О роли пейзажа в художественной литературе (Сочинения по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»). Cочинение «Роль и значение природы в романе Лермонтова «Герой нашего времени Бэла описание природы

Люблю Отчизну я... М. Ю. Лермонтов

Любовь Лермонтова к своему отечеству во многих произведениях выражалась через «выразительно выписанные» пейзажные зарисовки. Поэт тонкочувствовал красоту родной природы. И не удивительно, что пейзаж является неотъемлемой частью еголирических и прозаических произведений.

Выражением внутренней связи романа «Геройнашего времени» с поэзией Лермонтова являетсяповторение описаний пейзажа, имеющих символическое значение. Повторение и варьирование мотивов моря, гор, звезд и звездного неба создает ощущение единства романа и лирики.

Природа у Лермонтова выступает как промежуточная ступень между тягостным и дисгармоничныммиром реальной жизни человека - современника автора и светлым, гармоничным идеалом, существую-щим только в мечтах.(Природа, которая окружает че-ловека, как понимает поэт, не может быть названа иде-ально гармоничной. В ней есть свои противоречия и столкновения, даже своя жестокость, но это мир воль-ный, и потому он совершеннее, чем мир современно-го человека, основанный на принуждении.

Вольный мир природы в романе словно раздви-гает рамки повествования. Сюжетная самостоятель-ность каждой повести в романе «Герой нашего Бре-мени» оттеняется по-разному пейзажными зарисов-ками. «Бэла», «Максим Максимыч» и «Княжна Мери» - повести «горные», «Тамань» - морская, основной мотив «Фаталиста» - звезды. В двух первых повестях, горный колорит объясняется сюжетно. «Бэла» и «Мак-сим Максимыч» - это путевые очерки едущего по гор-ной дороге офицера. «Бэла» начинается горным пей-зажем, и в дальнейшем, читая повесть, ни на минуту не забываешь, что дело происходит в горах. Горы там живут, постоянно изменяются, приковывают к себе внимание читателя и наводят его на размышления. Рисуя картину подъема на перевал, повествователь незаметно переходит к размышлениям о благотвор-ном влиянии природы на человека:

«...Какое-то отрадное чувство распространи-лось по всем моим жилам, и мне было как-то весело, что я так высоко над миром - чувство детское, не спорю, но, удаляясь от условий общества и прибли-жаясь к природе, мы невольно становимся детьми: все приобретенное отпадает от души, и она делает-ся вновь такою, какой была некогда и верно будет когда-нибудь опять».

Художественная функция мотива гор расширя-ется: из «места действия» они превращаются в сим-вол природы, возвышающей человека. Характерно, что такое восприятие присуще не только повество-вателю, но и Максиму Максимычу, и Бэле.

Для Бэлы кавказские горы - дом. Так, Максим Максимыч, рассказывая о последних минутах ее жиз-ни, говорит: «...Ей хотелось в горы, домой».

В «Княжне Мери» мотив гор занимает меньше места, зато усиливается его философское значение. История Печорина и Бэлы разворачивается в горах, а роман Печорина и княжны Мери - на курорте, в «во-дяном обществе». Но «сценическая площадка», на которой ведет свою трагическую игру Печорин, как бы замкнута кольцом гор, окружающих Пятигорск и Кисловодск. И трагически неудовлетворенный, му-чительно переживающий суету жизни герой Лермон-това словно все время оглядывается на эти вечные и прекрасные горы:

Вид с трех сторон у меня чудесный. На запад пятиглавый Бешту синеет... на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка... На восток смотреть веселее: ...там, дальше, амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Кавказом и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом».

В горах происходят почти все решающие эпизоды: Мери принимает Печорина за черкеса и слышит в ответ на свое испуганное восклицание ироническую французскую фразу; княжна признается Пе-чорину в любви; Печорин убивает Грушницкого. Рассказывая в дневнике о дуэли, Печорин предваряет описание ее двумя горными пейзажами какой-то пронзительной красоты, словно увидены они со всейостротой восприятия, на какую способен только че-ловек, готовый проститься с жизнью.

В «Княжне Мери» исключительно велика рольи двух других образных мотивов - звезд и моря. Новся значительность этих мотивов проясняется присопоставлении их смысла в «Княжне Мери», «Тамани» и «Фаталисте».

В «Тамани» особое значение приобретает символика корабля и моря, характерная для романтической поэзии. Короткие, но до предела насыщен-ные морские пейзажи, создающие атмосферу простора и тревоги, неизменно содержат упоминаниесудна: «Луна тихо смотрела на беспокойную, но покорную ей стихию, и я мог различить при сеете ее,далеко от берега, два корабля, которых черные снасти, подобно паутине, неподвижно рисовались набледной черте небосклона...»

Существует в повести и прямой поэтический комментарий к мотиву моря- песня контрабандистки. В этой песне «по вольной волюшке- по зеленому морю» ходят «кораблики-белопарусники» и «лодочка неснащеная». В лодке разыгрывается сцена борьбы между Ундиной и Печориным, и в конце по вести морской пейзаж с удаляющейся паруснойлодкой.

Звезды упоминаются в «Тамани» один раз и именно в тот момент, когда Печорин идет навстречу своему опасному приключению: «Месяц еще не вставал, и только две звездочки, как два спасительные
маяка, сверкали на темно-синем своде».

В «Княжне Мери» мотив звезд повторяется дважды: один раз в связи с Грушницким, другой - с Печориным. И оба раза это «путеводные звезды». Но уГрушницкого - «путеводительная звездочка» карьера, у Печорина - звезда судьбы.

Мотив «путеводительной звезды» со всей силойпрозвучал в последней повести романа - «Фаталисте». Рассуждение Печорина о звездах сопоставимо,только с картиной звездного неба в поздних стихотворениях Лермонтова - «Выхожу один я на дорогу», «Пророк». И не случайно: «Фаталист»- философский комментарий ко всему роману. Размышляя о судьбе, предопределении, о воле человека и о законах жизни, не зависящих от этой воли, - все это находит здесь прямое выражение: «...Звезды спокойно сияли на темно-голубом своде, и мне стало смешно, когда я вспомнил, что, были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права!..» Наивной вере предков лермонтовский герой противопоставляет так называемуюмудрость своих современников, которая и лишилаего воли и способности жить целеустремленно.

«...А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения истраха... мы не способны более к великим жертвамни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастия...»

Таким образом, пейзаж в «Герое нашего времени» несет огромную смысловую нагрузку, раскрываяи углубляя понимание идейного содержания романа.

Роль и значение природы в романе Лермонтова «Герой нашего времени»

Большую роль в романе « » играет пейзаж. Отметим очень важную его особенность: он тесно связан с переживаниями героев, выражает их чувства и настроения. Отсюда и рождается страстная эмоциональность, взволнованность описаний природы, создающая ощущение музыкальности всего произведения.

Серебристая нить рек и скользящий по воде голубоватый туман, убегающий в теснины гор от теплых лучей, блеск снегов на гребнях гор - точные и свежие краски лермонтовской прозы.

В «Бэле» нас восхищают правдиво нарисованные картины нравов горцев, их суровый образ жизни, их бедность. Автор пишет: «Сакля была прилеплена одним боком к скале, три мокрые ступени вели к ее двери. Ощупью вошел я и натолкнулся на корову, я не знал, куда деваться: тут блеют овцы, там ворчит собака». Трудно и невесело жил народ Кавказа, угнетаемый своими князьями, а также царским правительством, которое считало их «туземцами России».

Величавые картины горной природы нарисованы весьма талантливо.

Очень важно в раскрытии образа Печорина художественное описание природы в романе. В дневнике Печорина мы часто наталкиваемся на описания пейзажа, связанного с определенными мыслями, чувствами, настроениями героя, что помогает нам проникнуть в его душу, понять многие черты его характера. - поэтичный человек, страстно любящий природу, умеющий образно передать то, что видит.

Печорин мастерски описывает ночь (его дневник, 16 мая) с ее огоньками в окнах и «мрачными, снеговыми горами». Не менее прекрасно звездное небо в повести «Фаталист», вид которого приводит героя к размышлениям о судьбе поколения.

Высланный в крепость, Печорин скучает, природа кажется ему тоскливой. Пейзаж и здесь помогает лучше понять душевное состояние героя.

Этому же служит описание взволнованного моря в «Тамани». Картина, открывающаяся Печорину с площадки, где должна была состояться дуэль, солнце, лучи которого не согревают его после дуэли, - все навевает тоску, вся природа грустит. Только наедине с природой Печорин испытывает глубочайшую радость. «Я не помню утра более голубого и свежего!» - восклицает он, пораженный красотой солнечного восхода в горах. К бескрайним просторам моря, шуму волн устремлены и последние надежды Печорина. Сравнивая себя с матросом, рожденным и выросшим на палубе разбойничьего брига, он говорит, что скучает по прибрежному песку, вслушивается в рокот набегающих волн и всматривается в даль, покрытую туманом. Лермонтов очень любил море, его стихотворение «Парус» перекликается с романом «Герой нашего времени». Желанный «парус» ищет в море Печорин. Ни у Лермонтова, ни у героя его романа эта мечта не сбылась: не появился «желанный парус» и не умчал их в другую жизнь, к другим берегам. Печорин называет себя и свое поколение «жалкими потомками, скитающимися по земле без убеждения и гордости, без наслаждения и страха». Дивный образ паруса - это тоска по несостоявшейся жизни.

Чудесным пейзажем открывается и повесть « ». Печорин в дневнике пишет: «Вид с трех сторон у меня чудесный». Язык романа - плод большой работы автора. (Язык Печорина очень поэтичен, гибкий строй его речи свидетельствует о человеке большой культуры, обладающем тонким и проницательным умом.) Богатство языка «Героя нашего времени» основывается на трепетном отношении Лермонтова к природе. Он писал роман на Кавказе, южный пейзаж вдохновлял его. В романе автор протестует против бесцельной и бездумной жизни, на которую обречено его поколение, и пейзаж помогает нам понять внутренний мир героев.

То же самое можно сказать и о пейзаже в стихах Лермонтова. Достаточно вспомнить его знаменитое стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива...», шедевр мирового искусства:

  • Когда волнуется желтеющая нива,
  • И свежий лес шумит при звуке ветерка,
  • И прячется в саду малиновая слива
  • Под тенью сладостной зеленого листка...

Все творчество Лермонтова оказало значительное влияние на развитие русской литературы. Знаменитые пейзажи Тургенева, без сомнения, написаны под влиянием лермонтовской прозы, некоторые образы Льва Толстого (рассказ «Набег») напоминают реалистически нарисованные образы Лермонтова. Совершенно очевидно влияние Лермонтова и на Достоевского, и на Блока, и на Есенина. А закончить свое я хочу словами Маяковского: «К нам Лермонтов сходит, презрев времена».

В путевых записках офицера-рассказчика пейзаж выдержан в традиционном романтическом духе, насыщен яркими красками: «Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом…» Можно отметить, что повествователь стремиться дать описание экзотической природы, предназначенное для русского читателя, и носящее поэтому несколько ознакомительный характер. Кроме того, можно сделать предположение о подневольном его пребывании на Кавказе (сравнение метели с изгнанницей).

Большую часть романа составляют записки Печорина, и его личность отражается, в частности, в принадлежащих ему описаниях природы. Индивидуализм главного героя, отделенность его от остального мира не дает ему возможности открыть людям самые потаенные чувства, самые чистые душевные порывы, и они часто проявляются как раз в его отношении к природе: «Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка». Печорин способен чувствовать движение воздуха, шевеление высокой травы, восхищаться «туманными очерками предметов», обнаруживая душевную тонкость и глубину. Ему, человеку одинокому, природа в тяжелые минуты позволяет сохранить душевное равновесие: «С жадностью глотал я благовонный воздух», пишет Печорин после эмоционально напряженного свидания с Верой. Романтическая натура Печорина угадывается, например, в пейзажах «Тамани»: «белые стены», «черные снасти», «бледная черта небосклона» - типично романтический подбор цветов.

Кроме того, природа постоянно противопоставляется миру людей, с их мелкими страстями («Солнце ярко, небо сине – чего бы кажется больше? Зачем тут страсти, желания?..»), причем стремление слиться с гармоничным миром природы оказывается тщетным. Но в отличие от застывших романтических картин, описанных рассказчиком, пейзажи, принадлежащие перу Печорина, полны движения: поток, «который с шумом и пеною, падая с плиты на плиту, прорезывает себе путь»; ветви, «разбегающиеся отсюда во все стороны»; воздух, «отягощенный испарениями высоких южных трав»; ручьи, которые «бегут дружно взапуски и, наконец, кидаются в Подкумок», - все эти описания подчеркивают внутреннюю энергию Печорина, постоянное его напряжение, жажду действия, отражают динамику его душевных состояний.

Некоторые пейзажи дают дополнительные свидетельства о широте и разносторонности знаний Печорина, его эрудиции: «Воздух был напоен электричеством», - подобные фразы совершенно естественно вплетаются в поток мыслей Печорина. Таким образом, следуя традиции делать природу критерием развития личности, Лермонтов решает эту задачу с помощью новаторских средств.

Отсутствие упоминаний о природе, например, у Грушницкого свидетельствует о его душевной, неспособности глубоко чувствовать. Отсутствие же их у Максима Максимыча вполне оправдано реалистически: человек малообразованный, живущий в суровых условиях, он не привык изливать свои чувства словесно. Однако, сравнивая по воздействию на человека великолепные картины природы со свистом пуль, от которых тоже бьётся сердце, Максим Максимыч обнаруживает неожиданную чувствительность души, и это вынуждает рассказчика сделать признание: «В сердцах простых чувство красоты и величия природы сильнее, живее во сто крат, чем в нас, восторженных рассказчиках на словах и на бумаге». В этой мысли можно усмотреть и некоторую социальную окраску.

Характеризуя пейзажи романа, моно говорить об их созвучии или противоположности настроению героя, о символичных пейзажах, наводящих на философские размышления, можно рассматривать пейзаж и в других аспектах, но если подходить к теме сточки зрения анализа художественного метода Лермонтова, то можно отметить следующее. Черты романтизма присущи описаниям природы, что связано с определенными традициями в сознании героев – современников Лермонтова. Вместе с тем реалистическая тенденция проявляется, прежде всего, в обосновании восприятия природы социально-психологическими, культурными, интеллектуальными, нравственными особенностями персонажей. Таким образом, и в пейзаже отразилось решение Лермонтовым его главной задачи – изображения современного ему человека, сформировавшегося под влиянием определенных обстоятельств.

Какова роль пейзажа в романе М. Лермонтова «Герой нашего времени?

Большую роль в романе “Герой нашего времени” играет пейзаж. Отметим очень важную его особенность: он тесно связан с переживаниями героев, выражает их чувства и настроения. Отсюда и рождается страстная эмоциональность, взволнованность описаний природы, создающая ощущение музыкальности всего произведения.

Серебристая нить рек и скользящий по воде голубоватый туман, убегающий в теснины гор от теплых лучей, блеск снегов на гребнях гор - точные и свежие краски лермонтовской прозы.

В “Бэле” нас восхищают правдиво нарисованные картины нравов горцев, их суровый образ жизни, их бедность. Автор пишет: “Сакля была прилеплена одним боком к скале, три мокрые ступени вели к ее двери. Ощупью вошел я и натолкнулся на корову, я не знал, куда деваться: тут блеют овцы, там ворчит собака”. Трудно и невесело жил народ Кавказа, угнетаемый своими князьями, а также царским правительством, которое считало их “туземцами России”.

Величавые картины горной природы нарисованы весьма талантливо.

Очень важно в раскрытии образа Печорина художественное описание природы в романе. В дневнике Печорина мы часто наталкиваемся на описания пейзажа, связанного с определенными мыслями, чувствами, настроениями героя, что помогает нам проникнуть в его душу, понять многие черты его характера. Печорин - поэтичный человек, страстно любящий природу, умеющий образно передать то, что видит.

Печорин мастерски описывает ночь (его дневник, 16 мая) с ее огоньками в окнах и “мрачными, снеговыми горами”. Не менее прекрасно звездное небо в повести “Фаталист”, вид которого приводит героя к размышлениям о судьбе поколения.

Высланный в крепость, Печорин скучает, природа кажется ему тоскливой. Пейзаж и здесь помогает лучше понять душевное состояние героя.

Этому же служит описание взволнованного моря в “Тамани”.

Картина, открывающаяся Печорину с площадки, где должна была состояться дуэль, солнце, лучи которого не согревают его после дуэли, - все навевает тоску, вся природа грустит. Только наедине с природой Печорин испытывает глубочайшую радость. “Я не помню утра более голубого и свежего!” - восклицает он, пораженный красотой солнечного восхода в горах. К бескрайним просторам моря, шуму волн устремлены и последние надежды Печорина. Сравнивая себя с матросом, рожденным и выросшим на палубе разбойничьего брига, он говорит, что скучает по прибрежному песку, вслушивается в рокот набегающих волн и всматривается в даль, покрытую туманом. Лермонтов очень любил море, его стихотворение “Парус” перекликается с романом “Герой нашего времени”. Желанный “парус” ищет в море Печорин. Ни у Лермонтова, ни у героя его романа эта мечта не сбылась: не появился “желанный парус” и не умчал их в другую жизнь, к другим берегам. Печорин называет себя и свое поколение “жалкими потомками, скитающимися по земле без убеждения и гордости, без наслаждения и страха”. Дивный образ паруса - это тоска по несостоявшейся жизни.

Чудесным пейзажем открывается и повесть “Княжна Мери”. Печорин в дневнике пишет: “Вид с трех сторон у меня чудесный”.

Язык романа - плод большой работы автора. (Язык Печорина очень поэтичен, гибкий строй его речи свидетельствует о человеке большой культуры, обладающем тонким и проницательным умом.) Богатство языка “Героя нашего времени” основывается на трепетном отношении Лермонтова к природе. Он писал роман на Кавказе, южный пейзаж вдохновлял его. В романе автор протестует против бесцельной и бездумной жизни, на которую обречено его поколение, и пейзаж помогает нам понять внутренний мир героев.

То же самое можно сказать и о пейзаже в стихах Лермонтова. Достаточно вспомнить его знаменитое стихотворение “Когда волнуется желтеющая нива...”, шедевр мирового искусства:

Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленого листка...

Все творчество Лермонтова оказало значительное влияние на развитие русской литературы. Знаменитые пейзажи Тургенева, без сомнения, написаны под влиянием лермонтовской прозы, некоторые образы Льва Толстого (рассказ “Набег”) напоминают реалистически нарисованные образы Лермонтова. Совершенно очевидно влияние Лермонтова и на Достоевского, и на Блока, и на Есенина. А закончить свое сочинение я хочу словами Маяковского: “К нам Лермонтов сходит, презрев времена”.

Однако глубокий психологизм романа – всестороннее раскрытие характеров определяет основное назначение пейзажа как средства художественного отображения внутреннего мира персонажей. В отношении к природе проявляется настоящая, глубинная суть человеческой натуры.
Например, мы отмечаем лирический взгляд на природу путешествующего офицера, которого умиляет «среди этого мертвого сна природы фырканье усталой почтовой тройки и неровное побрякивание колокольчика» и завораживают «волшебные картины» восточной природы. Совсем другой – опытный, немного усталый – взгляд у Максима Максимыча. По этому в споре о погоде первый видит в этом «мертвом сне природы» предвестие завтрашнего солнца, второй же верно замечает черную тучу и кровавую полосу на солнце, предвещающие дождь.
Раскрытие образа Печорина также происходит не только в противопоставлении «человек – общество», но и «человек – природа», «естественный человек» - «человек цивилизации».
К первому типу относятся Казбич, Азамат, Бэла, контрабандисты, отчасти Максим Максимыч. В романе подчеркивается простота натуры, наивность мировосприятия этих персонажей: «…Удаляясь от условий общества и приближаясь к природе, мы невольно становимся детьми…»
Изображение «естественных персонажей дается в сопоставлении с природными образами. Например, глаза Бэлы сравниваются с глазами горной серны; кавказцы – с горными реками. Казбич, «будто кошка», нападает на отца Бэлы. Душевная чистота Бэлы подчеркивает тем, что кругом ее могилы разрастаются кусты белой акации бузины. Девушка – контрабандистка предстает в образе «русалки», «ундины». Янко изображается на фоне стихии: он «не боится ни моря, ни ветров, ни тумана…».
Основная черта всех этих героев – врожденная способность сливаться с природой, ощущать себя ее частью. «…В сердцах простых чувство красоты и величия природы, сильнее, живее во сто крат, чем в нас, восторженных рассказчиках на словах и на бумаге», - справедливо отмечает повествователь в повести «Бэла». Эти люди могут испытывать «невольное биение сердца» от вида природных картин, в отличие от людей цивилизованных, которых «просто прекрасное не трогает».
К этому второму – «цивилизованному» - типу персонажей принадлежит Грушницкий, Вернер, Мери, Вера, Вулич. Именно к Грушницкому отношении к прекрасному. Обобщенной противоположностью среде «естественных» людей выступает в романе далекое от природы «водяное общество». Не случайно в повести «Княжна Мэри» почти исчезают развернутые описания природы, которые появляются только в экспозиции и в связи с Печориным. В самом названии «водяное общество» применительно к приехавшей на лечение знати сквозит авторская ирония. Подобное определение подошло бы скорее кругу «честных контрабандистов», живущих по законам водной стихии.
Во взаимодействии с каждой из этих групп персонажей раскрывается сложный противоречивый характер Печорина.
С одной стороны, герой пишет в своем дневнике: «Какая бы горесть ни лежала на сердце, какое бы беспокойство ни томило мысль, все в минуту рассеется; на душе станет легко, усталость тела победит тревогу разума. Нет женского взора, которого бы я не забыл при виде кудрявых гор, озаренных южным солнцем…»
«…Я люблю скакать на горячей лошади по высокой траве против пустынного ветра…» - так точно и емко выражает Печорин свое сокровенное желание, описывая идеальное состояние своей души.
Однако это полное слияние с природой оказывается недостижимым для лермонтовского героя. Страстность, горячность, отвага, готовность к риску, свойственные «естественному» человеку, причудливо сочетаются в нем с постоянным самоанализом, скептицизмом, холодностью внешнего поведения «цивилизованной» личности. Индивидуализм мешает Печорину полностью раствориться в природе.
Аналогичная идея и в финале «Княжны Мэри», где Печорин «скучает, и томиться, как ни мани его тенистая роща, как ни свети ему мирное солнце; он ходит себе целый день по прибрежному песку…»
В отношении к природе раскрывается еще одно противоречие главного героя лермонтовского романа: сочетание в нем характеров «завоевателя», стремящегося «подчинять себе все…», и «созерцателя», умеющего самозабвенно любоваться красотами природы.
Созерцательный тип личности проявляется в Печорине, когда он любуется «несколько времени из окна на голубое небо, усеянное разорванными облачками», наслаждается «чудесным видом с трех сторон» из квартиры в Пятигорске. Природные картины побуждают его к лирическим и философскими размышлениями: «Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине – чего бы, кажется, больше? Зачем тут страсти, желания, сожаления?..»
Можно также заметить, что пейзаж в произведении Лермонтова часто используется как внешняя иллюстрация внутренних противоречий главного персонажа. Например, рассказчик при встрече с Печориным в повести «Максим Максимыч» отмечает контраст между «прекрасным утром» и грустным взглядом героя.
Таким образом, картины природы в романе перерастают из простого изображения места действия в сложный «пейзаж души» героя, успешно заменяя развернутое психологическое описание. Одним из наиболее ярких примеров – путь Печорина к месту дуэли с Грушницким.
Наконец, пейзаж в «Героя нашего времени» определяет тональность повествования и объясняет поступки персонажей. Например, упоминание об очень жарком дне создает тон в эпизоде нападения Казбича на Бэлу: стремительное нападение Казбича – выстрел Печорина – разбойничий удар кинжалом.
Итак, в произведении Лермонтова «Герой нашего времени» характеры героев изображаются не только через раскрытие их взаимоотношении с обществом, но и в контексте с природой. Можно выделить следующие функции пейзажа в этом произведении: создание фона изображаемых событий, средство раскрытия характеров, способ создания тональности повествования и косвенного выражения авторских оценок.

Тема статьи - подготовка и проведение сочинений о литературном пейзаже. Эта работа требует активизации творческого и воспроизводящего воображения щколыш-кев, помогает понять специфику литературы как вида искусства. Чтобы выяснить, насколько глубоко понимают старшеклассники пейзажные зарисовки, мы провели следующую работу.
В одной из московских школ учащимся IX класса после изучения творчества А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова было предложено подготовиться к выразительному чтению наиболее понравившихся им описаний природы в «Евгении Онегине» и «Герое нашего времени» и определить роль выбранного отрывка в произведении. Ответы показали, что при чтении художественного текста школьники не всегда замечают красоту, образность описаний природы и роль пейзажа как одного из приемов характеристики героя. Ученики говорили, что Пушкин «ярко», «красочно» описывает времена года, что любовь Татьяны к русской природе помогает понять цельность ее натуры и близость к народу, что в любви Печорина к природе раскрываются его лучшие душевные качества. Для выразительного чтения в классе девятиклассники выбрали описания русской зимы, осени и весны у Пушкина, описание окрестностей Пятигорска (начало повести «Княжна Мери») и утра перед дуэлью у Лермонтова. Но вместе с тем ученики не отметили специфики пейзажа у Пушкина и Лермонтова, например лаконизма и динамичности у первого и глубокого психологизма у второго, роли картин природы в композиции и развитии действия, в раскрытии идеи произведения и взглядов автора. Все это говорит о том, что необходимо усилить работу над формированием у школьников многогранного восприятия картин природы в художественной литературе и их роли в произведении.
Как справедливо отмечает В. В. Голубков, пейзаж «может играть в произведении различную роль: то он служит одним из дополнительных средств для характеристики героя, то отражает настроение писателя, то является фоном, обстановкой, необходимой для понимания сюжета». Понимание роли картин природы в произведении связано с пониманием его идеи и композиции, отношения писателя к жизни и героям, с осознанием своеобразия художественной формы и языка.
Выразительное и комментированное чтение в процессе изучения художественного произведения, беседа по тексту, беседа на основе личных впечатлений учащихся, анализ языка и стиля писателя - все это подготавливает основу для проведения обобщающих уроков по изучению пейзажа и сочинений о пейзаже.
Литературный пейзаж может быть одной из тем или единственной темой письменных работ, которыми заканчивается изучение творчества писателя; темой обобщающего сочинения по творчеству двух писателей (например, «Картины природы в произведениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова»); темой при попутном повторении («Роль пейзажа в раскрытии внутреннего мира героев М. Ю. Лермонтова и Л. Н. Толстого» и т. д.). Тему о литературном пейзаже всегда следует включать в общую систему сочинений, чтобы тем самым содействовать формированию навыков анализа описаний, повышению самостоятельности школьников в разборе произведения, развитию у них воссоздающего и творческого воображения. На первых этапах изучения историко-литературного курса описания природы рассматриваются под непосредственным руководством учителя, так как у школьников еще не накоплены достаточные знания для самостоятельной работы. Глубокий, вдумчивый анализ избавит учащихся от поверхностных суждений и необдуманных выводов.
В настоящей статье пойдет речь об одном из начальных этапов формирования всестороннего восприятия старшеклассниками картин природы. Основным путем подготовки сочинения является сочетание наблюдений над пейзажем на уроках, посвященных чтению текста, составлению характеристик, рассмотрению темы, идеи, композиции, языка, с выводами на обобщающем уроке, который необходим для подготовки сочинения.
Работая с учащимися над пейзажем в романе Л. С. Пушкина «Евгений Онегин», мы показывали, что в картинах природы раскрывается личность Пушкина, его русская душа, лиризм, поэтическое восприятие мира, любовь к сельской природе и что в них утверждается реалистическое изображение действительности.
Анализ романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» - следующий этап в изучении описаний природы. Работа над пейзажами этого романа и будет в центре нашего внимания в дальнейшем.
Особое место, занимаемое картинами природы в «Герое нашего времени», дает возможность провести ряд интересных и разнообразных работ, в том числе и специальных сочинений о пейзаже. Нет необходимости одинаково подробно анализировать все описания природы в романе, достаточно взять несколько, чтобы показать учащимся их художественное своеобразие.
На первых уроках, посвященных роману, учитель сам комментирует пейзажи повести «Бэла» - описания автором-путешественником видов Грузии. Это, прежде всего, картина Койшаурской долины с «неприступными горами» и «красноватыми скалами» со всех сторон, с высокой бахромой снегов и сверкающей внизу Арагвой. В другом месте описана та же долина с убегающим от теплых лучей утра голубоватым туманом и горящие румяным блеском енега. «Тут бы и остаться жить навеки!»- восклицает путешественник.
Картины природы в романе Лермонтова создают эмоциональный фон для повествования и знакомят читателя с природой Кавказа. Вот дорога до станции мимо глубокого ущелья: «Кругом было тихо, так тихо, что по жужжанию комара можно было следить за его полетом». Среди «мертвого сна» природы слышится неровное побрякивание русского колокольчика, а но бокам Гуд-Горы ползут легкие стайки облаков, предвещая плохую, погоду. А вот картина ночи с чернеющими таинственными пропастями, куда сползают туманы, «клубясь и извиваясь, как змеи», «будто чувствуя и пугаясь приближения дня». В этом пейзаже еще нет размышлений автора о человеке, его настроении, чувствах и мыслях.
Но в «Бэле» есть и другие картины природы, когда автор-путешественник вместе с Максимом Максимычем любуется волшебными картинами и незаметно вплетает в описание свои размышления о людях, об их способности воспринимать природу. Чтобы ученики поняли это, для анализа выбирается, например, описание дороги на Гуд-Гору:

Тихо было все на небе и на земле, как в сердце человека в минуту утренней молитвы; только изредка набегал прохладный ветер с востока, приподнимая гриву лошадей, покрытую инеем. Мы тронулись в путь; с трудом пять, худых кляч тащили наши повозки по извилистой дороге на Гуд-Гору; мы шли пешком сзади, подкладывая камни под колеса, когда лошади выбивались из сил; казалось, дорога вела на небо, потому что, сколько глаз мог разглядеть, она все поднималась и наконец пропадала в облаке, которое еще с вечера отдыхало на вершине Гуд-Горы, как коршун, ожидающий добычу; снег хрустел под ногами нашими; воздух становился так редок, что было больно дышать; кровь поминутно приливала в голову, но со всем тем какое-то отрадное чувство распространилось по всем моим жилам, и мне было как-то весело, что я так высоко над миром - чувство детское, не спорю, но, удаляясь от условий общества и приближаясь к природе, мы невольно становимся детьми: все приобретённое отпадает от души и она делается вновь такою, какой была некогда и верно будет когда-нибудь опять. Тот, кому случалось, как мне, бродить по горам пустынным и долго-долго всматриваться в их причудливые образы и жадно глотать животворящий воздух, разлитый в их ущельях, тот, конечно, поймет мое желание передать, рассказать, нарисовать эти волшебные картны. Вот, наконец, мы взобрались на Гуд-Гору, остановились и оглянулись: на ней висело серое облако, и его голодное дыхание грозило близкой бурей; но на востоке все было так ясно и золотисто, что мы, то есть я и штабс-капитан, совершенно о нем забыли... Да, и штабс-капитан: в сердцах простых чувство красоты и величия природы сильнее, живее во сто крат, чем в нас, восторженных рассказчиках на словах и на бумаге.

Один из учащихся выразительно читает отрывок, затем в классе проводится беседа по вопросам:
1. Что вам нравится в описании дороги?
2. Расскажите о мыслях и чувствах автора описания.
3. Какое место занимает этот пейзаж в композиции романа?
Школьникам обычно нравится красочность, лиричность описания. В процессе беседы они отмечают, что автор-путешественник вместе с Максимом Максимычем любуется волшебными картинами и раскрывает свои мысли, чувства, свое отношение к людям. Оказавшись высоко над миром, он испытывает особое, почти детское чувство радости. Автор описания (странствующий офицер) с уважением относится к простым людям, к Максиму Максимычу.
Школьники под руководством преподавателя осознают роль рассматриваемого пейзажа в произведении - он является фоном, на котором развивается действие, он связан с раздумьями автора о характерах людей, а слова о сердцах простых подготавливают их к повести о «сердце не простом и трудном». В описании дороги органично слиты два начала, присущие лермонтовскому стилю: объективное описание природы и отражение в пейзаже чувств, мыслей человека. Лермонтов как бы подготавливает читателя к восприятию психологических пейзажей повести «Княжна Мери». Учитель рассказывает школьникам, что имел в виду Лермонтов, говоря о «восторженных рассказчиках на словах и на бумаге» (речь идет о напыщенных описаниях представителей романтической школы Марлинского и его последователей). В противоположность таким рассказчикам, Лермонтов, идя за Пушкиным, утверждает в картинах природы реалистическое видение мира.
На материале отдельных описаний повести «Бэла» учитель имеет возможность поставить перед школьниками ряд важных вопросов о роли пейзажа в произведении. На последующих уроках эти вопросы будут раскрыты при знакомстве с текстом «Тамани» и «Княжны Мери».
В повести «Максим Максимыч» почти нет пейзажных зарисовок, автор сознательно, по его собственным словам, «избавляет» читателей от этого, сосредоточивая все внимание на встрече доброго штабс-капитана с Печориным, на описании внешности Печорина, перед тем как раскрыть в «Журнале Печорина» его сердце, душу, мысли. В качестве домашнего задания к повести «Тамань» классу предлагается самостоятельно найти описания природы, определить их содержание и роль в композиции произведения. В классе читаются и анализируются отрывки одним учащимся с дополнениями других:

Полный месяц светил на камышовую крышу и белые стелы моего нового жилища; на дворе, обведенном оградой из булыжника, стояла избочась другая лачужка, менее и древнее первой. Берег обрывом спускался к морю почти у самых стен ее, и внизу с беспрерывным ропотом плескались темно-синие волны. Луна тихо смотрела на беспокойную, но покорную ей стихию, и я мог различить при свете ее, далеко от берега, два корабля, которых черные снасти, подобно паутине, неподвижно рисовались на бледной черте небосклона...
...Между тем луна начала одеваться тучами, и на море поднялся туман; едва сквозь него светился фонарь на корме ближнего корабля; у берега сверкала пена валунов, ежеминутно грозящих его потопить.

Чтобы углубить восприятие текста, учащимся задаются вопросы:
1. Какая фраза связывает первое из прочитанных описаний с рассказом о событиях?
2. Какое настроение создают морские пейзажи «Тамани»?
3. Нарисуйте устно эти картины. Как вы себе представляете освещение в этих описаниях?
Беседа расширяет представление школьников о роли пейзажа. За лаконичным, сдержанным описанием жилища и берега моря следует фраза: «Суда в пристани есть,- подумал я,- завтра отправлюсь в Геленджик», которая подчеркивает естественности оправданность включения пейзажа в живую ткань повести. Оба описания, особенно второе, создают тревожное настроение, нечто вроде предчувствия, чему способствуют поэтические образы беспокойной морской стихии и воли, грозящих потопить корабль.
Устное рисование усиливает эмоциональное восприятие пейзажей, помогает понять их динамичность.
Вот один из ответов ученика (после беседы в классе):

Я так представляю освещение в этом пейзаже. Жалкая лачуга с Камышовой крышей освещена месяцем. Белые стены. В темноте белеют лицо и руки Печорина. Он видит двор, залитый лунным светом, резкие тени от ограды и другой лачужки. Ясно вырисовываются очертания обрывистого берега. Море в свете луны видно далеко, и вдали, на бледной черте небосклона, можно различить черные снасти кораблей.
Вторая картина. Все вдруг становится невидимым: и двор, и дальние корабли, и гладь моря. Тускло светится фонарь на корме ближнего корабля, да у самого берега сверкает пена прибоя, словно грозя потопить корабль.

В заключение школьники делают вывод, что пейзаж является одним из элементов композиции, связанным с узловыми событиями повести; он несет и психологическую функцию, раскрывая настроение Печорина. В «Тамани» описания природы придают повествованию лирическую задушевность, вводят читателя в строй мыслей, исканий героя. Картины лунной ночи создают представление о времени и месте действия, они органично связаны с повествованием.
Начало повести «Княжна Мери» (записи от 11 мая) - это описание вида из окна комнаты Печорина в Пятигорске:

Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука: во время грозы облака будут спускаться до моей кровли. Нынче в 5 часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками. Вид с трех сторон у меня чудесный. На запад, пятиглавый Бештау синеет, как «последняя туча рассеянной бури»; на севере поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона. На восток смотреть веселее: внизу передо мною пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа,- а там, дальше, амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь, снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом. Весело жить в такой земле! Какое-то отрадное чувство разлито во всех моих жилах. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка, солнце ярко, небо синё,- чего бы, кажется, больше? - зачем тут страсти, желания, сожаления?..

Учитель выразительно читает начало повести и предлагает учащимся определить, что же самое главное а этом описаний. Чувства, мысли, сложный духовный мир Печорина раскрываются в нем. Он жадно впитывает в себя красоту природы. Так воспринимать и описывать природу может только тонко чувствующий красоту человек. Говоря о природе, Печорин обнажает свои сокровенные мысли. Белые лепестки цветущих черешен, серебряная цепь снеговых вершин - все это приводит Печорина в восторг: «Весело жить в такой земле. Какое-то отрадное чувство разлито во всех моих жилах».
Вслед за мажорными нотами, звучат слова: «...солнце, ярко, небо синё,- чего бы, кажется, больше? - зачем тут страсти, желания, сожаления?..» Эти слова кажутся началом рассказа о сложной, противоречивой натуре Печорина, рассказа, который ведет он сам. А в конце тривиальная фраза: «Однако пора. Пойду к Елизаветинскому источнику: там, говорят, утром собирается все водяное общество».
В таких резких переходах раскрывается противоречивость Печорина. Уже первый пейзаж повести отражает его любовь к природе - это, пожалуй, самое теплое, живое чувство, оставшееся у него.
В записи от 10 июня эмоциональное описание сада отражает настроение Печорина:

Здешние жители утверждают, что воздух Кисловодска располагает к любви, что здесь бывают развязки всех романов, которые когда-либо начинались у подошвы Машука. И в самом деле, здесь все дышит упоением, здесь все таинственно - и густые сени липовых аллей, склоняющихся над потоком, который с шумом и пеною, падая с плиты на плиту, прорезывает себе путь между зеленеющими горами, и ущелья, полные мглою и молчанием, которых ветви разбегаются отсюда во все стороны, и свежесть ароматического воздуха, отягощенного испарениями высоких южных трав и белой акации, постоянный, сладостно-усыпительный шум студеных ручьев, которые, встретясь в конце долины, бегут дружно взапуски и наконец кидаются в Подкумок;- с этой стороны ущелье шире и превращается в зеленую лощину; по ней вьётся пыльная дорога. Всякий раз, как я на нее взгляну, мне все кажется, что едет карета, а из окна кареты выглядывает розовое личико.

Е. Соллертинский справедливо утверждает, что мимолетное замечание об ожидании кареты заставляет на все смотреть «с каким-то щемящим чувством человека, не то потерявшего что-то и не могущего найти, не то ждущего от судьбы какого-то подарка, но понимающего, что ждет напрасно».
Учитель помогает школьникам понять своеобразие описания. Прежде всего, этот пейзаж отражает состояние души Печорина, неясность, незавершенность его чувств к «милой княжне». Переживание Печориным природы сплетено с лирическим раздумьем и символически передает его тоску по истинной любви. Начинается описание с фразы, которая может показаться пошлой, если не вдуматься в ее скрытый смысл и не увидеть горькой иронии Печорина, стоящего на голову выше современного ему общества.
Учащиеся отмечают, что описание сада и дороги документально воссоздает обстановку действия. Лермонтов удивительно точно передает звуки, краски, запахи южной природы. Строки о падающем с шумом с плиты на плиту потоке, о сладостно-усыпительном шуме студеных ручьев вызывают у читателя яркие слуховые впечатления. Метафора, использованная автором (ручьи, «которые, встретясь в конце долины, бегут дружно взапуски и наконец кидаются в Подкумок»), усиливает впечатление стремительности движения.
Следуя традициям пушкинской прозы, Лермонтов использует принцип точности, краткости и развивает его, вводя новые средства изображения внутреннего мира героя, подготавливая тем самым почву для развития русского психологического романа - романов И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, новелл А. П. Чехова.
С особым интересом относятся школьники к описанию утра перед дуэлью. В минуты напряжения душевных сил, в ожидании поединка Печорин, обращаясь к природе, раскрывает лучшие стороны своей натуры. Класс получает задание - раскрыть роль пейзажа в обрисовке характера Печорина и в композиции повести, так как роль эта весьма значительна.
«Я помню, в этот раз,- читаем мы,- больше, чем когда-нибудь прежде, я любил природу. Как любопытно всматривался я в каждую росинку, трепещущую на широком листке виноградном и отражавшую миллионы радужных лучей! Как жадно взор мой старался проникнуть в дымную даль!» Вот что Печорин скрывал не только от Вернера, но и от самого себя - тоску по жизни лучшей, тревогу за будущее, которую он еще не утратил. В гармонии природы он нашел то, чего не было в жизни окружающего его общества. Последние строки этого лирического пейзажа подчеркивают его связь, слитность со сценой дуэли: «...путь все становился уже, утесы синее и страшнее, и наконец они, казалось, сходились непроницаемою стеной».
Описание утра помогает понять личность Печорина. Оно окрашивает в тревожные, печальные тона всю последующую сцену. Чтобы углубить понимание учащимися композиционной роли картин природы, преподаватель предлагает им найти строки,- которыми как бы заканчивается описание кульминационного события - дуэли с Грушницким: «Отвязав лошадь, я шагом пустился домой. У меня на сердце был камень. Солнце казалось мне тусклым, лучи его меня не грели».
Это говорит человек, который совсем недавно любовался радостным лучом еще не начавшегося утра, золотящимися верхами утесов, золотым туманом. После дуэли даже солнце кажется ему тусклым. Пейзаж - это не только начало и конец описания события, он связан с ним тематически, так как отражает мысли Лермонтова о «герое времени». Тонкий психологический анализ Лермонтова виден в подтексте, а не в объективном изложении событий и высказываний Печорина.
Прекрасная картина утра, полнота видения мира Печориным ставят под сомнение его слова о самом себе («Из жизненной бури я вынес только несколько идей - и ни единого чувства. Я давно уже живу не сердцем, а головою»). Противоречивость, двойственность Печорина - эта доминанта его личности - раскрываются не в том, что он сначала видел золотые лучи еще не взошедшего солнца, которое после убийства Грушницкого показалось ему тусклым, а в том, что он способен так по-разному воспринимать природу и утверждать, что живет не сердцем, а головой. Его можно назвать умным, порядочным, мужественным, умеющим беспощадно осудить самого себя, безгранично любящим природу и в то же время холодным, не верящим в дружбу и любовь, скептически относящимся к людям, к смерти.
Описания природы сопровождают узловые события повести и раскрывают внутренний мир Печорина, пожалуй, больше, чем его скептические замечания и хладнокровие, которое может, по его словам, исчезнуть «как дым». Характер описания природы Печориным зависит от его состояния, настроения. В описании погони за Верой сгущены тени и краски, а солнце закрыто черной тучей. Отчаяние, охватившее Печорина после гибели коня, раскрывает героя совсем с новой стороны, показывает, сколько свежих нерастраченных сил было в Печорине,- и все они остались без применения.
На уроке в классе мы комментировали заключительные строки повести «Княжна Мери»:

И, как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига; его душа сжилась с бурями и битвами, и, выброшенный на берег, он скучает и томится, как ни мани его тенистая роща, как ни свети ему мирное солнце; он ходит себе целый день по прибрежному песку, прислушивается к однообразному рокоту набегающих волн и всматривается в туманную даль: не мелькнет ли там, на бледной черте, отделяющей синюю пучину от серых тучек, желанный парус, сначала подобный крылу морской чайки, но мало-помалу отделяющийся от пены валунов и ровным бегом приближающийся к пустынной пристани...

В этом своеобразном лирическом эпилоге выражено мировосприятие самого Лермонтова. По идейной значимости эпилог близок многим произведениям поэта, в которых он осуждает бездеятельность молодежи 40-х годов XIX века и восхищается теми, кто «ищет бури». В классе звучат строки из лермонтовского «Паруса».
Итак, картины природы как бы обрамляют повесть. «Княжна Мери» начинается с тревожной увертюры; в конце ее звучит мятежная, полная силы и порыва к битвам мелодия, которая расширяет представление учащихся о Печорине.
На этом можно было бы закончить разговор о роли описаний в романе, но в «Журнале Печорина» есть еще одна повесть - «Фаталист», довольно трудная для восприятия учащихся по содержанию и композиционной роли в романе. Пейзажи «Фаталиста» связаны с глубокими философскими размышлениями Печорина. В этой повести он дает оценку не только своей судьбе, но и судьбе своего поколения, сравнивая ее с судьбой достойных предков: «...а мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости... мы неспособны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья». Эти строки важны для понимания идеи романа - горького упрека в бездействии поколению 40-х годов XIX века. Очень важно, чтобы учащиеся поняли, что в этой повести мысли о судьбе современников связаны с пейзажем: зловещий, красный, как зарево пожара, месяц, показавшийся из-за «зубчатого горизонта домов», и спокойно сияющие на «темно-голубом своде» звезды, по сравнению с которыми так ничтожны «споры за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права». И совершенно не случайно, конечно, В. Виноградов утверждает, что без «Фаталиста» образ Печорина был бы незавершенным, ибо в этой повести он «приобретает черты типического символа всего современного ему поколения». Отрывок учащиеся читают про себя в классе и отвечают на вопросы:
1. Что думает Печорин о судьбе своего поколения?
2. Какую роль играет описание звездного неба в его раздумьях?
В заключение работы над текстом романа для закрепления знаний учитель предлагает классу задания, которые могут быть весьма разнообразными. Например: прочитать выразительно наиболее понравившееся описание природы, определить его роль в композиции повести, в раскрытии характера и настроения Печорина; устно нарисовать одну из картин природы; написать coчинение-миниатюру о начале повести (описание вида из окна комнаты Печорина) и ее заключительных строках (в которых Печорин сравнивает себя с матросом, выброшенным на берег); определить, как раскрывается в этих отрывках основная мысль произведения; найти в любом пейзаже метафоры, эпитеты, сравнения; объяснить, как они помогают раскрыть замысел автора, и т. д.
Как мы уже отмечали, пейзаж рассматривается в процессе изучения текста, что помогает сохранить целостность восприятия описаний природы, не отрывая их от всего произведения. Проделанная работа дает возможность на уроке, посвященном анализу образа Печорина, предложить классу самостоятельно раскрыть вопрос о любви Печорина к природе, так как в ходе проведения описанных уроков эта тема была одной из основных. Углубленный анализ пейзажных зарисовок подготавливает основу для обобщающего урока, который является одновременно и уроком подготовки к сочинению.
К уроку школьники получают следующие задания и вопросы, по которым в классе строится беседа:
1. Выучить наизусть любое описание природы, определить его значение в раскрытии идеи и композиции романа, охарактеризовать язык описания.
2. Раскрыть личность Печорина через его отношение к природе.
3. Показать на примерах, чем отличаются описания природы Печориным, пехотным офицером и Максимом Максимычем.
4. Какое место занимает пейзаж в композиции романа?
Выполняя первое задание, учащиеся используют разнообразные пейзажи: описание вида Пятигорска и Кавказских гор из окна комнаты Печорина, картину утра перед дуэлью, туманные пейзажи «Тамани», картину звездного неба в «Фаталисте». Школьники указывают, что в пейзажах романа выражена его идея - столкновение мыслящего человека с обществом и осуждение Лермонтовым типических пороков «героя времени». Характеризуя своеобразие языка описаний, ученики обращают внимание на средства художественной изобразительности, использованные Лермонтовым. Учитель помогает им в этом анализе, чтобы он не сводился к простому перечислению эпитетов, сравнений и т. д., а был бы связан с пониманием подтекста. Так, в описании утра перед дуэлью эпитеты радостный, голубой, серебряный, радужный передают ощущение полноты жизни, которое охватило Печорина и которое так не соответствует предстоящей дуэли и мыслям о смерти.
Говоря о любви Печорина к природе, учащиеся указывают, что в этом чувстве раскрываются самые лучшие, нерастраченные силы его души. Часто картина природы является поводом для рассуждений о людях, о себе, о цели своей жизни. Давая характеристику «водяному обществу», Печорин не забывает высмеять его равнодушие к природе. Только в общении с природой этот неуравновешенный, глубоко страдающий человек находит успокоение. Учащиеся приводят цитату: «Какая бы горесть ни лежала на сердце, какое бы беспокойство ни томило мысль - все в минуту рассеется; на душе станет легко, усталость тела победит тревогу ума» - и отмечают, что любовь Печорина к природе помогает понять противоречивость его натуры.
В чем своеобразие описаний природы пехотным офицером, Максимом Максимычем и Печориным? Учащиеся понимают, что автор-путешественник живописует природу, но иногда эти картины полны психологизма, что является основным в печоринских описаниях, раскрывающих его внутренний мир, порыв к мятежной жизни. Для сравнения ученики приводят пример одного из пейзажей главы «Бэла» - картину Койшаурской долины, этого прекрасного кавказского вида, образно и любовно воссозданного странствующим офицером. В этом описании нет человека, его чувств и мыслей.
А вот описание природы Максимом Максимычем:

Это было в сентябре; и точно, день был чудесный, светлый и не жаркий; все горы видны были как на блюдечке...
Крепость наша стояла на высоком месте, и вид был с вала прекрасный: с одной стороны широкая поляна, изрытая несколькими балками, оканчивалась лесом, который тянулся до самого хребта гор; кое-где на ней дымились аулы, ходили табуны; - с другой бежала мелкая речка, и к ней примыкал частый кустарник, покрывавший кремнистые возвышенности, которые соединялись с главной цепью Кавказа.

Максим Максимыч просто, красиво говорит о природе, доказывая тем самым, что в сердцах простых людей чувство величия природы развито не менее сильно, чем в восторженных романтиках или в холодных скептиках. Максиму Максимычу не чужда образная речь. В сравнении с пейзажами «Бэлы» описания Печорина кажутся особенно эмоциональными, соотнесенными с его судьбой и личностью.
Перед тем как перейти к вопросу о месте пейзажа в композиции романа, преподаватель отмечает, что эту тему нельзя рассматривать в отрыве от анализа особенностей композиции всего произведения. «Герой нашего времени» состоит из пяти повестей, расположенных не в хронологическом порядке, а в соответствии с замыслом автора показать «историю души человеческой», «портрет, составленный из пороков всего поколения в полном их развитии». Каждая повесть своеобразна по стилю и замыслу, а Печорин как автор записок и как действующее лицо «Бэлы» и «Максима Максимыча» показан в разные периоды своей жизни. Соответственно этому пейзажу уделяется различное внимание в каждой из повестей. В повести «Максим Максимыч» его почти нет, так как автор сосредоточивает все внимание на раскрытии трагического финала жизни Печорина - его духовной гибели. Это совсем не тот Печорин, который предстает перед нами на страницах его дневника. В «Бэле» пейзажи даны через восприятие странствующего офицера. Больше всего места им отведено в повести «Княжна Мери», в которой раскрывается внутренний мир Печорина. Часто описание природы служит началом или завершением лирического размышления, философского раздумья героя.
После такого сообщения учащиеся без труда раскрывают связь пейзажных зарисовок с развитием действия и судьбой главного героя, а также самостоятельное значение картин природы Кавказа.
Говоря об особенности лермонтовского пейзажа, учитель укажет, что автор искусно «спрятался» за своими героями, и может показаться, будто он стоит в стороне от их судеб, особенно если вспомнить, как Пушкин в «Евгении Онегине» часто и откровенно говорит о своем отношении к персонажам, к природе. На самом деле все пейзажи романа показаны и через восприятие Лермонтова. Не случайно узловые эпизоды связаны с описанием природы. Лермонтовские пейзажи связаны с событиями и героями произведения, они неотделимы от идейного, философского звучания романа, в них раскрывается сам автор, глубоко чувствующий дыхание природы и биение пульса своего времени, мастер слова и композиции, знаток человеческих душ, продолжатель традиций пушкинской реалистической прозы. Отказавшись от условностей романтического стиля, Лермонтов высмеивает его напыщенность и декларативность. Писатель особенно тяготел к психологизму в изображении картин природы. Тема, начатая Пушкиным,- природа и внутренний мир человека - была глубоко и всесторонне развита Лермонтовым.
Так заканчивалась работа над пейзажами романа Лермонтова, которую мы рассматривали как подготовку учащихся к самостоятельным письменным работам о лермонтовском пейзаже. В заключение учащимся объявляются, темы для домашних сочинений:
1. Как раскрывается личность Печорина в его отношении к природе.
2. Место пейзажа в композиции романа «Герой нашего времени».
3. Природа в описании автора-путешественника, Печорина и Максима Максимыча.
4. Как я воспринимаю картины природы при чтении художественных произведений.
Сочинения показали понимание учащимися роли описаний природы в развитии действия и в композиции произведения, в раскрытии характеров героев.
Приведем несколько сочинений и разберем их:

Как раскрывается личность Печорина в его отношении к природе

Пейзаж в романе играет двоякую роль: во-первых, Лермонтов изображает конкретные картины природы, а во-вторых, в образах, природы выражены человеческие чувства и настроения. В дневнике Печорина мы часто сталкиваемся с описаниями природы, связанными с определенными мыслями, чувствами, настроением, и это помогает читателям проникнуть в его душу, понять многие черты его характера.
В начале повести «Княжна Мери» мы встречаемся с очень правдивым и красочным описанием вида из окна комнаты героя. Из этого описания можно почерпнуть многое, например, то, что автор его (Печорин) поэтичный человек, страстно любящим природу, высококультурный и образованный, умеющий образно передавать все, что видит. Печорин забывает при виде «кудрявых гор» обо всем на свете. Часто его мысли о природе как бы переплетаются с его мыслями о людях, о себе. Печорин мастерски описывает природу ночи (16 мая, дневник) с ее огоньками в окнах и мрачными «снеговыми горами». Иногда картина природы служит у него поводом для мысли, рассуждения, сравнения. Примером такого пейзажа является описание звездного неба в повести «Фаталист», вид которого приводит его к размышлениям о судьбе поколения.
Высланный в крепость, Печорин скучает, и природа кажется ему скучной. Вот как описывает он прекрасный вид из крепости: «Вот уже полтора месяца, как я в крепости; Максим Максимыч ушел на охоту. Я один; сижу у окна; сердитые тучи закрыли горы до подошвы; солнце сквозь туман кажется желтым пятном. Холодно; ветер свистит и колеблет ставни... скучно».
Примером пейзажа, помогающего понять душевное состояние героя, могут служить описание взволнованного моря в повести «Тамань», вид солнца, лучи которого не согревали Печорина после дуэли, - картина, открывающаяся герою с площадки, где должна была происходить дуэль: «...там внизу казалось темно и холодно, - как в гробу; мглистые зубцы скал, сброшенные грозою и временем, ожидали своей добычи».
Таким образом, мы видим, что описание природы занимает большое место в раскрытии личности Печорина.

Сочинение небольшое, оно посвящено раскрытию личности Печорина, его настроения в разные периоды жизни. Особенно интересной нам представляемся та его часть, в которой говорится о своеобразии восприятия и описания природы Печориным в зависимости от его душевного состояния. Ученик осознал основную особенность изображения природы Лермонтовым - психологизм, показ внутреннего мира человека и его раздумий. В сочинении отмечается и самостоятельная роль пейзажа. Ученик использует в работе примеры из описаний, которые не рассматривались в классе, что говорит об интересе к теме, о том, что анализ пейзажа под руководством учителя помог формированию навыков вдумчивого чтения текста. Недочетом сочинения является то, что школьник не объясняет, в чем своеобразие душевного состояния героя, раскрывающееся в описании волнующегося моря, или к каким же именно раздумьям приводит Печорина картина звездного неба в «Фаталисте».
Приведем отрывки из сочинения, посвященного специфике лермонтовских пейзажей, их красочности и роли в романе:

Пейзаж в романе Лермонтова «Герой нашего времени» играет очень важную роль. Он является неотделимой частью романа и помогает нам глубже раскрыть образы героев, подготавливает читателя к событиям в жизни Печорина.
Описания природы в романе даются от лица автора-путешественника, Максима Максимыча и Печорина. Природа описана каждым из них по-своему. Вот пейзаж, данный Максимом Максимы - чем в повести «Бэла». В нескольких простых, лаконичных выражениях Максим Максимыч рисует очень точно картину, открывающуюся с крепостного вала: «Крепость наша стояла на высоком месте, и вид был с вала прекрасный: с одной стороны широкая поляна, изрытая несколькими балками, оканчивалась лесом, который тянулся до самого хребта гор; кое-где на ней дымились аулы, ходили табуны; с другой бежала мелкая речка, и к ней примыкал частый кустарник, покрывавший кремнистые возвышенности, которые соединялись с главной цепью Кавказа». В этом описании чувствуется восхищение простого русского человека природой Кавказа, раскрывается его простая, бесхитростная душа.
Описания природы пехотным офицером насыщены красочными эпитетами, например Арагва и другая речка сравниваются с двумя серебряными нитями. В описаниях автора-путешественника слышится глубокое восхищение природой. Читатель чувствует, что эти описания могут принадлежать только человеку образованному, интеллигентному, восхищенному природой.

Ученица через описание природы автором и Максимом Максимычем показала особенности их характера, хотя своеобразие авторских пейзажей по сравнению с печоринскими не осветила, а следовательно, и не раскрыла идейной позиции Лермонтова. В сочинений есть мысли, показывающие, что она понимает композиционную роль картин природы. Далее ученица пишет:

Описания природы Печориным создают настроение читателю перед важными событиями в жизни героя. Например, описание местности перед дуэлью Печорина с Грушницким овеяно мрачным предчувствием. Гнетущая картина моря в «Тамани» подготавливает нас к загадочным приключениям героя в лодке. Прекрасный пейзаж, открывающийся из окна Печорина в Пятигорске, противопоставляется светской жизни «водяного общества». Печорин делает различие между людьми, любящими природу по-настоящему, как он сам, и любителями видов, которые, по словам Печорина, «торчали» на скале. Лермонтов дает очень многогранный пейзаж в своем произведении. В описаниях природы раскрываются глубокий талант и мастерство автора.

Сочинения на тему «Как я воспринимаю картины природы при чтении художественных произведений» убеждают в важности связи изучения пейзажа с личными впечатлениями и наблюдениями учащихся. Не случайно многие школьники начинают работы с высказываний о личном восприятии природы и отношении к ней. Приведем отрывки из сочинений на эту тему:

Помню, еще в VI классе мы должны были читать «Бежин луг». Всем ребятам этот рассказ казался страшно скучным. Но в прошлом году я прочла «Накануне» и после этой великолепной вещи решила попробовать перечитать «Записки охотника». Я знаю, многие мои подруги до сих пор считают, что тургеневские описания очень скучны. Теперь я уже так не могу сказать.
«Записки охотника» я читала там, где они были написаны Тургеневым - в Спасском, и, вероятно, еще и потому они произвели на меня такое впечатление. Наверное, я никогда не смогу передать той зелени, солнца, света и прохладной тени, т. е. той природы, которая меня окружает. И вдруг все, что я прочла, было такой яркой и живой правдой, что и нельзя передать с точностью словами. «Пестреющая сетка темных кружков на темной земле», «пахнет ветер, и вся она начинает перемешаться, создавая новые узоры» (и все это было у меня перед глазами). Необычайно приятный липовый воздух в глубине серо-зеленых аллей. И старый пруд, заросший хвощом, и отражающиеся в нем березы! Все это было необычайно близким и очень родным!
Я люблю этот старый парк и сейчас, когда в Москве на улице холодно, перечитывая Тургенева, я часто вспоминаю сумрачные аллеи, поляны с высокими серебристыми тополями. Там я жила почти каждое лето, и, наверное, теперь навсегда этот парк будет у меня связан с воспоминаниями о моем детстве. Конечно, не все описания природы вызывают у меня такое впечатление. Не знаю почему, но описаний природы у Толстого я не люблю. Мне гораздо больше нравятся произведения Паустовского. Нравятся его описания снега, осеннего ветра, сухих листьев. Правда, обычно его произведения навевают какую-то грусть. Но, пожалуй, в этом есть свое очарование. И в описании дрожащего огня, и в завывании ветра. И настолько воспринимаешь всю эту обстановку, что всегда проникаешься необычайной симпатией к его героям.

Сочинение очень искреннее, эмоциональное. Ученица чувствует природу, тургеневские описания слились у нее с воспоминаниями детства.
А вот отрывок из сочинения на ту же тему, но в нем слышится упрек в адрес многих современных писателей. Ученик пишет:

Когда читаешь литературное произведение, то стараешься не только следить за развитием действия, но и обращать внимание на то, каким способом автор показывает то или иное событие. Кстати, меня к этому в значительной степени приучили школьные уроки литературы (в этом их несомненная польза). Естественно, что на пейзаж всегда обращаешь внимание в первую очередь, может быть, потому, что он всегда бросается в глаза. Я очень люблю природу и могу часами любоваться ее красотой. Но, право, нисколько не меньшее удовольствие получаешь от замечательных пейзажей Левитана или литературных описаний Паустовского. Читаешь их, и невольно перед твоими глазами встают картины, мастерски нарисованные замечательным писателем. И как больно бывает порой, когда на страницах интересной в целом книги попадается тусклое и безжизненное описание природы! И, к огромному сожалению, таких описаний еще предостаточно. Ведь не зря многие, читая книгу, пропускают места, где дается пейзаж. Но если писатель понимает и любит природу, если он находит слова, чтобы описать ее красоту, то даже самые ретивые противники описаний природы не в силах оторваться от книги. Пусть писатели больше пишут о нашей замечательной русской природе.

Сочинения учеников, посвященные пейзажам «Героя нашего времени» Лермонтова, показали, что сочетание анализа картин природы в процессе чтения текста с наблюдениями на обобщающем уроке, посвященном пейзажу, дает возможность глубоко, эмоционально воспринимать художественный текст. Работа над пейзажем служит делу эстетического воспитания учащихся, учит их любить и понимать природу, воспитывает внимательных читателей, которые глубоко чувствуют природу и осознанно воспринимают художественные произведения во всем их многообразии. С большим интересом относятся школьники к раскрытию, внутреннего мира героя, его личности и настроения через описание природы. Осознание композиционной роли пейзажа воспитывает литературоведческий подход к изучению художественных произведений. В лучших сочинениях старшеклассников - понимание идейного богатства произведения и творческого метода автора.