Описание картины Васнецова «Богатырский скок»
15 мая в 1848 году на свет появился очень известный на сегодня художник Виктор Михайлович Васнецов.
Увлекаться живописью он стал еще в юности.
Брал уроки рисования.
Сегодня же его перу принадлежит множество известных картин, а им не перестают восхищаться.
Его сказочный стили и персонажи, которых он рисовал, просто привораживают.
Одной из таких захватывающих картин есть его работа «Богатырский скок».
На картине представлен богатырь во всей своей красе на могучем коне.
Держится он очень уверенно и грозно.
Одет в боевые доспехи.
Поэтому можно судить, что он готовится к бою.
На правой руке надет щит и держит богатырь в ней кол с железным наконечником.
В левой руке находится к нут для управления лошадью.
Спереди за поясом находится меч.
Богатырь полностью экипирован и готов к бою.
Даже его лошадь в полной готовности.
Всем своим гордовитым видом она показывает насколько прислуживает своему хозяину.
Грандиозный, высокий и неповторимый прыжок, совершенный ею по наказу своего хозяина, доказывает ее преданность.
Небо на заднем фоне хотя и светлое, но слегка затянуто тучами.
Земля и деревья темного цвета.
Вся природа преобразилась перед наступлением боя.
Но благодаря нашему богатырю и его непобедимому виду нам незачем беспокоится.
Мне кажется, что картина полностью соответствует своему названию.
И конь со своим грандиозным прыжком, и богатырь с непобедимым видом очень гармонично вписываются в одно целое - богатырский скок.
Я думаю, каждый увидит на картине то, что и хотел передать Виктор Михайлович Васнецов.
Непоколебимость русского духа и его любовь к природе.
Его сказочные персонажи на картинах всегда оживают и заставляют нас верить в чудеса.
Методическая разработка урока по развитию речи.
Сочинение по картине В.М.Васнецова «Богатырский скок»
Я хотел показать, в чем сущность моего народа…
В. Васнецов.
Цели:
Научить собирать материал к сочинению и использовать его при описании изображенного на картине;
Пользоваться синонимами и образно-выразительными средствами языка в собственной речи;
Развивать и тренировать наблюдательность, художественно-эстетический вкус;
Приобщать учащихся к историческому прошлому родины.
Оборудование урока :
Интерактивная доска;
Репродукции картины В.М.Васнецова «Богатырский скок» (1914г) «Витязь на распутье» (1882), «Богатыри» (1898).
Ход урока :
Организационные моменты. Сообщение темы урока.
Заранее подготовленный ученик читает:
А и сильные, могучие
Богатыри на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей земле,
Не топтать их конем землю Русскую,
Не затмить им солнце наше красное.
Век стоит Русь- не шатается!
И века простоит, не шелохнется!
(отрывок из былины)
Сегодня мы знакомимся с картиной В.М.Васнецова «Богатырский скок» 1914г.
Рассказ о творчестве художника.
«Я всегда только и жил Русью»,- говорил о себе Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926гг). Он прославился такими картинами, как «Богатыри», «Витязь на распутье», «Богатырский скок».
(Репродукции картин демонстрируются на интерактивной доске)
Они навеяны русскими народными сказками, былинами. Их можно назвать живописными поэтическими сказаниями о родном народе, о славной национальной старине и ее бессмертных героях.
В своем творчестве Васнецов стремился раскрыть эстетические национальные идеалы как идеалы народа, найти и установить связь между прошлым и настоящим родной страны.
В детстве и ранней юности художника окружал деревенский быт, почти не тронутый городским влиянием. Много значили для будущего художника старинные сказания, песни, предания, передававшиеся из уст в уста.
После окончания вятской духовной семинарии он поступил в Академию художеств, где курса не окончил, а получил только две серебряные медали за рисунок в натурном классе и за этюд. В.Васнецов на личные средства уезжает в Париж, где вскоре его произведения появляются на передвижных выставках. В большинстве случаев они были написаны на темы из русских сказок и былин. Картины были проникнуты русским народным духом и глубоким, искренним настроением.
Беседа по картине . (с использованием интерактивной доски)
На картине изображен Илья Муромец.
Учитель: Как вы его узнали?
Учащиеся: Мы знаем картину Васнецова «Богатыри», на которой изображены Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович. (Демонстрация картины).
Учитель: В. Васнецов особо подчеркнул в своих любимых героях спокойную величавость, рожденную сознанием возложенного на себя священного долга. Картина создает «не только впечатление силы… но ещё впечатление благости, великодушия и добродушия – ими полон всего более сам Илья Муромец».(В. В. Стасов)
Учитель: Что мы знаем об этом богатыре?
Материал подготовлен учащимися как индивидуальное домашнее задание.
1-ый рассказчик:
Знаменитого богатыря Илью Муромца народное предание отождествляло с преподобным Илией Муромцем, Печерским, знания о котором В.М.Васнецов получил еще в духовной семинарии.
Родился Илия Муромец около 1143г. в селе Карачарово, что под Муромом Владимирской области, в семье крестьянина Ивана, Тимофеева сына, и его жены Евфросинии, дочери Якова.
С детства до тридцати трех лет Илья был парализован, а потом получил исцеление от трех вещих старцев, которые предсказали, что «смерть ему в бою не писана».
Взяв родительское благословление,
«Ой ты, гой еси, родимый, милый батюшка!
Дай ты мне свое благословеньице,
Я поеду во славный стольный Киев-град-
Помолиться чудотворцам киевским
Заложиться за князя Владимира,
Послужить ему верой-правдою,
Постоять за веру христианскую»,
Илья много лет состоял в дружине Киевского князя Владимира Мономаха – был «первый богатырь во Киеве».
2-ой рассказчик:
Не знавший поражений, Илья Муромец прославился многочисленными воинскими подвигами и невиданной силой, которую использовал только для борьбы с врагами Отечества, защиты русских людей и восстановления справедливости.
Все сказания свидетельствуют о степенном характере Ильи Муромца, который никогда не превозносил себя, оставаясь простым крестьянским сыном: « Я простой русский богатырь, крестьянский сын. Я спасал людей не из корысти, и мне не надо ни серебра, ни золота. Я спасал русских людей, красных девушек, малых деточек, старых матерей. Не пойду я к вам воеводою в богатстве жить. Мое богатство – сила богатырская, мое дело – Руси служить, от врагов ее оборонять»
Учитель: К лику святых Илья Муромец был причислен в 1643г. Украинская православная церковь Московского Патриархата учредила орден Преподобного Илии Муромца, которым награждаются военнослужащие, отличившиеся служением Отечеству, в том числе и в горячих точках.
Описание картины. Обучение по образцу.
Огромный черный богатырский конь только оттолкнулся копытами от земли, а уже дремучий лес кажется низкой травой, а облака - все ближе и ближе. Такой конь в считанные секунды сумеет преодолеть любые расстояния, чтобы доставить грозного седока к желанной цели.
Красив и суров богатырь, крепко сжимающий сильными ногами бока ретивого скакуна. Это настоящий русский воин, такому не страшны даже полчища врагов - пусть они сами дрожат и трепещут! Серебристый шлем, надежная кольчуга, щит сумеют защитить богатыря от мечей и стрел неприятеля, а длинное крепкое копье вселит ужас в захватчиков русской земли. Гордо и внимательно оглядывает воин бесконечные просторы родины, при первой же опасности он готов постоять за свой народ.
Словарно- стилистическая работа.
Кольчуга - доспех, сплетённый из железных колец, металлическая сеть для защиты от поражения холодным оружием. Носила в зависимости от разновидности различные названия: кольчу́га, панцирь, байдана, яцерин. Использовались разные виды кольчуг - от кольчужной рубахи, прикрывавшей только туловище и плечи до полных хауберков (hauberk), покрывавших тело полностью, с головы до ног.
Бармица - элемент шлема в виде кольчужной сетки, обрамляющей шлем по нижнему краю. Закрывала шею, плечи, затылок и боковые стороны головы; в некоторых случаях грудь и нижнюю часть лица
Наручи - часть доспехов, защищающая руки от локтя до кисти. Простейшие наручи изготавливались по шинному типу и представляли собой металлические пластины, закреплённые на кожаной основе. Однако они уступали цельнометаллическим наручам, появившимся, вероятно, в Западной Азии. Наиболее совершенными являются наручи трубчатого типа. Такой наруч состоит из двух сильно изогнутых пластин - верхней (локотник ) и нижней (черевец ). Эти пластины могли соединяться шарнирно, а закрываться с помощью ремешков и пряжек.
Кистень - гибко-суставчатое холодное оружие ударно-раздробляющего действия. Представляет собой ударный груз (костяную, металлическую или каменную гирю - било ), соединённый подвесом (цепью, ремнём или крепкой верёвкой) с деревянной рукоятью - кистенищем .
Копье - колющее, метательное или колюще-рубящее древковое холодное оружие. Длина копья составляла от 3 до 4 метров. Копья были метательные и тяжёлые для ближнего боя.
Ретивый – быстрый, стремительный.
Вороной – черный, цвет вороньего крыла.
Сбруя - конская упряжь, предметы и принадлежности для запряжки, седлания и управления лошадьми
Сравнительный анализ двух картин В.М.Васнецова.
Демонстрация картины «Витязь на распутье».
Учитель: Известно, что картина «Богатырский скок» была одной из последних работ художника. Давайте обратимся к первой работе В.Васнецова « Витязь на распутье» с тем, чтобы сравнить настроение богатырей картины.
Что мы видим на первой работе художника В.Васнецова?
Ответы учащихся :
Художник передал атмосферу былинных сказаний;
Жуть навевает дикая, бескрайняя степь, черные птицы, замшелые валуны, черепа человеческие и лошадиные;
Учитель: Опишите снаряжение витязя:
Ответы учащихся :
Воин в боевых доспехах: пластинчатая кольчуга закрывает тело всадника;
Шлем с бармицей
Густая бармица укрывает плечи
Наручи до локтей.
Витязь хорошо вооружен:
Колчан со стрелами
Тяжелый кистень для близкого боя
Копье для дальнего боя
Тяжелый миндалевидный щит много раз спасал своего хозяина
Конь под стать всаднику - сильный, выносливый, привыкший к бою. Скорее всего, это любимый конь витязя. Об этом говорит богатая сбруя коня.
Учитель: Какой миг запечатлел художник?
Ответы учащихся :
Всадник приостановился у камня только на несколько минут, чтобы прочесть надпись. Он продолжит свой путь вперед.
Учитель: Что говорит об этом?
Ответы учащихся :
Светлое небо, отблески света на снаряжении витязя и гриве коня.
Учитель: Художник создает впечатление, что витязю ведомо все, что будет, он выбрал прямую дорогу и недолго промедлит на распутье.
Вот слова самого художника о «Витязе», сказанные уже в глубокой старости: «Я хотел показать, в чем сущность моего народа, какие у него отличительные качества среди других народов. Мы- поэты, а без поэзии, без мечты нельзя ничего делать в жизни. Мы, не щадя себя, боролись и будем бороться за независимость своей земли. Русские люди-витязи на распутье -никогда не бояться того, что сулит нам будущее».
Учитель: Что символизируют картины В. Васнецова?
Картины Васнецова рисуют национальные образы, полные глубоких человеческих чувств и переживаний. Они символизируют величие, храбрость, красоту и силу русского народа в лице Ильи Муромца.
Читает ученик:
Мощь духа русского раскрыл
Художник в этом полотне,
Богатыря изобразил
Верхом на вороном коне.
Конь оторвался от земли,
Поджаты ноги для прыжка.
Темнеет лес внизу вдали,
Клубятся рядом облака.
Вниз голова наклонена
У богатырского коня,
Фигура же напряжена.
Седок, поводья оброня,
Доверившись коню, назад
Глядит внимательно, готов
(Об этом говорит нам взгляд)
Он наповал сразить врагов.
Внизу родимая земля –
Леса, пологие холмы,
Луга, широкие поля.
Он защитит их – знаем мы!
Составление плана сочинения по одной из картин.
Запись на доске плана сочинения:
Русские богатыри.
Описание картины:
а) образ героя картины.
б) описание всадника и коня
Описание одежды
Описание сбруи
3. Композиция картины
Цветовая гамма
4. Чему учит картина.
Домашнее задание
Написание черновика сочинения
Используемая литература:
О.П.Баландина « Обучение сочинению по картине» 5-9 классы Издательство «Учитель», Волгоград 2012г., стр. 7-15.
Ольга Глаголева «Святые воины русского православия» ЭКСМО, Москва, 2009г., стр. 148-155.
Энциклопедия мирового искусства «Шедевры русской живописи» ,издательство «Белый город», Москва, 2006г., стр. 260-261,267
Е.П.Борзова, А.В.Никонов «История мировой культуры в художественных памятниках» стр. 200-201.
Интернет-ресурсы.
Данная методическая разработка урока по развитию речи (сочинение по картине В. М. Васнецова «Богатырский скок» (1914г), поможет учителю продолжить тему «Русские богатыри» в творчестве художника, расширить представление учащихся 5-6 классов об историческом эпосе России, запечатленной в полотнах В. М. Васнецова, обогатить знания учащихся материалами православной культуры страны, ввести в пласт устной и письменной речи учащихся устаревшую лексику, воспитывать чувство сопричастности к героическому прошлому нашей страны.
Цели: обогатить знания детей о былинах; учить делить текст на части, понимать исторический текст, находить аналогии с реальными историческими событиями, составлять рассказ о былинном герое по картине; развивать память, речь, мышление, воображение.
Планируемые результаты : предметные: использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое), умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику прозаического текста, участвовать в его обсуждении, развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта; метапредметные:
— формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,
— использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретация информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений,
— ответы на вопросы учебника на основе художественного произведения; личностные: воспитание чувства гордости за свою Родину, ее историю, народ, формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Оборудование : выставка книг по теме урока, репродукция картины В. Васнецова «Богатырский скок».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте самостоятельно.
А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей земле,
Не топтать их коням землю Русскую,
Не затмить им солнце наше красное.
Век стоит Русь — не шатается!
И века простоит, не шелохнется!
— Прочитайте скороговоркой.
— Прочитайте выразительно.
— Какие чувства возникли у вас при чтении?
— Определите задачи урока, прочитав название темы.
III. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания
— Вы должны были поделить текст на части. Сколько частей у вас получилось? (Ответы детей.)
— Ну что ж, при проверке узнаем, кто из вас был прав, с кем мы согласимся.
(Дети отвечают, пользуясь своими записями.)
— Обсудите с другом значение трех поездок Ильи Муромца для Русского государства.
— Прочитайте последние строчки былины. Как они помогают понять характер героя?
— Почему Илья Муромец возвращался к камню и делал на нем новую запись?
— Как относился Илья Муромец к предсказаниям?
— Приведите примеры троекратного повтора.
— Расскажите об Илье Муромце. Выберите опорные слова. Смелый, мужественный, трусливый, мудрый, умный, глупый, справедливый, хитрый, сильный, жестокий, добрый, бескорыстный, жадный, способный к состраданию.
(Дети составляют рассказ об Илье Муромце.)
IV. Физкультминутка
V. Работа по теме урока
Работа по репродукции картины В. Васнецова «Богатырский скок»
— Рассмотрите репродукцию картины В. Васнецова «Богатырский скок». Расскажите, что вы на ней видите.
— Послушайте о том, как она создавалась.
(Рассказ учителя или заранее подготовивших сообщение обучающихся.)
Свое отношение к народу и его творчеству Виктор Михайлович Васнецов передавал через свои картины. Всю мощь русского Духа он раскрывал посредством обращения к былинным образам богатырей. Одной из картин такого направления стало полотно «Богатырский скок», написанное в 1914 г.
В центре картины расположена фигура богатыря, сидящего верхом на вороном могучем коне. Автор изобразил тот момент, когда конь только оторвал копыта от земли, а уже темный лес, широкие поля и пологие холмы оказались далеко под его ногами, а облака — возле самой головы.
Васнецов с помощью композиции передает ощущение движения. Фигуры расположены по диагонали, у животного ноги поджаты для прыжка, мышцы рельефно напряжены, голова наклонена. Поза богатыря выражает мужественность и решительность. Нахмуренные брови, пронзительный взгляд показывают, что он приготовился сражать врагов Руси наповал. Его оружие и доспехи блестят под лучами восходящего солнца. Всадник так доверяет своему коню, что даже не смотрит в направлении движения. Напряженность момента подчеркивает задний план картины. Автор использовал темные, глубокие тона для его написания. Запечатлен момент времени перед восходом солнца, очертания леса и полей еле прослеживаются.
Чтобы фигуры персонажей не сливались с землей, Васнецов написал их на фоне светлеющего неба, играющего нежными оттенками красного, голубого и фиолетового цветов.
Картина была написана в год начала Первой мировой войны, через нее автор пытался напомнить людям о былой славе, мощи и единстве русского народа.
— Составьте свой рассказ по данной картине, выразив в нем свое отношение к ее герою. (Примерный ответ. Я очень люблю читать былины, представляя себя могучим богатырем. Увидев картину В.М. Васнецова «Богатырский скок», я сразу понял, что этот художник тоже бесконечно любит и ценит неисчерпаемую сокровищницу русской народной литературы.
Огромный черный богатырский конь только оттолкнулся копытами от земли, а уже дремучий лес кажется низкой травой, а облака все ближе и ближе. Такой конь в считанные секунды сумеет преодолеть любые расстояния, чтобы доставить грозного седока к желанной цели.
Красив и суров богатырь, крепко сжимающий сильными ногами бока ретивого скакуна. Это настоящий русский воин, такому не страшны даже полчища врагов — пусть они сами дрожат и трепещут! Серебристый шлем, надежная кольчуга, щит сумеют защитить богатыря от мечей и стрел неприятеля, а длинное крепкое копье вселит ужас в захватчиков русской земли. Гордо и внимательно оглядывает воин бесконечные просторы родины, при первой же опасности он готов постоять за свой народ.
Вот что почувствовал я, рассматривая картину В.М. Васнецова «Богатырский скок». А еще я понял, что тоже не дрогну в решающую минуту, сумею защитить слабого и постоять за правду, когда это будет необходимо.)
VI. Рефлексия
— Выберите любое начало предложения и продолжите его.
Сегодня на уроке я узнал...
На этом уроке я похвалил бы себя за...
После урока мне захотелось...
Сегодня я сумел...
VII. Подведение итогов урока
— Почему Илья Муромец захотел испробовать все три дороги?
— Чем закончилась поездка богатыря?
— Чем понравилась вам картина В. Васнецова?
Домашнее задание
15 мая в 1848 году на свет появился очень известный на сегодня художник Виктор Михайлович Васнецов. Увлекаться живописью он стал еще в юности. Брал уроки рисования. Сегодня же его перу принадлежит множество известных картин, а им не перестают восхищаться. Его сказочный стили и персонажи, которых он рисовал, просто привораживают. Одной из таких захватывающих картин есть его работа «Богатырский скок».
На картине представлен богатырь во всей своей красе на могучем коне. Держится он очень уверенно и грозно. Одет в боевые доспехи. Поэтому можно судить, что он готовится к бою. На правой руке надет щит и держит богатырь в ней кол с железным наконечником. В левой руке находится к нут для управления лошадью. Спереди за поясом находится меч. Богатырь полностью экипирован и готов к бою. Даже его лошадь в полной готовности. Всем своим гордовитым видом она показывает насколько прислуживает своему хозяину. Грандиозный, высокий и неповторимый прыжок, совершенный ею по наказу своего хозяина, доказывает ее преданность. Небо на заднем фоне хотя и светлое, но слегка затянуто тучами. Земля и деревья темного цвета. Вся природа преобразилась перед наступлением боя. Но благодаря нашему богатырю и его непобедимому виду нам незачем беспокоится.
Мне кажется, что картина полностью соответствует своему названию. И конь со своим грандиозным прыжком, и богатырь с непобедимым видом очень гармонично вписываются в одно целое - богатырский скок. Я думаю, каждый увидит на картине то, что и хотел передать Виктор Михайлович Васнецов. Непоколебимость русского духа и его любовь к природе. Его сказочные персонажи на картинах всегда оживают и заставляют нас верить в чудеса.
Художник Виктор Михайлович Васнецов за свою жизнь нарисовал много замечательных картин. Ещё с юности он начал увлекаться живописью, брал уроки рисования. Сегодня же он является автором множества известных картин, которыми никогда не перестанут восхищаться многочисленные поклонники искусства. Сказочные персонажи – герои его картин – всегда выглядят настолько живо и интересно, что невольно начинаешь восхищаться ими. Одна из его работ называется «Богатырский скок». О ней я и хочу рассказать.
На картине мы видим богатыря, оседлавшего могучего коня. Держится воин очень уверенно и грозно. На нём художник изобразил боевые доспехи. Видно, что богатырь готов к бою. В одной руке у него кнут для управления лошадью, а другой рукой он держит кол с железным наконечником, на ней одет и щит. Спереди за поясом у богатыря меч. Он не только полностью готов к бою сам, боевой дух чувствуется и у коня. Он готов служить своему хозяину до победного конца! Грандиозный, высокий и неповторимый прыжок, который он совершил по наказу своего хозяина, доказывает его настоящую преданность. Небо на картине немного затянуто тучами. Земля и деревья тёмного цвета. Природа будто бы подготовилась к предстоящему бою. Но благодаря нашему могучему богатырю и его непобедимому виду нам не о чем беспокоиться.
Я думаю, картина полностью соответствует своему названию. И грациозного коня со своим прыжком, и богатыря с непобедимым видом можно описать одним названием – богатырский скок. Автор своей картиной лишний раз напоминает нам о непоколебимости русского духа. Сказочные персонажи на картинах Васнецова всегда оживают и заставляют нас верить в чудеса.
Вместе со статьёй «Сочинение по картине Васнецова «Богатырский скок» читают: