Пит таунсенд рок н ролл мертв. Классическая Quadrophenia: Пит Таунсенд против музыкального снобизма. "Очень английская вещь"

(род. 19 мая 1945) - британский музыкант, гитарист, певец и автор песен. Наиболее известен как основатель, лидер и автор почти всех песен группы The Who .

Хотя он известен прежде всего как гитарист, он также выступал как певец, клавишник, а также играл на других инструментах: банджо, аккордеон, синтезатор, фортепиано, бас-гитара и барабаны, записывая свои сольные альбомы, в The Who, в качестве приглашённого музыканта у других артистов.

Британским журналом Classic Rock включён в список ста величайших гитаристов всех времён.

Пит Тауншенд наряду с Кейтом Ричардсом считается одним из выдающихся ритм-гитаристов в истории рок-музыки. В отличие от большинства остальных групп, ритм в the who держался на гитаре Тауншенда, что позволяло свободно импровизировать и барабанщику Кейту Муну, и бас-гитаристу Джону Энтвистлу. Вокалистом в группе был Роджер Дотри. Такое распределение функций придавало записям The Who небывалую мощь и экспрессию, а во время живых выступлений Таунсенд уводил группу за собой еще дальше, все туже закручивая спираль импровизаций, доводя публику до экстаза, после чего завершал концерт, с диким грохотом разбивая прямо на сцене свою гитару.

Питер Денис Блэндфорд Тауншенд родился 19 мая 1945 года в Чизвике, одном из районов Лондона, в семье певицы и саксофониста. В юности Пит играл на банджо в диксиленде, а затем, уже как ритм гитарист, влился в группу The Detours вместе с Роджером Дотри и Джоном Энтвистлом. Вскоре они сменили название на The Who, а затем и прославились благодаря легендарным композициям Тауншенда - «I Cant Explain», «My Generation» и «Substitute». Эти песни имели политическую направленность, поэтому The Who стали не только выдающейся рок группой, но и бунтарями, протестующими против существующего порядка.

Таунсенд начал совершенствоваться как автор и даже написал рок-оперу Tommy, после чего переключился на хард-рок и уже в этом стиле написал песни для классических альбомов группы - «Who’s Next» и «Live At Leeds». В 1970-х Пит было начал сольную карьеру, однако очень быстро убедился в том, что гораздо больше публику привлекают его выступления в составе The Who, о которых был снят фильм-концерт The Kids Are All Right.

Впервые Пит разбил на сцене свою гитару осенью 1964 года, когда The Who играли в Railway Tavern на севере Лондона. Все произошло случайно - во время выступления Пит часто ударял своей гитарой Rickenbacker о низкий потолок таверны, чтобы оборвать продолжавший тянуться возвращенный звук, который Пит «раскачивал» с помощью динамиков, и однажды удар оказался слишком сильным: гитара треснула.

«Когда я разбил гитару, - вспоминает Пит,- в зале наступила тишина. Все ждали, что я буду делать дальше: заплачу или начну метаться по сцене. Я же раскатил гитару на мелкие кусочки. Увидев это, публика чуть не сошла с ума от восторга». С самого начала следующего выступления публика спрашивала Пита, когда он сегодня разобьет свою гитару, и ему пришлось это сделать. С одной стороны, трюк с разбитой гитарой играл на руку The Who и оказался удачным рекламным ходом, но, с другой стороны, покупать каждый день новую гитару был весьма накладно, тем более что после успеха первых синглов The Who временно оказались в тени. Но вскоре все изменилось к лучшему и Пит мог разбивать столько гитар, сколько ему захочется.

Правообладатель иллюстрации umusic Image caption Афиша концерта в Royal Albert Hall 5 июля 2015 года - премьерного концертного исполнения Classic Quadrophenia

"А, опять музыкальный снобизм "классиков"?! Жив, курилка?! Да пошли они!.. За этим альбомом стоит огромная команда людей, всю свою жизнь профессионально занимающихся классической музыкой, и люди эти заслуживают большего, чем такое вот снисходительное пренебрежение. Да, я знаю, сам я - рок-динозавр, и меня это вполне устраивает, но все те, кто принимал участие в записи Classic Quadrophenia, – молодые, творческие, блестящие музыканты!"

Так отреагировал основатель и бессменный лидер одной из самых великих групп британского рока The Who Пит Таунсенд на отказ Official Charts Company - британской музыкальной организации, отвечающей за составление официальных музыкальных хит-парадов Великобритании, - включить в хит-парад классики сделанную в стиле классической музыки оркестровую запись рок-оперы Quadrophenia.

Основоположник рок-оперы

Правообладатель иллюстрации Umusic Image caption Пит Таунсенд справедливо считается основоположником рок-оперы, а его Tommy и Quadrophenia - классическими образцами жанра

The Who записали свою оригинальную версию Quadrophenia еще в 1973 году, через четыре года после выхода их альбома Tommy, заложившего основы жанра рок-оперы.

Композитор Леонард Бернстайн после концертного исполнения Tommy в Нью-Йорке восхищенно тряс руку Таунсенда: "Пит, ты даже не представляешь себе, что ты сделал!"

Сам Таунсенд считает Quadrophenia "более цельной, тематически богатой и превосходящей Tommy по своим чисто музыкальным качествам".

"Очень английская вещь"

Классическая музыка остро нуждается в новой аудитории, и переложение легендарной рок-оперы для симфонического оркестра и хора как раз в состоянии привлечь такую аудиторию газета Independent

"Это очень английская вещь, написанная в типичной английской тональности, - продолжает он. - Она заставляет вспомнить Бенджамина Бриттена, Уильяма Уолтона. Есть моменты, когда мы пытаемся разыграть вагнеровскую помпезность, но в то же время в ней есть и легкость, которая заставляет вспомнить традиционный английский танец Моррис, зеленые поля, пинты пива, и, конечно же, пляж в Брайтоне".

Именно по большей части на пляже в Брайтоне в 1979 году по мотивам Quadrophenia был снят одноименный полнометражный художественный фильм, и с тех пор опера стала не только монументальной вершиной серьезной рок-музыки, но и классическим памятником социального реализма британской культуры 70-х годов.

Здесь же, на пляже Брайтона снят и клип к классической версии Quadrophenia, где кадры из фильма 1979 года с главным героем Джимми в исполнении актера Фила Даниэльса перемежаются современными съемками с классическим тенором Алфи Бо.

В исполнении The Who и Tommy, и Quadrophenia назвать операми можно с определенными оговорками.

Хотя и в той, и в другой некоторые номера пели и сам Таунсенд, и давно уже умерший барабанщик группы Кит Мун, но большую часть вокальных партий, как мужских, так и женских пел один человек - вокалист группы Роджер Долтри.

Классическая версия

Правообладатель иллюстрации Umusic Image caption Как и Роджер Долтри в версии The Who, в "Классической Quadrophenia" большую часть партий спел один вокалист - тенор Альфи Бо

В противовес оперной традиции классическая Quadrophenia исполнена в том же ключе – почти все партии поет Алфи Бо. Иногда к нему присоединяются сам Таунсенд, Фил Даниэльс и рок-певец Билли Айдол.

Популярный в 80-е годы музыкант исполнил ту самую роль, которую в фильме играл Стинг.

Желание осуществить классическое переосмысление Quadrophenia Таунсенд объясняет стремлением закрепить свою работу на века.

"Я очень рад, что у меня появилась возможность сделать это, пока я еще могу работать. Мне вдруг представилось, что я при смерти и думаю: "Черт побери, почему же я все это не записал в нотах? Все эти носители – винил, кассеты, CD - меняются каждые несколько десятилетий, а ноты и оркестры существуют века".

"Я понял, что если Рейчел сделает хорошую оркестровку, то именно она будет звучать на моих похоронах", - со смехом добавляет он.

Правообладатель иллюстрации Umusic Image caption Пит Таунсенд, Рейчел Фуллер, Альфи Бо, Фил Дэниэльс

Рейчел Фуллер – не только опытный музыкант и аранжировщик, но и вот уже почти 20 лет партнер Таунсенда по жизни.

Хотя сам он давно уже признан одним из крупнейших и самых значительных композиторов рок-музыки, но классического музыкального образования у него нет. Поэтому для оркестровки Quadrophenia ему, как и в свое время Полу Маккартни для "Ливерпульской оратории", пришлось прибегнуть к помощи профессионалов.

Особую проблему для оркестровки представляло собой переложение партии ударных, которую на оригинальной записи The Who исполнял барабанщик группы Кит Мун – не зря его называли Moon the Loon ("Мун-безумец").

Чтобы воспроизвести его неуемную энергетику, оркестру пришлось привлечь ни много ни мало шесть ударников.

"Они играли так громко, что нам пришлось от них отгородиться специальной ширмой. Они, видимо, изо всех сил пытались воспроизвести дух Кита", - говорит Таунсенд.

Кит Мун умер еще в 1978 году, басист The Who Джон Энтвистл – в 2002-м.

Неувядающие The Who

Image caption И в 70 лет Таунсенд не отказывается от своей легендарной "мельницы": The Who (слева Роджер Долтри) на фестивале Glastonbury в июне этого года

70-летний Таунсенд и 71-летний Долтри, однако, отказываться от рок-карьеры пока не намерены, несмотря на сказанную в песне My Generation на заре существования группы, полвека назад, фразу: I hope I die before I get old ("Надеюсь, я умру раньше, чем состарюсь").

В минувший уикенд The Who с 50-летним барабанщиком Заком Старки, сыном Ринго Старра, на месте "Безумца-Муна" выступили на знаменитом рок-фестивале в Гластонбери.

А в предстоящее воскресенье 5 июля "Классическая Quadrophenia" в полном составе с Королевским филармоническим оркестром и хором London Oriana под руководством дирижера Роберта Зиглера и при участии Пита Таунсенда будет исполнена на сцене лондонского Royal Albert Hall.

Пит Таунсенд переживет

Ну а что касается участия "Классической Quadrophenia" в классическом хит-параде, то хочется процитировать комментарий газеты Independent:

"Классическая музыка остро нуждается в новой аудитории, и переложение легендарной рок-оперы для симфонического оркестра и хора как раз в состоянии привлечь такую аудиторию", - пишет ее обозреватель.

"Пит Таунсенд переживет и без классического хит-парада, но близорукий бюрократизм чиновников от музыки мешает расширению популярности классики", - убеждена газета.

", гитарист, разломавший несчетное количество гитар, один из пионеров фидбэка и концептуальных альбомов, Питер Деннис Бланфорд Тауншенд появился на свет в семье профессиональных музыкантов 19 мая 1945 года. Когда на экраны вышел фильм "Rock Around The Clock", Пит заболел рок-н-роллом и посмотрел картину более десятка раз. Тем не менее свою музыкальную деятельность паренек начал в диксиленде, который создал после того, как родители научили его играть на гитаре и банджо. Впрочем, довольно быстро Тауншенд свернул на рок-н-ролльную дорожку и, пройдя пару предварительных инстанций ("The Scorpions", "The Detours"), стал одним из основателей "The Who ". В этой легендарной команде с самого начала Пит проявил себя как незаурядный композитор, и его ранние вещи типа "My Generation" и "Substitute" сделались гимнами модовского движения. Сценическое поведение музыканта также привлекало внимание: многие песни он предварял длительными интродукциями, а его игра на гитаре напоминала движение крыльев ветряной мельницы.

Когда же им (случайно) был придуман трюк с разбиванием инструментов, и к делу активно подключился барабанщик Кит Мун, народ валом повалил на концерты "The Who ". К концу 60-х Тауншендом овладела идея создания рок-оперы, и уже в 1969-м монументальное произведение "Tommy" принесло группе вереницу аншлагов и многомиллионные продажи дисков.

Между тем, у Пита появился духовный учитель Мехер Баба, и музыкант начал участвовать в записи альбомов, посвященных этому индийскому гуру. Одной из таких работ стал его первый сольник "Who Came First". На пластинке были собраны мягкие, зачастую фолковые номера, а композиция "Parvardigar" являлась адаптацией молитвы Бабы. Другим увлечением, находившимся за пределами группы, служила для Тауншенда журналистика, и в начале 70-х он частенько отщелкивал статьи для "Rolling Stone" и "Melody Maker". В 1977-м Пит скооперировался с экс-басистом "The Faces " Ронни Лэйном и записал диск "Rough Mix", в котором переплелись влияния основных групп музыкантов. Кстати, Лэйн также являлся учеником Бабы, и поэтому одну из песен ("Keep Me Turning") дуэт сделал под влиянием своего гуру. После смерти Муна Тауншенд, и ранее не брезговавший алкоголем, начал активнее топить в виски проявления депрессии. В дальнейшем в ход пошли и кокаин с героином, однако, несмотря на борьбу с демонами, в 1980 году гитарист выпустил свой самый коммерчески удачный сольник.

Основной успех "Empty Glass" (№ 5) обеспечила просочившаяся в горячую десятку светлая вещица "Let My Love Open The Door" (опять же инспирированная Бабой), а кроме того к альбому прилагались два минорных хита, "Rough Boys" и "A Little Is Enough". На фоне платиновости "Empty Glass" следующая работа оказалась провальной, и многие критики разнесли "All The Best Cowboys Have Chinese Eyes" в пух и прах за предательство интересов и отход к новой волне. Тем временем Тауншенду становилось все труднее сочинять хороший материал для "The Who ", и вскоре группа была распущена.

Автономное плавание началось для Пита со сборника демозаписей "Scoop", но уже спустя пару лет музыкант вернулся к идее концептуальных альбомов и записал диск "White City: A Novel". Работа носила повествовательный характер и рассказывала мрачную историю о трудных буднях городских джунглей. На этот раз никто не обратил внимания на ее ньювэйвовую окраску, а песни "Face The Face" (Топ 30) и "Give Blood" получили изрядную долю популярности. В том же 1985-м Тауншенд выпустил книгу коротких рассказов "Horse"s Neck", а также в рамках проекта "White City" затеял съемки фильма, для чего собрал команду "Pete Townshend"s Deep End". К концу декады Пит подготовил мюзикл по мотивам произведения "The Iron Man" детского поэта Теда Хьюза. В записи диска участвовали Джон Ли Хукер , Нина Саймон, а также Роджер Долтри и Джон Энтвистл . В то время Тауншенд воссоединился со своими коллегами, однако реюнион "The Who " затмил появление "The Iron Man", и пластинка продавалась весьма умеренными темпами.

Его следующая амбициозная рок-опера "Psychoderelict" имела на удивление еще меньший спрос, однако в то же время на протяжении двух лет Бродвей рукоплескал постановке "Tommy". В дальнейшем Пит забросил работу над сольным материалом, а если и издавал что-то под своим именем, то это были либо лайвы, либо сборники неликвидов. В период конца 90-х и нулевых Тауншенд больше внимания уделял реюнионам "The Who ", да работал над автобиографией "Who I Am", которая, будучи опубликованной после долгих проволочек в 2012-м, стала большим бестселлером.

Last update 05.08.13

Пит Таунсенд - британский рок-гитарист, певец, автор песен. Известен как основатель, лидер и автор песен группы The Who.

Считается, что Пита Таунсенда первым осенило идеей крушить инструменты на сцене. Во всяком случае, он был первым, кто прославился таким образом. Участник The Who, вошедший в сотню величайших гитаристов в истории рок-н-ролла, по версии британского журнала Classic Rock, Таунсенд также известен как автор нескольких рок-опер и мюзиклов, журналист, сценарист, писатель и поэт. Его влияние признавало огромное число рок-гитаристов разных поколений, среди них – Алекс Лайфсон, Джои Рэмоун, .

Питер Деннис Блэндфорд Таунсенд родился 19 мая 1945 года в Лондоне, в семье саксофониста биг-бэнда и певицы. С детства он привык к звукам музыки, доносящимся из комнаты его родителей. В 12 лет Питу подарили его первую гитару. В 1961 году Таунсенд стал студентом Колледжа искусств Илинга. Вместе со своим школьным товарищем он организовал первую группу. Но она долго не просуществовала, и музыкант решил заняться сольной карьерой.

В 1964 году Пит Таунсенд вновь решается создать собственный музыкальный коллектив. Была основана группа под названием The Who. Кроме самого Таунсенда в неё вошли Роджер Долтри, Джон Энтуистл и Кит Мун. Практически все популярные композиции группы были написаны Таунсендом.

Группа приобрела огромный успех за счёт неординарных концертных выступлений, и считается как одной из самых влиятельных групп 60-х и 70-х, так и одной из величайших рок-групп всех времён. The Who прославились на родине как за счёт новаторского приёма - разбивания инструментов на сцене после выступления, так и за счёт хит-синглов, попадавших в Top 10, начиная с хит-сингла 1965 года «I Can"t Explain» и альбомов, попадавших в Top 5 (включая знаменитый «My Generation»). В 1969 вышла рок-опера «Tommy», ставшая первым альбомом, попавшим в Top 5 в США, за ним последовали «Live At Leeds» (1970), «Who"s Next» (1971), «Quadrophenia» (1973) и «Who Are You» (1978).

В конце 60-х Пит принимает учение индийского мистика Мехер Бабы. Пит стал самым известным его последователем и его дальнейшие работы будут отражать познания учений Бабы. Одна из его идей была, о том, что тот, кто может воспринимать земные вещи, не может воспринимать мир Бога. Из этого у Пита родилась история о мальчике, который оглох, онемел и ослеп и, избавившись от земных ощущений, смог увидеть Бога. Излечившись, он становится мессией. В итоге история стала всемирно известной как рок-опера «Tommy». The Who работали над ней с лета 1968-го по весну 1969-ого. Когда был выпущен альбом «Tommy», он стал всего лишь умеренным хитом, но после того, как The Who начали исполнять вживую, он обрёл сверхпопулярность. Сильное впечатление «Tommy» произвёл, когда группа исполнила его на фестивале в Вудстоке в августе 1969. Заснятые на киноплёнку и показанные в фильме «Woodstock», The Who стали международной сенсацией. По «Tommy» ставились балеты и мюзиклы, у группы было так много работы, что многие думали, что её название - «Tommy».

В начале 90-х Таунсенд с американским театральным режиссёром Десом МакАниффом превратил альбом «Tommy» в мюзикл, включавший моменты жизни самого Пита. После первого показа в La Jolla Playhouse в Калифорнии, в апреле1993 года «The Who’s Tommy» открылся на Бродвее. С ним Пит выиграл награды Tony и Laurence Olivier Award, но театральным критикам в Лондоне и Нью-Йорке он понравился.

В 1972 году Таунсенд начал работу над новой рок-оперой. Это должна была быть история The Who, но после встречи с одним из старых и ярых поклонников группы, Пит решил написать историю о фанате The Who. Она стала историей о Джимми, который работает на грязной работе, чтобы заработать на мотороллер GS, стильную одежду и на достаточное количество таблеток, чтобы провести выходные. Высокие дозы «спида» приводят к тому, что его личность раскололась на четыре составляющие, каждая из которых представлена участником The Who. Родители Джимми находят таблетки и выгоняют его из дома. Он приезжает в Брайтон, чтобы возвратить славные дни «модов», но находит главаря «модов», ставшего скромным гостиничным носильщиком. В отчаянии он берёт лодку и выходит в море в сильный шторм и наблюдает явление Бога. Эта история легла в основу рок-оперы «Quadrophenia». С альбомом «Quadrophenia» (1973) было много проблем после записи и исполнении. Основной причиной проблем была новая стерео-система, работающая не совсем адекватно. Сначала сведение записи в стерео привело к потере вокала. Потом на сцене The Who пытались воссоздать первоначальный звук. Ленты отказывали в работе и всё превращалось в полный хаос.

В 1978 году погиб барабанщик группы Кит Мун, после его смерти группа выпустила ещё два студийных альбома с экс-ударником The Small Faces Кенни Джонсом.

В 1980 году Пит Таунсенд выпустил свой первый полностью сольный альбом «Empty Glass» (выпущенный в 1972 году диск «Who Came First» был собранием демо-записей, а пластинка 1977 года «Rough Mix» была сделана на пару с Ронни Лэйном их The Small Faces). Альбом «Empty Glass» получил высокие оценки, а сингл «Let My Love Open The Door» стал очень популярным. Тогда же очевидными стали проблемы Пита. Он был пьян практически всегда, играл бесконечные соло партии или долго разглагольствовал со сцены. Его пьянство переросло в кокаиновую зависимость, а потом он подобрался и к героину. Пит практически погиб после передозировки героина в Лондоне и был спасён в больнице в последние минуты. Родители Пита надавили на него, и он вылетел в Калифорнию для лечения и реабилитации. После возвращения, он не чувствовал уверенности для написания нового материала группы, но попросил предложить ему тему. Группа решила записать альбом, отражающий их отношение к растущему напряжению холодной войны. Результатом стал альбом «It’s Hard» (1982), который рассматривал изменение роли мужчины с ростом феминистических настроений. Но и критикам, и фанатам альбом не понравился. Тур группы по США и Канаде начался в сентябре 1982 и был назван прощальным. Финальное шоу 12 декабря 1982 в Торонто транслировалось по всему миру. После тура, The Who по условиям контракта должны были записать ещё один альбом. Пит начал работу над альбомом «Siege», но быстро её забросил. Он объяснил группе, что больше не в состоянии писать песни. Пит объявил о распаде The Who на пресс-конференции 16 декабря 1983.

После распада он начал работать в издательском доме Faber & Faber. Работа не сильно отвлекала его от нового занятия - проповедования против употребления героина. Эта кампания длилась все 80-е. Также он нашёл время написать книгу коротких историй «Horses" Neck» и снять короткий фильм «Белый город». В фильме участвует новая группа Пита - Defor. Вместе с фильмом «White City» были выпущены концертный альбом и видео «Deep End Live!».

3 июля 1985 The Who собрались вместе, чтобы выступить на благотворительном концерте «Live Aid» в поддержку голодающих жителей Эфиопии. Группа должна была играть новую песню Пита «After The Fire», но из-за недостатка репетиций, им пришлось играть только старый материал.

В 1989 году Таунсенд выпустил мюзикл «The Iron Man», созданный по мотивам книги Теда Хьюза. В записи студийной версии приняли участие коллега Пита по The Who – Роджер Долтри, Нина Симон, Джон Ли Хукер, а также сын Таунсенда – Саймон.

Следующая сольная работа Пита снова несёт автобиографичный характер. Альбом «Psychoderelict» (1993) рассказывает о рок-звезде-отшельнике, которого отправляют на пенсию подлый менеджер и коварный журналист. Несмотря на сольный тур по США, новая работа не получила много внимания.

В январе 2003 года Питу Таунсенду предъявили обвинения в педофилии. После допросов он был отпущен под залог. Таунсенд всячески отрицает эти обвинения, и считает их оскорблением.

Сейчас Таунсенд работает над очередной рок-оперой, которую он представит публике в 2011 году. По его словам, «это будет нечто новое и амбициозное, но, в то же время, по стилю напоминать оперы «Tommy» и «Quadrophenia». Название будущей рок-оперы – «Floss». Некоторые композиции, по словам музыканта, войдут и в будущий альбом группы The Who.

В опере разыгрывается судьба одной семейной пары, которая пытается разрешить навалившиеся проблемы. Главный герой, Уолтер, рок-музыкант, который уходит на пенсию после того, как одна из его песен становится гимном большого автомобильного предприятия. Он становится этакой «домохозякой», в то время как его жена одержима лошадьми и только и бредит о конюшнях. Устав от праздной жизни, он решает вернуться к музыке спустя 15 лет, однако к своему ужасу осознаёт, что его время прошло, и он уже не может вписаться в модный мэйнстрим. После такого удара он замыкается в себе и удаляется от супруги, и только после серии трагических происшествий они вновь обретают друг друга.

По материалам: stolica.fm

Face Dances sessions, Odyssey Studios, London, 1980. photo - thewho.net


Всё бывает в первый раз. История не сохранила точную дату события. Известно, что это был сентябрь 1964 года. В тот день The Who выступали на прокуренной сцене Railway Tavern на северо-западе Лондона. Зал был маленьким, потолок – низким, но музыкантов это не смущало. Более того, Таунсенд даже нашёл в этой тесноте свои плюсы. Выкрутив на полную ручку реверберации, он высекал из своего Rickenbacker мощный гудящий звук и эффектно обрывал его, глуша гитару об низкий потолок таверны.

Но, как водится, что-то пошло не так. Во время одного из ударов Пит не рассчитал силы: гитара треснула. В зале повисла тишина. «Все ждали, что я буду делать дальше: заплачу или начну метаться по сцене», — вспоминал Таунсенд. Однако гитарист The Who принял другое, совершенно ошеломительное решение. В исступлении схватив свой Rickenbacker, он несколько раз ударил его об потолок. Когда от гитары остались лишь мелкие осколки, Пит гордо продемонстрировал их восхищённой публике. Перформанс удался на славу!

Более того, журнал Rolling Stone включил этот акт вандализма в список 50 мгновений, изменивших рок-н-ролл, а на официальном сайте The Who он назван самым потрясающим концертным событием в популярной музыке. Понятно, что весть об этом событии стремительно разошлась, и уже на следующем выступлении группы зрители с нетерпением ждали, когда же Пит сотрёт в порошок свой новый инструмент. Однако Таунсенд этого не сделал. Ждать пришлось довольно долго.

Следующая гитара была уничтожена во время концерта лишь в апреле 1965 года. На этот раз группа играла на более престижной площадке Olympia Ballroom и неплохо подготовилась. Ушлый менеджер The Who Кит Ламберт смекнул, что разбитые инструменты это не только лишняя трата денег, но и неплохой пиар, и предусмотрительно пригласил на концерт Вирджинию Айронсайд из Daily Mail и знаменитого Ника Кона (автора книги «Рок с самого начала»). Словом, новая выходка Таунсенда была задокументирована прессой и сделала группу ещё более популярной.

Однако и на этот раз уничтожение инструментов не переросло в привычку. Крушить гитары в промышленных масштабах Пит начал лишь после японского турне 1966 года, когда на одном из концертов был уничтожен золотой Fender Stratocaster. По некоторым сведениям, в следующем году Таунсенд отправил на тот свет не меньше 35 гитар. При этом он старался выбирать инструменты попрочнее, преимущественно Fender, а некоторые экземпляры даже заново склеивал и дорабатывал! Более хрупким и нежным гитарам Gibson везло меньше. Несколько экземпляров Gibson SG Пит Таунсенд попросту сломал об колено.

Дурной пример заразителен, об этом мы знаем с детства. Уничтожение инструментов так и не стало особым ноу-хау Таунсенда. Многие рок-музыканты с готовностью приняли этот приём на вооружение и добились ещё более впечатляющих результатов. Джими Хендрикс поджигал гитару в Монтеррее, Ричи Блэкмор играл на ней дрелью и палил сцену, коллега Пита по The Who Кит Мун крушил ударные установки и питал склонность к пиротехнике. Список можно продолжать до бесконечности.

Ну а мы, между тем, так и не прояснили один важнейший вопрос. Почему Пит Таунсенд разбил свою гитару и как он вообще на это решился?

Так всё и происходило

Почему?

А вот тут всё интересно.

Дело в том, что в разные годы Пит Таунсенд объяснял свой поступок совершенно по-разному. Сложно сказать, зависят ли эти интерпретации от памяти музыканта, его настроения, собеседника или чего-либо ещё, но мы можем выделить несколько главных версий.

Версия первая: спонтанность

«Данный жест является чистым экспромтом. Это выступление, это акт, это мгновение и это правда бессмысленно»

Версия вторая: эпатаж

Тут всё просто. Хотел привлечь внимание публики – привлёк. Резко и бескомпромиссно. В пользу этой точки зрения свидетельствует интервью Пита журналу Rolling Stone.

«Я ждал, что все станут говорить: «Ого, он разбил свою гитару, он разбил свою гитару», - но никто ничего не сказал. Это меня взбесило, и я решил, что публика должна заметить столь важное событие»

Версия третья: протест

Она укладывается в этакий бунтарский образ The Who, который отчётливее всего проявился в их суперхите My Generation. Музыканты этой группы выглядели то анархистами, готовыми вести за собой массы, то просто ублюдками, с которыми лучше не встречаться ночью в тёмном переулке. Что же касается разбитой гитары, то, согласно этой версии, она пала жертвой антивоенных настроений Пита Таунсенда: «Я был воспитан в то время, когда война еще отбрасывала тень. Война была реальной угрозой или фактом для трех поколений моей семьи… Я не пытался играть красивую музыку, я оглушал свою аудиторию ужасными, висцеральными звуками. Мы все понимали, что это звучание абсолюта для нашего хрупкого существования. Однажды самолет сбросит бомбу, которая уничтожит всех нас за секунду. Это может произойти в любой момент. Карибский кризис доказал это. На сцене я стоял на кончиках пальцев ног, с вытянутыми руками, парящий, как самолет. Когда я поднял заикающуюся гитару над головой, то почувствовал, что держу в руках окровавленные столетия бессмысленных войн. Взрывы. Траншеи. Трупы. Жуткий визг ветра».

Версия четвёртая: перформанс

Пожалуй, самый интересный вариант из перечисленных. В наше время никого не удивишь безумными поступками разных странных персонажей, которые в конечном счёте оказываются хорошо продуманными акциями и проходят по разряду «современное искусство». Но что общего у Пита Таунсенда с подобными способами самовыражения?

Дело в том, что в начале 1960-х Таунсенд учился в Колледже искусств Илинга. Кстати говоря, знаковое место для британского рока: помимо гитариста The Who оттуда вышли Ронни Вуд и Фредди Меркьюри. Среди преподавателей колледжа был художник-концептуалист Густав Мецгер, популяризатор так называемого саморазрушающегося искусства. Чем он только не занимался: воспевал красоту распадающейся материи, распыляя кислоту на нейлоновые листы, создавал скульптуры из мешков с мусором (один из таких мешков из галереи Тейт по ошибке вынесла уборщица), писал манифест саморазрушающегося искусства, рвал его в клочья и даже объявлял так называемый «Арт-Страйк 1977-1980», на время которого он вообще перестал творить.

Уже в интервью журналу Premier Guitar (вышло в апрельском номере 2010 года) Таунсенд признавался, что на уничтожение своего Rickenbacker его вдохновили занятия в колледже искусств. Гораздо подробнее он развил эту тему в автобиографии Who I Am, которая увидела свет в 2012 году. Там упоминается и Мецгер, и то, что Пит был воодушевлён его творчеством и втайне планировал разбить свою гитару в подходящий момент.

Что ж, момент действительно представился. И самое интересное, что все эти версии вполне могут друг другу и не противоречить. Например, Таунсенд мог внезапно захотеть эпатировать публику деструктивным перформансом, символизирующим ужасы войны. Почему бы и нет? Но всё это уже из области фантазий, а о том, что и как было на самом деле, знает только сам Пит Таунсенд.

Здоровья ему. Такого же крепкого, как гитары Fender.

Например, как эта