Картина васнецова богатырский скок описание. Сочинение по картине В.М.Васнецова "Богатырский скок". I. Организационный момент

Описание картины Васнецова «Богатырский скок»

15 мая в 1848 году на свет появился очень известный на сегодня художник Виктор Михайлович Васнецов.
Увлекаться живописью он стал еще в юности.
Брал уроки рисования.
Сегодня же его перу принадлежит множество известных картин, а им не перестают восхищаться.
Его сказочный стили и персонажи, которых он рисовал, просто привораживают.
Одной из таких захватывающих картин есть его работа «Богатырский скок».

На картине представлен богатырь во всей своей красе на могучем коне.
Держится он очень уверенно и грозно.
Одет в боевые доспехи.
Поэтому можно судить, что он готовится к бою.
На правой руке надет щит и держит богатырь в ней кол с железным наконечником.
В левой руке находится к нут для управления лошадью.
Спереди за поясом находится меч.
Богатырь полностью экипирован и готов к бою.
Даже его лошадь в полной готовности.
Всем своим гордовитым видом она показывает насколько прислуживает своему хозяину.
Грандиозный, высокий и неповторимый прыжок, совершенный ею по наказу своего хозяина, доказывает ее преданность.
Небо на заднем фоне хотя и светлое, но слегка затянуто тучами.
Земля и деревья темного цвета.
Вся природа преобразилась перед наступлением боя.
Но благодаря нашему богатырю и его непобедимому виду нам незачем беспокоится.

Мне кажется, что картина полностью соответствует своему названию.
И конь со своим грандиозным прыжком, и богатырь с непобедимым видом очень гармонично вписываются в одно целое - богатырский скок.
Я думаю, каждый увидит на картине то, что и хотел передать Виктор Михайлович Васнецов.
Непоколебимость русского духа и его любовь к природе.
Его сказочные персонажи на картинах всегда оживают и заставляют нас верить в чудеса.

Методическая разработка урока по развитию речи.

Сочинение по картине В.М.Васнецова «Богатырский скок»

Я хотел показать, в чем сущность моего народа…

В. Васнецов.

Цели:

Научить собирать материал к сочинению и использовать его при описании изображенного на картине;

Пользоваться синонимами и образно-выразительными средствами языка в собственной речи;

Развивать и тренировать наблюдательность, художественно-эстетический вкус;

Приобщать учащихся к историческому прошлому родины.

Оборудование урока :

Интерактивная доска;

Репродукции картины В.М.Васнецова «Богатырский скок» (1914г) «Витязь на распутье» (1882), «Богатыри» (1898).

Ход урока :

    Организационные моменты. Сообщение темы урока.

Заранее подготовленный ученик читает:

А и сильные, могучие

Богатыри на славной Руси!

Не скакать врагам по нашей земле,

Не топтать их конем землю Русскую,

Не затмить им солнце наше красное.

Век стоит Русь- не шатается!

И века простоит, не шелохнется!

(отрывок из былины)

Сегодня мы знакомимся с картиной В.М.Васнецова «Богатырский скок» 1914г.

    Рассказ о творчестве художника.

«Я всегда только и жил Русью»,- говорил о себе Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926гг). Он прославился такими картинами, как «Богатыри», «Витязь на распутье», «Богатырский скок».

(Репродукции картин демонстрируются на интерактивной доске)

Они навеяны русскими народными сказками, былинами. Их можно назвать живописными поэтическими сказаниями о родном народе, о славной национальной старине и ее бессмертных героях.

В своем творчестве Васнецов стремился раскрыть эстетические национальные идеалы как идеалы народа, найти и установить связь между прошлым и настоящим родной страны.

В детстве и ранней юности художника окружал деревенский быт, почти не тронутый городским влиянием. Много значили для будущего художника старинные сказания, песни, предания, передававшиеся из уст в уста.

После окончания вятской духовной семинарии он поступил в Академию художеств, где курса не окончил, а получил только две серебряные медали за рисунок в натурном классе и за этюд. В.Васнецов на личные средства уезжает в Париж, где вскоре его произведения появляются на передвижных выставках. В большинстве случаев они были написаны на темы из русских сказок и былин. Картины были проникнуты русским народным духом и глубоким, искренним настроением.

    Беседа по картине . (с использованием интерактивной доски)

На картине изображен Илья Муромец.

Учитель: Как вы его узнали?

Учащиеся: Мы знаем картину Васнецова «Богатыри», на которой изображены Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович. (Демонстрация картины).

Учитель: В. Васнецов особо подчеркнул в своих любимых героях спокойную величавость, рожденную сознанием возложенного на себя священного долга. Картина создает «не только впечатление силы… но ещё впечатление благости, великодушия и добродушия – ими полон всего более сам Илья Муромец».(В. В. Стасов)

Учитель: Что мы знаем об этом богатыре?

Материал подготовлен учащимися как индивидуальное домашнее задание.

1-ый рассказчик:

Знаменитого богатыря Илью Муромца народное предание отождествляло с преподобным Илией Муромцем, Печерским, знания о котором В.М.Васнецов получил еще в духовной семинарии.

Родился Илия Муромец около 1143г. в селе Карачарово, что под Муромом Владимирской области, в семье крестьянина Ивана, Тимофеева сына, и его жены Евфросинии, дочери Якова.

С детства до тридцати трех лет Илья был парализован, а потом получил исцеление от трех вещих старцев, которые предсказали, что «смерть ему в бою не писана».

Взяв родительское благословление,

«Ой ты, гой еси, родимый, милый батюшка!

Дай ты мне свое благословеньице,

Я поеду во славный стольный Киев-град-

Помолиться чудотворцам киевским

Заложиться за князя Владимира,

Послужить ему верой-правдою,

Постоять за веру христианскую»,

Илья много лет состоял в дружине Киевского князя Владимира Мономаха – был «первый богатырь во Киеве».

2-ой рассказчик:

Не знавший поражений, Илья Муромец прославился многочисленными воинскими подвигами и невиданной силой, которую использовал только для борьбы с врагами Отечества, защиты русских людей и восстановления справедливости.

Все сказания свидетельствуют о степенном характере Ильи Муромца, который никогда не превозносил себя, оставаясь простым крестьянским сыном: « Я простой русский богатырь, крестьянский сын. Я спасал людей не из корысти, и мне не надо ни серебра, ни золота. Я спасал русских людей, красных девушек, малых деточек, старых матерей. Не пойду я к вам воеводою в богатстве жить. Мое богатство – сила богатырская, мое дело – Руси служить, от врагов ее оборонять»

Учитель: К лику святых Илья Муромец был причислен в 1643г. Украинская православная церковь Московского Патриархата учредила орден Преподобного Илии Муромца, которым награждаются военнослужащие, отличившиеся служением Отечеству, в том числе и в горячих точках.

    Описание картины. Обучение по образцу.

Огромный черный богатырский конь только оттолкнулся копытами от земли, а уже дремучий лес кажется низкой травой, а облака - все ближе и ближе. Такой конь в считанные секунды сумеет преодолеть любые расстояния, чтобы доставить грозного седока к желанной цели.

Красив и суров богатырь, крепко сжимающий сильными ногами бока ретивого скакуна. Это настоящий русский воин, такому не страшны даже полчища врагов - пусть они сами дрожат и трепещут! Серебристый шлем, надежная кольчуга, щит сумеют защитить богатыря от мечей и стрел неприятеля, а длинное крепкое копье вселит ужас в захватчиков русской земли. Гордо и внимательно оглядывает воин бесконечные просторы родины, при первой же опасности он готов постоять за свой народ.

    Словарно- стилистическая работа.

Кольчуга - доспех, сплетённый из железных колец, металлическая сеть для защиты от поражения холодным оружием. Носила в зависимости от разновидности различные названия: кольчу́га, панцирь, байдана, яцерин. Использовались разные виды кольчуг - от кольчужной рубахи, прикрывавшей только туловище и плечи до полных хауберков (hauberk), покрывавших тело полностью, с головы до ног.

Бармица - элемент шлема в виде кольчужной сетки, обрамляющей шлем по нижнему краю. Закрывала шею, плечи, затылок и боковые стороны головы; в некоторых случаях грудь и нижнюю часть лица

Наручи - часть доспехов, защищающая руки от локтя до кисти. Простейшие наручи изготавливались по шинному типу и представляли собой металлические пластины, закреплённые на кожаной основе. Однако они уступали цельнометаллическим наручам, появившимся, вероятно, в Западной Азии. Наиболее совершенными являются наручи трубчатого типа. Такой наруч состоит из двух сильно изогнутых пластин - верхней (локотник ) и нижней (черевец ). Эти пластины могли соединяться шарнирно, а закрываться с помощью ремешков и пряжек.

Кистень - гибко-суставчатое холодное оружие ударно-раздробляющего действия. Представляет собой ударный груз (костяную, металлическую или каменную гирю - било ), соединённый подвесом (цепью, ремнём или крепкой верёвкой) с деревянной рукоятью - кистенищем .

Копье - колющее, метательное или колюще-рубящее древковое холодное оружие. Длина копья составляла от 3 до 4 метров. Копья были метательные и тяжёлые для ближнего боя.

Ретивый – быстрый, стремительный.

Вороной – черный, цвет вороньего крыла.

Сбруя - конская упряжь, предметы и принадлежности для запряжки, седлания и управления лошадьми

    Сравнительный анализ двух картин В.М.Васнецова.

Демонстрация картины «Витязь на распутье».

Учитель: Известно, что картина «Богатырский скок» была одной из последних работ художника. Давайте обратимся к первой работе В.Васнецова « Витязь на распутье» с тем, чтобы сравнить настроение богатырей картины.

Что мы видим на первой работе художника В.Васнецова?

Ответы учащихся :

Художник передал атмосферу былинных сказаний;

Жуть навевает дикая, бескрайняя степь, черные птицы, замшелые валуны, черепа человеческие и лошадиные;

Учитель: Опишите снаряжение витязя:

Ответы учащихся :

Воин в боевых доспехах: пластинчатая кольчуга закрывает тело всадника;

Шлем с бармицей

Густая бармица укрывает плечи

Наручи до локтей.

Витязь хорошо вооружен:

Колчан со стрелами

Тяжелый кистень для близкого боя

Копье для дальнего боя

Тяжелый миндалевидный щит много раз спасал своего хозяина

Конь под стать всаднику - сильный, выносливый, привыкший к бою. Скорее всего, это любимый конь витязя. Об этом говорит богатая сбруя коня.

Учитель: Какой миг запечатлел художник?

Ответы учащихся :

Всадник приостановился у камня только на несколько минут, чтобы прочесть надпись. Он продолжит свой путь вперед.

Учитель: Что говорит об этом?

Ответы учащихся :

Светлое небо, отблески света на снаряжении витязя и гриве коня.

Учитель: Художник создает впечатление, что витязю ведомо все, что будет, он выбрал прямую дорогу и недолго промедлит на распутье.

Вот слова самого художника о «Витязе», сказанные уже в глубокой старости: «Я хотел показать, в чем сущность моего народа, какие у него отличительные качества среди других народов. Мы- поэты, а без поэзии, без мечты нельзя ничего делать в жизни. Мы, не щадя себя, боролись и будем бороться за независимость своей земли. Русские люди-витязи на распутье -никогда не бояться того, что сулит нам будущее».

Учитель: Что символизируют картины В. Васнецова?

Картины Васнецова рисуют национальные образы, полные глубоких человеческих чувств и переживаний. Они символизируют величие, храбрость, красоту и силу русского народа в лице Ильи Муромца.

Читает ученик:

Мощь духа русского раскрыл
Художник в этом полотне,
Богатыря изобразил
Верхом на вороном коне.

Конь оторвался от земли,
Поджаты ноги для прыжка.
Темнеет лес внизу вдали,
Клубятся рядом облака.

Вниз голова наклонена
У богатырского коня,
Фигура же напряжена.
Седок, поводья оброня,

Доверившись коню, назад
Глядит внимательно, готов
(Об этом говорит нам взгляд)
Он наповал сразить врагов.

Внизу родимая земля –
Леса, пологие холмы,
Луга, широкие поля.
Он защитит их – знаем мы!

    Составление плана сочинения по одной из картин.

Запись на доске плана сочинения:

    Русские богатыри.

    Описание картины:

а) образ героя картины.

б) описание всадника и коня

Описание одежды

Описание сбруи

3. Композиция картины

Цветовая гамма

4. Чему учит картина.

    Домашнее задание

Написание черновика сочинения

Используемая литература:

    О.П.Баландина « Обучение сочинению по картине» 5-9 классы Издательство «Учитель», Волгоград 2012г., стр. 7-15.

    Ольга Глаголева «Святые воины русского православия» ЭКСМО, Москва, 2009г., стр. 148-155.

    Энциклопедия мирового искусства «Шедевры русской живописи» ,издательство «Белый город», Москва, 2006г., стр. 260-261,267

    Е.П.Борзова, А.В.Никонов «История мировой культуры в художественных памятниках» стр. 200-201.

    Интернет-ресурсы.

Данная методическая разработка урока по развитию речи (сочинение по картине В. М. Васнецова «Богатырский скок» (1914г), поможет учителю продолжить тему «Русские богатыри» в творчестве художника, расширить представление учащихся 5-6 классов об историческом эпосе России, запечатленной в полотнах В. М. Васнецова, обогатить знания учащихся материалами православной культуры страны, ввести в пласт устной и письменной речи учащихся устаревшую лексику, воспитывать чувство сопричастности к героическому прошлому нашей страны.

Цели: обогатить знания детей о былинах; учить делить текст на части, понимать исторический текст, находить аналогии с реальными историческими событиями, составлять рассказ о былинном герое по картине; развивать память, речь, мышление, воображение.

Планируемые результаты : предметные: использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое), умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику прозаического текста, участвовать в его обсуждении, развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта; метапредметные:

— формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,

— использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретация информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений,

— ответы на вопросы учебника на основе художественного произведения; личностные: воспитание чувства гордости за свою Родину, ее историю, народ, формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Оборудование : выставка книг по теме урока, репродукция картины В. Васнецова «Богатырский скок».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте самостоятельно.

А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!

Не скакать врагам по нашей земле,

Не топтать их коням землю Русскую,

Не затмить им солнце наше красное.

Век стоит Русь — не шатается!

И века простоит, не шелохнется!

— Прочитайте скороговоркой.

— Прочитайте выразительно.

— Какие чувства возникли у вас при чтении?

— Определите задачи урока, прочитав название темы.

III. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания

— Вы должны были поделить текст на части. Сколько частей у вас получилось? (Ответы детей.)

— Ну что ж, при проверке узнаем, кто из вас был прав, с кем мы согласимся.

(Дети отвечают, пользуясь своими записями.)

— Обсудите с другом значение трех поездок Ильи Муромца для Русского государства.

— Прочитайте последние строчки былины. Как они помогают понять характер героя?

— Почему Илья Муромец возвращался к камню и делал на нем новую запись?

— Как относился Илья Муромец к предсказаниям?

— Приведите примеры троекратного повтора.

— Расскажите об Илье Муромце. Выберите опорные слова. Смелый, мужественный, трусливый, мудрый, умный, глупый, справедливый, хитрый, сильный, жестокий, добрый, бескорыстный, жадный, способный к состраданию.

(Дети составляют рассказ об Илье Муромце.)

IV. Физкультминутка

V. Работа по теме урока

Работа по репродукции картины В. Васнецова «Богатырский скок»

— Рассмотрите репродукцию картины В. Васнецова «Богатырский скок». Расскажите, что вы на ней видите.

— Послушайте о том, как она создавалась.

(Рассказ учителя или заранее подготовивших сообщение обучающихся.)

Свое отношение к народу и его творчеству Виктор Михайлович Васнецов передавал через свои картины. Всю мощь русского Духа он раскрывал посредством обращения к былинным образам богатырей. Одной из картин такого направления стало полотно «Богатырский скок», написанное в 1914 г.

В центре картины расположена фигура богатыря, сидящего верхом на вороном могучем коне. Автор изобразил тот момент, когда конь только оторвал копыта от земли, а уже темный лес, широкие поля и пологие холмы оказались далеко под его ногами, а облака — возле самой головы.

Васнецов с помощью композиции передает ощущение движения. Фигуры расположены по диагонали, у животного ноги поджаты для прыжка, мышцы рельефно напряжены, голова наклонена. Поза богатыря выражает мужественность и решительность. Нахмуренные брови, пронзительный взгляд показывают, что он приготовился сражать врагов Руси наповал. Его оружие и доспехи блестят под лучами восходящего солнца. Всадник так доверяет своему коню, что даже не смотрит в направлении движения. Напряженность момента подчеркивает задний план картины. Автор использовал темные, глубокие тона для его написания. Запечатлен момент времени перед восходом солнца, очертания леса и полей еле прослеживаются.

Чтобы фигуры персонажей не сливались с землей, Васнецов написал их на фоне светлеющего неба, играющего нежными оттенками красного, голубого и фиолетового цветов.

Картина была написана в год начала Первой мировой войны, через нее автор пытался напомнить людям о былой славе, мощи и единстве русского народа.

— Составьте свой рассказ по данной картине, выразив в нем свое отношение к ее герою. (Примерный ответ. Я очень люблю читать былины, представляя себя могучим богатырем. Увидев картину В.М. Васнецова «Богатырский скок», я сразу понял, что этот художник тоже бесконечно любит и ценит неисчерпаемую сокровищницу русской народной литературы.

Огромный черный богатырский конь только оттолкнулся копытами от земли, а уже дремучий лес кажется низкой травой, а облака все ближе и ближе. Такой конь в считанные секунды сумеет преодолеть любые расстояния, чтобы доставить грозного седока к желанной цели.

Красив и суров богатырь, крепко сжимающий сильными ногами бока ретивого скакуна. Это настоящий русский воин, такому не страшны даже полчища врагов — пусть они сами дрожат и трепещут! Серебристый шлем, надежная кольчуга, щит сумеют защитить богатыря от мечей и стрел неприятеля, а длинное крепкое копье вселит ужас в захватчиков русской земли. Гордо и внимательно оглядывает воин бесконечные просторы родины, при первой же опасности он готов постоять за свой народ.

Вот что почувствовал я, рассматривая картину В.М. Васнецова «Богатырский скок». А еще я понял, что тоже не дрогну в решающую минуту, сумею защитить слабого и постоять за правду, когда это будет необходимо.)

VI. Рефлексия

— Выберите любое начало предложения и продолжите его.

Сегодня на уроке я узнал...

На этом уроке я похвалил бы себя за...

После урока мне захотелось...

Сегодня я сумел...

VII. Подведение итогов урока

— Почему Илья Муромец захотел испробовать все три дороги?

— Чем закончилась поездка богатыря?

— Чем понравилась вам картина В. Васнецова?

Домашнее задание

15 мая в 1848 году на свет появился очень известный на сегодня художник Виктор Михайлович Васнецов. Увлекаться живописью он стал еще в юности. Брал уроки рисования. Сегодня же его перу принадлежит множество известных картин, а им не перестают восхищаться. Его сказочный стили и персонажи, которых он рисовал, просто привораживают. Одной из таких захватывающих картин есть его работа «Богатырский скок».

На картине представлен богатырь во всей своей красе на могучем коне. Держится он очень уверенно и грозно. Одет в боевые доспехи. Поэтому можно судить, что он готовится к бою. На правой руке надет щит и держит богатырь в ней кол с железным наконечником. В левой руке находится к нут для управления лошадью. Спереди за поясом находится меч. Богатырь полностью экипирован и готов к бою. Даже его лошадь в полной готовности. Всем своим гордовитым видом она показывает насколько прислуживает своему хозяину. Грандиозный, высокий и неповторимый прыжок, совершенный ею по наказу своего хозяина, доказывает ее преданность. Небо на заднем фоне хотя и светлое, но слегка затянуто тучами. Земля и деревья темного цвета. Вся природа преобразилась перед наступлением боя. Но благодаря нашему богатырю и его непобедимому виду нам незачем беспокоится.

Мне кажется, что картина полностью соответствует своему названию. И конь со своим грандиозным прыжком, и богатырь с непобедимым видом очень гармонично вписываются в одно целое - богатырский скок. Я думаю, каждый увидит на картине то, что и хотел передать Виктор Михайлович Васнецов. Непоколебимость русского духа и его любовь к природе. Его сказочные персонажи на картинах всегда оживают и заставляют нас верить в чудеса.

Художник Виктор Михайлович Васнецов за свою жизнь нарисовал много замечательных картин. Ещё с юности он начал увлекаться живописью, брал уроки рисования. Сегодня же он является автором множества известных картин, которыми никогда не перестанут восхищаться многочисленные поклонники искусства. Сказочные персонажи – герои его картин – всегда выглядят настолько живо и интересно, что невольно начинаешь восхищаться ими. Одна из его работ называется «Богатырский скок». О ней я и хочу рассказать.

На картине мы видим богатыря, оседлавшего могучего коня. Держится воин очень уверенно и грозно. На нём художник изобразил боевые доспехи. Видно, что богатырь готов к бою. В одной руке у него кнут для управления лошадью, а другой рукой он держит кол с железным наконечником, на ней одет и щит. Спереди за поясом у богатыря меч. Он не только полностью готов к бою сам, боевой дух чувствуется и у коня. Он готов служить своему хозяину до победного конца! Грандиозный, высокий и неповторимый прыжок, который он совершил по наказу своего хозяина, доказывает его настоящую преданность. Небо на картине немного затянуто тучами. Земля и деревья тёмного цвета. Природа будто бы подготовилась к предстоящему бою. Но благодаря нашему могучему богатырю и его непобедимому виду нам не о чем беспокоиться.

Я думаю, картина полностью соответствует своему названию. И грациозного коня со своим прыжком, и богатыря с непобедимым видом можно описать одним названием – богатырский скок. Автор своей картиной лишний раз напоминает нам о непоколебимости русского духа. Сказочные персонажи на картинах Васнецова всегда оживают и заставляют нас верить в чудеса.

Вместе со статьёй «Сочинение по картине Васнецова «Богатырский скок» читают: