Михаил аншаков, председатель озпп: мы завалены фальсификатом. Михаил Аншаков: практически все дела об испорченных продуктах мы выиграли

Михаил Аншаков, председатель ОЗПП: Мы завалены фальсификатом

07.04.2016 14:09

Роспотребнадзор выступил с инициативой ввести уголовную ответственность за изготовление фальсифицированной продукции. По мнению главного санитарного врача Анны Поповой, введение уголовной ответственности и ужесточение административной – за изготовление фальсификата, с обязательной конфискацией средств производства, поможет эффективнее бороться с подделками.

О том, нужно ли сажать в тюрьму за фальсификацию продуктов и какова ситуация на потребительском рынке сегодня рассказал «Коммерсантъ FM» председатель Общества защиты прав потребителей (ОЗПП) Михаил Аншаков. Ниже приводим выдержки из его интервью.

Об инициативе Роспотребнадзора

В начале 2000-х в Уголовном кодексе была статья, предусматривающая уголовную ответственность за обман потребителей. Ее убрали в связи с либерализацией законодательства под лозунгом «Хватит кошмарить бизнес!». Статья предусматривала хотя и невысокие наказания, штрафы, обязательные работы, но тем не менее, она была. Это общемировая практика. Уголовная ответственность за фальсификацию, в том числе и продуктов питания, и промышленных товаров, существует во многих странах. Мы же слишком ударились в либерализацию и довели до того, что контрольная функция государства превратилась в профанацию. Инициатива Роспотребнадзора здоровая и ее нужно поддержать, по крайней мере, мы ее приветствуем.

О количестве фальсификата на российских прилавках

На мой взгляд, статистика Роспотребнадзора не совсем достоверна. С начала 2000-х они давали цифры, что от 30 до 40% на рынке - это фальсификаты и суррогаты. Потом у них резко стало 7-9%. Так не бывает в природе, мы не могли так быстро и в несколько раз повысить качество продукции. Наоборот, оно падает, особенно в условиях кризиса. Мы завалены фальсификатом! После введения продуктовых антисанкций, производителей заставляют сдерживать цены, как и торговлю. Они вынуждены решать эту проблему за счет качества. В итоге мы стали крупнейшим импортером пальмового масла, именно за счет резкого ввоза «пальмы» у нас и происходит импортозамещение. Раньше, помните, в школах висели такие плакаты «Хлеб - всему голова», так вот теперь актуальнее лозунг пальмовое масло - всему голова.

В основном в Россию закупается самое дешевое пальмовое масло, которое не проходит по стандартам, например, для поставки в Евросоюз. Фактически это бросовый товар, который закупается за гроши и ввозится в Россию. Во многих случаях это так называемое «техническое пальмовое масло». В Евросоюзе разрешено его использовать только в косметической продукции. У нас таких жестких ограничений нет. И на все это закрывают глаза.

О проекте «Знак качества»

Вычислить качественный товар на прилавке этот значок не поможет. Это очередная профанация. У нас эти системы знаков качества, добровольной сертификации полностью себя дискредитировали, потому что нет такой национальной системы как, например, в Евросоюзе - сертификации продуктов, когда профессиональными, независимыми от государства, организациями отслеживается продукция от фермерского поля до всех цепочек его переработки и до конечной полки. Такой системы в России нет. А выдача всех этих липовых значков, медалек только сбивает потребителя с толку. Мы всегда советуем потребителю, если видите на упаковке производителя 20 медалек и 50 дипломов, не верьте — люди идут на обман. Если они вас обманывают в малом, возможно, они вас обманывают и в большом. Это, скорее, стало антизнаком. Чем больше вы видите медалек, тем ярче понимаете, что вами пытаются манипулировать, значит, верить им нельзя.

О строгости наказания за фальсификацию

Можно ориентироваться на мировой опыт, а там есть достаточно жесткие сроки. Если вы ставите под угрозу жизнь и здоровье большого количества людей, то срок должен быть действительно соизмеримый, в самых тяжелых случаях - 10-15 лет. А если вы просто обманули, то достаточно экономическими мерами, жесткими санкциями, определенными ограничениями на деятельность, этот вопрос регулировать. 


Михаил Аншаков, главный по "Общественному контролю"

Труженики Общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» призвали общественные организации России последовать их примеру и добровольно водрузить себе на вывеску ярлык иностранного агента. Авторы инициативы обновили собственную вывеску 16 июля. Инициатива с гражданским подтекстом, призванная, как говорится, внушать. Но все не так просто.

Пару абзацев по истории вопроса. Госдума 13 июля 2012 года приняла в третьем чтении Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента». Правозащитников под страхом привлечения к уголовной ответственности этими изменениями принуждают носить ярлык «иностранного агента», если они получают финансовую помощь от иностранных граждан.

Как сообщается на сайте Общества защиты прав потребителей «Общественный контроль»: «Схожее законодательство было принято нацистскими властями Германии в отношении еврейского населения. Но нацистский закон в отношении евреев был намного мягче, чем закон, принятый Государственной Думой РФ в отношении российских правозащитников. Так 18 августа 1941 года Адольф Гитлер поддержал предложение об обязательном ношении евреями звезды Давида, и с 19 сентября 1941 года все евреи старше шести лет должны были носить на верхней одежде желтую звезду с надписью «Jude». За нарушение предусматривался денежный штраф в 150 марок, а в особых случаях – арест на срок до шести недель. Российский закон за злостное непредставление сведений для включения в реестр «иностранных агентов» предусматривает наказание до двух лет лишения свободы». На инициативу добровольно признать себя иностранными агентами Общество защиты прав потребителей побудил пример датского короля Кристиан X, который в 1942 году, выступая в копенгагенской синагоге, заявил: «если евреев Дании заставят носить символ, что отличает их от других сограждан, то я и моя семья тоже будем носить этот символ».

Идеолог «Общественного контроля» – Аншаков Михаил Геннадьевич. «Профессиональный правозащитник». Редкая активность позволила Аншакову, по сути, приватизировать романтику борьбы за права потребителя. Учитывая, что рынок услуг по отстаивания прав трудящихся у нас такой же дремучий, как и все прочие, одно из главных условий преуспевания на нем – наличие прохиндейской хватки.

Сегодня обществ, альянсов, союзов по защите прав потребителей в России не счесть. Несколько лет назад Михаил Аншаков поставил перед собой амбициозную задачу забрендировать эту сферу правозащитной деятельности, то бишь поставить в сознании широких слоев трудящихся знак равенства между своей фамилией и защитой прав потребителя. С начала 2000-х Аншаков уже побывал руководителем городского общественно-политического движения «Самара» и общественной организации «Мое право». Ни великой славы, ни дохода эта деятельность ему не принесли. Мало того, прошлое Аншакова тянется за ним мутным шлейфом, который попытались вытянуть на свет в Общероссийском союзе общественных объединений «Союз потребителей Российской Федерации», как только учуяли в Михаиле Аншакове зреющего конкурента. Представители Союза потребителей изобличили Аншакова в мошеннической деятельности, в коррупционных связях с Администрацией Саратовской области и махинациях при закупке бумаги для местной какой-то газеты, в сомнительной деятельности на территории Башкортостана. Эти изобличения год назад Хорошевским райсудом Москвы были признаны порочащими честь, достоинство и деловую репутацию Аншакова. Тем же решением суд приговорил распространителя этих сведений Мясина Евгения Борисовича к 50 тыс. рублей компенсации в пользу Аншакова за причиненные тому душевные страдания. Компромат в интернете потерли.

Занятно, что суд против заклятых «коллег» из «Союза потребителей» один из немногих выигранных аншаковским «Общественным контролем». Хотя судятся эти ребята беспрестанно. Но им лишь бы создавать вокруг своей деятельности информационные завихорения на злобу дня – отечественные СМИ с радостью хавают всякую муть. Один из последних процессов с треском проигранный из-за полной несостоятельности юристов «Общественного контроля» – иск по поводу подпольной торговли в Храме Христа Спасителя. Шумное дело получило неистовый резонанс, а Аншаков с сотоварищами – славу и почет. Их проигрыш пошел им скорее в пользу – неудача «Общественного контроля» списана общественным мнением на продажность суда, чего, конечно, тоже исключать не стоит.

Пример другого не менее праведного на первый взгляд дела, инициированного Михаилом Аншаковым и его командой – недавний навал на Макдоналдс по поводу того, что трудящихся в стенах этого заведения всячески травят. Тема беспроигрышная. Трудящиеся, давящиеся в маковских очередях за нетленными бутербродами и картошкой, только и ждут подтверждения ядовитости тамошних яств. Аншаков среди прочего выказывал недовольство по поводу молочного коктейля: «В его составе присутствуют растительные жиры, в том числе вредное пальмовое масло. У него высокая температура плавления, поэтому оно накапливается в организме и образует холестериновые бляшки в сосудах». Лаборатория при Институте питания РАМН разложила десертную жидкость от Макдоналдс и установила, что опасных консервантов не использовано. Но мнение экспертов осталось за кадром. А в памяти людской – подвиг бесстрашного Михаила Аншакова, грудью улегшегося на амброзуру свободной кассы в «бигмачной».

Механизм взросления Аншаковых очень прост. Объявляя себя независимыми общественниками и правозащитниками, выступая в роли специалиста по любым вопросам (в области нелегальной миграции, сетевой торговли, медицины, в производстве сосисок, автомобилей и всего чего изволите) они начинают делать заявления по поводу и без. Журналисты охотно ссылаются на любого доступного «эксперта» – у них тоже конвейер. Постепенно Аншаков становится звездой. Дальше на него работает отечественный бардак. Например, сеть клиник «Оригитея» жаждет закрепить свою монополию на метод для похудения «Золотая игла» или «Волшебная серьга». В нормальной, доделанной, так сказать, стране у компании такой проблемы не возникло бы – ежели метод запатентован, вряд ли кто-то покусится на его использование, это легко пресекается. В России все не совсем так прозрачно, понятно и однозначно. В 1990-е для решения подобных проблем нанимались бандиты. Сегодня нанимается Михаил Аншаков. По просьбе абстрактных клиентов множества клиник, Аншаков проводит мощное расследование и устанавливает, что «Оригитея» – единственная, кто может использовать волшебный метод по борьбе с жировыми отложениями. А вот Med4You», «Ассени», «Вита Мед», «МРЦ Беляево» и др. такого права не имеют. Информация эта всячески тиражируется. Она охотно подхватывается СМИ, которые очень любят «независимых» экспертов. Трудящиеся впитывают эту инфу не менее охотно. В «Оригитее» прыгают от счастья, лично доктор Мухина бежит за бутылкой в Пятерочку, чтобы отметить это событие. Ведь Аншаков устроил им не просто победу над недобросовестными конкурентами, Аншаков даровал «мухинцам» отменный PR.

Самое занятное, что Михаил Аншаков и его Общество защиты прав потребителей «Общественный контроль» в данном случае выступили на стороне истины. Но они никак не повлияли на правовой климат в России. По сути, бизнес этих людей в том, чтобы сеять мифы (чем они неустанно занимаются в дурацких передачах, типа, «Контрольной закупки») о том, что верить никому нельзя: кругом недовес, пищевые присадки и прочий обман. Плоды этой деятельности по рассеиванию потребительской паранойи Аншаков продает коммерческим структурам, которые устами «правозащитника» продвигают свои товары и услуги. При этом разрушаются целые рынки – сбитые с ориентиров потребители, размытые «правозащитниками» правила игры очень этому способствуют. А главное, Аншаков и его подельники подрывают доверие к общественной деятельности. Посему над благородный призывом Аншакова объявлять себя иностранным агентом, стоит крепко призадуматься.

Харитон Моржовый, собкор Непотребнадзора

Жаркие проблемы продовольствия. Вместе с градусом растет не только количество лесных пожаров, но и обращений к врачам. Один из самых распространенных диагнозов - пищевые отравления, связанные с нарушениями норм хранения и приготовления продуктов питания. Ну, в зону риска в первую очередь попадает личный фаст-фуд, ну, а покупая продукты в магазинах, медики советуют обязательно проверять сроки хранения. А также хранить открытые пакеты соков, молока только в холодильнике.

На тему потребления пищевых продуктов питания в жару и соответствующих проблемах радиостанция поговорила с председателем Всероссийского общества защиты прав потребителей "Общественный контроль" Михаилом Аншаковым.

"Вести ФМ": Михаил Геннадиевич, здравствуйте!

Аншаков: Здравствуйте!

"Вести ФМ": Можно ли говорить, по вашим сведениям, о значительном увеличении нарушений правил хранения продуктов сейчас, в небывало жаркую погоду?

Аншаков: Да. Это вполне естественно. Потому что холодильное оборудование, которое используется в нашей торговле, не справляется с нагрузками, возникшими в связи с этой жарой. Кроме того, холодильники переполнены, и, конечно, в них совсем другая температура.

"Вести ФМ": Все видят, что очень жарко, и надо что-то делать. А вот делают ли? Обязаны ли торговые сети и уличная торговля предпринимать какие-то дополнительные меры? Ну, вот например, навскидку. Продукты, чей срок хранения в пограничной зоне, то есть вот-вот истечет, завтра-послезавтра, из продажи убрать. Или никто не пойдет на такое?

Аншаков: Естественно, никто не пойдет. У нас торговые сети вообще из продажи ничего не убирают. Это у них безотходное производство. Если у продукта истек срок годности, его просто перефасовывают. Ну, скажем, колбасу - ее нарезают и перефасовывают со свежей датой. И она снова поступает в реализацию. Мы это проверяли лично. Наши сотрудники проверяли это, когда устраивались в торговые сети под видом тайных продавцов. То есть у нас безотходное производство. Просрочка у нас сплошь и рядом на витринах.

"Вести ФМ": То есть всевозможные готовые салаты зачастую делаются из просроченных продуктов. Сверху дата сегодняшнего дня.

Аншаков: Совершенно верно. Они делаются из просроченных продуктов. Более того, если продукт вообще уже начинает попахивать, например, или покрылся плесенью, его отмывают моющими средствами, колбасу, рыбу, натирают подсолнечным маслом и опять выставляют на прилавок. Если он имеет стойкий запах, из него можно приготовить, например, шашлык. Больше специй, маринада. Либо сделать термическую обработку. И опять все идет в желудки покупателей.

"Вести ФМ": Как с этим можно бороться, в том числе с помощью вашей организации? Ну, вот например, как привлечь к ответственности конкретного продавца, кто продал испорченный продукт, у человека отравление, и это зафиксировал врач?

Аншаков: Если врач поставил диагноз пищевое отравление, и у потребителя сохранилась упаковка от продукта, чек, здесь можно достаточно эффективно прибегнуть к судебной защите. И мы такие иски ведем. Практически все дела подобного рода мы выиграли, и человек в этом случае может получить компенсацию через суд. И морального вреда, нанесенного такими действиями, и компенсацию вреда здоровью, а также всех своих расходов.

Но бороться действительно очень сложно. У нас, к сожалению, полностью разрушена система государственного контроля. То есть сейчас с проверкой на предприятие можно прийти не чаще, чем раз в 3 года. И за 3 дня нужно предупредить о том, что вы идете с плановой проверкой. Если вы контролирующий орган. А раз в 3 года - это вообще несерьезно. Почему? Потому что срок жизни торговых предприятий не превышает трех лет, по данным той же налоговой инспекции. Они, как правило, закрываются, открываются новые. То есть фактически торговля оставлена без контроля.