Платонов песчаная учительница характеристика главных героев. Песчаная учительница. II. Определение темы, постановка цели

Рассказ А.П. Платонова «Песчаная учительница» был написан в 1927 году, но по своей проблематике и выраженному к ней отношению автора этот рассказ больше похож на произведения Платонова начала 20-х гг. Тогда мировоззрение начинающего писателя позволило критикам назвать его мечтателем и «экологом всей планеты». Рассуждая о жизни человека на Земле, молодой автор видит, как много на планете и, в частности, в России мест, непригодных для жизни человека. Тундра, болотистые участки, засушливые степи, пустыни - все это человек мог бы преобразовать, направив в нужном направлении свою энергию и используя последние достижения науки. Электрификация, мелиорация всей страны, гидротехника - вот что волнует юного мечтателя, кажется ему необходимым. Но главную роль в этих преобразованиях должны сыграть люди. «Маленький человек» должен «проснуться», почувствовать себя творцом, личностью, для которого совершалась революция. Как раз таким Человеком предстает перед читателем героиня рассказа «Песчаная учительница». В начале рассказа двадцатилетняя Мария Нарышкина окончила педагогические курсы и получила назначение на работу, как и многие ее подруги. Автор подчеркивает, что внешне героиня - «молодой здоровый человек, похожий на юношу, с сильными мускулами и твердыми ногами». Такой портрет не случаен. Здоровье и сила молодости - вот идеал 20-х годов, где нет места слабой женственности-и чувствительности. В жизни героини были, конечно, переживания, но они закалили ее характер, выработали «идею жизни», придали ей уверенность и твердость в своих решениях. И когда ее направили в дальнее село «на границе с мертвой среднеазиатской пустыней», это не сломило волю девушки. Мария Никифоровна видит крайнюю бедность, «тяжкий и почти ненужный труд» крестьян, которые ежедневно расчищают места, заваливаемые песком. Она видит, как дети на ее уроках теряют интерес к сказкам, как они худеют на глазах. Она понимает, что в этом селе, «обреченном на вымирание», надо что-то делать: «нельзя учить голодных и больных детей». Она не сдается, а призывает крестьян к активной деятельности - бороться с песками. И хотя крестьяне ей не поверили, но согласились с ней.

Мария Никифоровна - человек активного действия. Она обращается к начальству, в окружной отдел народного образования, и не унывает оттого, что ей дают только формальные советы. Она сажает вместе с крестьянами кустарники и устраивает сосновый питомник. Ей удалось изменить всю жизнь села: крестьяне получилй возможность дополнительного заработка, «стали жить спокойнее и сытее»

Самый страшный удар наносит Марии Никифоровне приезд кочевников: через трое суток не осталось ничего от посадок, пропала вода в колодцах. Заметавшись «от этой первой, настоящей в ее жизни печали», девушка идет к вождю кочевников - не жаловаться и плакать, идет «с молодой злобой». Но услышав доводы вождя: «Кто голоден и ест траву родины, тот не преступник», - она втайне признает его правоту, но все же не сдается. Она снова едет к заведующему в округ и слышит неожиданное предложение: перевестись в еще более далекое село, где живут «кочевники, переходящие на оседлость». Если так же преобразовать и эти места, то и остальные кочевники поселились бы на этих землях. И конечно, девушка не может не колебаться: неужели придется похоронить свою молодость в этой глуши? Ей хотелось бы личного счастья, семьи, но, понимая «всю безысходную судьбу двух народов, зажатых в барханы песков», она соглашается. Она реально смотрит на вещи и обещает приехать в округ через 50 лет «не по песку, а по лесной дороге», понимая, сколько времени и труда понадобится на это. Но это характер борца, человека сильного, не сдающегося ни при каких обстоятельствах. У нее твердая воля и чувство долга, преобладающее над личными слабостями. Поэтому, безусловно, прав заведующий, когда говорит, что ей бы «заведовать целым народом, а не школой». «Маленький человек», сознательно сберегающий достижения революции, сможет преобразовать мир ради счастья своего народа. В рассказе «Песчаная учительница» таким человеком становится молодая женщина, и твердость и целеустремленность ее характера достойны уважения и восхищения.

Главная героиня рассказа Андрея Платонова «Песчаная учительница» — молодая учительница Мария Нарышкина. После окончания учительских курсов ее направили работать в село Хошутово, которое находилось на границе степи и азиатской пустыни.

В селе Мария Никифоровна увидела, как люди борются с песками пустыни, которые методично засыпали все плоды их труда. Зимой к песчаным заносам добавлялись снежные бураны, и тогда жизнь в селе замирала.

Дети ходили в школу нерегулярно. Их родители были равнодушны к знаниям, которые преподавала молодая учительница. Эти знания никак не помогали им выживать в пустыне.

И тогда Мария Никифоровна решила научить жителей села бороться с песками и превратить пустыню в цветущую землю. Она собрала крестьян в школе и рассказала о своей задумке. Крестьяне одобрили ее идеи, но не поверили в успех этого дела.

Тогда учительница отправилась в округ и стала требовать помощи в ее начинаниях. Ей посоветовали самой взяться за это трудное дело и помогли только книгами. Но Мария Никифоровна оказалась человеком упорным и убедила крестьян заняться общественными работами по озеленению окружающих земель.

За два года вокруг села выросли ветрозащитные полосы из кустарника, который назывался шелюга. Эти полосы преградили путь пескам. А еще шелюга обеспечила жителей села работой. Ветки кустарника использовали как топливо, из них жители села научились плести корзины, ящики и даже мебель. Они стали жить гораздо лучше.

Но на третий год случилась беда. В район села пришли кочевники, которые вели за собой многочисленные стада животных. Эти животные за три дня уничтожили всю растительность вокруг села и выпили всю воду из колодцев.

Разгневанная учительница отправилась к вождю кочевников с требованием покинуть эти земли. Но вождь сказал, что если его люди уйдут в пустыню, они погибнут от голода. Тогда Мария Никифоровна поехала жаловаться в округ.

В округе ей предложили неожиданное решение – отправиться работать в дальнее село Сафутово, в котором селились кочевники, решившие вести оседлую жизнь. Марии Никифоровне предложили обучать кочевников бороться с песками так, как это делали жители Хошутово.

Ей пояснили, что с кочевниками, которые уничтожают зеленые посадки, можно бороться только путем привлечения их к оседлой жизни. И только отправившись в Сафутово, Мария Никифировна могла помочь тем крестьянам, которые страдали от кочевников.

Подумав, молодая учительница согласилась отправиться в Сафутово, и обещала вернуться через пятьдесят лет уже не по пескам, а по лесной дороге.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Платонова «Песчаная учительница» заключается в том, что для ответственного человека долг перед обществом, перед другими людьми важнее всего остального. Мария Нарышкина была ответственным и инициативным человеком. Она обучила людей бороться с песками, и когда к этим людям пришла беда в лице кочевников, Мария Никифоровна решила пожертвовать своей личной жизнью ради блага тех, кому она помогала.

Рассказ учит быть упорным и настойчивым в достижении поставленной цели. Героиня рассказа, учительница Мария Нарышкина помогла неграмотным крестьянам за два года превратить пустыню в плодородную землю.

Рассказ мне понравился своим позитивным настроем. Особенно выделяется в рассказе учительница — человек, любящий жизнь и людей, умеющий сделать жизнь лучше.

Какие пословицы подходят к рассказу Платонова «Песчаная учительница»?

Не будь тороплив, но будь настойчив.
Терпение и труд все перетрут.

Проблема поиска смысла жизни в рассказе Андрея Платонова «Песчаная учительница».
Цели и задачи урока:
1)проследить, как решается проблема поиска смысла жизни в рассказе А. Платонова «Песчаная учительница»;
2) раскрыть сложность и богатство внутреннего мира героини, помочь учащимся осознать значение природы и труда в жизни героев.

Неужели молодость придётся похоронить в песчаной пустыне среди диких кочевников и умереть в шелюговом кустарнике, считая это полумёртвое деревце в пустыне лучшим себе памятником и высшей славой жизни?..
А. Платонов

Ход урока.
Организационный момент
Рассказы А. Платонова, написанные в середине 20-х годов, отражают некоторые черты биографии писателя, устремления его личности и, главное, поиски им собственной поэтической системы. Цель нашего урокапроследить, как решается проблема поиска смысла жизни в рассказе А. Платонова «Песчаная учительница».
Вспомним, что нам известно о судьбе писателя.
Рассказ ученика о жизни А. П. Платонова с демонстрацией слайдов.
Анализ рассказа «Песчаная учительница».
В мире платоновских рассказов первого периода его творчества разрушительным силам природы – засухе, смерчу, горячим пескам пустыни, смертоносному «мусорному ветру» -- активно противостоит безвестный герой, способный терпеливо жить дальше, подготавливая своим трудом «тот день, когда он начнёт осуществлять настоящее счастье общей жизни, без которого нечем заниматься и сердцу стыдно». Такова героиня рассказа «Песчаная учительница» Мария Никифоровна Нарышкина.

О чём рассказывается в произведении Платонова? Почему, на ваш взгляд, автор назвал свой рассказ «Песчаная учительница»?
(А. Платонова в особенности притягивала своей тайной, своей великой и возрождающейся жизнью пустыня. Главная тема произведения - судьба молодой учительницы, посвятившей себя служению людям.)

Какое значение имеет первая глава рассказа?
(Первая глава представляет собой экспозицию. Начинается она с истории жизни Марии Нарышкиной. Автору важно, какие впечатления вынесла героиня с детских лет, подготовлена ли она к будущим испытаниям. Здесь же даётся описание внешности 20-летней героини.)

Когда происходит завязка действия?
(Начало действия2 глава. По распределению Мария попала в Хошутово.)

Какова роль пейзажа в этой части рассказа?
(Пейзажная зарисовка в начале 2 главы дает возможность понять душевное состояние героини. Описание деревни как бы дополняет это состояние.)

Как развиваются в рассказе дальнейшие события?
(В 3 главе выражена идея произведенияпревращение пустыни в живую землю. « Песчаная учительница» добровольно включает себя в бесконечную и безысходную в перспективе жизнь крестьян глухого степного села на самой границе с пустыней, так как она поняла, что школа только тогда может выполнить своё предназначение, когда будет учить главному« искусству превращать пустыню в живую землю».)

Как вы понимаете смысл метафоры «Превратить пустыню в живую землю»?
(По мнению писателя, это значит не только обводнить засыхающую степь, осушить болото, посадить лес или сад, но и научить людей творческому труду, подарить мечту об иной, красивой и радостной жизни.)

Каковы результаты деятельности Марии Нарышкиной?
(В 4 главе мы узнаём, как преобразилась пустыня через два года. Молоденькая учительница весело и мужественно взялась за дело переустройства и с помощью науки добилась того, что « уже через год Хошутово было не узнать».)

Какой эпизод можно назвать кульминационным?
(Кульминация рассказапервая часть 5 главы, где описывается нашествие кочевников.)

В чём заключена, по мнению писателя, « безысходная судьба двух народов?
(Автор убеждает нас, что решить технически все социальные проблемы невозможно. Нельзя не учитывать традиции, законы, по которым жили люди в этих местах с испокон веков. Раз в 15 лет путь кочевых племён проходил через село, и тогда поселенцы погибали без воды и пищи, уничтоженной стадами кочевников. Это жестоко, но другого выхода не было. « Кто голоден и ест траву родины, тот не преступник,--говорит вождь племени. -- Мы не злы, и вы не злы, но мало травы».)

Какова развязка произведения? (Развязка – решение судьбы героини. Мария Нарышкина отправляется в Софутово налаживать жизнь кочевников).

Подведение итогов.
Как решена в рассказе проблема поиска смысла жизни?
(Светлая уверенность в возможности совершенствования человеком мира, в котором он живет, - главная идея рассказа.

Как автор отвечает на вопрос Марии Нарышкиной, вынесенный в эпиграф нашего урока?
(Превозмогая жалость к себе, Мария Нарышкина вкладывает свою жизнь в общее дело. Она поняла и близко к сердцу приняла «сложную и глубокую жизнь племен пустыни, всю безысходную судьбу двух народов, зажатых в барханы песков», и спокойно и достойно решила свою судьбу).

Задание на дом: определить характерные черты времени в повести А.Платонова «Котлован» и подобрать материал из текста.
15


Приложенные файлы

Поурочный план

Тема урока: Андрей Платонов. Рассказ «Песчаная учительница».

Обучающая цель: знакомство с творчеством А.Платонова, анализ рассказа «Песчаная учительница».

Развивающая цель: развитие навыков разбора художественного произведения.

Воспитательная задача: показать борьбу человека с природным бедствием, победу над ним, силу женского характера в борьбе со стихией.

Ход урока

1. Опрос по творчеству А.Платонова

Родился 20 августа (1 сентября н.с.) в Воронеже в семье слесаря железнодорожных мастерских Климентова. (В 1920-х сменил фамилию Климентов на фамилию Платонов). Учился в церковноприходской школе, затем в городском училище. Как старший сын уже в 15 лет начал работать, чтобы поддержать семью.

Работал "во многих местах, у многих хозяев", затем на паровозоремонтном заводе. Учился в железнодорожном политехникуме.

Октябрьская революция кардинально меняет всю жизнь Платонова; для него, трудящегося человека, напряженно осмысливающего жизнь и свое место в ней, настает новая эпоха. Сотрудничает в редакциях разных газет и журналов Воронежа, выступает как публицист, рецензент, пробует себя в прозе, пишет стихи.

В 1919 участвует в гражданской войне в рядах Красной Армии. После окончания войны возвращается в Воронеж, поступает в Политехнический институт, который заканчивает в 1926.

Первая книга очерков Платонова "Электрофикация" вышла в 1921.

В 1922 выходит" вторая книга "Голубая глубина" - сборник стихов.

В 1923 - 26 Платонов работает губернским мелиоратором и заведует работами по электрификации сельского хозяйства.

В 1927 переезжает в Москву, в том же году появляется его книга "Епифанские шлюзы" (сборник рассказов), которая делает его известным. Успех вдохновил писателя, и уже в 1928 он издает два сборника "Луговые мастера" и "Сокровенный человек".

В 1929 публикует повесть "Происхождение мастера" (первые главы романа о революции "Чевенгур"). Повесть вызывает шквал резкой критики и нападок, и следующая книга писателя появится только через восемь лет.

С 1928 сотрудничает в журналах "Красная новь", "Новый мир", "Октябрь" и др. Продолжает работать над новыми прозаическими произведениями "Котлован", "Ювенальное море". Пробует себя в драматургии ("Высокое напряжение", "Пушкин в лицее").

В 1937 увидела свет книга рассказов "Река Потудань".

С началом Отечественной войны эвакуировался в Уфу, выпустил там сборник военных рассказов "Под небесами Родины".

В 1942 уходит на фронт в качестве специального корреспондента газеты "Красная звезда".

В 1946 демобилизуется и полностью отдается литературному труду. Выходят три прозаических сборника "Рассказы о Родине", "Броня", "В сторону заката солнца". В этом же году пишет один из известнейших своих рассказов "Возвращение". Однако появление в "Новом мире" "Семьи Иванова" было встречено крайне враждебно, рассказ был объявлен "клеветническим". Платонова перестали печатать.

В конце 1940-х, лишенный возможности зарабатывать себе на жизнь литературным трудом, писатель обратился к пересказам русских и башкирских сказок, которые у него принимали некоторые детские журналы. Несмотря на вопиющую бедность, писатель продолжал творчество.

После его смерти осталось большое рукописное наследие, среди которого потрясшие всех романы "Котлован" и "Чевенгур". Умер А.Платонов 5 января 1951 в Москве.

2. Новая тема. А.Платонов. Рассказ «Песчаная учительница».

3. Выявление темы: природа и человек, борьба за выживание.

4. Основная мысль: показать энергию, бесстрашие, уверенность героини в борьбе с природной стихией; силу женского характера, веру в светлое будущее, веру в человека, который с великим трудом превращает безжизненную землю в зеленый сад.

5. Слово учителя.

Эпиграф: «…Но пустыня – будущий мир, бояться вам нечего,

а люди будут благодарны, когда в пустыне вырастет дерево…»

Платонов очень любил всех своих персонажей: машинист то, рабочий, солдат или старик. Каждый для него по-своему прекрасен. Недаром один из платоновских героев сказал: «Это только сверху, кажется, только сверху видать, что снизу - масса, а на самом деле внизу отдельные люди живут, имеют свои наклонности, и один умнее другого».

И из всей этой массы хотелось бы выделить даже не героя, а одну героиню рассказа «Песчаная учительница».

Рассказ этот был написан в 1927 году, во время, еще не такое далекое от горячей революционной поры. Еще живы воспоминания об этом времени, еще живы его отголоски в «Песчаной учительнице».

Но саму Марию Никифоровну Нарышкину эти перемены эпохи не коснулись. Уберег ее от этой травмы и отец, и родной город, «глухой, забросанный песками Астраханской губернии», стоявший «в стороне от маршевых дорог красных и белых армий». С детства Мария очень увлекается географией. Эта любовь и определила её будущую профессию.

Ее мечтам, идеям, ее взрослению во время учебы посвящена вся первая глава рассказа. Но в это время Мария не была защищена от жизненных тревог так, как в детстве. Мы читаем отступление автора по этому поводу: «Странно, что никто никогда не помогает в этом возрасте молодому человеку одолеть мучащие его тревоги; никто не поддержит тонкого ствола, который треплет ветер сомнений и трясет землетрясение роста». В образной, метафорической форме писатель размышляет о молодости и ее беззащитности. Несомненна связь с историческим, современным ему периодом, который не способен помочь вступающему в жизнь человеку. Платоновские надежды на изменения положения связаны с мыслями о будущем: «Когда-нибудь молодость не будет беззащитной».

И любовь, и страдания молодости были не чужды Марии. Но мы чувствуем, что все станет в жизни этой девушки совсем не таким, каким оно ей виделось в молодости.

Словом, не могла и догадываться о своей судьбе Мария Нарышкина. Да, нелегко оказалось все для нее: обустройство школы, сама работа с детишками, которые в конце концов совсем забросили школу, так как уже не до нее было в голодную зиму. «Крепкая, веселая, мужественная натура Нарышкиной стала теряться и потухать». Холод, голод и горе не могли принести иных результатов. Но ум вывел из оцепенения Марию Нарышкину. Она поняла, что необходимо помочь людям в борьбе с пустыней. И эта женщина, обычная сельская учительница, едет в окружной отдел народного образования, чтобы ее научили преподавать «песчаную науку». Но ей дали только книги, отнеслись сочувственно и посоветовали обратиться за помощью к участковому агроному, который «жил за полтораста верст и никогда не бывал в Хошута верст и никогда не бывал в Хошутове». С этим и проводили.

Здесь мы видим, что даже в действительном затруднении правительство двадцатых годов ничем не помогало людям, даже таким инициаторам и активистам, как Мария Никифоровна.

Но эта женщина не растеряла всей своей силы, стойкости и все-таки добилась своего собственными силами. Правда, были у нее и друзья в селе - это Никита Гавкин, Ермолай Кобзев и многие другие. Однако, восстановление жизни в Хошутове -полностью заслуга «песчаной» учительницы. Она родилась в пустыне, но пришлось ей и повоевать с нею. И все образовалось: «Поселенцы... стали спокойнее и сытнее», «школа всегда была полна не только детьми, но и взрослыми», даже «пустыня помалости зеленела и становилась приветливей».

Но главное испытание было у Марии Никифоровны впереди. Грустно и больно ей было сознавать, что вот-вот должны прийти кочевники, хотя и не знала пока еще чего от них ждать. Старики говорили: «Беда будет». Так и случилось. Полчища кочевников пришли 25 августа и выпили всю воду в колодцах, вытоптали всю зелень, все обглодали. Это была «первая, настоящая в жизни Марии Никифоровны печаль». И опять она пытается исправить положение. На этот раз она идет к вождю кочевников. С «молодой злобой» на душе она обвиняет вождя в бесчеловечности и зле. Но он мудр и умен, что и подмечает для себя Мария. И совсем другого мнения она о Завукроно, который предложил оставить Хошутово и отправиться в другое место, Сафуту.

Эта умная женщина решилась пожертвовать собой, своей жизнью ради спасения своего села. Это ли не сила характера -отдать не просто свои молодые годы, но всю жизнь на служение людям, добровольно отказавшись отличного счастья? Это ли не сила характера - помогать тем, кто уничтожал твои достижения и победы?

Даже этот недальновидный начальник признал за ней удивительное мужество: «Вы, Мария Никифоровна, могли бы заведовать целым народом, а не школой». Женское ли это дело - «заведовать народом»? Но это оказалось по силам ей, простой учительнице, а главное, сильной женщине.

Сколько она уже достигла! Но сколько ей еще предстоит одержать побед... Думается, немало. Невольно веришь в такого человека. Им можно лишь гордиться.

Да и самой Марии Никифоровне Нарышкиной, думаю, никогда не придется сказать о себе так, как сказал Завокроно: «Мне почему-то стыдно». Он, мужчина, в своей жизни не совершил такого подвига, который совершила и которые продолжает совершать простая «песчаная учительница».

Словарная работа:

1. Орошать – поливать, пропитывать влагой.

2. Шелюга – виды деревьев и кустарников рода ивовых.

3. Смрадные – издающие отвратительный запах.

4. Обглодать – обгрызть, съесть.

5. Вымогла из себя – породила, вырастила.

6. Задернелый – обильный корнями травянистых растений.

Задания: Ответы на вопросы

1. Какая черта личности Марии Нарышкиной является, по вашему мнению, главной?

2. Какие слова, эпизоды ярче других раскрывают понимание Марией смысла жизни?

3. Почему Мария решила что, «в школе надо сделать главным предметом обучение борьбе с песками, обучение искусству превращать пустыню в живую землю»? Как вы понимаете следующие слова: «Пустыня – будущий мир…»?

4. Прочитайте диалог Марии с вождем кочевников. Почему Мария «втайне подумала, что вождь умен…»?

5. Какова, по-вашему, главная мысль рассказа «Песчаная учительница»? Определите тему, идейно-художественное содержание рассказа.

План:

1. Учеба на педагогических курсах

2. Приезд в Хошутово

3. Решение бороться с песками. Всенародная борьба

4. Вред, приносимый кочевниками

5. Жизнь, посвященная борьбе за превращение пустыни в будущий мир

Домашнее задание: пересказ содержания рассказа «Песчаная учительница», чтение других рассказов писателя Платонова.

Андрей Платонович Платонов прожил насыщенную, наполненную смыслом жизнь. Он был прекрасным инженером, много работал, чтобы принести пользу молодой социалистической республике. В первую очередь автора запомнили за его малую прозу. В ней Платонов пытался донести до читателей те идеалы, к которым должно стремиться общество. Воплощением светлых идей стала героиня рассказа Платонова "Песчаная учительница". Этим женским образом автор коснулся темы отказа от личной жизни ради общественных дел.

Прообраз платоновской учительницы

Рассказ Платонова "Песчаная учительница", краткое содержание которого вы сможете прочесть ниже, был написан в 1927 году. А теперь мысленно перенеситесь в 20-е годы прошлого столетия. Послереволюционная жизнь, строительство большой страны...

Исследователи литературы считают, что прототипом главной героини рассказа Платонова "Первая учительница" была невеста автора - Мария Кашинцева. Однажды в качестве студенческой практики девушка отправилась в село бороться с безграмотностью. Эта миссия была очень благородной. Также Мария Испугалась слишком бурных чувств и ухаживаний Анрея Платоновича, поэтому совершила своеобразный побег в глубинку. Писатель посвятил своей возлюбленной много трогательных строк в своих рассказах и повестях.

Сюжетная линия рассказа

"Песчаная учительница", краткое содержание которой мы предоставляем, переносит читателя в среднеазиатскую пустыню. Думаете, случайно? Западноевропейские специалисты считают, что в условиях пустыни раскрываются самые сильные черты человека. Библейское предание твердит, что Христос скитался по пустыне 40 дней, ничего не ел, не пил, укреплял свой дух.

У Марии Нарышкиной было прекрасное детство с чудесными родителями. Её отец был очень мудрым человеком. Работая учителем, много сделал для становления дочери. Потом Мария училась на педагогигеских курсах в Астрахани. После окончания её отправляют в отдалённую деревню Хошутово, что возле самой пустыни в Средней Азии. Пески очень усложняли жизнь местных жителей. Они не могли заниматься земледелием, уже опустили руки и забросили все начинания. Даже в школу ходить никто не хотел.

Энергичная учительница не опустила руки, а организовала настоящий бой со стихией. Посоветовавшись с агрономами в райцентре, Мария Никифоровна организовала посадку шелюги и сосны. Эти действия заставили пустыню быть приветливее. Жители зауважали Марию, в школу приходили ученики. Только скоро чудо закончилось.

Вскоре деревня подверглась набегу кочевников. Насаждения они уничтожили, воду из колодцев использовали. Учительница пытается договориться с вождём кочевников. Тот просит Марию научить лесному делу жителей соседнего села. Учительница соглашается и решает посвятить себя спасению сёл от песков. Она подбадривает жителей и верит, что когда-нибудь здесь будут красоваться лесные насаждения.

Образ учителя - покорителя природы

А. С. Пушкин писал:"Наставникам за благо воздадим". Именно наставником, а не учителем можно назвать главную героиню в книге "Песчаная учительница". Краткое содержание не передаёт безжалостности и холодности пустыни к людям. Только целеустремлённый, с активной жизненной позицией человек может противостоять ей. В своих поступках Мария Никифоровна пользуется гуманностью, справедливостью, терпимостью. Учительница ни на кого не перекладывает судьбу крестьян и с оптимизмом смотрит в будущее. Когда-то она мечтает приехать в деревню по лесной дороге.

Темы, проблемы и ценности, затронутые автором

Главные герои "Песчаной учительницы" послужили Платонову для передачи главной идеи - ценность знаний для селян и целых наций. Мария с гордостью несёт свою главную миссию - давать знания. Для жителей села Хошутово самым важным было сажать растения, укрепляя почву и создавая лесополосы.

Герои рассказа почти не общаются, такой стиль повествования можно назвать репортажным. Автор только повествует и описывает действия. Чувства героев переданы Платоновым очень эмоционально. В рассказе много метафор и красочных выражений.

Центральное место в книге уделяется теме культурного взаимообмена. Автор провозглашает особые ценности - дружественные отношения и нахождение общего языка с различными фигурами, даже с кочевниками.