Наследие. Терем на Руси: история и архитектура

Прекрасные терема и шикарные хоромы. Это всё давно известные образцы древнерусской архитектуры.

Эскиз павильона Русского отдела на Всемирной выставке в Париже, 1878 год. Архитектор Иван Павлович Ропет (настоящие фамилия, имя и отчество — Петров Иван Николаевич, 1845, Петергоф—25 (12) декабря 1908, Петербург)

Мы слышим про терема, горницы, таинственные клети и хоромы в сказках, и древних летописях. А что это такое, терема и горницы?

Древнерусский стиль в архитектуре

Начнем с определения эпохи. Понятие древнерусский предполагает временной участок от крещения Руси и до времен правления Петра I.

Крещение Руси существенно повлияло на жизненный уклад народа, на его искусство и зодчество. На Руси начали строить храмы, а поскольку христианская вера пришла из Византии, то и первые храмы строили как копии религиозной архитектуры Третьего Рима.

А вот гражданские постройки того периода сохранили черты традиционной русской самобытности.
Начну с того, что в те времена основная масса построек была из дерева. Были, безусловно, и каменные строения. Но, и форма, и конструкция этих каменных зданий повторяла стиль деревянных традиционных строений.

Архитектор не известен

Дома горожан и селян, дворянские и боярские, и даже княжеские хоромы, ставили из дерева. И этому есть причины: недорого, доступно и очень комфортно для жизни. Как вы знаете, дерево является пористым материалом, что позволяет создавать в помещении микроклимат, очень комфортный для проживания в любое время года. Если вам когда-нибудь доводилось жить в бревенчатом доме, то вы понимаете, о чем я говорю. Да, есть существенный недостаток - дерево очень хорошо горит. Особенно в те времена, когда регулярно бушуют войны. А с другой стороны - дерево позволяет очень быстро возвести новое строение.

Архитектор не известен

Можно говорить о том, что к 15 веку на Руси прочно сложились традиционные приемы плотницкого мастерства. При этом, мастерство было такого высокого уровня, что возводились не только простые избы, но и достаточно сложные архитектурные конструкции высокого художественного уровня. Это говорит о том, что был наработан большой комплекс конструктивных и композиционных приемов, и решений.

Это и узнаваемая конструкция проемов, которая позволяла сохранять прочность сруба, и знаменитые конструкционные покрытия строений (шатровые, высокие двускатные и знаменитые «бочечные»), покрытия из горизонтальных венцов и многое другое.
О мастерстве плотников говорит тот факт, что древние мастера легко прирубали друг к другу срубы самых разных размеров. А сами срубы были не только четырехугольные, но и восьмиугольные, и «крещатые» (в виде креста).

Архитектор не известен.

В основе старорусского архитектурного зодчества лежит самая простая рубленная из бревен клеть. Это то, что сегодня называется срубом. Если клеть отапливалась, то её называли избой. В богатом доме у клети было другое название - гридница, т.е. большая клеть (или большая изба). Гридница предназначалась для пиров и для приема пищи в торжественных случаях. Несколько позже гридницу начали называть повалушами или столовыми избами. Это помещение украшалось, как изнутри, так и снаружи. И повалушу строили отдельно (на удалении) от жилых помещений. Традиционно повалуша располагалась в передней части хором.

На прочных столбах ладили крыльцо. И крыльцо, и сами дома, обязательно украшали. В 13 - 15 веке появились сложные и очень сложные формы кровли, в том числе и фигурной кровли, в моду вошла инкрустация и позолота, использование в украшении зданий национальных орнаментов. Широко применялась живописная роспись.
Именно в те времена появился златоверхий терем.

Терем - это третий (или выше третьего) этаж хором, который располагался над горницей и подклетью (или подклетом). Именно поэтому в сказках и преданиях терем всегда высокий. А вокруг высокого терема устраивали «гульбища». Гульбищами в те времена называли балконы и парапеты. Поскольку на Руси в теремах жили красавицы (женщины), то у терема были красные окна во всех стенах.

Архитектор не известен.

Как я уже говорил выше, горница располагалась над подклетью и под теремом. Первые упоминания горницы или горенки встречается в письменных источниках, которые датируются, примерно, 1162 годом. И само слово происходит от «горний», т.е. высокий. Фундаментальным отличием горницы от избы - красное окно. Есть такое окно - мы находимся в горнице. Нет такого окна - это изба.
Теперь про красное окно. Красным называли окно с рамой, или колодой.
Кроме того, в горнице обязательно была русская печь: четырехугольная или круглая, расписанная, с изразцами.

Помещение горницы делилось перегородками (стенами) на каморы и чуланы.

Ещё одно интересное сооружение - светлица. Светлица - это улучшенная горница. И улучшали горницу красными окнами. В этом помещении было много света, отсюда и название - светлица. В светлице окна прорубались не менее чем в трех стенах (в горнице - в 1-2). Светлицы, традиционно, устраивали на женской половине дома и предназначались для рукоделия.

Архитектор не известен.

Спускаемся ниже и попадаем из горницы в подклеть. Подклети использовались для хозяйственных нужд, как складские помещения (погреба) и для проживания прислуги. Соответственно, подклети были жилыми (с печами и волоковыми окнами) и нежилые (холодные, без окон и, часто, без дверей (погреба)).

А теперь поговорим про сени. В Древней Руси сенями называли крытые переходы между помещениями. В старину княжеский дворец назывании сенями или сенницей. Что важно понимать, так это то, что сени - это переходы под общей крышей здания.
Если у перехода не было перекрытия, или была отдельная крыша, то это уже не сени, а переход или крыльцо.

Кроме сеней был ещё и сенник - не отапливаемые сени с окнами. Сенник в летнее время использовался как спальное помещение и на его крышу землю не насыпали (в отапливаемых помещениях крыши утепляли землей). В сенниках устраивали и брачные постели. Традиция гласила, что над молодыми в их первую ночь не должно быть земли, так как земля напоминает о бренности всего живущего.

Традиционно, большие сени утраивались на женской половине для девичьих игр и забав.

Сени, расположенные во втором ярусе здания часто использовали как пиршественные залы, в них даже ставили княжий престол.

Архитектор М.А. Кузьмин.

А теперь поговорим о хоромах. Хоромами называлась совокупность строений расположенных в одном дворе. Строений могло быть очень много и они ставились отдельными группами (по хозяйственному назначению), а потом соединялись сенями и/или переходами. В результате получались хоромы, которые состояли из нескольких особняков. Со временем, к существующим хоромам пристраивались необходимые помещения. Хозяева не обращали внимания на симметрию - должно было быть удобно и комфортно.

Архитектор Лыгин Константин Константинович. Родился 21 мая 1854 г., Кременчуг, Полтавской губернии — умер 7 мая 1932 г., Томск. В журнале «Мотивы русской архитектуры» за 1878 и 1880 гг. были напечатаны проекты Лыгина деревянных загородных домов в «русском стиле».

Возведение хором требовало особых знаний (секретов) и таких знаний было много. Это и использование бересты в кровле, и секреты при укладке теса, а ещё делались полицы (небольшие переломы в устройстве крыши) и многое другое. Все эти секреты позволяли стоять зданиям десятилетиями без всякого ущерба от природы.

Современная реконструкция. Коломенское. С 1667 до 1767 год, здесь находился дворец, построенный первыми царями династии Романовых, прозванный современниками «Восьмым чудом света». Деревянный дворец с многочисленными теремами сверкал золотом и красками, поражал затейливой деревянной резьбой.

Хоромы не имели парадного фасада. Это при том, что у здания была очень строгая внутренняя организация. Для владельцев (до 17 века) на первом месте было удобство. Нельзя говорить о том, что хозяева пренебрегали красотой. Посмотрите на Дворец в Коломенском — нет у него фасада. Такая вот старорусская традиция или старорусский стиль в архитектуре.

.
Вот пожалуй и всё, что я хотел вам сегодня рассказать о старорусском стиле и о том, как выглядела старорусская архитектура.

Деревянные хоромы и дворцы, принадлежа «лучшим» людям, должны были средствами архитектуры передать значимость и богатство их владельцев. А так как значимой частью здания было его завершение, то особо старались зодчие о разнообразии верхов. Поэтому планировка богатых хором немногим отличалась от простой устройства избы. Такие же приставленные друг к другу срубы. Только их значительно больше, да крыты они всегда не одной большой кровлей, а каждый сруб отдельно. Это позволяло мастерам каждый верх делать по-особому, фигурно, используя все разнообразие возможных завершений. Да еще и сами срубы стали делать разной высоты. Все это создавало прихотливую асимметричную композицию.

До наших дней не дошло ни одного образца таких хором. Остались лишь описания, впрочем, иногда весьма подробные. Шедевром русского деревянного хоромного зодчества был дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском. Образцом для этого дворца послужил деревянный царский дворец в Коломне. Уже в XI-XII веках помещения хором стали делиться на две половины (мужскую и женскую, или летнюю и зимнюю, или гостиную и жилую). К XVII веку в хоромах, соответственно укладу жизни царской семьи, выделились три основные части. Первую часть составляли хоромы постельные, или покоевые (обычно 3-4 комнаты). Самая дальняя из комнат служила царской опочивальней, или ложницей. Около нее располагалось комната крестовая, или молельная. Следующая была царским кабинетом (она единственная во дворце тогда называлась комнатой). И при входе - передняя, предназначавшаяся для приемов. Приемной комнате предшествовали теплые сени, к которым примыкал сенник (чулан) и мыльная. Вторая часть дворца - хоромы непокоевые. Здесь проходили торжества. Для этого были приспособлены столовая изба, горница и повалуша (башенная часть дома, где летом устраивалась общая спальня). Третья часть дворца объединяла различные хозяйственные постройки - большие дворы и маленькие дворцы (так иногда называли небольшие дворы): конюшенный, житный, кормовой (поваренный), хлебный, сытный и другие. Между палатами устраивали переходы. Обязательной была при хоромах домашняя церковь, в подклете которой хранили добро. А были еще части дворца, предназначенные для царицы, наследников. Таким образом, вся эта пестрая смесь срубов и срубиков, дворов и дворцов, переходов и теремов составляла царский дворец. Построен коломенский дворец был в 1667-1669 годах мастерами Семеном Петровым и Иваном Михайловым. Затем в 1681 году, уже после смерти Алексея Михайловича при Федоре Алексеевиче дворец частично перестроили под руководством мастера Саввы Дементьева.

В XVII веке Коломенский дворец считали одним из чудес света. В нем насчитывали 270 комнат и 3000 окон и оконцев. Поскольку окна тогда делались слюдяными, подслеповатыми, то их количество говорило об освещенности дворца. И снаружи, и изнутри дворец богато украсили резьбой и рисунками. Резными работами здесь рководил монах Арсений - крупный мастер, только что закончивший убранство Нового Иерусалима под Москвой. С собой с берегов Истры он привел и свою артель резчиков. А живописными работами руководил известный иконописец Симон Ушаков.

Жилища Древней Руси, при изобилии лесу, были сплошь деревянные, начиная от хижины бедного селянина до палат княжеских. Основой русского жилья послужил бревенчатый квадратный сруб, или так называемая "клеть"; а когда эта клеть снабжалась очагом или печью, то называлась "истопка" или "изба". Несколько клетей, связанных в одно целое, получали название "хором". Жилище богатого человека от бедного, собственно, отличалось количеством клетей или обширностью хором. Обыкновенно хоромы состояли из трех главных частей: во-первых, зимнее жилье, или изба, во-вторых, собственно клеть, или жилье летнее без печи, служившее зимой вместо кладовой; между ними находилась третья, просторная и светлая комната, называвшаяся сени или сенница, служившая приемной для гостей. Русские люди любили строить высокие хоромы; означенные три части составляли обыкновенно второй ярус здания; под ними находились подклеты, куда складывались разные хозяйственные припасы и принадлежности; в них же заключались погреба и медуши. А к сеням пристраивались на столбах ступени, или лестницы, с крытой площадкой наверху, что и называлось "крыльцом". Самые сени иногда утверждались на столбах, без подклета; по крайней мере так можно заключать из некоторых мест летописи, когда мятежная толпа подрубала или грозила подрубить сени. Над последними еще надстраивалась светлая горница, терем, или "повалуша"; потом словом "терем" стали обозначать вообще высокое жилье. Кровля обыкновенно делалась крутая, двускатная. Верхнее ребро этих скатов называлось "кнесом" (князем); по концам его обыкновенно красовались резные коньки, т.е. две конские головы, обращенные в разные стороны. Покрывалась кровля соломой, а у богатых – тесом или гонтом, т.е. мелкими дощечками, так что гонтовое покрытие имело вид чешуи. Хоромы стояли посреди двора, огороженного тыном, или плетнем; по углам и сторонам его располагались хлевы, конюшни и другие постройки для челяди, домашнего скота, птицы, для сена, хлеба и прочих хозяйственных предметов. Баня, или мовница, по-видимому, служила принадлежностью всякого зажиточного дома.

Разумеется, чем зажиточнее был хозяин, тем просторнее его двор и сложнее его хоромы; они заключали по нескольку сеней, клетей и теремов. Судя по остаткам городских валов, видно, что в городах было немного места для дворов и вообще жили тесно. Поэтому богатые люди, в особенности князья, любили более пребывать в своих обширных загородных жилищах, называя их обыкновенно "раем", "красным двором", "красным селом" и т.п. Отличительной принадлежностью княжих хором, или теремов, между прочим, служили просторные сени или столовая комната, в которой князья проводили время с своей дружиной в совете и пирах; были особые клети для пребывания очередных гридей, или дружинников, охранявших князя; такие клети назывались "гридницей". Терема княжеские украшались резными карнизами, расписывались внутри и снаружи разноцветными красками. Наверху вдоль кнеса, по-видимому, шел гребень, расписанный разными узорами с позолотой; а может быть, позолотой украшался потолок; по крайней мере название терема "златоверхим" встречается и в народных песнях, и в "Слове о полку Игореве". Так, в "Слове" великий князь Святослав Всеволодович, передавая боярам свой недобрый сон, говорит: "Уже доски без кнеса (стоят) в моем тереме златоверсем". Свое пристрастие к пестрым, узорчатым украшениям Древняя Русь, без сомнения, вполне прилагала к жилищам. Затейливая резьба и раскраска покрывали, конечно, передние, лицевые стороны, особенно испещрялись ими наличники окон; так что древние русские хоромы, при недостатке правильности и соответствия в частях (симметрии), отличались несомненной живописностью и вкусом. Относительно узорчатой резьбы Русь издавна достигла значительной художественности. Вообще деревянное мастерство, или плотничество, несомненно, процветало на лесном Севере. Новгородцы особенно славились этим мастерством. Еще в начале XI века киевляне при встрече с ними, под Любечем, кричали: "А вы плотницы суще, а приставим вас хором рубити". По некоторым признакам уже тогда существовали плотничьи товарищества, или артели, и значительные постройки, каковы дома богатых людей, храмы, городские стены, башни, мосты и т.п., совершались на началах подряда артелями, во главе которых стояли известные мастера. А в Южной Руси, в местах бедных лесом, конечно, и в ту эпоху сельские жилища подходили к малорусским хатам нашего времени; т.е. стены их состояли из плетня или жердей, обмазанных глиной и выбеленных мелом.

Каменные постройки на Руси были еще очень редки. Самое мастерство каменщиков стало распространяться только вместе с сооружением богатых храмов, башен, или веж, и некоторых городских стен, под влиянием мастеров греческих и немецких. Однако летопись еще до Владимира Великого упоминает в Киеве о каменном тереме княжеском. В следующие века число каменных теремов на княжих дворах, без сомнения, стало умножаться. В XII веке каменное мастерство уже настолько подвинулось в Суздальской Руси, что владимирцы сделались им особенно известны. Ростовцы недаром же отзывались о них в 1175 г.: "То наши холопы и каменщики". Не говоря о многих каменных храмах, воздвигнутых в этом крае, и доселе в Боголюбове сохраняется часть каменных палат, относимых к Андрею Боголюбскому.

Деревянным постройкам Древней Руси соответствовала и домашняя утварь, которая также выделывалась по преимуществу из дерева. В источниках встречаем те же названия посуды и утвари, которые и доселе существуют в русском быту; например: стол, столец (стул), скамья, кровать ("тесовая"), ларь, бчелка (бочка), ведро, лохань, блюдо, чаша, локоть, ковш, ложка и т.д. Все это указывает на существование промыслов: столярного, токарного, бондарного и т.п. Были в большом употреблении изделия из лубка, лыка и мочала, каковы: сита, решета, коробья, лукна, рогожи и пр.

Древняя Русь, однако, не ограничивалась одной деревянной утварью. Мы имеем положительные свидетельства, что существовали разные металлические мастерства; особенно процветал кузнечный промысел, который приготовлял домашние орудия и утварь из железа, меди и олова, например: котлы, сковороды, замки, пилы, косы, серпы, долота, заступы, рала, гвозди, ножи, топоры и т.п. Изделия из дорогих металлов, доступные только высшим сословиям или шедшие на украшения и утварь церковную, частью доставляла иноземная торговля, но частью и собственное русское мастерство. Так, встречаются известия о серебряных чашах, блюдах и ложках, золотых и серебряных кубках, турьих рогах, служивших вместо стаканов и оправленных в серебро или золото, а в особенности о серебряных и золотых оправах крестов, икон и богослужебных книг, преимущественно Евангелия, также о золотых и серебряных гривнах, обручах, монистах и других украшениях мужского и женского наряда. Изделия эти восходят ко временам еще языческим; ибо уже в договоре Игоря с Греками упоминается о русских печатях, золотых и серебряных: первые служили в Царьграде знаком русских послов, а вторые – гостей. В могильных курганах отдаленной эпохи встречается много украшений из золота и серебра, еще более, конечно, медных и железных вещей.

Большинство строений в Древней Руси изготавливались из дерева. Лишь некоторые дворцы князей были каменными.

Самыми древними русскими жилищами были деревянные «клети», как правило, срубы, которые использовались и как кладовая и как летнее жилище. Первоначально они имели лишь один очаг, затем его заменили на печь, которую называли «истопкою», «истьбою». От последнего названия родилось понятие избы.

Князья использовали клети, как летние жилые помещения. Князь Владимир, крестивший Русь, предпочитал жить летом в клетях села Берестова, где и окончил свои дни.

В зимнее время князь обитал обычно в истопках или избах. Первые княжеские дворцы вмещали в себя «горенку» и «ложницу» (спальню). По сути это были клети, получившие соответствующие своей цели названия.

Во дворце имелись деревянные «гридни» или «гридницы». Они могли быть только в княжеских хоромах. К примеру, князь Владимир Святославович в гриднице по воскресным дням устраивал пиры. На них приглашались бояре, гриди (дружинники князя) и другие знатные люди («нарочитые мужи»). Гридницу можно считать самым большим помещением дворца, служившим для приема гостей (приемной комнатой).

Большое место в жизни князя занимала церковная служба. Во дворце для этих целей было обустроено специальное помещение, называвшееся «божницей». Князь в божнице слушал церковные службы с хоров, соединенных с княжескими хоромами особыми «переходами». Эти хоры назывались «полатями».

Дворец князя состоял из множества клетей и изб, соединявшихся сенями. Этих сеней было много. По этой причине иногда дворец называли «сенницей».

Верхние этажи дворца всегда занимались князем и его близкими. В нижних этажах находились «порубы», в которых проживали слуги, отроки и люди княжеского «двора». Последних называли «дворянами». Выше верхних этажей располагались чердаки, имевшие второе наименование – «терема». Окна в них смотрели на все четыре стороны. В старых народных песнях терем упоминался со словом «высокий».

Проще говоря, деревянные хоромы древнерусских князей, а впоследствии и царей, имели, как правило, трехэтажное строение:

— нижний этаж – подклети;

— средний – горницы, ложницы, светлицы, гридница, божница и прочие помещения;

— верхний – терема и вышки.

В пределах двора княжеских хором находились несколько вспомогательных помещений, выполнявших важные функции: поварня, конюшня и кузница. Поварня не могла эффективно исполнять обязанности по приготовлению еды к княжескому столу без нескольких дополнительных особых помещений:

— кладовых ям – для хранения различных вещей и продуктов, не требующих холода;

— зерновых ям – для хранения небольших объемов только что собранного зерна;

— амбаров – для хранения больших объемов зерна в огромных ящиках – сусеках (для кошек в стене амбара делали специальный лаз);

— ледников – для хранения мяса и рыбы (аналоги современных морозильников);

— погребов – для хранения вин и прочих продуктов, требующих холодных температур (аналоги современных холодильников); вина — — хранили в глубоких сосудах – чарах;

— медушей – для хранения меда.

В большом отдалении от дворца ставили деревянные бани, как правило, поближе к реке;

Дворы ограждались деревянными, иногда каменными оградами с крепкими воротами.

Жители поселков в Древней Руси строили деревянные избы. Поскольку леса в стране было предостаточно, то запастись бревнами мог каждый. Со временем зародилось и стало развиваться полноценное домостроительное ремесло.

Так к XVI в. в княжеской Москве образовались районы, заполненные срубами, которые были готовы к продаже. В столицу княжества их переправляли по реке и продавали по низким ценам, отчего иностранцы удивлялись стоимости такого жилья.

Для ремонта избы требовались только бревна и доски. В зависимости от нужных габаритов можно было подобрать подходящий сруб и сразу же нанять плотников, которые собрали бы дом.
Бревенчатые избы всегда пользовались высоким спросом. Из-за частых массовых пожаров города (порой даже по причине неосторожного обращения с огнем) и селения приходилось восстанавливать. Большой урон наносили вражеские набеги и междоусобные войны.

Как на Руси строили избы?

Бревна укладывали таким образом, чтобы они были связаны между собой по всем 4 углам. Деревянные постройки были двух видов: летние (холодные) и зимние (оборудованные печью либо очагом).
1. Ради экономии древесины использовали полуземляную технологию, когда нижнюю часть выкапывали в грунте, а сверху была клеть с окнами (их затягивали бычьим пузырем или закрывали крышкой-ставенкой).


Для такого жилья более предпочтительным была легкая, песчаная, не пропитанная влагой почва. Стенки ямы обшивали досками, а иногда обмазывали глиной. Если трамбовали пол, то также обрабатывали его глиняной смесью.
2. Существовал еще один способ — укладка готового сруба из сосны в выкопанной земле. Между стенами ямы и будущего дома засыпали щебень, камни и песок. Конструкций внутри пола не было. Да и потолка как такового тоже не существовало. Хватало устланной соломой и сухой травой и ветками крыши, которая держалась на толстых жердях. Стандартная площадь избы составляла примерно 16 кв. м.


3. Более состоятельные крестьяне Древней Руси ставили себе дома, которые полностью находились над поверхностью земли и имели покрытую досками крышу. Обязательным атрибутом такого жилья была печь. На чердаке организовывали помещения, которые преимущественно использовали в хозяйственных нуждах. В стенах прорубали волоковые окна. Они представляли собой обычные проемы, которые в холодное время года закрывали щитами из досок, то есть «заволакивали».
Вплоть до XIV в. в избах обеспеченных жителей (крестьян, дворян, бояр) окна делали не волоковыми, а слюдяными. Со временем стекло пришло на смену пластинам из слюды. Однако еще в XIX в. в селах оконные стекла были большой и ценной редкостью.

Как жили в русских избах?

На Руси избы представляли собой весьма практичное жилье, которое устанавливали таким образом, чтобы сохранить тепло. Вход в дом находился с южной стороны, с северной стороны была глухая стена. Пространство было разделено на 2 части: холодную и теплую клети, их площадь не была одинаковой. В первой держали домашний скот и инвентарь; теплую оснащали печью или очагом, размещали полати для отдыха.


Русские избы топили по-черному: дым клубился по полу и выходил из двери, из-за чего потолок и стены были покрыты толстым слоем сажи. В состоятельных домах топку выполняли по-белому, то есть через дымоход в печи.
В домах бояр строили дополнительный третий этаж - теремной. Как правило, там размещали покои для жены или дочерей. Важна была порода дерева, которое применялось при возведении жилья. Представители высшего сословия выбирали дуб, так как он считался наиболее прочным материалом. Остальные сооружали постройки из бревен сосны.

Древнерусские хоромы

На Руси хоромами называли избу из деревянного сруба, которую составляли из нескольких построек, соединенных между собой. Вместе сооружения образовывали княжий двор.


Каждая составная часть носила свое название:

  • ложница - спальное помещение;
  • медуша - кладовая для хранения запасов меда и браги;
  • мыльня - помещение для мытья, банная;
  • гридница - парадная зала для приема гостей.
В разных частях хором жили родственники и приближенные (дружинники, сподвижники) князя.

Убранство древнерусской избы

Обстановка и интерьер деревянной избы организовывали с соблюдением традиций. Больше всего места отдавали печи, которая располагалась с правой или левой стороны от входа. Этот атрибут выполнял сразу несколько функций: на ней спали, в печи готовили еду, а когда во дворе не было отдельной бани, то в печи еще и мылись!

Напротив печи (по диагонали) размещали красный угол - место для хозяина и почетных гостей. Там же находилось место для икон и святынь, которые оберегали жилище.
Угол напротив печи представлял собой кухонное пространство, которое называли бабьим кутом. Крестьянки находились у печи долгими вечерами: кроме приготовления пищи там они занимались рукоделием - шили и пряли при свете лучины.


В мужском куте были свои домашние заботы: ремонтировали инвентарь, плели лапти и т. д.
Избы были обставлены самой простой мебелью - лавки, стол. Спали на полатях - широких лавках, установленных высоко у стены печи.

Крестьянские дома не украшали элементами декора. В палатах князей на стены размешивали ковры, шкуры зверей и оружие.