Композитор сергей иванович. Сергей Танеев (Sergey Taneyev). Перспективы и факты

СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ ТАНЕЕВ

С третьей четверти XVIII столетия с. Маринино и Цикуль имели общих владельцев. После кончины отставного майора Танеева большая часть его имений перешла к четырем сыновьям: Сергею, Андрею, Илье и Василию Михайловичам Танеевым. Все четыре брата Танеевы, подобно отцу, служили в гвардии и достигли генеральских чинов, лишь младший Василий дослужился «всего лишь» до полковника.
Каменное здание Преображенской церкви в было построено в 1815 году братьями Танеевыми, среди которых Илья Танеев - дед композитора С.И.Танеева.
В 1830 году Иван Ильич Танеев, будущий отец композитора, прожил в Цикуле несколько недель. Иван Ильич верой и правдой 23 года прослужил во Владимире советником губернской Палаты государственного имущества. Во время разразившейся тогда в губернии эпидемии холеры он был избран на выборную общественную должность «смотрителя для предохранение от холеры» в Меленковском уезде.

Сергей Иванович Танеев

С.И. Танеев родился в 1856 г. в г. Владимире, в дворянской семье. С пяти лет С. И. Танеев обучался игре на фортепиано.


Улица Большая Нижегородская, д. 5. На месте этого здания стоял дом в котором родились и жили до 1864 года братья Танеевы.

Дом приобрел Протопопов П.А., дед братьев по материнской линии, в начале XIX в.
Владимир Иванович признавался, что был нежно привязан к родительскому дому: «Я вспоминаю о нем с самой страстной нежностью». Он всю жизнь помнил до мельчайших подробностей, где что находилось: «Дом стоял на углу небольшой площади и главной владимирской улицы, в отдаленном конце ее. Из окон были видны еще четыре других церкви и семинария. Улица в этом месте была пустынная. На ней обыкновенно не было никакого движения. Только по утрам и после полудня семинаристы толпами шли в класс и из класса».
Но по субботам сонную жизнь обывателей города нарушал звон цепей колодников, которых гнали в Сибирь по печально знаменитой «Владимирке». Эти субботние картины навсегда остались в памяти Танеева-старшего: «Колодники проходили в серых суконных халатах, скованные по двое, бледные, изнуренные. Иногда выдавалась колоссальная фигура, смелая, величественная, с поднятой грловой, с презрением на лице. По сторонам шли жалкие, ничтожные гарнизонные солдаты. На тучном коне красовался штабс-офицер, провожавший партию. Позади несколько телег с женщинами, детьми, больными».
Не потому ли потом, став взрослым, В.И. Танеев посвятил себя защите политических противников царского самодержавия, за что и получил прозвище «адвоката красных». Выступая на политических судебных процессах, он не только защищал обвиняемых, но и громил царский суд. Великий вождь пролетариата К. Маркс лично засвидетельствовал Танееву глубокое уважение, подарив ему свою фотографию в 1871 г.
Дом Танеевых был одноэтажный, довольно живописный: «Перед окнами, которые выходили на площадь, находился палисадник с акациями. К дому примыкал большой вымощенный двор и довольно обширный сад с яблонями, малиной, крыжовником, смородиной. В нем не было больших тенистых аллей, но большая дорожка, хотя и усаженная яблонями, была очень недурна. Вдоль забора стояли старые величественные липы», - с теплом описывал свой дом В.И. Танеев.
Отец братьев Танеевых слыл большим охотником строиться. В доме всегда что-то переделывалось, перекраивалось. «Дом принял почти европейский характер», - с легким юмором вспоминал Владимир Иванович, когда отец, Иван Ильич, приделал у двери звонок, а тяжелую мебель заменил новою, легкою. «Наконец, явилась главная принадлежность каждого цивилизованного жилища - вентиляция, всюду понемногу были устроены форточки».
В начале 1856 г. впервые в доме родителей встретился с молодым, но уже известным писателем . А через несколько лет судьба сведет их вместе. Между ними возникнут довольно близкие, дружеские отношения. Они сойдутся как единомышленники, выступающие против существующих порядков в России. Салтыков-Щедрин боролся против них как писатель, а Танеев - как юрист.
Братья навсегда сохранили светлую память о доме, где родились и провели детство, «во всех моих снах местом действия был непременно наш владимирский дом», - признался Владимир Иванович.
Когда пришла пора учить младшего сына, одаренного музыкальными способностями, родители в 1864 г. продали свой дом и уехали на жительство в Москву. «Я часто думал о нем, страдал при мысли, что его продали, и все мечтал его выкупить, - продолжал вспоминать В.И. Танеев.- Недавно, в сентябре 1874 г. (?), дом сгорел до основания. Только тогда нежность моя к этому дому ослабла».
Дом Танеевых сгорел до основания. На его месте была построена больница для духовной семинарии.


Больница Владимирской семинарии

На месте дома Танеевых в 1871 г. было построено здание , которая была освящена 17-го октября 1871 г. Антонием, Архиепископом Владимирским и Суздальским.

В 1864 г. семья Танеевых переехала в Москву. Музыкальное образование С.И. Танеев получил в Московской консерватории, которую окончил в 1875 г. с золотой медалью. По классу фортепиано он учился у Н.Г. Рубинштейна, по композиции – у П.И. Чайковского. С 1878 г. С.И. Танеев – преемник Чайковского в Московской консерватории, а с 1881 г., после смерти Н.Г. Рубинштейна, – профессор класса фортепиано.
В 1885 -1889 гг. С.И. Танеев – директор Московской консерватории.
С.И. Танеев воспитал поколение выдающихся музыкантов: А.Н. Скрябина, С.В. Рахманинова, Н.К. Метнера, Р.М. Глиэра, К.Н. Игумнова, А.Б. Гольденвейзера и других.
В 1880-е гг. С.И. Танеев был первым исполнителем всех крупных фортепианных сочинений П.И. Чайковского, после смерти которого завершил оставшиеся неоконченные его произведения.
В 1882 г. под управлением Танеева была исполнена в Москве его собственная «Увертюра на русскую тему», а в 1884 г. – кантата «Иоанн Дамаскин» (по поэме А.К. Толского), в 1885 г. – Третья симфония.
В 1887 г. Танеев начал работу над оперой «Орестея» (поставлена в Петербурге в 1895 г.).
В 1898 г. окончил Четвертую симфонию, исполненную в Петербурге.
В 1882, 1889, 1890 гг. Танеев гостил в усадьбе двоюродной тетки Е.Д. Сахаровой Останьино, недалеко от д. Даниловка Владимирской губернии (ныне Собинский район), куда в раннем детстве ездили всей семьей.
В августе 1893 г. и августе 1905 г. побывал в д. Налескино под Мстерой, где находился дом его первой учительницы музыки М.А. Миропольской.

В 1905 г. Танеев оставил Московскую консерваторию из-за несогласия с действиями директора и в 1906 г. принял участие в создании Народной консерватории .
Творческое наследие С.И. Танеева многообразно: 4 симфонии, 20 струнных ансамблей, опера «Орестея», 3 кантаты, 37 хоров, около 10 вокальных ансамблей, романсы.
Во Владимире именем С.И. Танеева названы детская музыкальная школа № 1, концертный зал областной филармонии, одна из улиц. Перед зданием концертного зала Владимирской областной филармонии установлен памятник С.И. Танееву.



Концертный зал имени Танеева


Бюст С.И. Танееву во Владимире

ДЮТЬКОВО

Адрес: Московская область, городской округ Звенигород, микрорайон Дютьково, д. 23а.






Музей Сергея Танеева в Дютькове

В Дютькове Танеев жил со своей няней Пелагеей Васильевной десять лет - с 1906 по 1915 гг., весну, лето и осень. Здесь им написаны увертюра к опере "Орестея", соната для скрипки и фортепиано, симфония "Ре-минор", романсы "Узник", "В годину утраты", "Бьется сердце беспокойное", труды по теории музыки.
О своей жизни в Дютькове он писал: "Живу я здесь в чистой избе, называемой дачей, имею инструмент. Работаю ежедневно в определенные часы, один день провожу, как другой, и прекрасно себя чувствую". Для студентов консерватории композитор устроил в Дютькове бесплатный музыкальный класс.












Концертный "зал" музея Танеева - летом в нём и на полянке перед ним бывают праздники и фестивали.

Осенью Дютьково - просто уютная деревенька, теперь она опять дачная, как и когда то - во времена Танеева. А вот летом, во время музыкальных фестивалей тут слышны звуки рояля, приезжает много приятной публики, что гуляет по знаменитой аллее из Дютьково в Кораллово.

Дом Танеева в Москве

Будет воссоздан интерьер его дома в Москве, на Пречистенке, в Малом Власьевском переулке, где он прожил последние 11 лет жизни. Этот дом – живой свидетель прошлого – был когда-то музыкальным и культурным центром Москвы. Сюда, на знаменитые «танеевские вторники», приходили ученики Сергея Ивановича: С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин, Н.К. Метнер, бывали члены семьи Толстых, М.И. Чайковский, С.С. Прокофьев, А.С. Аренский, Андрей Белый, А.М. Васнецов, К.А. Тимирязев, И.В. Цветаев, приезжали знаменитые иностранцы: клавесинистка Ванда Ландовска, дирижёр Артур Никиш, Чешский квартет. Известный своим бескорыстием, именно здесь Танеев занимался совершенно бесплатно со своими учениками; работал над теоретическими трудами «Подвижной контрапункт строгого письма» и «Учение о каноне», которые впоследствии приобрели мировую известность; сочинял камерно-инструментальную музыку, хоры, известную кантату «По прочтении псалма» на слова А.С. Хомякова.

Сайт музея: http://m-dutkovo.ru/istoria_dutkovo.html

Усадьба Танеевых
с. Маринино, Ковровский р-н, Владимирская обл.

Еще в нач. XVII в. Танеевы обосновались в живописном уголке центра России: основали село Маринино, устроили усадьбу, выстроили храм. До наших дней чудом уцелели остатки старинного парка да одноэтажный деревянный дом Танеевых. В советское время в нем располагалась сельская школа, а после ее закрытия в 80-е гг. - библиотека, клуб и фельдшерско-акушерский пункт.

(1840-1921) - русский философ, адвокат и общественный деятель, старший брат композитора С.И. Танеева.
(февраль/март 1750 - 16.5.1827) - Ковровский уездный предводитель дворянства в 1794 г., Предводитель дворянства Владимирской губернии 1794-1796 гг.
(1888-1914) - русский композитор и пианист. Родился во Владимирской губернии.

Copyright © 2015 Любовь безусловная

Родился 13 ноября 1856 года во Владимире. Принадлежал к роду дворян, ведущему свою историю с XV века. Его отец - Иван Ильич Танеев - помещик, статский советник, магистр словесности, врач, музыкант-любитель. С пяти лет учился игре на фортепиано, сначала у M. А. Миропольской, затем у В. И. Полянской (урождённой Возницыной). После переезда в Москву поступил в только что открывшуюся консерваторию (1866). До 1869 занимался в младших классах у Э. Л. Лангера (фортепиано, элементарная теория музыки и сольфеджио). В 1869-1875 годах продолжил занятия в классе фортепиано Н. Г. Рубинштейна, гармонии, инструментовки и свободного сочинения П. И. Чайковского, контрапункта, фуги и музыкальной формы Н. А. Губерта. Был любимым учеником П. И. Чайковского.

В 1875 году окончил Московскую консерваторию по классу Н. Г. Рубинштейна (фортепиано) и П. И. Чайковского (композиция) с золотой медалью. Выступал на концертах как пианист-солист и в ансамбле. Первый исполнитель многих фортепианных произведений Чайковского (Второго и Третьего фортепианных концертов, доработал последний после смерти композитора), исполнитель собственных сочинений. С 1878 по 1905 год работал в Московской консерватории (с 1881 года - профессор), где вёл классы гармонии, инструментовки, фортепиано, композиции, полифонии, музыкальной формы. В 1885-1889 годах занимал должность директора Московской консерватории. В это время и до конца своей жизни композитор проживал со своей няней в съёмном доме в Малом Власьевском переулке (дом 2/18). В 1905 году в знак протеста против авторитарных методов руководства покинул консерваторию и больше в неё не возвращался, несмотря на просьбы профессоров и учеников. Был одним из основателей и педагогов Народной консерватории (1906 год). Танеев участвовал в работе Пречистенских рабочих курсов для рабочих, изучал музыкальный фольклор, занимался с учениками частным образом (всегда безвозмездно).

На похороны А. Н. Скрябина, умершего 14 (27) апреля 1915 года, Танеев пришёл простуженный и получил осложнение, простуда перешла в пневмонию, и через два месяца он скончался.

Был похоронен на Донском кладбище в Москве. Позднее останки перенесены на Новодевичье кладбище.

Научная и педагогическая деятельность

Танеев стал в России уникальным учёным-музыковедом европейского масштаба, чьи работы по сей день не потеряли актуальность. Ему принадлежит ряд научных исследований в области фольклора (например, «О музыке горских татар», источниковедения (например, работа об ученических рукописях Моцарта, изданная Моцартеумом), полифонии (например, «Подвижной контрапункт строгого письма», 1889-1906 годы, и его продолжение «Учение о каноне», конец 1890-х - 1915 год) и др. Труды по полифонии интересны тем, что их автор впервые предложил простую математическую формулу (Index verticalis) для сочинения сложных контрапунктов. Не случайно в качестве эпиграфа к книге «Подвижной контрапункт строгого письма» Танеев берёт слова Леонардо да Винчи, которые соответствовали многим устремлениям Танеева как учёного:

« Никакое человеческое знание не может претендовать на звание истинной науки, если не прошло через математические формулы выражения. »
Кроме того, в предисловии к той же книге автор предлагает осмысление процессов, происходящих в современной ему музыке. В частности, он предрекает дальнейшее развитие музыкального языка в сторону усиления полифонических связей и ослабления функционально-гармонических.

Как педагог, Танеев добивался улучшения профессионального музыкального образования в России, заботился о высоком уровне музыкально-теоретической подготовки учащихся консерватории всех специальностей. Именно он создал основу для серьёзной музыкально-теоретической подготовки всех исполнительских профессий. Он первый предложил усовершенствовать современное ему профессиональное музыкальное образование, разделив его на две ступени, соответствующие нынешним среднему специальному (училище) и высшему (консерватория) образованию. Он вывел на высокий уровень преподавание в классах контрапункта, канона и фуги, анализа форм музыкальных произведений. Создал композиторскую школу, воспитал многих музыковедов, дирижёров, пианистов (продолжая фортепианные традиции Николая Рубинштейна). Среди учеников: Сергей Рахманинов, Александр Скрябин, Николай Метнер, Рейнгольд Глиэр, Константин Игумнов, Георгий Конюс, Сергей Потоцкий, Всеволод Задерацкий, Сергей Евсеев (посвятил несколько литературных трудов творчеству Танеева), Болеслав Леопольдович Яворский.

В 1910-1911 годах С. И. Танеев вместе с А. В. Оссовским выступил в поддержку молодого композитора Сергея Прокофьева и написал письмо к издателю Б. П. Юргенсону с просьбой опубликовать его произведения. Однако только после убедительного письма А. В. Оссовского Б. П. Юргенсон ответил согласием.

Был одним из первых эсперантистов в России; на языке эсперанто им написаны несколько романсов, на нём же С. И. Танеев на первых порах вёл свой дневник.

Творчество

Убеждённый последователь классики (в его музыке нашли претворение традиции М. И. Глинки, П. И. Чайковского, а также И. С. Баха, Л. Бетховена), Танеев предвосхитил многие тенденции музыкального искусства XX века. Его творчество отмечено глубиной и благородством замыслов, высокой этичностью и философской направленностью, сдержанностью высказывания, мастерством тематического и полифонического развития. В своих сочинениях он тяготел к нравственно-философской проблематике. Такова, например, его единственная опера - «Орестея» (1894, по Эсхилу) - образец претворения античного сюжета в русской музыке. Его камерно-инструментальные произведения (трио, квартеты, квинтеты) принадлежат к лучшим образцам этого жанра в русской музыке. Один из создателей лирико-философской кантаты в русской музыке («Иоанн Дамаскин», «По прочтении псалма»). Возродил популярный в отечественной музыке XVII-XVIII веков жанр - хоры a cappella (автор более 40 хоров). В инструментальной музыке особое значение придавал интонационному единству цикла, монотематизму (4-я симфония, камерно-инструментальные ансамбли). Сочинял и романсы.

Память

  • Имя С. И. Танеева носят:
  • Самолёт Аэрофлота Airbus A319 «С. Танеев»
  • Владимирский концертный зал им. С. И. Танеева, около которого стоит бюст композитора;
  • Научно-музыкальная библиотека Московской консерватории;
  • Городская детская музыкальная школа им. С. И. Танеева в Москве (Чистый пер., д. 9) в реконструированном доме, где когда-то жил музыкант; на стене дома установлена мемориальная доска;
  • Городская детская музыкальная школа № 1 им. С. И. Танеева г. Владимира;
  • Калужский областной музыкальный колледж им. С. И. Танеева;
  • Международный конкурс камерных ансамблей им. С. И. Танеева (Калуга-Москва);
  • Танеевский музыкальный фестиваль во Владимире;
  • Танеевское музыкальное общество;
  • улица во Владимире;
  • улица в Клину; а также развалившаяся усадьба Танеевых которая ни разу не реставрировалась и находится в полном разрушении
  • улица в Красноармейском районе г. Волгограда;
  • улица в Левобережном районе г. Воронежа;
  • Городская детская музыкальная школа в г. Звенигороде;
  • Дом-музей Танеева в Дютькове (Звенигород);
  • самолёт Airbus A319-111 авиакомпании «Аэрофлот», бортовой номер VP-BWK;
  • Малый Власьевский переулок в Москве с 1960 по 1994 годы был улицей Танеевых.
  • На доме, в котором родился композитор, во Владимире (улица Большая Нижегородская, 5) установлена мемориальная доска с надписью «В доме, стоявшем на этом месте, родился великий русский композитор, пианист, педагог, учёный Сергей Иванович Танеев».

Прижизненные аудиозаписи

Примечательны записи самого Танеева, сделанные в конце XIX века на парафиновые валики.

Сочинения

Опера «Орестея» (1-я постановка - 1895, Петербург)
Кантаты «Иоанн Дамаскин», «По прочтении псалма», «Cлавa H. Г. Рубинштейнy», «Я памятник себе воздвиг».
4 симфонии (1874-98), увертюры, концерт для фортепиано с оркестром
Камерно-инструментальные ансамбли (20) - трио (в том числе фортепианное, 1908), квартеты (в том числе фортепианный, 1906), квинтеты (в том числе фортепианный, 1911)
Для фортепиано - Прелюдия и фуга и др.
Хоры a cappella
Хоры без обозначения opus’a: «Венеция ночью» (Фет), «Ноктюрн» (Фет), «Веселый час» (Кольцов)-1880 год; «Песня короля Регнера» (Языков), «Вечерняя песня» (Хомяков)-1882 год.
Ор. 8. «Восход солнца» (Тютчев). Посвящено Русскому Хоровому Обществу В Москве (изд. 1898).
Ор. 10. «Из края в край» (Тютчев). Посвящено хору Императорской оперы в Петербурге (1898).
Ор. 15. Два хора a capella для четырёх смешанных голосов (1900): № 1. «Звезды» (Хомяков), "Московскому Синодальному хору>>; № 2. «Альпы» (Тютчев), И. А. Мельникову.
Ор. 23. Ночи. Три терцета a capella для сопрано, альта и тенора (Тютчев). Могут исполняться также и хором (1907): № 1. «Сонет Микель-Анджело»; № 2. «Рим ночью»; № 3. «Тихой ночью».
Ор. 24. Два квартета a capella для двух сопрано, альта и тенора (Пушкин). Могут исполняться также и хором (1907): № 1. «Монастырь на Казбеке»; № 2. «Адели».
Ор. 27. Двенадцать хоров a capella для смешанных голосов (Полонский). Посвящается хору Московских Пречистенских курсов для рабочих (1909): № 1. «На могиле»; № 2. «Вечер»; № 3. «Развалину башни»; № 4. «Посмотри, какая мгла»; № 5. «На корабле»; № 6. «Молитва»; № 7. «Из вечности музыка вдруг раздалась»; № 8. «Прометей»; № 9. «Увидал из-за тучи утес»; № 10. «Звезды»; № 11. «По горам две хмурых тучи»; № 12. «В дни, когда над сонным морем».
Ор, 35. Шестнадцать хоров a capella для мужских голосов (Бальмонт). Посвящается Хоровому Обществу чешских учителей (1914): № 1. «Тишина»; № 2. «Призраки»; № 3. «Сфинкс»; № 4. «Заря»; № 5. «Молитва»; № 6. «В пространствах эфира»; № 7. «И сон и смерть»; № 8. «Небесная роса»; № 9. «Мертвые корабли»; № 10. «Звуки прибоя»; № 11. «Морское дно»; № 12. «Морская песня»; № 13. «Тишина»; № 14. «Гибель»; № 15. «Белый лебедь»; № 16. «Лебедь».
Посмертные издания - хоры «Сосна» (Лермонтов) и «Фонтан» (Козьма Прутков) - ранние произведения (1877 и 1880), впервые опубликованные в журнале «Советская музыка», 1940, № 7.
Камерно-вокальные ансамбли с фортепиано и a cappella
55 романсов Надо написать, что это номер 2, а не все двенадцать хоров.
Что надоумило Танеева это писать? Как он выбирал стихотворения? Не знаю.
Для интересующихся размещаю слова всех 12 стихотворений. Все же потратил какое-то время,
не пропадет мой скорбный труд.

1. На могиле

Сто лет пройдёт, сто лет; забытая могила,
Вчера зарытая, травою порастёт,
И плуг пройдёт по ней, и прах, давно остылый.
Могущественный дуб корнями обовьёт -
Он гордо зашумит вершиною густою;
Под тень его любовники придут
И сядут отдыхать вечернею порою,
Посмотрят вдаль, поникнув головою,
И тёмных листьев шум, задумавшись, поймут.

2. ВЕЧЕР
Зари догорающей пламя
Рассыпало по небу искры,
Сквозит лучезарное море;
Затих по дороге прибрежной
Бубенчиков говор нестройный,
Погонщиков звонкая песня
В дремучем лесу затерялась,
В прозрачном тумане мелькнула
И скрылась крикливая чайка.
Качается белая пена
У серого камня, как в люльке
Заснувший ребенок. Как перлы,
Росы освежительной капли
Повисли на листьях каштана,
И в каждой росинке трепещет
Зари догорающей пламя.

3.
Развалину башни, жилище орла,
Седая скала высоко подняла,
И вся наклонилась над бездной морской,
Как старец под ношей ему дорогой.

И долго та башня уныло глядит
В глухое ущелье, где ветер свистит;
И слушает башня - и слышится ей
Веселое ржанье и топот коней.

И смотрит седая скала в глубину,
Где ветер качает и гонит волну,
И видит - в обманчивом блеске волны
Шумят и мелькают трофеи войны.

4.
Посмотри - какая мгла
В глубине долин легла!
Под её прозрачной дымкой
В сонном сумраке ракит
Тускло озеро блестит.
Бледный месяц невидимкой,
В тесном сонме сизых туч,
Без приюта в небе ходит
И, сквозя, на всё наводит
Фосфорический свой луч.

5. НА КОРАБЛЕ
Стихает. Ночь темна. Свисти, чтоб мы не спали!..
Еще вчерашняя гроза не унялась:
Те ж волны бурные, что с вечера плескали,
Не закачав, еще качают нас.
В безлунном мраке мы дорогу потеряли,
Разбитым фонарем не освещен компас.
Неси огня! звони, свисти, чтоб мы не спали!-
Еще вчерашняя гроза не унялась...
Наш флаг порывисто и беспокойно веет;
Наш капитан впотьмах стоит, раздумья полн...

Заря!.. друзья, заря! Глядите, как яснеет –
И капитан, и мы, и гребни черных волн.
Кто болен, кто устал, кто бодр еще, кто плачет,
Что бурей сломано, разбито, снесено –
Все ясно: божий день, вставая, зла не прячет...
Но - не погибли мы!.. и много спасено...
Мы мачты укрепим, мы паруса подтянем,
Мы нашим топотом встревожим праздных лень –
И дальше в путь пойдем, и дружно песню грянем:
Господь, благослови грядущий день!
1856
6. Молитва
Отче наш! Сына моленью внемли!
Все-проникающую,
Все-созидающую,
Братскую дай нам любовь на земли!
Сыне, Распятый во имя любви!
Ожесточаемое
Оскудеваемое
Сердце Ты в нас освежи, обнови!
Дух Святый! Правды источник живой!
Дай силу страждущему!
Разуму жаждущему
Ты вожделенные тайны открой!
Боже! Спаси Ты от всяких цепей
Душу проснувшуюся
И ужаснувшуюся
Мрака и зла и неправды людей!
Вставших на глас Твой услыши мольбу,
И цепенеющую,
В лени коснеющую
Жизнь разбуди на святую борьбу!
Между 1855 и 1860

7. Из вечности музыка….
(ГИПОТЕЗА)

Из вечности музыка вдруг раздалась
И в бесконечность она полилась,
И хаос она на пути захватила,-
И в бездне, как вихрь, закружились светила:
Певучей струной каждый луч их дрожит,
И жизнь, пробужденная этою дрожью,
Лишь только тому и не кажется ложью,
Кто слышит порой эту музыку Божью,
Кто разумом светел,- в ком сердце горит.

8. ПРОМЕТЕЙ

Я шел под скалами,
?Мглой ночи одет,
?Я нес темным людям
?Божественный свет -
?Любовь и свободу
?От страха и чар,
?И жажду познанья,
?И творческий дар.

Вдруг, разорвалася
Ночи занавеса,-
Брызнули в пространство
Молнии Зевеса,
И проснулись боги,
И богини с ложа
Поднялись, пугливым
Криком мир встревожа.

И посланный ими,
?В багровом дыму
?Мелькнул черный ворон
?И ринулся в тьму,-
?Он близко… Он ищет
?Меж скал и лесов
?Того, кто похитил
?Огонь у богов…

Я иду - и свет мой
Светит по дороге;
Я уж знаю тайну,
Что не вечны боги…
Мир земной, я знаю,
Пересоздан снова,-
И уста роняют
Пламенное слово.

Не мог утаить я
?Святого огня…-
?И ворон из мрака
?Завидел меня:
?Когтями и клювом
?Он рвет мою грудь,-
?И кровью обрызгав
?Тяжелый мой путь.

Пусть в борьбе паду я!
Пусть в цепях неволи
Буду я метаться
И кричать от боли!-
Ярче будет скорбный
Образ мой светиться,
С криком дальше будет
Мысль моя носиться…

И что тогда, боги!
?Что сделает гром
?С бессмертием духа,
?С небесным огнем?
?Ведь то, что я создал
?Любовью моей,
?Сильнее железных
?Когтей и цепей!!.

9.
Увидал из-за тучи утес,
Как в долину сошла молодая
Дочка Солнца - Весна, и, вздыхая,
Погрузился в туман сладких грёз.

Ему снится: с Весной молодою,
В снежных блестках, идет он к налою,
И венчает его ледяною
Диадемою светлый мороз…

А Весна позабыла вершину
И за тучами льдистый утес,-
По уступам сошла на долину
И забылась в чаду сладких грёз…

Снится ей: на заре, за холмами,
Там, где роща гремит соловьями,
Жаркий Май, с золотыми кудрями,
Ей дарит диадему из роз.
10 Звёзды

Посреди светил ночных,
Далеко мерцающих,
Из туманов млечными
Пятнами блуждающих
И переплывающих
Небеса полярные,
Новые созиждутся
Звёзды светозарные.

Так и вы, туманные
Мысли, тихо носитесь,
И неизъяснимые
В душу глухо проситесь,
Так и вы над нашими
Тёмными могилами
Загоритесь некогда
Яркими светилами.

11.
По горам две хмурых тучи
Знойным вечером блуждали
И на грудь скалы горючей
К ночи медленно сползали.
Но сошлись - не уступили
Той скалы друг другу даром,
И пустыню огласили
Яркой молнии ударом.
Грянул гром - по дебрям влажным
Эхо резко засмеялось,
А скала таким протяжным
Стоном жалобно сказалась,
Так вздохнула, что не смели
Повторить удара тучи
И у ног скалы горючей
Улеглись и обомлели…

________________________________________

В дни, когда над сонным морем
Духота и тишина,
В отуманенном просторе
Еле движется волна.
Если ж вдруг дохнет над бездной
Ветер, грозен и могуч,
Закипит волна грознее
Надвигающихся туч,
И помчится, точно в битву
Разъяренный шпорой конь,
Отражая в брызгах пены
Молний солнечный огонь,
И, рассыпавшись о скалы,
Изомнет у берегов
Раскачавшиеся перья
Прошумевших тростников.

(25 XI 1856, Владимир - 19 VI 1915, Дюдьково, близ Звенигорода Московской обл.; похоронен в Москве)

Выдающийся русский композитор и музыкальный деятель конца XIX века Сергей Иванович Танеев отличался разносторонностью, широтой и многогранностью творческих интересов. В историю русской музыкальной культуры он вошел как видный композитор, крупнейший музыкальный ученый, блестящий пианист и первоклассный педагог.

Ученик Чайковского и Николая Рубинштейна, Танеев стал учителем Рахманинова, Скрябина, Метнера, Глиэра. В области музыкальной науки он оставил капитальный труд по полифонии «Подвижной контрапункт строгого письма». Основные произведения Танеева-композитора - симфония до минор, фортепианные трио и квинтет, грандиозная опера-трилогия «Орестея» по Эсхилу, кантаты «Иоанн Дамаскин» и «По прочтении псалма» - принадлежат к замечательнейшим страницам русской музыки.

Сергей Иванович Танеев родился 25 ноября 1856 года в городе Владимире. Отец, широко образованный человек, служил чиновником довольно высокого ранга и отличался гостеприимством и любовью к музыке. Он немного играл на фортепиано, флейте, скрипке и гитаре, мать была неплохой пианисткой. В доме часто бывали гости, в том числе приезжие музыканты, устраивались домашние спектакли, вечерами звучали оперные переложения, романсы, камерные сочинения Гайдна и Моцарта. Музыкальная одаренность будущего композитора проявилась очень рано. Уже в 5 лет к нему пригласили учительницу музыки, а когда ему было неполных 10, семья переехала в Москву, и он поступил в только что открывшуюся Московскую консерваторию, которую блестяще окончил в 1875 году по классам фортепиано (Н. Рубинштейн) и композиции (Чайковский). Первым в истории консерватории Танеев удостоен на выпуске большой золотой медали. К этому времени он - автор нескольких хоров, двух увертюр для симфонического оркестра, симфонии, струнного квартета. Но пока еще пианистический дар Танеева проявлялся значительно более ярко, чем дар композитора.

После окончания консерватории Танеев путешествует по Европе: посещает Швейцарию, Италию, Грецию. Весной следующего, 1876-го года, вместе с известным скрипачом Л. Ауэром совершает концертное турне по городам России. После летнего отдыха снова уезжает за границу, на этот раз - в Париж. Там, продолжая регулярные самостоятельные занятия фортепианной игрой, прилежно посещает репетиции симфонического оркестра Падлу, симфонические концерты под управлением Колонна, бывает на «музыкальных четвергах» у знаменитой певицы Полины Виардо, которая к тому времени оставила большую эстраду, но в домашней обстановке продолжала покорять слушателей своим удивительным талантом. У Виардо Танеев познакомился с Тургеневым и скоро подружился с ним, несмотря на почти тридцатилетнюю разницу в возрасте. Танеев также сближается со многими деятелями французской культуры, в частности, с композиторами Сен-Сансом, Форе, д"Энди, Дюпарком, писателями Флобером и Ренаном, искусствоведом Ипполитом Тэном. На музыкальных вечерах в знакомых домах он, как правило, много играет, по отзывам слышавших его, великолепно. Но в публичных концертах не выступает - считает, что это делать еще рано, так как его репертуар недостаточно обширен.

Вернувшись на родину в июле 1877 года, Танеев, в основном, занимается на фортепиано, поставив перед собой задачу подготовить несколько концертных программ, в том числе из фортепианных концертов и ансамблевых произведений. В 1878 году, после ухода Чайковского из консерватории, Танеева приглашают на его место и поручают ему классы гармонии, оркестровки, музыкальных форм и полифонии, то есть все музыкально-теоретические предметы. В консерватории началась и научная деятельность Танеева, прежде всего в области полифонии. Результатом этой деятельности стали обширные научные труды, не потерявшие своего значения и поныне.

В 1881 году скончался основатель и директор Московской консерватории, учитель Танеева Н. Г. Рубинштейн. Чайковский писал об этом своему бывшему ученику сразу после смерти их общего старшего друга: «Вы как бы созданы для того, чтобы поддержать дело Рубинштейна. Думаю, что и в фортепианном классе, и в директорском кабинете, и за дирижерским пультом - везде Вы должны заменить Николая Григорьевича». Танеев стал вести класс специального фортепиано, однако от директорства категорически отказался. Некоторое время директора не было вообще, и положение консерватории сильно ухудшилось: начался разброд среди профессуры, возникли материальные сложности. Несмотря на то, что в 1883 году был избран директорский комитет, который должен был ведать всеми делами, как творческими, так и финансовыми, консерватория все больше приходила в упадок. В этой ситуации стало ясно, что только такой авторитетный музыкант, как Танеев, может возглавить ее и возродить славные былые традиции. И с 1 сентября 1885 года он вступил в должность директора. Вскоре в консерватории был наведен порядок. Появились и новшества: стали регулярными концерты-отчеты учеников, была организована музыкальная библиотека. «Директорство Танеева по общему своему направлению было как бы возвращением ко времени Н. Рубинштейна», - писал известный музыкальный критик Н. Д. Кашкин.

Избыток административной работы сильно тяготил музыканта. «Несмотря на то, что она (директорская должность. - Л. М.) мне приносит доход, дает положение в свете, во многих отношениях интересует и проч., я не могу заглушить в себе внутреннего стремления к такому устройству своей жизни, которое давало бы возможность самому мне распоряжаться своим временем, не быть в постоянной зависимости от условий, отрывающих меня от моего дела, занимающих мой ум разным вздором, до искусства не относящимся, принуждающих меня к деятельности, во многом противоречащей моим вкусам, наклонностям и привычкам», - писал Таннев Чайковскому в мае 1889 года, предупреждая его о том, что уходит с поста директора.

Теперь он смог полностью отдать себя творчеству и науке. Эти две области тесно переплелись у Танеева, отличавшегося особым отношением к композиторскому труду. В отличие от многих других, работавших быстро, иногда сочинявших словно бы «на ходу», почти без черновиков, у Танеева сложился свой собственный, ни на кого не похожий метод. Он считал, что художник должен творить не просто из внутренней потребности, а четко осознавать задачи, перед собой поставленные. А понять их можно, лишь изучив пути развития искусства. И он погружается в партитуры старинных мастеров, изучает их, сам пишет в их стиле. В этой напряженной работе выковывается удивительная композиторская техника, о которой Римский-Корсаков как-то сказал: «Перед таким мастерством чувствуешь себя совершенным учеником!» Он же описывает приемы Танеева: «Раньше чем приняться за действительное изложение какого-либо сочинения, Танеев предпосылал ему множество эскизов и этюдов: писал фуги, каноны и различные контрапунктические сплетения на отдельные темы, фразы и мотивы будущего сочинения, и только вполне набив руку над его составными частями, приступал к общему плану сочинения и к выполнению этого плана, твердо зная, какого рода материал он имел в своем распоряжении и что можно выстроить из этого материала».

Некоторым друзьям композитора, даже Чайковскому, казалось, что чрезмерная «ученая» работа может засушить непосредственный замысел, и музыка получится формальной, холодной. Однако Танеев создал своим способом произведения удивительной красоты и вдохновения. Но поскольку эта работа всегда была поистине колоссальной (после окончания Первого квартета он признавался: «Чтобы его написать в том виде, в каком он теперь находится, я исписал 240 страниц - целую книгу»), им создано не так уж много музыки - четыре симфонии, шесть квартетов, два струнных квинтета и один фортепианный квинтет, три трио для различных инструментов, 38 романсов, 31 хор. Главные его сочинения - кантаты «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», «Иоанн Дамаскин», и «По прочтении псалма» (две последние принадлежат к самым возвышенным и этически прекрасным произведениям русской музыки), а также музыкальная трилогия «Орестея» на сюжет Эсхила. Танеев был предельно требователен к своему творчеству. На это указывает не только описанный выше процесс работы, но и то, что из четырех написанных им симфоний достойной концертной жизни, а не единичного исполнения, он счел лишь одну - симфонию до минор.

После ухода с директорского поста Танеев активизирует собственный научный труд: начинается его систематическая работа над книгой «Подвижной контрапункт строгого письма», которая продолжалась много лет и завершилась выходом книги в свет в 1909 году. Не чуждается музыкант и общественной деятельности. В том же году его избирают действительным членом Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, в работе которого Танеев принимает большое участие. Еще в 1885 году, до начала деятельности на поприще директора консерватории, Танеев совершил необычное по тем временам путешествие - не по городам России или за рубеж, а в Сванетию - местность, расположенную высоко в горах Кавказа. Путешествие было очень трудным, временами даже опасным, но композитор привез из него замечательные записи песен и танцевальных мелодий горных сванов, зарисовал и подробно описал их музыкальные инструменты. Все это было затем обобщено в музыкальном разделе обширной статьи, написанной совместно с участниками экспедиции.

К сожалению, личная жизнь композитора не сложилась. В начале 80-х годов, бывая в Петербурге, он познакомился с талантливой пианисткой, ученицей прославленного фортепианного педагога Т. Лешетицкого, профессором Петербургской консерваторией М. К. Бенуа - женой художника-акварелиста Альберта Бенуа - и серьезно увлекся ею. Возник роман и дело шло к браку. Бенуа был согласен на развод, но с условием, что четверо их детей останутся с ним. Сохранилось единственное письмо Танеева, в котором он пишет о своей огромной любви и о том, что мечтает о счастливом семейном очаге. Но ему кажется невозможным счастье его избранницы, если она будет лишена своих детей. Кроме того, Танеева беспокоит невозможность обеспечить материально ту жизнь, к которой привыкла любимая - широкую, с известной роскошью, с большими расходами, на которые у него нет средств. Это тоже помешало бы ее счастью. И в 1886 году композитор решительно порывает отношения с М. К. Бенуа, надеясь, что пройдет несколько лет, сердечная рана затянется, и он еще найдет свое счастье, будет иметь семью и детей. Однако этому не суждено было случиться. Его уделом стала одинокая жизнь, которую скрашивала лишь старая няня, до конца своих дней бывшая композитору и экономкой, и советчицей в житейских делах, и преданным другом. Никто из знакомых Танеева не знал о его переживаниях: он был очень замкнут в личных делах. И только упомянутое письмо, обнаруженное через много лет после того, как и Танеева, и его единственной возлюбленной не стало, пролило свет на его личную драму.

В середине 90-х годов Танеев оказывается в центре интеллектуальной жизни России. Среди его знакомых - не только музыканты, московские и петербургские, но и литераторы, и ученые такого ранга, как А. Г. Столетов, К. А. Тимирязев, И. М. Сеченов, А. П. Чехов, М. Е. Салтыков-Щедрин. Особую страницу его жизни составляет близкое знакомство с Львом Толстым, в имении которого, знаменитой Ясной Поляне, композитор провел летние месяцы 1895 и 1896 годов. Там он много музицировал, знакомил писателя с новыми произведениями, полемизировал с ним, так как взгляды Толстого на музыку были достаточно экстравагантны.

Преподавательская деятельность Танеева в консерватории продолжалась вплоть до 1905 года, когда в стране начались волнения, в том числе и студенческие, вылившиеся в революцию. Танеев предложил проект реформы образования, а получив резкую отповедь директора консерватории В. И. Сафонова, позволил себе резко критиковать его единовластные поступки, хотя вовсе не был сторонником радикализма и революционных действий. Сафонов в ответ обвинил Танеева в желании свести личные счеты и тем самым сделал невозможным их дальнейшее сотрудничество. Композитор подал заявление об отставке. Несмотря на то, что художественный совет консерватории обратился к нему с официальной просьбой вернуться, решение его осталось непреклонным. Тогда же, в связи с поддержкой студенческих волнений, и Петербургскую консерваторию покинули самые видные ее профессора.

В следующем году Танеев становится одним из организаторов и педагогов первой в России Народной консерватории, призванной давать общее музыкальное образование, учить понимать музыку самые широкие демократические слои общества. В 1908 году Танеев - в числе учредителей и активных членов общества «Музыкально-теоретическая библиотека». Кроме того, он непременный участник работы Музыкально-этнографической комиссии, постоянный консультант Московской симфонической капеллы, Кружка любителей русской музыки и многих других организаций и коллективов.

В 1907 году в Большом зале московской консерватории был организован цикл общедоступных симфонических концертов, призванный последовательно знакомить слушателей с музыкой, начиная с произведений мастеров XVI века. Задача была весьма сложной, так как музыкальный материал XVI-XVII веков либо был в очень плохом состоянии, либо отсутствовал вовсе. Часть материалов приходилось заказывать за границей - делать копии в архивах, многое нуждалось в инструментовке, так как сочинения были рассчитаны на инструменты, которые к концу XIX века совершенно вышли из употребления. Танеев восстанавливал старинные рукописи, давал советы по оркестровке. Все эти годы продолжалась и его концертная деятельность, в основном в составе камерно-инструментальных ансамблей.

В последние годы жизни Танеев, как правило, зимы проводил в Москве, а на лето уезжал в подмосковную деревню Дютьково. Спокойную размеренную жизнь нарушили лишь две заграничные поездки - в 1908 году, когда композитор вместе с чешским квартетом выступил с концертами в Берлине, Вене и Праге, и в 1911 году, когда он снова побывал в Праге - там исполнялись его симфония до минор, хор «Прометей» и сцены из оперы «Орестея». Во время этой поездки он побывал в Лейпциге, где в знаменитом концертном зале Гевандхауз был исполнен его Фортепианный квинтет, а также в Эйзенахе, где родился И. С. Бах, и на родине Моцарта в Зальцбурге. Это было своего рода музыкальное паломничество по местам, святым для каждого музыканта.

В апреле 1915 года, простудившись на похоронах безвременно скончавшегося Скрябина, Танеев тяжело заболел. Его не стало менее чем через два месяца, 6 июня 1915 года. Скончался он в деревне Дютьково. На следующий день гроб с телом Танеева был отправлен в Москву. До станции крестьяне несли его на руках - столь велико было их почтение к умершему. Цветы, принесенные детьми, украсили не только гроб, но и весь вагон. Вечером, когда поезд пришел в Москву, его встретили многочисленные друзья, ученики и почитатели композитора. На улицах, по которым проходила траурная процессия, стояли толпы народа. Танеев был похоронен в Донском монастыре. После закрытия кладбища в 1940 году, прах композитора был перенесен на Новодевичье кладбище и захоронен рядом с могилами Н. Г. Рубинштейна и А. Н. Скрябина.

Сергей Иванович Танеев (13 ноября 1856, Владимир — 6 июня 1915, Дютьково под Звенигородом) — русский композитор, пианист, педагог, учёный, музыкально-общественный деятель. Младший брат адвоката В. И. Танеева.

В русской музыке рубежа веков С. Танеев занимает совершенно особое место. Выдающийся музыкально-общественный деятель, педагог, пианист, первый в России крупный ученый-музыковед, человек редких нравственных достоинств, Танеев был признанным авторитетом в культурной жизни своего времени.

Однако главное дело его жизни, композиторское творчество, далеко не сразу нашло подлинное признание. Причина не в том, что Танеев — новатор-радикал, заметно опередивший свою эпоху. Напротив, многое в его музыке воспринималось современниками как устаревшее, как плод «профессорской учености», сухой кабинетной работы. Странным и несвоевременным казался интерес Танеева к старым мастерам, к И. С. Баху, В. А. Моцарту, удивляла приверженность классическим формам и жанрам. Лишь позднее пришло понимание исторической правоты Танеева, искавшего для русской музыки прочной опоры в общеевропейском наследии, стремившегося к универсальной широте творческих задач.
Среди представителей старинного дворянского рода Танеевых встречались музыкально одаренные любители искусств — таким был и Иван Ильич, отец будущего композитора. В семье поддерживали рано обнаружившийся талант мальчика, и в 1866 г. он был определен в только что открывшуюся Московскую консерваторию. В ее стенах Танеев становится учеником П. Чайковского и Н. Рубинштейна — двух крупнейших деятелей музыкальной России. Блестящее окончание консерватории в 1875 г. (Танеев первым в ее истории был удостоен Большой золотой медали) открывает перед молодым музыкантом широкие перспективы. Это и разнообразная концертная деятельность, и преподавание, и углубленная композиторская работа. Но прежде Танеев совершает поездку за рубеж.
Пребывание в Париже, соприкосновение с европейской культурной средой оказало сильнейшее воздействие на восприимчивого двадцатилетнего художника. Танеев предпринимает суровую переоценку достигнутого им на родине и приходит к выводу о недостаточности своего образования, как музыкального, так и обще- гуманитарного. Наметив твердый план, он начинает упорную работу над расширением кругозора. Работа эта продолжалась всю жизнь, благодаря чему Танеев смог стать вровень с образованнейшими людьми своего времени.
Та же планомерная целеустремленность присуща и композиторской деятельности Танеева. Он желал практически овладеть сокровищами европейской музыкальной традиции, переосмыслить ее на родной русской почве. Вообще, как полагал молодой композитор, русской музыке недостает исторической укорененности, она должна усвоить опыт классических европейских форм — прежде всего полифонических.

Очень существен вклад Танеева в области камерно-инструментальной музыки. Русский камерный ансамбль обязан ему своим расцветом, во многом обусловившим дальнейшее развитие жанра в советское время в творчестве Н. Мясковского, Д. Шостаковича, В. Шебалина. Дарование Танеева как нельзя лучше отвечало строю камерного музицирования, которому присущ, по словам Б. Асафьева, «свой уклон содержания, особенно в сферу возвышенно-интеллектуальную, в область созерцания и размышления». Строгий отбор, экономия выразительных средств, отточенность письма, необходимые в камерных жанрах, всегда оставались идеалом для Танеева. Исключительно мелодическое богатство ансамблей, особенно их медленных частей, гибкость и широта развития тематизма, близкие свободным, текучим формам народной песни.
Высокий интеллектуализм, присущий натуре Танеева, наиболее непосредственно выразился в его музыковедческих трудах, а также в широкой, истинно подвижнической педагогической деятельности. Научные интересы Танеева вытекали из его композиторских представлений. Так, по свидетельству Б. Яворского, он «живо интересовался, каким образом такие мастера, как Бах, Моцарт, Бетховен, добивались своей техники».

Танеев был прирожденным педагогом. Прежде всего потому, что собственный творческий метод он выработал совершенно сознательно и мог научить других тому, чему научился сам. Центром тяжести при этом становилась не индивидуальная стилистика, а общие, универсальные принципы музыкальной композиции. Поэтому столь различен творческий облик композиторов, прошедших через класс Танеева. С. Рахманинов, А. Скрябин, Н. Метнер, Ан. Александров, С. Василенко, Р. Глиэр, А. Гречанинов, С. Ляпунов, З. Палиашвили, А. Станчинский и многие другие — каждому из них Танеев сумел дать ту общую основу, на которой расцвела индивидуальность ученика.

"Венеция ночью"



Ученик и последователь Чайковского, Танеев находит свой собственный путь, синтезирующий романтический лиризм и классицистскую строгость выражения. Это сочетание очень существенно для стиля Танеева, начиная с самых ранних опытов композитора. Первой вершиной здесь стало одно из лучших его произведений — кантата «Иоанн Дамаскин» (1884), положившая начало светской разновидности этого жанра в русской музыке. Хоровая музыка — важная часть наследия Танеева. Композитор понимал хоровой жанр как сферу высокого обобщения, эпоса, философского размышления. Отсюда крупный штрих, монументальность его хоровых композиций. Естествен и выбор поэтов: Ф. Тютчев, Я. Полонский, К. Бальмонт, в стихах которых Танеев подчеркивает образы стихийности, грандиозности картины мира. И есть некая символичность в том, что творческий путь Танеева обрамлен двумя кантатами — лирически-проникновенным «Иоанном Дамаскином» по поэме А. К. Толстого и монументальной фреской «По прочтении псалма» на ст. А. Хомякова, итоговым произведением композитора.

"Иоанн Дамаскин"



Сергей Танеев. "Абсолютный слух"



Мелодическое разнообразие свойственно романсам Танеева, многие из которых завоевали широкую популярность. И традиционно-лирический, и картинный, повествовательно-балладный типы романса равно близки индивидуальности композитора. Требовательно относясь к картину поэтического текста, Танеев полагал слово определяющим художественным элементом целого. Примечательно, что он одним из первых начал называть романсы «стихотворениями для голоса и фортепиано».

"В дымке невидимке"



"Люди спят"



"Из вечности музыка вдруг раздалась"

Яков Полонский

"Гипотеза"
Из вечности музыка вдруг раздалась,
И в бесконечность она полилась,
И хаос она на пути захватила, -
И в бездне, как вихрь, закружились светила:
Певучей струной каждый луч их дрожит,
И жизнь, пробужденная этою дрожью,
Лишь только тому и не кажется ложью,
Кто слышит порой эту музыку божью.
Кто разумом светел, в ком сердце горит.



Сергей Танеев. "Библейский сюжет" Фильм.



Многообразная творческая деятельность Танеева, безвременно прервавшаяся в 1915 г., имела огромное значение для отечественного искусства. По словам Асафьева, «Танеев... был источником великой культурной революции в русской музыке, последнее слово которой еще далеко не сказано...»

С. Савенко. www.belcanto.ru