Картина "Ирисы" Ван Гога: описание, где находится оригинал. Описание картины Ван Гога «Ирисы Кто из этих художников написал знаменитые ирисы

Ирисы Винсента Ван Гога - один из самых известных и запоминающихся сюжетов великого нидерландского живописца. Написанные за год до смерти художника, Ири...

Картина "Ирисы" Ван Гога: описание, где находится оригинал

От Masterweb

08.06.2018 01:00

"Ирисы" Винсента Ван Гога - один из самых известных и запоминающихся сюжетов великого нидерландского живописца. Написанные за год до смерти художника, "Ирисы" стали словно отдушиной в его творчестве, поражающие своей живостью, нежной передачей цвета и общим умиротворением сюжета.

История создания

Сам художник отзывался об этой картине как о "громоотводе своей болезни", так как она была написана во время лечения в больнице при монастыре Сен-Реми де Прованс, "Ирисы" Ван Гога действительно положительно повлияли на общее психологическое состояние художника. Винсент страдал от биполярного расстройства личности, но лечение в Сен-Реми как будто и впрямь шло ему на пользу. В письмах к брату художник писал, что его вдохновляли деревенские пейзажи, юные жизнерадостные селянки и цветы, пышными клумбами раскинувшиеся по всей территории лечебницы. Современное фото больницы Сен-Реми де Прованс представлено ниже.


Также представляем вашему вниманию Сен-Реми де Прованс на картине Ван Гога. Эта работа стала достаточно знаменитой.


Во время написания "Ирисов" художник почувствовал, что может сдерживать приступы болезни во время работы. Это осознание, наверное, и придало картине такое непреодолимое ощущение жажды жизни и тяги к прекрасному. К сожалению, эта картина стала не отправной точкой, а завершающей - после нее сюжеты стали напряженнее и экспрессивнее, пока не достигли высшего накала в картине "Пшеничное поле с воронами", ставшей последней в жизни художника. "Ирисы" Ван Гог будто создал в последнем приступе жизнелюбивой гармонии, написав их за год до своей смерти.

Также мир увидел такое произведение, как "Пшеничное Поле с Воронами" (1890). Его вы можете увидеть ниже.


"Ирисы" Ван Гога - описание картины

Данное полотно содержит в себе все черты, характерные стилистике живописца: быстрые, изогнутые мазки, придающие написанному иллюзию движения, жизни. Всем его пейзажам присуще ощущение легкого ветерка, колышущего деревья, траву и цветы. Так же и в "Ирисах" - они будто шевелятся, раскачиваемые порывами ветра. Присутствует и так любимое Ван Гогом смешение жанров японской гравюры и импрессионизма. Но есть нечто, что все-таки отличает картину от других: во-первых, это ракурс - художник будто лежит на земле, глядя на цветы прямо перед собой, даже слегка снизу вверх.

Горизонта не видно, и центр картины визуально смещается вправо - здесь букет ирисов наиболее четко и выразительно прописан, в то время как слева и в глубине цветы слегка размыты и отдалены. Скопление ирисов справа уравновешивается участком голой, оранжевого оттенка земли слева. Яркие, жизнерадостные ирисы, закрывающие горизонт, позволяют зрителю буквально погрузиться в цветник. Насыщенные пятна фиолетово-синих цветков изысканно сочетаются с длинными, изящными ярко-зелеными листьями (явная отсылка к декоративному японскому стилю).

Японская гравюра с изображением ирисов передает всю красоту этих цветов.


Где находится оригинал?

Полотно, которое искренне любил Ван Гог - "Ирисы", музей Гетти выставляет с 1990 года. Это одна из немногих картин художника, выставленная на показ при его жизни. Стараниями брата художника - Тео Ван Гога - картина была представлена в "Салоне независимых художников" в Париже, в сентябре 1889 года. Через год после смерти художника, в 1891 году, "Ирисы" приобрел Октав Мирбо - французский писатель и ценитель искусства. Фото его представлено ниже.


Он купил ее не одну, а вместе с другой известной картиной Ван Гога - "Подсолнухи". За две картины он заплатил 600 франков.


В 1987 году оригинал картины Ван Гога "Ирисы" был продан с аукциона за рекордную на тот момент сумму - 53,9 млн долларов. Покупателем был бизнесмен и криминальный авторитет Алан Бонд, однако у него неожиданно не хватило денег для завершения сделки. Картина была снята с торгов, и только в 1990 году "Ирисы" Ван Гога приобрел музей Гетти в Лос-Анджелесе.


Этот музей был основан нефтяным магнатом Жаном Полом Гетти и по сей день является самым крупным музеем искусств на всем западном побережье США. Оригинал "Ирисов" Ван Гога - единственное полотно этого художника, представленное в музее.


Другие Ирисы

"Ирисы" 1889 года являются не единственной картиной художника, изображающей эти красивые весенние цветы. Годом ранее им было написано "Поле ирисов близ Арле". Эта картина является классическим пейзажем в стиле Ван Гога: яркое небо, поле, цветы, деревья и верхушки зданий вдали. В картине преобладают любимые желтые и голубые цвета живописца. Создается ощущение, будто ирисы являются фрагментом данной картины, однако здесь цветы прописаны более небрежно, они - всего лишь часть большого пейзажа.


Две другие картины написаны позже, в год смерти художника. На обеих изображены букеты ирисов, собранные в вазы. Первая так и называется - "Букет ирисов". Огромный букет цветов на ярко-желтом фоне собран в глиняный деревенский горшок. Ирисов так много, что несколько стеблей выпали из горшка на стол. Эта картина все еще производит приятное впечатление за счет яркости цвета и прежнего сочетания японизма и импрессионизма. Однако срезанные цветы не дают такого жизнелюбивого эффекта, как пышно растущие на клумбе. Возможно, выпавшими из вазы ирисами художник хотел подчеркнуть свое печальное настроение - он чувствует себя "выпавшим" из общества, лишним, чужим.


Другая картина хоть и повторяет название "Ирисы", но производит совсем противоположный эффект чем первая и предыдущая. На этот раз цветов не так много, они хорошо вмещаются и не выпадают; букет помещен в белый кувшин для воды. Четко очерченная зеленая скатерть и белая стена, занимающая большую часть фона, производят удручающее впечатление - они ассоциируются с больницей, нежилым помещением. Сами цветы также не столь ярки и слегка помяты - они будто уже увядающие, от них исходит ощущение смерти. Четкие черные контуры стеблей и лепестков - выразительно декоративные, опять намекающие на японское искусство. Отсутствие ярких цветов, напротив, отдаляет картину от импрессионизма. Возможно, художник хотел подчеркнуть, что даже любимые цветы перестали вдохновлять его - теперь они всего-навсего часть безжизненной картины.


Художественные особенности творчества Ван Гога

По сей день Винсент Ван Гог остается спорным художником. Одни его ненавидят, другие боготворят. Но нельзя не признать, что свежесть его картин, неординарность цвета и сюжетов делают его одним из самых влиятельных и актуальных в современном мире. "Ирисы" - одна из самых ярких картин великого голландского живописца. В ней настолько выразительна уникальность и самобытность художника, что даже зрители, далекие от импрессионизма и не признающие гениальности "Звездной ночи" или красочных портретов и автопортретов, непременно будут очарованы ею. В ней будто слились воедино все творческие находки, выработанные Ван Гогом в течение творческого пути.


"Ирисы" Ван Гога в современном мире

В наше время мало кто покупает репродукции известных картин для украшения интерьера - пыльные картины в массивных рамах подходят для музеев, но не для современного жилья. Однако творчество Ван Гога сопровождает современного человека другими способами, ведь его актуальность сейчас как никогда популярна. Например, картина Ван Гога "Ирисы" была использована в качестве принта в коллекции Ив Сен Лорана в 1989 году.

Также актуальны и другие дизайнерские решения с использованием сюжета "Ирисов" - они могут стать репродукцией на всю стену или складываться в виде мозаики из витражных стекол (например, в ванне или на кухне). Или они могут быть использованы как принты на футболках, чехлах для телефонов, серьгах, сумках и многом другом. Многим известны "Ирисы" Ван Гога. Оригинал в музее или репродукция на майке - не важно, главное - прикоснуться к душе великого художника.

Улица Киевян, 16 0016 Армения, Ереван +374 11 233 255

Всеми цветами радуги одарила природа ирисы: розовые и бронзово-багряные, лазоревые и сапфировые, сиреневые и пурпурно-вишневые, лимонные и оранжево-желтые, снежно-белые и голубовато-черные. Древние греки называли радугу ирисом, а потом и цветок, схожий с радугой по окраске, стали ирисом именовать, считая цветы осколками упавшей на землю радуги. У ирисов красивы не только цветы, но и листья, которые остаются зелеными до глубокой осени.

Каких только ирисов не существует на земле! Ирис карликовый, например, возвышается над поверхностью земли всего на несколько сантиметров, и его фиолетовые цветы кажутся воткнутыми прямо в землю. Зато лавандово-голубые или белоснежные цветы ириса гигантского голубого с вечнозелеными листьями красуются почти на саженной высоте.

В культуре цветы известны свыше двух тысяч лет и почитаются не только за красоту цветов, но и за аромат корня, вытяжки из которого применяются при изготовлении высококачественных духов, ликеров, вин и кондитерских изделий.

На острове Крит, среди росписей Кносского дворца на фреске изображен жрец, окруженный цветущими ирисами. Этой фреске около 4000 лет. Цветки ириса запечатлены в камне восточных и римских галерей и балюстрад. В средние века они росли в садах замков и монастырей, откуда перенеслись в сады горожан. Арабы еще в глубокой древности высаживали на могилах дикий ирис с белыми цветами. А в Древнем Египте его разводили еще в XVI-XV веках до нашей эры, и он был там символом красноречия. В Аравии, наоборот, они были символом молчания и печали.

Свое название цветок "ирис" получил из рук знаменитого целителя Гиппократа, который дал имя растению в честь древнегреческой богини Ириды, провозглашающей людям волю олимпийских богов. Богиня Ирида сходила по радуге на землю, поэтому слово "Ирис" в переводе с греческого означает радуга. Карл Линней, который предложил единую систему научных названий растений, сохранил за ирисом его древнее имя.

Флоренция лишь потому названа так римлянами, что вокруг этого этрусского поселения в свое время в изобилии росли ирисы, а латинское "флоренция" означает "цветущая". С тех пор ирис флорентийский украшает городской герб Флоренции.

Этот вид ириса прославился также тем, что с давних пор из его корневища научились извлекать душистое эфирное масло с ароматом фиалок. Именно поэтому корневище этого ириса называют фиалковым корнем. Этот естественный ароматизатор применялся в королевских гардеробных уже в XV в. Из 1 кг корневищ в среднем получают 7 г эфирного масла, которое используют в парфюмерии. Извлекают душистые вещества и из цветков.

Как религиозный символ ирис впервые появляется в живописи ранних фламандских мастеров, и на изображениях Девы Марии он присутствует как вместе с лилией, так и вместо нее. Это символическое значение связано с тем, что название "ирис" означает "лилия с мечом", в чем усматривается намек на скорбь Марии о Христе.

У христиан ирис символизирует чистоту, защиту, но также стал символом скорби и боли, причиной чему стали его острые клинообразные листья, которые будто олицетворяли страдания и печаль сердца Богоматери от страданий Христа. Особенно часто в качестве такого символа на изображениях Девы встречается голубой ирис. Ирис может также символизировать непорочное зачатие.

А вы знаете, что ирисы были особой гордостью Моне? Он сажал их неустанно и повсюду.

На Руси среди названий ириса (петушки, сорочьи цветы, лузики, косички) наиболее распространенным остается нежное "касатик", то есть дорогой, любимый, желанный.

В японских семьях, в традиционный праздник мальчиков, из цветов ириса готовят магический талисман, который должен вселить в душу юноши отвагу. В японском языке слова "ирис" и "воинский дух" обозначаются одним иерглифом. Даже листья ириса похожи на меч.

Клод Моне - Сад ирисов в Живерни, 1899-1900


Клод Моне - Клумба с ирисами в саду художника, 1900


Клод Моне - Сад (Ирисы), 1900

Клод Моне - Сиреневые ирисы, 1916-1917


Винсент Ван Гог - Цветущие ирисы, 1889

Эта знаменитая картина нидерландского художника Винсента Ван Гога была создана им в 1889 году. «Ирисы» стали одной из последних работ великого мастера. Через год Ван Гог умер. На момент работы над картиной живописец уже был неизлечимо болен. Он постоянно находился под присмотром врачей в клинике для душевнобольных. Эта клиника располагалась недалеко от живописного местечка Сен-Реми-де-Прованс.

Возможно, недуг так повлиял на творческую манеру Ван Гога, но картина получилась совершенно не похожей на все то, что писал художник до сих пор. Это не тот Ван Гог, которого знали. В полотне нет напряженности, тревожности, густых красок и теплых оливково-горчичных оттенков. Наоборот, здесь присутствует какая-то легкость, воздушность и прозрачная невесомость. Картина по манере исполнения напоминает японские гравюры.

Художник выбрал для своей картины необычный ракурс. Цветы заполняют собой практически всю поверхность полотна. Кажется, что сидишь на корточках посреди поля, в самой гуще цветов. Но изображение не выглядит застывшим, статичным. Композиция выстроена так, что взгляд невольно устремляется по диагонали вверх и влево. Присутствует в «Ирисах» и своеобразная симметрия. Так пятно земли на переднем плане уравновешивается оранжево-желтыми бутонами в верхнем левом углу. Белый ирис и бледно-голубой держат на себе горизонталь картины.

Влияние японской живописи заметно, в первую очередь, в прорисовке ирисов. Та же четкость и тонкость изящных линий, та же сплошная заливка цветом отдельных деталей. Но картина не полностью выдержана в этом стиле. Здесь же можно увидеть и влияние импрессионизма. И самое удивительное, что такое смешение совершенно не нарушает гармонию изображения. Оно лишь добавляет творению Ван Гога неповторимости и притягательного очарования.

Винсент Ван Гог - Ирисы. Сен-Реми, май 1890

Картина «Ирисы» Винсента Ван Гога написана художником в 1890 году. На сегодняшний день натюрморт хранится в «Музее Винсента Ван Гога» в Амстердаме.

Для натюрморта Ван Гога «Ирисы» характерно контрастное изображение жёлтого и синего цветов, их особое колористическое совмещение. У ирисов мягкая округлая форма, перекликающаяся отчасти с плавными нерезкими очертаниями вазы. Изображение ирисов напоминает волнообразный красочный поток цвета, что воссоздаёт атмосферу динамики, перетекания, переливания колористической энергии полотна. Одновременно с этим рождается впечатление хрупкости, воздушности, «пористости» рисунка.

Фон, рисунок вазы и плоскости стола прорисованы с применением художником тёплых, мягких цветов. Фоновый план картины заполнен единым цветом без излишней детализированности и орнаментальности. При этом подлинная сила цвета, его наполненность светом согревает, проникая во многие предметы окружающего мира и придавая воздуху зримость и цвет. Использование оттенков жёлтого выстраивает особый красочный ритм, выстраивает реальность полную гармонии и правильных черт. Цветовая подборка отличается насыщенностью, открытостью, без дробления на множество оттенков. Автор отдаёт большее предпочтение силе чёрного контура в обрисовке ярко-синих лепестков, свежих листков ириса в вазе.

Особенно тщательно проработано изображение цветов ириса. Штрихи белого цвета вырисовывают глубину и выразительность теней, объём и нежность сложных соцветий. Преобладание синих оттенков в изображении цветов не носит тотального характера. Скорее, можно сказать, что синий цвет ирисов тонально смягчён различными сочетаниями охры, жёлтого и голубого.

Написание рисунка вазы слегка смещено вправо, при этом подобное художественное решение подкреплено излишней «живостью» и пышностью рисунка букета в левой части полотна. Дальний план имеет одноцветное локальное решение и расцвечен жёлтым цветом, что смотрится довольно просто, аскетично, колористически односложно. Движения кисти художника следуют в своём движении очертаниям предметов, вылепливая саму «ткань» изображаемой вещи и выполняя функцию формообразования. Теневой рисунок не выписан, сведены до минимума законы классического построения светотени. Однако, «Ирисы» поражают яркостью и динамичностью визуального ряда, выразительностью красок, внутри которых существует глубинная сила цвета и линейного рисунка. Полотна Винсента Ван Гога отличны от многих работ академической классической живописи, а кроме того, от большинства работ импрессионистического искусства. Несмотря на это, его творчество полно жизненной силы. Главной особенностью творческого метода Ван Гога выступает яркость, подчас агрессивность, цвета, трепет линий, ощущение «дребезжания» образа, созданного на картине. В работах Ван Гога жизнь неудержима, словно поток сознания или бурливый неспокойный рой мыслей, идей, чью красоту нужно ещё уметь почувствовать и оценить.

Вокруг имени этого голландского живописца живет много мифов и домыслов, но бесспорным остается одно: Винсент Ван Гог - это гений эпохи постимпрессионизма.

Живопись как исповедь

Картина Ван Гога «Ирисы», написанная в мае 1889 года, является не только шедевром, подтверждающим эмоциональную и неповторимую манеру письма великого художника, это еще и трогательная попытка рассказать миру о своей страсти к живописи и о своем одиночестве. В композиции, в красках, в технике исполнения есть сокровенная идея мастера о том, что немыслимое космическое великолепие природы отражает вселенная человеческих душ. Для того чтобы убедиться в этом, давайте взглянем, в какое время и при каких обстоятельствах создал свои «Ирисы» Ван Гог, и что предшествовало написанию этого колоритного полотна.

Страницы биографии

Винсент Ван Гог родился в маленьком Нидерландском городке Зюндерте, воспитывался в духе религиозного аскетизма. Он получил неплохое образование, знал языки. Одно время юноша мечтал о судьбе священника, готовясь пойти по стопам своего отца - пастора местной церкви. В возрасте двадцати лет Винсент сделал успешную карьеру в фирме дяди, занимавшейся продажей картин. Эта работа подарила Ван Гогу вкус к высокой живописи. Опыт миссионера в сумрачном шахтерском городе на границе Бельгии и Франции открыл в молодом проповеднике такое острое сострадание к несчастным рудокопам и их семьям, что Ван Гог решил делить с ними их страдания, мерз, голодал и делал десятки набросков и зарисовок. Первыми героями живописных полотен мастера были рабочие и крестьяне. Своей заветной удачей он считал написанных в 1885 году «Едоков картофеля», беспощадно раскритикованных друзьями.

Парижские впечатления

Когда уединение наскучило Винсенту, он уехал в бурлящий жизнью Париж, окунулся в мир импрессионизма. С этого момента живопись его становится светлее и красочнее. Еще далеко впереди его знаменитые «Ирисы». Ван Гог неделями рисует цветы, добиваясь контраста, в котором смешанные тона соответствовали бы резким противоположностям. В этот же период Винсент «заболел» японскими эстампами. Вместе с братом Тео и на его деньги Винсент скупает красочные гравюры, собирая причудливую восточную коллекцию, без устали копирует их, добавляя собственный художественный почерк. Отголоски этой страсти демонстрирует и картина «Ирисы». Ван Гог написал ее с тем же очарованием цвета и вырезанных линий, какими наслаждался в японских эстампах, и с той же незападной простотой перспективы.

Период надежды, сомнений и слез

Парижская жизнь с яростными спорами, ночными бдениями за абсентом утомили художника, которого друзья и женщины нередко отвергали из-за его порывистого странного характера, и он уехал в южную провинцию Франции - Арль. Здесь Винсент безропотно сдался обаянию природы и посвятил себя поиску гармонии в чистых и яростных ее красках. Сюда Ван Гог убедил приехать своего друга Гогена, чтобы создать общину художников. Два месяца совместного творчества привели двух гениев к пылкой ссоре, после которой Винсент повредил себе левое ухо и попал в психиатрическую клинику. Нервными приступами художник страдал все чаще, диагноз, который ему поставили доктора, звучит сейчас как личности. Из госпиталя в Арле, где он создал более 150 картин, художник согласился переселиться в лечебницу недалеко от деревушки Сан-Реми, где уединение и архитектура навевали монашеский дух в живопись гениального голландца. Первой работой его в этом местечке были «Ирисы». Ван Гог написал эти восхитительные весенние цветы, символизирующие в местном фольклоре пробуждение и воскресение, так, словно бы сыграл музыкальный опус.

Симфония в красках

Сады в Сан-Реми стали его мистической планетой, художник пишет цветы, бабочек, жуков. Им движет восточная идея о том, что в каждой травинке и жучке заключен космос. Мастер пишет истово, импульсивно, сочно. Словно звуковые ритмы кладет мазки и линии в картине «Ирисы» Ван Гог. Описание полотна можно сравнить с тем, как красочные изгибы на переднем и заднем планах картины пульсируют подобно тому, как льется мелодия. Не случайно живописец признавался в письме к брату в том, что кисть в его руке подобна смычку скрипки. Автор пишет динамично, устремляясь сначала к кульминации, а потом к завершению полотна. На залитом солнцем фоне поля и подчеркнуто красной земли неистовствуют насыщенно-синие цветки, среди которых неожиданно выделяется один Не самого ли художника олицетворяет этот не похожий на другие цветок?

О чем мечтал гений

Признание явилось живописцу при его жизни. Критики писали об ошеломительной экспрессии его холстов и о том, что цвет в его полотнах выглядит драгоценностью, а в содержании картин открывается мужественная и утонченная личность. Но это не спасло художника от трагедии. В июле 1890 года, в возрасте 37 лет, он выстрелил себе в грудь и через два дня умер.

Однажды художник сказал своему брату, что всю жизнь стремился к тому, чтобы в его искусстве было что-то утешительное. Что ж, сегодня мы определенно можем говорить, что мечта великого Ван Гога сбылась...

Винсент Ван Гог. Ирисы. 1889 г. Музей Гетти, Лос-Анджелес

«Ирисы» Ван Гог создал в сложный момент своей жизни. Находясь в лечебнице для душевнобольных в Сен-Реми (юго-восток Франции).

За несколько месяцев до этого он отрезал себе бритвой мочку уха, испытав сильнейший нервный срыв. С тех пор где-то раз в месяц с ним случались припадки. Он впадал в забытье на несколько часов.

«Ирисы» созданы сумасшедшим?

Никто не знает, какая болезнь поразила художника. Возможно, он страдал эпилепсией (как его дядя и сестра). Но это значит, что между припадками он был абсолютно вменяем.

А может это были панические атаки. Но когда они проходят, то человек также вполне адекватен.

В любом случае, достаточно посмотреть на его «Ирисы», чтобы убедиться, что это написал человек в здравом уме.

Более того, человек, который всеми фибрами души хотел выздороветь и продолжить работать.

Винсент Ван Гог. Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой. Январь 1889 г. Цюрих Кунстхаус музей, Частная коллекция Ниархоса. Wikipedia.org

Ведь у Ван Гога была мечта. Он хотел изменить живопись и доказать другим, что его метод работы имеет право на жизнь.

В конце концов, он хотел продавать свои работы, чтобы получить материальную независимость и расплатиться с братом Тео (тот выплачивал ему ежемесячное содержание).

Когда Ван Гог создавал «Ирисы», все эти надежды ещё теплились в нем. Он был уверен, что живопись поможет ему преодолеть недуг.

Поэтому картина такая светлая, позитивная. В ней отражается настрой художника на лучшее.

В чем особенность «Ирисов» Ван Гога?

На картине мы видим цветочный ковёр. Нет горизонта и неба. Ван Гог сделал так, чтобы внимание зрителя было приковано только к цветам. Это очень необычный ракурс, который до него почти не встречался в западной живописи.

Но не Ван Гог придумал так писать. Такой ракурс часто встречается у японских мастеров. Когда художник очень близко приближает зрителя к объекту. А фон при этом нейтральный. Так работал знаменитый Кацусика Хакусай.


Кацусика Хакусай. Ирисы и кузнечик. 1820-е гг. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

А вот после Ван Гога такая техника встречается чаще.

Клод Моне напишет не одну подобную картину. В том числе с ирисами.


Клод Моне. Ирисы и кувшинки. 1914-1917 гг. Частная коллекция

Эту же идею подхватят и представители модерна. Среди которых самым ярким был .


Густав Климт. Цветущий сад. 1907 г. Фонд Ро для стран третьего мира, Цюрих

Но «Ирисы» Ван Гога интересны не только ракурсом.

Если их сравнивать с работой Моне, то сразу бросается в глаза разница в изображении цветов.

У Моне цветы написаны нечетко, в импрессионистской манере. Лишь сочный, почти светящийся цвет выделяет их в пространстве.

У Ван Гога цветы более реалистичные и правдоподобные.


При этом земля написана совсем в другой технике. Раздельными, разноцветными мазками. В результате у нас создаётся впечатление рыхлости почвы.

Только каких оттенков здесь нет. Пудровый, розовый, красный, желтый, коричневый. И даже местами синий. Такая техника чем-то похожа на пуантилизм.


Ван Гог. Ирисы (деталь). 1889 г. Музей Гетти, Лос-Анджелес

Это когда художник рисует отдельными точками или мазками разных цветов. С расчетом, что на расстоянии несмешанные краски соединятся в единую цветовую массу.

Одним из самых знаменитых пуантилистов был Поль Синьяк. Который как раз и познакомил Ван Гога с техникой разделения цвета.

Поль Синьяк. Красный буек. 1895 г. , Париж

Это весьма интересно. До Ван Гога ещё никто не соединял на одном полотне две такие разные техники. Реализм и пуантилизм.

Но он их как бы смягчил. Поэтому ничего не отталкивает. Как будто только так и можно было написать эти ирисы и почву.

Это ещё раз говорит о том, насколько Ван Гог стремился учиться у других. Но при этом все перерабатывал на свой лад. Он сознательно искал новый путь.

Согласитесь, на такое сумасшедший человек вряд ли способен.

Есть ли в «Ирисах» зашифрованное послание?

Наверняка вы обратили внимание, что среди синих цветов растёт одинокий белый ирис. Что Ван Гог хотел этим сказать? Нас так и подмывает искать в этом скрытый смысл.

Может художник так обозначает собственное одиночество?

Ведь никто не верил в него. Кроме его брата Тео и его самого.

Вряд ли. Ван Гог не любил символику. Стремился рисовать только реальный мир.

Ему была важнее выразительность. То есть возможность через цвет и форму выразить суть вещей. То, как он ее видел и понимал.

Поэтому он так легко отступал от реалистичности ради этой сути. Яркие цвета (). Гипертрофированные черты лиц ().

А вот специально что-то добавлять, чтобы зашифровать некое послание, он не хотел. Поэтому почти всегда писал с натуры, а не по памяти.

Картина «Ирисы» Винсента Ван Гога написана художником в 1890 году. На сегодняшний день натюрморт хранится в «Музее Винсента Ван Гога» в Амстердаме.

Для натюрморта Ван Гога «Ирисы» характерно контрастное изображение жёлтого и синего цветов, их особое колористическое совмещение. У ирисов мягкая округлая форма, перекликающаяся отчасти с плавными нерезкими очертаниями вазы. Изображение ирисов напоминает волнообразный красочный поток цвета, что воссоздаёт атмосферу динамики, перетекания, переливания колористической энергии полотна. Одновременно с этим рождается впечатление хрупкости, воздушности, «пористости» рисунка.

Фон, рисунок вазы и плоскости стола прорисованы с применением художником тёплых, мягких цветов. Фоновый план картины заполнен единым цветом без излишней детализированности и орнаментальности. При этом подлинная сила цвета, его наполненность светом согревает, проникая во многие предметы окружающего мира и придавая воздуху зримость и цвет. Использование оттенков жёлтого выстраивает особый красочный ритм, выстраивает реальность полную гармонии и правильных черт. Цветовая подборка отличается насыщенностью, открытостью, без дробления на множество оттенков. Автор отдаёт большее предпочтение силе чёрного контура в обрисовке ярко-синих лепестков, свежих листков ириса в вазе.

Особенно тщательно проработано изображение цветов ириса. Штрихи белого цвета вырисовывают глубину и выразительность теней, объём и нежность сложных соцветий. Преобладание синих оттенков в изображении цветов не носит тотального характера. Скорее, можно сказать, что синий цвет ирисов тонально смягчён различными сочетаниями охры, жёлтого и голубого.

Написание рисунка вазы слегка смещено вправо, при этом подобное художественное решение подкреплено излишней «живостью» и пышностью рисунка букета в левой части полотна. Дальний план имеет одноцветное локальное решение и расцвечен жёлтым цветом, что смотрится довольно просто, аскетично, колористически односложно. Движения кисти художника следуют в своём движении очертаниям предметов, вылепливая саму «ткань» изображаемой вещи и выполняя функцию формообразования. Теневой рисунок не выписан, сведены до минимума законы классического построения светотени. Однако, «Ирисы» поражают яркостью и динамичностью визуального ряда, выразительностью красок, внутри которых существует глубинная сила цвета и линейного рисунка. Полотна Винсента Ван Гога отличны от многих работ академической классической живописи, а кроме того, от большинства работ импрессионистического искусства. Несмотря на это, его творчество полно жизненной силы. Главной особенностью творческого метода Ван Гога выступает яркость, подчас агрессивность, цвета, трепет линий, ощущение «дребезжания» образа, созданного на картине. В работах Ван Гога жизнь неудержима, словно поток сознания или бурливый неспокойный рой мыслей, идей, чью красоту нужно ещё уметь почувствовать и оценить.