Николай носов семья. Николай носов. Экранизации произведений н.н.носова

Родился 10 (23 ноября) 1908 года в Киеве, в семье эстрадного артиста, который в зависимости от обстоятельств работал и железнодорожником. Детство его прошло в небольшом городке Ирпень, недалеко от Киева, где мальчик и начал учиться в гимназии.

Николай был вторым сыном в семье. Ещё в семье был старший брат Пётр и младшие брат и сестра. Маленький Николай любил бывать на выступлениях отца, смотреть концерты и спектакли. Родители даже думали, что мальчик тоже хочет стать актёром. В школьные годы он хотел стать музыкантом и долго мечтал, чтобы ему купили скрипку. После покупки скрипки Николай понял, что учиться музыке нелегко, и скрипка была заброшена. Детство и школьные годы Николая Носова пришлись на тяжелейший период в российской истории: Первую Мировую и Гражданскую войну. Недостаток продуктов, отсутствие тепла и электричества холодной зимой, болезни были обычным явлением того времени. Вся семья переболела тифом. К счастью, никто не умер. Николай вспоминал, что когда он выздоровел (он болел дольше всех), его мать плакала от радости, потому что все остались живы. «Так я узнал, что плакать можно не только от горя».

Носов с гимназических лет увлекался музыкой, театром, шахматами, фотографией, электротехникой и даже радиолюбительством. Чтобы прокормить семью Николай с 14 лет был вынужден работать: был газетным торговцем, землекопом, косарём и т. п. После 1917 года гимназия была реорганизована в школу-семилетку. Закончив её в 1924 году, он работал чернорабочим на бетонном заводе в Ирпенe, потом на частном кирпичном заводе в городе Буча.

После Гражданской войны Николай увлёкся химией. Вместе со школьным товарищем он организовал химическую лабораторию на чердаке его дома, где друзья проводили разные опыты. Носов вспоминал: «По окончании школы я был уверен, что должен стать химиком и никем другим! Химия мне представлялась наукой из наук». Николай хотел поступить на химический факультет Киевского политехнического института, но не смог, так как он не закончил профшколу, дающую законченное среднее образование. Николай стал обучаться в вечерней профшколе, готовясь к поступлению в политехнический вуз. Одновременно с этим он пошёл работать на Ирпенский кирпичный завод. Но перед поступлением Николай вдруг передумал и в возрасте 19 лет поступил в Киевский художественный институт. Николай тогда серьёзно увлёкся фотографией, а затем и кинематографом. Это и повлияло на его выбор. Через 2 года, в 1929 году, Николай Носов перевёлся в Московский институт кинематографии. В 1932 году он закончил его и до 1951 года работал постановщиком и режиссёром мультипликационных, научных и учебных фильмов. Автобиография детского периода частично отражена в книге «Тайна на дне колодца» (см. напр. Из-во «Детская литература», 1982 г.) собрание сочинений Н. Носова в 4-х томах, т. 4 В годы Великой Отечественной войны Носов занимался режиссурой учебных военно-технических фильмов для РККА.

Что ни говорите, а Носов - самая подходящая фамилия для писателя, тем более - для детского писателя, и уж тем более - для весёлого детского писателя. Только послушайте: Н о с о в - просто, легко и немного забавно. Хорошо, в общем. А ещё лучше, если сам писатель подходит своей фамилии.
У Носова действительно был нос и совсем не маленький, крупный такой, заметный, и большая голова, и широкие плечи… И всё это совершенно не вязалось с невысоким ростом и тихим, глуховатым голосом. На первый взгляд - неказистый такой человек. Очень молчаливый, очень замкнутый. Иные называли его «хмурым ворчуном» . Но что они знали, эти иные? Они ведь, наверное, и книг-то его не читали. А следовало бы. Впрочем, начать никогда не поздно.
«- Бобик, иди скорей кисель есть! - закричал Барбос.
Бобик прибежал:
- Где кисель?
- Да вот у меня на спине. Облизывай.
Бобик давай ему спину облизывать.
- Ох и вкусный кисель! - говорит.
Потом они перенесли пирог на стол. Сами тоже на стол уселись, чтобы удобнее было. Едят и разговаривают.
- Тебе хорошо живётся! - говорит Бобик. - У тебя всё есть!
- Да, - говорит Барбос, - я живу хорошо. Что хочу, то и делаю: хочу - гребешком причёсываюсь, хочу - на телевизоре играю, ем и пью что хочу или на кровати валяюсь.
- А тебе позволяет дедушка?
- Что мне дедушка! Подумаешь! Это кровать моя.
- А где же дедушка спит?
- Дедушка там, в углу, на коврике…»
Ну разве мог хмурый ворчун написать так смешно? Или, может быть, верно распространённое мнение, что все самые весёлые юмористы, как правило, люди раздражительные, угрюмые и чуть ли не злые? Может, так оно и есть, но только не в этом случае.
Николай Николаевич Носов и правда был человеком необщительным, замкнутым. Но шло это от какой-то особенной деликатности, ранимости и даже неуверенности в себе. Что кажется странным, ведь от природы он обладал весьма разнообразными талантами, о чём свидетельствуют хотя бы его многочисленные увлечения.
«В школьные годы мечтал стать музыкантом (кем-то вроде Паганини по меньшей мере), потом забросил скрипку, увлёкся химией и вполне серьёзно готовился к поступлению на химический факультет Политехнического института; перед самым поступлением передумал и вместо Политехнического поступил в Художественный… Окончил же Институт кинематографии, потом работал в кино, потом стал детским писателем». Так о своих «метаниях» он напишет в автобиографии. Но напишет, как всегда о себе, очень кратко. Для того чтобы эти сухие слова наполнить красками и звуками, стоит открыть его повесть «Тайна на дне колодца». И увидеть маленький посёлок Ирпень неподалёку от Киева, где жила тогда небольшая семья то ли железнодорожника, то ли актёра (это смотря по обстоятельствам) Николая Носова, и где его средний сын, тоже Николай, сделал в буквальном смысле свои первые шаги. Вскоре семья переехала в Киев - пришло время определять мальчиков в гимназию. А всего через несколько лет началась гражданская война. Голод, тиф, смерть - всё выпало на их долю. И обо всём этом рассказал уже известный писатель Николай Николаевич Носов в своей последней книге. Повесть «Тайна на дне колодца» вышла отдельным изданием уже после смерти автора, в 1978 году.
А ровно за сорок лет до того увидел свет его первый рассказ - «Затейники». В это время Н.Н.Носов ещё работал в кино и продолжал там работать до 1951 года, снимая как режиссёр самые разные (мультипликационные, научные, учебные) фильмы. Но одновременно писал весёлые рассказы для детей и о детях, которые всё чаще появлялись в журналах «Мурзилка», «Костёр», «Затейник» и на страницах газеты «Пионерская правда». Появлялись и сразу же становились невероятно популярными. Секрет читательского ажиотажа объяснялся довольно просто. Сначала в небольших рассказах, а потом и в «больших» повестях («Весёлая семейка», 1949; «Дневник Коли Синицына», 1950; «Витя Малеев в школе и дома», 1951) Николай Николаевич так умело прятался за маленьких героев, что казалось, будто они сами, безо всякого участия автора рассказывают о своей жизни, о горестях, радостях, проблемах и мечтах. Так, напрямую, без посредников, герои и читателя находили друг друга и разговаривали, и смеялись вместе, и спорили, и дружили.
Наверное, по той же причине герои Носова потом легко перекочёвывали в фильмы и спектакли, оставаясь и там самыми обыкновенными «невыдуманными» мальчишками - непоседами, изобретателями и фантазёрами.
Со временем ко всем этим героям присоединился ещё один, на сей раз - сказочный. Незнайка пришёл сам и привёл с собой целую ораву весёлых и шумных коротышек, которые постоянным местом жительства избрали для себя три книжки Носова: «Приключения Незнайки и его друзей» (1953-1954), «Незнайка в Солнечном городе» (1958) и «Незнайка на Луне» (1964-65). Там они прекрасно устроились и вытворяли, что хотели: ссорились, мирились, летали на воздушном шаре, отправлялись в космическое путешествие и даже участвовали в революции на Луне.
Но даже эти «выдуманные» сказочные коротышки подозрительно походили на своих маленьких читателей. Особенно - Незнайка. Точь-в-точь мальчишка-сорванец, из-за собственного неумения и зазнайства попадающий в самые разные истории. Потому и полюбился он больше всех. И не только нашим (тогда - советским) ребятам, но и зарубежным, так как стараниями переводчиков очень скоро заговорил на многих языках мира. Даже по-японски!
Так что, если вы по случаю окажетесь в Японии, то не особенно удивляйтесь, увидев кафе «Незнайка». Заходите спокойно - вас обязательно встретит там старый, добрый и весёлый друг.

Ирина Казюлькина

ПРОИЗВЕДЕНИЯ Н.Н.НОСОВА

СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ: В 4 т. - М.: Дет. лит., 1979-82.
СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ: В 4 т. / Худож. А.Астрецов. - М.: Совр. писатель, 1993.

СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ: В 3 т. / [Рис. Г. Валька и др.] - М.: ОНИКС, 1998.
Какими всё-таки просторными могут оказаться четыре или даже три тома. В них прекрасно умещаются и непоседа Мишка и его друг Колька с их неукротимой кашей, сломанным телефоном и целым семейством цыплят; и Витя Малеев вместе со школой и домом; и Незнайка со всеми своими приключениями; и ещё многие другие герои из рассказов, повестей и романов Николая Николаевича Носова.

ВСЕ РАССКАЗЫ И ПОВЕСТИ / Худож. И.Семёнов. - М.: Изд. И.П.Носова: Дрофа-Плюс, 2006. - 734 с.: ил.
Перед тем как читать эти рассказы и повести, подумайте о своих близких. Им придётся нелегко, если вы решите соорудить инкубатор, или развести пчёл, или, на худой конец, преподать собаке несколько уроков математики. А в том, что вы обязательно захотите всё это проделать, никто и не сомневается. Носов так заразительно умеет рассказать о всяких увлечениях своих героев, что не последовать их примеру просто невозможно.

ЖИВАЯ ШЛЯПА И ДРУГИЕ РАССКАЗЫ / Худож. Г.Юдин. - М.: Дом, 1993. - 249 с.: ил.
В жизни каждого человека есть место подвигу. А что, скажете, не подвиг - справиться с разъярённой живой шляпой, или вернуть украденные огурцы, или… каждый день ходить в школу?! Так-то вот - в жизни каждого человека есть место подвигу!

ПОВЕСТЬ О МОЁМ ДРУГЕ ИГОРЕ. - Изд. 2-е. - М.: Дет. лит., 1973. - 143 с.: ил.
Если вы знаете книгу К.И.Чуковского «От 2 до 5» и до слёз хохотали над «лепыми нелепицами» тех, кому уже исполнилось 2 года, но ещё не перевалило за 5, то и эта книга будет вам небезынтересна. В ней, правда, присутствует только один представитель «малышовского племени» по имени Игорь. А наблюдает за ним и пытается понять Николай Николаевич Носов, который приходится герою не кем-нибудь, а дедом.

ПРИКЛЮЧЕНИЯ НЕЗНАЙКИ И ЕГО ДРУЗЕЙ; НЕЗНАЙКА В СОЛНЕЧНОМ ГОРОДЕ; НЕЗНАЙКА НА ЛУНЕ / Ил. А.Лаптева и Г.Валька. - М.: Правда, 1990. - 720 с.: ил.
Как много кругом коротышек! Вот Знайка - умник, изобретатель, всё знает, всё умеет. А вот Винтик со Шпунтиком - первоклассные мастера, в два счёта соберут самую сложную машину. А вот доктор Пилюлькин - от любой болезни вылечит. Но подружиться хочется почему-то именно с Незнайкой - драчуном, хвастуном, неумёхой и забиякой. Может потому, что с ним не заскучаешь?..

ТАЙНА НА ДНЕ КОЛОДЦА: Повесть / Предисл. М.Бременера. - М.: Дет. лит., 1978. - 303 с.
Это последняя книга Николая Носова. И для него не совсем обычная - грустная, печальная. И хотя в ней немало смешного, тон её совсем не весел. Наверное, потому, что рассказывает Носов о своём детстве и юности, которые пришлись на страшные годы гражданской войны и послевоенной разрухи.

ФАНТАЗЁРЫ: Рассказы, сказки, повести / Предисл. И.Носова; Рис. Г.Валька и др. - М.: Оникс, 2000. - 670 с.: ил.
Вы океан переплывать не пробовали? А акула вам, случайно, голову не откусывала? Ну хоть на Луне-то вы, надеюсь, были? Нет?! Так вы просто не фантазёры. Вот Мишутка со Стасиком проделывали всё это сотни раз!..

Ирина Казюлькина

ЛИТЕРАТУРА О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ Н.Н.НОСОВА

Носов Н. О себе и о своей работе: [Автобиография] // Лауреаты России. - М.: Современник, 1973. - С. 375-392.

Носов Н. О писательском труде // Вслух про себя: Кн. 2. - М.: Дет. лит., 1978. - С. 248-261.

Баруздин С. О Николае Носове // Баруздин С. Заметки о детской литературе. - М.: Дет. лит., 1975. - С. 170-175.

Бегак Б. Город Солнца и город Луны // Бегак Б. Дети смеются. - М.: Дет. лит., 1979. - С. 140-153.

Бегак Б. Странствия продолжаются // Бегак Б. Правда сказки. - М.: Дет. лит., 1989. - С. 77-88.

Жизнь и творчество Николая Носова: Сб. / Сост. С.Миримский. - М.: Дет. лит., 1985. - 256 с.: фотоил.

Катаев В. О Николае Носове // Носов Н. Собр. соч.: В 3 т.: Т. 1. - М.: Дет. лит, 1968. - С. 5-7.

Носов И. О моём друге дедушке // Носов Н. Собр. соч.: В 3 т.: Т. 1. - М.: ОНИКС, 1998. - С. 5-8.

Разумневич В. Весёлая семейка: О книгах Н.Носова // Разумневич В. Все детям ровесники. - М.: Дет. лит., 1980. - С. 118-145.

Рассадин Ст. Николай Носов: Крит.-биогр. очерк. - М.: Дет. лит., 1961. - 79 с.

Сивоконь С. Смех для всех // Сивоконь С. Весёлые ваши друзья. - М.: Дет. лит., 1986. - С. 71-103.

Таратута Е. Роман о пятилетнем человеке // Таратута Е. Драгоценные автографы. - М.: Сов. писатель, 1986. - С. 212-215.

И.К.

ЭКРАНИЗАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Н.Н.НОСОВА


- ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФИЛЬМЫ -

Два друга: По повести «Витя Малеев в школе и дома». Сцен. Н.Носова. Реж. В.Эйсымонт. СССР, 1955.
Дружок: По рассказам «Дружок» и «Мишкина каша». Сцен. Н.Носова. Реж. В.Эйсымонт. Комп. Л.Шварц. СССР, 1958.
Живая радуга. Реж. Н.Бондарчук. Комп. Б.Петров. СССР, 1982. В ролях: Рома Генералов, Катя Лычёва, Н.Бурляев, Н.Бондарчук, С.Станюта, И.Макарова и др.
Незнайка с нашего двора. Реж. И.Апасян, И.Яковлева. Комп. М.Минков. СССР, 1983.
Приключения Толи Клюквина. Сцен. Н.Носова. Реж. В.Эйсымонт. Комп. А.Лепин, М.Парцхаладзе. СССР, 1964. В ролях: Андрей Филатов, Т.Пельтцер, Н.Гребешкова, Е.Весник, Б.Новиков, С.Филиппов, С.Харитонова и др.
Топинамбуры. Реж. В.Козачков. СССР, 1987.
Фантазёры. Сцен. Н.Носова. Реж. И.Магитон. Комп. А.Лепин. СССР, 1965.

- МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫЕ ФИЛЬМЫ -

Бобик в гостях у Барбоса. Реж. В.Попов. Комп. В.Комаров. СССР, 1977. Роли озвучивают: Ю.Никулин, О.Табаков.
Винтик и Шпунтик - весёлые мастера. Сцен. Н.Носова. Реж. П.Носов. СССР, 1961.
Незнайка в Солнечном городе: В 10-ти сер. СССР, 1976-77.
Незнайка на Луне. Реж. А.Люткевич, Ю.Бутырин, А.Игнатенко. Россия, 1999.
Незнайка учится. Сцен. Н.Носова. Реж. П.Носов. СССР, 1961.
Приключения Незнайки и его друзей: В 10-ти сер. Комп. В.Шаинский. СССР, 1971-1973.
Случилось это зимой: По рассказу Н.Носова из серии «охотничьих рассказов». Сцен. Н.Носова. Реж. В.Пекарь, В.Попов. СССР, 1968.
Фунтик и огурцы. Сцен. Н.Носова. Реж. Л.Аристов. СССР, 1961.

Николай Николаевич Носов (23 ноября 1908 в Киеве – 27 июля 1976 в Москве) – советский детский писатель.

«Любовь к детям была у него генеральной
чертой, и она все в нем освещала»
Миримский С.

Николай Николаевич Носов родился в поселке Ирпень – недалеко от Киева, в семье актера. До революции учился в гимназии. В 1923 году, окончив школу-семилетку, Н. Носов пришел чернорабочим на кирпичный завод. В 19 лет он поступил в Киевский художественный институт, а затем перевелся в Государственный институт кинематографии в Москву. С этих пор творческая биография Николая Носова почти 20 лет была связана с кино. Он работал режиссером, поставил немало мультипликационных, научных и учебных фильмов.

С детства Носов увлекался всевозможной техникой, мечтал даже стать химиком. След этих увлечений в его рассказах и сказках – их герои все время что-то изобретают, переделывают, совершенствуют. Мало кто знает, что именно благодаря своей технической одаренности Носов был награжден в 1943 г. орденом Красной Звезды. Награду ему вручили за созданную им серию военно-технических картин, с помощью которых наши военные обучались работать с новой техникой.

Начало его писательской биографии было необычным: подрастал сын, и Носов сочинял для него и его товарищей небольшие забавные рассказы. В 1938 году в журнале «Мурзилка» был опубликован его первый рассказ – «Затейники». В 1945 году вышел уже сборник рассказов под названием «Тук – тук-тук», а в 1947 году появился сборник «Ступеньки». Отдельные рассказы и дальше один за другим публиковались в журналах «Мурзилка», «Костер», «Затейник», в газете «Пионерская правда».

Истории Николая Носова завоевали огромную популярность среди читателей.

Герои рассказов писателя обязательно заняты каким-нибудь интересным делом: строят инкубатор, разводят пчел, работают на огороде, ездят в лес за елкой или варят кашу. Пример героев побуждает читателей взяться за такое же увлекательное дело.

Лучшая повесть Н.Носова «Витя Малеев в школе и дома» была опубликована в 1951 году в журнале «Новый мир». Рассказывая о том, как два четвероклассника из отстающих учеников стали отличниками, писатель и не думает давать рецептов хорошей учебы. Его главный герой – симпатичный, живой мальчишка, свысока поглядывающий на свою сестренку-третьеклассницу, время от времени решающий «начать жизнь сначала», воспитывающий «железную волю». Его друг Костя Шишкин – добрый, мягкий, даже по-своему рассудительный, но у него свои понятия о жизни. Взял он у Вити тетрадь списать упражнение по русскому. «Что же это такое,– говорю я,– брал тетрадь без кляксы, а отдаешь с кляксой.

– Я ведь не нарочно посадил кляксу.

– Какое мне дело нарочно или не нарочно.

– Зачем мне клякса?

– Как же я отдам тебе тетрадь без кляксы, когда уже есть клякса. Другой раз будет без кляксы».

Главный редактор журнала «Новый мир» А. Т. Твардовский, опубликовав его повесть, ввел Николая Носова во «взрослый» литературный мир. С этого момента к детскому писателю пришла настоящая известность. В 1952 году коллектив «Нового мира» выдвинул повесть на соискание Государственной премии СССР. После вручения премии Носов оставил кино и занялся литературой как профессионал.

В 1954 году вышла повесть «Приключения Незнайки и его друзей».

Герои ее – забавные сказочные человечки, «коротышки», ростом с небольшой огурец, но в общем очень напоминающие обыкновенных мальчишек и девчонок. При чтении сказки Носова остается впечатление великолепной, яркой, полной выдумки игры, в которую вместе с детьми играет умный наставник.

За трилогию о Незнайке в 1969 году писатель еще раз был удостоен престижной Госпремии.

В последние годы жизни Николай Носов создал книгу раздумий о том, как растет человек – «Повесть о моем друге Игоре». Уже по названию видно, как уважительно относится писатель к детству, каким вдумчивым педагогом был по отношению к своему собственному внуку.

Игорь Петрович Носов – внук писателя Николая Николаевича Носова, фотокорреспондент в ИТАР-ТАСС, жил с дедом до семи лет, рассказывает:

«– От деда у меня два главных впечатления. 1) Всегда был занят. 2) Всегда со мной играл. Или писал, или играл. Обожал сына, моего отца, обожал меня. Не знаю, кого больше. Практически не пил. Курить бросил лет в сорок. Привлекал женщин: коммуникабельный, видный. Забивал гвозди, сверлил дырки. Рисовал, лепил. Сделал что-то вроде кондиционера: в металлической коробке лампа; лампа нагревает воздух; воздух по трубе поступает от балконной двери... и т. д. Тоже игра. Очень обязательный, жесткий. Жесткость не в том, что подавлял, а в том, что не терпел необязательности других. Очень умный. Волевой. Хитрый. Осторожный. На политические темы не говорил. Собирал материалы, готовясь написать о Ленине-ребенке. Но не написал. Коммунистом не был. Алексин жаловался, что Носов не ходит на собрания писательского кооператива. Дачу снимал в Вострякове, в Голицыне. Связан ли его юмор с характером окружавших в детстве украинцев? Трудно сказать. Любил Гоголя. Не терпел Достоевского, тот угнетал его своей мрачностью. О его родителях от него ничего не слыхал. Ни о жизни до революции, ни после. Это относилось к тому, о чем дед помалкивал. Почему, неясно. Любил покупать мне игрушки. Помню, как мы ездили в «Лейпциг», еще старый, на Ленинском. Он купил немецкие машинки. Сам любил с ними играть.

Последние два года дед не выходил из дома, не гулял. Лечили желудок, а болело сердце. Я поехал на рыбалку с дядьями, наловили карасей, сделали уху. Привезли ему. Мы вместе ели. Он ел с аппетитом. Казалось, что выздоровел. А через два дня на дачу приехала сестра его жены Тамара. Сказала: умер дедушка. Ночью. Во сне. Я это услышал, было хорошее утро, так не вязалось. Мне было четырнадцать лет. Его архив хранится у отца, у меня. Неопубликованного мало. Книги выходят. Он продолжает нас подкармливать. Мы не жадничаем, не рвемся получать от издателей большие гонорары».

А автобиографическая повесть о собственном детстве Н.Носова «Тайна на дне колодца», которую интересно читать и детям, и взрослым, вышла в свет, к сожалению, уже после смерти писателя.

Книги Николая Носова

Книг Николая Носова в фонде библиотеки много. Это и собрание сочинений в 6-ти томах, сборники рассказов и повестей, отдельные произведения. Толстые тома или небольшие книжки для самых маленьких. В данной выставке представлены наиболее популярные книги автора. Начнём с известной трилогии о Незнайке, которая многократно переиздавалась с иллюстрациями разных художников. А затем книги будут представлены в алфавите заглавий.


Носов, Н. Н. Приключения Незнайки и его друзей [Текст] / Николай Носов; ил. А. Борисова. – Москва: Эксмо, 2015 . – 217, с. : цв. ил.

Сказка Николая Носова о приключениях Незнайки и его друзей – сказочных жителей Цветочного города – широко известна не только в России, но и во всём мире. Главный герой – Незнайка пробует свои силы в музыке с музыкантом Гуслей, в живописи с художником Тюбиком и стихосложении с поэтом Цветиком. А потом коротышки строят настоящий воздушный шар и отправляются в путешествие. Юные читатели узнают много интересного, путешествуя вместе с коротышками. «Приключения Незнайки и его друзей» – первая книга трилогии о весёлых коротышках.


Носов, Н. Н. Незнайка в Солнечном городе [Текст] / Николай Носов; худож. Е. Трегубова. – Москва: Стрекоза-Пресс, 2003 . – 316, c., л. цв. ил.

Вторая книга об озорном коротышке из Цветочного города. Незнайка встречает волшебника, который дарит ему волшебную палочку – она исполняет любое желание. Незнайка хочет испытать её в деле – он отправляется в путешествие вместе с Кнопочкой и Пёстреньким. Дорога приводит их в Солнечный город, где одним взмахом волшебной палочки Незнайка может устроить для своих друзей праздник. Всё бы ничего, если бы Незнайка не превратил одного коротышку в осла. Такой поступок может обернуться настоящей трагедией для всех жителей города. По мотивам повести снят одноимённый мультсериал.


Носов, Н. Н. Незнайка на Луне [Текст] : роман-сказка / Н. Н. Носов; рис. Г. Валька. – Москва: Детская литература, 1985 . – 462: ил. – (Библиотечная серия)

Заключительная часть трилогии о приключениях Незнайки и его друзей-коротышек. На этот раз Незнайка вопреки запретам Знайки отправляется в путешествие на Луну. Но там нашему герою приходится справляться с неожиданными трудностями, он заболевает тоской по Цветочному городу и ищет способ вернуться домой.

Курсом занимательной экономики, можно назвать книжку «Незнайка на Луне». Многие дети и взрослые, в советское время, именно из неё впервые узнали, на примере Общества «Гигантские растения», что такое акции, монополизация экономики, штрейкбрехеры, биржа, господство олигархии, «свободная» пресса, продажная полиция и многое другое. Даже карикатурно утрированные образы богачей, сейчас выглядят вполне реально. По мотивам сказки "Незнайка на Луне" создан мультипликационный фильм.


Носов, Н. Н. Бабушка Дина [Текст] / Николай Носов; рис. Г. А. Мазурина. – Москва: Нигма, 2015 . –13, с. : цв. ил.

В одном детском саду к празднику Восьмого марта дети решили устроить выставку фотографий своих мам. И никак не могли решить, чья мама красивее. А Славик Смирнов самой красивой считает свою бабушку Дину, ведь для каждого из нас всех красивее тот человек, которого мы любим больше всего на свете. Книга проиллюстрирована художником Германом Алексеевичем Мазуриным.


Носов, Н. Н. Бобик в гостях у Барбоса [Текст] : сказка / Н. Носов; рис. И. Семёнова. – Москва: Издание И. П. Носова: Мелик-Пашаев, 2013 . – 19, с. : цв. ил.

В обычной жизни Николай Носов был молчаливым и сдержанным человеком, но книги он писал исключительно весёлые. Кто из мам и пап, дедушек и бабушек не хохотал над "Бобиком в гостях у Барбоса"! Эту невероятно смешную историю про двух дворняжек без преувеличения можно назвать одним из лучших юмористических произведений для всех возрастов и на все времена.

Барбосу скучно дома одному, и он приглашает в гости дворового пса Бобика. Барбос изображает из себя гостеприимного хозяина квартиры и всячески пытается поразить Бобика: опустошает холодильник; устраивает просмотр телевизора и вылизывание пролитого киселя; утверждает, что дедушка спит на коврике, а сам Барбос – на кровати; окончательно зарвавшись, заявляет, что наказывает дедушку плёткой. Вечером дедушка возвращается с работы, и сразу становится ясно, кто в доме настоящий хозяин. Барбос прячется под кроватью, а сердобольный кот приносит ему кусочек колбаски.

Образную речь и увлекательный сюжет Носова прекрасно дополнили замечательные иллюстрации художника Ивана Семёнова, создавшего эмоциональные, живые, абсолютно правдивые в деталях образы четвероногих персонажей.


Носов, Н. Н. В траве сидел кузнечик [Текст] : стихи и песенки / Н. Н. Носов; худож. О. Зобнина. – Москва: Махаон, 2006 . – 79 с. : ил. – (Весёлые затейники).

Прочитав эту книгу, вы откроете для себя любимого детского писателя Николая Носова, автора весёлых рассказов и повестей, с новой стороны – как интересного поэта. Стихи Николая Носова очень необычны. Он, как и его герой Незнайка, говорит правду, а это, оказывается, может быть очень смешно. Непосредственные, весёлые и озорные стихи знаменитого классика детской литературы обязательно понравятся маленьким читателям.


Носов, Н. Н. Витя Малеев в школе и дома [Текст] : повесть / Николай Носов; рис. В. Чижикова. – Москва: Махаон, 2005 . – 189, с. : цв. ил.

Книга Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома» - это повесть о двух школьных друзьях Вите Малееве и Косте Шишкине: об их заблуждениях и ошибках, горестях и обидах, об их радостях и победах. Правда, источник их горестей - это чаще всего плохие успехи или пропущенные уроки в школе, а все победы в основном сводятся к победам над своей собственной неорганизованностью и ленью. Но кто из школьников не огорчался, получив плохую отметку, и кто не был счастлив, заслужив одобрение учителя, родителей или своих сверстников - школьных товарищей? Каждый, с кем это случалось, увидит в героях повести знакомые и близкие ему черты.

По мотивам повести снят художественный фильм "Два друга" (1954).


Носов, Н. Н. Замазка [Текст] : рассказ / Николай Носов; рис. Евгения Мигунова. – Санкт-Петербург; Москва: Речь, 2018 . – 16 с. : цв. ил. – (Любимая мамина книжка).

Эта юмористическая зарисовка из жизни друзей Кости и Шурика будет близка и понятна любому современному младшекласснику. Сколько событий произошло за пару часов благодаря обыкновенному куску замазки, который ребята отковыряли от окна! Это настоящее кино – и куда более занимательное, чем та картина, которую пропустили друзья.

Рисунки Евгения Мигунова – добрые, эмоциональные, остроумные, добавляют книге живости и обаяния.


Носов, Н. Н. Затейники [Текст] : рассказы / Н. Н. Носов; худож. Г., И. и М. Огородниковы. – Москва: Оникс, 1999 . – 55 с. : ил. – (Любимая книжка).

Рассказы из сборника "Затейники" Николая Носова – всеми любимые весёлые и задорные истории и потрясающие иллюстрации, прямо из моего детства.


Носов, Н. Н. Мишкина каша [Текст] / Николай Носов; худож. А. Тер-Аракелян. – Москва; изд. И. П. Носова: Стрекоза-Пресс, 2005 . – 61 , с. : цв. ил.

Книга "Мишкина каша" – сборник рассказов классика детской литературы Н.Н. Носова в рисунках А. Тер-Аракеляна. Столько всего интересного происходит с Мишкой и его друзьями! Попробуют сварить кашу, сделать бенгальские огни и даже прокатиться на автомобиле. Не всё у ребят получается, но они учатся на своих ошибках и всегда остаются верными друзьями.


Носов, Н. Н. Повесть о моём друге Игоре [Текст ]/ Н. Н. Носов; рис. Е. Медведева. – Москва: Детская литература, 1973 . – 142 с. : ил.

Эта книга о двух друзьях: Игоре и Коле. Они вместе играют, гуляют, рисуют, смотрят телевизор, "палят" по пешеходам из воображаемых ружей, ловят тритонов в болоте и постоянно что-то выдумывают. Они прекрасно друг друга понимают, хоть между ними… 50 с лишним лет. Коля – Николай Носов, а Игорь – его внук. С неугасимым интересом и бережной заботой Николай Николаевич описывает первые 7 лет жизни своего внука. Тонкие наблюдения, полные юмора ситуации, поучительные истории никого не оставят равнодушными. Невозможно не влюбиться в маленького Игоря, читая о его повседневных приключениях, и не погрузиться в мир детства, рассматривая весёлые зарисовки Евгения Медведева.


Носов, Н. Н. Приключения Толи Клюквина [Текст] : рассказы и повесть / Н. Н. Носов; худож. А. Тамбовкин. – Москва: Детская литература, 1983 . – 254 с. : ил.

Толя Клюквин ученик четвёртого класса. Мальчик очень добрый и общительный, поэтому у него много друзей. Однажды после школы Толя решает сходить в гости к своему хорошему другу, чтобы вместе поиграть в шахматы. Практически дойдя до дома, где живёт его друг, Толя замечает, что дорогу ему перебегает чёрная кошка. Оказывается, что мальчик верит в приметы, поэтому считает это плохим знаком. Из-за этого непредвиденного обстоятельства Толя вынужден пойти другой дорогой. Именно там его поджидают новые проблемы.

Доходит до того, что бедный мальчик чуть не попадает под машину. Именно тогда он понимает, что человек разумное существо и верить в приметы – глупо. Ведь не может обычная кошка послужить стольким неприятностям. Поняв всё это, мальчик решает вернуться домой, где к ужину его ждет мама.

Читайте детям только хорошие книги!


Литература о жизни творчестве Николая Николаевича Носова:

1. Носов, Н. Н.(1908-1976) // Очерки о детских писателях: Справочник для учителей начальной школы.– М.,1999.– С.138-141.

2. Носов, Н. Н. // Русская литература для детей: Учебное пособие / Под ред. Т. Д. Полозовой.– М.,1983.

3. Носов Н. // Я познаю мир: Литература/Авт.– сост. Н. В. Чудакова.– М., 2005.

4. Арзамасцева И. Н. Носов Н. Н. // Арзамасцева И. Н. Детская литература.– М., 2001.

5. Тубельская, Г. Н. Н.Носов//Тубельская Г.Н.Детские писатели России. Сто имен: Биобиблиографический справочник. Ч.2. М-Я.– М., 2002.

6. Корф О. «Веселой семейке» Николая Носова – 50 лет! // Дет. лит.– 1999.– № 2-3.– С. 8.

7. Миримский С. Мои встречи с Николаем Носовым // Дет. лит.– 1999.– № 2-3.– С.9-12.

8. Недува Э. Юмор и растущий интеллект. Произведения Н. Носова в 4 кл. // Нач.Школа.– 1996.– № 2.– С.21-25.

9. Носов Н. Н.// Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки.– 2000.– № 3.– С.43-44.

10. Приходько В. Николай Носов: он любил детство в людях // Дошкольное воспитание.– 2001.– № 11.– С. 73-79.

11. Приходько В. Сверкающая флейта Николая Носова // Дет. лит.– 1999.– № 2-3.– С. 4-7.

13. Рубайлов А. Все, что вы не знали о Незнайке // Эскиз.– 2006.– № 2.– С.18.

14. Савицкая О. Носов Н. Н.(1908-1976), русский писатель // Ромео и Джульетта.– 2000.– № 3.– С. 40.

15. Садыков К. «Новейшие» приключения Незнайки // Дет. лит.– 1999.– № 2-3.– С. 13.

16. Сергеев И. Недавно появилась новая книга о Незнайке «Незнайка в каменном городе». Ее автор – московский школьник Григорий Вайпан // Книжное обозрение.– 2000.– № 52.– 25 дек.– С. 16.

17. Ухова Н. Почему сломался грибпровод?: Внук Н. Носова продолжил сказку о Незнайке // Книжное обозрение.– 2000.– № 52.– 25 дек.– С.16.

18. Харлампиев Н. Со своим хорошим другом... // Костер.– 2001.– № 11.– С.1.

Материалы к проведению праздника, посвященного Николаю Носову.

Конкурс на самого внимательного читателя произведений Николая Носова.

1. Как назывался город, в котором жили коротышки? (Цветочный)

2. Как назывался город, в котором жили одни малышки и куда прилетели малыши на шаре? (Зеленый)

3. Какого роста были коротышки? (Ростом с огурец)

4. Из чего были сделаны воротнички на платьях у малышек? (Из черно-бурых гусениц)

5. Какие стихи сочинил Незнайка?

Знайка шел гулять на речку,
Перепрыгнул чрез овечку.

У Авоськи под подушкой
Лежит сладкая ватрушка.

Торопыжка был голодный
Проглотил утюг холодный.

6. Трактор Митя из деревни Простоквашино работал на продуктах, а на чем работал автомобиль механиков Шпунтика и Винтика? (На сиропе и газировке)

7. Из чего Знайка сделал воздушный шар? (Резину для шара сделали из сока цветов, похожих на фикусы)

8. Из чего были сделаны парашюты у малышей, когда они прыгали с воздушного шара? (Из одуванчиков)

9. Чем лечил коротышек доктор Пилюлькин? (Йодом и косторкой)

10. Чем лечила коротышек Медуница? (Медом)

11. Какого цвета была волшебная палочка у Незнайки? (Красновато-коричневая, небольшая, круглая)

12. Из чего был сделан водопровод в Зеленом городе? (Из стеблей тростника)

13. Почему город, где жили малыши, назывался Змеевка? (Потому, что его жители любили запускать бумажных змеев)

14. Незнайка и его друзья в Солнечном городе остановились в гостинице, как они себя назвали? (Автопутешественник Незнам Незнамович Незнайкин и иностранец Пачкуале Пестрини)

15. Какие необычные машины увидел Незнайка в Солнечном городе? (Циркулину, Планетарку, гусеничный мотоцикл, спиралеходы, реактивные роликовые турболеты и мн. др.)

16. Как одет Незнайка? (Яркая голубая шляпа, желтые канареечные брюки и оранжевая рубашка с зеленым галстуком)

17. Почему Незнайке больше понравилось играть на трубе? («Громко играет!»)

18. В чем обычно ходил музыкант Гусля? (Бархатная тужурка, на шее розовый бантик)

19. Какие цветы росли вокруг каждого дома коротышек? (Маргаритки, ромашки, одуванчики)

20. Как назывался ручей, на котором стоял город коротышек? (Огурцовая река)

21. Кого первым стал рисовать Незнайка, когда решил сделаться художником? (Своего друга Пульку)

22. Коротышка, который любил рисовать больше всех?. (Тюбик)

23. Что делал Незнайка, каждый день слоняясь по городу? (Сочинял разные небылицы и всем рассказывал и постоянно обижал малышек)

24. Название реки в городе малышек? (Арбузовая река)

25. Полное имя Сиропчика? (Сахарин Сахариныч)

26. Кто больше всех боялся лететь на воздушном шаре? (Сиропчик)

27. Как называли малыши малышек? (Воображулями)

28. Как называли малышки малышей? (Забияками)

29. Как звали помощника механика Цветочного города? (Шпунтик)

30. Кто был выше ростом - Винтик или Шпунтик? (Винтик)

Конкурс «Профессии коротышек».

Задание – соединить карточки, обозначающие имена и профессии коротышек: Знайка (ученый), Пончик (повар), Молчун (сапожник), Винтик (механик), Пилюлькин (доктор), Авоська (почтальон), Цветик (поэт), Гусля (музыкант), Тюбик (художник), Пулька (охотник), Стекляшкин (астроном), Смекайло (писатель), Медуница (врач).

Конкурс «Мешок потерянных вещей».

Ведущий по очереди достает из мешка вещи. Необходимо назвать хозяина: краски (Тюбик), ружье (Пулька), гаечный ключ (Винтик), таблетка (Пилюлькин или Медуница), книга (Знайка), увеличительное стекло (Стекляшкин).

Конкурс «Реши задачу».

«Мальчик и девочка рвали в лесу орехи. Они сорвали всего 120 штук. Девочка сорвала в два раза меньше мальчика. Сколько орехов собрал мальчик и сколько – девочка? Ответ: 80 и 40.

Из какой повести Н.Носова эта задача? (« Витя Малеев в школе и дома»)

Инсценировка:

Незнайка. Слушай, Цветик, научи меня сочинять стихи. Я тоже хочу быть поэтом.

Цветик. А у тебя способности есть?

Незнайка. Конечно, есть. Я очень способный.

Цветик. Это надо проверить. Ты знаешь, что такое рифма?

Незнайка. Рифма? Нет, не знаю.

Цветик. Рифма – это когда два слова оканчиваются одинаково. Например: утка- шутка, коржик – моржик. Понял?

Незнайка. Понял!

Цветик. Тогда скажи рифму к слову «палка».

Незнайка. Селедка.

Цветик. Какая же это рифма «палка – селедка»?. Никакой рифмы нет в этих словах!

Незнайка. Почему нет? Ведь оканчиваются одинаково...

Цветик. Этого мало. Надо, чтобы слова были похожи, так, чтобы получилось складно. Вот послушай, как наши ребята будут подбирать рифмы к словам.

Конкурс «Подбери рифмы».

Задание – подобрать рифму к следующим словам: «речка», «дочка», «лягушка» и другие.

Праздник заканчивается подведением итогов и награждением победителей. В качестве призов можно изготовить медальки с изображением жителей Цветочного города.

(Перепечатка из журналов «Педсовет» и «Школьная библиотека»)

Сценарии, посвященные произведениям Н. Н. Носова:

1. Гофман С. В., Климова М. П. От улыбки хмурый день светлей / Читаем, учимся, играем.– 2007.– № 1.– С. 32-37.

2. Ковальчук Т. Л. В Солнечном городе Николая Носова // Читаем, учимся, играем.– 2006.– № 9.– С.55-57.

3. Дейстер И. В. Незнайкин бенефис. // Педсовет.– 2005.– № 12.– С.12-13.

4. Джансеитова Н. Х. Где живет Незнайка? // Читаем, учимся, играем.– 2003.– № 6.– С.17-20.

5. Андреева М. С., Короткова М. П. Затейники и фантазеры: К 95-летию со дня рождения Николая Николаевича Носова // Школьная библиотека.– 2003.– № 7.– С. 14-20.

Н.Н.Носов

В обычной жизни Носов был очень молчаливым и замкнутым человеком, которого называли «хмурым ворчуном». Но книги он писал исключительно веселые.

— Бобик, иди скорей кисель есть! — закричал Барбос.

Бобик прибежал:

— Где кисель?

— Да вот у меня на спине. Облизывай.

Бобик давай ему спину облизывать.

— Ох, и вкусный кисель! — говорит.

Потом они перенесли пирог на стол. Сами тоже на стол уселись, чтобы удобнее было. Едят и разговаривают.

— Тебе хорошо живётся! — говорит Бобик. — У тебя всё есть!

— Да, — говорит Барбос, — я живу хорошо. Что хочу, то и делаю: хочу — гребешком причёсываюсь, хочу — на телевизоре играю, ем и пью что хочу или на кровати валяюсь.

— А тебе позволяет дедушка?

— Что мне дедушка! Подумаешь! Это кровать моя.

— А где же дедушка спит?

— Дедушка там, в углу, на коврике…

Свои детские и юношеские годы Носов описал в повести «Тайна на дне колодца», вышедшей после смерти писателя в 1978 году. В этой повести писатель рассказал о маленьком посёлке Ирпень неподалёку от Киева, где жила тогда небольшая семья то ли железнодорожника, то ли актёра (это смотря по обстоятельствам) Николая Носова, и где его средний сын, тоже Николай, сделал в буквальном смысле свои первые шаги.

Носов вспоминал, что осознавать себя отчетливо начал к трем-четырем годам. Он видел себя в окружении вещей, которые пробуждают мысли и - главное - действовали на чувства: «Вот сутулый, с выдвинутыми вперед плечами, огромный, чуть ли не до потолка ростом, шкаф. Он стоит,… погрузившись в какую-то свою глубокую, бесконечную думу. От него немного добьешься слов». Шкаф говорит на непонятном, скрипучем языке. «Буфет более легкомысленное и франтованное существо». В буфете хранятся всякие вкусности. И говорит буфет, по определению Коли, так: «говорливо скрипит, шипит, сипит, визжит, хрипит, крякает всеми своими дверцами и ящиками». А вот кресла похожи на чопорных теток, «им до зарезу хочется посудачить о том, о сем, да неохота показывать, что их могут интересовать такие пустяки, как праздные разговоры».

«В школьные годы мечтал стать музыкантом (кем-то вроде Паганини по меньшей мере), потом забросил скрипку, увлёкся химией и вполне серьёзно готовился к поступлению на химический факультет Политехнического института; перед самым поступлением передумал и вместо Политехнического поступил в Художественный… Окончил же Институт кинематографии, потом работал в кино, потом стал детским писателем» - так о своих «метаниях» Носов написал в автобиографии.

После того, как семья Носовых переехала в Киев, Николай стал учиться в гимназии, но через несколько лет началась гражданская война. Голод, тиф и смерть — через все эти испытания пришлось пройти будущему писателю. Окончив семилетнюю школу в 1924 году, Николай пошел работать на кирпичном заводе мусорщиком. Он вывозил шлак из печи для обжига кирпича, и одновременно самостоятельно учился по программе средней школы.

Будучи разносторонне одаренным мальчиком, Носов с гимназических лет увлекался музыкой, театром и сочинительством наряду с шахматами, фотографией, электротехникой и радиолюбительством. При этом успевал поработать газетным торговцем, землекопом и косарем. Все, что делал Носов в те годы, он делал безоглядно, отдаваясь процессу целиком. Начав заниматься фотографией, он тратил все деньги только на нее, экономя на всем остальном до того, что единственной его одеждой некоторое время оставалась спецовка, полученная на заводе. Кроме этого, он мечтал стать музыкантом, учился играть на скрипке, потом увлекся химией и готовился к поступлению на химический факультет Политехнического института, но перед самым поступлением передумал, и вместо политехнического поступил в Киевский художественный институт. А через два года, в 1929 году, Носов перевелся в Московский государственный институт кинематографии. Закончив его, он почти двадцать лет, с 1932 по 1951 год работал в кино, став режиссером мультфильмов, научных и учебных картин. А во время Великой Отечественной войны Носов снимал военно-патриотические фильмы.

Сохранился такой эпизод из жизни Носова. Как-то ему поручили снять фильм об устройстве и работе английского танка «Черчилль». Один танк был доставлен в студию, и английский инструктор показал русскому водителю-танкисту, как управлять танком. Англичане уехали, но спустя несколько дней, танк во время съемок вместо того, чтобы поворачиваться вокруг своей оси, начал описывать кривую дугу. Танкист нервничал и суетился, но танк упрямо не хотел поворачиваться и из маневренной машины превратился в неуклюжий тихоход.

Николай Николаевич попросился к водителю присесть рядом. От разгадки управления зависела не только участь фильма, но и судьба танка, который должен был поступить на вооружение советских войск. Николай Николаевич работал до этого над учебным фильмом о тракторах и вообще хорошо разбирался в машинах. Вскоре, наблюдая за действиями механика, он обнаружил ошибку. Водитель был смущен, извинился перед Носовым и никак не хотел поверить, что режиссер знает технику просто как любитель. Носов так же снял работу разных деталей машины, сопроводив их показ «Лунной сонатой» Бетховена. За этот фильм, и за работу в области научно-технического кино Носов был награжден в 1943 году орденом Красной Звезды.

Литературный дебют Николая Носова состоялся в 1938 году, после публикации одного из рассказов, которые он придумывал для сына, в детском журнале «Мурзилка». «Постепенно я понял, что сочинять для детей — это наилучшая работа. Она требует очень много знаний, и не только литературных, еще больше психологии детей. Главное — любви к ним. И уважения. Я понял, когда у меня рос сын, что к детям нужно относиться с самым большим и очень теплым уважением», — говорил Носов.

Рассказы Носова поначалу печатались в одном из самых известных в то время журналов — «Мурзилке». Позже рассказы «Живая шляпа», «Огурцы», «Чудесные брюки», «Мишкина каша», «Огородники», «Фантазеры» и другие произведения Носова были объединены в детгизовском сборнике «Тук-тук-тук» и изданы в 1945 году. Сборники рассказов «Ступеньки» и «Веселые рассказы» для детей младшего и среднего возраста вышли в 1947 году. В «Веселых рассказах» главными героями стала неразлучная пара друзей, которые, являясь полной противоположностью, прекрасно дополняли друг друга. Знание детской психологии и владение доступным и, вместе с тем, образным языком позволило получить произведениям Носова признание у детей и взрослых. Носов ввёл в детскую литературу нового героя — наивного и здравомыслящего, озорного и любознательного непоседу, одержимого жаждой деятельности и постоянно попадающего в необычные, зачастую комические ситуации.

В 1949-50 годы были опубликованы повести «Веселая семейка» и «Дневник Коли Синицина». А вскоре широкую известность Носову принесла повесть «Витя Малеев в школе и дома», вышедшая в 1951 году и удостоенная в 1952 году Государственной премии СССР. В 1955 году по повести был снят кинофильм «Два друга».

Но самым огромным успехом у юных читателей пользовалась трилогия о Незнайке - роман «Приключения Незнайки и его друзей», созданный в период с в 1953-го по 1954 год, роман «Незнайка в Солнечном городе» в 1958 году и роман «Незнайка на Луне», написанный Носовым в период с 1964-го по 1965-й годы. По этим сказочным произведениям поставлено несколько анимационных фильмов.

Рассказы и повести писателя - книги о реальной жизни современных ребят, в которых юные читатели могли узнать не только себя, но и обстановку, в которой жили: обстановку семьи, школы, улицы, пионерского лагеря. Герои Носова были не просто детьми, а маленькими гражданами своей страны - принципиальными, изобретательными и умными.

В предисловии одной из книг Носов написал комментарий: «Перед тем, как читать эти рассказы и повести, подумайте о своих близких! Ведь это именно им придется туго, когда вы решите соорудить инкубатор или развести пчел, или, на худой конец, преподать собаке несколько уроков математики. А в том, что вы обязательно захотите все это сделать, никто и не сомневается. Николай Носов так заразительно умеет рассказывать о всяких разных делах своих героев, что просто невозможно устоять перед соблазном сделать все самому!»

В жизни Николай Николаевич был совершенно нетребователен. Ему было безразлично, что будет на обед или ужин. Он не любил покупать одежду. Некоторые говорили о его нелегком характере - да, он бывал непреклонен, а иногда и резок, отстаивая свое мнение по разным вопросам. Но не было более отзывчивого и простого человека, чем Носов, в общении с людьми и в быту. Окружавших Носова людей удивляла его особенная деликатность и доброта. Он был на редкость правдивым человеком. Ему были глубоко противны ложь, лицемерие и притворство. Он не любил обременять близких своими мелкими поручениями, сам покупал себе бумагу и печатал свои произведения. В жизни он казался невеселым и замкнутым человеком, при этом оставаясь редкостным фантазером. Его фантазия и подарила всем нам Незнайку и других коротышек - маленьких человечков ростом с огурец - с их увлекательнейшими путешествиями в Цветочном городе и даже на Луне.

Если в ранних повестях и рассказах маленькие читатели узнавали, как сварить кашу, построить инкубатор и научиться арифметике, то в трилогии о Незнайке Носов выводил их далеко за рамки житейского опыта. Автор наполнял свою трилогию массой научных сведений: от технических до космических.

На Луне в городе Давилоне издавалась газета «Для дураков». И каждый, кто покупал «Газету для дураков», покупал ее не потому, что считал себя дураком, а потому, что ему было интересно узнать, о чем там для дураков пишут. Невольно прослеживаются аналогии с современной прессой.

В описании злоключений Незнайки есть такой эпизод: на земле Незнайка жил в обществе равных, а на Луне впервые столкнулся с социальной несправедливостью.

Очередным этапом в творчестве писателя стало создание автобиографических повестей. «Тайна на дне колодца» - так называется повесть, которую он написал о себе самом, своем детстве и взрослении. «Повесть о моем друге Игоре» так назвал писатель произведение, посвященное своему внуку. Но книга могла быть названа «О друге Ване /Пете или Сереже», так как каждый мальчишка и девчонка узнавали на ее страницах черты своего характера, встречались со своими радостями и бедами, мечтами и надеждами.

Николай Носов с внуком.

В 1957 году авторитетный международный журнал произвел подсчет - произведения каких русских писателей чаще всего переводились на другие языки. Получился список, в котором третьим - вслед за Максимом Горьким и Александром Пушкиным оказался Николай Носов. Стараниями переводчиков его персонажи заговорили на многих языках мира. Даже по-японски. Так что, не стоит удивляться, увидев в Японии кафе «Незнайка».

Николай Носов скончался 26 июля 1976 года, и был похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

В 1985 году был снят документальный фильм «Николай Носов».

Текст подготовил Андрей Гончаров

Использованные материалы:

Текст статьи «Носов Николай Николаевич», автор И.Казюлькина
Материалы сайта
Материалы сайта

Повести:

Стихи и песенки
Винтик, Шпунтик и пылесос
Два друга
Незнайка учится
Незнайка-путешественник
Тайна на дне колодца
Мы и дети
Небольшая литературная энциклопедия
Бабушка Дина
Кванта смеха
Витя Малеев в школе и дома
Весёлая семейка
Дневник Коли Синицына
Приключения Незнайки и его друзей
Незнайка в Солнечном городе
Незнайка на Луне

Рассказы:

Три охотника
Бобик в гостях у Барбоса
Наш каток
Телефон
Пистолет
Бенгальские огни
Тук-тук-тук
Огородники
Про Гену
Клякса
Фантазёры
Мишкина каша
Огурцы
Живая шляпа
Затейники
Приключения Толи Клюквина
Чудесные брюки

Вера Янпольская
Биография Н. Н. Носова для ДО

ВВЕДЕНИЕ

Современная литература включает в себя юмор, сатиру, гротеск, иронию, карикатуру, пародию и несколько других средств выражения комического в литературных текстах. Хотелось бы подробнее остановиться на некоторых из них – юмор, ирония, сатира, гротеск и каламбур.

Гротеск не всегда считается формой комического в связи со своим свойством деформировать явления и характер. Поэтому его зачастую относят и к сатире и к юмору. Переводится это слово как «затейливый» . Это один из художественных приемов, который обозначает нарушение в пропорциях изображаемых явлений, событий или предметов.

Юмор сам по себе личностно обусловлен и настраивает человека на более глубокое и серьезное осмысление к источнику смеха. От слушателей он требует того, чтобы его правда была постигнута, несмотря на смешные совпадения или странности. С английского языка переводится как нрав, настроение.

Ирония с греческого языка переводится как «насмешка» или «притворство» . Обычно это происходит тогда, когда говорится об одном, а на самом деле подразумевается совершенно другой контекст, противоположный по смыслу.

Что касается каламбура, то это фигура речи, которая основана на одинаковом звучании слов или, когда в словосочетании содержаться два слова, которые противоположны по значению.

Ну, и наконец, сатира – это особый способ художественной передачи реальности, который в итоге заканчивается смешным завершением с «подтекстом» .

Эта работу посвящена выявлению юмористических моментов в творчестве писателя Николая Николаевича Носова .

Биография Н . Н. Носова

Николай Носов (1897 - 1986) родился 23 ноября 1908 года в Киеве в семье актёра-эстрадника. Разносторонне одарённый мальчик Коля Носов , ещё учась в гимназии, увлекался музыкой, театром, литературой, шахматами, фотографией, радио-и электротехникой. Повзрослев, работал газетным торговцем, землекопом, косарём.

В 1932-1951 годах был режиссёр-постановщик мультипликационных, научно-популярных и учебных фильмов.

В 1938 году были опубликованы первые рассказы Николая Носова : "Затейники", "Живая шляпа", "Огурцы", "Чудесные брюки", "Мишкина каша", "Огородники", "Фантазёры" и др., напечатанные главным образом в "малышовом" журнале "Мурзилка" и составившие основу первого сборника "Тук-тук-тук".

В этих, а также в последующих произведениях (из сборников "Ступеньки", "Весёлые рассказы", "Фантазёры", "Приключения Толи Клюквина" и др.) Носов ввёл в детскую литературу нового героя - наивного и здравомыслящего, озорного и любознательного непоседу постоянно попадающего в необычные, зачастую комические ситуации. Особенно популярными стали его повести для подростков "Весёлая семейка", "Дневник Коли Синицына", "Витя Малеев в школе и дома".

За написание повести "Витя Малеев в школе и дома" писатель был награждён государственной премией.

Долговременную известность и любовь читателей получила трилогия Н. Н. Носова , включающая романы-сказки "Приключения Незнайки и его друзей", "Незнайка в Солнечном городе", "Незнайка на Луне".

Сам Николай Носов говорил , что начал писать для детей совершенно случайно - сперва просто рассказывал сказки своему маленькому сынишке и его друзьям. И постепенно понял, что "сочинять для детей - наилучшая работа. "

Рассказы Николая Носова частично описывают его детство, отношения со сверстниками, их мечты и фантазии о будущем. Хотя увлечения Николая совершенно не были связаны с литературой, всё изменилось, когда у него родился сын. Сказки Носова перед сном своему ребенку будущий известный детский автор сочинял на ходу, придумывая совершенно реалистичные истории из жизни обычных мальчишек. Именно эти рассказы Николая Носова сыну подтолкнули уже взрослого мужчину к писательству и изданию небольших книг.

По прошествии нескольких лет, Николай Николаевич понял, что писать для детей – лучшее занятие из тех, которые можно только придумать. Рассказы Носова читать потому и интересно, что он был не просто автором, но и психологом и любящим отцом. Его теплое уважительное отношение к ребятам позволило создать все эти остроумные, живые и настоящие сказки.

Рассказы Носова для детей

Каждая сказка Носова , каждый рассказ – это житейская повесть о детских насущных проблемах и проделках. На первый взгляд рассказы Николая Носова очень комичны и остроумны, но не эта их особенность самая важная, важнее то, что герои произведений – настоящие дети с настоящими историями и характерами. В любом их них вы сможете узнать себя в детстве или своего ребенка. Сказки Носова читать приятно ещё и по той причине, что они не приторно сладки, а написаны простым понятным языком с детским восприятием происходящего в каждом приключении.

Хотелось бы отметить немаловажную деталь всех рассказов Носова для детей : в них нет идеологической подоплеки! Для сказок времен советской власти – это очень приятная мелочь. Всем известно, что как бы ни были хороши произведения авторов той эпохи, “промывание мозгов” в них порядком наскучивает и с каждым годом, каждым новым читателем всё ярче бросается в глаза. Рассказы Носова читать можно абсолютно спокойно, не беспокоясь, что сквозь каждую строчку будет сквозить коммунистическая идея.

Идут года, Николай Носов уже много лет не с нами, но его сказки и персонажи не стареют. Искренние и поразительно добрые герои так и просятся во все детские книжки.

Творчество Н. Носова имеет большое значение в детской литературе. Очень важными особенностями его юмористического таланта были способность откликнуться на актуальные проблемы воспитания и умение в эмоциональной, занимательной форме решать важные морально-этические проблемы.

Действие этого произведения Н. Н. Носова происходит в стране , где живут малыши-коротыши - мальчики и девочки ростом с небольшой огурец. Все жители Цветочного города - и дети и взрослые, если можно так сказать, в одном лице : по роду занятий - взрослые, по характеру и поведению - настоящие дети. Они очень образованны : придумывают хитроумные машины, строят воздушный шар, живут в вертящихся домах.

Цветочный же, Зелёный и Солнечный города -это примеры справедливого устройства городов детей, где все хорошо трудятся, любят науки, искусство и никто не посягает на свободу другого.

Все шестнадцать друзей-коротышек покоряют читателя тем, что живут как настоящие дети.

Охотник Пулька, главный малыш-коротыш Знайка, поэт Цветик, доктор Пилюлькин и другие - все они яркие личности, каждый занят своим делом. И только Незнайка никак не может найти себя в жизни, за всё берётся и всё бросает, при этом умудряется всё испортить. Из-за своей беспечности и самоуверенности он постоянно попадает в комические положения. Но он мил и обаятелен, никто на него зла не держит, из компании его не выгоняют. Почему? Наверное, потому, что он естествен и отзывчив, всегда готов помочь своим друзьям. Да и сам писатель не скрывает тёплых чувств к Незнайке.

Произведение Носова очень занимательно , интересно и поучительно. А мораль его проста : без труда и учения не станешь умелым и уважаемым человеком. Наиболее значимая проблема, которую ставит (и решает) автор в тексте первой повести, – взаимоотношения мальчиков и девочек как микросоциальных групп. Три пространства, описанных в тексте первой книги, представляют собой два возможных устройства такого «условного» «детского» социума : Цветочный город подобен «смешанной школе» , а Змеевка и Зеленый город, соответственно, – мужская и женская «гимназии» . Сюжетные линии последовательно сводятся к подтверждению мысли о важности общения и дружбы разнополых детей. Повесть о Незнайке -дидактическое произведение : ее герой сквернословит, сморкается, грубит, лентяйничает, если говорить откровенно, он глуповат и даже несколько отвратителен, он совсем не похож на прекрасного, идеального ребенка советской эпохи, поздних (да и ранних) сталинских лет, причесанного, светлоглазого, сообразительного, открытого душой.

Незнайка – кривое зеркало, подобие человеческого существа, созданное автором, чтобы исправлять недостатки, и неожиданно зажившее своей жизнью.

Незнайка - это «антигерой» по отношению ко стратегиям детского чтения, взятый в качестве образца. Незнайка, главный герой, - хвастунишка и невежда; он постоянно попадает в комические положения из-за своей беспечности и самоуверенности. То придумает "для рифмы" что "Торопышка был голодный, проглотил утюг холодный"; то бахвалится, будто он самый главный коротышка и выдумал воздушный шар. Незнайка - фантазер, чем-то напоминающий мишку Козлова из цикла рассказов Носова "Мы с Мишкой". Он тоже вызывает симпатию у читателей, потому, что в основе его шалостей лежит стремление к хорошему, доброму.

Н. Носов никогда не увлекается смехом ради смеха; его произведения по своей направленности всегда имеют воспитательный характер. Неназойливо, с улыбкой учит писатель мальчиков и девочек этике дружбы, призывает старших детей к деликатности в обращении с младшими.

В произведениях Носова дети получают новые знания и представления, ответы на многие вопросы, которые их волнуют, усваивают понятия о долге, чести.

В рассказах и повестях писателя всегда находится материал и для родителей. Уже будучи взрослыми и начиная воспитывать собственных детей, они с удовольствием перечитывают книги Носова . Эти книги помогают им лучше узнать внутренний мир ребенка, понять, что его волнует, радует.