, как определяет Толстой роль Кутузова в Бородинском сражении и показанным Толстым же поведением Кутузова?

Как Кутузов, не желая сначала отдавать Москву без сражения, приходит к этому решению?

Претендует ли Кутузов на роль героя в истории?

Одинаково ли отношение Кутузова к разным людям? Покажите, это на примере речи героя.

Вопросы к образу Наполеона.

Как воспринимается Наполеон князем Андреем и Пьером в начале романа? Где и почему происходит крушение этого восприятия Наполеона как героя?

Каково традиционное представление о внешнем облике Наполеона? Как Толстой рисует Наполеона?

Знает ли Толстой что-нибудь положительное в реальном Наполеоне? Почему исключает это из образа своего героя? Чем руководствуется Наполеон, идя «с Запада на Восток убивать себе подобных»?

Почему не исполняются «разумные» приказы Наполеона в Бородинском сражении? Все ли приказы его разумны?

Замечает ли Наполеон других людей? Каково его отношение к самому себе?

Покажите в нем актерство и лицемерие.

Сравните речь Наполеона с речью Кутузова.

Покажите, из каких художественных компонентов слагаются образы обоих полководцев?

Приложение - индивидуальные карточки по т. III.

1) Начало войны 1812 г. (ч. I , гл. 1). Как оценивает Толстой роль личности в истории? Какое значение он придает личной и «роевой» жизни человека?

2) Переправа польских улан через Неман (ч. I, гл. 2). Как раскрывает автор свое отношение к бонапартизму?

3) Пьер в начале войны (ч. I, гл. 19). О чем говорят душевное смятение Пьера, его неудовлетворенность собой и окружающими?

4) Пожар Смоленска и отступление русской армии (ч. II, гл. 4, 5). Каким общим чувством охвачены жители города и солдаты? Как относятся солдаты к князю Андрею и почему?

5) В петербургских салонах (ч. II, гл. 6). Какая мысль лежит в основе «взаимосцепления» эпизодов: пожар Смоленска и жизнь петербургских салонов?

б) Богучаровский бунт (ч. II, гл. 6). Почему княжна Марья не могла понять богучаровских мужиков? С какой целью Толстой ввел в роман сцену бунта? Как показаны основные участники бунта и Николай Ростов?

7) Разговор Кутузова с князем Андреем (ч. II, гл. 16). Как вы понимаете слова Кутузова: «... твоя дорога - это дорога чести»? Какое значение имеют в романе мысли князя Андрея о Кутузове: «...он русский, несмотря на роман Жанлис и французские поговорки...»?

8) Совет в Филях (ч. III, гл. 4). Почему Толстой изображает совет через восприятие девочки Малаши?

9) Отъезд жителей из Москвы (ч. III, гл. 5). Как объясняет Толстой настроение покидавших Москву жителей?

10) Наташа у раненого князя Андрея (ч. III, гл. 31-32). Что вам больше всего запомнилось в сцене свидания Наташи с раненым князем Андреем? Как подчеркивает автор связь судеб героев романа с судьбой России?

Информация для учителя

Заключительный урок по теме «Отечественная война 1812 г.» может быть проведен в форме игры «Умники и умницы».

Почему войну России с наполеоновской Францией в 1812 году называют Отечественной войной?

О каком герое войны 1812 года А. В. Суворов говорил: «Во время штурма Измаила он командовал моим левым флангом, но был моей правой рукой»?

Назовите главнокомандующего русской армией в войне 1812 года. Как о нем говорили русские солдаты?

Зеленая дорожка.

В каком стихотворении Лермонтов впервые обращается к теме Отечественной войны 1812 года? («Два великана»)

Кого назвал М. Ю. Лермонтов в стихотворении «Два великана» «трехнедельным удальцом»? (Наполеона)

Но упал он в дальнем море

На неведомый гранит,

Там, где буря на просторе

Назовите Важнейшую битву в войне 1812 года. Почему она так называется? (Бородинская битва, произошла недалеко от деревни Бородино.)

Желтая дорожка.

Откуда эти строки?

В шапке золота литого

Старый русский великан

Поджидал к себе другого

Из далеких чуждых стран. (Из стихотворения «Два великана»)

В какой форме рассказал Лермонтов о поражении Наполеона в этом стихотворении? (В сказочно-аллегорической форме, как о битве двух великанов).

В каком стихотворении Лермонтов впервые обращается к изображению Бородинской битвы? (В стихотворении «Поле Бородино».)

Красная дорожка.

О чем рассказал М. Ю. Лермонтов в стихотворении «Два великана»? (О поражении Бонапарта в столкновении с «русским великаном» - Россией.)

Кто из известных вам поэтов ХIХ века был участником Бородинской битвы? (П. А. Вяземский.)

Вопросы для розыгрыша дорожек

Когда написано стихотворение «Бородино»? Какой дате оно посвящено? (25-й годовщине Бородинской битвы.)

От чьего имени ведется рассказ о событиях 1812 года? (От лица старого солдата, ветерана войны.)

Как начинается стихотворение? (Прочитайте.)

Зеленая дорожка

Что представляет собой стихотворение? В какой форме оно написано? (В форме диалога старого и молодого солдат).

Как долго длилась битва? Как об этом сказал Лермонтов? («Два дня мы были в перестрелке. // Что толку в этакой безделке? // Мы ждали третий день».)

Кому принадлежат слова:

Ребята! Не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой,

Как наши братья умирали!

(Полковнику русской армии.)

Какие чувства выразил Лермонтов в этом стихотворении? (Чувство гордости за Родину и русский народ.)

Желтая дорожка.

Как вы объясните, почему рассказ о великом событии был доверен рядовому солдату, ветерану войны?

Каково настроение в русском лагере накануне битвы?

Как объяснить, что в стихотворении «Бородино« есть простые, разговорные и очень торжественные слова?

Красная дорожка.

Какой художественный прием использовал автор при описании битвы? Приведите строчки из стихотворения.

Вопросы для розыгрыша дорожек

Почему отрывок, помещенный в учебнике литературы, называется «Петя Ростов»?

О каком периоде войны 1812 года рассказывается в этом отрывке?

Зеленая дорожка.

- «Ехавшие, спустившись под гору, скрылись из вида и через не сколько минут снова показались. Впереди усталым галопом ехал офицер - растрепанный, насквозь промокший и с взбившимися выше колен панталонами». Кто этот офицер?

В каком состоянии был Петя Ростов, приехав в отряд Денисова? (Петя находился в восторженном детском состоянии нежной любви ко всем людям и был уверен, что и к нему люди относятся так же.)

- «Он одевался в чекмень, носил бороду и на груди Николая чудотворца». Представьте своего героя. (Василий Денисов, командир партизанского отряда.)

Как вы оцениваете отношение Пети и всех взрослых партизан к пленному французскому мальчику? (Жестокость к врагу сменяется жалостью к пленному.)

Желтая дорожка.

Кто из партизан особенно привлек Петю? Расскажите о нем.

- «У меня изюм чудесный, знаете, такой, без косточек. У нас маркитант новый - такие прекрасные вещи. Я купил десять фунтов. Я привык что-нибудь сладкое». Кому принадлежат эти слова?

- «Готов, - повторил Денисов и быстро пошел к пленным, которых окружили спешившиеся казаки. - Брать не будем! - крикнул он Денисову». Что имел в виду Долохов?

Красная дорожка

- «Лицо его было чисто выбрито, одет он был в гвардейский ваточный сюртук с Георгием в петлице и в прямо надетой простой фуражке». (Долохов.)

Почему, увидев мертвого Петю, Денисов вспоминает его слова:

«Я привык что-нибудь сладкое. Отличный изюм, берите весь».

Финал

Назовите фамилии русских военачальников, принимавших участие в Отечественной войне 1812 года.

Зеленая дорожка.

Для решения какого вопроса 13 сентября 1812 года в подмосковной деревне Фили собрался военный совет?

Какой памятник освободителям был построен в Петербурге? Где он находится?

Кто из русских художников чаще других обращался в своем творчестве к теме Отечественной войны? (Василий Васильевич Верещагин: «Наполеон на Бородинских высотах», «В Кремле. Пожар», «На большой дороге. Отступление. Бегство».)

Желтая дорожка.

Почему, одержав победу в Бородинской битве, Кутузов принимает решение оставить Москву?

Какой храм был построен в Москве в честь победы над армией Наполеона? На какие средства он строился? Какова судьба этого памятника?

Каким орденом награждали наиболее прославившихся военачальников в Великую Отечественную войну 1941-1945 годов? (Орденом Кутузова.)

Красная дорожка.

Когда умер М. И. Кутузов? Где он похоронен? (28 апреля 1813 года; Санкт-Петербург, Казанский собор.)

Подведение итогов игры, награждение победителя.