Мистика гоголя во время прощания с есениным и как попасть в квартиру первой жены поэта на арбате. Сергей Никоненко: «Прочитав воспоминания первой жены Есенина, я понял, что она идет ко мне домой За столько лет вы стали, наверное, летописцем дома

Поэт на руинах

28 декабря 1925 года не стало выдающегося русского поэта Сергея Есенина. 90 лет назад его тело обнаружили в одном из номеров ленинградской гостиницы «Англетер». По официальной версии, Есенин добровольно ушел из жизни. 31 декабря его похоронили на Ваганьковском кладбище в Москве. Прощание проходило в Доме печати, нынешнем Доме журналиста. Накануне трагической даты мы встретились с народным артистом России Сергеем Никоненко. Он не только сыграл Есенина в фильме «Пой песню, поэт…» Сергея Урусевского, не только всю жизнь читает его стихи, но более 20 лет возглавляет Есенинский культурный центр на Арбате.

Сергей Никоненко в Есенинском центре.

Подхожу к дому по адресу Сивцев Вражек, 44/28. Рядом - руины старинной постройки, куча каменного мусора. Мимо не пройдешь, поскольку зрелище впечатляющее. Потом мы вернемся туда с Сергеем Никоненко и группой жителей соседних домов. На протяжении нескольких лет они бьются за приведение в надлежащий вид исторической усадебной территории. Вместе с Сергеем Петровичем проходим по музейным залам. У каждого предмета - своя история.

«Люди уничтожили старинные постройки и еще не сидят в тюрьме»

Пару лет назад я жила в перестроенном «Англетере», в номере, который расположен на месте рокового, есенинского. Удивительно, что из этого еще не сделали бизнес. Охотников пожить там нашлось бы немало.

До того как «Англетер» был разрушен, я ходил в номер, где погиб 90 лет назад Есенин. Обратите внимание, у нас хранится книга прошлого века с его автографом. Есенин читал дневники Достоевского и в семи местах кое-что подчеркнул карандашиком. Я понимаю, что искал Сергей Александрович у предшественников в их исследованиях русского менталитета и русской культуры. Опору! Есть у нас и автограф его сына Георгия, которого родственники называли Юрием. Вот его расшитая рубаха.

Мы не только раритеты, связанные с Есениным, собираем, но историческую Москву сохраняем. В этом квартале жили удивительные люди. Посмотрите на их лица. Вот Павел Флоренский, Валерий Брюсов, Максимилиан Волошин. Толстой приходил к философу Соловьеву. Здесь три месяца в доме 53, стр. 1, прожила самая красивая женщина Наталья Николаевна Гончарова. Ни в том ли доме, где и Пушкин, в квартире второго этажа проживал брат Петра Ильича Чайковского? В 1921 году здесь работал Окружной самодеятельный театр Красной Армии под руководством Жемчужного. Там бывали Маяковский, Мейерхольд, Луначарский. Среди актеров был Эраст Гарин. Я с ним даже водочки успел выпить.

- А что это за руины рядом с вашим центром?

Девелоперы, владеющие большими средствами, хотели здесь еще при Лужкове построить дом в стиле хай-тек. Причем на месте городской усадьбы начала XX века, принадлежавшей потомственным гражданам Лопатиным. Безнаказанно были уничтожены старинные постройки. Их превратили в руины. Но разрушение удалось приостановить. Заметьте, виновники еще не сидят в тюрьме. Мне это непонятно. Есенинский центр учредил фонд правовой защиты объектов культурного наследия Сивцева Вражка. Я стал его президентом. Вокруг нас сплотилась инициативная группа жителей, и мы начали борьбу с варварской застройкой. Наш центр стал очагом сопротивления. Если бы во нашелся дворик, где жили Мольер, Стендаль, Беранже и Бодлер, его бы как зеницу ока берегли. Нам тоже удалось сберечь свой двор от дальнейшего разрушения, но сейчас там руины. Необходимо вернуть исторический облик этому месту.


Рубаха Юрия Есенина.

Самое удивительное, что нашелся человек, утверждающий, что это он спас усадьбу, а не мы. Как будто не били бейсбольными битами актера Игоря Пушкарева за то, что выступал против нового строения. Игорь Борисович сыграл главную роль в фильме «А если это любовь» Юлия Райзмана, стал первым Гагариным в кино. Я тоже пострадал. Мой дом на Валдае пытались сжечь. Еле-еле потушили пожар. Такое ощущение, что кто-то опять хочет сюда прийти и начать маневры.

- Какой вам видится эта усадьба в Сивцевом Вражке, 42?

Очень хотелось бы открыть здесь детское учреждение - Дом творчества. Днем и вечером там занимались бы ребята, работали кружки. Можно организовать небольшую киностудию. Правительство Москвы не имеет права отступать от этой идеи, если оно заботится о будущем. Посеете ветер - пожнете бурю. Посеете добрые зерна - получите интересных людей.

Когда я рос, здесь было шесть детских учреждений. А теперь подросткам после школы некуда пойти. Все постройки усадьбы занимают 1400 квадратных метров. Есть люди, которые хотят разместить здесь коммерческие заведения, а не музей. Мы бы хотели организовать здесь и краеведческий музей «Сивцев Вражек».

- Каким было ваше арбатское детство?

В нашем районе было пять кинотеатров. И мы туда ходили. Теперь остался только «Художественный», который закрыт на реконструкцию. Когда-то мой отец возил туда картины на тачке. А на Арбате, 20, был Дом пионеров Киевского района - шестое детское учреждение. В послевоенное время у многих мальчишек не было отцов. И делалось все, чтобы занять их после школы. Я так благодарен судьбе, что я попал в Московский городской дом пионеров. Без него я, может быть, и не стал бы артистом.

Времена были трудные. Треть из тех, кто жил в нашем дворе, познакомились с тюрьмой, лагерями, с зоной. Моя мать работала на электроламповом заводе и не могла каждый день следить за тем, куда я пошел. А во Доме пионеров я занимался в двух кружках - студии художественного слова и в театральной студии. Оттуда вышли замечательные ребята. Вспоминаю Владимира Сергеевича Локтева, именем которого назван ансамбль. С этим ансамблем стихи читал: «Звезды сияют на башнях Кремля. Ленину слава! Сталину слава! Слава стране Октября!» Я был маленький, с красным галстуком, белый верх, черный низ. Локтев во время войны ходил по дворам и если видел шлявшихся без дела мальчишек и девчонок, приглашал на занятия: «Пойдем, я тебя научу на балалайке играть или на гармошке. Ты, может быть, петь умеешь?» Так складывался ансамбль. Я спрашивал свою руководительницу Евгению Васильевну Галкину: почему нас так много занималось в драмкружке? Не 20–30 человек, а 70. Задача была такая: как можно больше ребят оторвать от улицы. И мы как-то помещались в одной комнате, сидели друг у друга на головах. Но как же было весело! У нас печку в спектакле «По щучьему велению» мальчишки двигали вчетвером. А на печи сидел Емеля - будущий кинорежиссер Леня Нечаев. Он снимет потом фильмы «Про Красную Шапочку» и «Приключения Буратино». Леня был вечно голодный. Мы ему последние копейки отдавали, чтобы купил французскую булку. По-моему, он ее даже не жевал, а глотал.

«Попросился однажды ко мне на две ночи, а прожил восемь месяцев Никита Михалков»

- Понятие «двор» безвозвратно уходит. Даже удивительно, что у вас оно сохраняется. Вы тут всех знаете?

Теперь уже мало кого знаю. В моей коммунальной квартире помимо обычных, никому не известных людей, проживали в разные времена Николай Губенко, Василий Шукшин, Геннадий Шпаликов, гений футбола Эдуард Стрельцов. Попросился однажды на две ночи, а прожил восемь месяцев Никита Михалков. Кто только ко мне не приходил! Прекрасные актеры Владимир Качан, Вадим Спиридонов, Коля Еременко, практически все шестидесятники. Миша Задорнов спал на моей раскладушке. Так жалею, что куда-то она подевалась. Если бы все, кто спал на ней, оставляли автографы, эта раскладушка цены бы не имела.


Мемориальная комната Анны Изрядновой, где бывал Есенин.

- За столько лет вы стали, наверное, летописцем дома.

Когда-то в этот двор высыпало ребятишек 50. В центре была волейбольная площадка. По вечерам выносили радиолу или патефон. Девочки выходили в белых носочках, отглаженных платьицах. Мальчики причесывались. Особенно выделялся Вовка Набатов. Приходя на танцы, он себе такой пробор делал! Это в 50-е годы. 60-е помню меньше. Я тогда уже учился в институте, начал сниматься в кино. Да и люди стали разъезжаться. В нашей коммунальной квартире жили 25 человек с одним туалетом и одной ванной. Мне приходилось умываться и чистить зубы на кухне. Но квартира содержалась в идеальной чистоте.

Потом соседи стали разъезжаться. В одной квартире жили уже не 25 человек, а 10. В конце 80-х приехала лимита. Так называли иногородних людей. Что они творили! Как безобразно относились к тому месту, где жили, понимая, что оно временное. А потом стали заселяться те, кто целиком забирал квартиры. И я отдал соседям двухкомнатную и трехкомнатную квартиры в хрущевских домах, чтобы остаться в нашей бывшей коммуналке со своей семьей.

- Трудно содержать Есенинский центр?

Приходится постоянно ремонтировать помещение. Столько протечек было. Вода по щиколотку доходила. Сам ее ведрами собирал. Тяжело нам дается ремонт, но мы его потихонечку делаем.

- А почему 20 лет назад вы все это затеяли? Заполняли творческую паузу?

Есть такой поэт Евгений Юшин. Мы с ним давно дружны. Сам он из-под Рязани. Стали мы вместе собирать материалы о Есенине, писать сценарий, хотели объять необъятное. Ничего у нас не получилось. Зато я обнаружил воспоминания первой гражданской жены Есенина Анны Романовны Изрядновой. Она работала корректором в типографии Сытина, куда 17-летний Есенин поступил помощником корректора. Кстати, Анна Романовна так и не узнала правду о расстрелянном в 1937 году сыне, обвиненном в контрреволюционной деятельности. В воспоминаниях она описала, как шла домой. И я понял, что она идет ко мне домой. Тут же пошел в ДЕЗ, попросил показать домовые книги. Мне открыли дверь, за которой была такая паутина - просто мечта Тарковского. Я взял ведро, швабру, тряпку. Навел там порядок. Просидел два дня и обнаружил, что в квартире 14 действительно проживала Анна Романовна Изряднова. Сюда к ней и их общему сыну Юрию приходил Сергей Есенин с 1921 по 1925 годы. Мало того, здесь еще и мать Есенина - Татьяна Федоровна - была временно прописана. Когда репрессировали Юрия, и предстояло 10 лет без права переписки, она тяжело переживала. И приехала наверняка из деревни, чтобы перезимовать зиму. Прожила здесь с октября 1938-го по апрель 1939-го. С ней встречался младший сын Есенина - Александр Сергеевич Есенин-Вольпин. Я его заснял на видео в нашем музее. Комната, в которой мы с вами находимся, восстанавливалась по его воспоминаниям. Александр Сергеевич приехал тогда из Бостона к своей матери - Надежде Давыдовне Вольпин. Очень интеллектуальная была старушка, писала стихи, интересно рассказывала. Она была гражданской женой Есенина, прожила 98 лет и умерла в Москве в 1998 году.


Сергей Никоненко с активистами у руин усадьбы.

- А почему у музея нет никакой таблички?

Была, но ее сорвали. Нам удалось отбить все атаки, и теперь мы просим у московского начальства, чтобы нам помогли обустроить территорию. На том месте, где вы сидите, пил с нами чай глава по культуре Московского Александр Кибовский. На наши просьбы он ответил: «А где правительству Москвы брать деньги?» С того момента прошел год. Объект по переулку Сивцев Вражек, 42 по-прежнему бесхозный и потихоньку разрушается. Мы написали в Мосгорнаследие, чтобы сделали хотя бы его консервацию. Говорят, что нет денег. Для того чтобы здесь появился социально-культурный объект для детей, нужны средства. А их может выделить только правительство Москвы.

- Вы верите, что это возможно?

Когда мы начинали борьбу против инвестора, нам тоже говорили, что она бесполезна. А мы ее выиграли. Иногда что-то случается вопреки.

- Кто-то вас не поймет. Все у вас есть, в кино снимаетесь. Почему не живете спокойно?

Мне часто говорят: хватит, остановись, здоровье потеряешь. А я не могу объяснить, почему бьюсь за это место. Проснулся во мне зуд из-за того, что наш исторический двор мог погибнуть. Вместе с активными жителями окрестных домов я взялся его защищать, потому что здесь бывали Пушкин и Блок. А у меня к ним особая любовь. Про Есенина уж и не говорю. Все эти удивительные люди жили в разное время во дворе, где я прожил всю свою жизнь. Я здесь родился и не меняю прописки уже 74 года.

Из интервью Сергея Петровича Никоненко_2002 год "Литературная газета":

...мне пришла в голову идея создания музея, поскольку много знал, много было накоплено… В воспоминаниях Анны Романовны Изрядновой прочитал, что она где-то недалеко от меня жила, на Сивцевом Вражке. Но точного адреса не было, разыскал его, просмотрев в ДЭЗе домовые книги. Когда нашел эту квартиру, то здесь был крысиный рассадник. Даже бомжи не ночевали, только костры жгли… Начал восстановительную работу в 95-96-м годах, и вот уже к настоящему моменту здесь около тысячи экспонатов. С ремонтом мне очень помогло правительство Москвы и лично Ю. М. Лужков.

Музей рассчитан на людей разного возраста - от школьников до пенсионеров. Для этого он и создавался, чтобы как можно больше людей узнали о гениальном поэте земли русской. Ну, а что особенного? Для меня он, конечно, особенный во всем, поскольку это мое детище.

******
ОДнако все эти годы в Музей попасть не удавалось. Для входа надо было надиктовать информацию на автоответчик и ждать рассмотрения "заявки". Но ответа не было. И вот счастливые обстоятельства позволили побывать в комнате Анны Романовны Изрядновой и на той самой кухне, где в 1925 году Есенин сжигал бумаги перед отъездом в Ленинград...

СМотрите фоторепортаж с места событий, дорогие друзья...

Поворачивая с Сивцева Вражка во двор дома видишь вот такой проемчик между жилым подъездом и входом в крыло, где и жила много лет Анна Романовна Изряднова до последних дней своей жизни.


Эту решетчатую дверь, закрывающую вход, мы привыкли видеть в закрытом состоянии. Но - о чудо! - многие двери рано или поздно открываются. :)

Зайдя в квартиру и пройдя небольшую прихожую,почти со входа можно увидеть коридорчик, уходящий вперед. Белая дверь - это санузел, кажется. Не уверена на 100%.... А вот направо за углом и прячется крохотная комнатка первой жены Сергея Александровича и его сына. ЗДесь они жили вдвоем... И в эту комнатку мы скоро зайдем...

Квартира была коммунальная. И Анна Изряднова никогда не жила здесь одна,и никогда не было полновластной хозяйкой квартиры. Хотя и комнатушка - это уже что-то. Учитывая тот факт, что у Есенина и ее не было. Этот кадр сделан из комнаты напротив, где жили соседи Анны Романовны. В полуоткрытую дверь мы видим фрагмент ее комнатки.

Если я не ошибаюсь, на этой фотографии Изрядновой 30 лет. То есть от этой Анны Есенин уже давно ушел... 1921 год - Есенин на пике славы, на пике своей привлекательности. Ужасно молодой. Ужасно красивый. Ужасно талантливый. А Анна Романовна, как это часто бывает, все же стала выносливым и надежным кирпичиком на пути к его славе. Как знать - если бы не такие первые серьезные отношения случились в жизни юного Сергея, на что бы и когда решился он далее...

Некоторое время Изряднова и Есенин жили вместе на съёмной квартире около Серпуховской заставы.

Анна вспоминала: "Только что приехал из деревни, но на деревенского парня не был похож - на нем был коричневый костюм, высокий крахмальный воротник и зеленый галстук.С золотыми кудрями он был кукольно красив, окружающие по первому впечатлению окрестили его вербочным херувимом. Был заносчив, самолюбив, его невзлюбили за это. Ко мне очень привязался, читал стихи. Требователен был ужасно не велел даже с женщинами разговаривать - "они нехорошие. Настроение было у него упадочное - он поэт, никто не хочет его понять, редакции не принимают в печать, отец журит... Все жалованье тратил на книги, журналы, нисколько не думал, как жить...". 21 декабря 1914 года Анна Изряднова родила сына, названного Юрием...

Аня - гимназистка...

Про отношения Сергея с первой гражданской женой писать тут не буду, потому что на куче сайтов можно прочитать, что "не заладилось" и все такое. Есть даже более жесткие формулировки "брак сразу показался Есенину ошибкой". не могу ничего сказать про то, кому и как показалось и насколько сразу. Думаю, что жизнь дала такой вираж, что удержаться в лодке семейной жизни просто не удалось. Слишком серьезное и большое надвигалось и становилось реальностью...


Это все фотографии экспозиции МУзея....Картины, предметы, книги. Все это накопленные вещицы того времени. Но перейдем к более серьезным экспонатам...

Якобы личная перчатка Сергея Есенина... Забытая где-то и подобранная кем-то... Даже,кажется, говорилось кто подобрал, но у меня не зафиксировалось....

Приборы и посуда из Астории-Англетера. На них стоит гравировка "Astoria". Во время проживания Есенина в Англетере гостиницы все же имела свое название, несмотря на единый "холдинг" с Асторией. Поэтому не исключено, что в Англетере существовали приборы со своей персонализацией...

Юра Есенин и Татьяна Федоровна. В семье любили Юрия, всегда считали своим, родным, любимым. Очень тепло к нему относились.

Ну вот тоже - как будто бы личная вещь!.. Трость Есенина. Если подлинная, то эту рукоятку грела Есенинская рука. Та же рука, что выводила драгоценные строки.

Теперь несколько фотографий личных вещей Анны РОмановны Изрядновой. Подлинных ее вещей.

Окончил церковно-учительскую школу, летом переехал в Москву и начал работать в конторе мясной лавки купца Крылова, у которого служил его отец.

Крылову принадлежало домовладение по Б.Строченовскому пер., д. 24. В Центральном государственном историческом архиве г.Москвы хранится «Дело московской городской управы. Об оценке владения, принадлежащего Крылову Николаю Васильевичу». Раскрыв его, мы узнаём, что, согласно приложенному плану 1910-1914 гг., во владении значилось под № 24 (с различными номерами квартир) четыре жилых строения.

«I. По переулку деревянный двухэтажный дом с таковою же во дворе пристройкой для сеней и принадлежностей».

На первом этаже этого дома были расположены: харчевня А.Ф.Крыловой, овощная и мясная лавки домовладельца, помещение служащих при харчевне. На втором этаже - три квартиры жильцов.

«II. Во дворе при въезде прямо деревянный двухэтажный дом с таковою же пристройкой для сеней и принадлежностей».

На каждом этаже этого дома было по две квартиры: N№ 5, 6 - на первом, N№ 7, 8 - на втором.

«III. Во дворе на правой при въезде стороне за домом I каменный трехэтажный дом с жилым подвалом для принадлежностей и с пристройкою для сеней».

В этом доме размещалось шесть квартир.

«IV. В глубине двора на правой стороне деревянный двухэтажный флигель на каменном подвале».

В подвале этого дома были квартиры N№ 9, 10; на первом этаже - N№ 11, 12; и на втором - N№ 13, 14.

В настоящее время единственно существующим зданием является восстановленное строение II. В этом доме, в одной из комнат квартиры № 6, заселенной служащими купца Крылова, жил отец Сергея Есенина - Александр Никитич, работавший в то время старшим приказчиком в мясной лавке. Именно в эту квартиру, в гости к нему, приезжал на неделю Сергей в июне 1911 г. Сюда прибыл он, переехав в Москву в 1912 г., до своей прописки 18 августа в кв. № 11. Здесь он часто бывал у отца в 1912-1915 гг., проживая в Москве; сюда приезжал и позже, когда Александр Никитич покинул село Константиново.

Мемориальное значение этого дома бесспорно, и сейчас здесь создается экспозиция, будет открыта мемориальная комната Есениных - отца и сына.

Квартира № 11, в которой жил Сергей Есенин с августа 1912 г., находилась в строении IV на первом этаже. Она состояла из кухни, передней и трех комнат, с общей площадью квартиры 6,3 кв. сажени (около 28 кв.м). Можно представить, какой, при двух семьях соседей, была комнатка Есенина , имевшая одно окно.

О соседях Есенина в квартире № 11 нам помогает узнать само охранное отделение, которое в ноябре 1913 г. завело на поэта журнал наружного наблюдения.

Московская охранка интересовалась, у кого жил Есенин , с кем встречался. 6 ноября полицейскому надзирателю 2-го участка Пятницкой части было предложено: «Выяснить негласно и донести подробно, с кем проживает С.А.Есенин в кв. 11». Из его сообщения от 11. ноября узнаем, что «вместе е поэтом проживала семья каменщика и семья рабочих фабрики Ганзина».

Из письма М.П.Бальзамовой, датированного по содержанию весной 1913 г., мы знаем: «На квартире я теперь в № 13».

В квартире № 13, находившейся в этом же строении IV, на втором этаже, Есенин жил, видимо, лишь некоторое время весной 1913 г., а затем вновь поселился в квартире № 11.

В литературе о Есенине до сих пор бытует мнение, что мясной магазин Крылова, в котором работали отец Есенина и сам поэт, помещался рядом, на соседней улице Щипок.

Это, наверное, потому, что в одном из писем Г.А.Панфилову адрес С.Есенина читается так: «Москва, Щипок. Магазин Крылова. Александру Никитовичу Есенину, и для меня».

Мы знаем, что «Колониальная и мясная лавка» купца Крылова была расположена в «собственном доме», а домовладений Н.В.Крылова на улице Щипок не имелось. Следовательно, адрес мясной лавки - Б.Строченовский пер., 24. Именно этот переулок, а не тихий<Щипок, был и людным, и торговым. Только в одном коротком квартале, возле лавки Крылова, находились: трактир Степанова, «Замоскворецкие бани» Рыкова, ресторан «Древность». Имеет свое объяснение и адрес - «Москва. Щипок. Магазин Крылова». В Москве того времени адреса часто звучали так:

«Пречистенка. Мансуровский пер., дом...»

«Петровка. Салтыковский пер., дом...»

То есть Пречистенка, Петровка, Щипок употреблялись как бы для обозначения района проживания адресата.

Оставив работу в мясной лавке и не поладив с отцом, Сергей Есенин какое-то время жил в 1912 г. у председателя «Суриковского литературно-музыкального кружка» - поэта С.Й.Кошкарова.

Об этом свидетельствуют воспоминания современников:

«Некоторое время он жил у Кошкарова и посещал собрания кружка писателей».

«По совету С.Н.Кошкарова, у которого он жил, Есенин и сам переслал мне тетрадь своих стихов».

К моменту встречи с Сергеем Есениным Кошкаров (псевдоним - «Сергей Заревой») был тридцатичетырехлетним присяжным поверенным, автором десяти стихотворных сборничков. На всех изданиях Суриковского кружка значилось: «Склад изданий у председателя кружка С.Й.Кошкарова. Новая Божедомка, д. 11, кв. 2».

Дом на нынешней улице Достоевского не сохранился, но следы его удалось отыскать в Историческом архиве г.Москвы. Домовладение по Новой Божедомской, д. 11, относящееся к Сущевской полицейской части, принадлежало Облезову Фоме Антоновичу. Напротив, через улицу, продолжают стоять величественные здания бывшей Мариинской больницы, в одном из которых, в казенной квартире штаб-лекаря Михаила Андреевича Достоевского, родился сын Федор, будущий великий писатель.

Под № 11 значилось пять жилых домов, но три из них стояли во дворе, а два - выходили на Новую Божедомскую: строение I - двухэтажный деревянный дом на каменном подвале, в первом этаже которого помещался небольшой «Писчебумажный магазин Соколова», и строение VI, двухэтажный деревянный дом. Здесь, в первом этаже строения VI, и нашлась запись - «Кв. Кошкарова».

О своей первой встрече в Суриковском кружке с юным Есениным поэт В.Горшков писал: «Помню вечер кружка в гостинице Грачева на Каланчевской улице под Южным мос-том. В числе других вошел в маленькую, душно прокуренную комнату-номер, вернее вбежал весело и торопливо, кудряво-волосый, синеглазый тоненький мальчик.

Как фамилия? - Всем хотелось узнать нового молодого гостя.

- Есенин ,- торопливо, по-детски ответил мальчик, приступая к чтению...»

Адресная книга - «Вся Москва» позволяет йам уточнить эти сведения. А.А.Грачев был содержателем меблированных комнат «Железных дорог». Размещались они в доме Богомолова на Каланчевской ул., 612, между Каланчевским тупиком и Южным переулком.

В ранней есенинской литературе многократно писалось, что С.Есенин поступил продавцом в книжный магазин, в районе Страстной площади. Сейчас в томе 6 мы можем прочесть:

«1912. Осень. Работает в конторе книгоиздательства «Культура».

Где же была контора и как быть с районом Страстной площади?

В адресной книге «Вся Москва» за 1912 г. мы видим, что книгоиздательство «Культура» находилось на улице Кузнецкий мост. Но уже в книге 1913 года адрес книгоиздательства, а также и книжного магазина при нем,- М.Дмитровка, I13.

Нам понятно, что адресная книга на 1912 год составлялась и печаталась еще в 1911 году, и поэтому найденный адрес не противоречит выводу, что книгоиздательство «Культура» обосновалось и находилось в конце 1912 года именно здесь.

Уцелевший дом № 1 на Малой Дмитровке (ныне ул. Чехова) стоит на углу с Б.Путинковским переулком, над которым ранее возвышалась стена Страстного монастыря. А почти напротив этого дома красуется до наших дней знаменитая многошатровая церковь Рождества Богородицы «что в Путинках» - интереснейший памятник первой половины XVII века.

Известно, что весной 1913 г. Сергей Есенин распространял среди рабочих социал-демократический журнал «Огни», намеревался печататься в нем, но журнал вскоре был закрыт. Его редакция находилась по адресу: Сретенка, Пушкарев пер., д. 15, кв. 314.

В марте 1913 г. С.Есенин поступил на работу в типографию товарищества И.Д.Сытина. Корпуса типографии занимали большую площадь и выходили на две улицы: ул. Пятницкая, д. 81 и ул. Валовая, дома 22 и 2815.

«Рабочие типографии,- пишет в книге «Юность Есенина» Ю.Л.Прокушев,- часто заходили в мясной магазин. Один из них - корректор Воскресенский - заинтересовался приехавшим из деревни сыном приказчика, пишущим стихи, и отправился с Сергеем Есениным к поэту Ивану Белоусову...». Об этом вспоминал и сам И.Белоусов в сборнике «Памяти Есенина».

«Белоусов Иван Алексеевич,- читаем мы в адресной книге,- Соколиная, собственный дом. Литературно-художественный кружок; Московское отделение кассы Взаимопомощи литераторов и ученых; О-во любителей Российской словесности. Редактор-издатель журнала «Путь».

Изогнутая, довольно короткая Соколиная улица (ныне Семеновский кереулок) все так же лежит между Малой Семеновской улицей, сохранившей свое название, и бывшим Измайловским камер-коллежским валом, буквально в двух шагах от станции метро «Семеновская». Но ничто уже не напоминает здесь строений и уклада того далекого времени.

И вновь помогают нам материалы Исторического архива. Владение в Лефортовской части за полицейским номером 24, по улице Соколиной, с 15 сентября 1909 г. «...по окладным книгам Городской Управы числится за Московским мещани-ном Иваном Алексеевичем Белоусовым».

Из семи небольших одно- и двухэтажных домов, расположенных во владении и, в основном, сдаваемых жильцам, нас интересует более других здание II, полностью занятое домовладельцем.

«По улице (Соколиной.- В.Б.) на особом дворе, отделен-ном садом, деревянный одноэтажный дом с мезонином и с двумя пристройками для сеней и принадлежностей».

В этом доме, с семью комнатами «в этаже» и пятью комнатами «в мезонине», и принимал Белоусов юного поэта.

В сентябре 1913 г. С.Есенин начал заниматься в городском народном университете им. А.Л.Шанявского. Адрес университета: Миусская площадь, 3-я Миусская улица.

По воспоминаниям Ефима Шарова, «собственного помещения суриковцы не имели, и собрания членов происходили то на квартире Кошкарова, то в литературно-художественном кружке, а то просто в каком-нибудь трактире. Вот тогда-то и появился Сергей Есенин...»

Адрес литературно-художественного кружка был: Б.Дмитровка (ныне Пушкинская), 15 (дом Вострякова на углу с Глинищевским (ныне ул. Немировича-Данченко) переулком).

Известно письмо Сергея Есенина Ширяевцу (от 21 января 1915 г.), написанное на бланке: «Суриковский литературно-музыкальный кружок. Москва, Александровская ул., д. 8, кв. 18».

Адрес этот встречается в объявлениях и извещениях кружка с декабря 1914 г. Но, зная, что в этой же квартире находилась редакция журнала «Доброе утро», возглавляемая суриковцем Деевым-Хомяковским, можем предположить, что и Суриковский кружок находился здесь уже с сентября 1914 г. (с даты выхода первого номера этого журнала), и Сергей Есенин приходил именно сюда до самого отъезда в Петроград, в марте 1915 г.

Александровская ул. (ныне Октябрьская) начиналась от бывшей Екатерининской площади (пл. Коммуны). Дом № 8 тоже Не сохранился, и узнать о нем мы можем лишь из материалов Исторического архива.

Суриковский кружок снимал для своих собраний помещение во владении Гавриила Константиновича Рязанцева. Среди принадлежавших ему пяти домов - дом (здание IV) с трехкомнатной квартирой № 18 на первом этаже, находившийся во дворе\справа. Был он деревянным, двухэтажным.

Николай Саркановский, друг юности С.Есенина , вспоминал: «Однажды взволнованный Есенин сообщил мне, что он добился того, что профессор Сакулин обещает беседовать с ним по поводу его стихов. Вскоре Сергей с восторгом расска-зывал мне свои впечатления о разговоре с профессором. Особенно одобрил ok стихотворение «Выткался на озере алый свет зари...»

Допустима версия, что беседа могла состояться и на квартире профессора Павла Никитича Сакулина - Трубниковский, 3 (дом купчихи Петровской М.Я.).

Из донесений филеров, наблюдавших за Есениным 5 ноября 1913 г.: «В 9 час. 45 мин. вечер, вышел из дому с неизвестной барынькой. Дойдя до Валовой ул. постоял мин. 5, расстались. «Набор» (кличка С.Есенина , данная охранкой.- В.Б.) вернулся домой, а неизвестная барынька села в трамвай, на Смоленском бульваре слезла, пошла в дом Гиппиюс с Дворцового Проезда, пошла в среднюю парадную красного флигера № 20 с Теплого пер. во дворе флигер правая сторона квар. в среднем парад, в низу на лево, где и оставлена; кличка будет ей «Доска».

Что это за «барынька», охранка постаралась узнать очень скоро: «Для ее опознания филер сообщил приметы полицейскому надзирателю 1-го участка Хамовнической части: «Лет 20, среднего роста, телосложения обыкновенного, темная шатенка, лицо круглое, брови темные, нос короткий, слегка вздернутый». На что полицейский надзиратель сообщил в московскую охранку: «По приметам подходит Изряднова Надежда Романовна, 21 г., крестьянка Ряжского уезда, Подвислинской вол<ости>, деревни Прянки - корректор типографии Сытина».

Полицейский надзиратель ошибся, указав вместо Анны Романовны Изрядновой, с которой дружил тогда Сергей Есенин и которая также работала корректором в типографии Сытина, на ее родную сестру Надежду Романовну, прожива-ющую в этой же квартире.

Филер, следуя за «барынькой», описал и дом, и расположение квартиры достаточно полно. Нам останется лишь добавить по материалам Исторического архива, что владение по Теплому переулку (ныне ул. Тимура Фрунзе), д. 20, принадлежало классному художнику архитектуры Карлу Карловичу Гиппиусу. А в средней парадной «красного флигера» во дворе, на первом этаже, действительно занимала квартиру из трех комнат под № 28, семья Изрядновых, хозяин которой и три его дочери, работали в типографии И.Д.Сытина. В этой квартире Сергей Есенин бывал на протяжений нескольких лет.

В 1914 г. Сергей Есенин вступил в гражданский брак с Анной Романовной Изрядновой. В письме поэту А.В.Ширяевцу от 21 января 1915 г. Есенин сообщает свой адрес: «Москва. 2-й Павловский пер., д. 3, кв. 12».

Все три коротких Павловских переулка, сохранившие свои названия, начинались от бывшей площади Александровских казарм и заканчивались, упираясь в железнодорожные пути Московской товарной станции (ныне между улицами Павловская и Дубининская).

Владение по 2-му Павловскому пер., д. 3 принадлежало Горшковой Анастасии Васильевне. «Дело московской городской управы. Об оценке владения...» отражает как раз тот момент, когда домовладелица к своему двухэтажному деревянному дому, стоящему по переулку, сделала в 1914 году двухэтажный пристрой со стороны двора, с новыми квартирами N№ 9, 10 - на первом этаже, и N№ 11, 12 - на втором.

Возможно, что С.Есенин и А.Изряднова в квартире № 12 этого пристроя, были самыми первыми жильцами. Дом этот также не сохранился.

Вот что вспоминала о жизни Есенина в этой квартире А.Р.Изряднова: «В сентябре поступает в типографию Чернышева-Кобелькова (из типографии И.Д.Сытина Есенин ушел в мае 1914 г.- В.Б.), уже корректором. Живем вместе около Серпуховской заставы, он стал спокойнее. Работа отнимает очень много времени: с восьми утра до семи вечера, некогда стихи писать. В декабре он бросает работу и отдается весь стихам, пишет целыми днями... В конце декабря у меня родился сын. Есенину пришлось много канителиться со мной (жили мы только вдвоем). Нужно было меня отправить в больницу, заботиться о квартире... В марте поехал в Петроград искать счастья».

Да, переступив порог именно этого дома, уехал Есенин из Москвы к Блоку , уехал навстречу своему будущему.

Адрес типографии торгового дома «Чернышев Д. и Кобельков Н.» был следующим: «Мясницкая, Банковский пер., д. 10».

В воспоминаниях поэта Д.Н.Семёновского читаем: «Был солнечный мартовский день, и мы от Кошкарова пошли к жившему в Замоскцоречье гусляру-суриковцу Ф.А.Кислову... На крыльце одноэтажного дома мы позвонили. Нас встретил седобородый старичок в длинном сюртуке. Он весь лучился добротой, радушием. Увидев Есенина , обрадовался:

Сережа, милости просим!.

Поиски в Историческом архиве г.Москвы домовладения Федора Александровича Кислова в Замоскворечье успехом не увенчались. Не помогла и адресная книга «Вся Москва». И только позже, в юбилейной статье С.Кошкарова «Поэт-гусляр Ф.А.Кислов», встретился правильный адрес: «Грохольский пер., 3-й проезд, дом 5».

Это позади бывшей Шереметевской больницы, напротив университетского ботанического сада. Сергей Кошкаров был другом Кислова и часто бывал у него. Федор Александрович занимал там небольшую каморку у своей дочери.

7 февраля 1915 г. Сергей Есенин присутствовал на заседании редакционной комиссии Суриковского литературно-музыкального кружка, состоявшемся на квартире Г.Д.Деева-Хомяковского. Квартира Г.Д.Деева находилась по адресу: 3-й Самотечный пер., 1535, вблизи от Екатерининского парка.

Литератор Н.Н.Ливкин вспоминал: «Молодежь, группировавшаяся вокруг журнала, весьма охотно посещала литературные «субботы» «Млечного пути». Они проходили обычно живо и интересно. За столом писатели, поэты, художники, скульпторы, артисты... На одной из «суббот» меня познакомили с очень симпатичным, простым и застенчивым, золотоволосым, в синей косоворотке пареньком.

- Есенин ,- сказали мне.

Редактором-издателем журнала «Млечный путь» был Алексей Михайлович Чернышев, приказчик торгового дома «А.Колесников». В его квартире была редакция журнала, там же проходили и литературные «субботы». Адрес ее был - ул. Садовническая (ныне Осипенко), д. 9, кв. 5637, по соседству с существовавшей и тогда центральной электростанцией г.Москвы.

В данной статье приведены только те адреса, которые уточнялись автором.

Москва Есенина ― бурная, тесная, душная. Выросший на рязанских просторах поэт так и не смог привыкнуть к городской сутолоке, но именно сюда, в Первопрестольную, он всегда возвращался. В Москве можно насчитать десятки адресов, связанных с именем Есенина, но мы остановимся на нескольких из них.

Серей Есенин впервые приезжает в Москву в 1911 году и останавливается у своего отца в «Общежитии одиноких приказчиков во владении купца Н.В. Крылова». В небольшом двухэтажном деревянном доме Александр Никитич занимал три комнаты. Квартира 6 в этом здании — единственный официальный адрес, по которому был прописан будущий поэт.

Работа на фабрике, куда его устроил отец, Сергею не нравилась. После родительских хлопот в 1913 году его берут на работу в типографию Сытина. Там поэт знакомится со своей «гражданской» женой Анной Изрядновой. Как она писала в своих мемуарах: «С золотыми кудрями он был кукольно красив, окружающие по первому впечатлению окрестили его вербочным херувимом. Был очень заносчив, самолюбив, его невзлюбили за это. Настроение у него было угнетенное, а никто не хочет этого понять, редакции не принимают в печать».

Ситуация изменилась уже через пару лет. Есенина хорошо печатали, хотя это и не приносило большого дохода. Отношения с Изрядновой, в которых родился сын Юрий, распались, но с его матерью поэт на всю жизнь сохранил дружеские отношения.

В 1995 году в Большом Строченовском переулке открылся музей поэта. Сегодня его экспозиция включает в себя около шести тысяч экспонатов, среди которых личные вещи, фотографии, прижизненные издания Есенина.

Квартира Есенина и Мариенгофа


В 1918 году Сергей Есенин встречается с другим молодым поэтом ― Анатолием Мариенгофом. Их знакомство переросло в большую дружбу. В квартире № 46 друзья занимали три комнаты, одной из которых служила бывшая ванная. В своих воспоминаниях Мариенгоф пишет: «Мы жили вместе и писали за одним столом… У нас были одни деньги: его ― мои, мои ― его. Проще говоря, и те и другие ― наши. Стихи мы выпускали под одной обложкой и посвящали их друг другу».

Такую гармонию нарушали только свирепые московские морозы. Есенину и Мариенгофу приходилось спать на одной кровати, «наваливая на себя гору одеял и шуб». И бывали дни, когда уют ледяного кабинета друзья меняли на обитание в маленькой ванной комнате. «Ванну мы закрыли матрасом ― ложе; умывальник досками ― письменный стол; колонку для согревания воды топили книгами. Тепло от колонки вдохновляло на лирику», ― отмечал Мариенгоф.

В этой квартире нередко собиралась творческая элита Серебряного века, сюда жена Есенина Зинаида Райх привозила дочку Танечку, чтобы познакомить её с папой. Сам поэт прожил здесь до 1923 года, в память об этом периоде на здании установлена мемориальная доска.

В 1919 году Есенин и Мариенгоф с разрешения председателя Моссовета Льва Каменева открыли на Большой Никитской улице «Лавку имажинистов». Сначала они продавали в магазине букинистическую литературу, но затем стали выставлять и свои издания. Лавка была известна на всю Москву, наибольшей популярностью пользовались стихотворные сборники Есенина. Поэт нередко сам стоял за прилавком. По воспоминаниям революционерки, приятельницы поэтов, Мины Свирской, «делал это он очень неуклюже. Лазал по полкам, чтобы достать нужную книгу. Долго не находил. Растерянно суетился».

В свою очередь, мемуарист Виктор Мануйлов писал: «Есенин не любил торговать книгами, но охотно их надписывал и, как мне вспоминается, порою вызывал недовольство своих компаньонов, когда брал с прилавка книжку стихов и дарил её посетителю».

Есенин и Мариенгоф не всегда работали за прилавком. На втором этаже был расположен «кабинет дирекции», обставленный как салон: с мягкой мебелью и круглым столом. Здесь хозяева отдыхали и принимали гостей.

С танцовщицей Айседорой Дункан Есенин знакомится в свой 26-й день рождения у театрального художника Жоржа Якулова в его мастерской на Большой Садовой улице, 10 (здесь же расположена ). Великая «босоножка» с первого взгляда влюбилась в поэта, и они вместе поехали в её студию на Пречистенке. По дороге извозчик уснул и трижды объехал церковь Святого Власия в Гагаринском переулке. Как позже вспоминал Илья Шнейдер, поехавший вместе с парой, он разбудил старика. А Есенин радостно рассмеялся и сказал извозчику: «Повенчал».

Настоящая свадьба Есенина и Дункан состоялась весной 1922 года. После этого поэт переехал жить в особняк, но паре из-за гастролей Дункан необходимо было уезжать за границу. Вместе они побывали в европейских столицах и в США, однако уже в августе 1923 года Есенин один возвращается в Москву.

Квартира Софьи Толстой

Последним пристанищем поэта стала квартира в доме 3 в Померанцевом переулке. Сюда он поселился после свадьбы с Софьей Толстой, внучкой Льва Толстого, летом 1925 года. Как вспоминала младшая сестра Есенина Александра, здесь царила «мрачная музейная тишина», от чего квартира казалась неуютной и нерадостной. Однако сам поэт и его близкие возлагали большие надежды на брак, думая, что этот союз поможет Есенину справиться с депрессией, тягой к скитаниям и одиночеством.

Мистика Гоголя во время прощания с Есениным и как попасть в квартиру первой жены поэта на Арбате

Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

Продолжаем раскрывать московские тайны вместе с Радио «Комсомольская Правда» [аудио]

Андреассен:

В этой рубрике, как обычно, мы подсказываем вам куда сходить, что интересного посмотреть в Москве . А сегодняшнюю тему нам подсказал, можно сказать, сам год. Год, который оказался юбилейным для Есенина и для поклонников Есенина. В сентябре мы отмечали 120 лет со дня его рождения, а 28 декабря - годовщина смерти: 90 лет . В 1925 году Есенин уехал из Москвы, куда приехал когда-то совершенно юным человеком, чтобы уже не вернуться. Точнее, он вернется - чтоб быть навсегда прописанном на Ваганьковском.

Разговаривать о местах, связанных с Есениным, мы сегодня будем с Татьяной Чечеткиной, гидом общества пеших прогулок «Иди и смотри необычную Москву» . Татьяна, вот раз уж мы виртуально подъехали к Дому печати, а это нынешний Дом журналистов, на Никитском бульваре, 8 , то, пожалуй, с этого, с прощания, и начнем.

Чечеткина:

Действительно, Есенина в гробу привозят из Ленинграда в Москву - и было решено прощание с ним провести в Доме печати. Вы правильно сказали, что это нынешний Дом журналистов на Никитском бульваре, что, как многие москвичи и поклонники нашего любимого города знают – напротив Дома Гоголя, библиотеки и музея Николая Васильевича Гоголя.

Андреассен:

Вы не просто так упоминаете Гоголя , не просто из-за географического расположения дома?

Чечеткина:

Не просто так. Вообще очень много таких мистических и странных совпадений, связанных и с Сергеем Есениным, и с людьми, которые его окружали, и людьми, которых он почитал и чьими произведениями зачитывался. Это касается и Николая Васильевича Гоголя , которого он очень любил. «Мертвые души» считал абсолютно гениальным произведением и, кстати говоря, про стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу», которое мы знаем и как песню, Есенин говорил так – мол, это не я придумал сюжет, это Гоголь мне подсказал .

Прощание состоялось буквально накануне нового 1926 года – это было 31 декабря. Пришло огромное количество людей, у гроба стояли и Мейерхольд, и Зинаида Николаевна Райх , от которой у него было двое детей – Татьяна и Константин. Для нее , конечно, страшная это была потеря и известны слова, которые она воскликнула: «Прощай, моя сказка!». Мейерхольд не присел практически ни разу. Как мы знаем, вскоре трагедия обрушится и на их семью: Мейерхольда арестовали, расстреляли, Зинаиду Николаевну убили в их квартире в Брюсовом переулке в 1939 году…

Андреассен:

И убийство до сих пор не раскрыто...

Чечеткина:

До сих пор не раскрыто. А их детей, Сергея Есенина и Зинаиды Райх , воспитывала Анна Изряднова, первая гражданская жена Сергея Александровича Есенина.

Что до похорон, то современники Есенина отмечали, что, пожалуй, со времен прощания с Николаем Некрасовым не было таких многолюдных похорон : просто огромное количество людей шли за гробом от Дома печати до Ваганьковского кладбища, где похоронили Сергея Есенина.

Андреассен:

Ну и по пути обошли три раза вокруг памятника Пушкину .

Чечеткина:

Да, прежде чем направиться к Ваганькову , вся процессия отправилась на Страстную площадь, точнее, к началу Тверского бульвара - ведь, как мы знаем, тогда памятник Александру Сергеевичу Пушкину находился именно там – вспомним знаменитое стихотворение Есенина «Пушкину», где он признается в любви к Александру Сергеевичу и где очень много пророчеств. И гроб с телом Есенина три раза обнесли вокруг памятника Пушкину - это такой был знак истинного преемника пушкинской славы.

Чечеткина:

Галина Артуровна Бениславская была и настоящей подругой, что ли, Сергея Есенина, его личным секретарем. Конечно, была влюблена в него, как может только женщина любить мужчину, несмотря на то, что Есенин часто говорил – мол, Галя, вы мне очень дороги, как друг, но я совершенно не люблю вас, как женщину. И несмотря на такую любовь одностороннюю, безответную, очень сложно представить этот 1926 год для Бениславской – то есть, год без Есенина. И 3 декабря 1926 года она на его могиле покончила с собой, выстрелив в себя из револьвера, и оставила посмертную записку на пустой папиросной коробке, написав, что «в этой могиле находится для меня все самое дорогое; знаю, еще больше будут собак вешать на Есенина, но и ему, и мне это все равно». И по завещанию Бениславской, ее похоронили буквально в двух шагах от Сергея Александровича Есенина.

Андреассен:

Да, прямо за памятником мы можем видеть эту могильную плиту. Вот еще подумалось: они с Галиной жили в Брюсовом переулке - совсем недалеко от Зинаиды Райх…

Чечеткина:

В этом переулке вообще очень много тайн и мистических историй. Во-первых, почему такое название? Это в честь сподвижника Петра, Якова Брюса , которого ведь называли чернокнижником, магом. И в Брюсовом переулке жила и Галина Артуровна Бениславская, и тут же был построен дом, как его называли, кооперативный дом артистов, в котором в 11-й квартире жила и Зинаида Николаевна Райх с Мейерхольдом , где и трагически оборвалась ее жизнь в 1939 году.

Андреассен:

Я думаю, мы отдельную прогулку устроим по этому Брюсову переулку.

Чечеткина:

Да, о нем в двух словах не скажешь…

Андреассен:

Когда Есенин уезжал из Москвы в Ленинград в конце 1925 года, откуда уже не вернулся живым, он перед тем, как уехать, поехал к своей первой - гражданской - жене?

Чечеткина:

Да. Предыстория такая. Последней женой Есенина была внучка Льва Николаевича Толстого Софья Андреевна Толстая, которая очень много сделала для Сергея Есенина (и, кстати, когда при Союзе писателей был создан музей Есенина, он недолго просуществует – с 1926 по 1929 годы, – именно Толстая его возглавит, а когда он закроется, она будет назначена пожизненной хранительницей фондов Есенина). И вот 23 декабря 1925 года Есенин именно из квартиры Толстой отправляется в путь. С балкона четвертого этажа махала ему рукой и Толстая, и сестра Есенина Екатерина Александровна, и муж ее, поэт крестьянского направления Василий Наседкин. И вот оттуда Есенин, прежде чем отправиться на вокзал, чтобы уехать в Ленинград, отправляется в Сивцев Вражек, на Арбат, где как раз и жила Анна Романовна Изряднова, его первая гражданская жена с их сыном Юрием, ну, чтобы попрощаться, наверное.

Андреассен:

На ваших экскурсиях по есенинским местам прелесть не только в том, что можно посмотреть со стороны на эти дома, но и зайти в эту самую квартиру на Сивцевом Вражке, где жила Изряднова и лично все посмотреть и походить по этим комнатам .

Чечеткина:

Да, там совершенно уникальная экспозиция.

Андреассен :

Сюрпризы какие-то будут вашим экскурсантам?

Чечеткина:

Знаете, поскольку в 2015-м так много юбилеев, связанных с Есениным - и 120 лет со дня рождения, и 90 лет со дня гибели, и 20 лет с того момента, когда Сергей Петрович Никоненко, народный артист России, создал этот есенинский культурный центр в квартире Изрядновой (а он является первым исполнителем роли Сергея Есенина в кино - «Пой песню, поэт»), - то мы решили в качестве новогоднего подарка совместно с культурным центром каждому человеку, пришедшему на нашу экскурсию, подарить очень редкий кадр из этого фильма. Никоненко в роли Сергея Есенина, а на обороте Сергей Петрович оставил автограф. Думаю, этот подарок будет приятно получить любому экскурсанту.

Андреассен:

Согласна. Не сидите дома, расписание экскурсий вы можете посмотреть на сайте общества пеших прогулок «Иди и смотри». Счастливо!