Опера Сен-Санса «Самсон и Далила. Опера Сен-Санса «Самсон и Далила Сен санс самсон и далила полное либретто

Рождение Самсона было предвещено Ангелом. Родился он от бесплодной женщины. Отцом его был Маной из рода Данова. По словам Ангела, младенец будет “назореем Божиим” и будет “спасать Израиля от руки Филистимлян” (Кн. Судей Израилевых, глава 13 ). Вскоре Ангел явился и Маною и сказал, что младенец, когда вырастет, должен остерегаться всего, что производит виноградная лоза и не есть нечистого, тогда он сможет противостоять Филистимлянам.

Когда мальчик родился, его назвали Самсоном (Шимшоном). Повзрослев, Самсон увидел женщину из дочерей Филистимских, которые в ту пору владычествовали над Израилем, и стал просить отца взять эту женщину ему в жены.

Пошел Самсон с отцом и матерью в Фимнафу, где жила женщина. Вскоре они увидели, что навстречу им идет молодой лев. Самсон победил льва голыми руками. Здесь впервые проявилась огромная физическая сила Самсона, которой он впоследствии часто пользовался. Самсон встретился со своей избранницей, и она стала нравиться ему еще больше.

Несколько дней спустя Самсон снова пошел к избраннице той же дорогой и увидел, что в трупе льва завелся рой пчел. Самсон достал из трупа мед и ел сам, и угостил родителей.

Вскоре сыграли свадьбу, на которой Самсон загадал присутствующим филистимлянам загадку:

из ядущего вышло ядомое, и из сильного вышло сладкое. ( Кн. Судей Израилевых, глава 14 )

Как Вы уже, наверное, догадались, загадка эта была обо льве и меде. Филистимляне не могли разгадать загадку и подослали к Самсону жену, узнать разгадку. Семь дней она плакала и просила Самсона разгадать загадку, пока тот, наконец, не сдался. Жена Самсона сказала отгадку сынам народа своего.

Самсон разгневался и наказал смертью 30 филистимлян. Так началось противостояние Самсона и Филистимлян, которое подробно описано в 15 главе Книги Судей . Самсон был судьёй Израиля во дни Филистимлян на протяжении двадцати лет.

Важно понимать, что означает «судья Израиля ». Эпоха судей – это смутное время после смерти Иисуса Навина, характеризующееся межплеменной враждой. Судьи – авторитетные фигуры среди израильтян, активные представители народного самосознания, которые сопротивлялись ассимиляции израильтян местными племенами. Судьи командовали народным ополчением, а также исполняли правовые функции. Власть судей была основана либо на высоком авторитете, либо на силе.

Вернемся к легенде о Самсоне и Далиле. Далила жила в долине Сорек. Самсон полюбил ее. Филистимляне, узнав о чувствах Самсона, решили подкупить Далилу, чтобы та выведала секрет огромной физической силы Самсона. Современные ученые подсчитали, что за предательство Далила получила 5,500 шекелей серебра (62700 граммов).

Самсон раскрыл Далиле тайну силы своей, а была она в волосах Самсона.

…если же остричь меня, то отступит от меня сила моя; я сделаюсь слаб и буду, как прочие люди. (Книга Судей Израилевых, глава 16)

Далила состригла волосы спящему Самсону и передала его в руки Филистимлян, которые сковали его медными цепями, ослепили и отвели в Газу в дом узников. Вскоре здесь собралось много Филистимлян, чтобы принести Самсона в жертву своему богу Дагону. Тем временем, волосы на голове Самсона начали отрастать, и он сдвинул с места два несущих столба, на которых держался весь дом, и обрушил дом на Филистимлян, убив, тем самым, больше Филистимлян, чем за 20 лет своего судейства. Самсон также был погребен под обломками. Похоронили его рядом с отцом.

Чему учит библейское сказание о Самсоне и Далиле?

Многие считают, что история о Самсоне и Далиле – это история предательства, однако, это ошибочное мнение. Мотив предательства, действительно, весьма част в Библии. Можно, к примеру, вспомнить предательство Иуды Искариота, историю Иосифа и его братьев и пр. Но, хотя данный мотив прослеживается в легенде о Самсоне и Далиле, он не является здесь основным.

Один из самых важных уроков, которые мы можем вынести из библейской легенды о Самсоне и Далиле, — это научиться контролировать свои эмоции и не позволять эмоциям контролировать нас. Стремление к мести и чувство ярости – то, что на самом деле погубило Самсона.

Самсон погиб, потому что он позволил своим эмоциям управлять своим поведением. Он убивал Филистимлян из гнева и мести. Мы не имеем права убивать или причинять вред по причине того, что мы не можем контролировать свой гнев. Правосудие должно быть в руках Бога. Самсон сражался с Филистимлянами в течение двадцати лет. Он убил многих и уничтожил многое. Он был зол, и гнев отвлекал его от Божьего плана на него. Миссия, которую Бог возложил на него, стала его личной битвой, он уже боролся за себя, следуя своему собственному гневу, своим страстям. Месть стала мощной и всепоглощающей силой в сердце Самсона и изменила направление его жизни.

Описанная в Библии слепота Самсона, есть не что иное, как символическое описание его духовной слепоты. Не понятно, в какой именно момент Самсон перестал идти по пути Господа, а пошел по пути собственной мести, используя ту силу, которую Господь дал ему.

Почему Далила предала Самсона?

Многие исследователи Библии задаются вопросом, почему Далила так легко пошла на предательство человека, который любил ее? На самом деле причина все та же. Далила, как и Самсон была одержима желанием отомстить. Конечно, Далила знала о Самсоне и о его поступках, среди которых было много нелицеприятных. Так, как нам известно из Библии, Самсон заживо сжег свою первую жену, убил множество филистимлян, был известен своими неразборчивыми связями и бахвальством. Приняв во снимание все это, можно понять, почему поступок Далилы не выглядит нелогичным.

Далила также была мотивирована местью, как и Самсон. Она ненавидела израильтян, не меньше, чем Самсон ненавидел филистимлян.

Когда нам плохо или больно, мы хотим, чтобы те, кто обидел нас был также обижен. Подобная позиция только на первый взгляд кажется справедливой. Желание поквитаться – это желание мести, которому не должно быть места в наших сердцах. Божьи пути выше наших путей, и мы не должны ставить их под сомнение.

История Самсона и Далилы напоминает нам о том, насколько важно иметь чистые сердца и следовать по Божьему пути!

Из двенадцати опер, созданных Камилем Сен-Сансом, лишь одной суждено было стать репертуарной. По иронии судьбы, это произведение первоначально не задумывалось автором как опера. В 1867 г. у композитора возник замысел оратории, повествующей о библейском герое Самсоне, однако молодой поэт Фердинанд Лемер, работавший над либретто, убедил Сен-Санса, что это должна быть опера. Работа над нею началась с одного из наиболее красивых номеров – любовного дуэта из второго действия.

История Самсона – воителя, побежденного женским коварством – не раз использовалась в таком качестве. До Сен-Санса было создано одиннадцать опер о Самсоне (в частности, к этому сюжету обратился Жан-Филипп Рамо), но ни у одной из них сценическая судьба не была счастливой. Друзья предупреждали композитора о проблемах, которые могут возникнуть с исполнением – далеко не всякий директор театра решиться принять к постановке оперу на библейский сюжет. Сен-Санса это не останавливало. Гораздо больше сомнений возникло у него, когда он организовал исполнение готовых фрагментов в узком кругу – и особого восторга музыка у слушателей не вызвала.

Композитор отложил работу над оперой, но не отказался от этой идеи полностью. В 1870 г. во время торжества по случаю столетнего юбилея он встретился с и в разговоре с ним упомянул о начатой опере. Листа эта идея заинтересовала, и он пообещал композитору постановку в Веймаре. Воодушевленный этим обещанием, Сен-Санс готов был продолжить работу, но сначала его отвлекла переработка оперы «Серебряный колокольчик», а потом продолжению работы воспрепятствовала франко-прусская война, во время которой композитор выполнял свой гражданский долг, будучи солдатом.

Осенью 1873 г. – во время первой поездки в Алжир – Сен-Санс завершает третий акт. Уже тогда во французских газетах появляется сообщение о завершении произведения композитором – но ничто в них не соответствовало действительности: во-первых, «Самсона и Далилу» по ошибке назвали ораторией, во-вторых, опера еще не была завершена, однако в августе 1874 г. в Круасси – на небольшой парковой сцене – Полина Виардо организовала исполнение второго акта. Она сама исполнила партию Далилы, которую композитор писал именно для нее – и впоследствии он посвятил Полине Виардо «Самсона и Далилу». В 1875 г. в парижском зале Шатле был исполнен первый акт – без особого успеха, критики писали о «полном отсутствии мелодий», о «рискованной гармонии», об «инструментовке, нигде не поднимающейся над уровнем посредственности».

Опера была полностью завершена в 1876 г. Это произведение объединило в себе и лирику, и патриотические идеи, которые не могли не волновать автора, учитывая события эпохи. Первоначально мыслившаяся автором как оратория, опера сохранила некоторые черты этого жанра. Автора упрекали в недостаточной индивидуализированности действующих лиц, но композитор к этому и не стремился: персонажи «Самсона и Далилы» – не столько характеры, сколько воплощение определенных душевных состояний.

Партия Самсона поручена тенору, но в его образе подчеркнуты героические черты (примечательная деталь: появление героя в первом акте отмечено сдвигом в ми-бемоль мажор – тональность, которая осмысливалась как «героическая» и у Бетховена, и в некоторых сочинениях Сен-Санса). Суровость образа героя и возглавляемого им народа сопоставляется с изнеженностью филистимлян – например, в первом акте хору евреев с его архаическими чертами (натуральный минор, преобладание одноголосия) контрастирует кокетливый, украшенный многочисленными музыкальными орнаментами хор филистимлянок. «Мир» филистимлян представляет Далила. Ее музыкальная характеристика строится на чувственных мелодиях широкого дыхания, дорийский и фригийский лады, многочисленные хроматизмы придают ей ориентальный оттенок.

Наибольшей действенностью отличается второй акт. Оркестровая прелюдия с трелями струнных, аккордовыми «восклицаниями» деревянных духовых, нисходящими хроматическими пассажами живописует тревожную атмосферу предгрозовой ночи. Действие открывается лаконичным, но очень чувственным ариозо Далилы. Ее последующий дуэт с верховным жрецом Дагона исполнен нервных, изменчивых ритмов. Размышления героини, оставшейся в одиночестве, разворачиваются на фоне все того же музыкального «ночного пейзажа». Драматургическая вершина второго акта – любовный дуэт Самсона и Далилы. Музыка очаровывает красотой, но использование лейтмотивов выдает неискренность героини.

Контрастные сопоставления образов иудеев и филистимлян присутствуют и в третьем акте. За печальным речитативом Самсона следует хор евреев, отмеченный эпическими чертами. Главное место во второй картине третьего акта занимает дивертисмент в храме Дагона – красочный образец французского ориентализма. Торжественное завершение оперы в ми-бемоль мажоре («героической» тональности) знаменует собой торжество справедливости, которое гораздо важнее трагической гибели героя.

Как и предупреждали композитора друзья, добиться постановки оперы на библейский сюжет во Франции оказалось нелегко. Сделать это удалось только в Веймаре – Лист выполнил свое обещание в 1877 г. Французская премьера состоялась лишь в 1890 г. в Руане (к сожалению, возраст уже не позволял Полине Виардо исполнить партию Далилы). В 1892 г. состоялась парижская премьера, а в 1893 – российская. Исполнялось произведение и в Англии, но там оперные постановки на библейские сюжеты были запрещены законом, поэтому до 1909 г. «Самсона и Далилу» в Великобритании исполняли как ораторию.

Все права защищены. Копирование запрещено


КАМИЛЬ СЕН-САНС.
ОПЕРА `САМСОН И ДАЛИЛА` OP. 47

Пласидо Доминго: Самсон
Ольга Бородина: Далила
Жан-Филипп Лафон: первосвященник
Ильдар Абдразаков: Авимелех
Bonaldo Giaiotti: Старый еврей
Росарио Ла Спина: посланник
Альфредо Нигро: обыватель
Деян Vatchkov: еще обыватель
дирижер Гари Бертини
Оркестр и хор театра Ла Скала

Опера в трех действиях Камиля Сен-Санса на
либретто - Фердинанда Лемера, основанное на Книге Судей.

Действующие лица:

ДАЛИЛА, жрица бога Дагона (меццо-сопрано)
САМСОН, предводитель иудеев (тенор)
ВЕРХОВНЫЙ ЖРЕЦ ДАГОНА (баритон)
АБЕМЕЛЕХ, газский сатрап (бас)
СТАРЫЙ ИУДЕЙ (бас)

Время действия: библейское.
Место действия: Газа.
Первое исполнение: Веймар (по-немецки), 2 декабря 1877 года.

Попросите любого любителя музыки наобум назвать сюжет, легший в основу наибольшего числа опер, и он, вероятно, назовет либо Фауста, либо Орфея, либо, вполне возможно, Ромео. У меня нет уверенности в том, каков должен быть правильный ответ, поскольку нет описаний сюжетов тех 28000 опер, которые хранятся в Национальной библиотеке в Париже, не говоря уж о тысячах тех, которые не попали во Францию. Но в самом начале такого списка, я уверен, был бы сюжет с Самсоном. Я обнаружил свидетельства об одиннадцати трактовках этого сюжета, существовавших до того, как к нему обратился Сен-Санс. Это не считая, конечно, генделевской интерпретации драмы Мильтона - произведения, написанного в жанре не оперы, а оратории. И отнюдь не все они принадлежат перу нынче забытых композиторов. Одна из них, например, творение Рамо, либреттистом которого в данном случае был не менее знаменитый человек - Вольтер. Другая принадлежит немцу Иоахиму Раффу. Довольно странно, что при том, что каждый из этих композиторов был не только именитым музыкантом, но также влиятельной персоной, ни одна из их самсоновских опер никогда не была поставлена.

У Сен-Санса тоже были некоторые проблемы, прежде чем он увидел исполнение своего творения в полном виде и прежде чем он смог услышать его в своей собственной стране. Его кузен Фердинанд Лемер вручил композитору либретто в 1869 году, и партитура уже значительно продвинулась, когда разразилась франко-прусская война. Она прервала работу над оперой на два года, после чего она пролежала еще два года на письменном столе композитора. Наконец произведение услышал Лист. Всегда с большим энтузиазмом помогавший молодым людям, этот аббат взял партитуру и организовал мировую премьеру оперы в Германии, в Веймаре. Она называлась «Самсон и Далила». Произошло это в 1877 году. Лишь спустя тринадцать лет она была поставлена на родине композитора в парижской «Гранд-опера» и с тех пор составляет основу репертуара этого театра, идя на его сцене один или два раза в месяц вот уже более столетия год за годом.
В англоговорящих странах она тоже медленно прокладывала себе путь. В Англии она подпадала под закон (а в Америке - предубеждение), направленный против изображения библейских персонажей на сцене. Вот почему в этих странах она была исполнена в виде оратории. В Англии она не ставилась как опера вплоть до 1909 года, а в Соединенных Штатах, несмотря на несколько отдельных представлений оперы еще в XIX веке, она вошла в постоянный репертуар «Метрополитен-опера» лишь в 1916 году. Тогда, с труппой, возглавлявшейся Карузо и Маценауэром, опера произвела такое сильное впечатление, что осталась в репертуаре на многие годы. Сегодня, однако, имеется интересное различие в стандартах постановки: публика требует - и получает - Далилу, которая тоже выглядит и поет как коварная женщина.
В 1947 году, когда опера Сен-Санса была временно снята с репертуара, в «Метрополитен» вместо нее была поставлена одноактная версия этого сюжета Бернарда Роджерса, озаглавленная «Воитель». В этой опере глаза Самсону выкалывают самым что ни на есть реалистическим образом - с помощью раскаленного железного прута, прямо на сцене по ходу действия. Руководству театра пришла в голову счастливая мысль дать этот спектакль в качестве приманки, вместе с другой одноактной оперой - «Гензель и Гретель» Хумпердинка - на субботнем утреннем представлении для малышей. Естественно, произведение бедного мистера Роджерса не имело успеха у родителей, которые привели своих чад отнюдь не на спектакль со столь устрашающим сюжетом, а на детскую оперу Хумпердинка. В результате опера Сен-Санса была восстановлена в репертуаре.

ДЕЙСТВИЕ I

В палестинском городе Газа израильтяне находятся в рабстве у филистимлян. Они собрались ранним утром на городской площади, здесь Самсон призывает их к активному сопротивлению. Иудеи, измученные издевательствами завоевателей, колеблются и сомневаются в успехе своего сопротивления, но в конце концов страстный призыв Самсона воодушевляет их. Их волнения вынуждают явиться сюда Абемелеха, сатрапа Газы, чтобы выяснить, что же здесь происходит. Его ядовитые насмешки и колкости, а также призыв оставить бога Иегову ради Дагона возбуждают у иудеев ненависть к нему. Самсон пробуждает в израильтянах столь сильное чувство негодования, что они восстают («Israel, burst your bonds» - «Израильтяне, разорвите свои оковы»). Абемелех нападает на них; Самсон выбивает у него меч и убивает его. Филистимляне в панике бегут; Самсон во главе иудеев преследует их.
Двери храма бога Дагона открыты. Из них выходит верховный жрец со своей свитой. В патетических тонах он шлет проклятье Самсону. Однако ему не удается вернуть филистимлянам уверенность в себе после того ужаса, который они недавно пережили. И когда возвращаются израильтяне, верховный жрец и все его окружение предпочитают удалиться.
Настал час великого триумфа Самсона. Именно в этот момент обольстительная жрица Далила выступает вперед из храма Дагона вместе с хором своих, столь же пленительных юных прислужниц. Они приветствуют торжествующего героя, украшая его гирляндами, обольщают его песнями и танцами. Далила шепчет ему, что он уже царит в ее сердце, и поет обольстительную арию о весне («Printemps qui commence» - «Весна начинается»). Один из иудейских старейшин предостерегает Самсона, но молодой герой, который уже имеет репутацию человека, подверженного чарам женской красоты, совершенно покорен Далилой.

ДЕЙСТВИЕ II

На долину Сорек опускается ночь. Приближается гроза. Короткое вступление ко второму действию создает впечатление, как это может сделать музыка, - что ночь будет прекрасна. Далила, одетая настолько обольстительно, насколько позволяют это нормы приличия в большой опере, ожидает в роскошном восточном саду своего возлюбленного. Она ненавидит его как врага своего народа и в полной энергии и силы арии («Amour! viens aider та faiblesse!» - «Любовь! Приди помочь, моя слабость!») молит бога любви помочь ей лишить его силы.
Верховный жрец приходит, чтобы сказать ей, что дела идут все хуже и хуже, поскольку иудеи, некогда рабы, теперь восстали против своих прежних хозяев. Зная хорошо тщеславие красавиц, он специально сообщает, что Самсон хвастался тем, что ей не удастся подчинить его себе. Но Далила и так вполне ненавидит Самсона и без этого подстрекательства. И позже, когда верховный жрец обещает щедро одарить ее, если ей удастся разведать секрет его силы, она говорит ему, что никакого вознаграждения не нужно. Она уже трижды пыталась выведать эту тайну - и все три раза терпела неудачу. Но на сей раз она клянется, что добьется успеха. Самсон, она уверена, раб любовной страсти, и теперь оба - Далила и верховный жрец - поют триумфальный дуэт по поводу их грядущей победы, в которой они не сомневаются.
Разражается ужасная буря. Верховный жрец удаляется, а Далила с нетерпением ожидает Самсона. Когда он в конце концов появляется из мрака ночи, он шепчет себе, что желает лишь одного - освободиться от чар Далилы. Он пришел проститься с нею, так как должен служить своему народу. Он не обращает внимания на ее решимость удержать его и на ее женские хитрости, которые содержат не только любовные утехи, но также сентиментальные воспоминания о наслаждениях в прошлом, гнев и слезы. Видя, что он смягчается, она поет знаменитую арию «Mon coeur s`ouvre a ta voix». В концертном исполнении она гораздо меньше впечатляет, чем в опере, поскольку в концерте, где нет сценического партнера, нельзя столь выразительно передать любовные излияния Самсона Далиле в конце каждого куплета.
Далила снова спрашивает, в чем секрет его огромной силы, но Самсон снова отказывается раскрыть его. Но когда Далила в конце концов отталкивает его, называет его трусом и выталкивает из дома, Самсон совсем теряет рассудок. В раскатах бушующей бури он в отчаянии простирает руки к небу и медленно следует за Далилой в ее дом. Из библейской истории все знают, что произошло в доме с Самсоном и его волосами. За сценой слышен удар грома. В блеске молнии видны фигуры филистимлянских воинов, тихо окружающих дом Далилы. Неожиданно она появляется в окне и призывает на помощь. Слышен вопль Самсона: он кричит, что его предали. В дом врываются воины, чтобы схватить его.

ДЕЙСТВИЕ III

Сцена 1. Потеряв своего могущественного вождя, иудеи скорбят, и их хор - в темнице за сценой - горько жалуется на то, что Самсон предал бога их отцов. На сцене ослепленный Самсон вращает мельничный жернов, к которому его привязали его истязатели на тюремном дворе. В агонии отчаяния он взывает к Иегове, чтобы тот принял его жизнь - лишь бы вернуть любовь и доверие соотечественников. Неумолимо и безжалостно хор за сценой продолжает осуждать его. В конце концов тюремщики уводят его.

Сцена 2. В храме Дагона перед огромной статуей их бога филистимляне празднуют победу. Танцующие девушки поют победный хор, который - в первом действии - они пели Самсону. Балет исполняет «Вакханалию».

Когда маленький мальчик проводит здесь ослепленного Самсона, все провожают его презрительным смехом. Далила, с бокалом вина, подходит к Самсону и, издеваясь над ним, напоминает ему о минутах, которые он провел в ее объятиях. Верховный жрец с утонченной издевкой обещает обратится в иудея, если Иегова столь могуществен, чтобы вернуть Самсону зрение. Самсон, устремив свой невидящий взор к небу, молит Господа отомстить за такую ужасающую нечестивость.

Но вот начинается самая важная часть церемонии жертвоприношения. На алтаре вспыхивает священный огонь, и - в качестве кульминации - Самсон должен пасть на колени перед Дагоном. Под звуки триумфального пения филистимлян маленький мальчик ведет Самсона между двух огромных колонн, где он должен совершить почтительный поклон. Очень спокойно наш огромных размеров герой говорит мальчику, чтобы он покинул храм. Тем временем хвалы, обращенные к Дагону, становятся все громче и громче. Наконец Самсон обхватывает две колонны, возносит молитву, чтобы в последний раз продемонстрировать свою силу, и с устрашающим воплем сдвигает колонны с места. Филистимляне в ужасе впадают в панику и пытаются выбежать из храма. Но слишком поздно: весь храм рушится, погребая под своими обломками всех, включая Самсона и Далилу.

Первая постановка Место первой постановки

«Самсон и Далила» (Samson et Dalila) - опера Камиля Сен-Санса в трех действиях на ветхозаветный сюжет (Книга Судей, XVI).

Либретто - Фердинанд Лемер. Первая постановка - Веймар, 2 декабря 1877 г. в немецком переводе, в театре герцога.

Самая популярная опера композитора, единственная, не сходящая со сцен современных оперных театров. Партия Далилы - одна из технически удобных для исполнения и поэтому востребованных партий для меццо-сопрано в музыке.

История создания и постановки

Сен-Санс начал работать над «Самсоном и Далилой» в 1867 г., предполагая написать ораторию. Но его либреттист, Лемер, убедил его в театральном потенциале произведения. Франц Лист предложил поставить её в Веймаре, где он работал музыкальным директором при космополитичном, прогрессивном и весьма музыкальном дворе великого герцога.

Во Франции же эта опера, как написанная на библейский сюжет, имела большие проблемы с постановкой. В самом начале Полина Виардо как-то даже устроила в своем доме частное представление, чтобы заинтересовать директора парижской оперы. Аккомпанировал сам Сен-Санс, но их совместные усилия остались безуспешными. На самом деле, оперу не слышали на французской земле до г. - до премьеры на сцене провинциального Руана . К этому времени Полина Виардо , которая боролась за эту постановку и для которой это произведение, в сущности, было написано и которой оно было посвящено, оказалась уже слишком старой, чтобы исполнять партию Далилы.

В Лондоне постановке оперы препятствовал министр двора (Lord Chamberlain of the Houshold) лорд Роберт Уинн Каррингтон (см. http://en.wikipedia.org/wiki/Robert_Wynn_Carrington,_1st_Marquess_of_Lincolnshire), но все же она была исполнена в виде оратории, как первоначально и задумывал автор.

Действие происходит в городе Газа в Палестине в 1150 г. до н. э.

Действующие лица

  • Далила - контральто или меццо-сопрано
  • Самсон - тенор
  • Верховный жрец Дагона - баритон
  • Абемелех, газский сатрап - бас
  • Старый иудей - бас
  • Гонец филистимлян - тенор
  • Первый филистимлянин - тенор
  • Второй филистимлянин - бас
  • Иудеи, филистимляне

Синопсис

В первом действии иудеи, возглавляемые Самсоном, изгоняют филистимлян из Газы. Филистимлянка Далила знакомится с Самсоном, и он не в силах противостоять ее обаянию. Во втором действии Самсон открывает ей тайну своей силы, и она обрезает его волосы. Соотечественники соблазнительницы захватывают обессилевшего врага. В третьем действии выведенный из темницы Самсон, после пыток и ослепления, обрушивает храм Дагона на своих мучителей.

Известные арии

  • Mon coeur s’ouvre a ta voix - ария Далилы
  • Printemps qui commence - ария Далилы
  • Bacchanalia - «Вакханалия»

Постановки

Опера неоднократно ставилась на многих европейских сценах. Среди спектаклей конца ХХ века: постановка Венской оперы (1990, режиссер Г. Фридрих; А. Бальтса - Далила), парижской «Опера Бастий» (1991, В. Атлантов - Самсон)

Постановки в России

В России опера впервые прозвучала в 1893 г. в Петербурге в исполнении французской труппы под управлением дирижера Э. Колонна (он дирижировал премьерой в Париже ).

Через три года, 19 ноября 1896 г. опера была поставлена в петербургском Мариинском театре (М. Славина - Далила, И. Ершов - Самсон, Л. Яковлев , И. Тартаков - Верховный жрец).

В 1901 г. прошла постановка в Москве, на сцене Нового театра, под управлением того же Э. Колонна .

Затем опера шла на многих сценах России (Свердловск, 1927). 2 декабря 2003 г. состоялась премьера Мариинского театра (дирижер - В. Гергиев ; О. Бородина - Далила).

Аудиозаписи

  • Далила - Элен Бувье, Самсон - Жозе Луччионе, Верховный жрец - Поль Кабанель, Старый иудей - Анри Меду, Абемелих - Шарль Камбон, хор и оркестр театра «Гранд-опера », дирижер - Л.Форрестье, 1946 год.
  • Далила - Мария Каллас, "1961 год"
  • Далила - Елена Черней, Самсон - Людовик Шписс, Верховный жрец - Дан Иорданеску, Старый иудей - Василий Молдовяну, Абемелих - Константин Думитру, хор и оркестр Румынского радио и телевидения, дирижер - Курт Адлер, 1969 год .
  • Далила - Ширли Верретт , Самсон - Ришар Кассили, хор и оркестр театра «Ла Скала », дирижер - Жорж Претр, 1970-е гг.
  • Далила - Елена Образцова , Самсон - Пласидо Доминго , Верховный жрец - Ренато Брузон, Абамелих - Пьер Тау, Старый иудей - Роберт Ллойд, хор и оркестр «Де Пари», дирижёр - Даниэль Баренбойм , 1979 год .

Видеозаписи

В астрономии

В честь главной героини оперы назван астероид (560) Делила (англ.) русск. , открытый в 1905 году.

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Самсон и Далила (опера)" в других словарях:

    Самсон и Далила: «Самсон и Далила» картина Рубенса «Самсон и Далила» опера Сен Санса «Самсон и Далила» фильм 1949 года, режиссёр Сесиль де Милль «Самсон и Далила» фильм 1996 года, режиссёр Николас Роуг … Википедия

    - (שִׁמְשׁוֹן) «Самсон» Фредерик Лейтон, 1858 г … Википедия

    Греч. Σαμφων, лат. Samson, Шимшон (евр. Šimðôn, предположительно «служитель» или «солнечный», от šemeš, «солнце»), герой ветхозаветных преданий (Суд. 13 16), наделённый невиданной физической силой; двенадцатый из «судей израилевых». Сын Маноя из… … Энциклопедия мифологии

    Самсон (ивр. שִׁמְשׁוֹן‎, Шимшон) «Самсон» Фредерик Лейтон, 1858 г. Пол: муж. Период жизни: ок. XII век до н. э. Толкование имени: «солнечный», о … Википедия

    - (ивр. דְּלִילָה‎, Длила) «Cамсон и Далила» неизвестный художник, круг Рембрандта. Ок. 16 … Википедия

    Драма или комедия, положенная на музыку. Драматические тексты в опере поются; пение и сценическое действие почти всегда сопровождаются инструментальным (обычно оркестровым) аккомпанементом. Для многих опер характерно также наличие оркестровых… … Энциклопедия Кольера

    Далида, в библейской мифологии возлюбленная древнееврейского героя Самсона. Выведав по наущению «владетелей филистимских», что неодолимая сила Самсона скрыта в его волосах, усыпила Самсона, велела отрезать ему волосы и предала Самсона… … Большая советская энциклопедия

    В библейской мифологии др. евр. богатырь, обладавший необыкновенной физической силой, таившейся в его длинных волосах. Коварная филистимлянка Далила остригла спящего С. и тем лишила его силы. Легенда о С. неоднократно отражалась в мировом… … Сексологическая энциклопедия

    - (Grand Opera) (офиц. название Национальная академия музыки и танца) гос. оперный т р в Париже, крупнейший центр франц. муз. театр. культуры. Осн. в 1669 под назв. Королевская академия музыки поэтом П. Перреном и композитором Р. Камбером,… … Музыкальная энциклопедия

    - (Saint Saлns) Шарль Камиль (9 X 1835, Париж 16 XII 1921, Алжир, похоронен в Париже) франц. композитор, пианист, органист, дирижёр, муз. критик и писатель, педагог, муз. обществ. деятель. Чл. Ин та Франции (1881), почётный доктор… … Музыкальная энциклопедия

Самое значительное из оперных произведений Камиля Сен-Санса - опера "Самсон и Далила" - было окончено композитором в 1876 г.

Римский-Корсаков назвал это сочинение лучшей из современных опер на Западе, после произведений Вагнера.

Изначально, в 1868 г., когда Сенс-Санс приступил к работе над "Самсоном и Далилой", он предполагал писать ораторию. И лишь благодаря либреттисту Лемеру миру явилась одна из самых замечательных в истории музыки опер.

Библейский персонаж Самсон - израильский богатырь, который прославился в войнах с филистимлянами. Много раз враги израильтян, филистимляне, покушались убить его, но всегда безуспешно. Богатыря погубила любовь к филистимлянке Далиле. Узнав, что сила героя заключается в его длинных волосах, она во время сна остригла их, а затем передала своего любовника в руки филистимлян. Язычники, выколов Самсону глаза, посадили его в темницу.

Согласно Ветхому Завету однажды мучители привели Самсона на всенародное поругание в свой языческий храм. Самсон попросил отрока, водившего его за руку, подвести его к двум колоннам, на которых держалось все здание, чтобы прислониться к ним. Помолившись Богу, он уперся в столбы руками и сдвинул их с места. Здание обрушилось. Под развалинами здания погибли все филистимляне, бывшие там, а с ними и сам Самсон.

Первая постановка "Самсона и Далилы" состоялась 2 декабря 1877 г. в Веймаре, в немецком переводе в театре герцога.

Ж. Тьерсо писал об особой значительности лучших проявлений мелодики "Самсона и Далилы": "Пение разливается в ней широкой волной. Невольно спрашиваешь себя, откуда это странное заблуждение современников, кричавших: "Здесь нет мелодии"! И это говорится, когда перед нами развертывались страницы обольщения Далилы... Эти фразы большого дыхания, друг с другом связанные, свободно разворачиваются, создавая рисунок широких линий, замечательно оформленный, вызывающий в памяти образцы античного искусства".

САМСОН И ДАЛИЛА

Опера в трех действиях

либретто Ф. Лемера по библейской легенде

Действующие лица:

Далила............................................................................................меццо-сопрано

Самсон.........................................................................................................тенор

Верховный жрец Дагона...............................................................................баритон

Абемелех, газский сатрап..................................................................................бас

Старый иудей....................................................................................................бас

Гонец филистимлян........................................................................................ тенор

Первый филистимлянин...................................................................................тенор

Второй филистимлянин.......................................................................................бас

Иудеи, филистимляне

Действие происходит в городе Газа в Палестине в 1150 г. до н.э.

Краткое содержание

Действие первое.

Тёмная ночь спустилась на палестинский город Газы. Кажется, всё должно спать мирным и спокойным сном. Но нет, на площади перед храмом бога Дагона собралась огромная толпа иудеев. Коленопреклонённые, они горячо молятся богу, который покинул их в беде, отдав город ненавистным завоевателям - филистимлянам. Нет больше сил выносить надругательства врагов. Нет сил терпеть их владычество. Самсон, славящийся небывалой силой, призывает своих соотечественников свергнуть власть филистимлян. "Свобода близка! Браться, порвём оковы!" - восклицает он.
Народ, измученный издевательствами завоевателей, не внемлет увещеваниям Самсона, не верит в свои силы. Однако неукротимая воля богатыря, его горячие призывы к борьбе воодушевляют, наконец, соотечественников на открытое выступление против филистимлян.
Но вот распахиваются двери дворца, и на ступенях появляется в сопровождении свиты газский сатрап Абемелех. Гнев написан на его лице. Пересыпая свою речь угрозами, он советует иудеям "лучше заслужить снисхождение победителей", чем пытаться поднять восстание.
Разгневанный Самсон перебивает его. Только силой можно изгнать филистимлян из родного города. Завязывается ожесточённая схватка между толпой горожан и отрядом газского сатрапа. Бесстрашный Самсон вырывает у Абемелеха меч и поражает грозного противника. Филистимляне приходят в замешательство и под напором восставших в панике бегут. Иудеи во главе с Самсоном преследуют врагов.
Вышедший из храма верховный жрец бога Дагона в ужасе застывает перед трупом Абемелеха. Жрец призывает силы неба ниспослать иудеям гибель. А их главарю Самсону он предсказывает возмездие. Оно придёт от женщины, которую богатырь полюбит...
Постепенно светает. Отовсюду на площадь стекается ликующий народ - старики, женщины, дети. Они поют радостные песни в честь победы над врагом и прославляют возвратившихся во главе с Самсоном иудейских воинов.
Из ворот храма выходят филистимлянские девушки. Среди них прекрасная Далила. Красавицы приветствуют победителей и преподносят им венки из цветов, а Далила славит силу и мужество Самсона. Богатырь не может отвести взора от обольстительной филистимлянки. Он чувствует, что не в силах устоять перед её чарами. А девушка, танцуя, одурманивает воина нежными взглядами. На мгновенье склонившись к Самсону, она шепчет, что любит, что хочет сегодня же ночью встретиться со своим милым.
Звучит весёлая музыка. В пляске кружатся филистимлянки. Горящими взглядами следят иудейские воины за грациозными движениями девушек. Не отводит взора от Далилы и Самсон. А та всё танцует и танцует, пленяя богатыря...
Старик иудей предостерегает Самсона от пагубной страсти, подобной "жалу змеи". Но тот уже не в силах устоять перед охватившим его чувством.

Действие второе.

Дом Далилы в долине Сорек утопает в густой тропической растительности. Вечнозелёные лианы почти совсем скрывают от посторонних взоров вход. На ступенях, ведущих во внутренние покои, сидит Далила. Она ждёт Самсона. Коварное дело задумала прекрасная филистимлянка. Девушка поклялась во что бы то ни стало покорить могучего воина. Она отомстит за свой народ, предав ослеплённого любовью предводителя иудеев в руки соотечественников!
Сад озаряется холодным светом - это вдалеке сверкнула молния. Надвигается гроза. Из-за деревьев появляется верховный жрец. Увидя Далилу, он убеждает её воспользоваться силой любви Самсона и погубить заклятого недруга филистимлян. Священнослужитель обещает щедро одарить девушку, если ей это удастся.
Но Далила отвергает всякие награды. Нет, не стремление разбогатеть руководит ею, а жгучая ненависть к врагам. И она добьётся своего! Правда, очень трудно выведать у богатыря секрет его невиданной силы. Даже в минуты горячих ласк он остаётся скрытным. Но сегодня тайна Самсона будет разгадана!
Жрец благословляет девушку и оставляет её одну. Снова сверкает яркая молния, грохочет гром. Из темноты выступает Самсон. Бросившись навстречу богатырю, филистимлянка обвивает его шею руками. Она нежно уверяет Самсона в своей любви. Но сурово лицо воина. Вождь иудеев говорит девушке, что пришёл к ней проститься. Призванный служить своему народу, он должен забыть о Далиле, чтобы не лишиться доверия соотечественников.
Однако коварная филистимлянка не слушает Самсона. Слёзы появляются на её глазах: она сомневается в любви отважного иудея... Воин горячо уверяет Далилу в искренности своего чувства. Новый страшный удар грома прерывает его слова.
...Нежны объятия Далилы, горячи её поцелуи. Самсон чувствует, что Далила для него дороже всего на свете. Но нет, девушка ему не верит. Она требует, чтобы в доказательство любви богатырь открыл ей тайну своей загадочной силы.
Твёрдо сжаты губы Самсона. Видя, что он непоколебим, Далила, уходя, произносит оскорбительное слово: "трус". Подобно пощёчине прозвучало оно для вождя иудеев. Забыв обо всём на свете, он бросается в дом, вслед за Далилой...
Зловещие удары грома, один за другим, разрывают гнетущую тишину. Блеск молний вырывает из темноты движущиеся силуэты людей. Слышен приглушённый звон оружия. Филистимлянские воины устроили засаду Самсону: теперь враг не уйдёт от них!.. Вдруг из дома раздаётся громкий крик. На балкон выбегает Далила. В её руке волосы, срезанные с головы Самсона: в них-то и таилась невиданная сила богатыря. Филистимляне с шумом бросаются в дом, чтобы связать ослабевшего врага.

Действие третье.

Картина первая. Мрачное подземелье в газской тюрьме. Сюда после жестоких пыток заточили Самсона филистимляне. В звериной ненависти они выкололи вождю иудеев глаза, заковали его в цепи, заставили крутить громадные жернова.
Но не боль терзает Самсона. Его угнетает сознание вины перед своим народом. Чудятся ему голоса, проклинающие воина за измену. Он готов отдать всё на свете - даже жизнь, - лишь бы вернуть любовь и доверие соотечественников.

Картина вторая. Храм бога Дагона. В дальнем конце святилища вздымается огромная статуя Дагона, вдоль стен расположились жертвенные алтари. Посредине возвышаются две громадные мраморные колонны, поддерживающие свод.
Филистимляне радостно празднуют свою победу над иудеями. В окружении военачальников появляется верховный жрец. Повинуясь движению его руки, в храм вводят несчастного Самсона. Собравшиеся встречают поверженного воина презрительным смехом. С бокалом вина к пленнику подходит Далила. Издеваясь, она напоминает Самсону о минутах, которые он провёл в её объятиях, забыв о своём долге. Филистимлянка похваляется тем, как ей удалось обмануть богатыря и выведать его заветную тайну.
У Самсона нет сил слушать оскорбительные речи. В горячей молитве призывает он небесные силы помочь ему отомстить врагам за свою поруганную честь.
Вспыхивает священный огонь на жертвенниках. Начинается обряд жертвоприношений. Жрец Дагона требует, чтобы Самсон тоже принял в нём участие. Поводырь выводит слепца на середину храма, к колоннам.
Вознося свои молитвы богам, в смиренном почтении склоняются филистимляне. В то же мгновение, собрав последние силы, Самсон упирается руками в мраморные колонны и могучим усилием сдвигает их с места. Рухнувший свод скрывает под своими обломками и героя, и его врагов.