Новый год во дворце белосельских белозерских. Дворец Белосельских-Белозерских - Восточные моды или bright old things — LiveJournal. Предложения для гостей

H G Я O L

История

В 1797 году княгиня А. Г. Белосельская приобрела у И. А. Нарышкина небольшой каменный дом на углу Невского проспекта и набережной Фонтанки. Дом был снесён, и на его месте в конце XVIII века архитектор Ф. И. Демерцов построил первый трёхэтажный дворец со скромным фасадом в классическом стиле. Облик этого дома сохранился на рисунке М. Н. Воробьёва .

Строительство современного дворца

В -1848 годах дворец был перестроен архитектором А. И. Штакеншнейдером , приобретя современный вид. Здание после перестройки в стиле нового барокко стало напоминать растреллиевские дворцы. Штакеншнейдер выполнил проект по заказу князя Э. А. Белосельского-Белозерского . В рамках этой работы были не только полностью перестроены корпуса, выходившие на Невский проспект и Фонтанку, но и возведены новые флигеля во дворе дома. Заново был создан не только внешний облик, но также и внутренняя отделка здания. Существует мнение, что прототипом здания послужил Строгановский дворец , выстроенный по проекту архитектора Бартоломео Растрелли . В отделке фасадов дворца широко использованы художественные приёмы русского барокко XVIII века.

Для отделки дворца был приглашён скульптор Д. И. Иенсен . По его моделям были созданы фигуры атлантов и кариатид . Внутренняя отделка дворца была выполнена Штакеншнейдером, яркими примерами такой отделки стали широкая парадная лестница и мраморные камины. Вдоль лестницы стояли кариатиды и скульптуры, поддерживающие позолоченные канделябры, а в ажурной решётке перил автор поместил изящные вензеля из инициалов владельца. Великолепно была отделана библиотека Белосельских-Белозерских: стены обиты резными деревянными панелями и затянуты шёлком, камин украшен рельефным узором, огромное зеркало в позолоченной раме.

Хозяева

Название «Белосельских-Белозерских» условно: один из наследников мясниковских миллионов, генерал свиты князь Эспер Белосельский-Белозерский заказал здание в духе Растрелли Андрею Штакеншнейдеру, но скончался, когда рыли фундамент особняка, в 1846 году. Супруга Елена Павловна (урождённая Бибикова) переехала в его особняк на Литейном проспекте , выйдя замуж за князя Василия Кочубея . Дворец на Невском она не оставляла, используя его для проведения балов и светских вечеров. Он был расположен по соседству с императорским Аничковым дворцом , и сюда часто приходили царские особы.

В 1865 году Надежда Дмитриевна (урождённая Скобелева) вышла замуж за Константина Белосельского - флигель-адъютанта , сына Елены Павловны (во втором браке - княгини Кочубей) от первого брака и поселилась во дворце. Дворец в ту эпоху продолжал считаться самым светским местом столицы, хозяева говорили на русском с лёгким английским акцентом - по последней моде 1880-х. В это время произошёл кризис - капитализация металлургических предприятий Урала - главных активов хозяина - стремительно снижалась: причиной тому стали неудачное управление, отсутствие инвестиций в основное производство. Князь Кочубей пытался выправить ситуацию, для этого набрал кредитов у государства, но не смог спасти положение, и в конце концов вынужден был рассчитаться с казной этим дворцом.

С 1884 года дворец связывался с именем великого князя Сергея Александровича - младшего брата Александра III, став в некотором роде свадебным подарком к его браку с Елизаветой Гессен-Дармштадтской (Елисаветой Федоровной). Дворец получил новое название - «Сергиевский».

С 1891 года великий князь стал генерал-губернатором Москвы и дворец пустовал.

В 1905 году Сергея Александровича убил эсер-боевик Иван Каляев , и в особняке всё изменилось: Елизавета стала монахиней, игуменьей московской Марфо-Марьинской обители. Так как она была бездетна, её приёмными детьми стали племянники мужа - Дмитрий и Мария . Их мать умерла при родах, а отец, великий князь Павел Александрович , отбил у генерала Эриха фон Пистелькорса жену красавицу Ольгу , и женился на ней. После этого великого князя на долгое время выслали из России.

Мария Павловна вышла замуж за шведского принца, а Дмитрий Павлович получил от тети её петербургский дворец на Невском . Дмитрий являлся любимцем последнего государя и покорителем женских сердец. Мастер джигитовки и выездки, он возглавлял российских конников на Олимпиаде 1912 года в Стокгольме, был автогонщиком. В последние годы империи он охладел к государю и государыне, с Феликсом Юсуповым осуществил покушение на Григория Распутина . После убийства «старца» последовала знаменитая царская резолюция: «В России убивать никому не дозволено», и он расстался с дворцом: Дмитрия Павловича выслали в Персию . Есть предположение, что ему удалось, находясь в ссылке, продать дворец Ивану Ивановичу Стахееву, владельцу крупной финансово-промышленной монополии, но документальных подтверждений этому нет.

Во время Первой мировой войны в Сергиевском дворце размещался Англо-русский военный госпиталь, торжественно открытый Британским Красным крестом в присутствии Императрицы 30 января 1916 г. и просуществовавший до января 1918 г. В госпитале работал английский персонал под руководством доктора Флемминга. За время своей работы в госпитале прошли лечение около 6000 русских солдат.

После октябрьской революции 1917 года дворец Белосельских-Белозерских, как и многие другие, был национализирован. С 1920 года здесь находился районный комитет партии Центрального, позже - Куйбышевского района. Дворец расстался с коллекцией картин, собранной Белосельскими-Белозерскими: она была перевезена частично в Эрмитаж , а частично в особняк на Крестовском острове , также принадлежавший этому семейству.

После провала августовского путча 1991 года райком КПСС закончил своё существование и в 1992-м году дворец Белосельских-Белозерских был передан Комитету по культуре мэрии Санкт-Петербурга и в нём было размещено государственное учреждение культуры «Петербургский культурный центр».

С середины 1990-х и до 2004 г. во дворце располагался Исторический музей восковых фигур.

C января 2003 г. здание передано по юрисдикцию Управления делами президента РФ. Большое внимание уделяется его техническому состоянию. Последние реставрационные работы были проведены в 2015 году. В ходе реставрации Зеркальному (концертному) залу и Парадной столовой были возвращены изначальные цветовые решения в оформлении, задуманные А. И. Штакеншнейдером, были отреставрированы все живописные полотна и панно, встроенные в стены Парадной столовой.

Во дворце сохранились подлинные интерьеры, среди которых выделяются парадные залы на 2-ом этаже: Дубовый зал (бывшая библиотека), использовавшийся как малый концертный зал, Картинная галерея, Парадная столовая, Бежевая гостиная, Зеркальный (бальный) зал с прекрасной акустикой, так как изначально предназначался для проведения концертов и до сих пор используется в этом качестве, Золотая Малиновая гостиная. Во всех этих и других залах сохранилась художественная отделка середины- конца XIX века: камины, светильники, лепнина, картины, зеркала, мебель и многое другое.

Дворец сегодня

Предыдущая фотография Следующая фотография

Пожалуй, каждый турист, гуляющий по улицам Петербурга, обращает внимание на дворец Белосельских-Белозерских, расположенный в самом центре города. И даже если гости Северной столицы не планировали осматривать это здание, они все равно не пройдут мимо него. Все дело в расположении: дворец Белосельских-Белозерских находится на Невском проспекте рядом со знаменитым Аничковым дворцом .

Жена Александра III готова была танцевать на балах во дворце Белосельских-Белозерских без остановки, и императору приходилось идти на всяческие уловки, чтобы уговорить супругу поехать домой. Обычно он под каким-либо предлогом по одному вызывал к себе музыкантов. Когда все музыканты были заняты каким-то другим делом и играть уже было некому, Мария Федоровна соглашалась покинуть дворец и отправиться домой.

Величественное здание было построено по проекту Андрея Штакеншнейдера. Интересно, что этот дом стал последним частным дворцом, возведенным в 19 веке. История дворца началась в 1797 году, когда сенатор Нарышкин продал свой участок земли князьям Белосельским-Белозерским. Семья быстро возвела для себя большой дом, но спустя время была начата масштабная реконструкция. Хозяева хотели жить в настоящем дворце, который по всем параметрам соответствовал бы их высокому положению в обществе. В 1848 году на этом месте появился дворец Белосельских-Белозерских, выполненный в стиле барокко. Стоит отметить, что новое красивое здание очаровало петербуржцев того времени. Прототипом особняка, скорее всего, стал Строгановский дворец .

Белосельские-Белозерские были коллекционерами и привозили из заграничных поездок фарфор, картины, серебро и редкие книги. Все эти ценные вещи украшали интерьер дворца.

Увы, заказчик дома Эспер Александрович так и не увидел его. Глава семьи умер от тифа за два года до окончания строительства. Вдова Елена Павловна вскоре вышла замуж за князя Василия Кочубея. Супруги устраивали во дворце Белосельских-Белозерских пышные балы, а сами жили в другом доме. К слову, балы и светские вечера во дворце считались одними из лучших в Петербурге. Частым гостем мероприятий был император Александр III и его супруга. Иногда балы устраивались исключительно для царской четы. Мария Федоровна обожала танцевать, а Александр III - играть в вист. Жена императора готова была танцевать без остановки, и ему приходилось идти на всяческие уловки, чтобы уговорить супругу поехать домой. Обычно он под каким-либо предлогом по одному вызывал к себе музыкантов. Когда все музыканты были заняты каким-то другим делом, а играть уже было некому, Мария Федоровна соглашалась покинуть дворец и отправиться домой.

Хозяева дворца Белосельских-Белозерских устраивали музыкальные вечера, на которых играли многие известные композиторы. Частым гостем таких мероприятий был Петр Чайковский.

Однако дела Василия Кочубея шли все хуже и хуже, и в 1884 году он вынужден был продать дворец князю Сергею Александровичу, младшему брату Александра III. Именно поэтому дворец впоследствии получил название Сергиевского. Но в 1905 году на князя было совершено покушение. Особняк передали во владение его племяннику Дмитрию Павловичу. В 1917 году он принял участие в убийстве Григория Распутина и затем был сослан в Персию. Владельцем дворца Белосельских-Белозерских стал крупный промышленник Иван Стахеев.

После революции здание было национализировано. Здесь располагались самые разные организации: курсы красной пропаганды, районный комитет комсомола и другие. Во время Великой Отечественной войны дворец сильно пострадал, но был восстановлен и отреставрирован. В 1991 году дворец получил статус Петербургского культурного центра, в котором сейчас часто проводятся выставки и концерты. Часть помещений сдается в аренду различным коммерческим организациям.

Практическая информация

Дворец Белосельских-Белозерских находится по адресу: Санкт-Петербург, Невский проспект, 41, станции метро «Маяковская», «Гостиный двор». Экскурсия по парадным залам дворца будет стоить 300 RUB.

Цены на странице указаны на сентябрь 2018 г.

в 2004 году мне выпала удача посмотреть интерьеры дворца Марии Николаевны (Мариинского), созданные любимцем царской семьи Андреем Ивановичем Штакеншнейдером. и вот, наконец, я добралась до другого его творения дворца Белосельских-Белозерских. новое здание было создано на месте старого дворца, землю для которого купил русский писатель, философ и дипломат князь Александр Михайлович Белосельский-Белозерский. проект этого чуда "второго рококо" Штакеншнейдер осуществляет в 1847-1848 гг. по заказу Эспера Александровича и его жены Елены Павловны Бибиковой для дальнейшего житья князя Константина Эсперовича Белосельского-Белозерского, племянника Зинаиды Волконской. существует мнение, что прототипом здания послужил Строгановский дворец, выстроенный по проекту архитектора Бартоломео Растрелли. семья заметно обнищала и в 1884 году владельцем дворца стал великий князя Сергей Александрович (младший брат Александра III), который купил его в качестве свадебного подарка для своей красавицы-жены Эллы (Елизаветы Федоровны). правда прожила пара в особняке только 7 лет: с 1891 года великий князь стал генерал-губернатором Москвы. однако, когда в 1905 году Сергея Александровича убил эсер-боевик Иван Каляев и Елизавета Федоровна стала игуменьей московской Марфо-Марьинской обители, дворец в 1911 году попал в руки в великому князю Дмитрию Павловичу (кузену Николая II) - здесь он был под домашним арестом после участия в убийстве Распутина. во время Первой мировой войны (1915-1918 гг.) в Сергиевском дворце (так он назывался после приобретения его Сергеем Александровичем и вензель именно с его инициалами украшает решетки парадной лестницы и балкона) размещался британско-русский военный госпиталь. сейчас здесь располагается Управление по делам Президента РФ.

на самом деле сохранилось здесь не так много: 6 парадных покоев, а также личные интерьеры Дмитрия Павловича (там сейчас располагается музей Собчака, где я ещё не была). все жилые покои были уничтожены бомбами и восстановление их никто не планирует. однако лично я была удовлетворена и тем, что увидела. попадаешь во дворец через парадную лестницу в виде раскрывшегося веера.

вид на Аничков мост и дворец Белосельских-Белозерских. кстати, изначально дворец был цвета терракоты, так что в данный момент он стоит в своем первоначальном облике.


во внутренней отделке принимал участие скульптор Давид Иенсен, с его скульптур были сделаны из гипса атланты и кариатиды во всем дворце.

поднимаемся по лестнице и попадаем в зеленую Парадную столовую, предназначение которой можно понять по вставкам на стенах: амурам с фруктам. надо заметить, что фрукты на обеды привозили из оранжерей дворца Белосельских-Белозерских на Каменном острове. экскурсовод сказала, что ныне он отреставрирован, правда посмотреть на него можно только издали (как все ныне - это здание частное). помимо этого по углам висят четыре картины на мифологические сюжеты:

картина на античный сюжет.


амуры с фруктами.


элемент декора

из Парадной столовой мы сразу попадаем в проходную залу со стенами цвета "увядшей розы", украшенной лишь люстрами, лепниной и картиной "Похищение Елены Торянской" из собрания А. М. Белозерского. сейчас основная часть живописных полотен передана Эрмитажу, а остальные картины перевезены в особняк Белосельских-Белозерских на Крестовский остров. сюда, когда хозяева устраивали приемы, ставили карточные столы, и старики, после первого танца могли вдоволь насладиться игрой.

по середине гостиной дверь в Зеркальную залу для приемов, балов и танцев, которые длились с 21.00 до 5.00. кстати, на была во дворец любил приезжать сам император Александр III. императрица Мария Федоровна готова была танцевать до утра. чтобы пораньше уехать домой, Александр III, который во время бала играл в вист или вел непринужденную беседу, просил своего адъютанта, под разными предлогами, вызывать музыкантов из оркестра. когда оставался всего один музыкант, - он вставал со своего места и, кланяясь, разводил руками, показывая, что ничего не в силах сыграть, - император подходил к супруге и удалялся с бала. вообще, на балах нередко завязывались знакомства с "нужными людьми", с их помощью часто делалась карьера. правда, беззаботная молодежь приходила сюда все-таки ради танцев и только танцев. часто гости наряжались в театральные костюмы. один раз в год давался большой придворный бал. на него приглашалось около 3000 человек.


зала украшена "зеркалами лицепритными" (дорогими, сделанными на серебре), названными так потому, что они придавали лицу глядевшего в них приятный персиковый оттенок. помимо зеркал в зале несколько люстр - бронзовые и "бумажные" (созданные из папье-маше). "Здесь был дух старины" - вспоминали современники о приемах во дворце. здесь пела Александра Панаева, играл Лист, Чайковский.


люстра из папье-маше.

правда больше всего, конечно, поражает библиотека князя Сергея Александровича. деревянное убранство для которого делалось на фабрике знаменитого Мельцера. особенно хорошо витражи редкой техники - из лунного стекла. раньше здесь был домашний театр Белозерских, где в свое время проходила премьера грубоедовского "Горя от ума". среди документов я нашла литографию Зинаиды Волконской в роли мельничихи (из оперы Паизелло "Прекрасная Мельничиха") работы К. Агриколы.


музыкальные сочинения Зинаиды Волконской

да, я также упоминала, что во время Первой мировой войны здесь был лазарет. памятная табличка появилась совсем недавно. она была повешена на деньги потомков тех английских врачей, которые здесь работали.

самый красивый зал, Золотую гостиную Елизаветы Федоровны можно было только посмотреть. снимать там нельзя - все-таки приемная по делам Президента. внутри она просто чудная: со стенами, обитыми малиново-серебристым штофом, хрустальной люстрой, золотыми ажурными карнизами и прекрасным видом на Фонтанку и Невский проспект. а ещё я там обнаружила потайную дверь. экскурсовод сказала, что она была для прислуги - гостям выносили прохладительные напитки и лакомства. а ещё иногда хозяйка дома подслушивала разговоры гостей, настраиваясь на нужный лад. кстати, хоть Штакеншнейдер и создал интерьеры в подражании французскому рококо, все де свою лепту он внес - растительный орнамент был составлен из флоры нашего края.


Дмитрий Павлович и императрица Александра Федоровна.

На углу Невского проспекта и набережной реки Фонтанки стоит великолепный бело-розовый дворец с атлантами, прекрасный, как свадебный торт. Это Дворец Белосельских-Белозерских (Сергиевский). Восхищённые современники писали, что дворец - это «величественное палаццо», а архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер «совершил настоящий художественный подвиг». Но история дворца не так проста, как кажется на первый взгляд.

Начать следует с того, что название дворца призрачно: по заказчику своего нынешнего облика, князю Эсперу Белосельскому-Белозерскому, скончавшемуся в 1846-м году, в то самое время, когда рыли фундамент здания. Участком между Невским и Фонтанкой Белосельские-Белозерские владели с конца XVIII века, приобретя его у сенатора Нарышкина. Первоначально здесь был построен дом в стиле классицизма (1799-1800, архитектор Демерцов), с фасадом, выходящим на Невский. Время шло, положение князей Белосельских-Белозерских в обществе становилось всё более и более весомым, и особняк оказался слишком скромен.


Особняк князей Белосельских-Белозерских принес Андрею Штакеншнейдеру славу «преемника изящного вкуса графа Растрелли» (по выражению авторитетнейшего в XIX веке СМИ - «Северной пчелы»), он же и стал последним частным дворцом, возведённым на Невском проспекте в XIX веке. Справедливости ради нужно сказать, что официальный статус дворца это здание получит позже, когда перейдёт в собственность императорской фамилии, однако его нарядный, по-старинному роскошный облик выдавал аристократические притязания его владельцев. Князья Белосельские-Белозерские по знатности превосходили даже самих Романовых, ибо род свой вели от Рюрика, и поэтому их кровь была самого что ни на есть небесного оттенка.

Заказчик, князь Эспер Белосельский-Белозерский, прекрасный уже по своему имени (в переводе с греческого - «вечерняя звезда»), был большим умницей и ценителем искусства, знатоком и коллекционером живописи. Именно ему, в искреннем содружестве со Штакеншнейдером (на минуточку, сыном мельника) принадлежит идея возродить стиль славных времён Елизаветы Петровны и Людовика XV, то есть барочно-рокайльные мотивы. Первые проекты разрабатывались в 1840-1841-х годах, однако строительство велось в 1846-1848-х, когда Штакеншнейдер освободился от заказов императорской фамилии и смог приступить к работам для своего друга. Однако князь Эспер был слишком прекрасен, чтобы в судьбе его не было подвохов: отправившись по служебной необходимости на инспекцию лазаретов Николаевской железной дороги, заразился тифом и скончался. Его супруга, Елена Павловна, падчерица грозного шефа жандармов А.Х. Бенкендорфа, первая красавица света, мужа откровенно презирала ещё при его жизни и вскоре вышла замуж за князя Василия Викторовича Кочубея, красавца и нумизмата, и во дворце жить не стала, хотя и по достоинству оценила творение Штакеншнейдера.


Большинство залов оформлены в стиле роккоко. Анфиладу залов второго этажа вдоль Фонтанки начинает Малиновая гостиная с окнами на реку и на проспект. Затем - Зелёная гостиная и Приёмная с живописным панно «Праздник Венеры» и мебелью фабрики Ф. Мельцера. Анфилада вдоль Невского проспекта: Гостиная и Парадная столовая, картинная галерея, в ХХ веке приспособленная под фойе концертного зала. Гордость дворца нынче - Парадная лестница хорошей сохранности.


Роскошный особняк стал центром светской жизни столицы: Елена Павловна устраивала здесь великолепные балы, часто - только для семьи императора (императорский Аничков дворец совсем рядом). Известно, что Мария Фёдоровна обожала танцевать, а Александр III - играть в вист. Желая завершить бал, Александр III под различными предлогами по одному вызывал музыкантов до тех пор, пока музыка естественным образом не смолкала. Только после этого он подходил к супруге и удалялся с ней из дворца. На музыкальных вечерах здесь выступали Ференц Лист и Антон Рубинштейн.


Именование «Сергиевский» дворец получил в 1884-м году, когда великий князь Сергей Александрович, младший брат Александра III и дядя Николая II, купил его к свадьбе с красавицей Эллой Гессенской, в России известной как Елизавета Фёдоровна. Елизавета Фёдоровна, в свою очередь, была старшей сестрой будущей Александры Фёдоровны, последней русской императрицы, и в 1894-м году, перед своим бракосочетанием, юная принцесса Алиса, или Аликс, как звали её близкие люди, жила именно здесь.


В 1905-м году Сергей Александрович, назначенный за четырнадцать лет до этого генерал-губернатором Москвы, был убит террористом Каляевым. Елизавета Фёдоровна, по велению души перешедшая в православие ещё в 1891-м (как великая княгиня она была не обязана это делать), основала после гибели Сергея Александровича Марфо-Марьинскую обитель милосердия в Москве и стала её настоятельницей, а дворец передала племяннику и воспитаннику великого князя Дмитрию Павловичу. В Первую мировую войну Дмитрий Павлович передал особняк англо-русскому лазарету, который разместился в пяти самых больших его залах (в том числе концертном и в картинной галерее). В 1917-м году великий князь участвовал в заговоре против Распутина, и его выслали из России. Однако Дмитрию Павловичу удалось из-за границы продать дворец банкиру и промышленнику И. И. Стахееву.


В 1918-м году Сергиевский дворец был национализирован, и в нём разместились курсы Красной пропаганды. В конце 1919-го года часть здания передана районному комитету комсомола, в 1920-м году - районному комитету партии Центрального, затем Куйбышевского района. На комитеты уходила часть здания, остальное сдавалось в аренду различным организациям. В 1941-м году во дворце формировались отряды народного ополчения, а во время блокады он сильно пострадал. С 1948-го по 1988-й годы здание реставрировалось, воссоздавались утраченные интерьеры. Сюда начали водить экскурсии, затем начались и концерты. В 1991-м году дворец Белосельских-Белозерских обрёл официальный статус Петербургского культурного центра: здесь выступает Академический симфонический оркестр под руководством Р. Мартынова, проводятся выставки, располагаются различные организации, как-то Городской туристско-информационный центр и даже Музей становления демократии в современной России им. Анатолия Собчака.

Дворец князей Белосельских-Белозерских стал последним частным дворцом, построенным на Невском проспекте.

Владельцы дворца относились к старейшему в России княжескому роду, начиная с XVI века, представители этого рода занимали высокие посты на государственной службе.

Строительство нового дворца на Невском проспекте осуществлялось по заказу князя Эспера Белосельского-Белозерского.

Здание занимает участок на пересечении Невского проспекта с рекой Фонтанкой, современный адрес Невский пр. д.41.

Строительство дворца осуществлялось по проекту А. Штакеншнейдера в 1846-1848 годы, здание стало ярким примером богатого аристократического особняка середины XIX века.
Стоявший на этом участке ранее особняк с фасадами в стиле Ампир, возведенный в начале XIX века по проекту архитектора Ф.И.Демерцова, был полностью видоизменен. Были полностью перестроены корпуса, выходившие на Невский проспект и Фонтанку, а так же возведены новые флигеля во дворе дома. Заново были оформлены и интерьеры дворца .

Архитектурный облик дворца Белосельских- Белозерских говорит о том, что в качестве архитектурного прототипа послужил дворец графа А.С.Строганова на Невском проспекте, возведенный по проекту Ф.Б.Растрелли в середине XVIII века.

Оба здания расположены на похожих угловых участках: одно на углу Мойки, другое-на углу Фонтанки.
В отделке фасадов А.Штакеншнейдер использовал арсенал пышного стиля барокко-полукруглые фронтоны, пышные наличники, овальные окна, фигуры атлантов и др. Этот стиль царил в русской архитектуре в середине XVIII века, в то время, когда и был построен Строгановский дворец .

В соответствии со стилем барокко на фасаде так же расположились многочисленные колонны, а фасады имеют нарядную окраску в три цвета.
Особенно удачной стилизацией под барокко стали фигуры атлантов, выполненные по моделям Д.И.Иенсена.

Парадная лестница дворца Белосельских-Белозерских и большинство залов были так же оформлены с использованием мотивов русской и западноевропейской архитектуры первой половины и середины XVIII века-барокко и рококо.

Современники считали дворец Белосельских-Белозерских "совершенством в своем роде" и называли Штакеншнейдера "преемником изящного вкуса и искусства графа Растрелли". Дворец стал первым в Санкт-Петербурге примером особняка в стиле «второго барокко».

С середины XIX столетия в русскую архитектуру вошло такое стилистическое направление, как эклектика. Архитекторы, создавая проекты своих зданий использовали мотивы различных стилей архитектуры.

Следуя распространенной тогда «политике умного выбора», учитывалось функциональное назначение здания. Так как Штакеншнейдер проектировал дворец, то и мотивы он использовал пышного и нарядного стиля барокко.
Не смотря на внешнее сходство со своим прототипом, существует значительная разница. Особенно отчетливой разница между этими двумя дворцами становится при сопоставлении их планов.

С середины XIX века дворец Белосельских-Белозерских стал местом проведения знаменитых балов и других светских мероприятий. На концертах во дворце выступали Антон Рубинштейн и Ференц Лист. Частыми гостями дворца Белосельских-Белозерских были представители императорской семьи, так как на противоположном берегу Фонтанки находился Аничков дворец .
В 1884 году дворец был приобретен императорской семьей, в нем поселился брат императора Александра III-великий князь и будущий генерал-губернатор Москвы Сергей Александрович. Он въехал сюда со своей супругой Елизаветой Федоровной (урожденной принцессой Эллой Гессен-Дармштадской) сразу после венчания.

С тех пор дворец стали называть Сергиевским. Для новых владельцев ряд интерьеров был переделан по проекту Р.Ф. Мельцера.
Во дворце Сергей Александрович бывал лишь наездами. В отличие от своего брата императора, Сергею Александровичу не удалось избежать гибели от рук террористов.

4 февраля 1905 году эсер Каляев убил великого князя. Его вдова организовала в Москве Марфо-Мариинскую обитель, стала её настоятельницей. Дворец на Невском проспекте Елизавета Фёдоровна передала племяннику великого князя Дмитрию Павловичу, так как своих детей у Елизаветы Фёдоровны и Сергея Александровича не было.
Во время Первой мировой войны великий князь Дмитрий Павлович предоставил дворец Белосельских-Белозерских англо-русскому лазарету. Для его нужд были выделены пять самых больших залов. Позже Дмитрий Павлович вошел в круг высокопоставленных заговорщиков против Григория Распутина.

После убийства Распутина участники заговора были подвергнуты домашнему аресту, дворец стал роскошной тюрьмой для Дмитрия Павловича и Феликса Юсупова.
В 1917 великий князь Дмитрий Павлович был выслан из России, что спасло ему жизнь, он оказался одним из немногих уцелевших Романовых, дожил 1942 года. Всего за несколько месяцев до революции дворец приобрел банкир и промышленник Стахеев.

После революции дворец был национализирован. С 1920 года здесь размещался районный комитет партии Куйбышевского района. Коллекция картин, собранная Белосельскими-Белозерскими была передана частично Государственному Эрмитажу , частично в особняк на Крестовском острове.
После событий августа 1991 года дворец Белосельских-Белозерских был передан Комитету по Культуре мэрии Санкт-Петербурга.

Во дворце прекрасно сохранились подлинные интерьеры, среди которых выделяются парадные залы на 2-ом этаже: Дубовый зал (бывшая библиотека), использовавшийся как малый концертный зал, Картинная галерея, Парадная столовая, Бежевая гостиная, Зеркальный (бальный) зал с прекрасной акустикой, так как изначально предназначался для проведения концертов и до сих пор используется в этом качестве, Золотая Малиновая гостиная.
Во всех этих и других залах сохранилась художественная отделка середины-конца XIX века: камины, светильники, лепнина, картины, зеркала, мебель и многое другое. Сегодня дворец открыт для посетителей, здесь проводятся концерты. В начале века здесь открылся Музей восковых фигур. Культурный центр проводит так же многочисленные выставки и конференции.

Составитель статьи:Паршина Елена Александровна.Использованная литература:Лисовский В.Г.Архитектура Петербурга,Три века истории.Славия.,СПб.,2004 Пунин А.Л.Архитектура Петербурга середины и второй половины XIX века . Крига.СПб.,2009

© Е. А. Паршина, 2009